Добавить в «Нужное»
Регистры налогового учета
Организации, которые являются плательщиками налога на прибыль, для определения налоговой базы должны вести налоговый учет. Ведется он на основе первичных документов (ст. 313 НК РФ).
Какие бывают регистры налогового учета?
В основе налогового учета организации могут лежать регистры бухгалтерского учета. Если для определения налоговой базы в этих регистрах содержится недостаточно информации, то организация должна разработать регистры налогового учета. Для этого необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:
- дополнить регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами;
- разработать самостоятельные регистры налогового учета.
Аналитические регистры налогового учета
Аналитические регистры налогового учета — сводные формы налогового учета, данные в которых систематизированы и сгруппированы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ без распределения по счетам бухгалтерского учета (абз. 1 ст. 314 НК РФ).
Обязательные реквизиты аналитических регистров налогового учета
НК предусматривает перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в аналитических регистрах налогового учета:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Как вести регистры налогового учета
Регистры налогового учета организации могут вести как на бумажных носителях, так и в электронной форме (абз. 6 ст. 314 НК РФ).
Можно ли вносить исправления в регистры налогового учета
При обнаружении ошибки в регистре налогового учета организация должна внести в него исправления. Для этого в регистре необходимо указать верные данные, привести обоснование внесенного исправления, поставить дату исправления и заверить подписью лица, которое это исправление внесло.
Регистры налогового учета: образец
НК не предусмотрены обязательные формы регистров налогового учета. И налоговая инспекция не вправе требовать от организации вести регистры по какой-то установленной форме (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Организация самостоятельно разрабатывает формы регистров налогового учета и отражает их в своей учетной политике для целей налогообложения.
См. образец налогового регистра по налогу на прибыль
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
- Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
- Статья 315. Порядок составления расчета налоговой базы
Комментарий к ст. 314 НК РФ
Регистры налогового учета — это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль. Каждая организация должна самостоятельно разработать формы, которые она будет применять, и утвердить их приказом об учетной политике для целей налогообложения.
При этом каждый регистр должен содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование;
— период (дату) составления;
— измерители операции в натуральном и денежном выражении;
— наименование хозяйственных операций;
— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Судебная практика по статье 314 НК РФ
Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N 308-КГ17-65 по делу N А53-20551/2015
Отказывая в удовлетворении заявленных в данной части требований, суды, руководствуясь положениями статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 248, 250, 252, 265, 280, 314, 329 Налогового кодекса, исходили из того, что векселя переданы заявителю безвозмездно в целях погашения задолженности общества перед кредиторами и поскольку налогоплательщик не понес расходов на их приобретение, то при реализации или погашении такой ценной бумаги соответствующие расходы признаются равными нулю, а доход от выбытия данных векселей (сумма выручки, полученная от осуществления сделки передачи векселей в счет отступного) подлежит отражению в аналитических регистрах налогового учета и, соответственно, в налоговой декларации.
Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 304-КГ17-21192 по делу N А27-23021/2016
При рассмотрении настоящего спора суды, изучив представленные в материалы дела доказательства, сопоставив их с доводами сторон и исходя из положений статей 23, 89, 252, 265, 274, 283, 313, 314 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), норм Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовавшего в проверяемый период), а также Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующего в настоящее время), с учетом правовой позиции, установленной постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 3546/12, пришли к выводу об отсутствии со стороны общества обеспечения формирования полной и достоверной информации в налоговом учете о порядке образования доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы в отчетном налоговом периоде в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 302-КГ18-20113 по делу N А19-20216/2017
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 94, 98, 313, 314 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о наличии у налогового органа объективных оснований для проведения выемки предметов и документов у налогоплательщика и соответствии действий его сотрудников в ходе проведения выездной проверки требованиям законодательства, в связи с чем отказали в удовлетворении требований общества.
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15292 по делу N А12-25378/2018
При рассмотрении настоящего спора суды, изучив представленные в материалы дела доказательства, сопоставив их с доводами сторон и исходя из положений статей 23, 89, 252, 265, 274, 283, 313, 314 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), пришли к выводу об отсутствии со стороны общества обеспечения формирования полной и достоверной информации в налоговом учете о порядке образования доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы в отчетном налоговом периоде в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969 по делу N А40-24375/2017
Таким образом, налогоплательщик не игнорировал запрос, полученный от инспекции. Регистры налогового учета согласно положениям статей 313 — 314 Налогового кодекса предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы, и, следовательно, являются доказательством, позволяющим определить размер переносимого убытка.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.
Налогоплательщики, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, в целях выявления фактического наличия имущества, имущественных прав, сопоставления фактического наличия имущества, имущественных прав с данными бухгалтерского учета, проверки полноты отражения в учете обязательств (требований) и последующего отражения в регистрах налогового учета согласно положениям настоящей статьи и статьи 314 настоящего Кодекса объектов учета для целей налогообложения в срок до 31 марта 2023 года включительно проводят инвентаризацию имеющихся имущества, имущественных прав, требований и обязательств на дату, непосредственно предшествующую дате начала применения в отношении указанных налогоплательщиков положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Инвентаризация проводится на основании первичных учетных документов, в том числе договоров, приходных и расходных документов, отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств, и иных документов, предусмотренных законодательством. При этом в случае отсутствия первичных учетных документов подтверждение фактического наличия и стоимости соответствующих объектов налогового учета может осуществляться в ином порядке, если это предусмотрено законодательством.
Сведения о фактическом наличии имущества, имущественных прав, требований и обязательств и их стоимость в рублях записываются в инвентаризационные описи. Стоимость, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату, непосредственно предшествующую дате начала применения в отношении налогоплательщика положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Результаты инвентаризации оформляются актом об итогах инвентаризации (далее в настоящей статье — акт), подписанным руководителем юридического лица. К акту прилагаются инвентаризационные описи.
Налогоплательщик в срок, установленный частью двенадцатой настоящей статьи, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения акт с приложением инвентаризационных описей.
Сведения инвентаризационных описей последующему уточнению налогоплательщиком не подлежат и являются начальными данными налогоплательщика об объектах налогового учета с даты начала применения в отношении налогоплательщика положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналитические регистры налогового учета содержат важную информацию, необходимую для расчета налоговых обязательств. Из нашего материала вы узнаете о том, как построить аналитический налоговый учет в компании и какие угрозы возникают при его отсутствии.
Зачем нужны аналитические регистры налогового учета?
Аналитическим регистрам налогового учета посвящена ст. 314 НК РФ. Кодексом определено, что эти регистры предназначены для систематизации данных налогового учета (НУ).
Важно! В ст. 313 НК РФ расшифровано понятие НУ как системы обобщения учетной информации на основе первичных документов, позволяющей рассчитать налог.
Грамотно сформировать учетную политику для целей налогового учета поможет материал «Как составить налоговую политику организации?».
В Налоговом кодексе вопрос необходимости оформления аналитических регистров и расшифровка термина НУ рассматривается в отдельных статьях. Например, в ст. 314 25-й главы НК РФ (налог на прибыль) или в п. 1 ст. 230 23-й главы НК РФ (НДФЛ). Это означает только одно: все компании, рассчитывающие и уплачивающие эти налоги, обязаны организовать налоговый учет и формировать аналитические регистры налогового учета.
Сделано это совсем не для того, чтобы загрузить бухгалтерские службы дополнительной работой. Необходимость ведения НУ и составления аналитических регистров налогового учета продиктована существенными различиями бухгалтерского учета (БУ) и НУ по отдельным объектам учета или конкретным хозяйственным операциям.
Несмотря на то что расчет, например, налога на прибыль производится на основе тех же первичных документов, с использованием которых формируются записи в бухучете, без дополнительных вычислений, группировок и обобщений не обойтись. Для этого и предусмотрены специальные документы – аналитические регистры налогового учета.
Как облегчить работу с налоговыми регистрами?
Для небольших фирм с ограниченным объемом стандартных хозяйственных операций существует возможность существенно облегчить ведение НУ. При этом на правильность расчета налогооблагаемой базы (например, по налогу на прибыль) это не повлияет, а требования ст. 313 по организации налогового учета будут выполнены.
Изучить положения ст. 313 НК РФ поможет материал «Ст. 313 НК РФ (2015): вопросы и ответы».
Для этого учетной политикой необходимо предусмотреть, что отдельные регистры БУ служат одновременно регистрами НУ. Это возможно в том случае, когда порядок учета объектов или операций для целей обоих видов учета одинаков.
Рассмотрим пример:
Фирма «Трейд» приобрела дорогостоящий металлорежущий станок первоначальной стоимостью 6 300 000 руб. в октябре 2015 года и сразу ввела его в эксплуатацию, установив срок полезного использования 90 мес. Учетной политикой для целей БУ и НУ начисление амортизации предусмотрено линейным способом. В этом случае ежемесячная сумма амортизации по данным бухучета совпадет с налоговой амортизацией данного объекта и составит: 6 300 000 руб. / 90 мес. = 70 000 руб.
Формировать отдельный налоговый аналитический учет амортизационных сумм не имеет смысла – достаточно одного (общего) регистра для целей БУ и НУ. При расчете налога на прибыль будет участвовать расход, подтвержденный данными бухучета.
Иная ситуация возникнет в том случае, если фирма захочет быстрее признать в налоговых расходах стоимость ОС и предусмотрит учетной политикой применение амортизационной премии.
О последствиях такого шага расскажем в следующем разделе.
Когда без регистров не обойтись и по какой форме их составить?
Применение амортизационной премии приводит к тому, что величина налоговых расходов в первом месяце эксплуатации ОС превысит бухгалтерские, а сумма налоговой амортизации, учитываемая при расчете налога на прибыль в течение периода эксплуатации станка, составит меньшую сумму по сравнению с бухгалтерской амортизацией.
Важно! Увеличить единовременно налоговые расходы за счет амортизационной премии позволяет п. 9 ст. 258 НК.
Продолжим рассмотренный ранее пример:
Бухгалтер фирмы «Трейд» в ноябре 2015 года включил в налоговые расходы амортизационную премию в сумме 6 300 000 руб. * 0,3 = 1 890 000 руб. (для объектов 3–7 амортизационных групп амортизационная премия может составлять 30% от их первоначальной стоимости), а также амортизацию за первый месяц работы станка. Ежемесячная сумма налоговой амортизации составила: (6 300 000 – 1 890 000) руб. / 90 мес. = 49 000 руб.
Важно! Если учетная политика компании предусматривает применение амортизационной премии, воспользоваться этим правом она может только при вводе ОС в эксплуатацию – позднее это сделать нельзя (письмо Минфина от 21.04.2015 № 03-03-06/1/22577).
Все рассчитанные выше расходы должны найти отражение в аналитических регистрах НУ либо в расширенной версии регистра БУ, дополненной недостающей информацией. Если фирма решит оформить отдельный налоговый регистр, его форма может иметь произвольный характер, но обязательно должны присутствовать следующие реквизиты (абз. 10 ст. 313 НК РФ):
- название регистра;
- дата составления (в том числе указание на период, за который составлен регистр);
- натуральные (если это возможно) и денежные измерители операции;
- наименование объектов учета или хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) ответственного за составление регистра лица.
При этом не следует забывать, что форма применяемых фирмой регистров должна быть утверждена в качестве приложения к учетной политике (абз. 7 ст. 314 НК РФ).
Последствия отсутствия налоговых регистров
Отсутствие регистров НУ в первую очередь вредит самой компании. Результат такого упущения, повлекший неправильный расчет налогооблагаемой базы, приводит к незапланированным материальным потерям (недоимке, пеням и штрафам).
Важно! Отсутствие регистров НУ налоговики классифицируют как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и наказывают коммерсантов по ст. 120 НК РФ.
Если регистры не оформлялись в течение одного налогового периода, может последовать штраф в размере 10 000 руб., а если это нарушение длилось несколько периодов, размер налоговой санкции увеличивается втрое.
Например, налоговый период по НДС составляет квартал. Если в течение одного года компания забывала оформлять налоговые регистры по этому налогу, есть риск, что налоговики оштрафуют ее исходя из продолжительности нарушения, равной 4 налоговым периодам (кварталам). А значит, материальные потери «забывчивого» коммерсанта составят 30 000 руб. Отделаться минимальным штрафом не получится. Хотя компании, попавшейся на отсутствии регистров НУ в течение тех же 12 месяцев, но по другому налогу (например, по налогу на прибыль), налоговый период которого составляет календарный год, налоговики больше 10 000 руб. штрафа предъявить не смогут.
Подробнее о том, за какие нарушения последует наказание по ст. 120 НК РФ, вы можете узнать из материала «Ст. 120 НК РФ (2015): вопросы и ответы».
Итоги
Аналитические регистры НУ необходимы для правильного расчета налогов. Их форма разрабатывается самостоятельно предприятием и закрепляется в учетной политике, а обязательные реквизиты регистра определяются отдельными статьями налогового кодекса.
Отсутствие регистров может обернуться для фирмы дополнительными материальными затратами – ст. 120 НК РФ за это нарушение предусматривает наказание в сумме от 10 000 до 30 000 руб.