Павильон эрмитаж в екатерининском парке часы работы

Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Уже упоминавшийся летописец Царского Села И. Яковкин обращался к читателям так: «Ну, господа! Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж».

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли. Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении.

Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах. Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и, судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.

Динамика композиции сооружения, усиленная ритмом декорирующих фасады коринфских колонн, преобладание вертикальных членений над горизонтальными, отчетливо передал в своем изображении павильона М. И. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — бесценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном барочном наряде.

К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, примененные в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.

В 1753 году лепные украшения были покрыты позолотой, а фасады окрашены: белые колонны и наличники, золоченные лепные детали и скульптура особенно эффектно выделялись на сине-зеленом «селадонном» фоне стен. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году получила белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды засверкали золотом. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа завершилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году.

Установленный на площадке, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, павильон был окружен каналом фигурных очертаний с двумя мостиками; канал окаймляла балюстрада, также украшенная статуями и вазами. Канал и Дикая роща призваны были вселять чувство меланхолического уединения, настраивать на созерцательный лад и навевать воспоминания. По словам теоретика паркового искусства К. Гиршфельда, «таинственная мрачность и темнота места, глубокое уединение и торжественная тишина, величественные предметы естества не преминут привести душу в некоторое чувствие и понудить ее к важным помышлениям». Канал, впрочем, так и не был заполнен водой, которой в Царском Селе всегда не хватало (об этом свидетельствуют архивные источники и данные археологических исследований 2006 года), и в 1777 году по воле новой хозяйки Царского Села Екатерины II его засыпали.

В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов канал вокруг Эрмитажа был восстановлен на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.

Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. Центральный прямоугольный зал павильона связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными в плане кабинетами. Интересна отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф. Растрелли. Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, зал был пронизан светом. В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. Прежде в зале находились обеденные столы с подъемными механизмами. Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной» и «Похищение Европы».

Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

 

История строительства павильона «Эрмитаж»

Императрица Елизавета, дочь Петра Великого, после того как заняла престол, приказала разбить регулярный парк в Царском Селе. Для этого было приказано вырубить Дикую рощу, посаженную двадцать лет тому назад. В роще этой росла ольха, ели и березы. Устроением парка занимался садовник Елизаветы Ламберт. Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. 

 

В 1744 году началось строительство павильона Эрмитаж в Регулярном парке. Разработкой проекта строительства нового каменного здания занимался М. Г. Земцов, а собственно стройку вел С. И. Чевакинский. Закладка фундамента заняла всего полгода. А в 1744 году была завершена предварительная стройка. В 1749 году Эрмитаж был отстроен полностью, но фасады были переделаны по плану Ф. Б. Растрелли. Смысл его идеи состоял в том, что новый павильон – этакий парафраз Екатерининского дворца.

 

Первое время вокруг Эрмитажа был проведен канал. Вся площадка между новым павильоном и каналом была выложена черными и белыми мраморными плитами в шахматном порядке. Эрмитаж – это двухэтажное каменное строение с большим залом в центре, а в зале, в свою очередь, в каждом из четырех углов была галерея. Единообразие Эрмитажа с Екатерининским дворцом выделяется, прежде всего, расположением павильона: он стоит на аллее, исходящей от центра Екатерининского дворца.

ermitag1 ermitag3

Архитектурные особенности павильона «Эрмитаж»

Внешняя отделка Эрмитажа, как и подобает стилю барокко, многообразная, богатая, яркая и довольно активная, как и у Екатерининского дворца. Сочетание цветов в отделке павильона ровно такое, что и у большого дворца, то есть лазурный голубой, белый и золото. Эрмитаж был украшен гирляндами, лепными украшениями, вазами, статуями. Часть этих украшений была вызолочена, на ярком голубом фоне великолепно выделялись белые колонны. Павильон оставляет впечатление роскошной ювелирной игрушки на фоне большого Екатерининского дворца. 

 

Парк вокруг Эрмитажа стал выгодным фоном для его довольно экспрессивной архитектуры. Деревья были ровно подстрижены. А сам павильон окружал ров соответствующей для барокко формы, соединявшийся двумя мостами с парком. Эрмитаж был любимым местом русских императриц, предназначенным для отдыха и развлечений. Внутри Эрмитажа стояли интересные гостям прототипы современных лифтов, а именно маленькие диванчики, которые при помощи специальных устройств поднимали гостей наверх.

 

Внутреннее убранство в целом было очень занятным. Окна в зале пропускали огромное количество света, так как были одновременно дверями на балкон. Между окнами располагались большие зеркала, которые отражали и увеличивали количество света. В Эрмитаже давались обеды для иностранных гостей, которые удивлялись не только поданным блюдам, но и различным механизмам. Столы в зале после обеда опускались вниз, в служебное помещение, и зал полностью освобождался.

 

Во время обеда смена блюд происходила без присутствия слуг в зале, угощение поднималось по специальным трубам, а заказы принимались с помощью оповещения колокольчиками и записками. В сердце здания был колодец с чистой водой. 1817 год был последним годом использования механизмов Эрмитажа. Здесь после большого официального мероприятия в Петербурге был устроен семейный праздник по случаю бракосочетания царя Николая Павловича и Александры Федоровны.

 

Современное время

  • С середины XVIII здание не перестраивалось, соответственно, его планировка и внутреннее убранство дошли до нас почти в первозданном виде.
  • В годы войны здание Эрмитаж сильно пострадал, но было отреставрировано.
  • В наши дни залы Эрмитажа открыты для посещения.

 

 

 

 

ermitag4 ermitag2

Редакция сайта Пушкин.спб.ру


Откроется через 11 ч. 21 мин.

Адрес

Санкт-Петербург, Садовая, 9 лит Д, 1—2 этаж

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Вт-вс: 11:00—19:00
касса и вход: вт-вс 11:00-18:00

Компания в сети


50 фотографий
павильон Эрмитаж Царское Село на Садовой улице, 7

Цены павильон Эрмитаж Царское Село на Садовой улице, 7

Сортировать:

по цене

по популярности

Входной билет в павильон Арсенал (Взрослый)


250



Входной билет в павильон Арсенал (Учащиеся (с 16 лет), студенты)


100



Входной билет в Екатерининский дворец (Лица младше 16 лет)


По договоренности

Входной билет на спектакль-променад «Вечное возвращение»


350



Входной билет в Александровский дворец (Взрослый)


600



Входной билет в Александровский дворец (Льготный)


400



Входной билет в Александровский дворец (Лица младше 16 лет)


По договоренности

Входной комплексный билет «Два дворца» на посещение Екатерининского и Александровского дворцов (Взрослый)

По пятницам, субботам и воскресеньям в зимний сезон


1000



Входной комплексный билет «Два дворца» на посещение Екатерининского и Александровского дворцов (Льготный)

По пятницам, субботам и воскресеньям в зимний сезон


600



Входной билет на экспозицию «Виртуальное путешествие в императорском поезде»

Продолжительность 10-15 минут


250



Цены, приведённые на сайте, не окончательные, не являются публичной офертой и носят информационный характер. Администрация оставляет за собой право изменять цены.
Вы можете уточнить стоимость по телефону.

Специалисты павильон Эрмитаж Царское Село на Садовой улице, 7

Официальная группа Вконтакте павильон Эрмитаж Царское Село на Садовой улице, 7

Похожие культурные места

Средняя оценка — 4,1 на основании 57 отзывов и 23 оценок

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Павлик золоторудная компания контакты отдела кадров
  • Ооо инвестиционная строительная компания вск инвест
  • Ооо инвестиционно строительная компания возрождение
  • Палеонтологический музей на профсоюзной часы работы
  • Ооо инженерные решения огрн 1167746480010 реквизиты