Зачастую пожарной безопасностью в организации занимаются не профессионалы, а работники, на которых возложили эти обязанности. Поэтому возникает множество вопросов, например, как провести обучение и противопожарный инструктаж, как рассчитать допустимое количество людей на объекте защиты и пр.
1. Кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность?
Согласно Правилам противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479) работодатель вправе возложить ответственность за пожарную безопасность на отдельного сотрудника, который по своей должности и характеру работы отвечает за охрану труда.
1 марта 2022 года вступил в силу Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806, который вводит новый порядок обучения по пожарной безопасности. Согласно документу, ответственных за пожарную безопасность нужно направлять только в учебные центры.
Если в компании нет такого сотрудника и штатным расписанием не предусмотрена отдельная штатная единица, вы можете поручить эти обязанности любому сотруднику, включая руководителя организации. Для этого организуйте его обучение в специализированном учебном центре.
Пройдите курс «Пожарно-технический минимум для руководителей и специалистов: дистанционное обучение», чтобы выполнить требования МЧС.
2. Сколько людей могут одновременно находиться на объекте защиты?
В Правилах противопожарного режима в РФ (Постановление № 1479) сказано, что организация обязана в инструкции о мерах пожарной безопасности указать:
- порядок содержания территории и зданий,
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов,
- порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
- допустимое количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты, и многое другое.
Верхний предел количества людей на объекте чаще всего уже обозначен в проектных документах на объект. Если такой информации нет, это показатель можно посчитать самостоятельно. В основе расчета должна лежать информация о количестве эвакуационных выходов. В своде правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» заложено требование в помещениях с одним выходом не допускать скопления 50 и более человек. Если помещение находится на цокольном и подвальных этажах — не более 15 человек одновременно.
Если нет нормативных требований о максимальном количестве людей, ведите следующий расчет: не менее 1 кв. м на одного человека. Используйте также результаты оценки пожарного риска, если она уже проводилась.
Образец инструкции о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ можете скачать в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
3. Как и когда проводить инструктаж по противопожарной безопасности?
Пожарно-технический минимум
Для руководителей и специалистов организаций, 30 ак. часов. Удостоверение
Посмотреть программу
С 1 марта 2022 года действует новый порядок обучения по программам противопожарного инструктажа.
Для предприятий и организаций вводятся два вида обучения — противопожарный инструктаж для всего персонала и командированных лиц, а также дополнительное профессиональное образование (ДПО) для установленных категорий сотрудников (п. 3 Правил противопожарного режима от 16.09.2020 № 1479).
В ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ и Приказе МЧС России от 18.11.2021 № 806 указаны категории специалистов, которым следует проходить обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности. Периодичность обучения по пожарной безопасности не установлена, должна определяться учебным центром.
- Исключение: работники организаций, лицензированных на оказание услуг в области пожарной безопасности, должны повышать квалификацию каждые пять лет (Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128).
Противопожарные инструктажи по-прежнему разделены по видам и срокам проведения — вводный, первичный и повторный на рабочем месте, внеплановый, целевой. Проверить знания теоретической части противопожарного инструктажа можно дистанционно (п. 20 Порядка № 806).
Если работники прошли обучение по пожарно-техническому минимуму до 1 марта 2022 года, то внеплановое обучение не потребуется. Для такой категории работников документ об обучении сохраняет свою силу до окончания срока его действия: три года для всех предприятий и год на взрывоопасных производствах.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инструкция о мерах пожарной безопасности при огневых работах
754.4 КБ
Скачать
Ответственный за пожарную безопасность в арендуемом помещении
В большинстве случаев действующие в настоящее время нормативные акты четко определяют, кто и за что отвечает при выполнении требований законодательства, связанного с защитой от огня. Однако, один вопрос до сих пор вызывает неоднозначное толкование юристов. Он связан с определением тех лиц или хозяйствующих субъектов, кто несет ответственность за пожарную безопасность в том случае, когда помещение или здание находится не в собственности, а в аренде у хозяйствующего субъекта.
Существующая на данный момент практика трактует требования законодательства следующим образом. Во-первых, в ст. 38 ФЗ №69-ФЗ четко прописана ответственность за нарушения пожарной безопасности следующих юридических и физических лиц:
- собственник объекта. Данное обстоятельство является вполне логичным и не вызывает вопросов;
- руководители соответствующих подразделений государственной исполнительной власти и выбранных органов местного самоуправления. В перечень их функций включен контроль над соблюдением хозяйствующими субъектами, действующими на их территории, требований законодательства по рассматриваемому вопросу. Поэтому соответствующую ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет, притом вполне логично, каждый руководитель территориального органа власти;
- лица, которые на законном основании владеют, пользуются или распоряжаются объектом защиты. Именно под данную категорию попадают арендаторы зданий или помещений.
- Несмотря на то, что они напрямую не указаны в законе, большинство специалистов по юридическим вопросам считают это вполне четко прописанным условием.
Исходя из основных моментов вышесказанного, следует вполне однозначный вывод, что арендатор несет ответственность за пожарную безопасность помещения, здания или сооружения, которым пользуется, распоряжается или владеет.
При этом обязательно следует обратить внимание на еще одно немаловажное обстоятельство. Требования законодательств дают прямой ответ и на другой вопрос, несет ли арендодатель ответственность за пожарную безопасность объекта защиты? Да, безусловно, причем в не меньшей степени, чем хозяйствующий субъект, взявший помещений или здание в пользование по заключенному арендному договору.
Кто несет ответственность за пожарную безопасность в целом на предприятии
Требования существующего на данный момент законодательства четко определяют, что ответственность за пожарную безопасность на предприятии несет, прежде всего, его непосредственный руководитель, а также специально назначенный сотрудник, ответственный конкретно за данное направление работы. К нему предъявляются следующие обязательные требования:
- стаж работы в организации не менее 3-х лет;
- принадлежность к руководящему составу хозяйствующего субъекта;
- утверждение приказом по предприятию, подписанным руководителем.
Еще одним дополнительным, но при этом обязательным условием назначения ответственным является прохождение соответствующего обучения. Его курс обычно составляет не менее 72 часов и включает не только изучение основных требований по рассматриваемой теме, но и правил оказания необходимой медицинской первой помощи, основ охраны труда и организации безопасного производства и т.д.
К числу обязанностей ответственного за противопожарную безопасность на предприятии относятся следующие вопросы:
- проведение предусмотренного законодательством обязательного инструктажа;
- контроль над соблюдением руководством и рядовыми сотрудниками правил и требований, предписанных законодательством о пожарной безопасности;
- проверка наличия и правомерности необходимых удостоверений, которые должны быть у всех ИТР, а также у некоторых представителей рабочих профессий;
- организация обучения и проведение аттестаций по рассматриваемой тематике;
- проведение учений и тренировок;
- разработка всей необходимой документации, включая инструкции и планы эвакуаций;
- контроль над состоянием средств и систем сигнализации и пожаротушения.
Такой внушительный список обязанностей, которые возложены действующим законодательством на ответственного сотрудника на предприятии, показывает, какое серьезное значение придается вопросам, связанным с обеспечением требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ответ на следующий немаловажный вопрос, какую ответственность несет ответственный за пожарную безопасность, содержится в соответствующих разделах КоАП России. Он предусматривает два основных вида наказания:
- приостановка деятельности нарушившего закон предприятия. Это наказание встречается на практике чаще всего. Его срок составляет 90 суток и определяется ст. 3.12 упомянутого выше Кодекса;
- наложение штрафа. Данный вид ответственности также используется в реальной жизни достаточно часто. Он определяется ст. 20.4 КоАП и составляет весьма существенные суммы:
- для юридических лиц предусматриваются санкции в размере от 150 до 200 тыс. руб. при первом нарушении, от 200 до 400 тыс. руб. при повторном;
- для занимающих ответственные должности лиц: от 15 до 30 тыс. руб. при первом нарушении, от 30 до 60 тыс. руб. в случае повторного.
Следует учитывать и то обстоятельство, что ответственность за нарушение требований и обязательных предписаний в области пожарной безопасности, предусмотренных действующим законодательством, может быть не только административной, но, в ряде случаев, и уголовной. В частности, ст. 219 УК РФ предусматривает возможность возбуждения дела в случае нанесения тяжкого и особо тяжкого вреда жизни и здоровью человека. В этом случае наказание может составлять до 5 лет лишения свободы, если нарушение пожарной безопасности привело к гибели одного физического лица. В случае двух и более смертей срок по решению суда может составить максимум 7 лет. Дополнительным наказанием является запрет заниматься определенными видами деятельности.
Кого касается пожарная безопасность?
Законодательством установлен круг лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности (далее-ПБ). Это руководители организаций и должностные лица, лица, назначенные ответственными за обеспечение ПБ, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.
Таких ответственных должностных лиц (не считая граждан и рядовых работников) в экономике и социальной сфере около 4 миллионов человек. Не со всеми из перечисленных лиц контактируют пожарные инспектора. Но ПБ, в той или иной форме, касается всех 4 миллионов. Возникает вопрос: понимают ли все они, как соблюдать требования ПБ? Что конкретно надо делать?
Как показывает практика, смысла такой задачи они не понимают.
Чего бизнес не понимает?
Ответственные должностные лица не понимают, что система ПБ представляет собой совокупность сложных противопожарных мероприятий: инженерно-технических, архитектурно-конструктивных, объемно-планировочных систем и средств, а также организационных методов управления противопожарным поведением людей.
ПБ является «круглосуточной» и «круглогодичной» системой. Даже на небольшом предприятии или в организации она состоит как минимум из 1200–1700 параметров. Соответственно мест и участков, где должны соблюдаться и где могут быть нарушены требования ПБ, — несколько тысяч.
Должностные лица не понимают, что для соблюдения требований ПБ им необходимо:
- знать тысячи требований ПБ;
- распределить среди подчиненных работников обязанности по соблюдению тысяч требований ПБ;
- организовать контроль за соблюдением требований ПБ в нескольких тысячах мест и участков предприятия, организации.
И многие другие работы: планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление.
Почему бизнес этого не понимает?
Первая причина. Государство не обеспечило ответственных должностных лиц стандартами и инструкциями: как эффективно и правильно выстроить противопожарную работу? Они путаются в море условий, запретов, ограничений. И не знают, с чего начинать, что является главным, что является критерием их деятельности.
Вторая причина. Если в соответствии с действующим законодательством ответственные должностные лица обязаны выявлять нарушения требований ПБ, то пожарный инспектор должен контролировать именно «выявление ими нарушений». Вместо этого пожарный инспектор сам выявляет нарушения. Этим самым он запутал должностных лиц, что от них требуется: самим выявлять нарушения или ждать, что это сделает инспектор при очередной проверке? Ответственные за ПБ лица «ждут» пожарного инспектора. И ничего не предпринимают для соблюдения требований ПБ.
Методы работы пожарного инспектора дезориентируют руководителей хозяйствующих субъектов: «Что конкретно надо делать по предупреждению пожаров и надо ли делать что-либо вообще?».
Почему пожарный инспектор непонятный и непредсказуемый?
Дезориентируя руководителей хозяйствующих субъектов «что конкретно надо делать…», инспектор им непонятен. Кроме этого, он использует непонятную и запутанную систему требований ПБ. Запутанную до такой степени, что в ней не могут разобраться даже пожарные специалисты. Вот их мнение:
«…совершенно нелогичной представляется ситуация, когда мощнейшие проектные институты с огромным штатом высококвалифицированных специалистов самого разного профиля способны грамотно проектировать любые уникальные объекты, но не способны обосновать принятые противопожарные мероприятия…»;
«На каком языке это написано? Отдельные перлы нужно прочитать по 6 раз, чтобы, читая седьмой раз, понять, что все равно ничего не поймешь!»
«Постоянно слышу одну и ту же фразу: «Сейчас специалист по пожарной безопасности нам это переведет»;
«Государственный пожарный надзор для меня уже давно не инструмент для достижения каких-либо целей, а скорее обезьяна с гранатой — иногда рванет там, где надо, а в основном рвет во вред нашему горемычному государству».
Непонятна логика инспектора, при которой ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от пожара, ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от штрафа. Получается замкнутый круг: не обеспечил ПБ — пожар, штраф, обеспечил ПБ — пожар, штраф.
Инспектор непонятен еще и потому, что налагает на собственника штраф, чтобы тот сохранял от пожара имущество, ему же и принадлежащее, как будто он сам этого не хочет. Непонятно, почему пожарный инспектор применяет двойное наказание: за одно и то же нарушение требований ПБ наказывает и руководителя, и юридическое лицо?
Инспектор непредсказуем. Зная сотни и тысячи требований ПБ, он сам не понимает, как их осуществить на практике. И требует от руководителя нести личную ответственность за работы, которые непосредственно не относятся к компетенции руководителя, а являются обязанностями других работников организации. Руководитель лично должен:
- обеспечить наличие табличек с номером телефона;
- обеспечить наличие на дверях помещений табличек — обозначения категорий помещений;
- обеспечить исправное состояние знаков пожарной безопасности;
- обеспечить наличие исправных электрических фонарей;
- обеспечить своевременную очистку от горючих отходов, мусора и тары;
- осуществлять проверку и ремонт печей и котельных, очистки дымоходов от сажи;
- обеспечить исправность клапанов мусоропроводов;
- организовать проведение работ по заделке образовавшихся отверстий и зазоров в противопожарных стенах;
- извещать пожарную охрану об уменьшении давления в водопроводной сети и многое другое, более ста.
Разве за это должен лично отвечать руководитель? Ясно, что нет. Но руководитель читает предписание пожарного инспектора и не может понять: «Что от меня хотят? Если я должен лично отвечать за „систему“, которая обеспечивает соблюдение всех требований ПБ, то это правильно. А если я должен лично отвечать за исправность клапана мусоропровода, то правительство, по-прежнему, не только кошмарит бизнес, но и перешло к мордованию руководителей».
Непредсказуем еще потому, что при каждой новой проверке предлагает все новые и новые мероприятия, цели которых непонятны. И список таких непонятностей и непредсказуемостей можно продолжать.
Действительно ли, что пожарный инспектор приходит для того, чтобы не было пожара?
Чтобы не было пожара, необходимо, чтобы инспектор понимал полную картину положения дел. На самом деле выявленные инспектором нарушения — это далеко не полная картина противопожарного состояния, это менее 20 % нарушений от фактически имеющихся. Мало того что не полная картина, да еще к этому не проверяется техническая эффективность тех мер, которые предлагаются для устранения этих менее 20 % несоответствий. Очевидно, что деятельности пожарного инспектора недостаточно для того, чтобы не было пожара.
Вот поэтому в предписании пожарный инспектор пишет одно, а страна горит от другого. Если так, то и штраф бессмысленный, потому что накладывается «за одно, а горит от другого». Поэтому-то мы и говорим: «Пожарный инспектор думает, что он приходит «чтобы не было пожара». А на самом деле он приходит, чтобы написать оторванное от жизни предписание и для галочки оштрафовать. Вот мнения пожарных инспекторов и предпринимателей:
• «Вообще никак наличие органов пожарного надзора на количестве пожаров не отражается»;
• «Сейчас ИП и юрлица выполняют требования предписаний не для того, чтобы от пожаров спастись, а для того, чтобы от пожарных инспекторов спастись.
Действительно ли, что пожарный инспектор в отличие, например, от налогового инспектора, ничего не отбирает?
Проблема в том, что пожарный инспектор требует применять экономически не обоснованные противопожарные системы и средства „где надо и где не надо“. Стоимость этих систем и средств не по карману российскому бизнесу и бюджету. Размер затрат на ПБ уже достигает 10 % стоимости гражданских зданий и 15 % стоимости промышленных и высотных зданий. Плюс немалые управленческие и эксплуатационные расходы. В целом затраты на ПБ страны достигли сотен миллиардов долларов, являются одними из самых высоких среди развитых стран. Власть все наращивает и наращивает непомерные и неэффективные затраты на ПБ. Вот мнения специалистов:
• „Пожнадзор“: в мозгах прописано это — только противопожарные мероприятия, требующие значительных материальных, денежных и физических затрат»;
• «А у меня в районе наш доблестный пожарный надзор нагнул муниципальный детский центр в общей сложности более чем на 600 тысяч рублей. И все это при наличии исправной пожарной автоматики»;
• «В большинстве случаев эти меры просто памятник неадекватности потраченных финансовых средств»;
• «Главная задача — кого-нибудь нагнуть на выполнение противопожарных работ и услуг в аффилированной компании или выполнить „политический“ заказ».
От неподъемной стоимости невозможно выполнить дорогостоящие предписания, что влечет бессмысленные и огромные штрафы: на граждан до 5000 рублей; на должностных лиц до 30000 рублей; на ИП до 50000 рублей; на юридических лиц — до 500 000 рублей. При пожаре до 1 миллиона рублей; приостановление на срок до 90 суток деятельности юридических лиц и ИП.
Появилась новая форма наказания инспектором: «Не нравится — идите в суд».
Вне зависимости от результата рассмотрения дела судом соответствующие необоснованные расходы на участие — это уже наказание. Потому что, чтобы чего-то добиться, надо «ходить по судам». А это огромные управленческие затраты.
Все эти бессмысленные расходы и бессмысленные штрафы — это выбрасывание денег на ветер. «На ветер» еще хуже, чем налоговый инспектор отбирает деньги в бюджет.
Что означает «один на один с проблемами пожарной безопасности, пожарами и пожарным инспектором?»
«Один на один» означает, что инспектор не разъясняет, не консультирует, не предлагает приемлемое, не дает достаточный срок, он превращен в буквоеда. «Один на один» означает, что суд не поможет. Судья руководствуется той же непонятной и запутанной системой требований ПБ, что и инспектор.
«Один на один» во взаимоотношениях со страховыми компаниями означает, что они не помощники предпринимателю. Страховые компании осуществляют страхование с любыми нарушениями требований ПБ. После пожара: «В возмещении убытков вам отказываем. Вы нарушили требования ПБ», которые страховщики до пожара видели «своими глазами».
«Один на один» в контексте расследования пожаров означает, что никакой адвокат не поможет. Картину пожара фиксируют правоохранительные органы. Они часто в качестве причины пожара выдвигают мало доказанные условия возникновения огня, потому что в большинстве случаев причину их возникновения точно установить невозможно, а у следствия задача — найти и причину пожара и виновника. Но дело рассматривается исходя из того, как предварительное расследование зафиксирует картину пожара.
В рамках составленных документов работает адвокат. А поскольку в стране отсутствует экспертный бизнес, который тут же, по следам пожара, фиксирует альтернативное (от следователя) мнение по «картине» пожара и дает свою оценку причины пожара, то адвокату не к кому обратиться за альтернативным мнением.
Будущее пожарного надзора
Как складывается судьба государственного надзора контроля за соблюдением требований ПБ? Государственный надзор на стадии проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений (зона ответственности Ростехнадзора) усиливается. Т.е. количество проверок и количество принятых мер, в том числе штрафов, увеличивается.
Государственный контроль на стадии эксплуатации зданий и сооружений, контроль за организациями (зона ответственности органов Госпожнадзора МЧС РФ).
Здесь МЧС РФ внесло предложение не осуществлять контроль за небольшими организациями, если они продекларируют свою безопасность. По остальным объектам надзор МЧС РФ по-прежнему останется жестким.
Что предпринимателю делать для соблюдения требований ПБ?
Пожарных норм и правил так много, что их знать предпринимателю практически невозможно…«. Тогда что надо делать? Опыт показывает, что эту работу надо поручать специалистам ПБ. Сегодня на рынке много предложений по экспертным услугам в области ПБ. Первую группу экспертных услуг составляют предложения по оценке соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудиту ПБ).
Эти предложения о том, что экспертная организация показывает хозяйствующему субъекту, какие имеются у него несоответствия. Но проблема в том, что такая оценка способна показать только часть из имеющихся несоответствий и только на определенный момент времени. Через какой-то период времени она «устареет». И главное — она не является механизмом, который меняет состояние, не устраняет недостатков. Такой услуги недостаточно для соблюдения всех установленных требований ПБ.
Вторая группа экспертных услуг — это осуществление «пожарно-профилактической работы» (далее — ППР).
Когда специалист ПБ, за руководителя, выполняет его функции: формирует проекты противопожарных инструкций и приказов, осуществляет контроль за соблюдением требований ПБ, обосновывает выделение финансовых средств и т. п. За исключением «непередаваемых начальственных» функций: утверждение руководителем инструкций и приказов, принятие решений по результатам контроля за соблюдением требований ПБ, выделение руководителем финансовых средств и т. п.
Разумеется, ППР выполняет и задачи предыдущей услуги — оценки соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудита ПБ).
Имеется два варианта получения ППР
Первый — когда хозяйствующий субъект берет в качестве работника соответствующего специалиста. В одних случаях ППР выполняет специально освобожденный работник. Но тут есть проблемы. Специалист уволился — ищи нового. В других случаях такие работы выполняют специалисты, совмещая несколько функций.
Например, инженер по охране труда выполняет и работы по пожарной профилактике. Или руководитель службы безопасности осуществляет противопожарные контрольные меры.
При совместительстве, как правило, — хороший специалист в вопросах охраны труда или в вопросах охранной безопасности, но недостаточно квалифицированный в противопожарных вопросах. У многих организаций объем ППР составляет менее ежедневной восьмичасовой занятости. Но специалисты предлагают себя на полный рабочий день — то есть опасность переплаты незаработанного.
Второй вариант получения ППР.
Когда с экспертной организацией заключается договор на аутсорсинг (аренду) специалиста ПБ. Более выгодно взять в аренду специалиста, чем содержать соответствующего работника в штате. Потому что:
- предоставленный экспертной организацией работник — это квалифицированный специалист, обучение и переподготовка которого лежит на плечах экспертной организации;
- при отпуске, болезни, учебе, увольнении направляется другой работник;
- услуги предоставляются организациям, у которых объем профилактических работ меньше чем восьмичасовой рабочий день, в объеме фактических потребностей;
- экспертная организация может выполнять пожарно-профилактическое обслуживание в пределах суток;
- экспертная организация имеет больший опыт взаимодействия с государственными органами (делает это чаще, практически каждый день), чем хозяйствующий субъект (от проверки к проверке).
Другими словами, экспертная организация берет на себя выполнение всех обязанностей руководителя. Она выступает скорой пожарной помощью, консультантом, круглосуточным помощником, защитником от бюрократии чиновников, исключая ситуацию «один на один с инспектором».
Что конкретно надо сделать для получения услуги ППР?
В связи с отсутствием общероссийских стандартов по технологии проведения ППР, хозяйствующий субъект издает приказ, который выделит (отделит, обособит) от других функций управления организацией функцию «Пожарно-профилактическая работа». Выделение ППР в самостоятельную функцию позволяет увидеть ее предмет. Это дает возможность передавать выполнение профилактических работ по приказу своему работнику или по договору арендованному специалисту (экспертной организации).
Вот что надо включить в приказ:
Пожарно-профилактическая работа — это управленческие работы, направленные на организацию соблюдения структурными подразделениями, службами и должностными лицами требований пожарной безопасности.
Лица, выполняющие пожарно-профилактическую работу, — должностные лица, структурные подразделения или экспертные организации должны знать:
- пожарную опасность объектов организации: зданий, сооружений, помещений, оборудования, технологических процессов, территории, наружных установок, хранения материалов, транспортных средств, перевозки и др. (далее — объекты пожарно-профилактического обслуживания);
- требования пожарной безопасности к объектам пожарно-профилактического обслуживания.
Обязаны:
- готовить и представлять руководителю организации на утверждение организационно-распорядительные и пожарно-технические документы по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить контроль за соответствием объектов пожарно-профилактического обслуживания всем установленным требованиям пожарной безопасности. В том числе согласовывать условия производства временных пожароопасных работ в каждом случае их проведения;
- разрабатывать обоснованные по стоимости противопожарные мероприятия, формирующие технически рациональную систему пожарной безопасности, которая обеспечит соответствие объектов пожарно-профилактического обслуживания всем установленным требованиям пожарной безопасности;
- планировать меры обеспечения пожарной безопасности и организовывать выполнение этих планов.
Это минимально необходимый объем работ, который приглашенные специалисты ПБ разовьют и расширят (планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление и др.).
Рекомендуем заключать договор и на то, что экспертная организация «тут же», по следам пожара, осуществит техническое исследование и установление причин его возникновения. Осталось пригласить специалиста в качестве своего работника или экспертную организацию. Обсудить эти функции в качестве обязанностей, договориться о цене и заключить договор.
По мнению специалистов в западных экономиках, например в США, после пожара 44 % предприятий не могут возобновить свою деятельность и исчезают с рынка, 28 % предприятий восстанавливаются лишь в течение трех лет, и только 23 % продолжают функционировать непосредственно после пожара.
Желаем вам не гореть!