Ответственность управляющей компании за пожарную безопасность в жилом доме

Управляющая организация как субъект ответственности за нарушение требований пожарной безопасности

Согласно судебной практике управляющая организация является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации общего имущества жилого дома, а, следовательно, надлежащим субъектом ответственности за их нарушение.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к административному органу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд кассационной инстанции, отклоняя довод общества о том, что оно не является субъектом вменяемых правонарушений, руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу подпункта «е» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Суды установили, что общество является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом. В связи с этим суды пришли к выводу о том, что заявитель, будучи управляющей организацией, которой переданы функции по управлению указанным выше многоквартирным домом, является лицом, ответственным за содержание общего имущества указанных многоквартирных домов, и в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности (Постановление ФАС СЗО от 18.02.2014 по делу N А56-26888/2013). 

К аналогичным выводам суд кассационной инстанции пришел при рассмотрении дел N А56-16911/2013, А56-31200/2013, А56-16910/2013, А56-76839/2012, А56-22611/2012, А56-22623/2012, А56-22594/2012.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Противопожарная безопасность

В правилах противопожарного режима содержатся рекомендации, как содержать здания и помещения для обеспечения безопасности (ПП РФ от 25.04.2012 № 390).
Защитные противопожарные меры принимаются ещё на этапах проектирования и строительства дома.

Должен быть собран пакет документов, в состав которого входит пояснительная записка и схемы, также там должен быть раздел, в котором будет отражён перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ст. 48 ГрК РФ).

Так в доме должны быть предусмотрены все противопожарные инженерные системы, которые регламентированы нормативными документами: СП 112.13330.2011 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям»; НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» и другими нормативно-правовыми актами.

Лицо, которое было назначено ответственным, а если такого нет, то руководитель управляющей организации несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Такая обязанность регламентируется ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 РФ № 69-ФЗ.

Инструктаж по пожарной безопасности

Основные виды обучения в организациях (п. 3 «Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум») :

  • противопожарный инструктаж
  • пожарно-технический минимум

Обучение по пожарно-техническому минимуму должны пройти руководитель организации, главные специалисты и лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность. Повторять обучение требуется не реже одного раза в три года (п.п. 31 и 32 Приказа МЧС от 12.12.2007 № 645).
Противопожарный инструктаж же должны пройти все сотрудники УО и все лица, которые планируют проживать в доме, согласно п. 3.1 «Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум», утвержденных МЧС России.
Инструктаж для собственников помещений может провести ответственный за противопожарную безопасность или руководитель УО.
Цель такого инструктажа – довести до сотрудников и жителей основные требования пожарной безопасности, а также ознакомить с средствами противопожарной защиты и действиями, которые надо предпринимать в случае пожара.
После проведения инструктажа требуется сделать соответствующую запись в журнале учёта (п. 10 Приказа МЧС от 12.12.2007 № 645).
Государственные инспекторы по пожарному надзору должны контролировать согласно п. 2.1.4 «Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум»:

  • соответствие требованиям пожарной безопасности проводимого пожарного инструктажа;
  • наличие списков ответственных квартиросъёмщиков, которые прошли инструктаж;
  • удостовериться, что обучение мерам противопожарной безопасности проводится системно;
  • соответствие требованиям квалификации лиц, проводивших инструктаж;
  • наличие списков неработающего населения, подлежащего обучению, с адресами;
  • наличие методических материалов и наглядных пособий;
  • количество буклетов и листовок, распространённых среди жителей;
  • отчёты о проделанной работе.

Инструкция по пожарной безопасности в МКД

УО должна разработать инструкцию по пожарной безопасности в МКД, правила которой не должны противоречить законодательству РФ.
Свод правил для жителей дома нужно разместить на информационном стенде.
Самое основное, что должно там содержаться, – алгоритм действий при пожаре и правила эвакуации.
Согласно ст. 71 ПП РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» первое, что надо сделать при обнаружении пожара или признаков горения, – немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану, назвать адрес объекта защиты, и фамилию обратившегося. Затем принять посильные меры по эвакуации людей из здания.
Ежегодно сотрудники УО должны проводить инструктаж для жителей дома по мерам профилактики пожаров.
УО обязана соблюдать правила содержания ОИ в МКД и соблюдать нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
За нарушение требований пожарной безопасности управляющей организации как юридическому лицу грозит штраф по ст. 20.4 КоАП РФ от 150 000 до 200 000 рублей.
Собственники и наниматели жилых помещений несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в жилых и нежилых помещениях, которые им принадлежат.

Система противопожарной безопасности

Каждый объект, в том числе и многоквартирный дом, должен иметь систему противопожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности.
Система противопожарной защиты должна обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону.
Требования к системам обеспечения пожарной безопасности МКД подробно изложены в гл. 19 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ. При установке в многоквартирном доме системы пожарной безопасности следует ориентироваться именно на этот регламент.
К системам и средствам противопожарной защиты относятся автоматические установки пожаротушения и сигнализации, установки систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средства пожарной сигнализации, система внутреннего противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, противопожарные и дымовые клапаны, защитные устройства в противопожарных преградах. Все они должны содержаться в исправном состоянии.
Не реже одного раза в квартал необходимо проверить их работоспособность и составить соответствующий акт проверки. Ремонт и обслуживание устройств должны проводиться согласно с:

  • годовым планом-графиком,
  • сроками выполнения ремонтных работ.

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 проводит организация, у которой есть соответствующая лицензия. УО должна заключить договор с такой организацией.
Необходимо содержать в исправном состоянии внутренний противопожарный водопровод и проверять его не реже двух раз в год. Можно делать это весной и осенью, во время сезонных осмотров многоквартирного дома.
Краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, а пожарный рукав присоединён к пожарному крану и пожарному стволу.
Пожарные рукава необходимо перекрывать не реже одного раза в год, а пожарные шкафы должны быть размещены на стене так, чтобы их дверцы открывались не менее чем на 90 градусов.
В УО должна быть исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Системы противопожарной защиты должны находится в режиме автоматического пуска.
Количество и тип огнетушителей выбирается в зависимости от (ст. 465 ПП РФ от 25.04.2012 № 390):

  • категории помещений,
  • огнетушащей способности огнетушителя,
  • класса пожара.

Каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер (ст. 475 ПП РФ от 25.04.2012 № 390).

Руководитель организации должен следить за наличием и исправностью огнетушителей. Также должны соблюдаться сроки осмотра и проверки, а огнетушители должны быть своевременно перезаряжены.

Для всех этих данных должен быть отдельный журнал (ст. 478 ПП РФ от 25.04.2012 № 390).

Если в здании нет внутреннего противопожарного водопровода и автоматических установок пожаротушения, то оно должно быть оборудовано пожарными щитами, которые комплектуются в зависимости от типа щита и класса пожара: ломом, ведром, покрывалом для изоляции очага возгорания, ящиком с песком и т.д. Эти средства пожаротушения нельзя использовать не по назначению.

Расположить средства пожаротушения нужно так, чтобы они не мешали эвакуации людей в случае пожара.

Чтобы понимать, сколько первичных средств пожаротушения необходимо, нужно определить категорию здания по взрывопожарной и пожарной опасности. Это должен сделать специалист.

Возможные нарушения обеспечения пожарной безопасности

Необходимо следить за следующими нарушениями:

  • На чердаках, цокольных этажах и в подвалах не должны храниться или использоваться легковоспламеняющиеся, горючие или взрывчатые вещества, например, пиротехника, аэрозоли и баллоны с газами, если это не предусмотрено другими нормативными документами по пожарной безопасности.
  • На чердаках, технических этажах, в вентиляционных камерах и других технических помещениях производственных участков не должно быть складов, кладовых. Нельзя хранить мебель или другие предметы.
  • Если в подвале дома нет самостоятельного выхода или выход не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток, то там не должно быть мастерских или других хозяйственных помещений.
  • На лестничных клетках, в поэтажных коридорах, под лестничными маршами не должно быть скопления вещей, мебели и других горючих материалов.
  • Нельзя самостоятельно модернизировать эвакуационные выходы из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, особенно тех дверей, которые предусмотрены проектной документацией и препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
  • Нельзя изменять объёмно-планировочные решения и размещать инженерные коммуникации или оборудование, так, чтобы оно ограничивало доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, такое оборудование не должно уменьшать зону действия автоматических систем противопожарной защиты (АУПС, АУПТ, СОУЭ, системы дымоудаления и вентиляции).
  • Двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции, выходы на эвакуационные лестницы и проходы к местам крепления спасательных устройств не должны быть загромождены или заварены. Нельзя демонтировать межбалконные лестницы.
  • Нельзя убирать помещения с применением легковоспламеняющихся горючих жидкостей, например, растворителей. Если трубы замёрзли, не нужно их отогревать с помощью открытого огня.
  • Балконы, лоджии и галереи, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам, нельзя остеклять.
  • На лестничных клетках не должно быть внешних блоков кондиционеров.
  • Нельзя использовать электронагревательные приборы без устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией, или с нестандартной (самодельной) конструкцией.
  • Нельзя использовать розетки, рубильники или другие электроустановочные изделия с повреждениями.
  • Электрические приборы, включённые в сеть не должны оставаться без присмотра, кроме тех, которые могут или должны находится в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
  • На лестничных клетках и площадках не должно быть светильников без плафонов.
  • Двери в подвалы и на чердаки, а также в лифтовые шахты должны соответствовать требованиям пожарной безопасности и огнестойкости.
  • Не должно быть нарушений электроизоляции.
  • Если в доме проведён газопровод, нельзя хранить баллоны с горючими газами в квартирах и жилых комнатах. Не разрешайте ставить их на кухнях, лестничных клетках, эвакуационных путях, в цокольных этажах, подвалах и чердаках, на балконах и лоджиях.
  • На фасаде дома, должны быть указатели, которые показывают расположение ближайших пожарных гидрантов. Такие указатели должны быть объёмными со светильником или плоские, со светоотражающим покрытием. На них должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до источника воды.
  • В подвальном этаже МКД должны быть расположены знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено».
  • В электрощитовой дома, у электродвигателей и пусковой аппаратуры не должна храниться мебель и другие горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы.
  • Пути эвакуации должны быть оборудованы аварийным освещением.
  • В жилых здания высотой более 28 метров должна быть оборудована автоматическая пожарная сигнализация, находящаяся в исправном состоянии.
  • В МКД высотой более 28 метров должна быть оборудована система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения из коридоров и холлов при пожаре.
  • Помещения МКД должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения, а в организации должен быть соответствующий журнал учёта.

Особое внимание следует уделить эвакуационным путям. Необходимо следовать нормативным актам, которые регламентируют количество эвакуационных путей, их освещённость, размер и объёмно-планировочные решения, а также наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.

Двери на эвакуационную лестничную клетку должны открываться наружу по направлению выхода из здания, а запоры на дверях эвакуационных выходов должны свободно открываться изнутри без ключа.

Что касается хранения баллонов с газом, которые используются для бытовых нужд, то они должны храниться вне дома, у глухой стены. Расстояние до входа должно быть не менее 5 метров. Для хранения требуется организовать специальное место, изготовленное из негорючих материалов. Это может быть специальный шкаф или баллоны можно накрыть кожухами, которые будут закрывать верхнюю часть ёмкостей. Нужно установить соответствующий предупреждающий знак.

При использовании бытовых газовых приборов запрещено эксплуатировать их при утечке газа, использовать инструменты, которые могут образовывать искры, при присоединении газовой арматуры, проверять герметичность соединений с помощью источников открытого огня.

Недопустимо использовать неисправное газовое оборудование или оставлять его без присмотра (ст. 46 ПП РФ от 25.04.2012 № 390).

Нарушения, за которые можно получить штраф:

  • на путях эвакуации есть препятствия: пороги, раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты;
  • эвакуационные пути, коридоры, тамбуры, лестничные площадки, марши лестниц и выходы загромождены различными материалами, изделиями, оборудованием или мусором;
  • в тамбурах выходов установлены сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, оборудовано место для хранения, пусть даже и временно, инвентаря;
  • самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров зафиксированы в открытом положении или сняты;
  • воздушные зоны в незадымляемых лестничных клетках закрыты жалюзи;
  • армированное стекло в остеклении дверей заменено обычным.

Исходя из списка нарушений перечень противопожарных мер, которые необходимо выполнять УО:

  • поддерживать в технической исправности пожарные лестницы и ограждения кровли, которые необходимы для безопасной эвакуации людей при пожаре и для доступа пожарных при тушении;
  • элементы конструкции дома, выполненные из дерева нужно обрабатывать огнезащитным составом;
  • следить за качеством и состоянием электропроводки на общей территории;
  • своевременно менять и ремонтировать светильники на лестничных площадках и других общих участках МКД;
  • контролировать соблюдение жильцами правил пожарной безопасности;
  • следить за состоянием пожарной сигнализации и обязательных мер пожарной безопасности в доме;
  • проверять состояния подвалов и чердаков.

Работы, которые необходимо выполнять по обеспечению требований пожарной безопасности и надлежащего содержания противопожарных систем:

  • проводить осмотры состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, результаты оформляются актами осмотра (п. 27 ПП РФ от 03.04.2013 № 290);
  • обеспечивать работоспособное состояние пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, результаты оформляются актами выполненных работ или наряд-заданием на выполнение работ (п. 27 ПП РФ от 03.04.2013 № 290);
  • проводить осмотры систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты, результаты оформляются актом осмотра (п. 27 ПП РФ от 03.04.2013 № 290);
  • обеспечивать работоспособное состояние систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты, результаты оформляются актами выполненных работ по ремонту соответствующих систем (п. 27 ПП РФ от 03.04.2013 № 290).

Проверка требований по пожарной безопасности

За проведение проверок пожарной безопасности отвечает подразделение МЧС России – Государственный пожарный надзор.
Осуществлять проверку соответствия организации требованиям противопожарной безопасности может только аттестованный государственный инспектор.
В отношении УО может быть проведено два вида проверок:

  • Плановая – проводится на основании ежегодных планов, которые согласуются с органами прокуратуры. Узнать о предстоящей проверке можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ после 1 января текущего года. А не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки Госпожнадзор должен направить организации уведомление о ней. Кроме того, орган государственного пожарного надзора публикует ежегодный план проверок на своих сайтах не позднее 10 дней до начала нового календарного года.
  • Внеплановая – о её проведении Госпожнадзор уведомляет не позднее, чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом. Если от собственников помещений в МКД, физических или юридических лиц поступила жалоба об угрозе жизни и здоровью граждан или животных, государственные органы имеют право не предупреждать о проведении проверки.

Возможные основания для внеплановой проверки:

  • Истёк трёхлетний срок с момента ввода дома в эксплуатацию или с даты последней плановой проверки.
  • Истёк срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений.
  • В орган государственного пожарного надзора поступили обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или органов власти о факте нарушения требований пожарной безопасности.

Чтобы подготовится к проверке нужно:

  • сделать обход дома для выявления нарушений;
  • подготовить пакет документов;
  • проверить, все ли сотрудники прошли противопожарный инструктаж.

В доме должны быть таблички с номерами телефонов пожарной охраны и ответственных за пожарную безопасность лиц; знаки, обозначающие места для курения; знаки, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности; не должно быть незаконных перепланировок общего имущества.

К проверке необходимо подготовить:

  • Организационные документы:
    • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган;
    • приказ о назначении генерального директора организации;
    • протокол о выборе способа управления МКД;
    • договор управления;
    • технический паспорт.
  • Документы, подтверждающие состояние пожарной безопасности МКД:
    • приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность;
    • приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
    • приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
    • приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
    • график противопожарных инструктажей, которые будут проводиться повторно;
    • журнал учёта проведённых инструктажей по противопожарной безопасности;
    • удостоверения о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму;
    • приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
    • инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте;
    • инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого взрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при их наличии;
    • декларацию пожарной безопасности;
    • исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта;
    • годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания;
    • протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания;
    • протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии противопожарных водопроводных сетей;
    • журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители.

Проверяющий может запросить сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности на материалы, которые были использованы при ремонте общего имущества в доме, графики и схемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, акты проверки средств противопожарной защиты МКД и другие документы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности дома.

Если же управляющей организации ранее не выдавалось предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, то за нарушение она получит только предписание согласно п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В предписании будут указаны сроки и мероприятия для устранения нарушений.

Срок оспаривания предписания – 10 дней со дня его вручения вышестоящему государственному инспектору по пожарному надзору.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Многоквартирные дома – это объекты повышенного риска, так как возникший в одном из помещений пожар способен за короткое время перекинуться на соседние квартиры, в том числе находящиеся на других этажах.

     Обязательные требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2005 № 491.

       Согласно Правилам № 491, в состав общего имущества МКД включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

     Надлежащее содержание общего имущества МКД, в соответствии с вышеуказанными Правилами и частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, включает в себя, в том числе, соблюдение мер (требований) пожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства РФ о пожарной безопасности.

     В целях недопущения нарушений требований, влияющих на пожарную безопасность в жилом фонде, ответственные лица обязаны организовать работы по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, в том числе работы по содержанию и обслуживанию противопожарного оборудования.

     В многоквартирном доме к первоочередным работам по обеспечению надлежащего уровня пожарной безопасности относятся:

— осмотр состояния систем пожарной сигнализации и, при необходимости, проведение их ремонта; — поддержание в рабочем состоянии пожарных лестниц, выходов, проходов, систем пожаротушения и прочих необходимых компонентов пожарной защиты;

— обслуживание компонентов системы аварийного домового освещения.

     Определение лиц, в чью зону ответственности входит обеспечение надлежащего обслуживания вышеуказанного общего имущества, осуществляется в зависимости от способа управления домом, выбранного в установленном порядке.

     Такими лицами могут быть как сами собственники жилых и нежилых помещений, так и управляющая организация, товарищество собственников жилья.

Старший помощник Узловского межрайонного прокурора О.Н. Фролова

Ответственные лица за противопожарное оборудование в МКД

Многоквартирные дома – это объекты повышенного риска, так как возникший в одном из помещений пожар способен за короткое время перекинуться на соседние квартиры, в том числе находящиеся на других этажах.

     Обязательные требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2005 № 491.

       Согласно Правилам № 491, в состав общего имущества МКД включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

     Надлежащее содержание общего имущества МКД, в соответствии с вышеуказанными Правилами и частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, включает в себя, в том числе, соблюдение мер (требований) пожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства РФ о пожарной безопасности.

     В целях недопущения нарушений требований, влияющих на пожарную безопасность в жилом фонде, ответственные лица обязаны организовать работы по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, в том числе работы по содержанию и обслуживанию противопожарного оборудования.

     В многоквартирном доме к первоочередным работам по обеспечению надлежащего уровня пожарной безопасности относятся:

— осмотр состояния систем пожарной сигнализации и, при необходимости, проведение их ремонта; — поддержание в рабочем состоянии пожарных лестниц, выходов, проходов, систем пожаротушения и прочих необходимых компонентов пожарной защиты;

— обслуживание компонентов системы аварийного домового освещения.

     Определение лиц, в чью зону ответственности входит обеспечение надлежащего обслуживания вышеуказанного общего имущества, осуществляется в зависимости от способа управления домом, выбранного в установленном порядке.

     Такими лицами могут быть как сами собственники жилых и нежилых помещений, так и управляющая организация, товарищество собственников жилья.

Старший помощник Узловского межрайонного прокурора О.Н. Фролова

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Пожарная безопасность в многоквартирном доме

Пожарная безопасность в многоквартирном доме

Подборка наиболее важных документов по запросу Пожарная безопасность в многоквартирном доме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 4 «Возбуждение гражданского дела в суде» ГПК РФ«В частности, с учетом содержания статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть признано состоятельным утверждение кассаторов об отсутствии у ГБУ города Москвы «Жилищник района Отрадное» права на обращение к ним с иском, целью которого является приведение управляемого многоквартирного дома в состояние, соответствующее всем требованиям противопожарной безопасности.»

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 25 «Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме» ЖК РФ«Разрешая дело по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 17, 25, 30, 36, 37 156 Жилищного кодекса РФ, п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, п. п. 7, 8, 10 Правил изменения размера платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, принимая во внимание, что жильцами квартир 208 и 209 не представлено доказательств, подтверждающих законность переоборудования мест общего пользования в многоквартирном доме, в частности установки перегородки с дверью, а самостоятельная установка перегородки с дверью влечет нарушение правил пожарной безопасности, нарушает права и законные интересы иных собственников помещений многоквартирного дома, в частности на пользование общим имуществом дома и на безопасные и благоприятные условия проживания в многоквартирном доме, полагал, что исковые требования А.М. об обязании ответчиков И.С. и В.К. демонтировать самовольно установленную перегородку с металлической дверью в холле 2 этажа 4 подъезда (у квартир 208 и 209) по адресу: адрес, подлежат удовлетворению.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Я купил квартиру в новостройке. У входной двери обнаружил датчики пожарной сигнализации, которые установил застройщик. Судя по всему, они не работают. Не знаю, что с ними делать. Сначала хотел демонтировать, но после трагедии в Кемерове задумался.

Какие требования противопожарной безопасности есть в многоквартирных домах? Что должна обеспечивать УК и каковы обязанности собственников?

О пожарной безопасности в жилых домах издано множество нормативных актов, и требования порой очень запутанные. Но можно ориентироваться на три основных документа:

  1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
  2. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
  3. Правила противопожарного режима.

Расскажу подробнее, какие основные требования содержатся в этих документах, кто должен проверять их соблюдение и что будет, если снять датчики дыма.

Все, что нужно знать о недвижимости

Лучшие статьи о том, как покупать, продавать, снимать и обустраивать жилье — в вашей почте по вторникам. Бесплатно

Какие правила пожарной безопасности существуют для многоквартирных домов

Жилое здание должно быть построено так, чтобы исключить пожар. А если уж он произошел, то у людей должна быть возможность эвакуироваться, а у пожарных подразделений — его потушить.

По проекту в новом многоквартирном доме должны быть:

  1. Пожарные лестницы, лазы или проходы.
  2. Система аварийного освещения, пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации.
  3. Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
  4. Противопожарное водоснабжение.
  5. Средства противопожарной и противодымной защиты.

Требования к пожарной безопасности постоянно ужесточаются, но по новым правилам сдаются только новые дома.

Например, до 1 марта 2021 года противопожарную сигнализацию нужно было устанавливать только в зданиях высотой свыше девяти этажей. А с 1 марта 2021 года вступили в силу новые требования, по которым такая сигнализация обязательна во всех домах, даже в одноквартирных.

Во время проверок Госпожнадзор прежде всего смотрит на проектные решения: если в доме по проекту в каждой квартире предусмотрены датчики дыма, то они должны быть на своих местах. Инспектор может выборочно зайти в квартиры — с согласия жильцов. То есть если дом ниже девяти этажей, построен до 1 марта 2021 года и пожарных извещателей в проекте нет, вряд ли инспектор Госпожнадзора будет требовать их установить. А если дом возведен после 1 марта, они должны быть обязательно.

Еще смотрят на степень опасности. Если эксплуатация здания, которое строили по старым требованиям, создает угрозу жизни и здоровью людей, Госпожнадзор может обязать установить датчики дыма, даже если их нет в проекте. Например, так может произойти в двухэтажном деревянном многоквартирном доме с печным отоплением в квартирах.

С 1 марта 2023 года муниципалитеты будут обязаны за счет бюджета устанавливать автономные пожарные извещатели в квартирах и домах многодетных и неблагополучных семей. При условии, что помещения там уже не оборудованы системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.

По данным МЧС за 2021 год, меньше всего пожаров происходит в домах высотой от пяти этажей. Вероятно, это связано с тем, что в высотках требования противопожарной безопасности всегда были жестче, а проверяют такие дома чаще и серьезнее.

Зависимость числа пожаров от высоты здания

Количество этажей в доме Число пожаров
1 80 085
2 9753
3—5 12 118
6—9 7483
10—16 3678
17—25 1223
> 25 53

Количество этажей в доме

Число пожаров

Какие противопожарные устройства могут быть в квартире

В квартирах обычно ставят пожарные извещатели и речевые оповещатели, то есть динамики, по которым автоматически транслируется сообщение о пожаре.

Пожарные извещатели еще называют датчиками дыма, и они бывают двух типов.

Извещатели автоматической пожарной сигнализации всего дома ставят в коридорах, и они связаны с общей системой пожарной безопасности здания. Например, если такой датчик сработает в одной квартире, во всем доме включится дымоудаление — заработают вентиляторы в техническом помещении.

Автономные пожарные извещатели ставят во всех комнатах, кроме ванных и санузлов. Такие датчики работают сами по себе, от батарейки, и издают звук сирены, когда фиксируют дым. Если такой извещатель выключить или снять, это не повлияет на работу противопожарной системы дома, но жители конкретной квартиры рискуют вовремя не узнать о задымлении.

Некоторые застройщики вовсе не монтируют такие извещатели, а выдают их вместе с ключами. Это удобно, если надо делать ремонт: извещатели не придется снимать и заново ставить. Но на практике после ремонта про них часто просто забывают.

Это датчики общедомовой пожарной сигнализации в прихожей новой квартиры
А это автономный дымовой извещатель. Такие можно найти в комнатах и коридоре в квартире

Можно ли снимать или переносить пожарные извещатели

Правила противопожарного режима прямо говорят, что запрещено делать ремонт или перепланировку, в результате которых не будет доступа или уменьшится зона действия устройств противопожарной защиты. Кроме того, запрещено менять что-то в самих этих устройствах без разработки и согласования проекта.

Исходя из этих требований, чтобы перенести пожарные извещатели, требуется сделать проект и уведомить об этом УК.

Кроме того, УК получает от застройщика инструкцию по эксплуатации каждого дома. Это техническая документация, где в том числе описана работа систем предотвращения пожара и указано, как с ними обращаться. Как правило, в инструкции сказано, что никакие датчики, независимо от их типа, снимать или отключать нельзя.

Инструкция принадлежит всем собственникам и хранится в УК. Ее можно получить по заявлению, но если речь идет о новостройке, то застройщики часто выдают инструкцию или выдержки из нее вместе с другими документами на квартиру.

За чем должна следить управляющая организация

В части пожарной безопасности мест общего пользования УК или ТСЖ отвечает практически за все. Например, смотрит, чтобы жильцы дома не захламляли проходы, не устраивали кладовые под лестницами, не хранили канистры с бензином у дверей и не снимали противопожарные двери.

Но если в подъезде проверить это просто, то в квартиры сотрудники УК просто так зайти не могут. Поэтому чаще нарушения там выявляют попутно, например когда приходят по заявке самого жильца чинить кран или батарею. Бывает, что датчики дыма или речевые оповещатели сняты, отключены или просто закрыты чем-то в результате ремонта.

В этом случае УК имеет право выдать хозяевам предписание вернуть датчики на место и согласовать время для проверки, все ли сделано. Наложить штраф УК не может, зато может подать в суд, если ее требования игнорировать.

Вот пример из судебной практики. В Самаре УК обратилась в суд и потребовала от владельца жилья привести его в исходное состояние, а именно:

  1. Вернуть на стену речевой оповещатель, как было при сдаче дома.
  2. Восстановить прежний размер окон на лоджии — убрать панорамные, которых не было в проекте.
  3. Снять самовольно установленный на фасад дома кондиционер.
  4. Разобрать короба вокруг стояков водопровода и канализации.

Предписания УК собственнику оказалось недостаточно: он заявил, что ничего переделывать не будет.

В результате суд напомнил, что несущие конструкции здания, стояки водоснабжения, системы дымоудаления, пожарной сигнализации, противопожарного водопровода — это общее имущество, пусть и внутри квартиры. А значит, распоряжаться ими можно только с согласия всех собственников.

Также он подчеркнул, что по закону собственник должен пользоваться своим помещением с учетом интересов соседей и требований закона.

На основании этого суд решил, что владелец квартиры обязан вернуть на место речевой оповещатель. Другие требования УК суд удовлетворил частично.

Что касается автономных датчиков, которые не связаны с системами дома, прямой обязанности жильцов сохранять их нет. Если их снять, выключить или закрыть натяжным потолком, противопожарная система дома будет работать как раньше. УК может проверить, есть ли датчики. Но проверять их исправность вряд ли станет.

Если застройщик не поставил извещатели, их можно купить в магазине стройматериалов. Например, такой в «Леруа Мерлене» стоит 644 Р. В отзывах есть информация, что он часто срабатывает ложно, но при появлении дыма включается за пять секунд, а батарейки хватает на год. Источник: leroymerlin.ru

Помимо выявления нарушений УК должна регулярно проверять противопожарные системы дома. Срок проверки берут из инструкции завода-изготовителя, но ее нужно проводить не реже раза в год. Инструкции для противопожарного оборудования и акты о его проверке хранятся в управляющей организации — жильцы имеют право ознакомиться с ними по запросу.

Вышедшие из строя датчики, проводку, трубы, краны и другое оборудование против пожаров также должна менять УК, причем даже если это не прописано в договоре на обслуживание дома и независимо от того, утверждены ли такие расходы на общем собрании.

Что делает УК, если обнаружит нарушения

Денис Белов

пожарный эксперт

Профиль автора

Если УК выявит нарушения в пожарной сигнализации в квартире, она может обратиться в отдел пожарного надзора МЧС — Госпожнадзор с жалобой. В таком случае инспектор выйдет с проверкой и, если нарушение подтвердится, составит административный протокол. Владельцу квартиры могут назначить предупреждение или штраф от 5000 до 15 000 Р. Кроме того, выдадут предписание устранить проблему.

Исправность пожарной сигнализации в квартире — это в первую очередь безопасность жильцов. Пожарные извещатели сработают при малейшем появлении дыма, будь то короткое замыкание в проводке или возгорание в мусорном ведре. Извещатели, которые связаны с системой пожарной безопасности всего дома, позволят автоматически включить общую тревогу, оповестить соседей и передадут сигнал в обслуживающую организацию. Это позволит быстрее вызвать пожарных и спасти людей.

Согласно пункту 6.4.2 ГОСТ 59638-2021 организация, которая отвечает за обслуживание систем пожарной сигнализации в доме, обязана не реже одного раза в шесть месяцев проводить техобслуживание всех пожарных извещателей, а один раз в год проверять их работоспособность.

Кого могут привлечь к ответственности за нарушение противопожарных правил

За соблюдением противопожарного режима следят отделы Госпожнадзора. В своей работе Госпожнадзор применяет риск-ориентированный подход: это значит, что периодичность плановых проверок и их характер зависят от того, к какой зоне риска отнесено здание.

Например, если дом выше девяти этажей, то он в категории среднего риска. Такие дома проверяют раз в пять лет.

Если Госпожнадзор находит нарушение, инспектор составляет акт и выдает УК предписание.

Повторная проверка будет касаться уже только исполнения предписания. Если ничего не сделано, УК могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 400 000 Р. Бывает, УК пытаются оспорить требования МЧС в суде, но это удается редко.

Вот пример. УК из Самары обратилась в суд, чтобы обжаловать предписание МЧС. Проверка обнаружила следующее:

  1. В прихожих квартир нет пожарных извещателей.
  2. Нет системы оповещения и управления эвакуацией людей.
  3. Неисправна противодымная защита.
  4. В коридоре на 12-м этаже установлена перегородка.
  5. Неисправна насосная установка.

Представитель УК ссылался на то, что в договоре с жильцами нет положений о том, что УК должна за всем этим следить. Но суд решил, что раз УК взяла на себя обязательство по содержанию дома, то пусть этим и занимается независимо от перечня работ и услуг в договоре.

За нарушения правил пожарной безопасности отвечает прежде всего УК, ведь она должна обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания.

Сумма штрафа для ответственного лица УК может доходить до 400 000 Р. Есть и уголовное наказание — до семи лет лишения свободы, если произошел пожар, который привел к тяжелым последствиям для здоровья людей или их гибели.

Что в итоге

Датчики в прихожей квартиры — часть противопожарной системы дома, и по закону они относятся к имуществу всех жильцов. Убирать их, закрывать или отключать нельзя.

Проверкой датчиков должна заниматься УК. Срок этой проверки установлен в инструкции изготовителя противопожарного оборудования, но не должен быть реже раза в год.

За отсутствие датчиков или их неисправность могут оштрафовать на сумму от 5000 до 15 000 Р или даже подать в суд — зависит от того, кто выявит нарушение и как отреагировать на требование вернуть все так, как было.

     Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет не только собственник имущества или лица, которым переданы права на владение, пользование и распоряжение имуществом. Данное обстоятельство необходимо учитывать, в том числе, и управляющим компаниям. В противном случае в отношениях с пожарной инспекцией возникнут серьезные проблемы.

     Суть дела

     В управляющую компанию ООО УК «Жилсервис+» пришли пожарные инспекторы. В ходе плановой проверки жилых домов, обслуживаемых организацией, было выявлено множество нарушений правил пожарной безопасности. В протоколах об административных правонарушениях и постановлении о привлечении к административной ответственности в числе основных нарушений указаны следующие:

— в многоквартирных домах отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
— на лестничных клетках эксплуатируются светильники со снятыми плафонами;
— двери в лифтовые шахты и на чердак не отвечают требованиям огнестойкости;
— на лестничных клетках устроены кладовые;
— между этажами и в подвальном помещении имеются отверстия, не заделанные специальным цементом;
— эксплуатируются электрические кабели с видимыми нарушениями электроизоляции и др.

     По результатам проверки инспекторы оштрафовали организацию на 150 000 рублей.

     Руководство компании решило, что пожарные были несправедливы, и обратилось с жалобой в арбитражный суд. В первой инстанции дело было проиграно. Впрочем, организация сдаваться не желала, и решение суда было обжаловано в вышестоящей инстанции. Окончательное решение в споре принял Верховный Суд РФ.

     Позиция пожарной инспекции

     Инспекторы исходили из того, что выявленные недостатки в пожарной безопасности жилых многоквартирных домов нарушают требования:

— Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
— СНиП 31-01-2003 (приняты постановлением Госстроя России 23 июня 2003 г. № 109);
— СНиП 2-08.02-89 (приняты постановлением Госстроя России 16 мая 1989 г. № 78);
— СНиП 2-09.04-87 (приняты постановлением Госстроя России от 30 декабря 1987 г. № 313);
— нормы Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (принят Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ);
— Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы СП 1.13130.2009» (утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 № 171) и других норм пожарной безопасности, перечисленных в постановлении о привлечении к административной ответственности.
     Проверка была проведена на основании распоряжения главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 11 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области. В ходе инспекторских мероприятий сотрудниками МЧС законы не нарушались. Протоколы и постановления о привлечении к административной ответственности составлены обоснованно.

     Позиция заявителя

     С момента получения актов проверки и предписаний об устранении нарушений пожарной безопасности ООО УК «Жилсервис+» был устранен ряд выявленных нарушений, а именно:

— на электрические светильники установлены колпаки (рассеиватели);
проведены работы по заделке строительным раствором отверстий в потолочном перекрытии помещений;
— проведены работы по устранению щелей и отверстий в стволах мусоропроводов, при этом мусоропроводы не используются, приемники заварены, а мусор собственниками помещений выносится на контейнерные площадки;
— электрические кабели с видимыми нарушениями изоляции обесточены, а используемые – заизолированы.

     Заявитель считает, что в ряде случаев нельзя использовать нормы СНиП 31-01-2003 и СНиП 21-01-97, поскольку некоторые дома построены намного раньше, чем эти документы вступили в силу. И требования по пожарной безопасности к ним были другие. А управляющая компания не могла внести изменения в конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения без проекта.

     Жилые дома, как считает заявитель, не должны оборудоваться автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией (п. 4 таблицы 1 НПБ 110-03).

     Отсутствие сертификатов огнестойкости на люки лифтовых шахт и двери, ведущие в щитовые, а также в машинные отделения лифтовых шахт, не доказывает, что они выполнены с нарушением норм пожарной безопасности. Инспекция не проводила исследование люков и дверей на предмет огнестойкости, а потому утверждение, что они не соответствуют действующим требованиям, необоснованно.

     Утверждение, что люки для выхода на кровлю домов не отвечают требуемым размерам, также необоснованно, поскольку их не измеряли специальными поверенными средствами измерений.

Инспекторы не установили, отвечают ли светильники технической документации, а потому невозможно сказать, нужны ли для них в данном случае колпаки (рассеиватели).

     Инспекция не представила доказательств того, что электрокабели применяются с нарушением изоляции и не соответствуют требованиям, установленным статьями 142 и 143 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Их техническая документация не исследовалась, замеры сопротивления тока не проводились.

     Заявитель считает, что ответственность за возведение на лестничных клетках кладовых несут жильцы домов.

     По поводу нарушения, выразившегося в размещении на путях эвакуации радиаторов отопления, выступающих из стен на высоте менее 2,2 метра, заявитель считает, что нарушения не было. Так, в пункте 4.4.4 Изменений № 1 к СП 1.13130.2009 указано, что внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать приборы отопления. Пункт 1.19 СНиП 2.08.01-89 допускает устанавливать внутри лестничных клеток приборы отопления, не уменьшая нормативной ширины прохода по лестничным площадкам и маршам. Кроме того, радиатор отопления и батарея отопления являются приборами системы отопления, а не оборудованием, что исключает сам факт нарушения.

     Не установлено и нарушения ширины и высоты дверных проемов эвакуационных выходов, поскольку их измерение при помощи специальных поверенных средств измерения не проводилось. Аналогичное возражение имеется к якобы имевшим место нарушениям высоты ограждения лестниц и крыш домов. Тем более что требования относятся к наружным лестничным маршам, которые в жилых домах отсутствуют, а высота ограждения крыши с парапетом должна быть меньше.

     Выход из подвального помещения от лестничной клетки жилого многоквартирного дома отвечает нормам, поскольку в акте приемки в эксплуатацию дома указано, что он соответствует проекту и СНиП.

     На основании указанных возражений представитель общества просил отменить решения пожарной инспекции как незаконные и необоснованные.

     Позиция суда

     В ходе судебного заседания суд пришел к выводу, что требования ООО УК «Жилсервис+» не могут быть удовлетворены. Свою позицию судьи обосновали так.

     Из материалов дела следует, что в период с 14 по 28 февраля 2013 года была проведена проверка заявителя сотрудниками Главного управления МЧС России по Челябинской области.      Основанием явилось распоряжение от 30 января 2013 г. № 28 главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 11 по пожарному надзору о проведении плановой выездной проверки.

     В результате был выявлен ряд нарушений и составлен акт проверки. На его основании оформлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

     Доводы заявителя о том, что он не является субъектом выявленных правонарушений, судом во внимание не приняты по следующим причинам. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества (п. 1 ст. 209 ГК РФ). При этом пунктом 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать управляющую компанию для управления домом (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). По договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме, выполнять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

     На основании указанной нормы собственниками помещений, подвергшихся проверке пожарной инспекции, с ООО УК «Жилсервис+» заключены договоры управления многоквартирными домами.

Управление жилым фондом включает в себя техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий и санитарное содержание (п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170). Таким образом, составляющими управления многоквартирным домом являются: сохранение имущества, содержание его в надлежащем состоянии, обеспечение функционирования оборудования, обслуживающего помещения многоквартирного дома, в соответствии с его назначением, а также обеспечение решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме. Суть обязательства управляющей организации состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в комплексном управлении этим имуществом. Поэтому обязанности управляющей организации нельзя разбивать на отдельные действия, как это предлагается заявителем.

     Следует также учесть, что управление многоквартирным домом реализуется независимо от воли на это собственника, в силу того, что собственник не может самостоятельно управлять имуществом либо для него это является затруднительным. Лицо, управляющее имуществом, наряду с собственниками, имеет определенные правомочия по владению и распоряжению имуществом. Так, для достижения всех целей управления многоквартирным домом управляющий имеет доступ к общему имуществу многоквартирного дома (чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию), может распоряжаться общим имуществом путем передачи его во временное пользование, если решение о возможности такой передачи принято собственниками помещений в многоквартирном доме.

     Таким образом, услуга управляющей компании состоит в том, что она выполняет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах его собственника. Следовательно, управляющая компания относится к числу лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Советует:
Надежда РЕЗАНОВА, ведущий юрисконсульт ООО «Европейская Юридическая Служба» (Москва)
Управляющая компания отвечает, в том числе, и за пожарную безопасность жилых домов. Это вытекает из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. В пункте 10 данного документа сказано, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться так, чтобы обеспечивалась безопасность жизни и здоровья граждан. А пункт 11 говорит о том, что содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе, включает в себя осмотр имущества собственниками и управляющей компанией и принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Управляющей компании необходимо выполнять данные требования, а результаты осмотра – фиксировать в акте осмотра (п. 14 Правил). Если будет установлено, что собственники загораживают пути эвакуации своим имуществом, создают незаконные кладовые на лестничных клетках и т. п., управляющая компания сможет переложить ответственность за нарушение противопожарных правил на собственников имущества.

     Учитывая, что одной из целей управления жилищным фондом является создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности, именно ООО УК «Жилсервис+» должно соблюдать требования пожарной безопасности.

     Доводы заявителя о том, что его вины в выявленных нарушения нет, отклонены по следующим причинам.

     Подтвердить соответствие объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности можно только сертификатом соответствия (ч. 3 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Кроме того, пунктом 13 части 7 статьи 146 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности конструкций заполнения проемов в противопожарных преградах предусмотрена сертификация по схемам 2с, 3с, 4с, 5с, 6с, установленным частью 2 статьи 146 указанного закона. ООО УК «Жилсервис+» сертификат соответствия пожарной безопасности спорных дверей, люков и преград не представлен, следовательно, указание на данный факт как на нарушение требований пожарной безопасности является обоснованным.

Нарушений, выразившихся в обнаружении в подвалах, в потолочных перекрытиях, в полу, в стенах и лестничных маршах коммуникационных отверстий, не заделанных строительным раствором с требуемым пределом огнестойкости и газодымонепроницаемости, а также в обнаружении щелей и отверстий в стволах мусоропровода, заявитель не оспаривает. Вместе с тем он указал, что ответственность за данные нарушения должен нести руководитель организации, а не юридическое лицо.

     Мнение заявителя является ошибочным, поскольку указание в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации» в качестве лица, обязанного обеспечивать соблюдение соответствующих требований, руководителя организации не свидетельствует о закреплении законодателем исключительного субъекта административного правонарушения.

     Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если на это имеется прямое указание в законе. А статья 20.4 Кодекса об административных правонарушениях такую возможность предусматривает. Следовательно, инспекция приняла правильное решение.

Доводы по поводу того, что в ходе проверки не проводились замеры сопротивления электрического тока, также отклоняются. Нарушение изоляции электропроводов и кабелей выявлено инспектором в ходе визуального осмотра. Оно зафиксировано в акте проверок и протоколах об административных правонарушениях, подписанных представителем заявителя без замечаний и возражений. Кроме того, данные нарушения подтверждаются представленными заявителем в ходе судебного заседания фотоснимками. Такие провода запрещает эксплуатировать пункт 42а Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. При этом проводить замеры сопротивления электрического тока не требуется. Привлечение к административной ответственности за данное нарушение является обоснованным.

Эксплуатация светильников без защитных колпаков выявлена визуально, зафиксирована в акте проверки и протоколах об административных правонарушениях. Представители заявителя возражений не высказали. В судебном заседании предоставили фотографии светильников с установленными колпаками. Следовательно, нарушение имело место. Поэтому привлечение к ответственности было обоснованным.

     Заявитель утверждал, что мусоропроводы не нужно оборудовать автоматическим пожарным стволом, поскольку здания построены ранее, чем вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Однако данные требования установлены не федеральным законом, а СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятыми и введенными в действие постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. № 109.

     Кроме того, требования пункта 9.31 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и его актуализированная редакция – СП 54.13330.2011 о необходимости оборудовать мусоропровод устройством автоматического пожаротушения ствола не обязывают заявителя изменять конструктивные особенности здания, производить реконструкцию, перепланировку или изменение объемно-планировочных решений. Следовательно, данное требование должно выполняться заявителем с момента вступления в действие СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Также заявитель считает, что многоквартирные жилые дома не должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Однако данный довод также отклоняется. Жилые здания высотой более 28 м должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (п. 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315).

     Можно было бы привлечь к ответственности жильцов дома за организацию на лестничных клетках кладовых, если бы заявитель представил данные о том, что он требовал их ликвидировать. Однако в суде такие доказательства не были представлены.

     Вместе с тем доводы заявителя о недоказанности пожарной инспекцией нарушений в размерах ограждений лестничных пролетов и крыш являются обоснованными. В ходе измерений должны применяться измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку (ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ). Их показания отражаются в протоколе. Инспекция не представила доказательств того, что использовала сертифицированные средства измерения. Ни в актах проверки, ни в протоколах сведений о них нет. Таким образом, инспекция не доказала факт нарушения.

     Остальные нарушения имеют место, что делает невозможным освобождение от административной ответственности.

     Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель также указал на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при составлении протоколов об административных правонарушениях. Однако представитель заявителя был уведомлен в день окончания проверки о месте и времени составления протокола. При этом уведомление было сделано как нарочным, так и почтой.

     На составление протоколов Общество своего представителя не направило, в результате чего протоколы составили в его отсутствие. В этот же день их вручили директору ООО УК «Жилсервис+» Фоменко А.Г., который внес в них свои пояснения о согласии с выявленными нарушениями.

     Таким образом, доводы о наличии процессуальных нарушений не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

     Также заявитель указывал на фальсификацию протоколов. По мнению заявителя, фальсификация заключается в том, что директор ООО УК «Жилсервис+» подписал протоколы после, а не в момент их составления. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что указанные документы были сфальсифицированы сотрудниками ответчика. Заявляя о фальсификации, директор ООО УК «Жилсервис+» указывает на свои же действия, которые, по его мнению, повлекли фальсификацию документов. В суде установлено, что содержащиеся в протоколах об административных правонарушениях сведения соответствуют действительности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что фальсификации доказательств не было.

     Судом установлено, что у Общества имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

     Ответственность заявителя заключается в том, что им не было обеспечено выполнение правил пожарной безопасности соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени Общества. Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их надлежащему выполнению, а именно: не осуществлялись какие-либо действия, направленные на надлежащее выполнение норм пожарной безопасности или устранение выявленных нарушений.

За совершение каждого из правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрен штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.     Таким образом, размер наказания избран минимальный.

Вышестоящие инстанции подтвердили выводы первой судебной инстанции.

Решение

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 февраля 2014 г. № А76-6230/2013, постановление Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. по делу № 309-АД14-3378.

Запомните главное:
1 Одна из целей управления жилищным фондом – создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности. Поэтому управляющая компания должна соблюдать требования пожарной безопасности.

2 Сложившаяся арбитражная практика подтверждает: правомерным является привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, за нарушение требований пожарной безопасности организации, которой по договору переданы функции по содержанию, обслуживанию и эксплуатации жилищного фонда, а не собственников общего имущества многоквартирного дома.

3 Свои возражения на ход и результат проверки нужно фиксировать в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Тогда шансы на успех в судебном споре с проверяющими увеличатся.

4 Снизить размер штрафа по административному правонарушению невозможно, если он назначен по нижнему пределу санкции. Никакие смягчающие обстоятельства не помогут.

5 Управляющая компания должна требовать от жильцов, чтобы они выполняли правила пожарной безопасности.

6 Проводить замеры пожарных люков, проходов, ограждений и т. п. пожарные инспекторы должны при помощи специальных измерительных средств, которые прошли поверку. В акте проверки и протоколе об административном правонарушении должно быть указано, чем проведено измерение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Открытое акционерное общество домоуправляющая компания канавинского района
  • Отследить посылку транспортной компании энергия по экспедиторской расписке
  • Оформление реквизита адресат при направлении документа двум разным адресам
  • Охарактеризуйте существующую организационную структуру управления компании
  • Оценка стоимости активов лежит в основе подхода к оценке стоимости бизнеса