У моей страховой компании отозвали лицензию: что делать?
В условиях нестабильной экономики многие организации не справляются с обязательствами и прекращают деятельность. Такое может случиться и со страховой компанией. Если Центробанк отзовет у нее лицензию, клиенты столкнутся с проблемами при получении выплат и возврате средств. Разбираемся, как действовать правильно в такой ситуации.
О какой лицензии речь
Лицензия — это, фактически, разрешение на работу. Требования к страховщикам очень строгие: они должны выполнять множество правил и условий, владеть капиталом, соблюдать требования законодательства. Лицензию может получить только компания, которая докажет, что способна справиться со страховой деятельностью. Этот документ выдает Банк России. Он же следит за выполнением всех правил, и в случае нарушений может приостановить действие лицензии или вовсе ее отозвать.
Центробанк вмешивается, если компания нарушает требования закона. Например, использует рискованные инвестиционные стратегии, не сохраняет необходимый размер уставного капитала, не отчитывается перед надзорным органом. Сперва Центробанк выносит предписание устранить нарушения. Страховая компания может исправиться и продолжить работать в обычном режиме. Вот какие меры воздействия применяет ЦБ:
- Ограничение лицензии. У компании может быть несколько разрешений. Например, для страхования жизни, имущества и ОСАГО. Центробанк применяет санкции в отношении только одной из них. Если ведомство ограничит действие лицензии по страхованию жизни, компания продолжит работать в других отраслях.
- Приостановка лицензии. Это грозит существенными ограничениями. Страховая компания не может заключать никаких новых договоров и пролонгировать старые. Можно только обслуживать уже действующие полисы.
Если Центробанк вводит ограничения, обычно он сразу назначает временную администрацию. Она может устранить нарушения, из-за которых ввели ограничения. Тогда страховая компания восстановит лицензию и продолжит работу. Если исправить ситуацию не удается, ЦБ может вновь вмешаться и провести санацию. Это финансовое оздоровление, после которого страховая продолжает деятельность. Если ситуация безвыходная, лицензию отзывают.
Что происходит после отзыва лицензии
Отзыв разрешения означает, что работать страховая компания больше не будет. У нее есть 45 дней, чтобы расторгнуть действующие договоры с клиентами. В течение полугода нужно вернуть деньги, когда это предусмотрено по условиям полиса. Если компания выполнит все требования, она может просто прекратить деятельность и ликвидироваться
На этом этапе подключается Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Оно контролирует ситуацию и проверяет действия компании. Если условия не выполнены, АСВ инициирует процедуру банкротства. Это значит, что деньги кредиторов будут взыскивать в судебном порядке.
Пока договоры с клиентами не расторгнуты, компания должна выполнять все свои обязательства даже при отозванной лицензии. Если в этот период произошел страховой случай, владелец полиса претендует на получение выплаты в обычном порядке. Иногда выясняется, что организация уже не может выдать компенсацию из-за отсутствия финансов. Тогда придется дождаться процедуры банкротства и требовать возврата денег вместе с остальными кредиторами.
Что делать владельцам полисов
Для клиентов порядок действий зависит от того, каким страховым продуктом они пользуются. Правила по возвратам и компенсациям отличаются для разных видов полисов.
Проще всего — владельцам ОСАГО. Они могут не делать вообще ничего. Даже если страховая компания осталась без лицензии, обанкротилась и прекратила существование. Обязанности по выплатам принимает на себя Российский союз автостраховщиков. Если человек стал виновником ДТП, он обращается напрямую в РСА.
Владельцам накопительного и инвестиционного страхования жизни положен возврат выкупной суммы. Ее размер зависит от того, как давно был оформлен договор. Чем ближе дата его окончания, тем больше будет выплата. Точный размер можно узнать из документов, которые были получены при оформлении полиса. В договоре должны быть прописаны условия возврата денег в зависимости от срока обращения.
Для остальных полисов возможность возврата определяется условиями договора. Иногда он не предусмотрен вообще, например, в страховании от несчастных случаев. Общее правило такое: если возврат возможен, владелец получит сумму пропорционально неиспользованному сроку.
Владельцы полисов могут дождаться, когда страховая расторгнет договоры и начнет выплаты. Также можно обратиться с заявлением самостоятельно. Если у организации отозвали лицензию, клиенты имеют право сделать это.
Что делать, если деньги не возвращают
Часто лицензию отзывают из-за финансовых проблем страховой компании. В такой ситуации возврата средств можно и не получить. Если деньги не вернут добровольно, придется ждать начала процедуры банкротства. Как только она стартует, нужно обращаться в АСВ с требованием выплаты. На это есть 2 месяца, в течение которых формируют реестр кредиторов. Если опоздать, право требования сохраняется, но шансы получить деньги гораздо меньше.
АСВ оценивает и реализует имущество страховой компании, затем возвращает средства клиентам. Хорошо, если их хватает для выполнения всех обязательств. Если нет, выплаты будут распределять по реестру кредиторов. Происходит это в порядке очереди. Первыми идут НСЖ и ИСЖ, у которых наступил риск дожития. Затем — владельцы полисов обязательного страхования и добровольного страхования жизни. Если денег не хватает на всех, их распределяют между клиентами одной очереди.
Шанс получить возврат выше для тех, кто вошел в реестр кредиторов. Чтобы успеть сделать это в неблагоприятной ситуации, нужно отслеживать актуальные новости по своей страховой компании. Например, можно периодически проверять ее на портале АСВ. Но лучше при оформлении полиса сразу выбирать крупную и надежную организацию. Это не дает гарантий, что лицензию не отзовут. Но банкротство значимых участников рынка точно будут освещать в новостях, так что его не пропустишь. Также у крупных компаний больше шансов пройти санацию ЦБ РФ и продолжить работу.
В теории — да. На практике процедура может затянуться.
Компенсация по ОСАГО выплачивается невиновной стороне, и в обычном случае вы бы просто обратились в свою страховую, то есть в «АСКО-Страхование». Но после отзыва лицензии вам необходимо подавать документы в страховую компанию виновника. Это может быть не очень удобно, особенно если компания иногородняя, но в остальном процедура ничем не отличается от работы со своей страховой.
Если у всех участников ДТП полисы в компании «АСКО-Страхование», компенсировать ущерб будет Российский союз автостраховщиков через свои компании-партнеры. В Челябинской области ими стали АО «АльфаСтрахование» (Челябинск, ул. Труда, 156, тел. 8 800 333-09-99, Магнитогорск, ул. Ленина, 70, тел. 8 800 333-09-99); и АО ГСК «Югория» (Челябинск, пр. Ленина, 29а, тел. (351) 220-18-21; Магнитогорск, ул. Ленина, 113, тел (3519) 49-59-17, (3519) 49-59-16).
Сама процедура обращения в РСА за компенсационной выплатой практически идентична таковой при получении страховой выплаты, равно как похож и список необходимых документов: заявление, бумаги из ГИБДД, извещение, заключение экспертизы и так далее. Но опрошенные нами юристы отмечают, что РСА нередко забюрокрачивает процедуру, и в крайнем случае придется обращаться в суд.
Если вы уже подали документы на выплату в «АСКО-Страхование», их необходимо вернуть, обратившись к АСВ с заявлением в свободной письменной форме (адрес тот же: Челябинск, Красная, 4).
— Заявление должно содержать Ф. И. О. страхователя, номер договора, контактный телефон, обратный почтовый адрес, просьбу вернуть все документы, дату и подпись клиента. К заявлению нужно приложить копию паспорта (развороты с фото и регистрацией), — уточнили в АСВ.
К сожалению, срок рассмотрения заявления немаленький — 30 календарных дней с момента его регистрации.
Страховую лишили лицензии
Осенью 2016 года в Махачкале «КамАЗ» врезался в Hyundai, который принадлежал Ильясу Багужиеву*. Виновником ДТП признали водителя большегруза. Тогда пострадавший обратился за компенсацией стоимости ремонта иномарки в ООО «МСК «Страж», где был застрахован. Но ему отказали (причина в актах не указана).
водитель и Махачкалы пытается получить страховое возмещение
28 августа 2017 года собственник иномарки взыскал со страховой фирмы через Советский районный суд Махачкалы возмещение 335 841 руб., а еще неустойку и штраф — всего 563 441 руб. (дело № 2-2286/17). Но 30 ноября того же года ЦБ отозвал лицензию у страховщика из-за нарушения требований по формированию страховых резервов и порядка инвестирования средств из них. После этого «МСК «Страж» обанкротилась (дело № А54-8181/2017), а ее обязательства по договорам ОСАГО перешли к АО «СК «Опора». Именно эта страховая компания забрала клиентов «УралСиба», где был застрахован виновник аварии.
То есть Багужиев мог получить деньги только с «Опоры». Но выплаты он не дождался, а в июле 2018-го регулятор приостановил действие лицензии и у страховой компании «Опора». Ответственность перед ее клиентами перешла к ООО «СК «Ангара», а 28 марта 2019 года и оно осталось без разрешения на работу.
Тогда владелец пострадавшего в аварии Hyundai обратился в Российский союз автостраховщиков (профессиональное объединение страховых компаний, занимающиеся надзором и контролем за деятельностью в сфере автострахования), чтобы наконец-то возместить траты на ремонт. Но ему отказали, так как он не представил фототаблицу с места столкновения.
Двойная выплата
Водитель подал иск к РСА, требуя выплатить стоимость ремонта машины 335 847 руб., неустойку в 110 827 руб., расходы на представителя 30 000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Первая инстанция решила: раз Центробанк отозвал лицензии у компаний, которые должны были возместить расходы на восстановление авто, то это должен сделать союз автостраховщиков. Замоскворецкий районный суд Москвы взыскал в пользу истца компенсационную выплату в размере 335 841 руб., неустойку 40 000 руб., штраф 30 000 руб. и судебные издержки 15 000 руб. Но не стал присуждать водителю компенсацию морального вреда (дело № 02-0571/2020).
Другого мнения оказалась апелляция. Мосгорсуд решил, что Багужиев может включиться в реестр кредиторов МСК «Страж» и получить просуженный долг страховой. То есть, удовлетворяя иск владельца авто, райсуд допустил возможность двойного взыскания денег. Потому суд отказал истцу. Такой подход поддержал и Второй кассационный СОЮ.
Компенсация с союза автостраховщиков
Багужиев с этим решением не согласился и пожаловался в Верховный суд. Дело № 5-КГ22-12-К2 рассмотрела тройка судей под председательством Александра Киселева. Гражданская коллегия сослалась на постановление Пленума ВС от 26.12.2017 № 58 «О применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно п. 29, если страховая пострадавшего в ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию, то он может обратиться за возмещением к страховщику причинителя вреда. ВС подчеркнул: если без лицензии осталась и та компания или ее признали несостоятельной, то требовать деньги на ремонт можно уже с профессионального объединения страховщиков, то есть РСА (согласно п. 6 ст. 141 закона «Об ОСАГО» — «Прямое возмещение убытков»).
ВС назвал ошибочным вывод Мосгорсуда, который решил, что в этом случае водитель не может взыскать средства с Российского союза автостраховщиков. Поэтому он отменил акты апелляции и кассации, а дело вернул в Мосгорсуд. Согласно карточке дела,
28 июля апелляция оставила решение первой инстанции без изменения. То есть водитель получил компенсацию с РСА (№ 33-25737/2022).
Отзыв лицензии — частая ситуация
Страховая компания может сама отказаться от деятельности, а еще ее лицензию за нарушение законов или нормативов вправе аннулировать Центробанк. Если недочеты в работе можно исправить, то регулятор только приостанавливает действие лицензии до устранения замечаний. Исходя из данных, опубликованных на сайте ЦБ, чаще страховые компании все-таки лишают лицензии. Причем за последние несколько лет число таких случаев сократилось.
Чаще с отзывом лицензии сталкиваются региональные страховые компании, говорит Иван Бычков, адвокат, руководитель тюменского филиала
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
Семейное и наследственное право
группа
Уголовное право
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Недвижимость, земля, строительство
11место
По количеству юристов
19место
По выручке
22место
По выручке на юриста
Профайл компании
Эксперт связывает это с захватом рынка федеральными страховыми компаниями и снижением ликвидности деятельности региональных организаций. Нередко встречаются и случаи отзыва лицензии в связи с намеренными действиями их бенефициаров по выводу активов, признает юрист.
На фоне отсутствия конкурсной массы должника — страховой компании получить что-либо удается мало кому из страхователей, и требование к РСА становится единственным вариантом потерпевших по делу получить страховое возмещение.
* Имена и фамилии участников спора изменены редакцией.
(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
2. Орган страхового надзора вправе принять решение об отзыве у субъекта страхового дела лицензии по одному из следующих оснований:
1) нарушение установленных органом страхового надзора в соответствии с пунктом 5 статьи 26 настоящего Закона требований перечня разрешенных для инвестирования активов и (или) порядка инвестирования средств страховых резервов, которые должны быть сформированы в соответствии с пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона, и если данное нарушение создает угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка, при условии, что в течение одного года к субъекту страхового дела органом страхового надзора применялись меры, предусмотренные абзацами вторым, третьим и (или) пятым подпункта 2 пункта 2 статьи 32.5-1 настоящего Закона;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) нарушение установленных органом страхового надзора в соответствии с пунктом 2 статьи 25 настоящего Закона требований перечня разрешенных для инвестирования активов и (или) порядка инвестирования собственных средств (капитала) страховой организации, если данное нарушение создает угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка, при условии, что в течение одного года к страховой организации органом страхового надзора применялись меры, предусмотренные абзацами вторым, третьим и (или) пятым подпункта 2 пункта 2 статьи 32.5-1 настоящего Закона;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) нарушение минимально допустимого значения нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, установленного органом страхового надзора в соответствии с пунктом 4.1 статьи 25 настоящего Закона, если данное нарушение создает угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка, при условии, что в течение одного года органом страхового надзора применялись меры, предусмотренные абзацами вторым, третьим и (или) пятым подпункта 2 пункта 2 статьи 32.5-1 настоящего Закона;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) нарушение правил формирования страховых резервов, утвержденных органом страхового надзора в соответствии с пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона, если данное нарушение создает угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка, при условии, что в течение одного года органом страхового надзора применялись меры, предусмотренные абзацами вторым, третьим и (или) пятым подпункта 2 пункта 2 статьи 32.5-1 настоящего Закона;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) неоднократное нарушение страховщиком требований страхового законодательства, за исключением требований в части финансовой устойчивости и платежеспособности, если в течение одного года по указанным основаниям органом страхового надзора применялись меры, предусмотренные статьей 32.5-1 настоящего Закона;
6) неоднократное в течение одного года непредставление или неоднократное в течение одного года нарушение более чем на пятнадцать рабочих дней сроков представления отчетности, предусмотренных настоящим Законом, другими федеральными законами, нормативными актами органа страхового надзора;
7) установление фактов существенной недостоверности отчетности;
если субъект страхового дела в течение одного года со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;
9) отсутствие субъекта страхового дела по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица);
10) неоднократное в течение одного года нарушение субъектом страхового дела требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократное в течение одного года нарушение требований нормативных актов органа страхового надзора, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, при условии, что в течение одного года лицензия субъекта страхового дела приостанавливалась по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 5 статьи 32.6 настоящего Федерального закона.
(пп. 10 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 394-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Орган страхового надзора принимает решение об отзыве у субъекта страхового дела лицензии в случае:
1) если субъектом страхового дела в установленный срок не устранены нарушения страхового законодательства Российской Федерации, явившиеся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
2) если субъектом страхового дела в течение трех месяцев со дня приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 5 статьи 32.6 настоящего Закона, не восстановлено членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка;
3) если страховой организацией в течение шести месяцев со дня ограничения действия лицензии по основанию, предусмотренному абзацем первым пункта 4 статьи 32.6 настоящего Закона, не восстановлено членство в профессиональном объединении страховщиков;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) если страховой организацией не выполнено требование об увеличении своего уставного капитала при увеличении минимального размера уставного капитала страховщика в соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 25 настоящего Закона по истечении переходного периода, установленного соответствующим федеральным законом;
5) если субъектом страхового дела не исполнено предписание органа страхового надзора об ограничении и (или) о запрете на совершение отдельных сделок;
6) если им принято решение об удовлетворении ходатайства временной администрации страховой организации, поданного на основании пункта 2.2 настоящей статьи;
7) если субъект страхового дела по собственной инициативе подал в орган страхового надзора заявление в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.
(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Временная администрация обращается в орган страхового надзора с ходатайством об отзыве лицензии в случае невозможности восстановления платежеспособности страховой организации.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
2.3. В случае, предусмотренном подпунктом 7 пункта 2.1 настоящей статьи, к заявлению субъекта страхового дела об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности должны быть приложены следующие документы:
1) решение о прекращении страховой деятельности, принятое органом управления субъекта страхового дела — юридического лица, уполномоченным принимать указанные решения в соответствии с уставом, или субъектом страхового дела, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя;
2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также документы, подтверждающие передачу обязательств по договорам страхования (страхового портфеля);
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность с аудиторским заключением на ближайшую отчетную дату;
4) оригинал лицензии (при наличии).
(пп. 4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
3. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии вступает в силу со дня его принятия и подлежит размещению на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в день его принятия. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Копия решения об отзыве лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.
Одновременно с отзывом лицензии (за исключением случая, предусмотренного настоящей статьей, и случаев, если временная администрация назначена ранее или на дату принятия решения об отзыве лицензии в отношении страховой организации введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве) орган страхового надзора назначает временную администрацию страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
(абзац введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)
При принятии страховой организацией решения об отказе от осуществления страховой деятельности временная администрация страховой организации в связи с отзывом лицензии не назначается в случаях, если страховая организация до уведомления органа страхового надзора об отказе от осуществления страховой деятельности:
(абзац введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)
исполнила обязательства, возникающие из договоров страхования, договоров перестрахования, в том числе произвела страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
(абзац введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)
осуществила передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) досрочное прекращение договоров страхования, договоров перестрахования;
(абзац введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)
представила в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение указанных обязанностей.
(абзац введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)
4.1. В связи с отзывом лицензии договоры страхования и договоры перестрахования прекращаются по истечении сорока пяти календарных дней с даты вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии, за исключением договоров страхования и договоров перестрахования по видам страхования, по которым в соответствии с федеральными законами предусмотрено осуществление компенсационных выплат за счет средств профессиональных объединений страховщиков или иных организаций, на которые в соответствии с федеральными законами возложена обязанность осуществления компенсационных выплат. Досрочное прекращение договора страхования по указанному обстоятельству влечет за собой возврат страхователю части страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплату выкупной суммы по договору страхования жизни, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
4.2. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве всех выданных страховой организации лицензий, за исключением решения об отзыве лицензий, при котором временная администрация не назначается, и до дня прекращения деятельности временной администрации приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам страховой организации. Под текущими обязательствами страховой организации понимаются:
1) обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности страховой организации (в том числе коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества), оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, выплате выходных пособий, осуществлению иных выплат, связанных с расторжением трудового договора, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также по оплате иных расходов, связанных с ликвидацией страховой организации и возникших после дня отзыва лицензии;
2) обязательства по уплате обязательных платежей, которые понимаются в значении, определенном абзацем пятым статьи 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и возникли после дня отзыва лицензии;
3) обязательства по перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы (алиментов, налога на доходы физических лиц, иных возложенных на работодателя в соответствии с федеральными законами платежей), выплачиваемой работникам страховой организации в соответствии с федеральными законами.
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
4.3. Требования работников страховой организации о выплате выходных пособий, об осуществлении иных выплат, связанных с расторжением трудового договора, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его расторжения, в части, превышающей минимальный размер выплат, предусмотренных статьей 181 Трудового кодекса Российской Федерации, не относятся к числу текущих обязательств.
(п. 4.3 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
4.4. Орган страхового надзора не позднее дня принятия решения об отзыве всех выданных страховой организации лицензий, за исключением решения об отзыве лицензий, при котором временная администрация не назначается, или дня прекращения деятельности временной администрации уведомляет Федеральную службу судебных приставов посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия соответственно об отзыве всех выданных страховой организации лицензий или о прекращении деятельности временной администрации.
(п. 4.4 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 442-ФЗ)
5. До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:
1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;
2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
3) осуществить расторжение договоров по оказанию услуг страхового брокера.
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Страховщик не позднее рабочего дня, следующего за днем вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии, уведомляет страхователей (перестрахователей), перестраховщиков по договорам страхования, договорам перестрахования, действие которых прекращается в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, об отзыве лицензии, а также о факте и дате досрочного прекращения указанных договоров.
При этом уведомлением признаются также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков в Российской Федерации, и размещение ее на официальном сайте страховщика, а также рассылка страхователям СМС-сообщений и (или) сообщений по электронной почте соответственно на номера мобильных телефонов и по адресам электронной почты, которые указаны страхователями при заключении договоров страхования.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. До выполнения обязанностей, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, субъект страхового дела представляет в орган страхового надзора бухгалтерскую (финансовую) отчетность ежеквартально.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 234-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. До истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи:
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) утратил силу. — Федеральный закон от 22.12.2020 N 442-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля);
3) бухгалтерскую (финансовую) отчетность с отметкой налогового органа и аудиторским заключением на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии (за исключением случая, когда в страховую организацию назначена временная администрация);
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 234-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) оригинал лицензии (при наличии).
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Прекращение страховой деятельности общества взаимного страхования или его ликвидация в связи с отзывом лицензии осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 9.2 — 9.6 настоящей статьи.
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 29.11.2007 N 287-ФЗ)
9.2. Общество взаимного страхования, осуществляющее страхование имущественных интересов своих членов непосредственно на основании устава общества, после дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии не вправе принимать новых членов общества взаимного страхования, а также вносить изменения в правила страхования.
(п. 9.2 введен Федеральным законом от 29.11.2007 N 287-ФЗ)
9.3. До истечения шести месяцев после дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии общество взаимного страхования обязано:
1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о ликвидации общества взаимного страхования;
2) исполнить обязательства по страхованию (перестрахованию), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
3) осуществить расторжение договоров страхования (перестрахования).
(п. 9.3 введен Федеральным законом от 29.11.2007 N 287-ФЗ)
9.4. До истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 9.3 настоящей статьи:
1) решение о ликвидации общества взаимного страхования, принятое общим собранием общества взаимного страхования;
2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии требований в письменной форме страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств по страхованию (перестрахованию);
3) бухгалтерскую (финансовую) отчетность с отметкой налогового органа;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) оригинал лицензии (при наличии).
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 9.4 введен Федеральным законом от 29.11.2007 N 287-ФЗ)
9.5. Обязательства общества взаимного страхования по страхованию (перестрахованию) не подлежат передаче другому страховщику.
(п. 9.5 введен Федеральным законом от 29.11.2007 N 287-ФЗ)
9.6. До выполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 9.3 настоящей статьи, общество взаимного страхования представляет в орган страхового надзора бухгалтерскую (финансовую) отчетность ежеквартально.
(п. 9.6 введен Федеральным законом от 29.11.2007 N 287-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В случае осуществления субъектами страхового дела страховой деятельности (за исключением выполнения обязательств, предусмотренных подпунктом 2 пункта 5, пунктом 6 и подпунктами 2 и 3 пункта 9.3 настоящей статьи) орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 287-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Субъекты страхового дела — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не могут принять решение соответственно о ликвидации, прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до отзыва всех выданных органом страхового надзора лицензий и исполнения обязанностей, предусмотренных настоящей статьей.
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 251-ФЗ)
12. После отзыва всех выданных юридическому лицу в соответствии с настоящим Законом лицензий и исполнения им обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, юридическое лицо должно в течение пятнадцати рабочих дней принять решение об исключении из своего наименования слов «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний и внести в течение девяноста рабочих дней со дня отзыва всех выданных органом страхового надзора лицензий соответствующие изменения в устав либо принять решение о своей ликвидации и уведомить о принятом решении орган страхового надзора не позднее пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
В случае, если после отзыва всех выданных органом страхового надзора лицензий и исполнения юридическим лицом обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, юридическое лицо не исполнило обязанности, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, а также пунктом 3 статьи 32.3 настоящего Закона, орган страхового надзора обращается в суд с иском о ликвидации юридического лица.
(п. 12 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 251-ФЗ)