Отношения в компании сверстников кажутся более непринужденнее чем со старшими поколениями

20.01.2023

Чужой среди своих. Почему подростки не хотят общаться со сверстниками?

© freepik.com

Отношения подростков со сверстниками являются моделью их будущих социальных отношений с миром. Взаимодействие не только с близкими значимыми для ребёнка взрослыми, но и гармоничные отношения со сверстниками, позволяют ему познавать себя, стимулируют его психологическое развитие и оказывают влияние на формирование личностных установок и ценностей. О том, почему некоторые дети не проявляют интереса к коммуникации со сверстниками, и как преодолеть существующий барьер в общении, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог медицинского центра «Медси» Станислава Рётся.

– В чём кардинальное отличие типов взаимоотношений «подросток – подросток», «подросток – взрослый»?

– Главное отличие – в иерархии. Дело в том, что подростки находятся в одной социальной ситуации развития, их жизненная цель и возрастная задача на этот период так или иначе совпадают, что позволяет им общаться на равных. Когда мы говорим о типе взаимоотношений «подросток – взрослый», важно учитывать то, что взрослый человек априори находится в другой точке развития, он уже достиг того, к чему подросток только стремится.

– Почему некоторым детям неинтересно общаться со своими сверстниками, а комфортнее находиться в компании взрослых?

– Причин может быть несколько, выделим основные из них. Во-первых, взрослая личность кажется ребёнку зачастую более привлекательной, поскольку общение со старшими даёт им желаемое ощущение взрослости: «Я пока сам не могу водить автомобиль и не зарабатываю деньги, но меня принимают в свою компанию люди, которые всё это могут и умеют, а значит внутренне я тоже взрослый».

Во-вторых, к общению со взрослыми дети нередко стремятся, потому что в их обществе ощущают себя в безопасности. Когда не очень социализированного, замкнутого подростка не принимают ровесники (в особенности, если речь идёт о буллинге), он чувствует себя безопаснее в компании людей старшего возраста, которые могут быть более принимающими, понимающими, чуткими к его переживаниям и эмоциям.

В-третьих, к общению с более старшими людьми бывают склонны подростки, растущие в семье, где ими пренебрегают и/или используют жёсткие воспитательные меры. В других взрослых они ищут любовь, заботу и принятие, которые им не даёт собственная семья.

– Какие психологические особенности могут быть присущи таким подросткам? Означает ли это, что ребёнок более интеллектуально развит в сравнении со своими ровесниками?

Если подросток не испытывает интереса к общению со сверстниками, это может говорить о том, что он не социализирован в достаточной, комфортной ему мере. Тогда, вероятнее всего, ему присущи такие особенности, как социальная неловкость и замкнутость. В этом случае он действительно может удовлетворять потребность в безопасности и комфорте, когда находится в обществе взрослых, которые проявляют уважение к его личности в отличие от ровесников.

Бывает и так, что ребёнок не хочет общаться со сверстниками, потому что он более интеллектуально развит в сравнении с ними, ему интереснее говорить со взрослыми на более серьёзные и глубокие темы. Как правило, так происходит, если в его семье поддерживается культ взрослости. У ребёнка закрепляется установка: «Детские увлечения не для меня, есть более важные вещи. Нужно быть серьёзным и умным».

Также делают выбор в пользу отношений со взрослыми, а не с ровесниками подростки, которые в силу сложившейся семейной ситуации недополучают внимания старших членов семьи. Контакт со взрослым может восполнять дефицит родительской заботы и любви.

– Насколько для детей важно преодолевать барьер в общении со сверстниками и почему?

– Важно, так как подростковый возраст – это период, когда человеку необходимо найти свою значимую группу, к которой он будет принадлежать, коллектив, где он будет чувствовать себя важным и нужным. Одной из основных задач подросткового возраста является интимно-личностное общение с другими людьми и, главным образом, со сверстниками. Ведь именно коммуницируя с ровесниками подростки учатся выстраивать взаимоотношения. Безусловно, со взрослыми им также важно взаимодействовать и не быть изолированными в принципе от какой-либо группы. Всё должно быть сбалансированно.

– Что родители и педагоги могут сделать для того, чтобы помочь подростку наладить коммуникацию с ровесниками?

– В первую очередь, взрослым важно убедиться в том, что они оказывают детям необходимые внимание и поддержку. Родительская фигура в любых взаимоотношениях подростков, в том числе с ровесниками, служит им внутренней опорой. Это работает так. Когда маленького ребёнка обижают другие ребята, он жалуется маме или папе, которые за него заступаются. По мере взросления, опора из внешней преобразовывается во внутреннюю, и подросток уже самостоятельно приобретает навыки выстраивания коммуникации со сверстниками. Сам знает, как за себя постоять в случае возникновения конфликта.

Со стороны взрослого, к которому тянется ребёнок, важно проявлять очень уважительное и заботливое наставничество. Бывает, что тренер в секции или преподаватель в школе становится для него авторитетом. В этом случае взрослому важно выстроить тёплые доверительные отношения с ребёнком и аккуратно направлять его на общение со сверстниками. Перед педагогом в данном случае встают две важнейшие задачи: собственным примером продемонстрировать окружающим сверстникам, как нужно относиться к этому подростку (если будет необходимость заступиться за него) и в ходе общения дать понять самому ребёнку, что он заслуживает заботы и уважительного отношения. Постепенно он примет такие установки и начнёт открываться окружающим.

Другие статьи по теме:

Окружение подростка: как создать положительную среду?

Подростковая замкнутость: как найти подход?

Ребенок не дружит с ровесниками: что делать?

09.01.2022

В этой статье:

Когда у ребенка не складываются отношения с ровесниками, у родителей возникает тревога. Ведь если ребенок отличается от сверстников, есть вероятность, что с ним что-то не так и он не сможет найти себе место в жизни. Разберемся в причинах, по которым подросток может выпадать из компании своего возраста и окажем помощь там, где она необходима.

Почему ребенок не дружит с ровесниками?

Обычно дружба со сверстниками не складывается у подростка по следующим причинам.

  • Ребенку не интересно с ровесниками. Интерес — это общие занятия и ценности. Довольно часто трудности с взаимоотношениями возникают у детей, которые находятся в чуждой интеллектуальной среде. Например, ребенок с научными увлечениями находится в среде детей, которых на первом месте волнуют личные отношения полов, популярные блоггеры и герои массовой культуры. Или наоборот: ребенок имеет массовые интересы, но попадает в среду людей, которых объединяет какое-то хобби или направление: робототехника, определенный спорт и т.п. 
  • Ребенок не находит общий язык со сверстниками. Вторая причина — это умение ребенка общаться в коллективе, понимать гласные и негласные правила и вести себя соответственно. Так часто бывает, когда семейная культура и опыт ребенка не совпадает с культурой социальной среды. К примеру, ребенку из религиозной семьи может быть сложно в обычной массовой школе с одноклассниками в подростковом возрасте.
  • Ребенок не адаптировался к смене коллектива. Довольно часто при смене школы и места проживания ребенок оказывается в чуждой среде и не может наладить отношения со сверстниками. Довольно часто при переезде в другой регион или другую страну человек попадает в другой мир. Но иногда такой эффект может возникнуть и при смене школы — ведь культура, отношения в разных школах даже в рамках одного города могут быть совершенно разными.

Для того, чтобы помочь ребенку, важно понять, с чем именно мы столкнулись: ребенок не находит общий язык с ровесниками вообще или с ровесниками в конкретной ситуации. Или же ему вообще сложно строить отношения с людьми и, как бы мы не пытались изменить среду, друзей у него по-прежнему нет. Рассмотрим ситуации разных типов

Ребенок дружит с младшими

Ребенок дружит с теми, кто младше его по возрасту, и ему и правда интересно. Взрослые его хвалят за педагогический талант, умение быть лидером среди малышей. В школе он любит занимать должности вожатого, вести уроки в младших классах и т.п. Само по себе не может не радовать, но если при этом у него нет друзей среди ровесников, мы настораживаемся.

Почему ребенку интересней с младшими, чем с ровесниками?

Если подросток с трудом находит общий язык со сверстниками, конфликтует с одноклассниками, то младшие дети могут быть для него убежищем для самооценки. Ровесники его отвергают, а младшие буквально смотрят в рот, считают авторитетом. Такое поведение нередко сохраняется на всю жизнь, люди становятся учителями и проводят больше времени с учениками, чем с друзьями. В чем здесь проблема?

Главная проблема в том, что младшие намного менее критичны по отношению к такому старшему другу. Он не сталкивается с теми проблемами, которые помогают его ровесникам пострадать, но выработать способы разрешения конфликтов с равным и более сильным.

Что делать родителям, если ребенок дружит с теми, кто младше по возрасту? 

Постараться интегрировать ребенка в мягкое общество ровесников. Возможно, это будет частная школа или клуб, где дети ведут себя более интеллигентно и вежливо чем в обычной школе.

Также имеет смысл проконсультироваться с психологом на тему самооценки ребенка и поработать над ней. Когда ребенок повысит самооценку и уверенность в себе, у него будет меньше страха перед другими подростками и он сможет влиться в коллектив ровесников.

Ребенок дружит со старшими и со взрослыми

Бывает и обратная ситуация: подросток с удовольствием тусуется со взрослыми, а ровесники ему не интересны.

Почему ребенку интересно со взрослыми?

Вообще-то, детям интересно со взрослыми. Другое дело, что не со всеми, и это иногда бывает обидно — понимать, что ты не тот взрослый, с которыми подростку интересно и прикольно.

  • Взрослые люди больше знают и умеют. И если в них есть дух наставничества и они готовы делиться с подростками, то они популярны.
  • Взрослый — это ролевая модель. Если подросток видит взрослого, на которого хочет быть похожим, а этот взрослый готов уделять ему внимание, то подросток будет доволен и счастлив.
  • Бывает, что у подростка проблемы с родителями, либо нет родителей, и тогда взрослый выполняет еще и роль, отчасти похожую на родительскую, то есть поддерживает подростка по жизни.

Что ребенку дают друзья старше него по возрасту?

Возможно, ребенок тянется не к взрослым, а к другим подросткам, которые старше его на несколько лет, а ровесников игнорирует. Так бывает и по случайному совпадению: подобралась компания. Или из-за увлечения: занялся скалолазанием, подружился с ребятами постарше.

Довольно часто старшие подростки или молодые взрослые не проводят серьезной границы между людьми в компании, игнорируют разницу в возрасте 3-5 лет. И таким образом подросток чувствует себя более взрослым, у него жизнь интересней, чем у ровесников с его точки зрения. Для взрослых ребенок 14 и 18 лет — это большая разница, но сам 14ти летний не видит эту разницу или рад, что ему удалось попасть в тусовку, где с ним обращаются как с равным, несмотря на разницу в возрасте.

Старшие друзья детей — как к ним относиться?

Родителей может беспокоить, что более старшие друзья подростка втянут его в занятия не по возрасту. Это разумное опасение и имеет смысл всерьез рассмотреть все возможные последствия.

Для начала имеет смысл познакомиться со старшими друзьями и понять, на чем основана дружба. Довольно часто ребята просто нормально общаются в разновозрастной компании просто на основе общего увлечения, которое сглаживает возрастную разницу. Скажем, многие популярные экстремальные виды спорта объединяют ребят и популярность получают те, кто делает трюки лучше, даже если им меньше лет.

Вы имеете право ставить разумные границы в общении ребенка со старшими друзьями. Скажем, гулять вечером можно, но на неделю уехать в другой город без взрослых — нельзя. Эту ситуацию нужно проговорить со всеми участниками и предложить компромиссное решение.

Если ситуация со взрослыми и старшими друзьями вам кажется опасной в силу их асоциального образа жизни, то вы имеете право ограничить контакты ребенка. И дело не в возрасте, а в тех выборах жизненного пути, которые неприемлемы для вашей семьи.

Когда ребенок не дружит с ровесниками, имеет смысл разобраться в ситуации и понять, нужна ли ему помощь. Иногда имеет смысл помочь ему найти общество сверстников, в котором ему будет интересно и комфортно. А иногда принять то, что у него сложились отношения с людьми младше или старше него по возрасту. Главное, чтобы эти отношения были не вредными для его развития.

метки: Общение, Взрослый, Человек, Подросток, Родитель, Возраст, Отношение, Психология

Введение

Данная тема взаимоотношений детей подросткового возраста и людьми зрелого (пожилого) возраста не является новой для современной психологической науки, но все равно анна не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе его дальнейшей социализации в обществе. Именно через общение со старшим поколением ребенок получает тот комплект знаний о нормах и правилах поведения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества. Известно, что старшее поколение является основным носителем общественных ценностей и взаимодействие подростков именно с этим поколением необходимо для того, чтобы шла передача информации.

Решению этой проблемы посвящено много научных работ отечественных и западных авторов. В данной работе рассмотрены труды следующих психологов: Кон И.С. Кулагина И.Ю. Мухина В.С. Обозов Л.Ф. и других, касающиеся возрастной психологии, психологии подростка и проблем общения в подростковом возрасте.

Структура работы подразумевает под собой введение, теоретическую часть, которая состоит из двух глав и практическую часть, посвященную проведенному психологическому исследованию.

Цель данного исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения.

Для раскрытия данной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть проблему важности общения со старшими в подростковом возрасте. Выявить основные трудности общения с пожилыми людьми.

2. Показать как школа может влиять на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми.

3. Проведение психодиагностики детей подросткового возраста с целью выявления их предпочитаемого круга общения.

1. Отношения подростков с родителями

Важность для подростка его общения со сверстниками часто скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. А ведь это одна из самых значимых сфер отношений подростков. Влияние родителей уже ограниченно – им не охватываются все сферы жизни как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых.

4 стр., 1744 слов

Особенности общения старших подростков

… возрасте от 15 лет (11 девочек, 9 мальчиков). 1. Теоретические подходы к проблеме изучения особенностей общения старших подростков 1.1. Психологические характеристики общения Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми … посвященных изучению особенностей общения подростков. Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая …

Первый источник этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представление о переживаниях, мотивах тех Илии иных поступков, стремлениях, ценностях и т.д. Взрослые часто недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка.

Исследование показало, что чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV – V соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся VII –VIII классов весьма от нее далеки. Очень часто представления родителей и учителей сближаются, другими словами родители перестают видеть своих детей, а учителя учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, разговоров взрослых между собой, но только не из реального живого видения ребенка.

И родители и учителя подростков, в большинстве своем не умеют ни увидеть ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить детские формы контроля, общения с детьми. Именно в этот момент подростки начиная с V класса отмечают в качестве своей главного основания своих огорчений в общении с ними: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой» (V класс), «огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются» (VIII).

Особенно это остро проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми на «равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом этого как правило, становиться противопоставление своего «Я» взрослым, потребность в автономии.

В младшем подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно такие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения.

Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных конфликтов).

Кризис подросткового возраста более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуальных действительно потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в условиях недостаточной социальной зрелости школьника.

Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!». Спешка, не умение и не желание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителя и растущими детьми.

В работе Кона И.С.приведено описание следующего опыта проведенного в Ленинграде: группу школьников, учеников девятого класса попросили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники. После этого приглашенных в школу отцов и матерей попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо более точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители — юношеские самооценки. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не смогли понять задание: « Что значит – оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он на самом деле». Даже добросовестно пытаясь встать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно.

Дело конечно не в том, что дети проницательнее или чувствительнее родителей. Предсказать родительскую оценку не так уж трудно, потому что она в той или иной форме неоднократно прямо или косвенно высказывалась.

В работе Дубровиной И.В. в сборнике «Формирование личности в переходный период» приведены следующие данные, относительно потребности школьников в различного рода общении.

Партнеры Регламентируемое общение Нерегламентированное общение
Потребность в нем Реальное общение Потребность в нем Реальное общение
Родители и близкие родственники 4.7 70.8 66.6 29.2
Учителя 8.3 95.7 10.9 4.3.
Другие взрослые 2.6 98.6 6.5. 1.4
Близкий друг сверстник 68.4 56.2
Другие сверстники 4.6 68.4 24.3 31.6

Как видно из таблицы, общение со взрослыми, включая родителей, оказалось гораздо более формальным и регламентируемым, чем общение со сверстниками. Оно вызывает у подростков острую неудовлетворенность. Потребность в формальном общении с родителями удовлетворяется меньше чем на половину.

Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми, начинает складываться под влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании со взрослостью.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по- новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослых очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает желание поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общений.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведет к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями.

Характерно для подросткового возраста являются имитации чьего – либо поведения. Чаще имитируются поведение значимого взрослого, достигшего успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

Недостаточность внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует семя лишним, ибо является источником обременяющих забот. Подросток в таких случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие как, дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сенситивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Основные сложности в общении, конфликты возникают из – за родительского контроля за поведением, учебой, выбором друзей. Существуют несколько стилей воспитания, определяющего особенности отношений подростка со взрослыми и его личностное развитие.

Демократичное – взрослые ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких – то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнение обязанностей. Контроль основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких условиях происходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарный стиль общения – это требование от подростка беспрекословного подчинения и отказ со стороны взрослых от объяснения причин своих указаний и запретов. Взрослые жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. При таких условиях подросток замыкается в себе, часть из них идет на конфликт.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Сочетание безразличного отношения со стороны взрослых и полное отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант отношений взрослых и подростков. Подросткам дозволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает со взрослых ответственность за последствия поступков детей.

Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке взрослых по решению жизненно важной задачи – развитие своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процесс как мне принадлежащем.

Это обостряет значение содержания общения между подростком и взрослыми людьми.

На поверхности бытового поведения подростков наблюдатель видит, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу может только человек зрелый.

Можно привести данные взятые из работы И.Ю. Кулагиной «Возрастная психология. Развитие от младенчества до 17 лет». Использование бесед, стандартизованного интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о том, что потребность общения со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.

Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношений с подростками – переоценивают или недооценивают их.

Характер общения со взрослыми существенно влияет на такие стороны самооценки как степень самостоятельности и независимости. Существуют цифры который подтверждают это. У подростков, которые могут доверительно общаться со взрослыми, только 8.3 % неадекватная самооценка (так или иначе недооценивают себя).

У ребят с преобладанием регламентированного типа общения со взрослыми неадекватная самооценка в 87.9% случаев. Устойчивая самооценка формируется у 79.1 % исследуемых школьников если у них есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении – у 25 %.

Подростки удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

Совершено другая картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят этого делать. В поведении этих подростков отмечаются агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.

В экспериментах с несовершеннолетними правонарушителями установлено, что ближайший круг их общения становиться важнейшим фактором формирования их ценностных ориентаций. Их мотив самостоятельности, стремление к автономности не получает удовлетворения, что приводит к использованию искаженных средств, ограждающих от влияния взрослых, которое воспринимается как «помеха» для удовлетворения потребности в автономности, в самоутверждении. В зависимости от реальных объективных условий общения этот мотив получает антисоциальное содержание.

Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физического созревания, это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности интегрировать разные проявления жизни.

2. Общение подростка с людьми пожилого возраста

В отличие от ребенка, принимающего правила поведения на веру, подросток уже начинает осознавать их относительность. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального интеллектуального поиска.

Начиная разговор о взаимодействии подростков и людей взрослого пожилого возраста мы имеем в виду общение между поколениями. Для лучшего понимания темы данного исследования необходимо объяснить наиболее часто встречающиеся термины, в данном случае это «общение» и «поколение». Когда говорят об общении, то имеют в виду «взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно – эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц».

Именно в общении отчетливо проявляется так называемый конфликт поколений или конфликт «отцов и детей». Для наилучшего понимания сущности конфликта необходимо объяснить термин поколение.

Понятие «поколение» не является однозначным. Сложилась научная традиция использовать его в четырех значениях.

Во – первых, поколение означает современников – людей, родившихся преимущественно в одно время.

Во – вторых, антропологи или юристы поколением называют ступень в происхождении от общего предка.

В – третьих, историки и социологи данным термином называют отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Наконец, данное понятие употребляется в символическом смысле, подчеркивая не сколько хронологическую общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их мироощущения, их образ жизни.

Пожилые люди, свободные от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков. Поэтому социально значимой проблемой для общества является общение пожилых и молодых, которое нередко бывает конфликтным.

Можно выделить еще несколько причин, порождающих трудности в общении молодых и пожилых.

1. Разно направленность жизненного вектора. Пожилым свойственна оглядка назад, анализ, оценка жизненного пути. Старшие поколения со сложившимся укладом жизни и в состоянии активности в своем стремлении к достижению гармонии в удовлетворении требований общества, социальной среды и своих потребностей не всегда может адекватно отражать стремление молодых к достижению такого же рода гармонии в составе своих «малых» групп. Если при этом молодое поколение находится в состоянии социальной и экономической зависимости, то его стремление к защите «Я – концепции» может приводить к конфликтным ситуациям.

Во всех случаях сохраняется взаимоотношения типичного в образе жизни, что свойственно обществу (взрослых), а также специфичного и индивидуального, что свойственно малой группе и его членам.

2. Различное восприятие окружающего мира, времени.

3. различные субкультуры. У пожилых и молодых свои субкультуры. Они отличаются друг от друга взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, языком. Молодежь часто употребляет свой сленг, что ставит в тупик людей старшего поколения и мешает восприятию и пониманию друг друга.

4. Физиологические и психологические особенности пожилых и молодых. Многие качества у пожилых гиперболизируются, наблюдается поляризация взглядов, склонность идеализировать прошлое, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости – повышенная сентиментальность, умиление. Такие важные компоненты общения, как память и внимание, также нарушаются. Часто пожилые люди в подробностях помнят что было давно, и не могут вспомнить вчерашний день. Внимание характеризуется неустойчивостью и отвлекаемостью. Все это в сочетании с такими качествами подростков, как неуравновешенность, нетерпимость, агрессивность и неумение управлять своими чувствами, является еще одним конфликтогенным фактором в их общении друг с другом.

Таким образом, возрастные особенность подростков и пожилых людей затрудняют процесс общения. Неумение в достаточной степени понимать другого человека, его чувства, желания, потребности присуще и пожилым, и молодым людям. Только подросток с силу малого социального опыта не владеет приемами общения, а пожилой человек постепенно их утрачивает.

Правомерно выделять четыре типа связей между поколениями.

1. Силовые связи, которые по сути отношения руководства и подчиненного ведущих и ведомых. Их квинтэссенция в словах: «Я тебя породил, я тебя и убью». Поэтому старшее поколение как носитель культуры общества не всегда принимает субкультуру молодежи, тяготеет к диктату, авторитаризму. Старшее поколение более консервативно, с трудом воспринимает новое, более категорично, более безапелляционно в суждениях, тяготеет к вердикту, а не к дискуссии.

2. Эмоциональные связи это отношения любви, привязанности и восхищения, благодарности, уважения. Естественно, именно на такие отношения претендует старшее поколение. Однако большинству молодых присуще негативное отношение к прошлому страны, пренебрежение патриотизмом, альтруизмом, то есть всем тем, что олицетворяет старшее поколение. Ведущей моделью отношения молодежи к старикам стала геронтофобия.

3. Когнитивные связи, т.е. связи, в процессе которых происходит обмен информацией. В каждую социокультурную эпоху поколению присущи свои ценности, идеи, мотивы и действия людей, которые и определяют его облик. Поэтому, познавая прошлое, молодежь лучше понимает настоящее.

4. Нормативные связи – передача молодежи комплекса норм, выполняющих функции регламентации, регулирования и контроля за взаимодействием и взаимоотношениями людей. Но сами нормы зависят от общественно – экономического строя общества. Для того чтобы норма сформировалась и начала действовать, необходимы определенные условия, т.е. «социальный заказ». У каждого субъекта собственные представления о нормах, и если они не совпадают с общепринятыми, авторами которых является старшее поколении, то субъекты вступают в открытый или скрытый конфликт.

3. Влияние школы на взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста

Подросток в школе обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством взрослых (классного руководителя и школьной администрации), и очень часто это руководство перерастает в мелочную опеку.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ипостасей, соответствующих выполняемым им функциям: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший друг и товарищ.

Младший школьник не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Подросток уже не видит в учителе отца и мать. Учительская власть также не велика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не вправе. В образе «идеального» учителя на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью.

Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда — дифференциация оценок учителей и самих отношений с ними. В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем школьнику хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень его требований к этой дружбе достаточно высок.

Главное препятствие взаимопонимания учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений, наивно – бюрократический «школо» и «учебоцентризм». Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии. Многих учителей и вне школы отличает назойливо – дидактическая, поучающая манера держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.

Подростковая личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким – то усредненным, формальным и внешним показаниям, таким как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искрений или самый инициативный. В средней и старшей школе отношения учителя с учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся.

Отношения между учителем и учеником никогда не бывают, и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и ассиметричность социальных ролей.

Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени искренности.

4. Психологическое тестирование школьников «референтная группа»

Для выполнения практической части данного исследования был использован материал из работы психолога Пертенава Г.Р. Приведено исследование, показывающие направление общения у детей при переходе из возраста младших школьников в подростковый, девять – двенадцать лет. Изучен интерес детей к другим людям.

И проведено психологическое тестирование учащихся восьмых классов средней школы Г.Новосибирска по тесту «Внешнегрупповая референтометрия». В опросе участвовало 103 человека учащиеся четырех классов. Возраст учеников от 13 лет 3 месяцев до 15 лет 1 месяца. Таким образом видно, что разница между учащимися одного класса может составлять до двух лет.

Описание исследования.

В приведенной ниже методике авторы предлагают определить референтов. Для этого тестируемым предлагается 10 – вопросов ситуаций (1-А) и список людей, окружающий их (1-Б).

Инструкция. Нужно выбрать по каждому вопросу ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые менее значимы, чем первые.

1-А

1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?

2. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите?

3. вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4 Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто поможет правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

1-Б

1. Родители (отец, мать)

2. Родственники (бабушка, дедушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга)

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девушка, знакомый юноша.

10. Товарищи по учебе.

11. Товарищи по клубу, секции, студии.

12. Историческая личность.

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором ты знаешь от других.

15. Литературный персонаж.

Обработка и интерпретация результатов:

После осуществления выбора следует попросить отложить список 1- Б и по 5 – бальной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных результатов достаточно проста. Все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2 -3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного испытуемого.

Результаты исследования размещены в таблицу, по которой видно основные группы предпочитаемого общения у детей в подростковом возрасте.

Партнеры Количество %
Друзья
Лучший друг (подруга)
Родители
Брат или сестра
Взрослые знакомые
Известная личность
Исторический или литературный персонаж

На примере проведенного исследования можно сделать следующие выводы об интересе детей подросткового возраста к другим людям. Видно, что наибольшее предпочтение в плане общения подростки отдают своим сверстникам (друзья – более 32%, в эту группу входят одноклассники, товарищи по клубу, секции, компания), следующую группу составляют лучшие друзья (подруги) – 27% отдали им свои предпочтения, дальше идут родители – 21%, но нужно отметить, что многие дети при выборе вариантов называли именно родителей, а затем при оценке по 5 – бальной шкале оценивали их 2 или 3. Очень сильно по сравнению с младшим школьным возрастом снизился интерес к взрослым людям. Пертенава Г.С. приводит следующие данные для детей 9 – 10 лет интерес к взрослым охватывает более 40 % ожидаемого общения. К возрасту 14 лет этот показатель снижается, если суммировать показатель родителей и других взрослых, то в сумме получается 27 %, что примерно равно общению со своими сверстниками.

Заключение

В качестве выводов следует отметить следующие положения. В ходе проведенного исследования стало ясно, что общение является основной формой деятельности у детей подросткового возраста. Очень часто основное внимание уделяется общению ребенка со своими сверстниками, а общение со взрослыми отходит на второй план. Как было отмечено в работе именно в ходе общения со взрослыми происходит социализация ребенка в обществе, передача ему социокультурного наследия поколений.

Было отмечено, что наибольшее значение имеет для подростков общение с родителями (если рассматривать общение только со взрослыми людьми) и эта потребность не удовлетворяется даже на половину, хотя большинство родителей отмечают со своей стороны полую удовлетворенность общением со своими детьми.

Особую трудность представляет для подростков контакт с людьми пожилого возраста. Эта особенность объясняется тем, что эти два противоположных поколения испытывают диаметрально разные возрастные изменения (психологические и физиологические).

У них разные представления времени, культуре, поведении.

Проблема школьного влияния на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми представляется нам также особенно важной, ведь не только родители, но и учителя при переходе детей к подростковому возрасту очень часто утрачивают контакт с ребенком. Необходимо также отметить, что очень часто именно учителя выступают в роли значимого для подростка человека.

Практическая часть представляет собой проведенное в средней школе города Новосибирска психологическое исследование учащихся 8 – классов по тесту на выявление референтной группы. Тестирование прошли более 100 человек, средний возраст которых от 13.2 до 15.1. Выявлено, что основную предпочитаемую группу составляют друзья (компания) 32% и один лучший друг 27%. Родители занимают третью позицию – 21%, остальные взрослые лишь около 6 %. Таким образом, можно сказать, что основная приоритетная Форма общения у старших подростков – это общение со своими сверстниками. Именно с ними связанны основные интересы и ожидания. Родители остаются значимой группой, но постепенно теряют свои позиции, очень часто это происходит из –за конфликтов, которые несет с собой кризис подросткового возраста.

Библиографический список

1. Устиненко Е.Ф.Межличностные отношения трудных подростков. // Вопросы психологии. 1984 №1.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Издательство педагогического университета, 1995.

3. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1987.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. М.:Просвещение, 1997.

5. Пертенава Г.Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. Автореф. дисс. М., 1988.

6. Практикум по возрастной психологии.// Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001

7. Обозов Н.Н. Возрастная психология. Юность и зрелость. СПб.: Речь, 2000.

8. Полянская Д.В. Проблемы общения пожилых и молодых. // Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 1999.

9. Кон И.Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

10. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Академия, 2001.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие от младенчества до 17 лет. М.: Просвещение, 1997.

12. Атаханов Р.А. Образ жизни и взаимоотношения поколений.// Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000.

13. Абрамов Г.С. Возрастная психология. М. Издательство МГУ, 2000.

14. Возрастная и педагогическая психология. Словарь. М. Академия, 1999.

16. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

17. Богданова М.В. Современники: разновременность одновременного.// Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000.

Подросток продолжает оставаться школьником, и учеба сохраняет свою актуальность. Но в психологическом отношении она отступает на второй план. На первый план выходит общение со сверстниками и достижение автономии. Подросток спешит освободиться от родительской опеки и контроля, заменив их на доверительные, эмоционально окрашенные отношения с друзьями. Возникает потребность в тесных дружеских связях, позволяющих делиться своими переживаниями, тревогами, трудностями, сокровенными мыслями, планами и мечтами. Подростку необходимы близкие друзья, на которых можно положиться, которые выслушают, поймут и посочувствуют.

В начале подросткового возраста, общение и «социальное экспериментирование» с другими людьми (поиск новых друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний), выделяется в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода, найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников.

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

  1. Близкие дружеские отношения обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Открытые, искренние отношения с друзьями способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Подростки лучше узнают самих себя и своих друзей. Этот процесс способствует развитию и формированию идентичности.
  2. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Подростки, которые в 12–14 лет были ориентированы преимущественно на учебу, семью и мир взрослых, отказываясь от общения со сверстниками, в более старшем возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Продолжительное, эмоционально насыщенное общение, подготавливает подростков и к любовным отношениям. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.
  3. Дружеские отношения помогают справиться со стрессами повседневной жизни. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних и межличностных проблем. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.

Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.

К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда и реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения с близкими друзьями становятся интимно-доверительными, т.е. более глубокими и устойчивыми, чем раньше.

общение подростков со сверстниками и родителями

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой. Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п. Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой.

Некоторые юноши и девушки образуют пары, в которых отношения приобретают характер привязанности и влюбленности. На ранних этапах эти отношения могут быть скрытными или не взаимными: подростки так и не решаются сказать о своих чувствах тому, в кого влюблены, предпочитая переживать осуществление надежды в мечтах и фантазиях. Часто подросток любит больше придуманный образ «другого», свою мечту, нежели реального человека. В настоящее время средний возраст вступления в отношения с противоположным полом снижается. Такая тенденция объясняется более ранним наступлением половой зрелости, изменениями социальных традиций, воздействием моделей поведения, пропагандируемых медиа и социальными сетями, а также стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.

Особенности общения с взрослыми

В подростковый период с развитием мышления, с более широким познанием мира социальных ролей и появлением чувства взрослости, у подростков падает авторитет своих родителей. Родители становятся «просто людьми». Поэтому они больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.

Самоутверждение подростка и требование им прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях с родителями. В 11–12 лет начинается борьба подростка за автономию, его освобождение от контроля и опеки. В этот период наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением подростков проверить равенство их прав с взрослыми. Он протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки. Ребенок требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом подросток по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.

Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.

Споры и расхождения во взглядах подростков с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов (одежды, прически, присутствия дома по вечерам т.п.), учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.

Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает у подростка острый протест. Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений. В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.

Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.

В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку.

Общение со сверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельность подросткового периода.

В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации [16; 19; 27]. Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками является также дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей [44]. Поэтому «чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимает общение с товарищами и тем сильнее их влияние на него» [5].

В сравнении с более ранними возрастными этапами отношения подростка со сверстниками усложняются: «Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями, разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил» [5].

У подростков существует тяга к двум формам общения со сверстниками: стихийно-групповому и интимно-личностному общению [40]. Тяга к стихийно-групповому общению проявляется в реакции группирования подростка со сверстниками [8]: подростки собираются в различные компании и неформальные объединения. Группа сверстников становится для подростка референтной, т.е. субъективно значимой и эталонной, нормы и требования этой группы подросток принимает и разделяет [4].

Общение со сверстниками имеет большое значение для социализации подростка. В процессе общения со сверстниками у подростка формируются навыки социального взаимодействия, вырабатываются конструктивные способы поведения и взаимоотношений, осуществляется приобщение к социальным ценностям и нормам, увеличивается набор социальных ролей, в том числе свойственных зрелому возрасту, происходит социальное сравнение, формируется самосознание подростка [7; 27]. «Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками» [24].

И.С. Кон выделяет три основных специфических функции общения подростков со сверстниками [17]:

  1. Важный специфический канал информации: по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому ее отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. Несмотря на низкий эстетический и культурный уровень этой информации, ее наличие предпочтительнее информационного вакуума в этой области.
  2. Специфический вид межличностных отношений: групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями также служит ценной и необходимой почвой для формирования зрелой личности.
  3. Специфический вид эмоционального контакта: сознание групповой принадлежности, солидарность товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей имеет для самоуважения подростка решающее значение. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношении со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Общение со сверстниками обладает крайней субъективной значимостью для самого подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, достичь общественного признания в сочетании с несформированностью Я-концепции, неуверенностью в себе сопровождается порой повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [42], повышенной чувствительностью к групповому мнению [31]. Подросток испытывает страх оказаться вне общества сверстников, стать отверженным [19]. Т.е. у подростка существует определенная психологическая зависимость от сверстников [7]: «Типичная черта подростков и юношей – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое в свою очередь противопоставляется «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо» [20].

Психологическая зависимость от сверстников играет положительную роль для социализации и самовоспитания подростка: «Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность – умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях» [5].

Однако психологическая зависимость подростка от сверстников может играть неблагоприятную роль, приводя не к социализации, а, напротив, к девиантному поведению подростков. В тех случаях, когда нормы и ценности группы сверстников являются асоциальными, у подростка с высокой вероятностью может возникнуть асоциальное поведение: «Если подростка отвергает семья и школьное «позитивное большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаях подросток (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этой группы, в том числе асоциальным» [19].

Как правило, подросток предпочитает асоциальную группу в тех случаях, когда его социальные связи в семье и школе деформированы [3]. В этих случаях следует помнить, что подросток отдает предпочтение той среде, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением [34]. Поэтому единственный способ избавить подростка от негативного влияния асоциальной группы – поиск или создание альтернативной, более предпочтительной для него среды в семье или школе.

Многие исследователи считают, что ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностная [4; 10]. «Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым» [5]. Подросток испытывает потребность в понимании, хочет иметь возможность кому-то полностью доверять.

Поэтому именно в подростковом возрасте, как правило, возникают истинно дружеские отношения со сверстниками. Близкая дружба считается одним из новообразований подросткового возраста [8]. «Подросток открывает свой внутренний мир, который определяет его индивидуальность и неповторимость. Этот мир еще слишком хрупок, и у подростка возникает необходимость в одобрении, принятии его значимыми другими, чтобы подтвердить его право на существование. … способность к внутреннему диалогу, то есть размышлению о себе самом, в раннем подростковом возрасте недостаточно развита. Поэтому подростку легче рассказывать о себе другому человеку, чем самому размышлять о себе. Как известно, такой внешний диалог является преддверием внутреннего, поэтому можно заключить, что через общение с другом в этом случае осуществляется самопознание подростка. … основная потребность, реализуемая в дружбе, это потребность в самораскрытии, то есть стремлении посвятить другого в свои душевные тайны. Однако … подросток не только стремится к самораскрытию но одновременно оберегает внутренний мир от вторжения других, поскольку он является для них неким интимным таинством. Поэтому столь важным для него является атмосфера безопасности в дружбе, а одно из наиболее значимых качеств друга – умение не предать, сохранить доверенную тайну» [43]. В дружбе подростков, как правило, уже присутствуют взрослые атрибуты – поддержка и помощь, откровенность и понимание, чуткость и отзывчивость.

Дружба оказывает огромное влияние на психологическое и социальное развитие подростка. «Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, свой внутренний мир, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. … С возрастом все важнее становится «родство душ» — общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение в личных ценностях, стремлениях, точках зрения по важным вопросам. Становлению такой дружбы сопутствуют обсуждения всевозможных жизненных, этических, эстетических проблем и споры – нередко долгие, очень эмоциональные. Они важны для этического развития, так как каждый не только учится доказывать и защищать правильность собственного мнения, но и видеть его ошибочность. В процессе споров и в последующих размышлениях у подростка складывается точка зрения, которая осознается как собственная, личная, т.е. формируются убеждения. Наряду с этим у друзей складывается общность во взглядах по разным вопросам, что составляет основу внутренней близости. Отношения поднимаются на новый, более высокий уровень развития, когда у подростков появляются общие и одновременно значимые для каждого цели и задачи, связанные с подготовкой к избранной профессии, самовоспитанием, самообразованием. Друзья начинают общими усилиями воплощать их в жизнь: вместе овладевать знаниями, умениями, развивать разные качества, помогать друг другу … общение имеет характер особой деятельности, предметом которой является другой человек – товарищ, а содержанием этой деятельности – построение взаимоотношений и действование в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные поступки, видеть их этическое содержание, оценивать его; обогащаются представления о личности товарища и собственной личности, а также изменяются оценки и самооценки. В результате таких размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища» [5].

На разных стадиях подросткового возраста мотивы выбора друзей различаются: «Младшие подростки, как правило, выбирают друзей на основе общности занятий, дел, которыми можно вместе заниматься. Для старших большее значение приобретают личностные качества партнеров. Некоторые выбирают друзей по сходству качеств, или по похожести друг на друга. Другие – по принципу идеального Я, – в этом случае выбирается друг с наличием тех качеств, которые хотелось бы иметь у себя» [43].

Таким же образом происходит динамика предпочтения стихийно-группового и интимно-личностного общения: если в начале подросткового возраста преобладает реакция группирования, то в дальнейшем значимость группы сверстников уступает место значимости интимно-личностного общения с одним или несколькими друзьями [10]. Кроме того, результаты некоторых исследований [3; 40] говорят о том, что реакция группирования является следствием неудовлетворения потребности подростка в интимно-личностном общении, а в тех случаях, когда данная потребность удовлетворена, большинство подростков не испытывает стремления к стихийно-групповому общению.

Потребность старших подростков в интимно-личностном общении проявляется и в форме романтической любви к сверстнику противоположного пола [5; 8], которая сопровождается, как правило, огромным эмоциональным накалом, но в то же время в большинстве случаев не является долговечной. Безответное чувство становится источником очень тяжелых переживаний подростка.

Интерес к противоположному полу обычно так же оказывает положительное влияние на социализацию подростка: «Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях. Появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования» [5].

Таким образом, общение подростка со сверстниками крайне важно для его психического развития и социализации. В процессе общения со сверстниками подросток приобретает навыки социального взаимодействия «на равных», необходимые в его последующей взрослой жизни.

Далее: Другие социальные связи подростков

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пассажирский поезд за 6 часов проехал 480 километров узнать скорость пассажирского поезда
  • Пенсионный фонд красногвардейского района санкт петербурга телефон справочной часы работы
  • Перечислите этапы работы во время организации слушания музыки на уроке по н л гродзенской
  • Письменное свидетельство с заполнением необходимых реквизитов придающих ему доказательную
  • Платежные реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявок