Покупаем квартиру в Москве во вторичке. Дом еще в советское время был построен с помощью ЖСК, им же до сих пор и обслуживается.
Раньше мы никогда с ЖСК не взаимодействовали — только с УК. Расскажите, пожалуйста, в чем плюсы и минусы ЖСК, каковы его основные отличия от УК?
Какими законами и прочими актами регулируется их деятельность? Обязан ли я, как новый собственник квартиры в доме, вступать в кооператив? Какие права и обязанности у меня будут, если я не захочу вступать в ЖСК? Можем ли мы, как многодетная семья, рассчитывать на все положенные льготы в части ЖКХ?
Виталий
Виталий, отличий между ЖСК и УК довольно много. Но из-за этого пугаться кооператива не стоит. По сути, этот способ управления многоквартирным домом очень похож на ТСЖ.
Что такое ЖСК
В жилищно-строительный кооператив люди и иногда юрлица объединяются, чтобы накопить деньги и на них построить многоквартирный дом, а затем управлять им. Работает это так: ЖСК собирает желающих купить квартиры и другие помещения в доме, продает им паи для оплаты стройки и заключает договор на строительство. Когда квартиры и помещения готовы, кооператив передает их пайщикам.
Управление многоквартирным домом для таких кооперативов — только сопутствующая деятельность. ЖСК занимается ею, потому что на начальном этапе сам становится собственником помещений в доме. Члены кооператива приобретают право собственности только после того, как полностью выплатят паевые взносы, а дом введут в эксплуатацию. Когда пайщики зарегистрируют право собственности на жилье, их паевые отношения с ЖСК прекращаются. Единственной целью существования ЖСК по закону остается обслуживание МКД.
Органами управления кооператива являются:
- Общее собрание членов.
- Конференция, если число участников общего собрания членов больше 50 и это предусмотрено уставом кооператива.
- Правление и председатель правления.
То есть, по сути, сами члены кооператива им же и управляют, а значит, управляют и МКД.
Получается, что управление домом через ЖСК практически не отличается от управления через ТСЖ. Отличие, к примеру, есть в количестве домов: ЖСК может управлять только одним домом — тем, который строил, а ТСЖ — несколькими домами, чьи собственники решили объединиться в одну организацию.
Все о том, как жить в России
И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи
Чем ЖСК отличается от управляющей компании
Управляющая компания — это коммерческая организация, которая оказывает услуги по управлению МКД на основании лицензии.
Собственники жилья заключают с УК договор управления на условиях, которые определяют в решении общего собрания. Договор подписывают не менее чем на год и не более чем на пять лет.
УК полностью берет на себя управление МКД и делает это на профессиональной основе. Собственникам жилья надо только оплачивать стоимость услуг управляющей компании и участвовать в ежегодных собраниях — обо всем остальном позаботится УК.
Но деятельность управляющей компании не всегда бывает эффективной. Она может заключать невыгодные для собственников договоры с подрядчиками и некачественно выполнять обязанности. При этом владельцы помещений в доме, которым управляет УК, защищены законодательством о защите прав потребителей и могут восстановить свои нарушенные права и потребовать компенсации.
ЖСК в отличие от УК — это не команда профессионалов. В случае с ЖСК, как и с ТСЖ, домом управляют собственники своими силами. Хотя бывает, что они делают это гораздо профессиональнее, чем управляющие компании.
Плюсы и минусы ЖСК
Плюсы ЖСК такие:
- Все решения по управлению домом принимаются коллективно и утверждаются протоколом общего собрания.
- Можно самостоятельно выбирать подрядчиков для разных работ — решение о выборе подрядчика остается за членами кооператива. Неважно, будет оно принято на общем собрании или подрядчика определит правление, ведь в правление все равно входят члены ЖСК.
- По решению собственников общее имущество дома можно сдать в аренду, а вырученные деньги пустить на его благоустройство.
- Правление ЖСК само решает, какие работы по содержанию и ремонту дома и в каком объеме надо выполнить.
- Если правление ЖСК работает плохо, его можно переизбрать.
- Можно накопить деньги на капремонт на специальном счете дома и сделать ремонт раньше установленного региональной программой срока, а также самостоятельно выбрать подрядчика и контролировать ход работ.
Но есть и минусы:
- Председатель ЖСК может оказаться недобросовестным человеком — тогда последствия его руководства скажутся на всех жильцах. Например, он может брать откаты или назначить себе слишком большую зарплату. Но такие же проблемы могут возникнуть и с УК.
- Если в доме мало квартир, его содержание может быть очень дорогим. Если деньги на обслуживание дома перечисляют 10 человек, сумма с каждого из них будет больше, чем если бы на обслуживание скидывались 50 человек.
- Придется активно участвовать в процессе управления МКД, ведь правление и председателя ЖСК выбирают из числа его членов.
Чем регулируется деятельность
ЖСК, ТСЖ и УК действуют на основании законодательства, которое регулирует управление многоквартирными домами и распоряжение общим имуществом собственников в таких домах. Это например:
- Гражданский кодекс РФ, в частности часть 2 параграфа 6 главы 4.
- Жилищный кодекс РФ, в том числе раздел V.
- Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
- Правила содержания общего имущества в МКД, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
- Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
- Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.
Должен ли новый собственник вступать в ЖСК
На этот вопрос в законах ответа нет. Законодательство описывает, как вступить в кооператив на этапе строительства дома. А как быть, когда дом уже сдан, но ЖСК остался существовать как способ управления МКД, — нет. Есть два противоположных мнения.
Одни юристы полагают, что, когда вы покупаете квартиру в доме, который обслуживает ЖСК, вы одновременно становитесь владельцем пая в кооперативе. По сути, ваша сделка состоит из двух элементов: купли-продажи квартиры и связанной с ней автоматической переуступки прав выбывшего члена ЖСК.
Даже если в договоре ничего не написано про уступку членства в ЖСК, по закону гражданские права и обязанности могут возникать из действий, которые их порождают. То есть переход прав на квартиру подразумевает автоматический переход прав на пай, который был выплачен предыдущим собственником. В этом случае сумма, которую покупатель платит продавцу, покрывает стоимость квартиры и пая.
Другие юристы считают, что вы можете стать членом ЖСК, только если подадите заявление об этом и внесете членский взнос. Косвенно это мнение подтверждает решение Кировского районного суда г. Саратова по делу о признании недействительным решения общего собрания ЖСК.
В том деле два жильца многоквартирного дома обратились в суд, чтобы признать недействительным решение общего собрания членов ЖСК. В ходе рассмотрения дела суд пересчитал количество жильцов, которые приняли участие в голосовании, но сделал два списка: отдельно перечислил членов кооператива и отдельно — собственников помещений в МКД, кто покупал квартиры уже после ввода дома в эксплуатацию. Получается, что, по мнению суда, покупка квартиры не дает автоматического членства в ЖСК.
Кроме того, из решения видно, что органом управления МКД является общее собрание собственников, независимо от наличия ЖСК.
Если вы не собираетесь участвовать в жизни ЖСК и вас волнует только возможность получать коммунальные услуги и участвовать в управлении домом, никаких дополнительных действий совершать не нужно. Вы можете это делать, не будучи членом ЖСК, потому что вы собственник квартиры в этом доме.
Что с правами и льготами
У вас будут все права и обязанности, которые закон предоставляет собственнику квартиры в многоквартирном доме. Это касается и льгот: если по закону ваша семья многодетная и может пользоваться льготами по оплате ЖКУ, вы сможете претендовать на них независимо от членства в кооперативе.
Мы уже писали про льготы по оплате ЖКХ и льготы для многодетных в Москве — посмотрите. Возможно, вам пригодится эта информация.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Жилье ,
21 сен 2020, 17:33
0
Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья
Через формат ТСЖ собственники квартир управляют своим домом: решают вопросы его содержания и благоустройства двора. Однако есть у самой демократичной формы управления и свои минусы
Товарищество собственников жилья (ТСЖ), управляющая компания (УК) и жилищный кооператив являются формами управления многоквартирным домом (МКД). Формат ТСЖ больше подходит для активных собственников, которые готовы принимать непосредственное участие в вопросах эксплуатации, благоустройства дома и общего имущества жильцов.
Рассказываем, как создать ТСЖ, в чем его отличие от УК, а также о плюсах и минусах этой формы управления МКД.
Что такое ТСЖ
Товарищество собственников жилья, согласно Жилищному кодексу, представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом. Основная цель ТСЖ — благоустройство прилегающей территории, решение вопросов эксплуатации и содержания общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг.
Как создать ТСЖ
Чтобы создать ТСЖ, жильцы дома должны провести общее собрание собственников многоквартирного дома. За решение о форме правления в виде ТСЖ должны проголосовать более 50% собственников площадей в доме. На собрании также необходимо выбрать правление ТСЖ, председателя и ревизионную комиссию, которая будет контролировать работу правления и председателя. Сроки их полномочий могут составлять как один год, так и больше. На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.
Правление ТСЖ занимается текущими вопросами управления и эксплуатации дома. Все существенные вопросы, которые влияют на жизнь в доме, должны решаться на общем собрании собственников. Для принятия решений нужно набрать более 50% голосов.
Права и обязанности ТСЖ
В обязанности правления ТСЖ, согласно Жилищному кодексу (ст. 148), входят управление домом, заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества. Также правление может подписать договор с управляющей компанией на обслуживание дома и оказание различных услуг. Разница в случае с управляющей организацией в доме в том, что деньги ей перечисляются по факту выполнения работ. ТСЖ самостоятельно может нанимать подрядчиков на необходимые услуги. За выполнение работ перед собственниками отвечает выбранное правление, а перед ТСЖ — подрядчик.
ТСЖ регистрируется как юрлицо и имеет право вести экономическую деятельность на территории дома. Например, сдавать в аренду какие-то свободные площади, подвальные или технические помещения (этажи), размещать рекламу на фасадах здания и т. д. Вырученные средства могут пойти на дополнительное благоустройство и нужды для дома и двора, а также возможно сократить взносы жителей за какие-то определенные услуги в платежке. Все решения о заключении договоров с подрядчиками и другие важные вопросы принимаются на общем собрании.
Плюсы и минусы ТСЖ
У формы управления ТСЖ есть свои плюсы и минусы. Чтобы все работало правильно, жильцам дома нужно быть активными и ответственными собственниками, а управлением должны заниматься компетентные и честные люди.
Плюсы:
- один из главных плюсов ТСЖ в том, что оно не заинтересовано в повышении тарифов и даже в силах их минимизировать в отличие от УК, которая является коммерческой структурой и рассчитывает на получении прибыли;
- ТСЖ может сдать часть своих помещений (если есть такие) в аренду, получать прибыль от размещения рекламы на фасадах, установки вышек сотовых операторов на крышах и т. д. При этом финансовая деятельность ТСЖ обычно прозрачна и жильцам проще получить отчеты о стоимости оказанных услуг, чем в УК;
- вопросы эксплуатации и содержания дома можно решать между жильцами и правлением, а не в ходе часто сложных переговоров с управляющей компанией;
- ТСЖ сами могут выбирать подрядчиков на различные услуги и легко сменить их на другую компанию, если услуги оказываются некачественно. Жильцы сами выбирают подрядчиков, и если не нравится, как конкретная компания вывозит мусор, просто нанимают другую. Расстаться с УК в этом случае намного сложнее и, возможно, придется делать это через суд.
Минусы:
- как и в управляющей компании, в правлении ТСЖ могут оказаться некомпетентные люди, жильцы могут быть неактивными, что приведет к сложностям в принятии важных вопросов по эксплуатации и содержанию имущества МКД;
- в отличие от УК, которые часто управляют большим числом домов и имеют достаточный капитал, у ТСЖ обычно нет собственных средств в необходимом количестве. В случае возникновения задолженности у жильцов могут возникнуть проблемы с расчетом с подрядчиками за содержание имущества;
- тарифы на некоторые работы для ТСЖ могут оказаться выше, чем для крупной управляющей компании, которая может снизить стоимость услуг благодаря большому объему заказов.
Как пожаловаться на ТСЖ
Если жильцы столкнулись с недобросовестными действиями ТСЖ, то можно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. Если руководство не реагирует на претензии, необходимо обратиться в Жилищную инспекцию (когда проблема касается технического обслуживания и эксплуатации дома). Если проблемы в завышенных тарифах, неверных расчетах, а также в отказе предоставлять жителям информацию об услугах и выполнении тех или иных работ, следует обратиться в Роспотребнадзор. Если по результату обращений в эти органы и в ТСЖ не были получены ответы, а нарушения не были устранены, следует обращаться в прокуратуру или суд.
Жалоба на ТСЖ должна быть аргументированной, рекомендуется прикладывать все возможные доказательства и требования. При ее подготовке следует опираться на законодательные нормы, в первую очередь — на Жилищный кодекс и устав ТСЖ. В соответствии с Жилищным кодексом (п. 1 ст. 143.1) устанавливается право на обжалование решений ТСЖ. Основанием может выступать не только невыполнение взятых обязательств, но и нарушение прав собственников.
Почему форма ТСЖ не получила массового распространения в России
Светлана Разворотнева, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль»:
— Кому подходит ТСЖ?
— Принято считать, что ТСЖ больше подходит для активных собственников. В домах, выбравших такой способ управления, создается юридическое лицо, которое может стать более ответственным заказчиком для выполнения работ и услуг. ТСЖ может как самостоятельно выполнять работы по обслуживанию дома, так и нанять управляющую компанию. В последнем случае действуют гражданско-правовые договоры согласно Жилищному кодексу. Деньги управляющей компании будут поступать только после выполнения определенных работ. Создать ТСЖ могут 50% жильцов и более, но не все жильцы дома могут являться членами ТСЖ.
Сейчас ТСЖ чаще создаются в новых домах, где граждане купили жилье, а не получили его по приватизации. Такие люди, как правило, более организованны, в больших домах плата на содержание обычно чуть выше, что позволяет держать необходимый аппарат для организации деятельности по управлению дома.
— В чем сложности в управлении домом через ТСЖ?
— Во-первых, для этого нужна большая доля инициативных собственников в многоквартирном доме. В данном случае стоит не просто провести общее собрание и создать ТСЖ, но и сопровождать деятельность созданного юрлица. Для этого нужен бухгалтер, необходимо подавать отчеты в Минюст, но все это требует дополнительных затрат.
Также в российском законодательстве ТСЖ приравнивают к управляющей организации, которая, соответственно, должна предоставлять информацию в ГИС ЖКХ. Все это требует дополнительных ресурсов и времени. У нас был период в стране, когда власти пытались увеличивать число ТСЖ, но в последнее время количество таких форм управления домами уменьшается, поскольку требования государства к ТСЖ повышаются. В частности, теперь ТСЖ должны раскрывать информацию о своей деятельности, которая не нужна самим собственникам, а только органам власти. Все это приходится делать при невысоких тарифах на содержание и обслуживание жилья.
Минусами ТСЖ является то, что в отличие от управляющих компаний они фактически являются объединениями собственников и не поддаются воздействию со стороны государства. Например, у управляющей компании можно отобрать лицензию, если она игнорирует мнения жителей. С ТСЖ сложно что-либо сделать, если она нарушает нормы и ведет себя некорректно, сложно с них потом требовать отчетность о потраченных средствах. И порой выборы в ТСЖ по накалам страстей превосходят даже выборы в мэры города.
ЖК РФ устанавливает, что управляющей организацией (управляющим) может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель. При этом законодатель стремится создать условия, чтобы сделать рынок управления жильем открытым. Управление жильем в условиях конкуренции является предпосылкой для улучшения качества жилищно-коммунального обслуживания граждан.
Ранее в том виде, в каком он предусматривался Законом о ТСЖ, аналогичный способ управления применялся крайне редко. В соответствии с Законом о ТСЖ (ст. 21) способ управления «кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службой заказчика на жилищно-коммунальные услуги» должен был избираться на общем собрании домовладельцев. Но на практике жилыми домами чаще всего управляют Службы заказчика, уполномоченные ОМС без проведения каких-либо собраний. Закон о ТСЖ не предписывал определять в качестве Служб заказчика именно МУПы и муниципальные учреждения. Несмотря на это, за редким исключением, именно за ними закреплялся муниципальный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Система перечисления бюджетных средств (ассигнований «на разницу в тарифах», субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсаций расходов на предоставление льгот) также складывалась с обязательным участием в качестве получателей муниципальных организаций[1]. Тем самым на этот рынок не допускались организации иных форм собственности и индивидуальные предприниматели. Конкуренция между потенциальными управляющими практически отсутствует.
Если по публично или кулуарно принятому решению какой-то многоквартирный дом (группа домов) выбывает из управления муниципальной Службы заказчика, то это практически не сказывается на объемах ее работы. Поэтому муниципальные управляющие зачастую не стремятся повысить качество, снизить цены. Они заинтересованы не в минимизации стоимости работ и услуг, а в ее увеличении.
В соответствии с положениями ЖК РФ собственники помещений не должны ограничиться выбором способа управления. Помимо этого они обязаны выбрать конкретную управляющую организацию, которая и будет управлять многоквартирным домом, сформулировать на общем собрании условия договора с ней и подписать договор управления.
По мнению автора, хотя закон и не ограничивает виды организационно-правовых форм управляющих организаций, тем не менее такая форма, как государственное или муниципальное учреждение, для роли управляющего явно не подходит.
Во-первых, учреждение имеет ограниченную правоспособность и может осуществлять только те виды деятельности, которые разрешит учредитель. Формально собственники помещений могут столкнуться с ситуацией, когда управляющий (учреждение) не вправе выполнять все, что ему заказывают, или теряет право осуществлять какой-либо вид деятельности, если после заключения договора учредитель вносит изменения в устав учреждения.
Во-вторых, бюджетное учреждение (а ими являются все муниципальные или государственные учреждения) финансируется по смете. В ГК РФ они так и называются — «финансируемые собственником учреждения». Их доходы учитываются в составе доходов соответствующего бюджета (как доходы от использования соответствующего имущества). А если в смете расходов не будут заложены средства на выплату неустоек или другие необходимые или возможные затраты?
В-третьих, руководитель учреждения назначается органами власти. При смене администрации, например после очередных выборов, могут поменять и руководителя учреждения. Учреждения — организации некоммерческие, а договоры управления являются возмездными. Да, учреждению можно осуществлять с разрешения собственника приносящую доходы деятельность. Но такая деятельность по определению не может быть единственным или преобладающим по объему источником финансирования учреждения*. Иначе «учреждение» становится просто ширмой фактически коммерческой организации.
В-четвертых, в соответствии с новыми требованиями Кодекса управляющая организация обязана предоставлять собственникам помещений коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения и отопления (теплоснабжения). Она должна продавать собственникам помещений воду, газ, электрическую и тепловую энергию, приобретаемые у производителей или продавцов данных ресурсов. При этом управляющая организация сама приобретает статус энергоснабжающей организации. Это вытекает из ст. 1 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»: «…энергоснабжающая организация — коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии». Следовательно, функционирование управляющей организации в форме учреждения как некоммерческой организации не будет соответствовать этому Закону.
Не многим лучше вариант МУП (ГУП) с возможностью получения собственником предприятия части прибыли, определения целей, предмета и видов деятельности, порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности, назначения руководителя, ликвидации по решению публичного образования и т. п.
Частные управляющие организации не могут позволить себе иметь раздутый управленческий аппарат, содержать специалистов и технические средства, которые задействованы лишь эпизодически. Их не связывает штат организации, согласованный с ОМС (по сложившейся практике ценообразования — чем больше штат, тем выше цены на содержание и ремонт жилья). Частных управляющих, выбранных непосредственно собственниками помещений, сложнее заставить в административном порядке бесплатно выполнять работы, затраты на проведение которых будут компенсироваться фактически за счет платежей собственников. Такие организации должны более мобильно реагировать на запросы рынка и предоставлять по отдельным договорам имеющие спрос дополнительные услуги.
Следует отметить, что продекларированное ранее в ряде программных документов о реформировании ЖКХ разделение функций заказчика и подрядчика в соответствии с Кодексом не является обязательным. Выбранная управляющая организация вправе как самостоятельно (своими силами) оказывать услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, так и привлекать для этих целей любые иные подрядные организации по своему выбору. Решение вопроса: привлекать или не привлекать подрядчиков для выполнения (оказания) конкретных работ (услуг), — прерогатива самой управляющей организации. Ведь ответственность перед собственниками остается у управляющего.
Управляющие должны иметь возможность самостоятельно решать: какими силами и как организовать работу диспетчерского пункта, иметь свое аварийное подразделение или заключить договор на аварийное обслуживание со сторонней организацией, какую выбрать организацию по обслуживанию лифтов и вывозу бытовых отходов, иметь в своем составе управляющих на каждый дом или осуществлять управление централизованно, нанимать дворников или приобрести уборочную технику, сколько иметь уборщиц, сантехников и электриков и т. п. При этом они должны ориентироваться на запросы своих заказчиков — собственников помещений в конкретном доме, которые будут оценивать результат и оплачивать цену договора управления.
Договор управления
Предусмотренный ЖК РФ договор управления многоквартирным домом — новый вид гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 162 Кодекса одной стороной договора управления является управляющая организация, другой могут быть:
- собственники помещений в многоквартирном доме (если управляющая организация выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме);
- органы управления ТСЖ, жилищного кооператива или специализированного потребительского кооператива, предусмотренного федеральным законом. Это возможно, если управляющая организация выбирается органами управления этих некоммерческих организаций. При этом факт заключения договора управления не означает изменения способа управления многоквартирным домом;
- ОМС в установленных ЖК РФ случаях. Кодекс допускает заключение договора управления многоквартирным домом в случае, если все помещения в таком доме находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (ст. 163).
Договор управления многоквартирным домом заключается в простой письменной форме. При этом каждый собственник помещения заключает его на условиях, указанных в решении общего собрания.
Условия договора управления всегда должны быть одинаковы для всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку это единый сложный объект недвижимости. Им может управлять только одна управляющая организация. Условия управления многоквартирным домом как единым объектом не могут быть различными, взаимоисключающими, противоречивыми. Безусловно, полного единства мнений достичь на практике невозможно. Вместе с тем решения на общем собрании по этому вопросу принимаются простым большинством голосов, вероятность получения которого достаточно высока.
Положение о том, что договоры управления должны заключаться на единых условиях для всех собственников помещений в конкретном многоквартирном доме, распространяется и на случаи, когда управляющая организация выбирается на открытом конкурсе, проводимом ОМС (часть 4 ст. 162 ЖК РФ). В этом случае договоры также должны заключаться не муниципалитетом, а самими собственниками помещений.
Предметом договора управления многоквартирным домом является осуществление управляющей организацией по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату следующей деятельности (ст. 162 ЖК РФ):
- оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества;
- предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме;
- осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельности.
Кодекс впервые называет существенные условия договора управления: он может считаться заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Отсутствие в договоре управления согласия хотя бы по одному из существенных условий не позволяет считать такой договор заключенным. Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. ЖК РФ называет следующие существенные условия договора управления:
- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в т. ч. по предотвращению и ликвидации аварий, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, за предоставление которых отвечает управляющая организация;
- порядок определения цены договора и составляющей ее платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы собственниками помещений в многоквартирном доме;
- порядок осуществления контроля выполнения управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Таким образом, договор должен четко определять, в отношении какого имущества осуществляется управление. Это положение конкретизируется путем описания общего имущества многоквартирного дома.
Стороны должны указать в договоре управления, что необходимо сделать для достижения целей управления домом. Собственники помещений вправе определить любой перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Единственным критерием при установлении такого перечня является обеспечение собственниками помещений необходимого состояния многоквартирного дома, определяемого правовыми актами, имеющими обязательную силу. При этом управляющий не вправе навязывать какие-либо работы и услуги, поскольку любой договор заключается по соглашению сторон (ст. 421 ГК РФ)[2]. Он может лишь объяснить собственникам влияние включения или невключения какой-либо конкретной работы или услуги на состояние дома. Окончательное решение по этому вопросу всегда остается за собственниками — на них лежит вся ответственность за принятое решение. Следует отметить, что перечни работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, упоминавшиеся в ст. 1 Основ в определении термина «плата за ремонт жилья», после прекращения их действия с 1 марта 2005 г. теряют свою обязательную силу. Соответственно, если право определения цены договора управления является компетенцией собственников помещений, то государственное регулирование цен на содержание и ремонт жилья будет упраздняться по мере реализации собственниками помещений своего самостоятельного выбора способа управления домом.
В договоре управления указывается перечень коммунальных услуг, которые обязана предоставлять управляющая организация: она должна отвечать за оказание всех коммунальных услуг, которые только возможно предоставить в конкретном многоквартирном доме[3]. Управляющие должны отвечать также за электро- и газоснабжение, от ответственности за предоставление которых дистанцировались прежние управляющие, поскольку сами ресурсы — холодная и горячая вода, газ, электрическая и тепловая энергия — подаются в жилое помещение по общедомовым сетям, за содержание которых они отвечают. Преобладающим
способом оплаты коммунальных услуг будет являться оплата с использованием показаний общедомовых или индивидуальных приборов учета. Необходимо подчеркнуть, что выбранная управляющая организация должна являться единственным лицом, отвечающим перед собственниками жилых и нежилых помещений в доме за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг.
Поскольку договор управления является возмездным, то в нем должна быть указана общая цена договора. Помимо этого он отражает расчет платы собственников за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, а также порядок ее внесения (сроки, номер банковского счета управляющего, основания и порядок снижения оплаты и т. п.).
Важнейшим условием договора управления является контроль выполнения обязательств управляющей организации. Дело в том, что сегодняшние управляющие подвергаются в основном административному контролю со стороны муниципалитетов, да и то чаще по обращениям и жалобам граждан. Представляется, что при новом порядке отношений, помимо государственного и муниципального контроля, должен сложиться институт действенного контроля всеми собственниками. ЖК РФ (часть 11 ст. 162) обязывает управляющего ежегодно в течение первого квартала текущего года представить собственникам помещений в многоквартирном доме в устной или письменной форме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Договором срок представления отчета может быть изменен.
Кодекс устанавливает, что договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее года и не более пяти лет (часть 5 ст. 162). При отсутствии заявлений сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях (часть 6 ст. 162). Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления не позднее тридцати дней со дня его подписания (часть 7 ст. 162). Договором этот срок может быть изменен. За нарушение указанного срока к управляющему могут быть применены соответствующие санкции.
Выше уже отмечалось, что согласно ЖК РФ передача жилых домов в управление управляющей организации должна осуществляться не в масштабе всего поселения, административного округа или района, а в отношении каждого многоквартирного дома в отдельности. Исходя из этого для каждого дома, даже если одна управляющая организация управляет группой близлежащих однородных домов, должен заключаться самостоятельный договор управления. Это вытекает из положений ст. 161 ЖК РФ, согласно которым выбор управляющей организации может осуществляться на собрании собственников помещений только одного дома.
Немаловажным обязательством по договору управления является передача технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением домом. Управляющая организация обязана передать ее за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу. В случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений передача технической документации должна производиться одному из собственников, указанному в решении общего собрания, или, если он не указан, любому собственнику помещения в таком доме. Порядок ведения технической документации на многоквартирный дом, в т. ч. воссоздание документации, если она по какой-либо причине отсутствует, должен согласовываться сторонами в договоре управления.
Нелегитимные способы управления многоквартирными домом
Перечень способов управления многоквартирным домом, указанный в ст. 161 ЖК РФ, является исчерпывающим[4].
Между тем гражданское законодательство предусматривает и другие, которые, как представляется, не могут быть использованы. Рассмотрим три способа управления многоквартирным домом, которые не будут соответствовать новому жилищному законодательству Российской Федерации.
1. Глава 16 ГК РФ содержит положения о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в общей собственности. Эти положения могут применяться только к объектам, которые целиком находятся в собственности нескольких лиц (например, квартира, перешедшая в собственность нескольких наследников или находящаяся в общей собственности супругов). При этом весь объект в целом принадлежит нескольким лицам, и в его составе нет каких-либо отдельных объектов, принадлежащих единолично каждому из них.
В многоквартирном доме объект управления несколько иной. Квартиры, комнаты и нежилые помещения (самостоятельные объекты) могут находиться в индивидуальной собственности различных лиц, а общее имущество находится в долевой собственности всех собственников таких помещений. Право на долю в общем имуществе является производным от права собственности на индивидуально определенную вещь (ст. 289 ГК РФ). Объектом управления по ЖК РФ является общее имущество многоквартирного дома. Квартиры в состав объекта управления не входят. Именно поэтому ранее Закон о ТСЖ, а теперь ЖК РФ содержит специальный режим выбора и реализации способа управления многоквартирным домом.
2. Следует иметь в виду, что нельзя рассматривать доверительное управление (глава 53 ГК РФ) как самостоятельный способ управления многоквартирным домом. Доверительное управление предусмотрено для случаев, когда его объект находится в собственности одного или небольшого числа собственников.
Для передачи дома в доверительное управление необходимо свободное волеизъявление всех (100%) собственников помещений в многоквартирном доме и доверительного управляющего. В абсолютном большинстве случаев такого соглашения достичь невозможно. На практике решение о передаче дома в доверительное управление принимали не все собственники (ст. 1014 ГК РФ), а ОМС и органы государственной власти субъектов Федерации. Естественно, они не вправе это делать, поскольку владеют только частью квартир в домах и долей в праве на общее имущество в многоквартирном доме. При этом права других собственников распоряжаться своей собственностью игнорируются.
Если требования об изъятии из хозяйственного ведения предприятий или оперативного управления учреждений муниципального или государственного имущества (квартир, находящихся в муниципальной или государственной собственности) выполнялись (п. 3 ст. 1013 ГК РФ), то независимая оценка всего дома практически никогда не производилась[5].
Сами договоры доверительного управления подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что также игнорируется, а без этого они считаются недействительными (п. 3 ст. 1017 ГК РФ). При этом доверительный управляющий действует за вознаграждение, размер и форма которого указываются в договоре (ст. 1016 ГК РФ). То есть такой управляющий не может получать от граждан какие-либо платежи, поскольку у него отсутствуют с ними договорные отношения (договор заключен городом). Кроме того, надо учитывать, что в соответствии с ГК РФ обязательства доверительного управляющего в отдельных случаях подлежат исполнению за счет управляемого имущества (п. 2 ст. 1020, п. 3 ст. 1022 ГК РФ), что крайне рискованно.
3. Выбор способа управления многоквартирным домом не может решаться путем заключения договоров (соглашений) о совместном владении и пользовании общим имуществом между органами власти (действующими от их имени организациями или лицами) и другими собственниками помещений по предлагаемой муниципалитетом единой для всех домов форме (а такая практика сложилась в Москве и ряде других городов). Это не совместимо ни с одним из способов управления, указанных в ст. 161 ЖК РФ.
Отличие заключается в том, что выбор способа управления всегда должен осуществляться на общем собрании собственников помещений каждого в отдельности многоквартирного дома. Если в таком доме часть жилых или нежилых помещений находится в собственности муниципалитета или в региональной либо федеральной собственности, то в выборе способа управления на общем собрании должны участвовать соответственно ОМС, органы власти субъектов Федерации, федеральных органов власти. Но подменять решение собрания договором ЖК РФ не допускает.
Расторжение или изменение ранее заключенных договоров управления
Наличие договора управления предусмотрен ЖК РФ только при:
- выборе собственниками помещений способа управления многоквартирным домом с привлечением управляющей организации;
- заключении такого договора органом управления ТСЖ или ЖСК;
- заключении договора управления ОМС при управлении домом, в котором все помещения находятся в публичной собственности;
- выборе ОМС управляющей организации на открытом конкурсе в случае, когда собственники помещений не выбрали способ управления многоквартирным домом или не реализовали выбранный способ управления.
Согласно ст. 9 Вводного закона действие раздела VIII ЖК РФ «распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными жилыми домами». То есть нормам этого раздела Кодекса придана обратная сила, что допускается п. 2 ст. 422 ГК РФ. Это означает, что любые договоры ОМС с муниципальными Службами заказчика должны соответствовать обязательным правилам и требованиям, установленным ЖК РФ, независимо от момента их заключения и срока действия. По мере выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления таким домом ранее заключенные ОМС договоры управления с подобными службами прекращаются.
Если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ непосредственного управления своим домом, то надобность в договорах управления отпадает. Они сами решают все необходимые вопросы. В этом случае собственники вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения ранее заключенных ими договоров (соглашений), чаще всего с муниципальными Службами заказчика.
При создании собственниками помещений ТСЖ или жилищного кооператива все отношения между членами этих некоммерческих организаций строятся на началах членства и будут урегулированы их уставами. Между ТСЖ (ЖСК) и членами этих некоммерческих организаций не может быть договорных отношений (в частности, по поводу управления, содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома). Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ или жилищного кооператива (физических и юридических лиц, ОМС), то они в соответствии с ЖК РФ должны будут заключить с ТСЖ или потребительским кооперативом не договоры управления, а возмездные договоры о содержании и ремонте жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
При выборе собственниками помещений способа управления многоквартирным домом через управляющую организацию отношения сторон будут урегулированы новым договором управления, заключаемым на условиях, выработанных на общем собрании. Если собственники помещений выбрали нового управляющего после вступления в силу ЖК РФ, действие прежнего договора прекращается.
Поскольку разделу VIII придана обратная сила, то положение о соответствии договора установленным в законе требованиям не зависит от того, что до вступления в силу ЖК РФ эти требования законодательно не устанавливались (п. 2 ст. 422 ГК РФ) и договор мог заключаться только при согласовании предмета договора и условий, согласования которых добивалась одна из сторон (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
Указанные меры позволят собственникам помещений в каждом отдельном многоквартирном доме самостоятельно не только выбирать способ управления домом, но и заказывать необходимые им условия управления.
Примерные договоры управления
В целях совершенствования договорных отношений собственников помещений, ТСЖ и потребительских кооперативов, управляющих организаций с ремонтно-эксплуатационными, специализированными подрядными организациями и ресурсоснабжающими организациями ОМС могут разработать, утвердить и опубликовать примерные условия или примерные формы договоров (ст. 427 ГК РФ). Принимаемые примерные договоры должны содержать условия выполнения работ и оказания услуг, а также подачи ресурсов, обеспечивающие баланс интересов подрядчиков (производителей ресурсов) и потребителей. При их разработке ОМС желательно привлекать ассоциации ТСЖ или потребительские кооперативы, общественные организации по защите прав потребителей, подразделения государственной жилищной инспекции, представителей управляющих, подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Это позволит предотвратить многие конфликтные ситуации и повысит шансы применения разработанных условий.
В примерных договорах необходимо учитывать, что даже если договор заключается юридическим лицом (ТСЖ, ЖСК, управляющей организацией), конечными потребителями все же будут являться граждане. В связи с этим положения договоров, касающиеся качества жилищных и коммунальных услуг, ответственности сторон, информации об условиях предоставления коммунальных услуг и др., должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. Целесообразно отразить в примерных договорах условия обеспечения установленных параметров качества жилищных и коммунальных услуг, условия оплаты (сроки, порядок снижения оплаты в случаях нарушения качества или непредоставления жилищных и коммунальных услуг), а также ответственность сторон и порядок изменения или расторжения договоров.
Примерные условия и договоры могут применяться сторонами исключительно по доброй воле. Это относится как к частным организациям, так и действующим в форме государственных или муниципальных предприятий или учреждений. Примерные условия и договоры носят рекомендательный характер и не должны навязываться силой административного воздействия. Заключаемые с их использованием договоры могут содержать перечни и объемы работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, отличающиеся от перечней и объемов работ и услуг, выполняемых по договорам с лицами, осуществляющими управление другими домами. Применение примерных условий и форм договоров должно не усугублять, а, наоборот, снижать монопольное давление ресурсоснабжающих организаций на своих контрагентов, обеспечивать защиту прав и интересов потребителей, ТСЖ и потребительских кооперативов.
Нельзя путать примерные условия с типовыми договорами. В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ типовые договоры и положения содержат «правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров». Такие правила могут устанавливаться только Правительством РФ и только «в случаях, предусмотренных законом». Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Федерации и ОМС не вправе принимать формы типовых договоров или издавать обязательные для сторон договоров правила (гражданско-правовые императивные нормы).
[1] Устранение этого недостатка должно произойти по мере прекращения практики установления “стопроцентных” тарифов, перехода субъектов Российской Федерации к предоставлению субсидий в денежной форме (в частности, на персонифицированные социальные счета) и “монетизации” льгот на жилье и коммунальные услуги.
[2] Такой подход должен распространяться и на определение перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который устанавливается в договорах с привлекаемыми подрядчиками собственников помещений, осуществляющими непосредственное управление домом, а равно органов управления ТСЖ или кооперативов (при реализации второго способа управления).
[3] В п.4 ст.154 ЖК РФ содержится перечень коммунальных услуг: «холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в т.ч. поставка газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в т.ч. приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления)».
[4] Ранее Закон о ТСЖ (п.2 ст.20) содержал открытый перечень способов управления и допускал их установление федеральными законами и законами субъектов Федерации. С 1 марта 2005 г. это положение теряет свою силу.
[5] Это требование ст.8 Федерального закона от 29.07.98 №1 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 110 ЖК РФ
КонсультантПлюс: примечание.
Ч. 1 ст. 110 (в ред. ФЗ от 30.11.2011 N 349-ФЗ) распространяется на ЖК и ЖСК, созданные после 01.12.2011.
1. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Настоящим Кодексом определяется правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ)
2. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 349-ФЗ, от 13.07.2015 N 236-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее также — жилищные кооперативы) являются потребительскими кооперативами.
5. Действие положений настоящей главы не распространяется на иные специализированные потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами.
6. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации жилищного кооператива органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, жилищным кооперативом представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 6 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 390-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. В случае заключения жилищным кооперативом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией жилищным кооперативом в течение пяти рабочих дней со дня заключения указанного договора представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении указанного договора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 390-ФЗ)
6.2. В случае прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом, заключенного между жилищным кооперативом и управляющей организацией, жилищным кооперативом в течение пяти рабочих дней со дня прекращения или расторжения указанного договора представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора управления многоквартирным домом с другой управляющей организацией или уведомление о начале осуществления жилищным кооперативом деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 390-ФЗ)
7. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения жилищным кооперативом представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 7 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
Чем отличаются УК, ЖСК и ТСЖ? Цель этих организаций – обеспечение управления жилым домом и помощь в решении возникающих при эксплуатации вопросов.
Но не смотря на схожесть целей, есть у этих форм управления существенные различия, о которых рассказано в статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
- Определение понятий
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) Жилищные кооперативы (ЖК и ЖСК) Управляющая компания (УК)
- Чем отличаются?
- Какой способ руководства многоквартирным домом лучше?
- Рекомендации по подбору лучшей формы обслуживания МКД
Определение понятий
Товарищество собственников жилья (ТСЖ)
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) — это некоммерческое учреждение, в основу которого положено добровольное объединение владельцев недвижимого имущества: помещений в многоквартирном доме (МКД) или в нескольких зданиях, дачных домов, дачных земельных участков.
Задача организации состоит в совместном владении, пользовании, ведении хозяйственной деятельности, распоряжении имуществом (вещами), в силу закона находящимся в общей собственности или в общем пользовании, а также в достижении иных целей, предусмотренных законами.
ТСЖ образуется решением собственников, пожелавших самостоятельно управлять своим имуществом, не полагаясь в этом на управляющую компанию. Формируется ТСЖ на общем собрании собственников, в том случае, если за такую форму управления проголосует более половины владельцев помещений плюс один голос. Иначе ТСЖ не будет иметь прав на управление.
Голоса на общих собраниях собственников МКД считают по сумме квадратных метров, принадлежащих проголосовавшему собственнику. Полномочия и способы создания ТСЖ закреплены в статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищные кооперативы (ЖК и ЖСК)
Жилищным и жилищно-строительным кооперативом (ЖК и ЖСК) признаётся добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, на основе членства, в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Часть 1 статьи 110 ЖК РФ не определяет, в чем отличие жилищного кооператива от жилищно-строительного кооператива, но разница между ними существует.
Члены ЖСК участвуют в строительстве, реконструкции и последующем управлении домом, тогда как члены ЖК приобретают уже построенный дом, в дальнейшем занимаясь только его содержанием и ремонтом, если возникает такая необходимость. Общая характеристика этих организаций – управление МКД.
Управляющая компания (УК)
Управляющая компания (УК) — коммерческая организация, юридическое лицо, осуществляющее деятельность по управлению имуществом физических и юридических лиц, переданным в соответствии с договором доверительного управления. Деятельность управляющих компаний регламентирована статьей 161 ЖК РФ.
Чем отличаются?
Рассмотрим, в чем отличие ТСЖ, УК и жилищного кооператива (ЖСК).
- ТСЖ подойдёт для тех домов, собственники квартир в которых инициативны и организованны. ТСЖ имеет некоммерческий характер. Для деятельности товарищества необходимо, чтобы собственники, входящие в правление, имели опыт работы в жилищно-коммунальном хозяйстве и разбирались в вопросах взаимодействия с поставщиками услуг, благоустройства территории и проведения ремонтных работ.
Также на выполнение этих обязанностей требуется немало времени. Экономически ТСЖ лучше управляющей компании, потому что не надо тратиться на оплату услуг штата сотрудников. Продуктивность деятельности повышается за счет личной заинтересованности собственников квартир. Как преимущество в создании ТСЖ для управления МКД можно выделить прозрачность расходования средств и большую свободу в выборе поставщиков услуг.
- УК – коммерческая организация, полностью берущая на себя управление многоквартирным домом. В отличие от ТСЖ, УК осуществляет свою деятельность на профессиональной основе. Собственникам надо только оплачивать стоимость услуг и участвовать в ежегодных собраниях. Не всегда деятельность такого учреждения будет эффективной.
УК может заключать невыгодные для собственников контракты и некачественно выполнять обязанности. Владельцы помещений в доме, которым управляет УК, защищены законодательством о защите прав потребителей. Сменить компанию бывает достаточно сложно в силу неорганизованности жильцов.
- ЖСК по своей сути близок к товариществу: у него также есть устав, правление, ревизионная комиссия. В ТСЖ не обязательно состоят все собственники квартир, в этом его отличие от ЖСК, так как членами жилищного кооператива являются все владельцы квартир в МКД.
Разница между формами управления еще и в том, что ЖСК может существовать только в одном доме, тогда как ТСЖ и управляющая компания могут проводить деятельность сразу в нескольких МКД. ТСЖ и ЖСК заинтересованы в результатах осуществляемой деятельности.
Какой способ руководства многоквартирным домом лучше?
ТСЖ | ЖК и ЖСК | УК | |
Преимущества |
|
|
|
Недостатки |
|
|
|
Ответственность | Ответственность членов ТСЖ и ЖСК в ЖК РФ, регулирующем большинство нюансов деятельности этих организаций, не прописана.
К ним применяются все меры, предусмотренные в законе для юридических лиц, такие как административные, гражданские и уголовные. Отвечать придется:
|
Административная ответственность (штрафы):
Гражданско-правовая ответственность — возмещение убытков пострадавшей стороне. |
Рекомендации по подбору лучшей формы обслуживания МКД
Главное назначение ТСЖ, ЖК и ЖСК, УК – это управление МКД. Собственникам бывает сложно определиться, кому доверить управление и обслуживание своего дома.
Такие объединения, как ЖК и ЖСК более актуальны, если дом находится на этапе строительства. В отстроенных домах стоит оценить преимущества ТСЖ и УК.
ТСЖ подойдет, если в доме живут грамотные и сплоченные собственники, которые готовы сами вникать в управление. Товарищества предпочтительны для новых домов, где в ближайшее время не потребуется ремонтных работ. Собственники смогут сэкономить свои деньги.
При выборе такого способа управления как УК, платить придётся ежемесячно, без учета того, нужно проводить какие-то работы или нет (какова плата за графу «Управление МКД»?). Также ТСЖ подойдёт только для больших домов, иначе суммы, которые потребуются на ремонт общедомового имущества, могут получиться неподъёмными для владельцев квартир.
Критерии, определяющие, что дом лучше передать в ведение управляющей компании:
- если вы не хотите вникать в управление МКД;
- если дом не новый и в нём постоянно надо что-то ремонтировать;
- если собственники безответственны и не оплачивают коммунальные услуги.
От вопроса выбора способа управления МКД зависят размеры платежей, поддержка общедомового имущества в надлежащем состоянии, своевременное выполнение ремонта. Любая форма управления будет не результативной, если у собственников отсутствует заинтересованность в улучшении обслуживания, уменьшении коммунальных платежей и повышении качества предоставляемых услуг.
Это быстро и
бесплатно!
В чем разница между ТСЖ, УК и ЖСК?
На чтение 5 мин Просмотров 73 Обновлено 05.04.2019
Перед собственниками жилья в многоквартирном доме злободневным остается вопрос о способе управления. Если у частного дома есть хозяин, который следит за своевременным проведением ремонта крыши, отопительной системы, то кто должен выполнять обязанности такого хозяина в многоквартирном доме?
Содержание
- Права и обязанности товарищества (ТСЖ)
- Выбор управляющей компании
- Преимущества и недостатки ТСЖ и Управляющей компании
- Что лучше — ТСЖ или УК?
- В чем разница между ТСЖ и ЖСК?
Права и обязанности товарищества (ТСЖ)
Права:
- Подписывать договор управления домом, а также договоры на содержание, проведение и осуществление ремонтных работ общедомового имущества;
- Утверждать годовую смету доходов и расходов;
- Рассчитывать на основе сметы платежи и взносы;
- Выполнять услуги для членов организации;
- Пользоваться банковскими кредитами;
- Передавать денежные средства и материальные ценности лицам, которые выполняют необходимые услуги;
- Продавать, передавать во временное пользование имущество, и также производить его обмен.
Обязанности:
- Соблюдать российское законодательство, выполнять требования Устава;
- Созывать и проводить общие собрания;
- Нанимать и увольнять работников для проведения ремонта;
- Контролировать своевременную оплату взносов;
- Составлять финансовые отчеты и годовые сметы расходов и доходов;
- Вести делопроизводство, бухгалтерию, а также реестр всех членов.
Выбор управляющей компании
Действия и мероприятия, необходимые для выбора УК:
- Проинформировать владельцев жилплощади о создании группы активистов для проведения общедомового собрания.
- Необходимо пригласить для участия в собрании заинтересованных в выборе УК собственников;
- Определить ответственность каждого члена группы;
- Организовать встречу с управляющим с целью получения сведений о владельцах квартир и указания их доли в общедомовой собственности;
- Проинформировать владельцев жилплощади об основных темах, которые будут рассмотрены на собрании;
- Сформировать и передать хозяевам квартир опросные листы с кратким изложением данных о создании УК;
- Провести предварительный выбор способа управления на основе опросных листов;
- Назначить членов счетной комиссии для учета голосов;
- Оформить повестку дня общедомового собрания (решить когда, где именно будет проведено);
- Принять решение о месте, жители (владельцы) смогут ознакомиться с итогами собрания;
- Разработать и утвердить бланк для голосования;
- Определить долю каждого с общедомовой собственности многоквартирного дома.
Рекомендуем прочитать: в чем разница между 1-комнатной квартирой, студией и малосемейкой?
Преимущества и недостатки ТСЖ и Управляющей компании
Чтобы понять, чем отличается УК от ТСЖ, нужно разобраться в плюсах и минусах каждого варианта.
Плюсы и минусы ТСЖ
Основные преимущества:
- Принятие решений проходит на общем собрании путем голосования;
- Разрешена коммерческая деятельность, которая может принести доход (например, сдача в аренду общих помещений);
- Учитывается мнение членов при принятии решений;
- Возможность выполнения некоторых работ без подрядчиков;
- Заключение договоров на работы и поставку услуг осуществляется на более выгодных условиях.
- Каждый владелец жилплощади имеет право получить отчетность.
Основные недостатки:
- Сложная процедура регистрации;
- Разница в оплате жилья хозяев, пользующихся льготами, ложится на членов общества;
- Зачастую стоимость услуг для него выше, чем в среднем по населенному пункту;
- Отдельное помещение не может быть принято в собственность, поэтому все организационные вопросы решаются непосредственно в жилых квартирах активистов.
Это юридическое лицо, поэтому члены правления и председатель несут ответственность за невыполнение своих обязательств. Штраф за нарушения доходит до 250 тыс. рублей.
Читайте также: в чем разница между МРОТ и окладом (тарифной ставкой) в России?
Чем отличается МРОТ от прожиточного минимума и когда они уравняются? Ответ здесь.
В чем разница факторинга с регрессом и без регресса: https://gderaznica.ru/ecomonica/faktoring-s-regressom-i-bez.html
Читайте также: Отличия Универсиады, Олимпиады, Спартакиады
Плюсы и минусы УК
Основные преимущества:
- Все работы выполняются в соответствии с планом нанятым подрядчиком;
- При возникновении задолженности со стороны жильцов предоставление услуг не приостанавливается, так как УК временно берет оплату услуг на себя;
- Представители компании более компетентны в спорах с подрядчиками;
- Плата за услуги УК фиксирована.
Основные недостатки:
- Мнение жильцов не учитывается при принятии решений;
- Компания не предоставляет отчетность жильцам;
- Качество содержания дома уступает товариществу.
Что лучше — ТСЖ или УК?
Однозначно ответить на вопрос сложно. Все зависит от конкретной ситуации.
Практика показала, что создание товарищества целесообразно в следующих случаях:
- Дом относительно небольшой, при этом не будет необходимости в большой инициативной группе, а для его содержания нет необходимости в специфических знаниях;
- Большая часть жильцов является собственниками квартир;
- Жильцы ответственны при оплате предоставляемых им услуг и доверяют друг другу;
- При наличии возможности получить доход от сдачи в аренду помещения или за размещение рекламы на фасаде сооружения;
- Один из собственников готов безвозмездно выполнять обязанности председателя.
Некоммерческие организации не имеют права начислять заработную плату за работу, проводимую председателем товарищества.
Если дом большой, собственниками и жильцами являются разные лица, жители дома даже не знают соседа в лицо, в этом случае предпочтительнее остановить выбор на управляющей компании.
В чем разница между ТСЖ и ЖСК?
ЖСК — это жилищно-строительный кооператив, который создается для строительства жилого многоквартирного дома и его дальнейшей эксплуатации. Решение о создании кооператива принимают учредители.
Участниками кооператива должны быть не менее 5 человек, но общее количество участников не должно превышать количество квартир в доме. Участниками могут быть не только физические лица, которым исполнилось 16 лет, но и организации. Целью создания ЖСК является приобретение, строительство и ремонт МКД.
Решение же о создании товарищества принимается в случаях, когда свой голос за его создание отдали более половины собственников жилья (достаточно перевеса в один голос). Целью создания ТСЖ является совместное управление общим имуществом.
Чем отличается ЖСК от ТСЖ? ЖСК может существовать в одном конкретном доме, а товарищество может объединить несколько домов.
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности в ЖСК, распределяются между членами кооператива.
Доходы товарищества принадлежат ему же и могут быть направлены на его нужды.
Видео: что лучше — ТСЖ или Управляющая компания?
Аббревиатуры ТСЖ, УК и ЖСК звучат по-советски отталкивающе — кажется, за каждой стоят произвол, председательские махинации и необоснованные попытки получить за тепло, свет и, конечно, капремонт как можно больше. В новом выпуске рубрики «Ясно-понятно» помогаем разобраться, в чем разница между этими типами хозяйствования и какой выбрать при переезде в новую квартиру, чтобы не пожалеть.
УК, ТСЖ и ЖСК — что означают эти аббревиатуры?
После реформы ЖКХ в 2005 году в России вступил в силу новый Жилищный кодекс, по которому хозяева квартир сами выбирают, кто будет управлять их домом. Есть три варианта:
Вариант первый. Создать ТСЖ или ЖСК
ТСЖ — товарищество собственников жилья. Это некоммерческое объединение, члены которого сами управляют своим домом. Чтобы создать ТСЖ, нужно провести общее собрание собственников квартир. Если более 50 процентов проголосуют «за» (обратите внимание: 50 процентов всех собственников, а не тех, кто пришел на собрание), дело остается за малым: выбрать членов правления и председателя ТСЖ, оформить протокол собрания с подписями проголосовавших и подать заявление о регистрации организации в жилищную инспекцию Татарстана. ТСЖ оформляется как юридическое лицо.
ЖСК — жилищно-строительный кооператив. Это объединение будущих собственников, которые только собираются строить дом и планируют делать это на собственные деньги. Члены ЖСК вносят в общий фонд паевые взносы, равные строительной стоимости квартиры. Часть пая вносится до начала строительства, остальная сумма — в процессе строительства и после его окончания. Члены ЖСК сами контролируют стоимость и ход строительных работ. В отличие от ТСЖ, в таком кооперативе люди не обладают жильем изначально, но приобретают право на него по мере выплаты паевого взноса. Главное преимущество ЖСК — члены кооператива получают квартиры по себестоимости. Впрочем, это довольно редкая организационная форма для Татарстана — мы писали об одном из немногих казанских домов, в котором проблемы решает ЖСК. Члены ЖСК управляют домом самостоятельно: они могут создать ТСЖ или заключить контракт с управляющей компанией.
В ТСЖ и ЖСК могут состоять жители нескольких домов, имеющих общие коммуникации или соседние земельные участки.
Вариант второй. Заключить договор с управляющей компанией
Управляющая компания — коммерческая организация, которая управляет имуществом, принадлежащим владельцам квартир в доме, и выступает посредником между собственниками и поставщиками услуг (тепло, вода, газ). Приступить к своим обязанностям компания должна в течение 30 дней с момента заключения договора.
Вариант третий. Самоуправление без посредников
Если вы живете в маленьком доме (не больше четырех квартир), то можете самостоятельно решать бытовые вопросы по договоренности с соседями — не создавая юридического лица.
Плюсы и минусы каждого решения
председатель Союза домовых комитетов Татарстана (организация создана в 2011 году региональным отделением «Справедливой России»; цель — защищать интересы собственников жилья по вопросам ЖКХ), заслуженный энергетик. Борется за жилищно-коммунальные права татарстанцев с 2005 года — за это время выиграл более 20 судов против управляющих компаний
Главный минус УК: как показывает практика, они часто не отчитываются перед жильцами о потраченных деньгах и никем не регулируются. Главный минус ТСЖ: в правлении часто оказываются совершенно некомпетентные люди (все-таки у специалистов управляющих компаний профильного опыта гораздо больше). Кроме того, УК проходят лицензирование, а ТСЖ — общественная организация, поэтому никто не проверит председателя ТСЖ на профпригодность.
Если вам не нравится ваша управляющая организация, вы вправе от нее отказаться и выбрать другую. Для этого нужно провести собрание собственников. На деле это очень трудно: чтобы принять какое-то решение, нужно чтобы за него проголосовали 51 процент жильцов, и обеспечить такую явку получается не у всех. Нередки случаи, когда большая часть жильцов — квартиранты, а если вы не зарегистрированы в квартире, ваш голос не засчитывается.
Я думаю, надо пересматривать систему ЖКХ в целом. Ежегодно мы платим за коммунальные услуги огромные суммы, и где именно оседают эти деньги, никто не знает. Сейчас правительство рассматривает законопроект, отстраняющий управляющие компании от сбора платежей за ЖКУ — то есть оплата коммунальных услуг будет перечисляться напрямую поставщикам. Думаю, это поможет избежать переплат и злоупотреблений.
*ТСЖ не заинтересованы в повышении коммунальных тарифов — жителям домов нет смысла наживаться на самих себе. Цель коммерческих управляющих компаний — получить прибыль.
*ТСЖ может сдавать в аренду площади (подвалы, чердаки) или размещать на фасадах рекламу, а прибыль направлять на благоустройство территории; в ЖСК прибыль распределяется между членами кооператива; УК будет забирать заработанные деньги себе.
*Члены ТСЖ сами выбирают подрядчиков — если вам не нравится, как компания убирает двор или вывозит мусор, вы вправе на общем собрании собственников выбрать другую. Выбирая УК, вы автоматически принимаете и выбранных ею «своих» подрядчиков. Чтобы доказать, что они работают недостаточно хорошо, придется написать заявление в управляющую компанию и пригласить комиссию для составления акта выполненных работ. Если УК не предпринимает никаких действий, нужно будет обратиться в суд.
*Члены ТСЖ платят только за необходимые в данный момент услуги: например, в новом доме с вас, скорее всего, не будут собирать деньги на капитальный ремонт или содержание лифтов (если собрание жильцов решит, что сейчас эти работы неактуальны). УК выставляет много неочевидных дополнительных платежей, в эффективности которых нужно разбираться отдельно.
*Некоторые работы для ТСЖ обойдутся дороже, чем для УК, потому что подрядчики не заинтересованы в единичных заказах, а УК часто работает сразу с несколькими домами и решает проблемы системно.