Отличия государственного управления от менеджмента в сфере бизнеса, т.Е. От бизнес-управления,
можно
выявить по шести основаниям: окружению,
целям, ресурсам, мотивам, ответственности,
процедуре назначения руководителей.
—
Различие в окружении.
Большое влияние на цели и результат
деятельности государственных организаций
оказывают системы политического и
функционального представительства.
Кроме того, для государственного
управления характерен особый стиль
отношений с общественностью и средствами
массовой информации, определяемый
обоснованным стремлением общественности
знать через СМИ все, что происходит в
государственных учреждениях.
—
Различия по целям.
Для управления в сфере бизнеса главной
целью является прибыль. Для государственного
управления цели многообразны, их трудно
определить количественно: стабильность,
законность, порядок, обеспечение обороны,
уменьшение социального неравенства,
борьба с бедностью и т.д. Если же речь
идет об экономических целях, то государство
призвано участвовать в решении тех
задач, которые нельзя решить на основе
использования «невидимой руки рынка».
Например, к таким задачам можно отнести
регулирование деятельности предприятий
или предоставление услуг в условиях
естественной монополии, а также контроль
над поставщиками, имеющими существенные
информационные преимущества перед
потребителями (здравоохранение,
образование). В государственных
организациях цели — внешние задания,
которые имеют свои внешние детерминанты,
причем нередко основанные на ценностных
представлениях в обществе. В коммерческих
организациях цели возникают изнутри,
складываясь из индивидуальных целей и
превращаясь в групповые, в цели
организации. Процесс идет обратным
путем, снизу вверх.
—
Различия по ресурсам.
В отличие от добровольно-договорного
характера взаимоотношений между
партнерами в сфере бизнеса, государственные
органы обладают правом принуждения в
рамках и на основе закона. Ресурсы данных
органов могут формироваться за счет
законного изъятия части доходов граждан
и организаций посредством налогообложения.
Поэтому государство и его органы могут
осуществлять принудительное
перераспределение ресурсов, основываясь
на политически оправданном компромиссе
между экономической эффективностью и
социальной справедливостью. Принудительная
мобилизация средств под эгидой государства
позволяет финансировать за счет бюджета
производство таких благ, потребление
которых общество желало бы сделать
обязательным для своих членов (услуги
культуры, здравоохранения, образования).
—
Различия в мотивах.
В государственном управлении основным
финансовым источником выступает
государственный бюджет, который
распределяется представительными, т.е.
политическими, органами. Отсюда возможна
ситуация, когда главный
побудительный мотив состоит в том, чтобы
удовлетворить не клиента, а тех, кто
обеспечивает финансовые ресурсы.
В частном секторе финансовые источники
вытекают не из распределения, а из
предпринимательской деятельности.
Поэтому существует прямая связь между
коммерческим успехом и качеством
предоставляемой клиенту услуги.
Предоставление услуг государственным
учреждением, характер этих услуг, способ
их предоставления не находятся в
зависимости от диктата рынка, а
определяются на основе политической
оценки социальных и экономических
приоритетов.
—
Различия в ответственности.
В бизнес-управлении обычно существует
вполне определенная ответственность
за последствия принимаемых менеджерами
решений и действий. Их непродуманные
решения и неэффективные действия могут
привести к разорению собственников
фирмы и ее банкротству. В государственном
управлении ответственность размыта
между многими организациями вплоть до
президента и парламента, и неэффективность
правительственных действий может,
например, вести к увеличению дефицита
бюджета и государственного долга, что
отнюдь не означает банкротства государства
и чиновника (должностного лица).
Государственным органам не грозит
разорение. Часто они являются монополистами
в предоставлении многих услуг, которые
более никем не обеспечиваются.
—
Различия в процедуре назначения
руководителей.
В демократических странах руководители
государственных органов выбираются
либо назначаются кем-то, кто выбирается.
Законность лица, занимающего государственный
пост, непосредственно или опосредованно
является результатом всенародного
выборного процесса. Напротив, те, кто
ответствен за управление АО «AES», выбраны
только акционерами компании. Разница
в процедуре, благодаря которой выбираются
те, кто управляет государственными и
частными институтами, может иметь
серьезные последствия для функционирования
этих институтов.
Вывод:
таким образом, можно дать следующее
определение: государственное управление
— это деятельность по реализации
законодательных, исполнительных,
судебных и иных властных полномочий
государства в целях выполнения его
организационно-регулирующих и служебных
функций как в обществе в целом, так и в
отдельных его частях.
Это
означает, что государственные органы:
—
во-первых, обладают определенными
государственно-властными полномочиями
и, тем самым, возможностями оказывать
влияние на развитие дел в обществе и,
следовательно, несут ответственность
за их состояние;
—
во-вторых, обладают правомочиями и
возможностями выступать в пределах
своей компетенции от имени государственного
интереса;
—
в-третьих, функционируют в условиях
сочетания строгой нормативной
регламентированности деятельности в
формально-процедурном отношении с
довольно широкой возможностью принятия
волевых решений на основе субъективной
интерпретации, как ситуации, так и
регулирующих ее законодательных норм;
—
в-четвертых, непосредственно занимаются
работой по подготовке, принятию и
проведению в жизнь решений в сфере
исполнительно-распорядительной
деятельности государства, причем, в
ряде случаев указанные действия влекут
за собой заметные экономические и иные
социальные последствия для всего
общества или какой-либо его части.
Соседние файлы в папке Социология управления
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Проблемы теории и практики управления во все времена представляли интерес, поскольку эффективное воздействие на людей с целью достижения организационных и личных целей требует высокого мастерства и знаний. Желание управлять и умение управлять, это диаметрально противоположные проявления одной сущности, неразрывно связанные. Одно несовпадение и достижение успеха превращается в несбыточную цель.
Практика управления государством имеет большую историю, традиции и накопленный опыт, вместе с тем как менеджмент – наука об эффективном управлении организации, как профессиональный вид руководства появилась не так давно – немногим более столетия назад.
Понятие «Менеджмент» рассматривается в контексте нескольких значений — это и процесс управления в организациях, и наука об управлении, мастерство управления и люди, составляющие орган управления. Сегодня мы наблюдаем проникновение технологий менеджмента в деятельность государственных структур, поскольку сама сфера государственного управления становится все более ориентирована на граждан, их потребности, а также в связи с огромным влиянием рыночных законов и механизмов на государственный сектор экономики.
Государственное управление как определенная разновидность общественной деятельности понимается в широком и узком значении. В узком смысле — это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства. В широком смысле — это организующее, регулирующее функционирование государства, государственное регулирование различных общественных связей путем воздействия всех ветвей государственной власти.
Задача государственного управления — регулирование и упорядочение жизненных функций и отношений личности, коллектива, государства и общества, определение их целесообразных взаимосвязей путем использования государственной власти.
Исходя из этого, менеджмент в государственной службе — это процесс управления в пределах учреждений государственной службы, учение об этом управлении, умение управлять и соответствующий набор навыков, а также аппарат государственного управления. Менеджмент в государственной службе осуществляется через существенные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. В этом плане менеджмент в госуправлении можно соотнести с управлением в бизнесе, где также руководитель реализует основные функции. Разделение управленческой деятельности нормативно фиксируется в организационной структуре, а повторяющиеся и типовые операции — в управленческих процессах.
Менеджмент в государственной службе – это один из типов специального менеджмента, изучающий особые черты, специфику выражение функций, а также особые законы и тенденции, которые отличают менеджмент в государственной службе от менеджмента в остальных сферах. Кроме того в менеджменте в государственной службе можно выделить ряд специфических видов менеджмента. Например, менеджмент в федеральной государственной службе, государственной службе субъектов РФ и муниципальных службах. Также подразделить по характеру деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
В отличие от государственного управления к особенностям менеджмента в бизнесе следует отнести высокую степени риска принятия управленческих решений, ориентацию на получение дохода, высокий уровень нестабильности внешней среды.
Следует различать менеджмент малых и крупных предприятий. Собственно малый бизнес способствует развитию региона и края, именно малый бизнес снабжает по большей части бюджет малых городов. Говоря о малом бизнесе, следует проявлять пристальный интерес менеджменту в данных организациях, так как менеджмент на малых предприятиях отличается от системы управления на крупных, многоструктурных предприятиях, где чаще всего развивается разветвленная система менеджмента с руководителями разных уровней.
Между крупным и малым бизнесом существуют различия, порождающие трудности значительного пересмотра главных принципов «большого» финансового менеджмента применительно к малым предприятиям. Сугубая разница состоит в доступе к ресурсам, в представление целей, несомых рисках и в степени ликвидности.
В малом бизнесе иной набор, уровень и иерархия рисков, в отличие от крупных компаний. Материальное благополучие и даже судьба собственника небольшой компании прямо зависит от ее успеха или неудачи. Вероятность диверсификации для владельца небольшого бизнеса также ограничена горизонтом собственной организации. Таким образом, обладатель малого предприятия подвергается гораздо большей угрозе, чем держатель акций, который может всегда продать акции и/или диверсифицировать свой портфель. По большему счету, удивительное сочетание максимального риска с минимальной прибылью сопутствует малому предприятию на начальных этапах его существования. Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвестиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физических лиц) для малого предпринимательства усложнено.
Таким образом, подводя итоги, можно выделить сходства и различия управления на государственной службе и бизнесе. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Вместе с тем, несмотря на сходства, отличия все равно существуют. Для бизнес-управления цели строго определены, как правило, предполагают количественную оценку (размер прибыли, завоевание определённой доли рынка, выпуск и реализация определённого количества продукции и т.д.). Менеджмент бизнес-организаций носит более рисковый характер и требует учета большого числа факторов внешней среды, которые быстро меняются. В госсекторе экономическое целеполагание заменяется на социальные ориентиры и сами цели не имеют такой определённости: «устойчивость», «точность», «порядок». Администрирование жестко регламентировано и подчиняется не законам рынка, а требованиям норм права и тем регламентам, которые разработаны специально для деятельности органов власти. Вместе с тем, в современных условиях методы и технологии менеджмента все больше проникают в сферу государственного управления, деятельность которых должна быть эффективной и носить все более общественно открытый характер. Поэтому изучение методик управления в условиях рынка может быть полезно для совершенствования работы в сфере государственного управления.
Источники:
Швед С. С., Коняхина А. Е., Прочанкина Ю. С. Особенности менеджмента в малом предпринимательстве [Текст] // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 98-100.
Теория государства и права (Ж.Б. Доржиев). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — С. 50-55
E. С. Стоянова. Финансовый менеджмент: теория и практика. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: 2003. — С. 605-609
Взаимоотношения между властью и бизнесом являются многоуровневыми. Формируется бизнес-иерархия, в которой каждому отводится определенное место, зависящее от экономического веса бизнесмена и наличия у него автономных политических ресурсов. Высшее звено – бизнес-элита, которая решает вопросы в контакте с представителями высших эшелонов власти. Для этого используются следующие формы:
регулярные запросы Администрации Президента РФ в адрес компаний о текущей ситуации
сопровождение бизнесменами визитов, поездок руководителей высших органов власти РФ
встречи Президента РФ с руководителями – представителями бизнес-сообщества
персональные встречи бизнесменов с руководителями высших органов власти
В ближний круг бизнесменов входят члены Совета по предпринимательству при Правительстве РФ. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письма-обращения к Президенту, Правительству, Парламенту, министрам, публикуемые в СМИ. В них обычно ставится конкретная проблема и предлагается вариант решения. Результатом таких взаимоотношений обычно является соответствующий документ, нормативный акт. В настоящее время реализуется принцип равноудаленности бизнесменов от власти. Он проявляется в том, что встречи Президента происходят с представителями, как крупного, так и малого бизнеса. Функции власти и бизнеса в экономике реализуются по принципу сообщающихся сосудов: чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше экономических функций берет на себя государство, и наоборот.
Позитивным показателем влияния власти на бизнес является создание условий для свободного его развития. Оно включает широкий набор мер, начиная от первоначального накопления капитала и кончая защитой интересов бизнеса на внутреннем и внешнем рынках. Российская власть создала благоприятные предпосылки для развития бизнеса, особенно на этапе первоначального накопления капитала. После распада союзного государства приняты базовые законы, регулирующие отношения собственности, некоторые приобрели для бизнеса первостепенное значение «О приватизации», «Об акционерных обществах», «О банкротстве».
Российский союз промышленников и предпринимателей — общероссийская общественная организация, представляющая интересы деловых кругов. РСПП видит свое предназначение в консолидации усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, содействие модернизации экономики. Представители делового сообщества объединили усилия для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, основанной на самостоятельности, равных и ясных для всех правилах поведения, РСПП сегодня – это более 100 отраслевых и региональных союзов и ассоциаций, представляющих ключевые сектора экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг.
В последние годы РСПП стал, по оценкам экспертов, одним из самых влиятельных объединений бизнесменов России.
Расчетные и графические задания Равновесный объем — это объем, определяемый равенством спроса и предложения… |
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности… |
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями… |
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм… |
Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С… |