Я думала, что буду заниматься творчеством и параллельно зарабатывать деньги.
Купила столярные инструменты, сняла гараж и нашла преподавателей, которые согласились на сдельную оплату. Все это время продолжала трудиться на основной работе, а уроки в мастерской проходили по выходным.
Бизнес не взлетел: за девять месяцев мастерская вышла в плюс только один раз. Общий убыток за все время составил около 60 тысяч рублей, не считая моих нервов.
Расскажу, как все было.
Идея и бизнес-модель
Весной 2018 года я работала менеджером проектов в ИТ-компании. Меня там все устраивало, но хотелось самостоятельности. Постоянно читала в интернете истории людей, у которых получилось запустить бизнес, и это задевало мое самолюбие. Казалось, что я не хуже.
Я не могла придумать идею для собственного бизнеса, пока кто-то из знакомых не дал совет отталкиваться от своих же потребностей. Мол, если тебе нравится особенная мебель, одежда или еда, то производи это сам, получай удовольствие, а заодно и деньги.
В то время я увлекалась керамикой: в моей малогабаритной двушке даже был гончарный круг и центнер глины. Но студий керамики в Воронеже уже было три — конкуренция слишком высока. Я поизучала интернет и выяснила, что в соседних городах много мастер-классов по столярному делу. У нас же их вообще не было. Подумала, что если у меня получится объединить столярку и керамику в одном проекте, то это будет уникальное предложение на рынке.
Когда-то на бизнес-тренинге я услышала мысль: если открываешь свое дело, создай жизнеспособный прототип при минимальных вложениях. Все получается? Расширяйся. Я решила найти небольшое помещение, купить минимум оборудования, начать с малого количества уроков. Проверить, как все работает, исправить ошибки — и уже потом развернуть бизнес. Как выяснилось позже, именно такой подход и спас меня от больших финансовых потерь.
Бизнес-модель была следующей. Я зарабатываю на платных мастер-классах длительностью 2—3 часа. Можно проводить уроки как для детей 8 лет и старше, так и для взрослых, если создавать изделия разной сложности. Планировалось, что в одном мастер-классе будут участвовать не больше четырех человек. Если ребенок придет со взрослым, то посчитаю их за одного. После окончания занятия ученики должны уйти с готовыми поделками, например скворечниками или полками.
Больше историй о бизнесе — у вас в почте
Подпишитесь на рассылку для предпринимателей: раз в месяц присылаем важные новости и истории успеха
Тестовые занятия в гипермаркете
В столярном мастерстве мои знания были нулевыми. Мне был нужен человек, который бы помог с выбором оборудования и, возможно, потом вел уроки. Я искала педагогов через соцсети: писала всем столярам, которых находила. Знакомые передавали мне номера телефонов разных мастеров по дереву, я звонила им, а еще обращалась в городские дома творчества, училища со столярными факультетами, давала объявления на сайтах с вакансиями.
Через два месяца поисков, в июле 2018 года, я нашла через знакомых Владимира — столярного самоучку, а в прошлом учителя музыки. Он стал первым педагогом в моей мастерской.
Вместе мы провели первые тестовые уроки в воронежском «Леруа Мерлен». Гипермаркет организовал у себя пространство для мастер-классов, на которых использовался его ассортимент. Магазин был новый, поэтому педагогов найти не успели. Мы с Владимиром предложили помочь, сотрудники радостно согласились.
«Леруа Мерлен» предоставил нам станки, крепеж, дерево, а еще пообещал заплатить 300 рублей за каждого ученика. Правда, потом оказалось, что для этого нужно ИП, а у нас его не было, поэтому мы остались без денег.
Мастер-классы проходили так. В магазине я подходила к людям с детьми, предлагала поучаствовать в мастер-классе и сделать деревянный самолетик. В помещении, где мы занимались, были стеклянные стены. Проходившие мимо посетители останавливались и смотрели, что мы делаем.
Мы провели два мастер-класса. На одном делали игрушечный самолет, на другом — деревянное панно. Детали были мелкие, многим не удавалось их скрепить, поэтому одно занятие растягивалось на 2,5 часа. Развлечения явно не получалось, новичкам надоедало, и они быстро уставали. Мы пришли к выводу, что идея с уроками жизнеспособна, но на них надо изготавливать что-то более простое и быстрое.
Примерно в это же время в городе прошли два крупных мероприятия: «Леруа Мерлен» и один из местных магазинов крепежа проводили столярные мастер-классы, где участники делали табуретки и скворечники. Люди с детьми стояли в очереди с раннего утра до позднего вечера. Я осознала, что спрос на услугу есть и идея с мастерской может выстрелить.
Оборудование для запуска
В запуск я вкладывала только личные сбережения. Рисковать и брать кредит не хотела. Пока бизнес не встанет на ноги, я решила не увольняться, а заниматься им параллельно с основной работой. Зарегистрироваться как ИП планировала позже, когда бизнес раскрутится.
По моим расчетам, на запуск требовалось около 200 тысяч рублей: на аренду помещения я заложила не больше 20 тысяч в месяц, на ремонт — максимум 10 тысяч. Основные траты — оборудование.
Требовалось несколько станков, которые могут распилить доску вдоль и поперек, выровнять ее по толщине и отшлифовать. Еще нужны были ручные электроинструменты, чтобы несколько учеников могли выполнять одну задачу параллельно и не ждать друг друга. Но один станок среднего ценового сегмента стоил около 50 тысяч рублей. Поэтому я решила взять основные станки новые и подороже, а остальные — более дешевых фирм и желательно бывшие в употреблении.
В октябре 2018 года я пришла в самую крупную компанию по продаже инструмента в Воронеже — «Энкор». Предложила стать партнерами: я использую в своей мастерской их инструменты и делаю таким образом рекламу компании. Руководитель фирмы сделал альтернативное предложение. Он согласился продать мне оборудование, которое раньше использовали в учебном центре «Энкора», пообещал гарантийное обслуживание в течение года. Плюс дал скидку 30% на ручной инструмент и расходные материалы.
Я посчитала, что это невероятная удача, и набрала всего и побольше — как на распродаже. Вот какие станки я купила:
- Распиловочный — распиливает доски в длину.
- Рейсмусно-фуговальный — выравнивает поверхность доски и делает ее одной толщины по всей длине.
- Токарный — точит круглые заготовки.
- Калибровочный — аналог рейсмусного станка, делает доску одной толщины.
- Шлифовальный — сглаживает неровности.
- Сверлильный — делает отверстия.
Еще я купила торцовочную пилу, которая режет дерево поперек волокон, и ленточную — она легкая, маневренная и на ней удобно работать с мелкими деталями. Кроме того, приобрела стружкоотсос — специальный пылесос для сбора стружки. Рейсмусно-фуговальный станок за пять минут работы создает мешок отходов, удобнее сразу собирать все в большой контейнер стружкоотсоса, чем потом сгребать с пола. В довесок я взяла вытяжку для очистки воздуха от столярной пыли.
Весь комплект оборудования обошелся мне в 78 тысяч рублей.
Как выяснилось потом, я накупила ненужного оборудования, а нужного, наоборот, не хватало. Калибровочный и токарный станки мне даже не пригодились. В распиловочном не хватало деталей, а ленточная пила была настолько слаба, что еле справлялась с дубовым брусом толщиной в три сантиметра. Еще на ней периодически заедала, спадала или рвалась лента.
Но в тот момент я считала, что сделала главное: укомплектовала будущую мастерскую всем необходимым за минимальные деньги. Новый набор аналогичного оборудования обошелся бы мне примерно в 150 тысяч рублей. По отдельности подержанные станки за ту же цену я бы искала очень долго. Даже сейчас, набравшись опыта, я могу заявить, что это был оптимальный выбор в соотношении цены и качества.
Там же, в «Энкоре», я приобрела новый ручной электроинструмент: по два электролобзика, ленточную и орбитальную шлифовальные машины и ручную циркулярную пилу. На это ушло около 26 тысяч. Еще я купила компрессор для работы с пневмопистолетом за 10 тысяч рублей.
Еще около 20 тысяч набежало после покупки разных мелочей: шлифовальных листов, шурупов, пильных дисков и лент, измерительного инструмента, фрез. Фреза — это насадка для фрезера, которым обрабатывают края дерева, делают выемки под пазы, декоративные элементы. Хорошая фреза стоит минимум две тысячи рублей, но легко ломается, поэтому это тоже расходный материал.
Что касается основного сырья — древесины, — то здесь я сэкономила. Владелец одной воронежской столярной мастерской посоветовал закупать некондиционное дерево. Для мелких столярных работ не страшно, если доски неровной формы или с мелкими трещинами. Так можно сэкономить до 20 тысяч рублей за кубометр. Правда, на старте я совсем не понимала, какого именно размера трещины допустимы, а еще не знала, как выглядит дерево, пораженное грибком. В итоге я закупила досок разных пород дерева на 10 тысяч рублей. Как выяснилось позже, большую часть этой закупки лучше было бы сразу пустить на растопку.
Гараж вместо цеха
Одновременно с мастер-классами в «Леруа Мерлен» и поиском оборудования я начала присматривать помещение. Хотелось, чтобы это был цех площадью не меньше 50 м² с отоплением, канализацией и водопроводом. Обязательно далеко от жилых домов, потому что столярное оборудование сильно шумит.
Я уже купила оборудование у «Энкора», и его надо было куда-то везти, а нужного помещения я так и не нашла. Поэтому пришлось соглашаться на единственный более-менее подходящий вариант. Он подвернулся случайно: одна моя знакомая работала педагогом в частной школе. Руководство учебного заведения арендовало большой коттедж на берегу водохранилища. По словам знакомой, меня мог бы заинтересовать гараж, который был частью дома. Правда, он был меньше по площади, чем мне требовалось: всего около 27 м².
Я встретилась с директором школы и рассказала о своем проекте. Ее заинтересовало, что в мастерской можно организовать уроки труда для школьников. Меня же соблазнила символическая цена: 6 тысяч рублей в месяц с учетом коммунальных услуг. Мы ударили по рукам, не заключив никакого договора. Фактически мне сдали гараж в субаренду, настоящего владельца дома я так ни разу не увидела.
У помещения был один недостаток, не считая малой площади: из ворот дуло, а впереди была зима. Но были и плюсы: гараж теплый, а прямо за дверью, которая вела в дом, располагались туалет и ванная.
Мне не хотелось сильно тратиться на отделку. На своей основной работе я попросила краску, которая осталась после ремонта. В результате стены гаража поменяли цвет с бежевого на желтый. На потолок я повесила четыре лампы дневного света, переделала розетки, потом купила роутер и подключила интернет. Мастерская была готова к приему учеников.
Потратила на запуск в октябре 2018 года — 157 540 Р
Станки и комплектующие | 78 417 Р |
Ручной электроинструмент | 26 000 Р |
Расходники, средства защиты | 12 173 Р |
Древесина | 10 800 Р |
Аренда за полтора месяца | 9000 Р |
Бензин для машины | 6000 Р |
Электрика | 5800 Р |
Реклама во Вконтакте | 4150 Р |
Роутер и подключение интернета | 3200 Р |
Ткань для фартуков | 1000 Р |
Морилка | 1000 Р |
Краска | 0 Р |
Станки и комплектующие
78 417 Р
Ручной электроинструмент
26 000 Р
Расходники, средства защиты
12 173 Р
Аренда за полтора месяца
9000 Р
Реклама во Вконтакте
4150 Р
Роутер и подключение интернета
3200 Р
Ткань для фартуков
1000 Р
Экономика мастерской
Уроки проходили по выходным. Мы с Владимиром находили популярные изделия из дерева на Пинтересте и пытались воспроизвести их на занятиях. Для первого урока выбрали полку из трех пересекающихся треугольников. Чтобы мастер-класс не был слишком долгим, заготовки делали заранее: распиливали доски на нужную длину и толщину, чтобы ученикам оставался минимум столярной работы. На занятиях они шлифовали, сверлили отверстия для крепежа, соединяли, в некоторых случаях покрывали изделия морилкой и лаком. Но даже так урок длился 4,5 часа.
Первое занятие мы провели 25 ноября 2018 года. Стоимость оценили в 700 рублей за человека. Пришло шестеро, но заработали мы всего 2800 рублей: одной паре я сделала скидку 50%, двое других участников заплатили как за одного, потому что это были мама с ребенком. Прибыль мы с Владимиром поделили пополам: вышло по 1400 рублей. При этом только материал для каждого изделия стоил 450 рублей. Это были мои расходы как владелицы. В итоге после первого урока я ушла в минус на 400 рублей.
После этого я повысила цену до 1200—1900 рублей за урок, в зависимости от сложности изделия. Старалась рассчитывать так, чтобы занятие длилось 3—4 часа, а участвовало бы не больше четырех человек. Если людей оказывалось больше, то урок затягивался, многие начинали скучать, быстро уставали. Когда учеников много, мастер не успевает уделить внимание каждому, а вокруг — опасные электроинструменты, которые могут нанести травму.
Если округлить, то в среднем себестоимость одного занятия составляла 1300 рублей. Правда, тут я учитываю все: аренду, амортизацию инструментов, расходники, рекламу, логистику. Эти статьи я обобщала как «Расходы на мастерскую».
Всего за девять месяцев мы разработали 18 видов мастер-классов по столярке и резьбе по дереву. Некоторые из них так и не провели: в комментариях группы многие сетовали, что занятия стоят слишком дорого. К примеру, на уроки по изготовлению тумбочки и геометрического панно, которые стоили 6 тысяч, так никто и не записался.
Даже повысив цены, я работала в минус. Лишь один месяц из девяти, что существовала мастерская, оказался прибыльным: я заработала 7 тысяч.
Вот из чего складывалась себестоимость занятия из расчета на одного клиента. В качестве примера возьму урок, где мы делали скворечники.
Себестоимость урока — 1227 Р
Оплата труда мастера за два часа занятия | 400 Р |
Расходы на мастерскую | 300 Р |
Мебельный щит из сосны | 277 Р |
Оплата труда мастера за час подготовки к занятию | 200 Р |
Крепеж | 50 Р |
Оплата труда мастера за два часа занятия
400 Р
Расходы на мастерскую
300 Р
Мебельный щит из сосны
277 Р
Оплата труда мастера за час подготовки к занятию
200 Р
Слишком высокая оплата работы мастеров
Я планировала нанять несколько мастеров, которые будут работать на сдельной оплате в свободное время. Но мне нужен был не просто столяр, а педагог, который одинаково хорошо ладит и с детьми, и со взрослыми. Он должен уметь разработать уроки: рассчитать количество материала, определить способ раскроя, подготовить необходимые инструменты и расписать последовательность действий.
При этом стабильную зарплату я обещать не могла. Она зависела от размера группы и количества уроков в день и варьировалась от нуля до четырех тысяч. Найти людей, которые бы на все это согласились, оказалось сложно.
Я писала в соцсетях всем столярам, которых нашла. Они в ответ ясно давали понять: их доход напрямую зависит от потраченного на основной работе времени, поэтому ввязываться в рискованные авантюры они не намерены. Тратить силы и время за пару тысяч рублей в день — тоже.
Тогда я подумала, что мне нужны либо пенсионеры, которые заинтересованы в дополнительном заработке, либо люди, не обремененные финансовыми обязательствами: содержанием семьи, кредитами и так далее. Правда, как выяснилось позже, насчет второй группы я ошибалась.
В декабре 2018 года я нашла двух мастеров в дополнение к Владимиру. Первый — Валерий, уважаемый в Воронеже педагог-резчик с большим опытом работы с детьми. Его с восторгом рекомендовали мне сразу несколько незнакомых друг с другом людей, и позже я поняла почему. Он всегда был собран, никогда не опаздывал, не задерживал урок, объяснял понятно даже новичкам и умел влюбить в резьбу всех.
Со вторым будущим педагогом меня свели общие знакомые, предупредив, что он — творческая личность. Так и оказалось: Алексей сразу воспринял мастерскую как свою собственную и заявил, что будет делать только то, что хочет. У меня была идея создавать вещи на заказ и продавать их, но мастер сказал, что такая рутина не для него. Еще он предпочитал вести урок не по плану: мол, это скучно, нужно больше человеческого общения. После споров со мной Алексей иногда демонстративно собирал свои вещи и уходил. Я понимала, что сама часто шла навстречу его капризам, так как боялась, что он уйдет и в мастерской будет некому работать.
В творческом подходе Алексея были и плюсы. Из купленных мной досок и фанеры он собрал два стола для хранения инструментов, сделал полки для досок. Он вдохновенно придумывал изделия для уроков в то время, пока я была на основной работе в офисе. Вещи были необычные: подсвечники, грифельная доска, шкатулка в виде комода, полка для вина, ключница.
Уроки по изготовлению этих вещей были непопулярными и дорогими — около 2 тысяч
Шкатулку, например, мы не делали ни разу
Алексей стал часто работать в ночь. Сначала оставался под предлогом того, что уже поздно и ему сложно уехать домой. Потом ночевал в мастерской без объяснений.
Мастера часто работали, когда не было учеников: они помогали мне с разными мелочами. Я не понимала, как оценивать их труд. Сначала я отдавала 50% всей выручки за урок. Потом перешла на такую систему: каждый час урока стоил 200 Р за одного ученика. Еще столько же стоил час подготовки к занятию. Если на трехчасовой мастер-класс приходили три человека, то с учетом часа подготовки мастер получал 2 тысячи.
Это было бы выгодно, если бы на занятия действительно приходили по 3—4 человека. Но часто мы вели урок для одного или двух клиентов. В этом случае оплата работы мастеров была для меня слишком большой. А отказаться от педагогов было нельзя: я не могла вести уроки и продумывать технологические карты новых изделий.
Как я продвигала мастерскую
Все ученики приходили из группы во Вконтакте, которую я создала после первого урока, добавив несколько фото с занятия. Я сама запустила рекламу в этой соцсети, настроив объявление так, чтобы оно показывалось участникам других творческих студий Воронежа. Благодаря этому люди стали активно добавляться в группу.
На рекламу группы я тратила 4—6 тысяч в месяц.
Успешнее всего работало привлечение участников групп других творческих студий Воронежа. Я потратила на таргетинг и показ своего объявления около 1500 рублей. В мою группу с этой кампании пришло почти 350 человек. Стоимость одного подписчика составила в среднем 3,5—4 рубля.
Каждый месяц я размещала по четыре публикации в местных новостных группах во Вконтакте. Каждый пост стоил 500—900 рублей. Но это оказалось неэффективным: я не помню, сколько пришло подписчиков, но каждый обходился мне примерно в 50 рублей — это дорого.
Три раза я размещала информацию о конкурсах за подписку и репост в специализированных группах: победители могли поучаствовать в любом уроке бесплатно. Публикации стоили по 600 рублей и приносили 150—250 подписчиков. Правда, конкурсы приводили не реальных клиентов, а любителей халявы.
Хуже всего показала себя реклама в паблике местного телевидения. За 3 тысячи я получила 9 репостов и 3 новых подписчиков.
Основные клиенты — женщины и дети
С полом я промахнулась: делала ставку на мужчин, но в итоге их было гораздо меньше, чем женщин.
Перед Новым годом и 23 февраля мне звонили женщины и спрашивали, есть ли у нас подарочные сертификаты. Я быстро запустила такую возможность: по сути, это просто оплаченный купон за занятие. Можно было выбрать конкретный урок или внести оговоренную сумму, чтобы человек потом сам пришел на занятие, которое ему интересно. За девять месяцев я продала 17 сертификатов на 29 400 Р. Большинство мужчин, которым подарили сертификат на 23 февраля, пришли за неделю до окончания срока его действия — почти через полгода после продажи.
Костяк взрослых клиентов составляли женщины 25—45 лет. Они делали игрушки для своих детей, хвастались, как мастерили дома мебель, и консультировались по поводу материалов и покрытия для изделий. Мастерская разбила мой стереотип о том, что столярное дело — мужское занятие. Мужчин чаще отправляли с детьми как сопровождающих. По своей инициативе они приходили крайне редко.
Иногда я шла навстречу просьбам и соглашалась, чтобы два человека участвовали в уроке по цене одного. Так я планировала привлечь в мастерскую родителей с детьми или молодых пар. Это сработало только отчасти: участники по такой скидке за все время пришли не больше десятка раз.
В итоге моей целевой аудиторией были дети и женщины. Иногда родители устраивали в мастерской праздник на день рождения ребенка. По сути, это был обычный урок, просто именинник приводил друзей. Уследить за учениками было сложнее: дети начинали бегать по гаражу и пилить лобзиками все подряд.
Мы серьезно озаботились техникой безопасности. Перед началом занятия проводили инструктаж. Преподаватель всегда индивидуально работал с учеником, который пользовался опасным инструментом, например торцовочной пилой. К распиловочному станку вообще подпускали только взрослых мужчин, которые имели опыт работы со столярными инструментами.
Кризис
Месяцы с декабря 2018 по март 2019 года стали самыми загруженными. Мы проводили уроки каждые выходные, иногда по три в день. Дважды к нам приезжало местное телевидение. Их внимание мне польстило, но клиентов не добавило.
В первые три месяца 2019 года мы провели 30 уроков. Всего за это время заработали 114 тысяч, зарплата мастеров составила 51 тысячу. Я заработала только в марте 7800 рублей.
Мой типичный выходной выглядел так. Встаю в 8:30. Еду на столярный склад за материалом для предстоящих уроков, привязываю стропами к багажнику на крыше своего старенького Логана трехметровые сосновые доски и везу их в мастерскую. Как правило, на закупку дерева уходило 1500—3000 рублей. По дороге покупаю печенье и чай для учеников — 150—200 рублей. Иногда по пути заезжаю за одним из мастеров, которому неудобно добираться самостоятельно.
Уроки начинались в 11:00, 15:00 и 18:00. Пока они шли, я помогала педагогу. Следила, чтобы ученикам было удобно, приносила и уносила инструменты, делала заготовки для следующих уроков. Когда занятия заканчивались, я оставалась убрать опилки. Уезжала, как правило, в промежутке между одиннадцатью и часом ночи. Исполнить свою мечту и поучиться работать с деревом мне удалось только во время двух отпусков на основной работе: тогда я оставалась в мастерской глубоко за полночь.
Днем в будни, когда меня не было, Алексей проводил уроки для учеников школы, у которой мы снимали гараж. По договоренности с директором за это мне платили 250 рублей в час.
Заниматься столяркой на заказ Алексей наотрез отказался, а вот преподавал с удовольствием. Нередко я узнавала о том, что он занимался с кем-то индивидуально, уже постфактум. Часто, приходя в мастерскую, видела там незнакомых людей. Моя мастерская стала местом чужих тусовок, я теряла над ней контроль.
Когда я попросила отдать мне ключи и больше не оставаться на ночь, мастер обиделся. Правда, потом ключи все-таки отдал. Через неделю мне позвонила директор школы и высказала претензии по поводу возможного ухода преподавателя. В учебном заведении к нему привыкли: если два других столяра приезжали только на мои уроки, то Алексей все свое время проводил в мастерской. Он постоянно помогал в школе, делал там какую-то мебель, используя мои инструменты.
Внезапно я поняла, что очень зависима от арендодателя и своих же мастеров, при этом я ничего не зарабатываю, но очень устаю. В мае 2019 года я начала готовиться к тому, чтобы проводить уроки самостоятельно: пыталась повторять изделия, которые делали мастера. Отказавшись от педагогов, я смогла бы немного отбить вложения и стать лицом столярки для новых клиентов. Понятно, что к развитию мастерской это не вело: вместо того, чтобы вкладывать время и силы в продвижение, я бы занималась преподаванием. Но так я могла вникнуть в суть процессов, чтобы контролировать работников в будущем.
А потом нас затопило
В течение полугода, с ноября 2018 до мая 2019, у меня не было выходных. Я похудела. Приходилось постоянно быть на связи, нельзя было даже выехать за город.
В конце июня 2019 я ехала утром на основную работу и думала о том, чтобы самостоятельно провести все занятия, которые были забронированы, а после этого закрывать бизнес. Размышления прервал звонок из школы: «Вера, гараж затопило. Вам лучше приехать и вынести инструмент».
Над гаражом в коттедже располагалась кухня. Ночью там сорвало кран, водопад лился на ручной инструмент несколько часов. Упавшие доски повредили распиловочный станок, токарный поржавел, древесина растрескалась. Диоды в лампе закоротило: когда я зашла в мастерскую, свет подергивался. Прямо как мой глаз, когда я смотрела на эту картину.
Директор школы даже не поинтересовалась, что с оборудованием. Она написала мне сообщение и пообещала возместить убытки. Правда, только после того, как мы проведем обещанные уроки для школьников. Я это поняла так: если занятий не будет, то и компенсации тоже.
Я не хотела конфликтовать в последний месяц работы, поэтому решила провести уроки для школьников. Параллельно я вывозила оборудование, которое не использовали ученики и клиенты, к себе в квартиру. Интересно, что, несмотря на разруху в гараже, людям занятия по-прежнему нравились.
Последний урок я провела 28 июля 2019 года.
Неутешительные итоги
Пока шли последние занятия, я выставила на «Авито» на продажу инструменты, которые не использовались в мастерской. Некоторые экземпляры продала даже чуть дороже, чем купила. В итоге за часть оборудования и простенький самодельный стол со столешницей, который сделал Владимир, я выручила на «Авито» 72 500 рублей. Несколько наиболее ценных инструментов — компрессор, рейсмусно-фуговальный, лобзиковый и шлифовальный станки — оставила себе: вдруг когда-нибудь учту свои ошибки и вернусь к столярке.
В последние дни июля я вывезла из мастерской оставшиеся вещи, а потом еще две недели препиралась с директором по поводу ущерба и оплаты последних занятий для ее учеников. В итоге я взяла то, что дали, а для себя вынесла урок: всегда заключать договор перед предоставлением услуги.
В итоге за девять месяцев работы — с ноября 2018 по июль 2019 — выручка мастерской составила около 160 тысяч рублей. Потратила я за все это время 260 тысяч, из них 64 тысячи ушло на зарплату мастерам. Если учесть сумму, вырученную после продажи инструментов, и стоимость оставшихся у меня станков, то чистый убыток за все время составил около 60 тысяч рублей.
Мои выводы из этой истории
В инструменте желательно разобраться самостоятельно и заранее. Положиться на опыт сотрудников не всегда получится: у каждого свой взгляд на методику преподавания и то, какой инструмент лучше использовать на уроках.
Нужно описать ход каждого урока поэтапно на бумаге. Такие техкарты со сроками и этапами работ позволят автоматизировать процесс. Тогда проще найти педагогам замену, а они не смогут вами манипулировать, делая вид, что совершенно незаменимые.
Тяжело делать проект без партнеров. Один человек должен отвечать только за одно-два, максимум три направления, а не за все сразу. Например, заниматься рекламой и пиаром или делать техкарты и проводить уроки.
Нужно четко обговорить обязанности каждого сотрудника. Я этого не сделала. В итоге потеряла грань между дружеским и профессиональным отношением и стала слишком часто «входить в положение» в ущерб бизнесу.
С арендодателем обязательно надо заключать договор. В нем должно быть указано, кто компенсирует убытки в случае форс-мажора: кражи, затопления, пожара. Там же надо прописывать тонкости вроде кто может находиться в помещении, когда там нет арендатора.
Если дело увлекает — это еще не бизнес. Несколько месяцев я была в восторге от работы в мастерской и даже не задумывалась, чем занимаюсь: зарабатываю деньги или получаю удовольствие.
Дмитрий Бурков, основатель Sherwoodworkshop, рассказал Контур.Журналу о том, почему «человеку с улицы» очень сложно войти в рынок ремесленных изделий, почему бывшие рекламщики часто открывают свои мастерские по производству сувениров и как мастер-классы превращаются в перспективное направление для многих компаний творческой направленности.
Удачный старт
В бизнесе я уже давно. Например, несколько лет назад у меня был свой чайный магазин, который мы открыли вместе с одноклассником, но позже он перестал приносить прибыль, и мы решили его закрыть.
Новый проект мы также открыли вместе с одноклассником — он фрезеровщик, отлично разбирается в оборудовании, умеет работать на станке. На старте проекта мы использовали уже имеющееся оборудование и делали изделия на заказ. У нас не было денег и связей, но все изменил Новый год — 2014, когда мы рассылали предложения рекламным агентствам из Москвы. У нас сделали порядка 800 заказов сувенирных изделий с логотипами в подарок клиентам.
Это позволило нам получить первоначальный капитал для аренды помещения и приобретения собственного фрезеровочного станка, который мы собрали сами. То есть открывались мы вообще без вложений, все деньги на развитие проекта получили от первых заказов клиентов.
После этого мы получили еще несколько крупных заказов и наработали клиентскую базу. Сейчас мы тесно сотрудничаем с рекламными компаниями и свадебными агентствами, у которых есть собственные клиентские базы. Также наши постоянные партнеры — магазины интерьерной тематики. Работаем и с индивидуальными заказами, которые традиционно выстреливают в праздники.
Когда у тебя есть огромные бюджеты, у тебя больше возможностей, но и их нужно правильно использовать. Можно взять капитал в 1 млн руб. и просто выкинуть в никуда, купив в Китае каких-нибудь изделий и потом не продав. Это сложно назвать бизнесом.
Партнеры и продвижение
Мы на рынке всего два года, причем прошлый 2015 год не ознаменовался такими удачными предложениями от партнеров. Посмотрим, что будет дальше. Мы продвигаемся абсолютно во всех направлениях: активно пиарим свои предложения в интернете, настраиваем рекламу, ходим на личные встречи.
Многие наши партнеры сами выходили на нас, налаживали связи. Также каждую неделю мы ходим на личные встречи и регулярно посещаем выставки-ярмарки — это идеальное место для того, чтобы найти будущих коллег и клиентов. Мы сами еще ни разу не выставлялись там, теперь хотим поставить свой стенд и надеемся, что это будет продуктивно. Ведь даже когда мы просто посещали ярмарки, нам удавалось привлечь клиентов, потому что оказалось, что многие игроки рынка уже знали нас — подходили и спрашивали про наш проект.
Каналы продаж очень сильно различаются в зависимости от товаров, которые мы продаем. Деревянные рамочки и разные интерьерные решения лучше всего продаются через социальные сети, а светильники — через сайты и у партнеров. Мы делаем самые разные вещи: фоторамки, ключницы, настенные часы, меловые доски, сувениры к праздникам — дням рождения, юбилеям, свадьбам.
Также мы занимаемся рекламным направлением — размещаем вывески и наружную рекламу. Если говорить об интересных проектах, то, например, мы оформляли магазин разливного пива — все полочки, полы, стены и вообще все внутри было сделано из цельного дерева.
Время от времени мы видим собственные интересные проекты в Перми, я всегда обращаю на это внимание. Можно, конечно, расширить свое влияние в городе, но результат и сейчас уже неплохой, и это приятно. На простой заказ может уйти один день, на сложный — пять дней. Обычно мы оставляем себе запас в два-три дня.
С деревом проблем нет, у нас очень много поставщиков, но самое лучшее поставляют даже не из Перми, а из Екатеринбурга — к счастью, это наши соседи, поэтому везти недалеко. Есть посредники, которые сюда его привозят. Само сырье здесь тоже недорогое, но большой разницы с ценами в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах нет.
Конкуренты и проблемы
Мы знаем, что есть некоторые компании, которые делают акцент на конкретике, например, производят только стулья, и стараются достичь небывалых высот в этом деле. Мы также хотим работать качественно, но в нескольких направлениях.
С вероятностью 95% наша аудитория — женщины в возрасте от 20 до 30 лет, в основном с детьми, потому что деревянные сувениры часто связаны с детской и подростковой тематикой. Мужчины в этом плане очень сдержанны — от них практически нет заказов. Мы подстраиваемся под эти показатели.
Индивидуальные заказы стоят примерно от 1 000 до 1 500 руб. Если проект сложнее, стоимость повышается до 2 000-3000 руб. Расценки на рекламные конструкции начинаются от 15 000-20 000 руб. Все зависит от объема работы и типа материалов. Если клиент хочет внести много изменений в готовый макет, цена также пропорционально увеличивается.
Когда мы начали заниматься производством деревянных сувениров, мы видели, что такие идеи висят в воздухе. У тех, кто находился на ярмарках мастеров, в первую очередь появились эти идеи, и они начали их реализовывать, но не совсем качественно, какими-то подручными инструментами. В дальнейшем мы стали их замечать, когда наткнулись на группы в социальных сетях в других городах.
Многие рекламщики также переквалифицировались в ремесленников или просто использовали такое производство как дополнительный источник заработка. У них были дополнительные материалы, которые оставались с рекламных конструкций, из которых они в дальнейшем делали какие-то продукты и продавали их.
Как только мы начали развивать идею деревянных сувениров в Перми, у нас появилось много подражателей. Некоторые поначалу с нами сотрудничали, были партнерами, а потом открыли собственное производство. Конкуренты, которые у нас сейчас появились, в основном из рекламной сферы.
Команда и производство
Войти в этот рынок совсем непросто: здесь нужны не только определенные навыки и образование, но и, как говорит наш технолог Алексей, набитая рука. Тот, кто не может похвастаться такими преимуществами, может только принимать заказы на сувенирную продукцию, но если вы хотите наладить собственное производство, то вам в любом случае нужен узкий специалист, хотя бы грамотный дизайнер.
Все зависит от имеющегося оборудования. Если в офисе стоят лазерные станки, тогда в принципе хватит и дизайнера. Он нарисует эскиз в специальной программе, и лазерный станок, который работает по принципу принтера, ее «напечатает», если она хорошо нарисована. Для работы с фрезеровочным станком требуются совершенно другие навыки и другие программы, поэтому нужно быть узким специалистом.
В нашей команде всего три человека. В том числе у нас есть два дизайнера: дизайнер и дизайнер-технолог. Мы не формируем штат менеджеров, потому что у нас много партнеров, которые выполняют какую-то часть управленческих функций.
Был момент, когда и у нас, и у партнеров заказов было очень мало. Этот промежуток был не такой длительный — всего два месяца. Мы так и не поняли, в чем была причина. Потом как-то все выровнялось. Сейчас проблема не стоит так остро. Возможно, это можно отнести к пику кризиса. Но мы стараемся оставлять цену на продукцию на одном уровне, поэтому так как цены стали выше, мы стали меньше зарабатывать. Сейчас все выравнивается. Посмотрим, как будет дальше.
Наша основная проблема заключается в том, что мы достигли стабильности и планки продуктового и денежного оборота, через которую теперь не можем переступить, а хотели бы. Для этого сейчас мы пробуем разрабатывать новые продукты, которые потенциально могут быть интересны людям, планируем нанимать новых сотрудников и партнеров на дополнительные проекты.
Возможно, в будущем откроем офлайн-магазины. Сейчас это популярное направление. Многие открывают магазины сувениров и прямо там разукрашивают их.
Актуальное направление сейчас — проведение мастер-классов, на которые мы тоже смотрим. Возможно, мы будем его развивать. Сейчас люди постоянно ищут варианты, чтобы не просто приятно провести время, а где-то научиться чему-то полезному.
Мебель и элементы из дерева в 70% случаев в России изготавливаются из отходной продукции (ДВП, ДСП). Натуральная древесина – редкость, и изделия из нее относятся к премиум-классу. Высокая цена давно перестала отпугивать покупателей, и на первом плане находится качество продукции. Поэтому столярная мастерская может приносить своему владельцу хороший доход. Как открыть столярную мастерскую с нуля, нюансы организации работы и другие тонкости представлены ниже.
Особенности работы с древесиной
Столярная мастерская – это небольшое помещение со специальным оборудованием, где изготавливаются изделия из натуральной древесины. Перед организацией работы рекомендуется узнать, какую продукцию изготавливают конкуренты в вашем регионе, что пользуется наибольшим спросом. Эта оценка дает возможность выбрать ассортимент и подсчитать примерный доход и затраты.
Самый простой вариант – заняться изготовлением деревянной мебели или организовать изготовление предметов декора прямо дома. Ассортимент будет невелик, но если изготавливать оригинальные вещи, то клиентская база будет быстро увеличиваться. Основные факторы, которые влияют на успешность столярной мастерской, – это постоянные клиенты, количество заказов в месяц, оригинальность продукции.
Предлагается изготавливать следующие изделия из дерева:
- Мебель: кухонные столы, стулья, шкафы, полки, гарнитуры.
- Элементы интерьера: балясины и ступени для лестниц, оконные и балконные рамы, двери.
- Небольшие готовые постройки: садовые беседки, собачьи будки, заборы.
- Банную мебель и предметы для парной: катки, скамейки, запарники.
- Строительный материал: паркетную доску, арочные элементы, декоративные балки.
- Элементы декора: рамы для картин и зеркал, стойки для цветов.
Новичкам рекомендуется выбрать одно или два направления и расширяться по мере роста мастерской.
Продукция имеет своего целевого пользователя: частные лица; строительные компании, которые занимаются отделкой домов и квартир под ключ.
Сбывать продукцию можно различными способами:
- Оптовая продажа для юридических лиц.
- Розничная продажа в собственных торговых точках или магазине.
- Продажи на ежегодных ярмарках.
- Заказ и доставка товаров через интернет-магазин.
Начинающим предпринимателям рекомендуется начать со сбыта в розницу и оптом через других предпринимателей, которые имеют специализированные или строительные магазины. Дополнительно запускается группа в социальных сетях, через которую тоже осуществляется продажа.
За месяц работы небольшая столярная мастерская может изготовить 5 комплектов деревянной мебели на общую стоимость в 150-300 тыс. руб. Цена сырья и трудозатраты обойдутся вам в 70 тыс. руб. Ежемесячный чистый доход составляет 100-150%.
Плюсы и минусы идеи следующие:
- Для открытия не потребуется огромных инвестиций.
- Первое время не понадобится нанимать большой штат сотрудников.
- Организовать работу можно даже в гараже.
- Сложно придумать свою оригинальную продукцию.
- В больших городах с многочисленными конкурентами сложно пробиться и выставить свои изделия в крупных строительных центрах.
- Дерево – капризный материал, поэтому работать с ним сможет только профессионал.
Выбираем свою концепцию
С чего начать свое дело? На первом этапе организации бизнес-идеи не стоит распыляться и стараться изготавливать различные предметы интерьера, мебель и строительные материалы одновременно. Затраты на оснащение на первом этапе небольшие, поэтому важно заранее продумать специфику своего бизнеса.
Сегодня большим спросом пользуется деревянная мебель. В качестве дополнительной линии рекомендуется изготавливать мебель и предметы интерьера для бани. Важна изюминка и оригинальность изделий, а этого проще будет добиться, если выбрать узкую направленность.
Станки для работы с деревом тоже подбираются в зависимости от специфики мастерской. Покупать дорогостоящую универсальную линию до выхода бизнеса на рентабельность не рекомендуется.
Выбрав линию для своего производства, стоит придумать оригинальное название. Название должно говорить о специфике вашей деревянной продукции. При этом название должно быть легким на слух и хорошо запоминаться. Пример: в г. Йошкар-Оле открыта столярная мастерская по изготовлению мебели и предметов для бани с названием «Банные штучки». Покупателю уже по названию понятно, чем занимается производитель и какую продукцию можно приобрести.
Выгодно ли начинать дело в большом городе, где конкуренция велика, зависит тоже от оригинальности продукции. Можно производить изделия из дерева особенного вида, например из мореного дуба. Так как с этим видом древесины мало кто работает, у вас будут свои клиенты, и на них получится неплохо заработать.
Регистрируемся
Для легализации небольшой столярной мастерской первоначально оформляется ИП. Но в дальнейшем при расширении все равно придется регистрировать ООО. Дело в том, что с ИП невыгодно сотрудничать крупным строительным организациям.
Для регистрации ИП потребуется собрать следующие документы:
- Заверенные у нотариуса копии паспорта, ИНН.
- Заявление на регистрацию ИП.
- Квитанция из банка об уплате вами государственной пошлины.
Образец заявления на регистрацию можно найти в налоговой. В заявлении указывается код вида деятельности. Под организацию столярной мастерской подходят следующие коды ОКВЭД:
- 31 «Изготовления мебели из всех материалов, кроме: камня, керамики и гранита» (общий код).
- 31.02 «Изготовление мебели для кухни».
- 31.09.2 «Производство прочих видов мебели и деталей» (код подходит при изготовлении щитков для радиаторов, деревянных подоконников, декоративных предметов интерьера).
Рекомендуется указать код основной деятельности 31, а как дополнительные выбрать два оставшихся. Так, при расширении бизнеса вам не потребуется открывать дополнительный вид деятельности. При регистрации дополнительные виды деятельности вносятся в документацию бесплатно, в дальнейшем за каждый код придется заплатить.
Сразу после регистрации предприниматель автоматически ставится на единую систему налогообложения (ЕНВД). Но начинающей столярной мастерской выгоднее перейти на упрощенную систему (доход минус расход), так как первый год ожидать большой выручки не стоит.
Как выбрать место
Для организации небольшой столярной мастерской достаточно арендовать или иметь в собственности гараж или полуподвальное помещение. Имея гараж в собственности, можно экономить на аренде в месяц 15 тыс. руб. При изготовлении элементов декора из дерева можно организовать столярный бизнес на дому, так как дорогостоящее и массивное оборудование не понадобится.
Требования к помещению следующие:
- Размер площади – не менее 50 кв. м (мастера должны беспрепятственно передвигаться между станками, плюс должна оставаться небольшая площадь для размещения сырья).
- Длина мастерской – не менее 4 м, так как некоторые станки имеют длину 2-3 м.
- Чтобы готовые изделия и сырье не деформировались, температура внутри мастерской поддерживается в диапазоне 15-18 градусов.
- Влажность – не выше 35% (поэтому если столярную мастерскую размещают в полуподвале, то обязательно проводят ежедневные замеры влажности, ведь дерево хорошо впитывает влагу из воздуха и так же легко отдает ее; поэтому при резких перепадах влажности древесина растрескивается, а сырье может перекрутить из-за внутреннего напряжения).
- Помещение должно хорошо освещаться (если будет дневной свет, то вы сэкономите на счетах за электроэнергию).
- В мастерской должен быть доступ к электричеству (розетки 380 В и 220 В); для этого с местной энергопоставляющей компанией заключается договор и проводится трехфазная линия; цена проекта и монтажа составит от 70 тыс. руб.
- Оборудована вытяжка.
Небольшую площадь в помещении необходимо оборудовать для работников: устанавливаются шкафчики для переодевания; если нет канализации, ставится биотуалет. Также нужно позаботиться о наличии питьевой воды для сотрудников.
Важно соблюдать правила пожарной безопасности. Поэтому в помещении должен иметься запасной выход, а на стене – размещаться щиток с огнетушителем, лопатой и ведром. Снизу ставится небольшой ящик песком.
Оснащение своего производства
В качестве экономии первоначального капитала часть оборудования можно попробовать собрать самостоятельно по готовым чертежам из интернета. Остальное оснащение приобретается согласно смете, которая подробно расписана в бизнес-плане. Не стоит приобретать оборудование по низкой цене или б/у. От качества и производительности станков и инструмента будет зависеть репутация вашего небольшого производства и обороты.
Для оснащения небольшой столярной мастерской приобретается следующее оборудование:
- Станок токарный – 1 шт.
- Тиски – 2 шт.
- Дисковая или торцовочная пила – 1 шт.
- Фуганок – 2 шт.
- Рейсмус – 2 шт.
- Электродрель – 2 шт.
- Фрезер – 1 шт.
- Электролобзик – 2 шт.
- Электрорубанок – 2 шт.
- Шлифовальная машинка – 2 шт.
- Ручной инструмент (отвертки, молотки, пилы, пассатижи и т.д.).
- Рулетка – 2 шт.
- Штангенциркуль – 2 шт.
- Влагомер – 1 шт.
- Пульверизатор для нанесения лакокрасочного покрытия и антисептика – 1 шт.
В среднем, на ручной, электроинструмент и станок потребуется затратить 350-400 тыс. руб. Предложенный перечень рассчитан на 2 плотников, но если в мастерской планируется большее количество работников, то количество инструмента увеличивается. Более подробная пошаговая инструкция с ценами и расчетами представлена в бизнес-плане.
Дополнительно в расходы на оснащение входят покупка и установка двух столярных столов, шкафчик для одежды работников, несколько стульев. Это еще около 50 тыс. руб.
Ежемесячно для работы приобретаются расходные материалы: древесина (брус или доска), масло, кисти, лакокрасочные материалы, крепежи, ленты для шлифовальных машин, столярный клей. Затраты составляют не менее 25 тыс. руб. Рентабельность мастерской – 20-22%. Вложить в дело придется не менее 550 тыс. руб. Окупаемость у малого бизнеса с небольшими оборотами составляет 10-12 месяцев.
Подбираем кадры
Воплощается бизнес-идея в виде столярной мастерской только знающим человеком, который способен сам выполнять некоторые виды работ и разбирается в деревопроизводстве. Поэтому много сотрудников первое время не понадобится.
Для комплектации штата требуются:
- Плотники – 2 чел.
- Работник на покраску и пропитку заготовок и готовых изделий – 1 чел.
- Контролер, который будет проверять качество изделий и выполнять управленческую роль, – 1 чел.
- Уборщица – 1 чел.
Работать мастерская будет в дневное время с 10:00 до 19:00. Выходные – суббота и воскресенье. Плотники могут работать сразу в паре или посменно, 1/1, 2/2 или 3/3. С уборщицей стоит договориться на работу в вечернее время, на 2 часа.
Управленческие функции берет на себя организатор проекта. Он же контролирует каждый процесс и проверяет качество заготовок и готовой продукции. Оплата у сотрудников сдельная – 10-15% от каждого готового изделия. Но можно предложить окладную систему. Она менее выгодна для данного проекта, так как мастерам необходима мотивация к работе.
Уборщицу рассчитывают раз в месяц строго установленным окладом. На усмотрение владельца возможны поощрительные премии или бонусы.
Раскрутка и продвижение
Для раскрутки мастерской анализируются ценовая политика и ассортимент продукции конкурентов. Вы должны предложить оптовым и розничным покупателям более выгодные цены и лучшее качество с меньшей потерей для себя.
В качестве рекламы предлагаются следующие варианты:
- Социальные сети. В группе выставляется каталог готовой продукции с ценами. Группа раскручивается и привлекаются потенциальные покупатели из вашего и соседних регионов. Каждый 10-й пользователь может стать постоянным покупателем, но для этого нужно заинтересовать человека. Поэтому раскрутку группы и ее продвижение лучше доверить специалистам.
- Распечатка цветных каталогов и прайсов вашей продукции. Каталоги развозятся по строительным магазинам и компаниям, которые занимаются отделкой под ключ.
- Объявление в периодическом издании вашего региона с небольшим фото самого привлекательного комплекта или изделия.
- Оптовым покупателям предоставляется скидочная карта или бонусная программа.
Через несколько месяцев вашу продукцию заметят, и появятся заинтересованные оптовые покупатели.
В итоге
Открытие столярной мастерской начинается с анализа рынка вашего региона и выбора своей оригинальной и востребованной продукции из дерева. Помещение понадобится небольшое, подойдет гараж или полуподвал площадью 40 кв. м. Для работы нанимается 3 человека. Самые большие расходы – аренда помещения и его оснащение.
При регистрации на начальном этапе достаточно открыть ИП. Вложить в бизнес придется не меньше 550 тыс. руб. Окупится малый бизнес через 11 месяцев, но если клиентов будет много – то и за 6-7 месяцев. Деревянные изделия стоят дорого, но никогда не потеряют своей актуальности. Поэтому бизнес будет только расширяться и приносить своему владельцу все больше прибыли.
Конец 2020 года застал меня в следующем незавидном положении. Внезапно накрывшая мир пандемия, а также некоторые политические события в нашей стране, которые последовали вслед за эпидемией привели к полному разорению моего предыдущего бизнеса, без всяких перспектив на развитие или хотя бы на выживание его в столь агрессивной среде.
Предугадать подобное было попросту невозможно, поэтому 2021 год я встретил с 25000 свободных денег в кармане и без понимания что делать дальше. Незадолго до всех этих событий я просматривал всякие ютуб-каналы, в т.ч. зарубежные, как и из чего люди делают мебель, всякий декор, станки и агрегаты, работа на них. Попутно собирая в пинтерест и инсту разные прикольные (на мой взгляд) фото изделий.
Исходя из того, что у меня есть, и чем бы я хотел заняться, я решил попробовать себя в этом ремесле. Не обошлось без волшебного пинка от супруги — она сказала «Иди и делай, нечего тут выжидать удобных моментов — их не будет!» Несмотря на мои сомнения относительно наших финансовых перспектив, она настояла на аренде гаража и покупке всего необходимого. Все необходимое — это торцовочная пила, шлифовальная машинка, несколько банок ЛКМ разных оттенков и всякая мелочь, типа клея, саморезов и т.п. Также были собраны все имеющиеся у меня инструменты — шуруповерты, сверла, стамески, струбцины и т.п. утварь, которая давно лежала без дела.
Пару недель я приводил мою будущую мастерскую в порядок, чтобы там можно было работать. Ну и начал делать.
Первый вопрос, который возник «Что именно делать?». Я создал новый аккаунт в инстаграм, придумал логотип, и начал выкладывать разные фото. Как такового спроса не было.. писали, спрашивали, но все ограничивалось редкими сообщениями в директ, «Очень красиво, сколько стоит?» и на этом всё. Ну раз я снял гараж, купил хоть что-то из оборудования — нужно что-то делать, хотя бы для себя, набивать руку, изучать нюансы (которых оказалось немало).Первым моим изделием стал настенный светильник в спальню. Я до этого достаточно долго искал двухрежимный светильник, который бы вписался в интерьер комнаты — но ничего более менее приличного так и не нашел. В общем из каких-то остатков оргстекла и старых валяющихся оснований сделал то что мне было нужно:
В инсте написали, что хотят заказать 6 штук, готовы оплатить 100% приедет заберет курьер, какая-то сложная схема предоплаты, короче прислали ссылку для ввода данных банковской карты. Я уж было обрадовался заказу, а тут очевидно, что тупо хотят обнулить мою карту.
Потом я случайно наткнулся на аккаунт в инстаграм, где делают панно из квадратных спилов, и вроде как они пользуются спросом. Я решил делать примерно тоже самое, но с сюжетом. Выбор пал на Джоконду. Для составления схемы изображения и подсчета элементов по цветам я скачал на телефон приложение для вышивания крестиком, которая преобразует любое фото в схему. А там уже можно настраивать размер, и количество цветов по желанию. Определив 5 базовых цветов и количество элементов, всё это распечатал и приступил.
Стоит отметить, что гараж тогда не отапливался, а на дворе был февраль. В таких условиях мне нужно было напилить более 1500 элементов, потом их пересчитать по группам, каждый проморить, и далее по схеме собрать в панно. Я уже не помню всех подробностей, но эта работа научила меня многому, в частности что следует соблюдать инструкции на этикетках, и что ни при каких обстоятельствах нельзя смешивать синтетические морилки и органические масла). Если коротко — то эту работу я проделал дважды)
Особым спросом эта работа тоже не пользовалась, хотя я был уверен, что спрос будет. Во первых на рынке не было аналогов, во вторых можно было изготавливать в таком стиле что угодно, фото людей, как идея для подарка, например. Я даже сделал схемы из нескольких известных личностей: Че Гевара, Монро, Эйнштейн.
Работой заинтересовалось несколько салонов красоты, и снова дальше «Классно, сколько стоит» дело не пошло. На целых 2 месяца, до наступления тепла, я вообще почти не ходил в мастерскую, к тому же появилось много других забот. С момента потепления, где-то с апреля, работать стало гораздо комфортнее, и я начал проводить в мастерской значительно больше времени, не столько для заработка, сколько для себя. Я сделал ставку на светильники из дерева. Старался придумывать что-то новое (или воровать идеи) — просто делал. В какой-то момент я решил больше не вкладываться в это дело, и напоследок, из обрезков, за час с небольшим сделал банальный и простой светильник.
Выложил его в инсту, и решил дополнительно выложить на авито.
Через два дня я получил первый свой заказ на два таких светильника. Мне без вопросов перевели предоплату, и я изготовил все в лучшем виде уже на следующий день. Еще через неделю заказали еще 6 штук, но уже в настенном варианте, какая-то пиццерия. Тоже без проблем перевели предоплату, и в срок получили свой заказ.
Энтузиазма прибавилось, и я начал понимать что нужно потребителю — как можно проще, и как можно функциональнее. Увидев на каком-то зарубежном сайте полки-рамки я решил их сделать для себя, пока было время. После изготовления выложил фото в инсту и на авито. И буквально спустя неделю пошли заказики.
Я уж не знаю чем так зацепили эти полки — но их действительно стали брать систематически, даже были периоды, когда я переносил новые заказы на неделю. Я несколько раз повышал цену — спрос не падал.
В какой-то момент я понял, что можно в качестве допов предлагать что-то еще. И таким образом распродал почти все светильники, которые делал до этого, и которые не пользовались спросом. Также придумал аксессуары, которые к этим полкам «просились», дополняли композицию. Таким образом я иногда увеличивал изначальный чек до 2,5 раз.
В общем как-то худо-бедно я получаю заказы, есть более-менее стабильный доход. Больше всего мне нравится работать c салонами и прочими заведениями. Они не «делают голову», никогда не клянчат скидки и в общем-то почти всегда что-то дозаказывают. Некоторые заказывают повторно.
Но зима вносит свои коррективы. Гаражное производство в мороз — это вообще особый процесс и танцы с бубном, который я опишу позже (если аудитории будет интересно).
Перед новым годом сделал себе подарочек — печать с логотипом. Теперь мои изделия уезжают к заказчику с фирменной бирочкой.)
Мысли по поводу развития.
Если есть спрос — это направление нужно развивать. И я столкнулся с целым рядом проблем)
Во первых помещение. Гараж — это хорошо. А теплый гараж — это то, что нужно будет сделать этим летом). Зимой работать достаточно сложно, в разы сложнее чем летом. В идеале найти бы недорогое помещение под подобные нужды, но… короче пока не получится.
Второй момент — я не очень хорошо фоткаю изделия. Изделия очень хорошо смотрятся в интерьере на своих, а у меня они все однообразные на фоне кирпичной стены. Заказчики присылают фото своих изделий редко, и иногда присылают такое, что в общем это не стоит выкладывать.
В какой-то момент я подумал над видеоблогингом в этом направлении, но понял, что гламурный лоск, который преобладает у подобных каналов на заднем плане ну никак не вяжется с реальным рабочим процессом. Когда ты изготавливаешь изделие — это пыль, опилки, разбросанные инструменты, мат и вообще полный трэш. Как я понял DIY блог и хоть какое-то производство — это разные миры, разные мастерские. Возможно я ошибаюсь, т.к. выложенное мое личное фото в инсте, где я в пыли и краске на фоне бардака набрало больше лайков, чем изделия)
Еще одной весьма серьезной проблемой стала покупка материала. Должен сказать, что помимо того, что цены на дерево взлетели, как только я начал заниматься столяркой, так еще и качество оставляет желать лучшего! Можно на базе провести больше часа в поисках нормальной деревяшки. Я готов платить больше, но сейчас под сортом «А» предлагается в лучшем случае «АВ».
Ну и само собой я понимаю, что когда-то нужно будет что-то кому-то делегировать, и желательно по максимуму, и это наверное самая большая проблема — у меня есть дурацкая установка по жизни «лучше меня никто не сделает!», а это никак не бьется с тем, что в сутках всего 24 часа, и иногда еще нужно спать!
Эксперты по малому предпринимательству отмечают растущий интерес к бизнесу, который можно открыть дома или в гараже с небольшими стартовыми инвестициями. Есть предприниматели, которые хотели бы изготавливать изделия на продажу своими руками или с небольшим числом верных помощников. Объясняют это неудачным опытом найма недобросовестных работников.
Эффективный способ заработать на «золотых руках» — открыть «столярку». Но прежде чем приступать к запуску дела, стоит обязательно составить грамотный бизнес план столярной мастерской. Это уже большой шаг на пути к финансовому успеху.
Анализ рынка и целевой аудитории
15 лет назад на российский рынок стройматериалов «хлынули» пластиковые окна и штампованные из ПВХ и стального проката двери, разорив многочисленных столяров. Однако в последнее время индекс производства изделий из дерева стабильно увеличивается, причем не только в нашей стране, но и за рубежом.
Сегодня востребованы деревянные оконные блоки. По этому показателю в РФ превышен уровень 700 тысяч кв. метров. По другим столярным изделиям произведено и продано более 1 миллиона куб. метров. Потребители стремятся к экологическим стандартам и все меньше доверяют изделиям из пластика. Если в 2010 году 87% жителей называли металлопластиковые окна хорошим выбором, то в 2017 году этот показатель снизился до 74%. То есть сейчас ореол потенциальных заказчиков столярных изделий составляет четверть взрослого населения и продолжает расти.
Какие товары выпускает столярная мастерская?
Столярная мастерская производит глубокую переработку дерева, превращая его в изделие, готовое к установке. К числу часто заказываемых изделий относят:
- оконные блоки под стеклопакеты;
- входные / межкомнатные двери и колоды к ним;
- лестничные марши;
- веранды и беседки (в разобранном виде);
- мебель под «старину» и для бань;
- архитектурные и отделочные изделия из дерева;
- лодки, телеги, сани.
Выпуск деревянных изделий с низкой добавленной стоимостью (таких как доски, вагонки, бруски, блок-хаусы, декинги) могут себе позволить крупные деревоперерабатывающие производства. Конкуренцию с ними небольшая столярная мастерская не выдержит.
Профессиональные навыки и технология производства
Будет ли хозяин частной столярки работать сам или наймет столяров, в любом случае ему нужно знать свое дело. И хотя свои мастерские открывают те, кто неплохо разбирается в деревопереработке, углубить знания помогут профильные книги, например, «Иллюстрированное пособие по производству столярно-мебельных изделий» автора С. Шумега и «Столярное дело» Г. Кулебакина. Со столярными клеями и методиками их применения поможет справочник Л. Айрапетяна.
Хозяин столярной мастерской также должен уметь читать сложные чертежи и изучить программы PowerShape и CorelDRAW для 3D-моделирования изделий и управления деревообрабатывающими станками ЧПУ соответственно. Что касается профессиональных навыков, необходимы специальные знания и умения. Даже такое простое дело, как распил с помощью циркулярной пилы, требует хорошей подготовки. Надо еще уметь с высокой точностью фуговать кромки для клейки и фрезеровать пазы.
Андрей Сивов, хозяин столярки, рассказал порталу EquipNet.ru, что ему приходилось, помимо окон, изготавливать сложную мебель для ресторана, самую настоящую карету, «луковку» для сельского храма и многое другое. То есть он имел дело с достаточно широким ассортиментом заказов.
Как выбрать помещение для столярки
Если предприниматель решил работать один или с парой помощников, можно ограничиться тем, что есть. Для небольшой столярной мастерской необходима теплая с принудительной вентиляцией комната площадью от 20 до 40 кв. метров. Она должна, само собой, отвечать нормам противопожарной безопасности. То, что ставку делают на свое или небольшое арендуемое помещение, объясняется нестабильным рынком, который оживает летом и стагнирует зимой.
Если же цели у бизнесмена более амбициозные, нужно открывать полноценное производство со складом и сушкой. Правда, стартовые инвестиции во втором случае нужны уже серьёзные. Следует разработать подробный бизнес план столярного цеха с расчетами и проектом на самом первом этапе. Выполним эту работу под силу опытным консалтинговым компаниям, которые способны просчитать оптимальный бизнес процесс.
«Чаще всего открывают небольшие мастерские в подвалах или гаражах пенсионеры или люди после 40 лет. Благо, что звуко- и теплоизоляционные материалы позволяют это. Главное, не надо платить за аренду, – поделился своими наблюдениями Андрей Сивов. – Столярный цех с несколькими десятками рабочих – это серьезный бизнес с многомиллионными капиталовложениями. На это дело идут самые отчаянные начинающие бизнесмены, которые уверены в крупных и стабильных заказах».
Персонал
Полноценный столярный цех правильнее было бы отнести к среднему бизнесу. Его открытие оправдывает себя только тогда, когда можно организовать поточное производство, например, оконных блоков или дверей. Однако крупные застройщики по технологическим причинам предпочитают пластиковые окна и фабричные двери, несмотря на растущую популярность дерева. Хотя работа на дому упрощает столярный бизнес, известны успешные примеры, когда в небольших столярных цехах трудились 5-6 человек. При этом предприниматель сосредотачивался на работе с договорами и поиске заказов. Для столярного производства понадобятся такие работники:
Сотрудник |
Количество |
Оклад |
Директор |
1 |
50 000 рублей |
Технолог |
1 |
40 000 рублей |
Мастер цеха |
1 |
35 000 рублей |
Оператор станка ЧПУ |
2 |
25 000 рублей |
Столяр |
3 |
30 000 рублей |
Подмастерье (и чернорабочие) |
5 |
20 000 рублей |
Фонд оплаты труда тянет на 375 тыс. рублей. Если прибавить НДФЛ, отчисления в пенсионный фонд и другие налоги, то необходимо иметь 500 000 рублей только на один месяц работы, тогда как выход на проектную мощность может растянуться на полгода.
Если же ориентироваться на столярные рынки одноразовых подрядов, которые есть в любом населенном пункте, разумно начинать в одиночку. Тогда при старте на фонд з/п можно ничего не закладывать: сколько заработал – столько и получил.
Оборудование столярной мастерской
Для качественной деревообработки необходимо купить влагомер древесины. Это позволит приобретать материал с требуемым по ГОСТ 24700-99 содержанием влаги и уйти от пожароопасной сушки. Такие приборы калиброваны для разных пород дерева: березы, сосны, бука. Карманные модели можно приобрести за 1 тыс. рублей, более качественные влагомеры стоят порядка 10 тыс. рублей.
Само собой, потребуется ручной и электрический инструмент. Его стоимость для мастерской с 3 столярами может достичь 50-70 тысяч рублей. О том, что нужно купить, хорошо расписано в «Столярном деле» Г. Кулебакина.
Понадобятся также станки, или хотя бы один комбинированный агрегат, который имеет пильный участок, узел для фугования, узел рейсмусования, участок фрезерования и шипорезную каретку. Машина не занимает много места, оптимальна для небольшого помещения, имеет относительно невысокий ценник от 220 тысяч рублей. Плюс хорошо бы заказать фрезерный станок для дерева с ЧПУ, но нужно учитывать, что хорошая модель продается за 500 тысяч и выше.
Под оснащение необходимым оборудованием небольшой столярки с 3 работниками нужно зарезервировать 300 тыс. рублей.
Реклама
Чтобы появились клиенты, хозяину столярной мастерской, даже если он работает в одиночку, необходимо уделять время и деньги рекламе. Иначе потенциальные покупатели просто не узнают об услугах. Вряд ли помогут промоутеры, раздающиеся рекламные листовки. Проще и эффективнее заявить о себе в электронных СМИ. В каждом городе или в населенном пункте есть портал местной администрации, где сформирована рубрика для бесплатных объявлений. Эффективнее всего реклама на базах стройматериалов. У входа в строймаркет или на лесобазу следует арендовать несколько квадратных метров для стенда. На стенде разместить свои изделия. Тогда можно ожидать появления звонков уже через несколько дней.
Общие затраты и срок окупаемости
Для мастерской, которую в своем гараже открыл мастер-одиночка, потребуется от 100 до 400 тыс. рублей, в зависимости от типа закупаемого оборудования. Сюда войдут расходы на рекламу. Небольшой объём стартовых затрат предопределяет интерес к этому бизнесу.
Если арендовать помещение в производственном комплексе, необходимо учитывать еще как минимум трехмесячную оплату за «квадраты», а также платежи за коммунальные услуги и охрану. То есть нужно дополнительно прибавить 120 тысяч рублей. Если собираетесь нанять 2-х помощников, следует увеличить стартовые инвестиции еще на 100 тыс. рублей.
Столярные изделия, как правило, продаются с большой добавленной стоимостью — порядка 40%. При удачном старте вложения окупятся за один теплый сезон — то есть за 6-7 месяцев.
В отношении крупного столярного цеха ситуация выглядит иначе. Срок окупаемости зависит от размера бизнеса: чем больше производство, тем дальше от старта точка безубыточности – но и доход выше. Приведем в таблице примерные ориентиры:
Формат |
Сумма инвестиций |
Срок окупаемости |
Площадь зала |
Расчетный доход владельца |
Мастерская «одиночки» |
100-200 тысяч рублей |
6 месяцев |
30 кв. метров |
20-40 тысяч рублей в месяц |
Столярный цех |
2-4 миллиона рублей |
До 2 год |
500-700 кв. метров |
до 250 тысяч рублей в месяц |
Как открыть столярную мастерскую: пошаговый план
Поскольку большинство предпринимателей начинает в одиночку или с родственниками (например, с сыном или с братом), именно для такого формата и напишем последовательность действий по открытию столярки:
- Зарегистрироваться в качестве ИП, если планируется нанять не больше 2 помощников, или в качестве ООО для открытия столярного цеха с несколькими десятками рабочих.
- Найти место для столярной мастерской. Если выбран гараж или подвал дома, провести мероприятия по противопожарной безопасности в соответствии с законом. Если принято решение арендовать помещение, заключить соответствующий договор.
- Закупить и установить оборудование. Дерево логично приобретать под конкретный заказ.
- Изготовить образцы товаров и разместить их в качестве рекламы в строймаркетах и на лесобазах. Рассказать о себе в местных электронных СМИ. Так удастся найти клиентов.
Риски бизнеса
Хоть во многих статьях в Рунете и говорится, что столярная мастерская как бизнес обречена на успех, в реальности это далеко не так. В сети можно найти объявления о продаже почти новых деревообрабатывающих станков, причем от первых хозяев. Причина: «в связи с отсутствием спроса». Что бы ни говорили экологи, пластиковые окна и двери из ПВХ доминируют на рынке.
Для столярного бизнеса характерна сезонность. Оконные блоки, лестничные марши и садовые беседки обычно востребованы летом. Главные риски бизнес на столярных мастерских заключаются в слабом рынке заказов и в сильной конкуренции со стороны крупных игроков.
Заключение
Небольшая столярная мастерская, открытая на своих «квадратных метрах», имеет отличные шансы на выживание, несмотря на засилье пластиковых окон, фабричных дверей и готовых лестниц. «Молодому» и полному сил пенсионеру это дело и впрямь может принести хорошую надбавку к пенсии.
На чтение 7 мин Просмотров 10.6к. Опубликовано 26.03.2020
Обновлено 02.04.2020
Содержание
- Столярка как бизнес — плюсы и минусы
- Сколько можно заработать на столярном производстве
- Сколько понадобится денег для открытия столярного бизнеса
- Рентабельность столярной мастерской
- С чего начать открытие столярной мастерской
- Необходимое оборудование для открытия столярной мастерской
- Как подбирать персонал
- Какую продукцию и услуги будет производить столярный цех
- Производственный план
- Как рекламировать столярную мастерскую
- Как организовать сбыт готовой продукции
- Оформление документов
- Система налогообложения и ОКВЭД
- Регистрация и разрешения
Столярный бизнес никогда не утратит свою актуальность. Деревянные изделия всегда остаются в моде. Если подойти к делу грамотно, можно рассчитывать на стабильную прибыль. Организовать процесс запуска проекта с нуля поможет бизнес-план. Что включает в себя пошаговое руководство начинающего предпринимателя — рассмотрим в данной статье.
Стартовые вложения, руб | Выручка в месяц, руб | Чистая прибыль, руб | Срок окупаемости |
от 300 000 | от 300 000 | от 80 000 | 6 — 12 мес. |
Столярка как бизнес — плюсы и минусы
Тем, кто только пробует себя в роли владельца столярной фирмы, полезно знать заранее, какие преимущества и недостатки сулит мастерская.
Плюсы проекта:
- можно запустить бизнес в гараже и не тратить средства на аренду;
- деревянные изделия всегда в цене и имеют спрос;
- чтобы начать дело, потребуется минимум инструментов. Новое оборудование покупают постепенно — по мере развития бизнеса;
- широкий ассортиментный ряд — от стандартных изделий до уникальных заказов. Это помогает преодолеть конкуренцию.
Недостатки:
- столярная мастерская — это пассивный доход;
- без наемных работников выйти на массовое производство и стабильную прибыль не получится;
- порог конкуренции в данной сфере один из высоких — чтобы не обанкротиться, нужно найти свое преимущество. Устоять перед крупными мебельными предприятиями сложно;
- клиентская база формируется медленно, а реклама стоит дорого;
- труд связан с опасностью производственного травматизма;
- сырьевой ресурс стоит дорого, что увеличивает себестоимость продукта. В таких условиях сложно вести гибкую ценовую политику.
Сколько можно заработать на столярном производстве
Какой будет прибыль — зависит от формата производства, знания внутреннего рынка, грамотной рекламной политики. Если удастся наладить постоянные каналы сбыта, окупить проект можно в первые 8-10 месяцев работы. Средний размер чистой прибыли в месяц составит порядка 120 тысяч рублей.
Сколько понадобится денег для открытия столярного бизнеса
Чтобы оценить экономическую эффективность проекта, нужно понимать, какими будут инвестиции.
Для запуска цеха с нуля, потребуется полмиллиона рублей. Основная статья расходов — оборудование.
Пример сметы затрат на открытие столярного цеха:
- аренда помещения — 25 000 рублей;
- оборудование и инструменты — 250 000;
- сырье на первый месяц работы — 50 000;
- коммунальные платежи — 5 000;
- фонд заработной платы — 120 000;
- реклама на старте — 50 000;
- текущие расходы на продвижение — 10 000 в месяц.
Рентабельность столярной мастерской
Столярное дело сложно назвать высокорентабельным бизнесом. Этот показатель привязан к следующим факторам:
- эффективность рекламы;
- индивидуальность изделий;
- порог конкуренции в регионе.
Если говорить о средних цифрах, уровень рентабельности в столярном бизнесе составляет 10-15%.
С чего начать открытие столярной мастерской
Бизнес-план запуска столярной мастерской начинается с аналитики рынка. Изучите спрос, посетите магазины. Выясните, на какие товары есть дефицит, продумайте, как сможете удовлетворить потребности клиентов.
Особое внимание уделите конкурентам. Изучите их работу, выявите слабые места. Найдите свое конкурентное преимущество, которое выделит вас среди аналоговых компаний.
Определите потенциального клиента, направляйте рычаги рекламы на конкретную аудиторию.
Необходимое оборудование для открытия столярной мастерской
Какие инструменты и оборудование потребуются — зависит от формата бизнеса.
Базовый комплект ручного инструмента:
- ответки;
- киянки;
- стамески;
- пилы;
- тиски;
- струбцины.
Электроинструмент:
- лобзик;
- шлифовальный аппарат;
- шуруповерт;
- дрель.
Для изготовления сложных и габаритных изделий нужны:
- токарный и шлифовальный станок;
- краскопульт;
- компрессор;
- циркулярка;
- рейсмус.
Удешевить затраты можно, если приобрести не новое оборудование.
Как подбирать персонал
К выбору штата сотрудников подходят ответственно. Репутация компании имеет прямую связь с качеством их труда. Принимайте на работу тех кандидатов, у кого есть профильное образование и опыт работы по специальности.
Чтобы цех функционировал полноценно и без перебоев, потребуется:
- технолог производства — будет контролировать процесс, участвовать в его организации;
- столяр — 2 человека;
- помощник столяра — 2 человека. Они возьмут на себя мелкие операции, собирать готовые изделия. Их труд оценивается дешевле, чем услуги столяра;
- разнорабочие — 2-3 человека. Их обязанности: упаковать товар, убрать зал, выполнить погрузку-разгрузку;
- менеджер по продажам;
- бухгалтер — альтернатива — соглашение с компанией на аутсорсинг.
На штатное расписание в смету расходов закладывают 120 000 — 140 000 рублей каждый месяц.
Обратите внимание! На этапе раскрутки проекта можно взять часть операций на себя или работать в одну смену. Это сократит затраты на фонд заработной платы.По мере появления заказов проводит дополнительный набор персонала.
Какую продукцию и услуги будет производить столярный цех
Небольшое столярное предприятие может изготовить:
- предметы домашнего интерьера — лестницы, двери, окна, рамки, отделочные панели;
- элементы декора — деревянные перегородки, ширмы, колонны;
- строительные материалы — паркет, брус;
- загородный интерьер — скамейки, беседки;
- мебель;
- мелкие аксессуары — сувениры, игрушки, изделия для бани.
В зависимости от материала, это будут бюджетные товары или эксклюзивные изделия. При небольшом производстве лучше работать с индивидуальными заказами. Авторские решения стоят в 3-4 раза дороже серийных моделей. Главное — иметь мастера высокого класса.
Производственный план
Чтобы разместить цех по изготовлению изделий из дерева, необходимо арендовать помещение площадью не менее 150 квадратных метров.
Планировка столярной мастерской:
- производственный цех — 75-80 квадратов;
- склад №1 — хранение древесины;
- склад №2 — готовая продукция;
- комната для персонала;
- санузел, душевая.
Требования к помещению:
- водопровод;
- система отопления;
- электричество;
- канализация;
- система вентиляции.
Помещение должно быть сухим — дерево легко впитывает влагу. Свойства материала портятся. Температурный режим — 18-22 градуса.
Важную роль играет освещение цеха. Окна должны занимать не менее четверти всей площади. Если планируется выпуск дверей или окон, учитывайте высоту потолков. Минимум — 4 метра.
Совет! Выбирайте место вдали от жилых помещений и центра — так вы сэкономите на аренде и не нарушите санитарные нормы.
Как рекламировать столярную мастерскую
Заявить о себе и найти новых клиентов поможет грамотная рекламная компания. Эфффективные способы продвижения товара ил услуги:
- подать бесплатное объявление на региональном сайте администрации;
- расклеить объявления на оптовых базах строительных материалов;
- установить рекламный стенд возле супермаркета, торгового центра;
- создать свой сайт в интернете — наполнить страницу каталогом изделий, прайс-листом, полезными статьями по теме. Предусмотрите возможность сделать заказ непосредственно с сайта;
- раздача листовок и визиток — данный способ продвижения услуги нельзя назвать эффективным. Как основной способ рекламы использовать его нецелесообразно, а как дополнительный — вполне. Преимущество способа — низкая стоимость в сравнении с другими методами маркетинга.
Как организовать сбыт готовой продукции
Продавать изделия из дерева можно следующими способами:
- принимать участие в ярмарках;
- делать поставки в строительные магазины;
- открыть собственную торговую точку;
- реализовывать изделия прямо из цеха;
- размещать объявления на тематических сайтах;
- создать собственный интернет-магазин;
- продавать в социальных сетях.
Оформление документов
Чтобы зарегистрировать фирму, следует обратиться в налоговую службу по месту юридического адреса объекта.
Пакет документов для оформления ИП:
- паспорт — оригинал и копия всех страниц;
- ИНН — при наличии;
- письменное заявление установленного образца Р21001;
- чек о перечислении пошлины — 800 руб.;
- заявление о форме налогообложении.
Документы для ООО:
- заявление о регистрации, образец Р11001;
- паспорта тех, кто станет учредителями, плюс — копии всех страниц;
- квитанция об оплате пошлины;
- протокол заседания учредителей. Если учредитель одно лицо — его решение об образовании ООО;
- устав организации;
- заявление на форму налогообложения, которую выбрал учредитель.
Система налогообложения и ОКВЭД
В качестве формы налогообложения выбирайте УСН — со ставкой 6% от оборота. Альтернатива — 15% от разницы между доходом и расходом.
При регистрации указывайте код деятельности ОКВЭД 16.23.
Регистрация и разрешения
В качестве формы деятельност выбирают ИП или ООО. Каждая имеет свои достоинства и недостатки.
Преимущества регистракции ИП:
- не нужен уставной капитал;
- можно обойтись без наемного труда;
- меньше отчетов и бухгалтерских документов;
- прибылью владелец распоряжается сам;
Если регистрировать ООО:
- потребуется гарантийное сопровождение — уставной капитал;
- если бизнес прекратит деятельность, пенсионный и страховой сбор не уплачивается;
- учредителями могут быть сразу несколько человек.
Чтобы заниматься обработкой древесины, лицензию оформлять не нужно. Если планируете изготовление товаров детской группы, например, игрушек, потребуется спецификация.
Инвестиции в столярное производство подойдут тем, кто имеет практический опыт работы в данной сфере. Высокое качество изделий, налаженный сервис, постоянные клиенты сделают проект эффективным, а прибыль — стабильной. Минимизировать потенциальные риски поможет грамотный бизнес-план и эффективная рекламная компания.
Читайте также про баню на колесах как бизнес