Отказ в предоставлении информации управляющей компанией

Информация устарела. Актуальная на апрель 2022 года статья –по ссылке.

Вчера мы рассказали, какие сведения управляющие организации должны предоставлять собственникам. Это информация, указанная в договоре управления МКД и перечисленная в Стандарте раскрытия информации.

Но что делать, если к вам поступают нетипичные просьбы, на которые вроде бы и отказать невежливо. Разбираемся, какие данные управляющие организации не обязаны предоставлять собственникам. И ничего им за это не будет.

Какие сведения УО обязана предоставить собственникам

Какие сведения УО обязана предоставить собственникам

Дайте мне протокол ОСС

Управляющая организация провела общее собрание собственников и теперь в течение 10 дней должна уведомить каждого собственника о принятых решениях, разместить протокол ОСС в ГИС ЖКХ, отправить оригинал в ГЖИ.

Уведомить собственников можно одним из следующих способов:

  • разместить результаты ОСС на информационном стенде,
  • донести решение собрания до каждого собственника под подпись,
  • назначить место и время для ознакомления собственников с протоколом и решениями собрания.

То есть можно поступить точно так же, как это обычно делается с материалами повестки дня ОСС – назначаются адрес и время, когда каждый собственник может прийти и ознакомиться с документами.

Иногда этого собственникам мало, они просят предоставить им копии протокола и решений каждому лично в руки. Вы не можете отказать, но можете сделать копии за отдельную плату. Всё же в офисе у вас не стоит копировальный аппарат с бесплатными чернилами и безлимитной бумагой.

Не собственнику помещения в данном МКД предоставлять протокол ОСС не нужно.

Хочу копию документа

Разберитесь, кто у вас просит документ. Управляющие организации раскрывают информацию по формам Минстроя РФ по письменному запросу потребителя (п. 21 ПП РФ № 731). Потребители – физические и юридические лица, являющиеся собственниками (нанимателями) помещений в МКД (п. 6 ПП РФ № 731).

Делаем вывод: просить у управляющей компании предоставить определённую информацию могут только собственники или наниматели жилых помещений. Другим жителям МКД управляющая компании имеет право отказать в выдаче документов.

При этом ничьи права УО не нарушает: для неограниченного круга лиц информация о деятельности компании представлена на её официальном сайте, на информационных стендах в офисах управляющих компаний и досках объявлений в подъездах МКД. Потребители не могут требовать с УО оригиналов или копий документов, не перечисленных в Стандарте раскрытия информации, если иное не указано в договоре управления МКД.

Уточните, какие документы хочет получить потребитель.

Проверьте, чтобы запрос соответствовал перечню из Стандарта раскрытия информации и № 152-ФЗ. Помните, что, согласно ст. 19 № 152-ФЗ, УО имеет право защищать персональные данные.

Поэтому ознакомление потребителя с документацией управляющей организации можно зарегистрировать в специальном журнале, снять на фото или видео, чтобы у потребителя не было возможности похитить, уничтожить или испортить оригиналы документов.

Стандарт раскрытия информации говорит, что УО должна предоставлять собственникам информацию о финансово-хозяйственной деятельности. Но вот копии таких документов направлять не обязана. Об этом есть апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 № 33-7126/2014.

Управляющая организация может сделать копии и отправить их собственнику, но за деньги – установить фиксированную плату для снятия копий с оригиналов документов.

Как УК правильно оформить информационный стенд

Расскажите о себестоимости работ

Вы провели ремонтные работы в доме, председатель Совета МКД или уполномоченное ОСС лицо не хотят подписывать акт приёмки выполненных работ и требуют предоставить им данные о цене материалов и себестоимости работ.

Если иное не предусмотрено договором управления, управляющая организация может отказать в такой просьбе, потому что потребитель не может проверять стоимость выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на стройматериалы, указанные в акте.

Потребитель может следить за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдение сроков, качеством материалов (ст. 748 ГК РФ, ПП РФ № 491). Но даже на этом этапе не имеет права требовать информации о стоимости материалов.

В акте приёмки выполненных работ указывается фактическая стоимость работ. Эту информацию собственники и потребители ЖКУ могут посмотреть на сайте УО, портале Реформа ЖКХ и в ГИС ЖХ. В печатном виде данные УО представляет на информационных стендах в офисе и на досках объявлений в подъездах МКД.

Запоминаем: собственники не могут принудить управляющую организацию предоставить им по запросу желаемую информацию, если иное не предусмотрено в договоре управления.

Скажите-ка, сколько получает ваш бухгалтер

По правилам этикета задавать вопросы о заработной плате невежливо. Но кого это обычно останавливает. Собственники помещений МКД требуют рассказать им, сколько получают сотрудники УО, и показать штатное расписание.

Штатное расписание – это локальный нормативный акт УО, который определяет трудовой функции работников и  «вилки» должностных окладов.

Согласно постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 штатное расписание нужно для оформления структуры, численности и состава штата организации в соответствии с ее Уставом. Для штатного расписания есть унифицированная форма № Т-3. Она не обязательна для применения, носит рекомендательный характер, поэтому управляющая организация или ТСЖ может разработать свою форму штатного расписания.

В трудовом договоре указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием (ст. 57 ТК РФ). Работодатель не обязан при приёме на работу знакомить работника со штатным расписанием (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1).

В очередной раз напомним, что УО раскрывает информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации (п. 10 ст. 161 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень информации для раскрытия представлен в п. 3 Стандарта.

Если в договоре управления МКД или уставе ТСЖ (ТСН, ЖСК) не указана обязанность представлять по запросам собственников дополнительные документы к тем, которые прописаны в Стандарте, на запрос потребителя можно ответить отказом.

Стандарт раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731 - последняя редакция от 27.09.2014)

Стандарт раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731 — последняя редакция от 27.09.2014)

Мне нужен мобильный телефон вашего сотрудника

Не такой жёсткий запрос, как в случае с заработной платой сотрудников УО, но тоже неприятный. Согласно пп. «а» п. 3 Стандарта управляющая организация раскрывает общую информацию о себе, в том числе рабочие номера телефонов. Эти данные можно найти на информационных стендах в подъезде МКД и офисе компании, на её официальном сайте, в ГИС ЖКХ и Реформе ЖКХ, если УО из Севастополя, Москвы или Санкт-Петербурга.

Таких сведений вполне достаточно, чтобы связаться с нужным специалистом. На просьбы дать мобильный номер бухгалтера, электрика или директора можете отвечать отказом, если только этот мобильный номер не рабочий или сотрудник сам не против пообщаться с жителями.

Причина: это персональные данные сотрудника, они охраняются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», управляющая организация не имеет права их разглашать.

Что делать с персональными данными в протоколе ОСС для ГИС ЖКХ

Что делать с персональными данными в протоколе ОСС для ГИС ЖКХ

Что нужно запомнить

Запомните эти нехитрые правила, чтобы не сомневаться, должны вы или нет предоставлять собственникам запрашиваемую информацию.

  1. Управляющие организации предоставляют потребителям информацию, предусмотренную Стандартом раскрытия информации и договором управления МКД.
  2. Если потребитель запрашивает у УО данные, не указанные в перечисленных документах, она имеет право ему отказать.
  3. Предоставления информации у УО может требовать только собственник помещения в МКД.
  4. Сведения для неограниченного круга лиц представлены на информационных стендах в подъездах МКД и офисе компании, на официальном сайте УО, в Реформе ЖКХ и открытой части ГИС ЖКХ.
  5. Законодательство не предусматривает, что УО должна заверять оригиналы и копии документов.
  6. УО не обязана предоставлять потребителям личные данные своих сотрудников: номера мобильных телефонов, сведения о заработной плате.
  7. УО не должны делать копии документов для потребителей за свой счёт, можно установить в договоре фиксированную плату.
  8. Если потребитель хочет ознакомиться с документацией УО, она имеет право зарегистрировать его в специальном журнале, снять на фото или видео, чтобы у потребителя не было возможности похитить, уничтожить или испортить оригиналы документов.

Организуйте и проведите юридически грамотное общее собрание собственников помещений в МКД с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает.

Об ответственности управляющей компании за непредоставление информации о деятельности


12 февраля 2020 года, 9:00

Обращалась в управляющую компанию с запросом о предоставлении информации о работах, осуществляемых в нашем доме. Информацию мне не предоставляют. Есть ли ответственность за это и куда можно обратиться?

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме договор управления заключается с каждым собственником помещения в таком доме на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется:

  • выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом;
  • оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;
  • предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам;
  • обеспечить готовность инженерных систем;
  • осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также порядок осуществления контроля над выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом одинаковы для всех собственников помещений в таком доме.

В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ):

  • об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;
  • о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами);
  • об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ;
  • о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг и др.

Порядок подачи запросов, а также порядок и сроки рассмотрения таких запросов различаются в зависимости от информации, которая запрашивается, и регламентируются Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 35 Правил запрос (обращение) может быть направлен:

  • посредством почтового отправления;
  • электронным сообщением на адрес электронной почты управляющей организации;
  • ГИС ЖКХ;
  • с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом;
  • а также высказан устно, в том числе на приеме.

Следует отметить, что официальный ответ должен быть направлен по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Перечень информации и сроки ее предоставления управляющими организациями по запросам (обращениям) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме установлены пунктами 31, 34 и 36 Правил.

Так, в соответствии с пунктами 31, 34 Правил информация, размещаемая в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ), должна быть предоставлена в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения).

В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, раскрыта в необходимом объеме, а также является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место ее размещения. Указанное сообщение направляется также в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения).

Следует отметить, что срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31 и 34 Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией соответствующего запроса (обращения).

Ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрена частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • для должностных лиц — административный штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
  • для юридических лиц — административный штраф от 150 000 до 250 000 рублей.

В городе Омске протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять должностные лица Государственной жилищной инспекции Омской области (ул. Булатова, 68; телефон (381-2) 69-37-28; электронная почта: gji@omskportal.ru).

Следует обратить внимание, что в соответствии с требованиями части 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года обязана представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, а также размещать указанный отчет в ГИС ЖКХ.

Необходимо отметить, что частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В соответствии с требованиями части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации:

  • об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;
  • об оказываемых услугах;
  • о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости;
  • о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в ГИС ЖКХ.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 114/пр от 29 февраля 2016 года.

За неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

В городе Омске протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также уполномочены составлять должностные лица Государственной жилищной инспекции Омской области.

Консультант отдела правового обеспечения департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска С.Г. Лапунова.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Управляющая организация предоставляет информацию собственникам

Управляющая организация предоставляет информацию собственникам

Подборка наиболее важных документов по запросу Управляющая организация предоставляет информацию собственникам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Требования, изложенные в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и в п. 34 раздела VIII названных правил, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления взаимодействия такой организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, не являются лицензионными.

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)2. Органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Очень часто жители многоквартирных домов, заключившие договор с управляющей компанией, жалуются на то, что не понимают откуда взялись те или иные цифры в их квитанциях или сколько в реальности тратит денег их управляющая компания.

Представляем разъяснения о том, какую информацию Управляющая компания должна доводить до сведения жильцов.

Управляющая компания обязана предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;

адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации;

информация о Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.№354;

сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением  Правил;

Управляющая организация ежегодно, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (ч.11 ст.162 Жилищного кодекса РФ).

В случае отказа в предоставление информации, Вы можете обжаловать бездействие вашей компании либо в Жилищную инспекцию, так как именно она осуществляет надзор за соблюдением стандарта раскрытия информации либо в Прокуратуру. Обращаться только в письменном виде!

В случае неудовлетворения ваших требований обратится в суд.

В соответствии со статьей 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, перед обращением с иском в Суд стороны договора должны соблюсти досудебный порядок разрешения спора (претензия), если такой порядок предусмотрен договором. Таким образом, в случае если в Договоре управления многоквартирным домом прописан порядок направления претензии на действия сторон, то собственник, перед обращением в Суд обязан, заявить такую претензию Управляющей компании.

Срок рассмотрения такой претензии может быть указан в договоре, либо если он не определяется договором управления многоквартирным домом, то Собственник вправе требовать рассмотрения претензии в трехдневный срок или самостоятельно назначить иной разумный срок рассмотрения его претензии.

Претензия составляется так же в свободной форме, аналогичной форме запроса.

Собственники имеют право знакомиться с некоторыми документами и информацией, относящимися к управлению их домом. Однако бывают случаи, когда управляющие организации отказывают в ознакомлении, после чего вместе с жителями решают разногласия уже в суде. В этом обобщении приведены примеры из практики, где суды признавали законными отказы лиц, которые управляют домом. По части дел суды частично удовлетворяли требования жителей, но так как статья про отказы, то из решений взяты именно причины отказов в предоставлении сведений или документов.

Закон не обязывает знакомить с запрошенной информацией или предоставлять указанные собственником документы.

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2020 № 88 – 4103/2020

Собственник хотел обязать управляющую организацию предоставить первичные учетные документы, штатное расписание вместе с размером заработной платы сотрудников, должностные инструкции, договоры, соглашения с компаниями, оказывающими услуги по обслуживанию общего имущества дома. Суд отказал, так как закон не предусматривает обязанность управляющей компании знакомить с такими документами.

Апелляционное определение Пензенского областного суда от 12.03.2019 по делу № 33 – 895/2019

Отказывая потребителю, суд указал, что законом на управляющую организацию обязанность по раскрытию информации возложена лишь в определённом объеме. Так как требовать сверх предусмотренного законом – неправильно, то «требование о раскрытии информации в виде регистрации заявок аварийно-диспетчерской службой об отсутствии горячего водоснабжения нельзя признать правомерным».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.04.2020 по делу № 33 – 6954/2020

Суд посчитал необоснованными требования собственника о предоставлении суточных и часовых ведомостей общедомовых узлов учета тепловой энергии и теплоносителя; программы производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды; результаты лабораторных испытаний холодной и горячей воды. Суд указал:

  • «право потребителя жилищно-коммунальных услуг на информацию о работе хозяйствующего общества в сфере управления многоквартирными домами не является безграничным и безусловным и не должно создавать препятствия для повышения качества, эффективности и производительности такого управления»,
  • «потребитель вправе требовать направления ему той информации, предоставление которой является обязанностью исполнителя», 
  • «само по себе наличие у ответчика информации о времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах; давлении в подающем и обратном трубопроводах; температуре теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах не указывает на то, что эту информацию управляющая организация в обязательном порядке должна доводить до каждого из потребителей»,
  • «в гражданском деле не рассматриваются требования о некачественности оказанной коммунальной услуги, вследствие чего исковые требования о необходимости предоставления посуточных и почасовых сведений о работе узлов учета тепловой энергии и теплоносителя не могут быть признаны обоснованными и направленными на защиту и восстановление нарушенных прав».

Вся информация размещена на сайте управляющей организации или в ГИС ЖКХ.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16.04.2019 по делу № 33 – 4485/2019

Собственникам отказано в удовлетворении требований о защите прав потребителя. В ходе судебного разбирательства суд изучил сайт управляющей организации и пришёл к выводу, что «вся необходимая и актуальная информация в целом размещена управляющей организацией в открытом доступе»

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2020 по делу № 88 – 10199/2020, 2 – 600/2019

Суд также поддержал управляющую организацию, так как запрошенная информация о ценах и тарифах была размещена на официальном сайте.

Собственнику не отказывали в предоставлении информации

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 12.03.2019 по делу № 33 – 2698/2019

Суд отказал в части предоставления актов, иных бухгалтерских документов, обосновывающих фактическую стоимость услуг содержания общего имущества в многоквартирном доме и земельного участка.

Судебные инстанции указали, что утверждения истца об отказе в ознакомлении с документами не подтверждаются материалами дела, «поскольку письмом истец был проинформирован о наличии договорных отношений с организациями, являющимися непосредственными исполнителями услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома и земельного участка, с такими договорами и подписанными к ним актами истец имел возможность ознакомиться непосредственно в офисе управляющей компании».

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2020 по делу № 88 – 11807/2020

Собственник просил ознакомиться с протоколами учредительных собраний ТСН, протоколами всех остальных собраний, протоколов всех заседаний правления и другими документами. На заявления собственника председатель дал письменные ответы, которые в присутствии комиссии были положены в почтовый ящик жителя. В этих ответах были указаны адрес и время, когда заявитель может ознакомиться с запрашиваемыми документами в помещении правления, а также предоставлены сведения о сайте ГИС ЖКХ, где размещена информация, касающаяся управления домом.

Суд отметил, что право истца на ознакомление с документами не нарушено, поэтому не стал обязывать товарищество предоставлять какие-либо документы для ознакомления.

Собственник не доказал факт обращения за предоставлением информации.

Апелляционное определение Московского городского суда от 24.05.2019 по делу № 33 – 20870/2019

Первая инстанция сначала удовлетворила заявление собственника, однако Мосгорсуд отменил решение и отказал жителю: «Требование истца в адрес правления ТСЖ с отметкой о получении, приобщенное к материалам дела, не подтверждает его получение ответчиком, поскольку на нем отсутствуют сведения о получателе, его должности, а ответчик не признает факт его получения. Объяснения свидетеля не могут служить доказательством обращения истца к ответчику с указанным требованием, поскольку свидетель не смог подтвердить, по какому адресу отвозил требование, когда, кому его вручил».

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 28.11.2019 по делу № 33 – 12738/2019

Из-за отсутствия описи вложений суд посчитал невозможным достоверно установить, что почтой была направлена именно та претензия, которую собственник использовал для обоснования своих требований: «истец не представил доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что в почтовое отправление, представленное истцом, вложена именно претензия и именно с тем содержанием, которая была представлена суду в копии, учитывая, что опись вложения в соответствующее письмо отсутствует».

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2020 № 88 – 2133/2020

Снова отказали из-за отсутствия доказательств обращения собственника с запросом: «представленное истцом в материалы дела заявление не содержит отметки о получении ответчиком обращения, факт направления заявления по почте не подтверждён, а доводы представителя истца о неоднократных устных обращениях к ответчику суды сочли голословными, не подтверждёнными доказательствами».

Собственник просит выдать ему копии документов, а не просто ознакомить с ними

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.07.2019 № 33 – 17503/2019

Суд посчитал необоснованным требование жителя о предоставлении заверенных копий документов, поскольку закон обязывает организации предоставлять информацию и документы для ознакомления, но не обязывает выдавать целые копии документов.

В частности, собственник просил (список неполный): товаротранспортные накладные; счета-фактуры; отчет третьих лиц об исполнении договоров и проведении расчетов; выписки по расчетному счету, подтверждающие факт несения расходов по договорам с третьими лицами; сведения, с приложением подтверждающих документов и расчетов о расходах водопотребления холодной и горячей воды на общедомовые нужды, с указанием точек водоразбора, их технических характеристик, расположения и количества штук, а также графика использования этих точек водоразбора помесячно.

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.07.2020 № 88 – 8073/2020

Жительница требовала (среди прочего) заверенные копии договоров с ресурсоснабжающими и подрядными организациями, акты по этим договорам, множество сведений, размещенных в ГИС ЖКХ. Поддерживая отказ в удовлетворении требований, суд указал:

«Ссылки кассатора на положения пунктов 34, 35, 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на правильность выводов суда апелляционной инстанции не влияют, поскольку не предусматривают обязанность управляющей организации по предоставлению информации в истребуемом истцом виде и объёме, и должны толковаться с учётом требований о раскрытии информации в соответствии со статьёй 161 Жилищного кодекса РФ, Составом, сроками и периодичностью размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ».

Бонус.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2019 № Ф05 – 18496/2019 по делу № А40 – 308383/2018

Собственник нежилых помещений запросил в товариществе копии учредительных документов, протоколов общих собраний членов товарищества и собственников, протоколов заседаний правления и ревизионной комиссии. Товарищество ответило ему, что запрошенные документы размещены на официальном сайте ГБУ «Жилищник Тверского района», которое управляет домом. Владельца помещения не устроил такой ответ, он обратился в суд, но тот ему отказал по нескольким причинам:

  • истец не предоставил надлежащих и бесспорных доказательств (протокол осмотра доказательств нотариусом) о том, что на официальном сайте ГБУ «Жилищник Тверского района» информация не раскрыта.
  • перечень документов в запросе истца не совпадает с перечнем документов, поименованном в иске.
  • управление домом осуществляется ГБУ «Жилищник района Тверской» на основании договора управления, поэтому нет оснований для удовлетворения исковых требований в части предоставления ТСЖ технической документации на дом и иных связанных с управлением данным домом документов.
  • обязанность по раскрытию информации лежит на ГБУ «Жилищник района Тверской», который не привлечён в качестве ответчика по спору.
  • у собственника есть право ознакомиться с документами, однако право на получение копий документов закон не предусматривает.
  • к своему иску собственник приложил копии Устава ТСЖ, свидетельства о государственной регистрации ТСЖ, в связи с чем он не доказал, как его право нарушено в части запроса этих документов.

Отдельно про стандарт раскрытия информации

Многие жители в обоснование своих требований ссылаются на Стандарт раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731). Он утратил силу с начала 2021 года. Стандарт был утверждён во исполнение конкретной нормы закона – ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Эта норма сейчас утратила силу. Вместо неё действует ч. 10.1 ст. 161.1 ЖК РФ про ГИС ЖКХ и размещение в ней кучи информации.

Подробнее состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ утверждены Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016. Именно в этом документе (в разделе 10) собственникам стоит начинать поиски того, что управляющая организация или товарищество должны размещать в ГИС ЖКХ, и потом уже проверять на этом сайте наличие интересующей информации.

Если всё же собственники обращаются с письменным запросом предоставления предусмотренной законом информации, то им стоит зафиксировать факт обращения и содержание своего заявления. Это удобно делать в той же ГИС ЖКХ, либо направлять письмом с описью вложений, либо вручать в офисе компании, получая на втором экземпляре отметку о получении обращения. В последнем случае отметку должна ставить не какая-то мимо проходившая уборщица, а уполномоченное лицо.

  • Дата
    03.12.2020

        Вопросы предоставления информации по запросам собственников часто вызывают много разногласий. Порой это связано с неуемным и неоправданным стремлением потребителя контролировать управляющую организацию путем необоснованного вмешательства в оперативно-хозяйственную и финансовую деятельность. В ситуации с «потребительским экстремизмом» многие собственники стремятся «замотать» управляющую организацию бесконечными запросами о предоставлении информации, обязанность раскрытия которой не следует из закона.

        Общие нормы о предоставлении информации: ГИС ЖКХ

        Ранее большой блок информации раскрывался на сайте «Реформа ЖКХ» https://www.reformagkh.ru/ на основе Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт № 731).

        На основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 № 1136 Стандарт № 731 признан утратившим силу с 1 января 2021 года. Таким образом, обязанности раскрытия информации на сайте «Реформа ЖКХ» для управляющих организаций больше нет.

        Отказ от Стандарта № 731 был связан с тем, что вся информация стала раскрываться на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

        С 21.07.2014 № 263-ФЗ в ст. 161 ЖК РФ был введен пункт 10.1, который установил, что управляющая организация на базе сайта ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/ обязана:

— обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;

— об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

-о порядке и об условиях оказания и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, об их стоимости;

— о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

        Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХданной информации определен Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

        Дополнительные требования ЖК РФ и стандарты Правил № 416

        В дополнение к требованиям п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ в 2018 году был дополнен Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Порядок № 416). Им было установлено, что если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе:

а) на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации;

б) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации;

г) на сайте ГИС ЖКХ (п. 31 Порядка № 416).

        Блок этой информации, подлежащий раскрытию, носит общеорганизационный характер (название управляющей организации, часы ее работы, лицензия, образцы документов, тарифы и пр.). Однако в случае изменения указанная информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения путем актуализации сведений.

        В случае управления многоквартирным домом ТСЖ, информация раскрывается только на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на сайте ГИС ЖКХ (п. 32 Порядка № 416).

        Кроме того, применительно к ТСЖ, в законе есть ст. 143.1 ЖК РФ, которая устанавливает права членов ТСЖ и иных собственников (не являющихся членами ТСЖ) на ознакомление с рядом документов, в числе которых:

1) устав ТСЖ, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов ТСЖ;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность, сметы доходов и расходов ТСЖ на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;

5) документы, подтверждающие права ТСЖ на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов ТСЖ, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ внутренние документы.

        Отказываем потребителю в предоставлении информации: опыт судебной практики

        Очень часто потребитель (особенно недобросовестный, стремящийся своими действиями принести вред управляющей организации) понимает закон так, что управляющая организация или ТСЖ обязаны ему предоставлять в письменном виде заверенную копию любого документа, который он запросит. Особенно на эту мысль его наводит абстрактная формулировка из п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ про предоставление сведений об «основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности».

        Здесь в своей работе мы должны исходить из следующего:

  1. «Обеспечить свободный доступ к информации» или «имеют право ознакомиться со следующими документами» – не равняется обязанности предоставления заверенных копий (или любых иных копий документов).

        Ранее в п. 17 Стандарта № 731 была норма о том, что если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, то управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Правомерность этой позиции подтвердил в своем решении Верховный Суд РФ от 12.04.2017 г. по делу № АКПИ17-80.

        Похожий вывод приведен в решении Алатырского районного суда Чувашской Республики от 21.01.2020 г. по делу № 2-22/2020 делается вывод о том, что обязанности раскрывать и представлять запрошенную истцом информацию, кроме той, которая была раскрыта в установленном порядке, действующее законодательство не предусматривает.

        Требование о предоставлении информации должно быть выполнимо. Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ раскрывать информацию на вывеске возле офиса ТСЖ. Поскольку офис у ТСЖ отсутствовал (по причине отсутствия денежных средств на его содержание), а судебное решение должно быть исполнимым, суд отказал истцу в удовлетворении его требований (решение Камышинского городского суда Волгоградского области от 03.12.2014 г. по делу № 2-2496/2014).

  1. Запрет на вмешательство в операционную и хозяйственную деятельность.

        Управляющая организация или ТСЖ – это юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Состав информации, подлежащий раскрытию, прямо установлен в законе. Ни на одно из этих видов юридических лиц не может быть принудительно возложена обязанность отчитываться за каждую конкретную финансовую операцию, направленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация – это коммерческая организация, которая занимается бизнесом. А внутри ТСЖ вопросы контроля отнесены на ревизионную комиссию, работающую в рамках полномочий в соответствии со ст. 150 ЖК РФ и уставом.

        Такой подход в работе с обращениями подтверждается судебной практикой.

        Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ предоставить ему все договоры за последние три года, а также первичную финансовую документацию. Суд отказал на том основании, что:

— нормы ЖК РФ не предусматривают обязанности ТСЖ по предоставлению для непосредственного ознакомления заявителем с документами операционно-хозяйственной деятельности;

— права истцов на обеспечение доступа к информации не нарушены, так как все истребуемые истцами документы не относятся к документам, которые ответчик обязан предоставлять для ознакомления, поскольку они не отнесены к бухгалтерской (финансовой) отчетности (решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15.02.2019 г. по делу №2-517/2019).

        В другом решении суд указал, что требования к ЖСК о выдаче договора, заключенного с адвокатом, документы по поводу строительства дополнительного жилого дома рядом с домом ЖК и платежных документов об оплате работ, и др. не относятся к документам финансовой деятельности кооператива, с которыми истец, как собственник жилого помещения, имеет право ознакомиться в соответствии с требованиями ст.143.1 ЖК РФ. Кроме того, суд делает вывод о том, что право на получение информации о деятельности товарищества не возлагает на ТСЖ обязанности по предоставлению собственнику копий документов (решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05.06.2018 г. по делу № 2-1859/2018).

  1. Соблюдение сроков ответа на запросы.

        Для лиц, которые не являются собственниками помещений в многоквартирном доме – срок ответа на запрос составляет 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения) (с правом продления ответа на запрос на такой же срок по уважительной причине) (п. 37 Порядка № 416).

        Для собственников или пользователя помещения в многоквартирном доме стандартный срок ответа – не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36 Порядка № 416).

        Ряд сведений раскрывается в срок от 1 до 3 дней, однако если эта информация ранее была раскрыта в установленном порядке, необходимо лишь следить за ее актуальностью и подсказывать заявителям, где они с ней могут ознакомиться самостоятельно(п. 34 Порядка № 416).

        Если заявителем не указано, как именно он хочет получить ответ, рекомендуется отправлять ответ заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы в дальнейшем избежать споров по факту и срокам ответа (хотя есть норма о том, что официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное). Кроме того, ответ на запрос может быть направлен на электронную почту заявителя, через ГИС ЖКХ, а также с нарочным самому собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме (либо через консьержа, если он есть) (п. 35 Порядка № 416).

        Любая управляющая домом организация должна быть заинтересована в раскрытии информации. Тогда споров с собственниками (опасающимися какого-либо утаивания) будет меньше. Но от недобросовестных собственников управляющая домом организация также должна быть защищена всеми способами, которые установлены в законе.

        Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Обязанность УО о предоставлении документации собственникам

ПИСЬМО МЕСЯЦА

Не все напоказ: какие документы вы не обязаны предоставлять собственникам

«Группа собственников в нашем доме пытается совершить рейдерский захват дома.

Они запрашивают у ТСЖ первичные документы бухучета: чеки на материалы, договоры, акты с подрядчиками.

Хотят показать, что мы якобы завышаем сметы, подписываем акты по невыполненным работам.

Расскажите, какие документы мы должны предъявить, а какие нет?»

На вопрос отвечает Мария Анестратенко, ведущий эксперт в сфере ЖКХ

Действительно, собственники помещений в МКД часто запрашивают документы, которые вы не обя-заны предъявлять.

В ответе мы рассмотрим обязанность по предоставлению информации в рамках финансово-хозяй-ственной деятельности, объем таких сведений и то, как суды мотивируют отказ в выдаче собственникам помещений излишне запрашиваемых документов.

Предоставление информации органам власти и надзорным инстанциям мы не рассматриваем.

 

Какую информацию о финансово-хозяйственной деятельности раскрывать обязательно

Вы обязаны раскрывать информацию, предусмотренную ч. 10 или ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2014 № 263ФЗ. Сюда относится общая информация об УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности:

·       годовая бухгалтерская отчетность, бухгалтерский баланс и приложения к нему;

·       сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению МКД, и расходах, понесенных в связи с их оказанием;

·       сметы доходов и расходов ТСЖ, ЖК, ЖСК, отчеты об их выполнении.

Это установлено п. 3 Стандарта раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее — Стандарт). Аналогичные нормы закреплены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

Собственники помещений вправе запросить у УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК информацию, предусмотренную ч. 10 или ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. В ТСЖ собственники помещений, независимо от членства, имеют право ознакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, сметами доходов и расходов на год, отчетами об исполнении таких смет, аудиторскими заключениями и иными внутренними документами товарищества, предусмотренными ЖК РФ, уставом и решениями общего собрания членов ТСЖ. Это установлено ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ.

Если собственники помещений просят представить первичные учетные документы, вы вправе отказать, при условии что договором управления, уставом ТСЖ, ЖК, ЖСК или решением общего собрания не установлено иное.

К примеру, если в договоре управления или уставе указано, что собственники помещений вправе ознакомиться с договорами подряда, актами выполненных работ, оказанных услуг по ним или первичными учетными документами, то вы обязаны предоставить им такую возможность.

В какой форме предоставлять информацию о финансово-хозяйственной деятельности

Формы раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 и приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр.

Так называемые первичные учетные документы не входят в перечень сведений, перечисленных в утвержденных формах раскрытия информации.

 

Какие документы мы называем первичными учетными документами

Договор, счет на оплату, акт выполненных работ, товарная накладная — это самые распространенные первичные учетные документы.

«Первичка» оформляется при совершении сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств.

Обязательные формы и перечень «первички» для юридических лиц отсутствуют. Их самостоятельно определяет каждый хозяйствующий субъект — юридическое лицо или ИП. Такое правило установлено ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодательством не установлена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК предоставлять собственникам помещений в МКД доступ к первичным учетным документам.

ПРИМЕР

Суды не обязывают предъявлять собственникам документы первичного учета

Истцу отказано в удовлетворении требований, так как из анализа положений законов следует, что члены и не являющиеся членами ТСЖ собственники правом ознакомления с первичными документами бухгалтерского учета не обладают (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.05 2014 по делу № 33—6756/2014).

Кому предоставляется информация о финансово-хозяйственной деятельности

Сведения, которые вы размещаете на информационных стендах и в интернете, предназначены для неограниченного круга лиц.

Информацию в письменном или электронном виде вы обязаны предоставить только потребителю по запросу. Потребителями по Стандарту (п. 6) являются граждане и организации — собственники и наниматели помещений в МКД. Всем остальным вы вправе отказать.

Если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет или в официальных печатных изданиях, то вы вправе, не раскрывая ее, сообщить адрес указанного сайта или наименования и реквизиты печатных изданий, где размещена эта информация (п. 17 Стандарта).

Также Стандартом прямо не предусмотрена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК по изготовлению и выдаче копий документов по письменному запросу.

Мы рекомендуем все же придерживаться принципов разумности. Да, вы не обязаны предоставлять документы, например, тем, кто прописан в помещении, но не является собственником. Не должны изготавливать для кого-то копии документов. Но если в какомто конкретном случае вас это не затруднит, то сделайте это, пожалуйста.

ТОНКОСТЬ

Это вы можете не показывать собственникам

Вы не обязаны показывать собственникам помещений в МКД:

— сведения о движении денег по счетам.

Истцу отказано в предоставлении сведений о движении денежных средств по банковскому счету ТСЖ. Основание — запрошенная информация выходит за рамки информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, предусмотренной ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и п. 9 Стандарта.

В пункте 5 ПБУ 4/99 указано, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, если организация подлежит обязательному аудиту (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.08.2016 по делу № 33-13984/2016);

— ведомости по зарплате.

Истцу отказано в удовлетворении исковых требований. Основание — ответчик не обязан предоставлять ведомости по зарплате, поскольку это не предусмотрено Стандартом (апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 по делу № 33—7126/2014);

— локальный сметный расчет на ремонт чеголибо, сертификаты используемых материалов, договоры подряда.

Истцу отказано в предоставлении локального сметного расчета на ремонт подъезда, сертификата соответствия используемых материалов, договора подряда. Основание — это не предусмотрено Стандартом. Стандартом установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.

Закон не устанавливает обязанность УО по предоставлению (выдаче) копий документов собственникам на основании их обращений, закрепляя при этом право указанных лиц на ознакомление с требуемой информацией (апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.06.2016 по делу № 33-9206/2016).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Открытие внутреннего рынка для иностранных компаний это
  • Открытое акционерное общество группа компаний станколит
  • Открытое акционерное общество сбербанк россии реквизиты
  • Открыть парикмахерскую с нуля с чего начать бизнес план
  • Открыть транспортную компанию по грузоперевозкам с нуля