После посещения Мемориального Музея Космонавтики мы, как и планировалось, отправились к Останкино, в Шереметьевскую усадьбу, куда не смогли попасть неделю назад (см. Усадьба Шереметьева в Останкино и Монумент Покорителям Космоса). На этот раз мы не пошли до останкинской башни, а шли вдоль ВВЦ к останкинскому парку, вдоль пруда и к усадьбе.
Немного общей информации о работе Останкино, думаю, лишней не будет. Шереметьевская усадьба Останкино находится по адресу: 1-я Останкинская ул., 5, добраться туда можно от метро ВДНХ на трамваях №11, 17 до конечной остановки, на монорельсовой дороге, либо пешком минут 15 ходьбы. Телефон – (495) 686-0288, 683-46-45. Останкино работает с 15 мая по 30 сентября. Часы работы: с 11:00 до 19:00, рабочие дни среда-воскресенье. Если идёт дождь и при высокой влажности воздуха (выше 80%) музей закрывают, поэтому перед выходом посмотрите прогноз погоды :-). Экскурсии по Останкино проводятся с 12:00 до 16:30. С 17:00 до 19:00 самостоятельный осмотр. Организованные группы до 20 человек принимаются по предварительным заявкам. Бесплатное посещение группами учащихся по спец. билетам (что это такое непонятно, просят уточнять по телефону).
Мы пришли к 15:00, купили билеты, плюс билет на фотосъёмку. Хотя билетом это назвать можно с большой натяжкой. Кассирша выдала нам стандартную липучку (на таких обычно пишут цены товаров, а потом на эти же товары и ляпают), с надписью «фотосъёмка», сказав, что её нужно прилепить на фотоаппарат.
Осмотр Останкино начинается с главного входа (не там, где вход в парк, а левее). При входе на территорию усадьбы мы хотели сдать наш рюкзак на сохранение охране, но по какой-то причине старикан, дежуривший на входе, не дал нам этого сделать. То ли мы его не поняли, то ли он нас, но из-за этого в здание усадьбы я зашёл с рюкзаком на плечах, чем сразу же вызвал недовольство смотрителей. Одна бабка (как я заметил, по большей части там работают пенсионеры) начала ворчать, почему при входе пропускают с рюкзаками, сумками и т.п. На что я ей ответил, что хотел его сдать (для меня это было бы даже лучше, мне тоже не нравится таскаться с ним) но сделать мне этого не дали.
Забыл упомянуть одну деталь. При входе в Останкино нужно надеть старые пыльные войлочные тапочки, дабы не испортить старинный паркет. По этой же причине, думаю, и музей работает во время дождя, осенью и зимой.
Первый зал. Первый зал Останкино особого впечатления не произвёл. Залом его можно назвать с большой натяжкой. Небольшая комната, на стенах гобелены, портрет, вдоль стен старинная мебель со времен самого графа Шереметьева (интересно только какого из них). Здесь представлена коллекция бисерных вышивок Р.М. Парсеговой, которую музею удалось приобрести в 2008 г. Различные кошельки, табакерки, веер, украшенные бисером. Некоторые предметы уникальны и не имеют аналогов в музейных и частных собраниях. Подробнее о коллекции можно почитать в самом музее.
За первым залом идёт галерея. Вдоль галереи стоят колонны, за ними вдоль стен красивая старинная мебель, на стенах висят картины, на потолке люстры. Галерея ведёт к Итальянскому павильону – самому нарядному павильону в усадьбе Останкино. «Плоскости его стен, членящиеся пилястрами, почти целиком заполнены зеркалами и резными золочёными панно, а богато украшенные золоченым орнаментом двери оформлены крупными лепными порталами…».
От павильона есть коридор к кабинету самого графа Шереметьева. Но туда людей не пускают, а издалека видны только стулья, стол, большая люстра над ним и окна почти до пола. Кабинет мне очень понравился, мне бы такой. Эх, мечты!
Далее по коридору напротив идём к другой галерее. Здесь также повсюду старинная мебель, лепнина, красивый расписной потолок. На прошлой неделе мы старались разглядеть всё это через окно, а теперь видим, так сказать воочию. Эта галерея оказалась последним залом, где нужно было обязательно ходить в тапочках. Осмотрев её мы их сняли и поднялись в театр.
Если честно театр на меня особого впечатления не произвёл, наверное не хватало экскурсовода, который бы всё это красиво подал. Всё-таки я не особо большой ценитель старины. Обычная театральная площадка, только всё старинное: те же колонны, расписной потолок, понравилась большая люстра, висевшая над зрительным залом. В зрительном зале стоят обычные современные стулья, на которых я с удовольствием присел после долгого пути до усадьбы Останкино и по самому музею. В центре сцены непонятно для чего стоял стол, вдоль стен – различные театральные принадлежности, например штуковина, имитировавшая гром. Это был большой ящик, в котором лежали камни. Ящик наклонялся, камни перекатывались, и это было, наверное, похоже на гром.
И, наконец, остался последний, так называемый Египетский зал. Египетским его называют, наверное, из-за лепнины и рисунков, выполненных в египетском стиле. Осмотр зала оказался очень коротким. Мы его, вообще-то, даже видели во время первого посещения Шереметьевской усадьбы Останкино. Погулять по залу не удастся – не пускают. Поэтому даже сфотографировать зал полностью не получилось. Войти можно только метра на 2 вглубь, дальше огорожено.
Итого на осмотр Шереметьевской усадьбы у нас ушло не более 30 минут. Подводя итог можно сказать, что усадьба стоит тех денег, что вы платите за её посещение. Но лучше всего приходить до 14:00 и заказывать экскурсию, так будет намного интересней. Специально ехать только для того, чтобы посмотреть Останкино, наверное, не стоит, только если вы живёте недалеко, т.к. время на осмотр уходит минут 25-30, а на дорогу обычно час-полтора. Лучше всего после экскурсии пойти на ВВЦ или в Музей Космонавтики. Или если вы с ребёнком, то к пруду на аттракционы. Либо побывать там до усадьбы.
Останкино – усадьба, расположенная на северо-востоке Москвы, неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.
Сегодня Останкино – усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.
История
Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.
Это одно из самых красивых мест в Подмосковье. Остафьево находится в восьми километрах от МКАДа. Но…
Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось приданым невесты.
При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.
Период расцвета
Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино – усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.
Уже третий год подряд в Москве проводится арт-фестиваль «Вдохновение». Излюбленное место…
Шереметьевский дворец возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них — В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.
При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.
Здание для постановки спектаклей
Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина – семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.
Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.
Останкинский парк – один из старейших в Москве. В нем любят отдыхать жители города: тут очень…
Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.
На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.
Архитектурный комплекс
Останкино – усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.
Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.
Планировка
Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной – крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной – оранжерейное хозяйство и конный двор.
Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино – усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.
Новая жизнь усадьбы
В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.
Судьба поместья после Октябрьской революции
Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.
В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Московским музеем-усадьбой Останкино.
Останкино сегодня
В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.
В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.
Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, – Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.
Работа музея
Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции метрополитена ВДНХ понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона – 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой – с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни – понедельник и вторник.
Усадьба Останкино
Усадьба Останкино расположена в северо-восточной части Москвы. Первое упоминание Останкина содержится в Межевой книге Троице-Сергиева монастыря села Ростокина за 1558 год. Владелец деревни — служилый человек Алексей Сатин — приходился родственником видному государственному деятелю времён Ивана Грозного Алексею Фёдоровичу Адашеву.
На протяжении десяти с лишним лет А.Ф. Адашев, имевший сильное и благотворное влияние на царя, возглавлял Избранную Раду и принимал непосредственное участие в управлении страной. Исключительное положение Адашева вызвало зависть и неудовольствие в придворных кругах. По свидетельству современника, недоброжелателям удалось настроить царя против Адашева, в итоге Избранная рада была уничтожена, Адашев отправлен в Юрьев, где спустя два месяца умер в заточении. Затем последовала расправа над его друзьями и родственниками, в их числе был казнён и владелец Останкина Алексей Сатин, после чего имение отошло в казну, и какое-то время в нём жил «немчин Орн», предположительно служивший в созданной к тому времени Иваном Грозным опричнине. Позже Иван Грозный передал имение своей четвёртой жене Анне. В это время оно уже было большим селом с приписанными к нему деревнями.
С 1584 года останкинская усадьба числится за думным дьяком В.Л. Щелкаловым — начальником Посольского приказа, хранителем государственной печати. При нём и его сыне в селе были построены боярские хоромы и деревянная церковь во имя Троицы, вырыт пруд, сохранившийся до нашего времени, посажены рощи. В начале XVII века, в Смутное время, Останкино было разорено поляками, все постройки Щелкаловых сожжены.
В 1620 году царь Михаил Фёдорович передал Останкино с прилегающими землями боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому, потомку родственников второй жены Ивана Грозного, кабардинской (черкесской) княжны Марии Темрюковны. Князья Черкасские занимали видные государственные посты, были близки к царскому двору. Иван Борисович Черкасский, став владельцем Останкина, восстановил разорённую усадьбу, заново отстроил боярские хоромы и Троицкую церковь, прикупил окрестные земли. Останкино превращается в благоустроенную усадьбу.
После смерти И.Б. Черкасского в 1642 году усадьбу Останкино наследует его племянник Яков Куденетович, при котором в Останкине было заведено обширное охотничье хозяйство, в усадьбу приезжал поохотиться царь Алексей Михайлович. Сын Я.К. Черкасского — Михаил Яковлевич, унаследовавший Останкино в 1666 году, — долгое время служил воеводой в Тобольске, фактически управляя всей Сибирью. В память своего пребывания в Сибири он приказал насадить в Останкине единственную в Подмосковье кедровую рощу. В 1678 году по проекту крепостного архитектора, каменных дел мастера Павла Сидоровича Потехина вместо разрушившейся деревянной церкви была построена новая каменная, сохранившаяся до наших дней. Среди крепостных М.Л. Черкасского в подушной переписи 1678 года впервые упоминается семья крестьян Аргуновых, из которой впоследствии вышли такие видные деятели русского искусства XVIII века, как один из крупнейших портретистов своего времени Иван Петрович Аргунов, архитекторы Фёдор Семёнович и Павел Иванович Аргуновы, живописец Николай Иванович Аргунов. К началу XVIII века Останкино становится одной из самых богатых и красивых подмосковных усадеб.
В 1719 году Останкино перешло к сыну М.Я. Черкасского — Алексею Михайловичу, сенатору, тайному советнику, впоследствии занявшему пост великого канцлера. A.M. Черкасский, по свидетельству всех его знавших, отличался безупречной честностью и бескорыстием, но при этом был крайне медлителен и неуверен в себе. Тем не менее, когда при вступлении на престол Анны Иоанновны Верховный тайный совет попытался ограничить её власть, A.M. Черкасский стал одним из руководителей дворянской партии, выступившей против верховников и способствовавшей возведению императрицы на трон как самодержавной правительницы. Анна Иоанновна щедро наградила князя Черкасского, который сделался, по словам биографа, «одним из самых первых богачей в России: семьдесят тысяч душ крестьян и груды золота и бриллиантов должны были перейти в наследство к его дочери». Дочь A.M. Черкасского, Варвара Алексеевна, красивая, светская и остроумная, к тому же наследница огромного состояния, стала одной из самых завидных невест в России К ней сватались многочисленные женихи, но все они, по едкому замечанию современницы, «искали её руки, как Язон, золотой овцы — ради богатой шкуры», и княжна отказывала одному за другим. В 1743 году, тридцатидвухлетняя княжна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, ничуть не уступавшего богатством её отцу, и прожила в счастливом супружестве двадцать пять лет. В состав её приданого, в числе двадцати четырёх других вотчин, входила и усадьба Останкино.
При П.Б. Шереметеве в Останкине были перестроены хоромы, разведён регулярный парк, установлены теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики и гранаты. Но главное внимание П.Б. Шереметев уделял своей родовой вотчине — Кускову, а Останкину отводил чисто хозяйственную роль.
Единственный сын Петра Борисовича — Николай Петрович Шереметев страстно любил театр. Выйдя в отставку в 1777 году, он всецело предался своему увлечению искусством. Современник писал, что граф мог покинуть гостей, чтобы «играть на контрабасе в оркестре со своими холопами». Мечтой Н.П. Шереметева было создание грандиозного Дворца искусств, объединяющего в себе театр, библиотеку, кунсткамеру, картинную и скульптурную галереи. Граф собирался построить такой дворец в Москве на Никольской улице, на месте старого Шереметевского дома, и даже заказал проект нескольким ведущим архитекторам. Однако по разным причинам строительство не было осуществлено. Тем не менее Н.П. Шереметев не отказался от идеи Дворца искусств и воплотил её, хотя и не полностью, в создании Дворца-театра в Останкине. В отличие от Кускова, где театр был лишь одной из «затей», в Останкине он стал сутью и смыслом всего существования усадьбы.
Дворец-театр строился с 1792 по 1798 год. Однако в основном он был уже готов к лету 1795 года, и 22 июля состоялось его торжественное открытие, ознаменованное приёмом в честь героев Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. В театре был дан первый спектакль — музыкальная драма «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» с музыкой И. Козловского на либретто поэта П.С. Потёмкина.
Со вступлением на престол Павла I Н.П. Шереметев, бывший другом детства императора, был призван ко двору. Он переехал в Петербург, навсегда покинув Останкино. Н.П. Шереметев скончался в 1809 году, оставив шестилетнего сына, Дмитрия Николаевича, круглым сиротой. Всеми шереметевскими богатствами, в том числе и Останкиным, стали распоряжаться опекуны малолетнего наследника. В 1812 году имение было разграблено французами, однако ходили слухи, что в большей части убытков были виноваты не наполеоновские солдаты, а корыстные и недобросовестные опекуны, списавшие на войну свои собственные злоупотребления.
При Д.Н. Шереметеве в Останкине изредка ещё устраивались торжества. Так, в 1817 году состоялся праздник в честь прусского короля Вильгельма III, посетившего Россию, и его зятя, будущего императора Николая I. Но золотой век усадьбы к тому времени уже миновал.
Официальный сайт музея-усадьбы Останкино
http://www.ostankino-museum.ru/
Адрес
Москва, 1-я Останкинская ул., д. 5
Как добраться
Добраться можно от ст. м. «ВДНХ», далее пешком 15 мин. или на трамваях №№ 11, 17 до ост. «Останкино». Или на троллейбусах №№ 9, 37, автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва». От ст. м. «Алексеевская» можно доехать на троллейбусах №№ 9, 37 или автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва» (8 остановок).
Когда посещать
Посещая Останкино нужно помнить, что это уникальный памятник деревянного зодчества, потому он может принимать посетителей только летом — с 15 мая по 30 сентября. С 2013 года музей закрыт на реставрацию. Сейчас для осмотра открыт парк, который работает с 11:00 до 20:00.
Усадьбу Останкино дважды посещал император Александр II — в 1856 году перед своей коронацией, и спустя год. Здесь он подписал один из документов, подготавливавших «Великую реформу» — отмену крепостного права.
Начиная с 1820-х годов Останкино стало дачной местностью, пользовавшейся особой популярностью среди артистов московских театров. В парке устраивались концерты, а в отсутствие хозяев желающие могли посетить и дворец.
В 1917 году усадьба была взята под опеку Комиссией Моссовета по охране искусства и старины, а в 1919 году стала музеем, который с 1938 года стал называться «Музей творчества крепостных».
В годы Великой Отечественной войны Останкино подвергалось большой опасности. В предисловии к интереснейшей и исключительной по своей полноте монографии Н.А. Елизаровой «Театры Шереметевых», вышедшей в 1944 году, говорится: «Данное исследование завершилось в те дни, когда участившиеся воздушные налеты на Москву грозили снести с лица земли деревянное здание Останкинского дворца, вокруг которого было сброшено более пятисот зажигательных бомб и несколько фугасных».
В 1992 году Останкино получило статус музея-усадьбы.
Достопримечательности в Останкино
Самой старой постройкой в усадебном ансамбле Останкино является храм — церковь Живоначальной Троицы, который возводил во второй половине XVII века крепостной князя М.Я. Черкасского, каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин. По характеру архитектурного решения церковь относится к распространённому в XVII веке типу храма — бесстолпный, с сомкнутыми сводами, с двумя приделами. Основной объём храма украшен пятиглавием, приделы завершают два рядя кокошников с барабаном и главой в центре. Основными элементами декора являются общепринятые для этого времени детали: киотцы, гирьки, арочки, ширинки, кувшинчики, балясины, розетки, а также панно и изразцы. Храм до сих пор производит впечатление своей узорчатой декоративностью.
Сейчас Троицкая церковь — действующий храм, приделы которого посвящены Тихвинской Богоматери и Александру Свирецкому.
Парадный двор
Парадный двор Останкинской усадьбы представляет собой замкнутое пространство перед дворцом. Ворота Парадного двора первоначально были украшены статуями «коневожатых», которые в хозяйственных документах 1802 года описывались следующим образом: «Сверху этих будок стоят две лошади гипсовые, коих держат под уздцы два воина гипсовые». Позже эти статуи были заменены выразительными фигурами кентавров, стоящими на «будках» ворот и поныне.
Останкинский дворец состоит из трёх самостоятельных зданий, объединённых проходными галереями в единый архитектурный комплекс. Центральное здание, двухэтажное, увенчанное круглым бельведером и куполом, является собственно театром. Его основную часть занимает театральный зал с артистическими уборными и машинным отделением, а все остальные помещения играют роль роскошного театрального фойе: залы первого этажа — фойе партера, второго — фойе бельэтажа.
Парк Останкино
Останкинский парк начал формироваться в конце XVI века, когда тогдашними владельцами Останкина — Щелкаловыми — при усадьбе был разбит фруктовый сад. При князьях Черкасских, в первой четверти XVIII века, парк в Останкине занимал около двух десятин земли, в нём работали семеро садовников с двумя учениками. Современник отмечал «Деревья в Останкине необыкновенно велики и высоки».
При графах Шереметевых парк занимал огромную территорию: его северная граница проходила по речке Каменке, русло которой было использовано для создания шести прудов. Кроме того, ещё один пруд был вырыт возле Яузы и другой — в середине парка.
Одновременно со строительством дворца Н.П. Шереметев начал переустройство парка. Работами руководили садовники — англичанин Маннерс и крепостной Николай Куверин. Той части парка, которая прилегает к дворцу, был придан регулярный характер: устроены крытые дорожки-трельяжи, боскеты и цветники. За регулярной частью парка простиралась огромная пейзажная, переходящая в дубовую рощу.
Сегодня на территории бывшего пейзажного парка расположены районный Парк культуры и отдыха, Ботанический сад и ВДНХ, а регулярная часть парка, обнесённая оградой, входит в состав Останкинского музея.
Перед парковым фасадом дворца расположен партер — прямоугольный, сильно вытянутый в плане зелёный газон, украшенный «гипсовым вазом». Вокруг партера проложены дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы, декоративные вазы и скульптурная композиция «Три грации» работы Жермони, первоначально находившаяся в Ротонде дворца.
Справа от партера возвышается искусственная горка — «Парнас», насыпанная из земли, вырытой при устройстве одного из парковых прудов. На вершине «Парнаса» стоит недавно восстановленная изящная восьмиколонная беседка «Миловзор». Возле «Парнаса» сейчас (летом 2006 года) восстанавливается ещё один садовый павильон.
По левую сторону партера раньше находилась знаменитая кедровая роща. По преданию, её насадил князь Черкасский в память о своей многолетней службе в Сибири. Впоследствии роща разрослась и стала одной из местных достопримечательностей. Старые кедры не сохранились до нашего времени, но несколько лет назад на их месте были высажены молодые. В кедровой роще когда-то стояла мраморная урна над прахом любимой собаки Н.П. Шереметева — в ближайшее время эту урну предполагается восстановить.
За партером проложены аллеи, лучами расходящиеся из двух центров и представляющие в плане чёткий геометрический рисунок, характерный для планировки регулярного парка.