Останавливаются хорошей езды преодолимых дорог с компанией kross

Как выбрать кросс-кантри велосипед: для каких дорог предназначенКак правильно выбрать велосипед для кросс-кантри? Этот вопрос волнует каждого, кто любит экстремальное катание на велосипеде.

Действительно: задача не простая. Ведь универсального велосипеда для этой дисциплины не существует. Модель подбирается исходя из предпочтений велосипедиста и типа соревнований.

Как правило, это – модифицированные особым образом горные велосипеды. Как же понять, какая модель лучше и подходит именно Вам? Давайте разберемся вместе.

Содержание

  1. Что такое кросс-кантри?
  2. Как выбрать кросс-кантри велосипед: для каких дорог предназначен
  3. Особенности конструкции байка
  4. Особенности трансмиссии
  5. Особенности колес
  6. Виды велосипедов
  7. Хардтейл
  8. Двухподвес (даунхилл, кросс-кантри, эндуро)
  9. Снаряжение кросс-кантри велосипедиста
  10. Совет по выбору велосипеда
  11. Список лучших моделей

Что такое кросс-кантри?

Для начала важно понять, что такое кросс-кантри и чем этот стиль отличается от обычной велосипедной прогулки в лесу. «Кросс-кантри» в переводе с английского означает прогулку по пересеченной местности.

Но это – не обычная езда по лесным дорожкам. Трассы для этого вида спорта оборудуются профессионалами. Соревнования в этой дисциплине регулируются Международным олимпийским комитетом и с 1996 года входят в программу олимпийских игр.

Особенностями трассы являются резкие и крутые спуски, затяжные подъемы в гору, обилие естественных препятствий: коряг, бревен, неровностей дороги, крупных камней, часто расположенных на поворотах. Все сделано для того, чтобы испытать силу, реакцию и волю спортсмена.

Как выбрать кросс-кантри велосипед: для каких дорог предназначен

Особенности конструкции байка

Для такого интенсивного вида спорта необходим крепкий, но легкий байк. Идеальный для кросс-кантри велосипед имеет облегченную конструкцию и оснащен надежным навесным оборудованием. Хороший байк здесь не может стоит дешево. На выбор велосипеда влияют следующие параметры.

Передняя вилка 

Материал рам

Рама – основной элемент конструкции велосипеда. Она может быть алюминиевой, карбоновой, стальной, титановой. Карбоновая рама идеальна во всех отношениях, кроме, возможно цены. Она – действительно дорогая. Но очень качественная и легкая. Титановые рамы также не уступают по функционалу. Их выбирают профессиональные спортсмены. Алюминиевые и стальные рамы не такие дорогие, но их чаще используют для велосипедов масс-маркета. Если Вы все же выбираете алюминиевую раму, отдайте предпочтение модели с переменным мечением (баттингом).

Конфигурация рамы

Особенностью рамы для кросс-байка является активный наклон спортсмена вперед. Для комфортного катания в данной дисциплине вес тела должен быть гармонично распределен между руками и ногами спортсмена.

Передняя вилка 

Вилка в такой модели должна имеет достаточный ход (около 10 см). Показатели, которые являются ключевыми для идеальной вилки: она отличается высоким сопротивлением, имеет возможность полной блокировки. Комбинированный вариант (пружинная + гидравлическая) обеспечит спортсмену безопасную и комфортную езду. Чем короче ход, тем меньше «раскачка» конструкции и тем быстрее сам велосипед. Однако длинный ход позволяет спортсмену преодолевать препятствия с большим комфортом, что тоже немаловажно. Вилки хорошего кросс-байка не могут стоит дешево: они должны исключать «раскачку» и повышать эффективность отдачи.

Особенности трансмиссии

Трансмиссия должна быть качественной и удобной, иметь много скоростей. Большой выбор позволит спортсмену преодолевать препятствия наиболее эффективно и с меньшими силовыми потерями. Затяжные подъемы требуют самого легкого хода. Среди особенностей трасс и резкие, крутые повороты и неожиданные препятствия. Трансмиссия здесь должна работа идеально и без сбоев даже при молниеносном переключении скоростей под нагрузкой. 

Контактные педали

С одной стороны, контактные педали обязательны для профессионального кросс-кантри байка. Однако стоит учитывать, что они же являются причинами почти всех падений у новичков. К таким педалям необходимо привыкнуть заранее, они требуют определенного навыка и тренировки. Любителям катания рекомендуется сначала потренироваться на простом участке трассы. При наклоне велосипеда важно вовремя успеть отстегнуть ногу, чтобы избежать падения и травм.

Особенности колес

Колеса должны быть надежными. Как правило, это — 26 дюймовый размер, двойные обода, качественные протекторы. Важно уделить здесь особое внимание и спицам: профессиональные модели оснащены качественными спицами, способными выдержать нагрузку при скоростном спуске по неровной поверхности или при прыжке.

Также для некоторых видов кросс-кантри распространен 28 размер колес. Чем больше колесо, тем легче оно преодолевает препятствия. Однако, при этом снижается и маневренность конструкции.

Покрышки

Покрышки выбираются шириной в два дюйма, имеют специальное покрытие и протекторы, обеспечивающие надежное сцепление и хорошую проходимость в условиях естественных препятствий. Следует отдавать предпочтение специальным облегченным покрышкам, созданным для езды по бездорожью. Для кросс-кантри можно порекомендовать несколько марок покрышек.

Материал рам

Среди них:

  • Schwalbe Nobby Nic — идеальны для песка и грязи.
  • Сontinental Mountain King – отлично подходят для силовой езды.
  • Fast Trak Grid UST – надежные, износостойкие и не слишком тяжелые. 

Амортизаторы

Не стоит забывать о качественных амортизаторах. Дешевое оборудование здесь не годится, оно может просто не выдержать нагрузки и сломаться в самых неподходящий момент. Учитывая сложность трассы, важно отдавать себе отчет в том, что падение на ней, вызванное поломкой, может привести к серьезным травмам.

Рисковать здесь не стоит, так же, как и экономить. Профессионалы советуют выбирать масляные или воздушные вилки. Они сделают преодоление препятствий максимально гладким и безопасным, их также можно легко отрегулировать под вес спортсмена.

Тормоза 

У кросс-кантри велосипеда должны быть самые качественные и надежные тормоза. Посмотрите на видео соревнований и гонок кросс-кантри, и Вы сразу поймете, почему. Хорошие тормоза – ключевой фактор безопасной езды.

Гидравлические дисковые тормоза идеальны для данного вида спорта. Допустимо также иметь комбинированные тормоза, например, только один гидравлический тормоз, в сочетании с v-brake (тормозами с параллельным ходом колодок). Старые вариант ободных тормозов сейчас все чаще вытесняется дисковыми. Они не изнашивают обод и не чувствительны к «восьмеркам» колеса (что немаловажно при экстремальном катании).

Виды велосипедов

С параметрами конструкции разобрались. Теперь рассмотрим основные виды кросс-кантри велосипедов.

Хардтейл

Большинство спортсменов отдает предпочтение именно хардтейлу. Однако новичкам справиться с ними может быть довольно сложно. Такие байки тяжелее и менее маневренные. Из плюсом является цена: они дешевле двухподвеса.

Двухподвес (даунхилл, кросс-кантри, эндуро)

К их преимуществам можно отнести лучшее сцепление заднего колеса с дорогой, повышенную устойчивость и маневренность (в сравнении с хардтейлами), эффектный внешний вид, небольшую нагрузку на суставы при катании. Однако, есть и минусы.

Среди них – высокая цена, необходимость в частом тех. обслуживании и покупке комплектующих, быстрый износ звездочек и цепей, больший вес велосипеда (из-за наличия двух систем амортизации). Данный вид байков больше подходит для новичков, однако, среди профессионалов есть также немало приверженцев двухподвеса.

Даунхиллы. Само их название (от англ. «вниз с холма») говорит о том, что они предназначены для скоростного спуска. Это может быть спуск с горы, холма или спуск со специально подготовленной трассы.

Кросс-кантри (от англ. «пересеченная местность»). Предназначены для перемещения по пересеченной местности, для катания в лесах и по бездорожью. (от англ. «пересеченная местность»)

Эндуро (от англ. Endurance — «выносливость»). Данный тип велосипедов идеально подходит для катания по небольшим склонам и неровной поверхности. Также он хорош при длительных плавных подъемах и спусках.

Снаряжение кросс-кантри велосипедиста

Для комфортного и безопасного кросс-кантри катания особое внимание необходимо уделить и выбору аксессуаров. Кросс-кантри – не та область, где стоит экономить на снаряжении. При экстремальном катании снаряжение должно быть максимально легким, аэродинамическим, прочным и удобным. Помимо обычной вело одежды, очков, шлема и перчаток, необходима специальная обувь для контактных вело педалей. Обувь должна соответствовать сезону, быть не жаркой, прочной. Одежда должна быть прилегающей к телу. Важно исключить возможность запутывания частей одежды в ветках или высокой траве трассы. Все снаряжение необходимо протестировать несколько раз перед выходом на серьезную трассу.

Совет по выбору велосипеда

ВАЖНО

Следует отдельно отметить, что не существует «идеального байка». При выборе кросс-кантри велосипеда необходимо делать выбор, исходя из имеющихся параметров и установленных целей. Важно ответить на вопросы о том, как Вы будете использовать байк, где, в каких условиях, в какой сезон. Подробно изучить предложенные модели, рассмотреть из по изложенным выше критериям. Так Вы сможете выбрать модель, идеально подходящую именно для Вас.

Список лучших моделей

Учитывая специфику кросс-кантри, мы можем назвать для Вас несколько моделей, которые стоит рассмотреть при выборе кросс-байка. Это – проверенные и качественные модели, которые могут подойти Вам для данного вида спорта.

  • Format 5342;
  • Forward 4232;
  • Forward Agris 2.0 27,5 DISC;
  • Forward Sporting 1.0;
  • GT Aggressor Expert;
  • Kross Lea F4;
  • Merida Matts ;
  • Romet Orkan 3.0M.
  • Smart 90;
  • Stels Navigator 600;

«Кросс кантри» переводится как «пересеченная местность». Этим термином в 1996 г. назвали разновидность гонки на пересеченной местности, включенной в программу Олимпийских соревнований. Подробно, что такое кросс кантри, особенности данного направления в маунтинбайке, а также какой велосипед подходит для этой дисциплины, рассмотрим ниже в статье.

Кросс кантри — что это такое

что такое кросс кантри

Кросс кантри — это не просто езда на пересеченной местности. Если вы катаетесь на велосипеде по лесному массиву — это не означает, что вы занимаетесь олимпийским видом спорта. Что такое кросс-кантри на профессиональном сленге? Так называют экстремальное катание на усложненных состязательных трассах, которые специально оборудуются согласно требованиям МОК.

Условиями успешного участия в соревнованиях являются:

  • выносливость;
  • отличная физическая подготовка;
  • быстрота реакции;
  • устойчивая к стрессам нервная система;
  • наличие велосипеда с особенными характеристиками;
  • отточенные навыки и владение техникой «правильного» прохождения дистанции.

Для участия в соревнованиях кросс-кантрийщики на протяжении нескольких месяцев набирают физическую форму в процессе изнурительных тренировок, схема которых отличается от любой другой спортивной дисциплины.

Трассы

трасса для кросс-кантри

Для соревнований на пересеченной местности необходимы горные велосипеды, которые способны уверенно себя чувствовать на трассах для кросс-кантри. Особенностями этих трасс являются:

  • лесные дороги и грунтовки с виражами, крутыми спусками и продолжительными подъемами — испытание на стремительные ускорения и резкие торможения;
  • на трассе должны быть участки с холмами и выбоинами, изобилующие грязью, песком, корнями, камнями и бревнами;
  • широкие участки попеременно должны сменяться на узкие;
  • доля асфальтированного шоссе не должна превышать 15% всего маршрута;
  • вне зависимости от погоды проходимость должна быть хорошей, особенно это касается разрушения какого-либо из трудных участков — должна иметься возможность его преодолеть или объехать по параллельным секциям;
  • разметка, зона старта, как и зона финиша должны быть хорошо видны — это же касается направления движения и опасных участков дороги (для последних обязательны указатели и защитные приспособления);
  • для зрителей оборудуются переходы, также на трассе для всех участников гонок должны быть организованы пункты питания и техпомощи, дежурит машина скорой помощи.

На всем маршруте стоят маршалы со свистками, а те, кто расположен на важных стратегических местах, вооружены рацией — в их задачу входит обеспечение устойчивой радиосвязи на каждом участке пути.

Вид гонок

В зависимости от того, какие виды кольцевых трасс используются, разделяют 3 типа соревнований по кросс-кантри на велосипедах:

  1. Классическая гонка cross country — спортсмены преодолевают от пяти до девяти километров, проходя при этом три-шесть кругов. Время, на которое рассчитано данное соревнование, — не более 2-х часов.
  2. Гонка «шор-трек» (к этому виду относится и гонка на выбывание — элиминатор продолжительностью до 10 минут) — кантрийщики преодолевают короткую дистанцию (от двух до пяти километров), делая от шести до девяти кругов.
  3. Марафон — это большой заезд продолжительностью от шести до двенадцати часов.

При хорошем уровне подготовки преодолеть любой из видов трасс может каждый участник велогонки. Большую роль здесь будут играть выносливость, тренированность и навыки спортсмена. Но, конечно, для победы этих качеств недостаточно. Многие участники соревнований считают, что надежный велосипед для кросс кантри — это залог удачного финиша в гонке, где счет ведется на секунды.

Необходим ли специальный велосипед

велосипед для кросс-кантри

Велосипед для кросс кантри — это модифицированный горный велосипед. Он более легкий, проходимый, динамичный, обладающий агрессивным стилем езды (отлично преодолевает препятствия и совершает прыжки) и высокими скоростными показателями — особенно это касается трудных участков трассы.

Особенности байков для cross country:

  • облегченная рама высокой прочности из карбона или алюминия;
  • амортизационная вилка, которая будет гасить дискомфорт во время езды по камням и ухабам;
  • ободные или дисковые тормоза;
  • одна либо две подвески — последний вариант утяжеляет конструкцию и увеличивает энергозатраты на раскачку заднего колеса, хотя и повышает проходимость байка;
  • колеса оснащаются легкими ободами, большой диаметр повышает проходимость велика, потому лучше выбирать 29 дюймовые колеса;
  • чтобы не усложнять прохождение сложной трассы (особенно на песке либо грязи), ставьте покрышки средней ширины;
  • трансмиссия с большим диапазоном скоростей;
  • контактные педали в паре с контактными ботинками.

Велосипеды для кросс-кантри не могут стоить дешево. Чтобы победить в соревнованиях данной олимпийской дисциплины, экономить на байке не стоит. Ориентируйтесь на цену от 1000$ — на более дешевых велосипедах невозможно пройти этапы кросс кантри с хорошими результатами.

Особенности при выборе велосипеда для кросс кантри

особенности при выборе кросс-кантрийных байков

Чтобы понять, насколько вам подходит та или иная модель велобайка, обратите внимание еще на некоторые нюансы:

  1. Оцените конструкцию и форму рамы — от нее зависит наклон при езде и насколько равномерно будет распределен вес тела спортсмена на ноги и руки.
  2. Контактные педали — это, можно сказать, фишка профессионалов кросс-кантри дисциплины. Благодаря им вращательные движения выполняются легче, что значительно экономит время.
  3. Амортизационная вилка на кантрийных байках воздушно-масляная с блокировкой и хорошей сопротивляемостью. Благодаря ее короткому ходу велосипед имеет отличную скорость, а за счет длинного хода вилки, проходимость по бездорожью — выше всяких похвал.
  4. У колес должны быть двойные ободья и высококачественные спицы, которые способны выдерживать повышенные нагрузки. Резина должна быть не шире 2-х дюймов. У шин обязателен хороший жесткий, «зубастый» протектор для лучшей сцепки с поверхностью.

Еще одно важное отличие велосипеда для кросс-кантри — это одинаковая устойчивость на любом покрытии: мокром, каменистом или пыльном.

Наиболее популярными байками в этом олимпийском виде спорта являются двухподвесы и хардтейлы.

Преимущества двухподвесов: благодаря двум вилкам трасса ощущается максимально точно, у велосипеда отличная маневренность и управление, отсутствует вибрация, он устойчив на тяжелых участках пути. Из недостатков: расходы на техобслуживание заднего амортизатора и подшипников в раме, а также вес — такие байки тяжелее великов с одной подвеской на 1-6 кг.

Преимущества хардтейлов: практически мгновенный набор скорости, что позволяет сэкономить такие важные секунды в гонке. Ну и цена. Хардтейлы стоят дешевле двухподвесов как минимум на 20-30%. К тому же эти байки легче по весу. А вот и недостатки: они труднее в управлении, езда на них более жесткая и некомфортная.

Заключение

У единственной из дисциплин маунтинбайка, ставшей олимпийским видом спорта, — cross-country есть главное условие: спортсмен должен за максимально короткое время преодолеть сложную трассу и наилучшим образом справиться с испытаниями, которые встретит на дистанции. Выбрав наилучший вариант ровера, велосипедист сэкономит свои силы и драгоценные секунды, чтобы достичь финиша.

Кросс-кантри – требовательная дисциплина, от спортсмена требует огромной силы воли, выносливости и недюжинной физической силы. Но именно эта дисциплина подарила миру лучших экстремалов, чьи фамилии вы найдете в верхних строчках всех МТБ-рейтингов.

Ольга Суворова

Автор статей. Люблю велопрогулки, море, горы и свежий воздух. А еще интересуюсь ЗОЖ и правильным питанием.

Автор: Ольга Суворова

Загрузка…

Как выбрать велосипед для кросс кантриДанный термин, кросс кантри, употребляется по отношению ко всем велобайкам, которые приспособлены для катания вне специально устроенных дорог, часто по пересеченной местности. В спорте под этим понятием подразумевается специально устроенная велотрасса с препятствиями и сложными поворотами, подъемами и спусками. Не всякий велосипед подходит для того, чтобы преодолевать такие трассы. Он должен обладать рядом характеристик, руководствуясь которыми, можно понять, как выбрать железного коня для кросс кантри.

  • Особенности конструкции велосипедов для кросс кантри
  • Что стоит учитывать при выборе кросс кантри велосипеда
  • Велосипеды дисциплины кросс кантри
  • Forward 4232
  • Merida Matts 6. 20-V
  • Итоги

Особенности конструкции велосипедов для кросс кантри

Особенности конструкции велосипедов для кросс кантриБолиды для кросс кантри имеют отличия по сравнению с обычным MTB. Хотя эти отличия не столь существенны, но все же они влияют на окончательный выбор велика.

  1. Все элементы такого велосипеда сделаны из сверхпрочных и одновременно лёгких материалов и это соответствует основному его предназначению – быстрому передвижению по пересеченной местности;
  2. В конструктивном плане такие машины чаще всего хардтейлы, т. е. у них нет задней подвески, а амортизация сосредоточена на передней вилке. Но есть варианты, в верхнем ценовом сегменте, двухподвесных машин для кросс кантри;
  3. Рама выполнена из алюминия или же карбона, с рядом технологий, созданных для облегчения рамы;
  4. Важной характеристикой рамы является и то, что она сделана так, чтобы вес равномерно распределялся и на руки и на ноги;
  5. Передняя вилка в байке для кросс кантри может быть только амортизационной, ход ее зачастую 100 мм.;
  6. Наличие качественной трансмиссии с большим количеством скоростей. Это важно, когда преодолеваются спуски или подъемы;
  7. Покрышки таких велобайков должны обязательно иметь протектор для грунта, грязи, без него участвовать в кросс кантри, мягко говоря, сложно;
  8. Каретка на раме расположена достаточно высоко.
  9.  Колеса размера 27,5″ или 29″.

Указанные характеристики выделяют, велики из массы других и позволяют сделать правильный выбор для того, чтобы полноценно участвовать в кросс кантри. Все это позволяет спокойно преодолевать небольшие подъемы, канавы, перемещаться в местах, где нет дорог.

Что стоит учитывать при выборе кросс кантри велосипеда

Что стоит учитывать при выборе кросс кантри велосипедаПеречисленное только общее, что объединяет между собой этот тип велосипедов. Но когда приходит время делать выбор относительно конкретной машины, необходимо более тщательно рассмотреть основные параметры.

  1. Подходя к выбору подвески, конечно надо учитывать то обстоятельство, что большинство производителей отдают предпочтения в этом классе велобайкам хардтейлам, но и двухподвесная система не такая уж и редкость. У двухподвеса то преимущество, что амортизация гораздо более удобная, а значит и езда комфортная, но существенный недостаток состоит в том, что из-за двух амортизаторов вес велосипеда увеличивается, ремонт таких систем более сложен. А значит при выборе машины для кросс кантри, надо остановиться на типе подвески хардтейл;
  2. Рама у велобайка такого типа ни в коем случае не стальная, так как это увеличивает вес и делает шансы конструкции машины еще более уязвимыми, так как при тех нагрузках на велик, которые могут выпадать при кросс кантри, рама их просто может не выдержать и сломаться или дать трещину. Поэтому выбор за более надежными комбинированными материалами, способными защитить велосипед и дать ему более устойчивую возможность вывести седока в любых условиях местности;
  3. Что стоит учитывать при выборе кросс кантри велосипедаВыбирая подвеску, основанную на передней вилке надо проследить за тем, чтобы ход был около 100 мм., не менее, и чтобы сама амортизация была комбинированная: т. е. пружинной в комбинации с гидравлической. От величины хода будет зависеть раскачка велика, чем она меньше, тем быстрее движение самого велосипеда. Но с другой стороны, если ход более продолжительный это дает возможность езды с большим удобством, что также немаловажно при езде в условиях кросс кантри;
  4. Важный момент в выборе правильной машины для поездок по пересеченной местности, состоит в подборе покрышек. Уже сказано, что они должны быть с протекторами, но также необходимо, соблюдать и такое правило: нельзя чтобы они были по ширине больше 2 дюймов — чем толще покрышка, тем больше контактное пятно, тем ниже накат велобайка. Т. е. покрышки надо выбирать не слишком широкими, но и не слишком узкими.

Все эти необходимые обстоятельства при выборе надо учитывать, они дают возможность подобрать оптимальную машину для тех задач, которые перед ней поставлены. Т. е. зная эти характеристики, мы можем выбрать велобайк для той или иной, конкретной местности, учитывая, что велосипед такого типа обязательно соответствует большей части указанных параметров.

Велосипеды дисциплины кросс кантри

Велосипеды дисциплины кросс кантриНа рынке данного сегмента горных велосипедов есть огромное количество моделей разных ценовых категорий, способные покрыть любые запросы ездоков. Определившись с тем, какие именно параметры должны быть у будущего велика для езды по местности, где не всегда есть дороги, можно подобрать отличные модели для конкретных ситуаций, или же сделать универсальный выбор для всех случаев. Ниже представлены несколько моделей подходящих для дисциплины кросс кантри бюджетного уровня:

  1. Forward 4232;
  2. Merida Matts 6. 20-V.

Forward 4232

Forward 4232Это велобайк двухподвес. В наличии пружинно-эластомерная вилка SR Suntour Raidon LO R 26″, оборудованная регулировкой скорости отскока и блокировкой. Последние цифры в названии вилки говорят о размере поддерживаемого колеса. Да, этот велосипед рассчитан под 26″ колеса. Но в случае начинающего гонщика это допустимо. Задний амортизатор пружинный. Рама алюминиевая. Велосипед оснащен механическими дисковыми тормозами. Обода колес Weinmann XM280, покрышки Innova IA-2548. Каретка в этой модели Prowheel, они сделаны из кованой стали с креплением под квадрат. А вот шатуны Prowheel Ten-581-PT 40/28T выполнены из алюминия. Также велосипед обладает неплохим внешним дизайном. Все эти характеристики в совокупности, пожалуй, делают эту модель подходящим экземпляром двухподвеса для тех, кто только начинает пробовать дисциплину кросс кантри.

Merida Matts 6. 20-V

Merida Matts 6. 20-VЕще одна модель для новичков, но это выбор тех, кто хочет приобрести вариант хардтейл. В данном варианте рама также алюминиевая. Заднего амортизатора нет, а амортизационная вилка SR Suntour XCT-HLO 26. Снова 26″ колеса — прерогатива ценовой категории. Но как уже упоминалось выше, это будет узким горлышком скоростных показателей на соревнованиях, а не в постижении новой дисциплины. Зато система вилки уже пружинно-масляная, что является выше уровнем, чем эластомерная. Тормоза установлены типа V-Brake. Переключатели и монетки качественного бренда Shimano, начального уровня. По итогу получился вполне достойный велосипед для того, чтобы регулярно совершать заезды в стиле кросс кантри по местности, которая мало приспособлена для обычных дорожных велосипедов.

Итоги

Основные характеристики велосипедов для использования их в кросс кантри заключаются в том, что эти машины должны быть лёгкими, иметь хорошую скорость, а также обладать как минимум одной подвеской, чтобы обеспечить нормальный ход такого велобайка по пересеченной местности. При соблюдении данных условий можно подобрать наиболее оптимальный вариант велосипеда для кросс кантри.

На самом деле, такого велосипеда не существует. Есть дорожный велосипед, есть ВМХ-байки, другие типы велосипедов. А термином «кросс-кантри» обозначается спортивная дисциплина, преодоление специально устроенной трассы, для которой нужен особым образом модифицированный горный велосипед. Впоследствии этот велосипед и получил название «кросс кантри».

Итак, катанием в стиле «кросс-кантри» занимался каждый любящий острые ощущения велосипедист, ибо этот термин означает езду по пересеченной местности. Но это не значит, что прогулка по лесной дорожке может называться этим термином. Поскольку соревнования по кросс-кантри утверждены Международным олимпийским комитетом и входят с 1996 года в программу олимпийских соревнований, то над устройством трассы и препятствий работает команда профессионалов.

Особенностями трассы являются как затяжные подъемы, так и крутые спуски, причем расположенные на поворотах, обилие бревен, камней, коряг и других естественных препятствий, но расположенных таким образом, что становится ясно, что все сделано специально, чтобы измотать волю и силы даже подготовленного байкера. Поэтому этот велоспорт не для слабонервных.

кросскантрийная велогонка крутой спуск на велотрассе

На фото справа показан момент, когда даже неясно, кросскантрийная трасса изображена или даунхилльная. Но поверьте, вскоре спуск пройдет участок крутого виража и сменится унылым подъемом, на котором нужно «вкручивать», стоя на педалях, с полной самоотдачей.

Кросс-кантри является маунтинбайк-дициплиной, но для участия в ней нужен особым образом модифицированный горный велосипед. Отличия cross-country байка от простого горного велосипеда не очень существенны, но стоит их назвать. Как выбрать нужный велосипед?

Особенности байка

  • максимально облегченная конструкция и легкое, но надежное навесное оборудование – главная причина дороговизны этих машин, поскольку задачей велосипедиста является максимально быстро проехать сложный пересеченный маршрут;
  • в конструкционном плане такие байки больше представляют собой хардтейлы, а двухподвесы встречаются редко. Именно двухподвес за счет «мягкой раскачки» может потерять скорость и драгоценные секунды времени.

внешний вид cross-country байка

Остановимся немного подробнее на вопросе о том, что лучше для кросс-кантри: двухподвес или хардтейл.

хардтейл

При прочих равных условиях у двухподвеса лучше устойчивость и комфорт езды, низкий уровень вибрации, более «впечатляющий» внешний вид. Кроме того, есть возможность на ухабах не вставать на педалях из-за хорошей амортизации.

kross-kantri-5

К его недостаткам относится большая тяжесть велосипеда, повышенный каденс для компенсации задней амортизации, а также большая сложность в техобслуживании.

Естественно, преимущества проявляют себя на машинах стоимостью от 800 – 1000 долларов. Поэтому, если вы видите «двухподвес» в стиле «ашан-байк» за 12 тысяч рублей, то просто проходите мимо.

Материал рам – алюминий переменного сечения или карбон, велосипед имеет в основе рамы жесткий треугольник, иначе он просто развалится под нагрузками. В том случае, если вы хотите переоборудовать велосипед самостоятельно, не советуем брать за исходную модификацию байк со стальной рамой. В результате «на выходе» вы получите тяжелый и неповоротливый велосипед с невысоким запасом прочности.

Конфигурация рамы обеспечивают байкеру активный наклон вперед. По меньшей мере, вес тела должен быть распределен поровну между руками и ногами.

Передняя вилка на таком велосипеде имеет достаточный ход (около 10 см). Лучшие образцы вилок отличаются высоким сопротивлением, возможностью полной блокировки и являются комбинированными (пружинными + гидравлическими). С одной стороны, чем короче ход, тем меньше «раскачка» и тем быстрее байк. Но длинный ход позволяет преодолевать препятствия с большим комфортом. Самые дорогие вилки потому и стоят так дорого, чтобы исключить «раскачку» и повысить эффективность отдачи.

Велосипед обладает качественной трансмиссией с большим количеством скоростей, которые позволяют отдавать предпочтение уверенному преодолению подъемов.

У кросс-кантри байка должны быть качественные гидравлические дисковые тормоза. Допустимо иметь только один гидравлический тормоз, например, задний, а передний – v-brake.

Обязательно наличие контактных педалей. Именно этот аксессуар отличает профессионала от любителя. Ведь выбор «контактов» для любителя обязательно сопряжен с опасностью не суметь своевременно отстегнуть ногу от педали, что может способствовать падению. Поэтому контакты любители применяют на длинных и безопасных участках с хорошим покрытием.

момент падения

Покрышки всегда имеют умеренную ширину (до 2 дюймов) и хороший протектор. Одновременно с этим, они не должны быть слишком широкими, тяжелыми и узкими, иначе велокросс по пересеченной местности превратится в мучение, особенно на легких и песчаных покрытиях или в грязную погоду. Для кросс-кантри можно рекомендовать:

1. Schwalbe Nobby Nic, которые хороши для песка и грязи.

Schwalbe Nobby Nic

2. Continental Mountain King – замечательные покрышки для силовой езды.

Continental Mountain King

3. Fast Trak Grid UST – которые при хорошей надежности, износостойкости, «злобности и зубастости» не слишком тяжелые.

Fast Trak Grid UST

Высокое расположение кареточного узла на раме, наличие рокринга как дополнительной защиты от камней и лежащих бревен.

Сравните высоту кареточного узла у дорожного велосипеда и маунтинбайка:

дорожный велосипед

Как видно, у дорожных байков кареточный узел (главная ось) ниже отрезка, соединяющего оси, а у горных велосипедов расположен или на одной линии, или выше.

маунтинбайк

Меньший диаметр колеса, по сравнению с кроссовыми байками. Так, кроссовый велосипед при диаметре колеса в 28 дюймов легко перекатывает мелкие препятствия, зато колесо кросскантрийного маунтинбайка размером на 2 дюйма меньше более маневренно и легче управляется.

Перечисленные свойства велосипеда вовсе не означают, что в итоге они все описывают идеальный кросскантрийный байк. Дело в том, что лучший образец попросту отсутствует в природе. Так, например, спор между хардтейлами и двухподвесами до конца не разрешен, так как профессионалы вполне могут использовать жесткие двухподвесы высокого уровня, обладающие малой инерцией. Они способны правильно реагировать на передачу момента упругости за короткое время. Такие велосипеды достаточно дороги.

В итоге следует отметить, что если вы абсолютно не знаете, где и как будете кататься, но вам нужен велосипед, покупайте кросскантрийный маунтинбайк. На нем вы сможете ехать (правда, с меньшим комфортом, чем на кроссовом) по шоссе, совершая длительные переходы.

Также вы сможете ездить на нем за продуктами в ближайшую деревню.

Но его истинная стихия – это пересеченная местность. Он поедет и проберется там, где потерпят крах и дорожный, и женский велосипед, и трековый байк. Универсальность и надежность – его козырь.

загрузка…

Виды горных велосипедов

По типу подвески байки делятся на 3 вида:

  • ригид;
  • двухподвес;
  • хардтейл.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Хардтейл

Хардтейл — это байк, у которого сзади установлена жесткая рама. Хардтейл оснащается только одним амортизатором. Это отличный вариант для российских дорог. Хардтейл предназначен для езды по пересеченной и ровной местности.

К преимуществам относят:

  • высокое качество;
  • прочная и надежная рама;
  • простой и доступный ремонт;
  • демократичная стоимость;
  • амортизатор обеспечивает должный уровень комфорта;
  • при необходимости можно установить багажник;
  • отличная ремонтопригодность;
  • отсутствует раскачка при вращении педалей.

Главным преимуществом является стоимость. Поэтому большинство велосипедистов отдает предпочтение таким байкам.

Как правило, рама изготавливается из алюминиевого сплава. На более дешевых моделях установлена стальная рама. Используется достаточно узкое седло. Тормоза могут быть как гидравлическими, так и механическими. Характерным представителем является Format 1415.

Двухподвес

Двухподвес — это горный велосипед, который оснащен двумя амортизаторами. Это заветная мечта многих велосипедистов. Для многих это недостижимая мечта, потому что стоимость хорошего двухподвеса начинается примерно от 60 тыс. руб. Высокая стоимость — это один из главных недостатков и причина выбора другого байка.

Амортизация на обоих колесах помогает контролировать байк на неровностях. Это помогает удерживать переднее колесо от блуждания и дрейфа. Амортизаторы превосходно смягчают удары. Таким образом, обеспечивается высокий уровень комфорта.

Двухподвесы предназначены для спортивной езды в холмистой местности и горах.

Существует три вида подвесок:

  1. Треугольник. Главное преимущество такой подвески — это небольшая нагрузка на звёздочки и цепь.
  2. Многорычажная. Такая подвеска пользуется большой популярностью. Главным преимуществом многорычажной подвески является долговечность.
  3. Консольные. Это простая и надежная подвеска.

К преимуществам двухподвесов относят:

  • высокий уровень комфорта;
  • установлены качественные и надежные амортизаторы;
  • стильный внешний вид;
  • подвеска может обработать любые препятствия;
  • хорошая устойчивость в разных условиях;
  • интересные ощущения при езде;
  • отличная управляемость на бездорожье.

Без недостатков не обошлось:

  • высокая стоимость;
  • конструкция требует специального обслуживания;
  • чрезмерно большой вес.

Ригид

Ригид — это велосипед, который не имеет амортизаторов. Этот тип велосипедов совершенно не имеет подвески. Ригид лишён недостатков амортизационных вилок.

К преимуществам относят:

  • относительно низкая стоимость;
  • значительно дешевле хардтейлов, а также двухподвесов;
  • устанавливается простая и надежная рама;
  • не требуют частого техобслуживания;
  • байк может развить хорошую скорость;
  • повышенный КПД;
  • отличные ходовые качества на ровных дорогах;
  • небольшой вес.

К недостаткам относятся:

  • уровень комфорта оставляет желать лучшего;
  • байк достаточно жёсткий;
  • плохая проходимость;
  • ухудшаются ходовые качества на бездорожье.

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) — одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и «неубиваемости» при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.

Параллельный слалом или байкер-кросс

Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.

Даунхилл (скоростной спуск)

Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.

Фрирайд

Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.

Апхилл

Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор

Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Горный велосипед».

Теги: олимпийские виды спортаэкстремальные виды спорталетние виды спорта

экстремальные виды спорта

Какой двухподвесный велосипед выбрать?

Как и при выборе любого другого велосипеда, нужно учитывать особенности вашей езды: как часто и где вы катаетесь, проходите большие расстояния или совершаете короткие прогулки, любите велосипедные трюки, подъемы в гору или с горы. Двухподвесы в основном отличаются по стилю катания.

Виды двухподвесных велосипедов:

  • Даунхилл (от англ. downhill«вниз по холму») – предназначен для скоростного спуска с горы или любой другой наклонной поверхности.
  • Кросс-кантри (от англ. cross-country«пересеченная местность»)  — эта модель в первую очередь предназначена, чтобы сглаживать неровности и перемещаться по бездорожью.
  • Эндуро (от англ. endurance «выносливость») – подходит для катания по небольшим склонам и неровной поверхности.

У даунхиллов самая большая длинна хода вилки (максимальное расстояние, на которое удлиняется амортизатор при езде), самые мягкие амортизаторы, одни из самых лучших тормозов и прочная рама. Часто на этих моделях есть всего одна скорость, что вполне оправдано, поскольку при спуске с горы вряд ли потребуется переключать или увеличивать скорость. Недостаток этой модели  – большой вес. Даунхиллы делают такими тяжелыми для лучшего скрепления с грунтом.

У велосипедов кросс-кантри подвеска специфическая, с небольшим ходом. Рама менее прочная, чем у других двухподвесов, зато довольно легкая. От 10 и более скоростей. На нем можно довольно комфортно въехать в гору или мягко проехать по любой неровности. Кросс-кантри, как говорят эксперты, — это горный велосипед для тех, кто предпочитает комфорт скорости.

Прочность рамы, ход вилки, скорость и вес велосипедов эндуро – нечто среднее между дуанхиллами и кросс-кантри.

Дополнительная экипировка

Соревнования относят к экстремальному виду спорта. Помимо специального транспорта, требуется экипировка: контактные педали, очки, шлем, перчатки. Шлем должен быть ударопрочным, выдерживать механическое воздействие о разные поверхности. Защита головы – обязательное условие велогонок. Качественный шлем стоит недешево, но не следует экономить на безопасности.

Профессиональный велосипедист не обходится без контактных педалей. Если фиксатор отстегнется в неудачный момент, то он может послужить причиной серьезной травмы. На сложных трассах подобные элементы незаменимы. Выбирают модели из прочного долговечного материала. Важна также стойкость к загрязнениям, сохранение функциональности на сложных грязевых, пыльных, мокрых трассах.

В дополнение к легкому шлему с отверстиями для вентиляции идут очки. Они защищают глаза от грязи, воды, осколков камней. Попадание чего-либо в глаз резко ухудшает видимость, способно вывести спортсмена из строя. Поэтому очки являются обязательным атрибутом любых соревнований.

Велоперчатки оснащены внутренней нескользящей стороной. Они оберегают руку от натирания, усиливают сцепление с рулем. Ручки велосипеда для кросс-кантри покрыты нескользящим составом, но перчатки обеспечивают увеличение эффекта. Обувь с шипами используют только в комплекте с контактными педалями.

Дополнительная экипировка

Соревнования относят к экстремальному виду спорта. Помимо специального транспорта, требуется экипировка: контактные педали, очки, шлем, перчатки. Шлем должен быть ударопрочным, выдерживать механическое воздействие о разные поверхности. Защита головы – обязательное условие велогонок. Качественный шлем стоит недешево, но не следует экономить на безопасности.

Профессиональный велосипедист не обходится без контактных педалей. Если фиксатор отстегнется в неудачный момент, то он может послужить причиной серьезной травмы. На сложных трассах подобные элементы незаменимы. Выбирают модели из прочного долговечного материала. Важна также стойкость к загрязнениям, сохранение функциональности на сложных грязевых, пыльных, мокрых трассах.

Контактные педали устанавливают на велосипеде для профессионалов, новичкам они ни к чему.

В дополнение к легкому шлему с отверстиями для вентиляции идут очки. Они защищают глаза от грязи, воды, осколков камней. Попадание чего-либо в глаз резко ухудшает видимость, способно вывести спортсмена из строя. Поэтому очки являются обязательным атрибутом любых соревнований.

Велоперчатки оснащены внутренней нескользящей стороной. Они оберегают руку от натирания, усиливают сцепление с рулем. Ручки велосипеда для кросс-кантри покрыты нескользящим составом, но перчатки обеспечивают увеличение эффекта. Обувь с шипами используют только в комплекте с контактными педалями.

Лучшие производители горных велосипедов

Как и любая другая категория рынок горных велосипедов имеет собственных лучших производителей. Их немного, но качество производимых ими маунтинбайков подтверждено тысячами счастливых пользователей, в том числе и настоящими профессионалами. К числу лучших производителей MTB можно отнести:

  • STELS. Это российская компания-производитель, принадлежащая крупному холдингу «Веломоторс», берущая своё начало в 1996 году. Велосипеды этой марки, в том числе и горные, очень популярны на мировом рынке, что подтверждают высокие показатели продаж.
  • FORWARD. Ещё одна российская компания-производитель велосипедов, велозапчастей и их комплектующих. Начало массового выпуска продукции состоялось в 1999 году, а в настоящее время горные велосипеды этой марки принимают участие в элитных соревнованиях по маунтинбайку, что говорит об их высоком качестве и работоспособности.
  • CUBE. О продукции компании CUBE можно говорить только хорошее. Немецкий гигант велопроизводства является бессменным участником престижной европейской веловыставки Eurobike, и это лучше всего отражает уровень выпускаемой ими продукции.
  • Giant. Тайваньская фирма является одним из самых масштабных производителей велосипедов. С 1972 года она возвела более 10 заводов по всему миру и сегодня по праву считается одним из лучших производителей, в том числе и горных, велосипедов в мире.
  • Merida. Эта тайваньская фирма является основным конкурентом Giant за долю рынка не только в родной стране, но и по всему земному шару. В отличие от своего оппонента Merida активно спонсирует велоспортивные команды на престижных соревнованиях, что и позволяет им продвигать свою продукцию в массы.

Велосипеды Kross

Бренд KROSS сегодня является крупнейшим производителем велосипедов в Европе. Компания расположена в Польше, а ее продукция широко распространена по всей Европе, скандинавских странах и СНГ. Каждый велосипед имеет гарантию качество, ведь продукция компании тестируется профессиональными спортсменами KROSS RACING TEAM – спортивной команды, сотрудничающей с брендом. По своим параметрам качества и надежности, а также безопасности, велосипеды этого бренда находятся на очень высоком уровне, при этом цена на них достаточно приемлема, что и обеспечивает их популярность. Продукция этого бренда идеально подойдет как начинающим райдерам, так и профессиональным спортсменам, имеющим многолетний опыт и не одну сотню километров дорог за спиной. Компания Kross выпускает как шоссейные, так и комфортные городские байки, особенную гордость ее составляют горные велосипеды и байки кросс-кантри. Не только взрослые, но и дети, и подростки найдут в каталоге бренда велосипеды для себя – удобные, стильные, надежные и безопасные.

В этой серии представлены велосипеды для комфортных прогулок по городу и уличного катания – быстрого, но не гоночного, длительного, но не связанного со сверхнагрузками. Такие велики от Kross – прекрасное средство передвижения по городу и отличный способ поддержать себя в форме и избежать бесконечного стояния в пыльных автомобильных пробках. В серии имеются модели, укомплектованные корзиной для покупок, которые наверняка придутся по душе дамам, ведущим домашнее хозяйство, а также любителям пикников.

Сomfort

Модели из этой серии максимально приспособлены к тому, чтобы их владельцу было как можно комфортнее. В них Kross предусмотрели все – на такой байк удобно садиться, с него удобно слезать, в седле удобно сидеть даже в течение долгой поездки, эти велосипеды допускают использование множества аксессуаров и комплектующих, которые сделают их использование максимально комфортным. Конструкция байка разработана таким образом, чтобы обеспечить комфортное и безопасное положение тела райдера во время езды и снизить нагрузку на позвоночник и мышцы спины и поясницы.

Urban

Городские велосипеды KROSS созданы для быстрой езды по городу. Они скоростные и маневренные, яркие и стильные, некоторые модели в серии складываются. Такие байки – для активных и стремительных людей, смелых и решительных, ярких и мобильных.

Dirt и горные байки KROSS

Эта серия байков рассчитана на трюки – это небольшие маневренные модели с маленькими колесами и легкой прочной рамой, адаптированные для байк-парков.

Модели для внетрассового катания и езды по горам от Kross отличаются улучшенным сцеплением, повышенной безопасностью и прочностью, на них можно смело совершать длительные горные прогулки, покорять экстремальные спуски и подъемы и опасный серпантин горных дорог.

Туристические

Это серия кроссовых, туристических и трекинговых моделей, предназначенных для длительного внетрассового катания. Удобные колеса, усиленная рама, возможность крепления сумок, фар и багажников, а также других аксессуаров, которые могут понадобиться в дороге – вот что отличает эти велосипеда. Многие модели Kross оснастили дополнительным оборудованием (подножкой, крыльями, фонарями, багажниками), а также имеют гидравлические тормоза.

Детские

Кроме перечисленных серий, бренд KROSS выпускает также детские и подростковые байки, удобные, легкие, комфортные и безопасные, отличающиеся стильным ярким дизайном для маленьких райдеров.

Плюсы и минусы

Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:

  1. Комфортное катание на бездорожье
  2. Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
  3. Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
  4. Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
  5. Эффектный внешний вид

Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:

  1. Более высокая цена
  2. Повышенные требования к качеству комплектующих
  3. Необходимость в более частом техническом обслуживании
  4. Ускоренный износ цепи и звездочек
  5. Увеличенный вес велосипеда
  6. Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)

Лучшие модели

Если выбор по характеристикам сложен, можно обратить внимание на популярные модели известных производителей. Перед приобретением полезно ознакомиться с описанием, плюсами и минусами

Консультация спортсмена, специалиста в магазине не будет лишней.

Вид Особенности
Cannondale Scalpel Дорогостоящий профессиональный велосипед. Двухподвесный транспорт с интегрированным рулем, прочными колесами и широким разбросом скоростных режимов
Scott Spark RC 900 Двухподвесный найнер. Увеличенный вес компенсируется прочностью конструкции. Позволяет регулировать характеристики во время движения по трассе
BMC Fourstroke 01 ONE Карбоновый найнер с приводом, максимально точными тормозами и роторами. Характеристики регулируются, легко подстроить модель под себя
Cube Reaction C: 62 Race 29 Новая модель бренда, которая быстро обрела популярность. Гидравлические тормозные диски, оптимальный ход вилки. Подстраивается под любую трассу
Forward Agris 27,5 2,0 disc Невысокая стоимость, высококачественные комплектующие и оптимальные характеристики. Прочная конструкция, точная тормозная установка

Модифицированные горные велосипеды должны соответствовать спорту кросс-кантри. Велосипедист обязан за максимально короткий срок преодолеть сложную дистанцию, справиться с задачами. Правильное изделие сэкономит драгоценные секунды и силы спортсмена.

BMC Fourstroke 01 ONECannondale ScalpelCube Reaction C 62 Race 29Forward Agris 27,5 2,0 discScott Spark RC 900

Трассы для кросс-кантри

Экстремальная спортивная дисциплина кросс-кантри, конечно же, подразумевает использование горных велосипедов, предназначенных для соревнований на пересеченной местности. По общепринятым нормативам трассы включают в себя:

  • повороты с виражами;
  • крутые, опасные спуски;
  • тяжелые и длинные подъемы;
  • технически сложные участки – холмы, пригорки и выбоины;
  • грязь, песок, бревна, камни;
  • отрезки для высоких ускорений и резких торможений.

Для кросс-кантри могут быть выбраны естественные природные трассы или искусственно созданные. Год от года трассы не просто меняются на каждые состязания, но и постоянно усложняются, повышая опасность для велогонщика. В преодоление трасс на велосипеде должно входить:

  1. Чередование широких и узких отрезков велотрассы;
  2. Все участки должны быть годны для прохождения в любых погодных условиях;
  3. Участки, покрытые асфальтом или мощеная дорога, не должны превышать более 15% от протяженности всей трассы.

Обязательно при составлении маршрутов для велобайков по всему пути организовывают:

  • разметку с указаниями направления движения, опасных участков, а также старта и финиша;
  • зоны технической помощи и пункты питания;
  • возможные переходы для зрителей и болельщиков, во избежание столкновения с велосипедом;
  • установление защитных сеток или других средств (мешки с сеном, песком) в особо опасных отрезках пути;
  • смотрящих, на протяжении всего пути, дежурную машину неотложки.

Сами соревнования по кросс-кантри проходят на кольцевых трассах трех типов:

  1. Классическая – включает в себя от 5 до 9 км. и рассчитана на три – шесть кругов. Продолжительность ее обычно не превышает двух часов;
  2. Шор-треки с небольшим маршрутом от 2 до 5 км, которые велосипед проходит за шесть – девять кругов. Гонки на выбывание могут быть всего по несколько минут;
  3. Марафоны кросс-кантри на велобайке продолжаются от 2 до 8 часов. В данной дисциплине трасса значительно удлиняется.

Трассы для кросс-кантри дисциплин преодолеть на велосипеде можно каждому спортсмену с физической подготовкой, но чтобы побороться за призовые места, нужны серьезные и регулярные тренировки, выносливость. А когда горячая борьба идет еще и на счет секунд, то правильно выбранный велосипед, решит все. Отличия, модифицированного особым образом, байка для данных гонок, от просто горной модели существуют и их обязательно следует знать и учитывать.

Конструктивные особенности горных велосипедов

Чтобы понять какой байк лучше, следует учитывать конструктивные особенности.

Основными особенностями горного велосипеда являются:

  • шины;
  • колёса;
  • тормоза;
  • вилка;
  • рама.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Рама

Рама является главным конструктивным элементом байка.

Рамы изготавливаются из таких материалов:

  • карбон;
  • титан;
  • алюминий;
  • сталь.

Карбоновые рамы обладают превосходными свойствами. Главным их недостатком является высокая стоимость.

Титановые рамы достаточно дорогостоящие. Тем не менее, обладают уникальными характеристиками. Горные велосипеды с титановыми рамами пользуются популярностью среди профессиональных спортсменов.

Алюминиевые рамы получили широкое распространение среди обычных велосипедистов. Главным недостатком является вибрация.

Главным преимуществом стальных рам является низкая стоимость. Стальные рамы прочные и долговечные.

Вилка

Существует такие вида амортизационных вилок:

  1. Воздушные. Это самый продвинутый вариант. Главным конструктивным элементом является воздушный картридж. К преимуществам относятся: возможность настройки, надежность, небольшой вес.
  2. Масляные. Масляный амортизационной вилки пользуются большой популярностью. При необходимости вилку можно настроить. Главным преимуществом является надежность.
  3. Пружинные. Самый простой вариант. Пружинная амортизационная вилка практически не гасит колебаний.

Тормоза

Существует три вида велосипедных тормозов:

  • Дисковые.
  • Ободные.
  • Барабанные.

Дисковые тормоза получили широкое распространение благодаря большому количеству преимуществ. Существуют механические и гидравлические тормоза.

К преимуществам дисковых тормозов относятся:

  • долговечность;
  • легкость в ремонте;
  • могут работать при любых погодных условиях.

Ободные тормоза бывают разных видов:

  • гидравлика;
  • кантилеверы;
  • клещи;
  • V-брейки.

Большой популярностью пользуются V-брейки. Они часто устанавливаются на недорогих моделях.

К преимуществам ободных тормозов относятся:

  • демократичная стоимость;
  • небольшой вес;
  • эффективная и простая конструкция.

К преимуществам относятся:

  • долговечность;
  • низкая стоимость.

Колеса и шины

Велосипеды оснащаются колесами диаметром от 24 до 28 дюймов. Используются прочные и надежные колёса от известных производителей. Как правило, горные велосипеды оснащаются агрессивной резиной. Количество спиц варьируется от 32 до 36 штук.

Существует следующие виды горных велосипедов:

  1. Хардтейл не имеет задней подвески.
  2. Двухподвес имеет амортизаторы на обоих колесах.
  3. Ригид не имеет амортизаторов.

Каждый вид имеет особенности и отличительные характеристики. По назначению горные велосипеды делятся на несколько типов. При выборе велосипеда необходимо учитывать разные конструктивные особенности.

Кросс-кантри – одна из самых интересных дисциплин горного велосипеда. Гонки часто бывают непредсказуемыми, с плотной борьбой до самого финиша, а в хороших байках для кросс-кантри сочетается всё, за что мы вообще любим горный велосипед – на них можно ездить быстро, причём, как вверх, так и вниз.

Что касается технологий, за последние годы они получили здесь серьёзное развитие. Велосипеды для кросс-кантри стали легче, быстрее и функциональнее, а многие гоночные трассы сделали существенно сложнее.

Если вы задумываетесь о покупке кросс-кантрийного аппарата, не лишним будет изучить наш список, где мы отобрали лучшие, по нашему мнению, байки.

Specialized Epic Pro

Это гоночный велосипед с максимально точной управляемостью и современной геометрией.

Модель Specialized Epic – один из лучших байков для кросс-кантри на рынке, его геометрию при этом можно назвать очень современной, то есть, он вполне подходит не только для кросс-кантри, но и для трейлрайдинга.

Здесь используется патентованная технология Specialized под названием Brain – она позволяет дополнительно контролировать работу подвески при помощи инерционных клапанов, которые открывают демпферы амортизатора и вилки только тогда, когда вы наезжаете на препятствие.

Велосипед спокойно и ровно едет по серьёзным техничным участкам, не становясь при этом слишком плюшевым. У рамы размера L, которая у нас есть в наличии, большая эффективная длина переднего треугольника («рич»), что в сочетании с острым углом рулевой в 67.5 градусов позволяет велосипеду легко переезжать через камни и корни, а также уверенно проходить крутые повороты.

На байке в сборе стоит беспроводной электрический групсет SRAM X01 Eagle AXS, компоненты S-Works и карбоновые колёса Roval Control. Регулируемого подседельного штыря на комплите нет, но внутренняя проводка для его троса есть, так что при желании такой штырь можно поставить.

По соотношению цены и качества в этом списке, возможно, и есть модели получше, но в целом, данный велосипед занимает первое место в нашем рейтинге.



Scott Spark RC Team Issue AXS

Весьма радикальный и современный байк для кросс-кантри с потайным амортизатором и отличной геометрией.

Новый Scott Spark RC довольно радикально изменили – теперь здесь оригинальная подвеска со спрятанным внутрь рамы амортизатором и по 120мм хода спереди и сзади.

Несмотря на то, что задний амортизатор не виден снаружи, настраивать подвеску на этом велосипеде очень просто – с левой стороны рамы даже есть специальная шкала для выставления сэга.

В результате получается байк, который отлично едет вниз несмотря на то, что на нём нет регулируемого подседельного штыря и широкого руля. На подъёмах же он достойно сохраняет сцепление, а заблокировать подвеску легко можно при помощи манетки TwinLoc на руле.

Кроме того, на этом велосипеде стоит беспроводной электрический групсет SRAM GX Eagle AXS, который способен впечатлить любого. Вилка и задний амортизатор здесь – от компании RockShox, а многие другие компоненты – от известного дочернего бренда Scott под названием Syncros. К слову, у нас в наличии есть модель Scott Spark 920.

BMC Fourstroke 01 Two AXS

Это велосипед с приличной геометрией, который хорошо показал себя на подъёмах, а его подвеска во время езды ощущается отлично.

На таком велосипеде Том Пидкок завоевал, между прочим, Олимпийское золото. На наших же трейлах байк проявил себя как надёжный, готовый к гонкам аппарат.

Геометрия Fourstroke вполне современная, а на подъёмах он показал себя почти безупречно. Велосипед потрясающе ведёт себя на перегибах рельефа и подталкивает вас ускоряться на самых разных трассах.

Трансмиссия SRAM GX Eagle AXS работает великолепно, а вилка и амортизатор от Fox не «проваливаются» и обеспечивают райдеру должную поддержку во время педалирования.

Впрочем, покрышки здесь хорошо бы заменить – со стоковыми Vittoria Barzo велосипед ощущается немного нервным и неустойчивым. Интегрированный регулируемый штырь BMC RAD нам не слишком понравился, но, по крайней мере, он выглядит эстетично.

Cannondale Scalpel Hi-Mod 1

Этот велосипед достойно реагирует на усилия, прилагаемые райдером, и даёт отличную обратную связь во время езды.

Обновлённый Cannondale Scalpel – это абсолютно новая рама с гибкими нижними перьями вместо заднего шарнира. Геометрию здесь тоже несколько изменили, и теперь она подстроена под новую карбоновую амортизационную вилку Lefty Ocho.

Нам этот велосипед показался прямо-таки неприлично быстрым – здесь жёсткая подвеска и очень накатистые покрышки, а такая комбинация часто подталкивает райдера ездить буквально на пределе возможностей.

В связи с этим велосипед немного вибрирует и трясётся на быстрых неровных трассах, но более серьёзные удары подвеска отлично смягчает. Ну и, конечно, вы всегда будете ощущать обратную связь через руль и педали.

На комплите стоит групсет Shimano XTR, карбоновые обода Cannondale Hollowgram 25 и кокпит производства Cannondale.

Canyon Exceed CFR Team

У этого по-настоящему гоночного велосипеда вполне традиционная геометрия. Байк Canyon Exceed CFR рассчитан на максимальную скорость в условиях гонки.

Рама здесь жёсткая и короткая, с крутыми углами – соответственно, она не очень-то прощает ошибки. Зато все ваши усилия при давлении на педали идут в дело и толкают велосипед вперёд засчёт того, что задний треугольник короткий и жёсткий. В общем, это самый настоящий гоночный байк.

На комплите Exceed стоит одноэлементный «руль-вынос» Canyon CP08, который не только даёт гонщику аэродинамическое преимущество, но и отлично выглядит. Впрочем, вероятно, его фиксированные размеры и геометрия подойдут не всем.

Giant Anthem Advanced Pro 29 1

Это велосипед с потрясающей современной геометрией, стабильный и при этом маневренный.

Модель Giant Anthem обновляли в 2021 году – тогда там изменилась геометрия рамы, появилась вилка с ходом 110мм и гибкие верхние перья, заменяющие шарнир сзади.

На этом велосипеде используется система контроля подвески Fox Live Valve, которая подразумевает наличие электронных сенсоров на раме и вилке – они автоматически открывают или закрывают компрессию в демпферах вилки и амортизатора в зависимости от наличия неровностей.

Благодаря современной геометрии велосипед отлично едет вверх, несмотря на небольшую раскачку при педалировании. На спусках он ощущается стабильным, даже на рыхлом грунте, из-за не проваливающейся подвески (это, впрочем, зависит от настроек системы Live Valve).

На комплите стоят трансмиссия и тормоза Shimano XT, которые по функциональности почти не уступают XTR. Кроме того, здесь можно видеть карбоновый руль и колёса от Giant.

Intense Sniper XC Expert

Велосипед уверенно чувствует себя и на подъёмах, и на спусках, а рама выполнена полностью из карбона.

Компания Intense известна, в первую очередь, велосипедами для экстремального катания, и тем не менее, Sniper XC уверенно и быстро едет по трассам кросс-кантри.

Геометрия рамы вполне современная – эффективная длина переднего треугольника составляет 468мм (что достаточно много), а угол рулевого стакана – 67.5 градусов (что весьма мало для кросс-кантрийного байка).

Учитывая, что здесь нет дистанционной блокировки демпферов, Sniper едет вверх очень даже неплохо. Но некоторая раскачка подвески всё же ощущается, особенно при резких ускорениях.

На спусках велосипед ведёт себя уверенно, хорошо сглаживая неровности при сохранении должной жёсткости.

Трансмиссия Shimano SLX работает безукоризненно, как, впрочем, и амортизация Fox Performance. К тому же, на комплите уже стоит регулируемый подседельный штырь.

Merida Ninety-Six RC 9000

Классический гоночный велосипед с отличной управляемостью и достойным подбором компонентов.

С виду это достаточно стандартный велосипед – по 100мм хода спереди и сзади, но при этом у него вполне себе трейловая геометрия с углом рулевой трубы в 68.5, а подседельной – в 76 градусов.

На данной модели стоит групсет Shimano XTR, амортизация Fox Factory и компоненты производства Merida.

Вверх велосипед ехал действительно быстро – работа подвески неплохо помогает райдеру на неровных и рыхлых подъёмах. Благодаря маневренности и точной управляемости он отлично ведёт себя при прохождении поворотов.

А вот на спусках Ninety-Six показал себя чуть более нервным, чем можно было бы ожидать от байка с таким длинным передним треугольником.

Задний амортизатор здесь, кстати, имеет больший ход, чем можно было бы предполагать.

Orbea Oiz M-Team

На этом велосипеде – не проваливающаяся подвеска, которую можно контролировать дистанционно. А геометрия здесь довольно традиционная.

Модель Orbea Oiz M-Team создана для гоночных трасс. Она собрана на карбоновой раме, где перья слегка укорочены для дополнительного снижения веса.

Геометрия у байка достаточно старомодная, и это, вероятно, может немного мешать на самых техничных участках. На комплите стоит вилка Fox Factory 32 Stepcast и задний амортизатор Fox DPS, а также трансмиссия Shimano XTR.

Больше всего нас впечатлила, пожалуй, манетка управления подвеской Orbea Squidlock – пользоваться ей действительно очень просто. А кроме того, существует программа Orbea MyO, позволяющая бесплатно сделать кастомную раскраску рамы, что, конечно, увеличит время её ожидания на несколько недель.

Santa Cruz Blur C X01 AXS RSV

Это самый лёгкий кросс-кантрийный байк Santa Cruz на сегодняшний день. Отличается хорошей геометрией и управляемостью.

Blur – современный велосипед для кросс-кантри со 100мм хода спереди и сзади. Его геометрия, можно сказать, оптимальна – он не слишком длинный, так что не ощущается неповоротливым, но при этом достаточно стабильный для техничных спусков.

Для этого байка характерна точная управляемость и стабильность – на спусках он  придаёт райдеру уверенности. Он комфортный, быстрый и резкий, что идеально как для коротких гонок, так и для марафонов.

Единственный минус здесь – это расположение манетки блокировки TwistLoc, которое оказалось не очень-то интуитивным. Чтобы заблокировать амортизатор, приходится далеко тянуться пальцем, а кроме того, эта манетка не самая лёгкая.

Кросс кантри в переводе с английского означает «пересеченная местность». Поэтому под данным термином подразумевается направление в велосипедном спорте, где гонка проходит по пересеченной местности. При этом необходимо отличать cross-country и прогулку на велосипеде по лесному массиву. Трассы для состязаний оборудуются профессионально, с учетом требований, предъявляемых МОК. А для езды по этим трассам требуется особый велосипед, обладающий необходимыми характеристиками. Кроме того, для занятий этим видом спорта нужна хорошая физподготовка, выносливость и быстрота реакции.

Трассы для кросс кантри

Kross kantri 2

Этот спорт относится к разряду экстремальных, и кольцевые трассы для него оборудуются с учетом определенных требований, утвержденных на международном уровне. Они могут быть природными и искусственно созданными, но любая дистанция для кросс кантри должна соответствовать следующим условиям:

  • Содержать лесные и грунтовые дороги, поля, участки с грунтовым покрытием и гравием, многочисленные спуски-подъемы, асфальтированные шоссе (не более 15% общей протяженности маршрута).
  • Обладать хорошей проходимостью вне зависимости от погоды, иметь возможность объезда при разрушении одного из участков.
  • Иметь узкие и широкие участки, сменяющие друг друга, а также оборудованные переходы для зрителей.
  • Разметка должна быть качественной, указывать зоны старта, финиша, направление движения и особенно опасные участки пути.
  • На трассе обязательно размещаются пункты питания и техпомощи, работает машина медпомощи, устанавливаются указатели и защитные приспособления на наиболее опасных отрезках.
  • На всем ее протяжении должны стоять маршалы со свистками.

Типы гонок

Состязания подразделяются на три вида в зависимости от используемой трассы.

  1. Классическая гонка. Подразумевает преодоление 3-6 кругов по трассе протяженностью 5-9 км. Время заезда в этом случае составляет не более 2 ч.
  2. Шор-трек — 6-9 кругов на короткой дистанции. Сюда же относится и гонка на выбывание, которая может длиться буквально несколько минут.
  3. Марафон — заезд на большие дистанции, длящийся 2-8 ч.

Преодолеть трассу под силу практически каждому велосипедисту, имеющему достаточный уровень спортивной подготовки. Однако победу в состязании могут обеспечить только выносливость и систематические тренировки. Однако не следует забывать и про «железного коня» — от него немало зависит в жесткой борьбе, где счет ведется буквально на секунды.

Отличия от горного велосипеда

Велосипед кросс кантри относится к разновидности горного. Однако он имеет существенные отличия, обеспечивающие ему легкость, динамичность, хорошую проходимость и высокие скоростные показатели на сложных трассах с агрессивным стилем езды.

Kros kantr velosiped

Классические горные байки предназначены только для езды по бездорожью и подъему вверх по склонам, поэтому они зачастую тяжелые, мало маневренные и не способны развивать большие скорости. Агрегат для кросс кантри сделан специально для скоростной езды по неровной поверхности, для преодоления препятствий, прыжков и т.п. Поэтому посадка у него ниже, чем у горного байка. Однако на таком велосипеде весьма проблемно подняться в гору.

Типов таких велосипедов немало, но основных можно выделить три:
  1. Даунхилл — агрегат для скоростного спуска с горных склонов. Они оснащаются тормозами большой эффективности, что позволяет им быстро остановиться перед препятствием.
  2. Фрирайд — применяется как для спуска, так и для подъема.
  3. Ол-маунтин — предназначен для передвижения вне дорог.

Поскольку кросс кантри относятся к семейству горных байков, они обладают всеми их преимуществами. Все плюсы, имеющиеся у горных велосипедов, есть и у них. Однако первые считаются более безопасными, хотя на практике это качество зависит от конкретного агрегата.

Как выбрать байк

Kross kantri 3

Трассы для состязаний очень сложны и специфичны, поэтому к выбору велосипеда следует подходить грамотно. Правильно подобрать «железного коня» помогут некоторые рекомендации:
  • Для преодоления трудных участков маршрута лучше подойдет велосипед с легкой, но прочной рамой, например, алюминиевой или карбоновой. Тяжелые конструкции для данной дисциплины не подходят.
  • Следует оценивать форму и конструкцию рамы — она должна обеспечивать правильное расположение ездока в седле и равномерное распределение веса тела на руки и ноги.
  • Двигаться быстрее и сократить время прохождения трассы помогут одна или две подвески – при втором варианте байк больше весит, однако становится более проходимым и не теряет при этом скоростных характеристик.
  • Колеса с легкими ободами и покрышки средней ширины с хорошим протектором обеспечат лучшую сцепку с поверхностью, в том числе при плохой погоде. Слишком узкие или широкие покрышки усложнят прохождение трассы, особенно на участках грязи или песка. Важен также и размер колес: чем он больше, тем выше проходимость. Поэтому оптимальный размер для колеса кросс кантри — 29 дюймов.
  • Особое внимание следует уделить рулю, амортизированной вилке и прочей оснастке — их надежность не должна вызывать сомнений. Передняя вилка обычно комбинированная (воздушно-масляная), имеет хорошую сопротивляемость и возможность блокировки. Ее короткий ход обуславливает хорошую скорость, а длинный обеспечивает высокую проходимость на бездорожье.
  • Трансмиссия должна иметь большой скоростной диапазон — это обеспечит преодоление трассы за малое время. А большое число скоростей поможет взять участки с подъемами.
  • Желательно наличие контактных педалей — оно облегчает выполнение вращательных движений и помогает сэкономит время.
  • Показатель качества байка для кросс кантри — это его цена: действительно хороший велосипед для данной дисциплины не может дешево стоить.
Снаряжение велосипедиста

В дисциплине кросс кантри скорость — главный показатель, поэтому снаряжение не должно утяжелять и снижать показатели аэродинамики гонщика.

На трассе спортсмену необходимы:
  • Легкий шлем с отверстиями для вентиляции.
  • Очки.
  • Обтягивающая велосипедная футболка и шорты.
  • Велоперчатки.
  • Рюкзак.
  • Обувь с шипами для контактных педалей.

Для прохладной погоды предусмотрены тер­мо­бель­е, ве­лосипедная куртка и брюки.

Пять ошибок начинающих гонщиков

Kross kantri 4

Многие из тех, кто решил сделать первые шаги в велоспорте, выбирают кросс кантри. Ведь если мой друг так может, то и я могу. И зачастую делают множество ошибок из-за недостатка информации или переоценки собственных возможностей.

Вот основные заблуждения новичков:
  • «Все зависит от велосипеда». Абсолютно неверное мнение. Масса, материал изготовления и оснащение байка важны, но едет он не сам — им управляет гонщик. Поэтому решающую роль играют навыки и физическая подготовка спортсмена. История знает примеры, когда человек на примитивном агрегате добивался блестящих побед.
  • «Технику даунхилла и велотриала осваивать не обязательно». Не следует забывать, что в кросс кантри принципиальное значение имеет техника управления байком. А на трассе обязательно попадутся трамплины, затяжные и сложные подъемы и другие многочисленные преграды. Поэтому владение навыками из смежных дисциплин станет гарантией получения хороших результатов в гонке.
  • «Другие могут, смогу и я». Свои возможности лучше не преувеличивать, чтобы не потерять сознание прямо на маршруте. А такие случаи нередки. Лучше начинать с малого и простого, регулярно тренироваться и нарабатывать навыки и опыт. А почувствовав на дистанции упадок сил, лучше не превозмогаться.
  • «Еда и вода на состязаниях ни к чему». Тем, кто так думает, следует еще раз прочитать пункт о потере сознания на трассе. Конечно, во время гонки кушать не стоит да и не получится, а вот перед ней как следует подкрепиться обязательно надо. Да и после заезда необходимо перекусить и желательно пищей с высоким содержанием углеводов. Про воду не стоит и говорить — потерю жидкости в организме нужно восполнять. В жаркую погоду это может даже жизнь спасти.
  • «Экипировка не важна». Как раз-таки наоборот. Одеться не по погоде — значит, получить тепловой удар или обморожение конечностей. Лучше приобрести специальную велосипедную одежду — она изготовлена из особой ткани, быстро сохнет, а ездить в ней немного удобнее, чем в свитере. То же касается и снаряжения. Жарким солнечным днем черный шлем без вентиляции сыграет плохую службу. Перед тем, как покупать тот или иной аксессуар, лучше посоветоваться со своим тренером.
Похожие темы:
  • Велосипедный мотокросс (BMX). Виды и снаряжение. Травмоопасность
  • Велокросс. Принцип и польза. Кросс-байк и особенности
  • Маунтинбайк. Виды и особенности. Велосипеды и снаряжение
  • Веломарафон (Бревет). Виды и соревнования. Особенности
  • Гонка на выбывание. Соревнования и правила. Особенности
  • Апхилл. Соревнования и велосипед. Работа и особенности
  • Дуал-слалом. Соревнования и велосипед. Особенности
  • Байкер-кросс (4X). Соревнования и правила. Велосипед и особенности
  • Ол-маунтин. Соревнования и правила. Особенности и велосипеды
  • Фрирайд (велоспорт). Виды и особенности. Велосипеды и снаряжение
  • Норт-Шор. Зарождение и особенности. Трассы и велосипеды
  • Стрит на велосипеде. Велосипеды и снаряжение. Трюки и особенности
  • Слоупстайл на велосипеде. Начинающим и особенности. Велосипед
  • Фристайл на велосипеде. Виды и снаряжение. Особенности

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ответственность транспортной компании за задержку доставки груза
  • Отдавая заказы западным самолетостроительным компаниям наносится
  • Отдел принудительного исполнения гомельского района время работы
  • Отделение 1 мрэо гибдд умвд россии по тульской области реквизиты
  • Отделение пенсионного фонда рф по белгородской области реквизиты