История особняка Кшесинской
В начале 20-го века в Петроградском районе Санкт-Петербурга происходит знаменательное событие: возводится Троицкий мост и становится соединяющим звеном между Петроградской стороной и центром города. После этого желающих приобрести здесь участок под строительство оказалось очень много, в их рядах была и Кшесинская. Она успела в числе первых выбрать самое удачное место: из окон её дома открывался восхитительный вид на Адмиралтейство, Сенат и Зимний дворец.
До последнего балерина скрывала свою покупку, опасаясь сплетен, поэтому оформила участок на другое лицо. К тому времени у примы был маленький сын, и она решила построить для себя и для него просторный дом с садом.
Особняк при Кшесинской
Проект дома танцовщица набросала сама, а для его воплощения привлекла востребованного в начале 20-го столетия архитектора Александра Ивановича Гогена. Особняк строился в стилистике классического «северного модерна», большая часть строения располагалась в саду, как и хотела Матильда, общий ансамбль дополнился беседкой, изящной решёткой-оградой и палисадником. Строительство шло с 1904 по 1906 год. Зеркальные окна главного фасада выходили на Кронверкский проспект и Петропавловскую крепость, но попасть в дом можно было не с проспекта, а с внутреннего двора, в него вели специальные ворота.
Дом знаменитой танцовщицы внешне и внутренне соответствовал духу владелицы: без броской роскоши, но элегантный, оригинальный особняк привлекал внимание асимметрией, многоуровневостью и разнообразием форм – даже окна в здании были разной ширины. Такая хаотичность связана с внутренним расположением помещений, это была задумка хозяйки. Изюминкой жилища балерины были две огромные гардеробные и полуподвальное помещение с буфетом, винным погребом и столовой, где Матильда устраивала приёмы.
Во внутреннем интерьере присутствуют разные стилевые направления: ампир, английский стиль, стиль Людовика Шестнадцатого, модерн. Владелице удалось совместить в покоях роскошь и утончённый шик: внутренняя и внешняя отделка просторного дома производилась по образцам из французских каталогов, сочетая классические и новейшие материалы – декоративный металл, красный и серый гранит, майоликовую плитку, облицовочный кирпич.
Во времена Кшесинской в стенах особняка кипела жизнь: здесь собиралось высшее петербургское общество, звёзды театра и балета. Гостями балерины в разное время были Фёдор Шаляпин, Айседора Дункан, Карл Фаберже и даже великие князья Романовы.
Матильда Феликсовна вела активную светскую жизнь, устраивая приёмы, балы, домашние спектакли, концерты.
Советский период
После прихода к власти большевиков танцовщица была вынуждена покинуть свой дом. Последний званый обед она провела в стенах особняка 22 февраля 1917 года, а через пять дней съехала после получения писем с угрозами, опасаясь за свою жизнь. Уже на следующий день, 28 февраля, дом был разграблен «ленинцами». От былых интерьеров не осталось следа: мебель была испорчена, а все ценности вывезены.
С 1 марта резиденцию Кшесинской занимают большевики, и она становится одним из ключевых центров революционного Петрограда: до июля 1917 здесь находится большевистский штаб, в стенах здания работают Ленин, Зиновьев, Сталин, в 1918 одним из жильцов дома был Калинин.
С балкона особняка проводились митинги, а на Троицкой площади вокруг собирались толпы народа.
Следующий период стал наиболее печальным в судьбе дома. До 1937 года в стенах некогда роскошной резиденции размещались самые разные государственные учреждения: Районный дом просвещения, Губздравотдел, Нарпит, Комиссия партийного контроля и даже интернат для умственно отсталых детей В 1937 здание занимает Музей имени Кирова, для этого проводится реконструкция внутренних помещений.
В 1955 году бывший особняк балерины соединяют с соседним домом с помощью перехода, и в этих двух помещениях размещается Музей революции, открытие которого состоялось в 1957 году. С этого момента дом Кшесинской становится пропагандистским центром Ленинграда.
В 80-х было принято решение преобразить музей, создав целый комплекс в три очереди, начались работы по воссозданию первоначальных внутренних помещений: вестибюля и лестницы с балюстрадой, ротонды, Белого зала, Зимнего сада. Окончательно работы по реставрации и реэкспозиции закончились в 90-х годах.
Наше время
До настоящего времени внешний облик здания остался неизменным, но внутреннее убранство кардинально поменялось: не сохранилась мебель, отделка и детали интерьера. Все, что осталось от былого великолепия – наборный паркет и пол, покрытый плиткой в Зимнем саду.
С 1991 года и до сегодняшнего дня в доме Кшесинской открыт Государственный музей политической истории России.
В 1992 году музей переходит в ведомство Министерства культуры РФ и меняет концепцию развития. Появляются новые экспозиции, рассказывающие о политическом развитии страны в разные отрезки времени, открываются залы Детского исторического музея, а также выставка, посвящённая первой владелице особняка Матильде Кшесинской.
Сегодня музей, расположившийся в особняке – это не просто коллекционный фонд, а полноценный исторический, научно-культурный, консультационный центр федерального уровня. Здесь ведётся документирование и экспозиция политической, социальной и экономической жизни российского общества начиная от 19 века и заканчивая современными реалиями.
Интересные факты об особняке Кшесинской
Слухи о романе императора Николая Второго и балерины породили одну из удивительных легенд: она гласит, что строение связано с Зимним дворцом тоннелем, пролегающем под Невой. Якобы, этим секретным ходом пользовались Николай с Матильдой для встреч.
В 1907 году Городская управа присудила дому серебряную медаль в номинации «лучший фасад нового здания».
Во дворе дома были оборудованы хозяйственные постройки, где жили домашние животные: корова, свинья, голубь и коза, которая «танцевала» с балериной в «Эсмеральде».
С балкона этого дома Владимир Ильич Ленин в апреле 1917 зачитывал широкой публике свои легендарные «Апрельские тезисы»
После варварского разграбления особняка большевиками Кшесинская подала в суд – она надеялась вернуть свой дом и имущество обратно, выселив незваных гостей. Одним из ответчиков был указан вождь пролетариата Ленин, а ущерб от действий нового правительства адвокат балерины оценил в 300 тысяч рублей. Дело, конечно, кончилось ничем, и Матильда уехала сначала из Петербурга, а потом и из страны.
Существует тетрадь мемуаров судьи, который вёл дело о выселении из особняка танцовщицы незаконно занявших его большевиков. Этот материал никогда не публиковался, сегодня рукопись хранится в Государственном архиве РФ.
Режим работы и стоимость посещения
Часы работы особняка: среда и пятница – с 10:00 до 20:00, кассы – до 19:00, в остальные дни – с 10:00 до 18:00, кассы – до 17:00. Четверг – не рабочий день. Ежемесячно в последний понедельник музей закрывается на санитарный день.
Стоимость билетов: 350 рублей для взрослых, 150 – для студентов и пенсионеров, 100 – для инвалидов и детей 7-17 лет, детям до 7 лет вход бесплатный.
Где находится особняк Кшесинской и как до него добраться
Достопримечательность расположена по адресу: Санкт-Петербург, Куйбышева, 2-4, это угловое здание на пересечении двух улиц – Кронверкского проспекта и Куйбышева. Вам нужна станция метро «Горьковская», при выходе воспользуйтесь переходом справа, он ведёт на противоположную сторону Кронверкского проспекта. От станции двигайтесь по скверу, вы пройдёте мечеть, затем примерно через 500 метров увидите угловое здание – вы дошли до места. Дорога от метро до дома Кшесинской займёт не больше 10 минут.
До особняка идут трамваи №№3, 6, 40, маршрутки №№30, 46, 76, 223, автобусы №№46, 49.
Государственный музей политической истории России расположен в центре Петербурга в старинных особняках эпохи модерна, принадлежавших балерине М.Ф. Кшесинской и лесопромышленнику В.Э. Бранту. Коллекция Музея насчитывает около полумиллиона экспонатов и охватывает период российской политической истории от времен Екатерины II до настоящего времени. Экспозиции, тематические выставки, музейно-образовательные программы и проекты реализуют миссию Музея – воспитание политической культуры гражданского общества.
В главном здании музея (ул. Куйбышева, 2-4) расположены основные экспозиции и временные выставки. Стержнем, соединяющим все экспозиции и выставки в единый музейный текст, является современная масштабная экспозиция «Человек и власть в России в XIX–XXI столетиях».
На втором этаже особняка Бранта располагается Детский исторический музей (ДИМ). ДИМ – это специально созданные экспозиционные пространства: Кабинет историка, Гимназия, Земская школа, где дети в игровой форме знакомятся с историей своей страны и своего города. Детский исторический музей проводит интерактивные музейно-педагогические занятия и праздничные программы для учащихся 1-7 классов.
Особняк М. Кшесинской.
Архитектор А. фон Гоген, 1904-1906 гг.
Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904-1906 гг. архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном (по его проекту в Санкт-Петербурге был возведен также Музей А. Суворова в 1901-1904 гг.). Здание особняка Кшесинской привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием форм и богатой палитрой отделочных материалов; оно является своего рода эталоном стиля модерн. М. Кшесинская признана одной из наиболее ярких представительниц русской академической балетной школы. Ее танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью и в то же время виртуозной техникой и классической законченностью. В это время, когда она была хозяйкой особняка, в нем бывали такие замечательные деятели искусства начала ХХ века как Ф. Шаляпин, А. Павлова, С. Дягилев и др. Посещали его и великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович Романовы. Близость М. Кшесинской к членам царской семьи заставляет ее в дни Февральской революции 1917 г. покинуть особняк (в 1920 г. Кшесинская навсегда уезжает из России). Его занимают солдаты Петроградского бронедивизиона, а затем в его помещениях разместился ряд революционных общественных организаций. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В. Ленин, члены ЦК И. Сталин, Г. Зиновьев и др. В ходе июльского кризиса 1917 г. большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства.
После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С. Кирова. В декабре 1954 г. Исполкомом Ленсовета был решен вопрос о размещении в особняке Кшесинской Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1991 г. был переименован в Государственный музей политической истории России. Центральное помещение особняка — Белый зал, где балерина устраивала приемы. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира (вставки из искусственного мрамора, хрустальные люстры и бра, паркет и зеркала).
Вы имеете уникальную возможность воспользоваться сохранившимися интерьерами особняка — жемчужины русского модерна для проведения мероприятий. Это конференции, семинары, презентации, концерты, вечера, экскурсии, большой выбор праздников для детей и эксклюзивные программы для взрослых. Белый зал оснащен звуковой аппаратурой, имеет прекрасные акустические возможности. Более подробную информацию можно получить по телефону 313-61-63 (доб. 225, 262).
Особняк В. Бранта.
Архитектор Р. Мельцер, 1909-1910 гг.
Особняк домовладельца и предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта построен в 1909-1910 гг. по проекту крупнейшего петербургского архитектора конца XIX- начала XX вв. Романа Федоровича (Роберта Фридриха) Мельцера.
По проектам Р. Мельцера в нашем городе были также возведены особняк В. Кочубея (Фурштатская ул., 24, 1908-1910) и дворец великого князя Михаила Александровича (Английская наб., 54 Галерная ул., 55, 1912-1913). Эти здания, как и особняк В. Бранта, можно с уверенностью причислить к выдающимся достижениям архитектуры Санкт-Петербурга эпохи модерна. Владелец особняка, В. Брант, являлся управляющим торговым домом «Брант Э.Г. и Ко», потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга, членом совета Петербургского учетного и ссудного банка. Он специализировался на торговле лесом, состоял членом правления Товарищества Беломорского лесного завода и директором Товарищества Кемских лесопильных заводов. В 1917 г., сразу после революции, В. Брант уехал из России, а в его особняке был открыт детский интернат. В 1918 г. часть комнат особняка занимал М. Калинин, находившийся в то время на посту комиссара городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны. Впоследствии здесь разместился городской комитет ВЛКСМ. С 1957 г. особняк В. Бранта — часть музейного комплекса. В особняке Бранта сохранились парадный вход, главная мраморная лестница, необычайной красоты дубовая лестница с витражами. Стены украшены барельефами античной тематики.
В 1955-1957 гг. особняки были соединены в один комплекс (адрес: ул. Куйбышева, 2-4; вход с Кронверкского проспекта).
Музей политической истории России по праву считается одним из первых советских музеев, ведь он был создан в далёком 1919-м, буквально через два года после Октябрьской революции. С тех пор на нашу страну выпало огромное количество испытаний и перемен. Все они отражены здесь — среди ценнейших экспонатов, инсталляций и мультимедийных выставок. Кроме того тут регулярно организуются лекции от ведущих российских историков.
Помимо главного корпуса, расположенного в бывшем особняке Матильды Кшесинской, есть два филиала. Один из них находится в доходном доме Фитингофа на пересечении улицы Гороховой и Адмиралтейского проспекта. В нём находится мемориальный кабинет Феликса Дзержинского. Второй филиал — деревянный купеческий особняк на улице Болотной — там базируется Детский музейный центр исторического воспитания со своими уникальными интерактивными экспозициями.
Цены на билеты и режим работы Музея политической истории России
Стоимость для взрослых посетителей зависит от филиала:
- Главный корпус (особняк Кшесинской) — 350 рублей;
- Филиал на Гороховой, 2 — 200 рублей;
- Филиал на Болотной, 13 — индивидуальное посещение: взрослые — 350 руб, пенсионеры, дети, студенты — 250 руб, групповая экскурсия до 10 чел — 3500 руб. Работает только по предварительной записи и предоплате с организованными группами.
Дети до 18 лет, инвалиды I и II групп могут посещать дома Кшесинской и Фитингофа по льготным условиям, стоимость билета для них составляет 100 рублей, студентам очной формы обучения и пенсионерам вход в музей обойдется в 150 рублей. Все сопутствующие документы необходимо предъявлять на кассе. Бесплатно посещать экспозиции музея политической истории могут дети до 7 лет.
Часы работы:
- Главный корпус — понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00, среда до 20:00. Четверг — выходной, а последний понедельник месяца — санитарный день.
- Гороховая, 2 — среда — воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник-вторник — выходной.
- Детский музейный центр — со вторника по субботу с 10:00 до 18:00, понедельник и воскресенье — выходной.
Кассы закрываются на час раньше.
История
Современный выставочный центр является прямым «потомком» Музея Революции, появившегося 9 октября 1919-го года, и не где-нибудь, а в залах самого Зимнего дворца. Правда, для свободного доступа открылся он чуть позже, в январе 1920-го, с этого же времени началось активное создание подобных экспозиций по всей стране. Главной задачей было рассказать о борьбе большевиков и их соратников за строительство нового государства.
Уже через три года стало понятно, что несколькими залами не обойтись, и в 1923-м, в рабочем кабинете Ленина, оформился «Уголок Ильича». Открыли его в национализированном особняке Матильды Кшесинской — печально известной балерины и любовницы императора Николая II. Спустя 15 лет другой видный деятель — Сергей Киров — также получил собственную экспозицию, к сожалению, уже после своей трагической гибели и серьёзных «чисток» идеологических отделов.
В период Великой Отечественной войны и блокады музей не прекращал свою работу ни на один день, но испытания ждали его и после победы. Так, вслед за переездом в Петропавловскую крепость, в конце 1940-х грянуло знаменитое «Ленинградское дело»,после которого из фондов изъяли почти 100 тысяч единиц хранения. Среди утерянных навсегда экспонатов были редчайшие карикатуры на партийных вождей и архивные фотографии.
Возрождением принято считать 1957-й год, когда музей фактически заново открылся в 36-ти залах бывшего дома Кшесинской и особняка Брандта, стоящего по соседству. Коллекции заметно уменьшились, зато посетители могли воочию увидеть фронтовые реликвии, включая личные вещи маршалов Жукова и Рокоссовского. Вслед за привычной революционной тематикой активно продвигались достижения народного хозяйства — от передовых научных открытий до рекордов в промышленности.
Вместе с перестройкой изменилась и вся концепция. Был снят формальный запрет на показ портретов Троцкого, Каменева и прочих опальных деятелей, экспозиции стали распределять свободнее и без указок «сверху», что позволило создать объективный и концептуальный подход. Например, музей стал одной из первых в стране площадок, освещавших скандальные забастовки шахтёров в Кузбассе, а также другие нашумевшие события.
Распад Советского Союза не мог не отразиться на экспозициях. Формат диктатуры «одной партии» ушёл в прошлое, так в 1991-м году появился Музей политической истории. На тот момент упор делался на актуальных темах — ГУЛАГе, репрессиях сталинской эпохи, недавнем путче и новом курсе на демократию. Бешеным успехом у петербуржцев стали пользоваться восковые фигуры, изображавшие вождей в сценках, о которых раньше знали только из газет.
С середины 2000-х и по настоящее время ведётся активная модернизация залов. Теперь в них практически нет идеологического диктата, экспонатам дают высказаться «своим голосом», отражая не столько сами эпохи, сколько судьбы конкретных людей, принимавших участие в жизни и развитии огромной страны.
Выставки
На сегодняшний день, в музее работает 5 постоянных экспозиций. Они упорядочены по хронологии, и каждая из них отвечает заданной тематике в неповторяющемся стиле.
Матильда Кшесинская: фуэте судьбы
Легендарная прима-балерина не раз становилась героиней биографических книг, документальных и художественных фильмов. Прожив почти 100 лет, и оставив после себя не только богатое культурное наследие, но и сотни сплетен о влиятельных любовниках, она до сих пор представляет огромный интерес в среде историков и культурологов. Собранная в её доме коллекция — живое подтверждение неординарного успеха и сказочного богатства великой танцовщицы.
В витринах можно увидеть парадное платье Матильды, копии писем и некоторые личные вещи. Особую ценность представляют фотографии с балетных постановок, которые прекрасно иллюстрируют таланты и недюжинную физическую форму артистки. Завершается прогулка в прошлое эксклюзивным фильмом, посвящённым молодым годам хозяйки особняка и её тернистому пути к мировой славе.
Империя на путях модернизации
Экспозиция, рассказывающая о переломных событиях отечественной истории на рубеже XIX и начала XX столетия, реформах, реформаторах и отдельных человеческих трагедиях, которые выпали на непростую эпоху. Это было время, когда на политической арене сияли имена Витте и Столыпина, тайная полиция работала в реакционном режиме, а на газетных страницах и в публичных «кружках» решалась судьба государства и тех, кто в ответе за её свершение.
Среди уникальных вещей здесь фрагмент каторжных кандалов Чернышевского, верёвка, на которой повесили террористку Софью Перовскую, руководившую убийством Александра II, и даже самодельное оружие времён революции 1905–1907-го годов. Этому периоду посвящены отдельные витрины, на них красуются эксклюзивные находки, в том числе и детские кубики, внутри которых пряталась газета «Искра» для последующей контрабандной доставки.
Революция в России: 1917–1922
До сих пор не утихают споры о событиях октября 1917-го года и последовавшей за ними Гражданской войной. Разобраться в происходящем и узнать что-то новое поможет отдельная экспозиция, посвящённая разностороннему взгляду на трагедии и взлёты XX века. Именно здесь находится рабочий кабинет Ленина, первый Секретариат ЦК социал-демократической рабочей партии большевиков и редчайшие материалы кинохроник Белого и Красного движений.
Советская эпоха: между утопией и реальностью
Богатейшая коллекция, иллюстрирующая бытовую сторону жизни в СССР на фоне феноменальных успехов. 70 лет истории нашей страны показаны через призму простого человека, его повседневных забот, горестей и неиссякаемой мечты о светлом будущем. Авторы экспозиции не делают выводов, лишь дают почву для размышлений, какую цену приходится платить отдельно взятому гражданину ради того, чтобы «сказку сделать былью».
Человек и власть в России в XIX — XXI столетиях
Масштабный проект, который начал работу в 2013-м году после 10-летней подготовки. Это своеобразный музей внутри большого музея и первая интерактивная площадка, посвящённая двум векам истории. Представленные тут экспонаты можно листать, брать в руки и разглядывать, мультимедийные экраны работают «по требованию», а уникальные арт-объекты иллюстрируют, насколько сильно влияет решение одного человека у власти на судьбы миллионов.
Интересные факты
Автором проекта дома Кшесинской является именитый дореволюционный архитектор Александр фон Гоген. На его счету десятки домов, как в самом Петербурге, так и в Гатчине, Выборге и других местах. Ещё одним знаменитым его творением, помимо особняка самой высокооплачиваемой балерины Российской Империи, является мемориальный музей Суворова — признанный шедевр эклектичного псевдорусского стиля и настоящая сокровищница для знатоков истории.
Популярная легенда о тайном туннеле, который связывал дом танцовщицы и Зимний дворец, к сожалению многих петербуржцев, далека от правды. Особняк был построен уже после официального расставания Николая II со своей любовницей, когда она крутила роман с его дядей — великим князем Сергеем Михайловичем Романовым. Другое объяснение — подземные коммуникации города уже тогда препятствовали созданию таких туннелей.
Владимир Ильич Ленин в общей сложности проработал в особняке 90 дней. Здесь, в белом зале особняка Кшесинской, им были впервые зачитаны легендарные «Апрельские тезисы». Другой важный элемент — балкон, выходящий на Кронверкский проспект. С него вождь мирового пролетариата неоднократно выступал перед собравшимися соратниками. Знаменитый сюжет советских картин «Ленин на балконе» срисовывался именно отсюда, в дни самых жарких диспутов.
Как добраться до музея политической истории России в Санкт-Петербурге
Достопримечательность находится в шаговой доступности от станции метро «Горьковская». На выходе с эскалатора нужно будет повернуть направо к Кронверкскому проспекту, так, чтобы Александровский парк оставался за спиной, снова повернуть направо и идти, никуда не сворачивая, центральный вход будет по левую руку через 600 метров. Ещё проще — на трамвае или автобусе, до остановки «Троицкая площадь», она примыкает к воротам с правой стороны.
С комфортом можно доехать и на такси, воспользовавшись диспетчерской службой заказа — Яндекс, Maxim или Uber. Все три компании хорошо представлены в Северной столице, имеют новый автопарк и адекватные тарифы, особенно по сравнению с уличными извозчиками.
Для самостоятельной поездки лучше сразу ехать по координатам навигатора — 59.954601, 30.32497. Тут автомобилистов и будет ждать главное испытание — возле музея разрешено останавливаться только на небольшом отрезке по улице Куйбышева, а ближайшая стоянка находится глубоко во дворах на съезде с соседней Мичуринской улицы. Рисковать и парковаться ближе не стоит — штрафы вплоть до вызова эвакуаторов никто не отменял.
Отзывы с FOURSQUARE
Natalia
апрель 2019
Детям, взрослым и очень взрослым. Особенно тем, кто скучает по Союзу
Grigory
ноябрь 2018
Я считаю, к посещению обязателен:)
Смотреть отзывы на
Другие музеи Санкт-Петербурга
Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Особняк Кшесинской в Санкт-Петербурге – одна из важнейших достопримечательностей эпохи модерна. Его элегантный облик на Петроградской стороне является несомненным украшением города. Но, кроме архитектурных достоинств, особняк Кшесинской является местом исторически важным и интересным. Вокруг него до сих пор ходят легенды. Да и сама фигура балерины, красивейшей женщины, окутана ореолом романтики и таинственности.
История балерины
Матильда Кшесинская родилась в балетной семье. Её мать танцевала на сцене Мариинки, дед был скрипачом, отец – известным танцовщиком, неповторимым исполнителем мазурки. Девочка всё детство проводила за кулисами. В 8 лет её, как и сестру с братом, отдали в хореографическую школу. Тут она изначально находилась на особом положении: все дети жили в учебном заведении, а ей позволялось только приезжать на занятия.
Уже с раннего детства Матильда очень любила быть в центре внимания. Она ездила в школу на пони, запряжённом в маленький дилижанс, и упивалась любопытствующими взглядами. В училище она тоже умела быть лидером, хотя её всегда сравнивали с сестрой. Даже придя после школы в театр, она стала Кшесинской-2. Первой была Юлия. Матильда не стала первой ученицей, но была с молодости целеустремлённой карьеристкой и умела повернуть обстоятельства в свою пользу. На выпускном в хореографическом училище она смогла очаровать императора. И он именно ей пожелал «быть гордостью русского балета». На торжественном выпускном вечере, где присутствовали члены императорской семьи, она впервые встретилась с наследником трона Николаем и между ними пробежала искра.
После этого она сделала немало усилий, чтобы постоянно попадаться на глаза наследнику и в итоге добилась свидания наедине, после которого между ними установилась связь. Кшесинская, не скрываясь, стала жить одна в доме, где принимала Николая. Отношения завершились после помолвки наследника престола с немецкой принцессой Алисой. Но Кшесинская не теряла времени даром. Кроме того, что она делала успешную карьеру в театре, не стесняясь жаловаться членам императорской семьи на любые притеснения, она также завязала отношения с Великим князем – Сергеем Михайловичем. Благодаря таким связям и высокой технике танца, Матильда достигает значительных высот в театре. Она смело интригует против любых конкуренток и становится ведущей балериной Императорского театра. Она первая отечественная прима-балерина, которая смогла освоить 34 фуэте.
С 1900 года Матильда заводит параллельно два романа с членами императорской семьи: Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Кшесинская рожает в 1902 году от князя Андрея сына. С этого времени Сергей Михайлович остаётся ей только другом. Матильда ещё два года работает в театре, но он ей становится все менее интересным. Она с упоением погружается в обустройство своей семейной (пока неофициальной) жизни. Особый талант Кшесинской состоял в умении обаять мужчин. Со всеми своими любовниками она сохранила дружеские отношения и умело пользовалась их поддержкой.
Жизнь после балета
В 1904 году Кшесинская уходит из театра по собственному желанию. На бенефис она получает роскошный подарок от императорской семьи. Она заключает с театром контракт на разовые выступления. Гонорар её составлял от 500 до 750 рублей за одно выступление. В 1917 году она покидает Петербург и отправляется в Кисловодск, а позже во Францию. Перед самой революцией князь Андрей подарил ей роскошный особняк на французском побережье. Он стал её прибежищем после эмиграции.
В 1921 году Матильда во Франции официально выходит замуж за князя Андрея. Он усыновил наконец собственного сына, который до этого носил отчество Сергея. В 1924 году ей было пожаловано дворянство и титул княжны Красинской. А в 1935-м они с князем Андреем получили титул светлейших князей Романовских-Красинских. Ещё через год Кшесинская окончательно распростилась со сценой. Но ещё долго преподавала. В 1960 году она выпускает мемуары, написанные ею вместе с мужем. Умерла балерина в 1971-м, не дожив до столетнего юбилея всего несколько месяцев.
История постройки особняка
В 1904 году Матильда Кшесинская задумала построить свой дом. Конечно, это должен быть самый лучший и необычный особняк. Выбирая место, балерина обратила внимание на самую модную территорию того времени – Петроградскую сторону. Она нашла подходящую землю на Большой Дворянской улице и пригласила для создания проекта самого популярного архитектора – Александра фон Гогена.
В 1904 году особняк Кшесинской был возведён в рекордные сроки. Через два года Матильда получила свой дворец. Оформление интерьеров она поручила архитектору Александру Иванову. Для оформления дома приглашались только профессиональные поставщики и покупались самые лучшие вещи. Матильда хотела поразить свет. И ей это удалось. В 1906 году был открыт особняк Кшесинской в СПб, адрес его: Большая Дворянская улица, дом №2-4 и Кронверкский проспект, дом №1. Дом стал самым модным местом в столице.
Биография архитектора А. И. фон Гогена
Выбирая архитектора для создания проекта своего дома, Кшесинская перебирала немало кандидатур. Но остановилась на Александре фон Гогене. Он был очень известен своими работами – многочисленными домами, церквями и общественными зданиями в Петербурге и его пригородах. Он являлся ярким представителем стиля модерн, самого модного в ту пору. Особняк Кшесинской стал для А. Гогена важным проектом. Он прославил его имя на годы вперёд. Получить такую заказчицу, как Матильда Кшесинская, было большой удачей для архитектора, так как она не скупилась на расходы и готова была на смелые эксперименты.
А. А. фон Гоген начал архитектурную практику в 1877 году. Он также имел диплом художника, создавал скульптуры, писал картины. Некоторое время работал архитектором в Военном министерстве: строил храмы, здания офицерских собраний, госпиталей. В 1903 году стал архитектором Императорского двора. Это значительно увеличило число клиентов-аристократов. И именно поэтому к нему пришла Кшесинская, которая всю жизнь старалась сохранить свою приближённость к монаршей семье. Гоген получил классическое образование. Он окончил Академию художеств, но на рубеже веков активно строил в стиле модерн, развивая и обогащая этот стиль новыми декоративными и архитектурными решениями.
Главный архитектурный стиль Петербурга начала XX века
Особняк балерины Кшесинской должен был соответствовать всем модным тенденциям. Поэтому она, обсуждая постройку дома с архитектором, сразу остановила свой выбор на стиле «модерн», который тогда был самым передовым и ярким в отечественной архитектуре. Его отличает стремление к использованию природных форм, включение различных элементов восточного зодчества, гармоничное сочетание утилитарности и эстетики, тяга к декоративности, сильным внешним эффектам. Всё это соответствовало времени рубежа веков, когда было ощущение смены эпох, шёл поиск новых форм, идей, новых канонов красоты. Гоген был представителем раннего северного модерна в Петербурге. В его постройках стиль пока ещё не раскрыт в полной мере, но все отличительные черты этого направления в его зданиях присутствовали.
Северный модерн отличает асимметрия форм, тяготение к использованию натуральных материалов в отделке, гармоничный подбор фактур и оттенков отделки в природных тонах. Здания в этом стиле напоминают по цвету и фактуре средневековые замки и северные скалистые берега. Растительные орнаменты, отделка майоликовыми панно и мозаиками – ещё одна черта этого направления. Сооружения в стиле отличает контрастность фактур, крупные, массивные формы, большое разнообразие форм оконных проёмов. Особняк Кшесинской в Петербурге стал достойным образцом раннего северного модерна.
Устройство особняка
Идея постройки особняка пришла к Матильде после рождения сына. В доме на Английской набережной она могла выделить ребёнку только одну комнату, а ей хотелось, чтобы он жил комфортно с ней и после того, как вырастет. Собравшись обустраивать особняк, Матильда высказала пожелания архитектору. В своих воспоминаниях она пишет, что наметила сама внутреннюю отделку некоторых комнат. Она хотела простора и максимального комфорта. И особняк Кшесинской стал соединением красоты и удобства. Балерина не только желала произвести впечатление на гостей и зевак, но и жить с максимальным комфортом.
Планировка особняка была очень удобной. В нём было предусмотрено всё. Имелась даже роскошная гардеробная из двух комнат: в одной хранилась одежда хозяйки, в другой – сценические костюмы. Всё было пронумеровано. Матильда могла просто послать горничной записку с номером шкафа, чтобы та прислал ей нужное платье куда угодно. Кухня была очень просторной и оснащённой по самому последнему слову техники. Сюда нередко Кшесинская приглашала гостей после обеда.
В доме было предусмотрено помещение для животных: фокстерьера Джиби, коровы, что обеспечивала ребёнка свежим молоком, свиньи и козочки, с которой Матильда выступала в «Эсмеральде». Также в хозяйстве была отдельная прачечная, гараж на два автомобиля. Для гостей в доме предусмотрен и роскошный винный погреб, о наполнении которого лично заботился князь Андрей. Парадная часть дома представляла собой роскошную анфиладу комнат, каждая из которых поражала стилем и великолепием. Отдельной гордостью хозяйки стал роскошный зимний сад.
Стиль и архитектура особняка
Создавая проект нового дома, архитектор Гоген буквально вложил в него душу. Он продумал каждую деталь, при этом чётко следовал желаниям заказчицы. Особняк Кшесинской имеет асимметричную композицию, его основу составляют равновеликие объёмы. Необычность дома заключается в том, что на парадной части, обращённой к Кронверкскому проспекту, нет главного входа. Он скрыт в небольшом дворе за воротами гранитной ограды. Оригинальность фасаду придаёт свободный ритм окон разного размера и форм. Их проёмы соответствуют внутренней планировке помещений.
План дома предполагал, что нижняя его часть будет отдана под различные служебные помещения, а первый этаж займут парадные покои: салон для приёма гостей, столовая, бальные залы. Последние, кстати, были спланированы в виде анфилады, напоминающей дворцовые интерьеры. Одновременно на втором этаже будут размещены личные покои семьи: спальни, гардеробные, ванная, детская. Для прислуги были отведены достаточно просторные, светлые помещения. Матильда не скупилась и в этом.
Фасад дома отделан красным и серым натуральным гранитом и облицовочным светлым кирпичом с элементами синей майолики и металлическим декором. Стиль – северный модерн, который предполагает сдержанность и элегантность. Дом не выглядит роскошным внешне, но он производит впечатление отточенностью стиля.
Интерьер
Особняк М.Ф. Кшесинской был рассчитан на большой эффект своим внутренним убранством. Для его оформления применялось всё самое лучшее. Мебель была заказана у крупнейшего фабриканта Мельцера. Аксессуары, предметы обстановки, светильники, люстры, посуда, ткани – всё до малейшей мелочи было заказано в лучших салонах Парижа. Матильда хотела иметь самое лучшее и в расходах не стеснялась.
По желанию хозяйки один парадный зал был оформлен в стиле Людовика Шестнадцатого, второй – русского ампира. Стены первого помещения были затянуты жёлтым шёлком, второго – белым. Для спален она предпочла английский стиль с белой мебелью. Столовая и салон были оформлены в стиле модерн. Интерьер был продуман до мелочей. Всё – от шпингалета до люстр – архитектор Дмитриев подбирал в соответствии с концепцией помещения. Поэтому гостей поражала не только роскошь, но и абсолютная гармоничность и целостность интерьеров, которые идеально подчёркивались пропорциями и формами комнат и окон.
Центр светской жизни
После открытия особняк Кшесинской, фото которого попало во все газеты, стал местом сбора высшего света. Матильда очень гордилась своим произведением и была готова чуть ли не экскурсии проводить. Здесь бывали все знаменитости того времени. Часто заходил Есенин с Айседорой Дункан, которая сильно сблизилась с хозяйкой особняка. Бывал Шаляпин. Приходили коллеги балерины: Карсавина, Нижинский, Павлова. Сергей Дягилев подолгу гостил у Матильды, с которой дружил.
Кшесинская любила устраивать концерты, приглашая для этого лучших музыкантов. Например, итальянскую звезду Лину Кавальери. В доме частым гостем был Карл Фабереже. И, конечно, главными гостями Кшесинской стали представители императорской фамилии. Здесь часто устраивались приёмы, домашние спектакли, закатывались грандиозные обеды. Десять лет Матильда вела счастливую, роскошную жизнь в своём особняке, но пришёл 1917 год. Всё изменилось.
Времена революции
В конце 1916 года Матильда начинает получать письма с угрозами, но пока сильно не беспокоится. А в феврале 1917-го ей пришлось напрямую столкнуться с революционными переменами. 28 февраля в особняк ворвались бунтовщики, начали громить и грабить. Кшесинская с сыном спешно покинула дом, прихватив сундучок с ценностями. Десять дней в доме царил произвол. И только 10 марта офицер из службы градоначальника смог описать сохранившиеся ценности, которые потом были переданы в банк. Матильда долго боролась за их возвращение, но так ничего и не добилась. Впрочем, самая большая часть вещей уже к тому времени бесследно исчезла.
Революционное руководство присмотрело дом для размещения здесь своего штаба. И особняк Кшесинской в Питере было решено «уплотнить». Полгода Матильда пыталась отстоять своё право на дом: подавала в суд, обращалась к Керенскому. Отовсюду получала успокоительные известия. Но дом так никто и не освободил. В июле 1917 года Кшесинская уезжает на дачу в Кисловодск. Ей уже больше никогда не доведётся увидеть свой особняк.
Период советской власти
После 1917 года в доме размещается Петросовет, затем – музей революции. В этот период меняются названия улиц. И вопросы о том, где расположен особняк Кшесинской (адрес), как добраться до него, становятся очень актуальными. Жителям Петербурга ещё долго придётся привыкать к тому, что улица Большая Дворянская теперь называется именем Куйбышева. В особняке в разное время размещались также Институт общественного питания, Общество старых большевиков. И только к середине 30-х годов было решено отдать его под музей.
Музей и особняк
В 1938 году здесь открыли музей Сергея Кирова. К этому времени обстановка особняка была почти полностью утрачена. Оставались только элементы внутренней отделки. В 1957 году тут создают музей Революции, восстанавливают обстановку одного из кабинетов вождей переворота. Особняк Кшесинской, часы работы которого теперь определены режимом музея, соединяют с соседним зданием – особняком барона Бранта. В 1991 году комплекс отдают под Музей политической истории России, часть экспозиции посвящена временам Матильды Кшесинской.
Жизнь особняка сегодня
Особняк Кшесинской в СПб сегодня предстаёт в двух ипостасях: он продолжает работать как музей истории, но немало посетителей приходят сюда, чтобы увидеть своими глазами остатки роскошных интерьеров. Здесь сохранилось немногое из предметов обстановки, но сами залы остаются почти в первозданном виде. Особняк Кшесинской, адрес которого теперь стал местом проведения литературных и музыкальных вечеров, позволяет увидеть гениальную, стильную задумку архитекторов и великолепное исполнение этой идеи. Сохранившаяся парадная лестница, залы, люстры дают представление о масштабе проекта. Особняк Кшесинской (СПб) часы работы имеет следующие: с 10 до 18. Сегодня он привлекает немало гостей и жителей Северной столицы, как стильный объект и место, где проходила жизнь необычной женщины.
Легенды особняка
Особняк Кшесинской в Санкт-Петербурге всегда был окутан различными слухами и легендами. Ещё во времена строительства народ поговаривал: деньги на такую роскошную постройку дал сам император Николай Второй. Именно по его приказу между домом и Зимним дворцом был проложен подземный ход. Этот слух был настолько устойчив, что и сегодня некоторые посетители особняка хотят увидеть его своими глазами.
Также особняк Матильды Кшесинской, история и роскошь которого поражала воображение пролетариата, на протяжении всей послереволюционной судьбы сопровождался слухами о кладе. Так как при захвате здания официально было найдено не так уж много драгоценностей и предметов роскоши, то в народе сложилась легенда о том, что Матильда упаковала все ценности в сундук и спрятала. Найти его до сих пор никому не удавалось. Ещё один городской слух связан с видением женской фигуры в окнах особняка. Жители Петроградской стороны говорят, что по ночам там бродит призрак балерины, которая никак не может расстаться со своим любимым домом.
Интересные факты
Особняк Кшесинской в СПб – это место историческое. Здесь в 1917 году с балкона говорил речи Владимир Ленин. С 1938-го он использовался как музей сначала С. Кирова, потом – Революции и, наконец, политической истории России. Огромный гардероб балерины, находившийся в особняке, после революции был конфискован. Ещё долгие годы Александру Коллонтай, русскую революционерку и дипломата, можно было увидеть в платьях Матильды.
Сейчас в этом роскошном особняке находится Музей политической истории России, а в прошлом столетии здесь жила известная русская прима-балерина Мариинского театра, любимица августейших особ империи Матильда Кшесинская.
Дом был построен в 1906 году архитектором А. И. фон Гогеном, разработавшим проект Мемориального музея А. И. Суворова, а архитектор А. И. Дмитриев занимался оформлением интерьера. Особняк выполнен в стилистике северного модерна — на тот момент это было направление, характерное исключительно для города на Неве. Источником вдохновения этого стиля был национальный романтизм шведской и финской архитектуры. Объёмное пространство выполнено композиционно-разновысоким решением плоскостей: просторным комнатам вторит свободная планировка окон — различных по размерам и формам. Дизайнерские решения основаны на использовании контрастных сочетаний. При строительстве была выбрана самая модная отделка — мрамор различных цветов, майоликовая плитка и кирпич для облицовки, кованый металл. В здании находится зимний сад. Пространство внутри особняка организовано рядом последовательно сочленённых помещений, размещённых на одной оси, которые создают сквозную перспективу.
Особняк Кшесинской имеет очень интересное расположение. Петроградская сторона в начале ХХ века считалась одним из самых модных районов города. Дом был возведён практически на берегу Невы, откуда открывалась живописная перспектива: Сенат, Зимний дворец, Академия наук. Только очень важная персона могла себе позволить такое великолепие.
В 1917 году балерина покинула свой сказочный особняк, после того как получила несколько недоброжелательных писем. В считанные дни её дом заняли представители РСДРП(б) и сделали из него что-то вроде ораторской трибуны, куда 3 апреля приехал Владимир Ильич Ленин. Кшесинская обратилась в суд с требованиями освободить её дом от засилья революционеров и возместить имущественные убытки. В результате в особняк направили соответствующий документ, Ленину даже пришлось дать распоряжение по поводу возврата личных вещей балерины. Но большевики отказались выполнять поручение суда. После особняк захватили войска Временного правительства — дом был вконец разграблен. Кшесинская покинула Петербург, продолжая через адвоката отстаивать свое жилище. Но ей так и не суждено было вернуться в Россию — она вышла замуж и скончалась в Париже, не дожив год до своего столетия.
Особняк был площадкой для многих общественных учреждений, и с 1991 года именуется Музеем политической истории России. Все знают, что на Горьковской есть музей, но мало кто помнит, что с этим красивым домом связана такая живая и такая настоящая история. История одной из самых красивых женщин времён гибели Российской Империи.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
- необычные дома
Расписание работы
пн, вт, пт–вс 10:00–18:00
ср 10:00–20:00
Телефон
+7 (812) 233-70-52,
+7 (812) 313-61-63
Пожалуйста, скажите владельцам места, что нашли его на KudaGo
Тип достопримечательности
Особняк Кшесинской — дом, наполненный воспоминаниями
Как добраться
Дом балерины Кшесинской расположен на Петроградской стороне, по улице Куйбышева, 2 и Кронверкского проспекта, 1-3.
Рядом находится станция метрополитена «Горьковская». Выйти из вестибюля, пройти по Кронверкскому проспекту до Музея политической истории. Дорога от станции займет около 5 минут.
История особняка
Особняк, над проектом которого работал архитектор А. Гоген, был возведен в 6-ом году прошлого столетия. С началом революции балерине Кшесинской с сыном Владимиром пришлось покинуть свое жилье. Дом был занят членами военной организации.
Позже в его стенах размещалась редакции революционных и военных изданий. С апреля по июль 1917 года с балкона дома перед рабочими выступал Ленин. Вскоре дом стали именовать штаб-квартирой революционеров.
Матильда Кшесинская предпринимала попытки вернуть дом, обращаясь с письмами в прокуратуру. Адвокат балерины подал иск о самовольном заселении и разграблении имущества, где среди ответчиков присутствовала фамилия В. Ленина. Со стороны ответчиков выступал адвокат Козловский.
Постановлением суда все организации, занимающие особняк, обязаны были съехать, но военные отказались выполнить предписание. После вооруженного конфликта, дом был занят уже правительственными войсками, которые разрушали и грабили все, что привлекало внимание. В суд потянулись многочисленные иски от адвоката Кшесинской. Сама прима отбыла в Кисловодск, где ее встречал жених, являющийся внуком Александра II. Зимой 1920 года они уехали в Париж.
До 1938 года строение занимали различные учреждения Петросовета, Институт питания, общество большевиков. После 38-го года особняк принадлежал Музею Кирова, с 57-го по 1991 года здесь размещался музей Октябрьской революции. Начиная с 1991 года в особняке находится Музей политической истории России.
Интересные факты
До революции особняк был очень популярным местом собраний художественной интеллигенции Петербурга. В гостях у балерины побывала вся высшая элита города, ювелир Фаберже, американская танцовщица Айседора Дункан, с которой они хорошо дружили.
На домашние представления приезжали и коллеги балерины: Тамара Карсавина, Анна Павлова, Вацлав Нижинский. В стенах особняка звучали голоса Шаляпина и Лины Кавальери.