Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сегодня предпринимательство играет важнейшую роль в достижении экономического успеха государства и высоких темпов роста его промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.
Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует модернизации и реконструкции устаревших. Кроме того, предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы достижения устойчивого развития экономики страны.
Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на производственно-хозяйственную деятельность предпринимательских структур.
Так, согласно данным статистики отчета Минэкономразвития сегодня в России работают около 1,3 млн малых предприятий и 4 млн индивидуальных предпринимателей. Эксперты организации «ОПОРА России» подчеркивают, что это больше показателя годичной давности. Рост числа предпринимательских структур во многом связан с реализацией различных государственных программ поддержки предпринимательства, которые стали активно развиваться в период кризиса.
Через два-три года начинающему предпринимателю становятся ясны правила и технология бизнеса, он определяется в направлениях дальнейшего развития и достигает первых успехов, как правило, в качестве дилера или владельца недорогого производства. С этого момента ему уже не так нужны льготы и поддержка, например, бизнес-инкубатора, но остро требуются привлеченные финансовые средства на организацию собственного более масштабного производства. К сожалению, в нынешнее время привлечение средств действительно самая настоящая проблема. Кредиты, если и выдаются, то под 25-30% годовых, что, по моему мнению, неприемлемо во всех отношениях. Приобретение земельного участка или недвижимости, строительство производства, оснащение его современным оборудованием требуют также долгосрочного финансирования. Земельный участок под строительство очень трудно получить в свободном открытом конкурсе. Как правило, у молодых предпринимателей еще нет активов, за счет которых можно было бы взять долгосрочный кредит на создание собственного производства. А если вдруг и удается получить заем или кредит с помощью поручителей, все равно кредитные проценты банка несопоставимы с доходами начинающего бизнесмена. Существующая налоговая модель в этой области не позволяет активно развиваться и инвестировать заработанные на начальном этапе деньги в развитие. Издержки, связанные с арендой помещений на этапе создания производства, сильно сокращают доходы.
Таким образом, о качественном улучшении положения в сегменте малого бизнеса в целом пока говорить не приходится. Однако государственная поддержка этого сектора в 2009 г. позволила в значительной степени нивелировать негативное давление кризиса. В том числе, положительную роль сыграли программы Минздравсоцразвития по привлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан и лиц, находящихся под угрозой увольнения.
Таким образом, можно предположить, что на докризисный уровень обороты малых и микропредприятий выйдут в среднем через полтора-два года. Все будет зависеть от роста спроса в российской экономике. Сегодня восстановление малого бизнеса идет все более быстрыми темпами, и этот процесс завершится в ближайшее время.
Сфера развития малого предпринимательства в России пока невелика. За последнее время оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Это связано не только с незначительными для огромной страны масштабами развития малого бизнеса, но, прежде всего, с тем, что экономические условия его существования не позволяют малому предпринимательству способствовать развитию отраслей материального производства. Малое предпринимательство не допускается в сырьевые и фондообразующие отрасли. Отсутствие или нехватка средств для начала дела ведут к образованию новых малых предприятий в сфере обращения, занимающихся торгово-закупочной и посреднической деятельностью. Такой процесс в экономике приводит к тому, что на второй план отодвигается общехозяйственная задача насыщения рынка товарами. Острейшей проблемой малых предприятий, которые все-таки решили работать в производственной сфере, является формирование первоначального капитала и приобретение оборудования.
В нынешних условиях малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.
Таким образом, сегодня со стороны государства крайне необходимо принять меры, направленные на стимулирование развития предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики. Еще одним перспективным направлением поддержки предпринимательства может быть стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. На сегодняшний день существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции могут быть самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т. д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.
В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров и т. д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с неопытностью менеджеров и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.
Отдельно следует отметить, что в качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.
В связи с этим необходимо изменить систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным предпринимательским структурам создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.
Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.
В направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело — введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это — более половины оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?
Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому зачастую предпринимательские структуры обращаются к «теневому» капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.
Итак, развитие предпринимательской деятельности в России — сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать. Предпринимательство действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.
Литература
1. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса // Вопросы экономики. 1999.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (принят ГД ФС РФ 06.07.2007). 3. Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
4. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник,2007.
Малый бизнес в России
Одной из наиболее активных форм экономики страны является предпринимательская деятельность, которая стала катализатором для разработки инновационных решений (в том числе нанотехнологий). Одним из видов предпринимательской деятельности является малый бизнес.
Малый бизнес в экономике России
Основной особенностью малого бизнеса является гибкость его участников. В условиях постоянного меняющегося рынка, а, следовательно, и изменения конъюнктуры малому бизнесу необходимо максимально быстро подстраивается под новые условия с минимальными потерями для себя.
Малому бизнесу присуща высокая заинтересованность каждого работника, так как эффективность предприятия напрямую связана с активностью отдельных его членов.
Малый бизнес создает новые рабочие места и тем самым снижет безработицу в стране. Поэтому государство заинтересованно в поддержке и развитии малого бизнеса.
Согласно данным Росстата, на территории современной России количество малых предприятий постоянно растет. Доля малого и среднего бизнеса в стране составляет приблизительно 20% ВВП.
Программы поддержки государством малого бизнеса довольно разнообразны.
Основные направления государственной поддержки предпринимательства – это:
- гранты;
- субсидии;
- создание бизнес-инкубаторы;
- гарантийные и другие виды фондов.
Малый бизнес в России статистика до 2017 года
Согласно, статистическим данным, в России функционирует 6 миллионов субъектов малого предпринимательства. Если в 2014 и 2015 году наблюдалось падение числа предприятий данного вида, то за 2016 год доля отечественного малого бизнеса выросла на 8,5 процентов. Это рост во многом обусловлен государственным субсидированием и выгодным режимом налогообложения.
Помимо господдержки увеличилось число фондов, инвестирующих в российские стартапы. В 2015 году инвестиции составили 13 млрд.руб, а в 2016 году 17 млрд.руб.
Санкции тоже сыграли довольно серьезную роль в изменении экономики России. Но введенные ограничения во многом способствовали развитию новых предприятий, которые сумели использовать принципы импортозамещения и нарастить производство
Выгодные и прибыльные сферы в малом бизнесе России
Можно выделить 7 сфер выгодного малого бизнеса в России:
- рынок бытовых и продовольственных товаров (открытие мелкооптовых баз, продуктовых магазинчиков, и обычных палаток на рынке);
- строительные и ремонтные бригады;
- IT сфера. Создание и продвижение веб-ресурсов;
- продажа консультативных услуг. Минимальный начальный капитал обеспечивает солидный доход;
- частная стоматология. При небольших вложениях вы получите довольно быструю окупаемость, а в дальнейшем и прибыль;
- декоративное растениеводство;
- открытие собственной небольшой фермы. Можно рассчитывать на существенную поддержку государства.
Малый и средний бизнес в России. Проблемы и перспективы
Основными проблемами малого и среднего бизнеса на территории РФ являются:
- сложность оформления, регистрации ИП и открытия счета в банке;
- низкоквалифицированный персонал и нехватка производственных баз, а также низкой защищенностью прав;
- трудности в налаживании связей с поставщиками, проблемы с легализацией капитала, следовательно, и с регистрацией предприятия;
- низкая обеспеченность кредитами.
Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России напрямую зависят от способности государства создать такую систему, где права предпринимателей будут надежно защищены. Налаженная правовая система позволит во многом упростить процедуру регистрации и лицензирования.
Еще одним этапом, необходимым, для развития малого и среднего бизнеса, можно считать ликвидацию административных барьеров для предпринимателей. Процедуру регистрации нужно упростить.
Для поступательного развития предпринимательства необходимы понижение налогов и современная система страхования всевозможных рисков.
Резюмируя, можно сказать, что главным критерием успешности малого бизнеса является заинтересованность государства в нем и его содействие.
Малый бизнес за рубежом
Малый бизнес за рубежом для многих предпринимателей достаточно доходен и стабилен. За счет большого количества предпринимателей и предприятий достигнута свободная здоровая конкуренция, что хорошо стимулирует развитие экономики стран. Для решения юридических разногласий между государством и бизнесом разрабатываются специальные модели и отдельные правовые системы.
В некоторых странах, для стимулирования населения к созданию новых предприятий, на первые несколько лет деятельности предпринимателей полностью освобождают от налогов.
Представители малого бизнеса на выставках
В работе отраслевых выставок принимают участие не только крупные компании, но и представители малого бизнеса. Подобные мероприятия посещают предприниматели, которые заинтересованы в продукции, представленной в экспозициях. Одним из крупнейших выставочных комплексов России является ЦВК «Экспоцентр».
На территории комплекса постоянно проходят выставки, посвященные разным отраслям экономики страны. Участие в работе выставки позволяет представителям малого бизнеса найти новых деловых партнеров, увидеть передовое оборудование и почерпнуть идеи для развития собственного производства в дальнейшем.
Ещё интересные ссылки на статьи
Оборудование для малого бизнеса: производство, лизинг, кредит, покупка
Отечественный малый и средний бизнес
Идеи для малого бизнеса: поддержка, примеры, инновационные решения
Посещайте и участвуйте в интересных мероприятиях и выставках в удобный для Вас месяц!
Читайте интересную подборку статей и полезной информации.
Развитие предпринимательства
является одним из самых точных
показателей экономического
и социального здоровья государства
и общества.
Чтобы лучше понять специфику современного
предпринимательства, нельзя не отметить
специфику состава формирующегося
российского предпринимательского
класса. Согласно исследованиям, 61%
российской бизнес элиты являются
выходцами из прежней советской
номенклатуры (партийной, комсомольской,
хозяйственной) со всеми присущими ей
традициями клановой закрытости,
специфической моралью и привычкой
функционировать в контролируемой
государством высокомонополизированной
экономике. Часть этих кадров сумела
адаптироваться к требованиям рынка,
успешно осваивает новые знания и стиль
поведения, другая продолжает руководить
предприятиями и фирмами во многом по
старинке, полагаясь главным образом на
личные связи и покровительство
государственных чиновников.
Довольно пестрым является и «не
номенклатурный» сегмент российского
предпринимательства: здесь и рядовые
граждане, прежде всего молодежь, активно
работающая в бизнесе (в основном в
мелкорозничной и «челночной» торговле,
не требующей значительного первоначального
капитала, в посреднических услугах), и
высококвалифицированные специалисты,
открывающие консультативные фирмы,
например, в области управления,
программного обеспечения. Расширяется
малый бизнес в сфере ремонта, строительства
и технического обслуживания.
Для России, малое и среднее предпринимательство
несет на себе значительную смысловую
нагрузку. Мелкие и средние предприятия
играют заметную роль в занятости,
производстве отдельных товаров,
исследовательских и научно-производственных
разработках. Они создают среду и дух
предпринимательства, без которых
невозможна рыночная экономика,
обеспечивает необходимую мобильность в условиях
рынка, создает глубокую специализацию
и кооперацию, без которых немыслима
его высокая эффективность.
Так, малый и средний бизнес
обеспечивает:
1.Создание новых рабочих мест, обеспечение
занятости трудоспособного населения
и, как следствие, сокращение числа людей,
нуждающихся в социальной помощи.
Эта роль представляется значимой
для России при нестабильности
функционировании рынка труда, при
наличии значительного количества
безработных и других подобных
социальных проблем.
Тем не менее, роль предпринимательства в создании
новых рабочих мест в российских
условиях имеет свои особенности.
2. Обеспечение социальной стабильности
и снижение уровня бедности.
Вопрос социальной стабильности
всегда актуален при росте социальной
напряженности в обществе.
3. Возможность энергичным и предприимчивым
людям открыть своё дело в производственной,
научной и другой деятельности, реализуя
в ней свои способности.
Так, самой характерной чертой,
отличающей российский предпринимателей
от западных бизнесменов является их
уровень образования.
Сейчас в России
преобладает мнение, что главными
качествами предпринимателя являются
инициативность, находчивость, энергичность
и хорошие организаторские
способности.
Профессионализм в настоящее время отступил
на второй план. Автор же считает, это
неправильно, так как дальнейшее развитие
предпринимательства в России возможно
только при наличии высокообразованных
и профессиональных людей. Только
профессионал может правильно оценить
состояние рынка и сделать правильные
выводы. В связи с этим встает проблема
повышения доли специалистов, получивших
именно экономическое высшее образование.
4. Увеличение налоговых поступлений.
5. Рост доли ВВП, создаваемой малыми
предприятиями.
6.Увеличение численности среднего
класса, а, значит, социальной и политической
стабильности.
Если брать за основу деления на
классы доход, то можно сказать,
что никакой вид труда по
найму, включая самый
квалифицированный и управленческий,
не обеспечивает доходов, сравнимых
с предпринимательством.
7. Повышение устойчивости и
конкурентоспособности предприятий.
Данное положение объясним
с помощью следующей системы доказательств.
Так, несмотря на то, что в России
большая часть научного потенциала
сосредоточена на крупных компаниях,
малые и средние фирмы по
широкому кругу продукции чаще
начинают разработку и выпуск
новых товаров. Успех
предпринимательства в этой области
можно объяснить следующими
причинами. Углубление специализации в научных
разработках привело к тому,
что во многих случаях небольшие фирмы
идут по более простому или рискованному
пути, работают в неперспективных
отраслях.
8. Взаимодействие малого и крупного
бизнеса, способное помочь выжить в
современных рыночных условиях
предприятиям-гигантам, и встать на ноги
вновь созданным частным предприятиям
и малым предприятиям.
В российской экономике
предпринимательство построено
на принципе кооперирования крупных
и малых предприятий, причем крупные
предприятия ориентируются не на
подавление малого бизнеса, а, наоборот,
на взаимовыгодное сотрудничество с
ним. Поэтому крупные и малые
предприятия взаимодополняют друг
друга, особенно в сфере специализации
отдельных производств и в
инновационных разработках.
9. Участие в развитии инфраструктуры
городов и районов.
10. Благотворительная деятельность.
Понимание этих факторов привело к тому,
что многие страны вплотную занялись
разработкой стратегий и программ,
политики государственной поддержки,
направленных на развитие и среднего
предпринимательства.
В современной России сделаны шаги
в сторону демократических
преобразований и формирования
рыночных отношений. Можно говорить
о том, что миллионы российских
граждан занимаются предпринимательской
деятельностью, которая дает ощутимый
экономический и социальный эффект.
Однако, если рассматривать потенциальные
возможности нашего общества, то доля
предпринимательского сектора в
укреплении рыночной экономики пока
явно недостаточна. Так, на 1000 россиян
приходится в среднем лишь МП,
тогда как в странах – членах
Европейского Союза – не менее
30.
Проблемы развития предпринимательства
в России
Предпринимательство в России
имеет ряд очень существенных
проблем.
Развитие предпринимательства
в регионах Российской Федерации сталкивается
с многочисленными проблемами,
которые являются в основном
типичными:
— отсутствие действенных финансово-кредитных
механизмов и материально-ресурсного
обеспечения развития малого
предпринимательства;
— пробелы в действующем законодательстве,
особенно налоговом;
— нехватка ресурсов, прежде всего
финансовых;
— сложность доступа к деловой информации
– сведения о продукте, конкуренте и
т.п.;
— неурегулированность вопросов, связанных
с защитой прав работников, занятых в
малом бизнесе;
— отсутствие положительного имиджа
отечественного предпринимателя;
— нестабильность экономической ситуации
в стране;
— недобросовестность крупного бизнеса;
— доступ к кредитным ресурсам и высокая
ставка кредитования (22%);
— правовая неграмотность самих
предпринимателей;
— отсутствие явного развития производства;
— высокая планка единого социального
налога (26%);
— недостаточность кадрового потенциала;
— длительное оформление документации,
особенно на землю.
Это, прежде всего, – проблемы широкого
«теневого» сектора предпринимательской
деятельности, сложность и запутанность
регионального законодательства,
высокие административные барьеры,
препятствующие возникновению новых фирм,
недостаточность налоговых поступлений от
малых предприятий в региональный
и местный бюджеты.
Предприниматели отмечают также проблему
слишком высоких налоговых ставок,
сложность и запутанность
налоговой системы, сложность и несовершенство
законодательства, регистрирующего предприятия,
регламентирующего их деятельность,
например, сертификацию продукции,
лицензирование и т.д. Препятствия
на пути предпринимательства получили
наименование «административные барьеры».
Характер предпринимательского
потенциала России обусловлен переходным
состоянием российской экономики. С
одной стороны, Россия продемонстрировала
способность к быстрому формированию
предпринимательской инфраструктуры и
самого класса предпринимателей, тем
более что сами эти понятия на протяжении
многих предшествовавших десятилетий
воспринимались исключительно негативно.
С другой стороны, многие рыночные
структуры делают лишь первые шаги,
например рынок ценных бумаг (фондовый
рынок). Остается весьма заметной доля
государства, как в национальном богатстве,
так и в собственности акционированных
и частично приватизированных предприятий.
Есть все основания полагать, что в
силу многих исторических и культурных
традиций Россия сохранит значительный
государственный сектор и в будущем.
Весьма велика, будет и роль государственного
регулирования в экономике. При этом
одной из характерных черт переходной
экономики России является тесное
переплетение частного и государственного
капитала, заметная роль государственного
аппарата, а значит, и государственного
предпринимательства. Одновременно с
этим сохраняется сильная зависимость
частных предпринимателей (как сохранивших
свои позиции прежних директоров
приватизированных государственных
предприятий, так и новых менеджеров,
возглавивших вновь созданные коммерческие
структуры) от органов государственного
управления и их многочисленных чиновников,
имеющих огромные возможности для
контроля за деятельностью частного
бизнеса, его разрешения или запрещения,
часто небескорыстно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #