Особенности работы с одаренными детьми во внеурочное время

Муниципальный районный семинар

Доклад

«Работа с одаренными детьми во внеурочное время»

Выполнила :Тремасова Т.Н.

учитель математики

МОУ «СОШ п.Горный

Краснопартизанского района

 Саратовской области»

 П.Горный

Февраль 2016г

Содержание.

  • 1.Актуальность темы. 
  •   2. Основные задачи организации внеурочной деятельности :
  • 3.Понятие одаренности и творческих способностей. 
  • 4. Различные технологии в работе с одаренными детьми 
  • 5.Результат и эффективность. 
  • 6.Вывод .

«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца,

приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо.» 

Дидро

1.Актуальность темы. 

  • Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

 Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

  • Главной идеей в образовательной практике является формирование ключевых компетенций, которое напрямую зависит от того, как организована система внеурочной деятельности. Разумное сочетание теоретического и практического начал образовательного пространства внеурочной деятельности является условием успешного выхода на компетентностный рубеж образования.

.

Цель внеурочной деятельности

  • – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

2.Основные задачи организации внеурочной деятельности :

выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
  • создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
  • расширение рамок общения школьников с социумом.
  • Работа с обучающимися во внеурочное время ,учитывая ФГОС,  направлена на достижение следующих целей
  • 1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • 2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;
  • 3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности
  • 3.Понятие одаренности и творческих способностей. 
  • «Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных спо- собностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости», Дж. Рензулли, американский психолог, (1977)
  •  «Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым», Ю. З. Гильбух
  • Каких детей считают одаренными?
  • детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности;
  • детей, хорошо обучающихся в школе;
  • детей, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
  •  Таким образом одаренность бывает:
  • академической (способность учиться);
  • интеллектуальной (умение анализировать, мыслить);
  • художественной (музыкально-художественной);
  • творческой (не шаблонное мышление);
  • психомоторной (спортивной).

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.

  • Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Стараюсь применять следующие формы работы с одаренными учащимися:
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции;
  • 4. Различные технологии в работе с одаренными детьми

Занимаясь подготовкой к олимпиадам разного уровня, я, как учитель, понимаю, что одарѐнным детям нужна разноплановая подготовка и различные технологий которые используются для работы с ними. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся. Это — технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, технология личностно- ориентированного обучения и методика обучения в «малых группах».

  • Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя — помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
  • 5.Эффективность и результативность
  •  Итогом внеурочной работы является участие детей в подготовке и проведении предметной недели, выпуске газеты «Математика вокруг нас»,защите исследовательских работ, составление презентаций, участие в различных олимпиадах и конкурсах :
  • подготовили открытое мероприятие «Математический КВН»
  • составили проекты «Симметрия в природе», «Применение производной», «Сноукатинг», « Это загадочное число П»
  • презентации «Загадочное число П», «Вычисление производной»
  • приняли участие в Международном конкурсе «Кенгуру»
  • приняли участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате»
  •  приняли участие в межрегиональном сетевом конкурсе «Дистанционный математический КВН-2010»
  • приняли участие в  межрегиональном телекоммуникационном проекте «Зимние забавы»  2012г
  • приняли участие  в международной олимпиаде «Инфоурок» 2013г
  • «Видеоурок» 2014г
  • «Новый урок»   2015г
  • У одаренных ребят есть еще один стимул — побеждать. Хотя цена этих побед — долгая и трудная работа над собой. Так мы заняли первое место в  межрегиональном сетевом конкурсе «Дистанционный математический КВН-2010».Три месяца шли ребята проявляя творческие способности, нестандартное мышление при  решении логических задач, при составлении кроссвордов, при прохождении математических лабиринтов.
  • В 2012г. победили с командой 6 «б» в региональном  информационно-технологическом конкурсе «Зимние забавы». Здесь мы изучали теоретический материал, выполняли практические работы, рисовали на снегу, знакомились с новыми компьютерными технологиями, учились работать в команде.

6.Вывод.

          Анализируя свою деятельность, я задаю себе вопрос: «Что приобрели дети, посещая внеурочные занятия, выполняя проектно – исследовательскую деятельность?» Прежде всего, ученики приобрели навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, то есть происходила мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились информацией, своими идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий в единый результат.

         В результате внеурочной деятельности по математике был раскрыт творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрировал достигнутое. Это было значимо и интересно для детей. Их математический кругозор расширился. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

       Конечно, работа над внедрением метода проектов, разнообразных видов внеурочных занятий ещё не завершена, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она даёт. В течение небольшого опыта работы мною предпринята попытка отслеживания некоторых результатов внедрения проектно –  исследовательской деятельности:

  • формируются организационные навыки;
  • сформировано умение найти нужную информацию;
  • самостоятельность;
  • потребность в помощи товарищей, а также умение оказать её другим;
  • математический подъём у детей, не проявляющих себя в урочной системе;
  • увеличение возможностей для творчества;
  • личностное развитие происходит не только у детей, но и у педагогов.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейте-с Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Начу. Ред. Н.Ю. Сенягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова
Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.

  1. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
  3. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
  4. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2015 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2016. 93 с. – (ФИПИ 2016)

Электронные ресурсы:

  1. http://mathege.ru/or/ege/Main — открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
  2. http://www.terver.ru/  — Школьная математика. Справочник

Рыбакова Елена Николаевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (Арзамасский филиал)
студент
МБОУ СОШ №1 г.Арзамаса
учитель

Аннотация
В статье раскрыты основные понятия одаренности и одаренные дети. Рассмотрены особенности и специфика работы с одаренными детьми во внеурочное время.

Rybakovа Elena Nikolaevna
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
student
School №1 in Arzamas
teacher

Abstract
This article deals with the basic concepts of giftedness and gifted children. The features and specific work with gifted children after school.

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбакова Е.Н. Внеурочная деятельность как форма организации работы с одаренными детьми // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/46017 (дата обращения: 25.02.2023).

Есть мнение, что практически все дети в разной степени одарены при рождении. Но в течение жизни, для развития своей одаренности, у них появляются всевозможные условия. Эти условия могут быть созданы не только в семье, но и в дошкольном учреждении, школе и других сферах деятельности, которые обеспечивают развитие детей. Прежде чем, говорить об одаренных детях, необходимо рассмотреть понятие, что же такое одаренность.

Одаренность – значительное опережение в умственном развитии, по сравнению с возрастными нормами, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, творческих и др.). Одаренностью можно назвать своеобразное сочетание тех или иных способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности [2,c.198].

Если обобщить все определения одаренности, то можно придти к выводу, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3,c.212].

Семья одаренного ребенка во всех случаях играет большую роль в развитии его личности и одаренности. Сколько бы мы ни рассматривали роль природно-обусловленных факторов или влияние шко­лы на развитие личности и одаренности учени­ка, во всех случаях значение и роль семьи является ре­шающим.

Главной целью работы с одаренными детьми в школе является создание комплекса различных условий и средств, которые направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы.

Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют основную образовательную программу (ООП) начального, среднего, общего образования в соответствии с ФГОС. Каждая школа индивидуально разрабатывает программу внеурочной деятельности, определяет ее цели, содержание, формы организации, ожидаемые результаты. Она формирует свой потенциал и заказ другим организациям на использования различных ресурсов для организации внеурочной деятельности.

Перед школой стоит задача оптимизировать образовательное пространство, хорошо рассмотреть собственные возможности и определить, какие ресурсы других организаций можно использовать в реализации программ внеурочной деятельности для одаренных детей. Необходимо помнить, что программа внеурочной деятельности школы реализуется средствами внеклассных, внешкольных мероприятий, а также дополнительного образования, организованного как в рамках самой школы, так и в других организациях [4,c.145].

Внеурочная деятельность может реализоваться:

– учителем-предметником в пространстве взаимодействия с урочной деятельностью в виде факультативов, элективных курсов, школьных научных сообществ и др.;

– классным руководителем, воспитателем группы продленного дня в пространстве взаимодействия с внеклассной деятельностью в виде проектной деятельности, выставок, конкурсов, праздников, музеев и других школьных мероприятий;

– педагогом-организатором, социальным педагогом, классным руководителем в пространстве взаимодействия с внешкольной деятельностью в виде социальных акций, фестивалей, концертов, смотров и другие массовых мероприятий;

– педагогом дополнительного образования в виде программы внеурочной деятельности, разработанной на основе программы дополнительного образования.

Развитие творческих способностей в школе во внеурочной системе рассматривается в трёх формах: индивидуальной, групповой и массовой. Все эти формы взаимосвязаны друг с другом. Например, во время проведения групповой или массовой формы работ важным этапом непосредственно является индивидуальная работа с отдельными учениками. С другой стороны, индивидуальная работа с отдельными школьниками есть продолжение или составная часть его занятий в кружке[1,c.432].

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам  являются предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы программы, ноне исключают возможности посещения их всеми учащимися. На занятиях в предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.

Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности.

При комплектации предметных кружков следует помнить, что действовать нужно осторожно. Необходимо учитывать  интересы ижелания учеников. Поэтому задачей педагога является внимательное изучение реальных интересов детей вне школы, а затем построить мостики, которые позволяют соединить интересы учеников с содержанием кружка.

Работать в кружке детям учитель предлагает не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, для этого включает упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Продуктивнее на занятиях  будет действовать механизм обучения, если  задания будут составлены «от простого к сложному». Преодолевая посильные сложности, ребенок с каждым разом, с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время учитель должен использовать дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в обучении. Главное, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибку. Поэтому для учителя является важным не подавлять желания, творческие порывы и идеи учащихся, а поддерживать их и направлять[5,c.97].

Перед каждым из педагогов внеурочной деятельности стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

Для этого при организации внеклассной работы по предметным областям, необходимо проводить предметные недели. Например, при проведении недели литературного чтения у учащихся появляется  возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Ребята совершают путешествие в Страну «Почитай-ка»,  оказывают помощь в проведении  «Парада сказочных героев», принимают  активное участие в литературной викторине  и др.

Театрализованные праздники также играют немаловажную роль в работе с одаренными детьми, поскольку в них учащиеся имеют возможность реализовать актерские способности и проявлять свои творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развивают склонность к литературному творчеству, проявляют эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с учителем и в работе по самосовершенствованию.  А также позволяет осуществлять внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развивать речь учащихся, повышать учебную мотивацию учеников и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Очень важно, чтобы ученик чувствовал удовольствие от своей деятельности, чтобы увлечение дарило  радость ему, его друзьям, родителям, всем окружающим [2,c.134].

Целесообразно в работе с одаренными детьми систематизировать результаты детского творчества в следующих проявлениях: творческие проекты, портфолио, книга детских творческих работ, результаты конкурсов, олимпиад, конференций для стимулирования потребности учащихся в реализации их творческого потенциала.

Одаренность – явление сложное, она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности относятся хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. В отрицательные необходимо выделить индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость[1,c.389].

Все вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из главных задач учителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе, умение направлять учащихся в нужное русло и заинтересовать. Так же важно отметить, что гиперопека талантливого ребенка может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Библиографический список

  1. Губанихина Е.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза // Приволжский научный вестник. 2014. №8-2. С.8-10.
  2. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. 2013. №5. С.39-42.
  3. Гусев Д.А. Генезис представлений в понимании предназначения народного прикладного творчества в развитии сельского социума // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. С. 895-898.
  4. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. 2013. №5. С.24-28.
  5. Жесткова Е.А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания / Е.А. Жесткова, К.Н. Стрижева // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 173-176
  6. Жесткова Е.А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка/ Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12 – С. 85-88.
  7. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16764 (дата обращения: 31.12.2014).
  8. Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения  // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2014/12/42197 (дата обращения: 17.12.2014).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жесткова Елена Александровна»

Библиографическое описание:

Окунева, Н. Ф. Работа с одаренными учащимися в урочное и внеурочное время / Н. Ф. Окунева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15236/ (дата обращения: 22.03.2023).



В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что сегодня задача школы определяется новой реальностью, новым социальным заказом — потребностью в высокообразованной, высококультурной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому выявление и поддержка одаренных талантливых детей является одним из приоритетов государственной политики.

Именно эта задача приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Категории одаренных детей:

– дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

– дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

– дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Характерные черты одаренных детей (модель одаренности Ж. Рензулли)

Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

2) креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);

3) настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность).

Теория трех колец — Дж. Рензулли — одна из наиболее известных концепций одарённости в американской и мировой практике.

одаренные дети, детская одаренность

Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.

Этапы организации работы с одаренными детьми:

– Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

– Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся.

– Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований, позволяющих определить наличие одаренности.

– Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.

Работа с одаренными учениками во внеурочной деятельности включает следующие виды:

– предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов;

– научно-практические конференции;

– олимпиады по предмету;

– участие в конкурсах исследовательских работ;

Для успешной работы с одарёнными детьми также необходимы эффективные педагогические приёмы.

Работу с одаренными детьми необходимо выстраивать, исходя из следующих принципов:

– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

– обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества разноплановых кружков, через работу в научном обществе учащихся,

– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.).

Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в школе осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы:

– ролевые тренинги,

– предметные викторины,

– творческие и интеллектуальные конкурсы,

– интеллектуальные марафоны и т. д.

Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.

«Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант» (А. И. Савенков).

Работа с одаренными детьми дает свои результаты. Юрченко Екатерина, Окунева Алена, Харченко Т., Круглиева М., Джурко А., Жамкачян Г., Апресян А. становились неоднократными победителями и призерами всероссийских конкурсов. В 2017–2018 учебном году Окунева Алена получила диплом II степени в V Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих проектов учащихся «Старт в науке» (Российская Академия естествознания) и приглашена на итоговое заседание школьного форума в г. Сочи. А годом раньше Алена стала победителем во Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», получив диплом победителя и Знак отличия «Первые шаги в науке». С удовольствием учащиеся приняли участие во Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Россия». Из 8 учащихся семеро получили диплом второй степени и одна ученица — диплом 3-й степени.

Но все-таки главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами экзамена. Вот уже который год учащиеся 9 класса МОБУООШ № 27 сдают ОГЭ с успеваемость 100 %, при этом качество тоже растет с каждым годом. Учащиеся 8–9 классов на страницах сайта «Сдам ГИА» пробуют свои силы в выполнении вариантов ГИА, а я могу контролировать их работу, затем мы совместно разбираем ошибки и снова решаем варианты.

Подводя итог, еще раз хочу подчеркнуть: работа с одаренными детьми строится на строго добровольной основе, заинтересованности с обеих сторон, максимально оптимизированном учебном процессе и строгом контроле загруженности ребенка.

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». К. Д. Ушинский

Школа — достаточно консервативное учреждение. И я тоже ничего особенно нового не придумала. Я просто постаралась еще раз воплотить в жизнь классические принципы педагогики, сформулированные еще Яном Коменским: индивидуальный подход к каждому ученику при групповом обучении, высокие требования, как к профессиональной подготовке, так и к педагогическим способностям преподавателей, формирование высокой мотивации ученика в изучении любимого предмета.

В своей работе я использую элементы дистанционной образовательной технологии. Работа ведется также с использованием личного сайта в сети Интернет. На странице своего сайта я размещаю работы учащихся, поздравляю их с победой, благодарю родителей за оказанную помощь. Таким образом, работа с одарёнными детьми — одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель — способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, высокий уровень, индивидуальный подход, Окунево, способность, учащийся.

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы реализации индивидуального

«Индивидуальный подход в воспитании и обучении, — отмечает Г. М. Коджаспирова [20, с. 100]

Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для

Индивидуальный подход направлен на преодоление несоответствия между уровнем

Система работы с одаренными школьниками в рамках…

высокий уровень интеллектуального развития (широкий кругозор, начитанность, ораторские способности)

Основными формами работы с одаренными детьми является индивидуальная и групповая. Реализуется она в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Особенности познавательных процессов как причина…

Психологический подход к проблемам неуспеваемости широко представлен в работах В. И

В этой связи говорят обычно о разных способностях учащихся, а точнее, о разных учебных

Выявление уровня обучаемости у ребёнка предполагает определение восприимчивости…

Использование технологии разноуровневой дифференциации…

Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний.

Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования.

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении…

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества

3 группа — дети с высокой степенью подготовки к школе, у них выражена познавательная

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы № 11 в сочетании с…

Возможности практического применения технологии…

Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор…

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к

Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

Основными условиями реализации индивидуального подхода выступает дифференциация

Изучение учащихся, их склонностей и интересов, их учебных возможностей, а также анализ

Языковые способности учащихся могут проявляться не только в легкости, быстроте, и…

Возможности сопровождения одаренных детей при обучении…

Именно данная категория учащихся требует особого индивидуального подхода в процессе обучения. Именно для таких детей мало просто учителя, им необходим наставник, который поможет в раскрытии всех возможных потенциалов учащихся. Тьютор выступает в роли…

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно…

Специально организованная работа учащихся и преподавателя приводит к тому, что усваиваемое знание не «обезличивается», а становится личностно-значимым, а проводимое занятие становится формой коллективного общения, обеспечивающего развитие учащихся.

У ребенка уже в дошкольном возрасте
проявляется потребность в творчестве. Но данная
потребность сама по себе вторична. Она
представляет собой отклик на ту среду, которая
окружает ребенка. Л.С. Выготский отметил:
“Наилучшим стимулом детского творчества
является такая организация жизни и среды детей,
которая создает потребности и возможности
творчества”.

В свою очередь, период начального
образования заключает в себе большие
возможности для развития творческих задатков
детей. В данный период игровая деятельность
постепенно сменяется учебной. Внеучебная
деятельность становится ведущей и в реализации
потребности творчества у детей младшего
школьного возраста. Однако для того чтобы
внеучебная деятельность выступала в качестве
стимула в развитии творческих способностей
ребенка, ее нужно специальным способом
организовать. (Слайд презентации №1).

Когда я набираю 1-й класс, заранее
знакомлюсь с детьми и родителями. Посещаю
утренники, родительские собрания, занятия,
просто прихожу в группу детского сада, чтобы
посмотреть и понаблюдать, кто, чем любит
заниматься у кого какие способности.

На первом родительском собрании
рассказываю о программе “Начальная школа XXI
века”, по которой будет строиться учебная работа
и о теме внеучебной работы “Развитее творческих
способностей и задатков детей младшего
школьного возраста”.

(Слайд презентации № 2)

Актуальность проблемы:

На сегодняшний день образование
рассматривается в стратегической перспективе
как важнейший фактор и ресурс развития общества
и государства, поэтому работа с одаренными
детьми является одним из приоритетных
направлений педагогической деятельности.

(Слайд презентации № 3)

Цель организации работы с одаренными
детьми:


  • Создание благоприятных условий для развития
    одаренных детей в интересах личности, общества и
    государства.

Задачи организации работы с
одаренными детьми:


  • Обеспечить возможности творческой
    самореализации личности в различных видах
    деятельности.
  • Организация системы исследовательской работы
    учащихся.
  • Организация участия учащихся в школьных,
    районных, областных, всероссийских олимпиадах,
    интеллектуальных играх, дистанционных проектах.
  • Организация развития творческих задатков через
    совместные программы с центрами дополнительного
    образования (музей, детская библиотека, проф.
    ориентационный центр).

Работая над темой Развитее творческих
способностей и задатков детей младшего
школьного возраста” на протяжении 5 лет пришла к
выводу, что развитие новых технологий влечет
возрастание потребностей общества в людях,
обладающих нестандартным мышлением.

Организовывая внеучебную деятельность, исхожу
из реальностей сегодняшнего дня, возросших
требований к универсальности знаний и
необходимости подъема уровня духовной культуры
учащихся. Используя для себя следующие этапы.

(Слайд презентации № 4)

Этапы организации работы с одаренными
детьми:


  1. Знакомство с научной литературой о
    психологических особенностях и методических
    приемах, эффективных при работе с одаренными
    детьми.
  2. Проведение целенаправленных наблюдений, за
    учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
  3. Подбор материалов и проведение с психологом
    школы специальных тестов, анкет, диагностических
    обследований позволяющих определить наличие
    одаренности.
  4. Создание условий, способствующих оптимальному
    развитию одаренности.

(Слайд презентации № 5)

Ожидаемые результаты:


  • Повышение интеллектуального уровня учащихся.
  • Творческая самореализация выпускника
    начальной школы.
  • Обеспечение преемственности в работе
    начальной, средней и старшей школы.
  • Формирование системы работы с одаренными
    учащимися.

Все это способствует поддержке и развитию
способных и талантливых детей,

формирует навыки поисковой и познавательной
деятельности всех субъектов внеучебного
процесса. Таковыми являются учащиеся, родители, и
многочисленные социальные партнеры школы.
Каждый учебный год по своему строится в
зависимости от развития памяти, мышления,
восприятия, внимания, осознания личного
отношения к миру и возрастных особенностей
детей. Поэтому 1 класс – Подготовительный этап
направлен на развитее теоретического мышления,
развитее наглядно – образной и совестно –
логической памяти.

(Слайд презентации № 6)

Подготовительный этап (1класс).


  • Формирование навыков эффективной организации
    труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной
    деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся.

Виды деятельности:

Педагогическая диагностика по Л.Е.Журовой,
Л.Е. Евдокимовой, А.О.Кочуровой проводимая
совместно со школьным психологом – залог
обучения и развития детей. Проводя диагностику,
получаю дополнительный материал для полной
объективной оценки творческих возможностей
ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения
происходят с ребенком в процессе обучения и
воспитания, как изменяется мышление, восприятие,
внимание, память, в какой помощи учителя
нуждается ребенок. Диагностика дает возможность
проанализировать развитие ребенка, она помогает
увидеть негативные моменты, требующие изменений.

(Слайд презентации № 7) Внеучебная работа на
факультативе “Эрудит” по УМК “Развивающие
задания Е.В. Языканова (1час в неделю). Факультатив
– курс для 1 – 4 класса развивающих занятий,
нацелен на решение задач и интеллектуально –
личностно – деятельное развитие младших
школьников. Анализируя выполнение ребятами
каждого задания, получаю возможность выяснить. В
какой мере ребенок нуждается в тренировке
памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить
больше времени и сил. Задания служат прекрасной
подготовкой к олимпиадам.

(Слайд презентации № 8) Портфолио – личных
достижений.
Составляется в 1 классе учащимися
совместно с родителями. Каждое портфолио
выполнено в творческом и индивидуальным стиле.
Ребята сами участвуют в накоплении материала
портфолио – анкетирование, тренинги, дипломы,
грамоты за индивидуальное, семейное участие в
народных праздниках, спортивных, литературных,
конкурсах. Рубрики портфолио: деловая
информация, творческие работы, диагностические
обследования, мои достижения. Портфолио
представляет ежегодный отчет по развитию
ребенка. Что ребенок узнал, как он думает,
подвергает сомнениям, анализирует, синтезирует,
производит, создает, как он взаимодействует на
интеллектуальном уровне с другими детьми.
Портфолио фиксирует изменения, и рост за
определенный период времени, носит
накопительный характер поощрения творческой
деятельности самого учащегося и всей семьи,
обеспечивает непрерывность процесса развития
ребенка от года к году. В нашем классе ежегодно
проходят парады личных достижений “ Школьные
годы чудесные”.

К 8 годам дети всячески демонстрируют свою
избирательность, свое мнение, свою новую
школьную, жизнь, стремятся занять более взрослую
позицию. Именно в этот период дети начинают
осмысливать себя, свои способности, свою
индивидуальность. Память не должна являться
исключением. Свои способности и особенности
ребенок должен осознавать, а мы взрослые, должны
ему в этом помочь. Поэтому 2 класс – Творческий
этап.

(Слайд презентации № 9)

Творческий этап (2-й класс).


  • Совершенствование навыков научной организации
    труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными
    школьниками.

Виды деятельности:

Продолжается внеучебная работа по всем видам
деятельности 1 класса, а также самое серьезное
внимание обращается на формирование логической
операции сравнения с опорой на существенные и
несущественные признаки. Для этого ведется
индивидуальная работа учащихся по выполнению
тематических сообщений для уроков окружающего
мира, для классных часов, на интересующие темы
для школьных НОУ. Ребята увлеченно принимают
участие в школьных олимпиадах, интеллектуальных
играх, участвуют в школьных и районных
художественных и прикладного творчества
выставках. Во 2 классе помогаю детям выбрать
занятия в кружках, секциях по интересам в центре
дополнительного образования, детской спортивной
школе, в музыкальной и художественной школе, все
это способствует развитию творческих
способностей детей.

(Слайд презентации № 10,11)

Внеклассная работа с детской библиотекой по
совместному ежегодному плану работы
“Информационная культура читателя”,

помогает детям хорошо ориентироваться в
художественной и познавательной литературе,
находить ответы на интересующие вопросы, а также
участвовать в интеллектуальных литературных
конкурсах и КТД.

С музеем сотрудничаем по совместно
составленной программе “Традиционный народный
календарь”.

Наша совместная творческая деятельность
помогает детям быть участниками народных
праздников, (Слайд презентации № 12) собирать
материал о играх, обычаям родного края,
проводимым во время праздника. Разучиваем
заклички, пословицы, поговорки, русские народные
песни, обряды необходимые для проведения
народных праздников. Благодаря этой программе
восприятие становится думающим, происходит
осознания личного отношения к миру к родному
краю к традициям и культуре русского народа и
тесной взаимосвязи поколений.

К окончанию обучения в начальной школе дети
должны научиться таким элементам анализа, как
выявление и других связей между явлениями и
понятиями: противоположность, наличие тех или
иных функциональных отношений, часть и целое. Это
способствует формированию общеинтеллектуальных
умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
выделения существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных
процессов) Поэтому 3 – 4 класс – Развивающий этап.

(Слайд презентации № 13)

Развивающий этап (3 – 4-й класс).


  • Совершенствование навыков научной организации
    труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов
    учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Виды деятельности:

Продолжается внеучебная работа по всем видам
деятельности начатой в 1 и 2 классе. На данном
этапе такие качества, как произвольность и
способность к саморегуляции, рефлексия, проходят
только начальный этап формирования. Затем они
усложняются и закрепляются. Сначала эти качества
распространяются только на ситуации, которые
связаны с учебой, а затем и на другие сферы
деятельности ребенка.

Поэтому дети, активно участвуют не только в
школьных районные, но и областных, всероссийских
олимпиадах, интеллектуальные играх,
дистанционных проектах, а так, же в районных
научно – практических конференциях,
всероссийском фестивале исследовательских и
творческих работ учащихся “Портфолио”.

В целом за время обучения ребенка в начальном
звене школы у него должны сформироваться
следующие качества: произвольность, рефлексия,
мышление в понятиях; основные компоненты
внеучебной деятельности; качественно новый,
более “взрослый” тип взаимоотношений со
взрослыми и одноклассниками. Способствуют этому:

(Слайд презентации № 14)

Основные виды организации внеурочной
творческой деятельности учащихся.


  • Коллективно творческие дела совместно с
    центрами дополнительного образования и
    родителями.
  • Предметные недели.
  • Научное общество учащихся “Поиск”.
  • Факультатив “Эрудит”.
  • Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры,
    дистанционные проекты.
  • Диагностическое обследование.
  • Портфолио – личных достижений.

Высокая эффективность достигается. Если такая
работа ведется систематически, а не от случая к
случаю.

Для успеха в организации внеучебной
деятельности школьников принципиальное
значение имеет различение результатов и эффектов
этой деятельности.

Результат нашей совместной
внеучебной деятельности: 2007 – 2008 учебный год – 4-й
класс.

(Из 21 учащегося 6 – отличников, 8 –
хорошистов) Лавринович Александра – 7 место в
регионе в международном конкурсе “Кенгуру”,
Филатова Евгения два года подряд (2007,2008) входит в
“30 лучших знатоков” в областном заочном
интеллектуально – творческом конкурсе “Через
тернии – к звездам”. 2 лауреата IХ районной
научно – практической конференции школьников
Симонова Татьяна и Неукрытый Дмитрий, они
награждены дипломами фестиваля
исследовательских и творческих работ учащихся
“Портфолио” их работы размещены на сайте: http://portfolio.1sept.ru
Общекомандное 1 место в районном
интеллектуальном конкурсе “Я люблю тебя,
Россия”; 1 место в районном КВНе “В мире
животных”, Благодарственные письма: Евсеевой
Светлане за активное участие в областном
художественном конкурсе “Газ, вода есть, -хорошо!
Жить с комфортом – лучше! В коммунальщики б
пошел! Пусть меня научат!”; Миненкову Егору,
Лавринович Александре, Картечкину Владимиру,
Гусакову Владиславу, Ширковец Евгению за
активное участие в музейных праздниках по
программе “Традиционный народный календарь”,
конкурсах по программе “Россия Родина моя”, а
также в выставках прикладного творчества.
Благодарственное письмо классу за постоянное
сотрудничество с районной детской библиотекой,
за активное участие в литературной игре “Читаем
всей семьей”. Два года подряд (2007, 2008) ребята были
победителями школьного конкурса “Самый
здоровый класс”. 2008 – 2009 учебный год – 1-й класс
(20 человек).

Симонова Татьяна ученица 5 класса
награжден диплом фестиваля исследовательских и
творческих работ учащихся “Портфолио” ее работ
размещена на сайте: http://portfolio.1sept.ru
Недостоева Анастасия, Филимонов Данила,
награждены районными дипломами главы
Горьковского городского поселения “Лучшая
новогодняя игрушка” среди дополнительных,
общеобразовательных и специальных учебных
заведений. 4 человека (Арутюнян Карен, Гребнев
Денис, Трифонов Николай, Прокопьева Кристина)
участники международного дистанционного
проекта “Эрудит – марафон учащихся”.
Прокопьева Кристина, Гребнев Денис – 1 место по
русскому языку, Прокопьева Кристина – 1 место по
математике; 12 человек приняли участие в
международном математическом конкурсе
“Кенгуру”. Место в школе: Гребнев Денис – 10,
Арутюнян Карен, Румянцева Варвара – 12. Ребята
приняли участие в международном конкурсе
“Русский медвежонок – языкознание для всех” –
12 человек. В областном конкурсе – “Пони”
приняли участие -8 человек. Симонова Татьяна,
Неукрытый Дмитрий, Гусаков Владислав, Недостоева
Анастасия, Трифонов Николай – лауреаты
районного этапа областного конкурса “Моя малая
Родина”, в номинации “Традиционная культура” с
работой “Матрешка – русский сувенир”.

Учащиеся 5 класса закончили учебный
год (6 – отличников, 8 – хорошистов) – это говорит
о том, что интерес к учебному процессу у ребят не
угас, они продолжают участвовать в олимпиадах,
интеллектуальных играх, научно практических
конференциях, добиваются хороших успехов в
центрах дополнительного образования.

Эффект моей работы: гордость за умных,
талантливых, интеллектуально развитых,
одаренных людей в которых вложена частичка моего
труда. Для меня очень важно, чтобы мои ученики
превзошли меня – своего учителя.

Презентация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Особенности содержания бизнес плана инновационного проекта
  • Особенности трудовых отношений в сфере гостиничном бизнесе
  • Осп александровского района владимирской области реквизиты
  • Осп по г воркуте уфссп россии по республике коми реквизиты
  • Осп по новомосковскому ао уфссп россии по москве реквизиты