Особенности корпоративного управления в компаниях государственным участием

Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием: цели, система и проблемы

Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием

7 039

Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием имеет свои особенности и нюансы. Такие организации несут для страны стратегическое значение в сфере экономики, так как цели их основного собственника – РФ, более многогранны, нежели у частных учредителей. Проанализировав корпоративное управление в компаниях с Государственным участием, можно будет понять, чего стремится достичь главный акционер, делая крупные инвестиции.

Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием: структура, цели и задачи

Правильно разработанная стратегия корпоративного управления позволяет государству, которое выступает в качестве основного акционера организации, достичь важных целей:

  • обеспечить наполнение Федерального бюджета, повысить регулярные поступления;
  • реализовать инновационные решения, направленные на укрепление и рост экономики;
  • оказывать реальную помощь АО при выполнении функций, имеющих стратегическое значение;
  • реализовывать экологические, экономические и прочие задачи, благодаря участию в акционерных обществах;
  • привлекать в АО дополнительные инвестиции;
  • стимулировать производства, повышать экономические и финансовые показатели Общества.

Принципы корпоративного управления

На эффективность корпоративного управления оказывают непосредственное влияние организованность и структурированность корпорации. При этом данная система должна основываться на общечеловеческих принципах: ответственности, публичности, честности. Корпоративное управление корпорацией базируется на следующих принципах:

  1. Разработка стратегий, миссий, планов, философии корпорации, которые отражают выбранное бизнес-направление.
  2. Установка целей, которые станут для штатного персонала, включая управленцев, мотивацией к успешной, продуктивной работе.
  3. Выбор системы, структуры предприятия, в соответствии с поставленными целями.


При этом процессы корпоративного управления должны охватывать положения, отражающие действия компании, необходимые для достижения запланированного результата.

Параллельно учитываются риски корпоративного управления, проблемы, затрагивающие права акционеров, работу управленцев, получение доступа к бизнес-информации, вопросы социальной направленности.

Основой системы корпоративного управления государственных компаний являются методы, механизмы реализации, информирование и прочие нюансы. Если будет отсутствовать хоть один элемент из этой цепи, нарушится порядок работы Общества.

Главные цели корпоративного управления с государственным участием

Основными участниками таких корпораций являются связанные субъекты, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, либо имеющие от него какую-либо зависимость.

В эту группу стоит включить менеджмент, штатный персонал, акционеров, главным из которых является РФ, инвестировавшая самое большое количество средств в уставной капитал.

Вступив во взаимодействие с корпорацией, правительство ставит перед собой следующие цели:

  1. Увеличение налоговых поступлений в Федеральный бюджет.
  2. Повышение экономических показателей корпораций.
  3. Содействие в развитии производства.
  4. Помощь в работе организациям, выполняющим стратегические функции, стоящих на страже экологических, экономических, социальных интересов РФ, защищающих ее суверенитет.

Предприятия, в которых присутствует государственное корпоративное управление, преследуют свои цели при таком взаимодействии:

  • увеличение прибыли;
  • динамичное развитие корпорации;
  • реструктуризация фирмы;
  • оптимизация затрат управленческого плата при соблюдении норм действующего законодательства;
  • минимизация рисков;
  • использование международных стандартов при ведении бизнеса.


Все участники корпорации должны обеспечить полноценное взаимодействие друг с другом. Между ними согласовываются не только цели, но и задачи.

Именно поэтому система корпоративного управления в компаниях с Государственным участием выступает в качестве стимулятора для акционеров и управленцев. Она направляет их силы на соблюдение основных принципов и достижение компромиссов. Основная управленческая идея формируется за счет выбранной модели взаимодействия.

Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций

Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием

Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием имеет свои особенности и нюансы. Благодаря такой форме взаимодействия властей и коммерсантов существенно расширяется круг участников:

  1. Акционеры.
  2. Менеджмент.
  3. Официальные представители власти. Формируют позицию государства, выступающего в роли акционера.
  4. Ведомства. Защищают интересы страны в органах управления.

Особенностью корпоративного управления в компаниях с Государственным участием является смешанная форма функционирования совета директоров. Руководящий состав склонен принимать решения, одобренные на самом высоком уровне по причине того, что среди управленцев большая часть является гос. представителями.


Из этого следует, что при голосовании по рабочим вопросам они принимают решения в соответствии с выданными правительством директивами.

Корпоративное управление с Государственным участием — основные проблемы

Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием имеет ряд недостатков. В первую очередь следует отметить низкую активность совета директоров, из-за чего важные решения принимаются без акцента на экономических интересах корпорации.

К проблемам, присутствующим в корпоративном управлении в компаниях с Государственным участием, можно отнести следующее:

  1. Представители страны работают в корпорациях не на регулярной основе. Зачастую они присутствуют на советах директоров, чтобы принимать управленческие решения, затрагивающие производственную деятельность.
  2. Ведомства и министерства самоустраняются при назначении в корпорациях представителей от страны.
  3. Представители администрации президента нерегулярно подают отчетность, или вовсе ее не предоставляют.
  4. Выдвиженцы от правительства могут нарушать полученные инструкции относительно правил голосования.

В результате снижается эффективность ее работы, и соответственно не наблюдается динамичного роста рентабельности. Для совершенствования корпоративного управления в компаниях с Государственным участием рекомендуется развивать институт независимых руководителей.

Роль совета директоров в компаниях с Государственным участием

Роль совета директоров в компаниях с Государственным участием

Невыполненные цели и задачи корпоративного управления приведут к сбоям в работе всей корпорации. Эти моменты должно контролировать руководство, поэтому в таких компаниях создают совет директоров, от эффективности работы которого будет зависеть устойчивое и долгосрочное развитие Общества.

На территории РФ вопросы управления корпоративного развития, формирования и работы совета директоров регулируется со стороны Федерального законодательства.

В ФЗ №208 от 26.12.1995г. даны рекомендации относительно основных организационных моментов. Также эти вопросы рассматриваются в Национальном Кодексе корпоративного поведения.

Практика показывает, что в фирмах, которые нацелены на длительное нахождение на отечественном рынке, управленческие решения принимаются в ручном режиме, благодаря чему стремительно возрастает роль совета директоров.

Ежегодно такая практика совершенствуется и становится актуальной для субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности. Для правильного выстраивания работы в правление зачастую вводится внешнее руководство.

Чтобы услуги корпоративного управления предоставлялись на должном уровне, со стороны правительства РФ принимаются соответствующие нормативно-правовые акты, разрабатываются методические рекомендации.

Совет директоров в таких корпорациях представляет собой коллегиальный орган, на который возложена миссия принимать управленческие решения, регулировать деятельность фирмы. Он подчиняется общему собранию собственников, владеющих акциями предприятия.

Несмотря на свои полномочия, совет директоров не принимает участия в совещаниях акционеров, так как занимается стратегическими, наблюдательными и надзорными вопросами. В его компетенцию входят:

  1. Планирование бюджета, финансовых вложений.
  2. Разработка стратегии, которой будет придерживаться фирма в ходе ведения бизнеса.
  3. Внедрение системы, позволяющей давать реальную оценку деятельности менеджмента, мотивирующую персонал на повышение продуктивности предприятия.
  4. Назначение и освобождение от занимаемой должности членов исполнительного органа Общества.
  5. Осуществление надзора за активами, внутреннего аудита, выявление слабых мест в системе управления рисками.

В совет директоров должны входить специалисты с высоким уровнем квалификации, богатым багажом знаний, отменными деловыми качествами. Претенденты на руководящие вакансии должны соответствовать следующим характеристикам:

  • оказанное со стороны акционеров доверие;
  • безупречная деловая репутация;
  • незаурядные личные качества;
  • отсутствие конфликта интересов с другими участниками.

Что касается количества человек в совете директоров, то данный фактор определяется исходя из потребностей Общества. Численности специалистов должно быть достаточно для того, чтобы эффективно работать и не затруднять встречи, взаимодействие членов совета директоров.

Практика показывает, что оптимальный состав насчитывает не более 7 человек, а для публичного Общества численность специалистов может составлять 11 чел. При формировании структуры совета, крайне важно наличие руководителей, на которых не оказывается внутреннее и внешнее давление.

Независимый директор обладает высоким профессионализмом и поэтому в состоянии самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам. Чтобы такие руководители могли влиять на решения, их численность должна быть не менее трети от общего состава совета.

В обществах с госучастием важную миссию выполняет профессиональный поверенный.


Он отличается от независимого директора тем, что в своей работе руководствуется регламентом постановления Правительства №738 от 03.12.2004г.

Что касается коммуникации членов совета директоров с менеджментом, то она происходит через корпоративного секретаря.

Как выстроить систему корпоративного управления в компаниях с Государственным участием?

Как выстроить систему корпоративного управления в компаниях с Государственным участием?

В каждом государстве используются индивидуальные модели корпоративного управления, которые могут иметь отличия по следующим параметрам:

  • роль заинтересованных лиц;
  • структура капитала;
  • степень участия заинтересованных лиц.

На то, какой будет система корпоративного управления компании, могут влиять и внешние факторы. Например, динамика развития фондового рынка, особенности экономики в стране, тип культурного уклада в государстве.

В современных условиях Акционерные Общества с участием государства, в которых наблюдается недостаточный уровень корпоративного управления предприятием, сталкиваются с рядом проблем системного характера.

Вступая во взаимодействие с АО, государство обретает все права акционера, предусматривающие не только участие в принятии управленческих решений, но и получении дивидендов. Параллельно государство осуществляет нормативно-правовое регулирование отношений с обществом на правах носителя публичной власти.


Именно смешивание функций акционера и представителя высшей власти приводит к снижению качества корпоративного управления.

Когда в стране наблюдался рост экономики, были внесены изменения в Федеральное законодательство, затрагивающие вопросы корпоративного управления. Выступая в роли регулятора взаимоотношений с обществом, государство добилось некоторых успехов.

В тоже время, выполняя функции акционера, оно сосредоточивается на достижении личных целей, реализации собственных прав, из-за чего отстает от частных собственников корпорации.

При этом государство не интересуют права остальных участников. Такое положение дел противоречит принципам корпоративного управления, главным из которых является равенство в отношении акционеров по всем вопросам, независимо от величины их доли в корпорации. В юридической практике одним из самых сложных вопросов является разграничение прав и полномочий государства как собственника и регулятора.

Со стороны Федерального законодательства осуществляется регулирование деятельности субъектов корпоративных отношений. ГК РФ (ст. 124) определяет порядок участия юридических лиц в качестве субъектов гражданского права.


При этом ст. 125 указывает, что в гражданском обороте принимают участие органы гос. власти, в рамках своей компетенции.

Государство став акционером вступает в отношения в соответствии с регламентом корпоративного законодательства, которое также применяется и к юридическим и физическим лицам. Но права акционера реализует не само государство, а его официальные представители – органы гос. власти.

В мировой практике применяется несколько моделей построения схемы управления АО с государственным участием:

  1. Централизованная,
  2. Двойная,
  3. Децентрализованная.

В российской практике часто реализуется последний вариант, предусматривающий передачу акций государства специальным холдингам и органам власти.

В соответствии с ФЗ №39 интересы Российской Федерации в вопросах участия в АО могут представлять: Правительство, уполномоченные органы власти, гос. корпорации. Распоряжением Отдельные права государства как акционера осуществляют территориальные органы Росимущества.

Такие же полномочия могут делегироваться Министерствам обороны, транспорта, экономического развития, связи и массовых коммуникаций, гос. корпорациям Росатом, Ростехнологии.

Всего интересы Российской Федерации может представлять 41 орган исполнительной власти. Исходя из этого,  структуру корпоративного управления в обществах с участием государства можно рассматривать как децентрализованную.

Что касается компаний, в которых Российская Федерация владеет 100% акций, то они подчиняются министерствам, минуя посредников. Такие органы исполнительной власти наделены полномочиями осуществлять гос. политику, нормативно-правовое регулирование в выбранной организацией сфере деятельности.

Правительство РФ может делегировать полномочия ведомствам и министерствам заключать от имени государства договора с руководителями подведомственных предприятий, утверждать уставы обществ, подписывать соглашения об аренде имущества.


Проблема корпоративного управления в Акционерных Обществах с 100% участием российской Федерации, заключается в отличии применяемой модели от закрепленной в законодательстве.

В соответствии с Положением №738 в таких организациях полномочиями совета директоров наделено Федеральное агентство по управлению гос. имуществом. Процесс формирования Уставов в Акционерных Обществах со 100% участием государства должен соответствовать регламенту ФЗ об АО.

Этот нормативно-правовой акт предусматривает возможность принятия управленческих решений единолично акционером, владеющим 100% акций в предприятии. При этом все должно оформляться в письменном виде.

Но этот Федеральный закон не охватывает процесс проведения годового собрания участников. В АО с 100% участием государства решения принимаются Распоряжением правительства, уполномоченных органов исполнительной власти.

Подводя итоги можно сделать вывод, что Акционерные общества с государственным участием по факту имеют смешанную модель корпоративного управления.

В них функции коллегиального органа выполняет совет директоров, который решает управленческие вопросы, но при этом не является исполнительным органом и не выполняет контрольные функции.

Кандидаты в совет директоров от страны выдвигаются уполномоченными принимать подобные решения Федеральными органами исполнительной власти. При таком подходе нарушается ряд принципов корпоративного управления, в частности равное отношение ко всем акционерам.

Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием недостаточно эффективное в современных условиях. Причина кроется в способе реализации прав акционеров, который носит административный, бюрократический характер. Из-за такого корпоративного управления бизнесом не удается быстро и эффективно принимать решения.

Назначенные в таких организациях советы директоров являются формальными органами, так как их наличие предусматривается законодательством. Давая оценку корпоративного управления компанией можно заметить стремление внедрить порядок формирования управления АО по принципу государственного, что нарушает природу и суть Акционерного общества.

Чтобы решить выявленные проблемы корпоративного управления в компаниях с Государственным участием со стороны РФ должна быть построена иная модель, закрепленная на законодательном уровне.

Ее суть должна заключаться в передаче основной нагрузки по принятию решений с исполнительных Федеральных органов власти к совету директоров. Он в свою очередь должен перейти от формального существования к реальному, чтобы осуществлять стратегическое управление организацией, контролировать работу исполнительных органов АО, отвечать за свои действия.

Заключение

Благодаря грамотно выстроенному корпоративному управлению в компаниях с Государственным участием появится возможность повышения их продуктивности. Перед такими предприятиями откроются двери на финансовые рынки, благодаря чему снизится стоимость привлеченного капитала.

Администрация Президента планирует сделать все госкомпании публичными корпорациями, разместив их акции на фондовых рынках.


Таким образом, Правительство планирует увести граждан из банковского сектора, чтобы они начали активнее инвестировать средства в бизнес-проекты.

Эти планы удастся реализовать только благодаря совершенствованию системы корпоративного управления в компаниях с Государственным участием.

Компания ООО «Шмелева и Партнеры» оказывает юридические услуги для бизнеса. В том числе, по корпоративным правоотношениям. Вы можете обратиться к нам за абонентским обслуживанием или для решения разовой задачи:

Получить консультацию

Юридическая помощь в Саратове

Юридическая фирма Шмелева и Партнеры

Основное направление нашей деятельности — юридические услуги для бизнеса. За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия. Сотрудничая с нами, ваши риски = 0%.

Литвинова А.А. Особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 109-112.

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИЯХ С

ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

А.А. Литвинова, магистрант

Научный руководитель: А.Ю. Жданов, д-р экон. наук, профессор

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

Аннотация. Компании с государственным участием имеют стратегическое значение для экономики нашей страны: преимущественно это системообразующие предприятия в различных отраслях. Госкомпании имеют особенность: цели государства как собственника более многогранны, нежели частного акционера. В данной статье представлены определения корпоративного управления компаний с государственным участием и раскрывается их роль и особенность. Анализ специфики госкомпаний позволяет понять особенности корпоративного управления в этих компаниях.

Ключевые слова: компания с государственным участием, корпоративное управление, корпорация, приватизация, форма собственности, максимизация прибыли, эффективность.

Согласно российскому законодательству под госкомпаниями [1] понимаются следующие организации:

 акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов;

 общества с ограниченной ответственностью с государственным участием, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов;

 федеральные государственные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия;

 государственные корпорации;

 иные хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также созданные в соответствии с указами Президента Российской Федерации компании, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Компании с госучастием играют в России особую роль, а в ряде случаев, в отдельных отраслях – системообразующую роль. Это энергетика, нефте— и газодобыча, транспорт, банковская сфера и оборонная промышленность. С одной стороны, государство, как собственник или как основной акционер таких предприятий, заинтересовано в стабильной работе этих компаний при любых экономических условиях. С другой стороны, значительная часть компаний с государственным участием – это компании, которые имеют доминирующее положение и являются инфраструктурными монополиями.

При весьма ограниченной конкуренции со стороны других участников рынка эти компании имеют возможность диктовать свои условия потребителям, а те, соответственно, вынуждены разделять издержки, которые в этом случае возникают, оплачивать в ряде случаев просто неэффективные затраты, а иногда и неоднозначные управленческие решения [2].

Масштабы государственного сектора в России на протяжении последних десятилетий менялись под воздействием двух противоположных тенденций. С одной стороны, по мере приватизации количество компаний с государственным участием резко сократилось. С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция – государство приобретает контрольные пакеты в крупных компаниях, формирует холдинги для управления группами предприятий с государственным участием.

Государство остается в числе крупнейших собственников. По итогам 2014 года в Российской Федерации зарегистрировано 4886007 компаний [3]. Из них 113716 компаний являются государственными и 196735 относятся к прочим формам собственности [4], включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную (рис. 1).

Рис. 1. Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2014 г.

(Собственная разработка автора по данным Росстата)

Особая роль компаний с государственным участием связана не только с их размером, но и с их влиянием на развитие корпоративного управления и фондового рынка. Уже в силу своего размера они выступают ориентиром для частных компаний, использующих принципиально те же инструменты корпоративного управления. Эти инструменты особенно важны для госкомпаний, поскольку они по определению представляют собой компании с разделенными владением и управлением. Чем лучше будут результаты применения инструментов корпоративного управления в госкомпаниях, тем большее распространение они могут получить и в частных корпорациях.

Базовые проблемы корпоративного управления в компаниях с государственным участием принципиально те же, что и в полностью частных компаниях [2]. Соответственно, проблемы управления в государственных компаниях должны решаться с использованием инструментов, которые применяются частными компаниями. Однако государство как собственник имеет существенные особенности, которые создают дополнительные проблемы:

 у государства есть более сложные, комплексные и противоречащие друг другу цели, чем у частного собственника;

 многочисленность компаний с государственным участием сочетается с их разнородностью;

 роль доверителя (принципала) в компаниях с госучастием выполняют отдельные представители государства, ни один из которых не является конечным бенефициаром.

По указанным выше причинам внешние инструменты корпоративного управления могут быть менее действенными для госкомпаний, чем для частных компаний.

Последние несколько лет Росимущество проводит активную политику, направленную на повышение качества и усиление стандартов корпоративного управления в компаниях с государственным участием, считая, что его уровень напрямую влияет на инвестиционный климат России. Росимуществом ведется системная подготовка и совершенствование методологической базы, расширение практики привлечения профессиональных директоров и независимых экспертов в составы советов директоров и ревизионных комиссий компаний с государственным участием, проводится внедрение лучших российских и международных практик в области корпоративного управления.

Как уже было отмечено выше, цели государства и его коммерческие соображения могут противоречить друг другу. Классическая цель компании максимизация капитала акционеров. Цели государства в основном социальные или политические стране необходимо обеспечить стратегические преимущества во внешней политике, население необходимо снабжать жизненно важными услугами, такими как услуги связи, поставки электроэнергии, тепла, газа, а все это может противоречить коммерческим целям. В таких условиях государство, в принципе, может игнорировать тяжелое финансовое положение компаний, убытки, невыплаченные долги. Изначально противоречивая система целей усложняет задачи корпоративного управления.

Классическое разделение на собственника и агента (менеджера), распоряжающегося активом в интересах собственника, становится все более сложным [5]. Формально собственниками государственных активов являются граждане страны. Но граждане не напрямую управляют государственными компаниями, эта роль принадлежит государству как институту, а точнее, государственным ведомствам, в интересах государства осуществляющим управление компаниями. Далее функция управления опосредуется представителями государственных органов в управленческой структуре компании. Эта опосредованность в целом снижает степень контроля акционеров над деятельностью наемного менеджмента [6]. Повышаются риски того, что агенты не будут действовать в интересах собственника, а будут использовать активы компании в личных интересах.

В заключение необходимо отметить, что любая управленческая деятельность менеджеров должна быть направлена на достижение основной цели увеличение стоимости компании для обеспечения стабильного роста компании. Стратегии управления государственной собственностью должны отталкиваться от следующего принципа: государственные компании, в отношении которых государство ставит цели, отличные от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

Библиографический список

1. Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов» (утв. Росимуществом) Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения 01.05.2016)

2. Совещание о повышении эффективности расходов государственных корпораций и компаний с государственным участием. Московская область, Горки. 28 сентября 2015

3. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 01.05.2016)

4. Федеральный закон от 26.12.1995 N208-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 29.12.2015) «Об акционерных обществах».

5. Харчилава Х.П. Особенности корпоративного управления в непубличных акционерных обществах с государственным участием // Стратегии бизнеса.  2015.  №5.

6. Шаховой В.А. Корпоративное управление – тенденции развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление.  2015.  №1  Т.1. С. 222-230.

FEATURES OF CORPORATE GOVERNANCE IN COMPANIES WITH STATE

PARTICIPATION

A.A. Litvinova, undergraduate

Supervisor: A. Y. Zhdanov, doctor of economic sciences, professor

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

Abstract. Company with state participation play an important role in Russia. They are of strategic importance for the economy of our country: it’s mostly backbone enterprises in various industries. State-owned companies have a feature: the objectives of the state as the owner of more multifaceted than a private shareholder. This article presents a definition of corporate governance of companies with state participation and their role and feature. Analysis of the specificity of state-owned companies allows to understand the peculiarities of corporate governance in these companies.

Keywords: company with state participation, corporate governance, Corporation, privatization, ownership, profit maximization, effectiveness.

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Корпоративное управление в корпорациях с государственным участием

Согласно действующему в России законодательству под корпорациями следует понимать юридических лиц, участники которых обладают правом членства в них и осуществляют формирование их высшего органа.

В современном мире вопросам развития корпоративного управления уделяется все больше и больше внимания. При этом касается это как частных структур, так и государственных корпораций.

Корпорациям, акционером которых выступает государство, отводится особая роль в экономике страны, сопряженная с высоким уровнем предъявляемых к ним требований.

Замечание 1

С одной стороны, государственные пакеты акций выступают в роли материальной основы обеспечения деятельности аппарата государственной власти, а с другой – госкорпорации играют роль некоего инструмента проведения определенной экономической политики со стороны правительства страны.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Свою специфику имеют и цели, преследуемые в процессе управления пакетами акций, принадлежащих государству (рисунок 1).

Базовые цели управления пакетами акций государственных корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые цели управления пакетами акций государственных корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Само положение государства в общей системе корпоративного управления имеет двойственную природу. С одной стороны, оно выступает в роли сборщика налогов и играет определенные контрольные функции – выступает арбитром регулирования рыночных отношений. И гарантом социальной стабильности. В то же время государство является заказчиком и потребителем, то есть выступает в качестве внешней силы.

В общей сложности можно выделить два основных типа корпораций с государственным участием:

«Государственное корпоративное управление» 👇

  • 100% акций компании принадлежит государству;
  • государству принадлежит менее 100% акций компании.

В России корпорациями со 100% участием государства являются «Объединенная ракетно-космическая корпорация» и «Россельхозбанк».

Характерной особенностью государственных корпораций выступает более низкий риск вероятности банкротства и низкая вероятность попыток реализации недружественных поглощений со стороны других участников рынка. С одной стороны, это обеспечивает им определенную стабильность, а с другой – снижает мотивацию к повышению эффективности деятельности корпоративных структур.

Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций

Результатом государственного участия в капитале корпоративных образований становится расширение круга участников корпоративных отношений. Помимо менеджеров и акционеров к ним добавляются ведомства и официальные представители государства. Первые формируют позицию государства как акционера, а вторые – защищают его интересы в органах управления корпорации.

В корпорациях с госучастием происходит смешение функций советов директоров в сторону транслирования решений, принятых на более высоком уровне. Фактически в таких корпорациях большая часть членов совета директоров состоит из представителей государства в лице уполномоченных лиц. Соответственно по проблемным вопросам они голосуют согласно правительственным директивам.

Замечание 2

Как показывает практика, такие члены совета директоров не принимают активного участия в выработке решений, а их вознаграждение за работу в совете директоров зачастую минимально. Это, наряду с их должностной иерархией, снижает их заинтересованность в повышении эффективности функционирования корпоративных структур.

Основные проблемы, наблюдаемые в сфере государственного корпоративного управления, представлены на рисунке 2.

Недостатки корпоративного управления в государственных корпорациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Недостатки корпоративного управления в государственных корпорациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Низкая активность деятельности советов директоров, наблюдаемая в российских госкорпорациях неизбежно приводит к тому, что управленческие решения, принимаемые на высшем уровне, зачастую определяются вовсе не экономическим интересами компании и ее акционеров, а волей государства. В результате само корпоративное управление в вступает в противоречие с основной стратегической целью бизнеса – повышением его эффективности.

В таких условиях особая роль в повышении эффективности государственного корпоративного управления отводится развитию института независимых директоров.

Роль независимых директоров к государственном корпоративном управлении

В настоящее время, согласно принятой законодательной практике, корпорации (как государственные, так и частные) вправе избирать в совет директоров представителей двух типов:

  • зависимых директоров и представителей государства;
  • независимых аутсайдеров.

Международный, а в последние годы и российский опыт свидетельствует о том, что независимые директора играю огромную роль в совершенствовании института корпоративного управления.

Согласно действующему законодательству независимость директора совета директоров определяется его соответствием ряду критериев, а именно отсутствием связей с Обществом (включая отсутствие долевой собственности на акционерный капитал), его существенными акционерами, контрагентами, конкурентами и государством.

Привлечение независимых директоров к управлению регламентируется нормами деловой практик и находит свое отражение в соответствующих принципах корпоративного управления. Так, например, российский Кодекс корпоративного управления, принятый Банком России в 2014 году, указывает на необходимость включения в состав советов директоров не менее 1/3 независимых аутсайдеров. В то же время правила листинга Московской биржи формируют более низкий критерий – не менее 1/5 независимых членов в составе совета директоров.

Независимым директорам в государственном корпоративном управлении отводится особая роль. Их функции сводятся к необходимости контроля на деятельностью менеджмента госкорпораций, представлению в совете директоров интересов акционеров (включая государство), стратегическому консультированию и оказанию помощи и содействия в разрешении конфликтных ситуаций в интересах компании.

Представляется, что залогам развития государственного корпоративного управления в России выступает дальнейшее развитие института независимых директоров.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

4. Особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием

Изображение слайда

2

Слайд 2: Перечень нормативных документов

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 91-р;
Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

Перечень нормативных документов

Изображение слайда

3

Слайд 3: Цели государства в акционерных обществах

Предоставление товаров или услуг, которые не производились бы в рыночных условиях (общее образование, железнодорожный транспорт);
Стимулирование развития отдельных отраслей экономики или отдельных регионов путем государственных инвестиций (инвестиции в угольную промышленность в отсталых регионах);
Предоставление товаров или услуг по цене ниже рыночной по причинам социального характера (дешевый общественный транспорт);
Предоставление рабочих мест и социального обеспечения;
Контроль стратегически важных отраслей экономики по политическим мотивам (оборонной промышленности или энергетики);
Создание источника дохода для государственного бюджета.

Цели государства в акционерных обществах

Изображение слайда

4

Слайд 4: Особенности государства как собственника

У государства есть более сложные, комплексные и противоречащие друг другу цели, чем у частного собственника ;
Роль принципала в компаниях с государственным участием выполняют отдельные представители государства, ни один из которых не является конечным бенефициаром.
Многочисленность компаний с государственным участием, сочетающаяся с их разнородностью;

Особенности государства как собственника

Изображение слайда

5

Слайд 5: Ключевые особенностей корпоративного управления в компаниях с контрольным участием государства

Цели государства и коммерческие соображения могут противоречить друг другу;
Стимулы к улучшению экономических показателей ограничены;
Опосредованность собственности снижает контроль;
Советы директоров выполняют роль передаточного звена;

Ключевые особенностей корпоративного управления в компаниях с контрольным участием государства

Изображение слайда

6

Слайд 6: Система корпоративного управления АО

Общ ее собрание акционеров
Совет директоров
Генеральный директор или правление
Ревизион. комиссия
Комитет по стратегич и
Комите т по назначениям
Комитет по ауд иту
Корп. секретарь
Внутренний аудитор
Компания

Система корпоративного управления АО

Изображение слайда

7

Слайд 7: Система корпоративного управления АО с госучастием

Общее собрание акционеров
— Права акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени РФ осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ)
ФАУГИ выполняет следующие функции собственника:
внесение вопросов в повестку дня Общего собрания акционеров;
выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную комиссию;
предъявление требования для проведения внеочередного Общего собрания акционеров;
созыв внеочередного общего собрания акционеров;
назначение представителя (выдача доверенности) для голосовании на ОСА;
определение позиции акционера – Российской Федерации по вопросам повестки дня ОСА, являющаяся по сути основной функцией ФАУГИ;

Система корпоративного управления АО с госучастием

Изображение слайда

8

Слайд 8: Процедуры принятия решений в компаниях с государственным участием *

* Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 “Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (“Золотой акции”)”
Функции акционера от лица РФ осуществляет ФАУГИ (Росимущество);
ФАУГИ определяет позицию акционера по вопросам повестки дня:
ФАУГИ формирует директивы представителям государства в органах управления АО на основе предложений ФОИВ/отраслевых министерств (1-3);
ФАУГИ направляет директивы представителя государства, для голосования по вопросам повестки дня (4) ;
В случаях, когда ФАУГИ и ФОИВ не могут выработать согласованную позицию – предложения по позиции акционера формируются МЭРТ (3 ’, 3’’) ;
В отношении предприятий, включенных в Перечень стратегический предприятий, директивы по голосованию утверждаются Правительством РФ ( 3,4,5,6 ).

Процедуры принятия решений в компаниях с государственным участием *

Изображение слайда

9

Слайд 9: Система корпоративного управления АО с госучастием

Совет директоров
Профессиональный поверенный – член совета директоров, избираемый на пакет акций, принадлежащий Российской Федерации и голосующий по ряду наиболее важных вопросов в соответствии с выдаваемыми Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или Правительством Российской Федерации директивами.
Перечень директивных вопросов:
Утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
Увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом это отнесено к его компетенции;
Образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
Рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
Одобрение крупных сделок;
Принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях;
Избрание (переизбрание) председателя совета директоров.
Иные вопросы в рамках исполнения поручений Президента РФ, Председателя Правительства, Первого заместителя Председателя Правительства
В случае поступления предложения председателя совета директоров, директивы могут выдаваться и по другим вопросам, относящимся к компетенции совета директоров.

Система корпоративного управления АО с госучастием

Изображение слайда

10

Последний слайд презентации: 4. Особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием: Приоритетные проблемы компаний с государственным участием

Многозадачность и противоречивость целей, стоящих перед компанией;
Смешение функций регулятора и собственника;
Бюрократические процедуры принятия решений;
Непрозрачная структура выдвижения и избрания членов СД.

Приоритетные проблемы компаний с государственным участием

Изображение слайда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • От деревни до станции автобус проехал 60 км по шоссе а обратно возвращался
  • От чего зависит успех в бизнесе связан ли он с размером полученной прибыли
  • Ответственность бизнеса от блага акционеров к благу его ключевых партнеров
  • Ответственность за нарушение лицензионных требований управляющей компанией
  • Ответственность управляющей компании за пожарную безопасность в жилом доме