Особенности групповой работы с обучающимися во внеурочное время

Внеурочная деятельность
в школе представляет собой проведение и организацию во вне учебных занятий
определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее
разностороннему развитию их индивидуальных способностей.

Участвуя в различных
видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной
деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои
индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно,
проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеурочная
деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая
или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою
очередь производит определенный воспитательных эффект.

Согласно Федеральному
базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской
Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных
от урочной системы обучения.

В базисном учебном
плане общеобразовательных учреждений РФ выделены основные направления
внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно – нравственное,
общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.

Виды и направления
внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Одной из ведущих форм
внеурочной деятельности – это групповая форма работы.

       
 Групповая работа требует временного разделения на группы для совместного
решения определенных задач. Воспитанникам предлагается обсудить задачу,
наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить
найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная,
обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие
возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной
деятельности.

Особенности
организации групповой деятельности:

     
 Главными особенностями организации групповой работы учащихся являются:

— каждая группа получает
определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его
сообща под непосредственным руководством лидера группы или воспитателя;

—  задания в группе
выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать
индивидуальный вклад каждого члена группы;

— состав группы непостоянный,
он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для
коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в
зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

         
 Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения;
школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету,
совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать; друг
друга.

 
        Однородная групповая работа предполагает выполнение
небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная
— выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждений;
хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

          При
групповой форме работы на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому
нуждающемуся в ней воспитаннику,  как со стороны воспитателя, так и своих
товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик
слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются,
приобретают гибкость,
закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Этапы
групповой  работы:

 
         Технологический процесс групповой работы состоит:

1.
Подготовка к выполнению группового задания:


постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);


инструктаж о последовательности работы;


деление на группы;


раздача дидактического материала по группам.

2.
Групповая работа:


знакомство с материалом, планирование работы в группе;


распределение заданий внутри группы;


индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;


обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;


обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);


подведение итогов выполнения группового задания.

3.
Заключительная часть:


сообщение о результатах работы в группах;


общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;


получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи.

         Во время
групповой работы воспитатель выполняет разнообразные функции: контролирует ход
работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в
случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе.

 
      Групповая форма работы на уроке может применяться для
решения почти всех основных дидактических задач.

Преимущества групповой формы работы: 
             Во-первых, происходит
резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему,
и, как следствие этого, улучшение результативности учебного
процесса. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению,
постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную
силу. 

          Во-вторых, групповая работа
способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного
контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются,
по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании
с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее
агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад
других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся
подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны. 

            В-третьих, работа в
группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной
перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка
их действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся правильно
оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости
от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами
группы, чтобы добиться большего взаимопонимания. 

            Кроме того, решается и
ряд других учебных и воспитательных задач: 

• Возрастает познавательная активность и творческая
самостоятельность учащихся; 

• Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает
безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность; 

• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к
другу и к себе с большим уважением; 

• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт
работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя
контролирует. 

• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе:
самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с
учетом позиций других людей; 

• Воспитатель получает возможность реально осуществлять
индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности,
способности, 

            Работа воспитателя
становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем
становлении проходят стадию конфликтных отношений.

«Омутинская специальная школа» филиал МАОУ ОСОШ №1

«Организация групповой работы с учащимися во внеурочное время»

Подготовила: Усова Г.П., учитель математики, категория высшая

Знать мало – надо применять.
Хотеть мало – надо делать.

И.-В. Гете

То, что дети могут сделать вместе сегодня, — завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л.С. Выготский

За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете

Джон Рокфеллер

Попробуйте определить тему заседания, опираясь на высказывания знаменитостей и афоризмы.

Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.

Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.

Работа в группах

1) Определите цель и задачи групповой работы

2) Обоснуйте положительные и отрицательные аспекты групповой работы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Выступления групп по очереди: да, но…

3) Перераспределение групп по 4 человека.

Работа с монитора

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

  • по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

  • содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы — правильное, продуманное комплектование групп.

По каким признакам осуществляется формирование групп? (обсуждение в группе)

Комплектование групп можно осуществлять:

  • по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);

  • по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);

  • по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. 

4) Виды групповой работы.

Каждый участник группы получает задание – текст под номером. Самостоятельно читает его. Потом отправляется в экспертную группу и обсуждает, что и как нужно передать товарищам. Пытаются смоделировать задание, используя данный прием. По возвращению в группы делятся знанием с другими.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Поведение учителя во время групповой работы.

Мозговой штурм – Что следует и что не следует делать учителю.

  1. Он может контролировать.

  2. Организовывать.

  3. Оценивать работу учеников.

  4. Участвовать в работе группы.

  5. Предлагать участникам разные варианты решений.

  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в начальных классах, не более 20-30 минут – в старших классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Использование технологии групповой работы во внеурочной деятельности.

В условиях непрерывного реформирования и развития системы образования, направленных на решение задач интеграции России в мировое сообщество, инновационного развития экономики страны, требуются новые принципы и технологии обучения и воспитания.                                                                                                                                     Существует  несколько определений педагогических технологий, например «Технология – совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами ит.д.» (Смирнов С.А.). Продукт в данном случае не только конкретное изделие (на уроках труда), реферат или решение какой-либо задачи, но и ученик, способный применить знания в практической деятельности, реализовывать собственные проекты. Технологичность обучения состоит при этом в том, что акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания и принятия решений. Коротко суть выше сказанного выразил известный физик Макс Лауэ: «Образование – это, что останется, когда всё выученное забудется».                                                                    Практико- ориентированному обучению и воспитанию соответствует технология групповой работы.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова, но время вносит свои акценты в определение целей, механизмов, такой работы, оценки результатов и т. д. 
Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях учбно-воспитательльного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач.

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия, позволяет дать каждому эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса. 
В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учебных функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание,  планирование.

Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации. Преимущества групповой формы работы: 
Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу. 
Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны. 
В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания. 
Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач: 


• Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; 
• Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность; 
• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением; 
• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. 
• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей; 
• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности,
• Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений. 

Задачи учителя при организации групповой работы: 
— организация самостоятельной, познавательной , исследовательской, творческой деятельности учащихся, объяснение цели предстоящей работы; — формирование умения критически осмысливать полученную информацию, делать выводы и аргументировать их; 
-решать возникающие проблемы, используя добытые факты. 

Принципы формирования групп: 

-продуктивно работают группы, сформированные из учеников с одинаковыми учебными возможностями, так называемые гомогенные группы.

—  оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование гетерогенных групп. Обладая разной обучаемостью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга.


— Групповая деятельность учащихся складывается из следующих элементов: 
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка единой общей цели и   задач, краткий инструктаж учителя. 
2. Обсуждение и составление плана выполнения задания в группе, определение способов достижения поставленной цели, распределение обязанностей, функций. 

3. Сотрудничество и взаимопомощь. 
4. Работа по выполнению задания.

5. Презентирование (отчёт) результатов работы группы. 
Учитель наблюдает и корректирует работу группы и отдельных учащихся, консультирует,   по вопросу формулировки окончательных выводов. 

В качестве примера приведу краткий сценарий классного часа «  Звуки вокруг нас!»

 Цель: сформировать понятие эстетически и экологически чистой звуковой среды.   .Задачи:
1.Обобщить знания учеников о звуках разной высоты и громкости, их влиянии на здоровье.  
2. Продолжить формирование эстетического восприятия звуковой среды, формирование здорового образа жизни.                                                                                                                         Форма проведения: защита проекта.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя о разнообразии звуков, музыкального оформления дискотек, агрессивности звуков и их благотворном влиянии.
  2. Отчётные выступления групп или их представителей.
  1. Группы по очереди выходят к экрану, защищают проект. Ученики информацион —  ной группы очень  активно   собирали материал о слышимых звуках, ультра- и инфразвуке, их воздействии на живые организмы  в справочной литературе, местной прессе, Интернете, проводили систематизацию собранной информации.
  2. Учащиеся исследовательской группы проводили исследование влияния звука большой громкости на память, устойчивость внимания школьников нашей школы № 1 путем эксперимента, бесед.
  3. Участники аналитической группы  представили системные обобщения по теме классного часа и выводы.
  4. Оформительская группа представляет плакаты «Мы — за здоровый образ жизни»!», « Прекрасный мир звуков»

  Литература:

 1.Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., « Народное       образование», 1998.

 2.Коллективная учебно- познавательная деятельность школьников. Под ред. Первина И.Б.   М., Просвещение.1985.

3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  М., АРКТИ, 2003.

 4.Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. –  №9

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации. Она позволяет ребенку развивать свои способности.

В начальной школе ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме.

Главным в определении образовательных результатов является формирование УУД (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные), а в развитии личности ребенка — умение познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителем.

Одной из форм организации внеурочной деятельности является группа продленного дня. В ГПД особое внимание уделяется коммуникативным УУД.

Коммуникация — это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, разного образования, разного уровня культуры.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и профессиональные, и личные планы.

Формировать коммуникативные навыки помогает групповая форма работы. У детей снижается тревожность и беспокойство, исчезает боязнь ошибочных ответов. Слабые дети, участвуя в групповой работе, могут почувствовать уверенность в своих силах. Дети сами оценивают свои успехи, что создает положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание выполнять предлагаемые задания.

Правила общения при работе в группах необходимо выработать вместе с детьми, при необходимости, напоминать ученикам.

Хочу привести несколько примеров занятий, основанных на групповой форме работы.

Первое занятие на тему: «Давайте жить дружно!».

Вначале детям было предложено продолжить предложение: Дружба – это…Вопрос кажется простым, но ответить на него оказалось трудно. После того, как ребята послушали стихотворение «Монолог о дружбе», мы снова попробовали найти ответ на этот вопрос.

Затем дети разделились на две группы по желанию. Первой группе было предложено собрать пословицы о дружбе и объяснить их значение. Второй построить из «кирпичиков», на которых написаны разные качества, дом дружбы – нашу школу. И рассказать, какими качествами должны обладать мы и наши друзья, чтобы в этом доме было всем хорошо.

В завершение занятия ребятам было предложено творческое задание: придумать и сделать 1-ой группе «Дерево дружбы», 2-й «Цветок дружбы», но с одним условием, что каждый напишет свое имя и то качество, которое он считает самым важным для дружбы. Дети с большим энтузиазмом включились в работу и у них получились необычные работы.

Еще один вариант групповой работы – работа в парах при подготовке декораций к школьному спектаклю. В результате у детей формируется чувство личной ответственности за общее дело, развивается умение сотрудничать.

Следующий пример групповой работы занятие на тему: «Где живут витамины?». В первой половине занятия была проведена беседа, во время которой дети высказывали свое мнение о пользе витаминов и о том, из каких продуктов питания их можно получить. Затем ребята разделились на группы. Те, кто вытянул карточки с овощами в одну группу, с фруктами — в другую.

Обе группы получили одно задание: «Создать витаминную тарелку для учителя». Ребята выбрали представителей для презентации своих работ.

Таким образом, групповая форма работы развивает умения слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга и договариваться.

Особенности групповой работы в разновозрастной группе во внеурочное время

«Преимущество разновозрастных групп заключается в возможности большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей»

(доктор педагогических наук Л.А.Парамонова)

Доклад подготовил:

социальный педагог

ГБКУ АО «Вельский ЦСП «Скворушка»

Малашкина Ирина Александровна

Разновозрастная группа учащихся – это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей или интересов. В то же время заметим, что «возраст» – понятие весьма относительное. Он определяется не только датой рождения. Возраст имеет также психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными. В этой связи любой класс школы можно рассматривать как разновозрастную группу, в которой дети одного года рождения отличаются физическим, психическим, интеллектуальным уровнем развития.

Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

Подчеркнем, что в данном случае речь идет не об уроке, а об учебном занятии, где отсутствуют жесткие временные и организационные рамки учебного процесса, может быть сменный состав учащихся разного возраста и разного уровня подготовленности.

Эффективность обучения в разновозрастной группе в значительной мере обусловливается характером взаимодействия детей разного возраста. Здесь определяются две позиции ученика: старший и младший. Понятие «старший» во взаимодействии имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, задает некоторое неравенство, асимметрию прав и обязанностей. Понятие «младший» указывает на зависимый, подчиненный статус.

Старшему ученику положение ведущего обеспечивает больший жизненный опыт, знания, уверенность в своих действиях. Различия в статусе, возрасте осознаются и переживаются как младшими, так и старшими. Это в значительной мере влияет на их взаимовосприятие и отношение друг к другу.

Взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Ролевое участие ученика, как старшего или младшего, в групповой деятельности постоянно изменяется в пространстве и во времени, поэтому модифицируются и механизмы, активизирующие поведение личности. Если школьник вступает во взаимодействие как младший, то чаще всего срабатывает механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на «зону ближайшего развития». В случае, когда ученик во взаимодействие включается как старший, сказывается механизм «социального взросления». Для развития ребенка важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях. В этой связи целесообразно вхождение ученика в разные по составу группы, выполнение им в одном случае роли младшего, в другом – старшего.

Обучение в разновозрастной группе выполняет важные социально-педагогические функции.

Во-первых, функцию психологической защиты. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка, избежать однообразия и монотонности при организации учебного процесса. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ребенок оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на них легче работается, больше самостоятельности, ответственности у самих учащихся. Детям интересно общаться с детьми других возрастов.

Во-вторых, разновозрастное обучение играет роль социальной поддержки: это содействие старших младшим в организации какой-либо деятельности; помощь тем школьникам, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на уроках в школе, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность, как союзников педагога при организации работы младших детей. На таком занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию, то есть способствует удовлетворению потребностей школьников, связанных с их стремлением к взрослости. В разновозрастной группе старшим предоставляется возможность взять на себя обязанности взрослого, почувствовать ответственность. Особенно важно включать детей в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На занятии в разновозрастной группе старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить функции консультанта, помощника педагога, руководителя группы.

Важнейшая педагогическая функция обучения в разновозрастной группе – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявляться индивидуальные качества, которые в условиях класса школы остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На таком занятии у старших стимулируется проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.

Стимулирующая функция обучения в разновозрастной группе проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересованность, активность. Такие занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся. Разновозрастное обучение стимулирует развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разного возраста, способствует формированию у них толерантности, чуткого отношения к окружающим людям.

Таким образом, говоря более простым языком, в разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более старших к младшим. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие — например, интересуются более сложным материалом. Интересно и влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит младшими детьми, или помогает что-то сделать.

Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы воспитателя, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах, как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Воспитатель, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации занятий, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

 1. Воспитатель в разновозрастной группе должен четко определить цель, задачи, содержание занятий.

2. На фронтальных занятиях лучше решать более общие  задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

3. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

4. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

5. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

6. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

Имеется четыре вида организации учебной деятельности детей.

I вид — ступенчатое начало занятия

На 1м этапе работу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняют индивидуальные задания. На 2м этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах, самостоятельно. На 3м этапе участвуют все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех детей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На 2м этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15-20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младщие завершают работу. На 3м этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы: заключительная беседа, диалог….

ІІІ вид — одновременная деятельность детей

по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп, но с разным содержанием. Например, на 1м этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий полгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время, проведение занятия предметниками или двумя воспитателями, привлечение к работе помощника воспитателя.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:

знать программы возрастных групп;

уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

правильно распределять внимание, понимание и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Самая главная особенность организация работы в разновозрастной группе- это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.

Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен.

Самоподготовка в разновозрастной группе продленного дня.

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Организация учебного процесса в условиях разновозрастной группы имеет свои особенности и сложности. Она требует от педагога знания школьных программ всех возрастных групп, умения сопоставлять требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Подготовка домашнего задания состоит из 2-х этапов.

На первом этапе — предварительная беседа педагога со всей группойНа этом этапе педагог решает следующие задачи:

1. Настрой детей на выполнение домашнего задания.

2. Выяснение заданного на дом задания через просмотр дневников.

На втором этапе происходит непосредственное выполнение домашнего задания.

Как правило, подготовка домашних уроков начинается с приготовления письменных заданий. Она осуществляется через групповую форму организации. Уникальность такой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися. Дети выполняют учебное задание совместно в составе группы. Руководство воспитателя опосредованное. Педагог руководит работой всей группой в целом.

Его основные задачи:

— инструктаж по выполнению задания,

— проверка правильности выполненного задания.

Иногда в группу попадают дети с очень низким уровнем знаний и умений. Такие дети, как правило, требуют индивидуальной помощи от педагога. Старшие школьники, после выполнения своих заданий, могут выступать в роли активных помощников педагога в подготовке домашнего задания с малышами школьниками.

В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью, и у него появляются предпосылки самому оказаться в роли помощника воспитателя.

После выполнения письменных заданий, дети приступают к подготовке устных. Здесь находит применение групповая работаОна состоит из 3-х моментов:

1) Самостоятельное изучение заданного материала.

На этом этапе дети самостоятельно читают заданий материал, пытаются ответить на вопросы.

2) Помощь воспитателя или старших школьников.

На этом этапе важно выяснить, как ребёнок понял прочитанное и сумеет ли ответить на вопросы. Это происходит в процессе общей беседы.

3) Для закрепления материала дети пересказывают изученный материал друг другу. Последним повторить материал лучше предложить более слабому ребёнку.

В процессе групповой работы очень важно научить детей проявлять сочувствие к ошибкам товарищей, разъяснить, как следует поступать, чтобы помочь друг другу.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

В какие же игры можно играть в таких группах? Их на самом деле великое множество. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

Это и сюжетно-ролевая игра, где можно примерить на себя различные роли, проявив фантазию и творческие способности. Это и ставшие популярными деловые игры, где дети могут проявить себя с неожиданной стороны, порою раскрывая скрытые для всех качества. Это и обычные настольные игры, карточные игры, одинаково интересные как для младших школьников, так и для подростков. Подвижные игры на улице привлекательны для детей разных возрастов. Интеллектуальные интерактивные игры, различные квесты, игры по станциям, эстафеты – здесь главное правильно поделиться на команды, равные по силам. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Главное, правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

В конце доклада предлагается выполнить упражнение «Вавилонская башня» для сплочения коллектива.

Упражнение «Вавилонская башня»

Цель: сплотить коллектив

Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Индивидуальные задания: Кратко прописаны на отдельных листах. Например: «башня должна иметь 10 этажей», – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать. «Вся башня имеет коричневый контур», – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг» и т.д.

Условия: Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню, объясняясь как угодно, но не голосом.

Карточки:

Башня должна иметь 10 этажей

Над башней развевается красный флаг

Вся башня имеет коричневый контур

Нечетные этажи башни – желтые

Четные этажи башни – голубые

Внизу башни есть дверь

На каждом этаже башни по три окна

На четных этажах башни окна круглой формы

На нечетных этажах башни окна квадратной формы

На 8, 9 и 10 этажах башни на окнах есть занавески

В шести окнах на любых этажах горит свет

Одно окно на первом этаже разбито

В двух окнах на первом этаже стоят решетки

Групповая работа

как средство формирования коммуникативных УУД.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.

А. Дистервег

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Сотрудничество — это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

  • устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения;

  • обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;

  • адекватно реагировать на нужды других.

  • Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:

  • владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;

  • способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;

  • способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований

  • способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);

  • способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

  • степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;

  • способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных, в т. ч. речевых действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально обобщённого, характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. Актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, в овладении педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель — ученик », «ученик — ученик»). Таким образом, возникает вопрос о роли учителя в процессе формирования УУД.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Чётное количество участников обучения обуславливается тем, что занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из учеников, имеющих одинаковый уровeнь познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т. п. Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

• все роли заранее распределены учителем;

• роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

• участники группы сами выбирают себе роли.

От индивидуальных качеств участника группы зависит стиль исполнения роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики ребёнка. Например, ученик с низким статусом в классе требует большего внимания и поддержки со стороны учителя при принятии роли. Во время работы учеников по группам учитель может занимать следующие позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы. Вначале учитель обеспечивает включённость ученика в совместное выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы; функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами:

• внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту;

• обратить внимание на логику изложения материала;

• установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными примерами, фактами;

• тактично исправлять допущенные ошибки;

• внести необходимые существенные дополнения;

• дать обоснованную оценку ответа.

Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников.

На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых доступных для обучаемых действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.

Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.

Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником он оценивает результаты его работы.

На следующем этапе работы группы помощь учителя минимальна. Дети, получив задание и учитывая выполняемые каждым из них функции (роли), сами регулируют взаимодействие с партнёрами на всех этапах учебной работы. От утверждения своей собственной индивидуальной позиции в решении задачи участники переходят к обсуждению оптимальных путей совместного выполнения работы. На основе таких обсуждений выявляются вопросы, подлежащие уточнению, которые могут быть заданы учителю.

Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это — возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов. Как проверить табличные случаи сложения/вычитания, умножения? На территории класса создаём несколько «станций» (консультанты), а все остальные дети (не консультанты) «проходят» через них. У каждого ребёнка – свой листочек (дневник), в котором каждый консультант ставит ему оценку.

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

— ученик учится отвечать на вопросы;

— ученик учится задавать вопросы;

— ученик учится вести диалог;

-ученик учится пересказывать сюжет;

— учащихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

2. Технология

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность. Технология будет работать если:

  • Определены цели. Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно, что он хочет получить в итоге?

Побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между личным состоянием и желаемым.

  • Выбран партнер по коммуникации. Формируя пары/группы/команды учителю надо учесть следующее:

— отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или нейтральными. С ребенком, не принимаемым детьми, придется поработать отдельно, продумать, как его подключать к работе;

— состав пар/групп должен меняться;

— наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню общения (высокий и средний, средний и низкий);

— эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать уровень шума.

  • Распределены функции и роли. По мере использования групповых форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, кто привносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять роли/функции членов группы – лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника.

  • Ученики умеют действовать и взаимодействовать. Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие:

— слушай внимательно партнера по общению;

— переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

— отмечай прежде всего положительное;

— уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;

— старайся работать хорошо;

— при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;

— результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

— помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

— поблагодари партнера за работу.

Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.

Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.

(файл статья)

Образование групп.

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.

Как объединять детей в группы?

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

5)      Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

6)      Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

7)      Лото. Дети берут картинки лото и ищут »свое место» на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

8)       Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

При изучении нового материала лучше объединять в пары »сильного» и »слабого» учеников, »среднего» и »сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

Особое внимание!

·        Жесткая регламентация времени на группообразование.

·        Нормирование будущей работы.

·        Четкость и внятность поставленной задачи.

·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.

·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

28.12.2015

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Семизбаева Сарбинас

учитель английского языка

методические основы использования технологии групповой деятельности в начальной школе

Оценить




1107

Содержимое разработки

«Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

Выполнила:

Королева Мария Васильевна,

учитель МБОУ школы № 8

г. Долгопрудный

Цель:рассмотреть методические основы использования технологии групповой деятельности в начальной школе.

Задачи:дать характеристику групповой деятельности школьников с опорой на литературные источники; рассмотреть особенности организации групповой деятельности с младшими школьниками; разработать оптимальные варианты использования групповой деятельности в начальных классах.

Актуальность:Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьном возрасте, что приводит к качественной перестройке психических процессов и становлении психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. Все это необходимо для успешного развития детей в среднем и старшем звене школьного обучения. Учитель начальных классов должен способствовать этому процессу, целенаправленно выбирая и применяя современные технологии развития младших школьников.

            В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие  осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.     Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.

Введение.

Исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка.

Групповая технология обучения — это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества –

— как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу. (Г.Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

Сущность метода групповой деятельности.

Групповые технологии как коллективная деятельность представляют:

эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе; организация совместных действий,ведущая к активизации учебно-познавательных процессов;

распределение начальных действий и операций (задаётся системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание деятельности людей и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов Действия;

обмен способами действия — задаётся необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности — решения проблемы;

взаимопонимание (диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность);

рефлексия (через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия).

Классификационные параметры технологии.

Философская основа: приспосабливающаяся.

Методологический подход: групповой, синергетический, коммуникативный.

Ведущие факторыразвития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.

Ориентация наличностные сферы и структуры: приспосабливающаяся.

Характер содержания: проникающий.

Вид социально-педагогической деятельности: автономизации, социально закаливания.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: диалогические.

пманюационные формы: классно-урочная, академическая + клубная, групповая.

Преобладающие средства: вербальные + телекоммуникационные + программированные. Подход кребенку и характер воспитательных взаимодействии: сотрудничество.

Направление модернизации: активизации и интенсификации.

Категория объектов: учащиеся начальной школы.

Преимущества технологии групповой деятельности.

Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.

Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков).

Акценты целей использования технологии групповой деятельности:

Обеспечение активности учебного процесса.

Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Типология групповой деятельности.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1)      Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2)  Работа в статичных парах.

3)      Групповая работа (на принципах дифференциации).

4)  Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5)      Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Особенности организации групповой деятельности:

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на у рой являются:

— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

—  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения; школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать; друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждений; хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются,

приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Этапы групповой работы:

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

— постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

— инструктаж о последовательности работы;

— деление на группы;

— раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

— знакомство с материалом, планирование работы в группе;

— распределение заданий внутри группы;

— индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;

— обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

— обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

— подведение итогов выполнения группового задания.

3. Заключительная часть:

— сообщение о результатах работы в группах;

— общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;

— получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Рекомендуемые соотношения времени на этапы:

вводная часть — 1,

групповая работа — 6,

заключительная часть — 2 единицы времени.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.

Методы групповой работы.

Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу.

Метод «Аквариум»  Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряются методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка. Одним из таких методов является «Шесть шляп», (Эдвард де Боно), который эффективно можно использовать на уроках литературного чтения.

Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

Меняется характер взаимоотношений между детьми;

Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и успешными.

Использованная литература

1. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,

1995

2 Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М, Дом

педагогики, 1996.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

6. «Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009

7. Сухомлинский, В.А.. Сердце отдаю детям [Текст]: издание четвертое. Издательство «Радянська школа», Киев, 1973

8. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2001.

9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993

10. Чешанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. –

М. , 1996

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/174977-ispolzovanie-tehnologii-gruppovoj-dejatelnost

Также вас может заинтересовать

  • Презентация к урок английского языка «продукты питания»
  • Презентация Come in and play!
  • Контроль лексико-грамматических навыков по английскому языку в 5 классе
  • Карточки для речевой разминки по английскому языку 2-4 классы
  • Презентация Power Point: Опыт работы с одаренными детьми на уроках английского языка

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Особенности управления персоналом в транснациональных компаниях
  • Особое внимание при разработке бизнес плана следует обращать на
  • Осп по г сыктывкару 2 уфссп россии по республике коми реквизиты
  • Остаются ли реквизиты при перевыпуске банковской карты сбербанк
  • Осуществление инвестиционной деятельности страховыми компаниями