Основу потребительского бизнеса составляет

Потребители,
как
правило, не пассивная сторона в сделках
с предпринимателями, они являются
равноправными участниками деловых
отношений.

Деловой
интерес потребителей

приобретение
товаров и услуг — реализуется посредством
самостоятельного установления контактов
с производителями и продавцами продукции
(услуг).

Если
для предпринимателей выгодой является
доход (как правило в денежной форме), то
для потребителей такой выгодой является
товар (услуга), наилучшим образом
удовлетворяющая потребность.

Реализуя
свои потребительские интересы, извлекая
выгоду из осуществляемых сделок, данная
категория граждан делает свой специфический
потребительский бизнес.

Особенности
потребительского бизнеса:

Во-первых,
потребительский
бизнес осуществляется всеми гражданами
– и поэтому он отражает всеобщее участие
людей в системе деловых отношений.

Во-вторых,
потребительский
бизнес отражает заинтересованность
людей в конечных результатах производства.
Это деятельность, непосредственно
направленная на поиск наилучших условий
достижения результатов.

В-третьих,
потребительский
бизнес является одновременно и
уравновешивающей силой, и стимулятором
по отношению к предпринимательскому
бизнесу, заставляя предпринимателей
не только считаться с запросами
потребителей, но и воспринимать
потребителей в качестве естественных
партнеров по деловым связям.

В-четвертых,
участниками
потребительского бизнеса выступают
как физические лица, так и предприниматели
— в качестве потребителей продукции
других фирм.

Основу
потребительского бизнеса
составляет
частная
собственность на предметы потребления
и услуги.

Из
этой формы выросли и другие формы
собственности — семейная, групповая,
коллективная.

Частная
собственность на предметы потребления
и
частная
собственность на средства производства
являются
двумя
взаимосвязанными компонентами системы
деловых отношений.

Без
одного не может быть другого и наоборот.

      1. (21) Особенности предпринимательского бизнеса.

Предпринимательство
– это реализация трудных, смелых и
интересных проектов и идеи, способность
взять на себя связанный с этим риск.

Предпринимательская
деятельность

– это деятельность энергичного (делового)
и инициативного человека, который,
владея полностью или частично какими-либо
материальными ценностями (земля,
сооружения, оборудование, ноу-хау,
информация, денежные ресурсы), использует
их для организации бизнеса (дела), которым
управляет.

Иными
словами, в результате предпринимательской
деятельности и создается собственное
дело, организуется свой бизнес.

Истинный
смысл предпринимательства как раз и
состоит в том, чтобы создать бизнес —
ту систему, которая позволит развивать
дело и будет приносить его создателю
(предпринимателю) прибыль.

Предпринимательство
– динамичный, активный элемент бизнеса,
представляющий собой инициативную,
самостоятельную деятельность,
осуществляемую на свой риск и под свою
имущественную ответственность гражданами,
объединениями граждан но производству
продукции, выполнению работ и оказанию
услуг с целью получения прибыли.

Бизнеса
без предпринимательства не бывает.
Предпринимательство это не только
элемент системы бизнеса, но и фактор
его развития.

Развитие
предпринимательства означает:
рационализацию экономики; повышение
конкурентоспособности, и т.д;

Предпринимательский
бизнес

выступает как экономическая категория,
элемент бизнеса, тип хозяйствования и
образ жизни.

Основу
предпринимательского бизнеса составляет
частная собственность на средства
производства. Ее порождением являются
и другие современные формы государственной
собственности — групповая, коллективная,
кооперативная, акционерная, паевая.

Предпринимательский
бизнес характеризуется тем, что
предприниматель берется за все, за что
потребитель готов сегодня заплатить
деньги. Товары и услуги понимаются здесь
в широком смысле слова: это могут быть
здания и сооружения, жилье, имущество,
потребительские и промышленные товары,
информация, интеллектуальный продую
(идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги,
валюта, ценные бумаги и любые другие
товары, работы и услуги. Но чтобы
реализовать любой из указанных товаров,
надо его иметь. Этот товар предприниматель
делает сам или получает, а затем реализует.
Исходя из этого предпринимательство
можно разделить на производственное,
коммерческое и финансовое.

Каждая
форма имеет свою специфику, особенности
и, следовательно, свою технологию. Будучи
относительно самостоятельными видами
предпринимательской деятельности, они
дополняют друг друга, т.е. один вид
деятельности может содержаться в другом.

Основные
виды предпринимательского бизнеса
:
производство товаров и услуг; инновационная
деятельность; научно-техническая
деятельность; посредническая деятельность;
консультационная деятельность. Аудит.
Оценочная деятельность.

Организация
деятельности по удовлетворению
возникающих в обществе потребностей
путем разделения, специализации,
кооперации труда и обмена результатами
деятельности к взаимной выгоде.

Научно-техническая
деятельность. Развитие фирмы, ее
конкурентоспособность на рынке связаны
со способностью реагировать на динамичные
изменения среды, покупательского спроса
и даже умением прогнозировать их. Эти
обстоятельства требуют от фирмы или
выделения ресурсов на научные исследования,
модификацию выпускаемых продуктов, или
покупку лицензии на новые технологии
в других компаниях.

Таким
образом, научно-техническая деятельность
может быть обособленным видом деятельности
в сфере бизнеса.

Коммерческое
предпринимательство
.

Коммерция
– это торговля. Обмен товарами, услугами
между продавцами и покупателями.
Коммерсант приобретает товар у
производителя, расплачивается с ним,
становится собственником товаров и
получив возможность продавать товары
где угодно и кому угодно, по цепам,
отражающим его собственные оценки и
предпочтения.

Финансовое
предпринимательство является
разновидностью коммерческого
предпринимательства, поскольку его
объектом купли-продажи выступает
специфический товар: деньги, валюта,
ценные бумаги (акции, облигации, векселя,
ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа
одних денег в прямой или косвенной
форме.

Консалтинговые
(консультационные) фирмы специализируются
на: сборе и предоставлении
финансово-экономической информации;
дают независимые советы;

оказывают
по заказам клиентов помощь по вопросам
управления фирмой; выявляют возможности
развития фирмы, финансовые проблемы.

Активная
сторона сделки

Во-первых,
предпринимательская деятельность может
осуществляться лишь лицами,
зарегистрированными в качестве
предпринимателей, — следовательно,
предпринимательская деятельность
является разновидностью профессиональной
деятельности
людей.

Во-вторых,
предпринимательская деятельность может
быть осуществлена в результате пользования
имуществом. В Гражданском кодексе России
(ГК России) не подчеркнуто, что использование
(присвоение) имущества выступает как
обязательное условие осуществление
предпринимательского бизнеса. Между
тем, это условие является решающим.
Основу предпринимательского бизнеса
составляет частная
собственность на средства производства
.
Ее порождением являются и
другие
современные формы негосударственной
собственности –
групповая,
ассоциированная, кооперативная,
акционерная, долевая.

Под
средствами
производства
понимаются
предметы труда, на которые направлена
созидательная деятельность людей в
процессе производства товаров, оказания
услуг и выполнения работ, и средства
труда, которые используются людьми в
процессе целенаправленного воздействия
на предметы труда. К предметам
труда
относятся
сырье, полуфабрикаты, комплектующие
изделия, запасные части, к средствам
труда

инструменты, оборудование, транспортные
средства, линии
электропередач,
нефте- и газопроводы, сооружения, здания.
Собственник объектов бизнеса может
самостоятельно осуществлять функции
владения, пользования и распоряжения
средствами производства, но он вправе
также передавать данные объекты в
хозяйственное
ведение
,
либо в оперативное
управление
другим
субъектам бизнеса.. Собственник объектов
бизнеса вправе заключить договор
доверительного управления
данными
объектами. Согласно такому
договору,
одна сторона сделки (учредитель
управления) передает другой
ее
стороне средства производства в
доверительное управление на
определенный
срок, а, соответственно, другая сторона
(доверительный управляющий) обязуется
осуществлять управление данным имуществом
в интересах учредителя управления или
указанного им лица. Аналогом такого
договора в англоязычных странах с
рыночной экономикой является договор
траста
(от
английского слова «trust»:
буквально – «доверие»). Собственник
объектов бизнеса вправе заключить
договор
безвозмездного пользования
,
согласно которому он может передать
другой
стороне сделки в безвозмездное временное
пользование средства
производства.
И, наконец, собственник объектов бизнеса
вправе
заключить
договор
коммерческой концессии
,
согласно которому он может предоставить
другой стороне право использования в
своей деловой деятельности так называемый
комплекс исключительных прав, в состав
которого входят право на фирменное
наименование, товарный знак, знак
обслуживания и другие. Аналогом такого
договора за рубежом является договор
франчайзинга
.

В-третьих,
целью предпринимательской деятельности
определяется систематическое получение
прибыли. Получение прибыли, являющейся
разновидностью дохода, действительно,
является целью субъектов бизнеса,
профессионально занимающихся
предпринимательством. Однако важно
подчеркнуть, что это не единственная
цель их деловой деятельности. Многообразие
деловых интересов субъектов
предпринимательского бизнеса обусловливают
и многообразие целевых установок,
которые применяются ими в процессе
деловой деятельности. Деловые
интересы
предпринимателей
реализуется через производство и продажу
продукции, оказание услуг, выполнение
работ и включают известные нам
эгоистические и общественные интересы.

Соседние файлы в предмете Управление персоналом

  • #
  • #

1.5. Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно-государственного бизнеса

Развитие видов бизнес-деятельности связано с процессами становления идейных, организационно-правовых, экономических и функциональных элементов деятельности бизнеса. Рассмотрим виды бизнеса на современном этапе развития.

Особенности наемно-трудового бизнеса. Основой наемно-трудового бизнеса являются граждане, работающие по найму, которые являются равноправными участниками деловых отношений. Деловой интерес наемных работников заключается в извлечении доходов и реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе. Для наемных работников выгодой в сделках является личный доход, получаемый в результате выполнения ими должностных обязанностей.

Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, наемные работники осуществляют свой наемно-трудовой бизнес.

Предметом сделки между работником и предпринимателем является рабочая сила. Рабочая сила не может быть товаром, так как она не отчуждается навсегда от своего носителя после заключения трудового контракта. Рабочая сила сдается в срочную аренду, хотя это и происходит в форме товарной аренды.

Сделка между предпринимателем и работником – это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению. Заключая сделку, обе стороны – и работники, и предприниматели – делают инициативный выбор и идут на экономический риск. Обе стороны – работодатель и наемный работник – несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме.

Наемные работники имеют возможность изменять свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм, либо по истечении срока соглашения о найме открыть свое дело.

Особенности потребительского бизнеса. Потребительский бизнес осуществляется всеми гражданами, он отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений. Потребители являются равноправными участниками деловых отношений.

Потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения результатов. Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей, но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по деловым связям.

Участниками потребительского бизнеса выступают как физические лица, так и предприниматели – в качестве потребителей продукции других фирм. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги.

Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. Данную роль иногда ошибочно рассматривают лишь в государственном регулировании экономики или управлении экономикой. Ошибочность подобных трактовок состоит, во-первых, в фактическом выведении государства за рамки собственно деловых отношений, придании ему статуса некой внешней силы, воздействующей на развитие бизнеса, а во-вторых, в идеализации деятельности государственных органов управления.

В современной рыночной экономике государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам деловых отношений, а как атрибут самой системы деловых отношений. Если каждый из субъектов деловых отношений руководствуется в своей деятельности общепринятыми в стране правилами и нормами, являющимися законами этой страны, ему обеспечено постоянное воспроизведение его положения свободного участника деловых отношений.

Для создания условий развития деловых отношений государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся: принятие законов и других директивных документов, контроль их соблюдения; применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня); использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики; распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ); планирование развития национальной экономики; формирование “государственного” сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления.

Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес. Такое партнерство выражается в следующих действиях:

• государство в лице государственных унитарных и казенных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;

• государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);

• государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;

• государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям;

• применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;

• государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.

Данные тенденции являются противоположными, но они всегда дополняют и обусловливают наличие друг друга. Эгоистические и общественные интересы не соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно.

1.5. Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно-государственного бизнеса

Развитие видов бизнес-деятельности связано с процессами становления идейных, организационно-правовых, экономических и функциональных элементов деятельности бизнеса. Рассмотрим виды бизнеса на современном этапе развития.

Особенности наемно-трудового бизнеса. Основой наемно-трудового бизнеса являются граждане, работающие по найму, которые являются равноправными участниками деловых отношений. Деловой интерес наемных работников заключается в извлечении доходов и реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе. Для наемных работников выгодой в сделках является личный доход, получаемый в результате выполнения ими должностных обязанностей.

Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, наемные работники осуществляют свой наемно-трудовой бизнес.

Предметом сделки между работником и предпринимателем является рабочая сила. Рабочая сила не может быть товаром, так как она не отчуждается навсегда от своего носителя после заключения трудового контракта. Рабочая сила сдается в срочную аренду, хотя это и происходит в форме товарной аренды.

Сделка между предпринимателем и работником – это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению. Заключая сделку, обе стороны – и работники, и предприниматели – делают инициативный выбор и идут на экономический риск. Обе стороны – работодатель и наемный работник – несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме.

Наемные работники имеют возможность изменять свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм, либо по истечении срока соглашения о найме открыть свое дело.

Особенности потребительского бизнеса. Потребительский бизнес осуществляется всеми гражданами, он отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений. Потребители являются равноправными участниками деловых отношений.

Потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения результатов. Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей, но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по деловым связям.

Участниками потребительского бизнеса выступают как физические лица, так и предприниматели – в качестве потребителей продукции других фирм. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги.

Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. Данную роль иногда ошибочно рассматривают лишь в государственном регулировании экономики или управлении экономикой. Ошибочность подобных трактовок состоит, во-первых, в фактическом выведении государства за рамки собственно деловых отношений, придании ему статуса некой внешней силы, воздействующей на развитие бизнеса, а во-вторых, в идеализации деятельности государственных органов управления.

В современной рыночной экономике государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам деловых отношений, а как атрибут самой системы деловых отношений. Если каждый из субъектов деловых отношений руководствуется в своей деятельности общепринятыми в стране правилами и нормами, являющимися законами этой страны, ему обеспечено постоянное воспроизведение его положения свободного участника деловых отношений.

Для создания условий развития деловых отношений государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся: принятие законов и других директивных документов, контроль их соблюдения; применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня); использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики; распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ); планирование развития национальной экономики; формирование “государственного” сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления.

Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес. Такое партнерство выражается в следующих действиях:

• государство в лице государственных унитарных и казенных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;

• государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);

• государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;

• государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям;

• применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;

• государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текущая страница: 2 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Таким образом, эгоистические и общественные деловые интересы субъектов бизнеса отражают две противоположные тенденции формирования указанных отношений, а именно:

– конкуренции или соперничества;

– интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественно-полезной деятельности.

Данные тенденции являются противоположными, но они всегда дополняют и обусловливают наличие друг друга. Эгоистические и общественные интересы не соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно.

1.5. Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно-государственного бизнеса

Развитие видов бизнес-деятельности связано с процессами становления идейных, организационно-правовых, экономических и функциональных элементов деятельности бизнеса. Рассмотрим виды бизнеса на современном этапе развития.

Особенности наемно-трудового бизнеса. Основой наемно-трудового бизнеса являются граждане, работающие по найму, которые являются равноправными участниками деловых отношений. Деловой интерес наемных работников заключается в извлечении доходов и реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе. Для наемных работников выгодой в сделках является личный доход, получаемый в результате выполнения ими должностных обязанностей.

Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, наемные работники осуществляют свой наемно-трудовой бизнес.

Предметом сделки между работником и предпринимателем является рабочая сила. Рабочая сила не может быть товаром, так как она не отчуждается навсегда от своего носителя после заключения трудового контракта. Рабочая сила сдается в срочную аренду, хотя это и происходит в форме товарной аренды.

Сделка между предпринимателем и работником – это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению. Заключая сделку, обе стороны – и работники, и предприниматели – делают инициативный выбор и идут на экономический риск. Обе стороны – работодатель и наемный работник – несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме.

Наемные работники имеют возможность изменять свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм, либо по истечении срока соглашения о найме открыть свое дело.

Особенности потребительского бизнеса. Потребительский бизнес осуществляется всеми гражданами, он отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений. Потребители являются равноправными участниками деловых отношений.

Потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения результатов. Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей, но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по деловым связям.

Участниками потребительского бизнеса выступают как физические лица, так и предприниматели – в качестве потребителей продукции других фирм. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги.

Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. Данную роль иногда ошибочно рассматривают лишь в государственном регулировании экономики или управлении экономикой. Ошибочность подобных трактовок состоит, во-первых, в фактическом выведении государства за рамки собственно деловых отношений, придании ему статуса некой внешней силы, воздействующей на развитие бизнеса, а во-вторых, в идеализации деятельности государственных органов управления.

В современной рыночной экономике государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам деловых отношений, а как атрибут самой системы деловых отношений. Если каждый из субъектов деловых отношений руководствуется в своей деятельности общепринятыми в стране правилами и нормами, являющимися законами этой страны, ему обеспечено постоянное воспроизведение его положения свободного участника деловых отношений.

Для создания условий развития деловых отношений государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся: принятие законов и других директивных документов, контроль их соблюдения; применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня); использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики; распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ); планирование развития национальной экономики; формирование “государственного” сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления.

Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес. Такое партнерство выражается в следующих действиях:

• государство в лице государственных унитарных и казенных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;

• государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);

• государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;

• государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям;

• применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;

• государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.

Государственные деловые интересы, которые проявляются в таких действиях государства, в большей или меньшей степени отражают фактически существующие интересы как единого целого.

Частно-государственный бизнес. Его содержание состоит в том, что, исполняя свои должностные обязанности, государственные служащие вольно или невольно также занимаются бизнесом. Следует подчеркнуть, что практически во всех странах с рыночно ориентированной экономикой занятие государственными служащими предпринимательской деятельностью не разрешено. Скажем, чиновники мэрии или префектуры, не говоря уже о членах правительства, не имеют права быть учредителями предпринимательских фирм. Однако под частно-государственным бизнесом мы понимаем не выполнение государственными служащими побочной деятельности, способной принести им предпринимательские доходы, а исполнение ими своих обязанностей по основному месту работы, т. е. в государственных органах. Такие действия могут быть квалифицированы как бизнес по следующим основаниям:

1) частные деловые интересы проявляются через любые формы государственного регулирования экономики;

2) принимаемые решения и документы, вольно или невольно, дают определенные преимущества одним субъектам бизнеса над другими: любой документ, посвященный поддержке малого бизнеса, ставит мелких предпринимателей в выигрышное положение по сравнению с субъектами крупного предпринимательства; любое решение о повышении импортных таможенных тарифов дает отечественным производителям продукции привилегии по отношению к ее импортерам;

3) государственные служащие имеют возможность лоббирования в пользу предпринимателей, желающих реализовать свой предпринимательский проект. С помощью специальных документов государство имеет возможность ограничивать масштабы такого бизнеса, например, при помощи установления мер уголовной ответственности за взяточничество, коррупцию, злоупотребление служебным положением, вымогательство.

2. Развитие предпринимательства в России

2.1. Предпосылки организации и развития предпринимательства

Роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства. Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении великого князя киевского Владимира Мономаха (1053–1125) о “необходимости и учить купечество и поддерживать его”. И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России превратилась в одну из основных экономических функций государства.

Мероприятия и законодательные акты отдельных монархов, проводимые в целях поддержки предпринимательства, порой не отличались преемственностью и системностью. В результате предпринимательство в России приняло скачкообразный характер развития, сказывалось влияние субъективного фактора, сложность определения основных тенденций становления и генезиса российского предпринимательства.

С XIV в. предпринимательская деятельность попадает в почти полную зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и покровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации экономического развития. Особенностью допетровского периода развития явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового предпринимательства происходило естественным путем благодаря не правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед мелкой.

Совершенно иными путями развивалось в России крупное предпринимательство в сфере производства в период Петровских преобразований. В эти годы именно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности. Чтобы стимулировать расширение действующих производств, даровались различные льготы. Сбыт изготовленных изделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главным образом приобретением этих товаров казной. Сбыт же отечественных товаров, в которых казна не нуждалась, обеспечивался введением высокой привозной (таможенной) пошлины на этот вид иностранных товаров или установлением монополии на производство и продажу, предоставленной отдельным фабрикантам. Государственная поддержка предпринимательства Петровского периода отличается сугубо именным характером.

Более всего на развитие отечественного предпринимательства повлияло введение в 1721 г. посессионного права, т. е. дозволение фабрикантам и заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных людей, который могли использовать фабриканты, создавались условия для перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX в.

В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки предпринимательства пополнился новыми видами льгот, особенно нужно отметить первую четверть XIX в. – реформы императора Александра I. Это появление первых профессиональных журналов для деловых людей (“Северная почта” и “Журнал мануфактур и торговли”), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетский корпус – 1804 г., Технологический институт – 1826 г.).

Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-х гг.) проявлялась прежде всего в поддержке мануфактурного капитала, отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, а также в усилении ответственности предпринимателей за расходование и возврат кредитов, выделяемых из государственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-х гг. (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства.

С конца XIX в. в России начинает восстанавливаться государственное предпринимательство; усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь используя политику протекционизма в отношении ведущих предприятий).

2.2. Организационно-правовое регулирование поддержки предпринимательства в РФ

2.2.1. Организационные аспекты государственной поддержки предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор – стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (удовлетворение моральных и материальных ценностей, максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т. п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т. п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства – сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

• законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

• правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

• обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

• система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала – фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т. д.);

• государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграционные потоки и т. п.;

• ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой. Государственная служба осуществляет полномочия государственных органов несколько иным путем. Она выполняет прежде всего следующие функции (в том числе по поддержке предпринимательства): информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы, контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спрос на информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многих случаях обладает низким качеством.

Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса.

В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органы исполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающие в результате этого затруднения, параллелизм и дублирование при выполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений, распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями, а также на организации международных контактов и подготовке проектов.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т. д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Российской Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора:

• регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними;

• разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета;

• установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

В настоящее время функции государственного органа по поддержке предпринимательства осуществляет территориальный орган Федеральной антимонопольной службы РФ (приказ ФАС России от 26 января 2011 г. № 30).

Федеральный орган антимонопольной политики является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. Федеральный орган антимонопольной политики в соответствии с вышеназванным положением также формирует региональные отделения в субъектах Федерации для осуществления, в частности, государственной политики по поддержке предпринимательства.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства.

1. Система современного бизнеса

1.1. Характеристика современного бизнеса

Бизнес (от староангл. bisig — активный, занятый работой, деловой) занимает определяющую роль в современной экономике. Бизнес представляет собой совокупность материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров (услуг), предназначенных для продажи другим экономическим агентам — предприятиям (организациям).

Основной целью бизнеса является максимизация прибыли, т. е. получение экономического эффекта. В табл. 1.1 представлена классификация целей бизнеса.

Таблица 1.1. Цели бизнеса

Бизнес как система имеет три составляющие:

1) субъекты бизнеса;

2) компоненты;

3) интегративные качества.

Субъектами бизнеса выступают:

— предприятие, целью которого является обеспечение экономической безопасности, разработка планов развития организации. В лице предприятий выступают производители, покупатели, посреднические структуры;

— собственник бизнеса занимается выбором варианта распоряжения собственностью, обоснованием цены купли-продажи организации или его доли;

— кредитные организации определяют размер ссуды, выдаваемый под залог предприятия, занимаются проверкой финансовой дееспособности заемщика;

— страховые организации устанавливают размер страхового взноса, страховых выплат;

— фондовые биржи занимаются расчетом конъюнктурных характеристик, проверкой обоснованности котировок ценных бумаг;

— инвесторы занимаются проверкой целесообразности инвестиционных вложений;

— государственные органы осуществляют подготовку организации к приватизации, использование на предприятии различных видов налогов и т. д.

Помимо субъектов система бизнеса характеризуется тремя основными компонентами:

1) производством продукции;

2) торговлей;

3) коммерческим посредничеством.

Система бизнеса обладает необходимыми системными свойствами (интегративными качествами):

1) социально-экономический суверенитет. Суверенитет позволяет идти на самостоятельный поиск предмета сделок, рисковать, проявлять инициативу, нести юридическую и экономическую ответственность. Суверенитет не предполагает полную независимость. Он означает самостоятельность предприятия в рамках установленных законами;

2) консенсус интересов субъектов деловых отношений. Консенсус означает взаимное обязательство соблюдать суверенитет участников бизнеса. Консенсус — плод эволюции предпринимательства.

Предметом исследования бизнеса является изучение хозяйствующих субъектов как в целом (макроаспект), так и отдельных субъектов рыночной экономики (микроаспект) (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Характеристика современного бизнеса

Макроэкономический аспект бизнеса как вид экономической деятельности в системе определяется экономикой предприятия и регионов хозяйствования.

Экономика предприятия регулируется с позиций микро — и макроэкономической теории при основополагающей роли внешних рыночных факторов, воздействующих на его деятельность.

Во внешней среде ближайшего окружения предприятия рассматривают экономические процессы при взаимодействии с конкурентами, поставщиками, покупателями. Здесь выбираются типы поведения, технологии, модели поведения на рынках товаров, труда.

Во внешней среде дальнего окружения рассматривается деятельность предприятия (бизнеса) с учетом макроэкономических воздействий (учет информации, ставки банковского процента, налоговая политика).

Внутренняя и внешняя среда ближайшего окружения формирует микросреду предприятия, которая и определяет содержание экономики фирмы.

Бизнес как система обладает собственными внутренними импульсами развития: конкуренцией, системой обеспечения и воспроизведения хозяйственных связей, инфраструктурой, системой менеджмента, системой изучения контрагентов, системой оценки деятельности (деньги).

Бизнес — это саморегулирующаяся система. Существует три вида регуляторов бизнес-деятельности:

1) законодательный (разграничение теневого и нормального бизнеса, защита, налоги, таможня);

2) нормативно-ориентирующие регуляторы (принятые в стране экономические стимуляторы, рычаги поддержки бизнеса, макроэкономические инструменты);

3) регуляторы свободного предпринимательства (свободное ценообразование, производство, действие закона спроса и предложения).

В настоящее время основным элементом бизнеса является предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность — это инициативная, хозяйственно-самостоятельная, имеющая определенный организационно-правовой статус бизнес-деятельность физических или юридических лиц, осуществляющих вложение капитала, производство и продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг, с целью получения прибыли и достижения социального эффекта. Основными субъектами предпринимательства выступают организации (предприятия) — юридические лица.

1.2. Принципы бизнеса

Принципы бизнеса возникают при зарождении деловых отношений. Их воздействие на развитие системы бизнеса происходит независимо от воли и желаний вступающих в деловые отношения. Рассмотрим основные принципы бизнеса.

Принцип ограниченности. Деловая деятельность субъектов бизнеса осуществляется в условиях ограниченности материальных благ, возможностей, способностей. Ограниченность материальных благ предопределила необходимость взаимодействия субъектов бизнеса для удовлетворения своих потребностей. Ограниченность возможностей и способностей каждого из субъектов бизнеса закрепляют за этим субъектом определенное деловое предназначение.

Принцип обмена. Ограниченность материальных благ делает их недоступными для многих членов общества. Для большинства субъектов бизнеса важным способом удовлетворения потребностей служит обмен. Обмен результатами деятельности позволяет трудовым ресурсам удовлетворять потребности в тех благах, к которым нет доступа.

Принцип возвышения. Стремление субъектов бизнеса получить доступ к благам заставляет их действовать различными способами. Развитие способностей субъектов бизнеса происходит одновременно с возвышением их потребностей.

Принцип неограниченности. Ограниченность благ заставляет субъектов бизнеса постоянно искать наиболее эффективные пути доступа к ним, а это, в свою очередь, вместе с возвышением потребностей трудовых ресурсов обусловливает необходимость постоянного развития разнообразных потребностей, которые могли бы проявиться в их деловой деятельности.

Принцип состязательности. Ограниченность материальных благ обусловливает необходимость состязательности между субъектами бизнеса. Разделяя с другими субъектами бизнеса ограниченные блага, каждый участник деловых отношений оказывается в состоянии состязательности по поводу товаров и рынков.

Принцип общности. Стремясь преодолеть ограниченность благ, обмениваясь результатами деятельности, субъекты бизнеса развивают общественный характер деловой деятельности.

Принцип развития. Вступая в деловые отношения, субъекты бизнеса стремятся реализовать свои эгоистические и общественные деловые интересы. Развитие собственности субъектов бизнеса — одно из важнейших условий устройства общества, организации деловых отношений. Поэтому развитие собственности является важнейшим принципом бизнеса.

Принцип компромисса. Компромисс — это одно из ключевых принципов формирования и развития деловых отношений. Удовлетворяя свои потребности в ограниченных благах путем обмена результатами деятельности, субъекты бизнеса сталкиваются с необходимостью учитывать интересы партнеров по бизнесу. Под компромиссом понимается отказ от обязательности реализации собственных интересов в текущем периоде деловой деятельности в пользу интересов других субъектов бизнеса во имя стабильного и гарантированного существования в перспективе.

Принцип свободы. Свобода выбора является и предпосылкой, и следствием способности субъектов бизнеса заключать сделки, вступать в деловые отношения между собой. У каждого субъекта бизнеса всегда имеется право выбора и партнеров по сделкам и объекта бизнеса.

Принцип субъективизма. Принцип субъективизма состоит в том, что общественный прогресс обусловливается активной деловой деятельностью субъектов бизнеса. Поэтому субъективизм пронизывает всю систему деловых отношений.

Принцип ценности. Каждый из объектов бизнеса обладает ценностью, под которой понимается способность данного объекта быть предметом сделки, в ходе которой субъекты бизнеса осуществляют обмен результатами деловой деятельности, сделав свободный выбор. Ценность объектов является критерием для осуществления свободного выбора благ.

Принцип неопределенности. В развитой экономической системе имеет место многообразие видов деловой деятельности, ни один из которых не может быть полностью изначально спланирован из-за необходимости постоянного обеспечения свободы выбора всеми участниками сделок. Постоянные динамические изменения и асинхронные индивидуальные действия субъектов бизнеса постоянно усиливают неопределенность развития событий. В связи с тем, что субъектам бизнеса приходится делать свой выбор в условиях неопределенности, они вынуждены стремиться к прогнозированию последствий своих действий и к планированию их последовательности.

Принцип стремления. Осуществляя свой субъективный выбор в условиях относительной неопределенности, субъекты бизнеса постоянно стремятся к достижению определенности. Субъектам бизнеса необходимо анализировать спрос и предложение объектов бизнеса, а также своих потенциальных партнеров по сделкам и детерминировать собственные действия.

Принцип ассоциативности. Деловая деятельность субъектов бизнеса находится под воздействием его способности к осознанию принципов бизнеса, деловых интересов, состава объектов бизнеса и потенциальных партнеров по сделкам.

Принцип риска. Неопределенность условий протекания деловых отношений обусловливает риск каждого из субъектов бизнеса, на который он вынужден идти, осуществляя свободный выбор. Данный риск воплощается в возможности несения убытков, в том числе из-за безответственных партнеров, действия макроэкономических, политических и природных факторов, вхождения в состояние банкротства. Наличие рисков обусловило существование отдельного вида предпринимательства — страхового бизнеса, понимание обязательности рисков в любом виде деловой деятельности служит основой действий субъектов бизнеса по обеспечению безопасности своей деятельности.

Принцип рациональности. Поскольку деловые отношения всегда связаны с риском, в основу рискованных действий необходимо заложить рациональность выбора. Каждое решение в условиях неопределенности должно быть максимально взвешенным, продуманным, обоснованным — рациональным. Если действия субъекта бизнеса нерациональны, он проигрывает в конкурентной борьбе; если же его действия рациональны, то он, безусловно, добивается большей определенности в процессе выбора и, следовательно, оказывается более конкурентоспособным.

Принцип анализа. По мере развития деловых отношений рационализм формирует у субъектов бизнеса потребность в осуществлении системного анализа всей совокупности деловых связей, постоянного стратегического и оперативного наблюдения и контроля ситуации, оценки собственной деятельности и деятельности других субъектов деловых отношений.

Принцип стоимости. Все блага, за доступ к которым конкурируют между собой субъекты бизнеса, имеют стоимость. Стоимость является денежной оценкой благ и, следовательно, параметром оценки рациональности выбора. С помощью стоимостного оценивания благ субъекты бизнеса могут соизмерять собственные затраты с затратами конкурентов. С помощью стоимостного оценивания степени рациональности своего выбора они могут сопоставлять степень своей конкурентоспособности. Благодаря стоимостным оценкам они могут соотносить свои затраты с доходами, а объемы инвестиций в развитие бизнеса с объемами личного потребления.

Принцип ответственности. Выбор, который совершает каждый из субъектов бизнеса, обязывает его ответственно выполнять условия сделки. Ответственное исполнение принятых обязательств не только предусматривается международным законодательством и законами стран с рыночно ориентированной экономикой, но и выступает необходимым условием долговременного развития системы деловых отношений. Напротив, безответственное отношение к принятым обязательствам подрывает основу делового сотрудничества субъектов бизнеса, заключивших сделку.

Принцип синтеза. Реализация деловых интересов приводит к синтезу частного и общественного отношения в интересах субъектов бизнеса и в их действиях.

Принцип концентрации. Развитие деловых отношений проявляется в постепенном освоении субъектами бизнеса природных и социальных ресурсов. Социальные ресурсы формируются в ходе коммуникаций между людьми и называются социальным потенциалом экономики. И природные, и социальные ресурсы анализируются, отбираются и концентрируются субъектами бизнеса для осуществления своей деятельности.

Принцип дифференциации. Развитие деловых отношений сопровождается дальнейшим углублением разделения труда между субъектами бизнеса и дифференциацией отдельных видов деловой деятельности. Вместе с тем дифференциация отдельных видов бизнеса способствует развитию потребности в общественных связях и усиливает, укрепляет их, так как каждый выделившийся вид деловой деятельности может осуществляться лишь как частичка единой совокупной экономической деятельности общества.

Принцип интеграции. С развитием деловых отношений становится все более очевидным, что все расчеты в бизнесе имеют условный характер в том случае, если разделение труда и связанная с ней специализация субъектов бизнеса, порождая потребность в устойчивых деловых отношениях в обществе, не сопровождается интеграцией упомянутых субъектов бизнеса в одно целое. Это целое называется системой бизнеса. Системная интеграция субъектов бизнеса, их деловых интересов, целей и действий представляет собой объективный процесс. Суть его состоит в неустранении противоречий в деловых отношениях, а превращении данных противоречий во внутренний источник самостоятельного развития и данных отношений, и общества, в котором эти отношения существуют.

Принцип самоорганизации. Системная самоорганизация бизнеса и менеджмент на микро — и макроэкономическом уровнях являются обязательными условиями устойчивого развития деловых отношений как основы развития всего человеческого общества и придают устойчивость движению всей системы бизнеса.

1.3. Концепция бизнеса

Вся история развития человеческого общества так или иначе связана с бизнесом. Критическая концепция бизнеса исходит из категоричной позиции, что любой “бизнес” имеет одинаковую направленность на обогащение одних людей за счет других.

Позитивная концепция бизнеса — полная противоположность критической концепции бизнеса. Ее суть состоит в том, что бизнес понимают и оценивают как общественно-полезную деятельность, которая осуществляется в порядке личной инициативы, с целью производства товаров и услуг для людей.

Согласно позитивной концепции бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также как их совместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей форме.

Обе рассмотренные концепции являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как явления.

Сущность прагматической концепции заключается в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что ее обострение до разумных пределов стимулирует развитие экономики. Можно выделить следующие элементы прагматической концепции: бизнес — это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой — желание некоторых людей удовлетворить свои потребности в товарах, работе и услугах. Бизнес базируется на таких отношениях между людьми, в которых преследуются прежде всего личные интересы. С одной стороны, естественная конкуренция провоцирует конфликт интересов, поскольку навязывание интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемленными, действительно может привести к непредсказуемым последствиям; с другой — в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а, напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей. Бизнес — это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

Особенности позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Особенности позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса

Итак, в позитивной и критической концепциях бизнеса явно преувеличивается значение соответственно общественных и эгоистических интересов субъектов бизнеса. Между тем лишь в рамках прагматической концепции можно избежать идеализации настоящего и прошлого, равным образом, как и уничтожением рыночного настоящего в пользу нерыночного, коммунистического будущего с его принципом распределения “от каждого по способностям, каждому по потребностям”.

1.4. Деловые интересы в бизнесе

Противоречия между субъектами бизнеса проявляются прежде всего как несовпадение и противостояние их интересов. Под интересами субъектов бизнеса (или деловыми интересами) понимаются осознанные потребности в материальных и нематериальных благах, а также в обеспечении гарантий сохранения и воспроизведения доступа к ним. Деловые интересы определяют цели, которые ставит перед собой каждый из субъектов бизнеса, и содержание деловой деятельности данных субъектов бизнеса по достижению поставленных целей. Отстаивая деловые интересы, субъекты бизнеса мобилизуют и развивают свои профессиональные и личные качества.

Под профессиональными качествами понимается совокупность знаний, умений, навыков и опыта, приобретенных субъектами бизнеса в ходе подготовки к деловой деятельности (в процессе обучения, повышения квалификации, переподготовки), а также в ходе осуществления самой деловой деятельности.

Под личными качествами понимается совокупность внутренне присущих людям свойств, которые выявляются и развиваются в ходе их деловой деятельности. Таковыми являются стремление к росту благосостояния, природный эгоизм, склонность к обмену, дух соперничества, креативное начало, способность к совершению выбора, склонность к копированию, жажда справедливости, чувство собственности, стремление к повышению личной конкурентоспособности.

Учитывая, что каждый из субъектов бизнеса обязан обеспечить себя необходимыми благами, он подчиняет свою деловую деятельность эгоистическим интересам. Поэтому на первый взгляд главной целевой установкой субъектов бизнеса является отстаивание эгоистических интересов, под которыми понимается осознанная потребность в обеспечении относительно лучших условий доступа как к материальным и нематериальным благам и относительно лучшего положения в процессе осуществления сделок.

Реализация эгоистических интересов всегда связана с извлечением выгоды. Выгода движет человеком, когда он вступает в деловые отношения. Выбор сделки, в которую вступает бизнесмен, всегда обусловлен выгодой. При этом выгода выступает в форме благ или доступа к ним.

Стремление к выгоде обусловливает такое человеческое качество, как природный эгоизм и заставляет человека развивать собственные существующие потребности, а также формировать новые. Способность к совершению выбора необходима в условиях относительной ограниченности благ, а дух соперничества проявляется в форме конкуренции.

Под конкуренцией следует понимать совокупность действий, совершаемых одними субъектами бизнеса в отношении других субъектов и направленных на обеспечение относительно лучших условий доступа к ограниченным благам. Каждый из участников сделки выбирает для своей деловой деятельности наиболее выгодное. Поскольку этот выбор никто не ограничивает (участники сделок обладают правом на их заключение), этот выбор происходит свободно, что делает соперничество разнообразных участников сделок необратимым и неуправляемым явлением.

Эгоистические интересы отражают потребности каждого человека как независимого субъекта бизнеса, они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие — по сравнению с другими субъектами бизнеса — условия существования. Эгоистические интересы заставляют каждого человека стремиться к постоянному укреплению и улучшению своего экономического положения в сравнении с другими субъектами экономики. Эти интересы преследуют три основные эгоистические цели деловой деятельности, а именно:

— сохранение, упрочение и преумножение своей собственности;

— возмещение понесенных затрат и получение максимальных доходов;

— сохранение и укрепление своей личной конкурентоспособности как участника сделок по сравнению с другими участниками сделок.

Анализ эгоистических интересов субъектов бизнеса подводит нас к рассмотрению чрезвычайно важной экономической категории собственности.

Собственность — категория, которая выражает юридическую форму отношений, объективно существующих между субъектами бизнеса, которые возникают в процессе присвоения ими каких-либо объектов бизнеса. В свою очередь присвоение — это использование объектов бизнеса для удовлетворения потребностей субъектов бизнеса.

Собственник объектов бизнеса может передавать данные объекты в хозяйственное ведение либо оперативное управление другим субъектам бизнеса. Стремление каждого человека к росту благосостояния трансформируется в стремление субъектов бизнеса к обладанию объектами собственности. Субъекты бизнеса хотят быть собственниками и оставаться таковыми, по возможности расширяя количество объектов владения, пользования и распоряжения. Поэтому чувство собственности является сильным побудительным мотивом деловой деятельности людей, одним из их наиболее значимых эгоистических интересов.

Другой эгоистической целью субъектов бизнеса является возмещение понесенных затрат в процессе деловой деятельности и получение доходов от этой деятельности. Начиная деловую деятельность каждый субъект бизнеса ставит перед собой задачу-минимум и задачу-максимум. Ему необходимо, как минимум, не понести убытки в результате своей деятельности, другими словами, обеспечить окупаемость совершенных затрат. Всякий субъект бизнеса, формируя задачу-минимум, стремится, однако, к выполнению задачи-максимум, которую принято называть максимизацией дохода. Под доходом субъекта бизнеса следует понимать часть его выручки, остающуюся после возмещения всех затрат, совершенных в процессе деловой деятельности.

Важной эгоистической целью субъектов бизнеса, формирующейся в процессе их деловой деятельности, является постоянное повышение конкурентоспособности субъектов бизнеса. Под конкурентоспособностью субъектов бизнеса следует понимать способность к планированию и осуществлению конкурентных действий по отношению к другим субъектам бизнеса. Повышение личной конкурентоспособности субъектов бизнеса выражается в относительном увеличении его профессионального и иного делового потенциала. Можно выделить личную конкурентоспособность отдельных людей и институциональную (или корпоративную) конкурентоспособность институциональных субъектов бизнеса — организаций, предприятий, учреждений, партнерств и др.

Наряду с эгоистическими деловыми интересами субъекты бизнеса обладают и другой группой интересов, которые выражаются в качестве общественных деловых интересов.

Под общественными деловыми интересами (или общественными интересами субъектов бизнеса) понимаются осознанные потребности субъектов бизнеса в деятельности на благо общества. Данные интересы не привносятся субъектам бизнеса извне, они формируются в процессе самой деловой деятельности и выступают как осознанные потребности считаться с закономерностями развития человеческого общества как единого целого, в том числе и жестко подчиняться формируемым в обществе правилам, нормам, традициям развития деловых отношений.

Можно выделить две группы общественных интересов субъектов бизнеса.

Первую группу составляют креативные интересы. Стремясь к повышению собственной конкурентоспособности, субъекты бизнеса оказываются заинтересованными в развитии творческой (креативной) составляющей своей деятельности по производству продукции, оказанию услуг, выполнению работ — на благо другим членам общества, а значит, на благо обществу в целом.

Выделение в составе деловых интересов субъектов бизнеса креативных интересов основано на признании двух важных обстоятельств, характеризующих смысл деловых отношений.

Первое обстоятельство состоит в необходимости созидательной деятельности по производству и воспроизводству благ, которые в законченном виде не встречаются в природе. Поэтому креативное (творческое) начало обязательно присутствует в любой созидательной деятельности людей и является основой развития человеческого общества.

Такое начало проявляется в процессе создания благ, а также в процессе совершенствования тех или иных свойств этих благ. Креативное начало может иметь:

абсолютный инновационный характер, признаком которого является постоянное профессиональное творчество (впоследствии мы узнаем, что абсолютная креативность более всего присуща инновационному бизнесу);

• относительный инновационный характер, т. е. сочетание творческой деятельности и рутинного выполнения текущих деловых обязанностей;

• абсолютный подражательный характер, признаком которого является копирование существующих образцов;

• относительный подражательный характер, признаком которого является сочетание копирования существующих образцов и творческой деятельности, с одной стороны, а также рутинного выполнения текущих деловых обязанностей — с другой.

Склонность к копированию, подражательность, делает возможным для отдельных субъектов бизнеса перенимать удачный опыт, распространение которого способствует более быстрому развитию общества, создает условия для технического прогресса.

Второе обстоятельство заключается в необходимости постоянного обмена деятельностью между всеми субъекта бизнеса, поскольку ни один из них в отдельности не в состоянии производить и воспроизводить совокупность благ, которые им требуются для удовлетворения собственных потребностей.

Субъекты бизнеса вступают в деловые отношения не только в соответствии со своими эгоистическими интересами, но также в соответствии с развивающимися общественными потребностями в разнообразных благах, и, следовательно, они вступают в данные отношения, подчиняясь имеющимся у них общественным интересам.

Поэтому наряду с отмеченными целями бизнеса, обусловленными эгоистическими интересами, существуют и другие, в основе которых лежат общественные интересы, а именно:

• стремление субъектов бизнеса добиться наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей конечного потребителя продукции;

• желание субъектов бизнеса сохранить и укрепить партнерские отношения в сфере бизнеса;

• потребность субъектов бизнеса к созданию и воспроизведению привлекательного общественного имиджа своей деятельности.

Каждый субъект бизнеса, вступая в сделку, объективно стремится реализовать в ней свои эгоистические притязания. Вместе с тем он не в состоянии постоянно навязывать свои интересы другим субъектам бизнеса, ибо зависит от объективных потребностей одних и от возможностей предложения нужных ему благ со стороны других. Поэтому он вынужден постоянно думать не только о собственном процветании, но и о благополучии других субъектов бизнеса, многие из которых являются в то же время его прямыми или косвенными конкурентами.

Вторую группу общественных интересов составляют интересы организации гарантированного долговременного функционирования и обеспечения безопасности собственного бизнеса. Ни один из субъектов бизнеса не в состоянии обеспечить собственную безопасность самостоятельно, каждый из них нуждается в эффективной системе общественной (локальной, государственной, международной) безопасности, которая может быть обеспечена посредством общественной организации жизнедеятельности людей на всех уровнях человеческого общества, внутри которых ни один из субъектов бизнеса не обладает способностью оказывать разрушительное воздействие на общество.

Таким образом, эгоистические и общественные деловые интересы субъектов бизнеса отражают две противоположные тенденции формирования указанных отношений, а именно:

— конкуренции или соперничества;

— интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественно-полезной деятельности.

Данные тенденции являются противоположными, но они всегда дополняют и обусловливают наличие друг друга. Эгоистические и общественные интересы не соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно.

1.5. Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно-государственного бизнеса

Развитие видов бизнес-деятельности связано с процессами становления идейных, организационно-правовых, экономических и функциональных элементов деятельности бизнеса. Рассмотрим виды бизнеса на современном этапе развития.

Особенности наемно-трудового бизнеса. Основой наемно-трудового бизнеса являются граждане, работающие по найму, которые являются равноправными участниками деловых отношений. Деловой интерес наемных работников заключается в извлечении доходов и реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе. Для наемных работников выгодой в сделках является личный доход, получаемый в результате выполнения ими должностных обязанностей.

Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, наемные работники осуществляют свой наемно-трудовой бизнес.

Предметом сделки между работником и предпринимателем является рабочая сила. Рабочая сила не может быть товаром, так как она не отчуждается навсегда от своего носителя после заключения трудового контракта. Рабочая сила сдается в срочную аренду, хотя это и происходит в форме товарной аренды.

Сделка между предпринимателем и работником — это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению. Заключая сделку, обе стороны — и работники, и предприниматели — делают инициативный выбор и идут на экономический риск. Обе стороны — работодатель и наемный работник — несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме.

Наемные работники имеют возможность изменять свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм, либо по истечении срока соглашения о найме открыть свое дело.

Особенности потребительского бизнеса. Потребительский бизнес осуществляется всеми гражданами, он отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений. Потребители являются равноправными участниками деловых отношений.

Потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения результатов. Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей, но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по деловым связям.

Участниками потребительского бизнеса выступают как физические лица, так и предприниматели — в качестве потребителей продукции других фирм. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги.

Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. Данную роль иногда ошибочно рассматривают лишь в государственном регулировании экономики или управлении экономикой. Ошибочность подобных трактовок состоит, во-первых, в фактическом выведении государства за рамки собственно деловых отношений, придании ему статуса некой внешней силы, воздействующей на развитие бизнеса, а во-вторых, в идеализации деятельности государственных органов управления.

В современной рыночной экономике государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам деловых отношений, а как атрибут самой системы деловых отношений. Если каждый из субъектов деловых отношений руководствуется в своей деятельности общепринятыми в стране правилами и нормами, являющимися законами этой страны, ему обеспечено постоянное воспроизведение его положения свободного участника деловых отношений.

Для создания условий развития деловых отношений государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся: принятие законов и других директивных документов, контроль их соблюдения; применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня); использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики; распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ); планирование развития национальной экономики; формирование “государственного” сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления.

Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес. Такое партнерство выражается в следующих действиях:

• государство в лице государственных унитарных и казенных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;

• государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);

• государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;

• государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям;

• применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;

• государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Особенности ближневосточной модели бизнеса
  • Охладители воздуха компании symphony индия
  • Особенности бухучета в гостиничном бизнесе
  • Пенсионный фонд на якиманке 38 часы работы
  • Охта парк горнолыжный комплекс часы работы