Свободный рынок и рыночная экономика: особенности и преимущества
Свободный рынок основан на спросе и предложении. В такой системе нет государственного регулирования либо оно минимальное. Что еще нужно о ней знать — в статье.
Экономика — это система взаимоотношений производства, потребления и распределения услуг, сервисов и продукции, направленная на удовлетворение потребностей общества в условиях ограниченных ресурсов. Рынок предполагает распределение этих благ между потребителями в соответствии со спросом и предложением.
- Типы рынков
- Ключевая особенность свободного рынка
- Закон спроса и предложения
- Что такое рыночная экономика и в чем ее особенности
- Какими еще бывают типы экономик
- Тип экономики России
- Кратко
Типы рынков
Свободный рынок стремится к совершенной конкуренции — гипотетической ситуации, в которой не может возникнуть монополии, потому что производители и потребители находятся в идеальном равновесии, обладают полной информацией о товарах и не могут своими действиями влиять на цены.
В реальности такое идеальное равновесие недостижимо, поэтому существуют разные типы несовершенной конкуренции, самые важные из которых:
- монополия — крупный производитель только один, что дает ему возможность самостоятельно определять стоимость и контролировать рынок;
- олигополия — контроль рынка небольшим количеством крупных продавцов;
- монополистическая конкуренция — наиболее близкая к совершенной конкуренции ситуация, в которой ряд крупных продавцов производят схожие товары, обладают рыночной властью и конкурируют за объем продаж;
- монопсония — существует только один крупный покупатель и много продавцов.
Ключевая особенность свободного рынка
Главное правило на свободном рынке — любой производитель может производить любой законный товар и предлагать его любому покупателю, а покупатель может приобретать любой товар.
Ценообразование происходит без стороннего вмешательства. Процесс основан на интересе потребителей и продавцов. Свободный рынок исключает принуждение к продаже или покупке, а также к установлению цены.
Ценообразование происходит без стороннего вмешательства. Процесс основан на интересе потребителей и продавцов. Свободный рынок исключает принуждение к продаже или покупке, а также к установлению цены.
Таким образом, свободный рынок основан на политике государственного невмешательства. Государственные органы на таком рынке выполняют надзорную функцию: следят за порядком и законностью сделок, а также определяют уровень налогообложения, достаточного для нормальной работы рынка. Что и как производить — решают предприниматели.
Закон спроса и предложения
Главный закон на свободном рынке — закон спроса и предложения. Считается, что его достаточно для естественной регуляции цен и поставок определенных товаров. Когда цена сделки полностью устраивает обе стороны, она называется равновесной. И она останется таковой, даже если баланс спроса и предложения изменится. По мере роста спроса продавцы повышают цену на товар, и наоборот: падение потребительского спроса в ответ снижает цену поставщиков.
Спрос и предложение — факторы, которые регулируют не только цены, но и весь рынок. Когда цена на товар слишком высокая и все меньше покупателей могут себе его позволить, они приобретают аналоги или товар других продавцов. Момент, когда цена еще достаточно высокая, но значительная часть покупателей уже ищет новую цену, оптимален для входа на рынок новых производителей. Это автоматический способ избавления от монополии.
Схема функционирования закона спроса и предложения
Закон спроса и предложения наглядно реализуется на фондовом рынке. Там же можно посмотреть и колебания кривой под влиянием новостей, случаи «стадного поведения» и другие моменты. Они подрывают идею о независимости каждого участника и обдуманности его поступков. На рынке в целом это приводит к дисбалансу цен и нарастающим проблемам, ведущим к кризису и инфляции.
Возможность функционирования свободного рынка на практике вызывает сомнения. Примером такой экономики иногда считают Гонконг, но и он не отвечает требованию к полной политике невмешательства. Также зачастую указывают на теневую экономику и нелегальный рынок — примеры систем, которые работают без вмешательства государства.
Что такое рыночная экономика и в чем ее особенности
Экономика — более широкое понятие, чем рынок. Она устанавливает такие основополагающие вещи, как форму собственности. Рыночная экономика необязательно подразумевает функционирование именно свободного рынка, хотя принцип свободного обмена ресурсами между потребителями и продавцами и лежит в ее основе.
Спрос и предложение — факторы, которые регулируют не только цены, но и весь рынок. Когда цена на товар слишком высокая и все меньше покупателей могут себе его позволить, они приобретают аналоги или товар других продавцов. Момент, когда цена еще достаточно высокая, но значительная часть покупателей уже ищет новую цену, оптимален для входа на рынок новых производителей. Это автоматический способ избавления от монополии.
Среди признаков рыночной экономики:
- Наличие частной собственности, причем разнообразных ее форм.
- Право на предпринимательство — объединение граждан для собственной деятельности в целях получения прибыли вне государственной системы. Предпринимательство может осуществляться в разных формах: индивидуальное предпринимательство, товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. Их главные отличия — в степени риска.
- Конкуренция. Выражаемая в снижении цены, повышении качества, известности или уникальности товара, борьба производителей за привлечение к своему товару как можно большего числа покупателей. К недобросовестным инструментам относят контрафакт, введение потребителя в заблуждение и так далее.
- Свобода ценообразования. Цена формируется при помощи соотношения спроса и предложения. Равновесная цена устанавливается, когда спрос равен предложению.
Рыночная экономика не подразумевает воздействия на нее государства, но в отдельных случаях допускает ограниченное его влияние.
Какими еще бывают типы экономик
Выделяют традиционную, командную, рыночную, смешанную и переходную экономику.
Традиционная экономика во многом соответствует традиционному обществу, в котором процветает и во главе которого стоит сельское хозяйство. Характерные признаки: низкое развитие технологий, основным является ручной труд, используемый для обработки сырья. Сама земля, главный производственный ресурс в данном случае, и капитал — общие. Решения о том, как пользоваться ресурсами, принимаются на общих собраниях. Традиционная экономика обеспечивает товарами относительно небольшое количество людей.
Данный тип экономической модели существует, например, в странах Африки, Южной Америки. Как правило, такой тип системы свойственен обществам, которые развиваются на довольно богатой необходимыми этому обществу ресурсами местности.
Административно-командная, или «плановая», экономика характеризуется тем, что государство в ней играет наиболее важную роль и выступает в роли регулятора. Частной собственности не существует, или она значительно ограничена, почти все принадлежит государству. Оно отвечает за ценообразование, распределение ресурсов и материальных ценностей, постановку задач и берет на себя принятие ключевых решений. Другими словами, составляет план. Такая экономическая система дает возможность обеспечить равномерное распределение ресурсов, но испытывает проблемы из-за низкой мотивации людей в производстве товаров и услуг, а также плохо реагирует на реальный спрос и изменение внешних факторов. В свое время путь развития в рамках плановой экономики выбрал СССР.
Смешанная экономика — наиболее широко представленный тип. Государственная и частная собственность существуют примерно в равном отношении. Зачастую присутствуют признаки и традиционной системы. Иногда к смешанной экономике относят и трансформационную, то есть переходную.
Тип экономики России
В Российской Федерации некоторые показатели свободного рынка выше среднемировых, а некоторые — ниже.
График отображает степень свободы инвестиционной деятельности в сравнении с общемировыми тенденциями. В данный момент свобода инвестиций закреплена в действующем законодательстве РФ. График взят с ресурса heritage.org
Финансовая свобода также начала отставать ближе к началу нулевых. Источник: heritage.org
Более позитивно дела обстояли со свободой бизнеса, которая до 2022 года значительно превышала общемировую. Источник: heritage.org
Смешанная экономика — наиболее широко представленный тип. Государственная и частная собственность существуют примерно в равном отношении. Зачастую присутствуют признаки и традиционной системы. Иногда к смешанной экономике относят и трансформационную, то есть переходную.
Кратко
-
1
Рынок формируется взаимодействием продавцов, которые предлагают товары и услуги, и покупателей, которые готовы эти товары и услуги приобрести. -
2
Свободный рынок стремится к совершенной конкуренции, где достаточно большое число производителей продают за деньги товар достаточно большому числу покупателей. -
3
Помимо рыночной экономики, существуют и иные типы экономик, в том числе традиционная и командная. -
4
Большинство современных экономик — смешанные. Они имеют черты всех трех основных типов.
Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.
Читайте также
Общество с ограниченной ответственностью «Ньютон Инвестиции» осуществляет деятельность на
основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление
брокерской деятельности №045-14007-100000, выданной Банком России 25.01.2017, а также
лицензии на осуществление дилерской деятельности №045-14084-010000, лицензии на
осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №045-14085-001000 и лицензии
на осуществление депозитарной деятельности №045-14086-000100, выданных Банком России
08.04.2020. ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует доход, на который рассчитывает инвестор,
при условии использования предоставленной информации для принятия инвестиционных
решений. Представленная информация не является индивидуальной инвестиционной
рекомендацией. Во всех случаях решение о выборе финансового инструмента либо совершении
операции принимается инвестором самостоятельно. ООО «Ньютон Инвестиции» не несёт
ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо
инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в представленной информации.
С целью оптимизации работы нашего веб-сайта и его постоянного обновления ООО «Ньютон
Инвестиции» используют Cookies (куки-файлы), а также сервис Яндекс.Метрика для
статистического анализа данных о посещениях настоящего веб-сайта. Продолжая использовать
наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование куки-файлов, указанного сервиса и на
обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» в
отношении обработки персональных данных на сайте, а также с реализуемыми ООО «Ньютон
Инвестиции» требованиями к защите персональных данных обрабатываемых на нашем сайте.
Куки-файлы — это небольшие файлы, которые сохраняются на жестком диске вашего
устройства. Они облегчают навигацию и делают посещение сайта более удобным. Если вы не
хотите использовать куки-файлы, измените настройки браузера.
Условия обслуживания могут быть изменены брокером в одностороннем порядке в любое время в соответствии с условиями
регламента брокерского обслуживания. Клиент обязан самостоятельно обращаться на
сайт брокера
за сведениями об изменениях, произведенных в регламенте
брокерского обслуживания и несет все риски в полном объеме, связанные с неполучением или несвоевременным получением
сведений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности.
© 2023 Ньютон Инвестиции
Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию, не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
- Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
- Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
- Цена, которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
- Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
- Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
- Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
- Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
- Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
- Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
- Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
- Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
- Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
- Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
- по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
- по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
- по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
- по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
- с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
- по легальности — легальный, нелегальный;
- по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
- по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
- все зависит от случая;
- невозможно сделать долгосрочный прогноз;
- проблемы с экологией;
- безработица;
- рост цен, инфляция.
Законы рынка
Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции.
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
- фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
- акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
- дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
- налоги.
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
- свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
- наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Методы ГРЭ:
- прямые;
- косвенные.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Оцените страницу:
Уточните, почему:
не нашёл то, что искал
содержание не соответствует заголовку
информация сложно подана
другая причина
Расскажите, что вам не понравилось на странице:
Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!
2.2.2. Механизмы функционирования экономики
Частная собственность предполагает экономическую свободу, которая проявляется по двум главным направлениям:
- свобода предпринимательства;
- свобода потребительского выбора.
Свобода предпринимательства
Свобода предпринимательской деятельности означает, что производитель самостоятельно принимает решения по организации производства. Что производить, в каких количествах, с помощью каких технологий — решение этих вопросов есть его суверенное право. Поскольку предпринимательская деятельность включает понятие инициативы, то она предполагает и свободу. Так, производство водки в рыночной экономике столь же допустимое занятие, как и выпуск учебников. Разумеется, абсолютной свободы не бывает, ее рамки определяются обществом, законом.
Свобода предпринимательства распространяется столь далеко, что предприниматель (физическое или юридическое лицо) имеет право и на неверные решения, которые не только не принесут дохода, но и могут привести предприятие к разорению.
Банкротство в России
В современных российских условиях многие приватизированные предприятия находятся на грани экономического краха — банкротства. Однако, тяжелое положение в большой (если не в решающей) мере обусловлено объективными трудностями процесса трансформации, а не ошибками самих фирм. Поэтому не следует понимать банкротство в духе раннего капитализма, когда фирма объявляется банкротом и закрывается, рабочих увольняют, оборудование описывается и распродается в пользу истцов, а бывшего собственника сажают в долговую тюрьму.
Ключевая задача процедуры банкротства согласно российским законам состоит в том, чтобы помочь убыточным предприятиям встать на ноги, если они в принципе жизнеспособны. Смена собственника в ходе банкротства преследует цель радикального улучшения управления фирмой. Для этого на основе анализа ситуации проводится реструктуризация предприятия — технологическая, управленческая, финансовая и т.п. Возможно и перепрофилирование производства. Закрываются только безнадежные предприятия. Процедура банкротства требуется для многих приватизированных предприятий в России, но оправданна она только в том случае, если ведет к улучшению положения предприятий.
Суверенитет потребителя
Чтобы рыночный механизм нормально работал, необходимо также наличие свободы потребительского выбора. Это означает, что потребитель волен распоряжаться своим спросом по собственному усмотрению. В рыночной экономике никакие «высшие» соображения (вредно — полезно, научно обосновано — не обосновано и т.п.) не могут принудить потребителя к определенному выбору, хотя, разумеется, способны в какой-то мере влиять на него.
Скажем, помешать покупать сигареты (если они не запрещены законом) в рыночной экономике нельзя, хотя курение действительно вредно для здоровья. Минздрав России может только предупреждать о вреде. А уже потребителю — как высшей инстанции — предстоит решать, прислушаться к предупреждениям или нет. В этом смысле принято говорить о суверенитете потребителя. Подобно независимому (суверенному) государству, он принимает решения, отменить которые не вправе никто, кроме него самого. Рыночная экономика является спросоограниченной, т.е. платежеспособный спрос является самым большим или даже единственным дефицитом в хозяйстве. Поэтому к решениям потребителя-суверена вынуждены приспосабливаться все производители.
Государство также должно поддерживать суверенитет потребителя, защищать его права, например, от поддельных, фальсифицированных продуктов. Тем более государство не должно само покушаться на суверенитет потребителя, вводить какие-либо нормы потребления, зафиксированные в карточках или талонах. Такие ситуации возможны только в экстраординарных условиях военного времени, природных катастроф, резкого дефицита внеэкономической природы. Например, рационирование потребления бензина было введено в развитых капиталистических странах во время связанного с арабо-израильской войной нефтяного кризиса 1974-1975 гг.
Приоритет личного интереса
Следующим принципом рыночной экономики является приоритет личного (корыстного) интереса. Личная выгода — мощный избирательный источник мотивации, и поэтому каждый предприниматель (равно как и каждый потребитель) делает только то, что ему выгодно. И общество смиряется с этим. Так, если действия биржевого спекулянта не противоречат закону, то в рыночной системе он волен совершать любые действия, даже пытаться подорвать курс национальной валюты, несмотря на то, что это вредит всей экономике.
Почему же такой индивидуалистический подход тем не менее не порождает хаоса в обществе?
Конкуренция
Ответ на этот вопрос состоит в том, что в рыночной системе капиталистическому индивидуализму существует мощный противовес — конкуренция. Она состоит в состязании производителей за спрос потребителей, который всегда жестко ограничен их доходами.
Личные корыстные интересы производителей в принципе способны толкнуть их на выпуск некачественной продукции, на завышение цен и т.п., но конкуренция заставляет искать направление деятельности, выгодное для потребителей, а следовательно, для общества. В России пока идет лишь процесс постепенного формирования конкурентной среды. Тем не менее она уже работает и дает первые результаты.
Принцип «невидимой руки»
На действие механизма конкуренции в обществе впервые обратил внимание А. Смит, который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал принцип «невидимой руки» рынка. Производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-то потребности. Вы не получите выручки, если потребителю ваш товар не понравится, если вы не угодите потребителю. В итоге совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.
Конкуренция «выбраковывает» некачественные товары, недобросовестных предпринимателей. В России конкуренция ограничена рядом обстоятельств, о чем мы будем говорить в дальнейшем. Поэтому действие «невидимой руки» рынка у нас далеко не столь совершенно.
Рынок и цены как механизм саморегуляции
Все рассмотренные выше специфические черты проявляются на рынке. Рынок — это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги.
Роль рынка проявляется в его функциях.
Первая функция — информационно-побудительная. Рынок дает информацию о ценах, дефицитах и затоваривании. В этом отношении рынок выступает как конкретный механизм саморегуляции экономики. Так, если на рынке возникло затоваривание, цены на избыточную продукцию падают и это становится сигналом для всех рыночных субъектов. Производителям больше невыгодно изготовлять соответствующие товары, они сокращают предложение. Напротив, для покупателей упавшие цены служат стимулом расширения закупок. Таким образом, избытки товаров постепенно рассасываются.
В связи с этим встает проблема адекватности ценовой, или рыночной, информации. Рыночные субъекты только тогда могут принимать правильные решения, когда поступающая информация правильно отражает ситуацию.
Вторая функция рынка — контрольно-распределительная, или регулирующая. Именно на рынке выявляются конечные результаты процесса производства. Причем выявляются однозначным образом: продан по разумной цене будет только необходимый потребителям товар. При этом параметров, по которым рынок «тестирует» продукцию, существует огромное множество. Это и широкий спектр его качественных характеристик, и сервисное обеспечение, и реклама.
От характеристик товара зависят складывающийся на него спрос, а значит, в конечном счете и цены. Производить удачный продукт становится выгодно, что приводит к увеличению его выпуска. Таким образом, с помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу данного товара, одновременно изымая из производства товары, не выдержавшие рыночного экзамена.
Третья функция — интеграционная, или объединительная. Именно рынок связывает воедино производителей и потребителей, разнообразит продукцию. Это — центр, объединяющий экономику в единое целое.
Роль государства
Реальные рыночные системы всегда существуют в рамках государства, которое неминуемо вмешивается в экономику. Как же взаимодействуют эти две мощные силы — рынок и государство? В качестве саморегулирующейся системы рынок в большинстве случаев способен выполнять свои функции вполне самостоятельно. Еще физиократы выразили это в принципе «laissez faire», что в переводе с французского означает: «не мешайте», или «пусть все идет само по себе».
Однако есть несколько крупных групп ситуаций, в которых рынок не способен справиться с трудностями и активные действия государства становятся единственно возможным путем выхода из тупика. Во-первых, это относится к общественным и некоммерческим благам. Нельзя перевести на рыночные рельсы суд (тогда все решения будут в пользу богатых) или создать частную армию. Во-вторых (о чем еще предстоит разговор), рынок сам по себе плохо справляется с социальными проблемами. В-третьих, существует очень большое число экономических проблем, решение которых в принципе возможно чисто рыночным путем, но на практике требует государственного вмешательства, поскольку реальные рыночные механизмы (в отличие от изображаемых в теории) не бывают абсолютно совершенными. Мы уже затрагивали эту тему в обзоре истории науки на примере необходимости вмешательства государства в затяжные экономические кризисы (кейнсианство).
И все же в рыночной системе роль государства ограничена, государство не берет на себя функции управления всеми субъектами экономики, как это бывает в рамках социалистической системы. Ведь иначе разрушается рыночный механизм саморегуляции — главное преимущество этого типа цивилизации.
Сделаем специальную оговорку: ограниченная не обязательно означает слабая. Используя этот термин, экономисты имеют в виду, что на основные экономические вопросы «что? как? для кого производить?» рыночная экономика отвечает в основном сама, вмешательство государства допустимо лишь для временной или частичной коррекции. То есть государство не подменяет собой рынок, а вступает в действие лишь по мере необходимости.
Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:
- рынок способен решать главные экономические проблемы, хотя и не идеально;
- рынок принципиально не способен решать ряд задач, важных для общества.
Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали следующее:
- после создания крупного машинного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач, и от него надо отказываться;
- дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка — на основе составляемых государством централизованных планов.
Однако исследования ученых, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в СССР и других социалистических странах, показали:
- механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития, и его функционирование можно улучшить;
- централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.
Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечеству — надо лишь научиться компенсировать его слабости (несовершенства) и смягчать последствия порождаемых этими слабостями ошибок.
Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.
Назовем наиболее важные из них:
- никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
- среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
- всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
- все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
- государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.
Если эти идеальные рыночные условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.
Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:
- устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
- смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.
Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка
Слабости (несовершенства) рынка проявляются в следующем:
- в возможности монополизации;
- трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
- возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
- образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.
1. Монополизация рынка
Монополизация рынка — ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.
Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.
Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.
И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.
Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).
2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе
Общественные блага — товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.
Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.
Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.
Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.
В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.
Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.
3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат
Внешние (побочные) эффекты — ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или могут получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.
Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.
Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.
В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.
Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).
Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.
Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.
4. Смягчение неравенства доходов и богатства
Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. И сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.
Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:
1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.
Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.
Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.
Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.
Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».
2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.
Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.
Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)
Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.
Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?
Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.
В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.
Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.
Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.