Основные преимущества мсб по сравнению с крупными компаниями

Плюсы малого бизнеса

Низкий стартовый капитал

Положительные стороны малого бизнеса начинаются с низких затрат на открытие по сравнению со средним и крупным бизнесом. Иногда для стартапа достаточно нескольких тысяч, но чаще всего суммы доходят до 2–3 млн ₽. Например, можно оценить размер стартового капитала в малом бизнесе по франшизам:

  • Агентство недвижимости «Этажи» предлагает франшизу с вложениями от 250 тысяч до 3 миллионов ₽.
  • Стоимость франшизы Пив&Ко — 350 тысяч паушального взноса, то есть оплаты за саму франшизу, и от 1,9 млн ₽ инвестиций.
  • Инвестиции во франшизу Jelly Shots — паушальный взнос от 150 тысяч, роялти — ежемесячное отчисление — от 3 тысяч, стартовый капитал от 100 тысяч ₽.

Предприниматель Анна Кукштель потратила на открытие бизнеса около 1 000 000 ₽ и полностью окупила инвестиции за 2 года. Вот что она рассказывает о своем опыте:

«Т.к. изначально я не ставила цели открыть торговую точку с фруктовыми букетами, то интернет-магазин должен был быть главным источником продажи и так скажем, лицом нашей компании.

Было написано подробное ТЗ, по нашей целевой аудитории, целям и задачам, которые должен решать сайт. Параллельно я искала помещение под производство. Нужно было специальное помещение, где можно было бы хранить фрукты и собирать из них букеты.

Старт проекта обошелся примерно в 1 млн. руб. Эти деньги пошли на закупку оборудования, аренду помещения, зарплату сотрудникам, разработку сайта и, конечно же, рекламу»

Из интервью Анны на openbusiness.ru

Полный контроль над бизнесом

Число сотрудников в малом бизнесе — от 10–15 до 100 человек. Это очень мало по сравнению с компаниями-гигантами: например, только в корпорации Google на 2017 год работали 73 000 сотрудников.

Небольшой коллектив легче контролировать — вы будете знать каждого, при необходимости найдете индивидуальный подход к «сложным» сотрудникам, сможете быстро донести какую-то идею и будете знать все, что происходит в коллективе. Руководить штатом может один человек — не обязательно нанимать для этого директора.

Гибкость бизнеса

В отличие от среднего и крупного бизнеса, малый бизнес легче перепрофилировать — изменить объем производства, сменить спектр услуг, добавить новые продукты.

Например: Петр и Андрей — предприниматели. У обоих бизнес по лесопереработке, но у Петра — крупная компания, в которой работают более 1 000 человек, а Андрей трудится в небольшом цеху, с 30 сотрудниками. Из-за изменений закупочной стоимости на лес перерабатывать его и продавать в «чистом» виде стало невыгодно, и оба бизнесмена решили перепрофилировать цеха в мебельное производство. Петру понадобятся условные 3 000 000 ₽ инвестиций, чтобы переоборудовать все цеха, а Андрею — всего 300 000 ₽ на закупку нового оборудования. Чем меньше производство, тем легче менять его профиль.

Удобно продвигать

Крупные корпорации тратят на рекламу и продвижение миллиарды в год. Например, Coca-Cola потратила 3,98 млрд ₽ в 2016 году на рекламу в России — об этом написало РБК.

Малому бизнесу доступны низкобюджетные способы продвижения, например:

  • Контекстная реклама — объявления будут показываться тем, кто уже ищет товар или услугу
  • Тизерная и баннерная реклама — тизеры и баннеры будут размещены на разных сайтах
  • SMM — продвижение в социальных сетях, когда компании предлагают товары/услуги в сетях Facebook, Вконтакте, Instagram и других.

Также можно продвигать товары или услуги практически без без бюджета, используя партизанский маркетинг — например, фирменные наклейки, визитки, пакеты, закладки, футболки и другие предметы с логотипом компании.

Некоторые тратят на продвижение до 10 000 рублей и при этом получают много клиентов. Вот пример:

«В первый месяц оформил в налоговой ИП, обзавёлся бухгалтерией на аутсорс, договорился со знакомым на постоплату сайта, настроил Яндекс.Директ по инструкции в интернете. Стали звонить клиенты, собрал предварительные заказы на опт и сделал отгрузки. На всё ушло в районе месяца, на старт я потратил 7 т.р. и окупился за месяц»

Из интервью с Олегом Агуреевым, создателем интернет-магазина, на bizee.ru

Вопросы решаются быстро

Чем меньше человек в коллективе — тем легче и быстрее разобраться с любым форс-мажором. В крупной компании срочное поручение может передаваться «из рук в руки» несколько раз — от директора к заместителю, от заместителя к директору филиала, от директора филиала к начальнику отдела и только потом к исполнителю. Руководители малого бизнеса могут сразу связаться с ответственным специалистом и быстро все решить.

Поощрения от государства

Государство поддерживает малый бизнес и оказывает предпринимателям финансовую поддержку. Это уменьшает инвестиции и помогает бизнесу быстрее окупиться.

Например, государство выделяет субсидии на закупку сырья, оборудования, расходных материалов, на ремонтные работы и нематериальные активы. Сумма выплат зависит от региона, в среднем составляет 60 000 ₽. С полным списком субсидий, особенностями их получения и регулированием поддержки можно ознакомиться на сайте Министерства экономического развития РФ.

«Теперь про сам процесс: сдаёте документы, просите проверить оформление (только не сдавайте всё в последний день, а то можете не успеть). Мы сдали чистовую версию за 20 минут до конца приёма заявок (понервничали). Затем идёт проверка документов, и Вам перезванивают и говорят, прошли Вы в следующий тур или нет. Мы прошли, с документами порядок. Далее нам говорят, когда и куда приходить. Приходим и защищаем свой бизнес-план. Похоже на защиту какого-нибудь диплома. Вы рассказываете о своем бизнесе, Вам задают вопросы. Главное — уверенность и донесение огромной социальной значимости для города. Далее комиссия совещается и распределяет фонд помощи (в 2016 году было всего 200 тысяч, в 2017 уже 1,5 миллиона). Мы просили 148500, но нам дали только 50000. Остальные деньги разделили между приютом для животных и социальным проектом для детей-инвалидов. После того, как деньги были получены на расчетный счет, сразу начались звонки из администрации с требованием отчитаться о тратах. Поэтому долго не думаем, а перекидываем их на р/с для покупки сайта и приносим подтверждающие документы в администрацию».

Из рассказа о субсидии на Pikabu

Хороший коллектив

Управлять небольшим коллективом легче — об этом мы писали выше. Также в небольшом коллективе легче создать благоприятную рабочую атмосферу. Например, команду можно мотивировать:

  • премиями по итогам работы за каждый месяц — поощрять тех, кто перевыполнил план;
  • совместным отдыхом: корпоративами, активным отдыхом, праздничными поездками за город;
  • тренингами, собраниями, общей идеей — в небольшой фирме это легче реализовать, чем в крупной корпорации.

В любом коллективе есть те, кто немного снижает работоспособность всей команды. В небольшом штате их легче заметить и заменить на более работоспособных сотрудников или обучить. Со временем вы легко создадите команду, которая действительно будет «болеть» за бизнес и поддерживать рабочую атмосферу в коллективе.

Минусы малого бизнеса

Ограничение в ресурсах

В малом бизнесе нужно меньше инвестиций, но небольшие предприятия получают и меньше доходов. Чем меньше доходов — тем меньше путей для дальнейшего развития компании.

Например: крупная компания с годовым оборотом около 700 млн ₽ может спокойно выделить 2–3 млн ₽ на закупку нового оборудования, чтобы производить новые товары. А малый бизнес с оборотом около 100 млн ₽ в год и чистой прибылью около 200 тысяч ₽ в месяц будет вынужден копить на развитие. Например, чтобы закупить то же оборудование на 2–3 млн ₽, предпринимателю придется потратить всю чистую прибыль за 10–15 месяцев.

Высокий уровень конкуренции

Малым предприятиям сложнее конкурировать с другими компаниями. Крупные корпорации развивают бренд, предлагают клиентам выгодные условия покупок, работают на повышение лояльности целевой аудитории. А малый бизнес в подавляющем большинстве случаев предлагает «все как у всех». Из-за ограниченного дохода предприниматели не могут выстроить сильное конкурентное УТП. Например:

  • нельзя давать скидки в 10–50%, потому что это сильно скажется на рентабельности;
  • нельзя предлагать клиентам комплексное сопровождение, потому что в штате не хватает нужных специалистов, а нанимать их ради 1–2 клиентов невыгодно;
  • нельзя разыграть квартиру среди клиентов — ее сначала нужно купить, а на это нужны немалые деньги.

Высокие кризисные риски

В кризис страдают именно небольшие компании: покупательская способность снижается, поставщики повышают цены на расходные материалы, доходы падают. Например, в 2017 году, в условиях неустойчивой экономики, в России обанкротилось более 13 000 предприятий — об этом написали в газете «Версия». Эта цифра почти приблизилась к числу компаний, закрывшихся в период кризиса в 2009 году.

Данные по малому бизнесу за 2016 год
Данные по малому бизнесу за 2016 год

Чем меньше у компании оборота и чистой выручки — тем сложнее ей пережить кризис и нормально развиваться в условиях нестабильной экономики. Многие предприниматели отмечают, что даже с программами импортозамещения и субсидиями доходы заметно падают.

«Я слышу, что часто говорят о субсидиях. Не могу сказать, что это вранье, я не знаю. Но знаю, что мне никакие субсидии не светят. Потому что у меня голимый традиционный ритейл. Если бы у меня был детский сад, хоспис, инновационное предприятие или импортозамещающее, тогда — да.

А вот эти магазины игрушек — они никому не нужны. И значит, шанса на выживание у меня нет. Сегодня я закрыла один из своих магазинов. 240 метров площади. Я не могу наполнять его товаром, на это у меня нет денег. Я растаскиваю товар, как сопли, по полкам и не приношу этим никому удовольствия. Ни себе, ни покупателям.

Я ужала свои два больших магазина до одного в 70 метров. Вот теперь у меня изобилие! Потому что три года я не вытаскивала деньги из бизнеса. И теперь они у меня в игрушках.

Если бы у меня одной было так, я бы признала себя не бизнесменом и пошла бы дальше. Но у меня, оказывается, все еще прекрасно. У других хуже. В одежде, обуви, овощах, продуктах, машинах, ювелирке, мехах, бытовухе… То есть я мониторю все области капиталистического хозяйства. У всех! Но меня это не радует.

Государству мы не особо нужны. И как бы не специально, но оно помогает сдохнуть в кризис, если ты не в субсидируемой отрасли. Я — не в субсидируемой»

Из интервью с хозяйкой магазина детских игрушек на Meduza

Высокие расходы на производство

Малый бизнес, особенно в первые месяцы после открытия, не может позволить себе закупать крупные оптовые партии сырья и расходных материалов. А чем крупнее партия — тем большую скидку может сделать поставщик, и крупные корпорации получают товары по минимальной цене. Предприниматели с небольшим штатом и доходом вынуждены закупать расходные материалы практически по розничным ценам или с минимальной скидкой. Из-за этого расходы растут, а доходы падают.

Бюрократия

Бюрократия — проблема всей страны, а не только малого бизнеса. Например, только для получения субсидии или гранта предпринимателю придется собрать внушительный пакет документов, в который входят:

  • справка об уплате налоговых отчислений;
  • заявление, анкета и ксерокопия страниц паспорта заявителя;
  • регистрационное свидетельство;
  • документ, подтверждающий образование, достаточное для ведения предпринимательской деятельности;
  • документы, подтверждающие создание дополнительных рабочих мест;
  • справки и чеки, подтверждающие инвестирование в бизнес собственных средств;
  • бизнес-план.

А после получения денег от государства нужно правильно отчитаться за них. Если что-то пойдет не так — предпринимателя могут оштрафовать или лишить субсидии.

Малому бизнесу сложнее бороться с бюрократией, потому что в таких предприятиях часто нет юридического отдела. В крупных компаниях есть штатные юристы, и им легче справиться с оформлением документов и налоговой отчетности.

«Три года назад я получил грант на развитие собственного дела, деньги потратил на организацию придорожного алкогольного кафе и магазина по продаже сельхозпродукции при молочной мини-ферме в Сенгилеевском районе. Но, к сожалению, бизнес не пошел.

Сейчас у меня своя web-студия „Симметрия“, и дела идут неплохо. На начальном этапе бизнеса большинство моих ошибок были связаны с незнанием законодательства, в том числе, налогового. Меня много штрафовали, например, за неправильную отчетность, и продолжают штрафовать, несмотря на то, что я уже знаю немало в этом плане.

Жаль, что к нам, предпринимателям, особенно начинающим, фискально-контрольные органы относятся без понимания. Кроме того, нам элементарно не хватает информации — например, о тех же изменениях в налоговом законодательстве».

Из интервью с предпринимателями на udelo.ru, автор комментария — Олег Кайнара, руководитель агентства «Симметрия Medical»

Недоверие банков

В теории в России есть много программ кредитования для малого бизнеса. На практике предпринимателям сложно получить займ на выгодных условиях и с небольшим процентом, потому что нужно доказать банку свою высокую платежеспособность. Чем ниже доход — тем сложнее будет платить по кредиту, тем выше будет процентная ставка по нему. В среднем процентная ставка чуть ниже ставки по потребительским кредитам, но все равно большая — например, ПАО «Сбербанк» предлагает малому бизнесу кредиты со ставкой от 11% годовых и сроком до 180 месяцев. В «Точка Банке» выдают бизнес-аванс с комиссией 10% или овердрафт со ставкой 21–25%. «Тинькофф» предлагает кредиты со ставкой от 12% годовых или 1% в месяц.

Большинство банков выдают займы только компаниям, которые уже работают некоторое время — от 3 до 12 месяцев. Те, кто только хочет открыть свой бизнес, тоже могут получить кредит, но оформить его гораздо сложнее. Например, если бизнес уже есть, достаточно предоставить учредительные документы и бумаги, подтверждающие доходность. Если только начинаете путь, нужно составить грамотный бизнес-план, подтвердить платежеспособность или оставить залог, доказать успех бизнес-плана.

 Требования к заемщикам в ПАО «Сбербанк»

Требования к заемщикам в ПАО «Сбербанк»

Угроза поглощения

Гиганты стремятся монополизировать рынок, поэтому могут «поглотить» малый бизнес. Небольшим компаниям труднее противостоять влиянию из вне. Весь объем M&A — слияния и поглощения — хорошо виден в бюллетене информационного агентства AK&M: по его данным, только в 2014 году было проведено 513 сделок слияния и поглощения на сумму более 48 000 млн $.

Недостаток профессионалов в команде

Из-за небольшого размера инвестиций и низкого дохода по сравнению с крупными компаниями малый бизнес не может позволить себе профессионалов в узкой области. Чаще всего на предприятиях работают специалисты, имеющие небольшой опыт работы, или те, кого приходится обучать «с нуля». На руководящих должностях тоже часто работают те, кто не имеет серьезного опыта. Поэтому эффективность труда сотрудников в малом бизнесе обычно ниже, чем могла бы быть при опытных специалистах и руководителе.

Какие еще недостатки и преимущества малого бизнеса знаете вы? Поделитесь мнением, личным опытом в комментариях — будем рады плодотворной дискуссии.

В чем выгода от статуса малого и среднего предприятияМалые и средние предприятия имеют как преимущества, так и недостатки, которые отличают их от крупных. К преимуществам относятся:

  • финансовая поддержка со стороны государства ;
  • возможность применять упрощенную систему налогообложения ;
  • налоговые, бухгалтерские и иные льготы ;
  • дополнительные гарантии при проверках ( сокращенный срок проверок и даже полное освобождение от плановых проверок при определенных условиях) .

Выгода от статуса малого и среднего предприятия

Все эти преимущества установлены на законодательном уровне и прежде всего в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Кроме того, малый размер таких компаний сам по себе означает и ряд организационных преимуществ .

Недостатки ведения бизнеса в форме малых и средних предприятий не связаны с какими-либо дополнительными обязанностями, а вытекают из самого размера предприятия. К таким недостаткам часто относят то, что малые и средние предприятия:

  • имеют незначительный масштаб деятельности (если размер дохода превышает определенные лимиты, предприятие теряет статус малого или среднего);
  • менее конкурентоспособны по сравнению с более крупными компаниями;
  • вызывают у контрагентов и клиентов сомнения в своей надежности;
  • зачастую не могут получить кредит, поскольку банки не уверены в их платежеспособности.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Небольшие компании, как правило, ограничены в денежных средствах. Поэтому прежде всего государство помогает им финансово – в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов ( ст. 17–25 Закона № 209-ФЗ ). На эти цели выделяют:

  • субсидии, то есть бесплатную и безвозвратную финансовую помощь ( ст. 78 БК РФ );
  • бюджетные инвестиции ( ст. 80 БК РФ );
  • государственные и муниципальные гарантии ( ст. 115 БК РФ ).

Субсидии можно потратить на приобретение основных средств, оснащение рабочих мест, возмещение затрат по кредиту, аренду, сырье и материалы и другие цели, которые необходимы для бизнеса. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Также предприятия малого и среднего бизнеса могут получить государственное и муниципальное имущество, например земельные участки, здания, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Такое имущество они могут получать в долгосрочное пользование безвозмездно или на льготных условиях, в том числе по льготным ставкам арендной платы, или в собственность ( ст. 18 Закона № 209-ФЗ ).

Кроме того, такие предприятия вправе пользоваться ( ст. 20 Закона № 209-ФЗ ):

  • консультационными услугами;
  • компенсацией затрат на оплату этих услуг.

Государство создает информационные системы и сайты для информационной поддержки малого и среднего бизнеса, а также поддерживает их в сферах:

  • образования;
  • инноваций и промышленного производства;
  • ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности и т. д.

Финансовая и имущественная помощь осуществляется на основе специальных федеральных, региональных и муниципальных программ.

Упрощенная система налогообложения

Возможность применять упрощенную систему налогообложения – одна из главных выгод для малого и среднего бизнеса ( гл. 26.2 НК РФ ). Дело в том, что при ее применении предприниматели платят ( п. 2 ст. 346.11 НК РФ ):

  • налог на прибыль (кроме доходов, которые облагаются по ставкам, предусмотренным пунктами 1.6 , 3 и 4 ст. 284 НК РФ);
  • налог на имущество (кроме налога на объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);
  • налог на добавленную стоимость (кроме налога за ввоз товаров на территорию России, а также уплачиваемого по ст. 174.1 НК РФ ).

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, необходимо направить уведомление в налоговый орган по месту нахождения организации ( п. 1 ст. 346.13 НК РФ ).

Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Зявление можно направить в электронной форме на основании приказа ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме».

Чтобы перейти на эту систему со следующего года, нужно направить извещение не позднее 31 декабря календарного года ( ст. 346.13 НК РФ ).

Вновь созданное предприятие уведомляет налоговую инспекцию не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Это можно сделать и сразу при подаче документов для регистрации малого или среднего предприятия.

Если доходы предприятия превысят 60 000 000 руб., оно утрачивает право пользоваться упрощенной системой налогообложения ( п. 4 ст. 346.13 НК РФ ).

Налоговые, бухгалтерские и иные льготы

Для малых и средних предприятий закон предусматривает ( ст. 7 Закона № 209-ФЗ ):

  • упрощенное ведение налогового и бухгалтерского учета ( информация Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • упрощенное составление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
  • особые гарантии участия в госзакупках ( ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество ( постановление Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. № 961 );
  • упрощенные формы налоговых деклараций и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий ( указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

Рекомендации о том, как правильно организовать бухучет, а также использовать кассовый метод учета доходов и расходов малому бизнесу, содержит приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Сокращенный срок проверок малых предприятий

Закон ограничивает срок и общую продолжительность проверок предприятий малого бизнеса. А с 1 января 2016 года и вовсе установлен мораторий на проведение плановых проверок для большинства малых предприятий .

Так, срок проведения выездных плановых проверок, которые проводят контролирующие органы, не может превышать:

  • 50 часов в год – для малого предприятия;
  • 15 часов в год – для микропредприятий.

На это указано в части 2 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Ограничения сроков в отношении малых предприятий действуют только при плановых выездных проверках. При внеплановой проверке действует не специальное, а общее ограничение – до 20 рабочих дней.

Чтобы доказать, что время на проверку в этом году уже исчерпано, необходимо предъявить журнал учета проверок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 . Журнал нужно прошить, пронумеровать и удостоверить печатью предприятия (при наличии печати) ( ч. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ ).

На выездные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов эти сроки не распространяются ( ст. 89 НК РФ , ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на плановые неналоговые проверки малых предприятий. Он продлится до конца 2018 года ( ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).

На внеплановые проверки этот запрет не распространяется. Их будут проводить, как и раньше (письма ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15 , Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2-9265-15 ).

Мораторий на проведение проверок преследует определенные цели – развитие малого бизнеса и сокращение препятствий для его деятельности.

Вместе с тем, из этого запрета установлены три исключения.

1. От проверок не освобождаются малые предприятия, которые по итогам последних трех лет нарушали требования, предусмотренные законом. Так, организация войдет в ежегодный план проверок, если ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):

  • вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ , имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия;
  • с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или принято решение, прошло менее трех лет.

На практике это означает, что:

  • организацию, которая за указанный период не нарушала закон, нельзя включать в план проверок и проводить их ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ );
  • если организация, не нарушавшая закон, обнаружила себя в плане проверок, она может написать заявление об исключении из плана ( ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).

Порядок подготовки ежегодного плана проверок и внесения в него изменений установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Форму заявления об исключении из плана проверок, порядок его подачи и перечень прилагаемых документов определяет постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

2. Не освобождаются от проверок малые предприятия, которые действуют в определенных сферах, а именно в ( ч. 1 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):

  • здравоохранении;
  • образовании;
  • социальной сфере;
  • сфере теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень таких видов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

3. Запрет на проведение проверок не затрагивает надзор в области:

  • промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, эксплуатирующих сооружения I или II класса опасности;
  • обеспечения радиационной безопасности;
  • использования атомной энергии и т. д.

Все виды надзора, на которые не распространяется указанный запрет, называет часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ.

Это связано с тем, что такая деятельность может создавать угрозу жизни и здоровья граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить или запретить.

Исключения из запрета на проведение плановых проверок
1 Предприятия, которые нарушали КоАП РФ (если с даты окончания проверки прошло менее трех лет) часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ
2 Организации, действующие в определенных сферах (здравоохранения, образования и др.) часть 1 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ

постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944

3 Отдельные виды надзора контролирующих органов (использование атомной энергии, обеспечение радиационной безопасности и др.) часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ

Организационные преимущества

К организационным преимуществам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • небольшие расходы на стартовый капитал (чтобы создать малое или среднее предприятие, потребуется меньше вложений, чем необходимо для крупного);
  • невысокие расходы в процессе деятельности;
  • несложная система управления (ими проще управлять, поскольку работников немного и нет запутанной структуры подчиненности);
  • быстрота и гибкость принятия решений, так как нет бюрократических препятствий;
  • легкость адаптации к новым условиям, например, они более мобильно реагируют, если необходимо переориентировать производство, сменить месторасположение и т. д.

«В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия»

Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Как показывает
мировая практика, малое предпринимательство
играет большую
роль в экономике даже развитых стран,
так как ему свойственны определенные
преимущества. Анализируя зарубежный и
отечественный опыт развития малого
предпринимательства, можно указать на
следующие преимущества малых предприятий:

  • полная
    самостоятельность, свобода и оперативность
    действий, не требующая для принятия
    решений получения согласия партнеров;

  • максимум
    побудительных мотивов. Все доходы
    поступают к единому владельцу предприятия,
    поэтому он заинтересован в упорной
    работе, в тщательном собственном
    контроле над делами, в принятии обдуманных
    решений, увеличении объемов продаж;

  • гибкость и
    оперативность в принятии решений;

  • конфиденциальность
    деятельности, поскольку в некоторых
    сферах бизнеса производственные секреты
    и специальная технология являются
    главным капиталом фирмы, а единоличное
    владение дает возможность сохранить
    в тайне секрет предприятия;

  • более низкая
    потребность в первоначальном капитале
    и способность быстро вводить изменения
    в продукцию и процесс производства в
    ответ на требования местных рынков;

  • малый управленческий
    персонал;

  • простые
    организационные связи;

  • быстрая, высокая
    восприимчивость к новшествам;

  • использование
    сфер, которые невыгодны крупному
    предпринимательству;

  • более быстрая
    адаптация к местным условиям
    хозяйствования.

Так, в докладе
Международного бюро труда отмечается,
что малые и средние предприятия
располагают значительными конкурентными
преимуществами, часто требуют меньше
капиталовложений в расчете на одного
работника по сравнению с крупными
предприятиями, широко используют местные
материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых
предприятий более склонны к сбережениям
и инвестированию, у них высок уровень
личной мотивации в достижении успеха,
что положительно сказывается в целом
на деятельности предприятия. Субъекты
малого предпринимательства лучше
информированы об уровне спроса на
местных (локальных) рынках, часто
производят товары по заказу конкретных
потребителей, дают средства к существованию
значительному числу наемных работников.
Малые предприятия способствуют большему
росту занятости населения по сравнению
с крупными предприятиями, тем самым
содействуют подготовке профессиональных
кадров и распространению практических
знаний.

Но наряду с
достоинствами этой организационной
формы (малые предприятия) ей свойственны
и недостатки, к которым относятся:

  • ограниченность
    привлечения значительных финансовых
    средств;

  • неограниченная
    (полная) имущественная ответствен­ность
    за долги в случае банкротства;

  • недоверие со
    стороны государственных учреждений и
    крупных предприятий;

  • слабость управления.
    Обычно владелец является управляющим
    по всем вопросам: экономическим,
    финансовым, кадровым, маркетингу,
    закупкам, продаже;

  • трудность в
    получении кредита;

  • более высокий
    уровень риска, поэтому высокая степень
    неустойчивости положения на рынке и
    более высокий уровень риска банкротства;

  • сравнительно
    низкая доходность;

  • высокая интенсивность
    труда;

  • сложности с
    внедрением новых технологий;

  • зависимость от
    крупных компаний;

  • повышенный риск
    в конкурентной борьбе и др.

Недостатки и
неудачи в деятельности субъектов малого
предпринимательства определяются как
внутренними, так и внешними причинами,
условиями функционирования малых
предприятий. Как показывает опыт,
большинство неудач малых фирм связано
с менеджерской неопытностью или
профессиональной некомпетентностью
собственников малых и средних предприятий.

В регулярно
проводимых опросах в среде малого
бизнеса США главными причинами неудач
чаще всего называют:

  • некомпетентность;

  • несбалансированный
    опыт (например, опытный инженер, но
    неопытный коммерсант);

  • нехватка опыта в
    коммерции, финансах, поставках,
    производстве, управлении в единоличных
    формах владения и в товариществах;

  • неумение налаживать
    и поддерживать деловые связи и контакты.

Шансы малого
бизнеса на успех повышаются по мере
взросления. Фирмы, долго не меняющие
владельцев, приносят более высокий и
стабильный доход. Американская статистика
показывает, что женщины — владельцы
малых фирм, более удачливы в бизнесе,
чем мужчины. В ходе исследований
отмечается, что преуспевают предприниматели,
которые много работают. Если в управлении
участвует не один человек, а
предпринимательская команда, которая
состоит из двух, трех или четырех лиц,
шансы на выживание выше, поскольку
коллективное принятие решения более
профессионально. На живучести малых
фирм сказываются и размеры финансирования
на первом этапе их существования. Чем
больше первоначальный капитал, вложенный
в малую фирму, тем больше у нее возможностей
сохранения деятельности в кризисные
периоды.

Постоянный поиск
то появляющихся, то исчезающих общественных
потребностей и непрерывное приспособление
к ним составляют основу стратегии малого
бизнеса. Некоторые западные специалисты
склонны рассматривать малое
предпринимательство как школу новых
личностных взаимоотношений, полигон
испытания методов и принципов организации
предпринимательства в будущем.

Однако в силу
объективного наличия менее благоприятных
условий хозяйствования, чем у крупных
предприятий, субъекты малого
предпринимательства характеризуются
меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью,
поэтому нуждаются в государственной
поддержке в соответствии с федеральной
и региональными программами поддержки
и развития малого предпринимательства.

Предпринимательской
активности мешает ряд причин, в числе
которых наиболее существенные:

  • Недостаток
    финансовых средств.

  • Бюрократические
    препоны.

  • Коррупция.

  • Взятничество
    властных структур и рэкет преступного
    мира.

  • Неадекватная
    правовая база, регламентирующая
    предпринимательскую деятельность в
    т.ч. МП.

Перечисленные
выше проблемы приводят к постоянному
обновлению в секторе малого
предпринимательства вследствие
массовых банкротств. Так из вновь
организуемых малых предприятий через
год остается около 50%, через 3 года —
7-8%, через 5 лет остается не более 3%.
Вместе с тем, общее число малых
предприятий, как правило, растет или
остается неизменным, на место
ликвидированных предприятий постоянно
рождаются новые.

Приведем
результаты проведенного опроса
представителей МП (за 2007-2008 гг.) об
основных причинах, мешающих
предпринимательской деятельности (по
значимости самой проблемы) (табл. 37).

Таблица
39

Причины, мешающие предпринимательской
деятельности МП.

(По значимости
проблемы)

Причины.

Население

Руководители предприятий

Отсутствие средств

1

1

Дефицит квалифицированных кадров:
рабочих специальностей; менеджеров
технического направления

5

2

Правовая экономическая нормативная
база

2

3

Большие налоги

3

4

Недостаточная поддержка со стороны
государства

4

5

Окончание табл. 37

Причины.

Население

Руководители предприятий

Вымогательство чиновников

7

7

Рэкет

6

10

Трудности оформления предприятия

8

6

Трудности, связанные с бухгалтерской
и другой отчетностью перед разными
органами

9

8

Личная некомпетентность.

10-11

9

Недостаток опыта.

10-11

11

При
этом большинство опрошенных респондентов,
о отметили: во-первых,
усложнены правила экономической
деятельности, которые задает государство,
а во-вторых,
и эти правила в значительной мере
корректируются и дополняются по произволу
бюрократического аппарата.

Экономический
кризис 2008 г., согласно проведенных нами
исследований среди представителей
малого бизнеса Байкальского региона,
изменил значимость и перечень причин,
влияющих на предпринимательскую
деятельность МП. В этот период и население
и предприниматели считают главной
проблемой отсутствие или не доступность
финансовых средств и недостаточная
поддержка со стороны государства,
усиление конкуренции, рост цен (табл.38).

Таблица
40

Причины,
мешающие предпринимательской деятельности
МП

(по значимости проблемы)

Причины

Население

Руководители предприятий

Отсутствие средств

1

1

Дефицит квалифицированных кадров:
рабочих специальностей; технических
специалистов

5

2

Правовая экономическая нормативная
база

23

Большие налоги

34

Недостаточная поддержка со стороны
государства

45

Вымогательство чиновников

7

7

Рэкет

6

10

Трудности оформления предприятия

8

6

Трудности, связанные с бухгалтерской
и другой отчетностью перед разными
органами

9

8

Личная некомпетентность.

10-11

9

Недостаток опыта.

10-11

11

Для минимизации
потерь, связанных с неадекватными
экономическими условиями в условиях
кризиса, участники бизнеса и население
вынуждены увеличивать масштабы теневых
доходов, для покрытия нелегальных
платежей, компенсации снижающейся
эффективности бизнеса.

Ситуация с такова,
что предприниматели, если и не бросают
дело, то обязательно уводят большую
долю своей деятельности в «теневой
бизнес». Чтобы прекратить развитие
этой тенденции необходимо снизить
налоговое бремя, упростить систему
отчетности, оградить предпринимателей
от произвола чиновников. Бюджет должен
пополняться деньгами, не за счет
увеличения налогового бремени, а за
счет создания большой сети малых
предприятий, которые платят налоги.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Экономика27 октября 2022 в 12:0015 291

Малый бизнес и его роль в экономике России

Как государство помогает малому предпринимательству

Доли малого бизнеса в экономике России и ведущих стран мира

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Какой бизнес считается малым

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Меры поддержки развития малого бизнеса в России

Роль малого бизнеса в экономике страны

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Основные элементы корпоративной культуры на примере компании
  • Основными принципами реинжиниринга бизнес процессов являются
  • Основными регуляторами ксо в социосреде компании не являются
  • Основными элементами собственного капитала компании являются
  • Основы перевода овд рф на работу в условиях военного времени