Основные функциональные области логистики для оптовой компании

8.1 Понятие Функциональных областей

Выделяют пять основных функциональных
областей логистики:

Закупочная логистика— решает
вопросы связанные с обеспечением
предприятия сырьем и материалами.
Проводиться анализ среди поставщиков,
заключаются договора и контролируется
их исполнение. Используется механизм
взаимодействия на поставщика в случае
нарушения условий поставки и принимаются
оперативные меры по исправлению
сложившейся ситуации. Область
взаимодействия, составляющей основное
содержание закупочной логистики,
определяется условиями договора с
поставщиками и составом функций службы
снабжения внутри предприятия.

Производственная логистика
решает задачи создания материальных
благ или оказания материальных услуг.
Основной объем работ выполняется в
пределах территории одного предприятия.
Участники производственного процесса
взаимодействуют между собой не в
результате заключенных договоров, а в
результате решений, принимаемых системой
управления предприятием.

Распределительная логистика
решает задачи реализации готовой
продукции. Для решения этих задач
используют два варианта продвижения
готовой продукции: реализацией занимаются
сами производители и торгово-посреднические
предприятия.

Транспортная логистика— решает
вопросы управления материального потока
на транспортных участках. Транспортные
работы, выполняемые в процессе доведения
материального потока от первичного
источника сырья до конечного потребителя.
Транспортные операции, осуществляемые
логистикой можно разделить на две
большие группы, выполняемых:

1. Специальными транспортными организациями
(транспорт общего пользования)

2. Транспортом, находящимся в собственности
производителя готовой продукции
(нетранспортных предприятий)

Транспортная логистика не имеет четких
границ. Она может применяется при любых
перевозках.

Информационная логистика
рационализирует организацию движения
информационных потоков. Информационные
системы обеспечивают управление
материальными потоками, используя
микропроцессорную технику, информационные
технологии и другие составляющие
процесса информатизации, добиваясь
эффективного управления информационными
потоками.

Информационная логистика тесно
переплетена со всеми функциональными
областями логистики.

8.2 Транспортная логистика

Транспортная логистика– это
перемещение требуемого количества
товара в нужную точку, оптимальным
маршрутом за требуемое время и с
наименьшими издержками.

При управлении материальными потоками
на транспортных участках решаются
специфические задачи транспортной
логистики. Совокупный объем транспортной
работы, выполняемой в процессе доведения
материального потока от первичного
источника сырья до конечного потребителя,
можно разделить на две большие группы
(примерно равные):

— работа, выполняемая транспортом,
принадлежащим специальным транспортным
организациям (транспорт общего
пользования);

— работа, выполняемая собственным
транспортом всех остальных (нетранспортных)
предприятий – транспорт необщего
пользования.

Транспорт общего пользования– отрасль народного хозяйства, которая
обслуживает сферу обращения и население.
Этот вид транспорта часто называют
магистральный(магистраль – основная,
главная, линия в какой-либо системе, в
данном случае – в системе путей
сообщения). Понятие транспорта общего
пользования охватывает городской,
железнодорожный, водный (морской и
речной), автомобильный и воздушный, а
также трубопроводный транспорт.

Транспорт необщего пользования– внутрипроизводственный транспорт,
а также транспортные средства всех
видов, принадлежащие нетранспортным
предприятиям; является, как правило,
составной частью каких-либо производственных
систем.

Транспорт участвует во множестве
технологических процессов, выполняя
задачи логистической системы, и существует
как достаточно самостоятельная
транспортная область логистики, требующая
многоаспектной согласованности между
участниками транспортного процесса.
Таким образом, к задачам, решение которых
усиливает согласованность действий
непосредственных участников транспортного
процесса, относят:

— обеспечение технического соответствия
участников транспортного процесса;

— обеспечение технологического
соответствия участников транспортного
процесса;

— согласование экономических интересов
участников транспортного процесса;

— использование единых систем планирования.

Результат использования транспортной
логистической системы – высокая
вероятность выполнения «шести правил
логистики»: нужный груз, в нужном месте,
в нужное время, в необходимом количестве,
с минимальными затратами.

Расчеты за услуги, оказываемые
транспортными организациями, осуществляются
с помощью транспортных тарифов. Тарифы
включают в себя:

— платы, взыскиваемые за перевозку
грузов;

— сборы за дополнительные операции,
связанные с перевозкой грузов;

— правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные
тарифы являются формой цены на продукцию
транспорта. Их построение должно
обеспечивать:

— транспортному предприятию — возмещение
эксплуатационных расходов и возможность
получения прибыли;

— покупателю транспортных услуг —
возможность покрытия транспортных
расходов.

Одним из существенных факторов, влияющий
на выбор перевозчика, является стоимость
перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная
в условиях конкуренции, также может
вносить коррективы в транспортные
тарифы. Например, железные дороги
Российской Федерации испытывают сегодня
серьезную конкуренцию автомобильного
транспорта в области перевозок небольших
партий грузов так называемых мелких и
малотоннажных отправок. Это оказывает
сдерживающее влияние на рост соответствующих
железнодорожных тарифов.

Умелым регулированием уровня тарифных
ставок различных сборов можно стимулировать
также спрос на дополнительные услуги,
связанные с перевозкой грузов.

Также как и другие функциональные
области логистики, транспортная логистика
четко очерченных границ не имеет. Методы
транспортной логистики применяются
при организации любых перевозок. Однако
приоритетным объектом изучения и
управления в этом разделе является
материальный поток, имеющий место в
процессе перевозок транспортом общего
пользования.

К задачам, решаемым транспортной
логистикой, специалисты относят
:

— создание транспортных систем, в том
числе создание транспортных коридоров
и транспортных цепей;

— Обеспечение технологического единства
транспортно-складского процесса;

— совместное планирование транспортного
процесса со складским и производственным;

— определение рационального маршрута
доставки груза;

— выбор типа и вида транспортного средства
и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Характеристика основных функциональных областей логистики

Содержание:

  • Функциональные области логистики
  • Какие входят в структуру, виды и их наименование, взаимосвязи

    • Производственная логистика
    • Закупочная логистика
    • Транспортная логистика
    • Распределительная логистика
    • Информационная логистика

Функциональные области логистики

Логистика — это наука управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимися к нему потоками информации.

Предметом исследования в логистике является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками, а также материальные или сервисные потоки (связанные с услугами).

Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные требования логистики:

  1. Направленность на достижение корпоративных целей и реализацию глобальной стратегии организации.
  2. Возможность контроля движения материальных потоков.
  3. Выполнение задач по закупке, транспортировке, складированию, хранению и сбыту под «руководством» единого коммерческого подразделения.
  4. Контроль информационной системы, организация потоков данных и их оперативной обработки.
  5. Управление трудовыми ресурсами компании.
  6. Формирование отношений с партнерами в области координации действий для достижения общих целей.
  7. Прибыль от использования логистической системы должна быть учтена в финансовых показателях фирмы (например, сокращение затрат на производство нового вида продукции).
  8. Совершенствование качества логистического сервиса для повышения прибыльности организации.
  9. Тщательная разработка логистических операций, которые способствуют значительной экономии затрат.

Существуют пять основных функциональных областей логистики:

  • закупочная логистика;
  • производственная логистика;
  • распределительная логистика;
  • транспортная логистика;
  • информационная логистика.

Какие входят в структуру, виды и их наименование, взаимосвязи

Производственная логистика

Производственная логистика является функциональной подсистемой интегрированной логистики; она занимается организацией движения материальных ресурсов и управления им непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места.  

Объект изучения данного вида логистики — внутрипроизводственные логистические системы, включающие в себя:

  • предприятия промышленности;
  • оптовые организации, которые владеют складскими помещениями;
  • грузовые станции.

Производственная логистика нацелена на обеспечение своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации готовой продукции или заказами потребителей. Для выполнение данной цели необходимо тщательно планировать и организовывать материальный поток.

Материальный поток — имеющая вещественную форму продукция, материальные ресурсы и незавершенное производство, которые находятся в состоянии движения и являются объектами логистических операций, связанных с определенными временными интервалами и перемещениями предметов материального потока в пространстве.

К ресурсам логистики относятся:

  • средства производства;
  • средства для транспортировки грузов;
  • инструменты для складирования, упаковки;
  • информационные способы управления данными;
  • кадровые ресурсы.

Функции производственной логистики:

  1. Координация действий — формирование целей управления материальными потоками и доведение их до всех подразделений организации. Цели каждого подразделения должны быть согласованы с глобальными целями компании, что позволяет организовать слаженную и оптимизированную работу всех участников логистического процесса.
  2. Организация — создание материальных потоков и формирование связей между участниками логистического процесса; обеспечение стабильного и быстрого товародвижения, создание системы управления потоками на предприятии.
  3. Планирование — формирование прогнозов относительно программы дальнейших действий, создания экономических и научно-технических стратегий и планов.
  4. Контроль — получение и анализ информации о материальных потоках, выявление отклонений от плана и оценка проведенной работы на соответствие поставленным задачам. Контроль на предприятии предполагает наблюдение за ходом процесса товародвижения по установленным параметрам.
  5. Регулирование — реализация мер по устранению возникших неполадок в процессе производства, составление нового механизма регулирования материальными потоками.

Принципы организации производственного процесса:

  1. Дифференциация — разделение производственного процесса на отдельные части (процессы, операции), а также их закрепление за соответствующими подразделениями предприятия.
  2. Комбинирование — объединение процессов на одном и том же участке или производстве, несмотря на их разнохарактерность относительно производства видов товаров. 
  3. Концентрация — сосредоточение операций по производству технологически однородных товаров или исполнению схожих по функциональности работ на производствах, подразделениях, участках предприятия. 
  4. Специализация — ограничение разнообразия составляющих процесс производства, предполагает закрепление за каждым рабочим местом и каждым подразделением строго ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей или изделий.
  5. Универсализация — противоположна специализации и подразумевает такую организацию производства, когда рабочие и подразделения занимаются изготовлением деталей и изделий широкого ассортимента или выполнением разнородных производственных операций.
  6. Пропорциональность — закономерное сочетание элементов процесса производства для их гармонично количественного соотношения. Например, пропорциональность по производственной мощности предполагает равенство мощностей участков или коэффициентов загрузки оборудования.
  7. Параллельность — позволяет обрабатывать детали на одном станке разными наборами инструментов, а также одновременно работать над различными деталями на разных рабочих местах, выполнять операции в один и тот же момент времени. 
  8. Прямоточность — осуществление всех этапов процесса производства в условиях кратчайшего пути прохождения предметов труда от начала до конца. Прямоточность обеспечивает прямолинейное движение результатов труда в течение всего технологического процесса и устраняет различного рода «петли» и возвратные движения.
  9. Ритмичность — повторение этапов процесса производства и отдельных подпроцессов через известные временные промежутки.
  10. Непрерывность — в производственном процессе деятельность должна осуществляться непрерывно, без задержек и перебоев между операциями. 

Закупочная логистика

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Подсистема закупок важна для введения материальных ресурсов в систему логистики и отличается спецификой управления материальными потоками. Каждое производственное предприятие предполагает наличие службы снабжения, которая занимается закупкой ресурсов, отношениями с поставщиками.

Функции закупочной логистики:

  1. Работа с поставщиками, их отбор, заключение договора, оценка сотрудничества.
  2. Выявление потребности в ресурсах для производства.
  3. Расчет партий для закупки по разным видам материальных ресурсов.
  4. Определение оптимальных закупочных цен.
  5. Проверка качества полученных товаров.
  6. Поддержание уровня запасов на складе.

В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:

  1. Поставщики — клиенты компании, с которыми необходимо налаживать крепкую и доверительную коммуникацию.
  2. Поставщики должны видеть, что фирма стремится к взаимовыгодному сотрудничеству.
  3. Поставщики должны быть ознакомлены с основными целями и задачами производства, особенностями деловых операций.
  4. Компания должна проявлять заинтересованность в успехе поставщика и быть готовой предоставить помощь в случае возникновения проблем.
  5. Обязательства, которые приняла на себя организация, должны быть гарантированно выполнены.
  6. Интересы поставщика должны быть учтены при управлении материальными потоками.

Задачи обеспечения предприятий предметами труда:

  • определить объемы ресурсов, которые необходимо закупить;
  • заключить договор с поставщиками;
  • договориться об условиях поставки;
  • организовать доставку и складирование.

Этапы выбора поставщика:

  1. Поиск (изучение рекламы, специальных предложений, интернет-сайтов, каталогов поставщиков, посещение выставок и ярмарок).
  2. Анализ выбранных претендентов (отбор поставщиков производится по специальным критериям: территориальная доступность, сроки выполнения заказов, оперативность, стабильность работы, финансовое положение претендента).
  3. Заключение договора с выбранными поставщиками.
  4. Оценка сотрудничества (разработка шкалы оценки работы с поставщиком по следующим критериям: надежность поставки, цена, качество товаров, своевременность платежей, финансовое положение).

Транспортная логистика

Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и прочего из одной точки в другую по оптимальному маршруту.

Цель логистики — транспортировка какого-либо груза из точки из одного места в другое с сохранением оптимального соотношения цены и качества. Организация перевозок предполагает выбор наиболее подходящих видов транспорта, маршрутов, скорости перевозки, условий, при котором порча груза будет минимальна.

Функции транспортной логистики:

  1. Организация доставки грузов.
  2. Подготовка документов для перевозки и ее юридическая поддержка.
  3. Осуществление погрузки и разгрузки продукции.
  4. Оптимизация процессов перевозки для совершенствования процесса перевозки.

Задачи транспортной логистики:

  • создание транспортных систем;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор вида транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки и др.

Сравнительная характеристика отдельных видов транспорта:

  1. Автомобильный транспорт. Преимущества: маневренность и подвижность; груз доставляется достаточно быстро; не требует больших капиталовложений, поставки можно осуществлять небольшими партиями; нет высоких требований к упаковке. Недостатки: низкая провозная способность; перевозки дорогие по себестоимости; существует возможность хищения и угона транспорта.
  2. Железнодорожный транспорт. Преимущества: действует регулярно и не требует больших затрат; есть возможность получения скидки; эффективная организация выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Недостатки: сооружение путей требует больших капиталовложений; большие затраты металла; количество перевозчиков ограничено.
  3. Морской транспорт. Преимущества: крупный перевозчик в международных перевозках; низкие тарифы на перевозку грузов; высокая провозная способность. Недостатки: скорость перевозки ниже, чем у других видов транспорта; груз должен был упакован и прикреплен определенным образом; перевозки осуществляются редко; организация портового хозяйства требует больших капиталовложений; возможности транспорта зависят от климатических и навигационных условий.
  4. Воздушный транспорт. Преимущества: высокая скорость доставки; самый короткий путь следования; возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов. Недостатки: перевозки дорогие по себестоимости; возможности транспорта ограничены метеоусловиями, что снижает надежность соблюдения графика поставок.

Распределительная логистика

Распределительная (сбытовая) логистика — это управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, которые осуществляются в процессе доведения готовой продукции до потребителя согласно его интересам и требованиям, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Распределительная логистика позволяет рационализировать процесс доведения продукции до потребителей, а также обеспечить качественный сервис.

Функции распределительной логистики:

  1. Планирование, организация и управление транспортно-перемещающимися процессами в логистической системе в послепроизводственный период.
  2. Регулирование движения товарных запасов.
  3. Получение заявок и заказов, их оперативная обработка.
  4. Комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций.
  5. Рациональная отгрузка товаров.
  6. Контроль за скоростью доставки и мониторинг транспортно-перемещающих операций в логистических цепях.
  7. Планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Логистика является достаточно затратной для предприятий и включает расходы на:

  • складирование;
  • транспортировку;
  • переработку;
  • подготовку к потреблению;
  • упаковку и проверку качества;
  • хранение;
  • доставку.

Задачи распределительной логистики:

  1. Планирование процесса реализации продукции.
  2. Формирование сети складов.
  3. Получение и обработка заказов.
  4. Отгрузка продукции.
  5. Контроль за доставкой и транспортировкой продукции.
  6. Организация послереализационного обслуживания.

Информационная логистика

Информационная логистика — управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.

Предмет изучения информационной логистики — особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем. 

Основная задача ее заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Каждый уровень иерархической структуры предприятия должен получать только необходимую информацию в требуемые сроки.

Цель такой логистики — формирование и использование информационных систем, которые предоставляют необходимую информацию для управления материальными потоками в нужном месте, в нужное время, необходимого содержания и с минимальными затратами.

Логистическая информационная система — интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Такая система формируется в соответствии со следующими принципами:

  • иерархия (четкая структура и подчиненность);
  • агрегирование данных (учет запросов на разных уровнях организации для сбора, обработки и представления информации в окончательном виде);
  • конфиденциальность;
  • адаптация к изменяющимся условиям;
  • согласованность действий на разных уровнях;
  • открытость системы для постоянного расширения информационной базы.

Задачи информационной логистики:

  1. Организация и структуризация потоков данных, сопровождающих материальный поток.
  2. Предоставление данных в нужное место, в необходимое время и в требуемом объеме.
  3. Накопление структурированных данных.
  4. Формирование информационного поля для проведения полномасштабного анализа.
  5. Обеспечение проведения анализа и принятия решений (расчеты, визуализация анализа и результатов, экспертные рекомендации).
  6. Доведение решений до исполнителей и контроль исполнения.

Информационный поток — это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за выполнением логистических операций.

Управление информационными потоками состоит в:

  • изменении направления потоков;
  • ограничении скорости передачи информации;
  • контроле объема потока.
Автор статьи

Марина Дмитриевна Сидорова

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

В зависимости от функциональной области принято выделять следующие виды логистики:

  • логистика снабжения и закупок;
  • логистика производства;
  • логистика распределения и сбыта;
  • транспортная логистика;
  • логистика складирования;
  • информационная логистика.

Каждая из этих областей подробно исследуется в рамках различных дисциплин логистического комплекса.

Логистика снабжения и закупок

Логистика снабжения и закупок – первая подсистема в логистической системе предприятия по ходу движения материального потока.
Основная цель логистики снабжения и закупок – удовлетворение потребностей производства в материально-технических ресурсах в нужном количестве, приемлемого качества, в установленное время, с минимальными затратами.

В данной функциональной области логистики решаются задачи по оценке и выбору поставщика, заключению контрактов и контролю их исполнения, осуществляется оперативное планирование и организация закупочных процессов.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Логистика производства

Логистика производства изучает процессы рационального движения материального потока в рамках технологического цикла изготовления продукции.

Основная цель логистики производства – оптимизация потоков материальных ресурсов и незавершенного производства на пути их движения от склада снабжения до склада сбыта готовой продукции через качественное изменение характеристик в рамках производственного процесса.

Замечание 1

Отличительной особенностью производственной логистики является то, что участники логистического процесса в товарно-денежные отношения не вступают. Движение потока осуществляется не в результате заключенных контрактов, а вследствие решений, принимаемых системой управления организацией.

Логистика распределения и сбыта

Логистика распределения и сбыта оптимизирует материальные потоки в товаропроводящих цепях.
Основная цель распределительной логистики – доведение готовой продукции предприятия до конечных пользователей напрямую или через посредников с минимальными затратами с обеспечением надлежащего уровня сервиса.

«Функциональные области логистики» 👇

Задачи логистики на данном этапе тесно переплетаются с задачами маркетинга и включают проектирование каналов распределения, организацию работы с участниками системы распределения (торговыми и логистическими посредниками), управление заказами, управление запасами готовой продукции, организацию обслуживания потребителей и др.

Транспортная логистика

Замечание 2

Функциональная область транспортной логистики пересекается с другими сферами логистики и не имеет четко очерченных границ.

Основная цель транспортной логистики – оптимизация процессов транспортировки сырья, материалов и готовой продукции различными видами транспорта в сфере обращения.

Среди задач транспортной логистики следует выделить задачи грузовладельцев и задачи транспортной организации. К задачам транспортной логистики для грузовладельца относится: выбор вида транспорта и транспортно-логистического посредника, выбор транспортной тары, принятие решения о партии поставки и др. В число логистических задач транспортной организации входит: выбор маршрутов перевозки, составление графиков работы транспорта, оптимизация порожних пробегов транспорта и др.

Логистика складирования

Функциональная сфера логистики складирования на предприятии соединяет подсистемы снабжения, производства и распределения.
Основная цель складской логистики − оптимизация процессов складирования и хранения запасов, сырья, материалов, готовой продукции на складах предприятий, торговли посреднических организаций.

Информационная логистика

Замечание 3

Эффективность управления материальным потоком находится в прямой связи от рациональной организации движения информации.

Цель информационной логистики – оптимизация информационных процессов в логистических системах, их синхронизация с процессами перемещения материальных, транспортных и других физических потоков.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Классификация основных видов логистики


#
Логистика для бизнеса

Классификация основных видов логистики

Классификация и виды логистики

Все виды логистики тесно взаимосвязаны. Основным признаком ее классификации является функциональная направленность.


  • Виды логистики по функциональным областям


  • Закупочная


  • Производственная


  • Распределительная (сбытовая)


  • Транспортная


  • Складская


  • Логистика запасов


  • Информационная логистика


  • Сервисная логистика


  • Финансовая логистика


  • Таможенная логистика


  • Виды по зонам управления


  • Внешняя


  • Внутренняя


  • Краткий вывод

Логистика как термин в широкой трактовке означает науку о рациональном распределении материальных, информационных и финансовых потоков. Столь универсальное понятие требует системной классификации. Разделение по масштабам, функциональной направленности, типам ресурсов и другим отличительным признакам – рассматриваются в предлагаемом материале.

Виды логистики по функциональным областям

Общие методы логистики применимы практически ко всем областям хозяйственной деятельности. Каждое из функциональных направлений характеризуются своими особенностями, задающими специфику управления ресурсными потоками. Для удобства восприятия, классификация по роду деловой активности сведена в краткую таблицу.

Функциональные области логистики Краткая характеристика
Закупки Выбор оптимального источника поставок и определение целесообразности налаживания собственного производства исходного продукта.
Производство Внутреннее распределение ресурсных потоков предприятия.
Сбыт Управление сбытом готовой продукции (для торговых организаций – товара) и ее запасами.
Создание запасов Выработка оптимальной системы резервирования исходных продуктов и товаров с целью обеспечения бесперебойного снабжения и сбыта.
Транспортные перевозки Выбор наиболее выгодных каналов для формирования логистических цепей, по которым доставка будет производиться своевременно и с наименьшими затратами.
Таможенное оформление Организация импортных, экспортных и транзитных международных ресурсных потоков. Маршрутизация информационно обмена, связанного с таможенным управлением.
Финансы Управление денежными активами.
Торговля Формирование системы оптимизации товарооборота, потребительского сервиса и складского хозяйства.
Энергетика Рациональное распределение потоков энергии (электрической, тепловой).

Крупным предприятиям свойственно применение комплексного подхода, интегрирующего все виды их деятельности или большую их часть.

Приведенную таблицу можно дополнить другими категориями функционально специализированной логистики. К возможным отраслям хозяйствования, требующим особого подхода к регулированию потоков, относится, например, туризм и гостиничный бизнес. Есть смысл рассмотреть по отдельности некоторые виды.

Закупочная

Экономическая наука утверждает, что каждое предприятия, реализуя коммерческую политику, приобретает предметы труда. Возможно, в современных условиях универсальность этого положения можно оспорить: некоторые виды деятельности, преимущественно связанные с производством нематериальных активов, обходятся без оборотных, а иногда и без основных фондов. Но действующие фирмы вынуждены закупать комплектующие изделия, расходные материалы и сырье.

закупочная логистика

Торговые сети поддерживают разнообразие ассортимента, получая товары от разных поставщиков.

Цель закупочной логистики сводится к эффективному решению триединой задачи:

  1. Своевременное обеспечение производства (торговли) первичными продуктами, предназначенными для переработки (перепродажи) по минимально возможным ценам. Иными словами, бизнес должен быть рентабельным и работать без простоев.
  2. Оптимизация объемов оборотных средств. Это означает недопущение затоваривания складов при достаточности запасов.
  3. Контроль качества исходных материалов, сырья, комплектующих изделий и товаров.

Организационно, служба закупочной логистики входит в состав отдела снабжения и подчиняется заместителю руководителя по материальным ресурсам.

Производственная

В классическом понимании, суть производственного процесса состоит в преобразовании первичного продукта для получения добавленной стоимости. Чем сложнее технология, тем более разветвляется схема материальных потоков.

Изготовление продукта сопровождается перемещением различных материалов, сборочных единиц, сырья и других составляющих будущего товара (Генри Форд называл его фабрикатом). Цель производственной логистики состоит в оптимизации внутренних материальных потоков. Для ее достижения специализированное подразделение решает следующие задачи:

  • Обеспечение ритмичности и согласованности функционирования производственных подразделений.
  • Создание условий непрерывности выполнения технологических операций.
  • Минимизация трудоемкости и нивелирование препятствующих факторов. К таковым относятся различные «узкие места».
  • Готовность к оперативным изменениям ассортимента и номенклатуры, то есть гибкость структуры.
  • Интеграция в общую систему управления.

На практике это означает, что каждое из подразделений (цехов, отделений, линий) должно своевременно снабжаться предметами и средствами труда с минимальными материальными и временными затратами.

Распределительная (сбытовая)

Товар, по определению, изготавливается для продажи. Цель распределительной логистики – обеспечение максимальной доступности конечного продукта для потребителя. Эта задача решается путем создания наиболее рациональных каналов сбыта.

В функции подразделения распределительной логистики входят:

  • получение и обработка поступающих заказов;
  • планирование и организация доставки и отгрузки товара.
  • проведение всех сопутствующих операций (складирование, транспортировка, экспедирование, подготовка к потреблению, информирование и т. д.).

Кроме этих направлений деятельности, на распределительно-логистическую службу обычно возлагается проведение маркетинговых исследований. Учет потребностей рынка делает сбыт беспроблемным. В противном случае, возникает, к сожалению, распространенная ситуация, когда предприятие вынуждено нанимать менеджеров по продажам, ищущих покупателей на мало востребованный продукт.

Сбытовая сеть, в зависимости от обстоятельств и специфики товара, может приобретать самые причудливые формы, но общее правило в том, что чем короче логистическая цепь, ведущая от производителя к покупателю, тем лучше.

В ряде случаев продажи осуществляются через посредников. Связь с дилерской организацией представляет собой распределительный канал между двумя микрологистическими системами: предприятием-изготовителем и фирмой, разделяющей крупные оптовые поставки на мелкие партии.

Способ сотрудничества выбирается на основе результатов маркетингового анализа. После окончательного формирования канала сбыта, он превращается в логистическую цепь.

Транспортная логистика

Транспортная

Наиболее распространенный вид логистики – транспортный. Специалисты в этой области наиболее востребованы на рынке труда по причине универсальной применимости их знаний и умений. Главных причин две:

Во-первых, доставлять товары и получать исходные продукты нужно всем предприятиям.

Во-вторых, средств решения оптимизации перевозок не так уж и много – по числу видов транспорта.

Цель транспортной логистики состоит в оптимизации способов и маршрутов доставки грузов по критериям цены и скорости. При этом решаются следующие задачи:

  • организация транспортировок;
  • определение планируемого времени доставки;
  • оформление сопроводительной документации;
  • проведение погрузочно-разгрузочных работ;
  • упаковка и обеспечение промежуточного хранения на грузовых терминалах и складах;
  • юридическое, в том числе таможенное оформление;
  • выбор наиболее приемлемого маршрута и видов транспортных средств;
  • отслеживание местоположения на всем протяжении пути.

Возможно предоставление дополнительных видов услуг, если они указаны в договоре между поставщиком и получателем.

Конечный результат процесса транспортной логистики выражается своевременной доставкой груза в точку передачи при соблюдении сроков и по приемлемой цене.

Складская

Складом называется помещение, предназначенное для приема, хранения, обработки, распределения и выдачи грузов. Уже по набору функций этого объекта понятно, что без системного подхода управлять им практически невозможно. Для достижения этой цели существует складская логистика. Ей свойственны прочные связи с другими подразделениями предприятия.

Набор задач складской логистики включает:

  • контроль ассортиментных и количественных показателей поставок;
  • ведение интегрированного и дифференцированного (аналитического) учета всех входящих материальных потоков;
  • формирование партий заказов и их отгрузка;
  • прием (оприходование) товаров;
  • складирование и хранение;
  • прочие логистические услуги (распаковка, перефасовка, разборка, сборка, проверка и т. д.).

Управляемые материальные потоки складского хозяйства классифицируются на три вида:

  1. Входящие – включают поступающие на склад товары, сырье и комплектующие.
  2. Внутренние – напрямую связанные с производственной логистикой.
  3. Исходящие – формируются продукцией отгружаемой предприятием в адрес потребителей.

Новейшие тенденции развития складской логистики проявляются в двух способах решения задач.

склад

Во-первых, процессы хранения и поиска новых позиций максимально автоматизированы. Ярким примером сложной организации складского хозяйства может служить фармацевтическая логистика. Эта разновидность характеризуется огромным ассортиментом и большим количеством каналов сбыта (аптек в каждом городе очень много). Без применения компьютерного учета оперативное обслуживание стало бы проблематичным.

Во-вторых, сама складская логистика стала отдельным видом деловой активности. Все большее количество фирм прибегают к услугам аутсорсинга. Это означает использование складских комплексов другой компании, оказывающей логистические услуги.

Логистика запасов

Запасами называются минимальные количества ресурсов, позволяющих поддерживать равномерность производства при воздействии неблагоприятных внешних факторов.

Раздел экономической науки, рассматривающий формирование резервов, не является полностью самостоятельным. Он входит в состав закупочной логистики, отвечающей за бесперебойность функционирования предприятия. При этом сложность решаемых менеджментом задач позволяет их обособить.

Запасы предприятия разделяются на следующие категории:

Критерий классификации Вид ресурса
Позиция в логистической цепи Материальные (физические)
Неотгруженная готовая продукция
Упаковка и тара
Утилизируемые отходы
Базовые логистические функция Совокупные
Производственные
Товарные (сбытовые)
Снабженческие
Комплексные логистические функции Складские
Товары в пути
Груз в переработке
Функциональная нагрузка Текущие
Гарантийные
Сезонные
Неликвиды
Презентационные
Место нахождения (физическое распределение) Поставщики
Посредники
Потребители

Без запасов предприятие работать не может. Они служат своеобразным амортизатором при колебаниях спроса, сбоях поставок, проявлениях сезонности и действии прочих переменных параметров рынка. Целью логистических мероприятия в данном случае является их минимизация.

Информационная логистика

Информационные технологии и системы в логистике регулируют не только материальные потоки. Эти инструменты служат для своевременной передачи и анализа данных, на основе чего вырабатываются управляющие воздействия.

Существует две концепции применения информационной логистики. Одна из них рассматривает базы оперативных данных как основу регулирования, другая – учитывает их в качестве вспомогательного средства.

Под информационной логистикой понимается область знаний, изучающая сбор, хранение и распределение сведений о функционировании предприятия. В ходе реализации этих функций применяются общенаучные методы и приемы.

Цель процесса состоит в оптимизации движения информационных потоков, необходимых для эффективного управления производством на всех уровнях подчиненности.

Принципы, по которым формируется база данных:

  • Соподчиненность.
  • Полнота и достоверность.
  • Соразмерность.
  • Взаимосвязанность.
  • Непротиворечивость.
  • Определенность.

Для реализации информационной логистики предприятию необходимы вычислительные мощности, программное обеспечение и обученный персонал.

Логистическая информация формируется по принципам доступности, точности, своевременности, оперативности реагирования, гибкости и наглядности.

Информация

Сервисная логистика

Современная технология продаж обязательно включает обслуживание, независимо от природы товара или услуги. Работает принцип «7Н»:

  1. Наш покупатель.
  2. Нужный товар.
  3. Нужное место.
  4. Нужное время.
  5. Необходимое количество.
  6. Наилучшее качество.
  7. Наименьшие затраты.

Обеспечить выполнение этих требований призвана сервисная логистика. Эта область знаний развивается в трех направлениях оказания услуг:

  • конечным потребителям;
  • фирмам, участвующим в логистической цепи;
  • другим подразделениям внутри предприятия.

Цель сервисной логистики состоит в том, чтобы придать товару дополнительные нематериальные качества, востребованные рынком. Неосязаемость услуг проявляется невозможностью оценки качества до момента их оказания.

Формирование потоков в сфере услуг производится по принципам, действующим при управлении движением материальных ценностей.

Задачи сервисной логистики:

  • Обеспечение оптимального ассортимента на складах.
  • Исполнение заказов и формирование отгрузочных партий.
  • Поддержание заданных условий хранения.
  • Информационное обеспечение движения товарных потоков.

Условно, все услуги, предоставляемые в ходе реализации сервисной логистики, делятся на три категории:

  • предпродажные;
  • оказываемые в процесс реализации;
  • послепродажные и выполнение гарантийных обязательств.

Обслуживание интегрировано в общую логистику предприятия настолько тесно, что в некоторых случаях ее трудно выделить в отдельное направление. Оно является неотъемлемой частью потребительской ценности конечного коммерческого продукта.

Финансовая логистика

Деньги тоже товар. Их упорядоченное движение образует потоки, а они нуждаются в оптимизации. Вопросами наиболее рациональной организации перемещения денег занимается финансовая логистика. Она может функционировать самостоятельно, например, в банковской сфере, или жестко привязанной к движению материальных активов – в торговле и производстве.

Финансовые потоки характеризуются тремя параметрами: величиной (суммой), временем и направленностью (входящие и исходящие). К этим характеристикам предъявляются следующие требования:

  • Достаточность, выраженная наличием необходимых ресурсов.
  • Оптимальность, то есть выбор наилучших условий перемещения.
  • Согласованность – синхронизация с другими потоками (материальными, сервисными и т. д.) в общей логистической системе предприятия.
  • Адаптивность – способность приспосабливаться к специфическим условиям конкретного предприятия.
  • Устойчивость ресурсных источников.

графики

Функционирование системы финансовой логистики подчиняется следующим принципам:

  • Саморегулирование, позволяющее поддерживать баланс движения материальных и финансовых ресурсов.
  • Гибкость, предполагающая возможность оперативно изменять графики взаиморасчетов между предприятием и его контрагентами.
  • Минимизация издержек.
  • Интегрированный подход.
  • Математическое моделирование денежных потоков.
  • Соразмерность финансирования с затратами.
  • Обеспечение приемлемого уровня доходности размещения денежных активов.

Цель управления финансовыми потоками аналогична задачам всей логистической науки – нужный ресурс (в данном случае, денежный) должен оказаться вовремя в требуемом месте с наименьшими издержками.

Таможенная логистика

На своем пути к конечному потребителю товар может пересекать государственные границы. В обратном направлении на предприятие-изготовитель или в торговую фирму нередко поступает иностранный исходный продукт (товар, комплектующие изделия, сырье, заготовки и т. д.). Цель таможенной логистики состоит в оптимизации расходов на преодоление межгосударственных барьеров материальными потоками предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

Осуществление этой задачи требует высокой профессиональной подготовки и масштабных затрат на привлечение брокеров или самостоятельное оформление.

Общие принципы таможенной логистики:

  • Системный подход. Все межгосударственные потоки грузов образуют единую логистическую цепь, звенья которой, взаимно связаны.
  • Комплексность. Логистика представляет неделимый процесс, цель которого состоит в получении груза предприятием.
  • Адресность. Услуги оказываются конкретному участнику ВЭД.
  • Оптимизация. Обеспечивается выгоднейшее достижение цели.
  • Надежность. Участники внешнеторговой операции должны быть уверены в том, что их сделка успешно завершится.
  • Многовариантность. Необходимы альтернативы главной цепи доставки.

Предприятие может осуществлять таможенно-логистическую деятельность самостоятельно или прибегать к аутсорсингу.

Виды по зонам управления

Структура логистики зависит от зоны, в которой проводится оптимизация материальных, финансовых, информационных и прочих потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Операционное пространство может находиться внутри организации или выходить за его пределы.

Внешняя

Внешняя логистика организации направлена на оптимизацию связей предприятия с контрагентами. Мероприятия, соответствующие этому понятию, могут быть связаны с управлением потоками, выходящими за границы внутренней хозяйственной деятельности, при сохранении возможности их контроля со стороны менеджмента организации.

Примеры внутренних логистических операций: накопление, хранение, доставка, прием, транспортировка, планирование поставок и другие действия, связывающие хозяйственную активность разных субъектов.

Внутренняя

Внутренней – называется логистика, охватывающая процессы, ограниченные рамками конкретной организации, включающий несколько подразделений. В ходе оптимизирующих мероприятий совершенствуется хозяйственная деятельность с целью наиболее рациональной доставки ресурсов. Примером может служить уже рассмотренная производственная логистика.

Краткий вывод

Основным признаком классификации логистики является функциональная направленность. Деление по видам бывает условным – в деятельности реального предприятия они тесно взаимосвязаны.

Кроме описанных признаков, логистика градируется по масштабу охвата на «макро» и «микро». Это отдельная тема, которая будет рассмотрена в следующих статьях.


#
Нюансы бизнеса


Порядок списания основных средств и документальное оформление


#
Нюансы бизнеса


Что такое лизинг простыми словами: понятие и сущность лизинга, основные функции

1. 7. Функциональные области логистики

Выделяют пять основных функциональных областей логистики.

1. Транспортная логистика, решающая вопросы управления материальным потоком на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Транспортные операции, осуществляемые логистикой, можно разделить на две большие группы, выполняемые:

• специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования);

• транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий).

Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяться при любых перевозках.

2. Производственная логистика, решающая задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия.

Участники производственного процесса взаимодействуют в результате не заключенных договоров, а решений, принимаемых

системой управления предприятием.

3. Информационная логистика, рационализирующая организацию движения потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками. Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики.

4. Закупочная логистика, решающая вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводится анализ среди поставщиков, заключаются договоры и контролируется их исполнение. Используется механизм воздействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющая основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

5. Распределительная логистика, решающая задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.

Читайте также

Функциональные требования

Функциональные требования
Применение функциональных требований подразумевает целевой подход к анализу экономической целесообразности и принятию решений вместо обычного технически-ориентированного подхода (см. рис. 10.3). Использование подхода функциональных

Функциональные требования

Функциональные требования
Задача рекомендаций Транспортного совета относительно функциональных требований состоит во внедрении процесса разработки и экспертизы, ориентированных на достижение цели. Таким образом, проект Фемарн-Бельт – пример потерянной возможности.

3.3. Парадигмы логистики

3.3. Парадигмы логистики
Парадигма – это методология, методы и способы решения задач, главенствующие в течение определенного периода времени в обществе. Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. Выделяют следующие парадигмы

3.4. Принципы логистики

3.4. Принципы логистики
Принцип – основное, исходное положение теории, учения или науки. Принципы логистики – это обобщенные данные, законы явлений, взятые из наблюдений экспертов.Различают общеконцептуальные, общесистемные и специфические принципы логистики.К

Функциональные особенности и ограничения

Функциональные особенности и ограничения
Предлагаемое к залогу имущество может быть ограничено в обороте на рынке по причине явных или скрытых функциональных ограничений. С источником информации проговариваются:• особенности технического функционирования объекта

Функциональные нормативы

Функциональные нормативы
Идеология нормативной базы в залогах хорошо характеризуется принципом разумной достаточности и соответствия моментным требованиям моделей кредитования.В моей практике была ошибочной попытка внедрения в банке первой сотни нормативных

Функциональные возможности программы

Функциональные возможности программы
Благодаря гибкости технологической платформы программу «1С Бухгалтерия 8» можно успешно использовать на предприятиях самых разных форм собственности и направлений деятельности. Имеющиеся в ней функции учета финансовых ресурсов,

4.1. Функциональные обязанности кадровой службы

4.1. Функциональные обязанности кадровой службы
Обобщая функции кадровой службы (отдела) можно назвать следующие:1) осуществление прогнозирования, перспективного и текущего планирования потребности в кадрах, их движения, подбора и расстановки;2) осуществление

УРОК 2. Назначение и функциональные возможности программы «1С:Управление небольшой фирмой 8.2»

УРОК 2. Назначение и функциональные возможности программы «1С:Управление небольшой фирмой 8.2»
Благодаря гибкости технологической платформы программу «1С:Управление небольшой фирмой 8.2» можно успешно использовать на предприятиях самых разных направлений деятельности.

1. 8. Функции логистики

1. 8. Функции логистики
Среди логистических функций на уровне организации бизнеса специалисты выделяют базисные,, ключевые и поддерживающиефункции.К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Эти три функции осуществляются практически

Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики

Тема 2. Основы транспортной логистики.

2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики
Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами

Способы прочтения схем: функциональные структуры

Способы прочтения схем: функциональные структуры
Поэтому я могу сказать, что мы эту схему прочитываем еще в другом плане — как функциональную структуру, как набор функционально значимых элементов и связей, эти функции

Функциональные «первые»

Функциональные «первые»
Зачастую «вторые» действуют как «первые» по отношению к своим непосредственным обязанностям СЕО, но как «вторые» в качестве членов управленческой команды. Например, директор по продажам единолично принимает решения, касающиеся организации

3.4. Функциональные способности

3.4. Функциональные способности
Я хотел бы попробовать описать особое состояние сознания, предшествующее точному образу мышления.В каждом человеческом существе можно обнаружить следующие функциональные способности (рис. 5).

Рис. 5Чувствительность – это восприятие

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Основными проблемами компаний на пути к достижению ур является
  • Особенности данных накопленных в компаниях формализация данных
  • Осп по ленинскому району г саранска официальный сайт реквизиты
  • Осп по октябрьскому району г новосибирска реквизиты для оплаты
  • Осуществление операций по кредитованию малого бизнеса курсовая