ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Здравствуйте
уважаемые коллеги. Меня зовут Троцкая Виктория Евгеньевна, сегодня я хочу
рассказать вам об организации воспитательной работы во внеурочное время.
Опыт
организации воспитательной работы во внеурочное время является актуальным и
перспективным, т. к. в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)
внеурочная работа выделена особо.
Важнейшим направлением воспитательной работы с
детьми является формирование у школьников целостной картины
окружающего мира во внеурочной деятельности и во время учебного процесса.
В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая
деятельность детей и взрослых по различным направлениям:
духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическая,
спортивно- оздоровительное, общественно- полезная (социальная) деятельность,
туристско-краеведческая ,проектная деятельность.
Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного
процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Педагоги рассматривали внеурочную
работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности,
активности и самостоятельности. В школе предпочтение отдаётся
общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных
обществ учащихся.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного
приобретения на процесс развития личности ребёнка. Но, может быть, гораздо
более серьёзное последствие не различения педагогами результатов и эффектов в
том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности.
Основные направления воспитательной работы:
— изучение личности ребенка на уроках и
внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;
— организация консультативной помощи отдельной
группе учащихся по предметам;
— проведение внеклассных мероприятий, расширяющих
кругозор детей;
— выработка совместной политики и тактики помощи
ребенку со стороны семьи;
— развивать умственные и художественные
способности;
— совершенствовать у учащихся талант,
художественное, природное дарование;
— помочь детям включиться в учебный процесс,
добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;
— проводить работу по усвоению правил для
учащихся, укреплять детский коллектив;
— организовать интересную жизнь в свободное от
уроков время;
— работать над созданием коллектива через
индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;
— создать родительский актив класса и привлечь
родителей к внеурочным делам класса;
— открывать детям мир прекрасного в природе,
воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к
музыке, литературе;
— воспитывать личность безопасного типа;
— продолжить работу по привитию гигиенических
навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить
заботиться об охране и укреплении своего здоровья.
Внеурочная
деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования. За счет
занятий внеурочной деятельности, общеобразовательное учреждение реализует
дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся,
воспитательные программы.
Организация
занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой
частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение
предоставляют учащимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Многообразные
виды досуговой деятельности раскрыты в исследованиях Э.В. Соколова, которые он
классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование,
творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для
восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным
или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая
деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической
разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.
Отдых и
развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и
настоящее путем торжественного по преимуществу преображения действительности,
служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и
индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от
повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу,
испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств.
Остановлюсь на
понятии «формы воспитательной работы». В педагогической науке не существует
единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается
девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный
образец, и др.
Для того чтобы
разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно
определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы
его функции.
Первая функция –
организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение
организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и
учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий,
взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы)
организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и
используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы,
инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение
ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция –
регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как
отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы
по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где
заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование
норм социальных отношений.
Третья функция –
информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее
сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у
них знаний, обращение к их опыту.
Форма, по сути,
организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов
воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное
содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
Мероприятия –
это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или
кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного
воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные признаки такого типа
форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и
организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если
что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь,
воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть
мероприятие.
Увлекательной
формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы –
это специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде
деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм
организации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип
соревновательности, состязательности. Это соревнования в каком-либо виде
человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу
конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами
искусства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной
природный или синтетический материал, когда создаются различные вещи, предметы
и даже произведения искусства и литературы.
Познание
окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в
процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в
кружках.
Целью работы
кружков является развитие творческих способностей и дарований детей и
подростков, формирование практических умений и навыков, использование учащимися
имеющихся знаний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и
техники.
Педагог должен
многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм
работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной
работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство
воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным
проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод
убеждения). В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра,
действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра,
действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством
воздействия, и в зависимости от этого
организовывать какое-либо дело с детьми.
В заключении хочется
сказать, что задачей современных педагогов является воспитание в детях
самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и
поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию
отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая
социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный
процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в
его переломный период, становится все
более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры,
нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде
всего гуманистического воспитания детей в обстановке рыночных отношений,
требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание
новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности.
У меня все, спасибо за
внимание.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Троцкая Виктория Евгеньевна, сегодня я хочу рассказать вам об организации воспитательной работы во внеурочное время.
Опыт организации воспитательной работы во внеурочное время является актуальным и перспективным, т. к. в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная работа выделена особо.
Важнейшим направлением воспитательной работы с детьми является формирование у школьников целостной картины окружающего мира во внеурочной деятельности и во время учебного процесса.
В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическая, спортивно- оздоровительное, общественно- полезная (социальная) деятельность, туристско-краеведческая ,проектная деятельность.
Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Но, может быть, гораздо более серьёзное последствие не различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности.
Основные направления воспитательной работы:
— изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;
— организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;
— проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;
— выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;
— развивать умственные и художественные способности;
— совершенствовать у учащихся талант, художественное, природное дарование;
— помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;
— проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;
— организовать интересную жизнь в свободное от уроков время;
— работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;
— создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;
— открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;
— воспитывать личность безопасного типа;
— продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет занятий внеурочной деятельности, общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в исследованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.
Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преимуществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств.
Остановлюсь на понятии «формы воспитательной работы». В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец, и др.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция – регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.
Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы – это специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм организации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются различные вещи, предметы и даже произведения искусства и литературы.
Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в кружках.
Целью работы кружков является развитие творческих способностей и дарований детей и подростков, формирование практических умений и навыков, использование учащимися имеющихся знаний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.
Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.
В заключении хочется сказать, что задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания детей в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности.
У меня все, спасибо за внимание.
ГОУ Башкирский республиканский детский дом №1 имени Шагита Худайбердина
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
« ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Подготовила воспитатель
Буранкулова Г.А.
Уфа — 2015
Организация внеурочной деятельности подростков, в том числе досуговой, в любой детском доме всегда была и останется очень важной сферой деятельности воспитателей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого воспитателя, так как помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для воспитанников стороны личности самого воспитателя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает воспитателя и воспитанников друзьями на всю жизнь. Это дает воспитателю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в детском доме а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с воспитательном процессом, с содержанием воспитания в детском доме и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение воспитанниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка в детском доме, выборы и работа органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий воспитанников, которые могут быть организованы особенно эффективно вне дома в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитанникам, однако воспитатель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг воспитанников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность воспитанников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.
Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок-концерты, дискотеки, «тусовки» неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в доме,также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории.
Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.
Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/185890-doklad-na-temuorganizacija-vospitatelnoj-rab
Яна Игоревна Архипенко
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Цели и задачи внеурочной деятельности в воспитательной работе
В настоящее время воспитание – один из важнейших компонентов образования. Связано это с тем, что именно от воспитания зависит подготовка будущего поколения граждан.
Замечание 1
Основная цель воспитательной работы – формирование полноценной и разносторонне развитой личности, посредством организации эффективного воспитательного взаимодействия между детьми и взрослыми.
Под полноценной и разносторонней личностью, понимают личность, которая обладает следующими качествами: твердая гражданская позиция, правовое самосознание, духовность, нравственность, инициативность, самостоятельность и т.д.
Воспитательная работа пронизывает все сферы образовательного процесса, в том числе и внеурочную деятельность.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Определение 1
Внеурочная деятельность – составная часть педагогического процесса, представляющая собой одну их форм продуктивной организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется преимущественно во время, свободное от учебных занятий, и направлена на удовлетворение потребности детей в организованном досуге, наполненном интересной и познавательной деятельностью.
С переходом на новые образовательные стандарты и внедрением ФГОС осуществляется совершенствование внеурочной деятельности, с целью повышения ее эффективности в области воспитания.
Внеурочная воспитательная работа направлена на создание эффективных условий для культурного, профессионального и социального самоопределения, а также для творческой самореализации личности каждого учащегося и возможности ее последующей интеграции в систему отечественной и мировой культуры.
Каждый вид внеурочной воспитательной работы направлен на обогащение опыта коллективного взаимодействия ребенка в различных видах деятельности. Что дает колоссальный воспитательный эффект в целом.
«Внеурочная деятельность в воспитательной работе» 👇
Основные цели внеурочной воспитательной работы:
- Организация эффективных условий для получения учащимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации.
- Формирование у учащихся представлений об общепринятой в обществе системе ценностей.
- Создание эффективной воспитательной среды, способной обеспечить активизацию интеллектуальных и социальных интересов учащихся.
- Формирование у каждого учащегося гражданской ответственности и правового самосознания.
- Осуществление подготовки учащихся к продуктивной и социально значимой практической деятельности.
Задачи внеурочной воспитательной работы:
- Организация досуговой и общественно-полезной совместной деятельности учащихся и социальных институтов (театр, школа, библиотека и т.д.).
- Организация включения учащихся в разнообразные виды деятельности.
- Формирование у учащихся навыков эффективной коммуникации.
- Воспитание уважительного отношения к своему труду и труду других людей, формирование навыков трудолюбия.
- Воспитание позитивного отношения к фундаментальным общественным ценностям (семья, мир, труд, культура и т.д.).
- Организация благоприятных условий для эффективного внедрения образовательных программ, реализуемых педагогами во внеурочное время.
- Оптимизация и совершенствование системы мониторинга эффективности реализуемой воспитательной работы во всех видах образовательной деятельности.
- Подбор наиболее познавательных и интересных форм организации досуговой деятельности учащихся во внеурочное время.
- Организация эффективной информационной поддержки учеников.
- Осуществление совершенствования материальной и технической базы досуга учащихся.
Принципы и направления внеурочной деятельности в воспитательной работе
Организация внеурочной воспитательной работы осуществляется с опорой на ряд принципов:
- Принцип обязательного включения всех учащихся в активную воспитательно-образовательную деятельность – направлен на то, чтобы каждый ученик был заинтересован принимать участие во внеурочной деятельности, проявлял искреннее желание и активность.
- Принцип наглядности и доступности – подобранные методы и средства работы должны быть доступны для понимания и восприятия учащимися. Довольно часто с этой целью используют различного вида наглядности.
- Принцип связи теории и практики – при подаче теоретического материала, необходимо приводить практические примеры из жизни, в этом случае будет осуществлено усилие воспитательной эффективности реализуемой деятельности.
- Принцип учета особенностей и индивидуальностей учащихся в соответствии с их возрастом – организация воспитательной работы с учетом возможностей и потребностей учащихся.
- Принцип сочетания коллективной и индивидуальной деятельности – организация индивидуальной работы с учетом особенностей учащихся и коллективной работы всех учащихся вместе.
- Принцип последовательности и целенаправленности деятельности – воспитательный процесс должен быть целенаправленный и последовательный, осуществляется по заранее составленной программе (плану).
Основными направлениями внеурочной воспитательной работы являются:
- Спортивно-оздоровительное направление: разнообразные спортивные секции, походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные праздники, физкультминутки, спортивные соревнования различного уровня, факультативы и тематические системы.
- Общекультурное направление: экскурсии, творческие студии, проведение тематических дней, выставок, классных часов, участие в конкурсах различного уровня.
- Общеинтеллектуальное направление: конкурсы, экскурсии, олимпиады, предметные недели и уроки, деловые и ролевые игры, научно-исследовательские конференции различного уровня, проектная деятельность.
- Духовно-нравственное направление: встречи с выдающимися жителями микрорайона, города или села, выставки, оформление тематических стенгазет, тематические встречи, беседы и классные часы, конкурсы, фестивали, работа по заранее составленным тематическим Программам, рассчитанным на разные временные промежутки.
- Социальная деятельность: работа на пришкольном участке, в классном уголке, проведение различных акций, субботников.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Библиографическое описание:
Муромцева, О. В. Пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности / О. В. Муромцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 834-836. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11196/ (дата обращения: 22.03.2023).
В статье рассмотрены выявленные в ходе исследования основные пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий и даны некоторые методические рекомендации по отдельным моментам подготовки, организации и реализации воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности в начальной школе.
Ключевые слова: внеурочная работа, воспитательное мероприятие, начальная школа
Актуальность проблемы организации воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности школьников не вызывает сомнения, поскольку, во-первых, с их помощью решают вопросы воспитания школьников, во-вторых, рациональная, грамотная организация досуга школьников — это основная форма профилактики девиантного поведения детей и подростков, которое в современном обществе является серьёзной проблемой.
Использование свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущным вопросом для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять это воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их общеинтеллектуальную, духовно-нравственную, культурно-творческую, социальную и спортивно-оздоровительную деятельность, на повышение уровня самосознания, дисциплины, способности сделать правильный моральный, нравственный, а в будущем и профессиональный выбор.
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. [1]
Внеурочная работа — это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе же предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей внеурочной деятельности в любом образовательном учреждении. Развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить эффективность всей воспитательной работы в целом. Снижение качества воспитательный мероприятий существенно понижает и уровень воспитательной среды образовательного учреждения, что, несомненно, сказывается и на уровне воспитанности школьников и на их отношении к подобного рода мероприятиям. [2]
Как показывает практика в процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия перед его организаторами встают достаточно сложные вопросы, которые необходимо решать очень быстро, рационально, творчески и своевременно. Качество проведенного воспитательного мероприятия часто определяется работой не только непосредственного организатора (учителя, классного руководителя, социального педагога), но и самого образовательного учреждения. Поэтому, при подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо обеспечить:
— во-первых, нормативное оформление его деятельности, то есть приказ, распоряжение, положение руководства учреждения о проведении данного мероприятия по предварительному согласованию или по представлению инициатора данного воспитательного мероприятия;
— во-вторых, организационно-управленческую деятельность, то есть написание подробного сценария воспитательного мероприятия и осуществление контроля за ходом подготовительной работы;
— в-третьих, финансово-хозяйственную деятельность, то есть, составление сметы, получение необходимых средств и покупка необходимых материалов, призов, подарков, что часто является довольно сложным вопросом, поскольку образовательные учреждения не имеют широких финансовых возможностей.
Остановимся на процессе подготовки сценария воспитательного мероприятия, который вызывает у учителей и классных руководителей достаточно большие затруднения, что является причиной нежелания заниматься этим видом деятельности. Как показали результаты диагностического исследования, причиной такого положения является отсутствие необходимой для этого специальной профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. По нашему мнению, такая учебная дисциплина как «Внеурочная деятельность в начальной школе» частично могла бы решить данную проблему.
Зачастую учителя заимствуют готовый сценарий в каком-либо журнале, например, «Начальная школа», «Воспитание школьников» или на различных учительских сайтах в Интернете, например, «Открытый урок», «Методическая копилка» и т. п. В этом случае не учитываются особенности тех школьников, с которыми будет проводиться это мероприятие, нет опоры на их интересы, способности, возможности, а значит, не соблюдаются основные принципы воспитания и само воспитательное мероприятие теряет свой смысл. Никто не запрещает пользоваться такими источниками, но как вспомогательным материалом для написания своего, оригинального сценария. В ходе исследования нами было выяснено, что воспитательные мероприятия по оригинальным сценариям и с опорой на межпредметные знания, полученные в процессе обучения дают высокие результаты в деле эстетического, нравственного и художественного воспитания.
На содержание и специфику сценария воспитательного мероприятия большое влияние оказывает личность педагога, занятого его созданием, что может приводить к тому, что сценарии могут быть похожи. Этот факт не всегда является их минусом, а говорит о сложности нахождения новых сценарных решений. Организация коллективной работы по написанию сценария, то есть, когда привлекаются, например, учителя изобразительного искусства, музыки, физкультуры или любого другого предмета в зависимости от темы сценария, его цели и задач, поможет выйти из этого положения.
Непростым, но, несомненно, важным вопросом является оформление зала, в котором будет проходить мероприятие, поскольку это связано с финансовыми затратами. Решать его необходимо, так как одним из важных условий воспитания школьников является принцип эстетизации окружающей среды и его соблюдение. Подготовку зала к мероприятию можно обсудить с учащимися и организовать, например, постоянно действующую мастерскую по изготовлению декораций, костюмов из подручных средств и бросового материала и т. п. Можно создать что-то вроде склада или хранилища декораций, костюмов, накапливать изготовленное и использовать их на других мероприятиях, занимаясь лишь пополнением этих запасов. Пусть это займёт больше времени на подготовку мероприятия, зато помимо решения связанных с этим материальных проблем, подобным образом решаются вопросы экологического, трудового, эстетического, художественного и других видов воспитания.
Модернизация современного воспитательного мероприятия заключается в использовании новых технических средств и компьютерных технологий. Современное компьютерное оборудование помогает вывести воспитательное мероприятие на более высокий профессиональный и методический уровень, выступая не только в качестве его технического оснащения, а также:
— как средство поиска и обработки информации (текстовой, видео- и аудио, фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
— как средство для создания информационно-методических материалов и документов (сценариев, планов, конспектов, методических разработок и пр.);
— как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты, социальные сети и т. п.);
— как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
— как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
— организация конкурсов проектов, творческих, научно-исследовательских работ;
— создание классных (школьных) мультимедийных библиотек (медиатек) для сопровождения и организации различных воспитательных мероприятий (презентаций, обзоров, круглых столов, дискуссий, встреч с интересными людьми и др.);
— участие в телекоммуникационных сетевых проектах и олимпиадах по различным направлениям и областям знаний.
С каждым днём всё больше расширяются возможности использования информационных компьютерных технологий, а использование этих возможностей делает воспитательное мероприятие и воспитательный процесс в целом более современным, разнообразным, насыщенным. Информационные компьютерные технологии оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия школьников, на различные виды памяти, обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательного мероприятия, способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве, формированию его информационной культуры, обеспечивают реализацию межпредметных связей в процессе воспитания.
Огромное значение для повышения эффективности любого воспитательного мероприятия является его музыкальное оформление, поскольку именно музыка является наиболее действенным, эмоциональным средством, которое создаёт атмосферу любого мероприятия и которое обращено к душе ребёнка. Музыкальное оформление мероприятия должно соответствовать его целям и содержанию, быть грамотно со вкусом подобранным, с использованием качественной музыкальной аппаратуры.
Мы рассмотрели основные пути повышения уровня воспитательного мероприятия, которые были выявлены в процессе исследования и которым, к сожалению, многие учителя, воспитатели и организаторы не придают должного внимания.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
2. Коноваленко Е. А. Условия повышения эффективности воспитательных мероприятий в учреждениях дополнительного образования// Дополнительное образование в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции (С-Петербург, март-август 2011 года) //Под общ. ред Е. Н. Барышникова, С. В. Барышниковой. — СПб, 2011. — с. 84
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательное мероприятие, Внеурочная деятельность, внеурочная работа, мероприятие, начальная школа, образовательное учреждение, процесс организации, сценарий, учитель.
Воспитательная работа с детьми во внеурочное время.
Свой 5 класс я увидела первый раз на разбивке 25 августа 214 года.. Они были знакомы и незнакомы одновременно: некоторые мальчишки и девчонки были братьями и сестрами, а также хорошими знакомыми моих учеников. которых я только что выпустила. Это был мой плюс.
1 сентября — праздник: все с цветами , улыбками, воспитанные, спокойные, радостные, так как со мной и с моей системой работы многие дети и родители знакомы и знают, что их ждет впереди. Это мой второй плюс — преемственность.
Но вот начались будни. На переменах — вопли, слезы, жалобы. У многих «тормоза» не работают: увидел — схватил, мешает — оттолкнул, кто-то не понравился — стукнул. Все просто…Значит начинаю заново.
Ставлю перед собой задачи:
-
Нужно пробудить в детях стремление понять себя, выстроить свой характер.
-
Развитие коллектива, гуманных отношений; умение жить среди людей.
И сейчас точно могу сказать, что все получается, если жить с детьми одними и теми же заботами и тревогами и главное — все, что обещаешь, -выполняй. Дети не прощают невыполненных обещаний.
В рамках программы «Общение» велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношению в классе, индивидуальных особенностях и проблем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществляется в досуговой и самоуправленческой деятельности на специальных классных часах.
Досуговой деятельности отдают предпочтение большинство учащихся, именно здесь они чувствуют себя комфортно. В классе стали традиционными дни именинников, посещение кинотеатра и музея, различных тематических концертов в Доме Культуры.
Подготовка досуговых мероприятий позволяет развивать инициативу и творчество учащихся, формировать организательные и самоуправленческие навыки. Каждый может выглядеть хорошо в том или ином деле, каждый может стать организатором. Досуговая деятельность позволяет «втянуть» в свое поле трудных учащихся и тех, кто не может отличиться в учении.
Коллектив — это большая сила и образуется он только тогда, когда будет общее дело. И этим делом в классе стало увлечение туризмом.
Дети хорошо проявили себя и во время подготовки и при проведении школьного туристического слета: выпустили интересную походную газету, подготовили блюдо на конкурс в сопровождении театральной сценки, принесли и поставили палатку, спели песню. Во всех делах проявили смекалку, сплоченность.
Но туризм не захлестнул все остальное . Обязательные условия: участие в походах, хорошее поведение, участие в общешкольных мероприятиях.
Вот так образовалась команда «Улет», которую на сегодняшний день знают все в школе. Есть свой девиз, гимн, эмблема. В нашем кабинете есть классный уголок, где отслеживается участие каждого во всех делах и мероприятиях. Все дети имеют поручения. Детей с первых дней учу рационально использовать свободное время, поэтому они все успевают. Давно замечено, чем больше дети заняты чем-либо, тем меньше они тратят времени просто так, впустую и больше успевают.
Главное — помочь, поддержать, что не получилось — найти причину и исправить, то есть «обречь» ребят на успех.
Говоря обо всем этом, нельзя забывать о родителях, которые тоже живут нашей жизнью. Никогда ни в чем не отказывают, если видят, как развивается их ребенок, если он личность, его признает класс, с ним считаются, если он запел, затанцевал, пробует рисовать, после похода начал готовить, стирать, гладить и так далее. Это никого не оставит равнодушным.
Когда кончаются уроки,
То после смены в тишине,
Рождаются невольно строки
О прожитом нелегком дне.
О дне учительском, который
Еще как долго не воспет.
Уже затихли коридоры,
и потушили в классах свет.
А я, еще не успокоясь,
Уже живу грядущим днем,
Вновь будут радовать, беды в нем
И каждый шаг мой — трудный поиск.
И трудный поиск мой будет заключаться в том, чтобы найти «ключик» к моим детям. Пусть сбудутся слова из нашего школьного гимна: «И пусть мы не такие уж плохие, придут за нами те, кто лучше нас…»
Активное участие в подготовке к городскому слету поисковых групп, приняли активное участие Диана К., Наташа П. и Сергей Л. Девочки составили подробный очерк об Анне Ивановне Ларьковой и выступили на городском слете по данному материалу. Сергей составил очерк об отце нашей учительницы, участнике Великой Отечественной Войны. Все трое были награждены похвальными грамотами от Артемовского городского округа.
Каждый в нашем классе имеет поручение по душе. Например, классный огонек: один готовит сценарий, второй отвечает за музыкальное сопровождение, третий готовит и убирает кабинет.
8 человек ( в классе всего 15) посещают кружок станций юных техников «Школа безопасности», 3-е мальчишек участвуют в занятиях клуба «Курень», 2-е увлекаются ремонтом компьютерной техники.
Дети моего класса «застрельщики» всех школьных дел в школе: возложение венка к памятнику героям Великой Отечественной Войны, оформление комнаты боевой славы, проведение экскурсий по комнате, подготовка концерта ко дню учителя, к выставке осенних поделок, участие в осенней ярмарке.
Для меня важно, чтобы в коллективе все чувствовали себя комфортно, не одиноко. Может быть, самая поучительная история о Кате.
Катя почти всегда была одна. Даже сидеть за одной партой с ней никто не хотел. И ничего-то одноклассники про нее не знали, кроме того, что «странная». И никто в классе не подозревал, что Катя девочка эмоциональная, добрая, отзывчивая, совестная.
Как-то остались с ребятами и стали говорить, почему такое отношение сложилось. И когда прояснились все причины и ее «заслуги»- оказалось, есть, о чем подумать и чему удивиться.
От слов перешли к делу: сильные согласились на помощь Кати в учебе, стали замечать ее доброту и ответственность. Не могу сказать, что Катя стала в центре внимания, но и одинокой в классе она уже себя не чувствует.
А мы извлекли урок- никто в классе не должен быть одинок.
Проучились немного, но уделяю внимание следующим классным часам: «Гражданином быть обязан», «О дружбе и товариществе», «Прекрасно там, где пребывает милосердие», «Боевые и трудовые традиции русского народа». Серия классных часов по теме «Правила поведения в общественных местах» и « Культура общения» имела положительный результат. Заметно более тесное дружеское общение между мальчиками и девочками. Работу по художественно-эстетическому воспитанию необходимо продолжить, провести серию классных часов о правилах поведения в людных местах и общественном транспорте, о толерантности.
Подводя итоги жизнедеятельности классного коллектива можно сделать вывод о правильности выбранной цели и способах ее реализации.
Можно сделать общий вывод о том, что в значительной степени удалось приблизиться к решению поставленных задач. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся развитием коллектива показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Поэтому основные направления должны остаться прежними .
В следующем учебном году планирую:
-
продолжать работу над воспитанием патриотизма и нравственных качеств личности,
-
продолжить работу по организации самоуправления в классе,
-
продолжать изучение коллектива через разные методики,
-
продолжать работу над сплочением коллектива,
-
активизировать участие детей в различных конкурсах,
-
привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях,
-
добиваться сознательной дисциплины на уроках.
Если декомпозировать систему образования
школы на две составляющие: подсистему обучения и
подсистему воспитания, то обнаруживается
противоречие, вносящее дисбаланс в целостность и
гармонию образовательного процесса: в
реальности получится, что количество школьников,
включенных в процесс обучения больше количества
школьников, включенных в процесс воспитания и
социализации.
Педагоги-практики находятся в постоянном
поиске форм и технологий, которые эффективно бы
влияли на личность ребенка и давали каждому
учащемуся возможность самореализации. Мы
создали воспитательную систему, позволяющую
включить каждого школьника во внеурочную
социально значимую деятельность. В нашем
понимании “массовое вовлечение” означает
предоставление общеобразовательным учреждением
самого широкого спектра возможностей каждому
ребенку, при котором он сможет наиболее полно
развить свои способности в условиях массовой
школы.
Широкий спектр возможностей школа может
предоставить ребенку, если объединит свойства четырех
основных подсистем: дополнительного
образования, детских организаций, ученического
самоуправления, внеурочной деятельности.
Интеграция вышеназванных сфер образовательной
деятельности образует единую систему массового
вовлечения школьников во внеурочную
деятельность. Элементы системы, взаимодействуя,
взаимодополняя друг друга воздействуют на
школьный социум, на личность каждого ребенка,
предоставляя ему максимальные возможности для
разностороннего развития.
Школой создаётся такое количество “мест”
социально значимой деятельности, которое
позволяет включить всех учеников школы в такую
деятельность. Дальнейшая задача педагогического
коллектива состоит в поддержании
функционирования системы и её связей с постоянно
изменяющейся внешней и внутренней средой.
Все четыре подсистемы взаимосвязаны друг с
другом, процессами обучения и управления имеют
не только внешние, но и внутренние связи. Таким
образом, установленные взаимосвязи всех
подсистем обеспечивают устойчивое
функционирование системы и позволяют создавать
оптимальные условия для реализации потребности
во внеурочной социально значимой деятельности
всех школьников (см.таблицу1).
Таблица 1. Модель взаимопереходов учащихся от
одной деятельности к другой.
Данные взаимосвязи обеспечивают важные
преемственные процессы взаимопереходов
школьников от одной деятельности к другой, с
учетом их меняющихся с возрастом интересов и
потребностей. В результате у детей появляется
широкий спектр выбора внеурочной деятельности,
возможность приобретения большего количества
полезных знаний, умений, навыков, что позволяет
привлечь к активной деятельности максимально
возможное количество детей и как следствие,
влияет на повышение эффективности
образовательного процесса.
С 2000 года в МОУ СОШ №5 система массового
вовлечения учащихся во внеурочную деятельность
обеспечивает разнообразные потребности и
интересы личности ребёнка, реализуется через
внеурочную деятельность, деятельность детских
общественных организаций “Фантазия” и
“Пилигрим”, ученическое самоуправление и
широкую сеть дополнительного образования. Все
компоненты системы взаимосвязаны между собой,
имеют свои цели, задачи, структуру, управление и
результативность, которую измеряют
мониторинговые исследования, подтверждающие
эффективность данных компонентов.
Рассмотрим подробнее каждую из подсистем.
Массовое вовлечение обучающихся в подсистему “Внеурочная
деятельность” осуществляется с помощью
входящих в нее следующих компонентов:
традиционные школьные дела, годовая циклограмма
школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы
разного уровня. Все мероприятия, включенные в
план воспитательной работы школы, построены на
массовом участии школьников и направлены на
разностороннее развитие личности ребенка.
Сценарный план традиционных мероприятий
составляется таким образом, чтобы в них могли
принять участие как можно больше учащихся,
педагогов и родителей.
С помощью детского и юношеского пресс-центров
или классных руководителей, представителей
ученического самоуправления осуществляется
подсчет количества только активных участников в
каждом традиционном деле (см. таблицу 2).
Таблица 2
Динамика охвата участием детей в традиционных
мероприятиях МОУ СОШ №5 за 4 года:
Наиболее массовые традиционные мероприятия |
% участия по годам | |||
2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | |
День Здоровья | 89,2% | 89,5% | 92% | 95% |
День школы | 97% | 97,7% | 98,8% | 98,6% |
Конкурс юных дарований “Школьная звезда” |
13% | 16,5% | 18,9% | 26% |
Спортивные соревнования | 39,2% | 39,1% | 45,7% | 47% |
День самоуправления | 65,3% | 71,6% | 64,9% | 76% |
Таким образом, каждый ребенок в течение года
может принять участие в нескольких мероприятиях,
попробовать свои силы в разных сферах
деятельности. Участие детей строится только на
добровольной основе. Важный фактор –
самостоятельное творчество.
Коллективно-творческие дела, придуманные самими
детьми и успешно воплощенные, приводят к
повышению инициативности, развитию творчества и
мотивируют школьников к участию во внеурочной
социально значимой деятельности. Эффективность
подсистемы “внеурочная деятельность”
подтверждает мониторинг занятости школьников во
внеурочных мероприятиях. Например, результат
мониторинга занятости учащихся в мероприятиях
говорит о том, что каждый ребенок школы не просто
имеет возможность, а принимает активное участие
в большом количестве мероприятий, в среднем от 4
до 8-10 раз в год. В практику школы был внедрен еще
один “забытый”, но эффективный способ повышения
мотивации к активной деятельности, используемый
в советской педагогике – экран участия классов в
общешкольных мероприятиях. Экран позволил резко
увеличить и количество классов – участников
общешкольных дел и повысил социальную
активность ребят внутри классов.
Подсистема “Дополнительное образование” реализуется
в школе путем создания внутренней сети кружков,
клубов секций, а также расширением связей с
городскими организациями дополнительного
образования. Начиналось внедрение подсистемы
“Дополнительное образование” с изучения
условий школы: материально-технических,
кадровых, готовности педагогического коллектива
к участию в “непредметной деятельности”. Так же
изучались возможности привлечения специалистов
из центров дополнительного образования детей,
детской школы искусств, изучались интересы и
потребности детей разного возраста и, исходя из
потребностей, количества учащихся и имеющихся
школьных ресурсов формировалась подсистема
дополнительного образования по семи
направленностям (см. таблицу 3).
Таблица 3
Развитие системы дополнительного образования
за последние 4 года:
Направленности |
Количество клубов, |
|||
2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | |
научно-техническая | — | 1 | 1 | 3 |
естественнонаучная | 2 | 2 | 2 | 1 |
эколого-биологическая | 1 | 1 | 1 | 2 |
физкультурно-спортивная | 3 | 4 | 5 | 6 |
художественно-эстетическая | 4 | 6 | 10 | 10 |
социально-педагогическая | 3 | 2 | 3 | 3 |
детские общественные организации | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ежегодно количество клубов, секций, кружков
увеличивается исходя из социального заказа,
пожеланий учащихся и родителей и увеличения
внимания педагогов к системе дополнительного
образования как к эффективной составляющей
образовательного процесса.
Постепенно расширяются связи с городскими
учреждениями дополнительного образования, что
позволило дополнительно привлечь учащихся к
активной деятельности
В результате внедрения подсистемы
“Дополнительное образование” количество
учащихся занятых внеурочной деятельностью
ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ
занятости обучающихся во внеурочное время
свидетельствует о положительной динамике
массового участия школьников в социально
значимой деятельности и о том, что данная система
реализует потребности учащихся и предлагает
востребованные клубы, кружки, секции (см. таблицу
4).
Таблица 4
Общая занятость обучающихся в подсистеме
дополнительного образования школы на 2006-2007
учебный год
Название учреждения | Количество обучающихся | Количество детей занятых в свободное время |
% детей с организованным досугом от общего количества обучающихся |
Количество детей, занимающихся более чем в одном учебном объединении |
МОУ СОШ №5 | 1266 | В школе -982 | 77,5% | 523
41,3% |
Всего 1126 | 89 % |
Важным показателем эффективности системы
массового вовлечения учащихся во внеурочную
деятельность мы считаем высокий процент
занятости детей “группы риска”. В начале года
ребятам предлагают широкий спектр бесплатных
услуг школьного и дополнительного образования.
Положительная динамика достигнута за счет
профилактической работы службы
психолого-педагогического и медицинского
сопровождения ребенка, одной задач которой
является массовое вовлечение детей “группы
риска” в активную деятельность (см.таблицу 5)
Таблица 5.
Занятость детей “группы риска” в школьной и
городской системах дополнительного образования.
Годы | % занятости группы “Риска” | % занятости состоящих на учёте в КДН | % занятости состоящих на учёте в ОДН |
“Досуг 2005” | 81% | 86% | 100% |
“Досуг 2006” | 86% | 87% | 100% |
“Досуг 2007” | 83% | 83% | 100% |
Подсистема “Детские общественные
организации” и “Ученическое самоуправление”.
Внедрение в образовательный процесс
подсистемы “детские общественные организации”
позволяет не только системно подойти к
организации воспитательной работы в данных
возрастных ступенях, но и решает важные задачи –
преемственности и массового вовлечения учащихся
в разнообразную, активную деятельность.
Результаты внедрения данной программы в МОУ СОШ
№5 “превзошли все ожидания” – в детскую
организацию вступали целыми классами. Ежегодно
количество членов организации увеличивалось, с
2004 года членство в детских организациях достигло
100%. Подробно деятельность данных подсистем была
представлена в материалах фестиваля “Открытый
урок” в 2005-2006 учебном году в статье
“Преемственность в системе ученического
самоуправления как фактор развития лидерских
качеств ребенка”.
Подсистема “детские общественные
организации” тесно взаимодействует с подсистемой
“Ученическое самоуправление”.
Опыт практического внедрения ученического
самоуправления показал, что именно интерес к
определенному виду деятельности, отношениям,
общению является главной побудительной причиной
участия подростков в системе ученического
самоуправления.
Ученическое самоуправление осуществляется на
трёх уровнях:
Первый уровень ученического самоуправления
развивается в классных коллективах. Органы
самоуправления избираются под каждый вид
деятельности так, чтобы все учащиеся входили в
тот или иной орган. У каждого члена классных
органов самоуправления есть свои обязанности.
Высшим органом самоуправления является собрание
учащихся класса.
Второй уровень – составляют органы
управления школьного уровня. Педагоги являются
советниками, консультантами. Высшим органом
ученического самоуправления является
конференция учащихся школы.
Третий уровень – участие в работе Совета
школы. Этот орган состоит из представителей
самоуправляемых коллективов: ученического,
педагогического, родительской общественности.
Целостность и преемственность школьного
самоуправления реализуется через вовлечение
учащихся в процессы управления со 2 по 11 классы.
Описание деятельности органов
школьного самоуправления и полномочия
субъектов:
Совет школы. Год создания — 2005 г. Состоит из:
педагогов школы, родителей и обучающихся. Имеет
исключительное право принятия решения по
следующим вопросам: утверждение локальных актов
школы, утверждает правила внутреннего
распорядка, решает вопросы охраны школы,
утверждает отдельные Положения, формирует
Советы дела и оргкомитеты.
Школьная Дума Демократической Республики
Атлантида. Год создания – 2000. В этом году
Школьная Дума: разработала материалы к
методическому пособию по организации ролевой
игры “День Дублера”, Положение о конкурсе
“Школьная форма”; организовала День здоровья,
Митинг “Мы за здоровый образ жизни”, конкурс
“Самый классный Дед Мороз”; школьные спортивные
соревнования, “Веселые старты” и соревнования
“Пилигрим-Олимп”. Для самых маленьких лидеров —
“Фантазеров” ребята организовывали
традиционные “Школы лидера”. Имеет
исключительное право по решению следующих
вопросов: законотворческая деятельность,
формирование детских Советов дела, объявление
конкурсов, акций, планирование работы, внесение
предложений в план воспитательных мероприятий.
Для проверки эффективности деятельности по
организации школьного самоуправления
используются следующие диагностические методы:
наблюдение, интервьюирование, анкетирование,
социологический опрос (изучающие отношение
учащихся разных классов к школьному
самоуправлению, удовлетворенность организацией
школьного и ученического самоуправления).
Эффективность данной модели школьного
самоуправления состоит в том, что в ней
реализуется ученическое самоуправление со 2 по 11
класс, при котором успешно решается задача
преемственности. Представленная система
ученического самоуправления эффективна, потому
что основана на: добровольности,
демократичности отношений и деятельности
социально-творческого характера.
Таким образом, для создания системы массового
участия школьников во внеурочной социально
значимой деятельности необходимо
заинтересовать детей каким-то делом, а также
иметь необходимые ресурсы. Но одно дело создать
систему, другое дело необходимо удержать ее в
режиме нормального функционирования, а также
обеспечивать ее постоянное развитие. В этом в
школе неукоснительно осуществляется принцип
добровольности. Поэтому в школе ежегодно
проводится мониторинг пожеланий учащихся по
участию в той или иной деятельности, а также
проводятся различные информационные
мероприятия, учитываются возрастные и
индивидуальные интересы учащихся.
Мониторинг эффективности функционирования
системы
Совместно с психологической службой школы
кабинет воспитания и классные руководители
ежегодно изучают эффективность внеурочной
деятельности. Методики подбираются с учетом
возрастных особенностей и круга изучаемых
вопросов. Методы диагностик тоже разнообразные:
наблюдение, тесты, недописанный тезис,
социологический опрос и т.д. результаты
обсуждаются на педагогических советах,
заседаниях органов самоуправления.
Следствием функционирования системы
массового вовлечения учащихся в активную
социально значимую деятельность стало изменение
уровня воспитанности школьников. Ежегодно в
школу прибывают разные первоклассники и убывают
одинадцатиклассники. Объективная картина
складывается только при сравнении учащихся с
самими собой. Тем не менее, диагностика дает
возможность вывести общие данные по параллелям и
по школе в целом (см. таблицу 6).
Таблица 6.
Сравнительная таблица данных уровня
воспитанности школьников МОУ СОШ №5
Уровень воспитанности | 2002-2003 учебный год | 2005-2006 учебный год | 2006-2007 учебный год |
Высокий уровень | 51% | 54 % | 60,1% |
Хороший | 33% | 38% | 31 % |
Средний | 12% | 7 % | 8,6% |
Низкий | 4% | 1% | 0,3% |
Результатом функционирования системы
массового вовлечения учащихся в активную
социально значимую деятельность стало следующее
процентное включение в деятельность школьников
(% указан от общего количества учащихся на 2006-2007
учебный год):
- в подсистеме “массовая внеурочная
деятельность” — включение в активную социально
значимую – 100% школьников; - в подсистеме “ученическое самоуправление” на
общешкольном уровне – 30,7% (8-11 кл.; на
внутриклассном уровне процент учащихся 2-11
классов активно участвующих в ученическом
самоуправлении составил – 82,4%; - в подсистеме “детские общественные
организации” активное участие принимают 51,7%
школьников, учащихся 2-7 классов; - в подсистеме “дополнительное образование” — 89%
школьников.
В заключении хочется сказать о том, что
несомненно дети обладают разными способностями,
но как уже сказано выше, в школе получили
развитие многие виды деятельности, поэтому при
желании каждый ребёнок может проявить,
попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные
в себе, но обладающие теми или иными
способностями, со временем при помощи педагогов
становятся активными участниками школьных дел.
Можно сказать, что каждому находится дело по
душе. Педагоги нашей школы делают всё, что в наших
силах, чтобы способности детей были
востребованы, а сами они чувствовали себя
уверенно и комфортно. Многие родители бывают
удивлены, впервые увидев своих детей
выступающими на школьных и городских сценах. И
выражают свою благодарность за то, что их дети
заняты полезным делом. А это важный результат.
Если ребёнок проводит внеурочное время в школе,
занимаясь интересным и полезным делом – значит,
ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно.
К 10-у классу возрастает самооценка учащихся,
появляется уверенность в себе, объективное
отношение к окружающим. В школе есть ряд
положительных примеров, когда из
“социальнозапущенных” дети превращаются в
активных лидеров. И это радует педагогов,
вызывает в них гордость за свой труд. Девиз нашей
школы: “Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему
вспыхнуть!”. Мы глубоко уверены, что бесталанных
детей не бывает, бывает отсутствие времени,
профессионализма и желания педагогов помогать
детям быть талантливыми.