Нормы законодательства
В 2013 году в российской системе организации бухгалтерского учета законодательно установлено понятие внутреннего контроля. Каждый экономический субъект обязан вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А если бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания должна осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухотчетности (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка за год, предшествующий отчетному, превысила 400 000 000 руб. либо сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превысила 60 000 000 руб.
Кроме того, норма об обязательном аудите распространяется на все открытые акционерные общества (ОАО), а также на застройщиков, ведущих строительство объектов по договорам долевого участия согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ. Ведь застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год (подп. 6 п. 2 ст. 20 закона № 214-ФЗ).
Таким образом, отчетность всех указанных застройщиков независимо от их организационно-правовой формы и финансовых показателей требует обязательного аудита, а значит, и организации внутреннего контроля.
Рекомендации Минфина России
В целях применения статьи 19 закона № 402-ФЗ специалисты финансового ведомства в информации № ПЗ-11/2013 (доведена письмом Минфина России от 25 декабря 2013 г. № 07-04-15/57289) дали рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля.
Расскажем об основных моментах.
Для чего нужен контроль
Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания при ведении учета обеспечивает:
а) эффективность и результативность своей деятельности, сохранность активов;
б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
в) соблюдение законодательства.
Внутренний контроль должен быть направлен на выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также на предотвращение искажений данных бухучета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.
Основные элементы
Основными элементами внутреннего контроля являются:
- контрольная среда;
- оценка рисков;
- процедуры внутреннего контроля;
- информация и коммуникация;
- оценка внутреннего контроля.
В информации № ПЗ-11/2013 подробно рассмотрен каждый элемент, приведены их характеристики.
Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности компании.
По сути, под контрольной средой подразумевается моральный климат, атмосфера в организации. Качество внутреннего контроля в значительной степени зависит от конкретных работников. Поэтому руководству необходимо установить соответствующие квалификационные требования. От позиции руководителя в отношении бухучета в немалой степени зависит достоверность финансовой отчетности организации. Можно принять и довести до всех сотрудников корпоративный кодекс поведения.
Оценка рисков. Поскольку среда, в которой действует организация, постоянно меняется, возникают различные риски, которые нужно вовремя выявлять, для того чтобы предотвращать их последствия.
Риски могут возникать в связи с появлением конкурентов или изменением нормативных актов, внедрением нового программного обеспечения или зачислением в организацию новых сотрудников.
При выявлении рисков руководитель принимает соответствующие решения по управлению ими. Необходимо организовать определение участков (областей, процессов), на которых могут быть злоупотребления, а также возможностей для их совершения.
Процедуры контроля позволяют убедиться, что распоряжения руководства выполняются.
Выбор контрольной методики зависит от того, какие риски характерны для определенного участка. Например, в работе бухгалтера существует риск неполного отражения первичных документов в учете. Он снижается благодаря контрольной процедуре – периодической сверке документов с данными учетных регистров.
Еще один метод – внедрение бухгалтерских программ необходимого качества, которые позволяют снизить риск возникновения ошибок.
Процедуры контроля должны быть систематизированы по уровням распределения полномочий и одновременно взаимосвязаны между собой.
Фактически процедуры контроля – это проведение конкретных мероприятий, связанных с проверкой документации, имущества, затрат, финансовых результатов, выполнения должностных инструкций и планов, осуществляемых должностными лицами и уполномоченными работниками строительной компании.
Информация и коммуникации. От оперативности и качества доведения до работников информации о распоряжениях и приказах руководства зависит качество их исполнения.
Оценка внутреннего контроля – это обязанность руководства постоянно наблюдать за тем, эффективно ли работает система внутреннего контроля, и вносить в нее изменения в случае необходимости.
Как организовать контроль
Процедуры внутреннего контроля, которые Минфин России приводит в рассматриваемом документе, в принципе стандартные, они хорошо знакомы организациям и, как правило, используются на практике. К ним относятся:
- документальное оформление событий хозяйственной жизни (это основа ведения бухгалтерского учета);
- подтверждение соответствия между объектами и документами и их соответствия установленным требованиям;
- санкционирование сделок и операций персоналом более высокого уровня;
- разграничение полномочий и ротация обязанностей работников;
- сверка данных и контроль фактического наличия и состояния объектов (в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация);
- контролирование законности сделок (заключаемых договоров), учетных операций;
- надзор за точностью составления смет, планов;
- контроль за соблюдением сроков составления отчетности;
- контроль за компьютерной обработкой информации (ее сохранностью, защищенностью, своевременным обновлением).
Но финансовое ведомство обращает внимание на то, что принципы внутреннего контроля нужно задокументировать.
Целесообразно оформить единый документ, содержащий порядок организации внутреннего контроля, указав в нем используемые правила, систематизировав их.
В то же время часть положений, связанных с осуществлением внутреннего контроля, может быть отражена в организационно-распорядительных документах компании (например, в должностных инструкциях, приказах, графике документооборота). Или в таких документах, как учетная политика (ответственность, периодичность контрольных процедур, инвентаризаций и т. д.). А также являться элементом кадровой политики (подбор квалифицированных специалистов, меры по их мотивации и стимулированию, что позволит существенно уменьшить количество ошибок).
Правила (порядок) внутреннего контроля утверждает руководитель организации.
Обязанности и полномочия подразделений и персонала определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления. Так, в крупной организации может быть создано специальное подразделение (служба внутреннего контроля).
Функции внутреннего контроля могут распределяться между органами управления, ревизионной комиссией (ревизором), главным бухгалтером, службой внутреннего аудита и иными работниками.
При этом компания может заниматься данными вопросами самостоятельно либо с привлечением внешнего консультанта (в том числе аудиторской организации).
А вот в небольшой строительной фирме взять на себя все обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля вправе ее руководитель, если численность персонала не позволяет разграничить полномочия.
Минфин России согласен, что при ведении внутреннего контроля субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. Если численность персонала экономического субъекта не позволяет разграничить полномочия и произвести ротацию обязанностей, можно использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые помогут минимизировать имеющиеся риски (сверку, надзор).
В приложениях к информации № ПЗ-11/2013 даны рекомендации по оценке внутреннего контроля и пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля для компании, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам.
Следует отметить, что внутренний контроль не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство не уделяет ему должного внимания и своевременно не предпринимает мер по исправлению обнаруженных недостатков.
Система контроля не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к проблемам в деятельности любой компании, но снижает возможность их наступления, а также вероятные риски. Ведение обязательного внутреннего контроля помогает собственникам принимать своевременные решения для нормального функционирования строительной организации.
Важно запомнить
Внутренний контроль способствует достижению организацией целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.
В настоящей статье рассмотрена процедура разработки и внедрения системы внутреннего контроля в производственно-экономической деятельности строительной организации. Предложен комплекс рекомендаций, направленных на совершенствование системы внутреннего контроля.
Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, система внутреннего контроля (СВК).
This article describes the procedure of development and implementation of the internal control system in production and economic activities of the construction organization. A set of recommendations aimed at improving the internal control system.
Keywords:control, internal control, internal control system (ICS).
Введение
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.11.2011г. экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [4].
Порядок вступления данной нормы в силу 1 января 2013 года установлен ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Она предписывает обязательную организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых хозяйственных операций всем экономическим субъектам. В отличие от аудита, которому подлежит лишь финансовая отчетность компании, внутренний контроль должен затрагивать не только хозяйственную сферу.
С момента введения закона в действие прошло уже почти 2 года, но, как показала практика, многие компании до сих пор испытывают серьезные проблемы при его воплощении. Но множество вопросов о механизме внедрения и осуществлении внутреннего контроля бухгалтерского учета по-прежнему остаются нерешенными.
Ответы на некоторые из них были получены в письме Минфина России от 25.12.2013 № 07–04–15/57289. К нему прилагается информационный документ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
«Контроль» (Control) — сложное и многогранное понятие, под которым подразумевается одна из основных функций системы управления. Универсального трактования для этого понятия не существует, в этом оказались бессильны ученые различных областей науки — философии, экономики, права.
В отечественной теории управления контроль рассматривается с трех позиций: во-первых, как самостоятельная функция управления; во-вторых, как заключительный этап цикла управления; в-третьих, как обязательный элемент процесса принятия и реализации управленческих решений.
Исходя из данных, представленных в экономической литературе, контроль можно классифицировать по следующим признакам:
— по степени вовлечённости носителя контроля в процесс контроля (собственно контроль, проверка)
— по принадлежности к предприятию носителя контроля (внутренний, внешний)
— по обязательности контроля (добровольный, договорной)
— по отношению к времени реализации контролируемых решений и действий (предварительный, текущий, последующий)
— другие виды
В нормативно-правовых актах внутренний контроль определен как важнейшая часть системы управления, позволяющая предупреждать, выявлять недостатки и нарушения, а также своевременно устранять их последствия.
Внутренний контроль является необходимым элементом любой организации с момента её создания, представляет собой систему мер, организованных руководством. Такая система должна обеспечивать разумную уверенность в том, что организация сумела достичь необходимой цели в трех областях:
— эффективность и результативность операционной деятельности;
— достоверность финансовой отчетности;
— соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов, применимых к деятельности организации [2].
Внутренний контроль сам по себе не является единственным механизмом управления в финансово-хозяйственной деятельности организации. Он лишь способствует своевременному обнаружению недостатков и принятию мер по их устранению, но при этом не гарантирует достижения цели в 100 % случаев.
Внутренний контроль в современном его понимании основывается на принципах Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, далее — COSO), опубликованных в США в 1992 г. в Интегрированной концепции внутреннего контроля (Internal Control — Integrated Framework) [6].
Важность концепции заключается в том, что в ней раскрыты основные понятия и элементы внутреннего контроля, сделан акцент на ответственности руководства организации за его состояние.
Модель COSO представлена в виде трехмерной матрицы, имеющей форму куба (рис. 1).
Рис.1. Модель COSO
Согласно модели COSO, внутренний контроль — это непрерывный процесс, протекающий в любом хозяйственно-экономическом субъекте, осуществляемый его руководителями и всеми сотрудниками для достижения следующих целей:
— производственная и финансовая эффективность;
— достоверность финансовой и управленческой отчетности;
— соблюдение установленных требований.
COSO описаны пять взаимосвязанных элементов внутреннего контроля: контрольная среда, оценка рисков, контрольные процедуры, обмен информацией, мониторинг.
Система внутреннего контроля (СВК), построенная по концепции COSO, необходима для крупных коммерческих организаций либо компаний, которые имеют сложную организационную структуру. Для средних и малых организаций разработка СВК в полном соответствии с концепцией COSO, скорее всего, станет слишком затратной и сложной.
Согласно международным стандартам аудиторской деятельности, в частности, МСА (ISA) 315 «Понимание деятельности экономического субъекта и его среды и оценка рисков существенного искажения», система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого юридического лица для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности нормативным правовым актам [3].
Достижение абсолютного уровня уверенности невозможно в силу следующих причин:
— Неприемлемо высокие затраты.
— Возможности обойти или проигнорировать внутренние контроли со стороны руководства.
— Вероятность сговора сотрудников.
Исследуем процедуры внутреннего контроля, которые представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта. В числе этих действий:
— — Документальное оформление операций и фактов хозяйственной деятельности организации. Например, записи в регистрах бухгалтерского учета должны фиксироваться на основе первичной документации.
— — Утверждение (санкционирование) хозяйственных операций персоналом более высокого уровня.
— — Подтверждение соответствия документов установленным требованиям.
— — Проведение сверок по дебиторской и кредиторской задолженностям с поставщиками и подрядчиками.
— — Проведение ротации должностных обязанностей.
— — Система мер сохранности ценностей, проведение инвентаризации объектов учета.
— — Соблюдение правил выполнения хозяйственных и учетных операций, точность в составлении смет, соблюдение установленных сроков составления бухгалтерской отчетности.
Система внутреннего контроля строительных организаций, в отличие от торговых и промышленных, должна учитывать особенности строительного производства. Они сводятся к следующему:
во-первых, в отличие от промышленного производства, в строительстве продукция неподвижна в процессе ее создания и эксплуатации, в пространстве перемещаются рабочие кадры и орудия труда;
во-вторых, процесс изготовления продукции строительства занимает длительный период времени, что требует продолжительного вовлечения в эту деятельность рабочих сил и средств производства;
в-третьих, строительство связано со многими отраслями экономики. Различные предприятия поставляют сырье, материалы и оборудование для изготовления строительной продукции.
Учитывая эти особенности при формировании эффективной системы внутреннего контроля строительной организации, необходимо принять во внимание следующие факторы:
— создание благоприятной внешней среды организации;
— обеспечение сохранности активов: предотвращение фактов хищения материальных ценностей, нецелевого использования имущества;
— исключение потерь и нерационального использования товарно-материальных ценностей, строительной техники;
— соблюдение принципов сметного нормирования, обеспечение контроля качества строительно-монтажных работ;
— соблюдение строительных норм и правил, а также правил охраны труда и техники безопасности;
— обеспечение эффективной системы бухгалтерского учета.
Практическое исследование
Рассмотрим процедуру разработки и внедрения системы внутреннего контроля в производственно-экономической деятельности строительной организации ООО «Peliscer».
Более 10 лет назад группа единомышленников объединилась и открыла в 1997 году строительную организацию с целью достижения успеха в области строительства мостов, путепроводов и других искусственных сооружений на дорогах Москвы и Московской области. Основной вид деятельности — ремонт и строительство мостов.
В производственной деятельности организация использует современные машины, механизмы и оборудование, которые обладают высокой производительностью, надежны и эффективны. Строительной организацией отремонтировано и капитально восстановлено около 40 эстакад и путепроводов. Организация осуществляла ремонтные работы на более чем 50 объектах, в их числе Автозаводский и Новоарбатский мосты, Шелепихинский и Сайкинский путепроводы.
Для строительной организации одним из важнейших факторов любого производства являются основные средства. На балансе организации — автовышки, экскаваторы, самосвалы, автокраны, сварочные агрегаты и еще более 150 единиц техники. С помощью автовышек можно осуществлять множество видов работ: строительные, отделочные, монтажные и электромонтажные. Так, например, сварочные агрегаты используются на стройплощадках для выполнения сварочных работ разной степени интенсивности. Основные средства перемещаются с одного строительного объекта на другой, что требует к ним особого внимания.
Для строительной организации Peliscer важными задачами по учету основных средств являются:
— Правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах их поступления, перемещения и выбытия;
— Начисление износа в соответствии с действующими нормами и правилами;
— Точное отражение затрат по ремонту и модернизации;
— Сохранность и эффективное использование каждой единицы основных средств в разрезе объектов;
— Достоверная оценка основных средств в балансе и отчетности.
Бухгалтерский учет в ООО «Peliscer» осуществляется на основе ее учетной политики. При этом принимались во внимание отраслевая специфика, организационно-правовая форма предприятия, налоговый режим, характер и объемы совершаемых операций, а также другие факторы.
Учетная политика организации ведется с учетом особенностей структуры строительной отрасли, таких как:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит синтетические и аналитические счета;
— формы первичных учетных документов и регистры бухгалтерского учета, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности;
— методы оценки активов и обязательств;
— порядок проведения инвентаризации и порядок оформления результатов;
— правила документооборота.
Организация учета затрат на производство основана на принципах:
— — грамотное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;
— — полнота отражения в учете всех хозяйственных операций.
В деятельности организации ООО «Peliscer» были выявлены некоторые недочеты:
— Отсутствие проведения систематических сверок расчетов дебиторской и кредиторской задолженностей;
— Материальные активы на строительных объектах находятся в открытом доступе, подвержены расхищению;
— Недостаточная оперативность обмена информацией между отделами (снабжение-бухгалтерия по вопросам оплаты счетов за товаро-материальные ценности (ТМЦ));
— Нарушение сроков поступления первичной документации, что приводит к необходимости неоднократной сдачи корректировочных деклараций в контролирующие органы;
— Отсутствие периодических контрольных мероприятий (инвентаризация);
Все это позволяет говорить о том, что специалисты многих подразделений организации несерьезно подходят к процессам планирования и организации деятельности.
Для совершенствования СВК предложены рекомендации:
— Организовать прямую связь с отделами по текущим вопросам во избежание завышения количества закупаемых ТМЦ;
— Регулярно проводить инвентаризации на строительных объектах, тщательно проверять соблюдение установленных норм, нормативов и правил в процессе осуществления финансово-хозяйственной и производственной деятельности;
— Контролировать полноту списания затрат, начисление амортизации;
— Проверять своевременность и правильность оформления платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет;
— Осуществлять проверку состояния бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
Кроме того, следует осуществлять анализ и обобщение результатов контрольных проверок, которые проводит экономист и другие лица, участвующие в их осуществлении.
Учитывая задачи контроля по учету основных средств, организацией были приняты решения по внедрению следующих мер:
— — обеспечение сохранности основных средств (приказом руководителя назначены материально-ответственные лица за ТМЦ в разрезе объектов);
— — назначение приказом руководителя постоянно действующей комиссии по операциям с основными средствами;
— — осуществление периодических инвентаризаций и выборочных проверок. Если в процессе их проведения выявлены излишки или недостачи средств, тщательно исследовать результаты, установить причины, выработать возможные меры по их устранению недочетов.
Финансовая служба организации ООО Peliscer разработала единый порядок, установленный настоящим Регламентом осуществления платежей, который является обязательным для всех сотрудников организации.
Цель настоящего регламента:
— — предупреждение нецелевого использования денежных средств;
— — предупреждение завышения цен на приобретаемую продукцию, работы (услуги);
— — предупреждение необъективного распределения денежных средств между контрагентами при дефиците денежных средств;
— — снижение рисков наложения финансовых санкций от контрагентов и их минимизация.
Этапы согласования и проведения платежей:
— — подготовка заявок на платежи, согласование и регистрация их в реестре;
— — формирование и утверждение документа «Платежный день», осуществление платежей.
Бухгалтерия совершает платежи только на основании документа «Платежный день», исключительно при условии, что он подписан генеральным директором и согласован с финансовым директором.
Соблюдение принятых мер привело к сокращению нарушений, допускаемых организацией, а также сделало возможным более четкое и грамотное планирование бюджета.
Заключение
Таким образом, отметим, что совершенствование системы внутреннего контроля — это непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания и развития. Если руководство предприятия стремится к повышению эффективности своей деятельности, ему необходимо постоянно совершенствовать систему внутреннего контроля.
Литература:
1. ПБУ 6/01 Учет основных средств ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.10 № 186н).
2. Положение о внутреннем контроле финансово-хозяйственной деятельности организации (разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом и внутренними документами Общества).
3. Международный стандарт аудита (МСА) 315 «Знание субъекта и его среды, оценка рисков существенных искажений» (Международная федерация бухгалтеров, 2006).
4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» / «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, № 50.
5. Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия: учеб. пособие, Москва: ИНФРА-М, 2007. -С. 5–10. -346 с.
6. Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.complianceofficer.ru/COSO.php (дата обращения 04.10.2014).
7. Соколов Б. Н. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика) / Б. Н. Соколов, В. В. Рукин. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 442 с.
8. Сотникова Л. В. Внутренний контроль и аудит. Учебник / Л. В. Сотникова. — ФЗФЭИ. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 239 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, COSO, бухгалтерский учет, строительная организация, средство, экономический субъект, кредиторская задолженность, первичная документация, производственная деятельность, производственно-экономическая деятельность.
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 53 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 53 ГрК РФ
1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. В отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2020 N 468-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.
7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)