Организация управления в социальной работе в настоящее время становится

Текущая страница: 15 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

Раздел II. Особенности управления в социальной работе

Глава 7. Система управления социальной работой

После изучения главы 7 бакалавр должен:

– знать:

• сущность и содержание управления в социальной работе;

• систему управления социальной работой: структуру, функции и методы;

• социальную службу как институциональную основу социальной работы;

• федеральную, муниципальную и региональные модели социальной работы;

– уметь:

• использовать полученные знания при прохождении практики в учреждениях социальной сферы;

• вести исследовательско-аналитическую деятельность по изучению особенностей и условий повышения эффективности управления социальными службами;

• анализировать объекты управленческой деятельности с целью принятия решений по управлению социальной работой;

• реализовывать организационно-управленческую работу в подразделениях социальных учреждений и служб;

• разрабатывать предложения по подбору кадров социальной работы, адаптации и оценке труда;

– владеть:

• технологиями организационно-управленческой работы в подразделениях социальных учреждений и служб;

• технологиями подбора персонала, адаптации и оценки кадров;

• технологиями принятия организационно-управленческих решений;

• высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны.

7.1. Социальная работа как система

Социальная работа – это сложное общественное явление, самостоятельная область научного и теоретико-методологического знания, практическая деятельность, профессия и специальность. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество (государство, структуры гражданского общества, НКО, религиозные организации и самоуправляющиеся сообщества граждан, волонтеры и др.) реализует индивиду, социальной группе и всему населению в конкретный исторический период сообразно с национально-культурными особенностями в реальных условиях социально-политического и социально-экономического развития страны. Это – предельно широкое толкование социальной работы.

Узкое понимание социальной работы связано с пониманием ее как осуществляемой профессионально подготовленными специалистами деятельности по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы: личностные, семейные, групповые, производственные и др.

Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.

Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии и истории, политологии и социальной психологии, культурологии и т. д. Во-вторых, ведется поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования и, наконец, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе. Наибольшее влияние на ее развитие по-прежнему оказывают социология и психология, а также такие научные дисциплины, как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует многообразие моделей теории социальной работы. Как область научного знания теория социальной работы обладает всеми методологическими показателями науки: собственный объект, предмет, категории, принципы, методы. Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди других. На сегодняшний день теория социальной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегративность и прикладная направленность.

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).

В основе социальной работы – профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. В различных странах поэтому задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.

Для теории и практики социальной работы принципиальное значение имеет целостное осмысление проблемы человека как органического единства биогенных, психогенных и социогенных элементов. Социальная работа не может эффективно решать свои задачи без обращения к природе и сущности мировоззрения человека.

Существенное место в миропонимании человека занимают его воззрения, представления о смысле и цели жизни. Ценность жизни зависит от совпадения, единства личного и общественного, от согласованности жизненных установок личности и общества, которые в зависимости от характера общественного строя и индивидуальных черт человека могут быть и в противоречии. Однако противопоставлять индивидуальное коллективному не всегда оправданно. Личность и общество неразрывны, они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека – сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей.

Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы. Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов и прежде всего человека как неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы.

Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объектов и субъектов. В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком (объект – индивид, группы и слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации) и широком (объект – все население, различные сферы жизнедеятельности) смысле.

Важный организационный фактор социальной работы – создание необходимых связующих звеньев между нуждающимися индивидами и социальными структурами путем использования и активизации имеющихся ресурсов. При этом нужно понимать, что цели индивида, группы и социума, как правило, не совпадают.

Организационным фактором социальной работы является также ее способность привлекать внешние ресурсы (материальные и финансовые средства, услуги, инновации, идеи) для социализации индивидов, социальных групп и общества.

Для достижения основной цели социальной работы в общественном развитии необходима постоянная целенаправленная управленческая деятельность, которая предполагает воздействие субъектов управления социальной работой на объекты такого управленческого воздействия.

Применяя системный подход в социальной работе, следует ответить на ряд существенных вопросов. Что же собой представляет социальная работа как система? В какой степени используется и может быть использован системный подход в социальной работе? Прежде всего необходимо подчеркнуть, как важно учитывать все виды систем для характеристики социальной работы и использовать при ее анализе все их свойства.

Вместе с тем следует иметь в виду, что социальная система – это особый класс систем, элементный состав которых представлен людьми, а также возникающими между ними отношениями. Следовательно, наряду с обществами, организациями, общностями, социальными и другими группами, в том числе малыми, к этому классу систем относится и социальная работа.

Социальная работа может быть рассмотрена как вид больших социальных систем, поскольку в ней можно выделить подсистемы меньшего уровня.

Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается активными ресурсами и информацией с другими системами (экономической, политической, экологической, культурной и т. д.), это проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы.

Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно-исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.

Социальная работа как сложная открытая и динамично развивающаяся система включает в себя целый ряд компонентов: цель, систему управления, объект социальной работы, субъект социальной работы, основные сферы социальной работы, институты социальной работы, технологии, методы, способы и приемы социальной работы, формы социальной работы. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя своеобразную социальную систему.

Поскольку система – не только сумма элементов, в ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы таковым компонентом является ведущая цель деятельности: оказание помощи клиенту в решении его жизненно важных проблем. Общая цель социальной работы – удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (и прежде всего социально уязвимых) слоев населения с учетом социального положения, специфики их социальных проблем. Эта общая цель может быть конкретизирована с учетом ее составных частей (подцелей): усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих.

Как цель, так и другие компоненты социальной работы определяются спецификой тех, на кого они ориентированы (объекты), и тех, кто их реализует (субъекты). К основным компонентам социальной работы как системы относятся следующие.

• Система управления социальной работой

Управление социальной работой предполагает наличие возможности тем или иным способом воздействовать на этот объект, осуществляя при этом целенаправленный выбор воздействия. Все системы управления, в том числе и система управления социальной работой, имеют сходную структуру, характеризующуюся наличием управляющей системы (субъект управления), управляемой системы (объект управления), сил и средств управления, наличием двух каналов связи между субъектом управления и объектом управления: канала прямой связи для передачи управляющего воздействия и канала обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта управления. Процесс управления осуществляется на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта воздействия на него окружающей среды.

Система управления социальной работой функционирует на основе общих для федеральных, региональных и местных органов управления целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность и социальную защиту населения, выраженных обычно в правовых формах, и включает: а) систему государственных органов управления социальной защитой населения (федеральных, региональных, муниципальных); б) органы управления учреждений социального обслуживания и социальной защиты в системе социальных служб; в) систему гражданской государственной службы в органах управления социальных служб; г) совокупность реализуемых органами управления социальной защиты населения функций и используемый комплекс технологий, методов, средств и ресурсов; д) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления социальной работы, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т. д.

В настоящее время в России сложилась пятиступенчатая система управления социальной работой и выработки управленческого воздействия:

• на федеральном уровне;

• на региональном уровне;

• муниципальное управление;

• локальное управление (на уровне социальных служб);

• индивидуальный уровень, то есть руководство программой индивидуальной реабилитации (адаптации, интеграции и т. д.).

Система управления социальной работой является частью всей государственной управленческой системы в стране. Управление социальной работой поэтому осуществляется на тех же основных принципах, формах, функциях, технологиях и методах, которые приняты для всей системы социального управления. Управление социальной работой функционирует в рамках системы управления социальной работой.

• Субъекты социальной работы – отвечают на вопросы: кто действует в системе социальной работы? от кого исходит управленческое воздействие? кто вырабатывает социальные услуги? Как правило, в качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы. Их можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе с учетом составных частей социальной работы: практической деятельности, науки и учебного процесса. Это прежде всего – государственные организации, учреждения, предприятия, социальные службы федерального, регионального, местного и локального масштабов; общественные, благотворительные и другие некоммерческие организации; коммерческие предприятия социального обслуживания; отдельные индивиды и группы, занимающиеся практической социальной работой, и др.

• Объекты социальной работы – отвечают на вопросы: на кого направлено социальное воздействие? кому предназначены социальные услуги? кто является их потребителем и пользователем? Объект социальной работы выступает как носитель той или иной социальной проблемы, как конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни. Объект социальной работы – клиент. Исторически под ним понимается социально незащищенный человек. Клиентом социальной работы определяется любой человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе. В таком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. Существуют многообразные типологии клиентов современной социальной работы. Первую группу объектов социальной работы составляют индивиды, социальные группы, слои населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Второй важнейшей группой объектов социальной работы являются различные сферы жизнедеятельности людей. В этом случае под социальной работой следует понимать ее широкое толкование: как решение не только повседневных проблем, но и предотвращение острых социальных проблем в широком масштабе (безработица, нищета, различные социальные болезни, острые формы девиантного поведения и другие проблемы социализации человека, групп, социальных общностей).

Отметим, что субъект и объект социальной работы являются важнейшими компонентами системы социальной работы. Социальная работа носит двусторонний характер, в основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом и/или со значимым социальным окружением клиента.

Взаимодействие – это целенаправленный процесс в пространстве и времени, имеющий свою логику и последовательность стадий, которые диктует логика работы (диагностика ситуации, планирование действий и их осуществление, итоговая оценка совместной работы). Содержание взаимодействия определяется исходной проблемой в том виде, как она заявлена клиентом или обнаружена социальным работником. В связи с этим основная задача социального работника – это организация и структурирование ситуации взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь эффективных результатов социальной помощи. Выделим следующие сущностные характеристики такого взаимодействия:

• обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями (уважение личности клиента, его самоопределение) – неотъемлемая часть позиции социального работника во взаимодействии; определяющая все качественные характеристики взаимодействия;

• активное участие клиента в целеполагании, в определении желаемых результатов и задач совместной работы;

• сочетание эмоционального (установление атмосферы доверия, личностной безопасности) и рационального (поиск рациональных способов решения проблемы в вербальной форме и отслеживание процесса достижения результата) компонентов во взаимодействии;

• функционально-ролевой характер взаимодействия.

• Основные сферы социальной работы – отражают те социальные сферы, в которых решаются социальные проблемы. Сферы жизнедеятельности весьма многообразны. Они (здравоохранение, образование, наука, культура, производство, трудовая сфера, силовые структуры, пенитенциарная система, ЖКХ и т. д.) влияют на формирование содержания социальной работы, и их состояние определяется уровнем развития общества, его культуры, общественного сознания, идеологии, политики.

• Институты социальной работы – включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.

• Технологии, методы, способы и приемы социальной работы – это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.

• Формы социальной работы – обычно связаны со спецификой содержания и конкретными способами, методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем. К формам социальной работы, отражающим специфику содержания социальной работы, относят: социальную защиту, социальное обслуживание, социальное страхование, социальную помощь, социальный патронаж, опеку и попечительство и др.

Система социальной работы может иметь общественный характер (как это было в дореволюционной России или в современном опыте скандинавских стран), может – государственный (как это было в советской модели социального обеспечения). В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.

7.2. Управление социальной работой как вид социального управления

Управление социальной работой – это разновидность социального управления. Управление социальной работой включает в себя, с одной стороны, воздействие на организации и службы, ведущие социальную работу, для достижения целенаправленных изменений объекта в желаемом направлении, а с другой – сферу деятельности органов руководства социальными службами.

Управление в социальной работе – это система гибкого социального управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни, на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, достойного существования. Данное понятие управления в социальной работе имеет несколько значений.

• Организационно-структурное. Здесь предполагается найти ответы на такие вопросы: кто должен управлять социальной работой? какие учреждения должны заниматься (занимаются) управлением? какова эффективность (результативность) их деятельности? на какие структуры должно быть направлено управленческое воздействие? При этом нужно помнить, что управление социальной работой организуется на различных уровнях: федеральном, региональном (территориальном), местном, локальном и индивидуальном. Соответственно, каждый уровень управления имеет свои организационные структуры управления.

• Функциональное. Различные структуры в системе управления социальной работой выполняют определенные управленческие функции – общие и частные. Общими управленческими функциями считаются планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, то есть процесс постановки целей и задач, выработки и принятия управленческих решений и организация практической деятельности. Конкретные функции – это виды работ применительно к конкретной управленческой деятельности по занимаемой должности (обязанности и права согласно должностной инструкции), по подразделению (положение об отделе, секторе) и направлению деятельности.

• Профессиональное (трудовое). Управление в социальной работе – особый вид трудовой профессиональной деятельности, которой занимается вполне определенная категория людей, именуемых управленческими кадрами, или персоналом органов управления.

• Гносеологическое. В настоящее время можно утверждать, что управление в социальной работе представляет собой науку, изучающую структуру, функции, профессиональную управленческую деятельность и процесс управления в социальной работе. Теория управления социальной работой является бурно развивающейся областью исследований.

• Учебно-образовательное. Основные аспекты управления и управленческой деятельности в социальной работе являются основным содержанием специальной учебной дисциплины.

Управление в социальной работе является необходимым условием для функционирования любой социальной службы, социальной организации, предприятия и учреждения. Управление в социальной работе имеет свои специфические особенности, трудности, возможности, не свойственные управлению другими социальными системами. Руководители, специалисты, хорошо владеющие искусством управления – ценное общественное достояние. В общем виде управление в социальной работе выступает как сознательное, целенаправленное и планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления социальной работой. А с профессионально-трудовой точки зрения управленческая деятельность в социальной работе определяется как совокупность мотивированных сознательных, целенаправленных, целесообразных, полезных и выполняемых на профессиональной основе действий и операций органов управления социальных служб по реализации управленческих функций, необходимых для осуществления взаимодействия с подчиненными, обеспечивающего их деятельность по удовлетворению внешних и внутренних потребностей организации и выполнения задач по предназначению.

Субъектами управления в социальной работе являются руководящий состав государственной, региональной и муниципальной системы управления, руководители служб и учреждений социальной защиты и формируемые органы управления, наделенные управленческими функциями.

Объектами управления в социальной работе выступают социальные службы, учреждения, организации и предприятия социальной защиты и социального обслуживания, а также социальные работники, сотрудники служб и вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъект, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему управления социальной работой.

Управление социальной работой как подсистема социального управления означает не управление вообще, а управление социальными системами и социальными службами. Основная задача управления социальной работой – это поиск форм и методов эффективного управления социально-технологическими действиями социальных служб, поддержания их устойчивости, эффективности и рациональности. Подсистемами управления социальной работой являются:

• каждый индивид в отдельности – это микроуровень управленческого воздействия;

• различные социальные группы внутри общества – это макроуровень управления;

• все общество в целом – это мегауровень управления социальными структурами.

Основная сложность функционирования управления социальной работой в том, что указанные подсистемы управленческого воздействия не однородны. Как правило, цели индивида и социума не совпадают. Индивид руководствуется и мотивирует свое поведение индивидуальными социальными интересами и потребностями. Микроуровень управления социальной работой поэтому – это удовлетворенность всесторонних социальных интересов и потребностей индивида.

Социальные группы руководствуются уже несколько иными мотивами, чем индивид. Мы должны отметить, что социальные группы руководствуются преимущественно политическими, социальными и экономическими предпочтениями. Все социальные группы хотят социально-политической стабильности, то есть таких отношений, которые развивают общественные отношения в первую очередь. Таким образом, макроуровень управления социальной работой – это желание социальной стабильности для конкретных групп. Управление социальной работой на этом уровне должно заниматься поиском инструментов для поддержания такой стабильности.

Управление социальной работой на мегауровне – это, безусловно, разработка оптимальной социальной политики социального государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Концептуальная платформа управления социальной работой должна опираться на следующие положения:

• профилактику социальных болезней в социальной работе: стратегия социальной политики предусматривает направленность согласованной работы всех социальных институтов прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу с их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений – нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана;

• содействие самореализации личности: социальная помощь – не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредственным участием. Главное в социальной работе – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем;

• приоритетность сфер семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять усилия социальных институтов, учреждений на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия;

• интегративность и межведомственность профессии социальной работы: работа социальных служб «поодиночке» малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей государственных учреждений, общественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение проблем каждого человека и его семьи; создание благоприятных условий для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в разных сферах ее микросреды;

• раннюю профессиональную ориентацию социальных работников и социальных педагогов: этические и профессиональные стандарты социальной работы предполагают наличие значительного числа волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний отбор будущих специалистов. Социальная работа – это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, общению, движение, направленное на создание своеобразного саморазвивающегося механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ослаблению социальной и межнациональной напряженности, формированию благоприятного микроклимата в социуме.

Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает: умение анализировать, выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения и способности решать актуальные задачи сегодняшнего дня; решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества; предоставление равных возможностей гражданам независимо от национальности, пола, возраста; гуманность, доброжелательность, соблюдение конфиденциальности; содействие социальной реабилитации и адаптации личности; адресность, приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическую направленность; законность и соответствие госстандартам.

Управление социальной работой – это разновидность социального управления. Управление социальной работой включает в себя, с одной стороны, воздействие на организации и службы, ведущие социальную работу, для достижения целенаправленных изменений объекта в желаемом направлении, а с другой – сферу деятельности органов руководства социальными службами.

Управление в социальной работе – это система гибкого социального управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни, на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, достойного существования. Данное понятие управления в социальной работе имеет несколько значений.

• Организационно-структурное. Здесь предполагается найти ответы на такие вопросы: кто должен управлять социальной работой? какие учреждения должны заниматься (занимаются) управлением? какова эффективность (результативность) их деятельности? на какие структуры должно быть направлено управленческое воздействие? При этом нужно помнить, что управление социальной работой организуется на различных уровнях: федеральном, региональном (территориальном), местном, локальном и индивидуальном. Соответственно, каждый уровень управления имеет свои организационные структуры управления.

• Функциональное. Различные структуры в системе управления социальной работой выполняют определенные управленческие функции – общие и частные. Общими управленческими функциями считаются планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, то есть процесс постановки целей и задач, выработки и принятия управленческих решений и организация практической деятельности. Конкретные функции – это виды работ применительно к конкретной управленческой деятельности по занимаемой должности (обязанности и права согласно должностной инструкции), по подразделению (положение об отделе, секторе) и направлению деятельности.

• Профессиональное (трудовое). Управление в социальной работе – особый вид трудовой профессиональной деятельности, которой занимается вполне определенная категория людей, именуемых управленческими кадрами, или персоналом органов управления.

• Гносеологическое. В настоящее время можно утверждать, что управление в социальной работе представляет собой науку, изучающую структуру, функции, профессиональную управленческую деятельность и процесс управления в социальной работе. Теория управления социальной работой является бурно развивающейся областью исследований.

• Учебно-образовательное. Основные аспекты управления и управленческой деятельности в социальной работе являются основным содержанием специальной учебной дисциплины.

Управление в социальной работе является необходимым условием для функционирования любой социальной службы, социальной организации, предприятия и учреждения. Управление в социальной работе имеет свои специфические особенности, трудности, возможности, не свойственные управлению другими социальными системами. Руководители, специалисты, хорошо владеющие искусством управления – ценное общественное достояние. В общем виде управление в социальной работе выступает как сознательное, целенаправленное и планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления социальной работой. А с профессионально-трудовой точки зрения управленческая деятельность в социальной работе определяется как совокупность мотивированных сознательных, целенаправленных, целесообразных, полезных и выполняемых на профессиональной основе действий и операций органов управления социальных служб по реализации управленческих функций, необходимых для осуществления взаимодействия с подчиненными, обеспечивающего их деятельность по удовлетворению внешних и внутренних потребностей организации и выполнения задач по предназначению.

Субъектами управления в социальной работе являются руководящий состав государственной, региональной и муниципальной системы управления, руководители служб и учреждений социальной защиты и формируемые органы управления, наделенные управленческими функциями.

Объектами управления в социальной работе выступают социальные службы, учреждения, организации и предприятия социальной защиты и социального обслуживания, а также социальные работники, сотрудники служб и вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъект, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему управления социальной работой.

Управление социальной работой как подсистема социального управления означает не управление вообще, а управление социальными системами и социальными службами. Основная задача управления социальной работой – это поиск форм и методов эффективного управления социально-технологическими действиями социальных служб, поддержания их устойчивости, эффективности и рациональности. Подсистемами управления социальной работой являются:

• каждый индивид в отдельности – это микроуровень управленческого воздействия;

• различные социальные группы внутри общества – это макроуровень управления;

• все общество в целом – это мегауровень управления социальными структурами.

Основная сложность функционирования управления социальной работой в том, что указанные подсистемы управленческого воздействия не однородны. Как правило, цели индивида и социума не совпадают. Индивид руководствуется и мотивирует свое поведение индивидуальными социальными интересами и потребностями. Микроуровень управления социальной работой поэтому – это удовлетворенность всесторонних социальных интересов и потребностей индивида.

Социальные группы руководствуются уже несколько иными мотивами, чем индивид. Мы должны отметить, что социальные группы руководствуются преимущественно политическими, социальными и экономическими предпочтениями. Все социальные группы хотят социально-политической стабильности, то есть таких отношений, которые развивают общественные отношения в первую очередь. Таким образом, макроуровень управления социальной работой – это желание социальной стабильности для конкретных групп. Управление социальной работой на этом уровне должно заниматься поиском инструментов для поддержания такой стабильности.

Управление социальной работой на мегауровне – это, безусловно, разработка оптимальной социальной политики социального государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Концептуальная платформа управления социальной работой должна опираться на следующие положения:

• профилактику социальных болезней в социальной работе: стратегия социальной политики предусматривает направленность согласованной работы всех социальных институтов прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу с их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений – нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана;

• содействие самореализации личности: социальная помощь – не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредственным участием. Главное в социальной работе – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем;

• приоритетность сфер семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять усилия социальных институтов, учреждений на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия;

• интегративность и межведомственность профессии социальной работы: работа социальных служб «поодиночке» малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей государственных учреждений, общественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение проблем каждого человека и его семьи; создание благоприятных условий для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в разных сферах ее микросреды;

• раннюю профессиональную ориентацию социальных работников и социальных педагогов: этические и профессиональные стандарты социальной работы предполагают наличие значительного числа волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний отбор будущих специалистов. Социальная работа – это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, общению, движение, направленное на создание своеобразного саморазвивающегося механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ослаблению социальной и межнациональной напряженности, формированию благоприятного микроклимата в социуме.

Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает: умение анализировать, выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения и способности решать актуальные задачи сегодняшнего дня; решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества; предоставление равных возможностей гражданам независимо от национальности, пола, возраста; гуманность, доброжелательность, соблюдение конфиденциальности; содействие социальной реабилитации и адаптации личности; адресность, приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическую направленность; законность и соответствие госстандартам.

Особенности управления социальной работой в современной России. Ким И.Э. , ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» Ханты-Мансийск, Россия

Аннотация.

 Данная статья посвящена вопросу управления социальной работой и его особенностям в современной России. В статье раскрывается значение социальной работы, как определенного вида деятельности направленного не просто на поддержание жизни, здоровья, свобод человека, но и отражающего уровень развития государства. Авторы акцентируют свое внимание на современном политическом положении страны и состоянии общества, и вытекающих из этого проблем, решение которых они видят в развитии теории управления социальной работой, с учетом исторически сложившихся особенностей, и усилением правового поля данной сферы деятельности.

Ключевые слова: общество, управление, социальная работа, управление социальной работой, особенности управления, эффективное управление.

Социальная работа, как отдельное направление деятельности, появилось сравнительно недавно. После распада Советского Союза произошел резкий перелом во многих сферах деятельности, резко поменялись жизненные устои общества, произошла ценностная дестабилизация, к тому же и многие люди, так же резко, изменили свой социальный статус. Все эти изменения, соответственно, повлияли и на последующие потрясения в жизни людей, результатом чего стало усиливающееся социальное напряжение [2].

К тому же с появлением нового государства стало формироваться и новое законотворчество. Появилось большое количество нормативных актов, которые еще и противоречили друг другу, это привело к необходимости правого консультирования, которое проходит в рамках социальной работы с населением. В связи с возросшим уровнем безработицы возникла необходимость в содействии самозанятости населения. Важную роль оказывает и поддержка населения, особенно таких слоев, как: пожилые люди, дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные семьи, инвалиды [3].

Все обозначенные проблемы и послужили причинами формирования социальной работы в России и 23 апреля 1991 года согласно принятому решению № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам была учреждена профессия – социальный работник. Этот момент можно считать стартовым в формировании в России социальной работы [2].

В силу того, что с нуля необходимо было организовать и сами социальные службы, которые могли оказывать помощь и содействие населению, не было квалифицированных кадров, которые бы выполняли эту деятельность. В связи с этим возникли свои особенности и в управлении социальной работой в России.

На сегодняшний день, вопросы управления и внутреннего всестороннего развития государства, сохранения единства интересов страны на мировой политической арене стоят очень остро. В ходе экономических проблем связанных с введением санкций против Российской федерации, нарастает напряженность и недовольство внутри общества, создавая угрозу дестабилизации социальной сферы.

В своем обращении к общероссийскому народному фронту (коалиция общественно-политических организаций, созданная в мае 2011г.) президент Российской федерации В.В.Путин отметил важность эффективного решения сложившихся проблем не только силами административной структуры, но и силами общественных движений и организаций, ведь общей задачей и тех и других является – улучшение жизни людей. Поэтому исключительно грамотное управление и верные управленческие решения, способны стать рычагом целой системы, направленной на сохранение социально-экономической стабильности общества.

Управление социальной работой – это деятельность, которая направлена на определение целей и постановку задач в ходе проведения мероприятий социальными службами. Объектом управления выступает система обозначенных взаимоотношений между социальными службами и населением, а соответственно под объект управления попадают и сами сотрудники социальных служб [1]. Субъект управления социальной работы представлен руководителями социальных служб, а так же те органы, которые формируются для проведения социальной политики в государстве.

Управленческая деятельность в социальной сфере имеет определенные значения, к котором можно отнести следующее:

  1. Организационное значение, а именно структурирование социальной работы на уровни. Для нашей страны характерна трехуровневая организационная структура: федеральный, региональный и локальный (местный). Для каждого уровня характерны определенные законодательные и исполнительные органы.
  2. Функциональное значение, среди основных функций социальной работы выделяются следующие: прогнозирование, моделирование и собственно само управление [4].

В управленческой деятельности в социальной сфере на организационном этапе стоит отметить важность налаживания механизмов взаимодействия между всеми тремя уровнями власти федеральным, региональным и муниципальным. Нам необходим общий рынок социальной сферы, наличием социальных служб и совместной реализацией социальных программ, при участии в нем как специалистов административной структуры, так и представителей общественных организаций.

В России в управлении социальной работой имеется ряд особенностей:

— социально-политическая особенность, связана с четкой зависимостью социальной политики, проводимой государством и ее непосредственным воздействием на управленческую систему;

— организационная особенность, связана с кадровым составом социальных служб.

В связи с тем, что социальная работа достаточно новое направление государственной поддержки населения, изначально возник серьезный кадровый вопрос, что и повлияло на формирование организационной особенности управления в России. Вдобавок ко всему возрастает интерес к профессии социального работника и как следствие этого возрастает качество профессионального образования по данному направлению обучения. Вот почему получение знаний основ менеджмента и управления в социальной работе будут непременным преимуществом социального работника во время осуществления своей профессиональной деятельности.

— иерархичность управления, в управленческой деятельности социальной работы существует четкая иерархия, которая помогает достижению поставленных целей.

— слабость правового поля в управленческой деятельности социальной работы. Нельзя не отметить тот факт, что было сформировано большое количество нормативно-правовых актов, но здесь возникает своеобразный парадокс, который заключается в следующем: вся существующая обширная нормативно-правовая база не дает полноценного формирования правового поля в сфере управления социальной работой.

Главным условием качественного и эффективного управления социальной работы является баланс между субъектом и объектом управления. Только в этом случае будет обеспечено достижение всех поставленных задач и соответственно цели всей социальной работы. Это формирует наличие определенных личностных качеств управленца, который должен быть динамичным, уметь проводить анализ реального положения дел, а так же уметь составить четкий прогноз [3].

Недостаточная изученность теории управления социальной работой в сегодняшней действительности не позволяет повысить качество и совершенствование системы управления социальной сферы, которое гарантировало бы эффективное становление и регулирование нашего социального положения, а так же обеспечило бы нам достойное существование согласно нормам современного общества.

Безусловно, качественное управление социальной работой необходимо рассматривать в совокупности всех направлений ее деятельности, исследовать и развивать теорию управления в данной сфере с учетом воздействия на управляемые объекты. Проанализировав все выше изложенное, мы пришли к выводу, что основной особенностью управления социальной работой, все-таки является ее трехуровневая система, которая на достаточное ее поддержание со стороны законотворчества не до конца выверила алгоритм своих действий и правил применения этого алгоритма в каждой конкретной ситуации.

Ссылки на источники
  1. Грика Н.А. Социальная работа в России: образование и практика: науч. тр. / Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2009.
  2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальный менеджмент: Учебник для вузов: М.: Высшая школа, 2002.
  3. Квеско Р.Б., Муравская Е.Н., Квеско С.Б., Чайковский В.Д. Менеджмент социальной работы: Учеб.пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2009.
  4. Коршунова Е.Н., Шатаева О.В. Менеджмент в социальной сфере // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. №6

Материалы участников  II Международной научно-практической конференции “Социальная работа XXI века: теория, практика, перспективы». Секция 4 «Менеджмент в социальной работе»

Принять участие в конференции

Рейтинг статьи:

Загрузка…

В процессе разделения
труда отдельные работники социальной
сферы стали целиком заниматься
деятельностью по руководству агентствами
или ассоциациями агентств, созданием
учебных программ и разработкой учебных
курсов для школ и факультетов социальной
работы. Данные индивиды перестали
принимать участие в непосредственной
работе с клиентами.

Зарубежные ученые
для характеристики деятельности
социальных работников, профессионально
занимающихся только организацией и
управлением, включая вопросы стратегии
социальной работы и соответствующих
образовательных программ, используют
термин «макропрактика». Данное понятие
отражает эволюцию практики социальной
работы, более широкий социально-политический
контекст.

Обладая множеством
общих черт с практикой социальной работы
в целом, макропрактика имеет ряд
особенностей, которые порождают
специфические проблемы.

Важным разделом
курса лекций является определение
канонов, связанных с появлением и
дальнейшим совершенствованием функций
социальной работы. В историческом плане
интересны два момента: разделение
функций в социальной работе и политический
управленческий климат 70-х – 80-х годов
XX столетия.

Историки данного
вида созидательной деятельности
подчеркивают, что вплоть до недавнего
времени социальная работа существовала
только в трех видах: индивидуальная
работа с клиентами; работа с группами;
организационная работа. В начале 70-х
годов нашего столетия данная структура
стала меняться, насыщаться другими
моделями. Выделился новый, так называемые
«генералистский» подход к социальной
работе, носящий общий характер и значимый
для социальной (работы) сферы в целом.

В качестве
специфического метода данный подход
предполагает, что социальные работники
должны быть предельно универсальными,
разносторонними людьми, владеть многими
способами вмешательства, а не каким-то
одним из исторически и социально
сложившихся.

По существу это
привело к формированию «суперметода».

Возникновение
нового подхода к социальной работе
сопровождалось его резкой критикой
(естественно, что лидеров в любой сфере
творческой мысли всегда бьют).

В частности, критики
указывали, что качественная помощь
клиенту требует специализации и на
практике, и в обучении (в теоретическом
аспекте). Ученые Н.Джилберт и Х.Шпехт в
1974 году отмечали, что действительный
диапазон практической социальной работы
так широк, что стремление овладеть
«универсальным методом» может обернуться
некомпетентностью во многих, если не
во всех профессиональных сферах. (В то
же время, и односторонний специалист,
без широкого творческого диапазона не
нужен).

Но социально-политический
климат середины 60-х годов XX столетия
(начало 70-х годов), обостренные экстремальные
обстоятельства подталкивали к пересмотру
практических и теоретических установок
в сфере социальной работы.

«Война с бедностью»
содействовала смещению важнейших
акцентов социальной работы на проблемы
общин и на политические подходы к
проблемам национальных, социальных
меньшинств и низов в городских и
провинциальных зонах.

В ходе этого
процесса ценность конкретной социальной
работы, направленной на решение проблем
отдельных клиентов, часто девальвировалась.
Стала рассматриваться как периферийная
по отношению к более широкому социальному
движению с политическими целями.

Необходимо отметить,
что из всех существующих методов
социальной работы, методы организации
и управления социальной сферой казались
более всего отвечающими требованиям
времени.

Историки данного
направления благотворительной
деятельности считают, что в этот период
многие профессиональные социальные
работники пришли к выводу, что умение
вырабатывать стратегию еще не обеспечивает
достаточной основы для решения проблем
в таких областях, как социальное
обслуживание; охрана здоровья; помощь
престарелым; психотерапия.

Практика социальной
работы требовала компетенции в
планировании благотворительной
деятельности; в оценке потребностей
различных социальных групп и культурных
слоев; в составлении программ реального
вмешательства и помощи всем нуждающимся.

Смещение акцентов
в практике социальной работы происходило
следующим образом: организация сообщества
стала рассматриваться в русле
целенаправленного вовлечения каждого
работника в планомерное изменение
профессиональной деятельности. Об этом
писали американские ученые Р.Перлман
и А.Гурин в 1972 году.

Логическая и
функциональная связь между планированием
и организацией сообщества была столь
сильна, что к 70-м годам многие виды
планирования приобрели характер
законодательно установленных норм,
диктовались насущными ожиданиями самих
социальных работников.

В то же время,
социальная работа 70-х годов определялась
не только развитием техники планирования.
В частности, социальное обслуживание
периода президентства Р.Никсона стало
рассматриваться с точки зрения соотношения
целей, затрат и выгод.

Такие термины, как
«эффективность», «достижение целей»,
«выгода» неуклонно входили в практическую
деятельность социальных работников.
Социальные работники постоянно испытывали
денежные трудности из-за скудных
ресурсов, отпускаемых государством.

Организации в
сфере здравоохранения и других областях
(технических и гуманитарных) были
вынуждены признать, что формальное
образование и клиническая практика не
учат социальных работников управлять
агентствами, изыскивать ресурсы,
тщательно подбирать штат компетентных
сотрудников.

Школы социальной
работы и агентства признали необходимость
специальной подготовки таких
профессионалов, которые могли бы быть
администраторами, квалифицированно
распоряжаться финансами, контролировать
обслуживание клиентов и оценивать
качество социальных программ.

Стало ясно, что
внешние факторы могут стать решающими
для работы социальных агентств. (Об этом
писали П.Джилберт и Х.Шпехт в 1976 году).
К этим факторам относятся фондирование;
общественные санкции; адекватность,
эффективность социального обслуживания.

В ведущих культурных
слоях страны укрепилось убеждение, что
образование должно научить социальных
работников рассматривать свое агентство
как сложную организацию, на которую
влияют внешние силы, решительно
воздействовать, даже изменять в случае
необходимости окружение.

В 80-е годы XX века
в практике социальной работы закрепилось
разделение труда. Оно отражает два
уровня практической деятельности:
«макро» и «микропрактика».

Микропрактика –
это непосредственная социальная работа
с индивидами и группами, продолжающая
играть ведущую роль. (Комплекс
взаимосвязанных приемов и навыков,
позволяющих планировать качество
социальных услуг, руководить этой
сферой, как на уровне организации, так
и на межорганизационном уровне, включает
в себя макропрактика).

В то же время,
термины «микро» и «макро» условны и
обозначают крайние отрезки непрерывной
шкалы реальной социальной практики.

Относительно
техники макропрактики.

Теоретики данной
сферы благотворительной деятельности
считают, что макропрактика в социальной
работе включает в себя четыре основные
фундаментальные области: планирование;
административное управление; оценку
качества услуг и программ; организационную
деятельность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Осаго онлайн калькулятор по всем страховым компаниям в нижнем новгороде
  • Основные задачи бизнес аналитика в современной коммерческой организации
  • Основные модели электронного бизнеса ориентированные на бизнес партнера
  • Основные направления финансового анализа в системе управления компанией
  • Основные организационные формы бизнеса в россии обществознание конспект