Организация работы в штабах в мирное время

31

Р О С С И Й С К А
Я А К А Д Е М И Я П Р А В О С У Д И Я

Для служебного
пользования

Экз. №__

УТВЕРЖДАЮ

Начальник
военной кафедры

полковник юстиции
В.А. Михалёв

«____» ________ 2010 г.

Доктор военных
наук, доцент

полковник зап.
Калашников В.Н..

Л Е К
Ц И Я

По учебной дисциплине «Управление войсками» на тему: «порядок работы органов военного управления в повседневной деятельности»

Обсуждена
и одобрена

на заседании
кафедры

«__» _______
2010 г. Протокол №__

Москва-2010 содержание

Введение.

Основная часть:

1. Основы работы
командира и штаба части в повседневной
деятельности.

2. Система работы
командира части по управлению повседневной
деятельностью.

Заключение.

Литература:

1. Управление
войсками. Конспект лекций. – М.: РАП,
2003 г. (ДСП).

2. Управление
повседневной деятельностью части. /
Учебник для слушателей академии. – М:
МО СССР, 1989. (ДСП).

3. Система работы
командира воинской части по
управлению повседневной деятельностью
(пояснительная
записка). – Тверь, ВА ПВО, 2003 (ДСП).

Учебно-материальное обеспечение

1. Мультимедийная
поддержка.

2. Плакаты.

Введение

Работа
команди­ров
и штабов в повседневной
деятельности заключается
в
их непрерывной, целенаправленной работе
по организации выполнения задач мирного
времени и оказанию практической помощи
под­чиненным в качественной подготовке
войск к выполнению боевых задач военного
времени.

Повседневная
деятельность регламентируется
требованиями
руководящих документов Министра обороны,
Начальника Генерального Штаба Вооруженных
Сил, Главнокомандующих видов ВС, а также
уставами, наставлениями и другими
документами.

Повседнев­ная
деятельность войск заключается в
постоянной
работе органов военного управления и
личного состава по выполнению задач в
соответствии с предназначением воинских
формирований (соединений, частей,
подразделений). Основным видом повседневной
деятельности, как
по объему, так и по содержанию
является учебно-боевая
деятельность, направленная на
непосредственную подготовку войск к
выполнению боевых задач.

Кроме
того, большую долю в совокупности задач
повседневной деятельности занимает
административно-хозяйственная
деятельность,
направленная на организацию
и несение внутренней, гарнизонной и
караульной службы, руководство войсковым
хозяйством; обеспечение военнослужащих
всеми видами довольствия, организацию
и ведение несекретного и секретного
делопроизводства и т.п.

Задачи,
решаемые командиром и штабом в повседневной
деятельности чрезвычайно объемные и
сложные, требуют от офицерского состава
профессиональных знаний, уме­ний и
высокой организации работы по их
выполнению.

Цель
лекции – ознакомить студентов с основами
и системой работы
командира и штаба части в повседневной
деятельности.

1. Основы работы командира и штаба части в повседневной деятельности

Повседневная
деятельность войск в мирное время носит
многоплановый характер и требует
непрерывного управления со стороны
командиров (начальников).

Управленческая
деятельность командира (начальника) по
выполнению мероприятий повседневной
деятельности направлена на обеспечение
готовности части, подразделений, личного
состава к гарантированному выполнению
стоящих перед ними задач мирного времени.

В интересах
выполнения этих задач командир
(начальник), организует управление
подчиненными подразделениями по
направлениям
повседневной деятельности
:

боевая
и мобилизационная
готовность,

боевое дежурство,

боевая
подготовка,

воспитательная
работа,

правопорядок и
воинская дисциплина,

служба
войск,

обеспечение
безопасности повседневной деятельности,

эксплуатация ВВТ,

содержание запасов
материальных средств,

экономическая и
финансово-хозяйственная деятельность,

методическая
работа,

подбор, подготовка
и расстановка кадров.

Рассмотрим данные
направления повседневной деятельности
подробней.

Под боевой
готовностью

понимается определенное состояние
войск (сил), характеризующее их способность
организованно, в установлен­ные сроки
начать боевые действия и выполнить
поставленные им боевые задачи. Боевая
готовность определяется способностью
частей привести себя в высшие степени
боевой готовности, на­личием и
состоянием вооружения, военной техники
и других материальных средств,
укомплектованностью личным составом,
мобилизационной готовностью, непрерывным
несением боевого дежурства, состоянием
системы управления, уровнем подго­товки
командных кадров и штабов к управлению
войсками, боевой слаженностью частей
и подразделений, мо­рально-психологическим
состоянием, дисциплиной и организованностью
лично­го состава, оборудованием в
инженерном отношении и маски­ровкой
боевых порядков и другими элементами.

Наиболее
важными мероприятиями, которые проводят
командиры и штабы в своей повседневной
деятельности по поддержанию постоянной
боевой готовности явля­ются:

постоянное
изучение противостоящего противника,
возмож­ных вариантов его действий,
особенно в начальный период войны,
изучение его сильных и слабых сторон,
уязвимых мест в группировке и системах
управления;

совершенствование
опо­вещения о действиях вероятного
противника в минимальные сроки для
своевременного приведения их в
соответствующие степени боевой
готовности, вскрытия замысла и новых
способов его действия, предупреждения
о применении оружия массового по­ражения;

сокращение
сроков приведения частей и подразделений
в высшие степени боевой готовности и
сроков выполнения моби­лизационных
мероприятий, освоение способов скрытого
их отмо­билизования и приведения в
боевую готовность;

заблаговременное
создание запасов материальных средств,
необходимых для ведения боевых действий
и отмобилизова­ния, их целесообразное
эшелонирование, рассредоточение с
учетом
удаления от городов, категорированных
по гражданской обороне, защита их от
ОМП и высокая готовность к боевому
применению;

улучшение качества
подготовки личного состава и боевой
слаженности расчетов;

повышение
живучести элементов боевого порядка
частей и подразделений, их защита от
средств радиоэлектронного подав­ления
и самонаводящегося оружия противника,
совершенствование маскировки;

заблаговременная
разработка и систематическое уточнение
планов приведения в боевую готовность,
обеспечивающих вы­сокую организованность
приведения частей и подразделений в
высшие степени боевой готовности в
различных условиях обста­новки и по
различным вариантам;

систематический
предупредительный контроль боевой
готов­ности, объективная оценка ее
состояния, вскрытие недостатков и
принятие эффективных мер по их устранению.

Одной
из основных составных частей боевой
готовности является мобилизационная
готовность.

Под
мобилизационной
готовностью

войск (сил) понимается такое их состояние,
из которого они способны организованно,
в установленные сроки отмобилизоваться
и привести себя в полную боевую готовность.

Мобилизационная
готовность определяется:

уровнем
подготовки органов управления к
вы­полнению задач при отмобилизовании
и приведении частей в полную боевую
готовность;

качеством
укомплектованности частей и подразделений
лич­ным составом кадра и запаса;

состоянием
вооружения, военной техники и запасов
расход­ных материальных средств;

способностью
частей отмобилизоваться и привести
себя в полную боевую готовность в
установленные сроки.

Высокий уровень
мобилизационной готовности а,
следова­тельно, и успех отмобилизования
и приведения в боевую готов­ность
достигается: тщательной разработкой в
мирное время мо­билизационных
документов; созданием всех условий,
обеспечи­вающих устойчивое, скрытое
и автономное отмобилизован частей;
четким согласованием по срокам выполнения
мобили­зационных мероприятий с планами
приведения частей в боевую готовность;
четкой организацией оперативного вывода
личного состава, вооружения, военной
техники и вывоза расходных материальных
средств из пунктов постоянной дислокации
в райо­ны отмобилизования и надежностью
их укрытия, охраны и маскировки; высокой
укомплектованностью частей личным
соста­вом, вооружением, военной
техникой и другими материальными
средствами по штатам, табелям и нормам
снабжения военного времени; правильной
организацией хранения запасов
матери­альных средств и поддержанием
вооружения и военной техни­ки в
боеготовом состоянии; тщательной
подготовкой частей к отмобилизованию
в сложных климатических условиях;
заблаго­временным накоплением в
районах отмобилизования и комплек­тования
частей необходимых мобресурсов; знанием
командира­ми и другими должностными
лицами качества приписного со­става
и постоянной заботой о его военной
подготовке; четко ор­ганизованной и
устойчиво действующей системой
оповещения, сбора, призыва и поставки
мобресурсов в короткие сроки, бы­стрым
их приемом и вводом в строй в частях, а
также проведе­нием целенаправленного
боевого слаживания частей и подраз­делений
в штатной организации военного времени;
всесторон­не продуманной системой
организации работы пунктов приема
личного состава и техники в частях в
различных условиях об­становки;
организацией устойчивого и непрерывного
управле­ния отмобилизованием частей;
оперативным принятием обосно­ванных
решений в соответствии со сложившейся
мобилизаци­онной обстановкой;
тщательной подготовкой и практической
натренированностью личного состава
частей, привлекаемого к выполнению
мобилизационных мероприятий; конкретной
на­правленностью воспитательной
работы в частях и поддержанием тесной
связи с местными органами власти при
проведении моби­лизации; поддержанием
постоянного взаимодействия между
частями, военкоматами и ОВД и гражданской
оборо­ны и четким согласованием между
ними всех мероприятий, обес­печивающих
своевременный призыв и поставку
мобресурсов при мобилизации; высокими
морально-психологи­ческими качествами
личного состава, его организованностью
и дисциплинированностью.

Под боевым
дежурством
понимается
выполнение определённой боевой задачи
дежурными силами, выделяемыми от
воинского формирования. В частности,
дежурные силы и средства ПВО в мирное
время выполняют боевую задачу по охране
государственной границы РФ в воздушном
пространстве.

Под боевой
подготовкой
понимают
комплекс спланированных, организованных
и систематически проводимых мероприятий
по воинскому обучению и воспитанию
личного состава, слаживанию подразделений,
воинских частей, соединений и органов
управления для выполнения боевых и
других задач в соответствии с их
предназначением.
Основными
задачами боевой подготовки являются:

повышение
профессионального уровня подготовки
военнослужащих, навыков в действиях
при вооружении и на боевой технике,
выработка умений и практических навыков
по выполнению задач в бою и других задач
по служебному предназначению;

обучение должностных
лиц методике подготовки и проведения
занятий, тренировок, боевых стрельб,
учений и других мероприятий повседневной
деятельности войск;

обобщение и
внедрение в практику подготовки войск
(сил) передового опыта боевой подготовки;

исследование новых
способов и форм ведения боя (боевых
действий);

морально-психологическая
подготовка личного состава к действиям
в бою.

Под воспитательной
работой

понимают комплексную, целенаправленную
деятельность по формированию у
военнослужащих необходимых
морально-психологических качеств,
сознательного отношения к выполнению
воинского долга в мирное и военное
время. Основные задачи воспитательной
работы:

1. Формирование
уважения к Конституции, законам, уставам
ВС и развитие у личного состава сознания
необходимости вооруженной защиты РФ.

2. Формирование
положительного отношения к воинскому
труду, приобщение военнослужащих к
культурным ценностям государства,
истории и традициям Отечества и ВС.

3. Утверждение норм
морали, культуры общения, уважения к
воинам различных национальностей и
вероисповеданий.

4. Развитие чувств
собственного достоинства, объективной
самооценки, внутренней свободы и
дисциплинированности, чести, совести
и воинского долга.

Под правопорядком
и воинской дисциплиной

понимается система социально-политических,
правовых, морально-психологических и
военно-экономических мер, направленная
на строгое и точное соблюдение всеми
военнослужащими порядка и правил,
установленных законами, воинскими
уставами и приказами командиров и
обеспечивающая высокий уровень
дисциплинированного поведения.
Правопорядок и воинская дисциплина
обеспечивается путём решения совокупности
задач:

воспитание у
военнослужащих высоких морально-психологических
и боевых качеств и сознательного
повышения командирами;

формирование
личной ответственности каждого
военнослужащего за выполнение своих
обязанностей и требований воинских
уставов;

поддержание в
части внутреннего порядка, строгим
соблюдением распорядка дня всеми
военнослужащими;

четкой организацией
боевой подготовки и полным охватом его
личного состава;

повседневной
требовательностью командиров к
подчиненным и контролем за их
исполнительностью, уважением личного
достоинства военнослужащих и постоянной
заботой о них, умелым сочетанием и
правильным применением мер убеждения,
принуждения и общественного воздействия
коллектива;

созданием в части
необходимых материально-бытовых условий.

Под службой
войск
понимается
повседневная
воинская деятельность по обеспечению
условий жизни, быта и учебы войск,
поддержанию в них уставного порядка и
воинской дисциплины. Служба войск
включает внутреннюю, гарнизонную и
караульную службу.

Внутренняя служба
заключается в организации несения
службы суточного наряда и парковой
службы, организации и контроле
противопожарной защиты, хранения и
выдачи оружия и боеприпасов, поддержании
воинской дисциплины и уставного порядка,
сохранении здоровья военнослужащих,
санитарно–гигиенических мероприятий,
питания личного состава, размещение
военнослужащих, распределение служебного
времени, поддержание внутреннего порядка
в расположении воинской части.

Гарнизонная
служба

включает организацию и контроль несения
службы гарнизонными караулами и
патрулями, организацию и проведение
мероприятий местной обороны и
противопожарной защиты военного городка,
организацию взаимодействия с
мобилизационными, правоохранительными
органами и органами гражданской обороны
гарнизона, подготовку и проведение
общегарнизонных мероприятий.

Караульная служба
включает определение охраняемых объектов
и способов их охраны караулами,
оборудование постов, охраняемых объектов
и караульных помещений (в том числе
техническими средствами охраны),
разработку и оформление документации
по караульной службе, осуществление
подбора, назначения и подготовки личного
состава к несению караульной службы,
организацию внутреннего порядка в
караулах, контроль подготовки личного
состава к несению службы и проверку
караулов, разбор несения службы караулом.

Под обеспечением
безопасности повседневной деятельности

понимается система правовых,
социально-экономических,
организационно-технических,
морально-психологических, медицинских,
экологических мер по созданию условий
безопасной военной службы и реализации
жизненно важных интересов военнослужащих,
гражданского персонала по предотвращению
причинения вреда здоровью и имуществу
местного населения, окружающей природной
среде при решении задач повседневной
деятельности. Основные задачи:

своевременное
выявление и устранение угроз, причин,
условий, способствующих нанесению
ущерба объекту безопасности повседневной
деятельности;

создание механизма
и условий оперативного реагирования
на угрозы безопасности и проявления
негативных тенденций;

эффективное
пресечение угроз на основе комплексного
подхода к безопасности.

Под эксплуатацией
ВВТ
понимают
стадию цикла использования ВВТ, включающую
ввод в эксплуатацию, приведение в
установленную степень готовности к
применению по назначению, поддержание
в установленной степени готовности,
применение по назначению, хранение и
транспортирование. Задачи эксплуатации
ВВТ включают правильное хранение и
использование ВВТ в мирное время,
создание и обеспечение необходимого
ресурса при подготовке и в ходе боевого
применения, своевременное и качественное
проведение технического обслуживания
и других работ по обеспечению надежности,
изучение и практическое освоение личным
составом закрепленных ВВТ, правил их
использования, обслуживания и ремонта,
обобщение и распространение передового
опыта эксплуатации.

Содержание
запасов материальных средств (МС) –

это комплекс мер, направленных на
создание, обеспечение сохранности и
поддержание качественного состояния
запасов МС на складах и в подразделениях
части, а также на создание условий по
их своевременной выдаче. Задачи:

определение
потребности в запасах МС в соответствии
с установленными нормами;

создание запасов
МС и их эшелонирование по месту содержания;

организация выдачи
МС из запаса;

систематическая
проверка количественного состояния
хранимых запасов МС;

контроль качества
запасов МС в процессе хранения;

освежение запасов
МС в соответствии с установленными
сроками хранения;

своевременное
пополнение расходной части запасов МС.

Под экономической
и финансово-хозяйственной деятельностью
понимают
комплекс
спланированных и проводимых мероприятий
по ведению войскового и финансового
хозяйства и экономической работе
воинской части. Основные задачи:

бесперебойное
обеспечение боевой подготовки, поддержание
в постоянной боевой и мобилизационной
готовности воинской части и создание
условий для быстрого ее перевода с
мирного на военное положение;

обеспечение
уставного воинского быта;

удовлетворение
потребностей части и личного состава
в материальных и денежных средствах;

сохранение здоровья,
лечение, обеспечение отдыха и досуга
личного состава;

обеспечение
правильной эксплуатации, сбережения,
своевременного технического обслуживания
и ремонта вооружения, техники и имущества;

эксплуатация и
содержание в надлежащем состоянии
казарменно-жилищного фонда, коммунальных
сооружений, парков, огневых городков,
клубов, библиотек и других объектов,
предназначенных для обеспечения
воинского быта.

Под методической
работой

понимается деятельность командиров
(начальников) по совершенствованию
методики обучения военнослужащих,
разработке и внедрению эффективных
форм и методов организации, проведения
и обеспечения повседневной деятельности.
Задачи методической работы включают
выработку единой, наиболее рациональной
методики обучения и воспитания личного
состава, повышение методического и
педагогического мастерства руководящего
состава, совершенствование существующих,
изыскание и внедрение новых прогрессивных
методов и форм обучения, обеспечивающих
интенсификацию учебно-воспитательного
процесса, совершенствование учебной
материальной базы учебно-воспитательного
процесса, разработку учебно-методических
материалов для проведения мероприятий
методической работы, разработка
рекомендаций по внедрению в
учебно-воспитательный процесс технических
средств обучения, изучение, обобщение
и внедрение в практику передового опыта
проведения мероприятий повседневной
деятельности, совершенствование
существующих и изыскание новых способов
объективного контроля результатов
выполнения задач по предназначению.

Под подбором,
подготовкой и расстановкой кадров
понимают
совокупность мер по созданию (поддержанию)
профессиональной организационно-штатной
структуры воинской части. Задачи:

отбор кандидатов
для заключения контрактов о прохождении
военной службы;

перемещение
военнослужащих по службе, распределение
вновь прибывшего пополнения;

определение
кандидатов для поступления в военные
образовательные учреждения, на курсы
совершенствования квалификации;

контроль и оказание
помощи командирам и начальникам по
выполнению требований руководящих
документов по работе с военными кадрами.

Комплексный подход
к управлению повседневной деятельностью
предполагает создание определенной
системы работы должностных лиц воинской
части, что позволяет реализовать цель,
задачи и содержание деятельности по
каждому из направлений при минимальных
затратах времени, сил и средств.

При этом управление
повседневной деятельностью осуществляется
в соответствии с общими принципами,
методами, функциями и этапами
.

Принципы управления
повседневной деятельности

выражают основные требования, положения,
которыми руководствуются в процессе
управления подразделениями, а методы
представляют собой выработанные наукой
и практикой определенные приемы и
правила деятельности, которые обеспечивают
достижение поставленной цели независимо
от условий обстановки. Методы управления
повседневной деятельностью: организационные,
распорядительные, экономические,
воспитания, обучения, правовые.

Рациональный выбор
в конкретных условиях повседневной
деятельности методов в сочетании с
личностными качествами командира
образуют индивидуальный стиль
управленческой деятельности.

Конкретное
содержание работы по каждому направлению
деятельности реализуются в ходе
управленческого цикла посредством
выполнения должностными лицами функций
управления повседневной деятельностью.

Функции управления
при решении задач повседневной
деятельности включают:

сбор, изучение,
отображение и анализ необходимой
информации;

подготовку
предложений для выработки и принятия
обоснованных решений;

разработку планов,
инструкций и других необходимых
документов;

своевременную
постановку задач подчиненным;

организацию и
осуществление четкого взаимодействия
и всестороннего обеспечения при
выполнении конкретной задачи;

организаторскую
работу, осуществление контроля за
выполнением подчиненными поставленных
задач и оказания им конкретной помо­щи.

В общем случае к
этапам
процесса управления

повседневной деятельностью относятся:
организация, руководство, контроль.

В системе работы
этап организации
является для командира центральным и
предполагает деятельность, направленную
на создание (поддержание) определенной
системы управления повседневной
деятельностью и условий, обеспечивающих
подготовку части к выполнению задач
мирного времени.

На этапе руководства
создаются условия для подготовки и
выполнения принятых решений и планов.
Ежедневная целенаправленная деятельность
командира на этом этапе создает
необходимые и достаточные условия для
плановой работы в управлении части,
службах и подразделениях.

Контроль,
как этап управления повседневной
деятельности предполагает установление
факта выполнения принятого решения,
результата проведенного мероприятия,
выявления общего состояния дел по
каждому из направлений повседневной
деятельности.

Таким образом,
управление командирами (начальниками)
повседневной деятельностью заключается
в реализации основных управленческих
функций на этапах организации, руководства
и контроля в объеме функциональных
обязанностей.

Начальник штаба полка

96. Начальник штаба полка в мирное и военное время отвечает: за организацию и поддержание устойчивого и непрерывного управления подразделениями полка; за постоянную боевую и мобилизационную готовность полка; за успешное выполнение полком боевых задач; за планирование боевой подготовки; за подготовку штаба и подразделений, обеспечивающих управление полком; за организацию внутренней и караульной служб в полку; за воспитание, воинскую дисциплину, морально-политическое и психологическое состояние, безопасность военной службы личного состава штаба и непосредственно подчиненных ему подразделений, обеспечение их вооружением, военной техникой; за состояние учета личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов и другого военного имущества полка.

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)

(см. текст в предыдущей редакции)

Начальник штаба полка подчиняется командиру полка, является его первым заместителем и прямым начальником всего личного состава полка.

При проведении в жизнь решений командира полка начальник штаба имеет право отдавать приказания подчиненным командиру полка лицам от его имени. Обо всех наиболее важных отданных им приказаниях начальник штаба докладывает командиру полка.

97. Начальник штаба полка обязан:

организовывать работу штаба и повседневно руководить ею, согласовывать работу начальников родов войск и служб;

постоянно знать истинное положение в подразделениях полка и их состояние, а также контролировать ход выполнения поставленных им задач;

проводить занятия с офицерами штаба полка, руководить подготовкой штабов батальонов и подразделений, обеспечивающих управление полком;

разрабатывать и проводить в жизнь план боевой и мобилизационной готовности полка и мероприятия по защите от ядерного, химического и биологического оружия, руководить мобилизационной работой в полку;

разрабатывать план боевой подготовки полка, план размещения, охраны и обороны полка, план проверки состояния подразделений и служб должностными лицами, непосредственно подчиненными командиру полка, и офицерами штаба и контролировать их выполнение; составлять ведомость суточного наряда полка, расписание внутренних караулов полка, а по указанию командира полка — график отпусков военнослужащих полка;

участвовать в разработке и выполнении мероприятий по обеспечению безопасности военной службы в полку;

знать деловые, морально-политические и психологические качества каждого офицера, прапорщика и сержанта непосредственно подчиненных ему подразделений и штаба, постоянно проводить с офицерами работу по воинскому воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)

(см. текст в предыдущей редакции)

распределять по подразделениям прибывающее в полк пополнение;

организовывать связь в полку, проверять состояние и боевую готовность средств связи, разрабатывать мероприятия по скрытому управлению и осуществлять контроль за их выполнением, внедрять средства автоматизации управления;

организовывать своевременное и правильное доведение всех приказов командира полка и старших командиров (начальников) до подразделений и служб, а также проверку их выполнения; лично передавать важнейшие приказы и проверять их выполнение;

организовывать правильное хранение и содержание Государственного флага Российской Федерации, Боевого знамени и орденов полка, а также почетных знамен, знаков, вымпелов и документов к ним;

организовывать и не реже одного раза в неделю проверять подготовку и несение внутренней и караульной служб в полку, а также соблюдение законности и правил содержания военнослужащих на войсковой гауптвахте;

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

инструктировать перед заступлением в наряд дежурного по полку, его помощника, дежурного по контрольно-пропускному пункту, дежурного по штабу полка, командира дежурного подразделения, командиров подразделений (начальников команд), убывающих в командировки, и проверять обеспеченность этих подразделений (команд) всем необходимым;

постоянно знать и иметь точные сведения о штатном и наличном составе полка, наличии и состоянии вооружения, военной техники и другого военного имущества полка, а также повседневно руководить ведением их учета;

вести учет боевой подготовки, а также преступлений и происшествий;

вести исторический формуляр полка;

организовывать и не реже двух раз в год проводить проверку наличия и состояния вооружения, военной техники и другого военного имущества, а также порядка их хранения в непосредственно подчиненных ему подразделениях;

своевременно представлять в вышестоящий штаб необходимые донесения, обеспечивая полноту и объективность докладываемых сведений.

Общие положения

1. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется — Генеральный штаб) является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее именуются — Вооруженные Силы), осуществляющим координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее именуются — другие войска, воинские формирования и органы) по выполнению задач в области обороны, строительства и развития других войск, воинских формирований и органов, а также планирование и применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в области обороны.

2. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

3. Генеральный штаб в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Генеральный штаб имеет печати, угловые штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие реквизиты, необходимые для его работы.

Основные задачи Генерального штаба

5. Основными задачами Генерального штаба являются:

1) осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны;

2) проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизационной готовности;

3) координация деятельности по реализации планов строительства и развития других войск и воинских формирований;

4) проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;

5) перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

6) координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы, анализ этой деятельности;

7) организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности;

8) планирование и организация связи в Вооруженных Силах, определение порядка использования и планирование использования радиочастотного спектра в целях обороны;

9) разработка мероприятий по организации в Вооруженных Силах радиоэлектронной борьбы;

10) топогеодезическое обеспечение Вооруженных Сил;

11) осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны в Вооруженных Силах;

12) организация службы войск и обеспечение безопасности военной службы в Вооруженных Силах, осуществление контроля за их состоянием;

13) проведение военно-научных исследований в Вооруженных Силах.

Функции Генерального штаба

6. Функциями Генерального штаба являются:

1) разработка предложений по основным вопросам, касающимся подготовки страны к обороне, военной доктрины Российской Федерации, структуры, состава, численности, дислокации и задач Вооруженных Сил;

2) разработка плана строительства Вооруженных Сил и координация разработки планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, координация деятельности по реализации планов строительства и развития других войск и воинских формирований;

3) координация разработки предложений по численности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

4) разработка с участием федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы. Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

5) организация взаимодействия Вооруженных Сил с другими войсками, воинскими формированиями и органами в области обороны, а также участие в решении задач в области безопасности государства;

6) организация проведения мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, осуществление контроля за их состоянием, а также за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований и органов;

7) организация оперативного обеспечения Вооруженных Сил, а также мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

8) утверждение и ведение штатов, табелей к штатам органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;

9) согласование представляемых федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, штатов и табелей к штатам этих войск, воинских формирований и органов, ведение совместно с ними указанных штатов и табелей к штатам;

10) подготовка предложений Министру обороны Российской Федерации по распределению установленной штатной численности Вооруженных Сил между видами и родами войск, войсками, не входящими в виды и рода войск Вооруженных Сил, Тылом Вооруженных Сил, организациями и воинскими частями строительства и расквартирования войск;

11) подготовка предложений по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные сборы, с распределением их между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

12) установление количественных норм призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву. Планирование и организация совместно с федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями призыва граждан Российской Федерации на военную службу в мирное время, призыва на военную службу по мобилизации граждан Российской Федерации, приписанных к воинским частям (предназначенных для службы в специальных формированиях), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени;

13) обеспечение развития системы управления Вооруженных Сил;

14) планирование и организация деятельности по развитию структуры управления и систем связи страны с учетом потребностей обороны, применение автоматизированных систем управления, организация связи и взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами, руководство развитием систем связи и автоматизированных систем управления в Вооруженных Силах;

15) планирование применения космических средств Вооруженных Сил и контроль за ним;

16) разработка совместно с Российским космическим агентством графиков запуска космических аппаратов экономического и иного назначения, а также по программам международного сотрудничества;

17) осуществление разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

18) планирование и организация в Вооруженных Силах мероприятий по информационному противодействию иностранным разведкам, координация деятельности по их осуществлению;

19) руководство оперативной и мобилизационной подготовкой Вооруженных Сил, организация работы по развитию и совершенствованию базы мобилизационного развертывания Вооруженных Сил:

20) координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, ведение учета их состава и численности;

21) разработка Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и осуществление контроля за ее реализацией;

22) организация деятельности военных комиссариатов по учету и планированию призыва граждан на военную службу по мобилизации и поставок транспортных ресурсов в Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы при объявлении мобилизации, а также по созданию резерва граждан, подготовленных по военно-учетным специальностям;

23) координация проведения в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы, анализ этой деятельности;

24) организация разработки расчетных обоснований предложений Министерства обороны Российской Федерации в государственный оборонный заказ на поставку и ремонт вооружения, военной техники и других материальных средств, разработка расчета потребности материальных средств, подлежащих содержанию в составе государственного материального резерва для обеспечения мобилизационных нужд Вооруженных Сил;

25) определение потребности Вооруженных Сил в вооружении, военной технике, боеприпасах и других материальных средствах, осуществление текущего и перспективного планирования обеспечения материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, а также накопление и размещение этих средств в мирное время в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и за счет других источников, предусмотренных действующим законодательством;

26) координация разработки проектов основных направлений развития вооружения и военной техники, федеральной государственной программы вооружения и развития военной техники, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана экономики Российской Федерации;

27) разработка предложений по распределению вооружения, военной техники, боеприпасов и других материальных средств между видами и родами войск Вооруженных Сил, войсками, не входящими в виды и рода войск. Тылом Вооруженных Сил, военными округами, группами войск и флотами;

28) участие в разработке предложений по расходам на оборону в проекте федерального бюджета на соответствующий год, в их анализе и обосновании, а также в распределении средств, выделяемых на оборону;

29) организация планирования и осуществления мероприятий (работ) по обеспечению ядерной безопасности, а также по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия;

30) организация и координация действий сил и применения средств при выполнении задач территориальной обороны;

31) разработка и проведение мероприятий, связанных с обеспечением безопасности информации, управления и связи, а также контроль за их осуществлением;

32) организация в Вооруженных Силах комплексного решения задач радиоэлектронной борьбы;

33) планирование и организация мероприятий, связанных с противодействием техническим средствам иностранных разведок, и контроль за эффективностью их осуществления;

34) определение порядка использования и планирование использования радиочастотного спектра в целях обороны, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств военного назначения и их международно-правовой защиты;

35) организация мероприятий, связанных с проектированием и строительством объектов военной инфраструктуры специального назначения и их реконструкцией;

36) организация в Вооруженных Силах мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

37) организация топогеодезического обеспечения Вооруженных Сил, а также в установленном порядке других войск, воинских формирований и органов, разработка и организация мероприятий, связанных с проведением картографических работ в интересах обороны;

38) планирование и организация работ по обеспечению информационной безопасности, выработка мер по защите государственной тайны в Вооруженных Силах;

39) организация шифрованной связи в Вооруженных Силах, руководство шифровальной службой Вооруженных Сил и системой сертификации средств защиты информации Министерства обороны Российской Федерации по требованиям ее безопасности;

40) организация работ по защите информации от несанкционированного доступа в автоматизированные системы боевого управления войсками (силами) и в информационно-телекоммуникационные системы в Вооруженных Силах, осуществление в Вооруженных Силах контроля за состоянием защиты государственной тайны;

41) определение порядка применения действительных и условных наименований воинских частей Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов, организация и ведение учета действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;

42) организация службы войск, осуществление контроля за ее состоянием, организация и проведение мероприятий, связанных с укреплением воинской дисциплины, обеспечением безопасности военной службы и поддержанием уставного порядка в Вооруженных Силах;

43) руководство мероприятиями, связанными с профессиональным психологическим отбором в Вооруженных Силах;

44) участие в осуществлении международного сотрудничества по военным вопросам;

45) координация работ по использованию сети связи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на территории Российской Федерации, контроль за их осуществлением;

46) руководство проведением военно-научных исследований в Вооруженных Силах;

47) участие в разработке Плана гражданской обороны;

48) разработка проектов положений о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечня военно-учетных специальностей;

49) осуществление иных функций, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Руководство Генерального штаба

7. Генеральный штаб возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется — начальник Генерального штаба).

8. Начальник Генерального штаба подчиняется Министру обороны Российской Федерации, является по должности его первым заместителем и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Генеральный штаб.

9. Начальник Генерального штаба издает приказы начальника Генерального штаба и директивы Генерального штаба, дает указания, организует и проверяет их исполнение.

10. При реализации решений Министра обороны Российской Федерации начальник Генерального штаба имеет право отдавать приказания от имени Министра обороны Российской Федерации.

11. Начальник Генерального штаба имеет первых заместителей и заместителей начальника Генерального штаба.

Распределение обязанностей между первыми заместителями и заместителями начальника Генерального штаба осуществляется начальником Генерального штаба.

12. Начальник Генерального штаба:

1) осуществляет оперативное управление Вооруженными Силами;

2) осуществляет в установленном порядке перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени и организует их применение;

3) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти (государственных органов), осуществляющих управление другими войсками и воинскими формированиями, по реализации планов строительства и развития других войск и воинских формирований.

4) организует проверку боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, а также осуществление контроля за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований и органов;

5) вносит в установленном порядке предложения о заключений международных договоров Российской Федерации по военным вопросам;

6) утверждает положения о подразделениях, входящих в структуру Генерального штаба;

7) вносит на рассмотрение Министра обороны Российской Федерации предложения по воинским должностям, подлежащим замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах.

Начальник Генерального штаба осуществляет также иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Органы опеки в подольске адрес часы работы
  • Органы управления автомобиля газель бизнес
  • Органы чувств являются бизнес планирование
  • Оргструктура консалтинговой компании схема
  • Оргструктура управляющей компании холдинга