Организация незаконного игорного бизнеса ст 307 ук характеризуется

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения или сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечания. 1. Под систематическим предоставлением помещений в настоящей статье понимается предоставление помещений более двух раз.

2. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

С 2009 года в России введен запрет на игорную деятельность вне специальных зон. Спустя два года Уголовный кодекс пополнился статьей 171.2, предусматривающей ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Как реализуется на практике механизм привлечения к ответственности за такие преступления?

Государство в борьбе с азартными играми

История ограничительных мер в отношении азартных игр в нашей стране уходит в средние века. Первоначальным инициатором таких мер являлась церковь.

С 16 века устанавливается система регулирования азартных игр для пополнения казны. Участие в азартных играх и даже присутствие при их проведении являются наказуемыми.

При первом царе из династии Романовых – Михаиле вводится новый порядок налогообложения и «откупы» за проведение азартных игр, представляющие собой систему, при которой азартные игры (кости, карты и др.) дозволены с разрешения местных властей по установленным ими ставкам.

     При этом азартные игры осуждаются властями, а их нелегальное проведение строго карается. В 17 веке государство балансирует между запретительными мерами и фискальными интересами. Несложно догадаться, куда склонилась чаша весов.

     С 18 века азартные игры появляются при государственном дворе, широко распространяются среди высшего света. В отношении же простого люда продолжают применяться наказания: от штрафов до тюремного заключения.

     Увлечение азартными играми постепенно проникает во все слои населения и приобретает невероятные масштабы, несмотря на продолжение политики ужесточения мер против азартных игр.

     После революции карты остались одной из самых популярных в народе игр. При советской власти с азартными играми также ничего не могли сделать — они плотно вошли в жизнь людей. 

     Во времена «перестройки» азартные игры вышли на новый уровень: в конце 80-х стали появляться игровые автоматы и первые казино, сперва в элитных гостиницах для иностранных туристов.

     Игровая индустрия достигла своего расцвета к 2006 году, когда в стране работали тысячи «одноруких бандитов» и игровых столов, а число выданных лицензий на игорный бизнес превысило 6 тысяч. До 2006 года эта отрасль индустрии развлечений регулировалась главой 29 Налогового кодекса и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.

     С принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 244) наступило время жесткого законодательного регулирования данной сферы. 

     Введен запрет на игорную деятельность с использованием игрового оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и средств связи.

     Игорная деятельность, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, с 2009 года может осуществляться лишь в четырех специально организованных игорных зонах в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области. Позже к ним добавилась Республика Крым.

     В 2011 году Уголовный кодекс пополнен статьей 171.2, в соответствии с которой преступлением признана организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», сопряжённые с извлечением дохода в крупном размере.

     Ожидаемо, что нелегальный игорный бизнес продолжил свое существование, выбрав более изощренные формы. Такая деятельность продолжила осуществляться с соблюдением конспирации в закрытых клубах, под видом букмекерских контор, интернет-кафе, через зарегистрированные в других странах интернет сайты.

Что есть игра?

     Согласно ст. 4 ФЗ № 244 азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

      В соответствии со ст. 5 данного закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр исключительно в игорных заведениях, расположенных в пределах игорных зон. Согласно ч. 1 ст. 6 организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

     Последние годы наиболее часто незаконная игорная деятельность осуществляется через компьютерные вариации слот-машины — игрового автомата, дающего шанс выиграть сумму, во много раз большую чем размер ставки. Цель игры — собрать, вращая барабаны, выигрышную комбинацию символов. Чем лучше комбинация, тем больше выигрыш. 

     В большинстве случаев физические слот-машины — это компьютеры, а выпадение комбинаций происходит за счет генератора случайных чисел. Такая же система используется и в онлайн-слотах.

     Но в практике можно встретить и живую игру — рулетку или покер в закрытых клубах.

     С момента введения в 2011 году диспозиция ст. 171.2 УК изменилась и стала более громоздкой: теперь преступлением считается организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр.

     Квалифицирующими признаками являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, использование служебного положения и извлечение дохода в крупном (свыше полутора миллионов рублей) или особо крупном размерах (свыше 6 миллионов рублей).

     Самая строгая санкция предусматривает лишение свободы на срок до шести лет со штрафом.

     Во многих случаях совершение преступления сопряжено с нарушением прав авторов компьютерных программ, в связи с чем дополнительно квалифицируется по ст. 146 УК. В качестве потерпевшего в уголовных делах чаще всего встречается австрийский разработчик программного обеспечения — компания «Novomatic AG».

     Учитывая, что незаконная игорная деятельность направлена на извлечение прибыли и  ее размеры напрямую зависят от количества игорных заведений (терминалов) и задействованных лиц, она зачастую характеризуется высокой степенью организованности, заранее разработанным планом преступной деятельности, распределением функций между участниками, применением различных технических средств и ухищрений при совершении и сокрытии своей преступной деятельности, в том числе при помощи привлеченных сотрудников правоохранительных органов, в связи с чем нередко квалифицируется по ст. 210 УК (организация преступного сообщества или участие в нем).

     В общем массиве преступлений незаконная игорная деятельность далеко не на первом месте, но, например, для столичных правоохранителей дела рассматриваемой категории уже не являются чем-то уникальным с туманной перспективой расследования: в суды в среднем направляется около 50 уголовных дел в год.

     Некоторые уголовные дела отличаются масштабом выявленных эпизодов преступной деятельности и количеством привлеченных к ответственности лиц. Например, в настоящее время главком Следственного комитета по г. Москве расследуется уголовное дело по факту организации незаконной игорной деятельности с использованием слот-машин, покерных столов и другого игрового оборудования в более чем в 10 законспирированных игорных клубах, по которому свыше 60 лиц проходят обвиняемыми.

Выявление и расследование преступлений

     Выявлением преступлений рассматриваемой категории, в первую очередь заняты подразделения ОЭБ и ПК, реже – иные подразделений органов внутренних дел и ФСБ.

     Само обнаружение игорного зала и инициирование уголовного дела может быть предельно элементарным: оперативники в ходе обследования или осмотра места происшествия изымают оборудование, проводят его исследование, опрашивают администраторов, охранников и иных лиц, после чего направляют материалы в органы Следственного комитета, к чьей компетенции отнесено расследование данной категории дел.

     При таком подходе оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия сводятся лишь к изъятию игрового оборудования и опросу лиц, находившихся в заведении, что в дальнейшем влечет сложность установления как события преступления, так и привлечения организаторов к уголовной ответственности.

     Выявление законспирированных схем незаконной игорной деятельности требует грамотного проведения оперативно-розыскных мероприятий для фиксации происходящего в помещениях: распределению ролей между соучастниками по охране, приему денежных средств, выдаче вознаграждения и др. Естественно, необходимо зафиксировать и изъять игровое оборудование и установить алгоритм его работы. Проведению обследований помещений могут предшествовать иные оперативно-розыскные мероприятия: наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, проверочная закупка и другие.

     Конечно, оперативники заинтересованы установить и привлечь к ответственности не только персонал игорных залов, но и организаторов преступной деятельности и иных соучастников.

     Сами организаторы незаконной игорной деятельности, как правило, дистанцируются от непосредственных исполнителей и самих игорных заведений. Их участие можно доказать только при долгой и тщательно спланированной оперативной работе, направленной на установление обстоятельств организации нелегального бизнеса, аренды помещений, созданию и администрированию интернет сайтов, сборки игровых терминалов и установки на них программного обеспечения, организации процесса распределения преступного дохода, а также финансирования преступной деятельности.

     После проведения мероприятий материалы оперативно-розыскной деятельности направляются в следственные органы.

     Минимум следственной работы по получению доказательственной базы заключается в осмотре изъятого оборудования, денежных средств, документов, а также предоставленных оперативниками носителей с результатами оперативно-розыскных мероприятий, допросов работников игорных заведений (кассиров, охранников, администраторов) и других лиц (посетителей, собственников помещений).

     Особое значение по данной категории дел имеет компьютерно-техническая судебная экспертиза для установления наличия на изъятом оборудовании программного обеспечения, предназначенного для организации игрового процесса с получением денежного выигрыша, его алгоритма, а также статистических данных (суммы введенных в аппарат денежных единиц, периода проведения игр и др.). Объектами исследования обычно являются игровые автоматы, платы, терминалы, жесткие диски. 

     Несмотря на позицию ряда представителей органов внутренних дел и Следственного комитета, считающих, что для возбуждения уголовного дела и направления его в суд, проведение экспертизы на предмет признания оборудования игровым не является обязательным, судебная практика идет по другому пути.

     При этом следователи сталкиваются проблемой, связанной с проведения компьютерно-технической экспертизы изъятого оборудования в государственном экспертном учреждении.

     Так, подразделения ЭКЦ МВД России не проводят экспертизы оборудования, функционирующего с использованием сети «Интернет» (в динамичной среде), ссылаясь, на отсутствие необходимых средств. Вместе с тем, подобным оборудованием обладают частные некоммерческие экспертные учреждения, к помощи которых следователи стараются прибегать лишь в крайнем случае по причине возможной спорности их выводов.

Свежая практика

     Буквально на днях прокуратура города Москвы утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 25 лиц, обвиняемых в организации и проведении незаконной игорной деятельности. 

     Сторона обвинения считает, что под прикрытием лицензии на право осуществления букмекерской деятельности действовала организованная преступная группа из числа сотрудников крупной букмекерской конторы.

     В пунктах приема ставок посетителям предоставлялась возможность принять участие в азартных играх, которые скрывались под программой «Угадай, где мяч», сутью которой являлось угадать линию или несколько линий, в которых произойдет совпадение мультипликационных картинок, после прокручивания игровых барабанов. Внешний вид игры, ее цель и суть аналогичны азартной игре на игровом автомате, а поверх указанных картинок хаотично передвигался футбольный мяч. При этом техническая составляющая игрового автомата представляла собой системный блок, в котором отсутствовал накопитель информации, а сама игра загружалась через сеть Интернет. Сервер, с которого осуществлялась загрузка азартных игр, располагался на территории иностранного государства.

     К уголовной ответственности привлечено 5 организаторов, которым предъявлено обвинение по 14 эпизодам преступной деятельности, в том числе генеральный директор организации и 4 технических сотрудника, разработавших и поддерживающих работоспособность программы с азартными играми. По версии следствия, в состав преступной группы также входил управляющий игровым залом и 19 исполнителей – операторы игровых автоматов.

     Вместе с тем, стороной защиты занята позиция о предоставлении букмекерских услуг (соответствующая лицензия у организации имеется), а все ставки на имеющемся у организации оборудовании возможны лишь на реальные международные спортивные события. При этом статистические сведения о результатах игр получались из иностранной компании, с которой имеется соответствующий договор.

А что с законным букмекерским бизнесом?

     Легальные букмекерские конторы также находятся под постоянным пристальным вниманием. Интерес налоговых и правоохранительных органов к такой деятельности понятен – букмекерский бизнес у всех на слуху благодаря обилию рекламы и ассоциируется с огромными доходами «на грани фола».

     При этом букмекерские конторы могут столкнуться с воспрепятствованием деятельности путем регулярных визитов проверяющих, обследованиями, изъятием оборудования и документов, иными проявлениями внимания вплоть до подмены изъятого оборудования игровым, использования «своих» экспертов и банального вымогательства. К сожалению, применение уголовно-правовых инструментов для устранения конкурентов или из корыстной заинтересованности недобросовестных сотрудников правоохранительных органов — не редкость.

     Сама отрасль стала жестко законодательно урегулированной, а над организаторами букмекерского бизнеса висит риск уголовного преследования за создание преступного сообщества и незаконное проведение азартных игр. При этом за последние 10 лет оперативники и следователи наработали достаточную практику выявления и расследования преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, а соответствующая статья уголовного закона превратилась в реально работающую.

​​​​​​​Азартные игры сопровождают человечество с незапамятных времен.

Товарно-денежные отношения и общество потребления формируют готовность человека к риску, а азартные игры мотивируют желание быстро разбогатеть. Существуют те, кто готов рискнуть ради выигрыша, и те, кто готов профессионально организовывать и проводить азартные игры. С психологической точки зрения увлеченность азартными играми — это зависимость в виде патологического влечения к игре, вытесняющая социальные, профессиональные, материальные и семейные ценности.

Опасность азартных игр складывается из опасности для здоровья, опасности для общественной нравственности, опасности роста иных преступлений, для которых игорный бизнес является благоприятной криминогенной средой.

Незаконная организация и проведение азартных игр преследуется уголовным законом. Ответственность за такие действия предусмотрена ст. 172.2 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ).

В качестве факультативного объекта данного преступления выступает здоровье игрока в случае лудомании (игромании), которая проявляется в зависимости от игры. Патологическое влечение к азартной игре относится к психическим расстройствам.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ классический игорный бизнес разрешен только в специальных зонах (Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область). Оренбургская область к ним не относится. Однако продолжают существовать «подпольные» казино, букмекерские конторы и тотализаторы, широко используются возможности интернет-клубов, в которых роль игровых автоматов отведена компьютерам.

Упомянутый закон запрещает использование информамционно-комуникационных технологий, в том числе Интернета, средств связи в азартной игре.

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ наступает за незаконную организацию и проведение азартных игр без лицензии или разрешения, с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Организация азартной игры как уголовно наказуемое деяние подразумевает подыскание помещения для ее проведения, укомплектование необходимым оборудованием, средствами по оказанию сопутствующих услуг, штатом сотрудников, сопровождающих игорный процесс (крупье, технический персонал и т.д.).

Организация и проведение азартных игр неразделимые понятия. Проведение азартной игры означает, что имеются лица, принимающие в ней участие, заключившие соглашение об участии в игре и сделавшие соответствующие ставки.

Местом совершения преступления считается любое место, где игрок вступает в игру и делает ставки, т.к. именно в этот момент организатор игры проводит её для игрока.

Поскольку организация и проведения азартных игр является разновидностью предпринимательской деятельности, ей присущи систематический характер, адресованность неограниченному кругу лиц и цель извлечения прибыли, которую получает организатор.

Часть 2 ст. 171.2 УК РФ предусматривает ответственность за указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с извлечением дохода в крупном размере (более 1 500 000 рублей). За данные действия может быть назначено наказание в виде лишения свободы до 4 лет.

например, 27.01.2020 Бугурусланским районным судом вынесен приговор, которым четверо лиц осуждены по п. «а» ч. 2 ст. 171.2 УК РФ. Один из осужденных организовал в г. Бугуруслане незаконное игорное дело: подыскал помещение, укомплектовал его необходимым оборудованием (компьютерной и иной техникой с соответствующим программным обеспечением) и принял на «службу» трех соучастников преступления, в обязанность которых входило непосредственное обеспечение игрового процесса и оказание помощи клиентам-игрокам в ведении игры. Незаконная деятельность по проведению азартных игр осуществлялась под видом сделок с векселями.

Организатор преступления осужден к 1 году 5 месяцам лишения свободы в ИК строгого режима со штрафом в размере 100 000 рублей в доход государства.

Соучастники осуждены к наказанию в виде штрафа в размере от 40 000 до 100 000 рублей.

Совершение преступления, связанного с извлечением дохода в особо крупном размере (6 000 000 рублей), организованной группой, а также с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 171.2 УК РФ) устанавливает наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет.

Разъяснение подготовлено уголовно-судебным управлением прокуратуры Оренбургской области

Ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр

​​​​​​​Азартные игры сопровождают человечество с незапамятных времен.

Товарно-денежные отношения и общество потребления формируют готовность человека к риску, а азартные игры мотивируют желание быстро разбогатеть. Существуют те, кто готов рискнуть ради выигрыша, и те, кто готов профессионально организовывать и проводить азартные игры. С психологической точки зрения увлеченность азартными играми — это зависимость в виде патологического влечения к игре, вытесняющая социальные, профессиональные, материальные и семейные ценности.

Опасность азартных игр складывается из опасности для здоровья, опасности для общественной нравственности, опасности роста иных преступлений, для которых игорный бизнес является благоприятной криминогенной средой.

Незаконная организация и проведение азартных игр преследуется уголовным законом. Ответственность за такие действия предусмотрена ст. 172.2 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ).

В качестве факультативного объекта данного преступления выступает здоровье игрока в случае лудомании (игромании), которая проявляется в зависимости от игры. Патологическое влечение к азартной игре относится к психическим расстройствам.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ классический игорный бизнес разрешен только в специальных зонах (Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область). Оренбургская область к ним не относится. Однако продолжают существовать «подпольные» казино, букмекерские конторы и тотализаторы, широко используются возможности интернет-клубов, в которых роль игровых автоматов отведена компьютерам.

Упомянутый закон запрещает использование информамционно-комуникационных технологий, в том числе Интернета, средств связи в азартной игре.

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ наступает за незаконную организацию и проведение азартных игр без лицензии или разрешения, с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Организация азартной игры как уголовно наказуемое деяние подразумевает подыскание помещения для ее проведения, укомплектование необходимым оборудованием, средствами по оказанию сопутствующих услуг, штатом сотрудников, сопровождающих игорный процесс (крупье, технический персонал и т.д.).

Организация и проведение азартных игр неразделимые понятия. Проведение азартной игры означает, что имеются лица, принимающие в ней участие, заключившие соглашение об участии в игре и сделавшие соответствующие ставки.

Местом совершения преступления считается любое место, где игрок вступает в игру и делает ставки, т.к. именно в этот момент организатор игры проводит её для игрока.

Поскольку организация и проведения азартных игр является разновидностью предпринимательской деятельности, ей присущи систематический характер, адресованность неограниченному кругу лиц и цель извлечения прибыли, которую получает организатор.

Часть 2 ст. 171.2 УК РФ предусматривает ответственность за указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с извлечением дохода в крупном размере (более 1 500 000 рублей). За данные действия может быть назначено наказание в виде лишения свободы до 4 лет.

например, 27.01.2020 Бугурусланским районным судом вынесен приговор, которым четверо лиц осуждены по п. «а» ч. 2 ст. 171.2 УК РФ. Один из осужденных организовал в г. Бугуруслане незаконное игорное дело: подыскал помещение, укомплектовал его необходимым оборудованием (компьютерной и иной техникой с соответствующим программным обеспечением) и принял на «службу» трех соучастников преступления, в обязанность которых входило непосредственное обеспечение игрового процесса и оказание помощи клиентам-игрокам в ведении игры. Незаконная деятельность по проведению азартных игр осуществлялась под видом сделок с векселями.

Организатор преступления осужден к 1 году 5 месяцам лишения свободы в ИК строгого режима со штрафом в размере 100 000 рублей в доход государства.

Соучастники осуждены к наказанию в виде штрафа в размере от 40 000 до 100 000 рублей.

Совершение преступления, связанного с извлечением дохода в особо крупном размере (6 000 000 рублей), организованной группой, а также с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 171.2 УК РФ) устанавливает наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет.

Разъяснение подготовлено уголовно-судебным управлением прокуратуры Оренбургской области

1. Незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору;

б) сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены организованной группой;

б) сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) совершены лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Примечание. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

  • Новости
  • Нормативно-правовая документация
  • Отчёты
  • Народная дружина
  • Муниципальная программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма и терроризма в городе Мегионе на 2019–2025 годы»
  • Муниципальная программа «Профилактика правонарушений в сфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, незаконного оборота и злоупотребления наркотиками в городе Мегионе на 2019–2025 годы и на период до 2030 года»
  • Правовое информирование
  • Советы и комиссии
  • Сообщи, где торгуют смертью!
  • Администрация
  • Структура администрации
  • Управление общественной безопасности
  • Правовое информирование

27.05.2019 
Просмотров: 3862

Памятка о действиях граждан при обнаружении признаков незаконной игорной деятельности

Как известно, одним из опасных последствий незаконного игорного бизнеса является развитие психической зависимости – игромании – у лиц, которые приобщились к азартным играм, что представляет опасность общественной нравственности и здоровью населения.

В целях противодействия негативному явлению Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности

по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игорный бизнес признан незаконным. Кроме того, данным законом даны основные понятия, используемые в регулировании данных правонарушений.

Азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками соглашения между собой, либо с организатором азартной игры

по правилам, установленным организатором азартной игры.

Деятельность по организации и проведению азартных игр – деятельность по оказанию услуг по заключению и (или) по организации заключения соглашений о выигрыше.

Игровое оборудование – устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.

Большинство «подпольных» игорных заведений используют контрафактное игорное оборудование, возможность выигрыша на котором практически невозможна.

Создание игровых зон допускается только на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область.

Деятельность по организации и проведению азартных игр в таких игорных заведениях как букмекерские конторы, тотализаторы, их пунктах приема ставок может быть организована и вне игровых зон, однако исключительно на основании лицензий.

За незаконную организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения

на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне установлена административная ответственность для юридических лиц по статье 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрен штраф в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей

с конфискацией игрового оборудования.

За незаконные организацию и проведение азартных игр физические лица подлежат уголовной ответственности по статье 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой незаконные организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, наказываются штрафом в размере от 300 тысяч

до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного

за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо ограничением свободы на срок до 4 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

За те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, организованной группой лиц, сопряженные с привлечением дохода в крупном размере (свыше 1 500 000 рублей) или особо крупном размере (свыше 6 000 000 рублей) либо совершенные лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрено максимальное наказание в размере до 1 500 000 рублей либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей.

Необходимо обратить внимание на то, что установка незаконного игорного оборудования на территории торгово-развлекательных учреждений, иных мест общего пользования недопустима. Предприниматели и представители администрации учреждений, владельцы помещений, давшие согласие или не препятствовавшие установке такого оборудования, могут быть привлечены к уголовной ответственности за соучастие

в организации игорной деятельности.

В случае выявления гражданином на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признаков незаконного проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, информировать территориальные органы внутренних дел УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Количество показов: 3862
Дата изменения: 27.05.2019 19:04:44

Возврат к списку

Как известно, «теневая экономика» — это экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, представляющая собой совокупность нелегальных, незаконных хозяйственных действий.

          Под «теневой экономикой» понимаются не учтенные официальной статистикой и не контролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

            Одним из этих видов «теневой экономики» является организация незаконного игорного бизнеса.

            В соответствии с Законом РК «Об игорном бизнесе», казино и залы игровых автоматов подлежат размещению в специально отведенных игорных зонах, в других местах на территории Казахстана запрещено размещать казино и залы игровых автоматов.

 Игорные заведения, кассы тотализатора или букмекерской конторы должны располагаться в нежилых помещениях. Запрещается их размещение в подвальных помещениях жилых домов, зданиях промышленных предприятий, коммунальных и складских объектах, культовых зданиях, зданиях государственных органов и учреждений, организаций образования, здравоохранения, культуры, аэропортов, вокзалов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта.

     Запрещаются предоставление здания, помещения или сооружения для открытия заведомо незаконного игорного заведения либо организации игорного бизнеса, а также предоставление игорного оборудования, для организации и проведения заведомо незаконного игорного бизнеса.

         Как показал анализ, в большинстве случае незаконный игорный бизнес организуется путём установки игровых автоматов в помещениях кафе, торговых центров и магазинов, при этом игровые автоматы устанавливаются также под видом лотерейных терминалов.

         Уголовная ответственность за организацию незаконного игорного бизнеса предусмотрена статьей 307 Уголовного Кодекса РК.

Управление государственных доходов по Алматинскому району

Отдел администрирования юридических лиц

Заңсыз ойын бизнесі

            Өздеріңіз білетіндей, «көлеңкелі экономика» — бұл қолданыстағы заңнамаға қайшы келетін, заңсыз, заңсыз экономикалық қызмет жиынтығы.

            Сондай-ақ, «көлеңкелі экономика» дегеніміз — ресми статистика ескермеген және қоғам бақыламайтын материалдық тауарларды өндіру, тұтыну, айырбастау және бөлу. Осындай «көлеңкелі экономиканың» бірі — заңсыз ойын бизнесін ұйымдастыру.

            Қазақстан Республикасының «Ойын бизнесі туралы» Заңына сәйкес казино және ойын автоматтары арнайы белгіленген ойын алаңдарында орналастырылуға жатады, казинолар мен ойын автоматтарын Қазақстан Республикасының басқа жерлеріне орналастыруға тыйым салынады.

            Құмар ойын-сауық мекемелері, лоттар немесе букмекерлік кеңсе тұрғын емес үй-жайларда орналасуы керек.  Оларды тұрғын үйлердің жертөлелеріне, өнеркәсіптік кәсіпорындардың ғимараттарына, коммуналдық және қойма ғимараттарына, діни ғимараттарға, мемлекеттік органдар мен мекемелердің, білім беру ұйымдарының, денсаулық сақтау, мәдениет, әуежай, вокзал, қоғамдық көліктің барлық түрлерінің станциялары мен аялдамаларына орналастыруға тыйым салынады.

            Қасақана заңсыз ойын бизнесін ашуға немесе ойын бизнесін ұйымдастыруға ғимарат, үй-жай немесе құрылым ұсынуға, сондай-ақ ойын бизнесін ұйымдастыруға және жүргізуге құмар ойын жабдықтарын беруге тыйым салынады.

            Талдау көрсеткендей, заңсыз ойын бизнесі көптеген жағдайларда ойын автоматтарын кафелер, сауда орталықтары мен дүкендердің үй-жайларына орнату арқылы ұйымдастырылады, ал ойын автоматтары лотерея терминалдары арқылы орнатылады.

            Заңсыз ойын бизнесін ұйымдастырғаны үшін қылмыстық жауапкершілік Қазақстан Республикасы Қылмыстық кодексінің 307-бабында қарастырылған.

Алматы ауданы бойынша Мемлекеттік кірістер

басқармасының заңды тұлғаларды әкімшілендіру бөлімі

Контроль за игорной деятельностью

С 01.07.2009 года российским законодательством (Федеральный закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») существенно ограничена возможность организации азартных игр: на территории Российской Федерации созданы четыре игорные зоны (в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, Калининградской области), за пределами которых открытие игорных заведений запрещено, а также установлен запрет на организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи.

Руководством страны проводится жесткая политика, направленная на противодействие незаконному игорному бизнесу, в том числе и его коррупционной составляющей.

Однако анализ статистических данных о деятельности правоохранительных и контролирующих органов в данной сфере свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые меры, состояние законности в названной сфере продолжает оставаться напряженным, число выявляемых нарушений закона постоянно растёт.

Так, по данным МВД России в рассматриваемой сфере в 2013 году на территории Российской Федерации выявлено 12281 административное правонарушение, возбуждено два уголовных дела по ст.210 УК РФ (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)), 98 — по ст. 171.2 УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр), прекращена деятельность 13660 игорных заведений, в том числе 376 казино.

В условиях сохраняющихся пробелов в законодательстве, не позволяющих эффективно бороться с рассматриваемым негативным проявлением, особую актуальность приобретает вопрос о правильности выбора мер реагирования, направленных на пресечение противоправной деятельности.

В ходе проводимых контролирующими и правоохранительными органами, органами прокуратуры проверок выявлялись такие способы осуществления игорной деятельности, как организация азартных игр в Интернет-кафе с использованием компьютерной техники, подключенной к сети Интернет, использование игровых автоматов, как с купюроприёмниками, так и без таковых, проведение игр под видом стимулирующей лотереи.

Нормативно-правовое регулирование отношений по ограничению осуществления игорной деятельности на территории Российской Федерации. Правовую основу организации и проведения азартных игр, а также противодействия нелегальному бизнесу в данной сфере составляют следующие нормативные акты:

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Налоговый кодекс Российской Федерации;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

— Уголовный кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»;

— Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;

— постановление Правительства РФ от 06.10.2006 № 603 «О лицензировании деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса»;

— постановление Правительства РФ от 18.06.2007 № 376 «Об утверждении Положения о создании и ликвидации игорных зон»;

— постановление Правительства РФ от 17.07.2007 № 451 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»;

— постановление Правительства РФ от 23.08.2007 № 540 «О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр»;

— постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах».

Базовым законодательным актом, регулирующим правоотношения в названной области правоотношений и устанавливающим ограничения при осуществлении игорного бизнеса, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Организация азартных игр, будучи одной из разновидностей предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, ограничена законом в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Полномочиями по государственному регулированию деятельности по организации и проведению азартных игр Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ наделены Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением организаторами азартных игр установленных Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ требований (в частности, тотализаторами и букмекерскими конторами, чья деятельность определенной территорией в границах Российской Федерации не ограничена) осуществляется Федеральной налоговой службой.

Непосредственная работа по противодействию незаконному игорному бизнесу, в том числе по установлению факта организации азартных игр в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляется органами внутренних дел, чьи полномочия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений закреплены Федеральным законом от № 3-ФЗ «О полиции».

Органы прокуратуры в соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства вправе проводить проверки с привлечением специалистов органов внутренних дел, налоговой службы, иных государственных органов с целью выявления нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр с последующим принятием мер реагирования по привлечению виновных лиц к административной ответственности, а также защите государственных и общественных интересов в судебном порядке.

Основные понятия, используемые в законодательстве. Собственно под деятельностью по организации и проведению азартных игр согласно ст. 4 Федерального закона от 29,12.2006 № 244-ФЗ понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Ключевым понятием, определяющим направление работы правоохранительных и контролирующих органов по пресечению нарушений при осуществлении игорной деятельности, является «азартная игра», под которой подразумевается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой, либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.

Таким образом, для того, чтобы вменить виновному лицу организацию и проведение азартных игр за пределами игорных зон, необходимо установить направленность проводимой им деятельности на выплату участникам азартной игры выигрыша при положительном для них результате игры.

При этом участниками азартной игры могут являться исключительно физические лица, в то время как в качестве организаторов азартных игр согласно закону выступают только юридические лица.

Следовательно, осуществление игорной деятельности индивидуальными предпринимателями и, тем более, гражданами законодательством не допускается в принципе, организация азартных игр со стороны указанных лиц автоматически влечёт уголовную (при доказанности размера извлечённого дохода) или административную ответственность.

Ульяновская область не входит в игорную зону, однако на всей территории Российской Федерации разрешено организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Указанная деятельность подлежит лицензированию.

Государственный надзор в указанной области осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов.

Органы внутренних дел наделены правом составления административных протоколов по части 1 статьи 14.1_1 КоАП РФ «Организация и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств подвижной связи», части 2 статьи 14.1_1 КоАП РФ «Организация и проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии».

С 1 июля 2009 года деятельность игорных заведений была прекращена, после чего, широкое распространение получили лотерейные клубы, в которых с помощью лотерейного оборудования, визуально схожего с игровым, осуществляется распространение всевозможных лотерей.

Указанная деятельность регулируется Федеральным законом № 138-ФЗ от 11.11.2003 года «О лотереях» и в соответствии с со статьей 21 указанного закона государственный надзор за проведением лотерей осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов, при этом органы внутренних дел не наделены правом составления административных протоколов по статье 14.27 КоАП РФ «Проведение лотерей без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления», указанное право имеется у налоговой службы.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации №105 от 09.02.2012 года «О порядке проверок соблюдения требований к лотерейному оборудованию», приказом Министерства Финансов Российской Федерации №128Н от 11.10.2011 года «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования» государственные функции по проверке технического состояния игрового и лотерейного оборудования возложены на Федеральную налоговую службу.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ различает следующие разновидности игорных заведений: казино, зал игровых автоматов, букмекерская контора и тотализатор.

Отличительным признаком букмекерских контор и тотализаторов, деятельность которых не ограничена территорией игорных зон, является то, что в них организуется и проводится пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой, либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не допускается в казино и залах игровых автоматов, различие между которыми определяется используемыми для проведения азартных игр устройствами или приспособлениями (игровым оборудованием), а также участием в игре самого организатора азартных игр или его работников.

Казино — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного названным Федеральным законом игрового оборудования.

Игровой стол — игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками, либо выступает в качестве их участника через своих работников.

Зал игровых автоматов — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, или игровых автоматов и иного предусмотренного указанным Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов.

Собственно, игровые автоматы — это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Принципиальное отличие между букмекерской конторой и тотализатором состоит в том, что в первой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр, а в тотализаторе организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

Смежным с азартными видом игры является лотерея, которая также основана на принципе случайного определения выигрышей. Данное сходство предопределяло маскировку азартных игр под стимулирующую лотерею с применением модифицированных игровых автоматов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором, в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Применительно к разграничению с азартными играми значимой является классификация лотерей, установленная ч.3 ст.3 Федерального закона «О лотереях», на два вида:

1. Лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи.

2. Лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Как раз в связи с повальным распространением игровых автоматов, переделанных под проведение так называемых «стимулирующих лотерей», с помощью которых представители игорного бизнеса маскировали проведение азартных игр, Федеральным законом от 27.07.2010 № 214-ФЗ внесены изменения в ст.3 Федерального закона «О лотереях», которая дополнена частью 8, устанавливающей недопустимость проведения стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях.

При наличии информации об организации и (или) проведении на территории Ульяновской области азартных игр с нарушением действующего законодательства Российской Федерации граждане могут обращаться в любую дежурную часть УМВД России по Ульяновской области, либо в управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ульяновской области (г. Ульяновск, ул. Ватутина, д.97), либо сообщить информацию по телефонам доверия 27-35-22, 67-88-88. Также любой гражданин может подать заявление онлайн на сайте УМВД России по Ульяновской области.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Организация типовой сетевой инфраструктуры современной it компании
  • Организация транспортно логистического сервиса на примере компании
  • Органика фармацевтическая компания официальный сайт личный кабинет
  • Осаго онлайн рассчитать стоимость по всем страховым компаниям 2022
  • Осаго онлайн рассчитать стоимость по всем страховым компаниям 2023