Понятие и виды, классификация правоотношений по социальному обеспечению
Скачать 26,62 Kb.
|
Связанные:
Контрольная работа
Таким образом, Пенсионный фонд обоснованно не учел период времени лишения свободы при подсчете страхового стажа и права Одинцова не были нарушены.
-
Организация «Химзавод» заключила со страховой медицинской компанией (СМО) «Росмед» договор, согласно которому работники подлежат добровольному медицинскому страхованию. Через полгода Белов — один из работников организации — заболел воспалением легких и обратился в районную поликлинику по месту жительства, предъявив медицинский полис «Росмеда». В регистратуре районной поликлиники в приеме ему отказали. Они объяснили больному, что с этим полисом он должен обратиться в лечебно-профилактическое учреждение, с которым СМО «Росмед» заключил договор о медицинском обслуживании работников организации «Химзавод». Ответьте, правилен ли отказ районной поликлиники по месту жительства работника?
На основании ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерациии; Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. А значит Белову были обязаны оказать медицинскую помощь вне зависимости от того есть ли у него полис ОМС или нет.
Поделитесь с Вашими друзьями:
1.
Общие понятия социального обеспечения
и социальной защиты населения.
2.
Функции социального обеспечения.
3.
Формы социального обеспечения.
4.
Общее понятие финансовой основы
социального обеспечения и ее правовое
регулирование.
5.
Денежные средства Пенсионного фонда
Российской Федерации.
6.
Финансовая база Фонда социального
страхования России.
7.
Финансовая основа Федерального Фонда
обязательного медицинского страхования.
Ситуационные задачи
№1
Между
студентами юридического факультета
возник спор. Одна группа студентов
считает, что в современных условиях
между понятиями «социальная защита
населения» (в юридическом смысле) и
«социальное обеспечение» нет никакой
разницы. Вторая группа студентов
полагает, что это разные правовые
дефиниции.
Как
следует рассудить данный спор между
ними?
социальная защита
населения термин шире, сюда входят и
медстраховки и помощь по безработице-
типа оплата курсов для трудоустройства
и пособие по безработице, биржи труда
и обещства инвалидов, в социальное
обеспечение же входит то что можно
измерить деньгами или товаром
разные дефиниции,
потому что социальное обеспечение это
помощь государства, направленная на
материальное обеспечение; а соцзащита-
направлена не только на мат. обеспечение,
но и на духовное развитие. Эти понятия
соотносятся, но не являются равнозначными.
Я так думаю.
№2
Организация
«Химзавод» заключила со страховой
медицинской компанией (СМО) «Росмед»
договор, согласно которому работники
подлежат добровольному медицинскому
страхованию. Через полгода Белов – один
из работников организации – заболел
воспалением легких и обратился в районную
поликлинику по месту жительства,
предъявив медицинский полис «Росмеда».
В регистратуре районной поликлиники в
приеме ему отказали. Они объяснили
больному, что с этим полисом он должен
обратиться в лечебно-профилактическое
учреждение, с которым СМО «Росмед»
заключил договор о медицинском
обслуживании работников организации
«Химзавод».
Правилен
ли отказ районной поликлиники по месту
жительства работника?
Решение
ФЗ
«О медицинском страховании в РФ» утратил
силу. Вместо этого, правовым источником,
регулирующим отношения при оформлении
добровольного медицинского страхования
теперь регулируется ФЗ «»Об организации
страхового дела в Российской Федерации»
или отдельной главой ГКРФ.
№3
Комарова
– менеджер торгового комплекса – после
окончания рабочего дня ехала домой в
маршрутном такси. При повороте водитель
такси не справился с управлением, и
автомобиль вылетел на встречную полосу
движения. В результате этого произошло
дорожно-транспортное происшествие. В
числе пассажиров, пострадавших от этого
происшествия, была Комарова. В больнице
ей выдали листок временной нетрудоспособности.
Является
ли ее временная нетрудоспособность
социальным страховым случаем или
страховым риском? В чем различие между
ними?
Какие
виды социального обеспечения могут
быть предоставлены Комаровой?
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от
16 июля 1999 года N 165-ФЗ
ОБ
ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ
Статья
7. Виды социальных страховых рисков.
Страховые случаи
1.
Видами социальных страховых рисков
являются:
2)
временная нетрудоспособность;
Страховым
риском является
предполагаемое событие, на случай
наступления которого проводится
страхование. Событие, рассматриваемое
в качестве страхового риска, должно
обладать признаками вероятности и
случайности его наступления.
Страховым
случаем является
совершившееся событие, предусмотренное
договором страхования или законом, с
наступлением которого возникает
обязанность страховщика произвести
страховую выплату страхователю,
застрахованному лицу, выгодоприобретателю
или иным третьим лицам (ст. 9 Закон РФ
«Об организации страхового дела в РФ»).
Комаровой
должно быть предоставлено пособие по
временной нетрудоспособности в
соответствии с:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 39
1. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется:
1) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования;
2) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 2 настоящей статьи, медицинская помощь оплачивается страховой медицинской организацией, а в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 настоящей статьи, — территориальным фондом.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 430-ФЗ)
3. В договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие следующие обязанности страховой медицинской организации:
1) получение от медицинских организаций сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информации о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иных сведений в объеме и порядке, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, обеспечение их конфиденциальности и сохранности, а также осуществление проверки их достоверности;
2) проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) организация оказания медицинской помощи застрахованному лицу в другой медицинской организации в случае утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности.
4. В договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие следующие обязанности медицинской организации:
1) предоставление сведений о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимых для проведения контроля объемов, сроков и качества предоставляемой медицинской помощи, о режиме работы этой организации, видах оказываемой медицинской помощи;
2) представление счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) представление отчетности об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи и иной отчетности в порядке, установленном Федеральным фондом;
4) выполнение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию обязанностей.
4.1. В договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального фонда проводить медико-экономический контроль.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 430-ФЗ)
5. Страховые медицинские организации не вправе отказать в заключении договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинской организации, выбранной застрахованным лицом и включенной в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
6. Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. За неоплату или несвоевременную оплату медицинской помощи, оказанной по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, страховая медицинская организация за счет собственных средств уплачивает медицинской организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения просрочки, от неперечисленных сумм за каждый день просрочки.
8. За неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. При приостановлении или прекращении действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации или утрате медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию считается расторгнутым с момента приостановления действия лицензии или ее отзыва у страховой медицинской организации либо утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности.
11. Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 1499-1) медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 17 Закона № 1499-1 ДМС осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения соответствующего договора. Таким образом, бюджетные учреждения вправе оплачивать договоры по ДМС для своих сотрудников за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В статье рассмотрим особенности налогового и бюджетного учета оплаты договоров ДМС.
Договор страхования
Согласно ст. 4, 17 Закона № 1499-1 добровольное медицинское страхование должно осуществляться в форме договора, заключаемого между учреждением и страховой компанией.
Договор медицинского страхования – это соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе добровольного медицинского страхования. Договор заключается в письменной форме (п. 1 ст. 940 ГК РФ) и должен содержать следующие существенные условия:
– наименование сторон;
– сроки действия договора;
– численность застрахованных;
– размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
– перечень медицинских услуг, соответствующих программам обя-зательного или добровольного медицинского страхования;
– права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия.
Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если его условиями не установлено иное.
При заключении договора между работодателем (страхователем) и страховщиком должно быть достигнуто соглашение (п. 2 ст. 942 ГК РФ):
1) о застрахованном лице;
2) о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страховой случай);
3) о размере страховой суммы. Размеры страховых взносов (страховой премии) на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон (п. 3 ст. 947 ГК РФ, ст. 17 Закона № 1499-1);
4) о сроке действия договора.
Типовая форма договора добровольного медицинского страхования установлена Советом Министров РФ. В настоящее время продолжает действовать форма, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Из данной типовой формы следует, что к договору прикладывается список застрахованных лиц.
Страховая компания, с которой заключается договор ДМС, выбирается путем размещения заказа на оказание услуг, проводимого согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заметим, что, принимая во внимание пп. «в» п. 8 Постановления Правительства РФ № 1181 , бюджетное учреждение при заключении договора ДМС вправе совершить авансовый платеж по нему в размере, не превышающем 30% от стоимости договора. Условия уплаты остальной части страхового взноса прописываются в договоре отдельно. Как правило, в таком договоре указывается следующее. Заказчик – бюджетное учреждение уплачивает аванс в размере 30% от стоимости договора, а затем ежемесячно по истечения месяца совершает платежи, рассчитанные пропорционально сроку действия договора. Оплата производится на основании счета-фактуры, акта выполненных работ. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.
Бюджетное учреждение заключило контракт со страховой организацией на ДМС своих работников сроком на один год. Стоимость контракта – 150 000 руб. По условиям контракта бюджетное учреждение уплачивает авансовый платеж в размере 30%, после этого на каждого застрахованного работника организации выдается страховой полис. Остальную сумму страхового взноса бюджетное учреждение уплачивает равными платежами ежемесячно.
Исходя из условий примера авансовый платеж по контракту составит 45 000 руб. (150 000 руб. х 30%). Размер ежемесячного платежа – 12 500 руб. (150 000 руб. / 12 мес.). Таким образом, по истечении трех месяца обслуживания бюджетное учреждение платежи по договору не производит, так как они идут в счет зачета произведенного аванса. По истечении 4-го месяца учреждение уплачивает 7 500 руб. (45 000 руб. — 12 500 руб. х 3 мес.). До конца срока действия договора по ДМС учреждение производит ежемесячные платежи в сумме 12 500 руб.
В соответствии с нормами ст. 5 Закона № 1499-1 каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, в том числе добровольного, или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Он находится на руках у застрахованного лица и имеет силу на всей территории РФ, а также на территориях других государств, с которыми РФ заключила соглашения о медицинском страховании граждан.
Налог на прибыль
Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся взносы по договорам ДМС, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Они включаются в состав расходов при расчете налоговой базы в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 04.06.2008 № 03 03 06/2/65, указанный лимит в 6% следует рассчитывать от суммы расходов на оплату труда всех работников организации, а не только застрахованных. Аналогичный вывод был сделан в Письме УФНС по г. Москве от 28.02.2007 № 28-11/018463.2. Возникает вопрос, надо ли в этом случае исходить при определении размера затрат на оплату труда из фонда оплаты труда, сформированного за счет двух источников (бюджетного финансирования и средств, получаемых в рамках приносящей доход деятельности)?
Разъяснений финансовых органов по этому вопросу информационно-правовые базы не содержат. Что касается арбитражной практики, то здесь можно привести лишь Постановление ФАС ВСО от 22.03.2005 № А19-15675/04-5-Ф02-1004/05-С1. В нем судьи рассматривали спор, возникший между бюджетным учреждением и налоговой инспекцией относительно применения норм п. 16 ст. 255 НК РФ. По мнению налоговой инспекции, при исчислении размера расходов по договорам ДМС, включаемых в расходы на оплату труда, должен приниматься во внимание только фонд оплаты труда, начисленный по предпринимательской деятельности, а не общий фонд оплаты труда, формируемый в том числе путем бюджетного финансирования. Вместе с тем судьи пришли к выводу, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% (сегодня эта норма составляет 6%) от суммы расходов на оплату труда. Довод налоговой инспекции о том, что в расходы включаются вышеуказанные взносы в размере, не превышающем 3% (сейчас – 6%) не от общего фонда оплаты труда, а за минусом средств целевого финансирования, по мнению судей, не основан на законе.
Мы же, в свою очередь, руководствуясь нормами ст. 255 НК РФ, считаем, что при определении затрат на оплату труда для применения нормы п. 16 ст. 255 НК РФ следует исходить только из фонда оплаты труда, сформированного за счет средств, получаемых от осуществления приносящей доход деятельности. Безусловно, принимая во внимание имеющийся по данному вопросу положительный пример арбитражной практики, бухгалтер вправе поступить иначе, при этом следует помнить: если налоговая инспекция посчитает ваши действия неправомерными, придется доказывать свою правоту в суде.
Относительно периода признания расходов по ДМС нужно сказать следующее. Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых взносов.
Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 12.03.2009 № 03 03 06/2/37, в этом случае страховой взнос учитывается на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в таком отчетном периоде и части страхового взноса, определяемой путем деления общего страхового взноса на количество календарных дней, в течение которых действует договор страхования.
Напомним, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ).
Учреждение заключило договор ДМС своих работников сроком на 1 год. Срок действия договора – с 02.02.2009 по 02.02.2010. Расходы на оплату труда работников, занятых на работах, связанных с осуществлением приносящей доход деятельности, составили:
– за 2009 г. – 650 000 руб. (из них за I квартал – 150 000 руб., за полугодие – 350 000 руб., за 9 месяцев – 500 000 руб.);
– за январь и 1, 2 февраля 2010 г. – 145 000 руб.
По условиям договора страховой взнос равен 45 000 руб. (перечислен 02.02.2009). Его уплата производилась частями – аванс в размере 30% (13 500 руб.) и последующие ежемесячные платежи в размере 3 750 руб. за полный месяц. Необходимо рассчитать суммы расходов, уменьшающих налог на прибыль.
В налоговом учете будут отражены в расходах следующие суммы страховых взносов:
– I квартал – 7 150,68 руб. (45 000 руб. х 58 дн. / 365 дн.);
– полугодие – 18 369,86 руб. (45 000 руб. х 149 дн. / 365 дн.);
– 9 месяцев – 29 712,33 руб. (45 000 руб. х 241 дн. / 365 дн.);
– 2009 год – 41 054,79 руб. (45 000 руб. х 333 дн. / 365 дн.);
– I квартал 2010 года – 4 068,49 руб. (45 000 руб. х 33 дн. / 365 дн.).
Определим норматив 6%, установленный п. 16 ст. 255 НК РФ для данного вида расходов:
– I квартал – 9 000 руб. (150 000 руб. х 6%);
– полугодие – 21 000 руб. (350 000 руб. х 6%);
– 9 месяцев – 30 000 руб. (500 000 руб. х 6%);
– 2009 год – 39 000 руб. (650 000 руб. х 6%);
– I квартал 2010 года – 8 700 руб. (145 000 руб. х 6%).
Таким образом, учреждение включит в расходы для целей исчисления налога на прибыль следующие суммы:
I квартал – 7 150,68 руб.;
полугодие – 18 369,86 руб.;
9 месяцев – 29 712,33 руб.;
2009 год – 39 000 руб.;
I квартал 2010 года – 4 068,49 руб.
Отдельные вопросы по налогу на прибыль, связанные с заключением договора ДМС
Изменения в списке застрахованных лиц. Если список застрахованных лиц меняется в связи с увольнением или приемом сотрудников, но срок договора остается прежним и длится не менее года, страховые взносы все равно уменьшают налогооблагаемую прибыль (письма Минфина РФ от 29.01.2010 № 03 03 06/2/11, от 18.01.2008 № 03 03 06/1/13, постановления ФАС УО от 15.12.2009 № Ф09-9912/09-С3, ФАС МО от 23.01.2008 № КА-А40/14448-07).
Если срок договора менее года, а список застрахованных изменился, то расходы в этом случае не признаются в целях налогообложения. К такому мнению пришло УФНС по г. Москве в Письме от 22.06.2007 № 20-12/059654. Оно рассуждало следующим образом.
В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.
В случае добровольного страхования указанные суммы относятся к расходам на оплату труда, в частности, по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.
Страхователями при добровольном медицинском страховании могут выступать предприятия, представляющие интересы граждан. В этом случае к договору добровольного медицинского страхования, помимо указания численности, должен быть приложен поименный список застрахованных лиц.
В дальнейшем список застрахованных лиц может измениться (при приеме новых сотрудников).
На основании п. 2 ст. 955 ГК РФ застрахованное лицо, названное в договоре личного страхования, может быть заменено страхователем другим лицом лишь с согласия самого застрахованного лица и страховщика. Для этого со страховой компанией заключается дополнительное соглашение к договору страхования, а сам договор продолжает действовать.
Одним из обязательных условий принятия для целей налогообложения сумм платежей (взносов) по договору добровольного медицинского страхования является его продолжительность не менее одного года.
Организация по вновь принятым работникам заключает дополнительное соглашение на добровольное медицинское страхование на срок менее года.
Таким образом, если количество застрахованных лиц увеличивается за счет вновь принятых сотрудников, а срок действия дополнительного страхового соглашения составляет менее одного года, то страховые взносы, перечисленные страховщику по договору добровольного медицинского страхования в рамках дополнительного соглашения на вновь принятых работников, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Налоговая инспекция в своем решении основывалась на письмах Минфина РФ от 04.02.2005 № 03 03 04/1/51, от 13.03.2006 № 03 03 04/2/61.
Оплата санаторно-курортного лечения. ФНС в Письме от 19.04.2010 № ШС-37-3/147 рассмотрела вопрос о порядке учета для целей исчисления налога на прибыль расходов по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиком санаторно-курортного лечения застрахованных работников, и сообщила следующее.
В соответствии со ст. 23 Закона № 1499-1 под договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) понимается соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки по программам медицинского страхования.
Договор должен содержать, в частности, виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг).
Таким образом, в случае если программой добровольного медицинского страхования предусмотрено санаторно-курортное лечение, платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов и санаторно-курортного лечения застрахованных работников, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.
Платежи (взносы) по вышеуказанным договорам включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.
Но здесь же следует отметить: если договоры ДМС отсутствуют, то оплата путевок при определении налоговой базы не будет учитываться при исчислении налога на прибыль на основании п. 29 ст. 270 НК РФ.
Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 30.09.2009 № 03 03 06/3/5.
Услуги заграничных медучреждений. Финансовому ведомству был задан вопрос о порядке учета в расходах для целей налога на прибыль сумм возмещаемых в соответствии с договором добровольного медицинского страхования страховщиком расходов страхователя на оплату оказанной ему медицинским учреждением на территории иностранного государства помощи.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 26.01.2010 № 03 03 05/7, возможность признания в вышеуказанном случае возмещения страховщиком страхователю страховой выплатой и, следовательно, учета его в расходах для целей налогообложения прибыли организаций зависит от наличия заключенного между страховщиком и иностранным медицинским учреждением договора на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию, поскольку согласно ст. 15 Закона № 1499-1 страховая медицинская организация обязана заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими или иными учреждениями.
Таким образом, расходы признать можно, главное – наличие договора, а не территориальное расположение учреждения.
Договор ДМС расторгнут раньше срока. Напомним, что согласно п. 16 ст. 255 НК РФ расходами в целях обложения налогом на прибыль признаются страховые взносы по договорам ДМС, заключенным на срок не менее года. Минфин рассмотрел ситуацию, когда договор ДМС был заключен сроком на один год, но по инициативе страховой компании в связи с ухудшением ее финансового состояния был расторгнут через шесть месяцев. Как в этом случае учесть ранее уплаченные взносы? В Письме от 05.08.2005 № 03 03 04/1/150 финансовое ведомство пришло к выводу, что в данном случае уже оплаченные расходы можно признать расходами пропорционально времени действия договора (шесть месяцев).
Возмещение застрахованному лицу затраченных средств. Минфин в Письме от 13.01.2009 № 03 03 06/1/2 рассмотрел такую ситуацию. При осуществлении ДМС страховщик осуществляет страховую выплату за застрахованное лицо в медицинское учреждение в соответствии с условиями договора с данным медучреждением. Страховщик не может заключать договоры со всеми медучреждениями, зарегистрированными на территории РФ. Вправе ли организация-страхователь при исчислении налога на прибыль учитывать в составе расходов в соответствии с абз. 5 п. 16 ст. 255 НК РФ суммы платежей по договорам ДМС, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, с условием осуществления страховой выплаты страховщиком не только непосредственно в медицинское учреждение, но и путем возмещения застрахованному лицу средств, затраченных им на оплату медицинских услуг, предусмотренных программой страхования?
Чиновники по данному вопросу пришли к выводу, что при условии соответствия договоров добровольного личного страхования работников правилам добровольного медицинского страхования вышеуказанные расходы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций как в случае оплаты страховщиком медицинских расходов медицинскому учреждению, оказывающему медицинские услуги застрахованным работникам организации-работодателя (организации-страхователя), так и непосредственно застрахованным работникам организации-работодателя (организации-страхователя) при представлении соответствующих первичных документов об оплате ими медицинских расходов, предусмотренных программой страхования.
Бюджетный учет
В соответствии с п. 199 Инструкции № 148н в бюджетном учете проводки по начислению и уплате страховых взносов по договорам ДМС будут следующими:
– начислены расходы, связанные с уплатой страховых взносов:
Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит счета 2 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
– отражена уплата страховых взносов:
Дебет счета 2 302 09 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Кредит счета 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»
При совершении авансового платежа по договору корреспонденция счетов будет следующей:
– на сумму авансового платежа (п. 155 Инструкции № 148н):
Дебет счета 2 206 09 560 «Увеличение дебиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Кредит счета 2 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
– при зачете обязательств по оказанным услугам:
Дебет счета 2 302 09 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Кредит счета 2 206 09 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Налог на доходы физических лиц
Согласно п. 3 ст. 213 НК РФ страховые взносы, которые работодатель уплачивает по договору ДМС, заключенному в пользу работников, не включаются в налоговую базу работников по исчислению НДФЛ (исключение: оплата санаторно-курортных путевок). По мнению Минфина, изложенному в письмах от 04.12.2008 № 03 04 06 01/363, № 03 04 06 01/364, суммы страховых взносов по договорам ДМС, уплаченные из средств работодателей не только за своих работников, но и за членов их семей, не подлежат обложению НДФЛ.
Кроме того, п. 3 ст. 213 НК РФ не содержит указания о том, что освобождение от НДФЛ сумм страховых взносов по ДМС производится только в случае оказания медицинских или лечебных услуг учреждениями здравоохранения, находящимися на территории РФ. Таким образом, на порядок освобождения страховых взносов от НДФЛ не влияет и место оказания медицинской помощи – в России или за рубежом (Письмо Минфина РФ от 05.07.2007 № 03 03 06/3/10).
Страховые взносы
Страховые взносы не начисляются на суммы платежей (взносов), произведенных работодателем по договорам на оказание медицинских услуг сотрудникам, заключаемым на срок не менее года с медицинскими организациями, которые имеют лицензии на оказание медицинских услуг (пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ )