Библиографическое описание:
Фокеева, К. Н. Организационная структура лизинговой компании / К. Н. Фокеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4700/ (дата обращения: 25.03.2023).
При
осуществлении проекта его результат решающим образом зависит от
организации управления. Использование имеющейся у компании информации
будет неэффективно, если менеджер проекта не обладает необходимыми
полномочиями, и поддержкой со стороны команды исполнения проекта, а
также функциональных руководителей.
Организационная структура зависит от вида деятельности и количества
осуществляемых проектов, поэтому разрабатывая организационную
структуру необходимо учитывать особенности компании, в которой она
будет внедряться. В данной статье будут рассмотрены организационные
структуры с точки зрения управления проектами для выявления
организационной структуры подходящей лизинговым компаниям.
Под
организационной структурой понимается совокупность взаимодействия
подразделений, между которыми устанавливаются определенные отношения
по поводу распределения уровней и областей ответственности, а также
распределение полномочий внутри компании. На основе организационной
структуры осуществляется взаимодействие между подразделениями,
формируется команда проекта, упорядочивается работа сотрудников
компании, происходит определение сроков исполнения процедур,
рациональное использование ресурсов компании, а также повышение
конкурентоспособности.
Начнем
с того, что рассмотрим организационную структуру, которая
используется в лизинговых компаниях (рис 1).
Во
главе лизинговой компании стоит генеральный директор. У его в
подчинении находятся функциональные руководители, которые отвечают за
выполнение их подразделением определенного этапа лизингового проекта.
Взаимодействие между подразделениями происходит на уровне движения
документов. В лизинговой компании основным видом деятельности
является осуществление лизинговых проектов. Осуществление проекта
предполагает формирование команды проекта во главе с менеджером
проекта. В данном случае получается, что менеджер проекта находится
на том же уровне подчинения, что и другие сотрудники, вовлеченные в
исполнение проекта. Единого контроля и мониторинга при реализации в
приведенной организационной структуре не осуществляется. Генеральный
директор владеет все информацией. Но, в неделю может осуществляться
10-15 проектов, и он не может заниматься детализированным контролем и
мониторингом за каждым проектом.
Этап
проекта Этап проекта Этап
проекта Этап проекта
Рис.
1 Организационная структура лизинговой компании
К
основному достоинству такой организационной структуры можно отнести
то, что она позволяет быстро и эффективно отслеживать возникающие
проблемы на каждом этапе реализации проекта и быстро их устранять.
Недостатками
же такой организационной структуры является:
-
Отсутствие целостной
команды проекта; -
Отсутствие
единой системы мониторинга и контроля за проектом; -
Отсутствие четкости в
соблюдении регламента реализации лизингового проекта; -
Дублирование функций;
-
Возникновение
ошибок при реализации проекта и трудность в установлении виноватых; -
Отсутствие необходимых
полномочий и ответственности у менеджеров по продажам; -
Снижение
производительности сотрудников вовлеченных в исполнение лизингового
проекта, из-за давление и со стороны функционального руководителя и
со стороны менеджера по продажам.
Данная
структура эффективно существует и применяется в лизинговых компаниях.
Но такая организационная структура не совсем соответствует проектной
деятельности.
Рассмотрим
существующие организационные структуры в проектной деятельности и на
их основе дополним или изменим приведенную организационную
структуру.
Согласно
PMBOK
выделяют следующие типы организационных структур:
-
Функциональная;
-
Матричная;
-
Проектная.
Рассмотрим
каждый тип подробнее. Функциональная организационная структура
является иерархической структурой, в которой каждый служащий имеет
одного четко выделяемого руководителя. При функциональной
организационной структуре также выполняются проекты, но содержание
проектов ограничено рамками функционального подразделения. Если
проекты, которые ведутся в организации, повторяются и хорошо изучены,
функциональная структура справляется с ними достаточно успешно. Также
успешно она справляется с любыми проектами, которые ограничены
рамками одного функционального подразделения. Если проекты
затрагивают несколько подразделений и не имеют аналогов в истории
организации, то реализация таких проектов в рамках функциональной
структуры сталкивается с серьезными трудностями. Эти трудности
вызваны и проблемами с координацией работ, и тем, что интересы
функциональных руководителей не ограничиваются интересами проекта и
могут даже вступать с ними в противоречия. Приведенная выше
организационная структура соответствует функциональной структуре.
Разница заключается в том, что в лизинговой компании все
подразделения задействованы в проекте.
Противоположно
функциональной является проектная организационная структура, в
которой у каждого члена команды проекта также один непосредственный
руководитель, но подразделения организованы по проектному принципу —
команды управления проектами образуют собственные подразделения,
возглавляемые менеджерами соответствующих проектов. В проектной
структуре у менеджера проекта исчерпывающие полномочия. Тем самым
достигается полная координация работы команды проекта. Казалось бы,
логичнее всего внедрить проектную организационную структуру в
лизинговой компании, так как она основана на управлении проектами и
большая часть ресурсов организации задействована именно в них. Но в
компании за месяц может осуществляться 30-35 проектов одновременно и
это требует дополнительного контроля со стороны функциональных
руководителей. Так что данная организационная структура не подходит
для лизинговых компаний по следующим причинам:
-
большое
количество проектов за определенный промежуток времени, делает
невозможным создания обособленных подразделений для проекта; -
полные
полномочия менеджера проекта, делают неэффективным работу
подразделений компаний; -
несоответствие
уровня полномочий и уровня ответственности менеджера проекта; -
участие
сотрудников сразу в нескольких лизинговых проектах.
В
зависимости от полномочий менеджера проекта различают слабую,
сбалансированную и сильную матрицу. Слабая матричная структура
сохраняют многие характеристики функциональной организации.
Полномочия менеджера проекта в такой структуре ограничены. В сильной
матричной структуре присутствует позиция менеджера проекта,
наделенного полномочиями напрямую отдавать распоряжения и требовать
отчетности от сотрудников функциональных подразделений, входящих в
состав команды управления проектом. Члены команды управления проектом
не выводятся из состава своих функциональных подразделений, С этого
момента эти сотрудники обязаны своевременно и качественно выполнять
задания менеджера проекта, причем качество их работы контролируется и
руководителем соответствующего функционального подразделения (рис.2).
Рис.
1 Сильная матричная организационная структура лизинговой компании
Сильная
матричная структура позволяет решить следующие существующие
недостатки функциональной организационной структуры:
-
упорядочить
работу сотрудников компании; -
сформировать команду
проекта во главе с менеджером проекта; -
наделить
менеджера проекта соответствующими полномочиями и обязанностями; -
возможность
осуществлять единый контроля на протяжении всего лизингового
проекта; -
планировать
время на осуществление одного лизингового проекта.
Можно
сделать вывод, что наиболее предпочтительной организационной
структурой в лизинговой компании, является сильная матричная
структура, так как учитывает особенности лизинговой деятельности и
исходя из них позволяет осуществлять эффективное взаимодействие между
подразделениями.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная структура, лизинговая компания, менеджер проекта, проект, подразделение, Этап проекта, лизинговый проект, сильная матричная структура, функциональная организационная структура, функциональная структура.
Хизириева Д.И.,
юрисконсульт
ОАО «Мустанг»
Вопрос организации лизингового бизнеса, как известно, зависит от правильно сформированной руководителем лизинговой компании организационной структуры и организационных форм управления лизингом. Данный вопрос является актуальным ввиду того, что правильное формирование структуры компании в соответствии с целями деятельности и стратегическими задачами компании является одним из основных факторов конкурентоспособности лизинговой компании.
Лизинговая компания как представитель юридического лица, обладающего правом на осуществление коммерческой деятельности, начинает свою деятельность так же, как и другие представители юридических лиц, а именно, с момента государственной регистрации в органах налоговой и регистрационной службы.
Учредителями лизинговых компаний, со гласно п. 2 ст. 5 Закона о финансовой аренде (лизинге) [2], могут быть юридические лица и (или) физи ческие лица. Следовательно, лизинговые компании в соответствии с ГК РФ [1] и Законом о финансовой аренде (лизинге) могут иметь различные организационно-правовые формы. Поэтому можно сказать, что любая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью и сдающая свое имущество в финансовую или иную аренду, может называться лизинговой, тем более что для этого ей не нужно получать лицензию.
В зависимости от конкретных условий лизинговые компании можно различать по двум принципам [4], первым из которых предусмотрено разделение лизинговых компаний на шесть групп в зависимости от их учредителей: банков (российских и зарубежных), производственных структур (предприятий, финансово-промышленных групп, непосредственно производящих объект лизинга), государственных органов управления, страховых компаний, физических лиц и иных учредителей. Согласно второму принципу предусмотрено разделение лизинговых компаний на специализированные и универсальные.
Из анализа рынка лизинговых компаний России можно сказать, что большинство из них создано при участии крупных банковских, страховых или производственных холдингов, однако в их числе превалируют компании, созданные крупными банками. Распространение такой практики обусловлено существованием некой закономерности, то есть необходимостью лизинговых компаний быть рядом с крупными финансовыми и инвестиционными холдингами либо находиться «под их крылом». Это и понятно: лизинг по своей сути – финансовая услуга, разумная альтернатива кредиту и это к тому же более удобный вариант создания лизинговой компании, тем более что сразу разрешается и основная проблема лизинговых компаний – упрощается путь к финансовым ресурсам. В данном случае применяются две формы участия банков в лизинговом бизнесе:
— прямой метод, когда банк сам выступает в качестве лизингодателя, создавая в своей структуре специальный отдел или группу специалистов;
— косвенный метод, когда банк учреждает самостоятельную лизинговую компанию или выступает в роли кредитора лизингодателя.
Представителями прямого метода участия являются такие известные банки России, как Банк кредитования малого бизнеса («Банк КМБ»), «Юниаструм Банк» и др.
Косвенное участие в деятельности своих лизинговых компаний принимают «Альфа банк», «Райффайзенбанк», «Банк ВТБ», «Парекс Банк», «Банк Московский деловой мир» («МДМ Банк»), Московский кредитный банк, «НОМОС-Банк», «Абсолют Банк» и др.
Создание и функционирование лизинговой компании в рамках коммерческого банка обусловлено обоюдными преимуществами, которые предоставляют данные партнерские отношения их участникам.
Однако следует отметить, что в первые годы функционирования таких лизинговых компаний они обычно обслуживают клиентов банка-учредителя. Например, так сложилось у ООО «ЛК «РМБ-Лизинг». В первые четыре года своего существования эта компания обслуживала преимущественно клиентов Русского международного банка. В настоящее же время все больший процент портфеля составляют сделки с независимыми клиентами [5]. Но это зависит от стратегии и принципов деятельности самого банка. Существует также практика предоставления лизинговых услуг дочерней структурой банка только для клиентов этого банка. Такую позицию старается соблюдать известный представитель лизинговых компаний ООО «Райффайзен-Лизинг». К примеру, эта компания, расширяя свою региональную сеть, одновременно открывает там и филиал своего банка-учредителя. Тем не менее лизинговые компании, созданные при банках, имеют наибольший потенциал для того, чтобы стать независимыми универсальными лизинговыми компаниями, а также возможность получать опыт лизинговых сделок на проверенных клиентах банка и одновременно строить свою кредитную историю [6].
Лизинговые компании, созданные производственными структурами, также облегчают себе проблему поиска финансирования, так как учредители через них сбывают производимую ими продукцию, расширяя свою сеть сбыта. Однако не все производственные структуры пользуются таким методом. На рынке лизинга такими представителями обычно являются крупные и известные производственные холдинги; например, в России это ЛК «КАМАЗ», «РАФ-Лизинг», а из зарубежных компаний, работающих в России, известны BRUINSWICK RAIL LEASING, Daimler Chrysler Financial Services Russia, «Скания Лизинг», «Вольво-финанс сервис», Caterpillar Financial, Hewlett Packard и др.
При создании лизинговой компании с участием государственных органов управления в значительной степени используются бюджетные средства, которые предоставляются лизингодателям по стоимости 1/2 или 1/4 от ставки рефинансирования Банка России, что также устраняет проблему поиска источников финансирования лизинговых сделок. Однако в этом есть и свой минус, например, учредители могут потребовать участия лизинговой компании в проектах, которые не всегда являются для нее экономически выгодными. Представителем такой лизинговой компании является Московская лизинговая компания (МЛК), учрежденная Московским фондом поддержки малого предпринимательства и осуществляющая свою деятельность при организационной и финансовой поддержке Правительства Москвы. В агропромышленном комплексе функции лизингодателя выполняет по решению Правительства РФ ОАО «Росагроснаб», а также «Аккор-лизинг».
Относительно лизинговых компаний, созданных при страховых компаниях, можно сказать, что это для них является одним из способов диверсификации бизнеса. Обладая временно свободными финансовыми средствами, они решаются таким образом вкладывать их в надежные лизинговые проекты. Тем самым лизинг позволяет им существенно расширить рамки собственного страхового бизнеса и получать значительные дополнительные доходы. Такими компаниями на рынке лизинга являются «РЕСО-Лизинг», «Ренессанс-Лизинг», «Прогресс-Нева Лизинг».
Лизингодателями могут выступать и физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. На практике имеются и такие случаи. Например, до февраля 2002 г., то есть до отмены лицензирования лизинговой деятельности, лицензию на три года получали предприниматели в Калининграде, Омске, Северске, Альметьевске [4]. Конечно, такие лизингодатели могут столкнуться в своей деятельности с большими проблемами, но они, как показывает сложившаяся практика, являются более амбициозным и инициативными, и большинство интересных и самых разнообразных лизинговых продуктов и программ создается именно в их компаниях.
Деление лизинговых компаний на специализированные и универсальные основано на объектной специализации компании. В частности, специализированные лизинговые компании работают обычно с одним видом товара (легковые автомобили, компьютеры, контейнеры, грузовой автотранспорт, самолеты и др.) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, полиграфическое оборудование, телекоммуникационное оборудование и др.).
Универсальные лизинговые компании передают в лизинг разнообразные виды транспортных средств, оборудования и недвижимости. Они предоставляют лизингополучателям право выбора поставщика необходимого ему оборудования. Техническое обслуживание осуществляет сам поставщик или лизингополучатель. При этом лизингодатель на правах владельца вправе осмотреть имущество и проверить комплектность. После ввода объекта в эксплуатацию он обязан подписать протокол приемки объекта.
Специализированные же лизинговые компании уже располагают собственным парком машин или оборудования и предоставляют их лизингополучателю по его заявке. При этом техобслуживание и ремонт осуществляют сами лизингодатели. Представителями специализированных российских лизинговых компаний являются: «Лизингстроймаш», «РТК-Лизинг», «ГЕО-Лизинг», «Глобал рент», «РусЛизингСвязь», «Медлизинг». Представителями специализированных лизинговых компаний с участием зарубежного капитала являются такие крупные производители машин и оборудования, как: BRUINSWICK RAIL LEASING, Daimler Chrysler Financial Services Russia, «Скания Лизинг», «Вольво-финанс сервис», Caterpillar Financial, Hewlett Packard и др. У этих компаний удельный вес одного вида оборудования обычно бывает близок или равен 100% в общем объеме их лизинговой деятельности.
Анализ практики деятельности российских лизинговых компаний показывает, что на данное время на рынке лизинга превалируют универсальные лизинговые компанию. Однако для российского рынка лизинга характерен процесс постепенного сокращения уровня универсализации и соответственно увеличения количества лизинговых компаний, специализирующихся на предоставлении в лизинг определенных видов имущества.
В зависимости от уровня разделения труда в обществе и на предприятиях, размера и типа коммерческих организаций, стадии развития лизинга и сложившейся практики можно выделить три основных концепции управления лизинговой деятельностью: производственную, маркетинговую и специализированную (отраслевую) [7].
Первая концепция предусматривает осуществление лизинговых операций фирмой – производителем какого-либо определенного оборудования (объекта лизинга). Тогда вся работа по подготовке и реализации лизинговых операций сосредоточивается в производственных подразделениях фирм – изготовителей оборудования, что позволяет улучшить сбыт новой техники, наладить ее ремонт и обслуживание непосредственно по месту использования у арендаторов. Ведь именно в производственных подразделениях находятся квалифицированные кадры, имеющие опыт в производстве и сервисном обслуживании выпускаемой техники. Но по мере развития и увеличения лизинговой доли выпускаемой продукции такая организационная форма перестает соответствовать экономическим интересам обоих сторон, и на определенном этапе возникает необходимость перехода к новому, более высокому уровню управления.
Вторая концепция предусматривает выделение управления лизинговыми операциями в самостоятельные подразделения или в составе маркетинговой службы предприятия (банка, промышленной фирмы), что позволяет уже с большой долей профессионализма продвигать выпускаемую продукцию на рынке лизинговых услуг.
И, наконец, третья концепция предусматривает ситуацию, когда лизинговая деятельность в силу действия закона общественного разделения труда выходит за пределы производственных предприятий-изготовителей и концентрируется в особой специализированной отрасли, представленной различного рода лизинговыми компаниями.
В соответствии с конкретными условиями рассматриваемые формы управления лизинговой деятельностью существуют во времени и пространстве одновременно, параллельно, образуя различные комбинации применительно к любому виду лизинга.
Дальнейшее развитие организационных форм управления лизингом обусловливается тенденциями, вызываемыми законами кооперации и концентрации производства.
Кооперация крупных финансодержателей в лице банков и страховых компаний с предприятиями – производителями машин и оборудования, а также ремонтных предприятий с непосредственными потребителями позволит преодолеть неизбежные трудности развития системы лизинга технических средств в нынешних непростых условиях. Возможно, например, долевое участие заинтересованных сторон в образовании специализированных лизинговых фирм с привлечением материально-технической базы каждого из участников и получением ими прибыли пропорционально вложенному капиталу.
Повышенный спрос на технические средства в условиях формирования рынка приводит к увеличению объемов сделок, осуществляемых лизинговыми фирмами. В лизинговый бизнес включаются все новые технические средства. Отсюда возникает необходимость укрупнения фирм, их специализации, создания юридически самостоятельных фирм, во вкладах которых данное акционерное общество будет обладать контрольным пакетом акций. То есть речь идет о переходе к компаниям холдингового типа. Именно использование холдинговой модели построения компании считает перспективной организационной формой руководство ассоциации «БАЛТЛИЗ», ныне «Группа лизинговых компаний НОМОС-Банка».
Функциональное построение лизинговых ассоциаций и компаний на основе фирм холдингового типа позволит существенно сократить расходы по проведению лизинговых операций. Например, вопросы рекламы и издательской деятельности вполне могут находиться в ведении компании – держателя контрольного пакета. Холдинговая компания может иметь общую службу изучения клиентуры. Вопросы страхования лизинговых сделок также могут решаться на уровне холдинга при условии контракта со страховой компанией.
Новые сферы деятельности лизинговых фирм, несомненно, повлекут и усложнение организационной структуры. Здесь проявляется общий принцип – организационная структура должна перестраиваться с учетом потребностей рынка, обеспечивая прогресс в лизинговом бизнесе. Поэтому можно сказать, что
организационная структура зависит от форм собственности участвующих сторон, сферы приложения услуг, типов контрактов, географической зоны деятельности и других факторов.
В целом необходимо всегда помнить, что адекватная организационная структура является существенным фактором успеха любой лизинговой компании.
При формировании организационной структуры необходимо решить вопрос о создании и правильной организации лизинговой компании, что означает найти нормальный состав менеджеров, создать сильную бухгалтерскую службу и т. д. А для этого необходимо изыскать финансовые средства, правильно выбрать оборудование и доставить его лизингополучателю, а затем правильно учесть в бухгалтерской документации. В свою очередь, чтобы реализовать все перечисленные действия, необходимо правильно организовать структуру компании.
Как показывает сформированный в нашей стране рынок лизинга, существующие на рынке крупные лизинговые компании чаще всего имеют организационную форму в виде акционерных обществ как открытого, так и закрытого типа, для которых характерен перечень органов управления, включающий:
— общее собрание акционеров;
— совет директоров (наблюдательный совет);
— единоличный исполнительный орган (генеральный директор, правление);
— коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, исполнительный директор);
— ликвидационную и ревизионную комиссии;
— счетную комиссию – постоянно действующий орган общего собрания.
Представителями таких компаний являются: ОАО «РТК-Лизинг», ОАО «Авангард-Лизинг», ОАО «Главлизинг», ОАО «Югорская лизинговая компания», ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ», ОАО «Росдорлизинг», ОАО «ВТБ-Лизинг», ЗАО «Атлант-М Лизинг», ЗАО «КМБ-Лизинг», ЗАО «Локат Лизинг Руссия», ЗАО «Гознак-Лизинг», ЗАО «ЛК «Медведь» и др.
В то же время Закон об акционерных обществах [3] предусматривает возможность выбора различных вариантов формирования органов управления и их сочетания.
Практика деятельности лизинговых компаний говорит о существовании нескольких вариантов организационной структуры, различия между которыми состоят в следующем [7].
Вариант 1. Предусматривает наличие двух исполнительных органов. Наряду с единоличным исполнительным органом образуется коллегиальный (исполнительная дирекция, правление), который назначается советом директоров по предложению генерального директора.
Основные функции по текущему управлению делами общества берут на себя исполнительные органы при усилении роли генерального директора. Исполнительным органам может быть передана часть полномочий общего собрания, делегирование которых допускается законом.
Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества. Этот вариант позволяет сохранить традиционный статус «сильного» генерального директора.
Вариант 2. Предусматривая единоличный исполнительный орган, этот вариант в большей мере соответствует акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в которых контрольный пакет акций находится в руках должностных лиц администрации, то есть когда наиболее крупными акционерами являются исполнительные директора.
Вариант сохраняет статус «сильного» генерального директора, но предполагает отказ от коллегиального исполнительного органа, что позволяет обойти ограничение, содержащееся в п. 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах, относительно того, что члены этого органа не могут составлять большинство в совете директоров. В предложенной схеме любое количество должностных работников общества может войти в состав совета директоров.
Совет директоров принимает на себя функции не только по выработке стратегических решений, но и по текущему оперативному управлению. Необходимости формирования особого коллегиального исполнительного органа при этом не возникает. Генеральный директор для усиления своих властных полномочий может воспользоваться своим традиционным правом проведения производственных совещаний.
Вариант 3. Предусматривает управление лизинговых компаний наемным менеджером. Этот вариант свойственен и наиболее популярен среди компаний, существующих в странах с развивающейся рыночной экономикой. Он был распространен и в России. Как правило, вновь создаваемые при участии государственного капитала крупные акционерные общества нанимали иностранных менеджеров, которые занимались бизнесом не впервые и имели высокую квалификацию и огромный опыт работы в данной сфере. Однако наем менеджеров предусматривает обычно дорогую стоимость его услуг, а данные расходы были бы неадекватны для начинающей лизинговой компании. По данному варианту, общее собрание акционеров избирает совет директоров и его председателя. Совет директоров назначает единоличный, а при необходимости – и коллегиальный исполнительный орган.
Данный вариант в большей мере соответствует вновь учреждаемым акционерным обществам, где одному из учредителей принадлежит контрольный пакет акций. Он актуален при учреждении дочерних обществ. Учредитель не имеет возможности заниматься оперативными вопросами управления созданной им коммерческой организацией, но при этом желает обеспечить достаточно жесткий контроль над ее исполнительными органами.
Место «сильного» генерального директора, избираемого общим собранием, в данной схеме занимает председатель совета директоров. Исполнительный директор – это, по сути, наемный менеджер, назначаемый советом директоров с ежегодной пролонгацией его полномочий. Необходимость создания коллегиального исполнительного органа определяется в каждом случае индивидуально.
Однако в управленческой структуре лизинговой компании необходимы должности финансового директора, директора по коммерческим вопросам и директора по общим вопросам, которые, как правило, существуют в структуре правления (дирекции) лизинговой компании.
Поэтому наиболее распространенным вариантом формирования организационной структуры среди лизинговых компаний, особенно среди крупных лизинговых компаний, является первый. К примеру, такую структуру имеет Группа компаний «РТК-Лизинг».
Структура органов управления «РТК-Лизинг» традиционна для российских юридических лиц и является трехуровневой: общее собрание акционеров, совет директоров, единоличный исполнительный орган в лице генерального директора. В соответствии с уставом высшим органом управления компании является общее собрание акционеров. Определение стратегии развития компании и осуществление контроля за деятельностью ее исполнительного органа осуществляются советом директоров, который избирается на общем собрании акционеров.
В соответствии с законодательством и уставом ОАО «РТК-Лизинг» совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью компании. Также именно этот орган определяет приоритетные направления развития компании, благодаря чему устанавливаются основные ориентиры деятельности ОАО «РТК-Лизинг» на долгосрочную перспективу. Единоличный исполнительный орган ОАО «РТК-Лизинг» – генеральный директор – является ключевым звеном структуры органов управления компании, на которое в соответствии с законодательством и уставом возлагается текущее руководство деятельностью компании, то есть реализация целей, стратегии и политики компании. В своем подчинении генеральный директор имеет хорошо подобранную команду высококвалифицированных специалистов, без которой невозможно было бы осуществление успешной деятельности в области лизинга [8].
Вышеуказанная система корпоративного управления, применяемая ОАО «РТК-Лизинг», не менее успешно реализуется и в деятельности дочерних лизинговых компаний. Подобную структуру, но со своей спецификой, имеет и такая известная лизинговая компания, как ООО «Индепендент Лизинг». Она представлена на рис. 1 [9].
Как видно из рисунка, структура корпоративного управления компании «Индепендент Лизинг» состоит из двух органов управления: совета директоров и правления. В частности, совет директоров определяет приоритетные направления деятельности «Индепендент Лизинг», осуществляет контрольную функцию за деятельностью компании. Правление осуществляет непосредственное оперативное руководство компанией.
В компетенцию коммерческого директора входят вопросы маркетингового исследования лизингового рынка, коммерческо-посреднических операций, оформления договоров на лизинг технических средств, изучения зарубежной торговли и лизинговой практики. Неотъемлемой частью коммерческой службы лизинговой фирмы является аппарат экспертов, способных проводить анализ и подготавливать заключения о техническом уровне, перспективах развития, потребительских свойствах и конъюнктурных возможностях компании. (Пренебрежение этими аналитическими службами и явилось в большинстве случаев причиной неэффективности многих созданных лизинговых фирм.) В компетенцию финансового директора целесообразно включить вопросы, связанные с финансовым обеспечением лизинговых операций, исследованием рынка заемных средств, финансовой экспертизой договоров, а также определением экономических показателей деятельности лизинговой фирмы и изучением клиентуры.
Аналогичную структуру, но с присущей данной компании спецификой имеет и ООО «ЛК «Элемент Лизинг». Во главе генеральный директор, у которого в прямом подчинении находятся коммерческий директор, исполнительный директор (не являющийся заместителем генерального директора в отличие от структуры ООО «ЛК «Индепендент Лизинг»), управляющий аппаратом генерального директора, финансовый директор, служба правового обеспечения и советник генерального директора по безопасности [10].
Следует заметить, что в связи с ростом объема лизинговых сделок и одновременного роста количества лизинговых компаний уже состоявшиеся и пользующиеся большим авторитетом у лизингополучателей лизинговые компании ведут активную работу по экспансии российских регионов. Например, все крупные лизинговые компании имеют минимум по 20 филиалов в различных регионах России и странах СНГ. Однако если правильно не организовать структуру головного офиса компании, данное обстоятельство может привести к большим трудностям. Поэтому их организационная структура должна иметь соответствующие структурные подразделения, регулирующие деятельность компании в регионах. Такому методу последовала Группа компаний «Интерлизинг» (ООО «Интерлизинг») [11]. Так, в 2006 г. в Группе компаний «Интерлизинг» были проведены мероприятия по реорганизации структуры компании, которые потребовались в связи с динамичным развитием компаний. Компания представляет дивизионально-матричную структуру, представленную на рис. 2.
Таким образом, организационная структура лизинговой компании зависит от типа учредителей (акционеров) (банки, страховые компании, частные организации и др.), экономической сферы деятельности (промышленность, агропромышленный комплекс, торговля и т. д.), типа контрактов и товаров (оборудование, транспорт, мини-заводы, недвижимость и др.), зоны деятельности. Поэтому построение лизинговой компании должно отвечать целям и задачам ее и ее учредителей, и не следует забывать о том, что успешная деятельность лизинговой компании определяется рациональным построением ее внутренней организационной структуры и формированием адекватной системы органов управления.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Глава 34 «Аренда», параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32.
2. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 44.
3. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1.
4. Финансовый лизинг: Учеб. пособие для вузов / В.Д. Газман. – 2-е изд. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
5. Сайт ЛК «Росагролизинг». – Режим доступа: http://rosagroleasing.ru.
6. Адамов Н.А., Тилов А.А. Лизинг. – 2-е изд. – Спб.: Питер, 2006.
7. Информационный портал о лизинге. – Режим доступа: http://www.Leasing-Forum.ru.
8. Сайт ЛК «РТК-Лизинг». – Режим доступа: http://www.rtc-leasing.ru.
9. Сайт ЛК «Индепендент Лизинг». – Режим доступа: http://www.indep-leasing.ru.
10. Сайт ЛК «Элемент Лизинг». – Режим доступа: http://www.elementleasing.ru.
11. Сайт ЛК «Интерлизинг». – Режим доступа: http://www.ileasing.ru.
6.4 организационная структура лизинговых компаний
Анализируя организационную структуру лизинговой отрасли, можно выделить три основных типа лизинговых компаний:
В настоящее время растет число лизинговых компаний, являющихся дочерними фирмами производителей продукции. Это связано с тем, что производители ищут новые рынки сбыта своих товаров, а лизинг является идеальной возможностью реализации на привлекательных для клиента условиях. Имея свою дочернюю лизинговую компанию, производитель может предложить клиенту новые схемы финансирования.
Следующим видом лизинговых компаний, составляющих большую группу, являются фирмы, контролируемые банками. Преимущество этих лизинговых компаний состоит в том, что они могут получать кредитные ресурсы от банков на более выгодных условиях
Третья группа это независимые лизинговые компании, имеющие, как правило, достаточно финансовых средств, опыт работы на определенных товарных рынках и широкий круг потенциальных клиентов.
Общим для всех типов лизинговых компаний сейчас является то, что их функции существенно расширились и они от простого финансирования сделки переходят к комплексному обслуживанию своих клиентов, предлагая им широкий спектр специальных дополнительных услуг. Например, при лизинге компьютеров и офисного оборудования лизинговые компании предлагают их техническое обслуживание, при лизинге легковых автомобилей гарантируется определенное число автомобилей для клиентов, их техническое обслуживание, покупка новых и продажа подержанных автомобилей.
7. Международные лизинговые операции
В мировой практике наиболее распространены четыре основные модели международных лизинговых операций.
Первая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране.
Вторая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через расположенную в стране лизингополучателя дочернюю фирму.
Третья модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через посредника расположенную в стране лизингополучателя лизинговую фирму. Фирме-посреднику поручается организация и проведение переговоров, подготовка и заключение на согласованных условиях договора лизинга, а также его исполнение. Юридически отношения между двумя лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением, а расчеты осуществляются в форме комиссионного вознаграждения за услуги, встречной сделки или раздела прибыли.
Четвертая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране, а исполнение заключенного лизингового договора передает посреднику -расположенной в другой стране лизинговой фирме на указанных выше условиях агентского соглашения.
Необходимо отметить, что одной из основных проблем, стоящих перед лизингодателем, является установление деловой репутации лизингополучателя. Особое значение это обстоятельство приобретает при международных лизинговых операциях, поскольку при заключении сделки с иностранным партнером уровень коммерческих рисков существенно возрастает в силу присущих разным странам различий в гражданском и торговом законодательствах, налоговом режиме, методах бухгалтерского учета, практике заключения и исполнения контрактов.
Другой особенностью международных лизинговых операций являются валютные риски, большую их часть также несет лизингодатель. Заключение долгосрочной сделки, расчеты по которой ведутся в различных валютах, требует надежных гарантий против возможных колебаний валютных курсов, изменений в национальных режимах валютного регулирования, истощения запасов валюты у партнера и других негативных явлений. Условия каждой сделки специфичны, и, как показывает практика, обеспечить высокую степень защиты от валютных рисков можно лишь при тщательном учете всех ее нюансов. Международные операции более рискованны для лизингодателя и с точки зрения защиты прав собственности на передаваемое в лизинг имущество, а также обеспечения гарантий его возврата по истечении срока договора. Кроме того, сделку может осложнять наличие политических рисков.
Рассмотрим в качестве примера различные варианты организации операции по передаче в лизинг российской компании ЗАО «НИК» оборудования, выпускаемого зарубежной фирмой «RPB-L». Передача оборудования осуществляется на условиях финансового лизинга.
Первый вариант (см. Рис. 9 и 10): иностранные участники фирма изготовитель «RPB-L» и поставщик оборудования, лизинговая компания «RPB-L»; российские участники банк кредитор, лизинговая компания, лизингополучатель ЗАО «НИК». Отношения между российской и иностранной сторонами строятся на основе договоров лизинга и сублизинга.
Последовательность оформления сделки:
ЗАО «НИК» подает заявку на лизинговое оборудование лизинговой компании «RPB-L» либо непосредственно (в случае одной сделки), либо через российскую лизинговую компанию (в случае N сделок).
Лизинговая компания «RPB-L» направляет заявку на изготовление лизингового оборудования фирме «RPB-L», контролирует выполнение этой заявки и заключает договор купли-продажи с производителем оборудования.
Лизинговая компания «RPB-L» получает в российском банке по кредитному договору средства, необходимые для приобретения изготовленного фирмой «RPB-L» лизингового оборудования.
Лизинговая компания «RPB-L» оплачивает фирме «RPB-L»
заказ.
Лизинговая компания «RPB-L» по договору купли-продажи с фирмой «RPB-L» приобретает в собственность лизинговое оборудование.
Лизинговая компания «RPB-L» заключает договор лизинга с российской лизинговой компанией и отправляет в ее адрес лизинговое оборудование.
зло «ник»
Российская Лизинговая компания
ЗЛО
«ник*
ЗАО «ННК»
ЗЛО
«ник»
ЗАО «НИК»
ЗАО кНИК»
Рис.10 Схема взаимосвязей при n сделках
7. Российская лизинговая компания заключает договор сублизинга с ЗАО «НИК», передает лизинговое оборудование лизингополучателю и осуществляет контроль за техническим состоянием и использованием оборудования, своевременной выплатой лизинговых платежей, а также за устойчивостью финансово-экономического положения лизингополучателя.
ЗАО «НИК» на основании договора сублизинга осуществляет лизинговые платежи российской лизинговой компании.
Российская лизинговая компания на основании договора лизинга переводит лизинговые платежи лизинговой компании «RPB-L».
Лизинговая компания «RPB-L» возвращает кредит российскому
банку.
Данная схема международных лизинговых операций, по которой работает большинство зарубежных лизинговых компаний, имеет ряд
достоинств:
все сделки отличает высокое качество исполнения, поскольку и поставщик лизингового оборудования, и конечный лизингополучатель находятся под постоянным контролем лизинговых компаний;
у лизинговой компании «RPB-L» концентрируются все договора на поставку лизингового оборудования в Россию;
обе стороны вырабатывают единый подход к реализации договоров на поставку лизингового оборудования в Россию;
в лизинговой компании «RPB-L» сосредотачивается вся информация о поставках в Россию лизингового оборудования и его использовании;
в случае невозможности реализации какой-либо из заключенных сделок лизинговая компания «RPB-L» может передать изготовленное оборудование в лизинг по другой сделке с минимальными для себя потерями;
в зависимости от местонахождения конечного лизингополучателя к конкретной сделке привлекается та российская лизинговая компания, которая расположена ближе и лучше подготовлена к осуществлению контроля за техническим состоянием и использованием оборудования, своевременной выплатой лизинговых платежей, а также за устойчивостью финансово-экономического положения лизингополучателя;
все сделки финансируются одним российским банком, что обеспечивает высокую степень координации сделок и финансового контроля за их исполнением;
поставки лизингового оборудования приобретают масштабный характер, и российская сторона быстро получает ощутимый экономический эффект от его использования.
Недостатком схемы является то, что операции иностранной и российских лизинговых компаний подпадают под двойное налогообложение.
Второй вариант (Рисунки 11 и 12): иностранный участник фирма-изготовитель «RPB-L» и поставщик оборудования; российские участники -банк-кредитор, лизинговая компания, лизингополучатель ЗАО «НИК». Отношения между российской и иностранной сторонами строятся на основе договора купли-продажи. Взаимодействие участников сделки (отсутствуют связи 6 и 9 предыдущей схемы):
ЗАО «НИК» подает заявку на лизинговое оборудование российской лизинговой компании.
Лизинговая компания направляет заявку на изготовление лизингового оборудования фирме «RPB-L», контролирует выполнение этой заявки и заключает договор купли-продажи с производителем оборудования.
Лизинговая компания получает в банке кредит, необходимый для приобретения изготовленного фирмой «RPB-L» оборудования.
10
Ji.MIIK
ЗАО«НИК»
Рис. 11 Схема связей при одной сделке.
Фирма «ИРМ.*
Банк —+—
.и
I 1
т
1 I
Российская л ниш гоїм и кампания
Российский лнтншопая кампания
Российская лиш tiro пая кі«і[і:іеіия
JL8
ЗАО
инк»
зло
«НИК» «НИК»
ЗЛО
«пик»
ЗАО «I [ИК»
ЗАО кНИК»
ЗАО «НИ ЕС*
ЗЛО кНИКм
ЗЛО «(НИК»
Рис. 12 Схема связей при п сделках.
Лизинговая компания оплачивает фирме «RPB-L» готовый
заказ.
Лизинговая компания по договору купли-продажи с фирмой «RPB-L» приобретает в собственность лизинговое оборудование.
Лизинговая компания заключает договор лизинга с ЗАО «НИК»,
передает лизинговое оборудование лизингополучателю и осуществляет
контроль за техническим состоянием и использованием оборудования,
своевременной выплатой лизинговых платежей, а также за
устойчивостью финансово-экономического положения
лизингополучателя.
7. ЗАО «НИК» на основании договора лизинга осуществляет
лизинговые платежи лизинговой компании.
8. Лизинговая компания возвращает кредит банку.
Достоинством данной схемы по сравнению с предыдущей
является то, что сделка удешевляется из-за отсутствия одного из иностранных участников лизинговой компании «RPB-L».
К недостаткам схемы следует отнести:
исключение возможностей использовать налоговые льготы по лизинговым сделкам, предусмотренные зарубежным законодательством;
отсутствие единого подхода к реализации договоров на поставку лизингового оборудования в Россию;
отсутствие контроля в стране поставщика лизингового оборудования за выполнением заявки на его изготовление;
более высокая степень риска операций в силу ограниченных возможностей лизинговой компании маневрировать поставками лизингового оборудования при срыве одной из сделок;
разрозненный характер поставок лизингового оборудования и растянутость во времени экономического эффекта от его использования российской стороной.
Третий вариант (рисунки 13 и 14): иностранные участники -фирма-изготовитель «RPB-L» и поставщик оборудования, лизинговая компания «RPB-L»; российские участники банк-кредитор, лизингополучатель ЗАО «НИК». Последовательность заключения сделки (отсутствуют связи 6 и 9 первой схемы):
ЗАО «НИК» подает заявку на лизинговое оборудование лизинговой компании «RPB-L».
Лизинговая компания направляет заявку на изготовление лизингового оборудования фирме «RPB-L», контролирует выполнение этой заявки и заключает договор купли-продажи с производителем оборудования.
Лизинговая компания получает в российском банке по кредитному договору средства, необходимые для приобретения изготовленного фирмой «RPB-L» лизингового оборудования.
Лизинговая компания оплачивает фирме «RPB-L» готовый
заказ.
Лизинговая компания по договору купли-продажи с фирмой «RPB-L» приобретает в собственность лизинговое оборудование.
Лизинговая компания по договору лизинга с ЗАО «НИК» передает ему лизинговое оборудование.
ЗАО «НИК» на основании договора лизинга осуществляет лизинговые платежи лизинговой компании.
8. Лизинговая компания возвращает кредит банку.
Достоинством данной схемы является то, что сделка
удешевляется из-за отсутствия одного из российских участников — лизинговой компании.
фирма &RPe-L»
зло «ник*
ЗАО «НИК»
ЗАО «ПИК»
ЗАО «НИК* зло
аНИКи
Рис. 14 Схема связей при п сделках Недостатки схемы заключаются в следующем:
ограничены возможности использования налоговых льгот по лизинговым сделкам, предусмотренных зарубежным законодательством;
отсутствует полноценный контроль на территории РФ за выполнением лизингодателем условий лизингового договора.
Выбор конкретной лизинговой схемы будет, безусловно, зависеть от особенностей сделки, профессионализма ее участников. Еще одной важной причиной является более низкая стоимость западного капитала. Если в России процентные ставки на займы в валюте обычно превышают 11%, то стоимость привлечения западного капитала к участию в лизинговой сделке, предполагающей передачу российскому лизингополучателю необходимого оборудования, может обойтись в 69%.
Общим для всех типов лизинговых компаний сейчас является то, что их функции существенно расширились, и они от простого финансирования сделки переходят к комплексному обслуживанию своих клиентов, предлагая им широкий спектр специальных дополнительных услуг. Например, при лизинге компьютеров и офисного оборудования лизинговые компании предлагают их техническое обслуживание, при лизинге легковых автомобилей гарантируется определенное число автомобилей для клиентов, их техническое обслуживание, покупка новых и продажа подержанных автомобилей.
8. Развитие лизинга в России
Рассматривая развитие отечественного рынка лизинговых услуг, можно выделить пять основных его периодов становления в зависимости от наиболее распространенных схем проведения лизинговой сделки.
На первом этапе (1994 — 1996гг.) использовались в основном следующие схемы проведения лизинговых сделок (см. Рис.15 и Рис. 16):
ПОСТАВЩИК
дкп
плата имущества
выбор имущества
поставка имущества^ j
договор страхования
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ
страховые взносы
Рис. 15 Схема финансового лизинга с совмещением обязательств лизингодателя и лизингополучателя
Данные схемы проведения лизинговых сделок позволяли лизингодателю, кредитору и лизингополучателю и их дочерним, зависимым компаниям экономить собственные средства при покупке основных средств.
Использование данной схемы лизинга, принятой за основную в ряде крупнейших лизинговых стран, отражало некоторую политическую и экономическую стабильность того периода нашей страны, а именно:
прошедшие накануне выборы в Государственную Думу и выборы Президента РФ обозначили расстановку сил на политической арене и курс развития страны на ближайшие 4-е года;
ставка рефинансирования была относительно не высока и постепенно снижалась до лета 1998 года;
курс доллара не имел резких скачков, его быстрый рост ограничивался введенным валютным коридором и соответствующей политикой ЦБ РФ;
На третьем этапе функционирования лизинга в РФ, после кризиса 1998 года, на 80% используются схемы финансового лизинга с совмещением обязательств лизингодателя и лизингополучателя, а также с совмещением обязательств кредитора и лизингополучателя (рис 15 и Рис. 16).
Несмотря на то, что по закону о лизинге в данный период не допускалось совмещение обязательств: лизингодателем и лизингополучателем по договору лизинга; кредитором и лизингополучателем предмета лизинга, данные схемы реализуются на дочерних и зависимых компаниях, принадлежащим субъектам лизинговой сделки. Таким образом лизингодатель, кредитор илизингополучатель экономят оборотные средства дочерних и зависимых компаний.
Однако с октября 1999 года замечается незначительный, но тем не менее заметный рост числа лизинговых сделок по г. Москве, заключенных по классической схеме финансового лизинга.
На четвертом этапе (со 2-й половины 2000г. и до января 2002г.) отмечается постепенное возвращение к схеме использования раздельного финансового лизинга, наиболее популярного в большинстве стран мира (см. Рис. 17). Данный факт свидетельствует о некотором потеплении инвестиционного климата в России и увеличении кредитного рейтинга страны в целом.
На пятом этапе (с 01 января 2002г.) начинается новейшая история российского лизинга как одного из наиболее прогрессивных методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь это связано с относительной стабилизацией российской экономики, началом роста промышленного производства и изменениями в законодательных актах, регулирующих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.
В настоящее время лизинг получил максимально возможные льготы для развития в России в связи с тем, что:
Вступившая в силу 2-я часть НК РФ подтверждает законность ускоренной амортизации лизингового имущества, лишает предприятия возможности относить инвестиционные затраты на себестоимость своей продукции, оставляя данную возможность только за платежами по
23
лизинговым договорам.
Принят Федеральный закон от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге». Поправки к закону носят конструктивный характер и либерализуют сферу лизинговых операций.
На данном этапе развития лизинга отменен запрет на совмещение обязательств по договору лизинга, что дает новый толчок для развития финансового лизинга в нашей стране. Тем самым все приведенные выше схемы функционирования финансового лизинга имеют право на законное сосуществование. Теперь субъекты лизинговой сделки вправе выбрать наиболее привлекательную для них схему работы.
23 Дегтярева Е. Анализ 25 Главы Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» // Лизинг-Курьер, 2001, №5 (17), с.23-28.
Современный российский лизинг достаточно быстро интегрируется в мировую финансовую систему. Анализ лизинговой деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии показал, что ряд ведущих российских лизинговых компаний не просто позаимствовали, но и удачно адаптировали применительно к нашим условиям опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями. Для отечественных лизингодателей открылся доступ к относительно недорогим кредитным ресурсам, к товарным кредитам. На российском рынке стали применяться различные виды лизинга финансовый, оперативный, возвратный, компенсационный, раздельный. Появилось разнообразие схем финансирования и предоставления гарантий участникам лизинговых операций. С периодичностью раз в квартал у нас и за рубежом проводились конференции, посвященные развитию российского лизинга, резко возросло количество публикаций, посвященных различным аспектам лизинга.
Число компаний, получивших лицензии на право осуществления
25
лизинговой деятельности, превысило 2500 . Правда, далеко не все из них успели стать весомыми лизингодателями, однако намерение заняться лизинговым бизнесом они обозначили.
Основными причинами, которые сдерживают развитие
26
лизинговой отрасли, являются :
Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит лизинговую компанию.
Дороговизна кредитных ресурсов и как следствие жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц.
Отсутствие вторичного рынка оборудования.
Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства.
Недостаточная квалификация кадров.
Несмотря на это, лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса, и это связано со следующими
27
25
Газман В. Д. Российский лизинг 2000 // Лизинг-ревю, 2001, №4 (7-8), с.9-22.
26 Рубцов А. Свой рынок надо защищать // Лизинг-ревю, 2001, №5 (9-10),
с.9-10.
27 Штельмах В. Стратегия формирования портфеля лизинговых проектов
и минимизация рисков //Лизинг-Курьер, 2001, №1 (13), с.12-15.
обстоятельствами :
Мировым опытом, который показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15 20%, а в некоторых странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.
Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что особенно важно для нашей экономики.
^ Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность, постепенно формируются благоприятные условия для его развития.
^ Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, т.к. используется исключительно для покупки оборудования, которое к тому же выступает обеспечением сделки.
Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.
В настоящее время в РФ действует порядка 57-ми лизинговых компаний, постоянно работающих на рынке лизинговых услуг и заключающих договоры в течение последних двух лет. По этим лизингодателям в 2002 году имел место прирост по сравнению с 2001 годом на 8,9%. Для сравнения, рост промышленного производства по
28
стране составил в пересчете в долларовом измерении 7,2% . Отобранные для сопоставления компании по стоимости заключенных договоров лизинга (т.е. условно по объемам нового бизнеса), охватывали 52,2% всего российского лизингового рынка.
Объективность показателей, характеризующих российскую лизинговую индустрию по результатам 2002 года, определить достаточно сложно. Данные о деятельности многих лизинговых компаний приходится собирать долго и скрупулезно, а затем, устраняя нестыковки и разрозненность, формировать общую картину. К сожалению, органы государственной статистики не проявляют каких-либо особых усилий в налаживании сбора и обработки информации о развитии лизингового бизнеса.
28 Газета «Ведомости» 17 мая 2003 г.
57
Приведенные ниже расчеты по 2002 году строились, прежде всего, на основе обобщения материалов о деятельности 93 лизингодателей, сформированных на основе сообщений руководителей компаний, публикаций в открытой печати, информации, помещенной на сайтах лизинговых компаний и банков, данных Государственной регистрационной палаты, материалов ассоциации «Рослизинг», Группы по развитию лизинга Международного Валютного Фонда (IFC), администраций отдельных регионов, журналов «Лизинг-ревю», «Технологии лизинга и инвестиций», «Лизинг-курьер». Все эти данные обобщались, сопоставлялись с информацией предыдущих лет.
Объемы лизингового бизнеса России в 2002 г.
Анализ результатов 1/3 от числа реально действующих на рынке по итогам 2002 года компаний и заключавших в течение года договоры лизинга движимого и недвижимого имущества, на которые приходилось около 2/3 стоимости заключенных в течение года новых договоров лизинга, представлен в Таблице 5.
Большинство лизингодателей (50 из 93, то есть 53,8%) это небольшие лизинговые компании, либо компании, клиентами которых являются малые предприятия, либо компании, только начавшие лизинговый бизнес и проработавшие неполный год. В то же время ведущие двадцать компаний, заключившие в течение года договоры на 10 и более миллионов долларов (то есть значительные не только по российским, но и по восточно-европейским масштабам), удерживают 53,6% объема всего российского рынка лизинговых услуг. А первые три компании, заключившие в совокупности договоры на 345,7 млн. долл., могут претендовать на место в первой и второй сотне крупнейших лизингодателей Европы.
В 2002г. возросла по сравнению с предыдущим годом на 8,4% абсолютная численность лизингодателей, работающих в России. Как видно, этот показатель близок по величине приросту стоимости заключенных договоров.
К январю 2000 года в Российской Федерации лицензии на право осуществления лизинговой деятельности получили более 2000 резидентов и 130 нерезидентов. Вместе с тем, по данным Государственной регистрационной палаты, только четверть из всех получивших лицензию в действительности занимались лизинговой деятельностью и при этом заключили один и более договоров лизинга. Так, в Иркутской области из 9 компаний, имевших в 2001 году лицензии, реально работали 4, в Санкт-Петербурге -из 40 только 10 компаний. В Воронежской области из 6 лицензиатов лишь двоих можно было признать практикующими, в Челябинской области из 12 только 3 и т.д. Большое количество компаний лишь номинально числятся лизингодателями. Полученные ими лицензии в большей мере свидетельствуют не о самой деятельности, а скорее о потенциальной заинтересованности в использовании лизинговых схем.
Таким образом, реально действующих на рынке лизинговых компаний насчитывалось 415. До двух третей от этого числа, то есть 277 компаний, заключали договоры в 2002 году. Оставшаяся 1/3 от числа реально действовавших компаний в течение года договоры лизинга не заключали, но имели реализацию, то есть продолжали получать лизинговые платежи по ранее заключенным договорам.
Необходимо учесть, что некоторые лизинговые компании или банки, холдинги в течение 2000-2001 годов создавали сразу по несколько лизинговых компаний. Во многом это было обусловлено вполне объективными причинами диверсификацией рисков, снижением кредитной нагрузки на одного заемщика в банке и тем самым соблюдением нормативов, устанавливаемых Банком России.
В настоящее время заключено договоров лизинга оборудования для аграрного сектора и авиатехники с совокупным объемом примерно в 171 млн. долл.
В течение 2001 г. было заключено много соглашений о намерениях осуществить лизинг авиатехники между производителями, лизингодателями и эксплуатантами. Однако реализованы были лишь несколько проектов. В частности, на 4 года в лизинг компании «Красноярские авиалинии» были переданы два самолета Ту-204, изготовленные на Ульяновском авиационном промышленном комплексе «АВИАСТР». Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» взяла в оперативный лизинг самолет А-310-300 у западноевропейского консорциума AIRBUS INDUSTRIE.
В начале 2002 года консалтинговой компанией «Гарантинвест» в ходе исследования была учтена деятельность более 180 лизингодателей, заключавших в 2001 году договоры на российском рынке лизинговых услуг. На основании этого исследования был сформирован рейтинг 50 ведущих лизинговых компаний на российском рынке по показателю стоимости заключенных в течение года договоров лизинга (см. Табл. 6).
Лизингодатели расположились в диапазоне от почти 144 до 2 млн. долл. У десятой в табели о рангах компании 30 млн. долл., у двадцатой -10 мнл., у тридцатой 5 млн. долл., у сороковой свыше 3 млн. долл.
В состав первых пятидесяти компаний вошли следующие лизинговые компании (с учетом места их регистрации): 34 компании из Москвы; 5 из Санкт-Петербурга; по одной компании из Саранска,
Перми, Екатиринбурга, Башкортостана, Воронежа, Южно-Сахалинска, Томска, Новокузнецка, а также две компании их Швеции и одна из Германии.
33 |
Сахалинская лизинговая компания |
Южно-Сахалинск |
34 |
ММБ-Лизинг |
Москва |
35 |
Томская лизинговая компания |
Томск |
36 |
Лизингстроймаш |
Москва |
37 |
Alfa Laval Agri AB |
Швеция |
38 |
Дойче-Лизинг Восток |
Москва |
39 |
РУСТ |
Санкт-Петербург |
40 |
Даймлер Крайслер Лизинг |
Москва |
41 |
Лизингбизнес |
Москва |
42 |
Зюд-Лизинг |
Москва |
43 |
Компания «Промышленный лизинг» |
Москва |
44 |
Ландж |
Москва |
45 |
РусЛизингсвязь |
Москва |
46 |
Ликострой |
Москва |
47 |
Плитпромлизинг |
Москва |
48 |
Воронежская лизинговая компания |
Воронеж |
49 |
БалтОНЭКСИМ Лизинг |
Санкт-Петербург |
50 |
Интраслизинг |
Москва |
Этими лизингодателями были заключены в течение 2001 года договоры лизинга на сумму в 886,8 млн. долл., что соответствует 62,7% российского рынка. Из приведенных выше 50 крупнейших компаний 22 входили в состав ассоциации «Рослизинг».
Всего лизингодатели заключили в России договоры лизинга на 1086 млн.долл., или в среднем по 5,7 млн.долл. каждый. Это 76,7% от общего стоимостного объема всего российского лизингового рынка. Остальные договоры на сумму 329 млн. долл. (23,3%) приходились на 87 лизингодателей, то есть в среднем по 3,8 млн. долл. на одну лизинговую компанию. Причем, более половины из этих компаний нерезиденты, работающие на нашем рынке и получившие лицензии на право осуществления лизинговой деятельности в Российской Федерации.
Для ответа на вопрос о репрезентативности данного рейтинга следует обратиться к статистике лизингового бизнеса в ведущих странах мира.
По данным Ассоциации лизинга оборудования США, указывается, что в 1999 году общий объем лизинга в США, т.е. заключенных договоров лизинга, составлял 226 млрд. долл. Общий объем лизинга по обследованным отчетам респондентов составлял более 142,5 млрд.долл. Таким образом, оценка стоимости всех заключенных на рынке США лизинговых договоров строилась на основе данных по 63,1% от стоимости заключенных договоров.
Лизинг является одним из видов инвестиционной деятельности. Во многих странах мира, как экономически развитых, так и не обладающих сверхвысоким потенциалом, показатель «удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды» является важнейшим, определяющим макроэкономические пропорции. В США в течение нескольких лет этот показатель был на уровне 30%, в Великобритании достигал 36%, в Чехии 28%. Россия пока значительно отстает (см. Табл.7).
Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды
Инвестиции в основной капитал в 2001 году составляли 670 439 млн. руб. или 24,831 млрд. долл. (по курсу 27 руб./долл.). В том же году прямые иностранные инвестиции равнялись 4,26 млрд. долл. Итого в
году прямые инвестиции, то есть знаменатель рассматриваемого показателя, составлял 29,09 млрд. долл. Объем лизинговых договоров -1,3 млрд. долл. Следовательно, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций равнялся около 4,5%. По данным Госкомстата России, в
году рост инвестиций в основной капитал составил к предыдущему
31
31 По данным официального интернет-сайта Российской ассоциации
лизинговых компаний «РОСЛИЗИНГ» http:// www.mcn.ru:8101 /work
/rosleasing /index.htm
году 17,4% . Используя этот показатель для расчета (при курсе 30 руб./долл.) в 2002 году объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику равнялся 4,43 млрд. долл. Таким образом, всего за год было инвестировано за счет внутренних и внешних источников в реальный сектор 32,53 млрд. долл. Следовательно, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций составил 4,35%.
Из приведенных выше данных видно, что произошло некоторое снижение значения удельного показателя. Это обусловлено ростом знаменателя, то есть более быстрыми темпами роста объемов инвестиций по сравнению со стоимостью заключаемых договоров лизинга.
Далее приведены показатели (см. Табл.8), характеризующие рынок лизинговых услуг в России в течение последних шести лет.
Как видно, стоимость увеличилась семикратно, а удельный вес лизинга в инвестициях в основные фонды почти в одиннадцать раз. Столь крупные изменения обусловлены срабатыванием эффекта прироста к малым величинам. Качественные изменения, вероятнее всего, произойдут после введения в действие новых законодательных актов, предоставляющих существенные преимущества лизингу в России.
В 2002 году, по данным ассоциации «Рослизинг», было заключено свыше 16 тысяч договоров лизинга, основное их количество приходится на «Росагроснаб». Средняя стоимость договора составила 31 тыс. долл. В Германии этот показатель равняется 31 тыс. евро, то есть несколько меньший, чем в России. Однако в Германии более половины объема всего лизингового бизнеса страны приходится на лизинг автотранспортных средств, в основном на лизинг легковых автомобилей. Пользователем этой лизинговой услуги может быть любой гражданин. У нас же пока это ограниченный сектор рынка ввиду существующего запрета на использование предмета лизинга для непредпринимательской деятельности.
32 Аналитический отчет российской ассоциации лизинговых компаний -Лизинг в России 2002. // Приложение к журналу Технологии лизинга и инвестиций. Вестник Российской ассоциации лизинговых компаний -М.: №1-2 (7-8) 2003г.
Данные по большему массиву лизинговых компаний позволяют повысить уровень репрезентативности и, соответственно, объективности информации о структуре российского лизингового рынка и его
сегментах (см. Табл. 9). Большинство лизинговых компаний передавали в лизинг различное производственное и технологическое оборудование: металлургическое, горнодобывающее, химическое, для атомной промышленности, отопительное, полиграфическое, пищевое, автосервисное, упаковочное, лесозаготовительное, а также оборудование для геологической разведки, добычи и переработки нефти.
объеме (в %)
Доля последней группы превысила более чем на треть стоимость всего производственного и технологического оборудования. В этом сегменте лизингового рынка 99% стоимости всех заключенных договоров приходились на три компании «ЛК Лизинг» («ЛУКОЙЛ»), Сибирская лизинговая компания («ЮКОС»), Геосинтез (государственное унитарное геологоразведочное предприятие).
33 Аналитический отчет российской ассоциации лизинговых компаний -Лизинг в России 2002. // Приложение к журналу Технологии лизинга и инвестиций. Вестник Российской ассоциации лизинговых компаний -М.: №1-2 (7-8) 2003г.
Одним из самых динамично развиваемых является рынок телекоммуникационного оборудования и средств связи. Здесь доминирует компания «РТК-Лизинг» 68,5% от стоимости всех заключенных договоров. Еще 25,5% приходятся на договоры компаний «Промсвязьлизинг», «Госинкор-лизинг», «Раффайзен-лизинг». Лидером среди лизингодателей оргтехники является компания «ХъюлеттПаккард» с показателем, соответствующим более 45% от стоимости всех соглашений в этом секторе рынка.
Основная часть всего сельскохозяйственного оборудования была поставлена в соответствии с договорами лизинга, которые заключало в течение года ОАО «Росагропром» и региональные агроснабы в республиках, краях и областях Российской Федерации. Во избежание повторного счета при сублизинговых операциях, в общий итог не включены объемы некоторых региональных агролизинговых компаний.
Автотранспортные средства являлись предметом соглашения между лизингополучателями в различных регионах страны и большим количеством лизингодателей. Так, 55% всех грузовиков, прицепов, полуприцепов, самосвалов, автобусов поставили компании: «ЮКОС-лизинг», «Транслизинг», «Volvo truck finance», «Альфа-лизинг», «Росдорлизинг», «БалтОНЭКСИМ-Лизинг», «Интранслизинг», «Росагроснаб», региональные агроснабы.
На рынке строительного оборудования, дорожно-строительной техники более 80% всех договоров (в стоимостном измерении) заключили такие лизингодатели как «Росдорлизинг», «Альфа-лизинг», Раффайзен-лизинг», «Балтийский лизинг», «Лизингстроймаш».
Компании «Медлизинг» принадлежит безусловное лидерство среди поставщиков медицинской техники почти 96,5% от стоимости всех договоров.
Новым сегментом российского лизингового рынка становится железнодорожная техника тепловозы, цистерны на платформах. Две компании «С.А. Лизинг» и «Балтинвест» накапливают опыт заключения лизинговых договоров с такими видами оборудования.
Всё лизинговое имущество делится на движимое и недвижимое. При этом удельный вес стоимости договоров по движимому имуществу составлял в 2002 году 92,1%, а недвижимому 7,9%.
Структурно недвижимость состояла из следующих видов имущества: авиатехники (самолетов) 90,9%; морских и речных судов -5,6%; зданий, сооружений, офисов 3,5%.
9. Правовое регулирование лизинга в РФ
Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений является гарантией и залогом успешного развития лизингового бизнеса. Напротив, правовая неопределенность отношений партнеров, а в ряде случаев и незащищенность как лизингодателей, так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска при заключении лизинговых сделок и становятся причинами, сдерживающими предпринимательскую инициативу.
В России фактически до середины 1995 года отсутствовали законодательные и нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность. В Гражданском кодексе РСФСР и Основах гражданского законодательства Союза ССР в разделе обязательного права отсутствовал параграф, регулирующий договор лизинга. Поэтому участникам лизинговых сделок в соответствии со ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР приходилось применять закон, регулирующий сходные отношения. Наиболее близким в юридическом и экономическом смысле был договор аренды или договор имущественного найма. Вместе с тем эти договоры имеют существенные отличия, связанные, например, с исполнением обязательств и способами ведения бухгалтерского учета. Поэтому стороны сталкивались с определенными трудностями при реализации данных сделок.
В зависимости от наличия специального лизингового законодательства зарубежные страны могут быть объединены в две большие группы:
страны, имеющие специальные законы или постановления, регулирующие лизинговую деятельность;
страны, не имеющие специальных законов и подзаконных
актов.
В большинстве стран отсутствует специальное законодательство, регламентирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, и налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы. Главенствующую роль в этих странах играет лизинговая и судебная практика.
Наша страна относится к тем странам, в которых понятие финансового лизинга закреплено на законодательном уровне (Гражданский кодекс РФ (часть вторая, гл. 34); Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002 г.) №164-ФЗ; Налоговый кодекс РФ гл.25 «Налог на прибыль организаций»). Разработчики отечественных нормативно-правовых документов не раз отмечали, что они опирались на имеющийся зарубежный опыт.
Гражданский кодекс РФ о финансовом лизинге
Важным этапом в законодательном обеспечении лизинговой деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая). В главе 34 «Аренда» предусмотрен специальный параграф 6 «Договор финансовой аренды (лизинга)», который предназначен для регулирования договорных отношений, возникающих по поводу финансовой аренды (лизинга) имущества. «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца».
Согласно этому определению в российском гражданском праве договор финансовой аренды (лизинга) обладает следующими характеристиками:
арендодатель специально обязуется приобрести имущество (пусть даже бывшее в употреблении) в собственность для последующей сдачи его в пользование арендатору, т.е. сделка носит трехсторонний характер (продавец арендодатель арендатор). Тем самым под договор финансовой аренды (лизинга) не попадают двухсторонние сделки (арендодатель арендатор), характерные, как правило, для оперативного лизинга;
арендодатель приобретает в собственность имущество, указанное арендатором у определенного им продавца. В этом случае арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Если выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем, то данное положение должно быть предусмотрено в договоре финансовой аренды;
арендатор получает имущество во временное владение и пользование за плату;
лизинговое имущество может использоваться арендатором только в предпринимательских целях. Тем самым лизингополучателями не могут быть организации, основной деятельностью которых, согласно Гражданскому кодексу, не является извлечение прибыли;
арендодатель должен уведомить продавца, что имущество приобретается для сдачи его в аренду определенному лицу.
Определение финансового лизинга, приведенное в ГК РФ противоречит международному законодательству, регулирующему лизинговые отношения, и международной конвенции УНИДРУА (UNIDROIT). Это объясняется прежде всего двойственным толкованием иностранного слова «leasing» ввиду того, что в переводе на русский язык «leasing» означает аренда. Финансовой же аренде соответствует английское словосочетание «financial leasing», тем самым обозначенное в ГК РФ и законе «О финансовой аренде (лизинге)» трактование данного вида деятельности предполагает разночтение, что может негативно отражаться на лизинговом бизнесе.
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002 г.) №164
Судьбоносным для развития лизинга в России следует считать выход Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», в котором сформулирована программа действий правительства и федеральных органов управления по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса.
Целями настоящего Федерального закона являются:
развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее лизинг);
защита прав собственности участников инвестиционного процесса;
обеспечение эффективности инвестирования.
В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга. Сферой применения данного Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к не потребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и пользование физическим и юридическим лицам.
Работа над совершенствованием закона «О лизинге» велась на протяжении нескольких лет. Закон, принятый в 1998 году, в целом сыграл позитивную роль в становлении лизинга и дал толчок активному распространению лизинговых отношений на территории Российской Федерации. Однако практика показала, что данный закон не вполне соответствовал экономическим реалиям и создал определённые барьеры для развития лизинга. Старый закон изобиловал внутренними противоречиями и не стыковался с другими нормативно-правовыми актами, и, в первую очередь, с Гражданским Кодексом РФ и конвенцией УНИДРУА (UNIDROIT) «О международном финансовом лизинге», к которой Россия присоединилась в 1998 году.
26 декабря 2001 г. Государственная Дума проголосовала за принятие закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге», 16 января 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 29 января 2002 г. закон был подписан Президентом. Поправки к закону «О лизинге» устраняют недостатки закона «О лизинге» 1998 года, а также добавляют в него новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга.
В целом внесение поправок в закон «О лизинге» это важный шаг на пути к созданию стабильной и однозначно понимаемой всеми законодательной базы. Стабильность нормативно-правовой базы очень важна для инвесторов, заинтересованных во вложениях в лизинговый сектор России, ведь они должны быть уверены, что «правила игры» не будут произвольно меняться в ходе осуществления проекта. Новая редакция закона «О лизинге», учитывающая вышеназванные принципы, будет стимулировать развитие лизинга в России и способствовать привлечению как российских, так и иностранных инвестиций в этот сектор.
Лицензирование лизинговой деятельности. Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 128 ФЗ отменено лицензирование лизинговой деятельности. Указанный закон вступил