1. В период действия военного положения права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.
2. Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.
3. Организации в период действия военного положения обязаны:
1) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества;
2) выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
Консультация дня
Как узнать, должна ли организация работать в военное время?Все консультации
Как узнать, должна ли организация работать в военное время?
Вопрос:
Как узнать, работает ли наша организация в военное время, мы производители макарон, и если да, то где искать информацию?
Ответ:
Перевод организации на работу в условиях военного времени называется мобилизацией (в соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»). В соответствии с ч.3 ст.2 указанного ФЗ в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят, в том числе:
- определение условий работы и подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
- проведение мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;
- разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);
- проведение мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;
- подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.
В соответствии с ч.1 ст.8 указанного ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации:
- проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;
- разрабатывают мобилизационные планы;
- заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени.
Таким образом, статус работающей организации в военное время определяется, исходя из мобилизационных планов субъектов, мобилизационных договоров (контрактов) и выполняемых в их рамках мобилизационных заданий. Информацию следует уточнить в местной Администрации (органе исполнительной власти субъекта, местной администрации).
Между тем, в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено. Из этого следует, что организация может быть признана работающей в военное время в период действия военного положения.
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Соколова Анастасия Владимировна
Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт» в рамках стандарта обслуживания.
Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.
© 2003-2022 Компания «ПРО-ИНФО»
Как узнать категорию организации по ГО и ЧС:
- Составить письменный запрос в произвольной форме.
- Отправить его в отдел мобилизационной подготовки администрации города или района.
- Не позднее чем через месяц должен прийти ответ о наличии или отсутствии дополнительных обязанностей по гражданской обороне.
Основные положения
Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:
- организовывать и вести работу по гражданской обороне;
- быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.
Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:
- сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
- умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
- обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
- ограничение масштабов бедствия или катастрофы.
Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.
Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:
- планировать и проводить мероприятия по ГО;
- готовиться к работе в военное время;
- обучать работников.
Дополнительные обязанности накладывает отнесение к категориям по ГО. В том числе и финансовые — мероприятия по ГО и ЧС такие юрлица проводят за собственный счет (п. 4 ст. 18 ФЗ № 28).
В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.
Классификация по гражданской обороне
В соответствии с правилами правительства РФ (постановление правительства 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории предприятий по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:
- особой важности;
- первая категория;
- вторая категория.
Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:
- показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
- наличие мобилизационного заказа (задания);
- степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- местоположение предприятия;
- наличие уникальных историко-культурных объектов.
То есть категории по ГО устанавливаются для организаций, которые имеют большое значение для экономики, обороне, находятся на стратегически важной территории, имеют на балансе культурные ценности, обеспечены мобилизационными запасами или заданиями либо есть риск возникновения на них ЧС в военное или мирное время.
Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень. Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца.
Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ. Статус присваивается по наивысшему показателю компании и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).
Органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно сообщают предприятиям о внесении их в перечень и какова категория объекта по гражданской обороне. Информация поступает в течение месяца со дня обновления.
В законодательстве нет точного ответа на вопрос, к какой категории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных показателей, которые указаны в приказе МЧС РФ от 28.11.2016 № 632. Чаще всего ко второй или она не присваивается.
Отнесение к группе по ГО и ЧС осуществляется по виду деятельности и показателям деятельности. Кроме того, в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, организации, продолжающие работу на государство в военное время, при отсутствии основного и дополнительных показателей так соотносятся по группам:
- к особой группе по гражданской обороне относятся предприятия с численностью работающих в военное время от 5001 более человек (от 10 000 и более — максимальный показатель) или имеющие на балансе культурные объекты мирового значения;
- к первой группе относятся предприятия с числом работающих от 501 до 5000 и 1001 до 10 000 максимум или имеющие на балансе культурные ценности федерального значения;
- ко второй группе по гражданской обороне относятся предприятия с числом работающих от 100 до 500 в среднем или от 200 до 1000 по максимальному показателю или имеющие в ведении объекты культуры регионального значения.
Третья группа не установлена нормативными документами, поэтому говорить, что к третьей группе по гражданской обороне относятся определенные предприятия, некорректно.
Узнать присвоенную категорию допускается по запросу, перечень предприятий с дополнительными обязанностями по гражданской обороне составляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как уточнить статус ГО
Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:
- перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
- список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
- органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
- органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.
Вот несколько шагов, как определить категории организаций по гражданской обороне:
Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.
Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.
Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.
Обязанности категорированных МЧС юрлиц
От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:
- нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
- внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
- локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
- запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).
Такие организации имеют специальный штат работников:
Численность работающих | Количество освобожденных работников ГО, человек |
---|---|
До 500 человек | 1 |
От 501 до 2000 человек | 2-3 |
От 2001 до 5000 | 3-4 |
Свыше 5001 | 5-6 |
В письме МЧС России от 21.07.2017 № 11-1-2246 разъясняется, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО: допускается выполнение работы по ГО одним из сотрудников организации по совместительству или ее руководителем на основании приказа по организации. В то же время с 13.12.2020 вступил в силу приказ Минтруда от 27.10.2020 № 748н, которым утвержден новый профессиональный стандарт для специалистов по ГО. Работники с этого момента должны соответствовать ему. В документе приведены требования к образованию: курсы подготовки среднего звена для специалистов со средним профессиональным профильным образованием и дополнительно к ним программы повышения квалификации для специалистов со средним профессиональным непрофильным образованием, к знаниям и умениям. Содержится конкретный перечень трудовых функций: ведение плановых документов, проведение информационной и обучающей работы, курсов, инструктажей, выполнение мероприятий по ГО и защите от ЧС в организациях, разработка решений.
Приведены возможные наименования должностей: специалист по ГО, по защите в чрезвычайных ситуациях, по гражданской защите, по ГО и защите в ЧС, начальник отдела ГО и ЧС и т. д. В документе обозначена основная цель работы — подготовка работников и активов предприятия, производственных фондов к ситуации военного времени и ЧС, защита от опасностей таких форс-мажорных обстоятельств. Эти требования обязательны для работников на предприятиях с присвоенной категорией.
Руководитель и сотрудники, ответственные за ГО, проходят дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО один раз в пять лет. Организации, не отнесенные к категориям по ГО, имеют меньше требований к работе служб ГО и ЧС на своей территории. По мере развития предприятия этот статус корректируется.