Оптимизация механизма взаимодействия муниципальной власти с малым бизнесом

Социально-экономическое развитие муниципального образования зависит не только от профессионализма органов местного самоуправления, но и от эффективности функционирования на его территории хозяйствующих субъектов. Успешная деятельность таких субъектов положительно влияет на занятость населения, налоговый потенциал территории и собираемость налогов в местный бюджет, формирование доходов населения. Действия органов местной власти могут как сдерживать деловую активность в муниципальном образовании, так и стимулировать ее. Поэтому важно выстраивать отношения с бизнес-партнерами и эффективно с ними взаимодействовать. В статье мы дадим рекомендации, которые помогут в этой работе, расскажем о механизмах и формах взаимодействия муниципального и частного партнеров.

Проведите социологическое исследование

На заметку: Помочь в проведении опроса могут также советы предпринимателей при администрации региона или муниципального образования

Оценить исходную результативность взаимодействия бизнеса с органами местной власти на территории муниципального образования можно с помощью социологического исследования. Организуйте и проведите его самостоятельно или обратитесь за помощью к структурам, которые поддерживают предпринимателей, например к уполномоченным по защите их прав. Узнайте, проводились ли уже такие социологические исследования в вашем регионе. Если да, используйте их результаты для построения дальнейшей тактики общения с бизнесом.

ПРИМЕР 1. В интересах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области в 2017 году было проведено исследование, направленное на оценку условий ведения предпринимательской деятельности в регионе. Предпринимателям было предложено ответить на ряд вопросов.

Чтобы провести исследование, можно использовать опросник (см. ниже). Разместите его на официальном сайте органа местного самоуправления и в социальных сетях.

Оцените результаты исследования

По результатам исследования можно судить о восприятии бизнесом органов власти, доверии к ним. Анализ результатов опроса также позволит выбрать дальнейшую тактику для сближения с бизнесом и построения эффективного взаимодействия с ним.

ПРИМЕР 2. Предпринимателям Тверской области в ходе социологического исследования, проведенного в интересах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2017 году, было предложено ответить на следующие вопросы.

1. «Как бы Вы оценили влияние администрации Вашего района, города на деятельность Вашего предприятия?»

2. «Насколько для Вас легко записаться и попасть на прием к главе администрации Вашего района, города?»

Только 24,9 процента респондентов оценили влияние администрации района (города), где они функционируют, позитивно, отметив, что администрация помогает им развиваться или «скорее помогает, чем мешает». В то же время 21,3 процента оценили влияние администрации негативно, а 15,3 процента затруднились с ответом.

49,8 процента опрошенных считают, что записаться и попасть на прием к главе администрации района (города), в котором функционируют их компании, достаточно легко. В то же время 16,5 процента респондентов испытывают сложности при обращении к главе муниципального образования, в том числе 12,7 процента считают, что записаться нетрудно, но трудно попасть (прием переносят, отменяют и т. п.), а для 3,8 процента респондентов очень трудно и записаться на прием.

Шесть процентов респондентов выбрали другой вариант ответа. При этом треть из них уточнили, что им не требовалось или они не пытались обращаться в органы власти. Еще треть выразили сомнения в результативности такого обращения. Комментарии респондентов: «Не имеет смысла», «А зачем?», «Записаться и попасть на прием достаточно легко, но решение вопроса труднодостижимо», «Получал отказ по любому вопросу, если мое мнение не совпадало с точкой зрения чиновника», «Стараюсь вообще не общаться, чтобы не портить себе настроение».

25,1 процента от общего числа опрошенных затруднились оценить, насколько легко записаться и попасть на прием к главе администрации. Из них 38,9 процента, отвечая на вопрос об оценке влияния администрации района (города) на деятельность компании, сказали, что администрация на их работу никак не влияет. 42,1 процента затруднились оценить влияние администрации.

Выстроить активное взаимодействие с бизнес-структурами органам местной власти затруднительно, если более трети респондентов — представителей малого, среднего и крупного бизнеса считают, что администрация их района или города на деятельность их компаний никак не влияет. Такие субъекты предпринимательства не видят точек совместного интереса. Выстраивание диалога в этом случае возможно только после информационного продвижения органа местного самоуправления к бизнес-структурам.

Учтите различия в ожиданиях и предложите партнеру желаемое

Партнерство подразумевает взаимовыгоду. Поэтому учтите ожидания частного партнера от взаимодействия. Они будут отличаться от ожиданий органа местного самоуправления (см. таблицу). Подумайте, что муниципалитет может дать частному партнеру взамен.

На практике муниципалитеты опробовали множество мер поддержки, поэтому вам есть из чего выбирать. Если не можете оказать финансовую или имущественную помощь, предоставьте информационную поддержку, налоговые льготы, льготы по арендной плате, помощь в оформлении разрешительных и учредительных документов и (или) услуги службы «одного окна». Поддержите внедрение инноваций на предприятиях малого бизнеса. Помогите провести анализ рынка, поиск контрагентов и заказов. Особенно ценной поддержка будет в начале ведения бизнеса.

Таблица. Ожидания от взаимодействия

Ожидания бизнес-партнера, функционирующего на территории муниципального образования

Ожидания органа местного самоуправления

  • снижение административных барьеров и административной нагрузки на бизнес;
  • уменьшение числа необоснованных контрольно-надзорных мероприятий;
  • получение требуемой поддержки (финансовой, инфраструктурной, образовательной);
  • формирование положительного имиджа компании с продвижением на ресурсах муниципалитета и т. п.
  • повышение деловой активности (рост числа действующих юридических и физических лиц без образования юридического лица);
  •  рост числа рабочих мест;
  • рост доходов населения муниципального образования;
  • рост налоговых доходов в бюджет муниципального образования, собираемости налогов и снижения недоимок и т. п.

Выберите способы коммуникации с предпринимателями

Информационное продвижение органа власти должно опираться не только на размещение на официальном сайте муниципального образования информации о видах государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства. Для информирования, убеждения о необходимости партнерства используйте следующие формы коммуникации с бизнесом:

  • проводите форумы, круглые столы по тематике, актуальной для бизнеса и органов местной власти;
  • приглашайте представителей бизнес-сообщества на заседания Общественного совета или Общественной палаты при администрации муниципального образования. Это поможет найти альтернативные варианты решения проблем;
  • опрашивайте предпринимателей на официальном сайте органа местного самоуправления;
  • сформируйте экспертную группу, в состав которой будут входить представители малого и среднего предпринимательства. Получайте заключения группы по итогам ее работы;
  • проводите совещания органов местного самоуправления с участием и привлечением к участию в них субъектов предпринимательства;
  • приглашайте предпринимателей на общегородские и районные мероприятия (выставки, дни города, отчеты главы муниципального образования).

Рекомендация: Формируйте такое представление в обществе о предпринимательстве, чтобы его считали общественно полезным и достойным занятием. Этому будет способствовать, например, создание при администрации муниципального образования школы молодого предпринимателя

Чем больше таких мероприятий, тем лучше. В отношениях с бизнесом соблюдайте три важных правила:

1. Будьте всегда открыты и доступны для общения. 

Открытость органов власти для взаимодействия с бизнесом предполагает возможность обратиться в орган местного самоуправления не только в письменной, но и в устной форме при личной встрече. Поэтому обеспечьте предпринимателям такую возможность.

Учтите, что для компаний, работающих в сельской местности, сложности записаться и попасть на прием могут быть дополнительно связаны с недоступностью интернета и большими временными затратами на дорогу до административного центра. В этом случае отмена или перенос приема могут иметь критическое значение для формирования бизнесом негативной оценки взаимодействия с органами власти.

2. Сохраняйте прозрачность отношений. 

Прозрачные отношения комфортны для бизнеса. Предлагайте предпринимателям участвовать в разработке нормативных актов, в подготовке проектов изменений в нормативно-правовую базу, которая относится к малому предпринимательству, в разработке стратегических документов муниципального образования. Вовлекайте малый бизнес в развитие новых технологий, в совершенствование инфраструктуры.

3. Сделайте партнерство с бизнесом постоянным. 

Чтобы взаимодействие власти и малого бизнеса было эффективным, осуществляйте его на регулярной основе.

Выберите форму взаимодействия

Есть множество направлений для взаимодействия органа власти и бизнеса. Какую из них выбрать, решать вам. Перечислим основные.

1. Участие бизнеса в обеспечении результатов реализации государственных/муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, региональным и муниципальным органам власти необходимо достичь заявленных в государственных и муниципальных программах показателей. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса эти показатели связаны с количеством субъектов МСП, получивших поддержку. Если в мероприятия программы заложено проведение образовательной поддержки МСП, то результатом задается количество участников семинара/тренинга. Обеспечить достижение результата можно только при готовности компаний принять участие в мероприятии.

Важно запомнить!

При отсутствии финансовых ресурсов у муниципального образования проекты МЧП затруднительно реализовать. Бизнес не всегда готов участвовать в реализации проектов МЧП, если не видит выгоды для себя

К выбору формы взаимодействия приступайте после информационного продвижения органа власти к бизнесу

2. Участие бизнеса в проектах, реализуемых в рамках программы поддержки местных инициатив. Такие проекты позволяют выявлять приоритеты для населения и оперативно реагировать на них путем вовлечения населения в решение вопросов местного значения (через инициативное бюджетирование) и привлечения для их решения ресурсов местных сообществ, в том числе бизнес-структур. Увеличение доли софинансирования проекта за счет привлекаемых средств населения и бизнеса дает дополнительные баллы при проведении конкурса на выявление муниципальных проектов, которые получают финансовую поддержку из бюджета субъекта РФ. Когда общее количество проектов, участвующих в конкурсе, увеличивается, повышение доли участия населения и бизнеса становится необходимым условием для победы в конкурсе. Бизнес может участвовать в реализации проектов не только финансово, но и, например, предоставлять технику и оборудование, собственные кадры и т. п.

3. Муниципально-частное партнерство. При муниципально-частном партнерстве заключается контрактное соглашение между органом местного самоуправления и субъектами предпринимательства, которое предусматривает активное использование технических, финансовых и управленческих ресурсов частного сектора для достижения задач, поставленных муниципалитетами.

Документ: Методика проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), утверждена приказом Минэкономразвития от 07.07.2015 № 454

Через механизмы муниципально-частного партнерства возможно реализовать проекты в дорожной сфере, сфере благоустройства городской территории, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на условиях долевого софинансирования из средств местного бюджета.

4. Вовлечение бизнес-структур в проведение оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов и экспертизы действующих нормативно-правовых актов (ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Реализация процедур ОРВ предполагает проведение публичных консультаций представителей бизнеса.

На заметку: Как правильно провести оценку регулирующего воздействия нормативно-правового акта

1. Конкретизируйте группу лиц, интересы которых затрагиваются проектом нормативно-правового акта, сформируйте базу заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций в отношении идеи (концепции) предлагаемого регуляторного решения.

2. Составьте перечень вопросов, которые необходимо обсудить с участниками публичных консультаций в отношении идеи (концепции) предлагаемого регуляторного решения. Такой перечень должен быть открытым, чтобы позволить бизнесу предложить собственные варианты решения проблемы. Например, в повестку обсуждений можно включить вопрос «Какие альтернативные (менее затратные и/или более эффективные) способы решения проблемы Вы могли бы предложить?».

3. Разместите информацию о проведении публичных консультаций в отношении идеи (концепции) регуляторного решения на официальном сайте муниципального образования, используйте другие способы оповещения: рассылка писем по почте или электронной почте, телефонные звонки.

4. Используйте весь спектр форм публичных консультаций: открытые заседания общественно-консультативных органов, опросы на официальном сайте муниципального образования и в соцсетях, заседания экспертных групп, совещания с заинтересованными лицами.

5. Проанализируйте поступившие от участников публичных консультаций предложения. Анализ должен быть детальным, обоснованным. Доведите результаты оценки регулирующего воздействия до сведения участников процедуры.

Некоторые тезисы из работы по теме Оптимизация механизма взаимодействия муниципальной власти с малым бизнесом ООО Кранприбор
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что современные условия хозяйствования характеризуются чрезвычайно высокой ролью малого бизнеса, от эффективности деятельности которого зависят темпы экономического роста, инновационная активность, уровень жизни населения, характер социальных проблем. Аналитики отмечают, что государственное регулирование малого бизнеса не всегда учитывает интересы общества и коммерческих предприятий, что требует совершенствования государственного воздействия на малое предпринимательство, устранения многих барьеров, препятствующих конструктивному и динамичному развитию малого бизнеса, создания условий для установления партнерских отношений между государством, малым бизнесом и обществом в целом.
……………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

1.1. Эволюция взаимодействия органов муниципальной власти и малого бизнеса в России

В современной социально-экономической ситуации органы муници-пальной власти России от способов поддержки вынуждены перейти к систе-ме партнерских отношений с малым бизнесом. Система партнерских отно-шений малого бизнеса и власти включает совокупность взаимодействующих и взаимодополняющих элементов (субъектов, объектов, принципов, форм, моделей, инструментов, механизмов), объединенных единой целью [29, с. 168].
Взаимоотношения малого бизнеса и власти – согласование целей и интересов публичных и частных лиц, которое представляет собой двусторонний процесс и основной ресурс развития современного общества. Имея различные подконтрольные ресурсы (собственные, полученные в пользование, заемные и др.), применяя метод их комбинирования и выбор области использования, бизнес, в первую очередь, приводит в действие свою главную функцию – максимизацию прибыли. Но при выполнении этой функции бизнес независимо от своих желаний и целей реализует и целый ряд функций общества, которые, так или иначе, совпадают с государственными задачами.
………………….



Актуальность рассматриваемой темы высока, так как именно малый бизнес может повысить эффективность отечественной экономики. Малый бизнес формирует основу для развития совершенствования больших предприятий, является, в большинстве своем, обслуживающим звеном. Вследствие этого необходим открытый, честный и взаимовыгодный диалог между властями и малым бизнесом.

1 Характерные черты взаимодействия предприятий малого бизнеса и с органами власти в РФ

Развитие бизнеса — одно из ключевых условий роста эффективности современной отечественной экономики. А сама экономика должна быть своеобразным механизмом взаимодействия органов власти с малым бизнесом. Необходимо, чтобы это взаимодействие развивалось в оптимальных для нынешней экономики формах и направлениях [2, с. 36]:

‒ формирование непосредственно инфраструктуры экономической системы, создание и поддержание оптимальных условий для эффективного развития экономики;

‒ размещение государственных и муниципальных заказов;

‒ институциональное оформление корпоративного сектора и т. д.

Взаимодействие малого бизнеса и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в рамках регулирования социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма этого взаимодействия и сотрудничества подразумевает такую его трактовку. Это все формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия органов власти и малого бизнеса с целью решить общественно существенные задачи на выгодных для всех условиях.

Систему представительства интересов малого бизнеса в органах власти надо сделать гибкой и многоуровневой. Вместе с тем подобного рода система даст возможность свести к минимуму возможности их соединения и выстраивать взаимоотношения на цивилизованной основе. На сегодняшний день динамику пути взаимодействия органов власти и малого бизнеса стало определять, в первую очередь, общество, для которого необходимо, чтобы бизнес скорректировался и не был больше частью проблемных мест государства, а стал обязательным компонентом их решения.

То есть, отечественному малому бизнесу надо постепенно уходить к новой модели самоорганизации при общении с органами власти, обеспечивая вместе с государством, в первую очередь, социальную опору населения.

Становление экономического порядка, что обеспечивает условия эффективного функционирования бизнеса, в существенной мере находится в зависимости от нормативно-правовых актов, что обеспечивают его работу.

Основные документы, на основании которых выстраивается взаимодействие органов власти и малого бизнеса, это [6]:

‒ Конституция Российской Федерации;

‒ Гражданский Кодекс РФ;

‒ Указы Президента РФ.

Власти также разработали несколько законопроектов, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. Важная веха — написание и утверждение закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.), где прописаны характеристики субъектов малого и среднего предпринимательства, указаны ключевые цели и принципы политики государства по отношению их развития и механизмы взаимодействия власти с ними.

Существующая модель взаимодействия органов власти и малого бизнеса — это три обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная, серая. Белая зона опирается на формирование общих для всех представителей малого бизнеса правил игры и обязательности их выполнения. Черная и серая зоны подразумевают формирование льготных режимов для малого бизнеса и избирательное манипулирование санкциями со стороны органов власти. Отношения черной зоны опираются на личные корыстные интересы чиновников, а инструмент их достижения — взятка. Отношения серой зоны выстраиваются на интересах реализации властью личных публичных функций и заинтересованности в развитии /выживании территории.

Сегодня характерные черты взаимодействия органов власти и малого бизнеса связаны с последствиями мирового финансового и экономического кризиса, что обострил ситуацию как в экономической, так и в социальной сфере развития территориальных систем в качестве таких проявлений, как потеря работы жителями страны, падение уровня оплаты труда и, как результат, снижение общего уровня жизни населения.

Ниже рассмотрим органы власти, которые могул оказывать влияние на деятельность малого бизнеса [3, с. 29].

Таблица 1

Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса

Название органа власти

Функции

Федеральная налоговая служба

Контроль и надзор за выполнением законодательства страны в области налогов и сборов

регистрация открытия, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение правок в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.

Федеральная служба по труду и занятости

Государственный надзор и контроль за выполнением законодательства о труде и прочих нормативных правовых актов, что содержат нормы трудового права.

МЧС РФ

Реализует надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Федеральная антимонопольная служба

Контроль за реализацией антимонопольного законодательства, законодательства в области рекламы, а также контроль в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства.

Арбитражные суды

Разрешение споров в сфере экономической деятельности.

Суды общей юрисдикции

Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц.

Прокуратура РФ

Реализация надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории РФ, проверки, участие в изучении дел судами

Правительство субъекта РФ

Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.

Администрация муниципального образования

Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью.

Для перевода экономики на инновационный путь развития необходим системный подход. Основное требование, чтобы у предпринимателя был заинтересованность в интеграции новаций (будь то новации в сфере управления или производства). Необходимо полное поощрение государством перехода бизнеса на внедрение инноваций.

Существующие проблемы взаимодействия бизнеса ивласти

В развитых государствах малому бизнесу отведена важная роль в социально-экономическом развитии и совершенствовании уровня благосостояния граждан, он поддерживает существенную долю валового внутреннего продукта и занятость жителей страны. Вместе с тем малому бизнесу необходимо стимулирование и поддержка со стороны органов власти, так как в большинстве своем они не могут полностью реализовывать управленческие функции. В первую очередь, это относится к ресурсному обеспечению в начале бизнеса и сведению к минимуму издержек на сервисные управленческие функции, например, анализ рынка, поиск контрагентов и заказов, информационное и правовое обеспечение и т. п.

Ключевая проблема взаимодействия малого бизнеса и органов власти в нашей стране заключается в том, что государству нужен бизнес в большей степени, чем бизнесу нужно государство. Органы власти в нашей стране обращаются к бизнесу в целях сотрудничества, вместе с тем как в большинстве западных государств именно представители малого бизнеса выступают «инициаторами общих инфраструктурных проектов», а органы власти обеспечивает ему хорошую прибыльность.

Совершенствование малого бизнеса в нашей стране существенно отстает от возможностей и запросов отечественной экономики и общества. Есть существенная разница в уровне развития и системе поддержки малого предпринимательства в некоторых областях нашей страны. Самое существенное развитие малого бизнеса отмечается там, где органы власти целенаправленно и регулярно поддерживают малый бизнес (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и др.). Вместе с тем, в остальных областях страны малый бизнес не выступает сферой серьезного внимания со стороны органов власти. Однако при должном уровне внимания органов власти в регионах, малый бизнес может стать надежным источником социально-экономической стабильности в регионах, решать проблемы с трудоустройством, повышать собираемость региональных и местных бюджетов, увеличить объем ВРП [4, с. 45].

Сегодня у бизнеса большое число проблем. Основные из них:

‒ несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, неразвитость системы налогообложения малого бизнеса;

‒ отсутствие сильной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;

‒ большое количество многочисленных административных барьеров;

‒ отсутствие полноценной имущественной поддержки малого бизнеса;

‒ низкая развитость системы информационной поддержки малого бизнеса;

‒ сложности с кадровом обеспечением и подготовкой специалистов для малого бизнеса;

‒ недобросовестная конкуренция в отношении малого бизнеса;

‒ отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса в целом со стороны государства.

Основная проблема, что тормозит на сегодняшний день развитие малого бизнеса, — этонесовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Также, предприятия малого бизнеса ориентируется по большей части на обслуживание населения, вследствие этого его сложности, в основном, имеют связь и с низким платежеспособным спросом жителей страны.

Также можно сказать, что развитие сферы малого бизнеса тормозится большим количеством административными барьерами, особенно при регистрации компаний, лицензировании видов деятельности, выделении производственных и торговых помещений, реализации контролирующими организациями своих функций, большим числом проверок, не всегда нужных и оправданных.

Решение проблем

Чтобы власть и малый бизнес понимал друг друга, необходимы прозрачность и ясность. Это возможно лишь тогда, когда ест четко прописанная нормативная база. Вследствие этого, я вижу одно из решений проблем — вовлечение предпринимателей в процесс разработки нормативных актов, разработки правок в нормативно-правовую базу, которая относится к малому предпринимательству.

Также считаю, что решить проблемы можно следующим путем:

‒ сформировать представление о предпринимательстве: чтобы его считали общественно-полезным и достойным занятием. Для этого необходимо тесное сотрудничество власти и малого бизнеса;

‒ необходимо развивать партнерство между малым бизнесом и властями с целью снижения предпринимательских рисков, а также рисков инвестиций. Необходимо вовлекать малый бизнес в развитие новых технологий, в совершенствование инфраструктуры региона.

Также считаю, что необходима устойчивая налоговая система, чтобы власти и малый бизнес взаимодействовали более активно. Частая смена направления налогового законодательства не дает малому бизнеса планировать свои доходы и расходы, иногда это влечет за собой незапланированное увеличение налоговых обязательств, которые он выплатить не в состоянии. Эта мера позволит малому бизнесу четче планировать свои обязательства перед государством.

То есть, взаимодействие власти и малого бизнеса должно осуществляться на регулярной основе. Такое постоянное общение позволит не только выявить существующие проблемы, но и позволит сообща найти направления для их решения. Необходимо дат возможность предпринимателю почувствовать, что у него есть поддержка, что его собственные интересы имеют связь с общенациональными. Для этого необходимо сформировать крепкую и не меняющуюся нормативно-правовую базу, при разработке которой будут участвовать и представители малого бизнеса.

Литература:

  1. Дрегало А. А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск. 2014. — 346 с.
  2. Куршиева Н. М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. М.: МФПА, 2015. — 545 с.
  3. Организация предпринимательской деятельности / А. С. Пелих [и др.]; под ред. А. С. Пелиха. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2014. — 384 с.
  4. Основы предпринимательства: для студ. вузов / под ред. М. М. Баранникова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 352 с.
  5. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б. А. Райзберг. — М.: Инфра-М, 2015. — 384 с.
  6. Министерство экономического развития РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 10.05.2017)
  7. Энциклопедия Википедия [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 10.05.2017)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, орган власти, Российская Федерация, сторона органов власти, бизнес, малое предпринимательство, отечественная экономика, проведение тендеров, решение проблем, серая зона.

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Роль местного самоуправления в реализации политики по поддержке малого бизнеса на территории – это деятельность муниципальных органов власти, включающая в себя систему мер, направленных на осуществление развития и поддержки субъектов малого бизнеса, действующих на территории муниципального образования.

Необходимость поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне

Малый бизнес признается специалистами одной из экономических основ развития общества. Малый бизнес обеспечивает самоорганизацию граждан, формирует рабочие места, удовлетворяет потребности населения в специфических или единичных услугах, формирует налоговые поступления в бюджетную систему и так далее.

Значение малого бизнеса для экономики муниципального образования трудно переоценить, зачастую многие муниципальные образования не располагают крупными предприятиями, и малый бизнес является единственным вариантом формирования рабочих мест на его территории.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Помимо этого, малый бизнес призван формировать средний класс, составляющий основу развития любого общества.

Субъекты малого бизнеса обладают определенной привлекательностью за счет минимальных затрат на осуществление бизнеса, гибкости, близкого взаимодействия с конечным потребителем, способностью приносить доход за счет уникального подхода к управлению и так далее.

Полномочия муниципальных органов власти по оказанию поддержки субъектам малого бизнеса

Поддержка малому бизнесу оказывается муниципальными органами власти в разрезе следующих полномочий, направленных на формирование условий, обеспечивающих развитие малого бизнеса на территории муниципального образования:

  • во-первых, разработка и реализация муниципальных программ, учитывающих национальные, местные, экологические, социально-экономические, культурные и иные особенности осуществления малого бизнеса на территории муниципального образования;
  • во-вторых, проведение анализа показателей финансового, социального, экономического и иного характера, характеризующих развитие малого бизнеса и эффективность применяемых мер, направленных на это развитие, прогнозирующих его на территории муниципального образования;
  • в-третьих, создание инфраструктуры, обеспечивающей поддержку малого бизнеса на территории муниципального образования и его деятельность;
  • в-четвертых, оказание содействия функционированию некоммерческих организаций, деятельность которых состоит в выражении интересов субъектов малого бизнеса и их структурных подразделений;
  • в-пятых, формирование совещательных и координационных органов, призванных обеспечивать развитие малого бизнеса на территории муниципального образования с помощью органов муниципального управления.

«Роль местного самоуправления в реализации политики по поддержке малого бизнеса на территории» 👇

Создание совещательных и координационных органов в сфере развития малого бизнеса преследуют следующие цели:

  • привлекать субъектов малого бизнеса к разработке и реализации государственной и муниципальной политики в сфере малого бизнеса;
  • выдвигать и поддерживать инициативы в сфере развития малого бизнеса;
  • проводить общественную экспертизу нормативных актов, регулирующих развитие малого бизнеса;
  • вырабатывать рекомендации для органов муниципального управления в отношении приоритетов развития малого бизнеса;
  • привлекать общественные объединения, граждан и представителей СМИ к обсуждению вопросов поддержки малого бизнеса и так далее.

Принципиальные основы поддержки малого бизнеса на территории муниципального образования

Действия муниципальных органов власти по осуществлению поддержки малого бизнеса на территории муниципального образования подчиняются следующим принципиальным основам:

  • заявительность порядка обращения малого бизнеса за получением поддержки;
  • инфраструктурная доступность поддержки малого бизнеса для всех его субъектов;
  • равенство доступа представителей малого бизнеса, отвечающих условиям получения поддержки в рамках муниципальных программ;
  • учет требований закона о защите конкуренции при оказании поддержки малому бизнесу;
  • открытый характер процедур оказания поддержки малому бизнесу.

Муниципальные власти не могут оказывать поддержку малому бизнесу, субъекты которого являются страховыми или кредитными организациями, инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами, ломбардами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг; представителями игорного бизнеса; нерезидентами Российской Федерации, кроме тех случаев, которые предусмотрены российскими международными договорами.

Замечание 1

Муниципальные меры поддержки субъектов малого бизнеса в финансовом плане не распространяются на тех его представителей, которые осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров, добычу и реализацию полезных ископаемых.

Меры муниципальной поддержки малого бизнеса не оказываются в следующих случаях:

  • во-первых, при не предоставлении документов, которые определены муниципальной программой поддержки малого предпринимательства;
  • во-вторых, при невыполнении условий получения поддержки субъектами малого бизнеса;
  • в-третьих, при более раннем принятии решений относительно предоставления мер поддержки малого бизнеса и не истечении срока этой поддержки;
  • в-четвертых, при выявлении в течение последних трех лет случаев нарушения порядка и условий получения поддержки субъектами малого бизнеса, включая нецелевое использование средств.

Муниципальные власти осуществляют рассмотрение обращение субъектов малого бизнеса за получением муниципальной поддержки в течение сроков, предусмотренных законодательством, а также муниципальными программами. На муниципальные власти налагается обязанность информирования субъектов малого предпринимательства относительно решений, принятых муниципальными органами власти по обращению за получением поддержки в пятидневный срок с момента его принятия.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

 руб. цена работы

+ руб. комиссия сервиса

Комиссия сервиса является гарантией качества полученного вами результата

Если вас по какой-либо причине не устроит полученная работа — мы вернем вам деньги.
Наша служба поддержки всегда поможет решить любую проблему.

Для того, чтобы купить готовую работу, необходимо иметь на балансе достаточную сумму денег. Все загруженные работы имеют уникальность не менее 50% в общедоступной системе Антиплагиат.ру (модуль интернет). Сразу после покупки работы вы получите ссылку на скачивание файла. Срок скачивания не ограничен по времени. Если работа не соответствует описанию, вы сможете подать жалобу. Гарантийный период 7 дней.

На указанный адрес электронной почты будет отправлена купленная вами готовая работа.

Email

Введите почту получателя купленной работы

Ваша работа успешно отправлена

Нажимая кнопку «Пожаловаться», Вы подтверждаете, что ознакомлены с правилами проверки уникальности готовых работ на сайте. Проверка уникальности работ проводится в общедоступной системе Антиплагиат.ру (модуль Интернет). Пожалуйста, удостоверьтесь, что проверяете уникальность именно в этой системе. Если процент уникальности ниже 50%, то возможен частичный возврат средств пропорционально недостающему проценту. Жалобы о проверке уникальности в другой системе рассматриваться не будут.

Препод24 - онлайн-биржа учебных работ

Малое предпринимательство играет огромную роль в решении целого комплекса социально-экономических проблем, отрицательное влияние которых достаточно сильно ощущается именно на уровне муниципального образования. Так, это проявляется в форме дефицита доходной базы местных бюджетов, повышении уровня безработицы, низкой конкурентоспособности продукции местных производителей.

  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Отрывок из работы

Введение

Значимость малого и среднего бизнеса для экономического развития страны заключается в: увеличении валового внутреннего продукта; увеличении налоговых поступлений; становлению конкуренции, благоприятствуя общественному прогрессу и развитию экономики; модернизации экономики.
Повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической составляющей Российской Федерации во многом связано с увеличением правительственной поддержки данного вида деятельности. Действующие программы предусматривают возможности для получения субсидий. Так же государство проводит переподготовку или обучение граждан основам бизнеса. Еще одним направлением в сфере поддержки малого предпринимательства является возможность получения льгот в рамках лизингового кредитования или субсидирование для погашения кредита, полученного на развитие бизнеса. Также проводится выдача государственных грантов, позволяющих покрыть расходы на исследования или запуск в производство нового изобретения. Кроме того, в некоторых субъектах России разрабатываются и реализуются новые виды региональной государственной поддержки.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования существенно повысилась роль малого и среднего предпринимательства в механизме государственного и муниципального управления.
Органы государственной власти на протяжении многих лет оказывают поддержку малому и среднему бизнесу в рамках реализации государственных и муниципальных программ. Программно-целевой метод рассчитан на эффективность освоения бюджетных средств, получение регионами социально ¬экономического эффекта и привлечение внебюджетных инвестиций.
Вопросы государственного регулирования малого бизнеса освещены в работах отечественных авторов по данному вопросу следует выделить работы Афанасьева В.О., Александровой А.М., Гурьяновой Л.С., Колчиной О.А., ЛысаковскойЕ. В., Шумиловой Е.Г. и других.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать механизм взаимодействия муниципальной власти с малым бизнесом на примере Белокалитвинского района Ростовской области и разработать пути его оптимизации.
Объект данной исследовательской работы – государственное регулирование малого предпринимательства.
Предмет данного исследования – механизм взаимодействия муниципальной власти с малым бизнесом в муниципальном образовании «Белокалитвинский район» Ростовской области.
Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:
1) определить сущность и роль малого предпринимательства, его преимущества и недостатки;
2) изучить особенности государственной поддержки малого бизнеса в России;
3) рассмотреть нормативно-правовое регулирование в сфере поддержки малого бизнеса;
4) ознакомиться с краткой характеристикой управления Белокалитвинским районом Ростовской области;
5) проанализировать процесс взаимодействия субъектов малого бизнеса с органами местного самоуправления;
6) выявить проблемы на основании анализа взаимодействия субъектов малого бизнеса с органами местного самоуправления;
7) предложить рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами малого предпринимательства Белокалитвинского района Ростовской области.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
При постановке и решении поставленных задач использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации ; учебная литература; статьи, опубликованные в сборниках научно-методических работ, периодическая печать; справочно-информационные системы «Гарант» и «Консультант-Плюс»; информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1 Сущность и роль малого предпринимательства, его преимущества и недостатки 6
1.2 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в России 16
1.3 Нормативно-правовое регулирование в сфере поддержки малого бизнеса 26
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 34
2.1 Краткая характеристика управления Белокалитвинским районом Ростовской области 34
2.2 Анализ взаимодействия субъектов малого бизнеса с органами местного самоуправления 41
2.3. Рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами малого предпринимательства Белокалитвинского района Ростовской области 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….….. 72

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
2. Федеральный закон от 08 августа 2001 г.№ 129-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ ( в ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
4. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/
5. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180670/
6. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 “Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73933064/
7. Распоряжение Российской Федерации от 06.09.20210 № 1485-р (в ред.24.06.2020) «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105643/
8. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/
9. Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2008 г. № 1662 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» http://www.consultant.ru/law/hotdocs/5251.html/
10. Решение Городской Думы города Ростов-на-Дону от 26 декабря 2018 г. №527 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» на период до 2030 года». http://www.consultant.ru.RLAW186
11. Александрова А., Гришина Е. Неравномерность развития муниципальных образований // Вопросы экономики. — 2019. — №8. — С. 97-105.
12. Анализ развития инновационного малого бизнеса в рамках национальных инновационных систем зарубежных стран, Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1 (1), с. 249-257. URL: https://cyberleninka.ru
13. Афанасьев В.О. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал. —2019. — № 8. — С. 6-23.
14. Буров В. Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие —М.: Чита, 2019. — 441 с.
15. Бухвальд Е. М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. — № 1(43). — С. 66-80.
16. Горло Ю.С. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Ю.С. Горло // Экономическая среда. — 2019. — № 2 (16). — С. 126-128.
17. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. — 2019. — № 10 (10). — С. 3-12.
18. Гурьянова Л.С. Модель анализа асимметрии регионального развития // Проблемы экономики. — 2019. № 2. — С. 27-33.
19. Информационный материал об итогах деятельности малых предприятий (без учета микропредприятий), средних предприятий и микропредприятий в разрезе городских округов и муниципальных районов Ростовской области за январь-декабрь 2020 года. URL: http://mbdon.ru/images/stories/Statistica_MSP_2020.pdf
20. Игнатьева Т.С. Особенности развития малого бизнеса в России и Московской области / Т.С. Игнатьева // В сборнике: Социально-экономическое развитие российского общества: современные тенденции. Сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. — 2016. — С. 121-124.
21. Калганова О.О. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона / О.О. Калганова, Н.Ю. Власова // Гуманитарные научные исследования. — 2017. — № 1 (65). — С. 250-252.
22. Карепина О.И. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства / О.И. Карепина, О.Ю. Богданова // Sciences of Europe. — 2017. — № 11-3 (11). — С. 26-32.
23. Карпунин А. Ю. Малый и средний бизнес в условиях меняющегося законодательства / А. Ю. Карпунин, Е. В. Карпунина // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 2 (55). — С. 878-881.
24. Колчина О.А.,Шевченко И.К., Грезина М.А., Ракитина М.С., Синельников Т.Т., Бечвая М.Р., Сергиенко Е.В. Факторы и пути преодоления неравномерности социально-экономического развития регионов в условиях реформирования бюджетного сектора: Монография.— Таганрог:Изд-во ЮФУ, 2018. — 181 с.
25. Колчина О.А., Лесничая М.А. Модель оценки межмуниципальной социально-экономической дифференциации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. Том 8. —2018. — № 11A. — С. 87-91.
26. Кардаш Д.Ю. Общее состояние малого и среднего предпринимательства Российской Федерации за период 2014-2017 ГГ. // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.
27. Лысаковская Е. В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование. — 2019. — № 5. — С. 261 — 266.
28. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Статистический сборник / Росстат. – М., 2017. – 96 с.
29. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www./maristat.gks.ru
30. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.economy.gov.ru/.
31. Официальный сайт Администрации Белокалитвинского района / Малый и средний бизнес https://kalitva-land.ru/economy/malyy-i-sredniy-biznes-
32. Официальный сайт Администрации Белокалитвинского района / Малый м средний бизнес https://kalitva-land.ru/economy/malyy-i-sredniy-biznes
33. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области / Число юридических лиц — субъектов малого и среднего предпринимательства по муниципальным образованиям по итогам сплошного наблюдения за 2020 год (единиц) — URL:http://rostov.gks.ru
34. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ https://www.nalog.gov.ru/rn77/
35. Российская газета. Фурсова И. «Бизнесу помогут советом и деньгами». URL: https://rg.ru/2020/10/25/malyj-biznes-okazalsia-luchshim-provodnikom-innovacij.html
36. Сидоров Н.И. Социальное предпринимательство и предпринимательство в социальной сфере (теория и практика). — М.: Издательский дом ФГБОУВПО «ГУУ», 2019. — 80 с.
37. Шумилова Е.Г. Государственное регулирование малого предпринимательства в России / Е.Г. Шумилова, Л.А. Овчинникова // Экономический вектор. — 2018. — № 1 (8). — С. 36-43.
38. Шимширт Н. Государственные механизмы развития малого бизнеса и предпринимательства в современных условиях / Н. Шимширт, В. Копилевич // Проблемы теории и практики управления. — 2019. — № 2. — С. 31-36.
39. Яруллин Р.Р., Морозова Е.К. Финансирование малого бизнеса [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019 г. №17. — URL:https://cyberleninka.ru/
40. Яремчук А. Экосистема социального предпринимательства // Российская газета от 17 декабря 2020 г. https://rg.ru/gazeta/rg/2020/12/17.html

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и роль малого предпринимательства, его преимущества и недостатки
Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Предпринимательство представляет собой такой вид хозяйствования, который базируется на инновационном поведении собственников предприятия, нахождении и использовании идеи и их воплощении в конкретные предпринимательские проекты .
Основные признаками предпринимательства представлены на рис.1.1.

Рис.1.1 Основные признаки предпринимательства
Но в широком смысле это предприимчивость, изобретательность с целью получения доходов, в сфере экономики. В узком смысле это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта .
Основным документом, регулирующим деятельность малого и среднего предприятия (МСП), с 1 января 2008 г. стал Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2021) . В соответствии с новым законом к субъектам малого и среднего предпринимательства стали относить:
— юридические лица, внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц (кооперативы; коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
— физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
— крестьянские (фермерские) хозяйства.

Не смогли найти подходящую работу?

Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.

Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Орджоникидзевский районный суд г екатеринбурга реквизиты оплаты госпошлины
  • Орион плюс санкт петербург официальный сайт строительная компания вакансии
  • Основание для разделения лицевого счета по квартире в управляющей компании
  • Основной задачей управления компанией является максимальное удовлетворение
  • Основные виды организационных структур розничных продаж страховой компании