Бизнес ,
22 апр 2020, 11:28
0
«Аэрофлот» оценит риски для здоровья экипажей
Оцениваться будут как физические факторы вроде шума, инфразвука и т.п., так и химические и биологические. Стоимость услуги, которую закажет «Аэрофлот», составляет 2,5 млн руб., следует из данных госзакупок
Авиакомпания «Аэрофлот» на фоне пандемии коронавируса закажет за 2,5 млн руб. оценку условий труда экипажей, которая включает проверку на наличие опасных для них факторов, следует из карточки госзакупки.
Закупка была размещена 20 апреля. Оцениваться будут факторы, влияющие на трудовой процесс «в условиях полетов, а также в служебных помещениях и на территории аэропорта Шереметьево». К ним относят как физические, например шум, инфразвук, параметры микроклимата, так и химические и биологические факторы, следует из данных закупки.
Оценка рабочих мест будет проводиться для летных и кабинных экипажей воздушных судов, а также в офисных помещениях, зданиях и сооружениях на территории аэропорта Шереметьево, на открытой территории аэродрома в зоне выполнения работ по техническому обслуживанию авиационной техники, подготовке воздушного судна к вылету.
В техническом задании указано, что результаты его выполнения помогут информировать работников о рисках для здоровья, необходимых мерах защиты и полагающихся в связи с этим компенсациях. Кроме того, среди целей закупки — дальнейшее обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также «решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний».
Договор будет действовать с момента заключения (срок — 3 июня) до 26 февраля 2021 года.
Аналогичную закупку компания проводила последний раз в 2018 году, тогда ее стоимость составляла 5 млн руб. В «Аэрофлоте» пока не ответили, с какой регулярностью компания проводит подобные мероприятия.
Авиакомпании после принятия соответствующего закона в 2013 году могут проводить проверки раз в пять лет, подчеркивает президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Но до сих пор нет единой методики для тестирования условий труда экипажей, утверждает эксперт.
Ранее, 2 апреля, «дочка» «Аэрофлота» лоукостер «Победа» рассказала об обнаружении коронавируса у сотрудников экипажа, что послужило причиной приостановки полетов компании. «Каждый день на рейсах становится все больше людей с симптомами вируса, у нас уже есть заболевшие члены экипажа с подтвержденным COVID-19 и огромное количество на карантине после контактов», — пояснял гендиректор лоукостера Андрей Калмыков. Он подчеркивал, что приостановка полетов до 31 мая была «единственным разумным решением».
Россия приостановила все международное авиасообщение из-за пандемии коронавируса (COVID-19) в конце марта. Исключение сделано лишь для вывозных рейсов, выполнявшихся для возвращения россиян из-за границы. Решение «Победы» стало первым случаем в стране, когда из-за вспышки инфекции авиакомпания прекратила все свои рейсы.
Download
Skip this Video
Loading SlideShow in 5 Seconds..
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В АВИАКОМПАНИИ “А Э РОФЛОТ” PowerPoint Presentation
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В АВИАКОМПАНИИ “А Э РОФЛОТ”
«РИСКИ: БЕЗОПАСНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ». ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В АВИАКОМПАНИИ “А Э РОФЛОТ”. Составитель: Ковтуненко К.В., доц. каф. «Учета, анализа и аудита». СОДЕРЖАНИЕ. О КОМПАНИИ «АЭРОФЛОТ»
Uploaded on Sep 03, 2014
Download Presentation
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В АВИАКОМПАНИИ “А Э РОФЛОТ”
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — E N D — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Presentation Transcript
-
«РИСКИ: БЕЗОПАСНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ» ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В АВИАКОМПАНИИ“АЭРОФЛОТ” Составитель: Ковтуненко К.В., доц. каф. «Учета, анализа и аудита»
-
СОДЕРЖАНИЕ • О КОМПАНИИ «АЭРОФЛОТ» • БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЁТОВ • СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОМУ ВИДУ РИСКА • ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ • ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В КОМПАНИИ • ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ АВИАКОМПАНИИ • УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖ АВИАПЕРЕВОЗОК
-
О КОМПАНИИ «АЭРОФЛОТ» • ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (AFLT) действует на высоко конкурентном рынке авиаперевозок в интересах своих акционеров. • Аэрофлот в настоящее время осуществляет собственные рейсы в более чем 96 пунктов и 49 стран. • Аэрофлот контролирует более чем 45% всего основного российского рынка регулярных международных перевозок. • Аэрофлот имеет две дочерние авиакомпании – «Аэрофлот-Дон» действующий в Ростове-на-Дону и «Аэрофлот-Норд» действующий в Архангельске. • Аэрофлот является первой российской авиакомпанией, которая вступила в глобальный авиационный альянсSkyTeam.
-
Безопасность полётов включает: • Полеты • Техническое состояние судна • Лётную подготовку и стандарты, • Состояние салона • Погодные условия • Наземные операции • Мед. обследование экипажа и страхование • Состояние воздушных коридоров • Состояние взлётной полосы • Группа быстрого реагирования • Управление полетами/техническим обслуживанием/безопасностью наземных операций
-
Директорат Безопасности Полетов и Обеспечения Качества имеет 4 основные цели: • Увеличение безопасности полетов и наземных операций, • Достижение и поддержание высокой степени осведомленности о рисках всего персонала, принимающего участие в лётных и наземных операциях, • Работа по устранению недостатков и ошибок, • Обмен опытом, приобретенным во время случаев нарушения правил техники безопасности, путем оценки и обсуждения информации, связанной с происшествиями.
-
Медицинское обследование экипажа осуществляется: со стороны офицера медицинской службы авиации «Аэрофлот», в соответствии с ICAO /Медицинскими положениями гражданской авиации. Периодичность медицинских обследований для различных возрастных групп: • 40 и меньше: 12 месяцев • 40 — 60: 6 месяцев • 60 — 63: 3 месяца
-
Центр лётной подготовки подразделен на две основные секции – салон и кабину пилотов. В них расположено следующее оборудование: • 3 полных имитатора полетов ; AVRO RJ100/70, B737-400, B737-800 • Экспериментальная модель салона первого класса A340 • Экспериментальная модель салона эконом класса B737 • Имитатор аварийной эвакуации B737/A310/A340 • Люк аварийного выхода на крыло A-310
-
Погодные условия Пилоты «Аэрофлот» получают квалификацию на осуществление полетов 2 и 3 категории при неблагоприятных погодных условиях, в частности при плохой видимости и низкой облачности, что позволяет производить безопасную посадку, в зависимости от технических характеристик воздушного судна и аэродрома. Весь авиапарк «Аэрофлот» оборудован TCAS (Система предупреждения столкновения в воздухе).
-
Предварительная подготовка авиатехники организуется по подразделениям и проводится в местах ее постоянного размещения, как правило, накануне дня полетов. Наиболее важными элементами предварительной подготовки являются контрольный осмотр самолетов и устранение выявленных неисправностей. Подготовка личного состава к предстоящим полетам Руководство организует подготовку личного состава в целях повышения знаний по вопросам эксплуатации авиатехники на земле и в полете, отработки навыков в выполнении наиболее сложных и ответственных работ.
-
Аэродромно-техническое обеспечение полетов • Особого внимания требуют грунтовые и искусственные ВПП, РД, концевые и боковые полосы безопасности, ровность, прочность и чистота их поверхности, четкость и яркость маркировки, правильная организация и контроль передвижений по аэродрому личного состава и техники. • К производству полетов во всех случаях подготавливаются как основная, так и запасная ВПП. • Противопожарная безопасность при подготовке авиационной техники к полетам и во время полетов обеспечивается пожарным постом, который назначается независимо от количества летающих самолетов.
-
Стратегия управления рисками отдельно по каждому виду риска
-
Управления рисками ОАО «Аэрофлот» создал Департамент управления рисками и страхования в 2000 году. СТРАТЕГИЯ: — четкая постановка задачи и формирование подразделения по управлению рисками; — определение принципов управления рисками авиакомпании и методологии работы; — составление карты рисков авиакомпании и ранжирование выявленных рисков; — выбор стратегии управления выявленными рисками и выделение приоритетных направлений работы
-
ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ:ФАКТОРЫ УСПЕХА • На первоначальном этапе двигается запросами сверху – вниз (Правление, Совет директоров), тем не менее, эффективная система управления рисками строится на среднем управленческом уровне • Реализация функции управления рисками не возможна без выстраивания системы обратной связиснизу-вверх, которая может строиться на базе опыта работы внутреннего и/или внешнего аудита, консультантов • Интеграция функции управления рисками в стратегию и бюджетный процесс компании, с использованием показателей, коррелирующих с показателями деятельности компании
-
ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ:КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ • Улучшение качества корпоративного управления • Обеспечение гарантии управления рисками в компании • Уверенность top-менеджмента в качестве принятых решений • Представление отчетности по рискам Правлению, Совету директоров и профильным комитетам компании
-
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В КОМПАНИИ АКЦИОНЕРЫ Координация работы служб внутреннего аудита, внешних аудиторов, консультантов и подразделения риск- менеджмента по ключевым рискам Информация о финансовых и операционных результатах, стратегии и управлении ключевыми рисками СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ КОМИТЕТ ПО АУДИТУ ПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА ВНУТРЕННИЙ АУДИТ Работа в рамках комитета по аудиту по управлению ключевыми рисками компании ВНЕШНИЙ АУДИТ КОНСУЛЬТАНТЫ Выявление и оценка рисков, подготовка решений для top-менеджмента о воздействии на риски
-
ОБЩАЯ СТРУКТУРА СТРАХОВАНИЯ
-
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ КОМПАНИИ ПО ПОЛИСАМ АВИАСТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ СТРАХОВЩИК СК «МОСКВА» БРОКЕР СО-СТРАХОВЩИК / ПЕРЕСТРАХОВАТЕЛЬ ЛИДЕР СТРАХОВАНИЯ / ПЕРЕСТРАХОВАТЕЛЬ СО-СТРАХОВЩИК / ПЕРЕСТРАХОВАТЕЛЬ ПЕРЕСТРАХОВОЧНЫЙ БРОКЕР ПЕРЕСТРАХОВЩИК ПЕРЕСТРАХОВЩИК ПЕРЕСТРАХОВЩИК ПЕРЕСТРАХОВАЧНЫЙ / РЕТРО БРОКЕР ПЕРЕСТРАХОВЩИК / РЕТРОЦЕССИОНЕР ПЕРЕСТРАХОВЩИК / РЕТРОЦЕССИОНЕР ПЕРЕСТРАХОВЩИК / РЕТРОЦЕССИОНЕР
-
УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ АВИАКОМПАНИИ • Основная деятельность компании – продажа авиационных перевозок связана с кредитным риском • Под кредитным риском понимается риск потери доходов в связи с непогашением агентами по продаже авиаперевозок их задолженности по причитающейся перевозчику выручке • Кредитование агентов происходит путем выдачи им под отчет бланков строгой отчетности (БСО) • При этом кредитный риск рассчитывается как сумма задолженности и стоимости БСО, находящихся под отчетом у агентов, за минусом имеющегося размера финансового обеспечения • Важную роль в управлении кредитным риском занимает контроль за выдачей БСО и получение от агентов финансовых гарантий оплаты перевозок (предоплата, банковская гарантия) • В период 1998-1999 гг. была характерна ситуация, когда выдача БСО агентам производилась при наличии задолженности и без обеспечения гарантиями оплаты перевозок
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях неустойчивости мирового и государственных рынков сфера бизнеса сталкивается с увеличенной степенью рисков. Одни компании могут бороться с этими рисками, другие – не могут. В Российской Федерации ситуация хоть и является сложной, но она достаточно стабильна. И, если сравнивать Россию и, например, Грецию или Италию, то в отличие от масштабного банкротства Греции и Испании, которое было связано с резким падением экономики в этих государствах, то в России имеются лишь случаи специфического банкротства, которые были характерны для сравнительно сбалансированной государственной экономики, где банкротство настигает только отдельные предприятия и в силу субъективных причин. Именно поэтому ведение современного бизнеса просто невозможно при отсутствии хорошо организованного управления как внешними, так и внутренними рисками.
Целью курсовой работы является анализ построения и функционирования системы управления коммерческими рисками на примере компании ПАО «Аэрофлот РА». Для достижения цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы риск-менеджмента на предприятиях,
- изучены основные черты и понятие риска,
- проанализирована сущность и особенности риск-менеджмента на предприятиях,
- исследованы основные правила и принципы риск-менеджмента на предприятии,
- проведен анализ системы риск-менеджмента на примере ПАО «Аэрофлот РА»,
- дана краткая характеристика компании ПАО «Аэрофлот РА»,
- исследована финансово-хозяйственная деятельность компании, посредством чего выявлены и проанализированы финансовые риски ПАО «Аэрофлот РА»,
- изучены и проанализированы риски ПАО «Аэрофлот РА» по основной деятельности компании, а также рассмотрено управление данными рисками посредством сформированной системы риск-менеджмента компании,
- выявлены основные пути совершенствования системы риск-менеджмента в компании ПАО «Аэрофлот РА»,
- даны рекомендации по развитию системы риск-менеджмента компании ПАО «Аэрофлот РА»,
- исследованы основные угрозы в функционировании компании ПАО «Аэрофлот РА» и приведены методы их минимизации,
- более подробно рассмотрено страхование в качестве инструмента снижения негативного влияния рисков на функционирование ПАО «Аэрофлот РА».
Объектом исследования является ПАО «Аэрофлот РА». Предметом исследования является совокупность отношений (связей) по организации риск-менеджмента в ПАО «Аэрофлот РА».
Методологической и теоретической основой курсовой работы выступают труды российских авторов в таких сферах как: управление рисками, менеджмент организаций, а также нормативные и законодательные акты Российской Федерации, материалы периодических изданий, статьи специалистов и экспертов в сфере риск-менеджмента, публикации и аналитические обзоры. При написании курсовой работы были использованы следующие приемы и методы: научной абстракции, методы экспертного и статистического анализа, логического анализа, синтеза, а также системного и причинно-следственного анализа, сравнение.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ В СФЕРЕ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Управления коммерческими рисками в риск-менеджменте
Риски многочисленны и разнообразны. Но при определении рискового профиля любой организации аналитики в первую очередь выделяют стратегические риски. На чем это основано?
Развитие любой компании невозможно без тактики и стратегии. Даже когда топ-менеджеры заявляют об отсутствии стратегии, на самом деле это — стратегия краткосрочного приспособления к текущим переменам. Иногда, например, в смутные времена, эта стратегия может оказаться правильной. Если же руководство просто пассивно, а это может быть выгодно именно текущему руководству, то компания неизбежно начинает терять свою рыночную стоимость под ударами конкурентов и случайных обстоятельств.
Возможны ли ошибки в управлении? Практика показывает, что вероятность ошибок тем больше, чем агрессивнее политика развития и чем амбициозное руководство компании. Возможность таких ошибок составляет совокупность ошибок, которую можно объединить единым названием- стратегические риски.
Стратегия риск-менеджмента — это искусство управления рисками компании в неопределенной хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и внедрения методов его снижения. Стратегия включает правила, на основе которых принимается рисковое решение и способы выбора варианта решения.
Как правило, под риском понимается потенциал наступления какого-то неблагоприятного события, которое может повлечь за собой разного рода потери (к примеру, потеря имущества, получение физической травмы, извлечение доходов меньше ожидаемой величины и др.).
В целом предпринимательская деятельность уже содержит некую долю риска, которую предприниматель должен взять на себя и определить масштабы и характер данного риска. Это связано с тем, что в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» была дана дефиниция предпринимательства, где было указано, что предпринимательство представляет собой самостоятельную инициативную деятельность граждан, а также их объединений, которая осуществляется под свою имущественную ответственность и на свой страх и риск, а также направлена на извлечение прибыли. Следовательно, в любом виде осуществление предпринимательской деятельности непременно связано с риском, что установлено законодательно.
Под «риском» в предпринимательской деятельности понимают угрозу (вероятность) потери организацией части собственных ресурсов, появления дополнительных расходов или недополучения доходов в процессе осуществления определенной финансовой и производственной деятельности.
Либо риск — это деятельность, которая связана с преодолением в ситуации неизбежного выбора неопределенности, то есть в той ситуации, в которой существует потенциал количественной и качественной оценки вероятности достижения полагаемого результата, отклонения от цели и неудачи.
Выделим следующие элементы, взаимосвязь которых и формирует сущность явления «риск»:
- вероятность отклонения от желаемой цели, ради которой производилась реализация выбранной альтернативы;
- возможность достижения необходимого результата;
- отсутствие наличия уверенности в процессе достижения поставленной цели;
- потенциал нравственных, материальных и иных потерь, которые связаны с реализацией выбранной альтернативы в условиях неопределенности.
Важнейшими чертами риска выступают такие характеристики как: альтернативность, противоречивость и неопределенность.
Существование риска имеет прямую взаимосвязь с неопределенностью, которая сама по себе является неоднородной как по форме проявления, так и по содержанию. Необходимо заметить, что риск это один из способов снятия неопределенности, возникающей вследствие отсутствия однозначности и недостоверности информации. Делать акцент на данном свойстве риска довольно важно, так как на практике сравнительно бесперспективна оптимизация процессов регулирования и управления, посредством игнорирования объективных и субъективных источников неопределенности. Причем речь здесь идет не о самом поиске средств, позволяющих полностью избавиться от воздействия фактора неопределенности, а о потребности учета риска для отбора рациональных альтернатив.
Следующая важнейшая черта в риске это альтернативность, которая предполагает необходимость избрания из двух либо нескольких возможных вариаций направлений, решений, действий. В случае если вероятности выбора нет, то и не зарождается рискованная ситуация, а, это означает, и отсутствие риска.
Последней наиболее важной чертой является противоречивость в риске. Именно она приводит к столкновению между объективно существующих рискованных действий и их субъективной оценкой. Это связано с тем, что вместе с новаторскими идеями, инициативами, внедрением новых наиболее перспективных видов деятельности, которые ускоряют технический прогресс и влияют на духовную атмосферу общества и общественное мнение, идут консерватизм, субъективизм, догматизм и т.д.
1.2. Сущность и особенности управления коммерческими рисками на предприятиях
Риски рассматривались довольно многими выдающимися исследователями, такими как: А.Смит, Л. Пигу, А.Маршалл, Д.М. Кейнс. Последний считал, что финансовый риск это неопределенность получения ожидаемого дохода от вложения средств. Он полагал, что причиной неопределенности выступает направленный на перспективу непосредственно характер экономического процесса. Кейнс предлагал увеличить роль государства в целях снижения степени неопределенности в экономике. Аналогичное мнение сложилось и у многих современных исследователей данной области.
В целом понятие «риск» можно встретить среди терминов многих естественных и общественных наук, однако при этом в каждом отдельном случае в науке имеются собственные цели, а также приемы и методы исследования риска. Если рассматривать риск в экономическом аспекте, то его специфика заключается в том, что риск, независимо от ожидаемого финансового результата, приравнивается к возможному материальному ущербу, который может быть вызван реализацией выбранного хозяйственного, технического или организационного решения.
При анализе системы риск-менеджмента в курсовой работе за основу берется вышеуказанное определение Кейнса, в связи с тем, что данная трактовка, по мнению автора, является наиболее применимой к текущим условиям. Это является таковым, вследствие того, что раскрывает не только возможность извлечения или неизвлечения прибыли, но и вероятную потерю стоимости капитала во времени из-за инфляции или иных неблагоприятных факторов.
Как говорилось ранее, риск представляет собой деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели[1].
Управление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий[2].
Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими (финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включая в себя стратегию и тактику управления риском[3].
Риск-менеджмент представляет собой систему управления рисками и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления[4]. Остановимся на проблеме практической реализации процесса управления рисками, возникающей в настоящее время в предпринимательской среде. Решению указанной проблемы на практике способствует изучение процесса управления рисками в виде технологии, состоящей из ряда этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Под элементами процесса управления риском понимают действия (процедуры), а под связями — взаимосвязь действий (процедур), которые приводят к достижению цели риска финансовых взаимоотношений между субъектами рисковых вложений капитала.
Для обозначения этих действий применяют различные названия: фазы, этапы, работы и др. Поскольку эти действия выполняются последовательно и могут частично перекрываться или выполняться параллельно, то целесообразно эти действия назвать фазами управления. Следовательно, фаза характеризует состояние процесса управления риском в определенный момент времени[5].
В настоящее время специалистами российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Е.В. Лисицыной и Г.С. Токаренко разработана методика, согласно которой процесс управления риском целесообразно представить в виде трехстадийного комплекса процедур, представленных на рисунке 1:
Рис. 1 Трехстадийный процесс управления риском
- постановка цели на ведение конкретного вида (операции) предпринимательской деятельности;
- анализ риска в процессе выбора решения на ее осуществление;
- управление риском в процессе реализации выбранного решения.
Первый этап процесса управления риском – это определение цели. Целью в данном случае может являться сохранение целиком или отчасти собственных ресурсов либо получение в полном объеме ожидаемого дохода при приемлемом уровне риска.
Риск-менеджмент выполняет определенные функции.
Все функции риск-менеджмента можно подразделить на 2 типа: функции субъекта управления и функции объекта управления. Итак, в риск-менеджменте к функциям объекта управления относят: организацию разрешения риска; организацию рисковых вложений капитала; организацию работы по уменьшению величины риска; организацию процесса страхования рисков; организацию связей между субъектами хозяйственного процесса и экономических отношений. Что касается функций субъекта управления, то в риск-менеджменте к ним относят: прогнозирование; организацию; регулирование; координацию; стимулирование и контроль. Представим более наглядно функции риск-менеджмента на рисунке.
Рис. 2 Функции риск-менеджмента на предприятии
Рассмотрим более подробно функции субъекта управления. Итак, прогнозирование в риск-менеджменте это разработка на будущее изменений в целом финансового состояния объекта, а также его всевозможных частей. Прогнозирование представляет собой своеобразное предвидение конкретного события.
Следующая функция субъекта управления – это организация, в риск-менеджменте она представляет собой объединение некоего количества людей, которые совместно реализуют на основе установленных правил и процедур конкретную программу рискового вложения капитала.
Третьей функцией субъекта управления в риск-менеджменте выступает – регулирование, которое заключается в воздействии на объект управления, с помощью чего и достигается состояние устойчивости данного объекта в случае возникновения отклонения от определенных параметров. Главным образом, регулирование включает в себя текущие мероприятия в части устранения появившихся отклонений.
Следующая функция субъекта управления является координация. В риск-менеджменте данная функция сводится к согласованию работы всех компонент системы управления риском, а также самого аппарата управления в целом и специалистов в частности. Координация позволяет обеспечить единство отношений объекта и субъекта управления, отдельного сотрудника и аппарата управления.
И, наконец, последняя функция субъекта управления в риск- менеджменте – это контроль. Данная функция вбирает в себя проверку организации деятельности в части снижения степени риска. При помощи контрольной функции осуществляется сбор информации о степени реализации намеченной программы действия, о соотношении прибыли и риска, о доходности рисковых вложений капитала. На основании чего в финансовые программы вносятся изменения, а также изменяются и организация финансовой работы, и организация риск-менеджмента.
1.3. Основные правила и принципы риск–менеджмента на предприятии
Независимо от того является ли организация крупной или нет, сформировать свою личную систему эффективного менеджмента в условиях развития в России рыночных отношений допустимо лишь только в направлении организации риск-менеджмента. На практике в ответственных организациях в настоящее время наблюдается возрастающее стремление руководства предприятий к организации управления рисками.
Именно поэтому довольно важным является[6]:
1) полный учет как внешних, так и внутренних факторов, которые воздействуют на сам характер организации риск-менеджмента в компании;
2) установление приоритета конкретных направлений развития риск-менеджмента для определенной компании (основываясь на профиле её деятельности, то есть финансовый или нефинансовый).
Среди внешних факторов, которые обуславливают организационную основу риск-менеджмента в компании (куда относятся: изменчивость цен, налоговая асимметрия, глобализация финансовых и товарных рынков, технологические достижения и т.д.), необходимо также выделить усиление фактора глобализации для российских компаний, который породит рост конкуренции для российских товаропроизводителей. Это рост будет происходить и на внешних, и на внутренних (то есть российских) товарных рынках. Что, безусловно, скажется и на росте степени проявления в их деятельности различных финансовых и предпринимательских рисков. Как уже указывалось ранее, на предприятии на организацию риск-менеджмента воздействуют и факторы внутреннего порядка. К ним относятся: потребность в ликвидности, агентские издержки, нерасположенность к риску, и т.д.[7].
Рис. 3 Внешние и внутренние факторы организационной основы риск-менеджмента
Формы и методы организации риск-менеджмента на конкретном российском предприятии в значительной степени зависят от весовой доли страхуемых рисков в общей стоимости предпринимательских и финансовых рисков, которым подвержено данное предприятие и уровня развития сферы страхования рисков[8]. В России уровень развития сферы страхования оставляет желать лучшего.
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «АЭРОФЛОТ РА»
2.1. Краткая характеристика компании ПАО «Аэрофлот РА»
Компанию Открытое Акционерное Общество «Аэрофлот Российские Авиалинии» (далее – ПАО «Аэрофлот РА») можно назвать фактическим российским национальным перевозчиком и неоспоримым лидером российской гражданской авиации[9].
Данная компания основана 9 февраля 1923 года решением правительства, именно поэтому в мире она считается одной из старейших авиакомпаний, кроме того ПАО «Аэрофлот РА» является одним из российских брендов признанных наиболее узнаваемым. В 1989 году ПАО «Аэрофлот РА», являясь первой из российских авиакомпаний, вошел в IATA — Международную ассоциацию воздушного транспорта.
Аэропорт базирования компании ПАО «Аэрофлот РА» — «Шереметьево». В Российской Федерации ПАО «Аэрофлот РА» имеет 3 филиала: в Калининграде, Санкт-Петербурге, и Владивостоке. Большое значение авиакомпания придает развитию внутреннего рынка.
Компания ПАО «Аэрофлот РА» отвечает высшим интернациональным стандартам обеспечения безопасности. Результаты аудита операционной безопасности проведенного Международной ассоциацией воздушного транспорта показали, что именно ПАО «Аэрофлот РА» вошёл в реестр операторов IOSA первым из российских перевозчиков. Компания ПАО «Аэрофлот РА» в 2018 году подтвердила соответствие своей системы менеджмента качества требованиям международных стандартов ISO 9001:2008.
Компания ПАО «Аэрофлот РА» располагает Центром управления полётами, который является крупнейшим в Восточной Европе. А в 2012 году ПАО «Аэрофлот РА» открыл свою Авиационную школу, запланированный объем выпуска которой, равняется 160 пилотов в год, то есть 80 экипажей. Данная школа включена в десятку наилучших в Европе авторизованных учебных центров IATA. В этой школе предусмотрено обучение по 120 авиационным специальностям[10]. Компанией ПАО «Аэрофлот РА» был создан высокотехнологичный Ситуационный центр, позволяющий эффективно руководить производственными процессами в случае кризисной или сбойной ситуации.
Компания ПАО «Аэрофлот РА» уделяет особое внимание новым информационным технологиям, например среди них — с 2006 года электронный билет. По мнению компании, это мощное средство улучшения качества обслуживания потребителей услуг, а также способствует экономической эффективности. Компания ПАО «Аэрофлот РА» совершенствует услуги интернет-продаж, реализовывает потенциал веб-бронирования и самостоятельной регистрации на рейсы.
В ПАО «Аэрофлот РА» функционирует система производственного экологического контроля и экологического управления, которая включает в себя прогрессивные природоохранные стандарты и технологии. В компании принята Программа повышения экологической эффективности и энергосбережения, которая полностью соответствует экологической стратегии IATA.
Компания ПАО «Аэрофлот РА» имеет кредитный рейтинг на уровне BB+, прогноз «Стабильный» от международного рейтингового агентства Fitch.
Компания ПАО «Аэрофлот РА» – один из самых известных и узнаваемых брендов, которые ассоциируются с Россией. Ведущая отечественная авиакомпания, которая в феврале 2014 года отметит 90-летний юбилей. ПАО «Аэрофлот РА» входит в число старейших компаний, а до распада Советского Союза, объединяя всю гражданскую авиацию огромной страны, была и крупнейшей в мире.
Аэрофлот входит в десятку самых узнаваемых и пользующихся доверием у населения российских брендов. Бренд – это не только имиджевая, но и экономическая категория. Британская компания Brand Finance, которая является признанным лидером по оценке торговых марок, подсчитала финансовую стоимость бренда Аэрофлота — свыше миллиарда долларов США. При этом, как считает Brand Finance, ПАО «Аэрофлот РА» все еще значительно недооценен, и бренд авиакомпании имеет большой потенциал развития. Но уже сейчас ПАО «Аэрофлот РА» входит в топ-20 самых дорогих авиационных брендов мира.
Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности. Конечный финансовый результат деятельности — это балансовая прибыль (или убыток).
В работе ПАО «Аэрофлот РА» в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции и др., есть много положительных моментов, но есть и факторы, отрицательно влияющие на конечный финансовый результат. Поэтому руководству компании необходимо совершенствовать управление компанией, посредством управления своими финансовыми рисками.
При анализе финансовых рисков компании ПАО «Аэрофлот РА» необходимо учитывать то, что в анализируемом нами периоде на рост отсутствия конкретности на мировых рынках оказали воздействие долговые проблемы стран Еврозоны, а также замедление развития ведущих экономик государств мира, техногенные и природные катастрофы, а в 2012 году и гражданские волнения в странах Ближнего Востока и Африки.
Несмотря на вышесказанное, положительные финансовые результаты Аэрофлота, которые были достигнуты компанией (и подтверждены в проведенном ранее анализе финансово-хозяйственной деятельности) свидетельствуют о высокой эффективности системы управления финансовыми рисками, которые задают направления дальнейшего совершенствования системы. Однако, тем не менее, реакцией на существующие реалии ПАО «Аэрофлот РА» стала разработка в анализируемом периоде проекта по формированию системы комплексного управления рыночными рисками.
Основным финансовым риском ПАО «Аэрофлот РА» является риск ухудшения ликвидности. Учитывая результаты проведенного анализа ликвидности баланса по относительным показателям, были сделаны выводы о том, что ПАО «Аэрофлот РА» в полной мере обеспечено средствами для своевременного погашения наиболее срочных обязательств за счет наиболее ликвидных активов, это подтверждают значения коэффициента абсолютной ликвидности, а также положительное влияние показывает динамика показателя быстрой (промежуточной) ликвидности.
Однако, тем не менее, имеются и негативные результаты которые были выявлены в проведенном исследовании, так, значение показателя текущей ликвидности в анализируемом периоде снизилось, что можно рассматривать как отрицательную тенденцию. А также учитывая, что коэффициент текущей ликвидности находится ниже нормативного значения 2, был рассчитан показатель восстановления платежеспособности ПАО «Аэрофлот РА», результаты которого показали, что предприятие не сможет восстановить в ближайшие 6 месяцев свою платежеспособность, в случае ее потери, так как показатель меньше единицы.
Финансовыми службами ПАО «Аэрофлот РА» так же ведется четкое планирование графика входящих и исходящих денежных потоков с целью выявления возможного дефицита, который будет закрыт своевременным привлечением краткосрочного финансирования от банков — партнеров авиакомпании.
Учитывая сложившуюся ситуацию, которая была описана выше, в результате проведенного анализа ликвидности, необходимо заметить, что для поддержания ликвидности баланса ПАО «Аэрофлот РА» на должном уровне менеджментом в компании должен вестись жесткий контроль над использованием оборотных средств. ПАО «Аэрофлот РА» ставит перед собой эту задачу на 2014 год. Кроме того, стоит обратить внимание, что согласно данным представленным в годовом отчете за 2013 год в ПАО «Аэрофлот РА» ведется и работа по поддержанию высоких кредитных рейтингов компании, что на наш взгляд так же положительно влияет на управление таким финансовым риском как риск ухудшения ликвидности.
Как указывалось ранее, реакцией на существующие реалии ПАО «Аэрофлот РА» стала разработка в анализируемом периоде проекта по формированию системы комплексного управления рыночными рисками. Как известно подвидами рыночного риска являются валютный, процентный и кредитный риски. Именно поэтому рассмотрим данные виды рисков.
- Валютный риск.
Валютный риск ПАО «Аэрофлот РА» связан с наличием обширной маршрутной сети охватывающей весь мир. На финансовую деятельность ПАО «Аэрофлот РА» могут оказывать влияние колебания валютных курсов[11].
ПАО «Аэрофлот РА» проводит политику сбалансированности поступлений и обязательств по каждой из валют. В частности, тарифы ПАО «Аэрофлот РА» на перевозки МВЛ на территории РФ номинированы в иностранной валюте[12]
Сеть продаж ПАО «Аэрофлот РА» состоит из агентств, расположенных в разных странах мира и ведущих операции в разных валютах. Поступления и обязательства в различных валютах являются причиной возникновения валютного риска, когда колебания валютных курсов оказывают влияние на результаты финансовой деятельности компании. Для снижения данного риска ПАО «Аэрофлот РА» старается сбалансировать поступления и обязательства по каждой из валют.
Тем не менее, имея превышение доходов над расходами по евро, с целью ограничения влияния колебаний курса EUR/RUR на денежные потоки компании в 2018 году, ПАО «Аэрофлот РА» конвертировал свои обязательства по рублевым облигациям в платежные обязательства в евро. Это произошло посредством заключения с банками сделки по обмену валютными платежами (СВОП–сделка) сроком на три года. В результате такой сделки эффективная ставка заимствований в евро снижена до уровня в 3,89% годовых.
2) Процентный риск. В условиях постоянной угрозы изменения процентных ставок на российском и международном финансовом рынках, ПАО «Аэрофлот РА» подвержено риску увеличения стоимости обслуживания текущих и будущих финансовых обязательств. Повышение процентных ставок может ограничить доступность внешних заемных средств. Иными словами, при повышенном потенциале изменений, как на российском, так и на международном рынке процентных ставок вероятен рост стоимости обслуживания будущих и текущих финансовых обязательств.
Преследуя цель уменьшения воздействия процентного риска, который напрямую взаимосвязан с заимствованием на зарубежных рынках денежных средств по ставкам, зависящих от уровня Лондонской межбанковской ставки предложения (средневзвешенная процентная ставка по межбанковским кредитам LIBOR), компания ПАО «Аэрофлот РА» в 2018 году выпустила биржевые облигации.
2.2. Анализ рисков ПАО «Аэрофлот РА» по основной деятельности компании и управление ими посредством сформированной системы риск-менеджмента компании
Управление рисками осуществляется на всех уровнях ПАО «Аэрофлот РА», а также по всем функциональным и проектным направлениям (Рис. 4).
Итак, рассмотрим риски ПАО «Аэрофлот РА» от основной деятельности компании – то есть специфические риски. К ним относятся:
— обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности,
— отраслевая конкуренция,
— сезонность спроса на авиаперевозки,
— риск роста стоимости авиационных горюче-смазочных материалов,
— репутационные риски,
— риски, связанные с персоналом,
— страновые и региональные риски,
— правовые риски,
— экологические риски,
— риски процесса консолидации.
Рис. 4 – Схема управления рисками в компании ПАО «Аэрофлот РА»[13]
Представим более наглядно указанные виды специфических рисков ПАО «Аэрофлот РА» на рисунке (Рис. 5).
Рассмотрим каждый из выделенных рисков подробнее.
1) Обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности
Действующая комплексная система, направленная на выявление и предупреждение рисков в области безопасности, обновление парка воздушных судов, повышение квалификации авиационного персонала, позволяет ПАО «Аэрофлот РА» поддерживать высокий уровень безопасности полетов и авиационной безопасности. Подтверждением качества работы авиакомпании в этой области является успешная ресертификация весной 2012 года на соответствие международным стандартам IOSA и ISAGO (IATA Operational Safety Audit и IATA Safety Audit for Ground Operations).
Рис. 5 – Специфические виды рисков ПАО «Аэрофлот РА» в 2012-2013гг.
2) Отраслевая конкуренция. Отрасль в целом и направления маршрутной сети ПАО «Аэрофлот РА» характеризуются высокой степенью конкуренции. С вступлением России во всемирную торговую организацию (ВТО) конкуренция со стороны международных авиакомпаний усилится. Однако по расчетам всемирного банка, вступление в ВТО может принести дополнительные 3,3% годового роста ВВП России, что должно положительно сказаться на росте пассажиропотока[14].
В частности, в связи с введением в эксплуатацию нового терминала D в аэропорту Шереметьево компания предлагает своим пассажирам наиболее удобные и быстрые стыковки между внутренними и международными рейсами. Сотрудничество в рамках соглашений о код–шеринге с участниками альянса SkyTeam и другими авиакомпаниями позволяет предлагать большое количество направлений. ПАО «Аэрофлот РА» успешно реализует программы по улучшению сервиса, что подтверждается международными наградами (World Airline Awards — «Лучшая авиакомпания Восточной Европы», Russian Business Travel & MICE Award — «Лучшая российская авиакомпания для бизнес–путешественников» и др.). Продолжает активно развиваться программа лояльности «Аэрофлот Бонус», позволяющая повысить вероятность повторного выбора пассажирами рейсов ПАО «Аэрофлот РА».
3) Сезонность спроса на авиаперевозки. Авиаперевозки имеют ярко выраженную подверженность сезонному фактору. На периоды отпусков приходится пик активности, в то время как весной и осенью наблюдается ее традиционное снижение. Для увеличения загрузки ПАО «Аэрофлот РА» регулярно проводит различные акции посредством проведения гибкой тарифной политики.
Оптимизируя собственную загрузку, ПАО «Аэрофлот РА» расширяет сеть маршрутов в страны всесезонной привлекательности для туристов. На обеспечение стабильного пассажиропотока направлено и удобное время вылетов и прибытия рейсов ПАО «Аэрофлот РА».
4) риск роста стоимости авиационных горюче-смазочных материалов. ПАО «Аэрофлот РА» продолжил совершенствовать систему обеспечения авиатопливом, включая реализацию следующих мероприятий:
• закупки топлива в аэропорту Шереметьево на основе проведения конкурсов между поставщиками;
• поставки по прямым договорам для заправки «в крыло»;
• продолжение реализации программы «Тенкеринг» (заправка топливом в своем базовом аэропорту).
5) репутационные риски. Суть состоит в том, что основным конкурентным преимуществом ПАО «Аэрофлот РА» является то, что данная организация имеет репутацию безопасного перевозчика, который предоставляет высококачественные услуги. Учитывая это, ПАО «Аэрофлот РА» предпринимает все необходимые действия по поддержанию и защите собственного бренда и репутации: совершенствуется уровень сервиса на борту и на земле; активно внедряются новые современные технологии; в прошедшем году создан специальный Ситуационный центр для управления кризисными ситуациями, первый в авиационной отрасли России.
В качестве ответственного корпоративного гражданина ПАО «Аэрофлот РА» уделяет внимание поддержке общественных интересов: реализуются благотворительные программы, оказывается помощь в проведении культурных и спортивных мероприятий, включая крупнейшие, например, Олимпиада в Сочи — 2014[15]. Все вместе это помогает сохранить репутацию надежной и ответственной компании.
6) персонал организации ПАО «Аэрофлот РА» также может стать риском, так как существует определенный риск оттока кадров в авиакомпании зарубежных государств, а также возникновения трудовых споров. Учитывая это ПАО «Аэрофлот РА» проводит последовательную кадровую политику, которая направлена на привлечение и удержание в компании квалифицированных специалистов. Данная последовательность помогает успешно разрешать конфликтные трудовые ситуации в случае их возникновения. Социальные программы, действующие в компании, направлены на обеспечение высокого уровня лояльности сотрудников, хотя.
Дополнительно к материальному вознаграждению ПАО «Аэрофлот РА» предлагает возможности повышения квалификации и профессионального роста для всех сотрудников, оказание материальной помощи летным специалистам, переподготовку пилотов на базе собственной летной школы.
7) региональные и страновые риски. Дело в том, что основная деятельность ПАО «Аэрофлот РА» осуществляется на территории России, и приоритетное значение авиакомпания отдает развитию и совершенствованию авиаперевозок на внутреннем рынке. Поэтому, несмотря на то, что значительным источником доходов является московский авиационный узел, тем не менее, широкая диверсификация деятельности по территории страны обусловливает подверженность ПАО «Аэрофлот РА» политическим и экономическим рискам, характерным для страны в целом.
Также ПАО «Аэрофлот РА» подвержен глобальным макроэкономическим рискам, которые обострились в условиях кризисных явлений в Европейском союзе[16]. Однако структура пассажиропотока и доходов компании достаточно хорошо диверсифицирована по регионам мира, что позволяет преодолевать влияние негативных экономических тенденций в отдельных частях света. Развитие маршрутной сети компании происходит с учетом новых центров роста в мировой экономике.
правовые риски в компании ПАО «Аэрофлот РА». Их суть состоит в том, что, осуществляя авиаперевозки по всему миру, ПАО «Аэрофлот РА» должен учитывать требования законодательства каждой из стран, а также требования международных организаций и межправительственных соглашений, особенно в сфере регулирования авиаперевозок. В последнее время повышается внимание к экологическим последствиям эксплуатации авиатехники (описаны в следующем пункте).
В целях снижения влияния данной группы рисков, ПАО «Аэрофлот РА» тщательно отслеживает изменения в законодательстве, согласуя свою работу с новыми требованиями. Компания активно участвует в работе международных и российских организаций, комиссий и комитетов, с целью влияния на развитие регулирующей нормативно–правовой базы. ПАО «Аэрофлот РА» является членом российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и принимает активное участие в деятельности ассоциации.
9) экологические риски в деятельности компании ПАО «Аэрофлот РА» также существуют. Но надо сказать, что вопросам экологической безопасности ПАО «Аэрофлот РА» уделяет достаточно большое внимание. В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду Аэрофлот[17]:
• целенаправленно модернизирует парк воздушных судов и вводит в эксплуатацию современные самолеты, характеризующиеся пониженным уровнем вредных выбросов в атмосферу и высокой топливной эффективностью;
• ввел в опытную эксплуатацию систему по мониторингу выбросов СО2 и подготовке отчетов по выбросам парниковых газов и тонно–километрам;
• принял программу энергосбережения и повышения экологической эффективности, соответствующую экологической стратегии IATA;
• разработал руководство по экологическому менеджменту (международные стандарты ISO серии 14000), а также руководство по учету и контролю выбросов парниковых газов.
Реализуя программу по сокращению вредных выбросов в атмосферу, ПАО «Аэрофлот РА» отслеживает ситуацию относительно одностороннего введения со стороны ЕС квот на выбросы парниковых газов и активно участвует в переговорах между Россией и ЕС по данному вопросу.
10) и наконец, последним видом рисков, которые можно выделить являются – риски процесса консолидации. Суть данных рисков состоит в том, что интеграция активов Госкорпорации «Ростехнологии» увеличит долговую нагрузку ПАО «Аэрофлот РА» и может привести к ухудшению общей топливной эффективности флота. Однако успешный опыт менеджерской команды по повышению эффективности деятельности ПАО «Аэрофлот РА», управлению существующей группой дочерних компаний, по переходу в терминал D аэропорта Шереметьево позволяет рассматривать указанные риски как маловероятные[18].
В то же время создание группы авиакомпаний, где каждый перевозчик занимает собственную нишу, а экономия на масштабах позволяет снизить определенные затраты, позволит ПАО «Аэрофлот РА» совершить качественный скачок в своем развитии.
2.3. Рекомендации по развитию системы управления коммерческими рисками компании ПАО «Аэрофлот РА»
В целях развития и совершенствования системы риск-менеджмента, функционирующей в компании ПАО «Аэрофлот РА», рекомендуем структурировать процесс управления рисками по стратегическим целям пошагово.
Рис. 6 — Процесс управления рисками
Процесс структурирования на наш взгляд будет выглядеть следующим образом:
- Совет директоров ПАО «Аэрофлот РА» и Правление компании ПАО «Аэрофлот РА» определяют и утверждают стратегию авиакомпании ПАО «Аэрофлот РА»;
- Стратегия авиакомпании разделяется на стратегические цели, которые в свою очередь подразделяются на задачи плана в части реализации стратегии;
- Далее в реализации задач стратегии будут участвовать все бизнес единицы ПАО «Аэрофлот РА», в том числе исполнение конкретной задачи плана по реализации стратегии будет возложено на конкретную бизнес единицу ПАО «Аэрофлот РА».
- Департамент риск-менеджмента ПАО «Аэрофлот РА» должен будет организовывать свой процесс так, что каждая бизнес единица ПАО «Аэрофлот РА» будет выявлять риски, которые влияют на реализацию своих задач в части плана по осуществлению стратегии, а также занимается составлением собственного приоритезированного реестра рисков и собственную карту рисков;
- Департамент риск-менеджмента ПАО «Аэрофлот РА» должен будет агрегировать данные реестры рисков и карты рисков всех бизнес единиц. Что позволит данному департаменту составить корпоративный реестр рисков ПАО «Аэрофлот РА» и построить корпоративную карту рисков ПАО «Аэрофлот РА», в которых все риски авиакомпании будут привязаны к конкретным задачам плана по реализации стратегии;
- Сопоставление корпоративной карты рисков и корпоративного реестра рисков ПАО «Аэрофлот РА» с корпоративной толерантностью к риску, наряду с анализом распределения совокупного ожидаемого убытка, такое сопоставление позволит понять, какие риски ПАО «Аэрофлот РА» более всего воздействуют на реализацию стратегии компании ПАО «Аэрофлот РА». А также такое сопоставление позволит понять то, выполнение каких именно задач плана по реализации стратегии являются максимально неопределенными. Одновременно с этим риски, предельно воздействующие на стратегию ПАО «Аэрофлот РА» будут классифицироваться как критические;
- Критические риски от департамента риск-менеджмента ПАО «Аэрофлот РА» будут поступать на рассмотрение комитета по рискам, который необходимо будет создать либо при Правлении ПАО «Аэрофлот РА», либо при Совете директоров ПАО «Аэрофлот РА» (либо на рассмотрение этих двух комитетов). Необходимо, чтобы данные риски в ПАО «Аэрофлот РА» рассматривались комитетами с привязкой к задачам плана по реализации стратегии авиакомпании. Данное действие позволит вынести решение, в котором будут содержаться описание возможностей управления критическими рисками ПАО «Аэрофлот РА», и способы управления ими, в случае если это возможно;
- Далее основываясь на результатах работы комитета (ов) по рискам в ПАО «Аэрофлот РА», Совет директоров и Правление компании ПАО «Аэрофлот РА» будут корректировать стратегию авиакомпании на риск, вплоть до пересмотра самой стратегии;
- И снова стратегия ПАО «Аэрофлот РА» будет декомпозироваться на стратегические цели ПАО «Аэрофлот РА», которые в свою очередь буду подразделяться на задачи плана по реализации стратегии …. и так далее, то есть тем самым начнется новый цикл управления рисками компании ПАО «Аэрофлот РА» по стратегическим целям.
Итак, представленный системный подход к усовершенствованию системы управления рисками в ПАО «Аэрофлот РА», на наш взгляд, поможет сделать организации значительный шаг в своем развитии и минимизировать проблемы, которые могут возникнуть в функционировании существующей системы риск-менеджмента ПАО «Аэрофлот РА».
Произведем расчет эффективности в случае полной реализации предложенных мероприятий. Основную цель риск-менеджмента можно определить как обеспечение максимальной эффективности управления рисками хозяйственной организации. Итак, в первую очередь рассчитаем затраты на оплату труда сотрудников департамента по управлению рисками в ПАО «Аэрофлот РА».
Таблица 1
Расчёт затрат на оплату труда сотрудников департамента по управлению рисками в ПАО «Аэрофлот РА»
Показатель |
Единица измерения |
Значение |
Численность сотрудников отдела |
Чел. |
3 |
Трудоёмкость |
Чел.-час. |
120 |
Часовая тарифная ставка |
Руб. |
710 |
Фонд оплаты труда |
Руб. |
85200 |
Отчисления во внебюджетные фонды (30 % от ФОТ) |
Руб. |
25560 |
Далее составим смету затрат на осуществление мероприятий по совершенствованию риск менеджмента.
Таблица 2
Смета затрат
Наименование статьи затрат |
Единица измерения |
Значение |
Фонд оплаты труда |
Руб. |
85200 |
Отчисления во внебюджетные фонды |
Руб. |
25560 |
Амортизация оборудования |
Руб. |
5000 |
Накладные расходы |
Руб. |
114850 |
Прибыль |
Руб. |
784650 |
Налоги |
Руб. |
235395 |
Итого по смете |
Руб. |
1 250 655 |
Следовательно, на осуществление мероприятий по совершенствованию риск менеджмента необходимы инвестиции в размере 1 250 655 рублей. ПАО «Аэрофлот РА» не нужен инвестор для названных мероприятий, компания сама в силах за счет собственных средств осуществить данные рекомендации.
Годовой экономический эффект от внедрения данного проекта получается за счёт сокращения рисков и дополнительных расходов связанных с ними. Так, за последние пять лет дополнительные расходы связанные с рисками в среднем составляли в ПАО «Аэрофлот РА» 1 985 637 тысяч рублей. Проект предусматривает снижение временных затрат на расчеты и оплату счетов поставщиков и эффективное использование денежных средств на транзитном счете, не нарушая законодательства, в результате решения полностью снижаются штрафные санкции со стороны поставщиков и снижается задолженность перед поставщиками.
Рассчитаем чистую приведенную стоимость (NPV):
,
NPV = – 1 250 655 = 3 687 330 руб.
Расчёты показывают, что чистая приведенная стоимость составляет 3 687 330 рублей, что значительно больше нуля. Следовательно, предложенные мероприятия следует реализовать.
Множество слабых сторон и угроз напоминают о том, что следует предпринимать эффективные решения, например, по увеличению объемов перевозок по всему миру. Но в отличие от авиакомпаний-конкурентов, ПАО «Аэрофлот РА» способен предложить более выгодные условия по качеству перевозок и тарифам. Что касается конкуренции с западными авиакомпаниями, то российская компания ПАО «Аэрофлот РА» способна предоставить услуги, ничем не уступающие иностранным перевозчикам по качеству, и составить реальную конкуренцию их проникновению на российский рынок.
Итак, при проведении SWOT-анализа были выявлены различные угрозы (риски) в функционировании ПАО «Аэрофлот РА». Рассмотрим основные факторы угроз ПАО «Аэрофлот РА» при ведении своей деятельности и определим основные методы их минимизации:
— угрозы значительного изменения законодательства, регулирующего осуществление услуг, которым занимается ПАО «Аэрофлот РА».
Реализация услуг ПАО «Аэрофлот РА» регулируется законодательством и нормативными актами в различных областях. Причем ПАО «Аэрофлот РА» осуществляя перевозки авиатранспортом по всему миру, обязан учитывать требования законодательства не только России, но и каждой из государств куда осуществляются перевозки. Кроме того, ПАО «Аэрофлот РА» должно соблюдать и требования международных организаций и межправительственных соглашений, особенно в сфере регулирования авиаперевозок. Именно поэтому угроза существенного изменения законодательства может привести к неспособности реализации услуг авиаперевозок и т.д., а также может потребовать значительных затрат, связанных с необходимостью соблюдения таких требований, что может негативно сказаться и на финансовом положении ПАО «Аэрофлот РА». Для минимизации вышеуказанных угроз в ПАО «Аэрофлот РА» необходимо осуществлять систематический мониторинг законодательства, регулирующего вопросы авиаперевозок и осуществления сопутствующих услуг, контроль соответствия деятельности компании ПАО «Аэрофлот РА» мировому и российскому федеральному и местному законодательству.
— угрозы, связанные с нестабильностью на основных рынке авиаперевозок, на котором и выступает ПАО «Аэрофлот РА».
Ухудшение макроэкономических условий Российской Федерации, снижение численности и доходов населения могут негативно сказаться на финансовом положении ПАО «Аэрофлот РА». Экономический спад может привести к снижению реальных доходов населений, уменьшению потребительского троса, увеличение в структуре потребления спроса, увеличение в структуре потребления услуг с низкой добавленной стоимостью. Учитывая фундаментальный макроэкономический характер вышеуказанных факторов, руководство ПАО «Аэрофлот РА» должно минимизировать данный вид угроз посредством оказания косвенного влияния на их минимизацию. Это можно сделать в основном, за счет соотношения объемов и качества предоставляемых услуг, а также способности жестко контролировать издержки реализации услуг.
— угрозы, связанные с отсутствием возможности у ПАО «Аэрофлот РА» реализовывать продажу своих услуг через розничные предприятия торговли авиабилетами.
Неспособность ПАО «Аэрофлот РА» реализовывать продажу своих услуг через федеральные и региональные предприятия торговли авиабилетами может существенно сказаться на объемах ПАО «Аэрофлот РА» и привести к ухудшению результатов хозяйственoй и финансовой деятельности ПАО «Аэрофлот РА». Во избежание такого рода неблагоприятных последствий в ПАО «Аэрофлот РА» необходимо принять решение о наибольшем развитии собственной системы дистрибуции авиабилетов, и минимизировать влияния отдельных продавцов авиабилетов на объемы продаж ПАО «Аэрофлот РА» в целом.
— угроза усиления конкуренции в отрасли авиаперевозок
ПАО «Аэрофлот РА» оперирует на высококонкурентном рынке. Неправильно построенная рекламная политика ПАО «Аэрофлот РА», организация продаж и качества перевозок могут привести к потере ПАО «Аэрофлот РА» доли рынка и падению продаж услуг. Усиление позиций конкурентов (например, таких как ТрнасАэро или Сибирь), обладающих большими финансовыми, технологическими, маркетинговыми ресурсами в сфере авиаперевозок, может также привести к снижению рентабельности и ухудшению финансового положения ПАО «Аэрофлот РА». Для минимизации вышеуказанных угроз ПАО «Аэрофлот РА» необходимо не останавливаться на достигнутом. ПАО «Аэрофлот РА» необходимо проводить активную политику по увеличению занимаемой доли рынка услуг за счет органического роста объемов продаж авиаперевозок. Повышенное внимание ПАО «Аэрофлот РА» необходимо уделять улучшению качества предоставляемых услуг, разработке и внедрению новых сопутствующих услуг с улучшенными потребительским отношением, жесткому контролю издержек обращения. Проведению эффективной рекламной и маркетинговой политики.
— угрозы, связанные с возможным изменением цен на услуги, используемые компанией в своей деятельности.
Угрозы, связанные с ростом рекламных расходов и иных подобных издержек. Рост цен на рекламные услуги (и иные подобные издержки) может оказать неблагоприятное воздействие на финансовое положение и результаты деятельности ПАО «Аэрофлот РА». Для минимизации последствий рисков ПАО «Аэрофлот РА» необходимо разработать программы по оптимизации затрат в части данных направлений, внедрить более усовершенствованные методики отбора поставщиков, позволяющие выявить наиболее эффективных контрагентов.
— угрозы, связанные с возможным изменением цен на услуги, предоставляемые ПАО «Аэрофлот РА».
Усиление конкуренции в отрасли авиаперевозок, снижение потребительских расходов населения, усиление давления со стороны иных продавцов услуг авиаперевозок как пассажирских, так и грузовых, ограничивают возможности компании ПАО «Аэрофлот РА» по повышению цен на оказываемые услуги. В условиях роста издержек производства и реализации это может привести к снижению рентабельности хозяйственной деятельности ПАО «Аэрофлот РА». В целях минимизации влияния ситуации и отрасли на деятельность ПАО «Аэрофлот РА», компании необходимо осуществлять стратегию, направленную на расширение оказываемых услуг и проводить политику по увеличению доли оказываемых услуг с высокой добавленной стоимостью в структуре продаж ПАО «Аэрофлот РА». ПАО «Аэрофлот РА» необходимо также осуществлять жесткий контроль затрат и проводить более эффективную работу по их оптимизации.
Кроме того, ПАО «Аэрофлот РА» необходимо не забывать выполнять мероприятия, направленные на совершенствование принципов и методов клиентоориентированного подхода, а также улучшать эффективность осуществляемой деятельности авиаперевозок посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой работы были исследованы теоретические основы риск-менеджмента на предприятиях, в том числе было дано понятие риска и выявлены его основные черты, проанализирована сущность и выделены особенности риск-менеджмента на предприятиях, а также рассмотрены основные правила и принципы риск-менеджмента. Итак, в рамках работы было выявлено, что под «риском» в предпринимательской деятельности понимают угрозу (вероятность) потери организацией части собственных ресурсов, появления дополнительных расходов или недополучения доходов в процессе осуществления определенной финансовой и производственной деятельности. А риск-менеджмент, в свою очередь, представляет собой систему управления риском и экономическими (финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включая в себя стратегию и тактику управления риском.
Во второй главе курсовой работы была исследована система риск-менеджмента на примере Открытого Акционерного Общества «Аэрофлот Российские Авиалинии» (ПАО «Аэрофлот РА»). В том числе была дана краткая характеристика компании ПАО «Аэрофлот РА», проанализирована финансово-хозяйственная деятельность компании и финансовые риски ПАО «Аэрофлот РА», исследованы риски по основной деятельности компании ПАО «Аэрофлот РА» и рассмотрено управление ими посредством сформированной системы риск-менеджмента компании. Компания ПАО «Аэрофлот РА» является фактическим российским национальным перевозчиком и неоспоримым лидером российской гражданской авиации. Основным финансовым риском ПАО «Аэрофлот РА» является риск ухудшения ликвидности. Кроме то в работе были выявлены и проанализированы таки виды рисков как валютный риск, процентный риск, и кредитный риск. Помимо финансовых рисков, в компании имеются специфические риски, которые отражают особенности деятельности авиакомпании к ним относятся: обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности, отраслевая конкуренция, сезонность спроса на авиаперевозки, риск роста стоимости авиационных горюче-смазочных материалов, репутационные риски, риски, связанные с персоналом, страновые и региональные риски, правовые риски, экологические риски, риски процесса консолидации. Вышеназванные риски также были проанализированы в работе.
В третьей главе курсовой работы были выработаны пути совершенствования системы риск менеджмента компании ПАО «Аэрофлот РА». В том числе были даны рекомендации по развитию системы риск менеджмента ПАО «Аэрофлот РА», выявлены основные угрозы в функционировании компании ПАО «Аэрофлот РА» и определены методы их минимизации, рассмотрено в качестве инструмента снижающего негативное воздействие рисков на функционирование авиакомпании – страхование.
В целях развития и совершенствования системы риск-менеджмента функционирующей в компании ПАО «Аэрофлот РА», были даны рекомендации по структурированию процесса управления рисками в «ПАО «Аэрофлот РА» по стратегическим целям пошагово. Данный подход к усовершенствованию системы управления рисками в ПАО «Аэрофлот РА», на наш взгляд, поможет сделать организации значительный шаг в своем развитии и минимизировать проблемы, которые могут возникнуть в функционировании существующей системы риск-менеджмента ПАО «Аэрофлот РА». Далее в рамках выявлении путей совершенствования системы риск-менеджмента был проведен SWOT-анализ, в результате которого были выявлены различные угрозы в функционировании ПАО «Аэрофлот РА», основные факторы которых, были рассмотрены в работе, а также методы их минимизации. И, наконец, в заключение рассмотрения направлений по улучшению системы риск-менеджмента авиакомпании было рассмотрено страхование в качестве одного из инструментов, который может использоваться ПАО «Аэрофлот РА» в целях снижения негативного влияния рисков. В рамках данного анализа было выявлено, что в случае реализации рисков страхование позволяет передать их часть на внешнее финансирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абчук В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге. М.: изд-во «Михайлова», 2012, с. 480.
- Балдин К. В. Управление рисками. М.: изд-во «Юнити», 2013.— с.511.
- Балдин К.В., Воробьев B.C. Риск-менеджмент. М.: изд-во «Гардарика», 2013. -с. 285.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономисту 2012.-е. 296.
- Воробьев С.Н., Балдин К.В. Управление рисками в предпринимательстве. М.: изд-во «Дашков и К», 2012 ~ с.722.
- Гермогентова М.Н., Кокурин Д.И., Серегин Е.В. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учеб. пособие. -М.: Фин.академия при Правительстве РФ, 2013. — с. 112.
- Гончаров Д.С. Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний. М.: изд-во «Вершина»,2012 ~ с. 224.
- Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М.: Дело и Сервис, 2014.
- Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент организации. М.: изд-во «Дашков и К», 2012 .— с. 380.
- Евстафьев И.Н. Тотальный риск-менеджмент. Новейший метод принятия беспроигрышных управленческих решений. М.: изд-во «Эксмо», 2012.— с.208.
- Иода Е.В., Иода Ю.В., Мешкова JI.J1., Болотина Е.Н. Управление предпринимательскими рисками. 2-е изд., испр. и перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. — с. 212.
- Куликова Е. Управление рисками. Инновационный аспект. М.: изд-во «Бератор», 2012.— с.224.
- Кунин В.А. Превентивное управление предпринимательскими рисками промышленных предприятий. СПб.: изд-во СПбАУиЭ, 2018. с. 192.
- Попков В.П., Камарджанов Д. Р. Стратегическое управление предпринимательским потенциалом коммерческого предприятия. СПб.: Издательство «Нестор», 2013.
- Фомичев А.Н. Риск-менеджмент. М.: изд-во «Дашков и К», 2012. — с.376.
- Филина Ф. Н. Риск-менеджмент. М.: изд-во «ГроссМедиа», 2012.- с. 232.
- Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: Учебное пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. — с. 160 .
- Шапкин А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. М.: изд-во «Дашков и К», 2012.- с.880.
- Шоломицкий А.Г. Теория риска. Выбор при неопределенности и моделирование риска. М.: изд-во ГУ ВШЭ, 2013.— с.400.
- Караева, Ф.Е.Максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы хозяйственного субъекта/ Ф.Е.Караева// Эконом. анализ.-2012. — № 22. — С. 48-53
- Митрофанов П. Безрисковое начинание // Эксперт, Панорама страхования.-2013.- N17 (50).
- Шаповалов В. Как управлять рисками // Финансовый Директор». -2013.-№9
- Баринов М. Риск-менеджмент: средство борьбы с неопределенностью //Режим доступа: www.raexpert.ru (дата обращения: 24.02.2019)
- Бюлер К., Гуннар П. Обуздание риска // The McKinsey Quarterly.- 2013.- № 4. Режим доступа: http://www.vestnikmckinsey.ru (дата обращения: 24.02.2019)
- Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 24.02.2019)
- Годовой отчет ПАО «Оренбургские авиалинии» за 2012 год. Режим доступа: http://www.orenair.ru/userfiles/ufiles/JSC/annual_reports_2012.pdf (дата обращения 24.02.2019)
- Мосиенко И. Организация риск менеджмента и современные проблемы управления рисками в предпринимательстве. Режим доступа: http://puckinet.ru/inc/rm72.htm (дата обращения: 24.02.2019)
- Официальный сайт компании ПАО «Аэрофлот РА». Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/about/aeroflot_today (дата обращения 24.02.2019)
- Риск менеджмент. Режим доступа: http://www.risk24.ru/riskmanagment.htm (дата обращения: 24.02.2019)
- Романов В.С. Классификация рисков: принципы и критерии // Режим доступа: www.aup.ru (дата обращения 24.02.2019)
- Управление рисками. Риск-менеджмент на предприятии. Режим доступа: http://www.risk24.ru/ (дата обращения 24.02.2019)
- Факторы механизма риск-менеджмента. Режим доступа: http://www.risk24.ru/factoririskman.htm (дата обращения 24.02.2019)
-
Управление рисками. Риск-менеджмент на предприятии. Режим доступа: http://www.risk24.ru/ (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Управление рисками. Риск-менеджмент на предприятии. Режим доступа: http://www.risk24.ru/ (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Управление рисками. Риск-менеджмент на предприятии. Режим доступа: http://www.risk24.ru/ (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Мосиенко И. Организация риск менеджмента и современные проблемы управления рисками в предпринимательстве. Режим доступа: http://puckinet.ru/inc/rm72.htm (дата обращения: 24.02.2019) ↑
-
Мосиенко И. Организация риск менеджмента и современные проблемы управления рисками в предпринимательстве. Режим доступа: http://puckinet.ru/inc/rm72.htm (дата обращения: 24.02.2019) ↑
-
Факторы механизма риск-менеджмента. Режим доступа: http://www.risk24.ru/factoririskman.htm (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Факторы механизма риск-менеджмента. Режим доступа: http://www.risk24.ru/factoririskman.htm (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Факторы механизма риск-менеджмента. Режим доступа: http://www.risk24.ru/factoririskman.htm (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Официальный сайт компании ПАО «Аэрофлот РА». Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/about/aeroflot_today (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Официальный сайт компании ПАО «Аэрофлот РА». Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/about/aeroflot_today (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 07.05.2014) ↑
-
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 07.05.2014) ↑
-
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 24.02.2019) ↑
-
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот РА» за 2012 год. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports_item/369 (дата обращения 07.05.2014) ↑
- Особенности политики мотивации персонала организаций бюджетной сферы, ЦТО
- Технология «клиент-сервер» (Понятие и сущность технологии «клиент-сервес»)
- Сущность и значение понятий оплаты труда и заработной платы
- АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК»
- Разработка сайта для обработки цветов (Садавод)
- КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЕ
- Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям ОАО «Сбербанк»
- Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренци»
- Общая характеристика и структура управления организацией
- «Развитие воображения в дошкольном возрасте»
- Оценка качества (выбрать из ОКП )товаров, рисовая крупа
- Кадровое планирование и его значение БУЗОО «РУССКО-ПОЛЯНСКАЯ ЦРБ»
Управление рисками / Операционные риски
Эффективная работа Аэрофлота по минимизации операционных рисков позволяет исключить возможные убытки компании в результате ошибок во внутренних процессах, действиях сотрудников, сбоев в автоматизированных системах или внешних факторов. Авиакомпания страхует большую часть своих операционных рисков, которые можно условно разделить на авиационные и неавиационные. Риски, которые не подлежат страхованию, классифицируются по источнику возникновения на внутренние и внешние.
Авиационные риски
Авиационные риски включают в себя эксплуатационный риск, риск гражданской ответственности авиакомпании и военные риски. Все авиационные риски в Аэрофлоте подлежат страхованию. В общей структуре расходов на страхование расходы на авиационные риски составляют более 2/3.
Эксплуатационный риск подразумевает повреждение ВС и/или его частей в процессе эксплуатации, а также возможность технических сбоев при использовании компьютерных систем, в частности, при осуществлении полетов.
Риск гражданской ответственности авиаперевозчика представляет собой риск за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, гибель (утрату), недостачу или повреждение (порчу) багажа и вещей, находящихся при пассажире.
Риск гражданской ответственности владельца или эксплуатанта ВС представляет собой риск за причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу третьих лиц.
Риск гражданской ответственности владельца ВС представляет собой риск за причинение вреда имуществу грузовладельца или грузоотправителя.
Военные риски представляют собой широкий набор рисков и связаны с полетами авиакомпании как внутри страны, так и в те государства и страны, куда авиакомпания осуществляет свои полеты. Прежде всего, это риски, связанные:
- с войной, посягательством, действиями иностранных врагов, военными действиями, гражданской войной, восстанием, революцией, бунтом, военным положением, военным переворотом, незаконным захватом власти или попыткой военного переворота;
- забастовками, беспорядками, народными волнениями или трудовыми конфликтами;
- любыми действиями одного или нескольких лиц независимо от того, являются ли они агентами иностранного государства или нет, в политических или террористических целях и независимо от того, являются ли убытки, ставшие результатом их действий, случайными или преднамеренными;
- любыми злоумышленными действиями или актами саботажа (диверсий);
- конфискацией, национализацией, захватом, удержанием, арестом, присвоением, реквизицией с изменением правового титула или использованием по распоряжению какого-либо правительства (гражданского или военного или существующего de facto) или органов государственной власти или местной власти;
- пиратским нападением или любым неправомерным захватом, осуществлением незаконного контроля над воздушным судном или экипажем в полете (включая любую попытку такого захвата или контроля), которое совершило любое лицо или группа лиц на борту воздушного судна, действуя без согласия страхователя.
Неавиационные риски
Неавиационные риски — это риски, не связанные с эксплуатацией воздушных судов, но которые так или иначе влияют на повседневную деятельность авиакомпании. К ним относятся:
Медицинские риски. Это риски заболеваний / профессиональных заболеваний работников авиакомпании. Медицинские риски занимают вторую строчку по объему выделяемых средств на их страхование, т. к. предполагают комплексное добровольное медицинское страхование всех работников авиакомпании. Общая доля расходов на медицинский риск составляет около 30 % в общей доле расходов на страхование.
Риски несчастного случая на производстве. В соответствии с Воздушным кодексом РФ ОАО «Аэрофлот» обеспечивает страховую защиту от несчастных случаев на производстве, а также по пути следования на работу членов экипажей воздушных судов, инженерно-технического персонала и других работников, включаемых в полетное задание. Данный риск является некой обособленной частью страхования медицинских рисков и составляет около 2 % от общих расходов на страхование.
Прочие операционные риски, подлежащие страхованию. К этой группе относятся риски повреждения автотранспорта, недвижимого имущества компании, риски общегражданской ответственности в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при осуществлении подготовки воздушной перевозки, страхование ответственности Совета директоров и Правления (впервые данный вид страхования был применен в 2011 году) и т. д. Их доля в общем объеме расходов на страхование составляет всего 1 %.
Операционные риски, не подлежащие страхованию
В эту категорию попадают риски, которые не подлежат страхованию или страхование которых невозможно в силу экономических или политических причин. К данной категории относятся как внутренние риски: риски мошенничества, риски информационной безопасности, риски забастовок, так и внешние: погодные риски, риски незапланированной посадки самолетов и проч.
Контроль над внутренними незастрахованными рисками осуществляют внутренние службы безопасности авиакомпании. Внешние операционные риски являются самой сложной и трудноуправляемой частью в работе любой авиакомпании.
Для студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана по предмету Экономика и финансыАнализ и управление рисками ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии»Анализ и управление рисками ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии»
2021-03-192021-03-19СтудИзба
Курсовая работа: Анализ и управление рисками ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии»
Описание
Характеристики курсовой работы
Список файлов
-
Анализ и управление рисками ПАО Аэрофлот — российские авиалинии.pdf 1,76 Mb
Ваше удовлетворение является нашим приоритетом, если вы удовлетворены нами, пожалуйста, оставьте нам 5 ЗВЕЗД и позитивных комментариев. Спасибо большое!
Комментарии
Сопутствующие материалы
Свежие статьи
Популярно сейчас
Ответы на популярные вопросы
То есть уже всё готово?
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
А я могу что-то выложить?
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
А если в купленном файле ошибка?
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Отзывы студентов
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
643
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее