Практическая работа №2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Задача № 1.
Определите, который час в Норильске, если в Красноярске 14.00.
Задача № 2.
Самолет вылетел из Оренбурга в Калининград в 13.00 по московскому времени. В полете он находился 3 часа. Который час был в Оренбурге, когда самолет пошел на посадку в Калининграде?
Задача № 3.
Определите время в Якутске и в Магадане, если в Москве 12.00 ч.
Задача № 4.
Какого числа жителю Аляски нужно вылететь на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июня? Ответ поясните.
Задание № 5. Творческое.
Составьте 2 задачи на определение поясного времени, но они не должны повторять задачи этой практической работы.
Задача № 6*. (из прошлогодней олимпиады)
Однажды сентябрьской ночью в полночь в Братске родители с трудом оттащили от телевизора школьника Петю Васильева, желавшего, во что бы то ни стало смотреть в прямой трансляции футбольный матч, который начинался в это время в Мадриде. Петя, сделавший ради такого случая все уроки, в том числе и географию, брыкался и повторял, что по местному солнечному времени совсем еще не поздно, время почти «детское».
«Повезло же младшему брату, гостящему у бабушки в Петербурге, — подумал Петя. – У него таких проблем нет. А каково, с другой стороны, старшему, который служит в армии на Сахалине? Ведь Братск, если считать по часовым поясам, ровно посередине огромной территории России!»
Что Петя имел в виду, и в котором часу начался матч в Мадриде?
———————————————————————————————————————————————
Практическая работа №2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Задача № 1.
Определите, который час в Норильске, если в Красноярске 14.00.
Задача № 2.
Самолет вылетел из Оренбурга в Калининград в 13.00 по московскому времени. В полете он находился 3 часа. Который час был в Оренбурге, когда самолет пошел на посадку в Калининграде?
Задача № 3.
Определите время в Якутске и в Магадане, если в Москве 12.00 ч.
Задача № 4.
Какого числа жителю Аляски нужно вылететь на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июня? Ответ поясните.
Задание № 5. Творческое.
Составьте 2 задачи на определение поясного времени, но они не должны повторять задачи этой практической работы.
Задача № 6*. (из прошлогодней олимпиады)
Однажды сентябрьской ночью в полночь в Братске родители с трудом оттащили от телевизора школьника Петю Васильева, желавшего, во что бы то ни стало смотреть в прямой трансляции футбольный матч, который начинался в это время в Мадриде. Петя, сделавший ради такого случая все уроки, в том числе и географию, брыкался и повторял, что по местному солнечному времени совсем еще не поздно, время почти «детское».
«Повезло же младшему брату, гостящему у бабушки в Петербурге, — подумал Петя. – У него таких проблем нет. А каково, с другой стороны, старшему, который служит в армии на Сахалине? Ведь Братск, если считать по часовым поясам, ровно посередине огромной территории России!»
Что Петя имел в виду, и в котором часу начался матч в Мадриде?
———————————————————————————————————————————————
Практическая работа №2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Задача № 1.
Определите, который час в Норильске, если в Красноярске 14.00.
Задача № 2.
Самолет вылетел из Оренбурга в Калининград в 13.00 по московскому времени. В полете он находился 3 часа. Который час был в Оренбурге, когда самолет пошел на посадку в Калининграде?
Задача № 3.
Определите время в Якутске и в Магадане, если в Москве 12.00 ч.
Задача № 4.
Какого числа жителю Аляски нужно вылететь на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июня? Ответ поясните.
Задание № 5. Творческое.
Составьте 2 задачи на определение поясного времени, но они не должны повторять задачи этой практической работы.
Задача № 6*. (из прошлогодней олимпиады)
Однажды сентябрьской ночью в полночь в Братске родители с трудом оттащили от телевизора школьника Петю Васильева, желавшего, во что бы то ни стало смотреть в прямой трансляции футбольный матч, который начинался в это время в Мадриде. Петя, сделавший ради такого случая все уроки, в том числе и географию, брыкался и повторял, что по местному солнечному времени совсем еще не поздно, время почти «детское».
«Повезло же младшему брату, гостящему у бабушки в Петербурге, — подумал Петя. – У него таких проблем нет. А каково, с другой стороны, старшему, который служит в армии на Сахалине? Ведь Братск, если считать по часовым поясам, ровно посередине огромной территории России!»
Что Петя имел в виду, и в котором часу начался матч в Мадриде?
В России 11 часовых зон.
- Калининградское время. -1 час от московского, +2 UTС.
- Московское время +3 UTС.
- Самарское время. +1 мск, +4 UTС.
- Екатеринбургское время. +2 мск, +5 UTС.
- Омское время.+3 мск, +6 UTС.
- Красноярское время. +4 мск, +7 UTС.
- Иркутское время +5 мск, +8 UTС.
- Якутское время. +6 мск, +9 UTС.
- Владивостокское время. +7 мск, +10 UTС.
- Среднеколымское время. +8 мск, +11 UTС.
- Камчатское время. +9 мск, +12 UTС.
Чтобы определить поясное время в каком то пункте, нужно посчитать разницу в часовых зонах. Например, в Москве 15 часов. Иркутское время +5 мск. Т.е., когда в Москве 15 часов, в Иркутске будет 20 часов.
Если во Владивостоке 21 час, то в Екатеринбурге будет 16.00, так как разница между этими городами – 5 часов.
Опубликовано 29 февраля, 2020
Практическая работа.
Определение поясного времени для разных городов России.
Цель: Научиться определять поясное время.
Оборудование: Карта часовых поясов России.
Поясное время — это время в границах одного часового пояса.
Местное время — это время на одном меридиане.
Декретное время — перевод поясного времени на один час вперед.
Летнее время — перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и
декретным временем.
Линия перемены дат — 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы
попадаем из одних суток в другие.
Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.
Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.
В России 11 часовых поясов.
Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.
Ход работы:
Задание 1.
1.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.
2.Определить в каком часовом поясе находится город Нижний Тагил.
Задание 2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Нижнем Тагиле поясное время равно 10 часов.
Последовательность выполнения этого задания:
-
Определить долготу городов Нижнего Тагила и Якутска.
-
Вычислить разницу долгот и рассчитать количество часовых поясов разъединяющих эти города. Полученный результат разделить на 15 градусов.
-
Определить время в городе Якутске.
-
Записать ответ.
Задание 3. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 часов.
Авторы: Сиротин
Издательство: Дрофа
Тип книги: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт
@ ГДЗ от Путина 2013-2023 — лучшие решебники (копирование материалов сайта запрещено). admin@gdz-putina.info политика конфиденциальности
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Определение поясного времени для разных городов России»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Определение поясного времени для разных городов России»
Цель работы: формирование умений определять поясное время, разницу во времени между различными городами.
Оборудование: атлас, рисунок в учебнике.
Инструктивная карточка
Задача. Сколько часов в Магадане, когда в Москве 9ч.
Краткая запись условия:
Москва — 9 ч.
Магадан — ? ч.
Решение.
1) определить, в каких часовых зонах находятся данные пункты:
Москва — во 2-м, Магадан — в 9-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
9 -2 = 7 (ч.)
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
9 + 7 = 16 (ч.)
Ответ. В Магадане 16 ч.
Выполнить самостоятельно
Вариант 1.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите поясное время в Ярославле (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона) 22 часа.
Вариант 2.
1. Дайте определение «Местное время».
2. Сколько времени в Омске (4 часовая зона), если в Москве 10 часов (2 часовая зона)?
Вариант 3.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Сколько времени в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 4.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени в Магадане (9 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 5.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Сколько времени будет в Норильске (5 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 6.
1. Дайте определение «Среднеевропейское время».
2. Определите поясное время в Братске (6 часовая зона), если в Москве (2 часовая зона)? полдень?
Вариант 7.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 8.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени будет в Чите (7 часовая зона), когда в Норильске (6 час. пояс) 13 часов?
Вариант 9.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Сколько времени будет в Курске (2 часовая зона), когда в Калининграде (1 часовая зона) 10 часов утра?
Вариант 10.
1. Дайте определение «Местное время».
2.Сколько времени в Калининграде (1 часовая зона), когда в Новосибирске (4 часовая зона) 7 часов утра?
Вариант 11.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Сколько времени в Ростове-на-Дону (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 12.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Краснодаре (2 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 13.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Хабаровске (8 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 14.
1. Дайте определение «Среднеевропейское время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона), 12 часов дня?
Вариант 15.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени будет в Магадане (9 часовая зона), когда в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 16.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени в Ярославле (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 17.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Сочи (2 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 18.
1. Дайте определение «Местное время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Новосибирске (4 часовая зона) 17 часов?
Вариант 19.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Когда в Москве (2 часовая зона) полдень, то который час в Оренбурге (3 часовая зона)?
Вариант 20.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 21.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Определите поясное время Магадана (9 часовая зона), если в Москве 6 часов (2 часовая зона).
Вариант 22.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени в Омске (4 часовая зона), когда в Москве 15 часов (2 часовая зона)?
Вариант 23.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Якутске (7 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 24.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени в Магадане (9 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 25.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите поясное время в Ярославле (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона) 22 часа.
Вариант 26.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Самолет вылетел из Хабаровска (8 часовая зона) в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) в 12 часов дня. Время полета – 9 часов. Когда по расписанию приземлится самолет в Санкт-Петербурге?
Вариант 27.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите, когда должен совершить посадку в Москве (2 часовая зона) самолёт, вылетевший из Читы (7 часовая зона) в 7 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 8 часов?
Вариант 28.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. В Норильске (5 часовая зона), было 16 часов, когда из него вылетел самолёт в Москву (2 часовая зона). Самолёт летел 4 часа. Когда по расписанию приземлится самолет в Москве?
Вариант 29.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 часовая зона) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4 часовая зона) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа?
Вариант 30.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Самолет вылетел из Омска (4 часовая зона) в Санкт-Петербург (2 часовая зона) в 12 часов дня. Время полета – 4 часа. Когда по расписанию приземлится самолет в Санкт-Петербурге?
Практическая работа
по теме:
«Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России»
Быкова Анна Витальевна
Учитель географии
МБОУ г.Мурманска Гимназия №10
Класс: 8
Практическая работа
по теме:
«Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России»
Цель работы: сформировать умения определять местное и поясное время, находить разницу во времени между разными городами России.
Инструктивная карточка:
ЗАДАНИЕ 1. Пользуясь картой «Часовые зоны России», назовите города России:
А) местное время в которых такое же, как во Владимире;
Б) поясное время в которых такое же, как в Иркутске;
ЗАДАНИЕ 2. Определите разницу в поясном времени:
А) Москвы и Оймякона
Б) Курска и Хабаровска
В)Архангельска и Улан-Удэ
Г) Тюмени и Красноярска
ЗАДАНИЕ 3. Определите:
А) поясное время в Воронеже, если в Магадане 22:00.
Б) поясное время в Москве, если в Красноярске 18:00.
В) поясное время в Норильске, если в Мурманске 07:00.
Г) поясное время в Новосибирске, если в Краснодаре 15:00.
ЗАДАНИЕ 4. Решите задачи:
Самолёт вылетел из Москвы в Хабаровск в 3 часа утра. Во сколько он приземлится, если расчётное время полёта составляет 7 часов.
Во сколько приземлится самолет, вылетевший из Норильска в Екатеринбург в 12:00? Расчетное время полёта составляет 3 часа.
Самолёт вылетел из Архангельска в Красноярск в 10 часов утра. Во сколько он приземлится, если расчетное время полета составляет 4 часа?
Самолёт вылетел из Волгограда в 13.00. Во сколько он приземлится в Красноярске, если время полёта составляет 3 часа?
Иван Фёдорович вылетел из Анадыря в деревню Масловка Белгородской области в 21:00. Во сколько он встретиться с Матрёной Семёновной, если время полёта составит 8 часов?
ОТВЕТЫ:
1.А – Ярославль, Вологда, Рязань, Липецк, Ростов-на-Дону
1.Б – Братск, Усть-Илимск, Улан-Удэ, Северобайкальск..
2А – 7часов
2Б – 7 часов
2В – 5 часов
2Г — 2 часа
3А — 14
3Б — 14
3В — 11
3Г – 18
4.1 – 17
4.2 – 13
4.3 – 18
4.4 – 20
4.5 — 20
Практические работы по географии 8 класс.
1. Практическая работа №1: «Характеристика географического
положения России».
2. Практическая работа№2: «Сравнение географического положения
России и других стран»
3. Практическая работа№3: «Определение поясного времени для разных
городов России»
4. Практическая работа №4: «Анализ карт административно
территориального и политико—административного деления страны»
5. Практическая работа№5: «Выявление зависимости между
тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп
полезных ископаемых»
6. Практическая работа№6: «Определение по картам закономерностей
распределения солнечной радиации, средних температур, годового
количества осадков по территории страны».
7. Практическая работа№7: «Определение по синоптической карте
особенностей погоды для различных пунктов».
8. Практическая работа№8: «Способы адаптации человека к
разнообразным климатическим условиям».
9. Практическая работа №9: «Зависимость между режимом, характером
течения рек, рельефом и климатом».
10. Практическая работа №10: «Объяснение закономерностей размещения
разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных
явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»
11. Практическая работа№11: « Оценка обеспеченности водными
ресурсами крупных регионов России».
12. Практическая работа№12: «Знакомство с образцами почв своей
местности и особенностями их использования».
13. Практическая работа №13: «Составление прогноза изменений
растительного и животного мира при заданных условиях изменения
других компонентов».
14. Практическая работа №14: «Анализ физических карты и карт
компонентов природы».
15. Практическая работа№15: «Анализ карт населения России».
16. Практическая работа№16: «Определение основных показателей,
характеризующих население страны в целом и ее отдельных
территорий»
17. Практическая работа№17: «Выявление территориальных аспектов
межнациональных отношений»
18. Практическая работа №18: «Анализ экономических карт для
определения типов территориальной структуры хозяйства».
19. Практическая работа№19: «Группировка отраслей по различным
показателям».
20. Практическая работа №20: «Оценка природно—ресурсного потенциала
России, проблем и перспектив его рационального использования».
21. Практическая работа №21: «Определение по картам основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
по теме «Характеристика географического положения России»
Цель: развитие знаний об особенностях географического положения
России, представлений об обширности территории страны.
Оборудование: физическая карта России, мира, атлас за 8 класс,
контурные карты.
Инструктивная карточка
1. По физической карте атласа определите крайние точки Российской Федерации на
западе, востоке, юге и севере. Нанесите их на контурную карту, определите и надпишите
их географические координаты. Нанесите государственную границу России, выделите
государства, имеющие с Россией самую короткую и самую длинную государственную
границу.
Определите наибольшую протяженность территории России с запада на восток и с
севера на юг, сравните с протяженностью других стран, полученные данные надпишите
на контурной карте.
2. Сравните площадь Российской Федерации (17 075 400 км
2
) с площадью других
государств мира. Выпишите в тетрадь пять самых больших по площади государств с их
столицами.
3. Составьте рассказ об изменении географического положения России в XX веке.
Выпишите в тетрадь основные исторические события, которые вызвали изменение
географического положения нашего государства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
«Сравнение географического положения России и других стран»
Цель: сравнить географическое положение России и других стран, выявить
благоприятные и неблагоприятные черты географического положения России по
отношению к другим странам.
Оборудование: физическая и политическая карта России и мира, атлас за 8 класс.
Инструктивная карточка
1. Постройте диаграмму, используя приведенные в таблице данные.
Сравнение России с государствами
Площадь крупнейших государств мира,
млн км
2
Как можно доказать, что Россия – северная страна?
Какие особенности экономико—географического положения благоприятны для
развития нашей страны?
3. Заполните таблицы и сделайте выводы
Сравнение географического положения России с положением других государств.
1. Положение по отношению к экватору.
2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
3. Положение на материке, части света.
4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
5. Соседние государства.
6. Координаты крайних точек страны.
7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной
деятельности населения.
Преимущества, связанные
с географическим положением России
Сложности,
связанные
с географическим
положением
России
1. Мы имеем открытие выходы в моря в Азии и Европе. Многие же
государства таких выходов не имеют и вынуждены транспортировать
свои грузы через соседние государства (т. е. пользоваться транзитом).
Значение прямого выхода к морю велико. Ряд государств добивались его
даже военными средствами. Россия, например, при Петре I «прорубила
окно» в Европу после длительной войны со Швецией
2. Мы граничим в основном с дружественными государствами.
Добрососедство необходимо всем. А для страны с такими
протяженными границами, как наши, это особенно важно
3. Значительная часть нашей территории равнинная. Это облегчает
хозяйственную деятельность населения. Среди зарубежных государств
многие имеют гористый рельеф
4. Наша страна расположена в двух частях света: Европе и Азии
1. С какой страной Россия имеет сходное географическое положение .
2. Географическое положение , каких стран значительно отличается от
географического положения России .
Практическая работа № 3.
Тема: «Анализ карт административно— территориального и политико—
административного деления страны
Цель: дать понятие «федерация » и административно— территориальный состав страны
Ход урока:
1. Официальное название России— Российская Федерация. Что означает слово «
федерация?» (союз, объединение) Федерация – форма государственного устройства, при
которой части федеративного государства являются государственными образованиями
(субъектами), обладающими определённой политической самостоятельностью
2. Почему Россия стала федерацией?
Причины: • Большая площадь; • Большое количество присоединённых территорий и
народов, проживающих на них; • Трудности в управлении такой большой и разнородной
территорией.
3. Для укрепления эффективности государственной власти, совершенствования
контроля за исполнением законов, Конституции России были образованы –
федеральные округа. Федеральный округ — административно— территориальная
единица прямого подчинения центральным властям государства, не являющаяся
субъектом федерации
1 3 м а я 2 0 0 0 г. – 7 Ф О 1 9 я н в а р я 2 0 1 0 г. – 8 Ф О
4.Типы субъектов Российской Федерации § 9 краёв § 46 областей § 2 города
федерального значения § 21 республика § 1 автономная область § 4 автономных
округа Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все
субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 1 марта 2008 года таких
субъектов 83. Государственно—территориальные образования Национально—
территориальные образования
5.Работа по к/карте: обведите границы и подпишите все субъекты РФ
6.Заполните таблицу «Административные единицы и их центры
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
по теме «Определение поясного времени для разных городов России»
Цель: формирование умений определять местное и поясное время, разницу во времени
между различными городами.
Оборудование: рисунок в учебнике.
Инструктивная карточка
1. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва — 10 ч.
Якутск — ?
Последовательность выполнения задания:
1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:
Москва — во 2—м, Якутск — в 8—м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
8 — 2 = 6:
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
10 + 6 = 16.
Ответ: в Якутске 16 ч.
Выполнить самостоятельно .
1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске—Камчатском 8 ч
вечера.
2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч. 1. Определите
разницу во времени между городами а) Екатеринбург и Верхоянск, б) Магадан и
Иркутск. В каких часовых поясах находятся эти города?
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
3. В Чите 18 ч. определить поясное время в Москве.
Дополнительные задания
1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы
перелетим из 3—го часового пояса в 8—й? в 1—й?
2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а
при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
3. Чем отличается поясное время от декретного?
4. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом
поясе (2—ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?
5. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря, если оно
было послано из Владивостока I января?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
по теме «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых»
Цели: 1. Установить зависимость между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные
закономерности.
Оборудование: тектоническая, геологическая, физическая карты России, атлас за 8
класс.
Инструктивная карточка
1. Заполните таблицу, рассмотрев пример Западно—Сибирской низменности.
Тектонические
структуры, зале—
гающие в основании
территории
Вывод о связи тектонического
строения с рельефом и полезными
ископаемыми
2. Составьте в тетради характеристику рельефа и полезных ископаемых Русской
равнины по следующему плану:
1) Где находится территория?
2) К какой тектонической структуре приурочена?
3) Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают? Как это
отразилось в рельефе?
4) Как изменяются высоты по территории?
5) Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа? Какие формы они
создали?
6) Какие полезные ископаемые есть на равнине, где и почему они распространены?
Задание 3. Дайте характеристику рельефа своей местности. Объясните осо—
бенности. Оцените влияние рельефа на жизнь и деятельность человека. Дайте оценку
минерально—сырьевых ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
по теме «Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по
территории страны»
Цель: Изучить закономерности распределения солнечной радиации, температур и
осадков по территории нашей страны, объяснить выявленные закономерности
Оборудование: климатические карты России, атлас за 8 класс, рисунки в учебнике.
Инструктивная карточка
1. Пользуясь картами и рисунками в учебнике и в атласе проанализируйте закономерности
распределения солнечной радиации, средних температур, количества осадков для
различных территорий России.
2. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Суммарная солнечная
радиация
Среднегодовое кол
—во
осадков
Оценка
климатических
условий
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
по теме «Определение по синоптической карте особенностей
погоды для различных пунктов. Составление прогноза
погоды»
Цели: I. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для
различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.
2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего
слоя тропосферы — погоду.
Оборудование: синоптические карты России
Инструктивная карточка
1. Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой
климат более благоприятный для жизни человека.
2.
1. Температура воздуха,
средняя, максимальная,
минимальная.
3. Облачность; если есть
осадки, то какие
4. Какой атмосферный
фронт оказывает влияние
на состояние погоды,
воздушные массы
5. Характеристика
климата.
Практическая работа№8:
Тема: «Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям».
Цель: рассмотреть способы адаптации человека к разнообразным климатическим
условиям
1.Беседа
Что такое «адаптации»? (Приспособление организма к природной среде)
В каком климатическом поясе мы живем? Что характерно для данного климата? Какое
влияние оказывает климат на человека? Климат определяет для человека:
характер жилья и одежды;
характер питания;
расселение человека
уровень развития производительных сил;
внешний облик (строение глаз, цвет кожи, форма носа, рост и телосложение и т.д.)
на самочувствие человека.
Рассмотрим эти факторы подробнее.
2.Заполнение таблицы
Приспособление человека к климатическим условиям
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
по теме «Составление характеристики одной из рек с использованием
климатических карт и климатограмм»
Цель: развитие умений давать характеристику рекам,
используя карты и другие источники информации.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс,
дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Дайте определения следующих понятий:
«питание реки» —
«режим реки» —
«годовой сток реки» —
«падение реки» —
2. Дайте характеристику одной из рек России по плану:
1. Название реки.
2. Исток, направление течения, устье.
3. К бассейну какого океана принадлежит.
4. Источники питания.
5. Режим реки.
6. Падение и уклон реки.
7. Характер течения.
8. Хозяйственное использование.
9. Проблемы экологии и возможные пути их решения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
по теме
«Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с
ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа
и климата»
Цели:
1. Закрепление понятий по теме «Внутренние воды».
2. Формирование умений выявлять закономерности размещения разных видов вод
суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории объекта *.
3. Формирование умений определять причинно—следственные связи.
4. Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную
речь.
5. Формирование умений работать с различными источниками информации.
6. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное,
сравнивать.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Определите понятие «опасные природные явления», связанные с темой
«Внутренние воды».
2. Перечислите виды вод суши, расположенные на территории объекта*.
3. Перечислите виды опасных природных явлений, происходящих на территории
объекта*.
4. Определите размещение вод суши на территории другого субъекта РФ, сравните с
полученными результатами на территории объекта*.
5. Определите главные закономерности размещения разных видов вод суши и
связанных с ними опасных природных явлений на территории объекта *.
6. Определите причинно—следственные связи (объясните полученные
закономерности).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11.
по теме «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»
Цели:
1. Закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».
2. Формирование умений определять причинно—следственные связи, давать
характеристику по плану.
3. Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную
речь.
4. Формирование умений работать с различными источниками информации.
5. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное,
прогнозировать, выполнять оценочные действия.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Используя текст учебника, определите понятие «водные ресурсы» (ВР), «водный
кадастр».
2. Дайте характеристику водным ресурсам по плану:
а) значение;
б) категория по степени исчерпаемости;
в) составные части;
г) распространение по территории;
д) пути и способы рационального использования.
3. Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на
жизнь и хозяйственную деятельность человека.
4. Какие из этих видов ВР благоприятно воздействуют на жизнь и хозяйственную
деятельность человека? Почему?
5. Какие из этих видов ВР затрудняют жизнь и хозяйственную деятельность
человека? Почему?
6. Как человек влияет на использование ВР в настоящее время на территории
объекта*? Сделайте прогноз об обеспеченности ВР объекта*.
7. Дайте общую оценку ВР для жизни и хозяйственной деятельности человека на
территории объекта*.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12.
по теме
«Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования»
Цель: сформировать представление о почвах края
Оборудование: Атлас РТ края, энциклопедия алтайского края, почвенная карта России.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите почвенную карту и подготовьте материал по анализу почв;
а) какие почвы есть в крае;
б) какова их география;
в) какие преобладают, почему.
2. Оцените почвы края по плодородию.
3. С чем связаны проблемы их оскудения?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13.
по теме « Составление прогноза изменений растительного и животного мира при
заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»
Цели:
1. Формирование понятия «природные ресурсы».
2. Закрепление понятий по изученным темам.
3. Закрепление знаний о природных компонентах, их взаимообусловленность.
4. Формирование умений определять причинно—следственные связи, зависимости
между природными компонентами и природными ресурсами.
5. Формирование умений переводить письменную информацию в схему.
6. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная
литература.
Инструктивная карточка
«Природные ресурсы – это важнейшие компоненты природной среды, которые
непосредственно используются людьми в самых разных целях, но особенно в
производстве, служат его сырьевой и энергетической базой»
1. Определите зависимость между природными компонентами в природной зоне
(по выбору) и оформите результаты работы в виде схемы природного комплекса
(ПК), указав стрелками выявленные взаимосвязи.
2. Подчеркните или выделите цветом природные ресурсы ПЗ.
3. Сделайте выводы:
а) о зависимости между компонентами природы;
б) о зависимости между компонентами природы и природными ресурсами.
в) о изменении растительного и животного мира при антропогенном
вмешательстве.
Ход работы:
1. Используя представленный шаблон, охарактеризуйте
изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления
климата на
планете, спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:
Глобальное потепление
климата
Изменение годового кол—
ва осадков
______________
Изменение внутренних
вод______
Изменение
растительности_________
Изменение животного
мира______
2. Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонен
тами природы причинно—следственные связи;
3. Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависи
мости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14
по теме
«Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления
взаимосвязей между ними в разных природных зонах»
Цели: 1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными
ресурсами на примере одной из зон.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации
для решения практических задач.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная
литература.
Инструктивная карточка
1. Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать
самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными
ресурсами на примере зоны степей.
2. Результат работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в
табличной форме.
Годовое
количество
осадков
Практическая работа 15:
Анализ карт населения.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт,
анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и
размещения населения.
Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:
— Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны,
относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской
языковым семьям (по три примера).
— Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России.
В чем заключаются основные особенности размещения населения России?
— Назовите города—миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются
особенности их размещения?
— Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните
причины различий показателя плотности населения для разных регионов
России.
Практическая работа 16:
Определение и анализ основных статистических показателей,
характеризующих население страны в целом и ее отдельных
территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать
представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской
Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную
литературу, дайте ответы на вопросы.
— Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный
показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002
года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний
период.
— Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время.
Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи
населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей
области за последний период.
— Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации.
Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях
естественного прироста населения в современной России.
— Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните
его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста
населения в Мурманской области.
— Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав
населения страны.
— Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную
литературу, заполните таблицу.
Численность городского
населения
Доля городского
населения
Численность сельского
населения
Практическая работа 17:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных
отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного
состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
Субъекты федерации,
соответствующие ареалу
расселения
Русские
Украинцы
Белорусы
Немцы
Чеченцы
Кабардино—
балкарцы
Ингуши
— Определите области с преобладанием русского населения.
— Назовите регионы с многонациональным составом населения.
— Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью
коренного населения.
— Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
— Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения
нашей страны.
Практическая работа 18:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной
структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать
информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
— Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России
сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
— Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
— Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
— Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена
добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
— В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
— Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
— Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные
районы).
— Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 19:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать
представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
— Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы России.
Отрасли, входящие в
комплекс
Осуществление работ по
получению, хранению,
распространению научных знаний
Обеспечение вооруженных сил
новейшей военной техникой,
вооружениями, боеприпасами
Танкостроение,
самолетостроение,
радиотехническая
промышленность и т.д.
Обеспечение всех отраслей
экономики разнообразными
машинами и механизмами
Приборостроение,
судостроение,
автомобилестроение,
тракторостроение,
электроника и др.
Производство и распределение
энергии в разнообразных видах и
формах
Нефтяная, газовая, угольная
промышленность,
электроэнергетика
Металлургический,
химико—лесной
Производство конструкционных
материалов и химических веществ
Черная и цветная
металлургия, химическая
промышленность
лесоперерабатывающая
промышленность и др.
Производство, переработка и
доведения до потребителя
сельскохозяйственной продукции
Растениеводство,
животноводство, пищевая
промышленность, легкая
промышленность
Оказание разнообразных услуг
Транспорт, связь,
образование,
здравоохранение, банковские
услуги, ЖКХ и др.
Практическая работа 20:
Оценка природно—ресурсного потенциала России, проблем и перспектив
его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с
помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал
учебника, определите:
— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
— Дайте оценку природно—ресурсного потенциала России.
— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 21:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и
технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника,
справочных материалов с целью определения основных районов размещения
растениеводства и животноводства, определение факторов специализации
отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
1.Пшеница
а) озимая
б) яровая
Теплый климат,
увлажнение
Лесостепная и
степная зоны
Теплый климат,
увлажнение
степная зона,
предгорные
районы
Умеренный климат
увлажнение
Густонаселенные
районы
Лесная зона,
лесостепная
зона
Теплый климат,
увлажнение
Степная зона и
предгорные
районы
2.КРС
а) мясное
б) молочное
Лесостепь и
степь.
Лесная зона
Густонаселенные
Районы,
пригородные
районы
Лесная зона,
лесостепь,
степь
Не требовательны к
влажным кормам
(нужен корм ягель)
Вывод: От каких факторов зависит специализация сельского хозяйства разных районов
России?