Описание характеристику социального контроля в семье школьном классе компании друзей рабочей группе

Обновлено: 22.03.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальные нормы, их значение. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Она касается, прежде всего, индивида, но протекает всегда под бдительным оком окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, — то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.

САНКЦИИ — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

НОРМЫ — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Виды социальных норм:

1. Обычаи и традиции

2. Правовые нормы

3. Моральные нормы

4. Религиозные нормы

5. Политические нормы

6. Эстетические нормы

7. Этические нормы и др.

Отрабатываем пример

«Гражданин Российской Федерации несет военную службу — правовые

Регулярные встречи выпускников школ — традиции

Оказание помощи пожилому соседу — моральные

Соблюдение поста — религиозные

Виды социальных норм, по степени обязательности:

1. побуждающие (я сам хочу это сделать)

2. запрещающие (мне нельзя это делать)

3. императивные, повелительный (я должен это сделать)

4. рекомендательные (хочу делаю, хочу нет)

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом и им охраняется. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает сообщество сплоченным целым.

Социальные предписания — запреты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормыправила поведения, ценностиабстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т.д.

Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции.

1.Выпишите в словарь основные понятия темы: социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, обычай, традиции.

Социальный контроль — механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения.

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

Социальные санкции — оперативное средство соц. контроля, соц. последствия действия в рамках требований соц. ролей.

Обычай — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в опр. время и в опр. месте.

Традиции — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

2.Подготовьте описание-характеристику социального контроля в семье, школьном классе, студенческой группе, компании друзей, рабочей группе, государстве и т.Д. (на выбор).

Социальный контроль на работе (в сфере труда).

Социальный контроль в сфере труда представляет собой групповое одобрение или осуждение трудового поведения работника в зависимости от сложившихся в коллективе ценностей и норм (правил) трудового поведения.

Социальный контроль – это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общепринятым социальным нормам.

К отличительным признакам социального контроля относят упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых к индивиду, их нормативность, обеспеченность как формальными, так и неформальными санкциями.

Гибкость, способность отличать различные в социальном смысле отклонения от социальных норм деятельности — одна из необходимых характеристик социального контроля.

Совокупное, постоянное воздействие социального контроля на индивида осуществляется через множество реакций на его поведение, через властные механизмы, социальные санкции организаций, членов групп и коллективов, имеющие как стихийный, так и целенаправленный характер.

Социальный контроль имеет сложную структуру, которую составляют три взаимосвязанных процесса:

— оценка поведения с точки зрения социальных норм;

— реакция на поведение в форме санкций.

Эти процессы свидетельствуют о наличии социально-контрольных функций в трудовых организациях.

Существуют такие функции социального контроля:

• оценочная, состоящая в оценке и сравнении поступков работника с действующими нормами поведения;

• стимулирующая — реагирование на трудовое поведение в целях его регулирования посредством одобрения или осуждения;

• корректирующая социальные отклонения — усиливающая отклонения в ответ на неадекватное (“с запасом”) применение власти или смягчающая как реакция на терпимость и минимизацию насилия;

• укрепления трудовой дисциплины через целенаправленное применение для этого социальных санкций к трудовой и общественной деятельности членов коллектива;

• социализационная в качестве средства и механизма процесса социализации индивида в трудовой сфере путем согласования личностного поведения, ценностных ориентации, ожиданий с социально-трудовыми стандартами, а также воспроизводства доминирующей системы социально-трудовых отношений и структур;

• стабилизационно-развивающая производство, в рамках которой поведение работника контролируется с точки зрения результатов труда, взаимодействия с другими, производительности труда и т. д., а также с позиции экономической рациональности и ответственности (контроль за использованием ресурсов, сбережением имущества и собственности, оптимизацией затрат труда);

• физическая защита человека (объектами контроля становится соблюдение техники безопасности, нормативного рабочего времени и др.);

• моральная и психическая защита работника.

Выделяется три способа осуществления социального контроля:

1. Эффективное воспитание и социализация, в процессе которых люди сознательно принимают нормы и ценности общества, его отдельных групп и социальных институтов.

2. Принуждение, применение определенных санкций. Когда отдельный индивид, группа, субъект управления не следует законам, нормам, правилам, то общество прибегает к принуждению, которое направлено на преодоление отклонения от нормы, принятых ценностей. В этом смысле социальный контроль тесно связан с категориями свободы и ответственности. В самом деле, эффективное управление предполагает проявление инициативы и творчества, самостоятельности со стороны всех субъектов управления, но свобода невозможна без ответственности за социальные последствия деятельности, которая обычно наступает после осуществления социального контроля.

3. Политическая, нравственная, юридическая, финансовая и другие формы ответственности. Все большую роль играют такие формы ответственности, как групповая, или коллективная, культурные ценности, традиции, групповые нормы. Эффективность социального контроля целиком и полностью зависит от характера и степени продвижения страны к гражданскому обществу, институты и организации которого способны поддерживать и реализовывать интересы и потребности своих членов, защищать их вне и помимо государства. [2]

Таким образом, ясно, что социальный контроль не может быть сведен ни к учету, ни к отчетности, а является сложными управленческими отношениями, которые пронизывают всю систему снизу доверху. В то же время контроль может быть рассмотрен как завершающая часть управленческого процесса. В этом смысле он та часть управленческого труда, которая связана с наблюдением и проверкой соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а не только законам, нормам, правилам.

6.Используя работу С.Милграма, проанализируйте факторы, влияющие на поведение жителей больших американских городов. Оцените влияние этих факторов на поведение жителей больших российских городов.

Скученность — субъективное ощущение нехватки пространства — является фактором стресса. Давка на задней площадке автобуса, автомобильные пробки или чрезмерное количество жильцов в комнате студенческого общежития создают ощущение неконтролируемости ситуации.

Стресс, испытываемый животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Конечно, между крысами в клетке, оленями на острове и людьми в большом городе существует заметная разница. И все же, несомненно, в густонаселенных городах происходит большее количество преступлений и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс. Жители густонаселенных городов, в отличие от жителей городов с меньшим населением, чаще испытывают страх. Уровень преступности в Торонто в четыре раза выше, чем в Гонконге. Но гораздо больший процент жителей Гонконга — их в четыре раза больше, чем жителей в Торонто — сообщают о том, что они боятся выходить на улицу.

Я думаю, что в больших российских городах присутствуют те же факторы, и их влияние на поведение людей схоже.

8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

12. Непродуманная система социального контроля

Социальный контроль является важнейшим компонентом процесса воспитания в семье и включает в себя систему требований и запретов, а также санкций и поощрений. Как правило, капризы, истерики, негативные реакции со стороны ребёнка наблюдаются в случае чрезмерности требований и запретов, их противоречивости и/или непостоянства, применении наносящих вред эмоциональному благополучию ребёнка наказаний и дефиците поощрений. Всё это ведёт к переживанию ребёнком эмоционального отвержения, страху, тревоге, потере чувства безопасности. Может быть, в таком случае в воспитании вообще обойтись без контроля, требований и запретов, не ограничивать свободу ребёнка? Однако такое решение было бы не совсем верным, поскольку именно соблюдение правил и ограничений обеспечивает ориентацию в системе человеческих норм и ценностей, лежит в основе развития саморегуляции и самодисциплины, способствует моральному развитию. Тогда попытаемся выделить основные критерии, которым должна соответствовать система эффективного социального контроля:

– Во взаимодействии с ребёнком желательно формулировать требования и меньше запретов: требования содержат указание на желаемые образцы поведения (то как надо делать), конкретизируют позитивные ожидания, выполняют мотивирующую функцию; запреты – это указание на запрещённую модель поведения (как делать не надо), они определяют негативные ожидания и приводят либо к пассивности и безынициативности либо стимулируют попробовать то, что запрещено.

– Требования и запреты должны быть обязательны для выполнения всегда и всеми (и родителями тоже). Не должно быть ситуаций двойных стандартов, случаев отмены запретов и их внезапного возобновления.

– Требования и запреты не должны противоречить друг другу. Особенно это актуально когда в воспитательном процессе активное участие принимают члены расширенной семьи.

– Требования и запреты должны вводиться в понятной для ребёнка форме с указанием возможных последствий поступка ребёнка.

– Требования и запреты должны вводиться до ситуации их нарушения, а не после или во время.

– Не стоит прибегать к таким неэффективным и наносящим вред психологическому здоровью ребёнка наказаниям как физическая и вербальная агрессия, аффективные воздействия, лишение родительской любви, ограничение активности ребёнка, инициирование чувства вины. Более продуктивны в данном случае будут блокирование нежелательного действия, наказание естественными последствиями, логическое объяснение, доступное возрасту и пониманию ребёнка.

– Нельзя лишать ребёнка и положительной обратной связи, поощрений, похвалы, ласки. Но всё это должно быть адекватно встроено в воспитательную систему родителя: с одной стороны, поощрения должны быть связаны с поступком ребёнка, а с другой – нельзя использовать награды, подарки, ласку и т.п. только как подкрепления. В противном случае ребёнок становится чрезмерно капризным, начинает постоянно требовать подарки, поощрения.

Отдельно стоит оговорить те случаи, когда капризы, истерики ребёнка связаны с возрастными нормативными кризисами (кризис 3 лет, подросткового возраста). В данной ситуации важно понимать следующее:

Завершая анализ типичных и наиболее общих причин появления истерик в детском возрасте можно свести всё это многообразие к четырём основным случаям:

  1. Ослабления соматического здоровья, нарушения режима, распорядка дня.
  2. Темпераментальные и характерологические особенности ребёнка
  3. Проблемы и трудности в детско-родительских отношениях
  4. Прохождение нормативных возрастных кризисов

Однако каждый индивидуальный случай требует внимательного рассмотрения, индивидуального подхода с целью расшифровать и понять то послание, которое несёт в себе та или иная негативная реакция, чтобы в конечном счёте гармонизировать процесс развития ребёнка и вернуть положительный эмоциональный климат в семью.

Автор: Сутулина Анна, детский психолог, специалист в лечении детских истерик.

Роль социального контроля в обществе огромна. Без него мы бы не смогли чувствовать себя безопасно и так стремительно развиваться. Узнаем про способы и цели социального контроля.

О чем эта статья:

Понятие социального контроля

Социальный контроль — это совокупность мер, которые предпринимаются для того, чтобы поведение людей было в согласии с принятыми в обществе нормами и правилами. Главные элементы:

Признаки социального контроля:

направленность на профилактику отклонений в поведении людей и борьбу с отклонениями от нормы;

опора на санкции;

упорядоченность и категоричность.

Основные задачи контроля социума:

Рассмотрение результатов — сопоставление и сравнение выполненных результатов с запланированными.

Оценка — применение специальных средств, которые показывают, насколько эффективно была выполнена работа.

Распознавание — предупреждение выявления нарушений и их мотивов.

Устранение — назначение санкций для ликвидации нарушений.

Структура социального контроля:

Социальные нормы — правила взаимодействия человека с обществом и государством. Например: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали.

Санкции — позитивная или негативная мотивация к соблюдению норм. Например: грамота, звание, медаль, увольнение, административный арест, лишение свободы.

Наказание за нарушение закона или административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы.

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование.

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах.

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, объятие.

Функции социального контроля

Социальный контроль выполняет важную роль в жизни общества — без него общество не могло бы существовать.

Основные функции социального контроля:

Регулирование поведения и отношений людей в социуме.

Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения человеком норм группы.

Функция адаптации — социальный контроль помогает новому члену сообщества адаптироваться к требованиям социума.

Интеграция — реализация эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.

Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.

Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Часто отношение к социальному контролю у людей неоднозначное, и может быть даже откровенно негативным. В ряде случаев он не только ущемляет права, но и поддерживает устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. При этом важно помнить, что это главный механизм, который обеспечивает стабильность общества.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Механизмы социального контроля

Социальный контроль включает в себя разные методы, через которые общество или социальная группа регулирует поведение людей и предотвращает нежелательные поступки.

Три главных метода социального контроля:

Изоляция — создание непроходимых перегородок между девиантом (человеком, который нарушает социальные нормы) и всем остальным обществом без попыток исправления или перевоспитания его.

Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом без изоляции от общества. Допустимо исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Методы реализации контроля в зависимости от санкций:

Прямые — характеризуются жестким действием (репрессии) и мягким действием (конституционный кодекс).

Косвенные — жесткое воздействие (санкции международных организаций), мягкое (СМИ).

Организационные — общий контроль (задание руководства подчиненному без надзора), детальный контроль (надзор за выполнением работы).

Методы социального контроля в группе:

Социализация — формируется в ходе развития личности (желания, привычки, предпочтения), устанавливает общественный порядок.

Групповое давление может происходить в процессе жизни. Когда человек разделяет принятые в обществе порядки и культурные нормы, он обязан вести себя подобающе, а в случае несоблюдения правил на него накладываются санкции со стороны группы (осуждение).

Принуждение — реализуется в ходе невыполнения индивидом общепринятых правил.

Виды социального контроля

Как известно, в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. В современном — в основе выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы.

Сейчас у социального контроля есть институциональная поддержка в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.

В Российской Федерации созданы специальные органы для реализации социального контроля: прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и другие. Функциями контроля также наделены депутаты различных уровней. Кроме государственных органов, большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Виды социального контроля

Внешний социальный контроль — комплекс методов и действий, которые приняты с целью соблюдения общественных форм поведения. Его разделяют на:

Формальный — проявляется в виде общественной похвалы или порицания. Его характеристики:

Осуществляется государственными органами, общественными организациями, СМИ и распространяется на всю государственную территорию.

Закреплен законодательством, указами, инструкциями.

Имеет направленность на ознакомление и принятие законов, господствующих в социуме.

Неформальный — проявляется в форме похвалы или порицания со стороны неофициальных лиц и выражен культурой СМИ. Его особенности:

Осуществляется в социальных институтах: семья, религия, одноклассники.

Большую эффективность приобретает в малых группах.

Внутренний социальный контроль — это когда индивид самостоятельно принимает решения о регулировании общественного поведения. В ходе социализации человек приобретает самоконтроль и может использовать механизм саморегуляции. Регуляция происходит через сознание, совесть и волю.

Сознание — способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Совесть — формирование норм поведения, ценностей у человека и действие в согласии с ними.

Воля — преодоление трудностей в общественном поведении через самостоятельную регуляцию поведения.

Читайте также:

      

  • Токарно винторезный станок тв 7 устройство назначение приемы работы кратко
  •   

  • Россия в конце 16 века внутренняя политика федора ивановича кратко
  •   

  • Новогодний сценарий в школе для старших классов 2021
  •   

  • Примерная программа по иностранному языку для начальной школы фгос
  •   

  • Конкурс ко дню учителя в начальной школе

Малофеевская
Виктория, 2БХО

Модуль
4. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ

Задания
для выполнения

1.Дайте
развернутое описание признаков социальных
норм с использованием иллюстративных
примеров.

Социальные
нормы характеризуются рядом признаков:

1.
Социальные нормы являются правилами
поведения людей. Они указывают, какими
должны или могут быть человеческие
поступки по мнению определенных
коллективов людей, различных организаций
или государства. Это образцы, в соответствии
с которыми люди сообразуют свое поведение.

2.
Социальные нормы — это правила поведения
общего характера (в отличие от
индивидуальных правил). Общий характер
социальной нормы выражается в том, что
ее требования относятся не к конкретному
лицу, а ко многим людям. В силу данного
свойства предписание нормы должно
исполняться всякий раз каждым, кто
окажется в сфере ее действия.

3.
Социальные нормы — это не только общие,
но и обязательные правила поведения
людей в обществе. Не только правовые,
но и все другие социальные нормы являются
обязательными для тех, к кому они
относятся. В необходимых случаях
обязательность социальных норм
обеспечивается принуждением. Поэтому
к лицам, нарушающим требования социальных
норм, в зависимости от характера нарушения
могут быть применены меры государственного
или общественного воздействия. Если
лицо совершило нарушение правовой
нормы, то к нему применяются меры
государственного принуждения. Нарушение
же требований моральной нормы (аморальный
поступок) может повлечь за собой
применение мер общественного воздействия:
общественного осуждения, порицания и
других мер.

Благодаря
указанным признакам социальные нормы
становятся важным регулятором общественных
отношений. Они активно воздействуют на
поведение людей и определяют его
направление в различных жизненных
ситуациях.

2.Используя
художественную литературу, подберите
пример, иллюстрирующий ресоциализацию
взрослого человека. Проанализируйте
данный процесс ресоциализации с
использованием концепции А. В. Петровского.

Например,
Робинзон Крузо, который был оторван от
общества на долгие годы, и ему пришлось
впоследствии заново социализироваться
в изменившемся мире.

Крузо
придётся принять новые социальные
условия, принять то, что от него ожидается
окружающими и выполнить это.

Задания для самостоятельной работы

1.Выпишите
в словарь основные понятия темы:
социальный контроль, социальные нормы,
социальные санкции, обычай, традиции.

Социальный
контроль — механизм, с помощью которого
общество и его подразделения (группы,
организации) обеспечивают соблюдение
определённых ограничений (условий),
нарушение которых наносит ущерб
функционированию социальной системы.
В качестве таких ограничений выступают
правовые и моральные нормы, обычаи,
административные решения.

Социальные
нормы — общепризнанные правила, образцы
поведения, стандарты деятельности,
обеспечивающие упорядоченность,
устойчивость и стабильность социального
взаимодействия индивидов и групп.

Социальные
санкции — оперативное средство соц.
контроля, соц. последствия действия в
рамках требований соц. ролей.

Обычай
— исходный, наиболее простой тип культурной
регуляции на основе целостных, привычных
образцов поведения, совершаемого по
установленному поводу в опр. время и в
опр. месте.

Традиции
— набор представлений, обычаев, привычек
и навыков практической деятельности,
передаваемых из поколения в поколение,
выступающих одним из регуляторов
общественных отношений.

2.Подготовьте описание-характеристику социального контроля в семье, школьном классе, студенческой группе, компании друзей, рабочей группе, государстве и т.Д. (на выбор).

Социальный
контроль на работе (в сфере труда).

Социальный
контроль в сфере труда представляет
собой групповое одобрение или осуждение
трудового поведения работника в
зависимости от сложившихся в коллективе
ценностей и норм (правил) трудового
поведения.

Социальный
контроль – это деятельность, направленная
на поддержание нормального поведения
индивида, группы или общества различными
средствами социального воздействия.
При этом важно обеспечить соответствие
трудового поведения общепринятым
социальным нормам.

К
отличительным признакам социального
контроля относят упорядоченность,
формализованность, категоричность
требований, предъявляемых к индивиду,
их нормативность, обеспеченность как
формальными, так и неформальными
санкциями.

Гибкость,
способность отличать различные в
социальном смысле отклонения от
социальных норм деятельности — одна
из необходимых характеристик социального
контроля.

Совокупное,
постоянное воздействие социального
контроля на индивида осуществляется
через множество реакций на его поведение,
через властные механизмы, социальные
санкции организаций, членов групп и
коллективов, имеющие как стихийный, так
и целенаправленный характер.

Социальный
контроль имеет сложную структуру,
которую составляют три взаимосвязанных
процесса:


наблюдение поведения;


оценка поведения с точки зрения социальных
норм;


реакция на поведение в форме санкций.

Эти
процессы свидетельствуют о наличии
социально-контрольных функций в трудовых
организациях.

Существуют
такие функции социального контроля:

• оценочная,
состоящая в оценке и сравнении поступков
работника с действующими нормами
поведения;

• стимулирующая
— реагирование на трудовое поведение
в целях его регулирования посредством
одобрения или осуждения;

• корректирующая
социальные отклонения — усиливающая
отклонения в ответ на неадекватное (“с
запасом”) применение власти или
смягчающая как реакция на терпимость
и минимизацию насилия;

• укрепления
трудовой дисциплины через целенаправленное
применение для этого социальных санкций
к трудовой и общественной деятельности
членов коллектива;

• социализационная
в качестве средства и механизма процесса
социализации индивида в трудовой сфере
путем согласования личностного поведения,
ценностных ориентации, ожиданий с
социально-трудовыми стандартами, а
также воспроизводства доминирующей
системы социально-трудовых отношений
и структур;

• стабилизационно-развивающая
производство, в рамках которой поведение
работника контролируется с точки зрения
результатов труда, взаимодействия с
другими, производительности труда и т.
д., а также с позиции экономической
рациональности и ответственности
(контроль за использованием ресурсов,
сбережением имущества и собственности,
оптимизацией затрат труда);

• физическая
защита человека (объектами контроля
становится соблюдение техники
безопасности, нормативного рабочего
времени и др.);

• моральная
и психическая защита работника.

Выделяется
три способа осуществления социального
контроля:

1.
Эффективное воспитание и социализация,
в процессе которых люди сознательно
принимают нормы и ценности общества,
его отдельных групп и социальных
институтов.

2.
Принуждение, применение определенных
санкций. Когда отдельный индивид, группа,
субъект управления не следует законам,
нормам, правилам, то общество прибегает
к принуждению, которое направлено на
преодоление отклонения от нормы, принятых
ценностей. В этом смысле социальный
контроль тесно связан с категориями
свободы и ответственности. В самом деле,
эффективное управление предполагает
проявление инициативы и творчества,
самостоятельности со стороны всех
субъектов управления, но свобода
невозможна без ответственности за
социальные последствия деятельности,
которая обычно наступает после
осуществления социального контроля.

3.
Политическая, нравственная, юридическая,
финансовая и другие формы ответственности.
Все большую роль играют такие формы
ответственности, как групповая, или
коллективная, культурные ценности,
традиции, групповые нормы. Эффективность
социального контроля целиком и полностью
зависит от характера и степени продвижения
страны к гражданскому обществу, институты
и организации которого способны
поддерживать и реализовывать интересы
и потребности своих членов, защищать
их вне и помимо государства. [2]

Таким
образом, ясно, что социальный контроль
не может быть сведен ни к учету, ни к
отчетности, а является сложными
управленческими отношениями, которые
пронизывают всю систему снизу доверху.
В то же время контроль может быть
рассмотрен как завершающая часть
управленческого процесса. В этом смысле
он та часть управленческого труда,
которая связана с наблюдением и проверкой
соответствия процесса функционирования
объекта принятым управленческим
решениям, а не только законам, нормам,
правилам.

6.Используя
работу С.Милграма, проанализируйте
факторы, влияющие на поведение жителей
больших американских городов. Оцените
влияние этих факторов на поведение
жителей больших российских городов.

Скученность
— субъективное ощущение нехватки
пространства — является фактором
стресса. Давка на задней площадке
автобуса, автомобильные пробки или
чрезмерное количество жильцов в комнате
студенческого общежития создают ощущение
неконтролируемости ситуации.

Стресс,
испытываемый животными в перенаселенном
замкнутом пространстве, повышает уровень
агрессивности. Конечно, между крысами
в клетке, оленями на острове и людьми в
большом городе существует заметная
разница. И все же, несомненно, в
густонаселенных городах происходит
большее количество преступлений и люди
там испытывают больший эмоциональный
дистресс. Жители густонаселенных
городов, в отличие от жителей городов
с меньшим населением, чаще испытывают
страх. Уровень преступности в Торонто
в четыре раза выше, чем в Гонконге. Но
гораздо больший процент жителей Гонконга
— их в четыре раза больше, чем жителей
в Торонто — сообщают о том, что они
боятся выходить на улицу.

Я
думаю, что в больших российских городах
присутствуют те же факторы, и их влияние
на поведение людей схоже.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Светило науки — 11970 ответов — 364324 помощи

Пример 1.
Представим, что я учусь в школе и мое поведение оставляет желать лучшего. Моих родителей в очередной раз вызывают в школу. Дома меня ждет наказание, например, неделю я не подхожу к компьютеру, телевизору, телефону, развлекаюсь только уроками. 

В данном примере мы можем видеть социальный контроль в семье. Мое отношение с обществом плохого качества, так как мое поведение плохое и родители используют такой механизм социального контроля как санкции.

Пример 2.
Я иду по улице, открываю конфету и выбрасываю фантик на тротуар. Бабушки на скамейке уже не обсуждают, а осуждают меня и даже отчитывают.

Это пример неформального социального контроля. В данном случае, бабушки используют такой механизм социального контроля, как социальные нормы. 

Я назвала только негативные примеры, но есть и позитивные. Если я переведу бабушку через дорогу или помогу кому-то поднять сумки, в ответ услышу благодарность. В таком случае, благодарность также является социальным контролем, но положительным.

Кроме того, социальный контроль бывает внутренним и внешним. Примеры выше подходят для демонстрации внешнего контроля. А если я останавливаю себе перед поступком или мотивирую за деятельность, это — внутренний социальный контроль.

Для благополучного существования любого общества необходимо, чтобы каждый человек понимал, что его поведение влияет на окружающих. Следовательно, он должен придерживаться определённых правил, принятых в этом обществе. Увы, далеко не все готовы следовать правилам добровольно. А значит, необходимо предпринимать меры, обеспечивающие порядок и соблюдение общепринятых правил.

Эту задачу решает особый социальный институт, в той или иной форме существующий в любом обществе – социальный контроль. Сегодня мы подробно поговорим о том, что он собой представляет, выясним, какие формы он может принимать, и рассмотрим несколько примеров, наглядно объясняющих его природу и принципы функционирования.

Что такое социальный контроль?

Социальный контроль – это совокупность мер, предпринимаемых для того, чтобы поведение всех людей соответствовало нормам и правилам, принятым в данном обществе. По сути, социальный контроль является основным инструментом поддержания устойчивости социальной структуры. Он включает в себя разные методы, посредством которых общество или социальная группа регулирует поведение своих членов и предотвращает нежелательные поступки.

Автором термина считается французский социолог и криминолог Габриель Тард. Правда, сам он называл так метод общественной реабилитации преступников с целью возвращения их к нормальной жизни. Позже смысл термина расширился, и сегодня данное понятие относится ко всем членам общества.

Социальный контроль включает в себя два ключевых элемента:

  • Социальные нормы. Это правила поведения и взаимодействия с окружающими, принятые в данном обществе. Сюда входят и формальные требования к поведению (законы и прочие нормативно-правовые акты), и неформальные (нормы морали, религиозные каноны и обычаи).
  • Социальные санкции. Это поощрения и наказания, призванные мотивировать человека соблюдать социальные нормы. К поощрительным санкциям относятся всевозможные награждения, премии, присвоение званий и публичные благодарности, а к отрицательным – лишение свободы, лишение званий и привилегий, увольнение, штрафы и прочее.

Ключевая задача социального контроля – обеспечение соблюдения каждым членом общества общепринятых норм поведения. При этом нет необходимости в том, чтобы постоянно контролировать все действия каждого отдельно взятого человека, проверять их соответствие нормам и навязывать ему «правильное» поведение насильственными методами. Влияние социального контроля часто бывает незаметным и практически неощутимым.

Хорошо воспитанные люди, как правило, сами тщательно следят за своим поведением, стараясь соответствовать общепринятым правилам и боясь не оправдать ожидания общества. И это тоже проявление социального контроля. Как правило, человек усваивает социальные нормы ещё в детстве, в процессе социализации, и в дальнейшем соблюдает их, особо не задумываясь над этим, поскольку его собственные принципы и ценности полностью соответствуют общественным.

Примеры социального контроля

Очевидно, что в той или иной форме социальный контроль присутствует во всех сферах жизни общества. Если быть более точным, он есть везде, где происходит какое-то взаимодействие людей с социумом или между собой. Именно общественный контроль заставляет нас соблюдать законы и правила дорожного движения, вовремя приходить на работу, соблюдать взятые на себя обязательства и выполнять данные обещания, вежливо общаться с окружающими и в целом уважительно к ним относиться.

Для того, чтобы общественный контроль был эффективен, необходимы общепринятые и общеизвестные социальные нормы. Если человек по каким-то причинам не знает, как принято вести себя в определённой ситуации, он может принять неправильное решение.

Рассмотрим несколько примеров социального контроля:

  • Отношение к учёбе в школе. Если школьник плохо учится, то ему приходится регулярно показывать родителям дневник с плохими оценками. А в некоторых случаях родителей и вовсе могут вызвать в школу. В таких случаях школьнику придётся столкнуться с наказанием. Если же он, наоборот, успешен в учебе, родители могут как-то поощрить его за успехи. Это форма социального контроля в семье.
  • Отношение к чистоте. Любой хорошо воспитанный взрослый человек знает, что выбрасывать мусор нужно в урну, а не на тротуар или в кусты. Но это знание возникает не само по себе. Чаще всего оно является следствием вполне конкретной ситуации, в которой этот человек бросил мусор под ноги и столкнулся с осуждением со стороны окружающих. Это также проявление социального контроля.
  • Некрасивые высказывания и поступки. Иногда мы произносим какие-то неудачные фразы или совершаем некрасивые поступки. И даже если это никому не навредило, мы всё равно стараемся впредь избегать подобных ошибок, чтобы не разочаровывать близких. Это форма социального контроля, заключающаяся в том, что мы стремимся выглядеть лучше в глазах небезразличных нам людей и стараемся соответствовать их ожиданиям.

Конечно, эти примеры не объясняют в полной мере, что такое социальный контроль, ведь это сложное и многогранное понятие. Они лишь дают понимание механизма, который лежит в его основе. Важно учитывать, что социальный контроль работает не столько из-за страха человека перед санкциями, сколько из-за его желания соответствовать ожиданиям окружающих людей.

Виды социального контроля

Существует два основных вида социального контроля: формальный и неформальный. Оба они играют важную роль и взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Формальный

Формальный социальный контроль – это механизм охраны общественного порядка, подразумевающий наличие формализованных правил поведения и системы принуждения к соблюдению этих правил. Его реализацией занимаются полиция, прокуратура и другие органы государственной правоохранительной системы.

Законы и нормативно правовые акты жёстко устанавливают, какие действия являются правонарушениями и какие наказания полагаются за каждое из них. Решения по наказаниям за правонарушения также принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством.

Преимущество формального социального контроля заключается в том, что за счёт боязни наказания он удерживает от нарушения законов лиц, склонных к совершению преступлений в силу низкой правовой культуры и прочих факторов.

2. Неформальный

Как было отмечено выше, большинство из нас придаёт большое значение одобрению и порицанию своих поступков окружающими. Как правило, основными субъектами такого контроля являются ближайшие родственники, друзья, коллеги, начальство и люди, к которым мы относимся с уважением. Важную роль играет также общественное мнение, которое формируется преимущественно силами СМИ.

В роли поощрительной санкции общественного контроля обычно выступает одобрение и общее повышение уважения к человеку. Роль наказания исполняют порицание, репутационный ущерб, ухудшение отношений с близкими людьми. Кроме того, если человек не является социопатом, у него обычно присутствует такой механизм социального самоконтроля как совесть.

Социальные санкции

Роль исполнительного механизма социального контроля играют социальные санкции – меры, применяемые для поощрения желательного поведения и предотвращения нежелательного. Очевидно, что все санкции можно разделить на позитивные (поощрения) и негативные (наказания). Кроме того, можно выделить две группы по степени формальности: формальные и неформальные.

Таким образом, всего существует 4 вида социальных санкций:

  • Формальные позитивные. Это поощрения, исходящие от официальных органов (государства, учебного заведения, фирмы-работодателя): награды, премии, грамоты, повышение в должности, присуждение звания, объявление благодарности и прочее.
  • Формальные негативные. Сюда входят меры наказания, исходящие от официальных органов: штрафы, выговоры, понижение в должности или звании, лишение водительских прав и прочее.
  • Неформальные позитивные. Это различные поощрения, исходящие от окружающих: похвалы, комплименты, одобрительные высказывания, принятие в коллектив.
  • Неформальные негативные. Сюда относятся насмешки, критика, жалобы, игнорирование, исключение из коллектива и прочие нежелательные последствия.

И формальные, и неформальные социальные санкции способствуют формированию у индивида поведения, которое будет максимально точно соответствовать действующим в данном обществе законам и социальным нормам. При этом у него не будет ощущения, что он «прогнулся» под систему, потому что он принимает действующие ценности и считает их своими собственными.

Механизм осуществления социального контроля

Для осуществления социального контроля используется три основных метода:

  • Социальная изоляция. Нарушителя помещают в условия, в которых у него сильно ограничена возможность общения с другими членами общества. В случае формального контроля это подразумевает ограничение свободы. В случае неформального – игнорирование, отказ от общения, исключение из коллектива.
  • Обособление. Данный метод подразумевает ограничение отдельных возможностей нарушителя. К примеру, индивиду могут ограничить возможность перемещения (домашний арест) или возможность выполнять какие-то действия (например, изъять водительское удостоверение).
  • Реабилитация. Это совокупность мер, направленных на исправление нарушителя с целью исключить нежелательное поведение в будущем.

При выработке механизмов осуществления социального контроля важно помнить, что задача состоит не в том, чтобы наказать нарушителя, а в том, чтобы найти причины девиантного поведения и минимизировать их влияние.

Функции социального контроля

Для полного понимания того, что такое социальный контроль, необходимо знать также основные функции, которые он выполняет. В качестве таковых можно назвать следующие функции:

  • Охранительная. Суть данной функции заключается в защите жизни, свободы и имущества от потенциального вреда.
  • Регулятивная. Эта функция подразумевает регулирование всех общественных процессов с целью создания максимально комфортных условий для жизни общества и отдельных его членов.
  • Стабилизирующая. Социальный контроль должен обеспечивать общественный порядок и стабильное функционирование всех социальных институтов, необходимых обществу.

Принципы социального контроля

Существует три основных принципа, которых необходимо придерживаться при осуществлении социального контроля, независимо от его вида и используемых методов:

  • Он всегда должен быть направлен на стимулирование общественно полезного поведения и предотвращение общественного вредного.
  • Применяемые санкции всегда должны соответствовать тяжести и общественной опасности нарушения, сохраняя при этом возможность социальной реабилитации нарушителя.
  • Никакая санкция не должна унижать достоинство личности, вместо этого должно быть очевидно, что она справедлива и соответствует нарушению.

Интересно, что сам по себе социальный контроль не является деятельностью, направленное на создание каких-либо общественных ценностей. Он не создаёт какого-либо ценного продукта или прибавочной стоимости. Однако он необходим, поскольку без него невозможно полноценное функционирование общества.

Заключение

Социальный контроль – это важный элемент нашей жизнедеятельности, присутствующий во всех сферах общественной жизни. Для большинства из нас этот социальный институт практически незаметен, поскольку он действует «прозрачно», заставляя нас корректировать своё поведение в соответствии с собственными нравственными установками, которые в значительной мере основываются на принятых в обществе моральных нормах. Но несмотря на такую неприметность, социальный контроль является одним из важнейших столпов современного общества, от которого зависит порядок и стабильность нашей повседневной жизни.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Особой формой социального контроля является этикет.

Этикетэто установленный порядок поведения, форм об­хождения или совокупность правил поведения, касающихся внеш­него проявления отношения к людям.

Данной формы контроля стараются придержи­ваться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы.

На основе анализа вышеназванных форм социального контроля можно сделать несколько выводов:

Во-первых, любой член об­щества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля.

Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни.

Во-вторых, соци­альный контроль не всегда осознается индивидом.

В-третьих, социальный контроль — это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собствен­ную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.

Если человек живет в обществе, он не может игнорировать со­циальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе го­ворить и действовать, не обращая внимания на социальную регу­ляцию поведения.

Например,

общеизвестно право шута говорить то, что он хочет;

право ребенка действовать вне зависимости от социаль­ного контроля.

Юродивый в трагедии А.С. Пушкина «Борис Го­дунов» имеет право ребенка: говорить истину;

Шекспировскому герою Гамлету необходимо было притвориться сумасшедшим, чтобы открыто говорить то, что он думает, и поступать так, как он хочет, не вызывая жестких социальных санкций.

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главному герою — Чацкому достаточно было нарушить правила этикета, чтобы о нем заговорили как о ненормальном.

Многие сюжеты художественных произведе­ний связаны с идеей освобождения личности от социального дав­ления, и лишь в немногих из них мы можем обнаружить финал, в котором человек выходит из-под влияния социального контроля без трагической развязки.

Вопросы по теме

Что такое социальный контроль?

Может ли существовать общество без социального контроля? Обоснуйте ответ.

Обоснуйте необходимость изучения темы «Социальный контроль» в рам­ках социальной психологии, исходя из ее предмета.

Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?

Назовите главное условие эффективности санкций.

Чем обычаи отличаются от традиций?

Как вы думаете, при каких услови­ях обычай становится традицией?

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте описание-характеристику социального контроля в семье, студенческой группе, компании друзей, профессиональной группе, государстве и т.д. (на выбор).

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

… И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!

Пушкин А. С. «Евгений Онегин»

Социальный контроль: экспектации, нормы и санкции. Со­циальные нормы. Виды санкций. Формы социального контроля.

Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек свя­зан с обществом, в котором он проживает и огромным количеством нормативных систем.

Общество значительно определяет жизнедеятельность человека. Так, воспитываясь в опре­деленной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаб­лоны поведения, формируя собственные цели и ценности, инди­вид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них.

Социальный контрольэто влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведе­ние человека. В широком социально-психологическом смысле со­циальный контроль охватывает все возможные сферы влияния.

Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жест­кими являются нормы.

Например, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых групповых норм в отличие от группы студентов­-старшекурсников. Когда нормы закрепляются, они начинают ре­гулировать внутригрупповые отношения. Поэтому в группе аби­туриентов социальный контроль значительно слабее, чем в группе студентов-старшекурсников. Старшекурсники уже хорошо знают друг друга и знают, что от кого можно ожидать. Студенту стар­шего курса невозможно изменить свое поведение или манеры, не вызывая удивления окружающих, в то время как абитуриент мо­жет делать это совершенно свободно.

Социальные нормы имеют вполне определенные особенности и признаки.

Наиболее значимыми признаками социальных норм являются:

Общезначимостьнормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства.

Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он спо­собен сделать это, не вызывая негативного общественного

мне­ния.

Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества;

Если нормы являются групповыми, то их общезначи­мость ограничивается рамками данной группы.

Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов.

Есть нормы, которые являются эталонами поведения только в малых группах и связаны с определенными традициями.

Посто­ронний человек, попав в группу и не зная ее норм, может почувст­вовать неловкость.

Поэтому, когда субъект первый раз принимает участие в каком-то собрании или приходит на праздник в незна­комую компанию, он прежде всего старается понять нормы груп­пы, т. е. уяснить, что принято и чего не принято здесь делать.

Индивид не может прий­ти в незнакомую группу и диктовать там правила (за редким ис­ключением). Такое поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное.

Вторым признаком норм является возможность применения группой или обществом санкцийнаград или наказаний, одобре­ния или порицания.

Третий признак нормы ­ наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах:

во­первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно;

во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам.

Стремление человека к психологическому комфорту будет на­правлять его к установлению баланса между внешним и внутрен­ним миром.

Если субъект патологически нарушает социальные нормы, это называется феноменом социопатии или антисоциальное по­ведение и рассматривается как одна из наиболее сложных форм социальной дезадаптации человека.

Четвертый признак социальных норм — взаимозависимость.

В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они об­разуют сложные системы, регулирующие действия людей.

Норма­тивные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличностного.

Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Такое противоречие — естественное явление, поскольку нормы определяются группами, а группы могут быть самыми разными.

Например, Поведение группы преступников противоречит нормам общества, однако сами преступники имеют свои собственные социальные нормы, нарушение которых может караться весьма жесткими санкциями. Вполне понятно, что нормы общества и нормы такой группы конфликтны. Но они взаимозависимы, ибо действия пре­ступников осуществляются в конкретном обществе и социальной группе с их вполне определенными правилами. В то же время об­щество стремится усовершенствовать нормы и санкции для пре­дотвращения деятельности антисоциальных групп.

Пятым признаком или особенностью норм является масштаб­ность.

Нормы различаются по масштабу на собственно социаль­ные и групповые.

Социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы соци­ального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д.

Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки).

Есть нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно от­нести к социальным и групповым (табу).

Если человек явно нарушает социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать.

В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых чле­ны группы или общество стремятся привести поведение человека к норме.

В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание:

Оно может быть легким, как, например, прекращение разговора или негативная эмоциональная реакция,

а может быть и более жестким, вплоть до привлечения к суду.

Все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми.

Социальная санкциямера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Выделяют следующие виды санкций:

негативные и позитивные,

формальные и неформальные.

Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм.

По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Таким образом, можно выделить четыре типа санкций:

фор­мальные негативные,

формальные позитивные,

неформальные не­гативные,

неформальные позитивные.

Например, пятерка за ответ студента на занятии — формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций.

Пример, Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.

Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.

Например, наказание ребенок может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при на­казании, не соответствующем проступку, ребенок будет считать, что с ним поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма, де­лая «назло родителям».

Основные формы соци­ального контроля.

Формы социального контроляэто способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп.

Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную.

Наи­более распространенными формами социального контроля являются:

законы,

табу,

обычаи,

тра­диции,

мораль и нравы,

этикет, манеры, привычки и т.д.

Законсовокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства.

Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни.

Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с законами.

Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.

Напри­мер, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера.

Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля.

Табу

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу.

Табу система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями — такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Например, студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу — это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Обычаи

Обычаиповторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе.

Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая — распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
  |  

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм…

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени…

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил…

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Опыт страховой компании показывает что страховой случай приходится примерно на каждый пятый договор
  • Ориентация бизнеса на работу с клиентами через мобильную версию сайта в связи с большим количеством
  • Отсутствие барьеров для осуществления бизнеса значительные размеры стартового капитала установление
  • Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для
  • Охарактеризуйте с точки зрения принадлежности к реквизитам следующий фрагмент зам директора плюхину