Оказание услуг иностранной компании налог на прибыль

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Иностранные организации наряду с российскими организациями являются плательщиками налога на прибыль. Однако обязанность уплатить данный налог у них возникает лишь при условии осуществления деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство и при получении доходов от источников в Российской Федерации.

В случае же, когда зарубежная компания не имеет постоянного представительства на территории нашей страны, обязанность исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на прибыль возлагается на выплачивающую ему этот доход российскую организацию либо на иностранную организацию, которая осуществляет свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.

Данные юридические лица будут выступать налоговыми агентами в отношении своих иностранных партнеров. В настоящей статье мы рассмотрим основные обязанности таких налоговых агентов, их ответственность, а также особенности оформления документов, которые им нужно предоставить в налоговые органы по месту своего учета.

Получили прибыль? Заплатите налог

Перечень полученных иностранным контрагентом доходов, которые подлежат обложению налогом на прибыль и в связи с этим должны быть удержаны налоговым агентом, установлен в п. 1 ст. 309 НК РФ. Для удобства приведем их в таблице, параллельно указав соответствующие ставки налога на прибыль, установленные ст. 284 НК РФ.

Вид налогооблагаемого дохода Ставка налога на прибыль, %
Дивиденды, выплачиваемые российской организацией (пп. 1 п. 1 ст. 309) 15
Доходы, получаемые в результате распределения прибыли в пользу иностранных организаций или имущества, в том числе при их ликвидации (пп. 2 п. 1 ст. 309) 20
Процентный доход, получаемый по долговым обязательствам любого вида, в том числе: доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (пп. 3 п. 1 ст. 309) 15, 20 или 9 (иногда 0)*
Доходы от предоставления в Российской Федерации   прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности: авторские  права на произведения литературы, искусства, науки, патенты, товарные знаки и т.д. (пп. 4 п. 1 ст. 309) 20
Доходы от продажи акций (долей) российских предприятий, более 50% активов которых состоит из недвижимого  имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (пп. 5 п. 1 ст. 309) 20
Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309) 20
Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинга. (пп. 7 п. 1 ст. 309) 20
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (пп. 7 п. 1 ст. 309) 10
Доходы от международных перевозок, в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках (пп. 8 п. 1 ст. 309) 10
Штраф и пени за нарушение российскими лицами, госорганами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств (пп. 8 п. 1 ст. 309) 20
Иные аналогичные доходы (пп. 9 п. 1 ст. 309) 20

* Ставка 15% действует в отношении доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.
 Ставка 9% применяется по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Ставка 0% действует по отношению к доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.
Ставка 20% применяется по доходам по иным долговым обязательствам российских организаций.

Указанный перечень доходов, полученных от источников в Российской Федерации, не является исчерпывающим. Так, к «иным аналогичным доходам», по мнению Минфина, высказанному в Письме от 11.07.2007 N 03-03-06/1/478, могут быть отнесены доходы от реализации на территории РФ импортных товаров на условиях договоров торгового посредничества иностранных организаций с российскими организациями и гражданами, доходы за предоставление иностранной организации персонала для работы на территории РФ в другой организации.

Не все однозначно и со ставками налога на прибыль, подлежащего уплате с таких доходов. Они не применяются, если зарубежный контрагент является резидентом государства, с которым наша страна заключила международный договор об избежании двойного налогообложения, и в этом договоре указаны пониженные ставки, либо и вовсе предусмотрено освобождение от налогообложения.
На сегодняшний день Российская Федерация заключила с другими странами свыше 80 международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налога на прибыль (далее – международные договоры об избежании двойного налогообложения). В число таких стран входят, в частности: Бразилия, Куба, Австралия, Новая Зеландия, Греция, Австрия, Таиланд, Грузия, Литва, Киргизия, Испания, Кипр, Туркменистан, Турция, КНДР, Египет, Азербайджан, Таджикистан, Индия, Армения, Нидерланды, Франция, Казахстан, Германия, Финляндия, Молдова, Италия, Чехия, Швейцария, Канада, Беларусь, Украина, Китай, Израиль, Венгрия, Узбекистан, Англия, Швеции, Вьетнам, США, Польша, Япония и другие. (Прим. автора: Более полную информацию о данных международных договорах, как, собственно, и сами тексты этих документов, вы можете найти в системе ГАРАНТ).

Еще один важный момент: все полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерациидоходы являются объектом обложения по налогу на прибыль независимо от формы, в которой они были получены: в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации. Это правило предусмотрено в п. 3 ст. 309 НК РФ. Согласно п. 5 ст. 309 НК РФ налоговая база по вышеуказанным доходам и сумма удерживаемого с них налога на прибыль исчисляются в той валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. В свою очередь расходы, произведенные в другой валюте, также должны исчисляться в той же валюте, в которой был получен доход по официальному курсу Банка России на дату их осуществления. Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается налоговыми агентами при каждой выплате этих доходов и  перечисляется в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода.

Если же доход выплачивается в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму получаемого в денежной форме дохода, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив при этом такой доход на сумму расходов (абз. 8 п. 1 ст. 310 НК РФ). Обращаем ваше внимание на то, что не все получаемые в нашей стране иностранными организациями доходы признаются доходами от источников в Российской Федерации и облагаются налогом на прибыль.

К примеру, на основании п. 2 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (за исключением, продажи акций российских компаний и находящейся на территории России недвижимости), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, которые не приводят к образованию постоянного представительства, не признаются доходами от источников в Российской Федерации и не подлежат удержанию налоговым агентом. Сюда же относятся и премии по перестрахованию и тантьемы (Прим. автора: а что такое тантьемы – это тема для отдельной статьи), уплачиваемые иностранному партнеру.

В российском законодательстве предусмотрены ситуации, когда налоговый агент не обязан удерживать суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям. Это возможно, в частности, когда:
1) выплачиваемый доход относится к получающей такой доход иностранной организации, имеющей в Российской Федерации постоянное представительство, при условии уведомления об этом налогового агента и при предоставлении ему нотариально заверенной копии свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленной не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;
2) выплачиваемый иностранной организации доход облагается по нулевой ставке налога на прибыль;
3) полученные при выполнении соглашений о разделе продукции доходы в соответствии с нашим законодательством освобождены от удержания налога;
4) выплачивается доход, который на основании международных договоров не облагается налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту соответствующего подтверждения. Если же речь идет о выплате дохода российскими банками по операциям с иностранными банками, то подтверждение факта постоянного местонахождения банка в иностранном государстве не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников;
5) выплачивается доход организациям, являющимся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр.

Контрагенты, предъявите ваши документы!

В соответствии с п. 3 ст. 310 НК РФ если иностранная организация является резидентом государства, с которым наша страна имеет действующий международный договор об избежании двойного налогообложения, то получаемые ею доходы от источника в Российской Федерации подлежат налогообложению в порядке, установленном таким договором, при условии соблюдения этой иностранной организацией процедур, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ. Давайте разберемся, что это за процедуры.

Итак, согласно п. 1 ст. 312 НК РФ для того, чтобы воспользоваться  предусмотренным международным договором правом на применение в отношении доходов, полученных от источников в нашей стране, пониженных ставок налога на прибыль или на освобождение от налогообложения, зарубежный контрагент должен предоставить выплачивающей ему доход организации письменное подтверждение своего постоянного местонахождения в государстве – участнике такого договора.  Причем этот документ должен быть предоставлен до даты выплаты дохода.

На данный момент действующим российским законодательством не установлено обязательной формы такого подтверждения. Здесь на помощь налогоплательщику приходит п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее – Методические рекомендации). Данный нормативный правовой акт содержит разъяснения о форме и порядке оформления и представления таких подтверждений.

В частности, в нем предусмотрено, что документами, подтверждающими постоянное местопребывание иностранной организации, являются справки, составленные в произвольной форме. При этом в справках должна содержаться следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
«Подтверждается, что организация __________ (наименование организации) является (являлась) в течение _________ (указывается период) лицом с постоянным местопребыванием в ________ (указывается государство) в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией и (указывается иностранное государство)».

К такому документу действующее законодательство предъявляет несколько обязательных требований:

  • В нем должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Этот период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются доходы, выплачиваемые иностранной организации.

Если же конкретный период, в отношении которого подтверждается резидентство в иностранном государстве, не указан, то таким периодом, согласно Письму УФНС России по г. Москве от 12.12.2006 N 20-12/109629, признается календарный год, в котором был выдан указанный документ. Кроме того, в Письме налоговики высказали мнение о том, что Налоговый кодекс РФ не содержит положений, запрещающих представлять освобождение от удержания налога на прибыль у источника выплаты доходов, при выплате дохода в начале календарного года в случае представления справки, датированной декабрем прошедшего календарного года и переведенной на русский язык до его даты выплаты.

  • Он должен быть переведен на русский язык (п. 1 ст. 312 НК РФ).
  • Должны стоять печать (штамп) компетентного органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.
  • Документ должен быть легализован в установленном порядке или на нем должен быть проставлен апостиль.

В Методических рекомендациях также указано, что документы, подтверждающие постоянное место нахождения  иностранной организации за рубежом, могут быть (но не должны!) составлены по формам, разработанным ранее в этих целях в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется.
Предоставление налоговому агенту вышеперечисленных документов допускается не в оригинале, а в нотариально заверенных копиях таких документов.

Важное дополнение: свидетельства о регистрации на территории иностранных государств, сертификаты об инкорпорации, выписки из торговых реестров и т.п. не являются документами, подтверждающими в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Об этом не устают напоминать фискальные органы (см., к примеру, письма УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049833 и Минфина РФ от 18.07.2008 N 03-03-06/1/411).

Между тем, некоторые суды (но не все!) в ряде случаев признают такие документы надлежащим подтверждением постоянного места нахождения организации в иностранном государстве (см, к примеру, постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.01.2008 N А56-2953/2007, ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2007 N А56-44015/2006, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2009 N А53-18520/2008-С5-14, ФАС Московского округа от 05.03.2009 N КА-А40/13393-08). Так что если у вас есть желание помериться в суде силами с налоговыми органами — дерзайте, но помните о возможных нежелательных последствиях…

Тем же, кто не настроен «ругаться» с фискалами, при возникновении сомнений в легитимности документов, подтверждающих резидентство зарубежных партнеров, рекомендуем обращаться в Управление международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России. Имея на руках письменный ответ от ФНС, вы сможете защитить себя от возможных претензий со стороны налоговых инспекторов.
Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат и видов выплачиваемых доходов. То есть, если вы планируете заключить с одной и той же иностранной организацией несколько договоров, то вам не нужно от нее требовать предоставлять подтверждение по каждому новому договору.

Кто тут самый компетентный?

На практике очень часто возникают спорные моменты относительно того, какие органы иностранных государств компетентны выдавать справки-подтверждения. Ответы на эти вопросы содержатся в соответствующих международных договорах об избежании двойного налогообложения.

К примеру, в роли такого компетентного органа могут выступать:

  • в Великобритании — Служба внутренних доходов или уполномоченный ею представитель (пп. «i» п. 1 ст. 1 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Москва, 15 февраля 1994 года));
  • в Германии — Федеральное министерство финансов или уполномоченный им орган (пп. «f» п. 1 ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 29 мая 1996 года)
  • в Норвегии — Министр финансов и таможен или уполномоченный  им представитель (пп. «i» п. 1 ст. 3 Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (Осло, 26 марта 1996 года));
  • в Китае — Государственная Налоговая Администрация или уполномоченный ею представитель (пп. «h» п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Пекин, 27 мая 1994 года));
  • в Израиле — Министр финансов или уполномоченный им представитель (пп. «ii» п. 1 с т. 3 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 25 апреля 1994 года));
  • во Франции — Министр, отвечающей за бюджет или уполномоченный  им представитель (пп. «i» п. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество (Париж, 26 ноября 1996 года)).

Как мы видим, формулировки данных международных документов довольно обтекаемые, и без предварительного анализа внутреннего законодательства соответствующего государства нельзя однозначно определить, какой орган является таким «уполномоченным представителем». Причем нередко это затрудняются сделать и сами иностранные контрагенты.

Применительно к такой ситуации будет уместен уже данный выше совет: если есть сомнения относительного компетентного органа – обращайтесь в ФНС России или же в Минфин России. Последний, являясь компетентным органом в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, готов оказывать содействие в получении нужной информации.

Кстати, свою готовность помочь налогоплательщикам финансовое ведомство уже неоднократно демонстрировало на практике, разъясняя, кто же вправе выступать в качестве компетентных органов иностранных государств, уполномоченных ставить подпись и печать на справках, подтверждающих резиденство зарубежной организации. Так, в своих письмах от 06.04.2005 N 03-08-07 и от 08.10.2008 N 03-08-05/6 Минфин расставил точки над «i» относительно компетентных лиц Кипра, Германии и Нидерландов. Анализ этих писем показывает, что справки, подтверждающие статус налоговых резидентов, вправе выдавать местные налоговые органы этих стран.

Апостиль: быть или не быть?

Как мы уже писали выше, документ, подтверждающий постоянное место нахождения иностранного партнера на территории другого государства, с которым Российская Федерация заключила соответствующий международный договор, должен содержать апостиль.

Понятие апостиля и порядок его применения содержатся в Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года (далее — Гаагская конвенция), ратифицированной Российской Федерацией. Согласно абз. 1 ст. 3 Гаагской конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи и качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Согласно Приложению к Гаагской конвенции апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см. и выглядит следующим образом:

APOSTILLE

(Convention de la Haye du 5 octobre 1961

1. Страна

Настоящий официальный документ

2. был подписан (фамилия)___________________________________

3. выступающим в качестве ___________________________________

4. скреплен печатью/штампом (название учреждения)_____________

Удостоверено

5.___________ в  6. (дата) _____________________________________

7. (название удостоверяющего органа) __________________________

 8. за N______________________________________________________

 9. печать /штамп  10. подпись __________

А теперь внимание: важная информация! Спешим вас обрадовать: есть ряд ситуаций, когда в отношении такого ценного документа, как письменное подтверждение места нахождения организации-партнера на территории государства – участника международного договора об избежании двойного налогообложения, не требуется соблюдать процедуру легализации или проставления апостиля.

Это касается случаев, когда законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации (основание — абз. 2 ст. 3 Гаагской конвенции). Российской Федерацией с рядом государств были достигнуты взаимные договоренности о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство иностранных компаний.

Итак, запоминайте перечень этих государств, опубликованный в Письме ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 «О подтверждении постоянного местопребывания»: Белоруссия, Украина,Молдова,Казахстан, Узбекистан, Киргизская Республика, Таджикистан, Армения, Азербайджан, Соединенные Штаты Америки, Кипр, Словакия. То есть, наши налоговые органы обязаны принять без легализации и апостиля справки-подтверждения от иностранных организаций из этих стран (!).

Возврат ранее удержанного налога

Как известно, процесс формирования пакета нужных бумаг – дело долгое и хлопотное, а потому не всегда зарубежные партнеры успевают предоставить письменное подтверждение своего резиденства в иностранном государстве до момента выплаты им налоговым агентом дохода от источников в Российской Федерации. В таком случае налоговый агент должен удержать с выплачиваемых доходов налог на прибыль по установленным в ст. 284 НК РФ ставкам.
Если заветная бумага все же окажется в распоряжении налогового агента, но после удержания и перечисления им в российский бюджет налога на прибыль с выплаченного иностранному партнеру дохода, придется проводить процедуру возврата полного (когда в международном договоре предусмотрено освобождение данных доходов от налогообложения) или частичного (когда применяются пониженные ставки налога) ранее удержанного налога. В такой ситуации возврат налога осуществляется по общим правилам, с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 312 НК РФ.
В частности, положением этой статьи установлено, что возврат возможен лишь при предоставлении иностранной организацией следующих документов:

  • заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой ФНС России.

(Прим. автора: ранее формы таких заявлений были утверждены Приказом МНС РФ от 15.01.2002 N БГ-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации». Однако Приказом ФНС России от 21.10.2008 N ММ-3-3/478@ они были исключены из текста Приказа, хотя сам документ по-прежнему действует.)

  • письменного подтверждения резидентства иностранного контрагента в государстве-участнике заключенного с Российской Федерацией международного договора, заверенного компетентным органом этого иностранного государства;
  • копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы подлежащего возврату налога в российский бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства.

Примите к сведению, что налоговым органам запрещено требовать представление иных,  помимо приведенных в п. 2 ст. 312 НК РФ, документов.
Вышеперечисленные документы должны быть переведены на русский язык. При этом нотариального заверения контрактов, платежных документов и их перевода на русский язык не требуется. Документы представляются иностранной организацией-получателем дохода в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен такой доход. Ранее удержанный и уплаченный налог возвращается в валюте Российской Федерации.

Необходимо известить

Не забудьте о такой важной обязанности налогового агента, предусмотренной п. 4 ст. 310 НК РФ, как информирование налогового органа по месту своего нахождения о суммах выплаченных иностранным компаниям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период.
Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 2.01.2002 N БГ-3-23/31, а инструкция по его заполнению содержится в Приказе МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.
Подробно на этом моменте мы останавливаться не будем, так это тема для отдельной статьи. Отметим лишь один спорный вопрос относительно того, нужно ли предоставлять налоговый расчет при выплате иностранному контрагенту доходов от источников в Российской Федерации, которые на основании действующих международных договоров освобождены от обложения налогом на прибыль. По этому поводу имеется противоречивая судебная практика.
Так, одни суды, ссылаясь на п. 1 ст. 24, ст. 310 и п. 1 ст. 312 НК РФ, считают, что в такой ситуации российская компания или иностранная организация, имеющая в нашей стране постоянное представительство, освобождаются от обязанности исчислить и удержать налог, но не от статуса налогового агента  (см. постановления ФАС Уральского округа от 21.12.2005 N Ф09-5846/05-С7, ФАС Московского округа от 17.10.2006 N КА-А40/9925-06). Оставаясь налоговым агентом, они обязаны исполнить требование п. 4 ст. 310 НК РФ и предоставить налоговый расчет.

Другие суды придерживаются противоположного мнения, полагая, что поскольку доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу, имеющему постоянное место нахождения за границей, освобождаются в Российской Федерации от обложения налогом на прибыль, то организация, выплачивающая такие доходы, не признается налоговым агентом в отношении указанных видов доходов и, соответственно, не должна представлять налоговый расчет (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2005 N А82-15312/2004-14, ФАС Центрального округа от 01.11.2006 N А35-1016/06-С15, ФАС Поволжского округа от 12.03.2009 N А72-5266/2008).

Не предоставили документы  – платите штраф

И напоследок, давайте поговорим об ответственности за нарушение перечисленных в этой статье обязательных требований. Теперь обо всем по порядку.

  • За непредставление документов, подтверждающих постоянное местонахождение в иностранных государствах зарубежных партнеров, которым налоговый агент выплачивает доход от источников в Российской Федерации, последний будет привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
  • Если налоговый агент предоставил в инспекцию подтверждение о месте нахождения на территории другого государства своего зарубежного контрагента и этот документ не содержит апостиля, а фискалы и судебные органы придут к выводу о необходимости его апостилирования, то налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности за неправомерное неперечисление и / или неполное перечисление сумм налога  прибыль. Штраф за данную провинность установлен в размере 20% от суммы налога, подлежащей перечислению в российский бюджет (ст. 123 НК РФ).
  • За неисполнение обязанности по представлению налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов налоговый агент несет также ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ.

К сведению
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под иностранными организациями понимаются компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации и созданные на территории Российской Федерации филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций.

приобретение услуг у иностранного юрлица, НДС, налог на прибыль

Anastasia Maximova, 22 июля 2020

Здравствуйте, можем ли мы, как ООО на ОСНО, работать с иностранными контрагентами, которые не являются плательщиками НДС в России и у которых нет зарегистрированного налогового представительства в России. Если можем, то какие налоги мы обязаны платить с этих платежей? Можем ли мы представить этот расход для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль? Какие документы нужно получать от контрагента для отправки отчетности в налоговую в таком случае?



10 662

Решен

Вопросы по теме

Вопрос

Датская организация выполнила для нас разовую работу (установлен стенд с логотипом). Место реализации — территория РФ.

Должна ли наша организация как налоговый агент удержать из выручки иностранного партнера и перечислить в бюджет налог на доход датской фирмы в размере 20%, если между РФ и Королевством Дания существует международный договор об избежании двойного налогообложения?  И являемся ли мы налоговым агентом по НДС?


Ответ

Налог на прибыль

Ваша российская организация (заказчик работ) не должна удерживать налог на прибыль при выплате дохода датской организации за работы по установке стенда. Доходы иностранного исполнителя от оказания услуг, выполнения работ  на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, не облагаются налогом у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Между Правительством РФ и Правительством Дании подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения. В соответствии  с данной Конвенцией доходы от предпринимательской деятельности в РФ, полученные датской компанией, облагаются налогом в Дании. 

НДС

Если квалифицировать работы по установке стенда с логотипом на территории РФ как работу, связанную с движимым (недвижимым) имуществом, то место реализации такой работы определяется по месту нахождения имущества в момент выполнения установки (монтажа).

Стенд установлен датской организацией на территории РФ, значит, ваша российская организация при выплате дохода должна удержать НДС в качестве налогового агента.  


Обоснование

Налог на прибыль

В п. 1 ст. 7 Конвенции от 8 февраля 1996 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество говорится о том, что прибыль лица одного договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве (Дании), если только лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве (РФ)  через постоянное представительство.

Налогом, удерживаемым у источника выплаты, облагаются не все виды доходов иностранных организаций, полученные от источников в РФ, а лишь определенные виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ). Список таких видов доходов включает дивиденды, проценты и т.п., иные аналогичные доходы (пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ). При этом доходы, полученные от оказания услуг, выполнения работ  на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, не облагаются налогом у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Таким образом, при оплате услуг иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ, российская организация не удерживает налог на прибыль независимо от наличия или отсутствия справки о налоговом резидентстве иностранной организации.

НДС

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся на территории Российской Федерации недвижимым (движимым) имуществом. К таким работам относятся:

  • по недвижимому имуществу: строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ);
  • по движимому имуществу: монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание (пп. 2 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ).

На вопрос отвечала:
Ирина Валентиновна Зарецкая, 
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»


Особенности обложения налогом на прибыль для зарубежных организаций

Зарубежные компании, которые в рамках налогового законодательства приравнены к российским, обязаны придерживаться всех норм гл. 25 НК РФ (далее по тексту – НК) по исчислению и уплате налога на прибыль, как и российские плательщики налога.

Зарубежные организации, которые имеют доход от источников в РФ и ведут свою хозяйственную деятельность через постоянные представительства, признаются плательщиками налога в РФ (п. 1. ст. 246 НК). Причем если такие компании не осуществляют свою деятельность через официальные представительства в России, но имеют доход от источников в РФ, то они подлежат обложению налогом в соответствии со ст. 309 НК.

С 2015 года в налоговом законодательстве России появился новый термин – контролируемые иностранные организации. Изменения в налоговое кодифицированное законодательство, связанные с появлением нового субъекта налогообложения, были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в I и II части НК РФ» 24.11.2014 № 376-ФЗ. Закон был принят в рамках выполнения государственной программы по деоффшоризации бизнеса. Особенности обложения налогом на прибыль контролируемых иностранных компаний учтены в ст. 309.1 НК.

Экперты КонсультантПлюс разработали пошаговую инструкцию об особенностях налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Удержание налога из доходов зарегистрированной за рубежом компании

Доходы зарубежных компаний от источников в России, не осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства в РФ, определяются в соответствии со ст. 309 НК. Налог на прибыль с таких доходов удерживается российской компанией, которая осуществляет выплату полученного контрагентом дохода (п. 1 ст. 310 НК).

При этом важно, заключен ли международный договор по вопросам налогообложения между РФ и страной, где зарегистрирована эта зарубежная фирма. Ссылка на приоритетность норм международного соглашения содержится в ст. 7 НК.

Чтобы налоговый агент применял специальные нормы в соответствии с заключенным РФ международным договором для исключения двойного налогообложения, зарегистрированная за рубежом компания должна предоставить ему сведения о месте своей регистрации, переведенные на русский язык. Все такие специальные нормы прописаны в ст. 312 НК.

Контролируемые иностранные организации

Зарубежным компаниям, которые контролируются российским собственником/собственниками, посвящена новая глава 3.4 в Налоговом Кодексе. Как уже было сказано, изменения, вносимые в российское налоговое законодательство по контролируемым иностранным компаниям, связаны с деоффшоризацией.

Так, отныне все российские собственники обязаны уведомлять о наличии компаний, приносящих доход за рубежом, а с 2017 года – и уплачивать налоги с получаемого за границей дохода. Причем в зависимости от репутации страны, в которой расположен этот бизнес, можно будет избежать двойного налогообложения или уменьшить налоговое бремя, либо же уплачивать налог со всех доходов полностью в России.

См. также:

  • «Что такое контролируемые иностранные компании?»;
  • «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».

Какие зарубежные компании являются контролируемыми

Зарегистрированная за рубежом организация признается контролируемой, если она не зарегистрирована в РФ как резидент, при условии, что лицо из России, контролирующее ее деятельность, является налоговым резидентом в Российской Федерации (ст. 25.13 НК). Налог на прибыль по общеустановленным в России ставкам обязано уплачивать юридическое лицо, которое имеет определенную долю участия в контролируемой иностранной организации.

При этом доля участия юрлица в контролируемой иностранной организации должна составлять более 25 либо свыше 10%, если совокупная доля всех владельцев-резидентов из России превышает 50% (п. 3 ст. 25.13 НК).

От налогообложения освобождается доход контролируемых зарубежных фирм лишь на условиях, прописанных в п. 7 ст. 25.13 НК. При этом важно предоставить все документы, подтверждающие право на льготы и переведенные на русский язык, в территориальную ИФНС (п. 9 ст. 25.13 НК).

Порядок исчисления налога

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль служит доход контролируемой заграничной фирмы, подтвержденный ее финансовой отчетностью и, при наличии, заключением аудитора. Все эти документы должны быть переведены на русский язык. Они предоставляются вместе с налоговой декларацией контролирующего их юрлица.

Аудиторское заключение обычно требуется составлять вместе с финотчетностью в соответствии с личным законом иностранной компании (т. е. налоговом законодательством, действующим в стране регистрации такой компании).

Налог на прибыль контролируемой зарубежной организации исчисляется с суммы прибыли, переведенной в рубли по среднему курсу инвалюты, установленному Центробанком России (п. 2 ст. 309.1 НК). При подсчете прибыли контролируемой зарубежной компании суммируются доходы, перечисленные в п. 4 ст. 309.1 НК, за исключением сумм, указанных в п. 3 данной статьи.

См. также статью «Как правильно заполнять декларацию по налогу на прибыль при выплате дивидендов»

Сумма налога на прибыль уменьшается на суммы удержания с этой прибыли, уже взысканные в другом государстве, а также в РФ. Для подтверждения уплаты налога предоставляется соответствующее документальное подтверждение (п. 11 ст. 309.1 НК).

При расчете налогооблагаемой базы налогоплательщик – контролирующее лицо учитывает доход контролируемой заграничной организации лишь тогда, когда он превысил 10 млн руб. в эквиваленте (п. 7 ст. 25.15 НК).

Обязательство уведомления российского налогового резидента

Плательщики налога – резиденты РФ должны уведомить о наличии доли участия в контролируемой иностранной фирме либо о том, что они являются контролирующими лицами.

Уведомление о наличии доли участия в зарубежных компаниях должно предоставляться в ИФНС в течение месяца после появления такого права, и не позже 20 числа марта месяца того года, который следует за отчетным, в случае если доля прибыли такой зарубежной компании подлежит учету у лица, ее контролирующего, в России (п. 3 ст. 25.14 НК).

Как облагаются налогом на прибыль доходы иностранных организаций, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс:

Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Штрафы за невыполнение законодательных норм

В случае неуведомления об участии в зарубежных фирмах или о том, что юрлицо является контролирующей организацией в соответствии с гл. 3.4 НК, на нарушителя накладывается штраф в размере 50 000 руб. и 100 000 руб. соответственно (ст. 129.6 НК).

Непредоставление в ИФНС декларации по налогу на прибыль и приложений в составе с финотчетностью контролируемой организации и другими обязательными документами либо предоставление таких документов с искаженными сведениями грозит наложением штрафа в сумме 100 000 руб. (п. 1.1 ст.126 НК).

См. также статью «Как верно заполнить декларацию по налогу на прибыль нарастающим итогом?»

Неполная уплата либо полная неуплата налога на прибыль с дохода контролируемой заграничной компании грозит наложением на контролирующее лицо штрафа в размере 20% от суммы налога, при этом минимум составляет 100 000 руб. (ст. 129.5 НК). 

Итоги

Особые нюансы для исчисления налога на прибыль для иностранных организаций появляются лишь в случаях, когда:

  • Нерезидент не имеет постоянного представительства в РФ, но имеет доход от источников, находящихся на территории России. Налог на прибыль удерживается налоговым агентом, производящим выплату дохода.
  • Зарубежная компания является контролируемой собственником (собственниками), находящимся на территории России. При этом доля участия такого российского владельца не должна быть менее 25%. Либо группа российских совладельцев, доля каждого из которых не менее 10%, обладают мажоритарным пакетом (более 50% доли участия в зарубежной компании). В общих ситуациях исчисление налога на прибыль контролируемой организации производится из суммы прибыли зарубежной компании за вычетом уплаченного налога с нее за границей. Ставка налогообложения в России составляет 20%.

В других случаях заграничные компании (у которых есть постоянное представительство в РФ и источник дохода находится на территории России) признаются как российские налогоплательщики. Они исчисляют и уплачивают налог на прибыль, как и все остальные налогоплательщики в России.

01.10.2018г.

Заключили контракт с иностранной организацией на оказание услуг? Проверьте, какие налоги Вы должны уплатить, и какие документы затребовать от иностранной организации для включения их в расходы.

Российская организация заключает контракт с иностранной организацией на оказание этой иностранной организацией услуг. Проверим, какие налоги должны быть уплачены.

Налоги

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Для того чтобы понимать, будем ли мы являться плательщиком НДС за иностранную организацию, т.е. налоговым агентом нам необходимо внимательно изучить подпункты 3 и 4 статьи 148 НК РФ о месте оказания услуг.
    Особое внимание следует уделить определению места осуществления деятельности покупателя, которое определяется по месту его регистрации.
    Это важно, т.к. если покупатель находится на территории РФ, то и налог на добавленную стоимость будет уплачивать именно он, как налоговый агент, причем обязанность по уплате НДС возникнет только в случае перечня услуг, указанного в подпункте 4 статьи 148 НК РФ.
    Например, заключен договор с иностранной организацией на оказание ими маркетинговых услуг для российской организации. Местом осуществления деятельности является территория РФ, т.к. покупатель, российская организация, зарегистрирована на территории РФ и маркетинговые услуги поименованы в подпункте 4 статьи 148 НК РФ. Таким образом, российская организация будет являться налоговым агентом по НДС и уплачивать налог в момент перечисления денежных средств в адрес иностранной организации.
  2. Налог на прибыль. В некоторых случаях российская организация будет являться также налоговым агентом по налогу на прибыль. Конкретно, в каких случаях, и при перечислении каких доходов указано в пункте 1 статьи 309 НК РФ.
    Так, например, при выплате дохода иностранной организации за возможность использования лицензии российской организацией, необходимо исчислить налог на прибыль и уплатить его в бюджет не позднее дня следующего за днем перечисления дохода иностранной организации.
    Однако, российская организация не всегда будет являться плательщиком налога на прибыль, если даже такие доходы будут поименованы в вышеуказанной статье. Для того чтобы ответить на вопрос о необходимости уплаты налога на прибыль за иностранного контрагента следует изучить соглашение об избежании двойного налогообложения (при его наличии) с иностранной организацией, с которой заключен договор.
    В данных соглашениях могут быть предусмотрены освобождения от уплаты налога у источника выплаты, либо уплаты меньшей суммы налога на прибыль.
    Для того чтобы воспользоваться правом не уплачивать налог на прибыль, недостаточно только предусмотренной соглашением возможности. У иностранного контрагента российской компании необходимо запросить свидетельство о статусе налогового резидента с нотариальным переводом (сертификат о налоговом резидентстве) с апостилем или консульской легализацией. Такое свидетельство (сертификат) будет подтверждать, что иностранная компания постоянно пребывает в данном иностранном государстве.

Подтверждающие документы от иностранной организации

Еще один важный момент – это какие именно документы необходимо будет запросить у иностранной организации для подтверждения оказанных ими услуг.

В первую очередь все основные условия оказания услуги будут прописаны в договоре, заключаемом между российской организацией и иностранным контрагентом.

Условие о моменте принятия услуги также прописывается в договоре, кроме этого, иностранная организация предоставляет российской организации, документ, подтверждающий принятие этой услуги, это может быть заказ, счет (инвойс), отчет или какой-либо иной документ. Других документов иностранная организация не предоставляет. Можно ли такой документ использоваться как первичный документ и отразить его в расходах по налогу на прибыль?

В соответствии с российским законодательством для целей принятия документа к бухгалтерскому учету первичным документом может являться документ, в котором будут указаны обязательные реквизиты в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

Получается, что если в документе, предоставленном от иностранной организации (счете, заказе, отчете) указаны вышеперечисленные реквизиты, то принять документ к бухгалтерскому учету можно.

Согласно Налоговому Кодексу РФ расходами признаются документально подтвержденные затраты, обоснованные и понесенные налогоплательщиком, пункт 1 статьи 252 НК РФ. Документальное подтверждение обозначает получение документа, оформленного в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, либо получение документа, который применяется на территории иностранного государства в соответствии с принятым там обычаем делового оборота.

Получается, что в нашем случае наличие договора с иностранной организацией, в котором прописаны условия принятия услуги российской организацией, а также наличие документа (счета, заказа, отчета), предоставляемого по условиям договора будут являться достаточным основанием для принятия к учету и отражения в расходах по налогу на прибыль оказанных услуг. Обратите внимание договор и инвойс от иностранной организации должны быть обязательно переведены на русский язык.

Бухгалтерские услуги ИП и ООО от компании Бизнес-Аналитика — приведите бухучет в порядок с нами! Оставьте заявку на сайте, или узнайте стоимость по тел.: (495) 661-35-70!

Автор: Ширяева Наталья

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ооо управляющая компания группа газ официальный сайт
  • Океанариум в москве на дмитровском шоссе часы работы
  • Ооо управляющая компания группа газ скоробогатов с в
  • Океанариум крокус часы работы в новогодние праздники
  • Ооо управляющая компания ньюс медиа официальный сайт