Оформление водителя в штат на автомобиль компании

Финконт

С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Водители транспортных средств нанимаются на работу в соответствии с положениями документа «Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

  • наличие российского водительского удостоверение соответствующей категории (для определенный категорий лиц есть исключения, они указаны в пункте 13 Статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»);
  • уровень образования (уровень профессиональной подготовки для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, осуществляющих перевозку пассажиров или грузов в международном сообщении, а также иные требования к уровню образования, внесённые работодателем в должностную инструкцию водителя);
  • опыт работы.

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений


Транспортное средство


Категория водительского удостоверения

Легковые автомобили (легковые такси)

«В», «BE»

Грузовые автомобили

«С», «СЕ» и подкатегории «С1», «С1E»

Автобусы

«D», «DE» и подкатегории «D1», «D1E»

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта

Опыт работы (стаж) водителя

Легковое такси

Не менее трёх лет

Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

Стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет

Транспортные средства, перевозящие пассажиров в международном сообщении

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
    • номер листа испытаний;
    • ФИО водителя;
    • дата и время прохождения, испытательный период;
    • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
    • ФИО водителя-наставника;
    • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  3. Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.

Если ваша организация нанимает на работу водителей, стоит ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Смотрите также:

  • 8 изменений в 223‑ФЗ с 1 июля 2022 года
  • Бухгалтер на производстве 2020: рассматриваем 8 актуальных вопросов
  • Как описать объект закупки: правила 2021

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.

Памятка касается лиц, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств

!

Важно! Перед приемом на работу работники проходят подтверждение соответствия представленных документов Профессиональным и квалификационным требованиям, а также испытание.

(Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания, утв. Приказом Минтранса России от 29.07.2020 № 264)
По решению работодателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование).
Результаты собеседования заносятся в листы собеседования.

!

Важно! Листы собеседования должны храниться работодателем не менее пяти лет.
Законодательством предусмотрена обязанность прохождения стажировки у работодателя перед допуском к самостоятельной работе для следующих категорий водителей:

  • впервые принимаемых на работу на такую должность;
  • имевших перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года;
  • переведенных при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
Стажировка водителей проводится на транспортном(-ых) средстве(-ах) того типа и модели, на том (тех) маршруте(-ах) (при их наличии), на котором(-ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника, который назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем.

!

Важно! Водителем-наставником может быть лицо, отвечающее следующим требованиям:

  • не совершившее за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющее стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее 3 лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле) или не менее 5 лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.
Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Оформленные стажировочные листы должны храниться у работодателя не менее пяти лет.

!

Важно! Стажировка водителей включает инструктаж и практику.
Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Водителя знакомят с Положением о режиме труда и отдыха, разъясняют, какие периоды включены в рабочее время, а какие – во время отдыха. 
Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

!

Важно! Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349.

!

Важно! Работники автомобильного транспорта подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру по направлению работодателя. 

!

Важно! Расходы на прохождение медицинских осмотров несет работодатель.

!

Важно! Отказ кандидата от прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра влечет отказ в приеме на работу. 
При заключении трудового договора работник предоставляет следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий наличие специального права на управление транспортным средством;

!

Важно! К управлению транспортными средствами могут быть допущены только водители, имеющие российские национальные водительские удостоверения, подтверждающие право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. Указанное требование распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранцев.

  • медицинский документ, подтверждающий годность к работе по результатам медосмотра;
  • трудовую книжку (при наличии) и (или) сведения о трудовой деятельности;
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
  • документы воинского учета (для военнообязанных или лиц, подлежащих призыву на военную службу).

!

Важно! Трудовой договор с водителем должен содержать обязательные условия, перечисленные в ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

При необходимости в трудовом договоре целесообразно отразить такие условия, как работа в режиме сменности, дальние рейсы, разделение рабочего дня на части, установление двух перерывов для отдыха и приёма пищи, работа в составе экипажа из 2 человек и т.п.

Кроме того, договором могут быть предусмотрены дополнительные условия, например, о размере и порядке возмещения работодателем расходов, связанных со служебными поездками работника (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ).

В прошлом номере журнала мы рассказали про документальное оформление допуска работника к служебному автомобилю, а также об обязанностях работодателя по отношению к работнику, совмещающему должность водителя. Теперь поговорим о ситуации, когда автомобиль нужен для перевозки пассажиров и (или) грузов, а также о категориях автомобилей, при использовании которых работодатели несут дополнительные обязанности. Приведем образцы заполнения журналов учета ДТП, нарушений ПДД; приказов о назначении лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, о проверках выполнения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; акта проверки выполнения указанных мероприятий.

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей 1, эксплуатирующих транспортные средства, перечислены в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ). Требования закона делятся на общие и специальные. В п. 1 указанной статьи даны общие обязанности для всех организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, в п. 2 – специальные обязанности для тех из них, кто осуществляет перевозки пассажиров и (или) грузов автобусами или грузовыми автомобилями.

Например, все организации должны:

  • организовывать работу водителей 2 в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (БДД);
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений правил дорожного движения (ПДД) с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств (ТС) в сроки, предусмотренные документацией их заводов-изготовителей, и пр.

Организации, которые перевозят пассажиров или грузы, обязаны:

  • создавать условия для «повышения квалификации» водителей;
  • назначать ответственного за обеспечение БДД;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния ТС.

До 2018 г. многим работодателям получалось доказать, что перечисленные обязанности распространяются только на профессиональных перевозчиков (см., например, определение Верховного Суда РФ от 22.04.2016 по делу № А28-7292/2015, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.06.2017 по делу № А04-10204/2016).

Однако с 21.12.2018 Закон № 196-ФЗ начал действовать в новой редакции 3, которая не оставила сомнений, что указанные нормы должны соблюдать все работодатели, эксплуатирующие транспортные средства. Это означает, что сам факт использования служебного транспорта возлагает на работодателя обязанности исполнения предписаний закона, даже если в его штатном расписании отсутствует позиция водителя.

А Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что все перечисленные в Законе № 196-ФЗ предписания обязательны только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки пассажиров (включая работников) или грузов (см. фрагмент документа ниже).

Фрагмент документа

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

3. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Получается: если на служебном автомобиле едет исключительно один водитель, без пассажиров и груза, то работодатель может не соблюдать перечисленные в Законе № 196-ФЗ предписания. Например, когда управляющий дополнительного офиса использует автомобиль, чтобы быстрее попасть на переговоры, работодатель может не выполнять эти предписания. Если же торговый представитель на служебном автомобиле перевозит товар, программист – компьютеры, а специалист службы безопасности – других сотрудников, то выполнение перечисленных в Законе № 196-ФЗ мероприятий является обязательным.

Общие требования закона

Рассмотрим подробнее, что должен (но часто забывает) делать работодатель, чьи работники перевозят пассажиров или грузы на ТС:

1. Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих ему транспортных средств (абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Все ДТП с участием автомобиля работодателя, независимо от места их совершения, подлежат учету. Правила учета ДТП утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (далее – Правила учета ДТП).

Работодатель должен фиксировать все ДТП в журнале учета (форма утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22). ДТП отмечаются там вне зависимости от вины водителя, места аварии и ее последствий. Предполагается, что содержащиеся в журнале сведения позволят работодателю:

  • оценить аварийность машины,
  • определить опасные аварийные участки на путевых маршрутах, а также
  • выявить водителей, наиболее подверженных попаданию в рискованные ситуации.

Журнал состоит из двух разделов:

  • данные для сверки с органами внутренних дел и
  • сведения, выясняемые в процессе внутреннего служебного расследования.

Приведем образец заполнения журнала учета ДТП (Пример 1).

Пример 1. Фрагмент журнала учета дорожно-транспортных происшествий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пао надеждинский металлургический завод реквизиты
  • Полиметалл кутынская горно геологическая компания
  • Политехстройсервис строительно монтажная компания
  • Помощь малому бизнесу от государства во владимире
  • Претензионное письмо в страховую компанию образец