1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Разъясняет прокурор Зеленоградского административного округа г. Москвы В.А. Родин
Статья 23. Протест прокурора
1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Протест — это правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу допущенного нарушения закона, выразившегося в издании соответствующим органом или должностным лицом незаконного правового акта, и добивается восстановления нарушенного права. Протест представляет собой документ прокурорского реагирования на противоправный акт государственного органа, органа местного самоуправления, органов контроля, управления коммерческой или некоммерческой организацией или соответствующих должностных лиц, содержащий мотивированное требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.
«Это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение правонарушения в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов».
Протест прокурора как правовой документ должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В протесте содержится наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие или бездействие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица); нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.
В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие, либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт региональных законодателей; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.
Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.
Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании противоречащего закону правового акта недействительным возникает в условиях, свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону. Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел.
Принесение протеста является юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений между прокурором и органом, чей акт опротестовывается. В связи с этим у прокурора возникают следующие обязанности: контроль за своевременностью рассмотрения протеста, проверка фактического устранения нарушения законности, проверка законность вновь изданного акта взамен незаконного.
Протест формулирует юридически обоснованное требование об устранении имеющихся противоречий, отменен либо приведении акта в соответствие с действующим законодательством.
№ п/п
Содержание вопроса
Варианты ответа
1
История прокуратуры России берет свое начало в:
a) XVIII веке;
b) XX веке;
c) XVI веке;
d) XV веке
2
Объект прокурорского надзора это:
a) Субъекты общественных отношений, за законностью деятельности которых осуществляется надзор;
b) Состояние законности и правопорядка;
c) Вещи материального мира;
d) Определенная группа общественных отношений;
e) Субъекты общественных отношений, за которыми осуществляется надзор.
3
Прокуратура СССР как самостоятельный орган образована:
a) в 1924
b) в 1933
c) в 1926
d) в 1935
4
Обжалуя незаконный, по его мнению, приговор суда прокурор приносит:
a) Протест;
b) Представление;
c) Жалобу;
d) Заявление,
e) Иск.
5
Надзор за исполнением законов органами, выявляющими и расследующими преступления является:
a) Функцией прокуратуры;
b) Одной из отраслей прокурорского надзора;
c) Направлением деятельности прокуратуры;
d) Осуществлением уголовного преследования;
e) Правозащитной деятельностью.
6
Вправе ли прокурор влиять на решение вопросов оперативно-хозяйственной деятельности государственных и негосударственных органов, организаций?
a) Да;
b) Нет;
c) Да, но только в случаях не терпящих отлагательства.
7
Прокуратура не может осуществлять надзор за:
a) Государственной думой РФ;
b) Общественной палатой РФ;
c) Президентом РФ;
d) Экс-президентом;
e) Министерством иностранных дел.
8
Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия в сфере исполнения законов, влечет за собой:…
a) Гражданско-правовую ответственность;
b) Уголовную ответственность;
c) Дисциплинарную ответственность;
d) Политическую ответственность;
e) Административную ответственность
9
В гражданском процессе прокурор может обжаловать решение суда в апелляционном порядке:
a) Только, если он участвовал в судебном заседании;
b) По распоряжению вышестоящего прокурора;
c) В любом случае, даже если он не участвовал в суде;
d) Только по требованию сторон.
10
Надзор за исполнением каких нормативно-правовых актов осуществляет прокуратура?
a) Постановления правительства;
b) Указы президента;
c) Акты министерств;
d) Законы субъектов РФ;
e) Международные договоры.
11
В соответствии с Законом о прокуратуре на нее возложена обязанность осуществлять надзор за:
a) Мировыми судьями;
b) Президентом РФ;
c) Правительством РФ;
d) Судебными приставами.
12
Самостоятельной функцией деятельности прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе:
a) За дисциплину труда;
b) За свободу слова;
c) С правонарушениями;
d) С преступностью.
13
Обязательными условиями для проверки исполнения законов по общему надзору являются:
a) Планирование деятельности вышестоящим прокурором;
b) Наличие желание прокурора проверить объект;
c) Наличие информации о нарушении закона;
d) Прокурор не уполномочен проводить проверки;
e) Возбуждение уголовного или административного производства.
14
На должность прокурора субъекта Федерации может быть назначено лицо, достигшее:
a) 25 лет;
b) 30 лет;
c) 35 лет;
d) 40 лет.
15
Обязательными реквизитами протеста являются…
a) Бланк;
b) Печать;
c) Подпись;
d) Оформление машинописным текстом;
e) Фотография прокурора.
16
О результатах рассмотрения представления прокурора ему должно быть сообщено в течении:
a) 10 дней;
b) 2 месяцев;
c) одного месяца;
d) срок не установлен;
e) 30 дней.
17
Кем обеспечивается надзор за законностью постановлений Правительства РФ:
a) Прокуратурой РФ;
b) Генеральным прокурором;
c) Зам. Генерального прокурора;
d) Любым прокурором;
e) Президентом РФ.
18
Регламентированная законом деятельность прокуратуры, направленная на выявление нарушений нормативных предписаний и принятие мер по их устранению, именуется:
a) Государственным надзором;
b) Вневедомственным контролем;
c) Прокурорским контролем;
d) Прокурорским надзором.
19
Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций включены в число объектов прокурорского надзора:
a) За соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
b) За судебными приставами;
c) За органами дознания и предварительного следствия;
d) По общему надзору;
e) По всем отраслям надзора.
20
Без участия прокурора рассматриваются судом дела о:
a) Признании лица безвестно отсутствующим;
b) Признании лица ограниченно дееспособным;
c) Лишении родительских прав;
d) Расторжении брака.
21
При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты, прокурор вправе:
a) Cоставить акт и направить в генеральную прокуратуру;
b) Обратиться по этому поводу непосредственно в суд;
c) Принести протест на незаконный правовой акт или обратиться по этому поводу в суд;
d) Принести протест на незаконный правовой акт.
22
Прокурор вправе давать органам дознания поручения о выполнении отдельных процессуальных действий:
a) Да;
b) Нет;
c) Вправе, но они не обязательны для исполнения без выражения на то согласия начальника органа дознания;
d) Только в строго определенных случаях.
23
Согласно закону о прокуратуре РФ выделяют следующее количество отраслей надзора:
a) 0;
b) 3;
c) 4:
d) 5.
24
При рассмотрении гражданского дела прокурор…
a) Вправе заключить мировое соглашение;
b) Не вправе заключить мировое соглашение;
c) Вправе, получив согласие вышестоящего прокурора;
d) Вправе, если инициатива принадлежала другой стороне.
25
Прокуроры вправе предъявить иски в порядке гражданского судопроизводства в защиту:
a) Юридических и физических лиц;
b) Только общественных и государственных интересов;
c) Только физических лиц;
d) Только юридических лиц;
26
Обращения граждан, поступающие в прокуратуру, прокурор:
a) Не имеет права направить в вышестоящий орган;
b) Может направить в специализированный орган контроля;
c) Обязан во всех случаях проверять только лично;
d) Не вправе направить в правоохранительный орган.
27
Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ:
a) Допускается, но только в случае чрезвычайного положения;
b) Допускается, но только с разрешения Генерального прокурора;
c) Не допускаются.
28
Прекращение производства по уголовному делу в связи с примирением сторон допускается:
a) Начальником органа дознания;
b) Только с согласия прокурора;
c) С согласия начальника следственного отдела;
d) По постановлению следователя, дознавателя.
29
Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов направлена на борьбу с:
a) Преступностью;
b) Дисциплинарными проступками;
c) Правонарушениями;
d) Любыми нарушениями закона.
30
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности:
a) Правительством РФ;
b) Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ;
c) Президентом РФ;
d) Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.
31
При осуществлении надзорных полномочий в учреждениях уголовно-исполнительной системы прокурор вправе беседовать с осужденными:
a) Без каких-либо ограничений;
b) Только при наличии их жалоб;
c) С их письменного согласия;
d) С разрешения администрации.
32
Общее руководство прокуратурой Российской Федерации осуществляет:
a) Коллегия Генеральной прокуратуры РФ;
b) Главное управление прокуратуры;
c) Генеральный прокурор.
33
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокуроры-руководители территориальных прокуратур обязаны лично вести прием граждан:
a) Не чаще двух раз в месяц;
b) Не реже одного раза в месяц;
c) Не реже одного раза в неделю;
d) Каждый день.
34
В предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входит соблюдение ________ прав и свобод человека и гражданина.
a) Только конституционных;
b) Только процессуальных;
c) Международных;
d) Конституционных и иных.
35
Надзорное представление прокурора предварительно рассматривается судьей надзорной инстанции в срок не позднее _____ со дня его поступления.
a) Одного года;
b) 30 суток;
c) 10 суток;
d) 14 суток.
36
Обвинительное заключение обвиняемому вручает:
a) Начальник следственного отдела;
b) Судья, принявший дело к производству;
c) Прокурор;
d) Начальник органа дознания.
37
Реализуя пресечение фактов незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности, прокурор вправе…
a) Освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
b) Направить протест в орган, совершивший такое правонарушение, с требованием разъяснить и прекратить правонарушение;
c) Составить доклад в Генеральную прокуратуру.
38
При рассмотрении уголовного дела надзорная инстанция:
a) Вправе отменить приговор за мягкостью наказания;
b) Вправе ухудшить положение осужденного;
c) Может применить более тяжкую статью УК;
d) Не может ухудшить положение осужденного.
39
Жалоба на действие следователя должна быть рассмотрена прокурором _____ с момента поступления.
a) Незамедлительно;
b) Не позднее трех суток;
c) В месячный срок;
d) В течение 10 дней.
40
Судебное следствие в суде первой инстанции по публичным делам начинается с оглашения прокурором:
a)Жалобы потерпевшего;
b) Проекта приговора;
c) Постановления (определения) судьи;
d) Обвинительного заключения или акта.
41
При осуществлении надзорных полномочий прокурор ______ осужденного из штрафного изолятора.
a) Обращается в суд для освобождения;
b) Обязан ходатайствовать об освобождении;
c) Не вправе освободить;
d) Вправе своим постановлением освободить.
42
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
а) Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
b) Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
c) Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
43
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются:
a) Только на органы судейского сообщества;
b) Только на процессуальные органы (следствие и дознание);
c) Лишь на все органы исполнительной власти;
d) На все организации и должностных лиц.
44
К актам прокурорского реагирования предъявляются требования:
a) Справедливости и конфиденциальности;
b) Своевременности и оперативности;
c) Мотивированности и субординации;
d) Плановости и гуманности.
45
Срок полномочий Генерального прокурора РФ:
a) Шесть лет;
b) Четыре года;
c) Пять лет;
d) Три года.
46
Участие прокурора в суде надзорной инстанции:
a) Является обязательным;
b) Не является обязательным;
c) Зависит от участия в деле защитника;
d) Зависит от решения суда.
47
Прокурор вправе осуществлять проверку состояния законности в местах лишения свободы:
a) По распоряжению начальника УИН по субъекту Федерации;
b) По плану проверок;
c) При наличии жалоб осужденных;
d) По судебному поручению.
48
Прокурорский надзор как учебная дисциплина тесно связан, в частности, с такой правовой дисциплиной, как:
a) Международное частное право;
b) История государства и права;
c) Гражданское право;
d) Конституционное право.
49
Работников научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ, имеющих классные чины, относят к:
a) Сотрудникам прокуратуры;
b) Прокурорским работникам;
c) Оперативному составу прокуратуры;
d) Аппарату прокуратуры.
50
По общему правилу в прокуратуре жалобы граждан должны быть рассмотрены _______ с момента поступления (регистрации).
a) Не позднее 10 суток;
b) В семидневный срок;
c) Не позднее 15 дней;
d) В месячный срок.
Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Тесты по дисциплине Прокурорский надзор с правильными ответами
1. К внутриорганизационным принципам деятельности прокуратуры относятся:
+ предметный и зональный;
— законности и гласности;
— централизации и независимости.
2. Срок полномочий генерального прокурора РФ составляет:
+ 5 лет;
— 6 лет;
— 7 лет.
3. Прокурор обладает правом в гражданском процессе обратиться в суд за защитой интересов:
+ несовершеннолетнего;
— любого гражданина;
— коммерческой организации.
4. К какой ветви власти относится система органов прокуратуры в России?
+ Ни к одной из трех ветвей власти;
— К судебной;
— К исполнительной.
5. Что такое прокурорский надзор?
+ Это деятельность особых госорганов – прокуратуры – по обеспечению верховенства закона и соблюдения прав и свобод человека на территории РФ;
— Это система ведомственных нормативно-правовых актов, издаваемых работниками органов прокуратуры;
— Это функция прокурора по утверждению обвинительного заключения или обвинительного акта на этапе предварительного расследования.
6. Подчинение каждого прокурора вышестоящему – реализация принципа:
+ централизации;
— независимости;
— гласности.
7. Высшим звеном системы органов прокуратуры в РФ является:
+ Генеральная прокуратура;
— прокуратуры субъектов;
— районные прокуратуры.
8. Какое из этих утверждений неверно?
+ Прокуратуре запрещено участвовать в правотворческой деятельности;
— Прокуратура надзирает за исполнением законодательства на территории РФ;
— Все функции прокуратуры прописываются в федеральном законодательстве.
9. В какой срок прокурор обязан принять решение об ознакомлении гражданина с материалами производимой проверки или об отказе от него?
+ В течение 10 дней со дня, когда гражданин подал заявление на ознакомление;
— В течение 3 дней со дня подачи заявления гражданином;
— В течение 3 дней после завершения указанной проверки.
тест 10. Предельный возраст пребывания на службе Генпрокурора РФ составляет:
+ законом не определен;
— 65 лет;
— 70 лет.
11. Кто назначает заместителя Генерального прокурора РФ?
+ Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
— Генеральный прокурор РФ;
— Президент РФ.
12. Максимальный срок проверки в ходе осуществления надзора за исполнением законов не должен превышать:
+ 30 календарных дней;
— 45 календарных дней;
— 10 рабочих дней.
13. Кого прокурор обязан уведомить о продлении или приостановлении проверки?
+ Руководителя или полномочного представителя организации, в отношении которой проводится данная проверка;
— Только руководителя проверяемой организации;
— Уполномоченного представителя проверяемой организации.
14. В каком случае прокурор приносит протест?
+ Если правовой акт какого-либо органа противоречит закону;
— Если судья вынес подсудимому слишком мягкий обвинительный приговор;
— Если должностное лицо в процессе осуществления своих полномочий допустило нарушение законодательства РФ.
15. С какой судебной стадии прокурор имеет право вступить в дело?
+ С любой;
— Только со стадии предварительного слушания.
— Только если уже началось рассмотрение дела по существу.
16. Если Генпрокурор РФ принес протест на обвинительный приговор, согласно которому в качестве наказания назначена смертная казнь, то:
+ исполнение этого приговора приостанавливается;
— приговор исполняется в обычном порядке;
— судья обязан смягчить наказание.
17. Какое из этих утверждений верно?
+ Сотрудником прокуратуры не может быть лицо с иностранным гражданством;
— Образование сотрудника прокуратуры не обязательно должно быть им получено по государственно аккредитованной программе, главное – юридическая направленность;
— По общему правилу срок испытания при приеме на работу в органы прокуратуры не превышает 12 месяцев.
18. Имеет ли право бывший сотрудник прокуратуры, уволенный по отрицательным мотивам, носить форменную одежду после увольнения?
+ Нет, ни при каких обстоятельствах;
— Да, если выслуга составляет более 20 лет;
— Да, вне зависимости от стажа работы.
19. Минимальный отпуск, предоставляемый прокурорам, которые служат в местности с неблагоприятным климатом, не может составлять менее:
+ 45 календарных дней;
— 35 календарных дней;
— 60 календарных дней.
тест_20. Может ли Генеральный прокурор РФ уволить своего заместителя?
+ Нет, это не в его полномочиях;
— Да, может;
— Да, может, если это не Первый заместитель.
21. Если установлено, что работник прокуратуры осуществляет предпринимательскую деятельность, то он:
+ подлежит увольнению из органов прокуратура в связи с утратой доверия;
— подлежит наложению строгого выговора;
— лишается ежемесячной премии.
22. Допускается ли продление срока службы 70-летнего работника прокуратуры?
+ Нет;
— Да, на срок, определяемый руководителем соответствующего органа;
— Да, но не более, чем на 1 год.
23. Выход на пенсию является основанием:
+ отставки прокурора;
— наложения на него дисциплинарного взыскания;
— лишения всех льгот, предусмотренных для сотрудников прокуратуры.
24. В каком случае производится исключение из списка работников прокуратуры?
+ В случае смерти сотрудника или признания его безвестно отсутствующим;
— В случае выхода его в отставку;
— В случае увольнения в связи с утратой доверия.
25. Кто уполномочен присваивать первоначальный классный чин работнику прокуратуры?
+ Генеральный прокурор РФ;
— Руководитель органа прокуратуры, в котором служит работник;
— Прокурор субъекта РФ.
26. Прокурор в ходе осуществления надзора за органами следствия и дознания уполномочен:
+ проверять законность и обоснованность решений следователя по возбуждению, приостановлению или прекращению уголовных дел;
— давать следователю письменные указания, обязательные тем для исполнения;
— давать следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании обвиняемому меры пресечения, связанной с лишением свободы.
27. Средством выявления правонарушений как правовым средством прокурорского надзора является:
+ прокурорская проверка;
— протест;
— возбуждение производства об административном правонарушении.
28. Органы прокуратуры, созданные согласно административно-территориальному делению государства и призванные осуществлять функции прокуратуры на конкретной территории, называются:
+ территориальными органами прокуратуры;
— специализированными органами прокуратуры;
— Генеральной прокуратурой РФ.
29. Определение квалификации работника органов прокуратуры называется:
+ аттестацией;
— испытательным сроком;
— мерой дисциплинарного воздействия.
тест№ 30. Документ, который подтверждает личность прокурорского работника, его должность и классный чин – это:
+ служебное удостоверение;
— приказ о назначении на должность;
— паспорт гражданина РФ.
31. Совещательный орган, который создан в Генпрокуратуре РФ и прокуратурах субъектов РФ для обсуждения и решения организационных вопросов деятельности, называется:
+ коллегией;
— организационно-методическим отделом;
— советом прокуроров.
32. Пределами прокурорского надзора признаются:
+ рамки, которые установлены законом для ограничения осуществления прокурором своих надзорных функций;
— отдельные направления деятельности органов прокуратуры, имеющие свой предмет и объекты;
— деятельность объектов прокурорского надзора.
1. Апелляционная жалоба прокурора вместе с делом направляется в вышестоящий суд судом, принявшим решение, в течение:
А) 3 дней
Б) 1 дня
В) 7 дней
2. В какой срок должна быть вручена копия приговора обвинителю:
А) В течение 5 суток со дня провозглашения
Б) В течение 3 суток со дня провозглашения
В) В течение 7 суток со дня провозглашения
3. В какой срок принимается решение по заявлениям и сообщениям о преступлениях:
А) В течение 3 суток, а исключительных случаях 10 суток
Б) В течение суток
В) В течение 10 суток
4. В какой срок вышестоящий прокурор рассматривает жалобу следователя на постановления прокурора о возвращении ему уголовного дела с обвинительным заключением:
А) В течение 72 часов
Б) В течение 2 дней
В) В течение 7 рабочих дней
5. В какой срок прокурор вправе отменить постановление следователя или дознавателя о возбуждении уголовного дела:
А) В течение 24 часов
Б) В течение 48 часов
В) В течение 3 суток
6. В какой срок прокурор должен рассмотреть жалобу по уголовному делу:
А) В течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях в течение 10 суток
Б) В течение 48 часов
В) В течение 5 суток
7. В какой срок прокурору направляется копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела:
А) В течение 24 часов с момента вынесения постановления
Б) В течение 48 часов с момента вынесения постановления
В) В течение 3 суток с момента вынесения постановления
8. В какой срок прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом:
А) В течение 2 суток
Б) В течение 3 суток
В) В течение 5 суток
9. В какой форме объявляется предостережение о недопустимости нарушений закона:
А) В письменной
Б) В письменной и устной
В) В устной
10. В течение, какого времени прокурор должен рассмотреть поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением:
А) В течение 10 суток
Б) В течение 2 суток
В) В течение 3 суток
11. В течении какого времени прокурор должен быть уведомлен о задержании подозреваемого:
А) В течение 12 часов с момента задержания
Б) В течение 3 часов с момента задержания
В) В течение 24 часов с момента задержания
12. В течение, какого времени со дня внесения прокурором должны быть приняты конкретные меры по устранению допущения нарушения закона, их причин и условий:
А) В течение месяца
Б) В течение 15 дней
В) В течение 20 дней
13. Вправе ли государственный обвинитель в ходе судебного разбирательства отказаться от обвинения:
А) Вправе
Б) Вправе только с согласия вышестоящего прокурора
В) Не вправе
14. Вправе ли прокуроры, непосредственно осуществляющие прокурорский надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях посещать учреждения и органы, исполняющие наказание без специального на то разрешения:
А) Вправе
Б) Не вправе
В) Только с согласия вышестоящего прокурора
15. Вправе ли прокурор отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, дознавателя или следователя:
А) Вправе только постановления нижестоящего прокурора и дознавателя
Б) Не вправе
В) Вправе
16. Вправе ли прокурор посещать учреждения и органы, исполняющие наказание, без специального разрешения в любое время:
1) да
2) нет
17. Вправе ли прокурор принимать участие в формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией заседателей:
А) Да
Б) Нет
В) В исключительных случаях
18. Вправе ли прокурор разрешать отводы, заявленные дознавателю или следователю:
А) Вправе только отводы, заявленные дознавателю и его самоотводы
Б) Вправе
В) Не вправе
19. Допускается ли вмешательство в осуществление прокурорского надзора:
А) Нет, не допускается
Б) Да, но только со стороны Совета Федерации РФ
В) Да, но только со стороны Президента РФ
20. Допускает ли законодатель привлечение прокурора к уголовной ответственности за совершенные преступления:
А) Да, но в установленном законом порядке
Б) Да, в общем порядке
В) Нет
21. Если истец полностью или частично отказался от иска, поданного в арбитражный суд, это-основание для прекращения судебного разбирательства:
А) Вне зависимости от позиции прокурора
Б) При согласии прокурора
В) Это только решение суда
22. Если истец участвует в деле, то отказ прокурора от предъявленного им в арбитражный суд иска:
А) Не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу
Б) Все зависит от содержания иска
В) Лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу
23. Если предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор в суде:
А) Поддерживает от имени государства обвинение;
Б) Поручает поддержание обвинения от имени государства дознавателю или следователю, производившему дознание по данному делу
В) Не решает вопрос о поддержании государственного обвинения
24. Замена прокурора в ходе судебного заседания при рассмотрении уголовного дела:
А) Влечет за собой повтор судебных действий по просьбе прокурора;
Б) По общему правилу не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства
В) Влечет за собой повторение действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства
25. Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта, по вновь открывшимся обстоятельствам подается прокурором в арбитражный суд, принявший данный судебный акт. Не позднее … со дня открытия обстоятельств, является основанием для пересмотра судебного акта:
А) 3 месяцев
Б) 1 месяца
В) 2 месяца
26. Имеет ли прокурор в соответствии со ст.281 ГПК РФ на обращение в суд возбуждения дела об ограничении дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами:
А) Нет
Б) Да, если у гражданина нет родственников
В) Да
27. К какой ветви власти относятся органы прокуратуры на современном этапе:
А) Ни к какой
Б) К судебной
В) К исполнительной
28. К специализированным прокуратурам относятся:
А) Транспортные прокуратуры
Б) Районные прокуратуры
В) Прокуратуры субъектов РФ
29. Как называется документ, являющийся актом реагирования прокурора на судебное решение, вносимый им в соответствии с УПК РФ:
А) Представление
Б) Определение
В) Постановление
30. Какая дата считается датой рождения прокуратуры РФ:
А) 12.01.1722
Б) 18.01.1722
В) 27.02.1722
31. Какая ответственность установлена за неисполнение законных требований прокурора:
А) Административная
Б) Уголовная
В) Гражданско-правовая
32. Какими нормативными актами руководствуется прокурор при проверке сроков содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых:
А) Уголовно-процессуальным кодексом РФ
Б) Уголовно-исполнительным кодексом РФ
В) Уголовным кодексом РФ
33. Какое из перечисленных требований не является препятствием для поступления на службу в органы прокуратуры:
А) Отсутствие свидетельства о регистрации брака
Б) Наличие судимости
В) Отсутствие гражданства РФ
34. Какой нормативный акт определяет предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:
А) Федеральный закон «О прокуратуре РФ»
Б) Уголовно-процессуальный кодекс РФ
В) Конституция РФ
35. Какой срок установлен для рассмотрения поступающих в прокуратуру обращений граждан:
А) Не позднее месяца
Б) Не позднее 10 дней
В) Не позднее 3 дней
36. Какой характер носят полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания:
А) Рекомендательный
Б) Консультативный
В) Властно-распорядительный
37. Кем принимается решение об отводе прокурора в ходе судебного производства:
А) Судом, рассматривающим уголовное дело
Б) Вышестоящим судом
В) Вышестоящим прокурором
38. Кто был первым прокурором Российской Империи:
А) Ягужинский П.И.
Б) Державин Г.Р.
В) Трубецкий Н.Ю.
39. Кто вправе вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела:
А) Начальник подразделения дознания
Б) Руководитель следственного органа
В) Вышестоящий прокурор
40. Кто обязан вручить копию обвинительного заключения обвиняемому:
А) Прокурор
Б) Следователь
В) Руководитель следственного органа
41. Кто является главным должностным лицом органов прокуратуры:
А) Генеральный прокурор РФ
Б) Президент РФ
В) Прокурор субъекта РФ
42. Может ли прокурор по результатам проверки по заявлению или жалобе вынести постановление возбуждении уголовного дела:
А) Нет
Б) Может
В) Это его обязанность
43. Не вступившее в силу постановление суда по делу административных правонарушений может быть опротестовано прокурором в течение:
А) 10 суток
Б) 3 суток
В) 7 суток
44. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения гражданского дела:
А) Не является препятствием к разбирательству дела
Б) Является препятствием к разбирательству дела
В) Является препятствием в исключительных случаях
45. Нужна ли санкция прокурора для производства выемки предметов и документов, содержащих государственную тайну:
А) Да
Б) На усмотрение прокурора
В) Нет
46. Нужно ли соглашение прокурора на возбуждение уголовного дела публичного обвинения:
А) Нет
Б) Да
В) В исключительных случаях
47. Обвиняемый вправе заявить ходатайство об особом порядке судебного разбирательства:
А) И в тот, и в другие моменты
Б) На предварительном слушании
В) В момент ознакомления с материалами дела
48. Обязательно ли участие прокурора в рассмотрении дела судом присяжных:
А) Да
Б) По усмотрению суда
В) Нет
49. Одним из способов построения структуры органов прокуратуры является:
А) Функциональная структура;
Б) Линейная структура
В) Надзорная структура
50. Относится ли дознание и предварительное следствие к процессуальной деятельности:
А) Да
Б) Нет
В) Относится в отдельных случаях
51. По какой категории уголовных дел обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший:
А) Дела частного обвинения
Б) Дела частно-публичного обвинения
В) Дела публичного обвинения
52. Подлежит ли приему все без исключения заявления и сообщения, содержащие информацию об уголовно-наказуемых деяниях:
А) Да
Б) Только после их проверки
В) Только о тяжких и особо тяжких преступлениях
53. Подлежат ли рассмотрению устные обращения граждан, поступивших в прокуратуру:
А) Подлежат
Б) По усмотрению прокурора
В) Не подлежат
54. Подлежит ли цензуре переписка с прокурором лиц, осужденных к лишению свободы:
А) Не подлежит
Б) Подлежит всегда
В) Подлежит только переписка лиц, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания
55. Полномочен ли прокурор, решать вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу:
А) Нет
Б) Да
В) Только с разрешения вышестоящего прокурора
56. Представление прокурора в порядке общего надзора — это акт прокурорского реагирования:
А) Об устранении нарушения закона
Б) На противоречащий закону правовой акт
В) Как на противоречащий закону правовой акт, так и об устранении закона
57. Предусмотрено ли законом присутствие прокурора при исполнении наказания в виде смертной казни:
А) Предусмотрено
Б) На усмотрение прокурора
В) Не предусмотрено
58. Препятствует ли решение, принятое прокурором по жалобе, обращению лица за защитой своих прав в суде:
А) Нет
Б) Законодательством данный вопрос не урегулирован
В) Да
59. При рассмотрении дела в арбитражном суде прокурор, излагая суть требований и предлагая доказательства в обоснования их, а так же в судебных прениях, выступает:
А) Первым
Б) После истца
В) После ответчика
60. Применение особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам возможно:
А) С согласия прокурора
Б) При любой позиции прокурора по данному вопросу
В) Без согласия прокурора
61. Принесение протеста прокурора на решение по делу об административном правонарушении в соответствующий суд влечет необходимость участия прокурора в пересмотре оспариваемого решения:
А) Да
Б) В зависимости от ситуации
В) Нет
62. Прокурор в арбитражном суде апелляционной инстанции, вправе заявлять ходатайство о вызове новых свидетелей:
А) Да
Б) Нет
В) Только в исключительных случаях
63. Прокурор, в случае несогласия с принятым арбитражным судом решением, направляет апелляционную жалобу в течение:
А) 14 дней
Б) 1 недели
В) 1 месяца
64. Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом:
А) На любой стадии арбитражного процесса
Б) При рассмотрении дела в надзорной инстанции
В) При рассмотрении дела в суде первой инстанции
65. Прокурор вправе отозвать апелляционное представление:
А) До принятия решения или определения районным судом
Б) До начала совещания судей
В) До начала судебного заседания
66. Прокурор может обжаловать приговор, вынесенный в особом порядке судебного разбирательства:
А) В надзорном порядке
Б) В аппеляционном порядке
В) В кассационном порядке
67. Прокурор может оспаривать решение судьи арбитражного суда по делу об административном правонарушении:
А) Нет
Б) Все зависит от содержания судебного решения
В) Да
68. Прокурор может принести частное представление в районный суд на определение мирового судьи в течение … со дня вынесения такого определения:
А) 10 дней
Б) 7 дней
В) 14 дней
69. Путем вынесения, какого акта прокурор реализует требования о проведении экспертиз:
А) Постановление
Б) Заключение
В) Определение
70. Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить:
А) Из медицинских учреждений, органов внутренних дел, контрольных и ревизионных органов
Б) Только из письменных обращений граждан
В) Из медицинских учреждений и милиции
71. Согласно п.15 Постановления пленума Верховного Арбитражного суда РФ от 27.01.03г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса РФ об административных правонарушениях», правами на обращение в Арбитражный суд обладают:
А) Все вышеперечисленные
Б) Генеральный прокурор РФ и его заместители
В) Прокуроры субъектов РФ и их заместители
Г) Районные прокуроры и их заместители
72. Согласно ст.25.11 КоАП РФ прокурор может принести протест на постановление суда по делу об административном правонарушении:
А) Независимо от его участия
Б) Только если он участвовал в деле
В) Все зависит от должности прокурора
73. Срок подачи прокурором кассационной жалобы в рамках арбитражного процесса:
А) 2 месяца
Б) 1 месяц
В) 1 год
74. Требуется ли сообщить прокурору о дне заседания при рассмотрении протеста или представления коллегиальным органом:
А) Да, поскольку это предусмотрено законом
Б) Нет, прокурор должен сам интересоваться когда будут рассматриваться внесенные им акты прокурорского реагирования
В) Нет, поскольку прокурор не участвует в заседании
75. Уведомляется ли заявитель о решении, принятом по жалобе:
А) Да
Б) Нет
В) Только по желанию заявителя
76. Участие прокурора обязательно по всем уголовным делам:
А) Частно-публичного обвинения;
Б) Публичного обвинения;
В) Рассматриваемых в суде с участием присяжных заседателей
77. Ходатайство прокурора о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы должно быть подано в арбитражный суд не позднее … со дня принятия решения:
А) 6 месяцев
Б) 3 месяца
В) 1 года
78. Что влечет за собой полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства:
А) Прекращение уголовного дела или уголовного преследования
Б) Постановление оправдательного приговора
В) Возвращение уголовного дела на дополнительное расследование
79. Что является основанием для заключения под стражу лица, обвиняемого в совершении преступления:
А) Судебное решение
Б) Постановление прокурора
В) Постановление дознавателя или следователя, санкционированное прокурором