Обязательные реквизиты требования налоговой

Какими бывают требования ФНС и как на них отвечать бухгалтеру

Налоговые органы вправе проводить проверки в порядке, установленным НК РФ, а также требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. И как бы не хотелось отправить эти запросы куда подальше, приходится на них отвечать.

Виды требований

Требования бывают разные. Хочется добавить: плохие и хорошие, но к требованиям налогового органа второе сравнение как-то не подходит. Можно сказать, что требования бывают нормальные, плохие и очень плохие.

К «нормальным» относятся требования по предоставлению документов, направленных на проведение камеральных и встречных проверок. Как правило, налоговая инспекция запрашивает очень большое количество документов, в том числе и те, которые не имеет права требовать. И вот тут-то, если внимательно изучить требование, на некоторые пункты можно и не отвечать.

К «плохим» можно отнести требования, направленные в рамках назначенной выездной налоговой проверки. Тут и так ясно: выездная налоговая проверка — это серьезно и надолго. Поэтому на такие требования отвечать нужно всегда. В противном случае проверяющие могут посчитать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены на другие и произвести выемку оригиналов.

«Очень плохие» — требования, связанные с уплатой налогов, пеней и штрафов. Если налоговая инспекция прислала такое требование, то и так понятно — у организации не было средств вовремя заплатить налоги или она не платила их специально. И в том и в другом случае вряд ли у вас все хорошо с бизнесом. Если не готовы заплатить долги добровольно — в перспективе блокировка расчетного счета и списание налогов в принудительном порядке.

Теперь рассмотрим каждый вид требований подробнее.

Требования в рамках камеральной проверки

Что запрашивает инспекция:

Документы в дополнение к тем, что подаются вместе с отчетностью.

Например, при проверке декларации по НДС, в которой отражена экспортная отгрузка. Или при проверке декларации по налогу на имущество, в которой отражен зачет уплаченного за рубежом налога. Если проверяющим будет недостаточно предоставленных вместе в декларацией документов, то они вправе потребовать предоставить недостающие для проведения налогового контроля.

Документы, подтверждающие заявленную в декларации или расчете льготу.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

Например, предприниматель заявил в декларации по УСН ставку 0%. Это льгота, так как она предоставляется определенной категории налогоплательщиков. В таком случае налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение пониженной налоговой ставки.

Если же, например, организация применила амортизационную премию по приобретенным основным средствам, или же повышающий коэффициент амортизации, то это не льгота — ведь такой возможностью может воспользоваться любой налогоплательщик. И налоговики не вправе требовать документы по подтверждению правомерности применения обычных положений законодательства.

Подтверждающие документы, если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению.

В этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы в соответствии со ст. 172 НК РФ, чтобы проверить правомерность применения налоговых вычетов.

Разъяснения и, при необходимости, документы, если в декларации по НДС сведения об отраженных операциях противоречат друг другу или не соответствуют данным о тех же операциях, которые содержатся:

  1. в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным подать декларацию по НДС в соответствии с главой 21 НК РФ;
  2. в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, для которого в главой 21 НК РФ предусмотрена такая обязанность.

Также при камералке у вас могут запросить документы:

  • подтверждающие пониженные тарифы страховых взносов или необлагаемые выплаты;
  • по заявленным вычетам в декларации по акцизам в связи с возвратом реализованных подакцизных товаров;
  • если представлена уточненная декларация на уменьшение налога, подлежащего к уплате бюджет, в случае, если такая декларация подана через два года и более после окончания срока подачи отчетности;
  • если применили в декларации по НДС вычеты по налогу в рамках системы tax-free. Документы запросят при условии, что сведения в декларации по НДС не соответствуют сведениям, которые есть у налогового органа;
  • если заявлен инвестиционный вычет в декларации по налогу на прибыль;
  • если проводится проверка декларации по налогу на прибыль участника договора инвестиционного товарищества.

В иных случаях налоговый орган не вправе требовать документы, поскольку перечень указанных ситуаций является закрытым и не подлежит расширению. Могут потребовать предоставить только пояснения. При этом налогоплательщик вправе на добровольной основе предоставить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

А что делать, если налоговая инспекция прислала требование о предоставлении документов или пояснений по декларации (расчету) по прошлым отчетным (налоговым) периодам, срок камеральной проверки по которым уже истек? Однозначно — такие требования вне закона и отвечать на них налогоплательщик не обязан.

Если налоговый инспектор желает получить именно пояснения (про предоставление документов по таким запоздалым требованиям вообще речь не идет), то он может вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений. Обратите внимание — только пояснения. Никакие документы в таком случае налогоплательщик предоставлять не обязан.

Требования в рамках встречных проверок

Основания для направления таких требований всего два:

  1. когда в отношении конкретного контрагента проводится камеральная или выездная налоговая проверка, то требуют предоставить документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика;
  2. вне рамок налоговых проверок — когда могут запросить документы (информацию) по любому контрагенту независимо от того, проводится в отношении него какие —либо мероприятия налогового контроля или не проводятся, но только в части конкретной совершенной сделки.

Когда требование не требование

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приложением № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

Требование о предоставлении документов (информации) должно содержать:

  • основание для истребования документов (информации) и срок представления;
  • наименование документа;
  • период, к которому он относится;
  • реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (при их наличии).

Но бывает, что налоговые органы направляют налогоплательщикам документ, по форме отличающийся от утвержденной формы требования.

Такой документ может называться: информационное письмо, уведомление или сообщение. Учитывая, что НК РФ не установлена форма требования и нет указания о том, что такую форму должна разработать и утвердить налоговая служба, то формально у налогоплательщика нет оснований не исполнять полученный документ. Но только в том случае, если данный документ имеет все обязательные реквизиты, предусмотренные требованием, и указано основание для истребования документов.

Как правило, налоговые органы подобные информационные письма, уведомления или сообщения направляют тогда, когда они уже не вправе запросить документы по обычному требованию. Например, истек срок камеральной проверки. Об этом ранее уже упоминалось. Такой документ организация вправе не исполнять.

Но не рекомендуется совсем оставлять без внимания такое письмо. На него в любом случае нужно ответить. В ответе достаточно указать причины отказа.

Как получают требования

Вручить требование о представлении документов налогоплательщик лично или под расписку налоговый орган обязан только в том случае, проводится проверка непосредственно на территории налогоплательщика.

В остальных случаях требование может быть передано (п. 4 ст. 31 НК РФ):

  • непосредственно под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Проверяющие вправе выбрать любой из перечисленных способов.

Обратите внимание! На поступившие через ТКС требования нужно не только отвечать, но и подтвердить само получение документа. За отсутствие подтверждения вас может ожидать блокировка счета.

В какой срок надо предоставить ответ? А можно продлить?

На требование, направленное в рамках выездной или камеральной проверки, ответ нужно предоставить в течение 10-ти рабочих дней со дня получения требования.

Срок представления документов при встречной проверке:

  • 5 рабочих дней, если в требовании направлено на основании п. 1 ст.93.1 НК РФ,
  • 10 рабочих дней, если требование направлено на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Если при получении требования налогоплательщик понимает, что не успевает в отведенный срок подготовить документы, то нужно не позднее чем на следующий день после получения требования направить в налоговую инспекцию уведомлением о продлении срока представления документов по требованию. В нем нужно указать:

  • причины, по которым нет возможности представить документы в указанный в требовании срок (например, большое количество истребуемых документов, изготовление копий которых требует много времени);
  • срок, в который налогоплательщик обязуется представить документы.

В течение 2-х дней после получения уведомления налоговый орган примет решение и направит его налогоплательщику.

Как передать ФНС ответ на требование

Истребуемые документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий (п.2 ст. 93 НК РФ).

Это могут быть бумажные копии. В таком случае каждый документ заверяется надписью «Копия верна», подписью руководителя организации с указанием его должности, а также указывается дата заверения. Печать не обязательна. Также не надо нотариально удостоверять такие копии.

Бумажные копии предоставляются налогоплательщиком лично, через представителя, или по почте письмом с обязательным составлением описи документов.

С бумажных документов можно снять электронные копии (отсканировать). Такие копии можно направить в налоговый орган по ТКС. Их не надо заверять подписью руководителя. Они будут подписаны ЭЦП представителя налогоплательщика при отправке.

Cуществуют еще и электронные документы, которые представляют собой информацию, структурированную определенным образом, которая содержится в электронном файле и заверена электронной подписью. Их также можно отправить в налоговый орган по ТКС. Но такие документы должны быть составлены по установленным ФНС форматам.

Подключайте «Астрал Отчет 5.0»— сдавайте отчетность, отправляйте ответы на требования, заполняйте электронные трудовые книжки, работайте с электронными больничными, переключайтесь между разными компаниями когда вам это удобно — даже во время заполнения отчета.

С «Астрал Отчет 5.0» вы ничего не забудете благодаря системе подсказок и уведомлений. Работать в сервисе можно из любой точки мира, главное, чтобы был доступ в интернет и электронная подпись.

Предоставление документов в налоговую — сроки и образцы ответов на требования

Предоставление документов в налоговую — сроки и образцы ответов на требования


Максим Демеш


10 июля 2022


346

Требования о предоставлении документов в налоговую часто возникают во время плановой или внеплановой проверки. Но ФНС вправе их истребовать и в других случаях. Рассказываем, как, в каком виде и за какой период с момента запроса нужно передать документы в ФНС. Подробно излагаем, что требует закон и как избежать штрафов.

Оглавление

  • Способы отправки требований о предоставлении документов в налоговую
  • Формат требования
  • Документы, которые может запрашивать налоговая
    • Камеральная налоговая проверка
    • Выездная налоговая проверка
    • Встречная проверка
    • Вне проверок
  • Подтверждение электронного требования о предоставлении документов
  • Сроки предоставления документов по требованию налоговой
  • Продление сроков предоставления документов в налоговую
  • Способы предоставления документов в налоговую
    • Электронные документы
    • Сканы-образы
    • Ксерокопии документов
  • Предоставление пояснений и информации
  • Штрафы
  • Вопросы и ответы

Способы отправки требований о предоставлении документов в налоговую

Налогоплательщик может получить требование о предоставлении документов в налоговую одним из способов:

В электронном виде

По email

Через личный кабинет налогоплательщика (появляется во входящих документах) ― такой способ используется редко, но исключать его не следует

На бумажном носителе

В виде заказного письма через Почту России

Лично вручается ИП или руководителю организации (его доверенному лицу) под расписку.

Если вы уплачиваете НДС или имеете более 10 сотрудников, нужно сдавать отчетность в электронном виде. Соответственно, требование налогового органа о предоставлении документов должно быть в такой же форме. В остальных случаях ФНС может посылать запросы в любом виде.

Обратите внимание! Присылать требования простым (не заказным) письмом или запрашивать документы по телефону налоговый инспектор не имеет права.

Формат требования

Требование о предоставлении документов в налоговую оформляется не «абы как», а по строго отведенной форме (КНД 1165013). В документе содержатся данные (нумерация соответствует отметкам на образце ниже):

  • 1 — должность и наименование налогового органа, Ф. И. О. и подпись должностного лица;
  • 2 — сроки исполнения требований;
  • 3, 4 — перечень запрашиваемых документов (сделок), информация о них;
  • 5 — реквизиты ИП или ООО, к которым обращается налоговая.

Кроме того, указывается статья НК РФ, на основании которой составлено требование. При наличии ― мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость запроса. Например, предоставление документов по итогам камеральной налоговой проверки.

Если требование оформлено на бумажном носителе, там обязательно должна стоять подпись налогового инспектора или руководителя ФНС. Что касается печати, ее наличие не обязательно.

Если требование создано в электронном виде, оно должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица ФНС. 

Образец на требование налоговой о предоставлении документов.

ответ на требование налоговой образец

Документы, которые может запрашивать налоговая

Типы запрашиваемых документов напрямую связаны с предшествующими мероприятиями. Рассмотрим разные варианты.

Камеральная налоговая проверка

Проводится для контроля соблюдения закона о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в ФНС.

Основание для истребования документов при камеральной проверке: ст. 93 НК РФ.

Что могут потребовать: документы, пояснения и внесение коррективов в уточненную декларацию.

Рассмотрим несколько примеров:

  1. 1.В уточненной налоговой декларации уменьшена сумма налога ― нужно предоставить пояснения, на основании чего изменены соответствующие показатели.
  2. 2.Составлена декларация, в которой указан размер убытка ― требуются пояснения, обосновывающие его размер.
  3. 3.В расчете по страховым взносам указаны необлагаемые суммы или предприниматель платит по пониженным тарифам ― документы, согласно которым налогоплательщик получает на это право.

Подробнее ― в ст. 88 НК РФ.

За какой период запрашивают документы: тот, за который составлена отчетность. Но есть исключения из правил. Например, если вычет по НДС был перенесен с прошлого периода, документ могут запросить в ходе текущей проверки.

В какие сроки выставляют требования: в течение 3 месяцев со дня сдачи отчетов. Срок могут продлить, если проверка затягивается (о чем есть соответствующее официальное решение) или нужно проведение дополнительных мероприятий.

Выездная налоговая проверка

Мероприятие проводится с целью выявления нарушений налогоплательщика.

Основание: ст. 93 НК РФ.

Что могут потребовать: документы, связанные с исчислением и уплатой взносов и налогов (бухгалтерские регистры, кадровую документацию и т. д.).

За какой период запрашивают документы: за тот, который указан в решении о проведении выездной проверки. При этом можно выявлять нарушения, которые совершены в предшествующие 3 года. Если прошло больше времени, срок давности считается истекшим. Например, решение о проведении выездной проверки принято в 2022 году ― можно запросить документы за период с 2019 по 2021 год.

В какие сроки выставляют требования: в пределах срока проведения проверки. Не позже, чем через 6 месяцев с момента принятия решения о ее выполнении. Иногда мероприятие продлевается. В таком случае срок выставления требований продлевается тоже.

Встречная проверка

Мероприятие проводится с целью сбора недостающей информации о предприятии, которое уже навестил или только планирует это сделать инспектор в рамках выездной проверки. Документы запрашиваются не у самой компании, а у ее контрагентов.

Основание: п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Что могут потребовать: любые документы, связанные с контрагентами.

За какой период запрашивают документы: за любой.

В какие сроки выставляют требования: в передах проведения встречной проверки.

Вне проверок

Налоговая может запрашивать любые документы и информацию по сделкам не только в рамках проведения проверок, но и на этапе предпроверочного анализа. 

Если у предпринимателя образовалась задолженность по обязательствам и имуществу свыше 1 млн рублей, у него также могут потребовать предоставление документов вне рамок налоговых проверок. Например, договор купли-продажи, карточки учета основных средств.

Документы запрашиваются за любой период. Срок выставления требований не ограничен.

Подтверждение электронного требования о предоставлении документов

В ответ на требование налоговой о предоставлении документов нужно в течение 6 рабочих дней прислать подтверждение в ФНС:

  • квитанцию о приеме;
  • уведомление об отказе.

Обратите внимание на то, что нельзя отказаться от требования по собственному желанию. На то должны быть веские причины. Их три:

  • требование направлено не тому адресату;
  • не заверено электронной подписью (а значит не имеет юридической силы);
  • оформлено не в том формате, который установлен законом.

Если в требовании отсутствует хотя бы один из обязательных реквизитов, вы имеете право отправить в налоговую мотивированный отказ. В нем нужно обязательно указать причину.

Сроки предоставления документов по требованию налоговой

Сроки предоставления документов налоговой (такие же периоды предусмотрены для отправки уведомления, если документы полностью отсутствуют):

  • в течение 20 дней ― при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 30 дней ― при проверке ФНС иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе;
  • 10 дней ― в остальных случаях. 

Пояснения предоставляются в течение 5 дней. Контрагенты направляют документы, истребованные при встречной проверке, тоже в течение 5 суток. Отсчет начинается со дня получения соответствующего требования.

Дата получения требования зависит от того, каким способом оно отправлено:

  • по электронной почте ― день отправки налогоплательщиком квитанции о приемке;
  • через личный кабинет налогоплательщика ― следующий день после размещения требования;
  • через почту России ― с шестого дня, начиная с момента отправки заказного письма;
  • при личном вручении ― день его получения под расписку.

Пример 1. Налоговая отправила предпринимателю требование по электронной почте 13 июня. Основание: по результатам камеральной проверки выявлено, что в расчете по страховым взносам указаны необлагаемые суммы. На следующий день предприниматель направил в ФНС уведомление о приемке. До 24 июня нужно предоставить запрашиваемые документы.

Пример 2. Налоговый инспектор вручил ИП требование лично под расписку 10 мая. Требуются пояснения по уменьшенной сумме налога в уточненной декларации. Предоставить их нужно до 15 мая.

Продление сроков предоставления документов в налоговую 

Если налогоплательщик не может предоставить документы в отведенные сроки, ему нужно в течение 1 рабочего дня письменно уведомить об этом налоговую. Обязательно указать причину, почему невозможно предоставить документы, в какие сроки требование будет исполнено.

уведомление

К уведомлению нужно приложить оправдательные документы ― подтверждение, почему невозможно выполнить требование ИФНС в срок. Например, выписку из положения об обособленных подразделениях, где указано, что документы хранятся по месту их нахождения. 

Образец ходатайства в налоговую о продлении срока предоставления документов.

ходатайство о продлении сроков

В течение 2 дней с момента получения этого уведомления руководитель ФНС или его заместитель принимает решение: продлить сроки предоставления документов или отказать налогоплательщику.

Способы предоставления документов в налоговую

Способы предоставления документов в налоговую:

  • в электронном виде, созданные по специальному формату: по email или через личный кабинет налогоплательщика;
  • на бумажном носителе ― заверенные ксерокопии передаются лично налоговую, заказным письмом или через представителя;
  • в виде скан-образов (электронных копий документов) по email или через личный кабинет налогоплательщика.

В большинстве случаев предприниматель самостоятельно выбирает, в каком виде ему предоставить документы. Но есть исключения. Так, пояснения по декларации относительно НДС передаются только в электронном виде.

Обратите внимание! В некоторых случаях дополнительно нужно приложить сопроводительное письмо в налоговую о предоставлении документов . Оно необходимо в том случае, когда в них не указаны данные об отправителе и получателе. В сопроводительном письме содержатся реквизиты компании и ФНС, перечень прилагаемых документов (с указанием количества экземпляров), контактные данные составителя.

Электронные документы

Если документы формируются в электронной форме, их нужно заверить усиленной КЭП. В противном случае это будет просто бумажка, не имеющая юридической значимости. Передача электронных документов в налоговую осуществляется с помощью ЭДО или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Рассмотрим основные преимущества предоставления документов в электронном виде после налоговой проверки:

  • возможность избежать технических ошибок;
  • экономия собственных ресурсов ― известно, что заполнение документов вручную или на ПК с последующей печатью, процесс трудозатратный;
  • гарантированно приходит подтверждение доставки ― налогоплательщик точно знает, что его послание получено адресатом и он не будет привлечен к ответственности за игнорирование требования.

Электронный документ можно отправить из дому или офиса ― не нужно тратить время и приходить на почту или в отделение ФНС.

Сканы-образы

Скан ― цифровая копия физического носителя информации. То есть, сканируют бумажный документ, заверяют получившуюся электронную копию усиленной КЭП и отправляют в налоговую по email или через личный кабинет налогоплательщика.

Преимущества скан-образа в том, что такой документ легко редактировать перед отправкой.

Ксерокопии документов

Ксерокопии документов заверяются у руководителя предприятия или уполномоченного лица. Он ставит подпись, а при наличии ― печать. Но она не обязательна. 

Если документ заверяет уполномоченное лицо, на него должна быть составлена доверенность, которая подтверждает его полномочия. Доверенность подписывает руководитель компании и заверяет нотариус. Копии документов не требуют нотариальной заверки.

Предоставление пояснений и информации

Письмо с пояснением или информацией предоставляется в налоговую в виде документа, оформленного в произвольной форме. В нем указывают:

  • реквизиты компании;
  • номер и дату исходящего письма;
  • реквизиты требования, на основании которого даются пояснения(номер, дату);
  • причины расхождений в отчетности, запрашиваемую информацию.

пояснения

Пояснения по НДС нужно отправлять в электронной форме. В бумажном виде ФНС их не примет, а если требования не будут удовлетворены, налогоплательщик заплатит штраф.

Штрафы

За нарушение порядка предоставления или непредоставление документов в налоговую грозит штраф. Налоговая ответственность:

  • 200 руб. за каждый документ, запрашиваемый в результате камеральной, выездной проверки, вне рамок проверок;
  • 5 000 руб. за каждое пояснение и информацию, запрашиваемые по результатам тех же проверок и без них (при повторном нарушении размер штрафа увеличивается до 20 000 руб.);
  • 10 000 руб. за каждый документ, запрашиваемый по результатам встречной проверки.

Административная ответственность:

  • на руководителя ― 300-500 руб.;
  • на ИП ― не распространяется.

Вопросы и ответы

Loader image

Налоговикам можно не предоставлять документы, не предусмотренные законом, если требование составлено не в нужной форме или не содержит обязательных реквизитов и т. д. Но просто игнорировать запрос нельзя. Приготовьтесь дать ФНС аргументированный отказ с указанием причины.

Если документы уже были ранее предоставлены в налоговые органы, их можно не посылать. При этом налогоплательщик должен уведомить об этом ФНС в установленный срок.


Макс Демеш

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Максим Демеш

md@kassaofd.ru


Нужна помощь с бухгалтерским обслуживанием?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем решить все вопросы.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Также читают:

Единый налоговый платеж в 2022 году для ИП и юрлиц

С 1 июля по 31 декабря 2022 года для организаций и индивидуальных предпринимателей будет существовать возможность не оформлять бесконечное количество платежей по налогам, сборам, взносам, штрафам и пенни. В 2022…


461
Узнать больше

Налоговые проверки бизнеса в 2022 году

Мораторий на налоговые проверки малого и среднего бизнеса до конца 2022 года вступил в силу согласно распоряжению правительства РФ. Мораторий распространяется не на всех и касается только плановых проверок. Бухгалтерское…


866
Узнать больше

Какую систему налогообложения выбрать для ООО

С 2021 г. список систем налогообложения для ООО сократился ― режим ЕНВД прекратил свое действие. Теперь выбор руководителя организации стоит между ОСНО и двумя спецрежимами: УСН и ЕСХН. Разберемся, какую систему…


864
Узнать больше

Какую систему налогообложения выбрать для ИП

В 2021 году список систем налогообложения для ИП сузился ― режим ЕНВД прекратил действовать. Теперь выбор стоит между ОСН и спецрежимами: УСН, ЕСХН, ПСН. Что самое главное, предприниматель может использовать…


929
Узнать больше

ФНС присылает требования, когда у неё появляются вопросы к налогоплательщику. Чаще всего это происходит во время проверок — выездных или камеральных. Но налогоплательщик должен быть готов ответить на требование ФНС о предоставлении пояснений или требование о представлении документов (информации) в любой момент, даже вне налоговых проверок — могут возникнуть вопросы даже при проведении сделки. Расскажем о том, что может и когда может запрашивать налоговая и в какие сроки отвечать на требования ФНС.

Виды требований и уведомлений от ФНС

О представлении пояснений

В рамках камеральной проверки налоговики изучают отчётность, которую прислал налогоплательщик, и проверяют, всё ли в ней верно и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, налогоплательщику направляют требование о представлении пояснений.

Также налоговая может запрашивать пояснения, если:

  • в отчётах показаны убытки;
  • вы применяете налоговые льготы;
  • есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
  • в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.

Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на территории налогоплательщика, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.

В требовании о представлении пояснений налоговики должны указать:

  • причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
  • какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
  • срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.

При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.

Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.

О представлении документов (информации)

Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у проверяемого дополнительные документы. В этом случае направляют требование, котором указаны:

  • основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
  • срок передачи в ИФНС документов;
  • какие именно нужны документы или информация.

Точного перечня того, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.

В ответ на требование необходимо направить в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.

Все проверки проводят в ограниченные законом сроки. Запрашивать документы после окончания проверки налоговая не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период налогоплательщик может получить требование о представлении документов. Оно оформляется в общем порядке.

Требование может поступить и вне рамок проверки. Например, когда налоговики проверяют контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.

Если контрагент налогоплательщика числится в другой налоговой инспекции, к требованию приложат копию поручения об истребовании документов, которое составляет ИФНС проверяемой организации или ИП. В этом поручении прописано, какие документы нужны чужой инспекции и по какой причине их запрашивают. Если налогоплательщик зарегистрирован в той же ИФНС, что и его контрагент, то он получит требование без копии поручения.

Об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Бывают и другие виды требований ФНС. Например, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа пришлют, если налогоплательщик не уплатил налог вовремя, ошибся в реквизитах, перечислил в бюджет меньше чем нужно, не заплатил вообще и т. д.

В таком требовании указывают сумму задолженности и срок, в течение которого её нужно погасить. Если этого не сделать, могут заблокировать расчётный счёт.

Уведомление о вызове налогоплательщика

Если срок камеральной проверки уже истёк, налогоплательщика могут вызвать в инспекцию для устных пояснений. В этом случае присылают уведомление о вызове в налоговый орган.

В нём должны быть:

  • адрес налоговой инспекции и номер кабинета, в который нужно прийти;
  • дата явки и режим работы;
  • подробное описание цели вызова.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать для устных пояснений могут по вопросам уплаты налогов, в связи с налоговой проверкой и в других случаях, связанных с налоговым законодательством.

Помимо этого, налоговая может прислать множество других сообщений, которые носят уведомительный характер, например:

  • Решения о приостановлении операций по счетам
  • Решение о продлении срока проведения камеральной проверки
  • Сообщение о принятом решении о зачёте
  • Сообщение о факте излишней уплаты
  • Сообщение об исчисленной налоговым органом сумме налога
  • Уведомление о неисполнении обязанности по представлению декларации и др.

В таблице собраны все виды информации и документов, которые налоговики могут запросить у налогоплательщика, и санкции за неисполнение этих требований.

Когда требование не является требованием

Бывает, что налоговики отправляют документ с требованием предоставить информацию в свободной форме. Такой документ может называться: информационное письмо, уведомление или сообщение. Налогоплательщик имеет право не исполнять это требование. Представить документы нужно только в том случае, если документ имеет все обязательные реквизиты, предусмотренные требованием, и указано основание для истребования документов.

Обычно такие информационные письма, уведомления или сообщения рассылаются тогда, когда налоговая уже не вправе запросить документы по обычному требованию. Например, если истёк срок камеральной проверки. Но на такое письмо всё равно нужно ответить — указать в ответном письме причины отказа.

Как получают требования

Вручить требование о представлении документов лично или под расписку налоговики обязаны только тогда, когда проводится выездная проверка на территории налогоплательщика.

В остальных случаях требование может быть передано (п. 4 ст. 31 НК РФ):

  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

На поступившие через ТКС требования нужно не только отвечать, но и подтвердить само получение документа. Отсутствие подтверждения грозит блокировкой счёта.

Пользователи сервиса «1С-Отчётность» могут не беспокоиться о том, что пропустят требование налоговой.

Как только требование от ФНС поступает оператору ЭДО, автоматически формируется уведомление для налогоплательщика и отправляется на его почту и телефон. В сервисе реализован новый порядок работы с требованиями: теперь при работе в сервисе или в учётной системе будет появляться окно, в котором отображается список требований, на которые нужно отреагировать.

Кроме того, при наличии просроченного требования или требования, которое скоро будет просрочено, в разделе Отчёты отображается красная плашка с предупреждением и напоминанием о том, что нужно подтвердить получение требования.

В какой срок нужно ответить на требование

Обычно срок ответа на требование ФНС указывается прямо в требовании, поскольку для каждого вида запросов законом установлен свой срок. Например, ответить на требование необходимо в течение:

Возникает вопрос, с какого момента отсчитывается срок ответа.

  • 5 рабочих дней — если запрос связан с проведением налоговой проверки у контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • 10 рабочих дней — если документы запрашивают при налоговой проверке (п. 3 ст. 93.1 НК РФ) или вне рамок проверки, по конкретной сделке с контрагентом (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
  • Срок исполнения требования об уплате — 8 рабочих дней, если в нём не указан более длительный срок.

Возникает вопрос, с какого момента отсчитывается срок ответа.

Если налогоплательщик получил требование лично под роспись, то срок, в течение которого нужно ответить, отсчитывают со следующего дня.

Требование, отправленное по почте заказным письмом, считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки (по штемпелю на конверте), а срок исполнения начинает течь с седьмого рабочего дня — неважно, получил налогоплательщик письмо или нет.

Требование, отправленное через личный кабинет ИП или юрлица, читается полученным в день, когда оно там появилось. Отсчёт срока — со следующего дня.

Если требование направили по ТКС через оператора ЭДО, то налогоплательщик должен подтвердить получение требования и отправить в налоговую квитанцию о его приёме. Дата получения — та, что указана в квитанции о приёме. Отсчёт срока начнётся со следующего дня

Подтвердить приём требования в сервисе «1С-Отчётность» очень легко. Достаточно зайти в требование или в списке требований найти нужное и нажать на кнопку «Подтвердить приём», а затем нажать кнопку «Подтвердить». Затем автоматически формируется квитанция о приёме, шифруется и направляется в налоговую. Больше ничего для подтверждения приёма делать не нужно.
В списке требований теперь отображаются сроки по требованиям. После подтверждения требования сервис показывает, сколько дней осталось на отправку ответа — документов, пояснений и т.д. Если требование не подтверждено, в сервисе отображается, сколько времени осталось на подтверждение. Для просроченных требований указывается срок просрочки.
Кроме того, если открыть требование, то в нём будет информационная плашка, посвящённая срокам ответа на данное требование с подробной выдержкой из законодательства. Срок может отличаться в зависимости от вида требования.

Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

I. Право налоговых органов

Налоговый контроль осуществляется в разнообразных формах, не ограничиваясь только налоговыми проверками.

Вне рамок проверки налоговый орган может запросить (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) у налогоплательщика документы (информацию) относительно конкретной сделки. Лицо, которому может быть направлено требование такого рода, может быть как стороной этой сделки, так и посторонним, располагающим, по мнению контролеров, документами (информацией) об этой сделке.

На основании п. 4 ст. 93.1 НК РФ требование о представлении документов (информации) направляется лицу налоговым органом по месту его учета. При этом положения этой статьи не обязывают направлять требование исключительно в тот налоговый орган, в котором лицо состоит на учете по месту своего нахождения. Следовательно, оно может быть направлено лицу инспекцией, в которой оно состоит на учете по любому основанию, предусмотренному НК РФ (например, по месту нахождения обособленного подразделения или по месту нахождения имущества налогоплательщика). Такие разъяснения давал Минфин России (см., в частности, Письмо Минфина России от 06.08.2019 № 03-02-08/59105).

Периоды, за которые могут быть истребованы документы, ограничиваются лишь сроками их хранения, установленными НК РФ (в том числе пп. 8 п. 1 и пп. 6 п. 3.4 ст. 23, ст. 214.1, 214.5, 226.1, 264, 283, 342.1, 346.18 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.04.2019 № 03-02-08/32313), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, поскольку в НК РФ не определено иное. Напомним, что в соответствии с п. 1 и 2 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. Как известно, есть документы, сроки хранения которых много дольше. Действующий перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения утвержден Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Нормы законодательства о налогах и сборах не содержат запрета на истребование документов (информации) сразу по нескольким сделкам.

Ничто не обязывает налоговый орган сообщать адресату причины, по которым инспекция посчитала необходимым направить требование.

В то же время обращаться к налогоплательщику с требованием в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе исключительно при наличии «обоснованной необходимости» получения данных – в НК РФ прямо так и написано. К сожалению, на практике зачастую объемы истребуемых документов и информации, частота обращения за ними инспекторов могут просто поражать воображение. Реагируя на ситуацию, ФНС России пытается взывать в сознательности своих сотрудников, отмечая в Письме от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@, что суды в спорах об обоснованности привлечения налогоплательщиков к ответственности за неисполнение запроса принимают во внимание реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований) и реальной возможности налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем представленных документов. Как следствие, налоговый орган, требующий представить значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументировано прояснить вышестоящему налоговому органу или суду свои мотивы и их соответствие целям осуществления налогового контроля.

Недавно КС РФ в Определении от 07.04.2022 № 821-О отметил, что предусмотренный п. 2 ст. 93.1 НК РФ инструмент не должен использоваться для подмены других форм налогового контроля (в том смысле, что под видом истребования документов по конкретной сделке не должна де-факто производиться налоговая проверка налогоплательщика или его контрагентов).

II. Требования к требованию

Требование о представлении документов (информации) оформляется по форме, утв. Приложением № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (ред. от 28.12.2021).

Бланк, в том числе, содержит строку, в которой нужно указать наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации). Инспекторы часто грешат тем, что такое основание не указывают. Однако, как отметил в свое время ВС РФ, такое нарушение носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции (Определения ВС РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № А19-22283/2016, от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017, от 17.05.2022 № 304-ЭС22-8043 по делу № А70-9559/2021, Письмо Минфина России от 09.02.2021 № 03-02-11/8341).

Но есть куда более серьезная проблема. В требовании должны прозвучать наименования запрошенных документов; периоды, к которым они относится; реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (при наличии); сведения, позволяющие идентифицировать сделку, к которой имеют отношение документы или информация. Однако, этого-то чаще всего и не происходит. Складывается впечатление, что то, от чего КС РФ предлагал дистанцироваться, как мы указали выше, как раз процветает: требование в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ используется для сбора массива данных о налогоплательщиках, никак не соотносимого с конкретными сделками и, что еще хуже, данных в дальнейшем уходящих «в отвалы породы», не используемых эффективно в законной деятельности налоговых органов.

ФНС России в Письме от 23.12.2021 № СД-4-2/18103@ именно в этом ключе ставила вопрос об усилении контроля за истребованием своими сотрудниками документов (информации) по конкретным сделкам.

Проблема надлежащих формулировок требований рассматривалась неоднократно и судами, в том числе, высшими.

Так, недавно в Верховном и в Конституционном судах рассматривались споры с участием ООО ТД «Платина Кострома». Эта компания получила требование от налогового органа о представлении информации и документов вне рамок проверки. В требовании были упомянуты документы по сделкам, датированным ранее 01.01.2015. Налоговый орган просил предоставить пояснительную записку за 1-й и 4-й кварталы 2016 г., содержащую разъяснения, касающиеся правомерности отражения вычетов по счетам-фактурам, сформированным ранее 1 января 2015 г., и причин выставления корректировочных счетов-фактур, а также документы, подтверждающие возврат либо уценку товара, оплату возвращенного (уцененного) товара (реестр товарных накладных, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41, 60 и 62 за упомянутые периоды 2016 года, акты сверки взаиморасчетов с контрагентами, реестр платежных поручений либо документов на реализацию товара в случае возврата (зачета) авансовых платежей и т. д.), книги продаж за 2012-2014 гг. и более 400 счетов-фактур (с указанием их даты и номера). Общество направило в инспекцию уведомление об отказе в представлении документов (информации), полагая, что требование инспекции незаконно и необоснованно, не связано с конкретными сделками. Налогоплательщик был привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ (штраф 5 000 руб.) и отправился защищать свои права в судах, безуспешно оспаривая сначала правомерность привлечения к ответственности (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.05.2021 № Ф01-1905/2021 по делу № А31-6901/2020 (Определением Верховного Суда РФ от 28.07.2021 № 301-ЭС21-11472 отказано в передаче дела № А31-6901/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)), а затем и конституционность положений п. 2 ст. 93.1 НК РФ (см. Определение Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 № 821-О).

Именно благодаря последнему из названных решений мы теперь имеем четкие разъяснения относительно допустимых, надлежащих формулировок рассматриваемых нами требований.

Как отметил КС РФ, п. 2 ст. 93.1 НК РФ закрепляет обязательное условие: документы (информация) как предмет истребования должны относиться именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика, не к ее части или периоду, не к налоговому периоду и т. п.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Соответственно, п. 2 ст. 93.1 НК РФ по своему буквальному смыслу не предполагает возможности истребования документов (информации) в случае, если их нельзя связать с теми или иными сделками

Вместе с тем, понятие «сделка» предполагает разного рода действия широкого круга субъектов, совершаемые в различных формах и в виде разных операций при их неодинаковой длительности и последовательности и на различных условиях в отношении разных объектов, включая партии товаров, эти действия могут характеризоваться разнообразными существенными или попутными (факультативными) признаками.

Поэтому, если налоговый орган не укажет в требовании номер или дату заключения, иные реквизиты соответствующих договоров, это еще не повод игнорировать такое требование, учитывая, что некоторые реквизиты определяются сторонами сделки и могут быть не указаны либо вообще не определены или же неизвестны налоговому органу.

Достаточно, как разъяснил КС РФ, «определить предмет истребования по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку, в частности по переданному (подлежащему передаче) конкретному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т. п., если эти признаки по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить относящиеся к ней документы (информацию). Количество же запросов (требований) оспариваемая норма не устанавливает, что оставляет за налоговым органом право истребовать документы (информацию), относящиеся не только к одной, но и к нескольким конкретным сделкам, притом, что это право не может быть использовано вместо контрольных полномочий, подлежащих применению в рамках проведения налоговой проверки».

ФНС России направила для использования в работе налоговых органов Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во 2-м квартале 2022 г. по вопросам налогообложения, в котором, в частности, доводится и позиция КС РФ по указанному делу (п. 2 Письма ФНС России от 24.10.2022 № 7-8-04/0005@).

III. Документы или информация?

После получения требования налогоплательщик должен исполнить его в течение 10 рабочих дней или в тот же срок уведомить, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 93.1).

Из формы требования можно заключить, на что именно претендуют контролеры: на документы и (или) на информацию.

За необоснованный отказ предоставить документы или задержку их представления налогоплательщика оштрафуют на основании ст. 126 НК РФ. В п. 6 ст. 93.1 НК РФ нет указаний на то, какая именно часть этой статьи должна применяться к нарушителю в случае истребования документов вне рамок проверки. Минфин России (Письмо от 01.06.2022 № 03-02-07/51429) полагает, что применим п. 2 ст. 126 НК РФ, т. е. нарушение влечет штраф с организации или ИП в размере 10 000 руб., с физического лица, не являющегося ИП, – 1 000 руб. Величина санкции никак не зависит от числа не представленных документов.

В свою очередь, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). Штраф составит 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение календарного года – 20 000 руб.

Таким образом, НК РФ разграничивает ответственность налогоплательщика за непредставление в установленные сроки документов по требованию налогового органа и непредставление в установленные сроки информации по требованию.

Удобные онлайн-сервисы «Такском»
подходят для представления отёчности в ФНС и другие госорганы

На выбор мы предлагаем три решения:

  • устанавливаемую программу «Доклайнер»;
  • веб-сервис «Онлайн-Спринтер»;
  • встраиваемое в 1С решение «1С: Электронная отчётность».

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 69 НК РФ

1. Неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

2. Требование об уплате задолженности также должно содержать:

сведения о сроке исполнения требования;

сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления).

3. Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

4. Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате задолженности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются в отношении плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 69 НК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16-20897, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Обществу выставлено требование № 17 об уплате НДФЛ, пени и штрафа по состоянию на 13.10.2015. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали требование инспекции в оспариваемой заявителем части законным и обоснованным…

  • Решение Верховного суда: Определение N 301-КГ17-1362, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 69 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявления общества в связи с недоказанностью нарушения оспариваемым требованием инспекции его прав и законных интересов…

  • Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17-5696, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356, 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения…

Должен ли налогоплательщик представить документы по сделкам с контрагентом, если в требовании не указаны их реквизиты?

Должен ли налогоплательщик представить документы по сделкам с контрагентом, если в требовании не указаны их реквизиты?

Должен ли налогоплательщик представить документы по сделкам с контрагентом, если в требовании не указаны их реквизиты?

8 ноября 2019

8 ноября 2019

В рамках «встречной» проверки инспекция не обязана указывать в требовании реквизиты запрашиваемых документов (например, дату и номер договора или акта). К такому выводу пришла Федеральная налоговая служба в решении от 23.09.19 № КЧ-4-9/19237@.

Суть спора

По поручению инспекции, проверяющей контрагента, у организации были запрошены документы, касающиеся деятельности его бизнес-партнера за 2015-2017 годы. А именно: договоры, акты выполненных работ, акты о зачете взаимных требований, акты сверки расчетов с поставщиками (покупателями), счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов и иные документы.



Фокус


Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки



Налогоплательщик решил, что требование ИФНС неправомерно, поскольку в нем не обозначены номера и даты запрашиваемых документов. А согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ, неправомерные требования налогового органа можно не исполнять.

За отказ представить документы организация была оштрафована на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ.

Решение ФНС

ФНС признала требование инспекции законным, указав на следующее. Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

В рассматриваемом случае в требовании был указан период времени, за который запрашиваются документы (2015-2017 годы), а также их перечень. При этом статья 93.1 НК РФ не обязывает вносить в требование реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (информации). Следовательно, организация неправомерно отказалась представить запрошенные у нее документы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обязательный реквизит письменной сделки это
  • Ооо кольчугинская металлургическая компания
  • Обязательными реквизитами акта являются что
  • Ооо коммунально сервисная компания дягилево
  • Овердрафт тинькофф бизнес отзывы владельцев