Обязанность вести реестр собственников помещений в доме – лицензионное требование к работе управляющих организаций. Также законодательство обязывает УО по запросу инициаторов общих собраний передавать им такой реестр. На примере судебного дела рассказываем, может ли УО отказать в выдаче реестра и требовать подтверждения факта подготовки ОСС.
Собственник помещения в доме обратился в УО за реестром собственников для проведения ОСС
В управляющую организацию с просьбой предоставить реестр собственников для проведения внеочередного собрания собственников обратился член Совета МКД. Поскольку УО не провела годовое ОСС, а собственник был недоволен тем, как организация выполняет условия договора управления, он решил выступить инициатором общего собрания.
В повестку дня инициатор включил вопросы по выбору новой УО и установлению более низкого размера платы за содержание жилого помещения в доме, о чём он письменно сообщил в управляющую организацию, приложив запрос на реестр собственников.
Но УО отказала инициатору. Член Совета МКД ещё несколько раз обращался за реестром, но каждый раз получал отказ, поэтому подал иск в суд с требованием принудить управляющую организацию передать инициатору ОСС реестр собственников. Истец указал на незаконность действий УО и попросил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
Управляющие организации обязали вести реестр собственников
УО отказала собственнику из-за отсутствия доказательств созыва общего собрания
Управляющая организация в суде повторила причины своего отказа выдать реестр собственников истцу: к заявлению инициатор собрания не приложил документы, которые бы подтверждали факт, что по инициативе истца на момент направления запроса созывается ОСС.
Список таких документов, по мнению УО, предусмотрен ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ: уведомление о проведении собрания с обязательным указанием даты, времени, повестки дня, а также документы, подтверждающие факт уведомления всех собственников о проведении собрания.
Компания настаивала на том, что по смыслу ст. 45 ЖК РФ намерение провести ОСС не может считаться основанием для обязательного предоставления УО в адрес заявителя реестра собственников. Это бы нарушило нормы № 152-ФЗ о работе с персональными данными собственников.
О новом лицензионном требовании – ведении реестра собственников
Суд первой инстанции предложил истцу доказать УО факт созыва собрания
Суд первой инстанции, принимая решения по делу, опирался на толковании норм ст. 45 ЖК РФ. В соответствии с ч.ч. 1, 2 указанной статьи, собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. При этом собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников.
Для получения реестра собственников инициаторы собрания могут письменно, в том числе через ГИС ЖКХ, обратиться в УО, правление ТСЖ, ЖК/ЖСК, которые должны предоставить актуальную версию документа в течение пяти дней с момента получения запроса.
При этом суд сделал вывод, что по буквальному толкованию п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ УО/ТСЖ обязана предоставить реестр только инициатору ОСС и только в том случае, если он представит доказательства созыва собрания. Это предотвратит злоупотребление правом получать реестр со стороны собственников, потому что теоретически каждый из них может обращаться в УО/ТСЖ за реестром ежедневно.
Следовательно, УО имела право отказать истцу в выдаче реестра, поскольку последний не представил доказательств созыва в доме ОСС. Требования управляющей организации доказать факт подготовки собрания суд посчитал законными и отклонил иск. Судья предложил члену Совета МКД повторно обратиться в управляющую организацию, направив вместе с заявлением на реестр собственников документы, подтверждающие созыв общего собрания (решение Первомайского районного суда Омска от 19.06.2018 по делу № 2-1647/2018).
Как оформить реестр собственников помещений в МКД в 2018 году
Апелляционный суд потребовал от УО предоставить истцу реестр собственников без всяких условий
Собственник не стал повторно писать запрос в УО, а подал апелляционную жалобу в областной суд, настаивая на том, что ЖК РФ не содержит норм, позволяющих управляющей организации требовать от инициатора общего собрания доказательств деятельности по созыву и организации собрания.
Отказ УО нарушает его права как потребителя и нормы законодательства, что должно трактоваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ – отказ в предоставлении информации.
Апелляционный суд, рассматривая обстоятельства дела, исходил из того, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, введённой в начале 2018 года № 485-ФЗ, УО, ТСЖ, кооператив обязаны вести реестры собственников, а также по запросу инициаторов ОСС – предоставлять документ в течение пяти дней с момента поступления такого запроса. Инициировать собрание может любой из собственников помещений в доме.
При этом, как отметил судья, согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении этого документа инициаторам в целях созыва и организации ОСС не требуется. Подобные действия УО не расцениваются, как нарушение № 152-ФЗ и правил обработки ПДн.
В соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, каждый собственник в доме должен быть лично уведомлён о проведении общего собрания, если иное не было установлено на предыдущих ОСС. Ни УО, ни истец не представили суду доказательств, что собственники принимали иной порядок уведомления о проведении ОСС.
Следовательно, чтобы исполнить требования ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, инициатору собрания необходим реестр собственников помещений. В его отсутствие, в том числе из-за отказа УО предоставить документ, инициатор ОСС не имеет возможности уведомить собственников. Поэтому требование УО о предоставлении документов, подтверждающих факт созыва им общего собрания, неправомерно.
Судья согласился с доводом истца о том, что нормы ЖК РФ не предусматривают каких-либо ограничений для собственников в отношении обращений в УО с запросом о предоставлении реестра в целях проведения ОСС.
В обращении, направленном в УО, инициатору собрания достаточно указать цель запроса, при этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются по умолчанию и не подразумевают злоупотребления правами (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
Суд отменил решение первой инстанции, обязав УО предоставить истцу реестр собственников, а также оплатить компенсацию морального вреда 3 000 рублей и штраф за неисполнение требований в добровольном порядке в размере 1 500 рублей (апелляционное определение Омского областного суда от 20.09.2018 по делу № 33-5731/2018).
За отказ УО предоставить реестр инициатору – штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ
Управляющие организации в соответствии с требованиями ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ обязаны вести реестр собственников и предоставлять его по письменному запросу инициаторов общих собраний собственников помещений в доме.
При этом, как следует из приведённого выше судебного определения, делать это необходимо без требования, чтобы обратившийся за реестром собственник предоставил доказательства, что он готовит ОСС. Добросовестность инициатора собрания подразумевается по смыслу п. 5 ст. 10 ГК РФ.
Предоставление реестра собственников по запросу инициатора – лицензионное требование к деятельности УО. Поэтому за отказ управляющую организацию могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наложение штрафа на юридических лиц от 250 000 до 300 000 рублей.
Извините, произошла ошибка.
Попробуйте позже.
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 45 ЖК РФ
1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
2.1. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, может быть созвано по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, подготовивших указанный проект решения, либо юридического лица, определенного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
2.2. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, которые были включены в повестку дня ранее проведенного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и по которым были приняты решения, может быть созвано по истечении установленного частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса срока размещения в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме протокола и решений такого ранее проведенного общего собрания.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 28.06.2022 N 217-ФЗ)
3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
3.2. В рассмотрении вопроса, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимают участие собственники жилых помещений в многоквартирном доме или их представители. Такое общее собрание правомочно, если в нем приняли участие собственники жилых помещений либо их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме. При этом при рассмотрении данного вопроса в отношении жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, представителями собственников признаются наниматели таких жилых помещений.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть размещено в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ, от 28.06.2022 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
6. Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.
(часть 6 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
(часть 7 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В соответствии с указанной нормой закона, реестр собственников помещений в многоквартирном доме, предоставляется для организации проведения общего собрания лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, и управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) не вправе отказать в предоставлении данного реестра.
Предоставление реестра собственников помещений в доме – обязанность УК
14 декабря 2020
Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются инициативные граждане при желании провести общее собрание в своем доме, это получение актуального реестра всех фактических собственников помещений. Отсутствие достоверных сведений нередко становится причиной признания общих собраний неправомочными, допуска к голосованию жильцов, не являющихся собственниками помещений в доме, и, в конечном счете, приводит к объявлению решений, принятых на общем собрании, недействительными.
Реестр собственников жилья является важнейшим документом, позволяющим определить наличие кворума и количество голосов, отданных за или против вынесенного на общее собрание вопроса.
В нем в рамках действующего законодательства содержится информация, идентифицирующая каждого владельца жилого и нежилого помещения в доме:
- Фамилия, имя, отчество (если собственник – физическое лицо);
- Полное наименование и основной государственный регистрационный номер (если собственник – юридическое лицо);
- Номер помещения в многоквартирном доме;
- Сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений.
Законодатель закрепил прямую обязанность управляющей организации вести достоверный реестр собственников помещений в доме и предоставлять его инициатору общего собрания по письменному обращению или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней с момента получения такого запроса. При этом, согласие остальных собственников на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации проведения собрания не требуется.
Непредоставление реестра собственников инициатору общего собрания является нарушением лицензионных требований, предъявляемых к деятельности управляющих организаций, и влечет за собой принятие мер административного воздействия.
Об обязанности вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), Согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в том числе, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных (подпункт б пункта 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
Реестр должен содержать:
— фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме;
— полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
— номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо.
Срок для рассмотрения письменного обращения, направленного в управление многоквартирным домом, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме составляет 5 дней.
Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного Кодекса, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц — от 250 000 до 300 000 рублей.