Обязана ли управляющая компания предупреждать об окончании поверки счетчиков

Отсутствие уведомления потребителя о предстоящей проверке прибора учета

Отсутствие уведомления потребителя о предстоящей проверке прибора учета.

Как указывалось выше, потребитель должен быть уведомлен о предстоящей проверке расчетного прибора учета надлежащим образом за пять рабочих дней до даты предполагаемой проверки. Отсутствие такого уведомления суды расценивают как нарушение порядка, предусмотренного Основными положениями, и отказывают во взыскании суммы безучетного потребления энергии.

В качестве примера, рассмотрим дело N А43-45829/2017, где суд установил отсутствие факта уведомления о проверке.

Так, в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июля 2019 года по данному делу указано, что для проверки прибора учета потребителя требовался допуск сетевой компании; акт о неучтенном потреблении составлен с нарушением предусмотренного Основными положениями порядка, поскольку о предстоящей проверке потребитель не уведомлялся.

Составление акта без уведомления и в отсутствие потребителя (уполномоченного представителя) лишает потребителя права участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.

К аналогичным выводам Арбитражный суд Волго-Вятского округа приходит и при рассмотрении дела N А43-53406/2018.

Так, в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 декабря 2019 года по данному делу указано, что из системного толкования пунктов 172 — 177, 192 и 193 Основных положений следует, что на сетевую организацию, инициирующую проведение контрольного мероприятия, возложена обязанность уведомить об этом все заинтересованные стороны, в том числе потребителя, и обеспечить возможность их участия в проверке. В случае, если потребителем является юридическое лицо, то в акте в обязательном порядке должны содержаться сведения о его уполномоченном представителе, а сама проверка проводится в месте установки прибора учета в присутствии представителя юридического лица.

Проведение проверочного мероприятия в нарушение установленных законодательством правил об обязательном извещении потребителя является актом недобросовестного поведения и ставит под сомнение результаты проверки в целом.

Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к выводу, что в нарушение Основных положений сетевая компания не уведомила Предприятие о дате и времени контрольного мероприятия, осуществила проверку и составила акты в отсутствие уполномоченного представителя потребителя электроэнергии и без участия двух незаинтересованных лиц. Акты о проверке приборов учета не отвечают требованиям Основных положений.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным совершение сетевой организацией при проверке неправомерных действий, ущемляющих интересы Предприятия и являющихся злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), и отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30.11.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1530-ФАС52-03/18.

Однако в судебной практике имеется и иной подход к толкованию обязанности сетевой компании во всех случаях уведомлять потребителя о предстоящей проверке.

Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05 июля 2018 г. по делу N А67-5926/2016 указано, что заблаговременное уведомление сетевой организацией потребителя о планируемой проверке имеет своей целью обеспечение сотрудникам сетевой организации доступа к энергопринимающим устройствам потребителя и расчетным приборам учета, что необходимо для проведения полноценной и эффективной проверки (пункт 177 Основных положений). По обстоятельствам дела такой доступ имелся, то есть эффективность проверки была обеспечена без заблаговременного извещения, кроме того, акты о неучтенном потреблении электрической энергии подписаны со стороны ответчика его представителем.

При ином понимании Основных положений, как требующих заблаговременного извещения потребителя о предстоящей проверке во всех случаях, подобное правоприменение приводило бы к предоставлению недобросовестным потребителям времени для устранения несанкционированного подключения к сети и (или) сокрытия от контролирующей отбор энергии сетевой организации факта безучетного потребления.

Вывод о том, что в случае если доступ к прибору учета предоставил работник потребителя, отдельного уведомления не требуется, также содержится в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.05.2018 по делу N А31-13633/2016.

В частности, в постановлении указано, что из пунктов 170 и 177 Основных положений следует, что обязательное уведомление потребителя о проверке приборов учета, о проведении контрольного снятия показаний приборов учета предусмотрено только в случае, если сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.

В рассматриваемом судом случае доступ к энергопринимающим устройствам и прибору учета осуществил администратор сауны (представитель потребителя).

Учитывая вышеизложенное, ФАС России разъясняет, что при рассмотрении заявлений на действия сетевых компаний, в части нарушения порядка проведения проверки приборов учета (направления/ненаправления уведомления о предстоящей проверке) и выявления безучетного потребления, антимонопольному органу необходимо установить при каких обстоятельствах был выявлен факт безучетного потребления:

— в случае составления акта проверки расчетных приборов учета (с выявлением факта безучетного потребления) и (или) акта о неучтенном потреблении в присутствии потребителя (его представителя), то есть, в случае соблюдения прав потребителя участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов, отсутствие предварительного уведомления в соответствии с пунктом 177 Основных положений не может свидетельствовать о недобросовестном поведении сетевой организации. При этом полномочия представителя могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель. Составление акта в присутствии работника потребителя либо лица, который осуществил доступ к приборам учета, либо совершал аналогичные действия в прошлом, и при этом потребитель ранее не оспаривал полномочия этого лица, свидетельствует об отсутствии ущемления интересов потребителя и злоупотреблении доминирующим положением;

— в случае составления акта проверки расчетных приборов учета (с выявлением факта безучетного потребления) и (или) составлении акта о неучтенном потреблении в отсутствие потребителя, необходимо установить факт наличия/отсутствия доказательств надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления Акта о неучтенном потреблении в соответствии с пунктом 193 Основных положений, а случае необходимости допуска к энергопринимающим устройствам — уведомления потребителя о проверке приборов учета в соответствии с пунктом 177 Основных положений. Нахождение прибора учета в свободном доступе (на опоре, на стене здания, в торговом зале или ином помещении, в которое имеет доступ неограниченный круг лиц) свидетельствует об отсутствии необходимости допуска и как следствие уведомления потребителя о проверке приборов учета в соответствии с пунктом 177 Основных положений.

После установления вышеуказанных обстоятельств, антимонопольному органу необходимо также проверить соответствие акта проверки расчетных приборов учета, акта о неучтенном потреблении, акта безучетного потребления на соответствие требованиям пунктов 176, 192, 193, 195 Основных положений, требованиям Приложения N 3 к Основным положениям.

При выявлении несоответствия указанным пунктам Основных положений, рассмотреть действия сетевой организации на предмет соответствия части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка выявления безучетного потребления.

Кроме того, с учетом положений абзаца 5 пункта 172, последнего абзаца пункта 192, пункта 195 Основных положений, нарушение порядка выявления безучетного потребления может быть выявлено и в действиях гарантирующего поставщика, что в свою очередь может содержать признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках горячей линии, посвященной вопросам ЖКХ, в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тюменской области поступило обращение потребителя о том, что исполнитель коммунальных услуг — управляющая компания не уведомила собственника многоквартирного дома об окончании срока поверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, в связи с чем произвела начисление платы по нормативу на 1 чел.

Входит ли в обязанности Управляющей компании осуществлять контроль за поверкой  установленных в квартире индивидуальных приборов учета?

Управление разъясняет:

В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) — учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Согласно п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно п. 81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В соответствии с п. 81(13) Правил № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя,
сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя.

В соответствии с п. 81(14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Таким образом, контроль за установленными в квартире индивидуальными приборами учета водоснабжения несет сам собственник и при его выходе из строя по вышеуказанным случаям, обязан сообщать исполнителю. Соответственно оснований утверждать о ненадлежащем исполнении своих обязанностей Управляющей компании в рассматриваемом случае не имеется.

Должна ли организация-исполнитель предупредить меня о том, что подошел срок поверки индивидуальных приборов учета потребления воды? В случае, если срок поверки упущен и проведен в более поздний срок-должны ли сделать пересчет (поверка подтвердила работоспособность счетчиков).

Ответы на вопрос:

Внимание! Ответ отключен модератором

1. такой обязанности нет. Собственник должен следить за своим имуществом сам (ст. 209 ГК РФ)

2. Да, должны сделать перерасчет.

Вам помог ответ?ДаНет

Уведомлять не должна, но может это сделать. Следить должен собственник согласно ст.210 ГК РФ, т.к. именно он должен платить согласно ст.153, 155, 158 Жилищного кодекса РФ и требованиям п.61 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Перерасчет можете потребовать.

Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Вам помог ответ?ДаНет

добрый день!

1. нет, не должны — Собственник должен следить за своим имуществом сам (ст. 209 ГК РФ)

2. должны пересчитать.

Основание — пункт 61 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Вам помог ответ?ДаНет

1) Пункт 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 не обязывает Исполнителя предупреждать об истечении срока межпроверочного интервала.

2) В течение 3 мес. с момента истечения межпроверочного интервала обязаны начислять по среднемесячным показаниям прибора учета за предыдущие полгода. Далее-по нормативу. Перерасчет не положен. До введения прибора в эксплуатацию после проверки прибор учета считается вышедшим из строя.

Вам помог ответ?ДаНет

Здравствуйте, уважаемая Вера Александровна!

Во-первых, собственники жилых помещений в многоквартиных домах (кратко МД) и в частных домах должны знать положения Жилищного кодекса Российской Федерации (кратко — ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г. (кратко — Правила № 354).

Во-вторых, следить за сроком эксплуатации и замены прибора учета (счетчика) потребления холодной воды обязан собственник или наниматель жилого помещения.

В-третьих, все вопросы, связанные с перерасчетом за коммунальные услуги, в т.ч. за поставку в жилое помещение холодной воды, именно эти Правила № 354 и регулируют.

Если Вы не заменили своевременно прибор учета поставки холодной воды, то естественно, поставщик этой коммунальной услуги, узнав об этом, сделает перерасчет Вам за поставку холодной воды не в вашуц пользу, исходя из Правил № 354.

Удачи Вам.

Вам помог ответ?ДаНет

Здравствуйте! Организация-исполнитель уведомлять Вас не должна, они за этим не следят, но вы вправе требовать перерасчета, исходя из показаний индивидуального прибора учета. Направляйте заявление в УК с просьбой произвести перерасчет согласно показаниям ИПУ, ссылаясь на п. 61 Постановления № 354. Они в течение месяца должны направить вам уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Данные суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Вам помог ответ?ДаНет

На какой законный акт опираться при требовании пересчитать…?

Вам помог ответ?ДаНет

На пункт 61 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Вам помог ответ?ДаНет

Вера Александровна!

Что бы что-то от кого-то требовать, нужно быть уверенным, что такое право есть.

В данном случае этот вопрос регулируется подробно Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г., с которыми Вам и нужно внимательно самой ознакомиться.

Удачи Вам.

Вам помог ответ?ДаНет

Однозначно на Постановление № 354, где зафиксировано Ваше право на данный перерасчет, ввиду исправности счетчиков и ненарушенной целостности пломб.

Если откажут — можете обратиться в прокуратуру, ст. 21 ФЗ О прокуратуре РФ или в суд.

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Правомерны-ли требования ЕРЦ о замене приборов учета воды,

Существуют-ли требования по замене счетчиков воды? Счетчик установлен в 2015 году, средний срок службы 12 лет. Поверка была проведена в 2018 году. Правомерны-ли требования ЕРЦ о замене приборов учета воды, если результат поверки положительный и следующая поверка должна быть 2021 и 2022 годах?

Должны ли меня были уведомить о сроке поверки?

О поверке счётчиков воды узнала, только после того как не смогла передать показания через ЛК. При звонке организации, оказывающей услугу выяснилось, что поверка счётчиков закончилась в марте 2021 года. Должны ли меня были уведомить о сроке поверки?

Поверка счетчиков воды и передача показаний

Если подошел срок поверки счетчика воды, могут ли ЖК службы отказаться принимать показания, пока не проведена поверка? Какими правовыми документами это регулируется. Могут ли собственники жилья не проводить поверку ИПУ воды до окончания срока службы счетчика?

Что посоветуете делать в случае отказа УК от перерасчета?

Кончился срок поверки приборов учета расхода воды. (еще года два тому назад) На сайте перестали принимать показания приборов. В июле пришел счет за июнь месяц, где насчитали по нормативам потребления. Произвел поверку приборов. Поверка показала, что приборы работали и работают исправно. Отнес документы в Управляющую компанию. Предложили написать заявление о перерасчете, но сказали, что вряд ли он состоится, потому как срок поверки истек давно и они могут лишь за тот срок, что приходили данные без поверки (два года) пересчитать по общим нормам.

В договоре на обслуживание дома о поверке и произвольном изменении цен на услуги ничего не сказано. Что посоветуете делать в случае отказа УК от перерасчета?

Спасибо.

На вопрос почему не указывают показания, ответили, что я должна записаться на плановую проверку,

7.10.2015 г. в квартире была проведена поверка счетчиков горячей воды в связи с истечением 4-х лет пользования. Поверку проводила организация, в которую и передаются показания счетчиков воды. Бумага о поверке была передана в эту организацию в течение 10 дней со дня поверки. Факт передачи организация подтвердила. В счет-квитанциях за январь и февраль 2016 г. показатели счетчиков горячей воды перестали печатать, то есть ставят прочерки и сумма по нулям, хотя показания передаю исправно и в срок. На вопрос почему не указывают показания, ответили, что я должна записаться на плановую проверку, которую они имеют право проводить каждые полгода. И пока не пущу контролера к себе домой, они не будут начислять суммы за горячую воду. Законно ли это?

Поверка счётчиков воды

Управляющая компания (ТСЖ), ссылаясь на п. 6.2.3. № 77-ПП гор. Москвы в части того, что Исполнитель имеет право «Требовать свободного доступа уполномоченных представителей исполнителя и Мосжилинспекции в квартиры и нежилые помещения потребителей (после предварительного их оповещения и согласования сроков посещения) для контроля работоспособности приборов учета воды и сверки их показаний с данными платежных документов, а также проведения поверки приборов учета воды, их ремонта и обслуживания», требует проведения внеочередной ПОверки наших индивидуальных счетчиков воды силами своей подрядной фирмы, с которой она заключила договор, угрожая штрафными санкциями в случае, если мы откажем ей в доступе в квартиру для проведении этой самой внеочередной поверки.

Вопрос:

1. Законны ли действия УК?

2. Наделяет ли вышеуказанная норма Управляющую Компанию правом проводить по своей инициативе силами специализированных организаций внеочередную ПОверку счётчиков воды пользователя?

2. Наделяет ли вышеуказанная норма Управляющую Компанию правом проводить по своей инициативе силами специализированной организации …

Управляющая компания (ТСЖ), ссылаясь на п. 6.2.3. № 77-ПП гор. Москвы в части того, что Исполнитель имеет право «Требовать свободного доступа уполномоченных представителей исполнителя и Мосжилинспекции в квартиры и нежилые помещения потребителей (после предварительного их оповещения и согласования сроков посещения) для контроля работоспособности приборов учета воды и сверки их показаний с данными платежных документов, а также проведения поверки приборов учета воды, их ремонта и обслуживания», требует проведения внеочередной ПОверки наших индивидуальных счетчиков воды силами своей подрядной фирмы, с которой она заключила договор, угрожая штрафными санкциями в случае, если мы откажем ей в доступе в квартиру для проведении этой самой внеочередной поверки.

Вопрос:

1. Законны ли действия УК?

2. Наделяет ли вышеуказанная норма Управляющую Компанию правом проводить по своей инициативе силами специализированной организации внеочередную ПОверку счётчиков воды пользователя?

Администратор печатает сообщение

(Ростов-на-Дону) 18.01.2019 Рубрика: ЖКХ

Претензии со стороны Водоканала

В течение всего срока установки и регистрации счетчика холодной воды не имел просрочки платежей, кроме как в пределах месяца. В квитанциях Водоканала по оплате графы о сроке следующей поверки счетчика не было, и я никакого предупреждения не получал. Затем сразу выставили штраф более 9 тыс. руб. как злостному неплательщику. Вправе ли Водоканал считать меня в такой ситуации злостным неплательщиком?

Дмитрий Бурняшев

Дмитрий Бурняшев

Консультаций: 156

На законодательном уровне отсутствует такое понятие, как злостный неплательщик, равно как и нет критериев отнесения к такой категории должников.

За сроками поверки счетчика обязан следить собственник. Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

После истечения межповерочного интервала поверки счетчиков такой счетчик считается вышедшим из строя на основании пп. «д» п. 81(12) Правил.

В случае непроведения поверки счетчика размер оплаты за коммунальные услуги определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее шести месяцев (п. 59 Правил). Расчет ведется с даты истечения межповерочного интервала до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета.

В 2020 году законодатели установили, что результаты поверки приборов учёта должны вноситься в государственный реестр. Читайте, почему такая запись не заменяет свидетельство о поверке счётчиков и потребители обязаны направлять его копию исполнителю коммунальной услуги.

Каждый прибор учёта должен пройти поверку по истечении межповерочного интервала

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ, срок поверки счётчика зависит от его типа. Например, межповерочный интервал для ПУ воды составляет 6 лет, для счётчиков газа, как правило, 10 лет. В соответствии с п. 18 приказа Минпромторга РФ от 02.07.2015 № 1815, периодической поверке подвергается каждый прибор учёта в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.

При этом, как отметила глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец, законодательство не регламентирует длительность нахождения прибора учёта на поверке. Главное, чтобы на день окончания межповерочного срока собственник ПУ получил акт о поверке с заключением о работоспособности счётчика и направил документ исполнителю услуг. В ином случае расчёты между исполнителем КУ и потребителем будут вестись расчётными методами в порядке, установленном п. 59(1) Правил № 354.

Взыскание с УО долгов жителей за установку ОДПУ: закон и практика

Взыскание с УО долгов жителей за установку ОДПУ: закон и практика

Данные о поверке должны быть внесены в государственный реестр

С 24 сентября 2020 года, в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ, установлен приоритет электронной регистрации результатов поверки. Это значит, что данные о поверке приборов учёта коммунальных ресурсов необходимо вносить в реестр результатов поверок средств СИ. Делают это аккредитованные Росстандартом компании.

Если потребителю необходима поверка ПУ, то он может заказать такую услугу только у организации, сведения о которой есть в базе Росстандарта. Найти такую компанию в реестре можно по названию своего населённого пункта, по ИНН или названию. Если пригласить компанию, о которой в реестре нет данных, то результаты поверки будут недействительными.

Процесс выглядит так: специалист проводит метрологические работы и вносит результаты в реестр ФГИС «Аршин». Владелец прибора учёта находит в разделе «Сведения о результатах поверки средств измерений» его заводской номер и всю информацию о нём, а также узнаёт дату следующей поверки.

Данные о поверке приборов учёта в реестре

Если поверка ПУ состоялась до 24 сентября 2020 года и данных о ней в реестре нет, бумажное свидетельство выполненных метрологических работ действительно до истечения межповерочного интервала.

По словам руководителя Росстандарта Алексея Абрамова, эта мера поможет «защитить потребителей от мошенников, а также облегчит проведение работ проверяющих органов и участников метрологической деятельности».

Как рассчитывается долг УО при срыве пломбы на ОДПУ водоснабжения

Как рассчитывается долг УО при срыве пломбы на ОДПУ водоснабжения

Правила № 354 обязывают потребителя направить исполнителю КУ копию свидетельства о поверке ИПУ

В мае 2022 года Верховный суд РФ рассмотрел вопрос о том, достаточно ли данных о поверке ИПУ в реестре ФГИС «Аршин», чтобы исполнитель услуг признал счётчик расчётным.

Истец провёл очередную поверку ИПУ горячей воды в квартире. Данные об этом были внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Но управляющая организация не признала факт поверки на основании таких сведений и потребовала предоставить свидетельство. Потребитель этого не сделал, и УО начала начислять плату за ГВС расчётным методом в соответствии с п. 59(1) Правил № 354.

Собственник квартиры обратился с иском в суд, но проиграл. Судья сослался на требования пп. «д» п. 34 Правил № 354, где сказано: «потребитель обязан […] направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта».

Тогда владелец квартиры подал административный иск в ВС РФ, чтобы оспорить пп. «д» п. 34 Правил № 354. Истец отметил, что результаты поверки ПУ подтверждаются не свидетельством, а записью во ФГИС «Аршин». Это необходимое и достаточное доказательство проведения поверки счётчика.  К тому же с 24 сентября 2020 года пп. «д» п. 34 Правил № 354 перестал соответствовать № 102-ФЗ, имеющему большую юридическую силу.

Исполнитель КУ вправе требовать свидетельство о поверке ИПУ даже при наличии соответствующей записи в реестре

Верховный суд России отказался признавать подпункт Правил № 354 недействующим. В ч. 4 ст. 13 № 102-ФЗ установлено, что результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями записью в Федеральном реестре. Помимо такой записи по заявлению владельца ИПУ:

  • на счётчик наносится знак поверки;
  • выдаётся свидетельство о поверке;
  • в паспорт ПУ вносится запись о ней с указанием даты метрологических испытаний;
  • выдаётся извещение о непригодности к применению средства измерений.

Подпункт «д» п. 34 Правил № 354 устанавливает обязанность потребителя провести поверку прибора учёта и направить исполнителю подтверждение её результатов. Включение сведений о процедуре во ФГИС «Аршин» не освобождает потребителя коммунальных услуг от этой обязанности (решение от 11.05.2022 по делу № АКПИ22-161).

Является ли самовольная замена ИПУ вмешательством в его работу

Является ли самовольная замена ИПУ вмешательством в его работу

Без записи в реестре поверка ИПУ недействительна

Исходя из требований пп. «д» п. 34 Правил № 354, ч. 4 ст. 13 № 102-ФЗ и позиции ВС РФ, исполнитель коммунальной услуги считает прибор учёта поверенным и применяет его показания к расчётам, если:

  1. Запись о поверке внесена во ФГИС.
  2. Собственники предоставил копию свидетельства о поверке.

При этом, если такой документ исполнитель получил, но записи о поверке в реестре нет, то поверка считается недействительной.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 748 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Верховный суд РФ признал недействующими положения, которые обязывали жильцов предоставлять коммунальщикам подтверждения проверки приборов учета — Апелляционная коллегия ВС определила признать частично не действующим с 1 сентября 2022 года подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.


Суть дела 

Оспариваемым подпунктом предусмотрено, что жильцы обязаны направлять коммунальщикам копию свидетельства о поверке или иного документа, подтверждающего проверку счетчиков.

Истец указал, что 24 сентября 2020 года вступила в силу новая редакция части 4 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», которой изменён порядок подтверждения факта проведения поверки приборов учёта: теперь предусмотрено, что результаты подтверждаются не свидетельством о поверке (или иными документами), а сведениями включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин»), которые являются необходимым и достаточным доказательством. 

Заявитель пояснил, что в мае 2021 года у него проверили счётчик горячей воды, но исполнитель коммунальных услуг отказался признать этот факт на основании сведений ФГИС «Аршин» и потребовал представления свидетельства. Так как заявитель свидетельство коммунальщикам не дал, ему начали производить начисление оплаты за горячее водоснабжение не по счетчику, а по нормативам.

Таким образом, по мнению истца, требование исполнителя коммунальных услуг по представлению свидетельства по поверке прибора учёта допускает дискриминационные методы расчёта объёмов потребления коммунальных услуг и приводит к необходимости несения им дополнительных расходов.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в письменных возражениях иск не признало, ссылаясь на то, что оспариваемая норма соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Решением ВС РФ от 11 мая 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В жалобе истец полагает, что вывод первой инстанции противоречит сложившемуся в данной отрасли пониманию порядка подтверждения поверки приборов учёта, предусмотренному действующей редакцией части 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений. Большинство потребителей коммунальных услуг на практике уже не требуют представления свидетельства о поверке прибора учёта и для подтверждения поверки используют сведения, содержащиеся в ФГИС «Аршин».

Позиция ВС

Часть 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года №254-ФЗ, предусматривала, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Приведённой норме в полной мере соответствовало предписание подпункта «д» пункта 34 Правил в части, предусматривающей обязанность потребителя по направлению исполнителю копии свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществлённой в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Между тем в настоящее время такого соответствия норме, имеющей большую юридическую силу, не имеется.

«Из содержания федерального закона ясно и определённо следует, что в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, а не свидетельством о поверке средства измерений, которое перестало быть документом, подтверждающим факт проведения поверки, носит факультативный характер и выдаётся лишь по заявлению владельца средств измерений», — отмечает ВС со ссылкой на часть 4 статьи 13 закона от 27 декабря 2019 года №496-ФЗ

Высшая инстанция указывает, что изменения в статью 13 Закона об обеспечении единства измерений вступили в силу 24 сентября 2020 гола, а, следовательно, с этой даты оспариваемый подпункт не соответствует новым установленным требованиям, что является основанием для удовлетворения административного иска.

Поскольку суд первой инстанции при разрешении дела допустил неправильное истолкование закона, что привело к вынесению ошибочного решения, имеются основания для его отмены, пришёл к выводу ВС.

В результате Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ определила признать недействующим с 1 сентября 2022 года подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, в части, предусматривающей обязанность потребителя направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта.

Алиса Фокс 

Вместе с экспертами рассказываем об алгоритме действий при замене счетчиков воды, а также о сроках, ценах и нюансах

Фото: shutterstock.com

Использование в квартире приборов учета холодной и горячей воды выгодно собственнику и помогает экономить на коммунальных услугах. Если водосчетчики не установлены, за воду приходится платить по нормативам, которые обычно значительно превышают реальный расход.

Срок между поверками счетчиков для холодного водоснабжения (ХВС) составляет шесть лет, а для горячего водоснабжения (ГВС) — четыре года. По истечении этого срока необходимо проводить поверку, а после завершения среднего срока эксплуатации — замену.

Типы счетчиков воды

  • тахометрические;
  • вихревые;
  • электромагнитные;
  • ультразвуковые.

Срок замены счетчиков воды

Срок службы счетчиков устанавливается их производителями. Обычно он указывается в техническом паспорте и в среднем составляет 12 лет. Это означает, что по окончании указанного периода прибор должен быть заменен. Потребитель коммунальных услуг обязан в течение 30 дней обеспечить его замену, сообщить управляющей компании или в ресурсоснабжающую организацию текущие показания счетчика и принять меры по ремонту или замене, объясняет юрист юридической компании «Генезис» Кристина Первухина. На основании полученного уведомления поставщик ресурсов или управляющая компания выдаст предписание на демонтаж, добавляет эксперт.

Необходимо учитывать требования по установке приборов учета. Они указаны не только в документации на водосчетчик, но и в нормативных актах, говорит исполнительный директор Pоссийской ассоциации водоснабжения и водоответвления (PABВ), член Общественного совета при Минстрое России Елена Довлатова.

Когда нужна замена счетчиков

Заменить счетчики необходимо в трех случаях:

  • непрохождение очередной поверки;
  • неисправности прибора, которые нельзя устранить;
  • истечение срока службы.

Причиной выхода из строя водосчетчиков могут быть как неправильная установка или заводской брак, так и нарушения правил эксплуатации.

Партнер адвокатского бюро «Сфера защиты» Андрей Лямзин добавляет, что существуют два видимых показателя неисправности счетчиков воды, которые может установить даже неспециалист. Это — невращающаяся стрелка во время пользования водопроводом и некорректные показатели. Например, человек использует водопровод очень часто, льет много воды, а в конце месяца выясняется, что израсходовал он менее одного кубометра. Это повод задуматься и проверить приборы. Если не получается сделать самостоятельно, надо пригласить специалиста, добавляет эксперт.

Произвести установку приборов учета может любая специализированная организация, в том числе ТСН, ТСЖ, а также частный мастер или сам собственник жилья

Произвести установку приборов учета может любая специализированная организация, в том числе ТСН, ТСЖ, а также частный мастер или сам собственник жилья

(Фото: shutterstock.com)

Как заменить счетчики воды

Алгоритм действий при замене счетчиков через аккредитованную компанию выглядит следующим образом.

1. Купить счетчик

В 2023 году стоимость счетчика воды составляет в среднем от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

2. Известить управляющую компанию о выходе прибора учета из строя

Уведомить УК о неисправности счетчика воды можно по-разному, в том числе по телефону, на адрес электронной почты и так далее. Далее старый счетчик демонтируют после визита представителя ресурсоснабжающей организации или управляющей компании на основании выданного предписания, в котором отражается информация о последних показаниях, номере прибора и состоянии пломбы, говорит Кристина Первухина.

3. Подписать акт ввода прибора учета в эксплуатацию после контрольного опломбирования

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется исполнителем коммунальных услуг в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя.

В документе указываются:

  • дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
  • Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
  • тип и заводской номер счетчика, а также место его установки;
  • решение о вводе или об отказе от ввода в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
  • в случае ввода прибора учета в эксплуатацию — показания на момент завершения процедуры и указание мест установки контрольных одноразовых номерных пломб;
  • дата следующей поверки.

Акт является основанием для возобновления расчетов за коммунальные услуги, исходя из показаний водосчетчика начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода устройства в эксплуатацию, говорит Андрей Лямзин. К заявке необходимо приложить копию паспорта на устройство. Прибор должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца со дня, следующего за днем его установки, добавляет Кристина Первухина.

5. Отнести документы в компанию, занимающуюся обслуживание дома, либо передать бумаги в МФЦ

После того как документы зарегистрируют, можно передавать показания водосчетчиков. На регистрацию бумаг обычно уходит не более трех рабочих дней.

Заменить счетчики необходимо в трех случаях: непрохождение очередной поверки, неисправности прибора, которые нельзя устранить, и истечение срока службы

Заменить счетчики необходимо в трех случаях: непрохождение очередной поверки, неисправности прибора, которые нельзя устранить, и истечение срока службы

(Фото: shutterstock.com)

Как заменить счетчик через управляющую компанию:

  • купить новый счетчик;
  • сообщить в управляющую компанию о необходимости замены счетчика. Представитель УК зафиксирует показания предыдущего счетчика, после чего установит новый;
  • опломбировать счетчик;
  • подписать акт, в соответствии с которым счетчик вводится в эксплуатацию;
  • обратиться в Единый расчетный центр для регистрации счетчиков воды со следующим пакетом документов: паспорта на приборы, акты ввода в эксплуатацию, акт приема-сдачи работ, договор на установку.

Документы при замене счетчика воды:

  • паспорт прибора;
  • договор с лицензированной компанией на приобретение и монтаж водомера (нужен лишь в том случае, если счетчик на воду приобретается самостоятельно);
  • акт ввода прибора в эксплуатацию;
  • акт приема работ по установке прибора учета воды и его настройке;
  • договор, в котором прописываются условия технического обслуживания счетчика на воду.

Кто меняет счетчики на воду

Произвести установку приборов учета может любая специализированная организация, в том числе ТСН, ТСЖ, а также частный мастер или сам собственник жилья. Но опломбировку прибора и поверку должна осуществлять только компания, аккредитованная в системе государственного стандарта для хранения данных о средствах измерений, говорит Кристина Первухина.

Сколько стоит замена счетчика воды

Средняя цена одного счетчика воды в среднем составляет 2–3 тыс. руб. Работы по его установке обойдутся в 0,8–1,2 тыс. руб.

Елена Довлатова, исполнительный директор Pоссийской ассоциации водоснабжения и водоответвления, член Общественного совета при Минстрое России:

— На рынке сейчас масса предложений по установке или замене приборов учета воды. Стоимость зависит от региона, качества прибора и добросовестности организации, предлагающей услуги. Навязывание данной услуги по какой-то конкретной цене для конкретного дома недопустимо, запрещено законодательством. Надо внимательно относиться к выбору организации, помнить о том, что очень дешево не бывает качественно, но и не переплачивать, руководствоваться здравым смыслом. Более того, регионы могут принять программы по субсидированию установки приборов учета (например, для социально незащищенных категорий граждан).

Период службы счетчиков устанавливается их производителями. Обычно срок эксплуатации указывается в техническом паспорте и в среднем составляет 12 лет

Период службы счетчиков устанавливается их производителями. Обычно срок эксплуатации указывается в техническом паспорте и в среднем составляет 12 лет

(Фото: Алексей Белкин/ТАСС)

Поверка или замена счетчиков воды

Поверка счетчиков воды — это измерения, проводимые на предмет соответствия работы счетчиков установленным метрологическим нормативам. Во время поверки определяется, правильно ли работают приборы по параметрам учета, нет ли повреждений корпуса и вскрытия пломбы.

Поверку счетчиков может делать только аккредитованная на выполнение таких действий организация. К ним относятся исполнители коммунальных услуг — УО, РСО, ТСЖ, говорит Андрей Лямзин. По словам эксперта, межповерочный интервал и общий срок службы прибора учета указаны в техническом паспорте изделия. Прямого указания о том, заменять счетчик или проводить поверку, в законе нет, жильцы сами выбирают, какой способ им подходит больше.

Федеральный закон устанавливает обязанность производить проверку счетчиков, а все расходы и ответственность за контроль этих сроков лежат на плечах владельцев помещения. Замена счетчика осуществляется только в двух случаях — истек срок годности прибора или он сломался. А пока прибор работает, то и менять его ни к чему.

Можно ли заменить счетчик воды самостоятельно

Для замены счетчика воды своими силами надо сделать следующее:

  • уведомить управляющую компанию о предстоящей замене счетчика и обговорить время прибытия к вам специалиста для снятия пломб, составления акта о замене счетчика и временного перекрытия воды;
  • самостоятельно провести работы по замене счетчика — это можете сделать как сам собственник, так и нанятый специалист;
  • вновь вызвать представителя управляющей компании для опломбирования счетчика и составления всех необходимых документов для постановки счетчика на учет.

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обязательные реквизиты документов используемых ип несколько вариантов ответа
  • Обязательным реквизитом сопроводительного письма является наличие приложения
  • Один час работы двигателя в стационарном режиме эквивалентен пробегу равному
  • Одинцовский городской суд московской области реквизиты для оплаты госпошлины
  • Одна бригада за 8 часов работы положила асфальт на площади 160 кв м а другая