Обязана ли управляющая компания отвечать на обращения граждан

Часто прокуратуру поступают обращения от граждан по вопросу ненадлежащего рассмотрения должностными лицами управляющих организаций поданных им заявлений и жалоб (на нарушение процедуры рассмотрения; ненаправление в установленные сроки ответов; рассмотрение обращений не по всем вопросам, поставленным заявителем; искажение в ответах отдельных норм действующего законодательства и т.д.). Отсюда возникает вопрос заявителей: обязана ли управляющая компания рассматривать обращение в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?

  Ответ на данный вопрос однозначен и сформирован с учетом сложившейся судебной практики. Да, управляющая компания обязана рассматривать обращение в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ), если договором управления многоквартирным домом не предусмотрены иные, сокращенные по сравнению с указанным выше Федеральным законом сроки или они не предусмотрены Стандартом раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом.

  Так, согласно ч. 4 ст. 1 Федеральному закону № 59-ФЗ установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

  К организациям, на которые возложено осуществление публично значимых функций, относятся те, деятельность которых носит публично ­значимый характер и (или) является предметом государственного (муниципального) контроля или надзора, о чем свидетельствует позиция Конституционного Суда РФ.

  Управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению домами (ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации) относятся к числу организаций, осуществляющих публично-значимые функции, поскольку их деятельность направлена на выполнение публично значимых задач, затрагивает права и интересы значительного количества граждан, проживающих в многоквартирных домах, и данная деятельность является предметом муниципального жилищного контроля и государственного жилищного надзора. Договоры управления многоквартирными домами, заключенные между собственниками помещений. в доме и управляющей организацией, согласно ст. 126 Гражданского кодекса РФ и ст. 162 Жилищного кодекса РФ являются публичными договорами.

  С учетом изложенного, нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 5.39, 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ.

  Возбуждает административное производство по ст. 5.59 КоАП РФ исключительно прокурор, рассматриваются постановления прокурора мировым судом по месту совершения правонарушения.

  Так, решением мирового суда от 14.04.2017 по постановлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска к административному штрафу в сумме 5 тысяч рублей привлечена генеральный директор ООО «ДВ-Союз». Решение вступило в законную силу.

​​​​​​​

Обязана ли управляющая компания рассматривать обращения граждан в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?

Часто прокуратуру поступают обращения от граждан по вопросу ненадлежащего рассмотрения должностными лицами управляющих организаций поданных им заявлений и жалоб (на нарушение процедуры рассмотрения; ненаправление в установленные сроки ответов; рассмотрение обращений не по всем вопросам, поставленным заявителем; искажение в ответах отдельных норм действующего законодательства и т.д.). Отсюда возникает вопрос заявителей: обязана ли управляющая компания рассматривать обращение в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?

  Ответ на данный вопрос однозначен и сформирован с учетом сложившейся судебной практики. Да, управляющая компания обязана рассматривать обращение в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ), если договором управления многоквартирным домом не предусмотрены иные, сокращенные по сравнению с указанным выше Федеральным законом сроки или они не предусмотрены Стандартом раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом.

  Так, согласно ч. 4 ст. 1 Федеральному закону № 59-ФЗ установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

  К организациям, на которые возложено осуществление публично значимых функций, относятся те, деятельность которых носит публично ­значимый характер и (или) является предметом государственного (муниципального) контроля или надзора, о чем свидетельствует позиция Конституционного Суда РФ.

  Управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению домами (ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации) относятся к числу организаций, осуществляющих публично-значимые функции, поскольку их деятельность направлена на выполнение публично значимых задач, затрагивает права и интересы значительного количества граждан, проживающих в многоквартирных домах, и данная деятельность является предметом муниципального жилищного контроля и государственного жилищного надзора. Договоры управления многоквартирными домами, заключенные между собственниками помещений. в доме и управляющей организацией, согласно ст. 126 Гражданского кодекса РФ и ст. 162 Жилищного кодекса РФ являются публичными договорами.

  С учетом изложенного, нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 5.39, 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ.

  Возбуждает административное производство по ст. 5.59 КоАП РФ исключительно прокурор, рассматриваются постановления прокурора мировым судом по месту совершения правонарушения.

  Так, решением мирового суда от 14.04.2017 по постановлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска к административному штрафу в сумме 5 тысяч рублей привлечена генеральный директор ООО «ДВ-Союз». Решение вступило в законную силу.

​​​​​​​

Общение с жителями многоквартирных домов, органами надзора, подрядными компаниями – одно из важных направлений в работе управляющих организаций. Сроки ответов зависят от темы поступившего обращения. Мы собрали темы заявлений и сроки предоставления ответа на них согласно действующим НПА.

Какие сведения УО не обязана предоставлять собственникам

Какие сведения УО не обязана предоставлять собственникам

Где прописаны сроки предоставления ответов на обращения

Жалобы и заявления жители МКД могут подать как устно, так и письменно с помощью следующих каналов:

  • по почте,
  • электронным письмом,
  • через ГИС ЖКХ,
  • лично в офисе УО или сотруднику ТСЖ/ЖСК/ЖСК,
  • через консьержа,
  • устным запросом по телефону или лично.

Ответ направляется тем же каналом, по которому было подано обращение, если заявитель не указал иной способ направления информации (п. 37 ПП РФ № 416). Вне зависимости от формы и канала связи, обращения граждан должны рассматриваться в указанные в нормативно-правовых актах Российской Федерации сроки.

Главный нормативный правовой акт, регулирующий работу с заявлениями и жалобами граждан, – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Поскольку управляющие организации заняты публично значимой деятельностью, на них распространяются требования ч. ч. 1, 2 ст. 12 № 59-ФЗ (постановление Забайкальского краевого суда от 01.12.2016 по делу № 4А-559/2016, постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.07.2016 по делу № 4А-186/2016). В указанном законе зафиксировано, что ответ на обращение граждан отправляется не позднее 30 дней со дня его регистрации.

Однако помимо общих правил по работе с обращениями граждан, есть другие НПА, которые регулируют процесс общения жителей многоквартирных домов с управляющими организациями, ТСЖ или жилищными кооперативами:

  • Жилищный кодекс РФ,
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1,
  • постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491,
  • постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416,
  • постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
  • постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731,
  • приказ Минсвязи РФ и Минстроя РФ от 26.02.2016 № 74/114/пр.

Пункты указанных нормативно-правовых актов устанавливают конкретные сроки для каждой группы обращений жителей многоквартирных домов в управляющую организацию, ТСЖ или ЖК/ЖСК. Для вашего удобства мы собрали их в единую таблицу.

Как УО и ТСЖ общаться с жителями МКД согласно ПП РФ № 331

Как УО и ТСЖ общаться с жителями МКД согласно ПП РФ № 331

Таблица тем обращений и сроков ответа на них

Мы собрали для вас темы обращений собственников, нанимателей помещений в МКД и потребителей коммунальных услуг в одной таблице. В ней вы найдёте ссылки на пункты законодательства и сроки ответов на письма в зависимости от темы запроса.

Таблицу можно сохранить на компьютер и распечатать, скачав по этой ссылке.

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ СО СРОКАМИ ОТВЕТОВ

Запомнить

Алгоритм действий управляющей организации, ТСЖ/ЖСК/ЖК при получении обращения состоит из следующих этапов:

  1. Получение обращения (заявления, жалобы, претензии, запроса) в устной или письменной форме.
  2. Регистрация поступившего запроса в журнале регистрации входящих обращений.
  3. Рассмотрение обращения, назначение исполнителя и срока ответа в зависимости от темы запроса и статуса заявителя (собственник/наниматель/стороннее лицо).
  4. Направление ответа заявителю по тому каналу связи, который он указал в обращении, а если заявитель не указал, каким способом хочет получить ответ, – по тому каналу связи, по которому обращение было принято.
  5. Хранение запросов и копий ответов на них в течение трёх лет со дня регистрации (п. 38 ПП РФ № 416).

УО, ТСЖ и жилищным кооперативам следует учитывать, что за нарушение сроков предоставления ответов на жалобы и запросы граждан их могут привлечь к административной ответственности:

  • по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений с наложением штрафа 5 000 – 10 000 рублей;
  • поч. 1 ст. 7.23.3 КоАП за нарушение правил управления многоквартирными домами с наказанием в виде штрафа 150 000 – 250 000 рублей для организаций, дисквалификацией для должностного лица сроком до трёх лет.

Чтобы избежать подобных санкций, УО может воспользоваться удобными функциями сервиса «АДС на 100%». Принимайте и обрабатывайте обращения и жалобы, устанавливая и контролируя сроки ответа на них.

Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.

Извините, произошла ошибка.

Попробуйте позже.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 896 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Верховный суд РФ вынес несколько постановлений по делам о привлечении управляющих организаций к ответственности за отсутствие ответа на запрос собственника. Читайте, почему ВС РФ освободил УО от штрафов по ст. 5.59 КоАП РФ и в какие сроки УО должны отвечать на обращения собственников.

В срок 30 дней ответить на обращение должны организации с публично значимыми функциями
Собственник помещения в многоквартирном доме написал в управляющую организацию претензию на качество услуг по теплоснабжению, но не получил на неё ответа. Это стало поводом для направления жалобы в прокуратуру, а затем обращения в суд.

Директор управляющей организации, который стал ответчиком по делу, и его защитник в суде ссылались на то, что ответ не был дан из-за отсутствия должностного лица на рабочем месте и отсутствия обязанности у УО отвечать в 30-дневный срок.

Мировой судья при рассмотрении спора указал на то, что управляющая организация, предоставляя услуги по договору управления, относится к числу компаний, осуществляющих публично значимые функции. Её деятельность затрагивает права и интересы значительного количества граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Поэтому на УО распространяется действие ч. 1 ст. 12 № 59-ФЗ: ответ на обращение граждан отправляется не позднее 30 дней со дня его регистрации. Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 № 59-ФЗ, должностное лицо УО обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Директор УО не представил доказательств того, что собственнику в ответ на претензию в 30-дневный срок был направлен ответ по существу. Мировой судья признал ответчика виновным в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ – нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, и оштрафовал на 5 000 рублей.

За отсутствие ответа на обращение организации штрафуют по ст. 5.59 КоАП РФ
Директор УО подал апелляционную жалобу, указав на то, что мировой судья безосновательно возложил на компанию выполнение публично значимых функций, не определил, в чём состоят эти функции и в чём их публичность и значимость, кем, на кого и когда эти функции были возложены.

Также защита руководителя УО отметила, что оказание коммерческой организацией услуг на основании договоров по управлению домом не свидетельствует о выполнении ею публично значимых функций. Между жильцами дома и УО имеются гражданско-правовые отношения. На коммерческие организации не распространяются нормы № 59-ФЗ.

Судья, анализируя доводы директора УО, указал, что порядок рассмотрения обращений является единым для государственных органов, органов местного самоуправления и для иных организаций, осуществляющих публично значимые функции.

УО, выполняя условия договора управления, напрямую влияет на жилищные и иные права большого количества граждан, проживающих в доме, их здоровье и безопасность. Это свидетельствует о выполнении такой организацией публично значимых функций. Поэтому суд отклонил жалобу директора УО и оставил в силе решение мирового судьи.

Дело перешло в суд кассационной инстанции, но и там руководитель организации и его защитник не смогли доказать, что УО не подпадает под действие № 59-ФЗ.

УО не являются организациями с публично значимыми функциями и не подпадают под действие № 59-ФЗ
Директор управляющей организации не сдался и подал жалобу в Верховный суд РФ, который не согласился с предыдущими судами на следующих основаниях:

Нормами № 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ конституционного права на обращение в госорганы и органы МСУ, а также устанавливается порядок рассмотрения такими организациями обращений (ч. 1 ст. 1 № 59-ФЗ).
Обязанность по рассмотрению обращений граждан организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования (постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2012 № 19-П).
Обязанность по рассмотрению обращений граждан согласно ч. 4 ст. 1 № 59-ФЗ является гарантией защиты конституционных прав личности и регулирует её взаимоотношения с государством.
Конституционный суд РФ в определении от 27.06.2017 № 1361-О указал, что ч. 4 ст. 1 № 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юрлицами.
Суд отметил, что управляющая организация является юридическим лицом, основная цель деятельности которого – извлечение прибыли. Правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме с УО носят гражданско-правовой характер. Требования № 59-ФЗ на них не распространяются.

ВС РФ постановил прекратить производство по делу в отношении руководителя УО, поскольку в его действиях отсутствовал состав вменяемого административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ. Аналогичный вывод ВС РФ сделал в постановлениях от 15.02.2019№ 48-АД19-2 и № 88-АД19-2.

УО обязана отвечать на обращения собственников согласно требованиям ПП РФ № 416
ВС РФ в трёх постановлениях сделал вывод о том, что УО не подпадает под действие № 59-ФЗ. Поэтому её не могут привлечь к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, если ответ на обращение собственника не был направлен в течение 30 дней.

Однако УО обязаны соответствовать лицензионным требованиям, к которым относятся п.п. 36, 37 ПП РФ № 416: УО отвечает на письма собственников или нанимателей помещений в течение 10 рабочих дней, а на обращения третьих лиц – в течение 30 календарных дней с момента регистрации. По вопросам, которые соответствуют пп. 31, 32, 34 ПП РФ № 416, установлены отдельные, более сжатые, сроки ответа – от немедленного предоставления ответа до 10 рабочих дней.

Получается, что постановления ВС РФ не освобождают УО от ответа на обращения в течение 30 дней, а лишь признают незаконным наказание их по ст. 5.59 КоАП РФ. Привлечение к ответственности за нарушение лицензионных требований в таком случае будет законным, а штрафы выше: до 300 000 рублей для юрлиц и до 100 000 – для должностных. Также руководителя могут дисквалифицировать на срок до трёх лет (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

  • Дата
    19.12.2019

        Порядок рассмотрения обращений граждан в УК и ТСЖ регулируется федеральными законами и другими нормативными актами. Если работа с обращениями граждан не соответствует определенным требованиям, это повлечет за собой штрафы и другие санкции. Главное — разобраться, на какие законодательные акты нужно опираться управляющим организациям, чтобы избежать недоразумений, а какие не подходят для сферы ЖКХ.

Законы, регламентирующие сроки ответов УК на обращения собственников в 2019 году

        Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Собственники могут обращаться с жалобой в суд, если управляющая организация не дала письменный ответ на их обращения. Раньше суды признавали их виновность в соответствии с данным законом и ответчикам приходилось в своей защите доходить до Верховного Суда. В 2019 году ВС РФ принял ряд нормативных актов, которые признали, что УО не подпадают под действие № 59-ФЗ. ВС РФ отменил штрафы по ст. 5.59 КоАП Постановлениями ВС РФ № 88-АД19-1 от 14.02.2019 г., № 48-АД19-2 от 15. 02.2019 г., № 88-АД19-2 от 15.02.2019 г.

        Основные законы, на которые стоит обращать внимание при рассмотрении порядка обращения граждан в управляющую компанию — это ЖК РФ и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Они были утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Правила предусматривают для граждан возможность направлять различные формы обращения к управляющей организации:

  • отправить письмо обычной или электронной почтой, либо через форму на официальном сайте компании, принести в приемную УО лично или передать через сотрудника, оформить запрос через ГИС ЖКХ;
  • передать свое пожелание в устной форме сотруднику управляющей организации.

        Обращения могут быть связаны с выполнением управляющей организацией лицензионных и других требований по управлению многоквартирными домами. Перечень лицензионных требований предусмотрен пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.

        Нелицензионные требования перечислены в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и в пункте 34 раздела VIII.

        Срок ответа УК на обращения граждан

        Управляющая организация должна отвечать на все обращения собственников, причем тем же способом, которым было подано обращение, если не указан другой. Отвечать необходимо в сроки, указанные в нормативно-правовых актах Российской Федерации:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354;
  • Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 N 416;
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491;
  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

        Сроки ответа управляющей компании на обращение собственника могут быть разными — от немедленного реагирования до 45 дней в зависимости от типа обращения:

  • жалоба на появление запаха газа в доме или придомовой территории требует срочных действий по проверке утечки;
  • телефонный звонок в аварийно-диспетчерскую службу УК или ТСЖ требует ответа в течение 5 минут или 10 минут, если до заявителя нельзя дозвониться раньше;
  • если в АДС поступила заявка о повреждении внутридомовых систем ХВС или ГВС, водоотведения, тепло- и электроснабжения, засорах в системах водоотведения, мусоропроводов внутри МКД, сотрудник должен в течение 30 минут с момента регистрации заявки сообщить заявителю о сроках устранения неполадок;
  • 12 часов необходимо для реагирования на заявление о составлении акта о затоплении;
  • в течении 1 рабочего дня необходимо предоставить собственнику информацию об ОДПУ, отправить ссылку на электронный ресурс, если ему нужна общая информация об УО, оказываемых услугах, капитальном ремонте и т.д.;
  • за сутки необходимо согласовать время проверки качества коммунальных услуг;
  • в течение 2-х рабочих дней управляющая организация отвечает на заявление об изменении размера платы за содержание жилья;
  • в течение 3-х рабочих дней УО должна предоставить информацию о потребленных коммунальных услугах с применением нормативов, по показаниям ОДПУ, копии актов о причинении ущерба, нарушении качества КУ или превышении установленного перерыва в их подаче, принять заявление о перерасчете платы за услуги ненадлежащего качества, о вводе ИПУ в эксплуатацию, ответить на жалобу о качестве услуг по обращению с ТКО;
  • 10 рабочих дней — срок для рассмотрения заявления о проверке ИПУ, запроса об уменьшении оплаты за КУ или о возмещении убытков, если УО недобросовестно оказывала услуги;
  • через 45 рабочих дней после подачи заявления в письменной форме управляющая организация должна провести общее собрание собственников жилых помещений.

        Как организовать делопроизводство по обращениям граждан, чтобы соответствовать актуальным требованиям

        Делопроизводство по заявлениям, жалобам и обращениям граждан обычно ведется совместно с общим делопроизводством, однако используется разная типология документов. Нельзя разглашать сведения о частной жизни, которые содержатся в обращении гражданина, без его согласия при рассмотрении обращения. УО обязана:

  • организовать прием обращений граждан, в том числе работу аварийно-диспетчерской службы, ведение журнала обращений граждан;
  • своевременно рассматривать жалобы и заявления и принимать необходимые меры по устранению неполадок;
  • предоставлять гражданам по запросам информацию о тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о размерах оплаты, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.

        Порядок рассмотрения обращений граждан управляющими компаниями:

  1. Прием обращения в устной или письменной форме.
  2. Регистрация запроса в журнале регистрации обращений граждан.
  3. Рассмотрение обращения, назначение исполнителя и срока ответа в зависимости от темы запроса и статуса заявителя.
  4. Направление ответа заявителю по каналу связи, который он указал. Если не указал, — по тому каналу связи, по которому обращение было принято.
  5. Хранение документов — запросов и копий ответов на них в течение 3-х лет со дня регистрации в соответствии с п. 38 ПП РФ № 416.

        Модуль АСУ «Жилищный стандарт», который отвечает за автоматизацию аварийно-диспетчерской службы, позволяет организовать работу УК и ТСЖ в соответствии с требованиями закона, облегчает работу с заявлениями и обращениями граждан:

  • способствует быстрому реагированию диспетчеров на обращения и снижает их загруженность на 50%;
  • равномерно распределяет нагрузку между сотрудниками УО, обеспечивает полный доступ к информации по объекту;
  • автоматизирует документооборот, быстро формирует и выгружает документы;
  • позволяет жителям подать заявку на сайте через мобильное приложение или по телефону

        Нарушение закона о рассмотрении обращений граждан

        Если ответ на обращение собственника не поступил в установленные регламентом сроки, он может подать заявление в суд на управляющую организацию. Хотя постановления ВС РФ признали незаконным штрафы по ст. 5.59 КоАП РФ, привлечь УК или ТСЖ к ответственности можно в соответствии с другими законами. Так, если УО не ответила на обращения в течение 30 дней или раньше, если это предусмотрено, она нарушила лицензионные требования и может получить штраф до 300 000 ₽. Должностное лицо может быть оштрафовано до 100 000 ₽, а руководителя могут дисквалифицировать до 3-х лет по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

        Так как законодательство в сфере ЖКХ ужесточается, управляющим организациям непросто держать все под контролем. Жильцы изучают законы и знают, как их использовать в своих целях. Часто управляющие компании могут терпеть из-за этого убытки. Чтобы УО и жильцы взаимодействовали на взаимовыгодных условиях, создана система автоматизированного учета АСУ «Жилищный стандарт». Мобильное приложение для жителей позволяет выполнять требования ПП 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» с минимальными рисками штрафов. С его помощью УК может:

  • вовремя их информировать и увеличивать лояльность;
  • получать заявки с фото или аудио-комментарием;
  • отслеживать статус выполнения заявки;
  • рассылать уведомления о собраниях, электронных голосованиях.

В соответствии с нормами действующего законодательства порядок и сроки рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации на организации, управляющие многоквартирными домами (далее – МКД), а также товарищества собственников жилья действие названного закона не распространяется (постановление Верховного суда РФ от 15.02.2019 № 48-АД19-2).

При этом, порядок рассмотрения обращений граждан указанными юридическими лицами закрепляют  следующие нормативные акты:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416;
  3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491;
  4. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354;
  5. Федеральный закон от 21.07.2014 №209-ФЗ «О Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;
  6. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр.

В соответствии с пунктом 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме:

в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения) информацию о наименовании управляющей организации; адрес местонахождения управляющей организации; контактных телефонах управляющей организации, адрес электронной почты; режиме работы управляющей организации,  а также иную информацию, предусмотренную пунктами 31, 32 указанных правил

В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме посредством размещения на вывесках, расположенных у входа, на досках объявлений, информационных стендах, а также на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщает место ее размещения. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по тем же каналам связи, по которым поступило обращение;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения)  письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения)  сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения)  копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №  354 (далее- Правила № 354);

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения)  копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, предусмотренного Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного  Правилами № 354;

иную информацию в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 35 Правил № 416, запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

В соответствии с пунктом 36 Правил № 416 срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным выше, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).

В соответствии с пунктом 37 Правил № 416 ответ на индивидуальный либо коллективный запрос (обращение) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме (далее — заявитель), направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). Управляющая организация, товарищество или кооператив может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление о продлении срока рассмотрения запроса (обращения) с указанием причин такого продления направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (обращения) с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства или в письменной форме с использованием способа отправки, позволяющего установить дату отправки или подтвердить факт вручения (получения).

Согласно пункту 38 Правил № 416, управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны хранить запрос (обращение) и копию ответа на него в течение 3 лет со дня его регистрации.

В силу части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация в течение пяти дней с момента получения обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием ГИС ЖКХ, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязана предоставить собственнику реестр собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, управляющая организация обязана в течение 5 рабочих дней с даты обращения предоставить информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

За нарушение требований к рассмотрению обращений граждан лицами, осуществляющими деятельность по управлению МКД, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 7.23.3. или    частью 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ, в зависимости от существа такого заявления (обращения).

Кроме того, за неразмещение информации об ответах на обращения граждан, поступивших в управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК)  с использованием ГИС ЖКХ, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ.

При этом, собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо иметь в виду, что при возникновении коммунальных или иных проблем, связанных с управлением домом, они вправе обратиться в первую очередь в свою управляющую компанию либо товарищество собственников жилья. В случае несоблюдения управляющей организацией порядка и (или) сроков предоставления ответов на обращения граждан, указанные лица вправе обратиться за восстановлением нарушенных прав в адрес инспекции, приложив доказательства обращения в управляющую компанию, а также фактов нарушения указанного порядка и (или) сроков.

В какой срок управляющая компания обязана дать ответ на обращения собственников помещений многоквартирного дома?

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416. В соответствии управлявшая организация обязана вести учет обращений (жалоб, заявлений, претензий) потребителей на качество коммунальных услуг.

Сроки ответа управляющей организации на запросы (обращения) собственников

По общему правилу, срок для ответа управляющей организации на запрос (обращение) собственников или пользователей помещений в многоквартирном доме составляет не более десяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Ответы на запросы (обращения) иных лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений многоквартирного дома, должен быть направлен в течение тридцати календарных дней.

Управляющая компания не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), обязана представить информацию:

  • о наименовании (фирменном наименовании) управляющей организации;
  • о номере лицензии и сроке ее действия;
  • об адресе управляющей организации;
  • о телефонах управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций;
  • о режиме работы, днях и часах приема;
  • о размере и сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • о сроках передачи показаний приборов учета;
  • о размерах цен (тарифов) за жилищно-коммунальные услуги;
  • о нормативах потребления коммунальных услуг и ресурсов и др.

Читайте также: Ответ на жалобу в управляющую компанию

В срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления запроса (запроса) предоставляются:

  • информация о помесячных объемах коммунальных ресурсов, потребленных в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета, суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях, рассчитанных с применением нормативов потребления, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  • сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более трех лет со дня снятия показаний;
  • копия акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений;
  • копия акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ;
  • копия акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Способы направления запросов в управляющую компанию, ответы на запросы

Запросы в управляющую компанию, товарищество собственников жилья или кооператив направляются почтовым отправлением или электронным сообщением на адрес электронной почты, содержащийся в государственной информационной системы ЖКХ. Указанные обращения также могут быть сданы лично самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме или высказаны устно, в том числе на приеме руководителя.

Официальный ответ на заявление (обращение) направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное. Управляющая компания, товарищество или кооператив обязаны хранить запрос (обращение) собственников или пользователей помещений в многоквартирном доме и копию ответа на него в течение трех лет со дня его регистрации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оао российская инновационная топливно энергетическая компания
  • Обязанности машиниста компрессорных установок во время работы
  • Оао рязанская энергетическая сбытовая компания личный кабинет
  • Обязанности машиниста тк при обслуживании гпа во время работы
  • Об дпс гибдд гу мвд россии по волгоградской области реквизиты