Обязана ли страховая компания отремонтировать автомобиль по осаго оригинальными запчастями

Содержание статьи


Показать


Скрыть

13 апреля Банк России обнародовал проект изменений для методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО. Страховщикам разрешили временно рассчитывать это с учетом цен аналогов оригинальных запчастей. Узнали у экспертов, как это повлияет на стоимость ремонта и размеры выплат по ОСАГО.

Для чего нужны изменения?

Уход автомобильных компаний с рынка в феврале-марте поставил автостраховщиков в сложное положение: нужно проводить восстановительный ремонт в установленные сроки, а оригинальные запчасти стремительно исчезают из продажи.

Справочники запчастей и восстановительного ремонта, которые страховщики используют для расчета расходов, всегда формировали с учетом цен на оригинальное запчасти. Аналоги в них тоже фигурировали, но обязательно должны были учитываться цены на оригинальные запчасти. Теперь эту обязательность хотят исключить, объяснил руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров. «Страховщики берут из этих таблиц стоимость тех или иных запчастей, которые нужно заменить в поврежденном авто, чтобы, сложив их с другими составляющими, получить итоговый размер возмещения, — пояснил он. — Актуализируют справочники по утвержденной Банком России в прошлом году новой методике, раз в 3 месяца».

Последний раз обновленные справочники стоимости ремонтных работ и запчастей вступили в силу 19 марта, но расчет в них базировался на ценах официальных автопроизводителей, которых сейчас просто нет.

#}

Ставка: от 5.5%

Платеж: 9 059 ₽

#}

«Теперь ЦБ хочет разрешить при формировании этого перечня исключить из него цены на оригинальные запчасти, если их нет на рынке или они поставляются из «недружественных» стран, — прокомментировал Александр Макаров. — Для автомобилей, произведенных в странах, которые не вводили санкции против России, стоимость ремонта по-прежнему будет рассчитываться с учетом цен оригинальных запчастей. И только при их отсутствии на рынке — на основе цен аналогов. Таким образом, по ряду запчастей будут учитываться только присутствующие на рынке сертифицированные аналоги. Это должно снизить стоимость некоторых запчастей, так как аналоги, как правило, дешевле оригиналов, и позволит страховым компаниям более точно прогнозировать свои расходы в связи с нестабильной обстановкой. Мы сможем избежать ситуации, когда размеры возмещений по ОСАГО непропорционально возрастут, что, естественно, скажется на финансовом положении страховых компаний и в итоге — на доступности ОСАГО для широкого потребителя».

Хотя еще в начале марта страховщики предлагали заменить в методике формулировку «оригинальные» детали для ремонта на «качественные». Но понятие «качественные» оказалось весьма размытым, потому что в России главным критерием определения качества запчастей является цена — она должна быть не меньше 30% от стоимости оригинальной запчасти. Например, если оригинал стоит 10 тыс. рублей, то все запчасти дешевле 3 тыс. рублей — некачественные. Но поскольку теперь нет оригинальных деталей, неизвестно, от чего отсчитывать 30% стоимости.

Оригинал не всегда лучше аналога, но точно дороже

Страховщики инициативу регулятора поддержали. Собственно, иначе быть и не могло, учитывая, что еще в начале марта они начали прорабатывать этот вопрос с регулятором. «РСА признателен Банку России за поддержку предложения страховщиков, — говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. — Это существенно повысит доступность ремонта для автомобилей иностранных производителей. Кроме того, поспособствует развитию российской промышленности. Зачастую запчасти, оригинальная и неоригинальная, производятся на одном и том же российском заводе, на одном и том же оборудовании, одними и теми же рабочими, с одними и теми же стандартами качества, только оригинальная стоит в несколько раз дороже исключительно из-за бренда».

Это действительно так. Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тыс. рублей, а без отметки — 10 тыс. рублей. А после введения санкций оригинал или стало вовсе невозможно производить, или он стал дороже в несколько раз, дополнил Игорь Юргенс.

Автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто рассказал, что разница в ценах между оригиналом, выпущенным под брендом производителя, и аналогом существует во всем мире. «Оригинал — это коробочка с воздушными фильтрами, на которой написано сверху, условно, Mercedes, — объясняет он. — Если такая же коробочка с фильтрами сделана на заводе другой компании, который не может писать на ней Mercedes, а указывает только, для каких машин подходят фильтры, это уже будет считаться неоригинальной деталью. Раньше такие детали были под запретом для ремонта по ОСАГО. То есть их, конечно, продавали в России, но были даже судебные процессы в отношении тех, кто ввозил такие запчасти (имеет право ввозить только правообладатель товарного знака). Сейчас такие детали нам повезут из Китая, Турции, Малайзии и других стран в первую очередь Юго-Восточной Азии, потому что там сосредоточено огромное количество производителей. И, соответственно, цена будет считаться по этим аналогам. Раньше они были дешевле оригинальных запчастей, что будет сейчас — неизвестно».

Вопрос есть и к качеству аналогов. «Вопрос к качеству поставляемых аналогов всегда был и будет. Ремонтные организации на своем опыте будут из ряда предлагаемых вариантов неоригинальных запчастей выбирать для ремонта те, где качество максимально приближено к заводскому», — говорит руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Игорь Поликарпов. А значит — более дорогие.

Как доставить в Россию аналоги?

В пояснении ЦБ говорится, что использование цен аналогов даст возможность пострадавшему в аварии получить деньги и отремонтировать машину, пусть не оригинальными, но новыми деталями. Это благая цель, хотя ее реализация зависит от многих факторов, прежде всего логистических.

Заместитель генерального директора по внешним связям «Ингосстрах» Илья Соломатин говорит, что сейчас количество запчастей на складах, мягко скажем, минимальное. И пополнять его в ближайшем будущем неоткуда. Особенно это касается популярных иностранных марок, которые сейчас уходят из России. «Но проблема немного сложнее — для того чтобы эти запчасти появились в России на складах, в автосервисах, у дилеров, нужно предпринять еще ряд усилий, в первую очередь Минпромторгу, — считает он. — Неоригинальные запчасти не материализуются в России сами по себе, их нужно доставить из стран Азии. Старые логистические пути — и морские, и сухопутные — сейчас перекрыты по санкционным причинам. И, как следствие, сроки доставки очень сильно выросли».

Об этом же говорит и Игорь Моржаретто: «Раньше все автодетали из Китая и Юго-Востока Азии везли морским путем, перегружая через европейские порты на другие корабли (так было дешевле логистически), то теперь морские ворота закрыты. И как будет осуществляться доставка, неизвестно». По его словам, автодетали производит огромное количество компаний, этот бизнес гораздо больше, чем производство самих автомобилей. «Но в России производителей мало, — продолжает он. — Иномарки, произведенные в России, какие-то запчасти… Но, как правило, это сложные узлы — запчасти везли из других стран. Это международное разделение труда, очень характерное для автопрома. Те же комплектующие для немецких машин делают в том числе в Китае, так получается выгоднее. И дело даже не в том, что в Китае дешевле производить — просто выгоднее выбрать одну фабрику и производить на ней комплектующие одного типа миллионными тиражами для разных компаний, например, тормозные колодки, которые практически не отличаются друг от друга. Сейчас возник логистический разрыв, и комплектующие, которые поедут из Юго-Восточной Азии, пока до нас не доехали. Автозаводы в Германии просто стоят, потому что нет комплектующих из России и Украины. Украина была крупнейшим в Европе поставщиком жгутов, а Россия поставляла титановые детали».

Сроки ремонта вырастут

Увеличение сроков поставки запчастей может привести к тому, что ремонт по ОСАГО растянется с 30 дней до неизвестности, пока не появятся нужные запчасти. Но по действующему законодательству, если автомобиль невозможно восстановить в течение 30 дней, страховщик обязан выплатить потерпевшему денежное возмещение. Приходится выкручиваться.

«Поэтому страховое сообщество еще месяц назад обратилось в ЦБ и правительство РФ с просьбой относиться к срокам ремонта более лояльно, потому что из-за отсутствия запчастей сложно провести ремонт в полном объеме в сроки, которые сейчас закреплены законодательно, — говорит Илья Соломатин. — Очевидно, что времени на доставку деталей требуется гораздо больше, чем прежде. Я уже не говорю о таких вещах, как таможенные процедуры. Поэтому мы рассчитываем, что и клиенты, и регуляторы с пониманием отнесутся к увеличению этих сроков. А пока замещение рынка запчастей не произойдет в достаточном объеме, будем предлагать страхователям возмещение в денежной форме». По всей видимости, законодательного продления сроков ремонта по ОСАГО до 60 дней и расширения тарифного коридора (увеличения на 30%) не избежать. Но пока эти вопросы не рассматриваются.

Приведет ли переход на аналоги к увеличению стоимости ремонта по ОСАГО?

Рискнем предположить, что цены на запчасти, даже неоригинальные, сейчас наверняка вырастут в цене. Для этого есть все предпосылки: проблемы с транспортной логистикой, курсовые колебания валют и возросший спрос на автодетали.

Илья Соломатин считает, что можно удержать рост цен в первую очередь на ремонт — это будет зависеть от подхода к доставке запчастей в Россию. «Если он будет частным и узким, то рост цен не остановится, — говорит он. — Если будет государственный подход и Минпром наладит каналы поставки в большом масштабе, то цены удержать удастся. Аналог запчасти всегда стоит дешевле».

Но возможность использовать аналоги, по словам Игоря Поликарпова, хотя бы позволит страховщикам с большей долей вероятности выполнить свои обязательства по ремонту машины, а не просто выплатить деньги, которых может не хватить на самостоятельный ремонт автомобиля. «Но ОСАГО при этом дешевле не будет, так как цена на неоригинальные запчасти приблизилась к цене на оригинальные или стала выше, чем была в декабре 2021 года. Некоторые запчасти уже подорожали на 50–100%, причем как оригинальные, так и неоригинальные», — добавляет он.

Игорь Моржаретто прогнозирует, что стоимость ремонта по ОСАГО однозначно вырастет, потому что стоимость комплектующих рванула до небес — за месяц раза в полтора. «Я думаю, что стоимость ОСАГО тоже вырастет, хотя и не так быстро и не в 1,5 раза — около 10% до конца года, — предположил он. — Во-первых, потому, что в конечном итоге стоимость запчастей пойдет вниз, курс «устаканится» и будет понятная ситуация. Во-вторых, потому, что страховое сообщество категорически не заинтересовано в росте цен на ОСАГО — полисы перестанут покупать. И так у нас сейчас 1–2 млн машин ездит без полисов. А если ОСАГО подорожает, да при падающих доходах населения, его просто перестанут покупать».

По мнению президента РСА Игоря Юргенса, расчет выплаты по ОСАГО с учетом цен аналогов оригинальных запчастей позволит сдержать рост стоимости полисов обязательной «автогражданки».

Переведут ли ремонт на бу детали?

Идея снятия законодательного запрета на использование в ремонте по ОСАГО бу запчастей время от времени всплывает. Последние события в экономике в очередной раз ее реинкарнировали. В начале марта эксперты рассматривали такую возможность, например, для ремонта не самых популярных марок авто. Для некоторых машин это может стать единственной возможностью провести ремонт.

«Существуют две диаметрально противоположные позиции насчет возможности использования в ремонте по ОСАГО бу запчастей, — пояснил Илья Соломатин. — Первая — это большой риск того, что на дорогах будет расти количество ДТП. Это позиция ЦБ. Вторая — страховщиков, которым нужно ремонтировать авто. На мой взгляд, нужно придерживаться середины. Мы давно так работаем с японскими праворульными машинами, популярными на Дальнем Востоке. Автопарк региона не такой новый, как в Японии или Корее, и запчасти для многих марок машин, используемых у нас, японцы давно не производят. То есть найти их можно только на вторичном рынке бу запчастей. Если вторичные детали находятся в пригодном состоянии, то я считаю, что их можно использовать. Если они сняты с машин, которые на развалах стоят годами и гниют, то, конечно, нельзя. Во многих странах есть рынок вторичных запчастей, нормальных и пригодных к использованию. Но тут встанет вопрос критериев пригодности».

Такие критерии определить непросто, да и не самое подходящее для этого сейчас время. Поэтому в Центробанке в очередной раз заявили, что использование б/у запчастей при ремонте автомобиля по ОСАГО недопустимо, потому что создает угрозу для всех участников дорожного движения.

По мнению РСА, этот вопрос все же необходимо и целесообразно прорабатывать, учитывая в первую очередь обеспечение безопасности эксплуатации отремонтированного таким способом автомобиля. «По нашему мнению, это решило бы вопрос с доступностью ремонта для автомобилей, не представленных в России официально — почти на всем Дальнем Востоке, Урале и в Сибири эксплуатируются именно такие транспортные средства (еще до введения санкций и ухода мировых брендов производителей автомобилей с российского рынка в 2022 году), — отметили в РСА. — Конечно, без четкого нормирования ситуаций, когда такой ремонт возможен, вводить такое условие как обязательное в закон нельзя (при этом и действующий закон позволяет это делать при наличии согласия потерпевшего). Но развивать эту деятельность в будущем, независимо от того, вернутся ушедшие в 2022 году производители автомобилей на российский рынок или нет, нужно».

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов; Getty Images Plus

Из-за санкций восстановительный ремонт стал значительно дороже: страховщики теперь считают цену запчастей по новым каталогам, потому выросла и стоимость самой страховки. В такой ситуации важно знать, когда страховая компания должна отремонтировать автомобиль потерпевшего, а когда может и возместить причиненный ущерб деньгами. Подробно, но без лишней информации рассказываем, как происходит возмещение по ОСАГО и какие трудности могут возникнуть при общении со страховой.
Ремонт по ОСАГО: что нового?

С 19 июня стоимость восстановительного ремонта автомобилей по договору обязательного автострахования (ОСАГО) рассчитывается по-новому. Вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запчастей, которые используются для расчета выплат по страховке. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам деталей, выросла на 28,7% относительно предыдущей редакции.

Другие изменения находятся на стадии обсуждения и проработки. Так, еще в апреле Центробанк предложил новые правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО с учетом цен на аналоги оригинальных запчастей. Такое решение регулятор предложил как временную меру из-за «высокой неопределенности цен» оригинальных деталей и проблем с их доступностью. А в июне ЦБ выступил с инициативой изменить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев. Его хотят расширить на 26% вверх и вниз — так страховщики смогут точнее учитывать риски на фоне роста стоимости запчастей.

Права пострадавшего

За ремонтом авто по ОСАГО может обратиться только автовладелец, которого признали потерпевшим в ДТП. Виновник аварии должен ремонтировать машину самостоятельно, если у него нет договора добровольного автострахования (каско).

По закону «Об ОСАГО» максимальная сумма, которую страховая фирма вправе потратить на восстановительный ремонт авто, не должна превышать 400 000 руб. Если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, лимит достигает 500 000 руб.

В случае когда в ДТП виноваты оба водителя либо не виноват никто, оба получают по 50% стандартной компенсации. То есть не больше 50 000–200 000 руб. Но если в судебных разбирательствах выяснится, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение утвердят пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.

Ремонт или деньги

П. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО» предусматривает закрытый перечень оснований, когда страховщик может вместо организации ремонта выплатить потерпевшему возмещение в денежной форме:

✅ полное уничтожение попавшего в ДТП транспортного средства;
✅ смерть потерпевшего;
✅ при заключении письменного соглашения между страховой компании и потерпевшим;
✅ в заявлении о страховом возмещении потерпевший сам выбрал такую форму возмещения;
✅ в 50 км от места жительства клиента нет ни одного сервиса, который сможет восстановить машину;
✅ страховая не сотрудничает с СТО, способными произвести восстановительный ремонт;
✅ цена ремонта превышает лимиты по договору, когда ДТП оформляется по европротоколу.

Во всех других случаях страховая компания не может в одностороннем порядке изменить форму возмещения.

Что делать после ДТП

По итогам разбирательств на месте происшествия у водителя должен быть главный документ, необходимый для обращения в страховую компанию — извещение о ДТП. С ним и нужно идти к страховщику. Но не только с ним: еще понадобятся заявление на возмещение, права, паспорта заявителя и транспортного средства. Полный пакет документов, необходимый при обращении, может отличаться у конкретных страховых компаний и в зависимости от обстоятельств аварии, так что лучше уточнить этот вопрос через горячую линию или в мобильном приложении, если оно есть.

По закону «Об ОСАГО» страховая должна в течение пяти рабочих дней после получения заявления изучить повреждения пострадавшей в ДТП машины клиента. После этого у нее будет еще 15 дней на принятие решения по страховому случаю — отказать автовладельцу или оплатить ремонт.

Но такой порядок действий предусмотрен только для стандартных ситуаций, когда машина на ходу и может самостоятельно доехать до представителя страховщика. Если авто не передвигается, то страховая вправе прислать своего представителя или даже вызвать эвакуатор для доставки транспортного средства до места проведения оценки. Кроме того, автовладелец имеет право попросить перенести дату осмотра, тогда у страховой будет уже не 20, а 40 дней на принятие решение о возмещении.

Если же осмотр задерживается по вине страховой компании, за каждый день просрочки она выплатит своему клиенту неустойку в 1% от размера страховой выплаты.

Европротокол: как влияет на выплаты

При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно выполняются несколько условий:

✅ в результате ДТП нанесен вред авто, но не жизни или здоровью граждан;
✅ столкнулись два авто (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;
✅ обстоятельства произошедшего не вызывают разногласий у участников ДТП*.

Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда попавшее в аварию авто зарегистрировано за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Когда все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший получит страховую сумму до 400 000 руб. Если у страховщика нет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит возмещение, но его сумма не превысит 100 000 руб.

* Если есть разногласия, то водители должны передать информацию об аварии в экстренные службы через систему ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение «ДТП. Европротокол».

Как считают ущерб

Подсчет страховых выплат производится в соответствии с единой методикой. Основные факторы, влияющие на стоимость возмещения, — регион, где произошло ДТП, и степень износа деталей авто с учетом его возраста, или амортизация. Максимальная амортизация составляет 50%, то есть при любом износе поврежденной детали возместят как минимум половину от ее стоимости.

Подсчет ущерба важен не только для случаев, когда возмещение выплачивают деньгами. Если страховая соглашается отправить авто на ремонт, это тоже важно, поскольку стоимость восстановления может не уложиться в пороговую сумму (400 000 руб.). При этом подсчет производится по нормам региона, где произошло ДТП, а ремонт производится по месту жительства автовладельца.

Где отремонтируют автомобиль

По правилам закона «Об ОСАГО» страховая должна разместить информацию о сервисных центрах, с которыми сотрудничает, на своем официальном сайте. Там должны быть указаны их адреса, марки обслуживаемых авто, примерные сроки проведения ремонта. Из предложенного перечня клиент выбирает понравившийся, чтобы направить свой автомобиль туда.

А еще в начале июня Центробанк выпустил информационное письмо, в котором запретил страховым компаниям направлять поврежденные авто клиентов в сервисные центры, не указанные на сайте страховой. Если среди партнеров компании нет сервиса, который сможет отремонтировать авто клиента, тот может сам выбрать СТО для ремонта и согласовать свой выбор со страховой. Тогда компания также оплатит ремонт.

Что делать, если отказали в ремонте

Для споров со страховыми компаниями уже несколько лет предусмотрен досудебный порядок. Клиент сперва должен обратиться к финансовому уполномоченному, который по общему правилу рассмотрит заявление в течение 15 дней. Если потребуется техническая экспертиза, срок увеличат еще на 10 дней. 

Обратиться к уполномоченному можно через форму на сайте финомбудсмена или по почте. Его решение обязательно для исполнения любой финансовой организацией, к которым относятся и страховые. 

Если одна из сторон спора не согласна с решением финомбудсмена, то может оспорить его в судебном порядке. При этом после прекращения рассмотрения спора в службе уполномоченного досудебный порядок считается соблюденным, поэтому претензию страховой направлять не нужно, — на это в 2021 году указывал Пленум Верховного суда.

Перед обращением в суд придется проводить еще одну экспертизу и оплачивать ее самостоятельно. Стоимость такого исследования всегда относится к судебным расходам, которые оплачивает проигравшая сторона.

Судебная практика: пять важных дел

Правила страхового возмещения по ОСАГО не только прописаны в законах. Верховный суд неоднократно делал важные разъяснения по этой теме.

✅ У страховой не было сервисов-партнеров, которые готовы были починить машину, а клиент отказался ждать или доплачивать из своего кармана. ВС подчеркнул, что в такой ситуации нельзя заменить ремонт на выплату денег.

✅ Страховая не вправе требовать вернуть возмещение, если она не получила свою копию европротокола.

✅ Если поврежденный автомобиль нельзя предоставить на осмотр, так как его починили или утилизировали, это еще не повод отказывать клиенту в возмещении. Тогда можно исследовать акты осмотров, фотоснимки и другие материалы о ДТП (подробнее — Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто).

✅ Разницу между денежным возмещением и стоимостью ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, а не с его страховой компании, указывает Верховный суд.

✅ Страховая не может навязывать клиенту ремонт авто дороже 400 000 руб., если он отказывается доплатить СТО за восстановление.

На чтение 5 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 07.10.2022

Автовладельцев интересует, что полагается в 2022 г. при ремонте по ОСАГО: запчасти оригинал или аналог. Отвечает на этот вопрос последнее указание ЦБ. Ремонтировать авто необходимо оригинальными запчастями, но в отдельных случаях, например, при ремонте непопулярных марок.

В статье рассматривается информация об отредактированном законодательстве по обязательному автострахованию: возможно ли использование старых автозапчастей, имеется ли у страхового предприятия право отремонтировать автомобиль неоригинальными деталями, какие есть исключения и способы заставить страховое предприятие задействовать оригинальные запасные части.

Содержание

  1. Действующее законодательство о ремонте по ОСАГО
  2. Можно ли использовать запчасти, бывшие в употреблении
  3. Есть ли у страховщика право ремонтировать авто неоригинальными деталями
  4. Существующие исключения
  5. Способы заставить страховую ставить оригинал

Действующее законодательство о ремонте по ОСАГО

Согласно сообщению Центробанка, с 11.09.2022 г. берут в расчет расценки аналоговых автозапчастей в ценовых справочниках для определения стоимостного показателя авторемонта по ОСАГО, если оригинальной детали нет на рынке. Это применимо к маркам ТС, вне зависимости от государства их производства для обеспечения равных условий для автовладельцев.

До 11.09.2022 г., если оригинальной запчасти нет на рынке, сведения о ее цене не попадали в справочник. Из-за этого возникают осложнения при возмещении вреда по ОСАГО. Новый необходимый подход позволяет рассчитывать платежи по аналоговой стоимости, при этом отсеяв плохие автозапчасти.

Подход ЦБ, по словам страховщиков, позволяет определить цену авторемонта по расценкам на автозапчасти, имеющихся на рынке, и если в сегменте есть «не оригинал», то учитывают его цену. Тогда авторемонт по ОСАГО обеспечивается хорошими автозапчастями, присутствующими на рынке, которые встречаются по приемлемой цене и есть возможность дешевле отремонтировать поврежденную машину. Это подстрахует рынок от необъективного ценового роста на автозапчасти и позволит предотвратить возрастание расценок автостраховок.

Можно ли использовать запчасти, бывшие в употреблении

В 2022 г. установить старую деталь напрямую запрещено действующим законодательством только при замене автозапчастей. Если же речь идет о восстановлении узловой части или обоюдном согласовании этого вопроса, то применение старых запчастей допустимо. Соответственно, все зависит от экспертного заключения и наличия согласия застрахованного на процедуру использования старых деталей..

В 2022 г. неоднократно обсуждали вопрос о полном снятии законодательного запрета на использование в авторемонте по ОСАГО старых автозапчастей. В начале марта эксперты рассматривали этот момент, к примеру, для авторемонта не самых популярных марок авто. Для некоторых машин это единственная возможность их отремонтировать.
Встречаются две отличающиеся позиции насчет возможности использования в авторемонте по ОСАГО старых запчастей. Первая (позиция ЦБ) — риск, что на автодорогах возрастет число ДТП. Вторая — страховых предприятий, которым нужно ремонтировать авто.
По версии Российского Союза Автостраховщиков, этот вопрос надлежит проработать с учетом обеспечения безопасности эксплуатации отремонтированного таким способом ТС. Это разрешило бы проблему доступности авторемонта ТС, не представленных официально в РФ — в дальневосточных, уральских, сибирских населенных пунктах эксплуатируются подобные машины (еще до санкций и ухода зарубежных автопроизводителей с отечественного рынка в 2022 г.).

Есть ли у страховщика право ремонтировать авто неоригинальными деталями

Ремонт по ОСАГО неоригинальными запчастями допускается. Есть лишь условие вернуть транспорт в техническое состояние, в котором он был до аварии. Общая расчетная методика использует заниженные расценки на новые автозапчасти для многих ТС. Проверить лично стоимость автодеталей можно на портале РСА по кодировке автозапчасти и сравнить их с реальной ценой оригинальной и неоригинальной детали. Зачастую ставка по единой расчетной методике близка к аналогу, но встречаются и исключения.

Существующие исключения

Ранее было упомянуто, что не оригинал допустимо использовать при авторемонте в большинстве случаев: использовать вавторемонте по ОСАГО оригинальные запчасти или нет — решает по факту страховщик. Но есть и меньшинство: автомобили, возрастом до 2 лет. ФЗ №40-ФЗ регламентирует, что транспорт не старше 2 лет направляется на авторемонт к официальным дилерам. Последние не используют неоригинальные детали при авторемонте. Иначе в ряде случаев они нарушат договоренность с автопроизводителем, марку которых они уполномочены официально ремонтировать.

Способы заставить страховую ставить оригинал

Такой вариант сопряжен с большими сложностями:

  • сделать это возможно после авторемонта с установкой аналоговых запчастей;
  • авторемонт однозначно некачественный.

Рассматриваемый метод заключается в том, что авто в итоге должно быть приведено в исходное состояние. А поскольку страховщик вправе отремонтировать ТС аналоговыми деталями, то итог авторемонта оценивают уже после его реализации. И желательно, если это сделает эксперт.

Следующие недостатки аналогов:

  1. Такие кузовные элементы не сходятся со смежными, имеют видимые зазоры и неровную посадку.
  2. Кузовные несущие части, крепящиеся на болтах и другие могут не совпадать крепежными отверстиями, из-за чего работникам СТО приходится высверливать новые, что несет потерю качества автозапчастей.
  3. При окраске часто не удается попасть в базовый кузовной цвет, поэтому крашеные элементы различаются.

Цель застрахованного — обнаружить и не принимать ТС, отремонтированный недолжным образом, зафиксировать это в выданных актах СТО. Если он заберет таким образом отремонтированный авто, даже указав это в сопроводительной документации, то позже претензии не принимаются.

Выводы:

  1. В 2022 г. изменена расчетная методика касательно авторемонта в рамках ОСАГО: с 11 сентября в ценовые справочники будет включаться стоимость аналогов, если оригиналы сложно найти на рынке.
  2. Бывшие в употреблении детали прямо запрещено использовать лишь при замене запчастей, когда на это нет согласия страхователя.
  3. Аналоговые автозапчасти разрешено применять в авторемонте в рамках ОСАГО в большинстве случаев.

В каких случаях положен ремонт, а в каких — деньги

Если авто принадлежит юрлицу, собственник может сам выбрать то, что ему выгоднее, — ремонт или деньги. Физлицу же денежная компенсация выплачивается только в случаях, предусмотренных законом об ОСАГО, или по соглашению со страховой компанией.

В большинстве случаев страховые оплачивают ремонт. Как правило, водителю не предоставляют выбор автосервиса, страховщик сам назначает экспертизу ущерба и направляет машину на станцию техобслуживания (СТО). Если машине меньше двух лет, и есть заводская гарантия, страховая обязана обеспечить ремонт в СТО официального дилера.

Отказаться от ремонта в пользу денег физлицо может в нескольких случаях (п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО):

  • авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • здоровью потерпевшего причинен вред — средней тяжести или тяжкий;
  • потерпевший — инвалид и выбрал страховое возмещение в виде денег;
  • страховая или СТО требуют доплату за ремонт;
  • автосервис, выбранный страховщиком, слишком далеко — расстояние от места ДТП или места жительства пострадавшего превышает 50 км, и страховщик отказывается за свой счет доставить авто в сервис;
  • авто не отремонтировали в установленный законом срок — 30 дней;
  • стоимость ремонта больше 400 тыс. ₽.

Владельцы полисов ОСАГО, купленных до 28.04.2017, вправе требовать от страховщика денежное возмещение при любых обстоятельствах.

Но даже если в вашем случае страховая не обязана платить деньги, она может согласиться на это добровольно, заключив с вами соглашение. Страховщикам выгодно заплатить деньги вместо ремонта, если замена деталей обойдется дороже. 

Например, если в ДТП пострадала машина старше десяти лет, новые запчасти будут стоить дорого, а денежная компенсация, как правило, рассчитывается с учетом износа — чем старше авто и детали, тем меньше выплата.

Как рассчитывается компенсация и сколько можно получить

Стоимость ремонта авто и денежная компенсация владельцу рассчитываются по методике, утвержденной Центробанком. Ее обязаны применять не только все страховые компании, но и независимые оценочные организации и судебные эксперты.

Формула расчета: СК = Д+Р+М, где:

СК — сумма итоговой денежной компенсации;

Д — расходы на приобретение деталей и запчастей, которые требуют замены;

Р — расходы на оплату ремонта по нормочасам;

М — затраты на покупку расходников.

Сумма на ремонт рассчитывается без учета износа. А сумма денежной компенсации — с учетом износа авто и запчастей, но не более 50% от стоимости нового авто и деталей. То есть, какими бы старыми ни были машина и детали, должны выплатить не меньше половины цены нового автомобиля или новых аналогичных запчастей.

Самостоятельно рассчитать стоимость ремонта (для сравнения с расчетами страховой) можно на сайте Российского союза автостраховщиков.

скрин с сайта рса

Чтобы узнать общую сумму положенной выплаты, нужно отдельно рассчитать стоимость запчастей, работ и материалов, а затем сложить полученные цифры 

Полученные данные также помогут определиться, что будет выгоднее, — ремонт или деньги.

После ДТП в Москве у нас под замену капот на КIA 5. Кликаем на сайте РСА «средняя стоимость запасных частей», водим номер детали, регион, дату ДТП — и получаем среднюю стоимость запчасти, на которую ориентируются страховщики, это 24 305 ₽. Также узнаем стоимость нормочаса работ для KIA на дату 22.01.23 в Москве — 910 ₽ и лакокрасочных материалов (всего на замену и покраску требуется примерно шесть нормочасов). Например, выбираем краску и лак Brulex — 2 800 ₽. Итоговая компенсация — 32 565 ₽.Эта сумма приблизительная и может отличаться от расчетов страховой и привлеченных экспертов.

Далее смотрим, за сколько можно купить аналогичный капот на сайтах объявлений. Видим предложения новых деталей от 14 000 ₽, а б/у капотов — от 7 000 ₽.

Тогда можно отказаться от ремонта, получить деньги, приобрести запчасти с рук и установить самостоятельно или в недорогом сервисе.

Выгода составит несколько тысяч рублей, даже если выплату рассчитают с учетом износа 20-30%. Примерный расчет:

32 565 – 32 565 × 0,2 (выплата по ОСАГО) – 14 900 (новый капот с авито) – 4 000 (затраты на самостоятельный ремонт) = 7 552 ₽.

С сентября в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта учитываются цены не только оригинальных деталей, но и сертифицированных аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке).

Использование неоригинальных деталей — вынужденная мера, связанная с подорожанием и дефицитом в РФ запчастей на иномарки. 

При этом запчасти можно использовать только сертифицированные и сравнимые по цене с оригинальными, они не могут быть некачественными и слишком дешевыми. Они не должны быть дешевле, чем оригинальные, больше чем на 20%. Списки запчастей и цены обновляются раз в три месяца. На момент написания статьи действуют справочники средней стоимости запчастей, нормо-часов и материалов, обновленные 19.12.2022.

Денежная компенсация от страховой имеет лимиты:

  • 400 тыс. ₽ — за причинение ущерба автомобилю и другому имуществу, если ДТП оформлено сотрудником ГИБДД или по европротоколу с фотофиксацией;
  • 500 тыс. ₽ — если виновником причинен вред жизни и здоровью людей; 
  • 100 тыс. ₽ — если оформлен европротокол без фотофиксации.

Если реальный ущерб больше предельной суммы компенсации, например, 600 тыс. ₽, деньги сверх лимита — 200 тыс. ₽ — можно взыскать с виновника ДТП через суд. Наличие полиса не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред (ст. 1072 ГК РФ).

Как отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу денег

Чтобы получить выплату по ОСАГО, нужно правильно зарегистрировать ДТП, иначе можно получить меньшую сумму. В частности, вызвать сотрудников ГИБДД, позвонить в страховую, зафиксировать повреждения на видео или фото, получить у инспектора протокол.

Подать заявление на компенсацию нужно не позже пяти суток с момента аварии. Сделать это можно лично или через представителя по доверенности в любом офисе страховщика, или отправив документы «Почтой России». 

В заявлении нужно указать причины и привести доказательства, почему отказываетесь от ремонта и претендуете на денежную выплату. Например, если вам причинен вред здоровью, приложите копии медицинских справок. 

Перечень документов, которые нужно предоставить вместе с заявлением, страховая размещает на своем сайте. Также это можно узнать в офисе страховой или по телефону. Не забудьте в заявлении указать реквизиты счета, куда должны перевести деньги.

Деньги по ОСАГО должны поступить в течение 20 рабочих дней с момента принятия заявления к рассмотрению. За задержку выплаты со страховой можно взыскать неустойку: 1% от общей суммы за каждый день просрочки.

Что делать, если отказали в компенсации

Если ваши права нарушены, вы можете направить обращение к финансовому омбудсмену через сайт finombudsmen.ru. Его решение обязательно для страховой компании. Также можно подать жалобу в РСА или направить страховщику досудебную претензию. Если и это не поможет, придется идти в суд.

Часто сумма возмещения кажется несправедливой. Действительно, страховые могут занижать выплаты. Например, при оценке ущерба не учитывая скрытые повреждения, делая расчеты, исходя из ремонта деталей, а не их полной замены и т. д.

В этом случае сначала нужно получить выплату, которую насчитала страховая. А уже затем провести независимую экспертизу ущерба и подать на имя страховщика письменную претензию, указав срок, в течение которого вам должны перевести деньги

Если доплата не будет зачислена в течение 30 дней, нужно составить иск и направить в суд по адресу регистрации страховой компании.

Допускается разница в расчетах в пределах погрешности 10% (п. 3.5 Положения Банка России № 755-П). Например, если страховая насчитала возмещение в 300 тыс. ₽, а независимая экспертная организация — до 330 тыс. ₽, это допустимо и не оспаривается.

Если страховщик не выполнил ваши требования добровольно, вы вправе дополнительно взыскать потребительский штраф — 50% от суммы, назначенной судом к взысканию. Например, если требуете доплату в 50 тыс. ₽, в случае удовлетворения иска штраф в вашу пользу составит 25 тыс. ₽.

Главное — не бояться и не лениться отстаивать свои интересы. Некоторые страховые на то и рассчитывают, что большинство просто не захотят тратить время на разбирательства. Максимум, на что хватает энтузиазма, — написать в поддержку, онлайн-чат или форум.

Получив формальную «отписку», многие успокаиваются и дальше ничего не предпринимают. Однако тем, кто обращается в суд, все-таки удается добиться своего. 

Пример

Страховая выплатила потерпевшему в ДТП водителю 155 тыс. ₽ из расчета 230 тыс. ₽ рыночная стоимость авто минус 75 тыс. ₽ годные остатки. Сумма показалась водителю недостаточной, и он обратился к независимым экспертам.Оценщик посчитал, что водителю причитается не 155 тыс. ₽, а 181 400 ₽, то есть страховая не доплатила 26 400 ₽. Экспертам он заплатил 13 тыс. ₽ и 5 тыс. ₽ отдал за дефектовку (демонтаж/монтаж бамперов).

Решить вопрос с представителем страховой не удалось. В ответ на письменную претензию страховая выплатила только 24 460 ₽, компенсировать затраты на проведение экспертизы отказалась.

Тогда водитель обратился в суд и получил полное удовлетворение требований. Суд обязал страховщика выплатить потерпевшему неустойку за просрочку исполнения обязательств в 2 690 ₽, расходы по оплате экспертного заключения в 13 тыс. ₽, дефектовки в 5 тыс. ₽ и компенсацию морального вреда в 1 тыс. ₽ (дело № 2-395/2019).

Заказать независимую экспертизу и оценить реальную сумму ущерба не так дорого — от 5 тыс. ₽, в зависимости от региона. Но и эти деньги можно взыскать со страховой — добавить эту сумму к требованиям в своем иске как «возмещение расходов на проведение экспертизы».


Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

ремонт

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

оценка

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

осаго

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

страхование

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

дтп

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

12 Сентября 2022

При расчете стоимости ремонта по ОСАГО будут учитывать цены аналогов запчастей

Вступило в силу указание Центробанка, которое изменяет правила расчета стоимости запчастей. Теперь при определении размера возмещения по ОСАГО страховые компании смогут использовать цены на неоригинальные запчасти. Это приведет к снижению выплат по «автогражданке» и негативно скажется на безопасности дорожного движения, считают эксперты. Как новые правила отразятся на размере компенсации по ОСАГО и почему автомобилисты почувствуют их действие на себе только в конце года, выясняли «Известия».

С 11 сентября при составлении ценовых справочников, по которым определяется размер компенсации по ОСАГО, разрешено использовать цены на неоригинальные детали и запчасти. Это предусмотрено вступившим в силу указанием Банка России, которое изменяет «Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

«При отсутствии стоимостной информации (базовых цен) на оригинальную запасную часть перечень цен на такую оригинальную запасную часть не формируется», — говорится в документе. В этом случае, согласно указанию ЦБ РФ, следует принимать в расчет стоимость неоригинальной детали. При этом «исключаются цены на сертифицированные запасные части заведомо низкого качества, «цена которых составляет менее 20% от второй снизу (следующей после минимальной цены. — «Известия») цены оригинальной запасной части».

В Центробанке отмечают, что новые правила будет распространяться на все марки автомобилей, независимо от страны их производства. Это позволит обеспечить равные условия для всех автовладельцев, подчеркивают в регуляторе.

— Сейчас, если оригинальная запчасть отсутствует на рынке, информация о ее стоимости не попадает в справочник. Из-за этого могут возникать трудности при урегулировании убытков по ОСАГО. Новый подход позволит рассчитывать выплату с учетом стоимости аналогов, при этом отсечь заведомо некачественные запчасти, — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте Банка России.

Придется подождать

Ценовые справочники, которые используются для расчета размера компенсации, обновляются раз в квартал, отметили в Российском союзе автостраховщиков (РСА)

— Новые правила будут учтены только в следующих справочниках, они готовятся раз в три месяца. Очередные были подготовлены до вступления в силу новых правил и должны начать действовать с 19 сентября, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РСА.

Действующая сейчас редакция ценовых справочников вступила в силу 19 июня. До этого использовались сборники, принятые 19 марта. Таким образом, справочники, разработанные с учетом новых требований, начнут действовать только во второй половине декабря.

Удержать стоимость полисов

Правила, предусматривающие возможность расчета выплат по ОСАГО с учетом цен аналогов оригинальных запчастей, позволят сдержать рост стоимости полисов, считает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Он отметил, что после ухода с рынка ряда автопроизводителей производимые ими детали стали недоступны в России или неоправданно дороги. При этом существует большой рынок неоригинальных запчастей, которые по качеству ни в чем не уступают оригинальным: они производятся на тех же заводах, на том же оборудовании, теми же людьми, с теми же стандартами качества, подчеркнул Уфимцев.

В качестве примера он привел ситуацию с автомобильными стеклами. По словам исполнительного директора РСА, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до введения санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тыс. рублей, а без нее — 10 тыс. рублей. После введения санкций оригинал или стало вовсе невозможно производить, или он стал дороже в несколько раз, подчеркнул он.

— В этих условиях ремонт автомобиля в рамках ОСАГО обеспечивается качественными запчастями, которые фактически есть на рынке, их можно взять по адекватной цене и выполнить ремонт. Такая стабилизация защитит рынок от необоснованного роста цен на запасные части и позволит сдержать рост стоимости полисов ОСАГО, — добавил Евгений Уфимцев.

Сроки поджимают

В нынешних рыночных условиях стоимость той или иной запчасти сильно зависит от срока поставки, подчеркивает вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин. Чем он меньше, тем дороже будет деталь, пояснил он.

— При составлении ценовых справочников, согласно указанию ЦБ, следует принимать в расчет минимальную или ближайшую к ней цену на запчасть. Однако срок поставки таких деталей может составлять несколько месяцев. Таким образом, размер выплат будет ниже реальных затрат на ремонт машины, — заявил он в разговоре с «Известиями».

Кроме того, разрешение использовать неоригинальные запчасти не позволит владельцу поврежденного автомобиля требовать установки на машину оригинальных деталей, даже если они есть на рынке, добавил Шапарин.

Кто даст гарантии

Возможность использования неоригинальных запасных частей — вынужденная мера, связанная с общей ситуацией на рынке, считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Автовладельцы от этих изменений только проиграют, полагает он.

— На оригинальные детали производитель дает свою гарантию. Многие «неоригиналы» также качественные. Но в интересах страховой компании минимизировать размер компенсации, установить на машину наиболее дешевые детали. Кто и как будет гарантировать их качество — вопрос открытый, — заявил «Известиям» Похмелкин.

Появление на дорогах автомобилей, отремонтированных с использованием таких запчастей, в конечном итоге негативным образом скажется на ситуации с аварийностью, подчеркнул эксперт.

При расчете стоимости ремонта по ОСАГО будут учитывать цены аналогов запчастей

При расчете стоимости ремонта по ОСАГО будут учитывать цены аналогов запчастей

Источник: Известия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оплачиваемый отпуск непрерывное свободное от работы время в течение которого за работником
  • Определение стоимости бизнеса опирается а на наблюдение б проверку в обследование г анализ
  • Опрос для сотрудников компании с целью выявления отношения сотрудника к данной организации
  • Организационные уровни пирамиды разработки стратегии для диверсифицированной компании тест
  • Организация привлечения клининговых компаний как современный способ ухода за недвижимостью