Вопросы к рубрике Изучаем источник
1. Как можно расценить поступок юродивого по отношению к царю, учитывая обстоятельства того времени?
Поступок юродивого Николы, учитывая обстоятельства того времени, был просто безумным и самоубийственным. Многие люди и за менее дерзкие высказывания умирали мучительной смертью.
2. Объясните, почему Никола Псковский мог решиться на такой поступок. Предположите, как отнеслись к нему псковичи.
По-моему, Никола Псковский мог решиться на такой поступок только из желания помочь жителям родного города. Даже ценой собственной жизни. Думаю, что к такому самопожертвованию псковичи отнеслись с огромным уважением и благодарностью. Ведь такой очень рискованный поступок фактически спас Псков от разорения, а его жителей – от пыток и смерти.
Стр. 49
Вопросы в конце параграфа
1. Охарактеризуйте отношения между государственной и церковной властями в едином Российском государстве.
Государственная власть делала все для того, чтобы контролировать власть церковную. Митрополита и церковных иерархов избирали только с согласия великого князя или царя. С другой стороны, православное духовенство всячески поддерживало государство. На это повлияло падение Византии. Теперь церковь считала российских государей единственными наследниками власти византийских императоров. Таким образом, московские монархи воспринимались как главные защитники и покровители православной религии.
2. Какие решения были приняты на церковном Соборе 1551 года? Что нового они внесли в деятельность Церкви?
На церковном Соборе 1551 г. (более известном как Стоглавый Собор) было принято ряд важных решений, которые изменили церковную жизнь. Для всей Русской православной церкви было установлено единообразие обрядов. Также были введены единые каноны в иконописи. Новшества коснулись церковного землевладения (для получения церковью новых земель нужно было разрешение царя). Кроме того, церковные иерархи должны были контролировать нормы поведения священников. Таким образом, решения Стоглавого Собора укрепили авторитет православного духовенства и церкви в Российском государстве и обществе.
3. Почему в XVI веке было прославлено большое количество русских святых?
Дело в том, что в предыдущие столетия каждое русское княжество жило своей жизнью. Поэтому в каждом из них была своя церковная организация. Период раздробленности привел к тому, что святой, который почитался в одном княжестве, был малоизвестным в другом. После объединения русских земель в одно государство нужно было ввести единство почитания святых по всей его территории. Вот почему именно в XVI в. Русская православная церковь прославила так много святых.
4. Какое значение для Российского государства имело установление патриаршества?
Установление патриаршества в 1589 г. очень сильно возвысило авторитет Русской православной церкви среди остальных церквей. Это объяснялось тем, что титул патриарха считался более почётным, чем митрополит. Более того, патриархами ранее считались только представители наиболее древних православных церквей. Таким образом, Москва становилась одним из важнейших центров христианства, наравне с Константинополем или Иерусалимом. Соответственно, увеличивался авторитет Российского государства в целом.
5. Объясните, как работа Стоглавого собора была связана с политикой, которую проводил в то время царь Иван IV.
Стоглавый собор проводился в то же время, что и остальные реформы Ивана IV. Поскольку глава церкви митрополит Московский Макарий входил в личный круг приближенных к царю людей (т.н. Избранная рада), то и церковные реформы были очень похожи на реформы государственные. И там, и там стремились к централизации управления. Также и церковь, и государство стремились покончить с наследием периода раздробленности (например, та же ситуация со святыми). Фактически это означало, что в 1550-х гг. между царской властью и церковной существовала гармония и в случае необходимости они действовали заодно.
6. Что было общим в еретических учениях, появившихся в XVI веке в России, и ересях, распространившихся в Средние века в Западной Европе?
Еретические учения в Московском царстве имели немало общих черт с западноевропейскими ересями. Это касается как Средневековья, так и периода Реформации. Прежде всего, это касается осуждения рабства и крепостного права. Также общим являются взгляды на церковную иерархию, обряды и таинства. И в Европе, и в России их считали лишними. И там, и там еретики выступали за возврат к раннему христианству. В целом такие прогрессивные идеи противоречили канонам и католической, и православной церкви. Поэтому их последователи жестоко преследовались.
І раздел
Создание Московского царства
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,627 -
гуманитарные
33,648 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,615 -
разное
16,897
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
| 6 октября, 2021 | История
Стоглавый собор проводился в то же время, что и остальные реформы Ивана IV. Поскольку глава церкви митрополит Московский Макарий входил в личный круг приближенных к царю людей (т.н. Избранная рада), то и церковные реформы были очень похожи на реформы государственные. И там, и там стремились к централизации управления. Также и церковь, и государство стремились покончить с наследием периода раздробленности (например, та же ситуация со святыми). Фактически это означало, что в 1550-х гг. между царской властью и церковной существовала гармония и в случае необходимости они действовали заодно.
В 1550 году перед юным царём Иваном IV встала задача ослабить влияние и власть церкви, а также провести секуляризацию монастырских земель. С этой целью решено было провести Стоглавый собор Ивана Грозного. Помимо самого царя и представителей высшего духовенства, в соборе также участвовали члены Боярской думы, поскольку это событие затрагивало, как духовные, так и государственные вопросы. Что касается года созыва Стоглавого собора, то происходить он должен был в 1551 году.
Стоглавый собор Ивана Грозного
По итогам этого события был составлен Стоглав, под определением которого подразумевается сборник решений, принятых на заседании Стоглавого собора. Этот документ оказал огромное влияние на всю дальнейшую российскую историю, поскольку результаты собора регулировали как вопросы, связанные с церковными землями, так и соотношение между государственным правом и религиозным. Именно Стоглав 1551 стал одним из главных источников для исследователей, занимающихся изучением истории России XVI века.
Предпосылки и причины созыва
Собор происходил во время первого этапа деятельности Ивана IV, как царя, который, как и его предшественники, считался наследником, как русских княжеств, так и Византийской империи, а потому одной из важнейших задач для него было решение церковных вопросов и проблем. Церковь должна была обладать нужным авторитетом, чтобы она была способна в должной мере поддерживать государство.
В большей степени на Соборе должны были обсуждаться вопросы церковной дисциплины, борьбы с ересями и язычеством, наказания провинившихся священников, опорочивших свой сан, а также порядка строительства церквей и монастырей. Однако главной задачей, стоявшей перед царём, было проведение секуляризации и присоединение церковных территорий к государству.
Созыв Стоглавого собора при Иване 4
Однако Иван Грозный также желал раз и навсегда покончить с неточностями и погрешностями в богословских текстах и церковных обрядах, поскольку они порождали недопонимание среди прихожан, что приводило к возникновению сект и ересей. Чтобы решить эти проблемы, духовенство также должно было прийти к единому мнению по поводу вопросов богослужения и иконографии. Для этого на Собор были созваны представители духовенства со всей страны, поскольку решения этого собрания должны были изменить церковь раз и навсегда.
Суть всех причин и предпосылок Стоглавого собора:
- Стремление царя восстановить порядок в церкви
- Необходимость установить единые нормы проведения церковных обрядов
- Борьба с сектами и ересями
- Решение конфликтов и споров между представителями высшего духовенства
- Установление единого церковного права
- Намерение царя провести изъятие части церковных владений
Дата, место проведения и участники
Датой созыва Стоглавого собора стало 23 февраля, а продолжался он до 11 мая 1551 года. Местом, где он был проведен, выбрали Успенский собор в Москве. Эта стоглавая церковь являлась одним из главных символов церкви на Руси. Главным инициатором мероприятия был сам Иван 4, а инициаторами события стали митрополит Макарий и священник Сильвестр. Оба церковных деятеля являлись также членами Избранной Рады, ближайшего круга советников царя.
Созыв Стоглавого собора
Интересно: Впоследствии Сильвестр, как и другие члены Избранной Рады, подвергся опале и преследованиям со стороны Ивана Грозного. Единственным, кто избежал царской расправы, был митрополит Макарий, скончавшийся в 1563 году.
Сам Макарий также выступал председателем собрания. Помимо него, главными участниками Собора были архиепископы от всех епархий Русского царства, включая Трифона Суздальского, Акакия Тверского, Феодосия Новгородского и Гурия Смоленского. Это не считая других иерархов церкви со всех уголков страны. Не считая религиозных деятелей, на Соборе также присутствовали представители ведущих боярских кланов.
Стоит также отметить, что на протяжении всей продолжительности собора шла непрерывная борьба между различными православными течениями. Больше всего выделялся конфликт иосифлян, поддерживавших право церкви на владение землёй, и нестяжателей, выступавших против монастырского землевладения. Собор также должен был поставить точку в их споре, раз и навсегда определив, должна ли церковь иметь право на владение землёй или же нет.
Решения, принятые стоглавым собором
По результатам Собора был одобрен Судебник Ивана Грозного, который отныне стал основным источником закона Русского царства. Также, в ходе продолжительных дебатов, нестяжатели потерпели поражение, а потому секуляризация была отвергнута. Тем не менее, члены Собора пошли на компромисс, ограничив финансовые и земельные права священнослужителей. Так, монастыри и представители высшего духовенства уже не могли без согласия властей покупать вотчины. Был реформирован церковный суд, и отныне священники также получили возможность участвовать в светском судебном процессе через своих представителей (например, посредством старост).
На Стоглавом соборе выступал сам царь, представивший его участникам, как Судебник, принятый на первом Земском соборе, так и уставные грамоты. Иван 4 спрашивал, достойны ли эти документы для того, чтобы скрепить их печатями и пустить в ход. Кроме того, царь также настоял на том, чтобы боярские кланы помирились друг с другом и прекратили какие-либо конфликты, призывая к их религиозным чувствам. Также Собор закрепил ряд церковных обрядов, как, например, двоеперсите или двугубая аллилуйя. Позднее в 1667 г часть этих решений будет отменена или подвергнута изменениям, но до этого момента они оставались нерушимыми нормами православного богослужения.
Судебник Ивана Грозного
Кратко о главных решениях, принятых на Стоглавом соборе:
- Учреждение порядка сбора церковных пошлин;
- Создание института поповских старост, которые должны были следить за порядком проведения церковных служб;
- Было принято решение об учреждении училищ для обучения мирян чтению и письму;
- Подверглись осуждению неподобающее поведение священников и прихожан;
- Принято постановление об ограничениях права монастырей на владение землёй;
- Принятие Стоглава, где были указаны все решения собора.
Историческое значение
Стоглавый собор имел огромное значение, как для православной церкви, так и для всей истории русского государства. Почему он был так важен? Это событие положило конец множеству споров и конфликтов внутри духовенства, утвердив нормы церковного права, которые и легли в основу устройства Русской Православной Церкви. Помимо этого, собор также установил порядок взаимоотношений между государством и церковью, добившись гармоничных взаимоотношений светской и духовной власти.
Большое влияние это событие также оказало и на развитие государства в России. Хоть Иван Грозный и не добился проведения полной секуляризации, по его инициативе было установлено ограничение на расширение земельных наделов храмов и монастырей, что послужило существенному укреплению его власти. Церковь хоть и окрепла, решив внутренние разногласия, но всё же должна была сотрудничать, как с царём, так и с его приближёнными.
Важно: Тем не менее, у Стоглавого собора были не только положительные, но и спорные последствия. Так, именно его результаты стали основой для события известного как церковный раскол, произошедшего столетие спустя. Старообрядцы во время конфликта с патриархом Никоном опирались именно на свод решений Стоглавого собора, что усилило критику той церковной реформы. И хоть впоследствии церковь изменила и запретила часть решений Стоглава, полностью предотвратить раскол, продолжавшийся до эпохи правления Петра 1, она так и не сумела.
Сам по себе Стоглав также оказал огромное влияние на развитие русской историографии, поскольку собрание решений собора стало одним из главных литературных памятников России 16 века. Благодаря этому тексту исследователи имеют представление о законах и нормах, действовавших, как в церкви, так и в государстве той эпохи, а также он позволяет в целом установить картину жизни русского общества во время правления Ивана Грозного. Сам Стоглав с трудом сохранился, и его первое издание появилось только в 1862 году. Впоследствии последовала публикация нового, дополненного выпуска Стоглава, когда была установлена подлинность текста.
Список литературы:
Бочкарев В. А. Стоглав и история Собора 1551 года: историко-канонический очерк
Стефанович Д. Ф. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав
яна6606
+80
Решено
6 лет назад
История
5 — 9 классы
Как работа Стоглавого собора была связана с политикой, которую проводил в то время царь Иван 4?80БАЛЛОВ!
Смотреть ответ
1
Ответ проверен экспертом
4
(55 оценок)
103
RecteBeatum
6 лет назад
Светило науки — 326 ответов — 0 раз оказано помощи
Царь намеревался провести политику секуляризации (конфискацию церковного имущества), и для этого поддерживал нестяжателей (сторонников аскетизма священнослужителей и монахов) в их борьбе против иосифлян (отстаивающих право на церковные владения). Стоглавый собор вынес компромиссное решение.
(55 оценок)
https://vashotvet.com/task/10739040
7
1 ответ:
0
0
Царь намеревался провести политику секуляризации, и для этого поддерживал нестяжателей в их борьбе против иосифлян . Стоглавый собор вынес компромиссное решение.
Как раз у нас такая тема
Читайте также
Т.к. Греция провела очень много войн и во многих одержала победу , тем самым расширяла свою територию
Ну, первое, конечно-же что приходит на ум, так это Древняя Русь. Она была основана в 862 году, а первым правителем этого государства был Рюрик, сын Гостомысла — легендарного старейшины ильменских племен.
Вторым, наверное, что пришло мне на ум — Королевство Швеция, точный год образования этого государства, к сожалению, не знаю ни я, ни крупные источники сети интернет, но доподлинно известно, что Королевство Швеция образовалась где-то в 900-х годах. Первым правителем Королевства Швеции был Бьёрн Железнобокий, единственное, что о нем известно, то это то, что это был полулегендарный король. То есть, доподлинных фактов его существования нет, но о нем написаны легенды.
Третьем государством, которое я назову, пожалуй будет Норвегия. Она образовалась в 872 году. Первым правителем Норвегии был <span>Харальд | Прекрасноволосый, к сожалению, о нем ничего неизвестно.
</span>
Четверным государством, которое я назову будет Дания. К сожалению, как и в случае со Швеции о ней известно лишь то, что она появилась в 8 веке. Первым правителем Дании был Кнуд I Хардиканут, о нем увы, тоже ничего не могу сказать, но он был очень жестоким человеком, из-за его жестокости его прозвали Кнудом Жестоким
Рис может быть , так как Китай страна ..
Финикия в I тысячелетии до н.э. Морские путешествия финикийцев Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара. Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки. Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки. Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана. Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля. Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.
Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсоне́с (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; в византийское время — Херсо́н, в генуэзский период — Сарсона, в летописях Древней Руси — Корсу́нь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма.
На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником. В 2009 году Херсонес Таврический включён в Государственный реестр памятников Украины. В 2013 году Херсонес вместе с его хорой на Гераклейском полуострове внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[2][Комм. 1]. В 2015 году Правительство Российской Федерации приняло постановление об отнесении заповедника «Херсонес Таврический» к объектам культурного наследия федерального значения[4][5].