Образовательный бизнес это разновидность какого бизнеса

Бытует мнение, что на обучении детей экономят в последнюю очередь. Что сейчас происходит на рынке детских образовательных услуг. Легко ли делать на этом бизнес. Рассказывает основатель и директор Международного образовательного клуба Global Child Илона Геращенко.

Особенности образовательного бизнеса

 – Я выделяю несколько особенностей, которыми и руководствуюсь в собственном бизнесе:

1. Во-первых, это все-таки бизнес. Даже, если собственник рассматривает его как социальный проект, он все равно отвечает критериям бизнеса. У него должна быть четкая, измеримая цель, которая может считаться как в деньгах, так и в учебных результатах детей. Если не иметь цели, то это не бизнес, а просто деятельность, дорогое хобби.2. Длительный цикл достижения цели. Мы не делаем гвозди: сегодня 300, завтра 500. Наш результат может проявиться через годы. Поэтому я против работы в образовании как хобби. Хочу – занимаюсь, хочу – нет. Мне ближе именно бизнес-подход, который требует ответственности не только перед собой, но и перед теми, кто тебе доверил свой ресурс и ждет от тебя определенных дивидендов.

Фото с сайта gcc.by

Фото с сайта gcc.by

3. Образовательный бизнес – это бизнес услуг. Это не конвейерное производство, и даже не ручное. Это не товар, который можно купить и продать. Наша услуга предусматривает работу в системе «человек-человек».

4. Наличие двух клиентов одновременно: родителя и ребенка. Мы оказываем услуги сразу обоим. И результат оценивают сразу два клиента: ребенок – понравилось/не понравилось, родитель – нравится или не нравится ребенку плюс учебный результат.

Как создавался бизнес

На создание бизнеса меня когда-то вдохновила моя дочь. Начав искать для нее несколько лет назад детский сад, я поняла, что в Минске нет образовательных учреждений, которые соответствовали бы моим представлениям о качественном образовании. Поэтому я решила делать все так, как «для себя», с позиции родителя.

В 2011, когда мы выходили на рынок, кризис был в самом разгаре. Но мы смогли выйти на точку безубыточности менее чем за год после открытия. Самым сложным на тот момент было удержать персонал: компания была молодая, только занимала свои позиции на рынке. Людей подбирали тщательно, вкладывали в них деньги.

Чтобы сотрудники получали зарплату всегда вовремя и полностью, все риски я взяла тогда на себя. В образовательном бизнесе ФОТ составляет более 60% расходов, приходилось покрывать их самостоятельно. Конечно, пришлось привлекать для этого и заемные средства. Но усилия всей команды позволили нам не только выстоять в кризис при выходе на рынок, но и очень скоро занять одну из лидирующих позиций. Все займы в скором времени мы вернули. Сейчас развиваемся полностью за счет собственных средств компании.

Фото с сайта 73online.ru

Фото с сайта 73online.ru

Антикризисная стратегия

Мы, наверное, позже всех почувствовали на себе кризис. Мы работаем по предоплате, и в декабре 2014 года наши клиенты как раз стремились по максимуму внести оплату вперед. Это было хорошим поводом эффективно вложить белорусские деньги.

Поскольку многие люди потеряли в доходах, мы стали более гибкими в системе оплаты:

  • Вместо оплаты за весь семестр ввели возможность платить частями
  • При необходимости договариваемся с клиентами индивидуально. Ведь у каждой семьи своя история: у кого-то возможность оплаты привязана к дате «получки», у кого-то – к переводу суммы за длительный большой проект и т.д.

Но на детях экономят в последнюю очередь, откладывают это решение до последнего. Хотя многие действительно отказываются сегодня от образовательных услуг по экономическим причинам, причем это не обязательно связано с кризисом. Белорусы привыкли платить «по кусочкам»: за занятие, за несколько занятий. Помимо платежей за само обучение, иногда нужно еще вносить дополнительные взносы на карандаши-фломастеры, закупку книг и пр. Это зачастую отражается на семейном бюджете, не позволяя нормально планировать его.

Фото с сайта shkolazhizni.ru

Фото с сайта shkolazhizni.ru

У нас другая система: родитель один раз вносит сумму за весь период, и больше ни о чем не беспокоится.

Конечно, мы чувствуем определенный отток клиентов. Но именно кризис позволил нам собраться и наконец-таки выйти на новый уровень развития, к которому мы шли несколько лет, открыть новое направление – Global Child Group.

Кроме того, мы выбрали стратегию оптимизации процессов. Меня даже удивляет, насколько мы смогли повысить свой темп и качество работы. Мы:

  • Автоматизировали процессы (CRM + другие ПО для бизнес-процессов)
  • Сократили тех сотрудников, которые не могли работать в требуемом темпе и предоставлять должное качество услуг

При штате в почти 50 человек за год мы сократили не более 10% сотрудников, но эффективность при этом повысили вдвое. На сегодня я определенно могу сказать, что горжусь нашей командой и тем, как мы работаем.

Фото с сайта relax.by

Фото с сайта relax.by

Философия и конкуренция

Сегодня у нас два бренда – международный образовательный клуб Global Child и международная образовательная группа Global Child Group. Принципиальная разница – в клиентах.

1. Клуб предоставляет образование на трех языках детям от 6 месяцев до 16 лет, сотрудничает с родителями по вопросам обучения и воспитания детей.

2. Группа – это профессиональный проект. GC Group работает с компаниями и предпринимателями, которые оказывают образовательные услуги для детей: детские центры, школы развития, детские сады и пр. Мы делимся нашим опытом и помогаем участникам образовательного рынка поставить процессы управления, бюджетирование, систему подбора и обучения персонала и пр. Осуществляем управленческий и операционный консалтинг и обучение для топов всех участников рынка

Да, мы учим конкурентов. Но мы не боимся помогать им. Миссия Global Child Group – формирование современной культуры управления образовательным бизнесом.

Фото с сайта sociodiagnostika.info

Фото с сайта sociodiagnostika.info

Что происходит на рынке образовательных услуг

Сегодня рынок образовательных услуг для детей очень разобщен. Все конкурируют со всеми, каждый второй педагог собирает группу детей и уже называет себя образовательным центром. Когда мы открывали свой клуб, в Минске было 67 детских центров и школ раннего развития. Я точно помню эту цифру. И это не считая коммерческих детских садов, половина из которых вынуждена работать полулегально. Практически каждый из них я лично посетила и посмотрела, подбирая место обучения для дочери.

Последние 5 лет я постоянно нахожусь в информационном поле образовательного рынка. И вот что замечаю. В последнее время в Минске открывается либо планируется к открытию новый центр/клуб/школа чуть ли не каждый день. Родителю остается либо не разбираться в деталях вообще, либо изучить только пару предложений поближе к дому.Кроме того, мы наблюдаем сегодня на образовательном рынке очень сильный акцент на отстраивании от конкурентов по видам деятельности: курсы бисероплетения, робототехники, математики и пр. У родителя остается два варианта – либо стать водителем собственному ребенку, перевозя его с курсов на курсы, либо остановиться на каком-то одном варианте.

Фото с сайта maam.ru

Фото с сайта maam.ru

Наша стратегия – целостность, комплексный подход. Поэтому у нас в клубе – около 80% всего набора занятий и услуг, предлагаемых в других центрах.

Но мы не делаем на этом акцент, не идем по пути большинства. Наша задача, которую мы определили для себя – помочь ребенку сформироваться как личности и получить актуальные компетенции.

Продвижение

  • Самый эффективный вид рекламы в образовательном бизнесе – рекомендации
  • Соцсети. Мы присутствуем в Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках, Instagram. Также у нас есть YouTube-канал. Самыми эффективными в плане конверсии для нас являются Facebook и ВКонтакте – там наша целевая аудитория
  • Сайт для нас – очень слабый инструмент рекламы, но его наличие обязательно. Главное для нас – поведение посетителей. У нас было несколько версий сайтов, и поведение клиентов везде отличалось

blackboard.com

Фото с сайта blackboard.com

Сначала мы писали много текстов. Это задерживало посетителей на сайте до 4-5 минут: родители с удовольствием читали, как надо развивать ребенка, но не обязательно становились клиентами. Потом мы сделали более продающую версию – время нахождения на сайте снизилась до 2,5 минут. Но клиент при этом не всегда понимал: «А что же покупать? Как определить, что компании можно доверять?» Услуги не выложишь на сайте как товар. В итоге сайт стал выполнять функцию визитки.

  • Наш главный путь привлечения клиента – это личный разговор с родителем, диалог. Только это помогает завоевать первоначальное доверие

Команда и мотивация

Мы очень скрупулезно подбираем педагогов. У нас нет «случайных» сотрудников. Все они имеют серьезную научную базу и опыт работы с детьми разных возрастов. Кроме того, наши педагоги проходят обязательное обучение и стажировки, принимают участие в мастер-классах и тренингах. Мы регулярно проводим конкурс «Сотрудник года», победителя которого компания награждает путешествием в Англию, Испанию, на Мальту, где он обязательно не только отдыхает, но и учится, повышает уровень компетенций.

С целью эффективного стимулирования преподавателей у нас четко выстроена система оценки по грейдам – всего 5 уровней. Регулярно проводятся тестирования, по результатам которых и присваивается очередной уровень.

Фото с сайта topscholars.me

Фото с сайта topscholars.me

В соответствии с грейдами формируется и ставка педагога, которая на сегодняшний день довольно конкурентоспособна по сравнению со средним доходом по отрасли. Достичь самого высокого уровня возможно только постоянно совершенствуясь и развивая свой потенциал. При этом каждый сотрудник сам может увидеть и оценить динамику собственного развития.

Убеждена, что такая система выгодна для обеих сторон: сотрудник может сам влиять на свой доход, а компания платит только за реальный профессионализм и результативность.Кроме этого, сотрудник может заработать в компании дополнительные бонусы и премии, проявляя себя и показывая высокие результаты в отчетных проектах семестра, разрабатывая программы обучения, воплощая в жизнь новые идеи.

Бумажная работа у педагогов сведена к минимуму. Мы стараемся избавить сотрудников от ненужных отчетов и писанины, чтобы они тратили свой ресурс на взаимодействие с ребенком и родителями.

Фото со страницы Global Child на vc.com

Фото со страницы Global Child на vc.com

Планы

1. Расширение пакета услуг. Многие идеи вносят сами родители – мы их лишь реализуем.

2. Мы уже давно готовы к тому, чтобы расширить и площади нашего клуба. Однако найти в Минске помещение для детей настолько же сложно, насколько родителям непросто найти детский сад. Их вроде бы и много, но по факту – то нет мест, то воспитатели не те, то дорого… С подбором помещений тоже самое. Удивительно, но требования к помещениям для отдыха детей – гораздо более лояльны. Например, они могут располагаться даже на 18 этаже. А вот учиться дошкольникам выше второго этажа нельзя.

Некоторые требования просто анекдотичны: для детского сада требуются окна с выходом на восток, юг и запад, а для дополнительного обучения в том же возрасте – только юго-восток и юг. Нужно быть даже не риелтором, а волшебником, чтобы подобрать подходящее помещение, да еще согласовать его с пожарными и санстанцией.

Какую форму бизнеса ООО, ИП, или НКО выбрать при осуществлении образовательных услуг для вашей организации? Универсального варианта нет, все зависит от того будет ли это дополнительное образование или общее образование согласно уровням.

Прежде всего, отметим, что понятие образование дано в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту — Закон № 273-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 2 Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства А образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

В Федеральном законе об образовании названо три организационно-правовых формы, которые могут осуществляющие образовательную деятельность:

1. Организации осуществляющие образовательную деятельность;

2. Организации, осуществляющие обучение.

Теперь рассмотрим, чем различаются, и какой выбрать в зависимости от цели?

1.Образовательные организации — это некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);

2.Организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2)

Индивидуальные предприниматели, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).В совокупности образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).

Каждый предприниматель перед началом деятельности задается вопросом, а какой вид деятельности выбрать именно для начала деятельности?

?Если вы планируете вести образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, и открываете, например, частную школу, то такую деятельность может вести только некоммерческая организация (к примеру, АНО).

Для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность, не является основной, она выступает как дополнительное направление деловой активности. К примеру, вы решили открыть центр по подготовке к экзаменам, обучение языкам, такую деятельность могут вести как ООО так Индивидуальные предприниматели.

Одним из самых частых вопросов при открытии организации осуществляющих обучение в качестве дополнительного образования, является вопрос, нужно ли получать лицензию для такой деятельности?

Отметим сразу, что получение лицензии на образовательную деятельность не требуется в следующих случаях:

Если ИП собирается самостоятельно осуществлять обучение (без найма других преподавателей), то ему лицензия не нужна. Это актуально для небольших образовательных центров, в штате которых могут быть администратор, вахтер и прочие сотрудники, не осуществляющие образовательную деятельность.

Вторым исключением является разовые семинары и тренинги.

Для всех остальных лицензирование образовательной деятельности является обязательным и осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966.

Данные правила лицензирования распространяются на образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также на индивидуальных предпринимателей за исключением двух ранее названых случаев.

Рассмотрим налогообложение при открытии организации, осуществляющих образовательную деятельность:

ООО могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Традиционная общая система налогообложения подразумевает уплату налога на прибыль, НДС, прочих налогов (при наличии объектов налогообложения). Коммерческие организации, также как и НКО, вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 917. ООО являются плательщиками НДС. Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).

Рассматривая льготу по НДС при ведении бизнеса в форме НКО, некоммерческие организации вправе воспользоваться льготой в части ведения образовательной деятельности (подпункта14 пункта 2 статьи 149 НК РФ).

ООО и АО, а также унитарные предприятия являются коммерческим организациями, то есть к некоммерческим не относятся (п.1, 4 ст. 66, п.1 ст.113 ГК РФ), а значит применять льготу по НДС при оказании образовательных услуг они не могут (данная позиция высказана в Письме Минфина РФ от 22.05.2014 г. № 03-07- 14/24318).

ООО представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке.

НКО же представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке.

Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах.

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. ИП в части оказания образовательных услуг может применять УСН, общую и патентную систему налогообложения.

Например, по патенту ИП может осуществлять деятельность «Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству» (ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых»).

ИП, независимо от наличия работников и выбранной системы налогообложения, обязаны перечислять страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за «себя».

Смотрите материал, подготовленный юрисконсультом «РосКо — Консалтинг и аудит» Валерием Ивановым

По данным Research and Markets, глобальный образовательный рынок к 2025 году достигнет показателя в 350 млрд долл. Пандемия подтолкнула отрасль к стремительному росту — например, в России есть компании, которые в 2020 году показали больше 600% увеличения выручки.

Эксперты рынка, по информации Trud.com, в ближайшие годы ждут положительную динамику индустрии. 42% респондентов заявили, что рассчитывают на рост спроса, еще 26% заметили, что спрос, скорее всего, останется на прошлом уровне.

Если вы планируете открыть бизнес — присмотритесь к сегменту образования. У этой отрасли много преимуществ.

Вы можете сделать образование лучше

Это не прямой бизнес-показатель успеха, а скорее моральный фактор. Но государственное образование сейчас переживает не лучшие времена. Например, судя по исследованию Ipsos, 51% опрошенных из России уверены, что польза от высшего образования не стоит денег, которые нужно за него заплатить.

Мэттью Линч, доктор психологических наук и владелец Lynch Consulting Group, считает образовательный бизнес возможностью сделать отрасль лучше. Вы можете разработать новые программы, которые улучшат качество обучения. При этом вы не скованы регламентами, методичками и требованиями министерства образования. Вашим преподавателям не нужно тратить десятки часов в месяц на написание отчетов — это время они могут посвятить вашим клиентам, студентам.

Вы можете внедрять новые технологии

Образование сейчас активно развивается из-за массового перехода в онлайн:

  • Делайте VR/AR-стартапы — инвестиции в них они достигли 5,4 млрд долл. в год. Востребовано техническое или медицинское VR-образование. Например, вы можете разработать тренажер, с помощью которого хирурги будут тренироваться делать операции без потенциального вреда пациентам. Или помочь инженерам ремонтировать сложные конструкции — без воссоздания физических образцов или поездок на реальные объекты. Так делают в железнодорожной отрасли: можно изучать стрелки и пути, не приезжая на вокзал.
  • Используйте блокчейн, например, с помощью него можно выдавать дипломы, которые не получится подделать.
  • Развивайте сервисы для проверки заданий. Например, вы строите школу по изучению английского языка. Домашние задания может проверять программа — разработав ее, вы будете постоянно экономить деньги на преподавателях.

Технологии помогают экономить, улучшают образовательный процесс и в итоге помогают компании вырасти.

Вы можете сделать продукт один раз, а продавать его постоянно

Тенденция последних лет — видеообразование. Шон Бай, основатель F Learning studio, считает этот формат перспективным в 2021 году. Его любят студенты, ведь курс можно скачать сразу и смотреть в удобное время.

Рост спроса на видеокурсы — отличная новость для предпринимателей, ведь это экономически выгодно. Вы можете один раз арендовать студию, нанять преподавателя и записать ролики. И затем продавать видеокурс бесконечно.

В отличие от классических курсов, у вас нет множества расходов: не нужно постоянно платить учителям, тратить деньги на аренду. Сейчас не нужно тратиться даже на производство — покупателю не придется отправлять диск с контентом, достаточно ссылки на скачивание.

Итого: сделали один раз, а продаете бесконечно. Постоянные расходы только на рекламу и несколько сотен рублей в месяц на содержание сервера. Сравните с любым другим физическим бизнесом — образовательное предпринимательство очень выгодно с точки зрения окупаемости инвестиций и прибыльности с каждой продажи.

Вы можете получить много инвестиций

Образовательная индустрия становится точкой притяжения для инвесторов, ее стали называть современным «единорогом» — то есть это инвестиции, у которых высок шанс показать быстрый и многократный рост.

Например, в 2020 году, пишет Forbes, инвестиции в российскую образовательную платформу Smart School Pro составили 1,5 млн долл. Лидером по инвестициям в мире называют Yuanfudao — китайская компания привлекла 2,2 млрд долл. с общей оценкой в 15,5 млрд.

Вы можете не тратить много денег на старте

Делать образовательные продукты при желании можно даже в одиночку. Если вы известный эксперт или сможете привлечь такого в роли преподавателя, то вам достаточно:

  • Подготовить программу обучения в любой форме, например, сделать список тем лекций для видеокурса.
  • Сделать сайт. Например, одностраничный, на котором стоит рассказать о вашем преподавателе, уточнить, какими навыками должны обладать студенты, и оставить форму для покупки. Для этого можно использовать бесплатный тариф от любого конструктора сайтов — Tilda или Wix.
  • Запустить рекламу в социальных сетях на аудиторию известного преподавателя. Можно обойтись бесплатным постом на его странице, или потратить несколько тысяч рублей на показ рекламного объявления подходящей аудитории.
  • Деньги можно принимать через подходящий платежный сервис или обычную карту.
  • Заниматься этой деятельностью может ИП или самозанятый. Чтобы стать самозанятым, достаточно паспорта, ИНН и приложения в смартфоне. Налоги — 4% от дохода с продаж физлицам.

Конечно, такой подход нельзя назвать полноценным бизнесом, скорее, тестирование идеи. Но это неплохо для старта — вы можете выяснить, есть ли спрос, и заработать первые деньги, которые можно потратить на расширение — рекламные компании, новые преподаватели, получение образовательной лицензии.

Вы можете стать очень богатым

Образовательный бизнес, особенно онлайн, сейчас считается одним из самых перспективных. Как пишет РБК со ссылкой на Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech, российский EdTech-рынок стремительно рос во время пандемии. Например, по размеру выручки за второй квартал 2020 года компания Яндекс.Практикум выросла на 625%, Skillbox на 349%, а Нетология-групп — на 130%.

Частное образование, которое предоставляет бизнес, а не государство, все больше интересует людей. Судя по исследованию HH, чуть больше четверти опрошенных считают, что в ближайшие 10 лет их профессия исчезнет. При этом в те же 10 лет уже 51% респондентов планируют поменять профессию. Вряд ли все эти люди пойдут в вузы, учиться 4-6 лет, чтобы получить новую работу. Скорее всего, их заинтересуют частные, интенсивные курсы, где знания и навыки им дадут за полгода. Без лишней академической теории и посторонних предметов.

Как заняться образовательным бизнесом практически без вложений

Попробовать себя в образовательном бизнесе можно и без запуска своего проекта — используйте для этого партнерские программы уже развитых компаний. Грубо говоря, вы становитесь посредником: продаете чужой образовательный курс и получаете за это свой процент.

Вот как это работает:

  • Вы договариваетесь с владельцем партнерской программы, подписываете договор. В нем должны быть указаны основные условия — где можно искать клиентов, где запрещено, какой процент вам полагается.
  • Затем начинаете продавать, например, через социальные сети или контекстную рекламу.
  • Клиенты переходят на сайт образовательной компании по вашей ссылке — это отслеживается аналитическими системами. Изучают продукты, выбирают и покупают.
  • После вы получаете от владельца программы свои комиссионные.

Размер вознаграждения зависит от договоренностей — в образовании это обычно 20-50% от полной стоимости курса. Чтобы зарабатывать больше, выбирайте партнерские продукты с высокой ценой. 

Как работает экономика

Недорогой продукт. Например, вы можете взяться за продажу курсов по цене 5000 руб. Комиссионные — 20%, то есть 1000 руб. с продажи.

Вы тратите на рекламу 10 000 руб. — покупаете пост в каком-нибудь городском сообществе в соцсети. Там пост читают 10 000 человек, из которых 1%, а это 100 человек, интересуются продуктом. Покупают 10% от тех, кто заинтересовался, а 10 человек. Итого вы заработаете 10 000 руб. — сколько вложили, столько и получили.

Дорогой продукт. Теперь рассмотрим, что происходит с продуктом за 50 000 руб. и комиссией в 20%. Заинтересуются им меньше людей, пусть 0,5%. Купят тоже меньше — пусть 5 человек. Итого выручка — 250 000 рублей. Ваш доход — 50 000 рублей. Хотя расходы и действия те же.

Получается, что выгоднее продавать не много, а мало — если продукт дорогой и комиссия высокая.

Подробнее: «Партнерские программы в интернете».

Пример выгодной и надежной партнерской программы

Можем предложить нашу партнерскую программу — мы показываем в качестве примера именно ее, потому что можем гарантировать честность.

  • Партнерская программа «Русской школы управления» — это выгодные предложения, известный в бизнес-сообществе бренд и высокие чеки.
  • Изучите стоимость наших курсов. Например, классический Mini MBA стоит 119 920 рублей. Вот каталог наших онлайн-курсов, востребованных у бизнесменов, топ-менеджеров и менеджеров среднего звена. Потенциальный доход вы можете посчитать сами, в зависимости от каналов продаж, которые найдете самостоятельно.
  • Комиссия вам как участнику партнерской программы — 50%.
  • Мы выдадим сертификат, типовые коммерческие предложения, скрипты и все необходимое для организации продаж.
  • Вы делаете рассылку по своим клиентам и партнерам. Отклики передаете нашим менеджерам. Параллельно мы обучаем ваш отдел продаж работе с образовательными продуктами.

Подробнее о партнерских программах РШУ
Смотрите также: Преимущества Русской Школы Управления

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Образовательный бизнес – это весьма перспективное направление. Несмотря на экономическую ситуацию в стране, время года, личные обстоятельства и другие преграды, люди не прекращают чему-то учиться. Особенно, что касается детей. По статистике, 85% родителей отдают детей на дополнительные развивающие занятия. Это значит, что такой бизнес действительно достоин внимания индивидуального предпринимателя.

Какие существуют нюансы?

ОбучениеУвы, как и в любом другом современном бизнесе, конкуренция здесь довольно велика. Чтобы добиться успеха в этой отрасли, необходимо действовать грамотно.

Вы можете предложить авторскую методику, которая известна широкому кругу людей и которую разрабатывали ведущие психологи, педагоги и прочие специалисты по работе с детьми. Например, система Монтессори.

У вас есть достойный стартовый капитал (не менее 1 миллиона рублей). Это даст возможность открыть солидное учреждение и продержаться на плаву первые месяцы до того, как вы выйдете на самоокупаемость.

Необходимо придумать и предложить УТП – уникальное торговое предложение. Что это значит? Ваш образовательный центр должен иметь изюминку – то есть то, чего нет у конкурентов. Например, новый авторский курс, или оригинальную программу лояльности. Или просто удачно подобранный логотип и слоган, который запоминается в первые же секунды.

Хорошим примером являются детские экосадики, где основной упор делается на натуральные материалы в игрушках и мебели, а также экологически чистые продукты. В  настоящее время тренд «ЭКО» побил рекорды популярности. Люди отдают предпочтение натуральному, безопасному, то есть всему, что не вредит человеку и окружающей среде.

Еще одно слагаемое успеха – вы сами являетесь прекрасным специалистом в этой области. Например, долгое время преподавали или были репетитором. Не обязательно разрабатывать свою методику. Можно блестяще донести чужую, созданную другим человеком. Но сделать это так, чтобы у ваших учеников были отличные результаты.

Если капитала недостаточно, можно открыть центр на  пару с другими активными преподавателями. Или найти спонсора (инвестора). Существуют сайты, где можно оставить свое предложение, и в случае заинтересованности с вами свяжется человек, который ищет выгодные проекты по вложению средств.

Взрослых также можно обучать и весьма успешно. В настоящее время огромной популярностью пользуются такие науки как программирование, дизайн, журналистика, бухгалтерия, право, иностранные языки.

 Помещение

КоворкингЧто касается помещения, то здесь возможны варианты. Не обязательно снимать отдельно стоящее здание или брать в аренду помещение в офисном центре или любом другом учреждении. Можно остановиться на коворкинге. Что это такое?

Это помещение, оснащенное всем необходимым для работы. При этом вы можете зарезервировать его на 1 день, неделю, месяц или несколько месяцев. В коворкинг-центрах работают, как правило, люди со свободным графиком – журналисты, программисты, дизайнеры.

Но вместе с тем набирает популярность коворкинг и для образовательного бизнеса. В таких помещениях можно открыть узкоспециализированный класс, где есть все необходимое для обучения: парты, стулья, интерактивные доски. Вам не придется приобретать оргтехнику и мебель за свои средства. Это отличный способ попробовать свои силы в образовательных услугах, не вкладывая большие суммы денег.

Кстати, открытие коворкинг центра – это еще одна очень интересная и выгодная бизнес-идея.

Вы можете объединиться с другими преподавателями и открыть целую школу по дополнительным занятиям. Например, ученики приходят к вам на урок английского языка, а затем переходят в соседний класс к учителю математики или русского языка.

Это отличная возможность расширить клиентскую базу за счет обмена учениками и сэкономить на рекламе.

Онлайн-варианты

Образование онлайнЕще одна распространенная услуга – репетиторство по Скайпу. Такой процесс подачи знаний не потребует от преподавателя больших затрат. Все, что необходимо – это наличие компьютера, микрофона и динамиков, а также выход в Интернет. Работать можно, находясь в любой точке планеты, где Wi-Fi или 3G (4G).

Вы также можете создать видеокурс и продавать его через Интернет или на компакт-дисках. Здесь большое значение имеет интересная методика, а также харизма преподавателя. У покупателей должно быть желание оплатить ваш комплект обучающих материалов. К слову, одного диска недостаточно. Дополнительно понадобится разработать и напечатать журналы, где ученики будут получать теоретический материал, делать домашние задания. Большой популярностью пользуются видеоуроки по иностранным языкам, дизайну, психологии, бизнесу и праве, маркетингу и другим дисциплинам.

Как юридически оформить бизнес?

Прежде чем начать предлагать свои услуги, необходимо зарегистрировать юридическое лицо и пройти ряд обязательных процедур.

Главный нюанс такого бизнеса заключается в необходимости получить лицензию на право осуществлять образовательную деятельность. Однако если вы оказываете репетиторские услуги или предлагаете разовые тренинги, семинары, консультации, то этот документ не нужен.

Полный список документов для получения лицензии можно узнать в соответствующем учреждении, выдающем ее.

Таким образом, образовательный бизнес — это выгодное занятие для людей, близких к педагогике. В  этой сфере можно найти множество направлений и выбрать наиболее удобный формат.

Читайте также:

Куда пойти учиться?

Самые высокооплачиваемые профессии в России

Где найти деньги?

Где найти деньги?

Хочешь начать свой бизнес — ищи деньги для его запуска. Нельзя просто взять и начать бизнес без г…

Бизнес инструкции

Как открыть образовательное учреждение?

Образовательное учрежедние может быть не только важным социальным проектом, но и выгодным бизнесом. Для этого нужно подойти к нему соответственно: выбрать конгцепцию ,которая выделить среди конкуре…

Как открыть фотошколу?

Многие фотографы задумываются о создании своей фотошколы – бизнеса, который не только приносит прибыль, но и мотивирует на профессиональное развитие, общение с коллегами по цеху (преподавателями шк…

Как открыть школу иностранных языков?

Школы иностранных языков были и остаются прибыльным и интресным видом бизнеса. Однако, чтобы открыть собственно школу, способную конкурировать с сотнями других, желательно самому быть преподаватлем…

Как открыть детскую школу-студию?

Благородное начинание развить творческие способности ребёнка вполне возможно превратить в успешный бизнес. Конечно, сделать это не так-то просто, ведь работа с детьми — отвественное дело. Ну а тем,…

Как открыть автошколу?

Бизнес автошколы вполне может стать выгодным делом: с каждым годом растёт число желающих стать полноправными участниками дорожного движения. Но процесс открытия автошколы может отнять много сил, вр…

Образование – это один из самых перспективных видов инвестиций как для обывателя, так и для предпринимателя. Если обычные люди инвестируют в своё образование или в образование детей, обращаясь за услугами в специализированные учебные центры, школы иностранных языков и другие образовательные курсы, то предприимчивые граждане, понимая спрос, предлагают обеспечить потребителей желаемыми знаниями за приемлемую плату, открывая бизнес в образовательной сфере.

Если вы относитесь к числу людей, которые видят и понимают перспективы образовательного бизнеса и хотят открыть свою школу раннего развития или автошколу, вам необходимо знать и об особых требованиях, которые предъявляются к подобным образовательным учреждениям как со стороны потребителей и клиентов, так и со стороны государства. Кроме того, для новичка в этой сфере будет трудно самостоятельно искать ответы на такие вопросы, как «С чего начать бизнес автошколы?», «Какие документы нужны, чтобы открыть учебный центр?» или «Где открыть школу иностранных языков?».

В поисках этих ответов вы можете натыкаться на множество различных статей и историй, однако в данном разделе GoBiz.ru собраны самые лучшие бизнес-инструкции с наиболее подробной и полной информацией по открытию собственного бизнеса в образовательной сфере, которые предоставят ответы на все возможные вопросы начинающего предпринимателя.

способы доставки информации (почта, другие средства связи, включая спутниковую связь, телерадиосязь, а также телекоммуникации);

типы информационных носителей (бумажные, сетевые,

мультимедийные, аудиовизуальные);

периодичность поставки информации (единоразовые поставки, многоразовые поставки, характерные для специализированных бюллетеней и СМИ);

способы систематизации информации (библиотеки и каталоги информации, учебно-методические комплексы, в том числе электронные, а также коммерческие базы данных).

Наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам и продуктам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает технология online. Применяя данную технологию, пользователь входит в компьютерную сеть, получает доступ к информационным контентам, и затем в режиме реального времени, а при необходимости – в форме диалога с поставщиком информационных продуктов, осуществляет потребление информационных услуг.

Технологии обработки информации и технологии представления информации в своей совокупности называются информационными технологиями или информационными системами. Вместе с материальными носителями информации они образуют специфическую информационную среду любого направления бизнеса и характеризуют состояние самого информационного бизнеса.

Информационный бизнес осуществляется во всем мире либо небольшими, как правило, частными информационными, рекламными и аналитическими агентствами, научными лабораториями институтами, специализирующимися на формировании информационных контентов, либо крупными акционерными предприятиями в сфере телекоммуникаций, информационных технологий и средств массовой информации (так называемые медиа-холдинги).

441

Информационные агентства специализируются в сборе,

анализе рыночной информации и продаже её различным субъектам бизнеса. Они заинтересованы в объективности информации — это показатель «качества» их продукции, — и так как массивы используемой ими информации велики, то и от полноты анализа информации зависит степень удовлетворения требований клиентов. Аналитическая деятельность дает субъектам бизнеса возможность прогнозировать изменения деловых связей и более обоснованно выстраивать линию поведения фирмы.

Мировые информационные агентства Reuter и Dow Jones Telerate поставляют своим клиентам не только информационные услуги, но и программные продукты, позволяющие прогнозировать изменения финансовых индикаторов в ближайшем будущем.

Информационные агентства обычно создаются на базе государственных организаций, имеющих доступ к информации, а также предпринимательских фирм с преобладанием негосударственного капитала. В Москве в настоящее время действует несколько десятков таких агентств, имеющих штат до 20 сотрудников. Они представляют собой чаще всего закрытые акционерные общества, имеющие ограниченные финансовые возможности.

По характеру, предоставляемой информации, информационные агентства подразделяются на агентства,

специализирующиеся на предоставлении ценовой информации;

формирующие не только ценовую информацию, но и финансово-экономические новости, создающие аналитические разработки, формирующие банки данных;

осуществляющие сбор и обработку социально-политической информации.

Крупнейшие российские информационные агентства готовят ежедневные и еженедельные продукты, которые предлагаются отечественным и зарубежным подписчикам.

Стремительное развитие в два последних десятилетия получили предпринимательские фирмы, специализирующиеся на бизнесе в области информационных технологий, пакетов прикладных программ и телекоммуникаций. Именно в компьютерном и

442

телекоммуникационном бизнесе сосредоточено сегодня наибольшее число официальных миллионеров во главе с самым богатым человеком на планете – американцем Биллом Гейтсом.

Бизнес в области изготовления программных продуктов и проектирования локальных информационных систем превращается в чрезвычайно значимое явление но фоне бурного развития информационной среды деловых отношений, а Интернет и другие глобальные сети становится каналом доступа к огромным массивам сторонней информации и вместе с тем предоставляют субъектам бизнеса возможность размещения собственной информации, которая становится доступной миллионам людей одновременно.

Основными участниками рынка электронных информационных услуг становится

производители информации (producers);

продавцы информации (vendors);

пользователи (users), или подписчики информации

(subscribers).

Специфической разновидностью информационного бизнеса является образовательный бизнес.

Он осуществляется государственными и негосударственными учебными заведениями общего и профессионального образования. Государственные учебные заведения являются типичным примером государственных унитарных предприятий, негосударственные учебные заведения – примером некоммерческих организаций.

Образовательные учреждения государственного сектора и их филиалы создаются по решению Правительства России, а образовательные учреждения негосударственного сектора — в соответствии с Законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях» и имеют организационно-правовые формы некоммерческих партнерств, фондов, автономных некоммерческих организаций и негосударственных учреждений.

Несмотря на некоммерческую направленность деятельности негосударственных образовательных учреждений, последние часто преследуют коммерческие цели и извлекают прибыль от обучения, подготовки, переподготовки кадров, выдачи сертификатов и дипломов.

443

Образовательная деятельность субъектов бизнеса стремительно развивается в последние десятилетия в большинстве стран мира с рыночно ориентированной экономикой. Это объясняется характерным для развитой рыночной экономики выравниванием социальных возможностей разных слоев населения, прежде всего в области доступа к образовательным ресурсам, образовательным продуктам и образовательным услугам. Принципиальное взаимное социальное равенство всех субъектов бизнеса на деле означает и принципиальное равноправие субъектов бизнеса на рынке образовательных услуг.

Под образовательными ресурсами, образовательными продуктами и образовательными услугами понимаются соответствующие разновидности информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг. Между образованием людей и их информированием как двумя видами деловой деятельности существует следующая взаимная связь.

Осваивая информационные продукты, пользуясь информационными услугами, привлекая информационные ресурсы, потребители в любом случае приобретают новые знания, становятся более подготовленными к

продолжению и развитию своей деятельности. Вместе с

тем, образовательной может быть признана не всякая

форма деятельности по информированию людей.

Контенты образовательных продуктов

представляют собой, как правило, профессионально ориентированные коммерческие базы данных, они используются системно и целенаправленно, в соответствии с уровнем образования, получаемого клиентами.

В настоящее время выделяются следующие уровни получения образования:

общее (полное) среднее образование, достигаемое в средних общеобразовательных школах и лицеях;

среднее профессиональное образование, достигаемое при обучении в колледжах и техникумах;

высшее профессиональное образование;

дополнительное профессиональное образование, т.е. обучение по коротким или укороченным программам, являющимся как бы дополнением либо к высшему образованию, либо к среднему профессиональному образованию;

444

бизнес-образование, т.е. обучение по специализированным прикладным программам, позволяющим овладеть практическими навыками деловой деятельности и делового администрирования, таких как программы МВА (магистр делового администрирования);

послевузовское образование, представляющее собой обучение в аспирантуре, при котором собственно обучение сочетается с проведением самостоятельных научных исследований.

Образовательные контенты (контенты образовательных услуг) содержатся в профессиональных или общих образовательных программах, их структурных элементах – учебных программах дисциплин и так называемых дидактических единицах, из которых состоят учебные программы.

Предложение образовательных услуг осуществляется с помощью образовательных технологий, складывающихся из технологий подготовки и организации образовательной деловой деятельности. Они включают разнообразные методики проведения занятий (лекции, практические занятия, семинары, коллоквиумы, групповое проектирование, тренинги, подготовка и защита письменных работ, форумы, работа с базами данных и учебными материалами), технологии взаимодействия преподавателей и студентов, формы контроля качества образования, включая мониторинг содержания образовательных услуг.

Развитие образовательного бизнеса определяется в настоящее время двумя основными факторами. Первым следует считать высокий социальный статус образованного человека. В США, к примеру, более 60% трудоспособного населения имеет высшее профессиональное образование, на территории этой страны действует более 15000 университетов. Многие предприниматели вывешивают сертификаты, полученные во время обучения в престижных образовательных учреждениях, на стенах своих офисов.

Вторым фактором является осуществляемая со второй половины 20 века последовательная демократизация процессов оказания образовательных услуг. Заинтересованность массовых потребителей в получении образовательных услуг создал благоприятные возможности для развития многообразных форм деловой деятельности образовательных учреждений.

В странах с развитой рыночной экономикой практически

445

сформирована система непрерывного образования, включающая дошкольную, школьную, довузовскую, вузовскую и после вузовскую подготовку, доступную разным социальным слоям населения. Наиболее важной чертой современного этапа демократизации образования стало формирование принципа открытости профессионального образования на национальном и международном уровнях.

Данный принцип реализуется с помощью высокого качества образовательных контентов и возможности гласных международных сопоставлений таких контентов, а также с помощью современных компьютерных и телекоммуникационных технологий формирования распределенной интерактивной образовательной среды и доставки образовательных продуктов любым пользователям. Сегодня стало возможным получение качественного образования в предельно комфортной обстановке – с домашнего или офисного компьютера, в удобное время, по сути при отсутствии каких-либо временных и пространственных барьеров в получении образовательных услуг.

Источниками финансирования отдельных программ подготовки

специалистов выступают государство, российские и иностранные

организации и фонды, предпринимательские фирмы и сами

студенты.

Программы

Коммерческие

организации

подготовки

Иностранные

Государство

Средства самих

организации и

и его крупные

студентов и их

фонды

структуры

спонсоров

Рис. 12.1. Инвесторы целевых программ подготовки кадров

446

Для осуществления профессиональных образовательных программ субъекты образовательного бизнеса обязательно проходят процедуры общественного признания, которая обычно выступает в формах государственной, общественной (национальной и международной) аккредитации. В процессе аккредитации осуществляется комплексный анализ уровня компетенции сотрудников, оснащенность учебного заведения образовательными продуктами, наличие современных образовательных технологий, соответствие учебных программ национальным и международным образовательным стандартам.

На российском рынке образовательных услуг наибольший авторитет имеет государственная аккредитация государственных и негосударственных учебных заведений, которая осуществляется Министерством образования России.

12.3. Бизнес на рынке консультационных и экспертных услуг

Завершая изложение группы вопросов, относящихся к бизнесу в сфере услуг, рассмотрим некоторые специфические разновидности услуг, оказываемых субъектами предпринимательского бизнеса другим предпринимателям, потребителям и наемным работникам.

Важной сферой деятельности субъектов предпринимательского бизнеса является консалтинг (или консультационная деятельность). Русское слово «консультант» имеет латинские корни и происходит от «consultans», что означает — советующий.

Консалтинг является обособленной формой услуги и имеет практически неограниченную сферу распространения. В настоящее время в этой сфере трудятся сотни тысяч предпринимателей, причем число предметов, вокруг которых формируются консультационные услуги, постоянно растет. С начала 90-х гг. прошлого века число консультационных фирм США увеличивается в 70–80 раз ежегодно, а объем оказываемых услуг в 120–130 раз. В этой сфере американского бизнеса сегодня занято около 700 тысяч человек, а годовой доход одной из крупнейших консультационных фирм мира, входящей в так называемую «большую пятерку», Делойтт-Туш-

Тохмацу (Deloitte Touche Tohmatsu) составил в 2001 году 12,4

миллиарда долларов.(ИЗВЕСТИЯ. 1232 с.5)

447

Причиной образования такой специфической области предпринимательского бизнеса следует считать развитие процесса разделения труда в рыночной экономике.

Спрос на консультационные услуги и предложение последних существовали всегда, однако выделение консалтинговой деятельности в особую разновидность специализированной профессиональной деловой деятельности начало складываться во второй половине 20 века. Окончательно сформировавшаяся к этому моменту тенденция ускоренной узкой специализации предпринимательской деятельности привела к тому, что не все субъекты бизнеса оказались в состоянии оказывать необходимое внимание изучению изменений рынка, новаций в поведении конкурентов, клиентов и партнеров, инвестиционной среды бизнеса, нормативно-правовых проблем.

Возник устойчивый спрос вначале на дельные советы, затем на профессиональное содействие и помощь в развитии бизнеса, а в конце концов на постоянное системное сопровождение предпринимательской (или иной) деятельности, Этот спрос сформировал новую отраслевую рыночную нишу. Консалтинговая рыночная ниша стала заполняться предпринимательскими фирмами, которые на приемлемом профессиональном уровне готовы оказать нужные услуги различным клиентам. Эти фирмы имели различные организационно-правовые формы – от небольших частных компаний до закрытых акционерных обществ. Практически сразу выделились такие области консультационной деятельности, как юридическое консультирование, проектное консультирование, финансовое консультирование, налоговое консультирование, управленческое консультирование.

Сегодня можно встретить немало разнообразных подходов к классификации консультационных услуг. Европейская федерация ассоциаций консультантов по управлению делит, к примеру, объекты консалтинговых услуг внутри предпринимательской фирмы на восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление персоналом, маркетинг, производство, информационные технологии, специализированные сферы деятельности фирмы. Ассоциация консультантов Великобритании выделяет 63 области современного консультационного бизнеса.

Иногда консалтинг относят к одному из направлений информационного бизнеса. Такая точка зрения базируется на том, что процесс консультирования клиента всегда сопровождается передачей последнему информации, которая оказывает влияние на

448

формирование его точки зрения и принятие им управленческих решений. Однако, в противоположность образовательной или рекламной деятельности, основанной на ознакомлении клиента с объективными, либо объективированными данными о тех или иных явлениях, консалтинг выступает как услуга, непосредственно воздействующая на формирование у клиента определенной позиции, цели и образа действия. По сути, консалтинг можно рассматривать как элемент управленческой деятельности клиента в части обоснования и подготовки его управленческих решений, который совершается непосредственно не им самим, а специализированной – консультационной – предпринимательской фирмой.

Современные консалтинговые предпринимательские фирмы работают в соответствии с адресными заказами своих клиентов, либо на абонементной основе. Оказание консультационной услуги предполагает использование методов экспертного консультирования, процессного консультирования, обучающего консультирования, которые, как правило, применяются в совокупности.

Экспертное консультирование состоит в осуществлении консалтинговой фирмой диагностики, разработки решений и рекомендаций по их внедрению для клиента. Роль же самого клиента сводится, как правило, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов его деятельности.

При процессном консультировании консалтинговая фирма активно взаимодействует с клиентом на всех этапах проекта. Она побуждает клиента высказывать свои идеи, соображения, предложения, осуществлять попытки самостоятельного анализа собственных проблем. Роль консалтинговой фирмы состоит обычно в сборе этих предложений, оценке решений, полученных в процессе совместной работы с клиентом, и приведения их в систему рекомендаций по развитию бизнеса.

Обучающее консультирование включает наряду со сбором разнообразных идей и анализом проблем теоретическое обучение и практические тренинги работников клиентских организаций, которые позволяют создать клиентам необходимые интеллектуальные условия для развития новаторской деятельности.

Консультационный бизнес обычно сопровождается оказанием клиенту ряда сопутствующих услуг, в числе которых наиболее

449

важную роль играют оценочная деятельность и аудиторская деятельность, относящихся к группе экспертных услуг.

Под оказанием экспертных услуг понимается деятельность предпринимательских фирм, связанная с определением реальных качественных характеристик и количественных параметров функционирования клиентских организаций. Клиенты интересуются такими услугами, поскольку каждый из них всегда стремится сопоставить фактические показатели своей деятельности и своего положения с тем, что и в каких масштабах представляет деловой интерес на рынке.

Оценочной деятельностью занимаются предпринимательские фирмы, специализирующиеся на определении стоимости предприятий (так называемая «оценка бизнеса»), ценных бумаг, имущества, интеллектуальной собственности, а также нанесенного ущерба.

Этот вид деятельности пользуется возрастающим спросом на рынке. Он необходим прежде всего в ходе реструктуризации видов и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, ликвидации предпринимательских фирм. Услуги фирм, занимающихся оценочной деятельностью, рассматриваются как обязательное условие заключения различных коммерческих сделок, стороной которых выступает один из субъектов Российской Федерации, либо орган муниципального управления России.

11 апреля 2001 года Правительство России приняло постановление «О лицензировании оценочной деятельности». Лицензирование субъектов оценочного бизнеса производит, согласно этому Постановлению, Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

Лицензии требуются сегодня для осуществления следующих видов оценочной деятельности:

оценка прав собственности в отношении недвижимого имущества;

оценка движимого имущества (машин, оборудования и транспортных средств);

оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности;

оценка бизнеса (предприятий и долей в уставных капиталах акционерных обществ).

450

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Начало. 2014-2015 год

Предыстория

В 2014 году мне было 20 лет. Как раз тогда я заканчивал один из лучших технических ВУЗов нашей страны (к слову, образование почти не пригодилось, но об этом позже). В кармане было несколько тысяч рублей и беременная жена. Денег было впритык, жили в съемной комнате. То есть снимали-то мы трешку, но пересдавали две комнаты из трёх. В итоге получалось жить в комнате в центре Москвы всего за 9000 рублей, но это уже другая история.

В то время мы чем только ни занимались! Пересдача квартир, юридические услуги, продажа сайтов и всё подряд. Так вот, единственный навык, который пригодился мне за все время обучения в Бауманке, – это создание сайтов. Да и то, созданию сайтов я учился самостоятельно, а универ помог только развитием логического мышления.

Занимались мы и организацией частных уроков со школьниками, но совсем мало. Это был совсем маленький опыт в 2013 году: прием нескольких заказов на обучение и поиск преподавателей для их выполнения. Стоит ли и говорить о том, что заказы были от знакомых, и преподаватели тоже были знакомыми?

Старт

В июле 2014 г. я познакомился с давним приятелем жены – профессором физфака МГУ, уже давно мечтавшим о создании курсов подготовки к ЕГЭ по физике и математике. Идея показалась классной, мы составили на бумажке бизнес-план и начали думать над реализацией. Профессор занял у коллег-преподавателей 40 000 рублей, которые в последующем пошли на рекламу. Мы решили работать по схеме «50 на 50»: профессор обеспечит преподавателей и учебный процесс, а мы – рекламу, продажи и организацию. Уже в самом начале мы делали упор на качестве педагогов. Все-таки мы взяли в партнеры профессора МГУ, а не сотрудника ближайшего ПТУ.

Реклама и помещения

Сказано – сделано. За 4 дня я сделал сайт, настроил рекламу в Яндекс.Директе, подключил первую попавшуюся IP-телефонию, и мы начали работать.

Конверсия была вялая, но мы все-таки получали небольшое количество лидов. Сразу встал вопрос о помещении. Для этого мы нашли почасовую аренду в колледже. В колледже всё уже было оборудовано для занятий, да и ставка 400 рублей в час постоплатой очень радовала.

Набор

Закрывали мы тогда сделки на днях открытых дверей. Т.е. целью звонка было пригласить клиента посетить Центр. Пока я бился с рекламой и лидами, жена сделала шаблон договора, и мы были готовы к приходу клиентов.

Самый первый День открытых дверей (ДОД) мы с треском провалили. Все говорили разную информацию, размыто и непонятно. К тому же, люди хотели учить не только физику и математику, но и другие предметы.

Сразу после этого партнер-профессор отправился искать других педагогов, а мы начали думать над новым названием вместо «ЕГЭшки». Тогда мы и назвали нашу организацию «Московский центр образования школьников имени М.В. Ломоносова». Как только мы сменили название на сайте, конверсия в лиды выросла в 2-3 раза! Это был успех! Люди думали, что мы представляем МГУ, и количество звонков увеличилось. Мы даже наняли по знакомству нашего первого менеджера по продажам. Второй День открытых дверей прошел по тем временам просто бомбически: у нас купил занятия один клиент на 100 000 рублей! Мы получили первые оборотные средства на нашу деятельность. Усилили рекламу в Директе, и клиенты потекли ручьем! На тот момент это означало, что за год мы набрали 60 или 70 клиентов. Сегодня мы набираем столько в самом несезонном месяце.

А название «Центр Ломоносова» и по сей день с нами. Два года назад мы даже зарегистрировали товарный знак «Ломоносов».

Клиенты шли и платили. Мы отдали заемные 40 тысяч рублей и начали думать над учебным процессом. Профессор нашел 9 преподавателей (по всем предметам). Самой сложной задачей было составить расписание занятий. Но мы с этим справились, когда пригласили подругу для помощи (это стоило 10-15 тысяч). Договоры мы писали вручную, и на оформление 1 клиента уходило больше получаса.

Учебный процесс

1 октября мы открылись, запустили первые группы. И тут вдруг осознали, что 5000 рублей преподавателю за 1 урок длительностью 3 академических часа – это слишком много! Именно такую ставку набранных преподавателей обозначил нам наш партнер-профессор. Но тут мы узнали, что он договорился с преподами о зарплате в 2000 рублей за урок, а разницу они отдавали ему. Как только мы это узнали, то сразу расстались с профессором и за неделю заменили всех десятерых педагогов. Набирали экстренно по знакомым, я пригласил знакомых педагогов из лицея, который сам заканчивал, и ситуация нормализовалась.

Учебный процесс шел, преподы учили детей, а мы получали деньги.

Итоги первого года

Однако, подводя итоги первого года, мы узнали, что такое:

‒ кассовый разрыв,

‒ плохие преподы,

‒ бесконтрольные сотрудники,

‒ неотстроенные рабочие процессы,

‒ звонки возмущенных родителей,

‒ уход учеников и возвраты недовольным клиентам,

‒ неполные группы,

‒ кража шубы преподавателя,

‒ и многое-многое другое.

В общем, в мае мы сделали первый выпуск учеников, имея минус 400 000 рублей. Но все это время наша зарплата составляла в среднем около 100 тыс. руб. И опять мы остались с женой вдвоем. Вернее, втроем, т.к. жена к тому времени уже родила.

Минус мы закрыли, получив от знакомого заказ на юридические услуги на 300 000 рублей. Выражаясь по-ученому, это был возврат к диверсифицированной бизнес-модели, которую мы практиковали год назад. А проще говоря, когда мы хватались за все подряд.

2015-2016. Второй год

Набор

Следующий набор мы начали только в июле, т.к. в июне думали вовсе не открываться. Начали с поиска менеджера по продажам, т.к. именно продажи – двигатель прогресса бизнеса. Я провел 30-40 собеседований и нашел толкового менеджера. Девушка раньше работала в 1С, а впоследствии выросла у нас до РОПа (руководитель отдела продаж). У нас появился третий учредитель – брат жены (шурин), который был преподавателем по обществознанию.

Набирали мы по старой схеме: почасовая аренда и ДОДы. На ДОД мы приезжали впятером: я, жена, шурин, девушка-менеджер и ребенок в люльке. На первом же ДОДе была 100% заключаемость: пришел один клиент и оплатил почти 150 000 рублей. Ну еще бы: все пятеро, включая хныкающего ребенка, накинулись на него!

Помещения

Для удобства клиентов мы открыли 3 филиала, все – в пределах Садового кольца. Однако история провалилась, и мы осели в одном филиале, который, наконец, взяли не в почасовую, а в постоянную аренду.

В том году мы сняли помещение в 300 квадратных метров, 100 из которых использовали, остальные пересдали с прибылью. Правда, пошли ва-банк, т.к. помещение могло и не пересдаться. Решение снять 300 квадратов за 336 тысяч далось нам очень тяжело, ведь надо было заплатить за 1 и последний месяц и это были почти последние деньги. Мы долго спорили, сомневались, но в итоге решились!

Итоги второго года

В 2015-м году мы удвоились, набрав 130 клиентов. Набрали более 20 педагогов и полтора менеджера (1 постоянный и еще один, который все время менялся из-за большой текучки). Учитывая, что теперь учредителей было трое, мы с женой получили годовую прибыль в 1,5 миллиона и взяли однушку в ипотеку.

Весь год мы искали какие-то новые проекты, пробовали себя в других отраслях, но в итоге не нашли лучшего проекта, чем Центр Ломоносова.

2016-2017. Третий год

Следующий год мы начали куда агрессивнее.

Технологии и реклама

Был скомплектован отдел продаж. Я разобрался с таргетингом. Делали рекламу на подъездах (с него получили ноль продаж), рисовали объявления на асфальте, настраивали MyTarget и многое другое. В среднем у нас было уже 2 менеджера-продажника.

Наконец-то мы зарегистрировали отдельное ООО «Московский центр образования школьников имени М.В. Ломоносова». Подали на регистрацию товарного знака, с какового момента обрели официальное право носить имя великого соотечественника. Зарегистрировали договор аренды в Росреестре. (Это вообще отдельная история про то, как разводят начинающих предпринимателей на деньги: мы заплатили за регистрацию около 40 000, хотя с нас хотели содрать 600 000!).

Далее, мы плотно поработали с внедрением системы АMO СRМ, прозрачностью в рекламе и в учебном процессе, что совсем не просто.

Кадры

Была разработана четкая система поиска и отбора преподавателей. За счет массового поиска и подбора нужных резюме мы стали проводить более 10 собеседований с педагогами ежедневно, чтобы успевать покрывать действительно крутыми преподавателями потребности безудержно растущего Центра. К моему удивлению, большинство профессоров, академиков, кандидатов наук и прочих умных людей были или «говорящими головами», не умеющими работать со школьной аудиторией, или вовсе не сумели решить наш входной тест! Да, да, обычный тест, который рассчитан на хорошо подготовленных школьников.

Учебный процесс

Стали составляться программы обучения, учебные планы по всем предметам, положения о правилах поведения учеников, педагогов, коммерческой тайне, безопасности и много-много других бумаг, нужных и не очень. Как оказалось, многие педагоги видят учебный процесс совершенно по-разному. Мы устраивали круглые столы для обсуждений, проводили педсоветы и в итоге пришли к единым учебным планам по всем предметам. Правда, мы корректируем их теперь из года в год, т. к. ЕГЭ и ОГЭ постоянно меняются.

В тот год мы записали порядка 30 видеоотзывов учеников, которые до сих пор размещены на нашем канале в Ютуб. Мы даже начали проводить тренинги репетиторов, чтобы продавать через них свою франшизу. Но, к счастью, вовремя отказались от этой идеи, т.к. продукт франшизы был бы еще сырым.

Вишенкой на торте стала лицензия Центра на образовательную деятельность.

Важные выводы

Кроме того, мы четко осознали две важные вещи:

  • На рынке нет готовой CRМ для организации учебного процесса. Есть только половинчатые решения, которые либо используются в урезанно-функциональном виде, либо нуждаются в серьезной доработке.

2. Хочешь сделать рекламу хорошо — сделай это сам.

Мы пробовали такие рекламные источники как: партнерская программа, работа со школами, агентская сеть, флаеры, выставки, SMM, контекст и многое другое. Сначала пользовались услугами рекламных агентств, но в итоге поняли, что в большинстве своём это или обман, или профанация.

Также мы наконец поставили терминал для сбора оплат и избавились от касс, ежедневных Z-отчетов, инкассации, что отнимало очень много времени и сил.

Т.к. мы занимали весь этаж целиком, то уже не могли сдавать помещения в постоянную субаренду, поэтому мы стали сдавать по часам. У нас даже был один день в неделю, когда мы из зоны для гостей (проходная аудитория) делали учебный класс. Каждый понедельник мы перетаскивали диван в коридор. Субарендаторы занимались в проходной аудитории 2 часа, а потом мы тащили его обратно! Цирк, да и только! Но на субаренде мы зарабатывали около 30-40 тысяч рублей в месяц.

В общем, в том году мы тоже сделали много ошибок. Шишек было набито еще больше, т.к. каждая ошибка вызывала целую кучу шишек то тут, то здесь. Однако год закрылся с хорошей прибылью. Это значит, что мы отдали ипотеку. Да-да, мы стали собственниками нашей однушки в Бутово! Это был успех!

Итоги третьего года

По итогам года мы набрали 360 клиентов – почти утроились! Причем с этого момента Центр и приобрел свои современные черты:

‒ активный отдел продаж,

‒ постоянный набор и отбор экстра-классных преподавателей по собственным методикам,

‒ планомерная работа с клиентами и педагогами,

‒ максимальная автоматизация продаж и учебного процесса.

2017-2018 и 2018-2019. Четвертый и пятый годы

Кадры

В следующем учебном году в Центре уже появилась полноценная учебная часть: руководитель, методист и 4 администратора.

Отдел продаж тоже вырос и варьировал от 8 человек на максимуме до 4 в несезонные для продаж месяцы.

Коллектив преподавателей тоже вырос и насчитывал уже 120 уникальных преподавателей. Сначала по старинке мы сами проводили отбор преподавателей. Приходило много преподавателей, в том числе из конкурирующих организаций. Кстати, обычно это был на удивление неважнецкий контингент. Некоторых преподавателей приходилось слушать совместно.

В какой-то момент мы поняли, что даром тратим просто КУЧУ времени! Было решено поставить эту работу на поток:

— разработали анкету преподавателя,

— сделали отдельный сайт для набора педагогов, который до сих пор приносит успешных кандидатов,

— разработали критерии оценки демо-урока преподавателя,

— зашили все это в единую среду кадрового набора и управления,

— обучили администраторов с этим работать.

Ох и нелегкая это была работа! Но после 100 совместных собеседований наши критерии стали сходиться с тем, как их понимают администраторы. Раньше я собеседовал математиков, физиков, информатиков, а шурин-соучредитель – остальных педагогов. Теперь их стали собеседовать админы, хотя последнее слово мы оставили за собой.

Технологии и реклама

За этот год мы сделали просто ОГРОМНЫЙ прорыв в рекламе.

Внедрили колл-трекинг, сквозную аналитику продаж, полностью переделали под свои нужды AMOCRM, связали ее с учебной CRM, нашли отличные… Нет, лучше так: нашли БОМБИЧЕСКИЕ каналы продаж в сайтах-партнерах, научились правильно работать с «сарафанным радио», подогревать клиентов.

В том году мы обошли кучу рекламных агентств и с удивлением убедились в их невысокой компетентности. Даже ребята из агентств ТОП-10 держат кучу бездельников и пустомель, Да оно и понятно! Агентство живет на 5-7% от вашего бюджета. Это значит, что если бюджет небольшого бизнеса составляет 1 млн. рублей в месяц, то агентству перепадает 50-70 тыс., а конечный исполнитель получает от этого не больше 15 тыс. Естественно, он будет работать с малой отдачей, которая не идет ни в какое сравнение с отдачей сотрудников, которых контролируешь ты сам.

Лекарство от эпидемии безграмотности и безответственности было найдено в создании собственного рекламного Digital-агентства. Но об этом чуть позже.

Под конец мы автоматизировали кучу рутинных процессов в CRM и создали свою систему электронного документооборота. В итоге сейчас мы делаем договор для клиента за одну минуту. ОДНУ МИНУТУ, Карл!

В январе мы наконец-то наняли смену офисных секретарей, провели видеонаблюдение в учебных и административных аудиториях, перешли с обычных телефонов с симками IP-телефонии на гарнитуры.

Помещения

Центр продолжал быстро расти. Дошло до того, что мы перестали помещаться в свои 300 квадратов. Да-да, сдача избыточной площади в субаренду давно ушла к тому времени в прошлое! Поэтому мы взяли два дополнительных помещения. На своем опыте мы узнали, что такое очень быстро перестраивать и ремонтировать классы за 2 недели до старта занятий. Правда, впоследствии от этих классов пришлось отказаться, т.к. их невозможно было лицензировать. Но опыт мы получили знатный!

На следующий 2018 год мы планировали не только расти вширь, но сделать совершенно новый продукт – Лицей Ломоносова, элитную общеобразовательную школу. Запрос был большой: многие ученики хотели заниматься с нашими преподавателями постоянно, а не раз в неделю. Поэтому мы начали искать подходящее для школы здание поблизости. И нашли, да какое! Трехэтажный исторический особняк «Дом Станиславского» в центре Москвы! Правда, была маленькая проблемка: здание было полностью заселено арендаторами. Но мою супругу это, конечно, не остановило, и мы начали переговоры, завершившиеся тем, что к прошлому сентябрю все арендаторы съехали, а мы переехали.

Правда, в тот год Лицей Ломоносова мы так и не запустили. Банально, но факт: мы не успели к пику набора, который бывает весной, а не летом. Этот просчет мы учли уже в следующем году: набор в Лицей Ломоносова пошел полным ходом с зимы!

Теперь на перемене стало не страшно выходить в коридор, как было в прежнем 300-метровом офисе. Роскошные лестницы, высокие потолки и широкие коридоры в два счета впитали наши 2 с лишним тысячи учеников!

Экспансия

Но, готовясь к новому учебному году, мы сделали еще много других полезных вещей. Одна из самых заметных – удаленный колл-центр. Мы приложили к его созданию много сил, выстроили систему контроля и обучения, набили много шишек, но он заработал. Сначала в нем было всего 2 человека, но рос он, как на дрожжах. И теперь в нем 17 менеджеров и 9 администраторов. Мощность звонков достигла 50 000 В СУТКИ! Есть чем гордиться, не правда ли?

Кстати, преподавателей мы теперь тоже не просто приглашаем тысячами, а обзваниваем тысячами! В итоге сейчас наш штат педагогов – 220 преподавателей экстра-класса! Около 10% из них собеседовались и работают удаленно, т.е. ведут дистанционные занятия.

Итоги четвертого и пятого года

2017-2018 год мы закрыли, набрав 1260 учеников. Сказать, что это был большой успех значит ничего не сказать. Успех был оглушительный – почти 4-кратный рост за год!

2018-2019 год был «скромным»: мы выросли «всего» меньше чем в 2 раза. На смену 1260 ученикам пришли 2200 учеников за год. Именно этот набор принес более 140 миллионов оборота. На следующий год мы тоже ставим довольно «скромные» цели: набрать 3000 учеников на курсы и 200 лицеистов. Уверены, что этот прогноз сбудется! Для нас неизменным приоритетом остается качество оказываемых услуг и квалификация наших педагогов. На данный момент мы отладили все бизнес-процессы в рамках одного филиала и только сейчас мы готовы к созданию франшизы и хотим открыть наши центры в каждом регионе России!

Куда мы пришли:

— Курсы по подготовке школьников к ЕГЭ/ОГЭ/Олимпиадам,

— Академический лицей имени М.В, Ломоносова,

— Экстернат,

— Занятия для 5-7 классов,

— Индивидуальные занятия,

— Занятия в паре (полуиндивидуальные),

— Дистанционные занятия для учеников из других регионов,

— Летние курсы,

— Подготовка к Итоговому сочинению по русскому языку,

— Подготовка к сочинению на ЕГЭ по русскому языку.

Ресурсы компании

На сегодня мы располагаем следующими ключевыми ресурсами:

— Отдел продаж из 23 менеджеров,

— Собственное Digital-агентство для рекламного обслуживания полного цикла,

— Удаленная Учебная часть из 9 администраторов,

— Автоматизированная система составления расписания занятий, исходя из пожеланий учеников и преподавателей, количества и вместимости аудиторий и других параметров. На данный момент, ни один конкурент не смог автоматизировать составление расписания,

— Автоматизированная электронная система клиентского документооборота,

— Адаптированная под нас CRM система для администрирования учебного процесса,

— Адаптированная под нас CRM система для продаж,

— Регламенты и скрипты работы всех сотрудников,

— Обучающие курсы и методические пособия для работы,

— Разработанные юридические, бухгалтерские документы и локальная нормативная база.

Опыты компании

И что еще важней, за несколько лет головокружительного роста мы накопили огромный опыт, набили огромную кучу шишек и поняли, как делать надо и как не надо:

— Опыт быстрой разработки (в течение недели) и внедрения новых продуктов,

— Опыт преодоления крупных кассовых разрывов (это когда доходы года меньше его расходов),

— Опыт проведения онлайн-занятий полного цикла более чем с 300 учениками,

— Опыт лицензирования образовательной деятельности силами собственных юристов (дешево и без наценок),

— Опыт двух сверхоперативных ремонтов для подготовки помещений к требованиям учебного процесса.

Если у Вас есть мозги и руки, есть дерзость начинать что-то новое и крутое, – не спешите! Обязательно вспомните отличную русскую народную мудрость «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

Конечно, я в курсе, что разные бизнес-тренеры и мотиваторы говорят другое. Например, «К черту всё, бери и делай!» Но я также в курсе, что 90% всех стартапов заканчиваются ничем. Это значит, что из миллиона стартапов, которые начинают в России ежегодно, 600 000 человек проработают год, а 300 000 самых упорных – все два года. То есть 1,2 млн. человеко-лет пропадут впустую.

Короче говоря, я категорически не советую бросаться очертя голову в проект, который вам лично показался крутым и перспективным. Нужно точно измерить рынок и применить именно те подходы, которые проверены многолетней практикой. Как говорится, умный учится на чужих ошибках.

С другой стороны, я точно знаю, что среди вас есть те, кто не решается начать свое дело, т.к. думает: «Ой, меня там ждет столько всего неизвестного! А вдруг я не потяну?». И как раз тянет-потянет резину и вытянуть ничего не может.

Таким я скажу: «Ребята, хватит выжидать и малодушничать! Есть миллионы успешных практик, об одной из них я только что вам рассказал. Выбирайте и делайте! А от ошибок вас убережет совет тех, кто уже через это прошел. Например, мой совет».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нытвенский районный суд реквизиты для оплаты госпошлины
  • Образцы заявлений в прокуратуру на управляющую компанию
  • Няганский городской суд реквизиты для оплаты госпошлины
  • Обратите внимание у нас изменились банковские реквизиты
  • Няндомская телерадиовещательная компания личный кабинет