Обособленное подразделение иностранной компании в россии

Иностранная организация подлежит постановке на учет в
налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской
Федерации, независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по
уплате налогов или сборов, в течение 5 рабочих дней со дня получения
налоговым органом одного из следующих документов:

  • заявления и документов, предусмотренных особенностями
    учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по
    соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2018 № 293н;
  • сведений, сообщенных органами, указанными в п.4 и
    (или) 7 ст. 85 НК РФ;
  • внесения сведений в Единый государственный реестр
    юридических лиц.

Формы заявлений,
представляемые иностранными организациями в налоговые органы, утверждены
приказом ФНС России 09.06.2020 № ЕД-7-14/376@.

Заявление и прилагаемые к нему документы, соответствующие форме и
требованиям, установленным особенностями учета в налоговых органах иностранных
организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или
операторами соглашения, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2018 № 293н, могут быть направлены в налоговый орган по почте с уведомлением о
вручении. К направляемому комплекту документов должна быть приложена заверенная
в установленном порядке копия документа, удостоверяющего личность физического
лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в заявлении.


Иностранная компания открывает филиал в России: пошаговая инструкция

Сегодня многие зарубежные компании, расширяя горизонты своей деятельности, выходят на новые рынки. Но, одно дело работать в собственной стране, где известны все нормы, понятно законодательство и «правила игры», а другое дело открывать филиал или представительство на территории, где все по-другому. Сегодня мы поговорим о том, как открыть филиал для иностранной организации в России.

Чем отличается филиал от представительства

Приходя на территорию Российской Федерации, зарубежная организация может организовать бизнес двумя способами — открыв филиал или представительство.

Представительство — это подразделение юридического лица, созданное для представления и защиты интересов организации вне места нахождения основной компании.

Филиал — это также обособленное подразделение юридического лица, организованное вне территории нахождения головной организации, но при этом способное выполнять ее функции, включая и те, что присущи представительству.

«По сути, представительство не может вести коммерческую деятельность, оно создается с целью анализа рынка, проведения рекламных кампаний, привлечения внимания к бренду и организации. Филиал же может работать как головная компания, т.е. вести деятельность по реализации товаров и услуг, производимых в организации, заключать сделки и выполнять все функции представительства. Тем не менее, филиалы иностранных компаний сталкиваются с ограничениями при ведении экспортно-импортной деятельности в части валютных операций и соблюдения таможенных формальностей, поэтому для полноценной коммерческой деятельности иностранные компании открывают в России отдельные дочерние компании».

Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений.

Ниже мы подробно расскажем о процедуре открытия филиала / представительства иностранного юридического лица.

7 шагов к успеху: иностранная компания открывает филиал / представительство в РФ

Перед тем, как пошагово разберем открытие филиала / представительства, дадим совет — до заполнения документов, рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант формы ведения бизнеса. Кроме того, учтите, что, хотя процедура и относится ко всем иностранным организациям, однако отдельные особенности могут быть для компаний в сфере гражданской авиации и страховых организаций. 

Обратиться за консультацией

Итак, шагаем:

1. Нужно разработать положение о филиале / представительстве иностранного юридического лица.

Особой формы нет, оно составляется свободно, но, как правило, включает ряд важных элементов:

  • организационно-правовая форма компании;
  • наименование компании;
  • местонахождение филиала / представительства;
  • виды деятельности филиала / представительства и цели его создания;
  • особенности управления;
  • лица, которые будут управлять филиалом / представительством и т. п.

Полные требования изложены в ст. 22 ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Положение должно быть утверждено уполномоченным лицом / корпоративным органом иностранного юридического лица.

2. Сформировать и подготовить решение о создании филиала/представительства. Подготовить документы от головной организации.

Филиалу / представительству зарубежной компании для получения аккредитации бизнеса в России необходимы:

  • учредительные документы иностранной организации;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной аналогичный документ, выданный страной, в которой зарегистрирована компания, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
  • налоговый сертификат, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика;
  • свидетельство о регистрации (в стране происхождения);
  • банковские реквизиты.

Причем документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский, который будет заверен нотариусом на территории РФ. Просто перевод, даже сделанный через компанию, которая официально занимается переводом документов, не подойдет.

Документы от иностранной компании должны быть предоставлены при наличии консульской легализации документов или проставленного апостиля. Исключение — если международным договором Российской Федерации предусмотрено освобождение от легализации документов.

Подать документы на аккредитацию можно в течение 12 месяцев с момента принятия решения о создании филиала/представительства. Причем все представляемые в комплекте документы также должны быть не старше 12 месяцев.

Полный перечень необходимых документов и требования к ним установлены Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@.

В случае, когда ваши документы содержат больше чем 1 лист, их необходимо прошить и пронумеровать. На обороте последнего листа прошитого документа указывается количество листов, и ставится подпись ответственного исполнителя. Никакие исправления не допускаются.

3. Заполнить (на русском) заявление по форме 15АФП. Подписывает данное заявление уполномоченный представитель юридического лица.

4. Обратиться в Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ. В ТПП нужно подать сведения о численности иностранных сотрудников филиала / представительства и заверить их.

Заверять сведения надо всегда, даже в случае, если численность таких сотрудников — ноль.

Вместе со сведениями направляется письмо в произвольной форме с просьбой заверить данные сведения, а также направляются документы, подтверждающие деятельность филиала иностранной организации в России.

За заверение численности в ТПП РФ необходимо уплатить денежные средства. Сумма зависит от способа подачи документов, ее размер периодически меняется.

5. Оплатить госпошлину за аккредитацию. Сумма госпошлины — 120 000 рублей за один филиал.

6. Подать документы на аккредитацию в Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве.

На этапе подготовки и подачи документов часто возникают ошибки, приводящие к получению отказа в аккредитации, например — неполный комплект документов, нарушение срока или формы подачи, расхождения в поданных документах с имеющимися в законодательстве требованиями к их оформлению, неточная или ложная информация, противоречие целей создания филиала международному и российскому законодательству, требованиям к организации деятельности и т. п.

Юридическое сопровождение иностранной компании в России — консультирование по вопросам открытия филиала, подготовка документов, аккредитация филиалов и представительств, сопровождение по трудовому, налоговому, предпринимательскому праву, миграционная поддержка персонала и другие услуги от СберРешений.

Оставить заявку

7. Если вы все сделали правильно на предыдущих шагах, то через 30 рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий орган (25 рабочих дней — срок аккредитации, 5 рабочих дней — срок для выдачи документов) у вас в руках будут документы об аккредитации. На практике ФНС не всегда соблюдает установленные сроки, поэтому будьте готовы, что реальный срок может быть больше, но не существенно.

Проверить аккредитацию можно с помощью сервиса ФНС.

Теперь остается получить:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • уведомление о постановке на учет и коды статистики в Росстате;
  • уведомления о постановке на учет во внебюджетных фондах — ФСС и ПФР.

Также потребуется открыть расчетный счет в российском банке, для проведения расчетных операций, при необходимости заказать печать, хотя сейчас организации на территории РФ могут работать и без ее использования, но тогда этот пункт необходимо предусмотреть в учредительных документах компании.

  • Оформить необходимые документы для беспроблемного въезда иностранных сотрудников в РФ.
  • Организовать ведение бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» филиал иностранной компании имеет право не вести бухгалтерский учет по российским стандартам, но при этом вести учет доходов и расходов для целей налогообложения только по законодательству РФ.

Это означает, что представительства иностранных компаний могут вести бухучет согласно МСФО (международным стандартам финансовой отчетности), которые сейчас во многом используются и для ведения учета в России.

Если же компания выбирает ведение учета по российским стандартам, то нужно учесть, что бухгалтерский учет в РФ далеко не полностью совпадает с международными стандартами учета и отчетности и имеет свои особенности.

Какой бы вариант не выбрала иностранная организация, ей потребуется местный специалист или аутсорсинговая компания, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

СберРешениявозьмут на себя всю отчетность и ведение учета по филиалу и представительству иностранной компании. Поручите профессионалам в области международных стандартов отчетности и российского налогового законодательства вести ваш бухгалтерский учет.

Провести аккредитацию филиала / представительства иностранной компании в России просто, если доверить ее профессионалам.

Оставить заявку

Филиал иностранной компании в России налоги уплачивает по нормам российского законодательства с учетом положений международных соглашений. Об особенностях определения налоговых обязательств таких подразделений узнайте из нашего материала.

Когда филиал зарубежной фирмы становится плательщиком российских налогов

Возникновение налоговых обязательств у филиала зарубежной фирмы зависит:

  • от его налогового статуса в РФ;
  • от момента его образования на российской территории.

С точки зрения п. 2 ст. 306 НК РФ филиал, открытый зарубежной фирмой на территории нашей страны, квалифицируется для налоговых целей постоянным представительством (далее — ПП) (см. схему):

Налоги для филиала иностранной компании в России

ПП имеет следующие признаки:

  • обособленность — территориальная удаленность от открывшего его головного подразделения зарубежной фирмы (наличие места деятельности в РФ);
  • коммерческая цель деятельности;
  • «прибыльная» регулярность — осуществление направленной на систематическое получение прибыли деятельности.

Наличие у филиала вышеперечисленных признаков вызывает необходимость:

  • встать на учет в налоговых органах РФ;
  • платить налоги в бюджет РФ.

С направлениями налоговой политики РФ на современном этапе вас познакомит материал «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Важным нюансом для целей налогообложения ПП является момент его образования на территории РФ (см. таблицу ниже).

 Вид деятельности ПП

Момент образования ПП в России

Статья НК РФ

Природопользование

ПП считается образованным с более ранней из дат:

  • вступления в силу разрешения на право заниматься конкретной деятельностью;
  • фактического начала такой деятельности

Абз. 2 п. 3 ст. 306

Строительство

Началом функционирования стройплощадки считается более ранняя из дат:

  • подписания акта о передаче стройплощадки подрядчику;
  • фактического начала работ

П. 3 ст. 308

Иная коммерческая деятельность зарубежной компании через ПП в РФ

Первый день осуществления предпринимательской деятельности в РФ

Абз. 1 п. 3

ст. 306

Какие налоговые обязательства возникают с момента образования ПП — узнайте из следующих разделов.

Налоговые обязанности филиала зарубежной компании

При расчете и уплате налога на прибыль ПП должно руководствоваться:

  • НК РФ (ст. 306–312);
  • международными договорами, содержащими положения, касающиеся вопросов налогообложения (ст. 7 НК РФ).

При наличии в международном договоре иных правил и норм в отношении налогообложения, чем предусмотрено в НК РФ, применяются положения международного договора.

Порядок исполнения налоговых обязательств описан в п. 8 ст. 307 НК РФ и включает:

  • исчисление по нормам российского законодательства и уплату в бюджет РФ налога на прибыль;
  • представление налоговикам налоговых деклараций и отчета о деятельности ПП.

Чтобы определить сумму налога на прибыль, следует руководствоваться ст. 307 НК РФ, устанавливающей основные необходимые для исчисления налога элементы:

  • схемы определения налоговой базы:
    • от предпринимательской деятельности (НБПД):

НБПД = Дпп – Рпп,

где:

Дпп и Рпп — полученные зарубежной фирмой на территории РФ через ПП доходы и произведенные ПП расходы;

  • от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом (НБИ):

НБИ = Ди – Ри,

где:

 Ди и Ри — доходы от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом и связанные с их получением расходы;

  • при получении относящихся к ПП доходов от российских источников, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ;
  • ставки налога на прибыль определены в ст. 284 НК РФ.

Детализированную информацию о ставках налога на прибыль см. в материале «Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Доходы ПП участвуют в расчетах налога на прибыль вне зависимости от формы их получения:

  • в натуральной форме;
  • в виде прощения долга;
  • путем погашения обязательств;
  • в качестве зачета требований.

При каких условиях можно провести взаимозачет — узнайте из статьи «Проводки Дт 76 и Кт 76, 51, 91 (нюансы)».

С какими особенностями может столкнуться ПП при исчислении налога на прибыль, расскажем в следующем разделе.

Нюансы налогообложения постоянного представительства зарубежной фирмы

Величина налога на прибыль зависит от полученных ПП доходов, а также от принимаемых в расчет расходов. Указанные расчетные составные части включаются в налогооблагаемую базу с учетом следующего:

  • к доходам относятся только связанные с деятельностью данного ПП доходы — любой доход ПП должен рассматриваться персонально и относиться на доходы ПП, если он получен от деятельности ПП и (или) в результате использования его активов;
  • к расходам ПП предъявляются требования:
    • обоснованности;
    • экономической оправданности;
    • денежной оценки;
    • документального подтверждения.

Возможные виды расходов ПП представлены на рисунке:

Возможные виды расходов ПП

Особенности российского налогового законодательства в налоговых расчетах зарубежных фирм — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

При расчете налоговых обязательств особое внимание необходимо уделить положениям международных договоров и соглашений, касающихся нюансов признания участвующих в расчете налога на прибыль элементов. В таблице ниже приведены примеры особенностей признания таких элементов по отдельным договорам (соглашениям, конвенциям):

Реквизиты международного договора об избежании двойного налогообложения

Стороны договора

Особенности признания прибыли, доходов и расходов

Ссылка на статью договора

От 17.06.1992

РФ — США

Допускается обоснованное распределение документально подтвержденных расходов между головным офисом зарубежной компании (в стране ее регистрации) и ПП, открытым ею в России. К таковым относят расходы:

  • управленческие;
  • общеадминистративные;
  • исследовательские (расходы на исследование и развитие);
  • в виде процентов и платы за консультации, управление или техническое содействие

П. 3 ст. 6

Прибыль от коммерческой деятельности включает прибыль, например:

  • от осуществления производственной и (или) торговой деятельности;
  • от занятий рыболовством, лесным или сельским хозяйством;
  • от транспорта, добывающей промышленности или связи;
  • от сдачи в аренду движимого имущества;
  • от предоставления услуг силами другого лица

Ст. 5 ст. 6

От 07.07.2004

РФ — Мексика

Не включаются в расходы любые суммы (за исключением выплаченных в виде компенсации за произведенные расходы), уплачиваемые постоянным представительством головному офису в виде:

  • роялти;
  • вознаграждения;
  • других аналогичных выплат за использование патентов или других прав;
  • в виде комиссионных за оказанные услуги, включая управленческие услуги;
  • в виде процентов за ссуду, предоставленную постоянному представительству (если только рассматриваемое предприятие не является банковским учреждением)

П. 3 ст. 7

От 11.02.2007

РФ — Саудовская Аравия

При расчете прибыли от предпринимательской деятельности учитывается доход:

  • от производственной;
  • торговой;
  • банковской;
  • страховой деятельности;
  • осуществления внутренних транспортных перевозок;
  • предоставления услуг и сдачи в аренду личного движимого материального имущества

П. 4 ст. 7

От 29.05.1996

РФ — Германия

В исключительных случаях возможно определять прибыль ПП посредством распределения общей прибыли по всем его подразделениям, если:

  • невозможно определить относящуюся к ПП прибыль;
  • это связано с чрезмерными трудностями

П. 4 ст. 7

Как влияет режим налогообложения на расчет налоговых обязательств, расскажут материалы:

  • «Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?»;
  • «Базовая доходность при патентной системе налогообложения в 2017 г.»;
  • «Распределение расходов при совмещении ЕНВД и УСН»;
  • «Перечень расходов, которые учитываются при расчете ЕСХН».

Особенности исполнения иностранным филиалом функций налогового агента

Работа ПП сопряжена с исполнением обязанности налогового агента, если ПП выплачивает доходы своим сотрудникам и нанимаемым по договорам ГПХ физлицам. При этом ПП должно руководствоваться российским налоговым законодательством, предусматривающим следующее:

  • расчет НДФЛ производится по нормам ст. 224 НК РФ;
  • исчислению и уплате подлежит НДФЛ в отношении всех доходов, источником которых является ПП;
  • выплаты и вознаграждения, начисляемые ПП в пользу своих сотрудников и иных физлиц, облагаются страховыми взносами.

У обособленного подразделения зарубежной фирмы могут возникнуть и иные налоговые обязанности, если оно не имеет своего расчетного счета и выплачивает зарплату сотрудникам через расчетный счет другого подразделения данной зарубежной компании. В этом случае оно не сможет удержать из выдаваемых сумм НДФЛ и оформить платежку на перечисление НДФЛ в бюджет.

В такой ситуации применяется алгоритм, предусмотренный п. 5 ст. 226 НК РФ, — подразделение уведомляет налоговиков о невозможности удержать НДФЛ. При этом к сообщению предъявляются следующие требования:

  • составляется в письменной форме;
  • представляется налоговикам по месту учета подразделения;
  • содержит информацию о суммах дохода, с которого налог не удержан, и сумме неудержанного НДФЛ;
  • предельная дата для отправки сообщения — 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подобная ситуация рассмотрена в письме Минфина от 22.05.2009 № 03-04-06-02/38.

О функциях налоговых агентов и возможных последствиях их неисполнения узнайте из статей:

  • «Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК»;
  • «Ст. 226 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Как организовать филиальную отчетность, чтобы избежать налоговых претензий

Помимо декларации по налогу на прибыль (ее представление обязательно даже при нулевых показателях) и отчета о деятельности ПП потребуется представить налоговикам и иные отчетные формы и сведения. Например:

  • имущественные декларации (при наличии недвижимости, транспорта, земли);
  • «зарплатные» справки и расчеты (6-НДФЛ, 2-НДФЛ и др.);
  • декларации по НДС (включая представление их копий в адрес налоговиков по месту учета с подтверждающими отметками того налогового органа, через который происходит централизованное исчисление и уплата НДС — если ПП перешел на централизованную систему исчисления и уплаты НДС через отделение в другом регионе РФ);
  • сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год и др.

Если деятельность ПП сопряжена с налоговыми рисками, оно может последовать рекомендациям налоговиков, заключающимся в следующем:

  • исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств;
  • уведомить контролеров о предпринятых мерах по снижению рисков (уточнении налоговых обязательств) путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогам за периоды деятельности с высоким налоговым риском;
  • передать налоговикам вместе с уточненками пояснительную записку (ее форма приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Как хозяйствующему субъекту учесть влияние рисков разного рода, см. в статьях:

  • «Что относится к налоговым рискам организации?»;
  • «Класс профессионального риска по ОКВЭД 2016 года»;
  • «Всех плательщиков НДС налоговики разделят на группы риска и построят «дерево связей»».

Итоги

Налогообложение иностранного представительства в России зависит от того, признается оно или нет постоянным представительством в налоговых целях.

Если филиал зарубежной компании в России отвечает признакам постоянного представительства, принципы расчета его налоговых обязательств аналогичны применяемым российскими компаниями с учетом положений международных договоров.

КонсультантПлюс: примечание.

Филиалы (представительства) иностранных юрлиц из недружественных государств, отвечающие установленным условиям и при наличии оснований, могут быть по решению Арбитражного суда Московской области преобразованы в ООО (ФЗ от 14.07.2022 N 320-ФЗ).

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации на основании международных договоров Российской Федерации в области воздушного сообщения (далее — деятельность в области гражданской авиации), на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в том числе представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.

Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

КонсультантПлюс: примечание.

Срок для аккредитации, указанный в абз. 1 п. 2 ст. 21 (в ред. ФЗ от 05.05.2014 N 106-ФЗ), не распространяется на филиалы, представительства, аккредитованные до 01.01.2015.

2. В течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

КонсультантПлюс: примечание.

Срок для аккредитации, указанный в абз. 2 п. 2 ст. 21 (в ред. ФЗ от 05.05.2014 N 106-ФЗ), не распространяется на филиалы, представительства, аккредитованные до 01.01.2015.

В течение двенадцати месяцев после принятия решения об открытии на территории Российской Федерации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, данное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этого представительства, и документы для принятия решения об аккредитации этого представительства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица.

Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень документов, которые представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, порядок принятия решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, а также об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками указанных представительств, и формы документов, используемых при принятии соответствующего решения, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

За осуществление аккредитации уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) приостанавливается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае, если этим иностранным юридическим лицом не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.

Принятие решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если этим иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам.

Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления аккредитации (принятия решения об аккредитации), внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации (далее — решение о приостановлении), но не более чем на пятнадцать рабочих дней.

Решение о приостановлении принимается в пределах срока, предусмотренного соответственно для осуществления аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении должны быть указаны непредставленные документы, необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации, либо представленные документы, не соответствующие утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению, в качестве основания, по которому принято решение о приостановлении, и предельный срок, до окончания которого иностранному юридическому лицу или иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области гражданской авиации, необходимо представить недостающие или надлежащим образом оформленные документы для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

неустранение в срок, указанный в решении о приостановлении, нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении;

документы для аккредитации представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи;

установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;

в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации прекращено действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр;

если руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек;

ввиду отсутствия полномочий у федерального органа исполнительной власти на принятие решения об аккредитации;

наличие у иностранного юридического лица или иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на первое число месяца, в котором подано заявление об аккредитации, недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, в совокупности превышающих 3 тыс. рублей (с учетом имеющихся излишне уплаченных сумм по таким обязательным платежам), с учетом имеющихся у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений об их погашении на дату получения заявления об аккредитации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, осуществляется при наличии хотя бы одного из оснований, установленных абзацами вторым, четвертым, восьмым пункта 5 настоящей статьи.

Отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется при наличии основания, установленного абзацем вторым пункта 5 настоящей статьи.

Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и в судебном порядке.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

6. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиала, представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) либо его филиала или представительства, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных этим иностранным юридическим лицом заявления и документов, которые подтверждают данные изменения, в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих заявления и документов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, либо его представительства, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, в связи с поступлением заявления и документов, подтверждающих данные изменения. Внесение данных изменений осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующих заявления и документов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и документы, подтверждающие данные изменения, представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня изменения соответствующих сведений.

7. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Действие аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращается в связи с прекращением деятельности этого представительства на территории Российской Федерации на основании решения данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращением деятельности данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, или по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Прекращение действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, по решению данного иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, в связи с представлением данным иностранным юридическим лицом соответствующих решения и заявления. Такое прекращение действия аккредитации осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих решения и заявления.

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о прекращении действия аккредитации соответствующих филиала, представительства и решение о прекращении деятельности соответствующих филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации представляются соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия такого решения.

Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, в том числе на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если:

филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации;

вступил в законную силу судебный акт, устанавливающий, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в случае, если иностранное юридическое лицо в связи с изменением своего личного закона в порядке редомициляции зарегистрировано со статусом международной компании в едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2022 N 72-ФЗ)

7.1. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в случае принятия судебного акта о преобразовании таких филиала, представительства в хозяйственное общество в соответствии со статьями 5 — 18 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений» с даты вступления в силу указанного судебного акта.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 320-ФЗ)

8. Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), обязаны сообщать в электронной форме (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения соответственно об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, о принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций, филиалов иностранных страховых организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих филиалов и представительств, иные сведения, подлежащие включению в реестр, в течение пяти рабочих дней со дня совершения соответствующих действий по формам и форматам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Представляемые Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи сведения подлежат внесению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестр в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

10. В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения в реестр записи об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в электронной форме такие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в части, касающейся осуществления его полномочий, а также в Центральный банк Российской Федерации в отношении филиалов иностранных страховых организаций.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр аккредитованным филиалу, представительству иностранного юридического лица выдается или направляется документ о внесении соответствующей записи в реестр.

Форма указанного документа устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения соответствующей записи в реестр документ о внесении такой записи, документ о постановке на учет в налоговом органе в отношении аккредитованного филиала иностранной страховой организации направляются (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в Центральный банк Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

11. Сведения, содержащиеся в документах, представленных для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации, составляют реестр. Создание, эксплуатация и ведение реестра осуществляются в порядке, установленном оператором информационной системы — уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Состав сведений, содержащихся в реестре, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Состав сведений, подлежащих размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Плата за доступ к сведениям, размещенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок предоставления указанных выписки или справки на бумажном носителе не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка на бумажном носителе предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки на бумажном носителе определяется Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 97-ФЗ)

Предоставление указанных выписки или справки в форме электронного документа осуществляется бесплатно в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы — уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 97-ФЗ)

Ольга Рулькова

Ольга Рулькова

Учредитель, аттестованный аудитор
и налоговый консультант с 2008 г.

Аккредитация представительства или филиала
«под ключ»

Александр Рульков

Александр Рульков

Учредитель, аттестованный аудитор
и налоговый консультант с 2008 г

Помогаем адаптировать
ваш бизнес к российским реалиям!

Что лучше регистрировать: иностранное представительство, филиал или дочернюю компанию?

На территории Российской Федерации вправе вести деятельность не только российские, но и иностранные компании. Если Вы собираетесь работать в России – нужно определиться с формой ведения деятельности на территории нашей страны.

В зависимости от выбранной организационно-правовой формы будут различаться условия регистрации, формы бухгалтерской отчетности и налоговые последствия. Поэтому очень важно знать, какой способ ведения бизнеса предпочтительнее для Вас с точки зрения налогового планирования.

На этой странице Вы найдете информацию о сходствах и различиях иностранных представительств, филиалов и дочерних компаний, а также сможете проанализировать совокупную налоговую нагрузку при разных вариантах работы и принять оптимальное решение при выборе формы работы в Российской Федерации. 

  • Налоги 
  • Отчетность 
  • Порядок и сроки открытия 

Коротко о главном

  • 1

    Представительство

    Обособленное подразделение иностранной организации, расположенное вне места его нахождения, которое только представляет интересы иностранной организации и осуществляет их защиту. Управление представительством осуществляется Главой представительства и органами управления иностранной организации.

  • 2

    Филиал

    Обособленное подразделение иностранной организации, расположенное вне места его нахождения. Осуществляет все функции иностранной организации или их часть, в том числе функции представительства, а также получение дохода от коммерческой деятельности. Управление филиалом осуществляется Главой филиала и органами управления иностранной организации.

  • 3

    Дочерняя компания

    Самостоятельное юридическое лицо, которое имеет обособленное имущество, отвечает им по своим обязательствам и осуществляет коммерческую деятельность, направленную на получение дохода. Управление дочерней компанией осуществляется учредителем компании и избираемым им Генеральным директором.

Деятельность представительств и филиалов не подвергается валютному контролю – существует упрощенный способ вывода денежных средств.

При деятельности дочерней компании валютный контроль возникает при взаимном перечислении денежных средств.

Особенности налогообложения

Отчетность

Расходы и сроки регистрации/аккредитации

Филиал/представительство

Госпошлина за аккредитацию представительства/филиала

120 000 рублей
Сбор ТПП за заверение численности иностранных работников представительства/филиала (до 5 человек) 21 000 рублей
Сбор ТПП за персональную аккредитацию работников представительства/филиала 6 000 рублей
(за каждого работника)
  • Аккредитация представительства иностранной компании или филиала на территории России: от 130 000 руб.
  • Аккредитация сотрудников при ТПП (до 5 человек): 15 000 руб. / 1 чел.
  • Аккредитация сотрудников при ТПП (от 5 человек): 10 000 руб. / 1 чел.

Срок аккредитации — от 30 рабочих дней

Дочерняя компания

Срок регистрации — от 5 рабочих дней

Иностранные компании у нас на обслуживании

  • Все клиенты
  • Европа
  • Азия
  • Америка
  • Все страны
  • Австрия
  • Беларусь
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Германия
  • Дания
  • Испания
  • Италия
  • Китай
  • Нидерланды
  • Польша
  • Сингапур
  • США
  • Франция
  • Швеция
  • Япония

Клуб клиентов 1С WiseAdvice

18 ноября 2019

О бразильском футболе, самолетостроении, олимпиаде в Рио и нежных чувствах между Россией и Бразилией

В Москве выпал первый снег. Осторожно скользим по тротуару в направлении «Смоленского пассажа». Магазин гостеприимно распахивает двери, соблазняя роскошью бутиков. Устояв перед искушением, проходим дальше — в бизнес-центр. Разве может даже самый изысканный шопинг сравниться с возможностью побывать в Бразилии? Хорошо, пусть не в самой Бразилии, а в офисе Агентства по продвижению экспорта и инвестиций Бразилии Apex-Brasil, куда нас пригласил глава представительства Алмир Рибейро Америко.

Андрей Уставщиков, генеральный директор Комар Продактс Рус:

29 ноября 2016

О том, как отличить экологичные фотообои от вредных для здоровья, и какой принт в России любят больше всего

Ровно 50 лет назад в немецком городке Розенхайм Герхард Комар открыл рекламное агентство. Однако не рекламная продукция прославила его на весь мир. Герхард Комар стал первым, кому пришла идея печатать «постеры» во всю стену для украшения интерьера. Другими словами, он начал выпускать фотообои.

Вольфганг Грушвитц, владелец архитектурного бюро Gruschwitz GmbH:

28 ноября 2019

Каждые два-три года я начинаю новое дело, даже если в основном бизнесе все идет хорошо

Почти 15 лет архитектор из Мюнхена Вольфганг Грушвитц занимается концептуальным оформлением торговых пространств. Его компания работает над проектами по адаптации дизайнерских решений таких всемирно известных брендов, как Mango, Massimo Dutti, Zara, Reiss, Uniqlo, H&M в России и за рубежом. – Однако я стараюсь не ограничиваться только ритейлом, – говорит Вольфганг. – Я свято верю, что постоянны в мире только перемены. Если вы удовлетворены и довольны собой, вы успокаиваетесь и упускаете возможности, предлагаемые рынком.

Сергей Баранов, генеральный директор компании «Кизельманн Рус»:

23 декабря 2015

О том, может ли производство в Германии быть выгоднее, чем в Китае и почему его сын полюбил корпоративные футболки

Немецкий семейный концерн «Кизельманн Групп» имеет более 25 офисов по всему миру. В 2009 году, когда в Москве открылась фирма «Кизельманн Рус» — на должность ее генерального директора был приглашен Сергей Баранов. И не случайно. За 11 лет до этого Сергей закончил «Бауманку» и полгода безуспешно искал работу.

Мария Комарова, глава представительства компании Aumüller Aumatic GmbH в России:

25 апреля 2020

О том, как дышать свежим воздухом, не выходя из офиса, и почему натуральное всегда лучше искусственного

Что общего у российского космодрома «Восточный», лондонского небоскреба Шард, пекинской башни Джин Мао и международного аэропорта в Мюнхене? Эти и другие объекты, изменившие линии горизонта мировых столиц или ставшие визитными карточками целых государств, объединяет оборудование немецкой компании AUMÜLLER.

13 2019

Часто задаваемые вопросы по представительству и филиалу иностранной компании.

1. Что открывать: филиал, представительство иностранной компании или ООО с иностранным участием? Отличия, плюсы и минусы.

При ведении иностранной компанией деятельности на территории РФ необходимо определить, приводит ли эта деятельность к образованию постоянного представительства или нет.

Решение этого вопроса необходимо для правильного исчисления налогов на территории РФ. Понятие «постоянное представительство» имеет в налоговом законодательстве специальное значение, отличное от гражданско-правового термина «представительство юридического лица», определяемого ст. 55 ГК РФ. Это понятие, не имея организационно-правового значения, устанавливает налоговый статус иностранной организации.

Если деятельность иностранной компании образует постоянное представительство, то у нее возникают налоговые обязательства в соответствии с законодательством РФ: доходы иностранной организации, полученные через представительство, образованного на территории РФ облагаются налогами в РФ.

Если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, то налогом на прибыль облагаются только доходы компании, полученные от источников на территории РФ. Компания не несет обязанностей по исчислению и уплате НДС (налог определяется и удерживается налоговыми агентами), а также налога на имущество (за исключением объектов недвижимого имущества).

Оценка компании, как образующей или не образующей постоянное представительство зависит от того, какая деятельность осуществляется на территории РФ и от документального оформления ведения этой деятельности.

Понятие «постоянное представительство» иностранной компании установлено п. 2 ст. 306 НК РФ, которой предусмотрено, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения прибыли, понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с продажей товаров, проведением работ по строительству и монтажу, оказанием услуг. Исключением является деятельность подготовительного и вспомогательного характера.

Приведем пример:

  • Иностранная компания зарегистрировала представительство на территории РФ. При этом компания решила, что если представительство не получает оплаты от покупателей и не заключает договоров, то постоянное представительство не образуется.
  • Однако в штате представительства заявлена официально должность «менеджер по продажам».
  • Сотрудники представительства ведут переписку по эл. почте касательно исполнения конкретных сделок (то есть ведут деятельность, направленную на получение дохода).
  • При таких условиях представительство иностранной компании может быть признано постоянным представительством в целях налогообложения.

Иностранные компании могут присутствовать в РФ в форме представительства иностранного юридического лица или в форме филиала иностранного юридического лица. Предполагается, что представительство не осуществляет коммерческой деятельности и занимается только обслуживанием головной компании, является неким маркетинговым подразделением на территории РФ. Тогда как филиал — структура, которая занимается коммерческой деятельности, заключает коммерческие договоры и исполняет на территории РФ — это уже коммерческое подразделение иностранного юридического лица на территории РФ, которое является самостоятельным плательщиком налогов в РФ, т.е. то самое «постоянное представительство».

Особо обращаем внимание, что в любой организационно-правовой форме может возникнуть «постоянное представительство» для целей налогообложения с момента ведения коммерческой деятельности.

Также необходимо учитывать, что существует такое понятие как «зависимый агент». Наличие зависимого агента на территории РФ приводит к образованию «постоянного представительства».

Зависимый агент — это юридическое или физическое лицо, которое представляет интересы иностранной организации в РФ. При этом зависимый агент:

  • Действует от имени иностранной организации на основании договора. Полномочия зависимого агента могут быть оформлены доверенностью либо договором поручения, агентирования и т.д.
  • Имеет и регулярно использует полномочия на заключение от имени организации контрактов или согласование их существенных условий (например, цены, сроков, объемов поставок).
  • Своими действиями создает правовые последствия для иностранной организации.
  • Не является обычным посредником (т.е. деятельность от имени иностранной организации не является его основной деятельностью).

Поэтому, при принятии решения об организационно-правовой форме присутствия иностранной компании в РФ, необходимо исходить из планируемой деятельности.

2. Какую деятельность могут вести филиал и представительство иностранной компании?

Иностранные компании могут вести деятельность на территории России в форме представительств, в форме филиалов и в форме российской компании с иностранным капиталом.

Деятельность иностранного представительства на территории РФ предполагает, что иностранная компания открывает некое маркетинговое подразделение, которое занимается продвижением продукции или услуг иностранной компании, осуществляя некоммерческую деятельности, направленную на изучение рынка, разработку системы ценообразования, прогнозирование продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и поддержку связи с ними. Представительство не заключает самостоятельно контракты, а ищет клиентов и передает информацию о них головному иностранному офису, который, в свою очередь, заключает контракты и исполняет их.

Открытие филиала позволяет осуществлять продажу работ и услуг в России от имени обособленного подразделения иностранной компании, т.е. заключать контракты и исполнять их, получая прибыль в России. Деятельность филиала значительно шире, чем представительства.

В силу несовершенства законодательства мы не рекомендуем использовать форму филиала при ведении торговой деятельности и получения товаров для продажи от головной компании. Сложности возникают на этапе ввоза товара и признания себестоимости товара в расходах: возможны налоговые претензии и споры.

Филиал иностранной компании, зарегистрированный в РФ, является частью этой иностранной компании — обособленным подразделением. Товар, который приходит от головного офиса не считается приобретенным филиалом товаром. Эта операция внутреннего перемещения внутри юридического лица. Это перемещение не является реализацией/приобретением, товар двигался с одного склада юридического лица на другой, и, право собственности на него как принадлежало иностранному юридическому лицу, так и осталось принадлежать, только поменялся ответственный сотрудник/лицо за сохранность товара. Из этого следует вопросы о выборе таможенной процедуры ввоза товара, уплате таможенного НДС и принятии его к вычету. Также считаем, что филиал находится в зоне риска в части признания расходов, т.к. фактически расходы по приобретению товара неслись головной компанией. Данный вопрос должен регулироваться глобальной учетной политикой иностранной компании, из которой будет явно следовать какие расходы и в какой стране учитываются.

В ситуациях ведения торговой деятельности иностранной компанией на территории РФ мы рекомендуем нашим клиентам работать по схеме учреждения иностранной компанией на территории РФ российского юридического лица.

3. Можно ли создать обособленное подразделение филиала иностранной организации?

Филиал иностранной компании не может иметь обособленного подразделения, т.к. он сам является обособленным подразделением иностранной компании. И если иностранная компания планирует вести деятельность в другом регионе РФ, то необходимо проходит процедуру регистрации еще одного филиала.

4. Какие налоги должно платить представительство (филиал) иностранной компании?

Так как представительство (филиал) иностранной организации для целей налогообложения входит в понятие «организации», используемое в НК РФ, то, следовательно, оно признается налогоплательщиком по большинству видов налогов.

Так, в соответствии с нормами НК РФ представительство зарубежной компании признается плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и некоторых других.

Налог на прибыль

Отметим, что в соответствии с п.1 ст. 307 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через «постоянное представительство», признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п. 4 ст. 307 НК РФ.

В соответствии с требованиями законодательства иностранная компания обязана предоставлять:

  • Декларацию по налогу на прибыль иностранной организации. Если имеются расходы при отсутствующих доходах, то в декларации необходимо отразить убыток. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  • Годовой отчет о деятельности в РФ (утвержден Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). Годовой отчет представляется в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подача декларации и годового отчета производится независимо от того, ведет ли представительство предпринимательскую деятельность или нет.

Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, заполняют разделы 2-9 декларации.

Иностранные организации, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, заполняются разделы 2-3 декларации.

НДС

Иностранные организации, так же как и российские компании, признаются налогоплательщиками НДС, самостоятельно уплачивающими налог, как и любая российская компания в порядке, определенном гл. 21 НК РФ.

У представительства (филиала), независимо от того осуществляет оно предпринимательскую деятельность на территории РФ или нет, возникает обязанность представлять декларацию по НДС.

Отчетность, связанная с выплатой заработной платы

Представительство обязано начислять и уплачивать страховые взносы и предоставлять отчетность по страховым взносам по месту учета представительства в качестве страхователя.

Иностранные представительства в обязательном порядке удерживают НДФЛ при выплате дохода физическим лицами и представляют расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника.

Кроме того, в Пенсионный фонд ежемесячно подаются сведения о работающих сотрудниках (СЗВ-М).

Налог на имущество

Если у представительства иностранной организации есть на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения налогом на имущество, то у него возникает обязанность предоставлять декларацию по данному налогу.

Транспортный и земельный налог

Декларации по транспортному и земельному налогу подаются только если иностранное представительство имеет в собственности транспортное средство и земельный участок.

Отчетность в Росстат

Если иностранное представительство попадет в выборку Росстата, то возникает необходимость подавать те отчеты, о которых уведомит Росстат.

5. Как вести бухгалтерский учет представительства (филиала) иностранной компании?

Представительство или филиал иностранной организации нельзя рассматривать как российское юридическое лицо, т.к. оно является составной частью иностранного юридического лица, образованного в соответствии с нормами законодательства иностранного государства.

Заметим, что на данный момент ни одним нормативным документом по бухгалтерскому учету не предусмотрена обязанность составления представительством иностранной организации бухгалтерской отчетности.

Если иностранное представительство или филиал будет вести учет доходов и расходов (и иных объектов налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, то оно может отказаться от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерского баланса в ИФНС. Однако ничего не мешает иностранной компании вести учет в стандартной 1С с целью отражения операций и контроля за деятельность.

При ведении учета необходимо учитывать, что для обобщения информации обо всех видах расчетов с головной компанией можно использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Филиал или представительство может отражать убыток, получаемый в результате деятельности в РФ, а может все осуществленные расходы передать головному офису для формирования у него финансового результата. В любом случае отчетность головного офиса должна включать в себя все показатели деятельности представительства иностранной компании в РФ.

Бухгалтерский учет можно и нужно выстраивать таким образом, чтобы иметь возможность предоставления отчетов в головной офис. Зачастую формы этих отчетов имеют особенности стандартов учета страны нахождения головного офиса.

С помощью программистов можно доработать программу или написать обработку, которая позволит формировать эти отчеты автоматическим образом.

При ведении учета филиалов и представительств мы обязательно прорабатываем этот вопрос и ведем учет таким образом, чтобы предоставлять максимальную информацию по операциям головной компании.

6. Учетная политика представительства (филиала) иностранной компании

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать бухгалтерскую учетную политику в соответствии со стандартами российского бухгалтерского учета, либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Если филиал ведет коммерческую деятельности и получает доходы на территории РФ, то составление налоговой учетной политики обязательно в соответствии с налоговым законодательством РФ.

7. Какая налоговая регистрирует иностранные представительств и филиалы, а в какую подается отчетность?

Для регистрации филиалов и представительств иностранных компаний по всей России документы подаются в Межрегиональную ИФНС № 47. Отчетность сдается по месту нахождения представительств или филиала иностранной компании.

Наши услуги:

  • Регистрация представительств и филиалов иностранных компаний
  • Бухгалтерское обслуживание иностранных компаний
  • Регистрация ООО с иностранным участием

Учет иностранной организации в Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 47 по г. Москве

Согласно ст. 83 Налогового Кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Особенности учета иностранных организаций отражены в утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н «Особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения».

Постановке на учет иностранной организации в связи с наличием обособленного подразделения в Российской Федерации посвящен разд. II «Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения».

Иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение (далее по тексу — Отделение), подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности.

В случае, если несколько Отделений иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка иностранной организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее Отделений, определяемым иностранной организацией самостоятельно.

Необходимые документы *

Иностранное юридическое лицо представляет следующие документы:

  1. Свидетельство о регистрации или выписку из  торгового реестра компаний (или другой документ,  заменяющий  его  в  силу  требований  местного законодательства).
  2. Устав или положение об инкорпорации организации (или другой документ,  заменяющий  его  в  силу  требований  местного законодательства).
  3. Доверенность на физическое лицо (с паспортными данными) с указанием на право передоверия, представляющее интересы организации по всем вопросам постановки на учет, сдачи необходимых документов и их подписи.
  4. Решение полномочного органа организации о назначении Руководителя организации.
  5. Справка  из  банка, подтверждающая наличие счета  у  иностранной организации.
  6. Справка из Налогового органа страны происхождения иностранной организации о ее регистрации в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика).
  7. Ксерокопия свидетельства о постановке на учет в ИФНС Доверенного лица — гражданина РФ.
  8. Ксерокопия паспорта и визы на Доверенное лицо.

Все документы, перечисленные в пунктах 1-6, должны быть легализованы консульскими учреждениями обеих стран, с  нотариально заверенным переводом на русский язык.

Для  ряда стран-участников Гаагской конвенции  1961 года вместо консульской   легализации    необходимо проставление специального штампа —  Апостиль.

Для целей заполнения соответствующих форм, бланков и заявлений необходимо дополнительно сообщить следующую информацию:

  1. SWIFT код банка, в котором у организации открыт счет и номер счета.
  2. Фактический и юридический адрес отделения в РФ.
  3. Адрес местожительства руководителя организации в РФ или за рубежом, а также дата и место рождения.
  4. Официальные телефон/факс отделения в РФ.
  5. Фактический адрес организации за рубежом.
  6. Сведения об учредителях организации:
  7. Фирменное наименование юр. лица или Ф.И.О. и паспортные данные физ.лица.
  8. Местонахождение или местожительства.
  9. Идентификационный Номер Налогоплательщика или аналог.
  10. Доля (%)  в уставном капитале.
  11. Виды деятельности организации в РФ и за рубежом.
  12. Уставный капитал организации.

Стоимость услуг – 15 000 рублей, включая все расходы, кроме перевода, нотариального заверения перевода, копий документов на иностранную организацию.

Сроки – 5-7 рабочих дней с момента подачи документов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Образец жалобы в мосжилинспекцию на управляющую компанию
  • Образец заявления для смены реквизитов в пенсионный фонд
  • Образец заявления от жителей дома в управляющую компанию
  • Образец написания бизнес плана для малого бизнеса с нуля
  • Обратиться к значению свойства основного реквизита можно