Обобщающий урок делу время потехе час оценка достижений проверочная работа

Тест по разделу «Делу время – потехе час» вариант №1___________________________

1. Кто написал «Сказку о потерянном времени»?

А) Е.Л.Шварц      Б) В.В.Голявкин            В) В.Ю.Драгунский      Г) Н.Н.Носов

2.Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

А) В.В.Голявкин           Б) Н.Н.Носов          В) В.Ю.Драгунский          Г) Е.Л.Шварц

3.Из какого произведения эти выражения?И в ус не дует. Терять время понапрасну.

А) «Главные реки»        Б) «Что любит Мишка»    В) «Сказка о потерянном времени»

Г) «Никакой я горчицы не ел»

4.Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

А) Баха          Б) Прокофьева          В) Шопена             Г) Чайковского

5.Кто из авторов высказывает такую мысль?  Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

А) В.В.Голявкин         Б) Н.Н.Носов          В) В.Ю.Драгунский     Г) Е.Л.Шварц

6.Укажи героев «Сказки о потерянном времени».

А) Петя Зубов       Б) Ольга Капитоновна      В) Наденька          Г) Кораблёв

7.Укажи героев произведения «Главные реки».

А) Раиса Ивановна           Б) Петя Зубов            В) Мишка          Г) Кораблёв

8. Укажи фамилию главного героя рассказов В.Ю.Драгунского.

А) Кораблёв         Б) Слонов      В) Горбушкин          Г) Воробьёв

9.Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л.Шварца

А) Делу время – потехе час.            Б) Один пашет, а семеро руками машут

В) Откладывай безделье, но не откладывай дела.

Г) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

10.Укажи автора рассказа «Главные реки».

А) Е.Л.Шварц      Б) В.Ю.Драгунский         В) В.В.Голявкин          Г) М.М.Зощенко

11.Укажи фимилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю.Драгунского.

А) Кораблёв        Б) Слонов      В) Горбушкин     Г) Воробьёв

12.Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой я горчицы не ел».

А) Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Б)Если за день ничему не научился, зря прожил день.

В) Готовь сани с весны, а колёса с осени.            Г) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Вариант № 2 ______________________________________________________________________

1.Соедини фамилию автора с его произведением.

Е.Л.Шварц                                      «Никакой я горчицы не ел»

В.Ю.Драгунский                            «Сказка о потерянном времени»

В.В.Голявкин                                 «Главные реки»

2.Подумай, о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

__________________________________________________________________________

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

__________________________________________________________________________

В) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу.__________________________________________________________

Г)Этот предмет положил начало беседе, в которой учитель пения узнал, что любят Дениска и Мишка.__________________________________________________________

3.Допиши пословицы.

Скучен день до вечера, __________________________________________________ .

Откладывай безделье, ___________________________________________________.

Не сиди сложа руки, ____________________________________________________ .

4.Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

5.По одной фразе узнай произведение, запиши.

А) Попробуй в классе запой – сразу выгонят.

__________________________________________________________________________

Б) Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.

_________________________________________________________________________

В) Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу._________________________________________________________

Г) Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить.

________________________________________________________________________

Ключ к 1 варианту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

А

В

В

Г

А, Б, В

А, В, Г

А

Б

Б

Б

В

Проверочная работа к разделу «Делу время – потехе час».

Вариант 1

1.К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произведения и автора.

А) Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

__________________________________________________________________________

Б) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня. ______________________________________________________________________

В) Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

__________________________________________________________________________

Г) Ученику – удача, учителю – радость.

__________________________________________________________________________

Ключ к 1варианту

1.

А) Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Б) В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

В)В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

Г)В.Ю.Драгунский «Главные реки»

ВАРИАНТ 2.По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

А) Попробуй в классе запой – сразу выгонят.

__________________________________________________________________________

Б) Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.

_________________________________________________________________________

В) Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу._________________________________________________________

Г) Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить.

________________________________________________________________________

2.

А) В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Б) В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

В) Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Г) В.Ю.Драгунский «Главные реки»

3.Разгадай кроссворд. C:Documents and SettingsAdminМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 380.png

По горизонтали:

1.Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.

2.У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?

3.Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

4.Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

5.Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было …. .

6.Его не умели ценить герои произведения Е.Л.Шварца.

7.Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

По вертикали:

8.Черта характера человека, любящего трудиться.

9.По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и другие.

Ключ ко 2варианту

1.

 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

В.Ю.Драгунский «Главные реки»

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

2.

А) Часы. «Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварц.

Б) Воздушный змей. «Главные реки» В.Ю.Драгунский.        

В)Горчица. «Никакой я горчицы не ел» В.В.Голявкин.

Г)Рояль. «Что любит Мишка» В.Ю.Драгунский.

3.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

4.

Шофёр, дворник, кондуктор, экскаваторщик, строитель.

5. 

«Друг детства», «Он живой и светится» и другие.

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час»

Ф.И.___________________________

1.Соедини фамилию автора с его произведением.

Е.Л.Шварц «Никакой я горчицы не ел»

В.Ю.Драгунский «Сказка о потерянном времени»

В.В.Голявкин «Главные реки»

2. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название

произведения и автора.

а) Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.

Произведение:______________________________________________________________

Автор:_____________________________________________________________________

б) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени только три дня.

Произведение:______________________________________________________________

Автор:_____________________________________________________________________

в) Ученику – удача, учителю – радость.

Произведение:______________________________________________________________

Автор:_____________________________________________________________________

3. Подумай, о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную

роль.

а) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

Предмет:_________________ Произведение:_________________________________________________

б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

Предмет:__________________Произведение:________________________________________________

в) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу.

Предмет:__________________Произведение:________________________________________________

4. Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа «Никакой я горчицы не

ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный,

милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

5. Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени».

а) Делу время – потехе час.

б) Один пашет, а семеро руками машут

в) Откладывай безделье, но не откладывай дела.

6. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ «Главные реки».

а) рассказы о природе б) юмористические в) рассказы о подвигах

7. Отметь фамилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю. Драгунского.

а) Кораблёв б) Слонов в) Горбушкин

8. Из какого произведения этот отрывок?

«Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С

другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют».

а) «Главные реки»

б) «Сказка о потерянном времени»

в) Никакой я горчицы не ел»

9. Определите жанр произведения «Никакой я горчицы не ел».

а) сказка б) рассказ в) басня

10. Прочитай имена героев и вспомни, из какого они произведения: Кораблев, Раиса Ивановна,

Мишка.

а) «Никакой я горчицы не ел»

б) «Главные реки»

в) «Сказка о потерянном времени»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино

Искитимского района Новосибирской области

Проверочная работа по разделу

«Делу время – потехе час»

Литературное чтение

4 класс

УМК «Школа России»

Автор-составитель:

учитель начальных классов

Фокина Лидия Петровна

2013

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час»

1. Соедини стрелками:

Е. Л. Шварц «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин «Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

2. Узнайте произведение:

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное»

а) В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

3. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

а) сказка; б) рассказ; в) стихотворение

4.Разгадай кроссворд:

По вертикали:

Черта характера человека, любящего трудиться.

По сценариям, какого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др.

По горизонтали:

Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.

У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?

Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтоб он ровным был. Им было…

Его не умели ценить герои Е. Шварца.

Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час» (ответы)

1. Соедини стрелками:

Е.Л. Шварц «Главные реки»

В.Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

В.В. Голявкин «Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

2. Узнайте произведение:

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное»

а) В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

3. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

а) сказка; б) рассказ; в) стихотворение

4. Разгадай кроссворд:

По вертикали:

1. Черта характера человека, любящего трудиться. Трудолюбие

2. По сценариям, какого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др. Шварц

По горизонтали:

3. Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв. Некрасов

4. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель? Драгунский

5. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны. Пожарный

6. Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись. Голявкин

7. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтоб он ровным был. Им было… смешно

8. Его не умели ценить герои Е. Шварца. Время

9. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её. Метла

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с (Школа России)
  2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Обобщающий урок по разделу «Делу время — потехе час!»

Задачи:

  • проверить знания учащихся по прочитанным рассказам раздела;
  • актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;
  • учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;
  • отработать навык беглого чтения;
  • развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: учебник, презентация, деформированные пословицы, слова-черты характера, напечатанные на полосках желтого цвета красные ручки, карточки для исправления ошибок.

Тест

Презентация

Маршрутный лист

Ход урока

1. Организационный момент

(Проверка готовности детей к уроку: учебник «Литературное чтение ч.2», пенал с принадлежностями, дневник, тетрадь)

(Создание эмоционального настроя)

Необычен день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

(Видеть вас мы очень рады)

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Садитесь

2. Постановка проблемы

— Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки. Отгадайте:

1)

Без ног и без крыльев,

Быстро летит, не догонишь его (Время.)

2)

День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…(Часы.)

В какой пословице встречаются эти два слова? («Делу время — потехе час»)

— Как вы понимаете эту пословицу? Чему она учит нас? (значение этой пословицы в том, что на труд нужно отделять больше времени, чем забавам и потехам)

3. Сообщение темы и целей урока.< Постановка учебной задачи

Кто сформулирует тему урока?

Проведём обобщающий урок по разделу «Делу время — потехе час».

— А какие учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были внимательны, что мы узнали из этого раздела и кто лучше знает материал.)

— Повысить уровень осмысления изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.

— Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название?

Учитель: У вас на столах маршрутные листы и первое задание работа с пословицами. (Прочитайте)

Можно ли в таком виде использовать эти пословицы? (Нет)

Восстановите пословицы, соединяя подходящие по смыслу части из двух столбиков, соедините нужные части, объясните значение полученных пословиц. (В среднюю колонку напишите нужную букву)

(Работа в паре)

Учащиеся называют пословицы:

1. Скучен день до вечера,

А) так и не будет скуки.

2. Кто грамоте горазд,

Б) да не откладывай дела.

3. Не сиди, сложа руки,

В) коли делать нечего.

4. Откладывай безделье,

Г) тому не пропасть.

Ключ: 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б; 5-З; 6-Д; 7-Е; 8-Ж (на доске)

Проверка (Чтение составленных пословиц по цепочке)

Вывод: — Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы детей).

4. Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний

— Перед вами портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.

Это — Виктор Юзефович Драгунский, Виктор Владимирович Голявкин и Евгений Львович Шварц.

4.1. Соотнесите портреты с фамилиями, именами и отчествами

А

Б

В

Виктор

Владимирович

Голявкин

Виктор

Юзефович

Драгунский

Евгений

Львович

Шварц

Проверка по ключу

Ключ: 1-Б; 2-В; 3-А

4.2 «Кто какое произведение написал»

— Я предлагаю вам вспомнить, кто какое произведение написал, и записать в таблицу.

  • Виктор Юзефович Драгунский «Главные реки»
  • Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
  • Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор произведения

Название произведения

Герой произведения

Евгений Львович Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Петя Зубов

Виктор Юзефович Драгунский

«Главные реки»

Денис Кораблев

Виктор Владимирович Голявкин

«Никакой я горчицы не ел»

Мальчик, который никакой горчицы не ел

— Ребята, скажите, почему герои этих произведений попадали в такие ситуации?

— Верно, дети плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло.

— Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зубовым? («Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет».)

— А какой вывод можно сделать, услышав историю Дениски Кораблева? (Хочешь — не хочешь, нравится — не нравится, а уроки надо делать всегда! До самой старости!)

— А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?» (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в школе, чем просто бродить по улицам.)

5. Закрепление по теме урока

Тест-презентация PROclass по разделу «Делу время-потехе час».

6. Физминутка

7. Работа в группах, создание проекта

  • 1 ряд — В.Ю.Драгунский
  • 2 ряд — Е.Л.Шварц
  • 3 ряд- В.В.Голявкин

Памятка, конверты с материалом.

8. Защита проектов

— Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

  • Я сегодня понял, что…
  • Я буду теперь стараться…
  • Мне было интересно…

Вывод: Раздел «Делу время — потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много — неизмеримый океан. А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

Достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. (Мы рассуждали, сравнивали, анализировали и делали выводы)

— Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время — потехе час)

10. Домашнее задание

Сочинить юмористический рассказ (стр. 4).

Тест по литературному чтению Делу время — потехе час для учащихся 4 класса с ответами. Тест включает 2 варианта, каждый состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 3 задания, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

1 вариант

Часть А

А1. Отметь произведение, которое принадлежит перу
Е.Л. Шварца.

1) Главные реки
2) Сказка о потерянном времени
3) Никакой горчицы я не ел
4) Что любит Мишка

А2. Укажи автора рассказа «Что любит Мишка».

1) Е.Л. Шварц
2) В.Ю. Драгунский
3) В.В. Голявкин
4) М.М. Зощенко

А3. Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».

1) Пети Зубова
2) Маруси Поспеловой
3) Наденьки Соколовой
4) Миши Волкова

Часть В

В1. Укажи фамилию главного героя рассказов В.Ю. Драгунского.

1) Кораблёв
2) Слонов
3) Горбушкин
4) Воробьёв

В2. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю. Драгунского «Главные реки».

1) рассказы о животных
2) рассказы о природе
3) юмористические рассказы
4) рассказы о подвигах

Часть С

С1. Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца.

1) Делу время — потехе час.
2) Один пашет, а семеро руками машут.
3) Откладывай безделье, но не откладывай дела.
4) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

2 вариант

Часть А

А1. Укажи произведение, которое принадлежит перу В.В. Голявкина.

1) Главные реки
2) Сказка о потерянном времени
3) Никакой. горчицы я не ел
4) Что любит Мишка

А2. Укажи автора рассказа «Главные реки».

1) Е.Л. Шварц
2) В.Ю. Драгунский
3) В.В. Голявкин
4) М.М. Зощенко

А3. Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».

1) Пети Зубова
2) Маруси Поспеловой
3) Наташи Воробьёвой
4) Васи Зайцева

Часть В

В1. Отметь фамилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю. Драгунского.

1) Кораблёв
2) Слонов
3) Горбушкин
4) Воробьёв

В2. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

1) рассказы о животных
2) рассказы о природе
3) юмористические рассказы
4) рассказы о подвигах

Часть С

С1. Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой горчицы я не ел».

1) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
2) Если за день ничему не научился, зря прожил день.
3) Готовь сани с весны, а колеса с осени.
4) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ответы на тест по литературному чтению Делу время — потехе час
1 вариант
А1-2
А2-2
А3-4
В1-1
В2-3
С1-2
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-3
В1-2
В2-3
С1-3

Опубликовано: 04.01.2018
Обновлено: 04.01.2018

Тема:
«Обобщающий   урок   по   разделу «Делу время – потехе  
час!»

Цель:
обобщение  знаний учащихся по  разделу «Делу время – потехе
 час!»

Задачи:проверить
знания учащихся по прочитанным рассказам   раздела;

·        
актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;

·        
учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их
основную мысль, мораль;отработать навык беглого чтения;

·        
развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в
процессе построения сложных распространенных предложений;развивать логическое
мышление, память, внимание;воспитывать интерес к чтению художественной
литературы.

Оборудование: учебник,
тетрадь и карточки.

Ход урока

Ι. Организационный
момент. 

ΙΙ.
Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки.
Отгадайте:

1) Без ног и без крыльев,

Быстро летит, не догонишь его (Время.)

2) День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…(Часы.)

— Тема нашего урока спряталась в этих загадках. Хорошо бы
определить как эти два слова – «время и час» могут быть связаны друг с
другом (Иногда кажется, что час длится слишком долго, а на самом деле
время летит очень быстро, не успели оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому
время нужно беречь, проводить его с пользой)

пословицы: «Скучен
день до вечера, коли делать нечего», 
«Кто   грамоте   горазд, тому    не пропасть», «Откладывай
  безделье, да    не откладывай

-Чему они
нас учат? Скажите одним предложением. (Не терять время попусту).

— Какая
пословица является названием изученного вами раздела? (Делу время- потехе
час
) — на доске.

III.
Проверка домашнего задания.

— Дома вы
читали книги о сверстниках.

-Многие
даже рисунки нарисовали! Очень коротко поделитесь
впечатлениями.

(Слушаются
ответы детей).
 -Можно ли эти книги включить в данный раздел?

IV. Самоопределение
к деятельности.

— Ребята,
как много вы прочитали! Чему же посвятим сегодняшний урок?

(-
Сегодняшний урок литературного чтения посвятим обобщению знаний по изученному
разделу. Проверим, насколько мы были внимательны, что узнал
и.)

V. Актуализация
знаний. 

— К тому же
нас ждет еще одно чудо! Дело в том, что герои прочитанных
нами рассказов убежали от своих авторов. Так как они читают мало, плохо учатся,
вот и потерялись. Загрустили авторы и просят нас им помочь! Справимся с
задачей? (

VI.Работа по
теме урока.

 -Какие
произведения вы прочитали в этом разделе? («Сказка о потерянном
времени», «Главные реки», «Что любит Мишка»,
«Никакой горчицы я не ел».
)

— Проверим,
насколько хорошо вы знаете эти произведения. Определите их названия только по
одной фразе.

1. «Попробуй
в классе запой — сразу выгонят» (В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»)

2. «Они
разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное» ( В. Ю.
Драгунский. «Что любит Мишка»)

3. «Грохочут
грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную
дорогу» (Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»)

4. «Я только
вчера догадался, что уроки все — таки надо учить» (В. Ю. Драгунский. «Главные
реки») 

-Хорошо,
ребята, вспомните, пожалуйста, главных героев этих рассказов ( Петя
Зубов, Денис Кораблев, Мишка и мальчик, который никакой горчицы не ел.)

— Это
мальчики, которые потерялись, и вашим группам предстоит
их найти.

— Как обычно
ищут пропавших людей? (Можно составить объявление, спросить у
прохожих.)

— Итак,
внимание-внимание! 

— Прочитайте

Новости
школы № 68! Пропали мальчики: Петя Зубов, Денис Кораблев, Мишка и мальчик,
который никакой горчицы не ел. Помогите, пожалуйста, найти их!

Работа по
учебнику.

— Кстати, об
этом жанре! Обратимся к вопросу 8 на стр.36

— Вы
согласны с этим? (Да, но это объяснение подходит и к сказке,
требуется уточнение)

— Прочитайте
9 вопрос.

(- В
рассказе повествуется о событиях, которые происходили или могли происходить в
реальности.)- Вот как словарь литературоведческих терминов определяет
значение этого слова?(Ученик зачитывает словарную статью
)

Прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, 

изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе
ограничен, описываемое действие непродолжительно по
времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать 
рассказчик

 Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.)- И,
конечно же, наши авторы!(показывает на портреты)

— В рассказе
повествуется об определенных событиях в жизни героя. Писателю важно показать,
как герой относится к событиям, какие поступки совершает. Так постепенно с
развитием событий раскрывается характер героя, его мысли и чувства.

— Этот план
поможет вам быстрее отыскать потерявшихся героев(листочки с планом розданы в
группы).

План характеристики литературного героя

1. Имя
героя, место проживания.

2. Действия
и поступки, совершаемые героем.

3.
Внешность, характер героя.

4. Отношение
автора к герою.

5. Ваше
отношение к герою.


замечательного писателя А.П.Гайдара есть повесть «Тимур и его
команда»(показывает книгу). А это характеристика ее
главного героя (зачитывается учеником).

  Главный
герой повести А.П.Гайдара — Тимур. Мальчик жил вместе со своим дядей на даче.
    Команда Тимура тайно

оказывала
помощь семьям, чьи родственники ушли на фронт. Ребята в команде помогали по
хозяйству, присматривали за маленькими детьми, перевоспитывали шайку Мишки
Квакина.
   Тимур — «высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке,
на груди которой была вышита красная звезда».
   Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях,
неугомонный и хитроумный в достижении цели, обаятельный мальчик Тимур
пользовался авторитетом у сверстников.
   Автор с уважением относится к Тимуру и его команде, он одобряет
поступки ребят, их работу.
   Мне симпатичен главный герой повести А.П. Гайдара. Тимур —
ответственный, надёжный, я бы хотел(а), чтобы у меня был такой друг.

-Тимур похож
на ребят, которых нам предстоит найти? (Нет.)

-Почему?(Он
ответственный и трудолюбивый, не привык терять время даром.)

Работа в
группах.
(Ученики в каждой группе перед началом работы назначаютэксперта(координатора)

Проверка
работы в группах.

-Послушаем,
что получилось. Не забудьте подтвердить свои ответы чтением отрывка,
наиболее ярко характеризующего героя.

Представитель
от каждой группы дает описание героя с опорой на беглое чтение рассказа
из учебника
 и рассказывает о нем. После этого герой считается
найденным, портрет героя прикрепляется учеником на доску рядом с
портретом автора
)

— Молодцы,
ребята!  Авторы довольны! 

— А мы
немного отдохнем!

VII.
Физминутка.

ТЕСТ по теме: «Делу время – потехе час»

1. В каком классе учился Петя Зубов?

А)
в первом Б) во втором В) в третьем Г) в четвертом

2. Почему Петя чувствовал себя несчастным?

А)
он не мог играть с друзьями

Б)
он не мог теперь реализовывать свои мечты

В)
он ничему не успел научиться

3. Как Петя нашел первую ненастоящую старушку?

А)
она прыгала через скакалочку

Б)
она прыгала на одной ножке

В)
она играла в мяч Г) она играла в классики

4. Что делал Денис вместо того, чтобы учиться?

А)
играл в футбол Б) смотрел телевизор В) запускал воздушного змея

5. Какую клятву дал себе Денис?

А)
учить уроки до конца школы

Б)
учить уроки до глубокой старости

В)
не слушать подсказки Г) всегда говорить правду

6. О каком композиторе говорил Борис Сергеевич?

А)
о Бахе Б) о Шопене В) о Чайковском Г) о Моцарте

7. Что любил Мишка?

А)
все съедобное Б) все веселые игры В) все виды спорта

8. Какой разговор слушал мальчик в рассказе В. Голявкина?

А)
про последние события в мире

Б)
про стройку, про башенный кран

В)
про патент, про завод

9. Почему мальчик чувствовал, что ему скучно?

А)
все его прогоняли Б) ему нечем было заняться

В)
на улице было мало людей и машин

10. Закончи пословицу: «Скучен день до вечера, коли…»

А)
небо пасмурно Б) много работы В) делать нечего

VIII. Итог
урока.

— Ребята,
смотрите, какое у нас получилось красивое солнышко! Какое настроение оно у вас
вызывает? Почему? (Ответы детей).

Пусть эти
качества характера будут присущи и вам и, как лучи солнца освещают вашу дорогу
к знаниям!

— Что
главное мы должны с вами запомнить после сегодняшнего урока? (Дети могут
ответить хором: Делу время – потехе час!) 

 IX.
Домашнее задание.

— Ребята, в
школе интересно и весело или грустно и скучно учиться? (В школе
интересно и весело, если быть внимательными на уроках и ответственно выполнять
домашнее задание. А не так, как главный герой нашей сценки).

Ребята,
читатели вы замечательные! И, как показал урок, люди творческие! Поэтому дома
вам предстоит примерить на себя роль писателя: придумать и написать небольшой
рассказ на тему:«Почему важно и нужно ходить в школу?». И, может быть,
ваши произведения тоже можно будет включить в раздел «Делу
время — потехе час».

X.
Рефлексия.

— Вы все
сегодня были молодцы! И пришло время оценить свою работу.  

— Спасибо!
Урок окончен!

ТЕСТ по теме: «Делу время – потехе час»

1.     
В каком классе учился Петя Зубов?

А) в первом Б) во втором В) в третьем Г) в четвертом

2. Почему Петя чувствовал себя несчастным?

А) он не мог играть с друзьями

Б) он не мог теперь реализовывать свои мечты

В) он ничему не успел научиться

3. Как Петя нашел первую ненастоящую старушку?

А) она прыгала через скакалочку

Б) она прыгала на одной ножке

В) она играла в мяч Г) она играла в классики

4. Что делал Денис вместо того, чтобы учиться?

А) играл в футбол Б) смотрел телевизор

В) запускал воздушного змея

5. Какую клятву дал себе Денис?

А) учить уроки до конца школы

Б) учить уроки до глубокой старости

В) не слушать подсказки Г) всегда говорить правду

6. О каком композиторе говорил Борис Сергеевич?

А) о Бахе Б) о Шопене В) о Чайковском Г) о Моцарте

7. Что любил Мишка?

А) все съедобное Б) все веселые игры В) все виды спорта

8. Какой разговор слушал мальчик в рассказе В. Голявкина?

А) про последние события в мире

Б) про стройку, про башенный кран

В) про патент, про завод

9. Почему мальчик чувствовал, что ему скучно?

А) все его прогоняли Б) ему нечем было заняться

В) на улице было мало людей и машин

10. Закончи пословицу: «Скучен день до вечера, коли…»

А) небо пасмурно Б) много работы В) делать нечего


Проверим, насколько хорошо вы знаете произведения. Определите их названия
только по одной фразе.

1.
«Попробуй в классе запой — сразу выгонят»

2.      «Они
разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное»

3.      «Грохочут
грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на
железную дорогу»

4.      «Я только
вчера догадался, что уроки все — таки надо учить»

ЗАГАДКИ

1) Без ног и без крыльев,

Быстро летит, не догонишь его.

2) День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…

Допиши пословицы: «Скучен день до вечера, …………………………..

«Кто  
грамоте   горазд, ………………….

ТЕСТ по теме: «Делу время – потехе час»

1.     
В каком классе учился Петя Зубов?

А) в первом Б) во втором В) в третьем Г) в четвертом

2. Почему Петя чувствовал себя несчастным?

А) он не мог играть с друзьями

Б) он не мог теперь реализовывать свои мечты

В) он ничему не успел научиться

3. Как Петя нашел первую ненастоящую старушку?

А) она прыгала через скакалочку

Б) она прыгала на одной ножке

В) она играла в мяч Г) она играла в классики

4. Что делал Денис вместо того, чтобы учиться?

А) играл в футбол Б) смотрел телевизор

В) запускал воздушного змея

5. Какую клятву дал себе Денис?

А) учить уроки до конца школы

Б) учить уроки до глубокой старости

В) не слушать подсказки Г) всегда говорить правду

6. О каком композиторе говорил Борис Сергеевич?

А) о Бахе Б) о Шопене В) о Чайковском Г) о Моцарте

7. Что любил Мишка?

А) все съедобное Б) все веселые игры В) все виды спорта

8. Какой разговор слушал мальчик в рассказе В. Голявкина?

А) про последние события в мире

Б) про стройку, про башенный кран

В) про патент, про завод

9. Почему мальчик чувствовал, что ему скучно?

А) все его прогоняли Б) ему нечем было заняться

В) на улице было мало людей и машин

10. Закончи пословицу: «Скучен день до вечера, коли…»

А) небо пасмурно Б) много работы В) делать нечего


Проверим, насколько хорошо вы знаете произведения. Определите их названия
только по одной фразе.

1.
«Попробуй в классе запой — сразу выгонят»

2.      «Они
разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное»

3.      «Грохочут
грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на
железную дорогу»

4.     
«Я только вчера догадался, что
уроки все — таки надо учить»

ЗАГАДКИ

1) Без ног и без крыльев,

Быстро летит, не догонишь его.

2) День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…

Допиши пословицы: «Скучен день до вечера, …………………………..

«Кто   грамоте   горазд, ………………….

Скачано с
www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обобщение по разделу делу время потехе час контрольная работа 4 с ответами
  • Образец жалобы в жилищную инспекцию на управляющую компанию на бездействие
  • Образец жалобы на управляющую компанию в жилищную инспекцию по перерасчету
  • Образец заполнения графика работы при суммированном учете рабочего времени
  • Образец заявления в страховую компанию вск на возврат страховки по кредиту