Обобщающий урок делу время потехе час 4 класс проверочная работа

Проверочная работа по литературному чтению

по разделу «Делу время — потехе час» 4 класс

Ф.И. ________________________ 1 вариант

1. Отметь произведение, которое принадлежит перу Е.Л. Шварца.

А) «Главные реки»
Б) «Сказка о потерянном времени»
В) «Никакой горчицы я не ел»

2. Укажи автора рассказа «Никакой горчицы я не ел».

А) Е.Л. Шварц
Б) В.Ю. Драгунский
В) В.В. Голявкин

3. Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова
Б) Маруси Поспеловой
В) Наденьки Соколовой
Г) Миши Волкова

4. Укажи фамилию главного героя рассказов В.Ю. Драгунского.

А) Кораблёв
В) Слонов
В) Горбушкин
Г) Воробьёв

5. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю. Драгунского «Главные реки».

А)рассказы о животных

Б) рассказы о природе
В) юмористические рассказы
Г) рассказы о подвигах

6.Вспомни имя Шварца.

А) Евгений Львович

Б) Лев Евгеньевич

В) Евгений Леонидович

Г) Леонид Евгеньевич

7. Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца.

А) Делу время — потехе час.
Б) Один пашет, а семеро руками машут.
В) Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Г) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

8.По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

А) Попробуй в классе запой – сразу выгонят.

_____________________________________________

Б) Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу._______________________________________

8. Как зовут Голявкина?

А) Виктор Владимирович

Б) Владимир Викторович

В) Виктор Валентинович

Г) Валентин Викторович

9. Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой горчицы я не ел».

А) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Б) Если за день ничему не научился, зря прожил день.
В) Готовь сани с весны, а колеса с осени.
Г) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

10. По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

А) Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. ____________________________________

Б) Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу.____________________________________

11. Допиши пословицы.

Скучен день до вечера, _________________________ .

Откладывай безделье, __________________________ .

12. Как звали главного героя сказки Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»?

А) Витя Малеев

Б) Петя Зубов

В) Волька Костыльков

13. Что делали волшебники в произведении Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» в 12 часов ночи?

А) считали деньги

Б) спали

В) считали потерянное время

14. Что попросила назвать учительница Дениса Кораблёва в рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки»?

А) назвать самую большую реку Америки

Б) назвать самое глубокое озеро России

В) назвать самое быстрое животное

15. Назови имя учителя Дениса Кораблёва в рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки»..

А) Раиса Ивановна

Б) Наталья Петровна

В) Ольга Сергеевна

Проверочная работа по литературному чтению

по разделу «Делу время — потехе час» 4 класс

Ф.И. ________________________ 2 вариант

1. Укажи произведение, которое принадлежит перу В.В. Голявкина.

А «Главные реки»
Б) «Сказка о потерянном времени»
В) «Никакой. горчицы я не ел»

2. Укажи автора рассказа «Главные реки».

А) Е.Л. Шварц
Б) В.Ю. Драгунский
В) В.В. Голявкин

3. Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова
Б) Маруси Поспеловой
В) Наташи Воробьёвой
Г) Васи Зайцева

4. Отметь фамилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю. Драгунского.

А) Кораблёв
Б) Слонов
В) Горбушкин
Г) Воробьёв

5. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

А) рассказы о животных
Б) рассказы о природе
В) юмористические рассказы
Г) рассказы о подвигах

6. Подумай, и запиши о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

____________________________________________

____________________________________________

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

____________________________________________

____________________________________________

7. Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

9. Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

10. Подумай, и запиши о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

____________________________________________

____________________________________________

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

_____________________________________________

_____________________________________________

11. Допиши пословицы.

Не сиди сложа руки, ___________________________.

Кто грамоте горазд, ____________________________.

12. Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке в произведении Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»?

А) Арина Родионовна

Б) бабушка Катя

В) тетя Наташа

13. Сколько ребят заколдовали злые волшебники в произведении Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»?

А) 8

Б) 4

В) 2

14. Чем занимался Денис Кораблёв , вместо того, чтобы делать уроки в рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки»?

А) запускал змея в космос

Б) катался на велосипеде

В) гулял с друзьями

15. За какое время успел одеться Кораблёв, опаздывая на уроки в рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки»?

А) за 3 минуты 15 секунд

Б) за 2 минуты 24 секунды

В) за 1 мин. 48 секунд

Тест по разделу «Делу время – потехе час»

Вариант 1

1.Вспомни имя Шварца.

А) Евгений Львович

Б) Лев Евгеньевич

В) Евгений Леонидович

Г) Леонид Евгеньевич

2.Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

3.Из какого произведения эти выражения?

И в ус не дует. Терять время понапрасну.

А) «Главные реки»

Б) «Что любит Мишка»

В) «Сказка о потерянном времени»

Г) «Никакой я горчицы не ел»

4.Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

А) Баха

Б) Прокофьева

В) Шопена

Г) Чайковского

5.Кто из авторов высказывает такую мысль?

              Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

6.Укажи героев «Сказки о потерянном времени».

А) Петя Зубов

Б) Ольга Капитоновна

В) Наденька

Г) Кораблёв

Ключ к 1 варианту

1

2

3

4

5

6

А

А

В

В

Г

А, Б, В

Вариант 2

1.Как зовут Голявкина?

А) Виктор Владимирович

Б) Владимир Викторович

В) Виктор Валентинович

Г) Валентин Викторович

2.Кто написал «Сказку о потерянном времени»?

А) Е.Л.Шварц

Б) В.В.Голявкин

В) В.Ю.Драгунский

Г) Н.Н.Носов

3.Из какого произведения эти выражения?

         Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился.

А) «Никакой я горчицы не ел»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Что любит Мишка»

Г) «Главные реки»

4.Что больше всего на свете любил Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

А) Песенки

Б) Музыку

В) Животных

Г) Детей

5.У кого из авторов вместо отрицательных героев действуют отрицательные качества человека: трусость, жестокость, вероломство?

А) у Е.Л.Шварца

Б) у Н.Н.Носова

В) у В.В.Голявкина

Г) у В.Ю.Драгунского

6.Укажи героев произведения «Главные реки».

А) Раиса Ивановна

Б) Петя Зубов

В) Мишка

Г) Кораблёв

Ключ ко 2 варианту

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

Б

А

А, В, Г

Вариант 3

1.Укажи произведение, которое принадлежит перу Е.Л.Шварца.

А) «Главные реки»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Никакой я горчицы не ел»

Г)  «Что любит Мишка»

2.Укажи автора рассказа «Что любит Мишка».

А) Е.Л.Шварц

Б) В.Ю.Драгунский

В) В.В.Голявкин

Г) М.М.Зощенко

3.Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова

Б) Маруси Поспеловой

В) Наденьки Соколовой

Г) Миши Волкова

4.Укажи фимилию главного героя рассказов В.Ю.Драгунского.

А) Кораблёв

Б) Слонов

В) Горбушкин

Г) Воробьёв

5.Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки».

А) Рассказы о животных

Б) Рассказы о природе

В) Юмористические рассказы

Г) Рассказы о подвигах

6.Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л.Шварца

А) Делу время – потехе час.

Б) Один пашет, а семеро руками машут

В) Откладывай безделье, но не откладывай дела.

Г) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

Ключ к 3 варианту

1

2

3

4

5

6

Б

Б

Г

А

В

Б

Вариант 4

1.Укажи произведение, которое принадлежит перу В.В.Голявкина.

А) «Главные реки»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Никакой я горчицы не ел»

Г)  «Что любит Мишка»

2.Укажи автора рассказа «Главные реки».

А) Е.Л.Шварц

Б) В.Ю.Драгунский

В) В.В.Голявкин

Г) М.М.Зощенко

3.Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова

Б) Маруси Поспеловой

В) Наташи Воробьёвой

Г) Васи Зайцева

4.Укажи фимилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю.Драгунского.

А) Кораблёв

Б) Слонов

В) Горбушкин

Г) Воробьёв

5.Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка».

А) Рассказы о животных

Б) Рассказы о природе

В) Юмористические рассказы

Г) Рассказы о подвигах

6.Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой я горчицы не ел».

А) Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Б)Если за день ничему не научился, зря прожил день.

В) Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Г) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ключ к 4 варианту

1

2

3

4

5

6

В

Б

В

Б

В

В

Проверочная работа к разделу «Делу время – потехе час».

Вариант 1

1.К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произведения и автора.

А) Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

__________________________________________________________________________

Б) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня. ______________________________________________________________________

В) Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

__________________________________________________________________________

Г) Ученику – удача, учителю – радость.

__________________________________________________________________________

2.По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

А) Попробуй в классе запой – сразу выгонят.

__________________________________________________________________________

Б) Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.

_________________________________________________________________________

В) Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу._________________________________________________________

Г) Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить.

________________________________________________________________________

3.Разгадай кроссворд. C:Documents and SettingsAdminМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 380.png

По горизонтали:

1.Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.

2.У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?

3.Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

4.Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

5.Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было …. .

6.Его не умели ценить герои произведения Е.Л.Шварца.

7.Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

По вертикали:

8.Черта характера человека, любящего трудиться.

9.По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и другие.

Ключ к 1варианту

1.

А) Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Б) В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

В)В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

Г)В.Ю.Драгунский «Главные реки»

2.

А) В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Б) В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

В) Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Г) В.Ю.Драгунский «Главные реки»

3.

По горизонтали:

1.Некрасов

2.Драгунский

3.Пожарный

4.Голявкин

5.Смешно

6.Время

7.Метла

По вертикали:

8.Трудолюбие

9.Щварц

Вариант 2

1.Соедини фамилию автора с его произведением.

Е.Л.Шварц                                      «Никакой я горчицы не ел»

В.Ю.Драгунский                            «Сказка о потерянном времени»

В.В.Голявкин                                 «Главные реки»

2.Подумай, о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

__________________________________________________________________________

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

__________________________________________________________________________

В) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу.__________________________________________________________

Г)Этот предмет положил начало беседе, в которой учитель пения узнал, что любят Дениска и Мишка.__________________________________________________________

3.Допиши пословицы.

Скучен день до вечера, __________________________________________________ .

Откладывай безделье, ___________________________________________________.

Не сиди сложа руки, ____________________________________________________ .

Кто грамоте горазд, ______________________________________________________ .

4.Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

5.Вспомни и запиши рассказы В.Ю.Драгунского, с которыми ты познакомился раньше._____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ ко 2варианту

1.

 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

В.Ю.Драгунский «Главные реки»

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

2.

А) Часы. «Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварц.

Б) Воздушный змей. «Главные реки» В.Ю.Драгунский.        

В)Горчица. «Никакой я горчицы не ел» В.В.Голявкин.

Г)Рояль. «Что любит Мишка» В.Ю.Драгунский.

3.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4.

Шофёр, дворник, кондуктор, экскаваторщик, строитель.

5. 

«Друг детства», «Он живой и светится» и другие.

Тест по
разделу «Делу время – потехе час»

1.Соедини фамилию автора с его
произведением.

Е.Л. Шварц                                     
«Никакой я горчицы не ел»

В.Ю. Драгунский                           
«Что любит Мишка»

                                                        
«Сказка о потерянном времени»

В.В. Голявкин                                
«Главные реки»

2.Подумай, о каком предмете идёт речь.
Запиши название предмета, название  и автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным
школьникам снова стать детьми._______________________________

_____________________________________________________________________________________________

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить
стихотворение и реки Америки.____________________________

_____________________________________________________________________________________________

В) Этот предмет  не ел герой рассказа 
___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Г) На этом предмете играл Борис
Сергеевич_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

3.Подчеркни, с рабочими каких профессий
общался герой рассказа «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер,
дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик,
учитель, строитель, продавец.

4.Что больше всего на свете любит Борис
Сергеевич?

А) Песенки

Б) Музыку

В) Животных

Г) Детей

5.Произведение какого композитора играл
Борис Сергеевич? 

А) Баха

Б) Прокофьева

В) Шопена

Г) Чайковского

6.Укажи героев произведения «Главные
реки».

А) Раиса Ивановна

Б) Петя Зубов

В) Мишка

Г) Кораблёв

7.Укажи героев «Сказки о потерянном
времени».

А) Петя Зубов

Б) Ольга Капитоновна

В) Наденька

Г) Денис Кораблёв

8.Укажи, кого не было среди
школьников в «Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова

Б) Маруси Поспеловой

В) Миши Слонова

Г) Васи Зайцева

9.Из какого произведения эти выражения?

А то можно в такую историю вляпаться,
что своих не узнаешь.

А) «Никакой я горчицы не ел»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Что любит Мишка»

Г) «Главные реки»

10.Кто из авторов высказывает такую
мысль?

              Так устроено на свете: от
любого несчастья может спастись человек.

А) В.В. Голявкин

В) В.Ю. Драгунский

Г) Е.Л. Шварц

11.Укажи пословицу, которая не
подходит к рассказу «Никакой я горчицы не ел».

А) Не сиди сложа руки, так не будет и
скуки.

Б) Если за день ничему не научился, зря
прожил день.

В) Готовь сани с весны, а колёса с
осени.

Г) Скучен день до вечера, коли делать
нечего.

12.Укажи пословицу, которая не
подходит к «Сказке о потерянном времени».  

А) Делу время – потехе час.

Б) Один пашет, а семеро руками машут.

В) Откладывай безделье, но не откладывай
дела.

Г) Безделье ускоряет наступление
старости, труд продлевает нашу молодость.

13.Запиши названия 2-3 рассказов В. Ю. Драгунского.
  
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Укажи, к какой группе рассказов
относятся рассказы В.Ю. Драгунского.

А) Рассказы о животных

Б) Рассказы о природе

В) Юмористические рассказы

Г) Рассказы о подвигах

15.Укажи фамилию главного героя
рассказов В.Ю. Драгунского.

А) Кораблёв

Б) Слонов

В) Горбушкин

Г) Зубов

16.Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1.Поэт, стихотворение
которого не выучил Денис Кораблёв.

2.Автор «Денискиных
рассказов».

3.Эта профессия помогла
проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

4.Фамилия автора рассказа
«Никакой я горчицы не ел»

5.Двое рабочих поняли,
что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы
он ровным был. Им было …. .

6.Его не умели ценить
герои произведения Е.Л. Шварца.

7.Она стояла у стены.
Дворник запретил трогать её.

По вертикали:

8.Черта характера
человека, любящего трудиться.

9.Фамилия автора
«Сказки о потерянном времени».

17. Чему учат
все произведения раздела   «Делу время, потехе час»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час»

Ф.И.___________________________

1.Соедини фамилию автора с его произведением.

Е.Л.Шварц «Никакой я горчицы не ел»

В.Ю.Драгунский «Сказка о потерянном времени»

В.В.Голявкин «Главные реки»

2. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название

произведения и автора.

а) Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.

Произведение:______________________________________________________________

Автор:_____________________________________________________________________

б) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени только три дня.

Произведение:______________________________________________________________

Автор:_____________________________________________________________________

в) Ученику – удача, учителю – радость.

Произведение:______________________________________________________________

Автор:_____________________________________________________________________

3. Подумай, о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную

роль.

а) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

Предмет:_________________ Произведение:_________________________________________________

б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

Предмет:__________________Произведение:________________________________________________

в) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу.

Предмет:__________________Произведение:________________________________________________

4. Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа «Никакой я горчицы не

ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный,

милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

5. Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени».

а) Делу время – потехе час.

б) Один пашет, а семеро руками машут

в) Откладывай безделье, но не откладывай дела.

6. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ «Главные реки».

а) рассказы о природе б) юмористические в) рассказы о подвигах

7. Отметь фамилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю. Драгунского.

а) Кораблёв б) Слонов в) Горбушкин

8. Из какого произведения этот отрывок?

«Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С

другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют».

а) «Главные реки»

б) «Сказка о потерянном времени»

в) Никакой я горчицы не ел»

9. Определите жанр произведения «Никакой я горчицы не ел».

а) сказка б) рассказ в) басня

10. Прочитай имена героев и вспомни, из какого они произведения: Кораблев, Раиса Ивановна,

Мишка.

а) «Никакой я горчицы не ел»

б) «Главные реки»

в) «Сказка о потерянном времени»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино

Искитимского района Новосибирской области

Проверочная работа по разделу

«Делу время – потехе час»

Литературное чтение

4 класс

УМК «Школа России»

Автор-составитель:

учитель начальных классов

Фокина Лидия Петровна

2013

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час»

1. Соедини стрелками:

Е. Л. Шварц «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин «Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

2. Узнайте произведение:

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное»

а) В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

3. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

а) сказка; б) рассказ; в) стихотворение

4.Разгадай кроссворд:

По вертикали:

Черта характера человека, любящего трудиться.

По сценариям, какого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др.

По горизонтали:

Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.

У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?

Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтоб он ровным был. Им было…

Его не умели ценить герои Е. Шварца.

Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час» (ответы)

1. Соедини стрелками:

Е.Л. Шварц «Главные реки»

В.Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

В.В. Голявкин «Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

2. Узнайте произведение:

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное»

а) В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

«Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

3. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

а) сказка; б) рассказ; в) стихотворение

4. Разгадай кроссворд:

По вертикали:

1. Черта характера человека, любящего трудиться. Трудолюбие

2. По сценариям, какого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др. Шварц

По горизонтали:

3. Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв. Некрасов

4. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель? Драгунский

5. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны. Пожарный

6. Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись. Голявкин

7. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтоб он ровным был. Им было… смешно

8. Его не умели ценить герои Е. Шварца. Время

9. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её. Метла

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с (Школа России)
  2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)

Проверочная работа по разделу «Делу время — потехе час»

Avatar

20.01.2022.
Тест. Начальные классы, 4 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Работа включает задания по литературному чтению по разделу «Делу время — потехе — час».

Список вопросов теста

Вопрос 1
  1. Произведения какого писателя ты не встретил в этом разделе?
Варианты ответов
  • В. Драгунского
  • Н. Носова
  • В. Голявкина
  • Е. Шварца

Вопрос 2

Кто   является автором произведения «Главные реки»?

Варианты ответов
  • Н. Носов
  • В. Голявкин
  • В. Драгунский
  • Е. Шварц

Вопрос 3

К  какому  жанру  относится  произведение «Главные  реки»?

Варианты ответов
  • сказка
  • рассказ
  • былина
  • быль

Вопрос 4

В какую книгу можно  поместить   рассказ  «Что любит  Мишка»?

Варианты ответов
  • рассказы о животных
  • юмористические рассказы
  • рассказы о природе
  • фантастические рассказы

Вопрос 5

Чему учит «Сказка  о  потерянном  времени»?

Варианты ответов
  • находить хороших друзей
  • хорошо учиться
  • возвращать потерянное время
  • не тратить время напрасно

Вопрос 6

Главное качество героя произведения «Никакой горчицы я не ел»

Варианты ответов
  • трудолюбие
  • лень
  • глупость
  • смелость

Вопрос 7

К каким произведениям из изученного раздела подходит  пословица?

Поздно поднялся — день потерял, в молодости не учился — жизнь потерял.

Варианты ответов
  • «Сказка о потерянном времени»
  • «Главные реки»
  • «Никакой горчицы я не ел»

Вопрос 8

По одной фразе узнай произведение и его автора. 

  • Грохочут   грузовики   —   скорее,   скорее   надо сдать грузы в магазины, на заводы, на желез­ную дорогу.
Варианты ответов
  • В. Драгунский «Что любит Мишка»
  • В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
  • В. Драгунский «Главные реки»

Вопрос 9

По одной фразе узнай произведение и его автора. 

  • Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить.
Варианты ответов
  • В. Драгунский «Что любит Мишка»
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
  • В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
  • В. Драгунский «Главные реки»

Вопрос 10

По одной фразе узнай произведение и его автора. 

  • Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.
Варианты ответов
  • В. Драгунский «Что любит Мишка»
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
  • В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
  • В. Драгунский «Главные реки»

Вопрос 11

Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.

Варианты ответов
  • А. С. Пушкин
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • С.В.Михалков

Вопрос 12

Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

Варианты ответов
  • скамейка
  • лопата
  • метла
  • лестница

Вопрос 13

Из какого произведния выражения?

И в ус не дует. Понапрасну теряет время

Варианты ответов
  • В. Драгунский «Что любит Мишка»
  • В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
  • В. Драгунский «Главные реки»

Вопрос 14

В каком  произведении   главная   мысль  выражена   пословицей   «Скучен  день до  вечера, коли делать  нечего»?

Варианты ответов
  • В. Драгунский «Что любит Мишка»
  • В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
  • В. Драгунский «Главные реки»

Вопрос 15

Темой какого произведения являются  любимые занятия друзей?

Варианты ответов
  • В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
  • В. Драгунский «Что любит Мишка»
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
  • В. Драгунский «Главные реки»

Вопрос 16

Чему учит произведение «Никакой  горчицы  я  не ел»?

Варианты ответов
  • не тратить время напрасно
  • уметь общаться со взрослыми
  • хорошо учиться
  • прогуливать школу

Вопрос 17

Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за се­кунду до Раисы Ивановны.

Варианты ответов
  • учитель
  • шофёр
  • пожарный
  • строитель

Вопрос 18

Закончи пословицу: «Не сиди сложа руки, так и …»

Варианты ответов
  • заболеть недолго
  • не будет скуки
  • жизнь пройдёт

Вопрос 19

Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолк­нуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было… .

Варианты ответов
  • грустно
  • смешно
  • радостно
  • некогда

Вопрос 20

Закончи пословицу: «Кто грамоте горазд, тому …»

Варианты ответов
  • понадобятся очки
  • не пропасть
  • нужно много читать

Вопрос 21

Закончи пословицу: «Откладывай безделье, да не откладывай …»

Варианты ответов
  • денег
  • отдых
  • дела
  • книг

Вопрос 22

Из какого произведния выражения?

Держите ухо востро. Как сквозь землю провалился.

Варианты ответов
  • В. Драгунский «Что любит Мишка»
  • В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
  • В. Драгунский «Главные реки»

Вопрос 23

Отметь, к кого из авторов вместо отрицательных героев действуют отрицательные качества человека: трусосоть, жестокость, вероломство

Варианты ответов
  • В. Голявкин
  • В. Драгунский
  • Е. Шварц

Вопрос 24

Закончи пословицу: «Скучен день до вечера, коли …»

Варианты ответов
  • небо пасмурно
  • много работы
  • делать нечего

Вопрос 25

Отметь, кто из авторов высказал такую мысль:

Так устроено на свете:  от  любого несчастья может спастись человек.

Варианты ответов
  • В. Голявкин
  • В. Драгунский
  • Е. Шварц

Вопрос 26

Отметь, о ком из авторов раздела эта информация?

У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?

Варианты ответов
  • В. Голявкин
  • В. Драгунский
  • Е. Шварц

Вопрос 27

Отметь, о ком из авторов раздела эта информация?

По сценариям этого писателя сняты фильмы  «Золушка», «Снежная королева»  и др.

Варианты ответов
  • В. Голявкин
  • В. Драгунский
  • Е. Шварц

Вопрос 28

Какую пословицу можно подобрать для характеристики главных героев произведений, прочитанных тобой в разделе «Делу — время, потехе — час»?

Варианты ответов
  • Тяжело в учении, легко в бою.
  • Ленивый ученик в почёте невелик.
  • Еда не достаётся лёжа.

Вопрос 29

Черта характера человека, любящего трудиться.

Варианты ответов
  • любознательность
  • трудолюбие
  • старание
  • аккуратность

Вопрос 30

Отметь ТРИ пословицы, котрые могли бы стать заголовками к этому разделу

Варианты ответов
  • Чёрная земля белых рук не любит.
  • Дело на безделье не меняют.
  • Грамоте учиться всегда пригодится.
  • Не учи безделью — учи рукоделью.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Всех дел не переделаешь.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Обобщающий урок по разделу «Делу время — потехе час!»

Задачи:

  • проверить знания учащихся по прочитанным рассказам раздела;
  • актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;
  • учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;
  • отработать навык беглого чтения;
  • развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: учебник, презентация, деформированные пословицы, слова-черты характера, напечатанные на полосках желтого цвета красные ручки, карточки для исправления ошибок.

Тест

Презентация

Маршрутный лист

Ход урока

1. Организационный момент

(Проверка готовности детей к уроку: учебник «Литературное чтение ч.2», пенал с принадлежностями, дневник, тетрадь)

(Создание эмоционального настроя)

Необычен день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

(Видеть вас мы очень рады)

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Садитесь

2. Постановка проблемы

— Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки. Отгадайте:

1)

Без ног и без крыльев,

Быстро летит, не догонишь его (Время.)

2)

День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…(Часы.)

В какой пословице встречаются эти два слова? («Делу время — потехе час»)

— Как вы понимаете эту пословицу? Чему она учит нас? (значение этой пословицы в том, что на труд нужно отделять больше времени, чем забавам и потехам)

3. Сообщение темы и целей урока.< Постановка учебной задачи

Кто сформулирует тему урока?

Проведём обобщающий урок по разделу «Делу время — потехе час».

— А какие учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были внимательны, что мы узнали из этого раздела и кто лучше знает материал.)

— Повысить уровень осмысления изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.

— Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название?

Учитель: У вас на столах маршрутные листы и первое задание работа с пословицами. (Прочитайте)

Можно ли в таком виде использовать эти пословицы? (Нет)

Восстановите пословицы, соединяя подходящие по смыслу части из двух столбиков, соедините нужные части, объясните значение полученных пословиц. (В среднюю колонку напишите нужную букву)

(Работа в паре)

Учащиеся называют пословицы:

1. Скучен день до вечера,

А) так и не будет скуки.

2. Кто грамоте горазд,

Б) да не откладывай дела.

3. Не сиди, сложа руки,

В) коли делать нечего.

4. Откладывай безделье,

Г) тому не пропасть.

Ключ: 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б; 5-З; 6-Д; 7-Е; 8-Ж (на доске)

Проверка (Чтение составленных пословиц по цепочке)

Вывод: — Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы детей).

4. Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний

— Перед вами портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.

Это — Виктор Юзефович Драгунский, Виктор Владимирович Голявкин и Евгений Львович Шварц.

4.1. Соотнесите портреты с фамилиями, именами и отчествами

А

Б

В

Виктор

Владимирович

Голявкин

Виктор

Юзефович

Драгунский

Евгений

Львович

Шварц

Проверка по ключу

Ключ: 1-Б; 2-В; 3-А

4.2 «Кто какое произведение написал»

— Я предлагаю вам вспомнить, кто какое произведение написал, и записать в таблицу.

  • Виктор Юзефович Драгунский «Главные реки»
  • Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
  • Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор произведения

Название произведения

Герой произведения

Евгений Львович Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Петя Зубов

Виктор Юзефович Драгунский

«Главные реки»

Денис Кораблев

Виктор Владимирович Голявкин

«Никакой я горчицы не ел»

Мальчик, который никакой горчицы не ел

— Ребята, скажите, почему герои этих произведений попадали в такие ситуации?

— Верно, дети плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло.

— Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зубовым? («Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет».)

— А какой вывод можно сделать, услышав историю Дениски Кораблева? (Хочешь — не хочешь, нравится — не нравится, а уроки надо делать всегда! До самой старости!)

— А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?» (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в школе, чем просто бродить по улицам.)

5. Закрепление по теме урока

Тест-презентация PROclass по разделу «Делу время-потехе час».

6. Физминутка

7. Работа в группах, создание проекта

  • 1 ряд — В.Ю.Драгунский
  • 2 ряд — Е.Л.Шварц
  • 3 ряд- В.В.Голявкин

Памятка, конверты с материалом.

8. Защита проектов

— Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

  • Я сегодня понял, что…
  • Я буду теперь стараться…
  • Мне было интересно…

Вывод: Раздел «Делу время — потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много — неизмеримый океан. А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

Достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. (Мы рассуждали, сравнивали, анализировали и делали выводы)

— Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время — потехе час)

10. Домашнее задание

Сочинить юмористический рассказ (стр. 4).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оборудование для производства стройматериалов для малого бизнеса
  • Образец бизнес плана для малого бизнеса с нуля скачать бесплатно
  • Образец бланка письма с угловым расположением реквизитов скачать
  • Образец доп соглашения к трудовому договору при смене реквизитов
  • Образец жалобы финансовому уполномоченному на страховую компанию