Обэп имеет ли право проверять малый бизнес

Проверка ОЭБиПК

Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.

Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП

Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.

В статье даны ответы на вопросы:

  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • вы не в Москве, узнайте о возможности получения юридической помощи (консультаций) дистанционно;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • вызвали на допрос в ОБЭП адвокат окажет услугу;
  • об оформлении результатах проверки ОБЭП;
  • нажмите ссылку и узнаете какие действия проводят в отношении поставщиков Налогоплательщика-смотреть здесь;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • об особенностях сопровождения проверки ОБЭП;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК Москва;
  • узнайте, к чему быть готовым в ходе допроса как в ФНС, так и в ОБЭП и СК РФ-смотреть здесь;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на  консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено. В каждом округе Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются  свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по  линии ОЭБиПК, расположенному в городе Москва по адресу: Шаболова, д. 6, то есть управлению МВД России по г.Москве.

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании. При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует «вежливо» в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации. Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

  ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача — выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2020, 2021 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых (выездных) проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые «Внеплановые проверки ОБЭП» — это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях. Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности  за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

При взаимодействии с ФНС РФ по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений руководствуются совместным Приказом МВД И ФНС № 495 и № ММ 7-2-347 от 30.06.09.

  Компетенция аппарата ОЭБиПК  распространяется на следующие составы преступлений, предусмотренные уголовным кодексом РФ:

  • cт.146 УК РФ — нарушение авторских и смежных прав;
  • ст.159 УК РФ — мошенничество;
  • ст.170.2 УК РФ — внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;
  • ст.171.2 УК РФ — незаконные организация и проведение азартных игр;
  • ст.171 УК РФ — незаконное предпринимательство;
  • ст.172 УК РФ — незаконная банковская деятельность;
  • ст.172.1.  УК РФ — фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации;
  • ст.172.2. УК РФ- организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества;
  • ст.173.1. УК РФ — незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица;
  • ст.173.2. УК РФ — незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица;
  • ст.178 УК РФ — ограничение конкуренции;
  • ст.185 УК РФ — злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;
  • ст.185.5 УК РФ — фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
  • ст.195 УК РФ — неправомерные действия при банкротстве;
  • ст.196 УК РФ — преднамеренное банкротство;
  • ст.197 УК РФ — фиктивное банкротство;
  • ст.198 и ст.199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов ИП и организациями;
  • ст.199.1 УК РФ — неисполнение обязанностей налогового агента;
  • ст.200.3. УК РФ — привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости  и другие, в-основном, находящиеся в главе 22 УК РФ.

Компетенция, не означает проведение предварительного следствия. ОБЭП, как орган дознания обязан выявить экономическое или должностное преступление: собрать материалы, достаточные для возбуждения уголовного дела с последующей передачей их в следственные органы. В рамках уголовного дела исполнять поручения следователя. Хотя ранее, оперуполномоченных назначали исполняющими обязанности следователя, после чего они возбуждали дело и принимали к своему производству.

Подразделение ОБЭП как и уголовный розыск относятся к криминальной полиции, а не полиции общественной безопасности, поэтому рассмотрение дел об административном нарушении в компетенцию данных специалистов не входит. В случае выявления правонарушения, предусмотренного кодексом РФ об административных правонарушениях, ОЭБиПК должны направить материалы в соответствующие государственные органы для возбуждения дела об административном правонарушении.

ОБЭП пользуется гласным и негласным арсеналом ОРД.

Оперативный орган на основании ст. 6 ФЗ «Об ОРД» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие такие мероприятия:

  • ОПРОС, чего опасаться-смотреть здесь;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент;
  • получение компьютерной информации.

На основании ст. 13 Закона о Полиции РФ получать ответы на свои запросы из организаций всех форм собственности, то есть бюджетных и коммерческих и некоммерческих организации.

В этот раз затронем обследование помещений. Технология данного гласного оперативно-розыскного мероприятия одинакова как для Федеральной таможенной службы РФ, ФСБ и МО.

Прежде всего, чтобы явиться в компанию, сотрудникам ОБЭП необходимы для этого правовые основания.

А таковыми является рапорт оперуполномоченного на имя своего руководителя с изложением данных о подготавливаемом, совершаемом в настоящем времени или уже совершенном преступлении согласно ст.7 ФЗ «Об ОРД». Также в нем указываются предполагаемые лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности. Как правило таковыми указываются генеральный директор юридического лица и главный бухгалтер.

Кто предоставляет информацию сотрудникам полиции?

  • Ранее работавшие сотрудники организации, уволенные и считающие, что с ними несправедливо поступили.
  • Данные, добытые в ходе оперативно-розыскной деятельности, расследования уголовных дел. Также могут быть данные, предоставленные от органов ФНС и иных государственных органов.
  • Данные, полученные из средств массовой информации, сети Интернет.
  • Информация, полученная из социальных сетей twitter, вконтакте, facebook.
  • Информация, полученная от «дружественных» работников банковских учреждений.
  • Информация, полученная от негласных сотрудников.
  • И наконец, зная по громким уголовным коррупционным делам, возбужденным в отношении самих обэповцев, можно предполагать, что некоторые оперуполномоченные в личных целях, получив информацию о финансовом состоянии организации, искусственно создают доказательства, указывая их в рапорте, служащим основанием для дальнейшего решения Начальника полиции провести обследование помещений компании, ее обособленных подразделений и складов. Цели могут быть разные: от «абонентского обслуживания соответствующей службой, до циничного «отжатия бизнеса».

Проведению обследования помещений как правило могут предшествовать следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Наведение справок сотрудниками, то есть получение информации от ФНС, комитета по статистике, данных о расчетных счетах в банковских учреждениях. Информация, полученная от ГИБДД о транспортных средствах и от Россреестра о наличии недвижимого имущества и данных о фактическом проживании интересующих фигурантов.
  • Проверочная закупка. Например, если юридическое лицо занимается реализацией какой-либо продукции, может последовать предложение заключить выгодную сделку. Вас просят составить договор под определенные условия, просят выписать счет. И когда необходимо внести предоплату, покупатель достает свое служебное удостоверение со словами контрольная закупка. Также вручается Распоряжение на обследование со всеми вытекающими последствиями.
  • Прослушивание телефонных переговоров.

Причем, на осуществление указанных ОРМ должно быть вынесено постановление, при отсутствии которого, доказательства, полученные и легализованные в результате таких ОРМ могут быть признаны судом недопустимыми.

Могут ли прослушиваться телефонные переговоры сотрудниками ОБЭП?

Согласно статьи 8 Закона об ОРД такое право предоставлено сотрудникам ОБЭП. Достаточно получить соответствующее постановление у руководителя полиции и в течении 48 часов прослушивание разрешено без судебного разрешения!!!

Порядок обследования помещений организаций сотрудниками

Сотрудники полиции, прибыв в помещение организации, под роспись предоставляют распоряжение о проведении обследования руководителю организации или иному лицу, копия которого вручается ему под роспись.

Как правило обследование проводится в дневное время. А именно с 6 утра до 22 часов вечера, так как ночное время согласно ст. 5 УПК РФ определено, как время с 22 до 6 часов. Ночью такие ОРМ проводятся только в случаях не требующих отлагательства.

При осуществлении указанного гласного ОРМ должностными лицами составляется протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ, в который вносится информация о ходе обследования, а именно:

  • вносятся данные об участниках действия;
  • место производства обследования;
  • предметы, изъятые в ходе ОРМ, при этом с изъятых документов должны быть сняты копии, которые заверяются подписью должностного лица с передачей должностному лицу компании;
  • при изъятии информации на электронных носителях также допускается копирование информации для передаче сотрудника компании;
  • в протокол могут вноситься пояснения участвующих в действиях сотрудников организации.
  • а также замечания и дополнения лиц.

Сотрудник ОБЭП, оформивший протокол, должен его копию передать должностному лицу юридического лица.

Нередко, для осмотра помещений привлекается определенное количество сотрудников, то есть в распоряжении указываются фамилии должностных лиц, которым поручено произвести проверку, а на обследовании присутствуют сотрудники не указанные в данном документу. Рекомендуется удостовериться в личности сотрудников, потребовав предъявить удостоверения, а лицам, не указанном в нем попросить удалиться, в противном случае предупредив о подаче жалобы в суд или вышестоящему руководителю.

Максимальный срок в течении которого проверяющие должны передать копии с изъятых документов составляет 5 дней. Три дня дается на отправку этих документов почтой по адресу, указанному в протоколе, составленному при осмотре.

На какие вещи в первую очередь обращают внимание ревизоры?

Изымаются документы с признаками подделки, предметы, изъятые из гражданского оборота. Обследование проводится с участием двух понятых.

Часто, работники полиции пользуются услугами «профессиональных» понятых, имеющих статус представителей общественности, которые случается, принимают участие в таких действиях постоянно.

Как себя вести при проведении проверки сотрудниками ОБЭП?

  • Потребовать раскрыть служебное удостоверение и переписать указанные в нем данные о лице.
  • Внимательно ознакомиться с текстом распоряжения. Обратить внимание на состав проверяющих, их данные указываются в распоряжении. Если количество сотрудников не соответствует в указанном документе, попросить их удалиться из помещения. Конечно они будут возражать, но после сообщения о том, что данном факте будет сообщено в прокуратуру и УСБ, большой шанс, что они покинут помещение. При их отказе внести замечания в протокол обследования, указав на присутствие сотрудников не указанных в распоряжении.
  • Не помогать проверяющим: эта помощь может быть выражена в предоставлении доступа в сейф и тд. Помните, что проводится обследование, а не обыск!
  • Не следует говорить свою должность, во избежание своих должностных полномочий, ограничившись словом сотрудник.
  • Не давать показаний, со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ, на утверждение проверяющих о том, заработную плату платит руководитель и на эти деньги существует его семья.
  • На столе не должно быть никаких документов, печатей…
  • Документы, неучтенные наличные денежные средства следует хранить отдельно от служебных документов, написав, что это личные средства.
  • Давать пояснения следует только в присутствии адвоката, почему смотреть здесь. При этом, проверяющие могут давить на то, что раз без юриста не хотите давать показания, значит есть, что скрывать. На это можно ответить, что не являетесь специалистом в юридической сфере, поэтому необходима помощь независимого юридического консультанта – адвоката.

Могут ли сотрудники ОЭБиПК без разрешения руководства провести проверку?

Гипотетически могут, для того, что бы узнать являются ли их действия официальными, следует получить информацию из журнала учета распоряжений, поскольку все такие документы подлежат регистрации.

Какой срок проведения проверки сотрудниками ОБЭП?

Оперуполномоченные ОБЭП входе проверки вправе получать пояснения от лиц, отбирать образцы почерка для сравнительного исследования, назначать документальную ревизию и экспертизу, привлекать для осуществления необходимых действий соответствующих специалистов.

Сроки проведения проверок установлены уголовно-процессуальным законодательством, а именно ст.144 УПК РФ. Общий срок составляет три дня. Но естественно по экономическим, включая налоговым делам срок будет составлять не менее одного месяца. По рапорту сотрудника, проводящего проверку, руководитель имеет право продлить ее срок еще на один месяц. По-сути, срок неограничен.

Проверки ОЭБИПК в отличие от органов, на которые распространяется требование закона № 294, могут проходить неоднократно за одни и  те же периоды, но обстоятельства (основания) будут разными.

Вместо проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия ОЭБиПК могут на основании статьи 176 УПК РФ провести неотложное следственное действие — Осмотр места происшествия, данное следственное действие возможно до возбуждения уголовного дела. Во время осмотра, который проводится также с участием понятых, сотрудники имеют право изымать интересующие их предметы. Фактически проводится обыск без необходимости осуществления уголовного процесса и получения необходимых разрешений.

Какова глубина проверки организации или ИП?

Если налоговыми органами затрагивается финансово — хозяйственная деятельность три предшествующих года сроку проверки, то сотрудники ОЭБИПК, не забывайте, проводят проверку с целью возбуждения уголовного дела, то есть получения так называемых палок. Поэтому ими могут исследоваться документы за пределами трехлетнего срока. Чтобы было ясно, надо ознакомиться со ст.78 Уголовного кодекса РФ.

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Например, по ч.2 ст.199 УК РФ максимальный срок привлечения к ответственности лица 6 лет. Получается, что законодателем рассматривается как тяжкое преступление. А согласно пункту в) срок привлечения лица к уголовной ответственности составляет десять лет.

Рекомендация: храните документы только в пределах срока, установленного НК РФ и ФЗ «О бухгалтерском учете»  от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Если вопросы?

  позвоните адвокату Чернову С.В.- (+79035509858) специалисту по защите бизнеса,
выпускнику Академии МВД по специализации БЭП. За мной: опыт работы следователем по расследованию преступлений в сфере экономики; опыт защиты предпринимателей от преследования; статус налогового консультанта.

Узнаете, в каких случаях может ОБЭП в Москве одного  округа требовать предоставления документов у Общества, местом регистрации которого является другой округ Москвы.
Также узнаете, о порядке действий директора организации при получении из ОЭБИПК Москвы запроса и как ответить отказом в предоставлении документов и информации и при этом избежать ответственности.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: стоимость 10 000 рублей, представление интересов юридического лица или ИП в ходе проверки — 100 тыс. рублей.

  • анализ запросов;
  • сопровождение адвоката для опроса в отдел ОЭБиПК как в Москве, Московской области, так и других регионах РФ;
  • подготовка ответов по запросам экономической полиции;
  • обжалование  действий (бездействия) оперуполномоченного ОЭБИПК;
  • обжалование в вышестоящему начальству или в суд постановлений УБЭП, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • разрешение иных правовых проблем компании и ее руководителей во время полицейской проверки.



Если надо, проведу семинар для сотрудников организации по вопросам проверок, проводимых подразделениями полиции экономической безопасности; по вопросам проведения выездных налоговых проверок органами ФНС.


Последствия проведения полицейской проверки

Любое дело когда-то заканчивается, так и проверка УБЭП также должна найти свое логическое заключение.

  • При обнаружении в ходе проверки признаков состава какого — либо экономического преступления, оперативная служба согласно ст.11 Закона об ОРД передает материалы проверки в следственный отдел УВД МВД или Следственного комитета — по подследственности. Следователь принимает решение. То есть или выносит постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в его возбуждении.
  •  Если ОЭБиПК полагает о наличии налогового правонарушения или для обеспечения интересов государства по банкротным делам или реализации полномочий в области регистрации юридических лиц, тогда в течении десяти дней направляет материалы в ИФНС по месту государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
  • С момента возбуждения уголовного дела оперуполномоченные ОЭБиПК выполняют оперативно-розыскные мероприятия и отдельные следственные действия по письменному поручению следователя.
  • Узнать о том, проводились ли оперативно-розыскные мероприятия в отношении лица,  возможно только в двух случаях: в рамках уголовного дела, когда данные материалы легализуются и используются в качестве доказательств; и по результатам налоговой проверки и привлечения лица к налоговой ответственности. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в пункте 45 о таком праве налоговых органов в своем Постановлении № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ.

Порядок принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела

Учитывая, что оперативный уполномоченный ОЭБ и ПК являются специальным субъектом,имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность и в процессуальном плане согласно ст. 40 УПК РФ относится к органу дознания, соответственно имеет право проводить дознание по поступившему заявлению о совершенном или готовящемся преступлении.

Для этого, руководитель органа дознания, к коим относится начальник отдела ОЭБиПК делегирует оперативнику полномочие на проведение дознания: опросы, проведение следственного действия осмотр места происшествия, результатом которог является обнаружение и изъятие интересующих их предметов, например черновых записей. Отобрание образцом для сравнительного исследования. Назначение судебных экспертиз и тд.

Но, все же итоговое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела принимать не может. Несмотря на это оперуполномоченный, выступающий и.о. дознавателя выносит такое постановление.

Исходя из положений ст.ст.144, 145 и 151 УПК РФ, вынесение процессуального решения по результатам проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении законодатель возлагает на орган, к подследственности которого относится данное преступление. Поэтому, если по условиям ст. 151 УПК РФ расследования уголовного дела проводится в форме предварительного следствия, то принятие решений (постановлений) возлагается на следователей МВД и Следственного Комитета РФ, но ни как не на сотрудников ОБЭП.

Субсидиарная ответственность Должностного лица организации или Индивидуального предпринимателя предполагает деятельность правоохранительных органов и ФНС в поиске имущества как в ходе выездной налоговой проверки, так и в ходе проверочных мероприятий ОБЭП и расследования уголовного дела по ст. ст. 159, 198-199.1. УК РФ. Как происходит взаимодействие смотреть здесь.

От тюрьмы и от сумы не зарекайся: Посмотри сколько коммерсантов, включая их помощников было арестовано и осуждено по уголовным делам экономической направленности

смотреть здесь

.

Рекомендации: При начале проверки рекомендуется приглашать адвоката, и все действия производить только при его участии.

Привентивно следует хранить личные ценности, денежные средства отдельно от денежных средств организации.

Учитывая, что иные сотрудники полиции, такие как участковый инспектор полиции, на территории которой находится офис организации, не вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность юридического лица, то не следует их допускать в помещение.

Защита бизнеса.  Способы давления на бизнес, проверки УЭБиПК (ОБЭП),  ИФНС

Защита бизнеса.

В европейских странах, да и странах всего мира, много внимания уделяется развитию малого бизнеса.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что малый бизнес в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса согласно официальной статистике созданы в Новой Зеландии, Сингапуре, Дании, Гонконге, Грузия на 6-м месте, Россия на 31-м.

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий малого бизнеса, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% малых предприятий существует более 3 лет, остальные ликвидируются значительно раньше.

Это происходит по ряду причин: рискованая налоговая политика, нестабильность курса национальной валюты, коррупция в стране, давление контролирующих органов.

В таких условиях, необходима защит бизнеса как на государственном уровне, так и на личном — в интересах конкретного малого предприятия.

С учетом часто меняющегося законодательства в стране, думается, что для успешной защиты бизнеса необходимо привлечение узких специалистов в этой области — адвокатов и юристов ведущих практику по защите прав именно юридических лиц.

В своей ежедневной хозяйственной деятельности коммерческие и некоммерческие организации часто сталкиваются с правоохранительными структурами, одной из которых является УЭБиПК (ОБЭП). Именно эти органы в системе правоохранительных органов имеют своими задачами борьбу с преступлениями в экономической сфере и в сфере коррупции. Оперативные сотрудники указанных подразделений имеют достаточный опыт оперативной работы и отличаются своим повышенным статусом.

Способы давления на бизнес.

В одних случаях, появление УЭБиПК (ОБЭП) спровоцировано вниманием конкурентов или так называемых «рейдеров», в других случаях это результат действий нечистоплотных на руку правоохранителей, желающих «наживиться» на чужом бизнесе.

В нашей практике встречались оба случая. В обоих случаях действия правоохранителей из УЭБиПК (ОБЭП) были достаточно активными и в большинстве случаев выходили за пределы законности, нередко возбуждались уголовные дела на руководителей или учредителей Обществ.

Своими проверками они порой затрудняли или блокировали повседневную деятельность обществ, что и являлось основной целью проверок. Далее, появлялись конкуренты либо «рейдеры» и предлагали «решение вопроса», либо никаких предложений не следовало, а попросту «отжимался» бизнес.

Известны и другие «изощренные» способы давления на представителей бизнеса через возбуждение уголовного преследования по мошенничеству (ст. 159 УК РФ) до обвинения в педофилии (ст.134 УК РФ). Но об этих случаях в других темах.

Полномочия правоохранителей при проверках.

Законом РФ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентируется деятельность оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ.

Во-первых, надо понимать какие основания имеются у правоохранителей для проведения полицейских проверок, обысков, досмотров, изъятия документов, опросов. Во-вторых, как себя вести при полицейских поверках, на стадиях до и после возбуждения уголовного дела, как реагировать на требования правоохранителей.

Основаниями для проведения ОРМ сотрудниками ОБЭП являются в соответствии со ст. 7 Закона «Об ОРД»: наличие возбужденного уголовного дела; сведения о подготавливаемом или совершаемом преступлении; в целях розыска лиц.

Это означает, что без предусмотренных Законом основании, правоохранители не могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении субъектов предпринимательства.

В рамках ст. 6 Закона, органы ОРД производят гласные (наведение справок; наблюдение; контроль почтовых отправлении?, телеграфных и иных сообщении?; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; получение компьютернои? информации) и негласные мероприятия (запросы; опросы; обследование помещений; изъятие и выемка).

Согласно п.4 ч.1 ст.13 Закона «О полиции»,полиция вправе в связи с проверкои? зарегистрированных в установленном порядке заявлении? и сообщении? о преступлениях…, запрашивать и получать… по мотивированному запросу… документы.

Это означит, что должно быть основание для запроса — заявление о преступлении, а запрос должен быть мотивированным, разъяснять какие документы и для каких целей необходимо представить.

Для проведения опроса или обследование помещений сотрудники ОБЭП должны получить согласие опрашиваемого и обследуемого.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 No 3-ФЗ «О Полиции»: ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организации? допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Поскольку законом не предусмотрена возможность применения каких-либо ограничении? в ходе обследования или опроса, то и принудительное их проведение (без согласия лица в отношении которого они направлены) невозможно.

На проведение обследований помещений, выемки, у сотрудников УБЭПиПК должны иметься мотивированные постановления, распоряжения руководителей оперативных отделов.

Подведомственные УЭБиПК (ОБЭП) преступления.

Правоохранителей из УЭБиПК (ОБЭП) могут заинтересовать следующие категории преступлений:

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Статья 159. Мошенничество

Статья 160. Присвоение или растрата

Статья 171. Незаконное предпринимательство

Статья 172. Незаконная банковская деятельность

Статья 174. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Статья 174.1. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Статья 176. Незаконное получение кредита

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

Статья 180. Незаконное использование товарного знака

Статья 188. Контрабанда

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве

Статья 196. Преднамеренное банкротство

Статья 197. Фиктивное банкротство

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

Статья 204. Коммерческий подкуп

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов?

Указанный выше перечень преступлений экономической сферы которые могут заинтересовать ОБЭП не является исчерпывающим, но интересны для оперативных работников, поскольку связаны с оборотом значительных материальных средств.

Приведенные преступления являются достаточно серьезными и качестве санкций за их совершение применяются наказания в виде лишения свободы. Именно поэтому правоохранительные органы имеют возможность психологического давления перед представителями бизнеса при сборе доказательств и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Стадии проверок и зачем нужна защита.

Существуют две стадии уголовного дела. Стадия проверки Организации до возбуждения уголовного дела и стадия предварительного следствия (после возбуждения уголовного дела).

Именно на стадии до возбуждения уголовного дела у сотрудников УЭБиПК возникает возможность проведения оперативных мероприятий (ОРМ) в отношении Организаций. Могут производиться такие мероприятия как:

• Обыск

• Осмотр помещений

• Выемка документов и серверов

• Опросы и допросы в различных статусах.

Многие руководители считают что проблемы еще нет и поэтому пускают все на самотек, или, что хуже, стараются решить проблему самостоятельно. При этом, руководители Обществ могут своими действиями «нажить» себе другие статьи, такие как дача взятки или мошенничество.

По нашим наблюдениям, в большинстве случаев, когда руководители Обществ прибегают к профессиональной юридической помощи юристов или адвокатов, степень риска возбуждения уголовного дела или наступления негативных последствий снижается. Такая «экономия» на юристов и адвокатов не оправдана, поскольку на кону стоит бизнес в целом и любая ошибка или неверное действие может привести к полной ее потере.

Так, пример из практики нашей Коллегии. Руководители одного Общества занимались крупным бизнесом и имели в аренде объект промышленного назначения. После значительных вложений в объект, собственник объекта решил более не сдавать его арендатору, а самостоятельно вести раскрученный бизнес. Было отказано в продлении арендных отношений и с помощью УЭБиПК Общество было насильно выселено из объекта, а в дальнейшем преследовалось по уголовному делу. На самых ранних стадиях возникновения спора, руководство Общества не стало обращаться за услугами юристов, а решило сэкономить, что привело к потере части бизнеса.

В другом случае из практики Коллегии, на территории ресторана принадлежащего одному Обществу, третьими лицами было совершено тяжкое преступление, было возбуждено уголовное дело. Сотрудники Общества и руководство было опрошено по обстоятельствам дела. В дальнейшем, по представлению прокурора была инициирована внеплановая проверка с участием ОБЭП, Трудовой инспекции, Роспотребнадзора и Санитарного надзора.

Руководство Общества приняло решение о привлечении адвоката на ранней стадии проведения проверки, в результате чего при даче объяснений, осмотрах, составлений протоколов и др. проверочных мероприятиях принимал участие квалифицированный адвокат. По истечении 3-х месяцев проверки, были установлены незначительные нарушения в сфере потребительских услуг, после устранения которых, проверка завершилась, без потрясений для бизнеса.

Таким образом, привлекая специалиста — адвоката или юриста при проверках бизнеса УЭБиПК (ОБЭП), Общество защищает свой бизнес от рисков и обеспечивает себе спокойную защищенную деятельность.

Задача адвоката при защите от полицейских проверок, на стадии проверки до возбуждения уголовного дела, не дать правоохранителям злоупотребить правом и нанести ущерб интересам Организации, не дать заблокировать ее деятельность, что приводит к потерям в бизнесе.

Как защитить себя, рекомендации.

Для начала нужно знать свои права, обязанности и иметь точный алгоритм поведения при появлении на фирме сотрудников правоохранительных органов.

Мы советуем обучать своих работников правилам поведения и общения с представителями контролирующих органов при их появлении. Знать и понимать положения ст. 51 Конституции РФ.

Разработать регламент и правила хранения документов в офисе, на фирме.

Понимать значение коммерческой тайны. Согласно ч.3 ст.183 УПК РФ, ст. 183 УК РФ,,выемка предметов и документов, содержащих охраняемую законом таи?ну производится на основании судебного решения. Предусмотрена уголовная ответственность за собирание сведении?, составляющих коммерческую таи?ну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Далее, мы советуем всегда иметь под рукой контакты проверенного специалиста по вопросами защиты бизнеса — юриста или адвоката, потому как, самолечение может привести с пагубным и непоправимым последствиям.

Помните ! При проведении любой проверки, на любой стадии вы имеете право пользоваться услугами адвоката и проверяющие обязаны Вам предоставить такое право.

Проверки ИФНС, блокировки счетов Банками.

Проверки Вашего бизнеса могут проводиться так же и в налоговой сфере для выявления незаконных схем, используемых в целях уклонения от уплаты налогов в бюджет; выявления сомнительных операций и иных мошеннических схем.

Проверки так же проводятся на стадии регистрации юридического лица для выявления использования фирм-«однодневок» и фирм-«прокладок», ужесточаются требования банков по открытию счетов, блокируются счета по 115 ФЗ.

По результатам проверок, проводимых ИФНС, материалы могут быть переданы в правоохранительные органы — СК РФ для возбуждения уголовных дел по преступлениям предусмотренным ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента), ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств).

В таких случаях представители или руководители Обществ могут привлекаться к уголовной ответственности и без участия адвоката уже не обойтись.

Поэтому мы советуем на ранних стадиях обнаружения проблемы: при назначении проверки, получении запроса на предоставление документов, вызов руководителя для дачи объяснений, предъявления постановления о производстве осмотра или выемки, блокировке счета Банком или ИФНС; незамедлительно вооружиться грамотным специалистом и участвовать в общениях с контролирующими органами только при их участии.

И помните, что все решения и действия контролирующих органов и Банков можно оспорить в суде.

Из практики действующих судебных юристов и адвокатов, при обжаловании вс уд решений налоговых органов, решений о наложении штрафов и пеней, в 70 % случаев суд принимает сторону жалобщика. Такая тенденция сложилась за последние 10 лет существования Арбитражной практики.

Учитывая особую сложность и постоянно обновляемое налоговое законодательство РФ, лучше не полагаться на собственные силы, а незамедлительно обращаться к специалисту по налоговым спорам и решать возникающие проблемы в самом начале их возникновения.

Таким образом, ведение бизнеса в РФ при часто меняющемся законодательстве РФ, наличии фактора коррумпированности в контролирующих и правоохранительных органах, становится затруднительным без должной правовой поддержки.

Поэтому для профилактики возможных рисков для бизнеса и решения возникающих проблем на стадии ее зарождения, представители малого бизнеса страны не должны экономить на правовой защите своего бизнеса и как минимум иметь рядом адвокатское бюро к которому можно обратиться на ранних стадиях возникновения проблем.

По материалам сайта https://advokat-sheriev.ru/zashhita-biznesa-pri-proverkax-uebipk.aspx

адвокат Шериев А.Н.
Председатель Коллегии адвокатов г. Москвы «ШиП»
слушатель курсов повышения квалификации МГЮА им. Кутафина
по программе «Защита бизнеса от проверок».

Проверка ОБЭП. Практические рекомендации

Проверка ОБЭП. Практические рекомендации

Всем хорошо известно о наличии так называемых проверок проводимых сотрудниками подразделений экономической безопасности. Можно довольно долго осуществлять предпринимательскую деятельность и не сталкиваться с подобными проблемами. Но что делать, если вами заинтересовались? Как правило, это происходит неожиданно.

Для того, чтобы защитить себя от негативных последствий проверок, необходимо владеть информацией. При проведении проверок сотрудники подразделений экономической безопасности руководствуются Законом РФ от 7.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок осуществления сотрудниками подразделений экономической безопасности оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, регламентирован в УПК РФ от 18.12.2001 174-ФЗ.


Практические рекомендации при проверке

Действия при проведении проверок ОБЭП, должны полностью соответствовать нормам действующего законодательства. Как правило, проверку ОБЭП предугадать сложно, но к ней можно подготовиться. Что нужно сделать, чтобы проверка ОБЭП не стала для вас полной неожиданностью?

Навести порядок в бумагах. Не хранить «лишнюю информацию». В организации должны храниться только те документы, которые относятся к ее деятельности. Если имеются склады, то посторонние товары – потенциальный источник неприятностей во время проверки сотрудниками подразделений экономической безопасности.

Организации с розничной торговлей должны внимательно следить за кассой и выдачей чеков и пр. Не следует хранить информацию, не относящуюся к деятельности компании, ни на серверах, ни в компьютерах организации. Минимум лишнего – минимум вопросов при проведении проверки ОБЭП.

Работники предприятия должны знать свои права в случае проведения проверок ОБЭП. При проведении проверки ОБЭП сотрудники организации должны общаться с полицией поверхностно. Необходимо, чтобы на случай проверок в компании присутствовало лицо, имеющее возможность дать необходимые пояснения относительно хозяйственной деятельности организации. Компетентность лица, присутствующего при проведении проверки – весомый аргумент в вашу пользу. И помните золотое правило — никто не обязан свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников, это право закреплено статьей 51 Конституции.

Попросите сотрудников проводящих проверку, предъявить документы. Запишите информацию о проверяющих. Желательно уточнить по телефону полномочия лиц, пришедших проводить проверку от имени ОБЭП. Телефоны местных подразделений экономической безопасности должны быть под рукой. Затем, сотрудники организации должны незамедлительно оповестить руководство компании.

При проведении проверки ведите себя максимально вежливо и корректно. Не следует противодействовать полицейским при проведении проверки. Достаточно часто, сотрудники ОБЭП ведут себя грубо. Не поддавайтесь на эмоциональную провокацию, как правило это является одним из способов эмоционального воздействия на проверяемых.

Предоставляйте всю запрашиваемую документацию, открывайте сейфы, помещения и т.п. Следите, чтобы вся изымаемая документация и т.п. были отражены в протоколе проведенной проверки ОБЭП. Если у вас имеется информация, отнесенная законом к коммерческой тайне предприятия, сотрудники ОБЭП могут ее изъять, только имея санкцию прокурора. Однако, вступать в борьбу за такие документы не следует. Незаконные действия при проведении проверки вы всегда сможете обжаловать. Помните, процессуальные действия оперативники ОБЭП могут проводить только в присутствии понятых.


Последствия проверки ОБЭП

Если по результатам проверки ОБЭП в деятельности предприятия будет обнаружен состав экономического преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ, может быть принято решение о возбуждении уголовного дела. Если состав отсутствует, выносится постановление и об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если по результатам проверки ОБЭП получены достаточные данные, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов, руководителю организации предлагается добровольно уплатить выявленную сумму налоговой недоимки, штрафов и пеней. В случае уплаты руководитель организации (индивидуальный предприниматель) освобождается от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст.ст.198, 199 УК РФ. Если руководитель организации не согласится с выводами органов внутренних дел и откажется добровольно уплатить выявленную недоимку, штрафы и пени, полученные материалы проверки направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по статьям 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование. Расследованием уголовных дел по указанным статьям занимаются следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ. Тем не менее, уголовные дела в отношении предпринимателей возбуждают достаточно редко.

Как правило, организация-нарушитель привлекается к административной ответственности. Однако стоит иметь ввиду, что в ходе проверки деятельность организации может быть практически парализована в связи с тем, что зачастую в ходе проверочных мероприятий изымаются системные блоки офисных компьютеров, документация и пр.


Куда обратиться за помощью?

Учитывая, что проверки могут повлечь серьезные последствия, вплоть до возбуждения уголовного дела, мы рекомендуем заранее тщательно выбирать специалистов, которым вы доверите свою защиту.
Тем более необходимо позаботиться о защитнике заблаговременно, если проблемы с налоговыми и правоохранительными органами длятся давно и вам о них известно. Тогда у вас появится независимый грамотный консультант и уверенность в круглосуточной поддержке и защите. Адвокаты нашей коллегии предоставляют полный комплекс услуг связанных с проверками ОБЭП. Для предотвращения экстренных ситуаций, нами разработана
специализированная программа «Личный адвокат».

В нашей коллегии вы можете получить полный спектр услуг по вопросам связанным с экономической деятельностью компании. Для этого необходимо посетить один из наших офисов, предварительно записавшись по телефону: +7 (495) 508-01-19.

Если проверка ОБЭП застала вас врасплох, позвоните адвокату коллегии по делам связанным с экономическими преступлениями. Телефон для экстренной связи: +7 (903) 508-29-11


Порядок обжалования незаконных действий ОБЭП

Если в ходе проверки вашей компании сотрудниками ОБЭП были допущены процессуальные нарушения, необходимо в кротчайшие сроки обжаловать их действия. 
В первую очередь рекомендуем направить жалобы в территориальный орган Прокуратуры осуществляющей надзор за ОБЭП и территориальное Управление собственной безопасности МВД РФ. Также, в последнее время, нами используется еще одно ведомство в МВД имеющее влияние на ОБЭП — территориальная Инспекция по личному составу. 

Для грамотных и слаженных действий по обжалованию результатов проверки ОБЭП, рекомендуем обращаться за помощью к квалифицированным специалистам в этой области. 

Понравилась статья? Поделитесь в соц.сетях:

УСЛУГИ

  • Консультирование, составление документов
  • Защита интересов на стадии предварительного следствия
  • Обжалование приговоров в кассационной и надзорной инстанциях
  • Представление интересов осужденных
  • Личный адвокат
  • Защита интересов в суде первой инстанции
  • Защита интересов потерпевших и свидетелей на любой стадии уголовного процесса

Запрос из ОЭБиПК: что о нем следует знать

Не секрет, что в последнее время интерес правоохранительных органов к малому и среднему бизнесу только усилился. Так, практически гарантирована проверка компании полицией, если в отношении юридического лица уже проводится выездная проверка ФНС, обнаружены факты денежных операций с фирмами-«однодневками» или подана жалоба бывшего работника о невыплате зарплаты. О том, что фирмой заинтересовались правоохранители, свидетельствует запрос из ОЭПиПК о предоставлении информации, бумаг и каких-либо пояснений.

В настоящий момент такого подразделения, как ОБЭП, не существует. В системе МВД имеются подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – ОЭБиПК и УЭБиПК.

Отметим, что ОЭБиПК занимается обнаружением, пресечением и раскрытием экономических преступных деяний: уклонений от уплаты налогов с организаций (ст.199 УК РФ), сокрытий денег или имущества компании или ИП, за счет которых должна происходить уплата налогов (ст.199.2 УК РФ) и т.д.

Поэтому как только вы получили запрос из ОЭБиПК – немедленно обратитесь к адвокатам СКП. Грамотный с точки зрения права ответ на запрос дает понять правоохранителям, что интересы компании защищает профессиональный адвокат, способный дать отпор неправомерным действиям ОЭБиПК.

После получения запроса из ОЭБиПК, его необходимо проверить. Так, запрос должен включать следующие данные:

  1. Полное наименование органа, его отправившего, регистрационный номер исходящего запроса, дата.

  2. Ссылки на пункты и статьи нормативных актов, указывающие на право правоохранителей направить организации такой запрос. Чаще всего в запросах содержится ссылка на п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции».

  3. Сведения о конкретном расследуемом уголовном деле (должен быть назван его номер). Если дело еще не возбуждено, ОЭБиПК может ссылаться на наличие информации о планируемом, совершаемом или осуществленном преступлении и лицах, участвующих в нем (должна содержаться ссылка на номер записи сообщения в книге учета сообщений о преступлениях).

  4. Сведения о том, какое отношение запрашиваемая информация или документы имеют к расследуемому уголовному делу или проверке сообщения о преступном деянии.

  5. Наименование должности лица, направившего запрос, а также его подпись.

Что предпринять при запросе документов ОЭБиПК?

Первое, о чем следует помнить предпринимателям, — игнорировать запросы из ОЭБиПК нельзя. Согласно ч.4 ст.13 ФЗ «О полиции», требования, содержащиеся в документе, должны быть безвозмездно исполнены в указанные там сроки (но не позднее 1 месяца со дня получения).

Непредставление указанных требований влечет наложение на организации административного штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей по ст.19.7 КоАП РФ. Но это не самое страшное: если предприниматель не предоставит сведения или документы, вполне вероятно, что сотрудники ОЭБиПК принудительно изымут необходимые бумаги. Тогда бизнесмену потребуется срочная помощь адвоката при проведении обыска и выемки, поскольку в противном случае компания может лишиться важнейших документов и техники.

Что же делать при запросах их ОЭБиПК?

  1. Проверьте законность запроса ОЭБиПК. Критерии мы привели выше, но часто в стрессовой ситуации предприниматель теряется и не знает, соответствует ли запрос требованиям законодательства. С этим вопросом бизнесмен может обратиться к адвокату, осуществляющему защиту при проверках МВД: он точно определит, легален ли запрос, действительно ли его отправил ОЭБиПК и нужно ли на него отвечать.

  2. Подготовьте ответ на запрос, не забывая о соблюдении сроков. Здесь также есть свои нюансы: так, информацию рекомендуется предоставлять строго по теме, а не все подряд. Лучше с этой задачей справятся не штатные юристы, а адвокаты по защите бизнеса, за плечами которых – большой опыт взаимодействия с МВД.

  3. Если запрос сомнителен – предъявите в адрес ОЭБиПК свой запрос о разъяснении мотивов интереса, выраженного к организации. Однако нужно помнить, что встречный запрос должен быть обоснованным. Так, например, предприниматель может сослаться на положения ч.2 ст.24 Конституции РФ о том, что каждый гражданин вправе ознакомиться с материалами и бумагами, касающимися его прав и свобод.

«В 2018 года один из наших доверителей получил запрос из ОЭБиПК с требованием предоставить всю бухгалтерскую и налоговую информацию компании за последние 3 года. Адвокаты СКП потребовали от ОЭБиПК обоснования предоставления такого объема документов, ссылаясь на действующее законодательство, однако данного обоснования не последовало. В итоге наш доверитель предоставил документы за 1 квартал, а не за три последних года, а ОЭБиПК не выразил возражений по данному поводу».

Поэтому как только вы получили запрос из ОЭБиПК – немедленно обратитесь к адвокатам СКП. Грамотный с точки зрения права ответ на запрос дает понять правоохранителям, что интересы компании защищает профессиональный адвокат, способный дать отпор неправомерным действиям ОЭБиПК.

Проверка ОБЭП: чего стоит опасаться и как ей противостоять

Готовимся к «обэповской» проверке и разбираем ошибки

Тактика общения с правоохранительными органами, упреждающие действия до проверок организации ОБЭП и во время их проведения.

Большая часть наших адвокатов в прошлом были следователями и работниками правоохранительных органов и сами занимались проведением проверок организаций и предпринимателей.

Знания и определенные хитрости, приобретенные в ходе работы позволяют дать нам некоторые советы для предпринимателей, которые помогут в налаживании отношений с сотрудниками правоохранительных органов.  

Общение с ОБЭПовцами начинается, как правило:

  • После получения запроса от правоохранительных органов.
  • В ходе проведения обследования.
  • После вызова на допрос в качестве свидетеля.
  • В ходе проведения обыска.

В зависимости от того с чего началось общение с сотрудниками правоохранительных органов, необходимо и избрать тактику общения с сотрудниками. В зависимости от первого общения, можно понять серьёзность причин «знакомства» с сотрудниками правоохранительных органов.  

В любом случае главное первоначально занять позицию в общении, чтобы как можно больше узнать информации о проводимых мероприятиях.

Начнем с менее «опасных» вариантов знакомства:

При получении запроса от правоохранительных органов, часто в организациях возникает паника, которую часто подогревают «решалы» и приближенные к ним люди.

Как правило, в данных запросах указаны контактные телефоны. Для налаживания отношений необходимо связаться по данным телефонам и спросить «возможно, дурацкие» вопросы. Вывести их на общение, чтобы узнать как можно больше информации, чем указано в самом допросе. Узнать что им действительно необходимо, а что они ждут дополнительно. Исходя из этого, можно подготовится для последующего общения с правоохранительными органами, принять контрмеры.

При вызове в ОБЭП по повестке или телефону, необходимо выяснить причину вызова, применить психологические уловки, типа «а может мне сразу взять какие – то документы, чтобы более конкретно отвечать на вопросы». Исходя из ответов и понимания ситуации, необходимо принять контрмеры и подготовиться к допросу.

При «знакомстве» с правоохранительными органами в ходе проведения «обыска».

Часто, обыватели называют обыском, может быть не только самим обыском в рамках расследования уголовного дела, но и выемкой, осмотром места происшествия, или целым рядом разных мероприятий. От его вида зависят права и обязанности проверяющих и проверяемых. Самый частый вид подобной проверки – это оперативно-розыскное мероприятие -обследование в рамках проведения ОРД. Данное обследование можно проводить только с согласия проверяемого лица. Обыски регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом, а обследования — Инструкцией о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений (утверждена приказом МВД от 01.04.2014 г. № 199).

Как правило, данные проверки проводятся в организациях, которые занимаются «сомнительными» делами, освоением бюджетных средств или налоговыми оптимизациями (в том числе, с участием однодневок). Но терять бдительность не должны и добросовестные фирмы. Постановления об обыске или выемке в коммерческих организациях все чаще выносятся по так называемому веерному типу, то есть по адресам местонахождения практически всех контрагентов, которые интересуют правоохранителя.

Оперативники из ОБЭП могут нагрянуть «по заказу» недобросовестного конкурента, который имеет связи в силовых структурах.

Как правило, визиты сотрудников правоохранительных органов обусловлены реальными нарушениями. Фактически в следователь может включить в список компаний, в которых будут проводится обыски исходя из каких-либо отношений с данной компанией. То же самое касается и обследований: для предлога бывает достаточно выявить «однодневку», получить по ней банковскую выписку и опросить номинального директора, который не подтвердит свои полномочия.

Процессуальные документы, позволяющие проводить обследования, обыски часто содержат формальные, обтекаемые формулировки. «Вероятность проверить потом достоверность такой информации (например, при судебном обжаловании проведенного осмотра) равна нулю. Любое взаимоотношение с каким-либо контрагентом, упоминание компании в показаниях.

Заранее необходимо быть готовым к визиту правоохранителей:

  1. Внедрить надежную контрольно-пропускную систему, которая позволит компании контролировать вход в офис (правда, эта мера помогает только при проведении добровольных мероприятий), иметь второй выход.
  2. Разработать план действий на случай внезапного визита правоохранителей (как на случай пожара), общаться с ними поставить самых психологически устойчивых.
  3. Установить режим коммерческой тайны как на документы, так и на электронные носители. Дело в том, что изъятие таких сведений возможно только на основании решения суда.
  4. Не хранить в офисе много наличности или печатей сторонних организаций.
  5. Как правило, законы о бухучете и налогах не регламентируют, где хранить отчетность. Компания может разработать эти правила сама и закрепить их в учетной политике. По его словам, документы могут храниться в разных подразделениях или другом месте (специальное помещение, отданное под архив). Кроме того, бумаги могут находиться у сторонней организации по договору оказания услуг (бухгалтерских, аудиторских, архивариуса и т.д.).

При визите правоохранителей в офис в первую очередь — сохраняйте спокойствие. Проверьте и перепишите данные удостоверений всех «гостей»: это поможет вам в случае чего обжаловать их действия. А их самих это дисциплинирует – точно так же, как и видеосъемка происходящего и присутствие вашего адвоката. Нужно проверить документы в обоснование мероприятия. Если речь об обыске – можно попросить копию постановления о его проведении. А если следователь отказал (обязанности предоставлять копию у него нет), переписать содержание документа и только после этого поставить подпись о том, что вы с ним ознакомлены.

На практике обыски проходят по-разному, но в основном рано утром или в первые часы работы. Время проведения обыска ничем не ограничено.

Перед тем, как забрать документы или носители, с них дают возможность снять копии. Кроме того, правоохранители могут просить у сотрудников организации какие-то документы. Руководители зачастую готовы добровольно предоставить интересующие предметы, но, тем не менее, осмотр или обыск продолжается. Кроме того, изъятие в виде добровольной выдачи затруднит обжалование его неправомерности.

Работники ОБЭПа могут пытаться задавать вопросы сотрудникам. Но отвечать необязательно. При нежелании общаться можно сослаться на ст. 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя). Если работник все-таки отвечает на вопросы, то он должен придерживаться своей должностной инструкции.

Надо внимательно знакомиться с документами, которые составляются по итогам мероприятия, и обязательно внести в них свои замечания, указав на незаконность его проведения. В случае изъятия бумаг, носителей и так далее – внимательно проверять не только саму опись, но и возможность точно идентифицировать предметы.

Оперативники обычно изымают документацию и носители по принципу «заберем все, а потом вернем, что не пригодилось».

Если среди них обнаружится «черная касса», печати однодневок и т.п., это может закончиться новым уголовным делом, ведь закон обязывает правоохранителей реагировать на признаки совершения преступлений.

Предметы или документы, которые признают доказательствами, не передают обратно. Остальные возвращают, но это может занять довольно много времени и затруднить ведение бизнеса, признают несколько экспертов. В июле 2016 года заработала ст. 81.1 УПК, которая касается ряда преступлений в сфере экономики. Она дает правоохранителям 10 дней решить, что из изъятого является вещественными доказательствами. Срок может быть продлен на 30 суток руководителем по мотивированному ходатайству следователя – например, если документов очень много. На экспертизу дается максимум три дня. По истечении этих сроков у следователя есть 5 дней, чтобы вернуть все, что ему оказалось не нужно, устанавливает п. 4 ст. 81.1 УПК.

В то же время, статья не распространяется на такие «популярные» для бизнеса составы, как ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере) и ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями).

Чтобы изъятие компьютеров не парализовало деятельность компании, хорошая идея – использовать для работы «облачные технологии», На офисных компьютерах при этом не содержится никакой информации, или самый минимум.  

  1. Главное правило при общении с сотрудниками правоохранительных органов: «Молчание – золото». (Пример, указывание на фамилии, в протокол обыска может быть занесена любая информация, в том числе разъяснения).
  2. Хранить важную документацию в отдельном месте, место которое должны знать только надежные сотрудники компании (или вообще не хранить).
  3. При проведении обыска или выемки (помнить об оговорках в ст. 181, 182 УПК РФ).
  4. При ведении переговоров использовать закрытые каналы связи, а лучше беседовать лично (пример -10 номеров, и частая их замена).
  5. Необходимо наладить хорошие отношения с представителями правоохранительных органов.
  6. Конкретные методы защиты при проведении проверок и следственных действий.

И в конце – не будем оригинальными – лучше взаимодействовать с опытными адвокатами при опасности проверки  со стороны ОБЭП и иных служб, так вы сможете быть защищены от ошибок.

Нужна консультация адвоката?

Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!

или звоните по номеру прямо сейчас!

+7 (495) 212-92-80

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обязана ли компания подписывать акт сверки
  • Обязанности бизнес ассистента руководителя
  • Обязанности владельца компании скачать pdf
  • Обязанности менеджера в рекламной компании
  • Обязанности руководителя компании высоцкий