Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
« ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

Программа по учебному предмету

ОБЩИЙ СИНТЕЗАТОР

Автор – разработчик

преподаватель по классу синтезатора

Байбара Анжелика Владимировна

Нижневартовск, 2012 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        1. Характеристика учебного предмета, его место и  роль в

образовательном процессе.

      Широкое распространение в повседневном обиходе получили электромузыкальные инструменты, клавишные синтезаторы, как инструменты любительского музицирования, которые привлекли большое внимание музыкантов своей простотой управления, компактностью и дешевизной. Эти характеристики, в частности, и ставят перед музыкальной педагогикой задачу обучения игре на клавишных синтезаторах детей уже с дошкольного возраста.

        Программа предмета по выбору «Общий синтезатор»  разработана  на  основе  и  с  учетом    федеральных  государственных  требований  к минимуму содержания, структуре и условиям реализации         дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства. Программа  имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности.

            За основу программы взята Примерная программа по предмету «Клавишный синтезатор» для ДМШ Красильникова И.М. (2003г.)

Освоение художественных возможностей инструмента осуществляется через доступные учащимся игровые формы, через взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности из курса теоретических дисциплин. Вместе взятые учебные процессы как бы дополняют друг друга.

 Анализ изучаемых произведений позволяет освоить теоретические предметы через практическую деятельность.  Основа искусства аранжировки – процесс гармонизации – формирует  навыки ладо-гармонического мышления и внутреннего слуха,  помогает заучивать текст наизусть, облегчает процесс приобщения ученика к элементарному сочинению.

 Анализ формы и развития тематического материала  расширяет представление ученика о содержании музыкального произведения. Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогащает восприятие музыки и делает её интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной.

 Знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, изучение стилистических особенностей ведёт к более осознанной работе над произведениями.

2. Срок реализации учебного предмета

В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Общий синтезатор» составляет 7 лет (со 2 по 8 класс), возраст обучающегося от 8 лет. Срок освоения программы для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета  предполагает 1 час аудиторных занятий в неделю. Программа предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится  2 часа в неделю в течение всех лет обучения.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Количество часов

на аудиторные

занятия

Количество часов

на внеаудиторные

занятия

Максимальная учебная

нагрузка (в часах)

Продолжительность

учебных занятий

(в часах)

1

2

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

33

Учебная нагрузка

2-8 класс

231

462

693

4. Форма проведения  учебных аудиторных занятий — индивидуальная,

рекомендуемая продолжительность урока — 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности,  трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета «Общий синтезатор»

Основополагающей целью образовательной программы является выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей на основе формирования первоначальных представлений и навыков аранжировки на клавишном синтезаторе, приобщение широкого круга учащихся к музицированию, в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности.

Для осуществления данной цели решается ряд  задач:

  1. Способствовать  формированию эстетического вкуса учащихся; построить

 учебный процесс по этому предмету так, чтобы овладение им нашло своё практическое применение в жизни учащегося как во время обучения, так и после обучения в школе.

  1. обучить учащихся самостоятельной работе над аранжировкой лучших образцов классической и современной музыки, (чтению с листа, игре в ансамбле, подбору по слуху, основы звукорежиссуры и композиции),
  2. развивать в процессе работы над произведением у обучающихся:

музыкальное мышление, внимание, память, эмоциональное восприятие искусства.

    4. воспитать образованного, художественно развитого музыканта, слушателя музыки с хорошим вкусом.

    5. научить планировать своё время на домашнюю работу, быть дисциплинированным, трудолюбивым.

6. Обоснованием структуры учебного предмета «Общий синтезатор»

являются ФГТ,  отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

        Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
  • учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

  1. 7. Методы обучения  

При обучении   широко применяются как традиционные, так и методы, опережающие специфику предмета, связанного с музыкально-эстетическим обучением и воспитанием детей.

Среди традиционных общепедагогических методов используется словесные, наглядные и практические методы, в основе которых лежит источник знаний: слово, наглядность, практика.

  • Словесные методы:
  • Рассказом или беседой начинается, например, разговор о музыкальных и шумовых , высоких и низких звуках, о творчестве композиторов и т.д.
  • Объяснением сопровождается, например, беседа об особенностях тех или иных приёмов  звукоизвлечения;
  • Инструктаж необходим во время знакомства детей с правилами техники безопасности как во время аудиторных занятий, так и при выездах детей для участия в музыкальных конкурсах за пределами школы
  • Наглядные методы:
  • Это показ, демонстрация приёмов исполнения музыкальных фрагментов и произведений, а так же наблюдение, демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, работа с нотным материалом.
  • Практические методы:
  • Это методы, с помощью которых формируются необходимые исполнительские умения и навыки. Среди них ведущий метод – музыкально-тренировочные упражнения.

Среди методов, разработанных методикой обучения музыки, заслуживают внимания и применяются в ходе освоения программы такие методы как:

  • Метод музыкального обобщения, который нацелен на освоение детьми ключевых знаний, заключенных в содержании программы и направленных на развитие музыкального мышления;
  • Метод сравнения различных музыкальных жанров и средств выразительности;
  • Метод наблюдения за музыкой;
  • Метод размышления о музыке;
  • Метод исследования музыкального образа;
  • Метод эмоциональных контрастов;
  • Метод прослушивания и анализа выступлений;
  • Метод оценивания своего исполнения и работы других детей;
  • Метод самостоятельной работы;

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод (показ  педагога , наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (работа  с инструментом, чтение с листа, аранжировка музыкальных произведений).

8. Описание материально-технических условий реализации предмета

1. Для успешной реализации данной программы при выборе клавишного синтезатора необходимо учитывать принципы исполнения автоаккомпанемента, следуя которым предпочтение отдается:

YАМАНА DGX-303, 503, DGX-220, PSR-403,  CASIO 3300, 3800

2. Наушники. Акустические стерео-системы . Электроусилитель. Микшерский пульт.

3.  Комплект шумовых инструментов используется при оттачивании метроритма.

4. Необходимы в достаточном количестве нотные и учебные пособия для фортепиано и синтезатора русской, зарубежной и современной культуры; несложные аранжировки джазовых пьес, фрагменты из мюзиклов, опер, оперетт.

Содержание  семилетнего  курса обучения

  1. Сведения о затратах учебного времени,

предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету  «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебными индивидуальными планами устанавливаются следующие формы внеаудиторной работы:

Виды  внеаудиторной  работы:

— выполнение  домашнего  задания;

— посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  

концертных  залов  и  др.);

— внеклассная деятельность: участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения;

— работа с родителями.

2. Требования по годам обучения

2 класс

Знакомство с инструментами

Общее начальное представление о  синтезаторе. Ознакомление с основными выразительными возможностями клавишных синтезаторов  (автоаккомпанемент) и главными клавишами управления автоаккомпанементом: start, stop.

Теоретические сведения

Нотоносец, скрипичный и басовый ключи, обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и минорная гаммы, тональности до одного знака при ключе, знаки альтерации, названия октав, длительности, паузы, тактовый размер 2/4, 3/4, 4/4. Затакт, наиболее употребительные динамические и штриховые обозначения, аппликатура.

Общее начальное представление об основных элементах музыки и средствах музыкальной выразительности. Членение музыкальной речи. Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш.

Система тональных функций

Выразительные возможности мажора и минора.Тоника. Мажорный звукоряд, Слуховой анализ мелодии, определение движения мелодии, тоники, тональности, лада Ладовая окраска как средство музыкальной выразительности.

Развитие творческих навыков музицирования

Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Подбор знакомых мелодий.

Импровизация фраз и предложений в процессе «музыкального диалога». Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых  попевок.

Аранжировка. Ансамблевое исполнение.

Освоение простейших приемов аранжировки: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов (hord finger); подбор паттерна, тембра в соответствии с ритмическим рисунком мелодии, с ее жанровой основой и формой. Упражнения на формирование игрового аппарата, постановка рук Организация игровых движений. Игра нон легато, легато.

3 класс

Освоение возможностей инструмента

Знать стилевое назначение и нахождение голосов : струнных, деревянных духовых, медных духовых, ударных и электронных инструментов. Патrерны народной, джазовой, классической и современной популярной музыки

Теоретические сведения

Слушание интервалов в пределах октавы и узнавание в нотном тексте.

Аккорды: мажорное и минорное трезвучие. Главные трезвучия. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Тональности до 1 знака при ключе . Бекар. Лига. Реприза. Понятие о мелодии, гармонии, фактуре, тембре. форме. Простые двухи трехчастная музыкальные формы..

Развитие творческих навыков музицирования

Чтение с листа пьес уровня трудности 1-го класса. Исполнение в ансамбле учениками несложных пьес с применением электронных и механических инструментов. Подбор по слуху и исполнение с авто аккомпанементом знакомых мелодий.

Аранжировка. Ансамблевое исполнение.

Чтение в медленном темпе с листа мелодий с сопровождением в виде выдержанных нот в басу. Исполнение несложных ансамблевых пьес, на двух синтезаторах и в режиме «-1». Подбор мелодии и баса знакомых песен hord finger. Импровизация музыкального периода по предложенному образцу Т-s-d.

4 класс

Освоение возможностей инструмента

Знать стилевое назначение и нахождение голосов клавишных  и хроматических ударных инструментов; голосов струнных (смычковых, щипковых), деревянных духовых инструментов и различных представителей басовой группы. Разновидности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри, латино-американские, карибские, поп, рок Ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера.

Теоретические сведения

Обращение интервалов. Хроматическая гамма. Тональности до 1-2 знаков  при ключе. Главные Трезвучия, М7, Д7. Обозначение темпа в общепринятых (итальянских) терминах и с помощью метронома.

Развитие творческих навыков  музицирования

Чтение с листа пьес уровня трудности 1-го класса. Исполнение в ансамбле учениками несложных пьес с применением электронных и механических инструментов. Подбор по слуху и исполнение с авто аккомпанементом знакомых мелодий.

Аранжировка. Ансамблевое исполнение.

Гармонизация мелодии в пройденных тональностях; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки, применение в авто аккомпанементе различных ритмических и мелодических заполнений

5 класс

Освоение возможностей инструмента

Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. Паттерны классического и современного стилей . Исправление допущенных ошибок, корректирование темпа, установка динамического баланса дорожек .                    

                                                     Теоретические сведения

Тональности до 2 знаков при ключе. Трезвучия и септаккорды vп ступени. Септаккорд II ступени. Синкопа . Отклонения и модуляции в параллельные тональности. Различные способы изложения гармонических голосов фактуры.

Развитие творческих навыков музицирования

Чтение с листа пьес уровня трудности 2-го класса. Игра в ансамбле , аккомпанемент сольному пению.

Аранжировка. Ансамблевое исполнение.

Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки, гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов .

6 класс

Освоение возможностей инструмента

Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. Паттерны архаического, классического и современного джаза; паттерны смешанных стилей

                                            Теоретические сведения

Тональности до 3 знаков при ключе. Трезвучия и септаккорды vп ступени. Синкопа (внутри- и междутактовая). Отклонения и модуляции в параллельные тональности. Различные способы изложения гармонических голосов фактуры. Понятие о голосоведении.

Развитие творческих навыков музицирования

Чтение с листа пьес уровня трудности 3-го класса. Игра в ансамбле . Аккомпанемент пению и сольной инструментальной партии. Подбор по слуху знакомых произведений .

Аранжировка. Ансамблевое исполнение.

Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов 11, VП ступени.

7 класс

Освоение возможностей инструмента

Знать стилевое назначение и нахождение голосов, имитирующих ударные инструменты без определенной высоты звука.

                                            Теоретические сведения

Тональности до 4 знаков при ключе. Квинтовый круг тональностей. Увеличенное трезвучие. Задержание к трезвучию. Септаккорды 111 и УII ступеней . Отклонения и модуляции в параллельные тональности. Педальная функция голосов фактуры. Колорит гармонии, фактуры и тембра. Сонатная форма.

Развитие творческих навыков музицирования

Чтение с листа пьес уровня трудности 4 класса. Аранжировка и запись на многодорожечный секвенсер несложных пьес, в том числе подобранных по слуху, или исполнение их в ансамбле с участием электронных инструментов.

Аранжировка. Ансамблевое исполнение.

Дальнейшее совершенствование в аранжировке музыки для синтезатора: гармонизация мелодий, включающих в себя отклонения и модуляции в параллельные тональности, с применением септаккордов

8 класс

Освоение возможностей инструмента

Знать стилевое назначение и нахождение голосов, имитирующих ударные инструменты без определенной высоты звука. Паттерны наличных синтезаторов, не пройденные в предыдущих классах (например, из банков бальных танцев, вальсов, классических и др.).

Теоретические сведения

Септаккорд 1, 111 ступени . Трезвучия и септаккорды с неаккордовыми тонами.

Развитие творческих навыков музицирования

Чтение с листа пьес, соответствующих сложности 5-6 класса. Освоение усложняющегося ансамблевого репертуара с учетом возросших технических навыков и повышения уровня развития музыкального мышления ученика. Совершенствование навыков подбора по слуху и импровизации на основе полученных в ходе обучения знаний о мелодии, гармонии, фактуре, тембре, композиционной форме.

Аранжировка. Ансамблевое исполнение.

В течение учебного года ученик под руководством преподавателя должен ознакомиться с 8-10 разнохарактерными музыкальными произведениями, создать аранжировки наиболее ярких из них, исполнить (сольно и в ансамбле) или записать их на многодорожечный секвенсер синтезатора.

 Музыкально-образовательные беседы, слушание инструментальной музыки в исполнении преподавателя, в аудио записи, творческие часы.

Творческий отчет. Итоговые академические концерты.

 Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования, предъявляемые к учащимся, объединяют в себе несколько видов деятельности:

• создание своего проекта аранжировки на заданный нотный текст (элемент композиторской деятельности);

• ввод в память инструмента — секвенсор, исполнение произведения (исполнительская деятельность);

выстраивание виртуальной электроакустической среды звучания (звукорежиссерская работа);

• внесение поправок в тембровую палитру, создание оригинальных тембров.

Отсюда творчество ученика становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно простым и продуктивным.

Основным результатом обучения является:

  1. развитие музыкальных способностей;
  2. формирование знаний, умений, навыков игры на синтезаторе;
  3. владение техническими исполнительскими возможностями (чтение с листа легкого музыкального текста);
  4. работа с тембровыми красками на основе активного слухового контроля;
  5. знакомство с основами композиции и анализом музыкальных форм.
  6. навыки публичных выступлений на концертах, академических

вечерах, открытых уроках и т.п.;

В процессе обучения педагог осуществляет дифференцированный подход к учащимся различным по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.

        Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Общий синтезатор» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную  подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,

отражая  в оценках достижения ученика, темпы  его  продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка.

  Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия . Форма ее проведения — контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

  Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные виды аранжировки  исполняемых произведений, разнообразных стилей и жанров.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.  По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценке «Отлично» соответствует выразительное, уверенное исполнение произведений с твердым знанием нотного текста, четкое метроритмическое соответствие мелодии и автоаккомпанемента. Использование вступительной, промежуточной и заключительной каденций. Владение необходимыми техническими приемами, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно  оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Оценка «Хорошо» допускает незначительные текстовые  и метро-ритмические ошибки. Неполное донесение образа исполняемого произведения. Нет четкого метроритмического соответствия мелодии и автоаккомпанемента.

Характер произведения не выявлен, значительные ошибки в тексте, остановки – такое исполнение соответствует оценке «Три» («удовлетворительно»).

«Неудовлетворительно»  — незнание наизусть нотного текста, слабое владение

навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.

 3. Наиболее употребляемая терминология :

Аккомпанемент – сопровождение мелодии по заданной гармонии. Складывается из ритма ударных, гармонической педали (выдержанного звучания), ритмической и гармонической фигурации, контрапункта – собственной самостоятельной мелодии в аккомпанементе. Изложение сопровождения в музыке иначе называется фактурой.

Баланс – соотношение громкости двух и более голосов.

Банк – в синтезаторе набор голосов и стилей.

Гармония – согласие, связь, соразмерность. Основана на объединении звуков в созвучия в их последовательном движении. Созвучия для всего автоаккомпанемента.

Голос – в синтезаторе определенный тембр характерный для какого-либо инструмента; сольная партия.

Динамическая клавиатура – клавиатура способная отразить силу звука в зависимости от силы нажатия по клавише.

Дисковод – в синтезаторе, как и в компьютере, носитель и хранитель информации, создаваемой пользователем. Иногда заменяет функцию картриджа. Используется для записи и воспроизведения собственных и созданных на любом другом синтезаторе или компьютере зонгов, дает возможность игры «минусовки».

Зонг – песня. Пример композиции, сочиненной и записанной в синтезатор пользователем или изготовителем.

Интерфейс – система связей, предназначенная для обмена информацией между устройствами (синтезаторы, компьютеры).

Картридж – носитель изменяемой информации (голоса, стили), дает возможность дополнить банк, имеющийся в синтезаторе.

Контролер – событие в MIDI – сигнале. Контролеры делятся на типы (громкости, длительности и т.д.).

Микшер – смешивание. Микшерный пульт дает доступ к каждому MIDI – каналу для управления MIDI – информацией.

Минусовка (жаргон) – звучание партитуры без какого-либо инструмента. При проигрывании MIDI-файлов – отключение какого-либо канала и замены проходящей по этому каналу партии «живой» игрой – игра под «минусовку».

Наложение – одновременное звучание нескольких голосов при исполнении: одной и той же мелодии (смешанный тембр); разных мелодий – путем игры и записи уже под записанную музыку на секвенсоре.

Педаль – звуки голоса (голос), продолжающие звучать, в то время как мелодия (остальные голоса) играется дальше.

Полифония – одновременное звучание двух или более самостоятельных мелодий. Характерная черта – самостоятельный комплементарный ритм (остановка в одном голосе вызывает движение – заполнение паузы в другом голосе).

Пошаговая запись в секвенсор – возможность продолжить запись с любого такта уже записанной мелодии.

Реверберация – ответное звучание какого-либо предмета на источник звука (эхо).

Редактирование тембров и стилей – изменение пользователем выбранного голоса или стиля аккомпанемента.

Секвенсор (от англ. – sequence: секвенция, порядок, последование; лат. – sequential: следование) – в цифровой технике – контролер последовательностей, часть процессора.

Синусоидный тон – безобертоновый звук, созданный генератором.

Синхрон – параллельные выполнения команд. В синтезаторе относится к вступлению аккомпанемента (старт/стоп) и звучанию разных тембров при их смешивании.

Стиль – в синтезаторе: характерный ритм и сопровождение автоаккомпанемента.

Сэмплированные тембры – в основу положен «живой» звук, записанный через микшер.

Трек (трэк) – Track –  в памяти синтезатора то же, что дорожка для записи.

Фактура – изложение музыки (гомофонная, аккордовая, полифоническая); определяется стилем; характеризуется тембром.

Паттерн – «ОБРАЗЕЦ» -в данном случае выбранный СТИЛЬ

Исполнение в режиме «-I» — исполнение только мелодии или сопровождения.

INTRO/  ENDING —  Вступление / кода

FINGER — Взятие аккорда левой рукой 3-4 звуками

HORD   — Взятие аккорда левой рукой 1 звуком

MAIN   —  Верхняя часть клавиатуры

LEFT, SPLIT — Нижняя часть клавиатуры

TOUCH  — 1,2,3 – «прикосновение» — чувствительность к нажатию клавиш     включена

 4-OFF – отключена, сила атаки не меняется.

    Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации преподавателям

Последовательность  составления   проекта   аранжировки

Важным методом обучения аранжировке является разъяснение ученику последовательности действий и операций этой деятельности, в основе чего лежит движение от общих параметров будущей аранжировки ко все более частным.  

  1. определить жанрово-стилистическую направленность
  2. линию драматургического развития
  3. выстроить форму
  4. произвести гармонизацию
  5. наметить общие очертания фактуры

Исследования методических разработок, различных подходов таких авторов как М.Тимонин, Л.Петренко, С.Кургузов, И.Клип и др., привели к следующим преобразованиям в работе над инструментовкой произведений.

 Первые два года рекомендовать детям гармонизовать мелодию в следующей последовательности:

1. Ладо-гармонический анализ мелодии: соответствие главным трезвучиям лада. Тоника – завершенность, Доминанта – вопрос. Запоминание, пропевание ритмослогами, нотами.

2. Аккорды в сопровождении подбираем в основном виде без обращения,

в цифровом обозначении, обязательно отмечая их функциональную     принадлежность в данной тональности:   D _G_A_D  =  T53_S53_D53_T53

3. Затем ученик опытным путем осознает, что одновременно проследить движение правой и левой рук (трезвучия в основном виде) непросто, и удобнее играть аккордовый  автоаккомпанемент в обращении. Вместе записываем аккомпанемент и  исполняем с мелодией.

Отбор звуковых средств 

  1. последовательно выбрать подходящий режим игры на  синтезаторе;
  2. анализ текста оригинала;
  3. внесение коррективов в готовый продукт.

Метод авторской интроспекции:  вовлечение учеников в творчество путем показа им определенных сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это должно привлечь внимание детей к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных операций по созданию аранжировки для цифровых инструментов. Приемы объяснения учеником собственных действий,  совместного обсуждения чисто технических вопросов,  с педагогом или другими учащимися помогают расширить их представления о художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления учащихся.

         Управление с помощью специальных кнопок, расположенных на панели синтезатора, обозначений в рабочем окне музыкального редактора многими исполнительскими параметрами: тембр, динамика, артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, «звуковые подушечки», автоаккомпанемент, темп, агогика, воспроизведение заранее записанных на секвенсере фрагментов фактуры и др., — значительно облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте, снимает многие проблемы работы над туше. развития беглости пальцев.        Зато появляются новые специфические технические проблемы, например: переключение режимов         звучания во время игры, достижение ритмической синхронности игры под автоаккомпанемент, освоение легкого туше одними пальцами без участия мускульных усилий всей руки, плеча, корпуса и т. п.

Для преодоления подобных трудностей, возникающих по ходу выучивания пьесы, ученику может быть предложены

        Приемы, замещающие специфические пианистические навыки:

  1. хорошо выучить текст  —  для достижения синхронности игры под           автоаккомпанемент        
  2. исполнять пьесу под электронный метроном
  3. иrpать одну мелодию, мысленно представляя себе фактуру    автоаккомпанемента
  4. играть один автоаккомпанемент,  пропевая мелодию

Опыт работы над аранжировкой и игровые навыки, на котoрые опирается ученик при звуковом воплощении на электронном инструменте различных музыкальных произведений, становятся ключом для выполнения им и других творческих заданий, связанных с подбором по слуху, элементарным сочинением и импровизацией. Вместе с тем в этих методах есть и некоторые отличия, определяемые спецификой цифрового инструмента. Так, теряет свою практическую значимость деятельность, связанная с транспонированием, поскольку эту функцию берет на себя  электроника, и можно легко

транспонировать музыкальное построение на любой интервал, нажав соответствующую кнопку на панели инструмента. В практике электронной аранжировки постепенно как бы сами собой формируются и навыки элементарного сочинения. Упрощается процесс подбора по слуху в связи с введением авто аккомпанемента в партии левой руки .

Метод совместной импровизации учителя и ученика :

ученик играет в определенной ритмической последовательности несколько нот басовой партии, что позволяет полностью инициировать звучание автоаккомпанемента, а учитель импровизирует мелодию. Затем педагог и ученик меняются ролями. Если первое упражнение помогает ученику осмыслить ритмо-гармоничеокую основу импровизации, то второе как бы подталкивает его к осмысленному звуковедению в партии верхнего голоса. Так с первых шагов освоения игры на цифровом инструменте становится возможным приобщение ученика к этой музыкально-творческой деятельности.

Музыкально-игровые ситуации:

«звуковая угадайка» — один ученик подбирает и озвучивает тембр или паттерн, а   другой пытается их определить;  «звуковые картины» — придумываются и обыгрываются детьми с помощью шумовых эффектов синтезатора;

 «музыкальная цепочка» — дети поочередно импровизируют или исполняют знакомые мелодии под автоаккомпанемент учителя. Все это значительно оживляет урок, придает ему характер творческой соревновательности .

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей педагога по цифровым инструментам остается консультирование ученика и оказание ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, художественных выставок, спектаклей, участии в экскурсиях, способствующих расширению его кругозора.

2.  Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю).   Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она  заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию  учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

  Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения,  которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания — это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, динамикой, нюансировкой,), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и  результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.  Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, игра с автоаккомпанементом, чтение с листа легкого музыкального текста.

 Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в  проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться  педагогом регулярно.

                Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список  рекомендуемой нотной литературы

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М, 1978

Красильников И., Клип И, Учусь аранжировать , М 2008

Кургузов С, Школа игры на синтезаторе  М, 2008

Петренко Л. Шедевры современной музыки  М, 2006

Тимонин М, Шедевры современной эстрады  М, 2006

Розман Л Юный пианист -. -М., 1985.

Бакулов А., Сорокин к.,Хрестоматия для фортепиано 1-3 кл. -М.1992

Барсукова А. Азбука игры на фортепиано- МЛ ,1998 9.

Железнов В. Азбука-потешка — М,. 2001

 Милич Б. Маленькому пианисту, 1-6 кл. -М, 1994

 Ляховицкая С. Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей. Николаев А. Школа игры на фортепиано- М. 1994

  1. Информационное обеспечение программы

Красильников И.М. «Примерные программы по учебным дисциплинам:

«Клавишный синтезатор» — М, 2001

Гравецкий М. Электронная музыка и молодежь -М, 1999

Красильников И., Клип И. Учусь аранжировать — М, 2006

Кургузов С. Школа игры на синтезаторе -М, 2006

Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. Сов.муз.

Барабошина А, Музыкальная грамота 1,2 ч.- М, 1972

Либерман Л. Работа над фортепианной техникой. — М., 1971.

Нейгауз Г . Об искусстве фортепианной игры. — М., 1961.

Савшинский С. Работа пианиста над техникой. — Л., 1968 .

Полное
наименование образовательного учреждения

Примерная
программа

Наименование
учебного предмета с указанием наименования
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области
искусств

Год
разработки программы

«Одобрено»

Методическим
советом

образовательного
учреждения

дата
рассмотрения

«Утверждаю»

Директор
– фамилия, имя, отчество

______________

(подпись)

дата
утверждения

Разработчик(и)
– фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент
– фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент
– фамилия, имя, отчество, должность

Пояснительная записка

1.
Характеристика учебного предмета, его
место и роль в образовательном процессе.

2.
Срок реализации учебного предмета.
Возраст обучающихся.

3.
Объем учебного времени, предусмотренный
учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного
предмета (с указанием максимальной
учебной нагрузки, объема времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу
обучающихся и аудиторные занятия).

4.
Форма проведения учебных аудиторных
занятий (групповая, мелкогрупповая,
индивидуальная).

5.
Цели и задачи учебного предмета.
Формулируются с учетом федеральных
государственных требований, определяющих
направленность образовательной
программы, а именно:

создание
условий для художественного образования,
эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;

овладение
детьми духовными и культурными ценностями
народов мира;

выявление
одаренных детей в области соответствующего
вида искусства с целью их подготовки
к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные
программы в области искусств.

В
пояснительной записке может быть
отражена также связь учебного предмета
с другими учебными предметами учебного
плана, реализуемого образовательным
учреждением, краткое обоснование
структуры программы, методы обучения,
описание материально-технических
условий реализации учебного предмета
и др.

Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов)

Учебно-тематический
план (в основном, для теоретических и
исторических учебных предметов) должен
отражать последовательность изучения
разделов и тем программы с указанием
распределения учебных часов по разделам
и темам учебного предмета, в том числе
из расчета максимальной учебной нагрузки
и самостоятельной работы обучающегося,
а также аудиторных занятий.

В
образовательном учреждении могут
устанавливаться следующие виды
аудиторных учебных занятий: урок,
мастер-класс, лекция, семинар, практическое
занятие, лабораторное занятие и др.

Учебно-тематический
план может быть представлен
следующим образом:

№№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного занятия

Общий
объем времени (в часах)

Максимальная
учебная нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторныезанятия

Содержание учебного предмета

Раздел
«Содержание учебного предмета» должен
отражать
распределение
учебного материала по
годам
обучения, содержать описание дидактических
единиц по каждому разделу или теме
учебного предмета и содержать сведения
о затратах учебного времени. Названия
разделов и тем учебного предмета должны
соответствовать учебно-тематическому
плану (при его наличии).

При
отсутствии учебно-тематического плана
данный раздел должен содержать сведения
о затратах учебного времени, которые
представлены с учетом распределения
объема учебного времени, предусмотренного
на освоение учебного предмета, на
максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету
обязательной
части
образовательной программы в области
искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема
аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет ФГТ. Объем времени
на самостоятельную работу обучающихся
по каждому учебному предмету определяется
с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.

При
планировании самостоятельной работы
обучающихся в программе учебного
предмета указываются виды внеаудиторной
работы, в число которых может входить
выполнение домашнего задания, посещение
учреждений культуры (филармоний, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие
обучающихся в творческих мероприятиях
и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.

Согласно
ФГТ в программах учебных предметов
должно быть отражено обоснование объема
времени, предусмотренного на выполнение
домашнего задания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

О планировании самостоятельной работы в учебных планах по программам среднего профессионального и высшего образования

14.03.2022

Согласно методическим рекомендациям Центра развития профессионального образования по разработке учебного плана организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования по актуализированным и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, часы самостоятельной работы включены в общий объем образовательной программы (Таблица 1 ФГОС СПО), т.е. планируются в пределах максимальной аудиторной нагрузки, ограниченной 36 часами в неделю. Не являясь работой во взаимодействии с преподавателем, самостоятельная работа как вид учебной деятельности должна предусматриваться образовательной организацией в рамках дисциплин (модулей) и конкретизироваться в локальном акте образовательной организации. Одним из требований новых ФГОС СПО является обязательное наличие помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и с обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии такой среды).

Объем самостоятельной работы определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС СПО нового поколения, в которых, обычно, указано, что для ППССЗ на учебные занятия и практику выделяют не менее 70% объема, значит, на самостоятельную работу и промежуточную аттестацию отводится не более 30%. В ППКРС соотношение 80% к 20% соответственно.

При этом самостоятельная работа в общеобразовательном цикле образовательной организацией может не планироваться. Т.е. образовательная организация вправе решать, необходимо ли выделять часы на самостоятельную работу для тех, кто изучает стандарт среднего общего образования в пределах СПО, или нет.

Внеаудиторная самостоятельная работа в новых ФГОС СПО (актуализированных и из списка ТОП-50) не рассматривается как вид работы, таким образом снят вопрос об оплате этой нагрузки, которая не предусматривалась и в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ по ФГОС СПО предыдущего поколения, но требовалась в структуре программ и самими ФГОС СПО, и приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

На сегодняшний день ФГОС СПО предыдущего поколения реализуются еще в достаточно большом количестве, учебные планы согласно им разрабатываются с учетом методических рекомендаций, направленных Минобрнауки России письмом от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО». Рекомендации доработаны ФГАУ «ФИРО». В учебных планах по ФГОС СПО предыдущего поколения самостоятельная работа планируется сверх 36 аудиторных часов, входящих в 54 часа максимальной учебной нагрузки. Т.е. 18 часов самостоятельной работы в неделю – строго заданная норма. Объемы в пределах циклов дисциплин (модулей) указаны в каждом ФГОС СПО в таблице «Структура образовательной программы». В рекомендациях Минобрнауки России сказано, что самостоятельная работа планируется в том числе в период реализации программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования.

Объемы самостоятельной работы по программам высшего образования устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. При этом возможно установить как общий объем, так и распределить его по учебным циклам и видам работы (аудиторная, внеаудиторная). Федеральные нормы по данному вопросу отсутствуют.

Назад к списку

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Понаставят своих танков не проехать ни пройти два парковочных места занял как называется фильм
  • Социальная ответственность бизнеса экономические политические экологические социальные аспекты
  • Провайдерами оптимизации транспортных услуг которые не имеют реальных активов являются компании
  • Технически обоснованные нормы времени на работы по текущему содержанию пути действующая редакция
  • Если акции компании могут реализовываться только учредителям или заранее определенному кругу лиц то