-
07/03/2023
ჯორჯიან უოთერ ენდ ფაუერის სპეციალური განცხადება
-
22/02/2023
ჯორჯიან უოთერ ენდ ფაუერის სპეციალური განცხადება
-
09/01/2023
ჯორჯიან უოთერ ენდ ფაუერის რეკომენდაცია მოსალოდნელ ყინვებთან დაკავშირებით
-
08/11/2022
9 ნოემბრიდან ჯივიპის ცენტრალური სერვის ცენტრი მომხმარებლების მიღებას განაახლებს
-
10/10/2022
ჯორჯიან უოთერ ენდ ფაუერის სპეციალური განცხადება
-
19/07/2022
ჯივიპი თბილისში მედეა (მზია) ჯუღელის ქუჩაზე მდებარე სერვის ცენტრს თანამედროვე სტანდარტების შესაბამისად განაახლებს
-
06/06/2022
კამპანია ,,გაუფრთხილდი წყალს” — ჯივიპი სკოლის მოსწავლეებისთვის საინფორმაციო ტურებს მართავს
-
29/04/2022
ჯორჯიან უოთერ ენდ ფაუერის სპეციალური განცხადება
-
14/04/2022
ჯივიპის მომხმარებლებს ყოვეთვიურად მრიცხველის ჩვენების გამოგზავნა 90111 SMS სერვისით შეუძლიათ
-
21/03/2022
21 მარტიდან ჯივიპის სერვის ცენტრში მომხმარებლების მიღება განახლდა
- О проекте
- Контакты
- Правила использования
- Реклама
- Пресс-релизы
- Пресс-центр
- RSS
- Новости компаний
© 2022 Sputnik. Все права защищены. 18+
Грузия : вода и санитария | |
---|---|
Данные | |
Доступ к улучшенному источнику воды | 100% (2015) |
Доступ к улучшенной санитарии | 86% (2015) |
Непрерывность поставок (%) | Постоянно в Тбилиси, с перебоями во многих других городах. |
Среднее потребление воды в городах (литр на душу населения в день) | 800 в Тбилиси (2013 г.), намного меньше во многих других городах |
Средний тариф на воду и канализацию для жилых домов (долл. США / м3) | 0,15 (2014 г.) в Тбилиси; 0,22 (2016 г.) за пределами Тибилси; |
Доля бытовых приборов учета | 22% в Тбилиси |
Ежегодные инвестиции в водоснабжение и водоотведение | |
Источники инвестиционного финансирования | Доходы от коммунальных услуг, государственный бюджет и займы от международных доноров |
Учреждения | |
Децентрализация | Нет |
Ответственность за настройку политики | Государственная комиссия по водоснабжению и энергетике |
Регулирующее агентство | Национальная комиссия по регулированию энергетики и водных ресурсов Грузии |
Отраслевое право | |
Поставщики услуг | Georgian Water and Power (GWP) в Тбилиси , различные предприятия в Аджарии и UWSCG в остальной части страны |
Водоснабжение и водоотведение в Грузии характеризуется достижениями и проблемами. Среди достижений является улучшение услуг водоснабжения в столице Тбилиси , где подача воды в настоящее время непрерывно и хорошего качества, значительное улучшение в третьем по величине городе страны Батуми на Черном море , где первый современный в стране очистки сточных вод завода в настоящее время находится в стадии эксплуатации, а также общее увеличение доступа к питьевой воде по всей стране. Тарифы на воду и канализацию остаются доступными, при этом частная водопроводная компания Georgian Water and Power (GWP), обслуживающая столицу, является финансово жизнеспособной и прибыльной, в то время как государственная водопроводная компания, обслуживающая большую часть остальной части страны, остается слабой в финансовом отношении. Улучшения были достигнуты после « революции роз» 2004 года, когда правительство решило реформировать сектор и инвестировать в него после многих лет пренебрежения.
Среди нерешенных проблем — низкое качество услуг во многих районах за пределами двух крупнейших городов, снижение доступа к улучшенным санитарно-техническим средствам в сельских районах, согласно результатам обследования, и недостаточная очистка сточных вод.
История
Когда в 1991 году распался Советский Союз и Грузия стала независимой, ее инфраструктура водоснабжения и канализации была в плохом состоянии. Техническим обслуживанием не уделялось должного внимания в течение многих лет, и качество услуг было низким, с перебоями в поставках и зачастую плохим качеством питьевой воды. После обретения независимости у правительства не было четких обязательств по устранению недостатков в водоснабжении и санитарии, а качество услуг ухудшилось еще больше. Например, работа очистных сооружений столицы Тбилиси была остановлена, потому что город был не в состоянии оплатить счет за электроэнергию после повышения тарифов на электроэнергию. В 2003 году в отчете ОЭСР было обнаружено, что сектор городского водоснабжения и канализации Грузии серьезно недофинансируется из-за того, что ему долгое время не уделялось должного внимания. В отчете отмечается, что уровень собираемости счетов за воду составляет 70% для предприятий и только 34% для домашних хозяйств. В отчете рекомендуется повысить эффективность сбора и удвоить тариф на воду и канализацию в районах за пределами столицы, пока они не достигнут максимально возможного уровня. Было определено, что 95% домохозяйств тратят менее 2,5% своего дохода на счета за воду и канализацию. ОЭСР рекомендовала оставить тариф в Тбилиси без изменений, поскольку он уже достиг предела доступности. Кроме того, правительству следует увеличить свои расходы на водоснабжение и канализацию, реформировать структуру сектора и укрепить человеческий и институциональный потенциал.
После « революции роз» 2003 года новое правительство начало серьезно заниматься проблемами отрасли. В качестве первого шага правительство сняло ответственность за водоснабжение и водоотведение с местных органов власти, а в отношении территорий за пределами столицы передало ее двум государственным компаниям с ограниченной ответственностью , Western Water и Eastern Water. В 2010 году они были объединены в одну компанию — Объединенную компанию водоснабжения Грузии (UWSCG). Инвестиции в улучшение инфраструктуры в сфере услуг UWSCG финансировались в основном иностранными донорами за счет кредитов и грантов, реализуемых Фондом муниципального развития Грузии, в то время как UWSCG отвечает за эксплуатацию систем водоснабжения и канализации.
Вид на Тбилиси, столицу Грузии.
Вторым шагом стала приватизация Тбилисской компании водоснабжения. В 2006 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) одобрил кредит в размере 25 миллионов долларов США на восстановление инфраструктуры водоснабжения и канализации Тбилиси. Но правительство отказалось от ссуды и вместо этого пошло на полную приватизацию. В ноябре 2007 года было принято решение о продаже компании Multiplex Energy Limited, недавно созданной компании, право собственности которой не было известно общественности. Новая компания была обязана сохранить тарифы без изменений в течение следующих пяти лет и произвести существенные улучшения, включая восстановление канализационной инфраструктуры к 2012 году, круглосуточное водоснабжение на всей территории обслуживания к 2015 году и строительство новой системы очистки сточных вод. завода в Гардабани для замены ветхого существующего завода к 2018 году. Частная компания взяла на себя свои обязанности в мае 2008 года. Были введены система стимулирования производительности для сотрудников и новая биллинговая система, и постепенно были модернизированы подключения счетчиками, которыми охвачено 23% клиентов в 2013. Согласно независимому исследованию, общие результаты приватизации водоснабжения в Тбилиси были положительными. Хотя численность персонала постепенно снижалась с 1 962 эквивалента полной занятости в 2006 году до 1 606 человек в 2012 году, обучение и общая удовлетворенность работой повысились. В период с 2006 по 2013 год средний доход сотрудников увеличился вдвое. Это было больше, чем уровень инфляции за тот же период, но рост был не таким высоким, как в среднем по компаниям водоснабжения и энергетики в Грузии. Кроме того, физические потери воды и хищение воды ( вода, не приносящая доход ) несколько снизились (с 42% в 2006 году до 38% в 2013 году), и водоснабжение стало непрерывным в пределах старых административных границ Тбилиси в 2013 году.
Вид на Батуми, второй по величине город Грузии.
Правительство также хотело включить Автономную Республику Аджария в зону обслуживания UWSCG в 2010 году. Однако против этого выступил немецкий государственный банк развития KfW, который от имени правительства Германии предоставил существенное финансирование для водоснабжения и канализации в Батуми. . Таким образом, Аджария была исключена. В 2014 году правительство предприняло вторую попытку включить Аджарию в зону обслуживания Объединенной водной компании указом премьер-министра, но эта попытка также была пресечена. Де-юре управление водоснабжением и сточными водами в Аджарии остается децентрализованным, но на самом деле правительство в Тбилиси участвует во всех важных решениях, так что де-факто оно является таким же централизованным, как и в других регионах Грузии. С одной стороны, Батумская водопроводная компания остается слабой в финансовом отношении, с недоходной водой до 90%, значительными суммами неоплаченных счетов. В результате доходы от тарифов в 2014 году составили всего 0,7 миллиона лари (0,4 миллиона долларов США), а операционные расходы — 10 миллионов лари (5,7 миллиона долларов США), из которых 45% приходятся на заработную плату, согласно проверке государственного аудитора. С другой стороны, в Батуми произошло много заметных улучшений качества обслуживания. Например, была построена отдельная система ливневой канализации, предотвращающая частые ранее наводнения. 70% клиентов теперь получают воду 24 часа в сутки, а в 2012 году была введена в эксплуатацию современная очистная установка. Станция функционирует должным образом, так что качество прибрежных вод значительно улучшилось, что способствует развитию туризма и дает возможность снова есть на месте. поймал рыбу. Как инвестиционные затраты, так и энергопотребление установки капельного фильтра чрезвычайно низки, за что австрийская инжиниринговая компания, работающая на установке, была удостоена награды за инновации от Международной ассоциации водных ресурсов (IWA), профессиональной ассоциации.
Водные ресурсы
Грузия богата водными ресурсами. Из общих водных ресурсов в 63 миллиарда м 3 / год (долгосрочный средний показатель) забирается только 1,6 миллиарда м 3 / год, или около 2%. Около двух третей забираемой воды используется для орошаемого земледелия, а другая треть — для муниципальных и промышленных нужд. Несмотря на обилие водных ресурсов, восточная часть Грузии относительно засушлива и регулярно подвергается засухам. Главная река страны, Кура, берет начало в Турции и получает половину своего стока за счет таяния снегов и ледников. Река, текущая из Грузии в Азербайджан, ниже по течению от Тбилиси становится все более загрязненной.
Доступ и использование воды
Доступ к водоснабжению и канализации в Грузии высок. На основании обследований домашних хозяйств и результатов переписи Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии оценивает, что доступ к улучшенным источникам воды был всеобщим в 2015 году. Доступ к улучшенным санитарным условиям составлял 86% (95% в городских районах, 76% в сельских районах. ). Согласно этим оценкам, основанным на данных переписи населения и обследований домашних хозяйств, доступ к воде улучшился с 96% в 1990 году до 100% в 2010 году, а доступ к санитарии снизился с 98% в 1990 году до 86% в 2015 году. отмечены в сельской местности, где она снизилась с 96% по оценкам во время исследования в 1996 году до 79% по оценкам по результатам исследования в 2013 году. Определение улучшенной санитарии включает уборные с выгребными ямами с плитами и исключает выгребные ямы без плит. Инспекторам, проводящим общие обследования домашних хозяйств, часто бывает трудно получить надежные ответы на вопрос, который касается точного типа туалета в доме, поэтому к указанным выше номерам доступа следует относиться с некоторой осторожностью.
Потребление воды на душу населения в Грузии сильно различается в зависимости от населенного пункта. В 2003 году он колебался от 743 литров на душу населения в день в Тбилиси до всего 31 литра в Зугдиди, небольшом городке в Западной Грузии. Для сравнения: в Центральной Европе 100–150 литров. Расход оценивался в 94 литра в Рустави , 116 литров в Кутаиси и 432 литра в Батуми . Среднее время доставки в день оценивается в 12 часов, самое низкое значение — 3 часа в небольшом городке Гурджаани в Восточной Грузии. Во многих городах вода вообще не дезинфицировалась или дезинфицировалась только сезонно.
Инфраструктура
Жинвальское водохранилище является основным источником питьевой воды для столицы Тбилиси.
Тбилиси получает большую часть питьевой воды из бассейна реки Арагви к северу от города. Подземные воды (60% от общего количества) откачиваются из колодцев, а поверхностные воды (40%) в основном поступают из водохранилища Жинвальской плотины в 42 км от города. Вода обрабатывается на двух заводах: завод в Самгори, построенный в 1950-х годах, и завод в Грмагеле, расположенный на плотине Жинвали, построенный в 1980-х годах. Протяженность водораспределительной сети в Тбилиси составляет 3600 км. Около 35% магистральной сети состоит из железных труб и 65% из стальных труб. Полиэтиленовые трубы установили совсем недавно. Имеется 84 резервуара и 169 насосов. Канализационная сеть состоит из 1600 км труб из керамики, железобетона, чугуна , асбестоцемента и полиэтилена. Сточные воды передаются по магистральной канализации протяженностью 72 км на введенную в эксплуатацию в 1979 году Гардабанскую станцию очистки сточных вод производительностью 1 млн. М 3 / сутки. Биологическая очистка на заводе не работает из-за высокого энергопотребления и связанной с этим высокой стоимости. Неочищенные сточные воды сбрасываются в реку Кура .
Качество обслуживания
Качество питьевой воды
Тбилиси обеспечен современной качественной услугой водоснабжения, обеспечивающей круглосуточную доставку качественной питьевой воды без значительных перебоев. Однако за пределами столицы качество питьевой воды часто не соответствует государственным стандартам. Иногда он содержит отложения и имеет несоответствующий запах и цвет. Более того, по состоянию на 2008 год около 30% населения за пределами Тбилиси получали воду менее 12 часов в день, а многие люди, живущие на верхних этажах, вообще не получали воду из-за низкого давления.
Очистки сточных вод
70% населения подключено к канализации. Однако по состоянию на 2010 год все очистные сооружения, созданные в советское время, вышли из строя или обеспечивали только первичную очистку. В результате неочищенные городские сточные воды являются основным источником загрязнения поверхностных вод.
Правовая и институциональная база
Согласно исследованию 2015 года, законодательство Грузии в области водных ресурсов непоследовательно, противоречиво и фрагментировано. Например, Органический закон о самоуправлении 2006 года дает исключительное право предоставлять услуги водоснабжения и санитарии местным органам власти, но де-факто местные органы власти не играют никакой роли в этом секторе, за исключением Аджарии . Согласно исследованию, существует острая необходимость в реформе действующего водного законодательства и существующей системы управления водными ресурсами. Первым шагом должно стать принятие закона об управлении водными ресурсами, который заменит Закон о воде 1997 года, который распространяется только на поверхностные воды, но не на грунтовые воды и который не предусматривает разрешений на забор воды. По состоянию на 2013 год межведомственная рабочая группа при поддержке Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций работала над проектом нового закона о водных ресурсах , который будет соответствовать принципам комплексного управления водными ресурсами и Рамочной директиве ЕС по водным ресурсам . В частности, закон вводит разрешения на водопользование и сброс. Это также прояснило бы роль различных правительственных агентств, вовлеченных в сектор.
Политика и регулирование
Государственная комиссия по водоснабжению и энергетике, созданная в мае 2008 года под председательством премьер-министра, обеспечивает руководство политикой в области водоснабжения и канализации. Министерство регионального развития и инфраструктуры отвечает за управление сектором. Экономическое регулирование сектора, включая утверждение тарифов, входит в компетенцию Национальной комиссии по регулированию энергетики и водоснабжения Грузии. В целях сохранения независимости от исполнительной ветви власти Комиссия финансируется не из государственного бюджета, а за счет членских взносов, которые поставщики газа, электроэнергии и воды вносят в размере 0,5% от своего дохода. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов отвечает за управление водными ресурсами и экологическое регулирование. Министерство сельского хозяйства отвечает за оценку качества питьевой воды.
В 2009 году правительство приняло план развития городского сектора водоснабжения и канализации «с целью обеспечить к 2020 году непрерывное и надежное водоснабжение и безопасные услуги санитарии для всех городских жителей Грузии». Для достижения этой цели в 2011-2020 годах предусмотрены инвестиции в размере 1,65 миллиарда долларов США.
Управление инвестициями
Фонд муниципального развития (ФМР) — это учреждение, учрежденное указом президента, которое подчиняется Министерству регионального развития и инфраструктуры и находится под наблюдательным советом, возглавляемым премьер-министром. Реализует инвестиционные проекты, финансируемые внешними донорами и государством, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Предоставление услуг
Кутаиси, третий по величине город Грузии, является крупнейшим городом, обслуживаемым Объединенной компанией водоснабжения Грузии.
Компания «Джорджиан уотер энд пауэр» (GWP) предоставляет услуги водоснабжения и канализации в Тбилиси и прилегающих районах. Компания владеет тремя гидроэлектростанциями, которые в основном используются для производства и доставки воды. По состоянию на 2019 год GWP обслуживает c. 500,000 жилых и гр. 32 000 коммерческих клиентов. Компания «Джорджиан Уотер энд Пауэр» является дочерней компанией ЗАО «Джорджия Глобальные утилиты», которая также владеет другими предприятиями водоснабжения и возобновляемыми источниками энергии по всей Грузии. 100% акционерного общества Georgia Global Utilities принадлежит зарегистрированной на Лондонской фондовой бирже инвестиционной платформе Georgia Capital PLC.
Государственная Объединенная компания водоснабжения Грузии (UWSCG) предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения на всей территории Грузии для городских поселений, за исключением зоны обслуживания GWP и Автономной Республики Аджария . В компании работают 2700 сотрудников, 303 788 частных клиентов и 15 400 коммерческих клиентов. Он был создан в 2010 году путем слияния 66 местных компаний водоснабжения. По данным АБР, эффективность UWSCG «серьезно ограничивается нехваткой технического и квалифицированного персонала для управления услугами».
Batumi Water Company, Kobuleti Water Company и органы местного самоуправления Аджарии обслуживают Аджарскую Автономную Республику , в которой проживает 9% населения страны. Однако де-факто правительство Тбилиси участвует в принятии ключевых решений, касающихся водоснабжения и канализации в Аджарии.
Финансовые аспекты
Тарифы и возмещение затрат
Тарифы на воду и водоотведение устанавливаются Национальной комиссией по регулированию энергетики и водоснабжения Грузии на трехлетний период регулирования. Текущий период регулирования начался в 2018 году и закончится в 2020 году, после чего новые уровни тарифов будут сброшены на основе утвержденной методологии установления тарифов.
Тариф на воду и водоотведение в зоне обслуживания GWP составляет 4,40 лари за м 3 для коммерческих потребителей, 0,33 лари за м 3 для бытовых потребителей с учетом счетчика и 3,89 лари на душу населения в месяц для потребителей без учета электроэнергии. GWP — это финансово жизнеспособная компания с доходом ок. 145 миллионов лари и чистая прибыль ок. 35 миллионов лари по состоянию на 2019 год. GWP управляет тремя гидроэлектростанциями, в том числе 130-мегаваттной Жинвальской гидроэлектростанцией.
Для бытовых пользователей в зоне обслуживания UWSCG , у которых есть водомеры , комбинированный тариф на воду и канализацию составлял 0,50 грузинских лари (0,22 доллара США) за кубический метр в 2016 году. Тариф для потребителей без счетчиков колеблется от 0,25 до 2,15 грузинских лари в месяц в зависимости от муниципалитета. . Все коммерческие клиенты имеют счетчики и взимают плату в размере 4,31 грузинских лари (1,88 доллара США) за кубический метр, что более чем в восемь раз больше, чем с бытовых потребителей. В 2010 году выручка UWSCG составила почти 20 миллионов долларов США, при этом на негосударственных потребителей приходилось 67% тарифной выручки. Эффективность сбора доходов UWSCG составила 72% (49% внутри страны и 94% вне страны), при этом низкие показатели объяснялись неуплатой тарифов потребителями в ответ на плохое обслуживание. Объемные тарифы в Аджарии такие же, как и для зоны обслуживания UWSCG.
Инвестиции
Батуми водопровод на ремонте.
В период с 1987 по 2004 год не проводилось никаких крупных реабилитационных работ, и в то время требовалось заменить более 60% водораспределительной инфраструктуры. С 2004 года государство и международные доноры начали вкладывать значительные средства в реконструкцию-реабилитацию, начиная с Тбилиси в 2005-2007 годах. В 2009 году около 120 миллионов долларов США было выделено на восстановление и развитие систем питьевого водоснабжения и еще 35 миллионов долларов США на канализацию. Однако, согласно другому источнику, фактическое государственное финансирование для улучшения инфраструктуры водоснабжения и санитарии было незначительным по состоянию на 2009 год: только 10 миллионов долларов США было потрачено на улучшение водоснабжения и 1 миллион долларов США на улучшение канализации в национальном масштабе — всего лишь 0,1% валового внутреннего продукта.
Финансирование
Основными источниками финансирования городского водоснабжения и канализации в Грузии за пределами столицы являются ссуды и гранты от внешних доноров, а также из государственного бюджета. В капитале основными источниками финансирования являются собственный капитал, предоставленный частными владельцами компании, поступления от облигаций в местной валюте и нераспределенная прибыль.
Внешнее сотрудничество
Основными внешними партнерами Грузии в сфере водоснабжения и водоотведения являются Азиатский банк развития (АБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейская комиссия, Германия, Нидерланды, Швеция, США и Всемирный банк .
Азиатский банк развития
Азиатский банк развития (АБР) начал заниматься водным сектором Грузии в 2008 году. В феврале 2015 года АБР и правительство подписали кредитное соглашение на 108 миллионов долларов для проекта по улучшению услуг водоснабжения в Зугдиди и услуг канализации в Поти . До проекта 84% жителей Зугдиди не имели доступа к водопроводной воде. В Поти будет построено комплексное сооружение для сбора и очистки сточных вод. Проект также будет поддерживать реализацию программы информирования общественности, включая информацию о гигиене и санитарии. Проект является четвертым по программе мультитраншевого финансирования на сумму 500 миллионов долларов. Пятый заем в размере 75 миллионов долларов на поддержку канализационной системы в Зугдиди и очистных сооружений в Местии был одобрен в сентябре 2015 года.
Европейский банк реконструкции и развития
ЕБРР софинансировал проект по улучшению водоснабжения и водоотведения в Кобулети через Фонд муниципального развития Грузии. Проект софинансируется за счет гранта, предоставленного ORET (Нидерланды) и Millennium Challenge Corporation (США).
Европейский инвестиционный банк
Европейский инвестиционный банк предоставляет ссуду в размере 100 миллионов евро для финансирования инфраструктуры сбора и очистки сточных вод в Кутаиси , третьем по величине городе Грузии.
Германия и Европейский Союз
Ремонтные знаки при строительстве водной инфраструктуры в Батуми.
Германия через свой банк развития KfW с 2006 года финансирует улучшение системы водоснабжения и канализации в Батуми . До проекта неочищенные сточные воды сбрасывались в Черное море , водопроводная вода была непригодной для питья, а водоснабжение было прерывистым. Проект также поддерживается грантом Европейского Союза в размере 9,5 млн евро. Он включает в себя строительство современной станции очистки сточных вод, действующей системы отвода ливневых стоков и установку около 37 300 водомеров в многоквартирных домах. Этим домохозяйствам будет выставлен счет на основе их потребления, которое, как ожидается, сократится с примерно 750 литров в день до менее 200.
Соединенные Штаты
Корпорация «Вызовы тысячелетия» США через Фонд муниципального развития Грузии поддержала проект регионального развития инфраструктуры на сумму 57,7 млн долларов США для улучшения муниципальных служб водоснабжения и канализации в пяти городах Грузии.
Всемирный банк
Всемирный банк занимается муниципальной инфраструктурой в Грузии с 1995 года. В настоящее время он финансирует проекты водоснабжения и канализации в рамках Второго проекта развития региональной и муниципальной инфраструктуры на сумму 30 миллионов долларов США, утвержденного в 2014 году и осуществляемого Фондом муниципального развития Грузии. Около 35% проекта будет направлено на обеспечение питьевой водой и около 25% канализации.
использованная литература
внешние ссылки
- Джорджиан Уотер энд Пауэр
- Объединенная компания водоснабжения Грузии
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Министерство инфраструктуры Грузии сменило руководителя «Объединенной компании водоснабжения» на фоне оттока туристов из Гудаури и Бакуриани.
Как писал «Кавказский узел», накануне Нового года на курортах Гудаури и Бакуриани появились проблемы с водой. Так, в Гудаури без водоснабжения остались несколько гостиниц, и часть туристов уехала оттуда раньше срока.
Директором «Объединенной компании водоснабжения» вместо Екатерины Галдавы стал Григол Мандария, со ссылкой на пресс-службу этой компании, находящейся в ведении Министерства инфраструктуры Грузии, сообщил сегодня «Интерпрессньюс». Причины увольнения Галдавы в сообщении не указаны.
Григол Мандария имеет докторскую степень по энергетике и телекоммуникациям. «У Григола Мандарии есть опыт оценки-анализа инвестиций компаний водоснабжения и сотрудничества с международными компаниями, инвестирующими в сектор водоснабжения. Это поможет ему в реализации намеченных «Объединенной компанией водоснабжения» планов и новых проектов», — процитировал сообщение компании «Sputnik-Грузия».
На сегодняшний день водоснабжение в Гудаури и Бакуриани полностью не восстановлено, отмечается в публикации.
Georgia: Water and Sanitation | |
---|---|
Data | |
Access to an improved water source | 100% (2015) [1] |
Access to improved sanitation | 86% (2015) [1] |
Continuity of supply (%) | Continuous in Tbilisi, intermittent in many other cities and towns |
Average urban water use (liter/capita/day) | 800 in Tbilisi (2013),[2] much lower in many other towns |
Average residential water and sanitation tariff (US$/m3) | 0.15 (2014) in Tbilisi; 0.22 (2016) outside Tibilsi; |
Share of household metering | 22% in Tbilisi |
Annual investment in water supply and sanitation | |
Sources of investment financing | Utility revenues, state budget and loans from international donors |
Institutions | |
Decentralization | No |
Responsibility for policy setting | State Commission on Water Supply and Energy |
Regulatory Agency | Georgia National Energy and Water Regulatory Commission |
Sector law | |
Service providers | Georgian Water and Power (GWP) in Tbilisi, various entities in Adjara and UWSCG in the remainder of the country |
Water supply and sanitation in Georgia is characterized by achievements and challenges. Among the achievements is the improvement of water services in the capital Tbilisi where the water supply is now continuous and of good quality, major improvements in the country’s third-largest city Batumi on the Black Sea where the country’s first modern wastewater treatment plant now is under operation, as well as a general increase in access to drinking water in the entire country. Water and sewer tariffs remain affordable, with the private water company Georgian Water and Power (GWP) serving the capital being financially viable and profitable, while the public water company serving most of the rest of the country remains financially weak. The improvements were achieved after the Rose Revolution of 2004 when the government decided to reform the sector and to invest in it after many years of neglect.
Among the remaining challenges are poor service quality in many areas outside the two largest cities, a declining access to improved sanitation in rural areas according to survey results, and insufficient treatment of wastewater.
History[edit]
When the Soviet Union collapsed and Georgia became independent in 1991, its water supply and sanitation infrastructure was in bad shape. Maintenance had been neglected for many years and service quality was poor, with intermittent supply and often poor drinking water quality. After independence there was no clear government commitment to address the deficiencies in water supply and sanitation and service quality deteriorated even further. For example, operation of the wastewater treatment plant of the capital Tbilisi was stopped because the city was unable to afford to pay for its electricity bill after electricity tariffs had been increased. In 2003 a report by the OECD found that the Georgian urban water and sanitation sector was seriously under-financed, given its long neglect. The report noted that the collection rate of water bills was 70% for businesses and only 34% for households. The report recommended increasing collection efficiency and to double the water and sewer tariff in areas outside the capital until they reached the highest affordable level. This was defined as 95% of households spending less than 2.5% of their income on their water and sewer bill. The OECD recommended to leave the tariff in Tbilisi unchanged, because it had already reached the limit of affordability. Furthermore, the government should increase its spending for water supply and sanitation, reform the sector’s structure and strengthen human and institutional capacities.[3]
After the Rose Revolution of 2003 a new government began to seriously address the issues in the sector. As a first step, the government took away the responsibility for water supply and sanitation from local governments and, for the areas outside the capital, transferred it to two state-owned Limited Liability Companies, Western Water and Eastern Water. In 2010 they were merged into one company, the United Water Supply Company of Georgia (UWSCG). Investments to improve the infrastructure in the services area of UWSCG were financed primarily by foreign donors through loans and grants implemented by the Municipal Development Fund of Georgia, while UWSCG is in charge of operating the water and sewer systems.[2]
View of Tbilisi, the capital of Georgia.
A second step was the privatization of the Tbilisi Water Supply Company. In 2006, a credit of 25 million USD had been approved by the European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) to rehabilitate the water and sanitation infrastructure of Tbilisi. But the government refused the loan and instead opted for full privatization. In November 2007 it decided to sell the company to Multiplex Energy Limited, a newly created company whose ownership was not known to the public. The new company was obliged to keep tariffs unchanged for the next five years and to make substantial improvements, including the rehabilitation of the sewer infrastructure by 2012, 24-hour water supply within the entire service area by 2015 and the construction of a new wastewater treatment plant at Gardabani to replace the dilapidated existing plant by 2018. The private company took over its responsibilities in May 2008. A performance incentive system for employees and a new billing system were introduced, and connections were gradually retrofitted with meters reaching 23% of customers in 2013. According to an independent study, the overall results of water privatization in Tbilisi were positive. While staffing levels did gradually decrease from 1,962 full-time equivalents in 2006 to 1,606 in 2012, training and overall job satisfaction all increased. The average income of employees doubled between 2006 and 2013. This was more than the inflation rate during the same period, but increases were not as high as the average for water and power companies in Georgia. Furthermore, physical water losses and water theft (non-revenue water) decreased slightly (from 42% in 2006 to 38% in 2013) and water supply became continuous within the old administrative borders of Tbilisi in 2013.[2]
View of Batumi the second-largest city of Georgia.
The government also wanted to include Autonomous Republic of Adjara in the service area of UWSCG in 2010. However, this was opposed by the German state-owned development bank KfW that provided substantial funding for water supply and sanitation in Batumi on behalf of the German government. Adjara was thus excluded. In 2014 the government made a second attempt to included Adjara in the service area of the United Water Company through a decree issued by the Prime Minister, but this attempt was also foiled. De jure water and wastewater management in Adjara remains decentralized, but actually the government in Tbilisi is involved in all important decisions so that de facto it is as centralized as in other regions of Georgia. On the one hand, the Batumi water company remains financially weak, with non-revenue water as high as 90%, significant amounts of unpaid bills. As a result, tariff revenues were only 0.7 million Laris (USD 0.4m) in 2014, while operating costs stood at 10 million Laris (USD 5.7m), of which 45% were for salaries, according to an audit by the state auditor.[4] On the other hand, there have been many notable improvements in service quality in Batumi. For example, a separate stormwater drainage system has been built, preventing flooding that had previously been frequent. 70% of customers now receive water 24 hours a day, and a modern wastewater treatment plant has been commissioned in 2012. The plant functions properly, so that the quality of coastal waters has improved substantially, benefiting tourism and making it possible to eat again locally caught fish.[5] Both the investments costs and the energy consumption of the trickling filter plant are extremely low, for which the Austrian engineering company working on the plant was honored with an innovation award by the International Water Association (IWA), a professional association.[6]
Water resources[edit]
Georgia has abundant water resources. Among the total water resources of 63 billion m3/year (long-term average) only 1.6 billion m3/year or about 2% are being abstracted. About two thirds of the abstracted water is used for irrigated agriculture, and the other third for municipal and industrial uses. Despite the abundance of water resources, the Eastern part of Georgia is relatively dry and is regularly affected by droughts.[7] The country’s major river, the Kura River, rises in Turkey and receives half of its flow from snowmelt and glaciers.[8] The river, which flows from Georgia to Azerbaijan, is increasingly polluted downstream of Tbilisi.
Access and water use[edit]
Access to water supply and sanitation in Georgia is high. Based on household surveys and census results, the Joint Monitoring Programme for Water Supply and Sanitation estimates that access to an improved water source was universal in 2015. Access to improved sanitation stood at 86% (95% in urban areas, 76% in rural areas). According to these estimates based on census and household survey data access to water improved from 96% in 1990 to 100% in 2010, while access to sanitation declined from 98% in 1990 to 86% in 2015.[9] The decline in access to sanitation was most marked in rural areas, where it declined from 96% estimated during a survey in 1996 to 79% estimated through a survey in 2013. The definition of improved sanitation includes pit latrines with slabs, while it excludes pit latrines without slabs.[1] It is often difficult for surveyors conducting general household surveys to get reliable responses to the question that refers to the exact type of latrine in a house, so that the above access numbers should be treated with some caution.
Per capita water use in Georgia varies greatly between localities. In 2003 it varied between 743 liters/capita/day in Tbilisi and only 31 liters in Zugdidi, a small town in Western Georgia. This compares to 100 — 150 liters in Central Europe. Consumption was estimated at 94 liters in Rustavi, 116 liters in Kutaisi and 432 liters in Batumi. The mean time of supply per day was estimated at 12 hours, with the lowest value being 3 hours in the small town of Gurjaani in Eastern Georgia. In many towns water was not disinfected at all or only seasonally.[3]
Infrastructure[edit]
The Zhinvali reservoir is a major source of drinking water for the capital Tbilisi.
Tbilisi obtains most of its drinking water from the basin of the Aragvi River north of the city. Groundwater (60% of the total) is pumped from well fields, while surface water (40%) is mostly obtained from the reservoir of the Zhinvali Dam 42 km from the city. The water is treated in two plants: the Samgori plant built in the 1950s and the Grmagele plant, located at the Zhinvali Dam, built in the 1980s. The length of the water distribution network in Tbilisi is 3,600 km. About 35% of the main network is made of iron pipes and 65% of steel pipes. Polyethylene pipes have been installed only recently. There are 84 reservoirs and 169 pumps. The sewer network consists of 1,600 km of pipes made of ceramic, reinforced concrete, cast iron, asbestos cement and polyethylene. The wastewater is transferred by trunk sewer with a length of 72 km to the Gardabani waste water treatment plant commissioned in 1979 with a capacity of 1 million m3/day. The biological treatment at the plant is not in operation due to its high energy consumption and the associated high cost. The untreated wastewater is discharged into the Kura River.[10]
Service quality[edit]
Drinking water quality[edit]
Tbilisi is provided with an up-to-date high-quality water supply service ensuring delivery of good quality drinking water without significant interruptions 24 hours a day. However, outside the capital the quality of drinking water often fails to meet state standards. It sometimes contains sediments and has inappropriate smell and color. Furthermore, as of 2008 about 30% of the population outside Tbilisi received water for less than 12 hours per day, and many people living on upper floors did not receive water at all due to low pressure.[11]
Wastewater treatment[edit]
70% of the population is connected to sewers. However, as of 2010 all wastewater treatment plants established during the Soviet period were out of order or
provided only primary treatment. As a result, untreated municipal wastewater is a major polluter of surface waters.[11]
Legal and institutional framework[edit]
According to a 2015 study, Georgia’s water-related legislation is inconsistent, contradictory and fragmented. For example, the 2006 Organic Law on Self-Governance gives the exclusive right to provide water and sanitation services to local governments, but de facto local governments play no role in the sector except for Adjara. According to the study, there is a strong need for reform of the current water legislation and the current system of water resources management. The first step should be the adoption of a law on water resources management to replace the Water Law of 1997, which covers only surface water but not groundwater and which does not foresee permits for water abstraction.[12] As of 2013 an inter-ministerial working group supported by the United Nations Economic Commission for Europe was working on the draft of a new water law that would be consistent with the principles of integrated water resources management and the EU Water Framework Directive. In particular, the law would introduce permits for water use and discharge. It would also clarify the role of different government agencies involved in the sector.[13]
Policy and regulation[edit]
The State Commission on Water Supply and Energy, established in May 2008 and chaired by the Prime Minister, provides policy direction for water supply and sanitation. The Ministry of Regional Development and Infrastructure is responsible for sector administration. Economic regulation of the sector, including the approval of tariffs, is the responsibility of the Georgia National Energy and Water Regulatory Commission. In order to maintain its independence from the executive branch of the government, the Commission is not funded through the government budget, but through membership fees that gas, electricity and water providers contribute in the sum of 0.5% of their income.[2] The Ministry of Environmental Protection and Natural Resources is in charge of water resources management and environmental regulation. The Ministry of Agriculture is responsible for assessing drinking water quality.[14]
In 2009 the government adopted an urban water and sanitation sector development plan «with a vision to ensure continuous and reliable water supply and safe sanitation services to all of Georgia’s urban residents by 2020.» Investments of USD 1.65 billion are envisaged from 2011-2020 to reach this goal.[14]
Investment management[edit]
The Municipal Development Fund (MDF) is an entity established by presidential decree that reports to the Ministry of Regional Development and Infrastructure and is under a supervisory board headed by the Prime Minister. It implements investment projects funded by external donors and the government, including in the field of water supply and sanitation.[14]
Service provision[edit]
Kutaisi, Georgia’s third-largest city, is the largest city served by the United Water Supply Company of Georgia.
Georgian Water and Power (GWP) provides water and wastewater sewer services in Tbilisi and surrounding areas. The company owns three hydropower plants that are mainly used for water production and delivery purposes. As of 2019, GWP served c. 500,000 residential and c. 32,000 commercial customers. Georgian Water and Power is a subsidiary of JSC Georgia Global Utilities that also owns other water utility companies and renewable energy assets across Georgia. JSC Georgia Global Utilities is 100% owned by LSE listed investment platform – Georgia Capital PLC.
The state-owned United Water Supply Company of Georgia (UWSCG) provides water and wastewater services throughout Georgia for urban settlements excluding the service area of GWP and the Autonomous Republic of Adjara. It has 2,700 employees, 303,788 residential customers and 15,400 commercial customers.[15] It was created in 2010 by merging 66 local water companies. According to the ADB, UWSCG’s «effectiveness is severely constrained by the lack of technical and skilled staff to manage the service.»[14]
Batumi Water Company, Kobuleti Water Company, and Adjara local self-governments serve the Autonomous Republic of Adjara, with 9% of the country’s population.[14] However, de facto the government in Tbilisi is involved in key decisions related to water supply and sanitation in Adjara.
Financial aspects[edit]
Tariffs and cost recovery[edit]
Water and wastewater tariffs are set by the Georgia National Energy and Water Supply Regulatory Commission for three-year regulatory period. Current regulatory period started in 2018 and ends in 2020, after which new tariff levels will reset based on approved tariff-setting methodology.
The water and wastewater tariff in the GWP service area is GEL 4.40 per m3 for commercial customers, GEL 0.33 per m3 for meted residential customers and GEL 3.89 per capita per month for non-metered customers. GWP is a financially viable company with revenues of c. GEL 145 million and a net profit of c. GEL 35 million as of 2019. GWP operates three hydropower plants, including the 130 Megawatt Zhinvali hydro power plant.
For residential users in the UWSCG service area that have water meters the combined water and sewer tariff was 0.50 Georgian Laris (USD 0.22) per cubic meter in 2016. The tariff for unmetered customers varies between 0.25 and 2.15 Georgian Laris per month depending on the municipality. Commercial customers are all metered and are charged 4.31 Georgian Laris (USD 1.88) per cubic meter, more than eight times as much as residential customers.[16] In 2010 UWSCG had revenues of almost USD 20 million, with nondomestic consumers accounting for 67% of the tariff revenues. UWSCG’s revenue collection efficiency was 72% (49% domestic and 94% nondomestic), with the poor performance attributed to customers’ nonpayment of tariffs in response to poor services.[14] The volumetric tariffs in Adjara are the same as for the service area of UWSCG.
Investment[edit]
Batumi water supply under repair.
No major rehabilitation works were carried out in the period between 1987 and 2004 and at the time more than 60% of the water distribution infrastructure needed to be replaced. From 2004 on the state and international donors began to invest heavily in reconstruction-rehabilitation, beginning in Tbilisi in 2005-2007. In 2009 about 120 million USD was allocated for the rehabilitation and development of drinking water systems, and an additional 35 million USD for sewerage.[11] However, according to another source actual government financing to improve water and sanitation infrastructure was insignificant as of 2009, with only USD 10 million spent to improve water supply and USD 1 million to improve sewerage nationally — a mere 0.1% of gross domestic product.[14]
Financing[edit]
The main sources of financing for urban water supply and sanitation in Georgia outside the capital are loans and grants from external donors as well as the state budget. In the capital the main sources of financing are equity provided by the private owners of the company, the proceeds of local currency bonds and retained earnings.
External Cooperation[edit]
The major external partners of Georgia in water supply and sanitation are the Asian Development Bank (ADB), the European Bank for Reconstruction and Development (EBRD), the European Investment Bank (EIB), the European Commission, Germany, the Netherlands, Sweden, the United States and the World Bank.
Asian Development Bank[edit]
The Asian Development Bank (ADB) began to engage in the Georgian water sector in 2008.[14] In February 2015 ADB and the government signed a $108 million loan agreement for a project to improve water services in Zugdidi and sanitation services in Poti. Prior to the project, 84% of people in Zugdidi had no access to piped water. In Poti, a comprehensive sewage collection and treatment facility will be built. The project will also support the implementation of a public awareness program, including information on hygiene and sanitation. The project is the fourth under a $500 million multitranche financing program.[17] A fifth loan for $75 million to support a sewerage system in Zugdidi, and a sewage treatment plant in Mestia, was approved in September 2015.[18]
European Bank for Reconstruction and Development[edit]
The EBRD co-financed a project to improve water and waste water services in Kobuleti through the Municipal Development Fund of Georgia. The project is co-financed from a grant provided by ORET (Netherlands) and the Millennium Challenge Corporation (USA).[19]
European Investment Bank[edit]
The European Investment Bank lends EUR 100 million to finance wastewater collection and treatment infrastructure in Kutaisi, Georgia’s third largest city.[20]
Germany and the European Union[edit]
Repair signs during water infrastructure construction in Batumi.
Germany, through its development bank KfW, finances improvements in water supply and sanitation in Batumi since 2006. Prior to the project untreated wastewater was discharged into the Black Sea, tap water was not drinkable and water supply was intermittent.[21] The project is also supported through a 9.5m EUR grant of the European Union. It includes the construction of a modern wastewater treatment plant, a functioning stormwater discharge system and the installation of about 37,300 water meters in multi-apartment buildings. These households will be billed based on their consumption, which is expected to be reduced from about 750 litres per day to below 200.[22]
United States[edit]
The US Millennium Challenge Corporation, through the Georgian Municipal Development Fund, supported a USD 57.7 million regional infrastructure development project for improvement of municipal water and sewerage services in five cities throughout Georgia.[11]
World Bank[edit]
The World Bank has been engaged in municipal infrastructure in Georgia since 1995. It currently finances water supply and sanitation projects through the USD 30 million Second Regional and Municipal Infrastructure Development Project approved in 2014 and implemented by the Municipal Development Fund of Georgia. About 35% of the project will support drinking water supply and about 25% sanitation.[23]
References[edit]
- ^ a b c «Georgia Estimates». WHO/UNICEF Joint Monitoring Programme for Water and Sanitation. Retrieved 25 June 2016.
- ^ a b c d Dashniani, Zaza (April 2014). «Impact assessment of divestiture in water utilities; Impact on labur; a case study; GWP, Tbilisi, Georgia». MSc Thesis, UNESCO-IHE Institute for Water Education. Retrieved 26 June 2016.
- ^ a b «Financing Strategy for the Urban Water Supply and Sanitation Sector in Georgia» (PDF). OECD. 2003. Retrieved 26 June 2016.
- ^ Melua, David (2015). «Municipal water and wastewater sector in Georgia» (PDF). Network of Institutes and Schools of Public Administration in Central and Eastern Europe (NISPAcee)/SlovakAid. pp. 14–16. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «Sauberes Wasser für Batumi (Clean Water for Batumi)» (PDF). CIM — Centrum für international Migration und Entwicklung. Retrieved 26 June 2016.
- ^ «The 2013 IWA Project Innovations Award» (PDF). International Water Association (IWA). Retrieved 26 June 2016.
- ^ «Aquastat Country Profile Georgia». Food and Agricultural Organisation (FAO) of the United Nations. 2008. Retrieved 26 June 2016.
- ^ Mustafaev, Islam; Mammadov, Vagif. «Problems of Transboundary Water Management in Azerbaijan». Institute of Radiation Problems, Institute of Geology. docstoc. Retrieved 2010-03-13.
- ^ «WASHwatch.org — Georgia». washwatch.org. Retrieved 2017-04-12.
- ^ «An integrated environmental assessment of state and trends for Georgia’s Capital City» (PDF). GEO-Cities (OSCE/UNEP). 2011. Retrieved 26 June 2016.
- ^ a b c d «Georgia: National Water Policy Dialogue on Integrated Water Resources Management». Government of Georgia / EU Water Initiative / Ministry of Foreign Affairs of Finland / United Nations / OECD. 2013. p. 9. Retrieved 25 June 2016.
- ^ Melua, David (2015). «Municipal water and wastewater sector in Georgia» (PDF). Network of Institutes and Schools of Public Administration in Central and Eastern Europe (NISPAcee)/SlovakAid. pp. 16–17. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «UNECE helps Georgia draft new Water Law». UNECE. 30 May 2013. Retrieved 26 June 2016.
- ^ a b c d e f g h «Sector Assessment (Summary): Water Supply and Sanitation» (PDF). ADB. 2010. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «About us». United Water Supply Company of Georgia. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «Tariffs UWSCG». Retrieved 25 June 2016.
- ^ «ADB Water and Sanitation Loan Marks Start of New Partnership with Georgia». Asian Development Bank. 6 February 2015. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «Georgia: Urban Services Improvement Investment Program — Tranche 5». Asian Development Bank. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «Kobuleti Water». EBRD. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «EIB lends EUR 100 million for Georgia’s Water Sector Rehabilitation Programme». European Investment Bank. 15 October 2015. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «Clean water for Batumi in Georgia». KfW. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «Water Supply and Sewage of Batumi and Surrounding Villages». European Commission. Retrieved 25 June 2016.
- ^ «Second Regional and Municipal Infrastructure Development Project». World Bank. Retrieved 25 June 2016.
External links[edit]
- Georgian Water and Power
- United Water Supply Company of Georgia
წყლის ჩამოსხმის საამქრო აღჭურვილია ევროპაში აღიარებული საუკეთესო ბრენდის ბოლო მოდიფიკაციის სრულად ავტომატიზირებული მინისა და პეტ ბოთლებში ჩამოსხმისა და შეფუთვის ხაზებით; ქარხანა თბილისთან ახლოს, სოფელ მისაქციელის ტერიტორიაზე 18,000 კვ/მ მიწის ნაკვეთზეა გაშენებული.
ხაზებში გამოყენებულია უახლესი ტექნოლოგიები, რომელიც უზრუნველყოფს პროდუქციის ხარისხის განსაკუთრებულ დაცვას.
წყალს 150 მეტრი სიღრმიდან მოიპოვებენ. ორივე ჭაბურღილი უშუალოდ წარმოების ტერიტორიაზე მდებარეობს და მიწის წიაღიდან ამოსული წყალი უჟანგავი ლითონის მილებით მიეწოდება საწარმოს. მოპოვებული წყლის მაღალი ხარისხი, სტაბილურობა და ასევე ევროპულ და ამერიკულ სტანდარტებთან შესაბამისობა დადასტურებულია ქართული (გამა) და მსოფლიოში წამყვანი გერმანული Fresenius institution და ავსტრიული Bio 4 ლაბორატორიების დასკვნებით.