Бизнес ,
06 дек 2022, 09:00
Авиакомпании Дальнего Востока перейдут на единый бренд
Шесть дальневосточных авиакомпаний приступят к полетам под единым названием
С получением новой авиатехники шесть дальневосточных перевозчиков, входящих в группу «Аврора», перейдут на единый бренд. Рабочая версия общего названия — Aurora Region, рассказал РБК глава компании Константин Сухоребрик
Входящие в дальневосточную авиакомпанию «Аврора» перевозчики перейдут на единый бренд, рассказал в интервью РБК ее гендиректор Константин Сухоребрик. Рабочая версия общего названия — Aurora Region. «Это будет продолжение бренда «Авроры» как основы большой региональной дальневосточной авиагруппы», — заявил он.
Разработкой концепции дизайна раскраски воздушных судов с логотипом Aurora Region за 1,77 млн руб. занимается московское брендинговое агентство «Пирс 5» (до мая 2022 года называлось Landor & Fitch Moscow, среди клиентов — лоукостер «Победа»), следует из закупочной документации «Авроры».
Единая авиакомпания, созданная в 2021-м по решению президента Владимира Путина, состоит кроме «Авроры» из еще пяти региональных перевозчиков — «Якутии», Камчатского авиационного предприятия и «ЧукотАВИА» (по 25% + 1 акция этих компаний уже переданы «Авроре»), а также «Полярных авиалиний» и «Хабаровских авиалиний». «Сейчас у нас шесть разных предприятий, которые в свое время были даже конкурентами. Наша задача — стать одной большой семьей. Одна большая семья имеет одну фамилию и, может быть, разные имена», — пояснил Сухоребрик. По его словам, брендироваться и раскрашиваться в фирменные цвета «Авроры» будет только новая авиатехника. При этом есть задумка, чтобы у каждого перевозчика «осталась и своя идентичность, которая может отразиться в цветовой гамме», добавил топ-менеджер.
Единый дальневосточный перевозчик должен получить в общей сложности 66 новых российских самолетов (45 машин) и вертолетов (21), но твердые контракты еще не подписаны. По словам Сухоребрика, поставки новой авиатехники начнутся, скорее всего, после 2024 года. «Имеющиеся самолеты и вертолеты перекрашивать не будем, чтобы не выбрасывать деньги на ветер», — отметил топ-менеджер. Сейчас совокупный парк единого дальневосточного перевозчика, по данным Росавиации, состоит из почти 130 воздушных судов, включая 20 импортных самолетов самой «Авроры».
На совещании президента России с членами правительства министр транспорта России Виталий Савельев сообщил о том, что на Дальнем Востоке появился единый авиаперевозчик. Об этом сообщается на сайте Кремля.
— На текущий момент дальневосточная региональная компания «Аврора» создана. Сахалинская область приобрела у ПАО «Аэрофлот» 51 процент акций авиакомпании «Аврора» за один рубль, — рассказал Савельев. — Сейчас Минтрансом России и Минвостокразвития совместно с субъектами ДФО определена маршрутная сеть — это 535 социально значимых маршрутов, в том числе 100 маршрутов межрегиональных и 435 — местных.
Министр отметил, что авиационная компания «получается интересной, довольно серьезной». Всего парк воздушных судов будет насчитывать 131 единицу, из них 91 — это самолеты, 40 — вертолеты.
Глава Минтранса также заявил, что до 2024 года для «Авроры» будет поставлено 45 воздушных судов отечественного производства. Подписан соответствующий предварительный график. Новую авиакомпанию планируют первое время поддержать с помощью субсидии, пока наполняемость рейсов будет не выше 20 процентов.
Напомним, единая дальневосточная авиакомпания создается по поручению президента с целью повысить транспортную доступность отдаленных населенных пунктов Дальнего Востока.
Предприятие будет работать на базе сахалинской «Авроры» с участием всех региональных перевозчиков. Объединение авиапредприятий под единым брендом позволит создать общую маршрутную сеть, охватывающую сотни населенных пунктов, повысить качество обслуживания пассажиров.
По расчетам, ежегодно новая авиакомпания сможет оказывать услуги двум миллионам дальневосточников.
В этом году новый перевозчик, созданный на базе «Авроры», получит первый «Суперджет»
Самолёт на взлётной полосе. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Объединённая дальневосточная авиакомпания «Аврора» уже с июля начинает выполнять полёты по первым 20 субсидируемым маршрутам, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства. Для обкатки первых маршрутов правительство выделит перевозчику 1,5 млрд рублей, что позволит более чем 100 тысячам человек воспользоваться льготным тарифом, сообщает ИА PrimaMedia.
Они смогут купить билет, к примеру, из города Советская Гавань до Южно-Сахалинска по приемлемой цене − около 2,2 тысяч рублей. Один из самых длительных перелётов − между Хабаровском и Якутском — обойдётся в сумму около 10,7 тысяч рублей»,
— сказал Михаил Мишустин.
Он пояснил, что в течение пяти лет объединённая авиакомпания пополнит свой парк 45 отечественными самолётами.
«В этом году должен поступить первый «Суперджет». Кроме того, уже подписано соглашение о поставке восьми лёгких воздушных судов Л-410 для местных линий. Большой современный авиапарк позволит выполнять полёты более чем по 500 маршрутам», — сказал премьер.
Единая дальневосточная авиакомпания с авиапарком российского производства создается по поручению президента Владимира Путина.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в капитал единой дальневосточной авиакомпании вошли Сахалинская область (50% минус 1 акция), а также еще 10 регионов Дальнего Востока в равных долях (по 5%) и РФ («золотая акция»). Для этого ряд регионов уже передал 25% плюс 1 акцию в принадлежащих им авиакомпаниях в собственность или управление сахалинской «Авроре», на базе которой формируется единый перевозчик.
Ожидается, что объединенная авиакомпания будет перевозить порядка 2 млн человек в год, из которых на местных маршрутах — не менее 283 тысяч человек, на региональных и межрегиональных — не менее 1,7 млн человек. Минтранс совместно с Минвостокразвития и регионами Дальнего Востока определил маршрутную сеть перевозчика. Она включает 535 направлений, в том числе 100 межрегиональных и 435 местных маршрутов.
Дальневосточные регионы выступили против создания единой авиакомпании в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) — такой перевозчик должен был, по идее федеральных властей, появиться на базе «Авроры» (входит в группу «Аэрофлот»). Субъекты предложили в качестве альтернативы альянс региональных авиакомпаний с сохранением их юридической независимости и под руководством наблюдательного совета. Инициатором выступило правительство Якутии — в конце августа власти региона направили письмо в Росавиацию. Такой расклад фактически говорит о срыве изначально планируемого проекта, но новая форма объединения более жизнеспособна, считают эксперты. Согласны ли в Минтрансе с предложениями, станет известно по итогам запланированного на 9 сентября совещания в ведомстве. В нем примут участие главы Якутии и Сахалина.
Дальневосточный альянс
Власти дальневосточных регионов намерены создать альянс региональных авиакомпаний, рассказали «Известиям» в правительствах Хабаровского края и Сахалинской области. По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, 3 сентября состоялось совещание с участием руководителей транспортных ведомств ДФО, авиакомпаний «Якутия», «Аврора» (базируется в Южно-Сахалинске), «Полярные авиалинии» (Якутск), «Хабаровские авиалинии», «Сибирская легкая авиация» (Магадан) и ПАО НПК «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, которая принадлежит «Ростеху»). Участники ознакомились с вариантами бизнес-модели альянса, рассмотрели вопросы маршрутных сетей, обновления парка воздушных судов, тарифной политики, объемов субсидирования, рассказали в минтрансе Хабаровского края.
— По мнению участников, по организационно-правовой форме на первом этапе решено создать наблюдательный совет, в который войдут представители от каждого субъекта и собственники авиакомпаний, — сказали в краевом ведомстве.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Президент РФ Владимир Путин на совещании с правительством 11 декабря 2019 года поручил кабмину сформировать предложения по созданию на Дальнем Востоке авиакомпании, эксплуатирующей суда российского производства. Основной ее деятельностью должна стать перевозка пассажиров и грузов в Дальневосточном федеральном округе и в труднодоступных районах страны. Это следует из перечня поручений правительству, опубликованного в январе 2020-го. К 31 января этого года кабмин должен был определить потребность в самолетах с указанием их типов и пассажировместимости. Ответственным по данному вопросу был назначен Дмитрий Медведев, возглавлявший тогда правительство РФ.
В июле вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев говорил ТАСС, что дальневосточная авиакомпания будет отдельным предприятием.
«Это будет точно новая авиакомпания, но она соберет в себя те ресурсы, которые уже есть. Будет ли она называться «Аврора», потому что, так скажем, основной пласт всё равно относится к этой компании, или как-то по-другому — мы еще не думали. «Аврора» станет, конечно, базовым предприятием», — утверждал он.
Пресс-секретарь вице-премьера Тимур Чернышов отказался от комментария.
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев
В «Ростехе» считают, что возможности альянса по заказу самолетов будут шире, чем у отдельных авиакомпаний. В госкорпорации рассчитывают, что альянс сформирует комплексный заказ на современные российские самолеты Superjet, МС-21, Ил-114. Там сказали, что ведут диалог о поставках новой российской техники с компаниями из числа тех, что планируют войти в альянс.
В минтрансе Сахалинской области сказали, что по предварительной договоренности в состав альянса согласились войти «Аврора», «Якутия», «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии», «Камчатское авиационное предприятие», «Авиашельф». Формирование парка и маршрутной сети «Авроры» будет вестись в рамках общей стратегии альянса. Регион продолжает вести переговоры с «Аэрофлотом» о выкупе его доли в «Авроре», сказали в министерстве.
В Минвостокразвития переадресовали вопросы «Известий» в Минтранс. В Минтрансе и «Аэрофлоте» отказались от комментариев. В Росавиации на момент публикации не ответили на запрос.
Концепция изменилась
Еще в конце августа первый зампред правительства Якутии Алексей Колодезников направил в Росавиацию письмо, в котором поставил под сомнение целесообразность создания единого перевозчика на базе «Авроры». «Известия» ознакомились с документом.
«Оценить сценарий вхождения субъектов ДФО в состав акционеров АО «Авиакомпания «Аврора» путем предоставления регионам одной акции перевозчика на данный момент не представляется возможным ввиду отсутствия более подробной информации, в том числе в отношении объема акционерных прав, удостоверенных одной акцией, определения органа управления, в котором планируется участие субъекта РФ в лице акционера или члена совета директоров», — говорится в письме.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Вхождение регионов в уставный капитал «Авроры» не решает задачу повышения транспортной доступности Дальнего Востока, также следует из документа. Остаются вопросы в части механизма функционирования единой региональной авиакомпании, риски для существующих авиакомпаний и в управляемости социально значимыми местными перевозками, необходимости субсидирования из региональных бюджетов.
Алексей Колодезников предложил первому замминистра транспорта — главе Росавиации Александру Нерадько — принять предложения республики (об альянсе с сохранением юридической независимости компаний. — «Известия») как один из вариантов создания дальневосточной авиакомпании.
4 сентября, на следующий день после совещания в Хабаровске, директор департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова направила главе Якутии Айсену Николаеву письмо с пометкой «Срочно», в котором просит его принять участие в совещании Минтранса по вопросу создания региональной дальневосточной авиакомпании (документ есть у «Известий»). Совещание состоится 9 сентября, в нем примут участие министр транспорта Евгений Дитрих и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Оптимальное решение
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что отказ региональных администраций передавать имущество своих авиакомпаний в уставный капитал «Авроры» объясняется, в частности, последующей потерей налоговых поступлений в региональные бюджеты.
Необходимость появления отдельной авиакомпании определяет рынок, говорит эксперт. Поэтому создание альянса может быть формой защиты позиций небольших дальневосточных перевозчиков в конкурентной борьбе, считает он.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
По мнению гендиректора компании Infomost Бориса Рыбака, создание альянсов сегодня не является популярной формой совместной работы авиаперевозчиков: к настоящему времени часть альянсов распалась, часть превратилась в совместные предприятия. Впрочем, такая совместная коммерческая деятельность авиакомпаний в рамках альянса на начальном этапе возможна.
По его словам, одна из проблем небольших авиакомпаний — хроническая нехватка средств на маркетинговую деятельность. Создание альянса способно решить эту проблему. Экономически такое объединение более целесообразно, чем создание нового перевозчика, отметил он. Впрочем, для эффективной работы возглавить союз должен представитель не самой крупной компании объединения.